Группы дикорастущих растений и диких животных 3 класс окружающий мир. Урок окружающего мира в 3-м классе "Разнообразие растительного и животного миров"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Информационный проект по теме "Дикие и домашние животные" 3 класс (окружающий мир). Группы дикорастущих растений и диких животных 3 класс окружающий мир


Урок окружающего мира в 3-м классе "Разнообразие растительного и животного миров"

Разделы: Начальная школа

Цель: углубить знания учащихся о представителях растительного и животного мира.

Задачи:

  • изучить растительный и животный мир родного края;
  • развивать мышление, речь;
  • воспитать бережное отношение к природе, любовь к краю, бережному отношению к его богатствам.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: карта России, карта Краснодарского края, контурная карта, мультимедийный проектор.

Содержание урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке окружающего мира совершим необычное путешествие. Познакомимся с разнообразием растительного и животного мира. (Слайд 1)

Путешествовать будем по родному краю. (Слайд 2)

Изучение нового материала.

Работа с картой.

- На карте России есть уголок Земли, который близок и особенно дорог каждому из нас. Это место где мы родились, это наша малая родина.

- Найдите это место на карте.

Краснодарский край по своим ландшафтам и климатическим условиям не имеет аналогов в пределах России. Он занимает площадь 76 тыс. км2, Расположен в южной части европейской территории России.

- Обведем границы края в контурных картах. Рассмотрим границы края и назовем ее соседей.

- Река Кубань делит поверхность Краснодарского края на две части: северную равнинную. (Слайд 3)

- И гористую южную. (Слайд 4)

- В прошлом равнина была покрыта различными травянистыми растениями. (Слайд 5)

- В степи можно встретить: (Слайд 6) тимофеевку, льнянку, мятлик, ромашку, репейник, мак, зверобой, полынь, осот, лебеду.

- Современная степь вся распахана и занята посевами культурных растений. (Слайд 7)

Степь переходит в лесостепь. (Слайд 8) Она протянулась неширокой полосой по левому берегу Кубани.

- В лесостепи встречаются островки лесов из дуба, граба, клёна, орешника. Основная часть лесов приходится на предгорья и горные районы. Леса Кубани занимают около 2млн. га. Леса края богаты грибами и ягодами.

- На черноморское побережье Кавказа пышная субтропическая растительность: пальмы, кипарисы, хурма, каштан, магнолии, бамбук. (Слайд 9)

- Неразумная хозяйственная деятельность людей привела к тому, что некоторые растения становятся редкими и исчезающими. Они занесены в Красную книгу Кубани.

(Слайд10)

Разгадай кроссворд.

- Разнообразен и животный мир. Животные это – насекомые, птицы, звери, рыбы. Чтобы узнать, какая армия самая многочисленная в Краснодарском крае, разгадаем кроссворд.

(Слайд 12)

  1. Волосата, зелена В листьях прячется она Хоть и много ножек. Бегать всё равно не может. (Гусеница)
  2. Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. (Бабочка)
  3. Модница крылатая Платье полосатое Ростом хоть и кроха Укусит - будет плохо. (Оса)
  4. На лугу живёт скрипач. Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
  5. Не жужжу, когда сижу Не жужжу, когда хожу. Если в воздухе кружусь Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)
  6. Нос долог, голос тонок, Кто его убьёт, Свою кровь прольёт. (Комар)
  7. Мы лесные жители, Мудрые строители. Из иголок всей артелью строим дом себе под елью. (Муравьи)
  8. Хоть и жалят они больно Их работой мы довольны. (Пчёлы)
  9. Кто за печкою живёт, Спать мне ночью не даёт? (Сверчок)

Беседа о насекомых.

- Где обитают насекомые? Какое значение насекомых в природе? (Перенося пыльцу, являются кормом для птиц).

- Каких птиц вы видели у нас в крае? Какую пользу приносят птицы? (Слайд 13)

-Птицы приносят пользу народному хозяйству, уничтожая вредных насекомых и грызунов. На Кубани насчитывается около 320 видов птиц.

Одна ласточка ловит в день более 1000 вредителей.

Сотни деревьев спасают дятлы, поедая личинки жука- короеда .

Сова сохраняет в год тонну хлеба.

- Загрязнение воздуха привело к сокращению численности насекомоядных птиц.

- Как вы думаете почему?

- Назовите птиц, которые питаются рыбой. Какие виды рыб знаете?

Сообщение о рыбах учащихся.

Территория края омывается Черным и Азовским морями.

Разнообразен мир Черного и Азовского морей. (Слайд 14)

- Какие звери живут на территории края?

- У нас в крае тепло. И звери часто меняют свои привычки. Медведь не укладывается в спячку, так как зимой он может найти достаточно корма. А заяц не меняет свою шубу.

- Как думаете почему?

Постановка проблемной ситуации.

- Как сберечь природу от разрушения? (Слайд 15)

Опомнись, вздрогни человек!

Перед природой мы в долгу.

- Почему автор, обращаясь к человеку, призывает опомниться?

Физминутка.

Рассказ о Кавказском государственном биосферном заповеднике. (Слайд 16)

- Заповедник был создан в 1924 году.

- Находится он на северных и южных склонах Главного Кавказского хребта. Общая площадь заповедника 280 тысяч гектаров.

- Основные цели: охрана природы, восстановление ценных видов зверей и птиц: зубра, тура, кавказского оленя.

Сообщения о животных .

(Слайд 17) Енотовидная собака. Интересным и ценным пушным зверем является енотовидная собака, завезенная из Уссурийского края. Условия жизни оказались для нее вполне подходящими, и количество этих животных увеличивается. Селится енотовидная собака около воды, роя себе нору в крутых берегах. Питается она рыбой, лягушками, червями, насекомыми. Зимой впадает в спячку.

(Слайд 18) Кавказский благородный олень. В широколиственных лесах. А чаще на альпийских лугах, можно видеть грациозных красавцев оленей. Кавказский благородный олень относится к одним из самых ценных охраняемых животных. Особенно красивы самцы: голова их украшена ветвистыми рогами, достигающими веса более 6 кг. В сентябре – во время брачного периода – часто слышен рев самцов, разносящийся далеко по лесу.

Тур Северцова . В высокогорной зоне на альпийских лугах, среди диких скал, обитают крупные горные козлы – западные туры Северцова. Старые самцы достигают 150 кг веса и несут на голове красиво изогнутые назад массивные рога длиною до 1 метра. В знойные летние дни туры забираются на северные склоны высоких скалистых вершин и только под вечер спускаются для кормежки на луга.

(Слайд 19)Зубр. Зубры – самые могучие обитатели лесов Северного Кавказа. Эти крупные, медлительные и угрюмые животные держатся обычно небольшими группами по 10 – 17 голов. При длине тела в 3,5 м и высоте 1,8 м зубры весят до 700 кг. Раньше их содержали в загонах. Сейчас зубры находятся на вольном выпасе. Зимой их подкармливают овсом и корнеплодами, дают соль, мел.

(Слайд 20) Рысь. Изредка в глухих высокогорных местах встречается красивый, сильный и ловкий хищник – рысь.

(Слайд 21) Кабан. Распространён практически по всей территории края, предпочитая лесную, лесостепную и плавневую зоны. Это животное, кажущееся грузным и неповоротливым, на самом деле очень быстрое и увертливое. Излюбленная пища кабанов – буковые орешки, плоды груш, желуди, каштаны, дождевые черви, корни деревьев. Старый кабан, обладает большой силой, может справиться с несколькими волками. Охотникам раненый кабан представляет опасность.

(Слайд 22) Кавказский медведь. Кавказский медведь по размерам и силе значительно уступает бурому медведю. Обладая относительно добродушным нравом и будучи трусоватым, он редко нападает на человека. Убежищем медведям служат расщелины в горах, ниши под скалами. Эти неуклюжие с виду животные бегают легко и быстро даже в гору. Зимой многие медведи не впадают в спячку, а продолжают бродить по лесам в поисках пищи.

4. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Для чего был создан заповедник?

- Какие животные живут в заповеднике?

(Слайд 23)

Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь… Всё это называется – природа Давайте же всегда её беречь!

5. Домашнее задание.

- Нарисуйте животных, растения, которые вам запомнились.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

3 класс. Окружающий мир. Тема. РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ

3 класс. Окружающий мир.

Тема. Разнообразие животных

Цели деятельности учителя:

Обучающие: создать условия для актуализации и систематизации знания о классификации животных и их групповых признаках; формирования представлений о животных в процессе работы с текстом. Развивающие: способствовать развитию критического мышления, умений ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; расширению кругозора учащихся. Воспитательные: содействовать воспитанию познавательного интереса к окружающему миру, культуры общения в группе со сверстниками, бережного и внимательного отношения к животным.

Оборудование: схема «Классификация животных»

Ход урока

I. Организация начала урока.

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с нашим родным домом – природой.

II. Актуализация опорных знаний.

1. фронтальный опрос:

– Назовите «лишний» предмет. (Слон, собака, паук, ландыш.)

– К какому царству относится этот предмет? (К царству растений.)

– Как называется наука, которая изучает растения? (Ботаника.)

– Какую роль играют растения в жизни людей и животных? (Человек получает от растений кислород, пищу, ткани, древесину. Животным растения дают кислород, служат для них убежищем, пищей, лекарством.) Да, жизнь без растений на земле немыслима.

2. Тестирование .

Тест «Что вы знаете о растениях?»

1. Что содержит плод растения?

а) цветок; б) семена; в) стебель.

2. Что растения получают из почвы?

а) перегной, песок, глину;

б) остатки растений и животных;

в) кислород, воду, соли.

3. Хвойные растения – это:

а) сосна, ель, яблоня;

б) лиственница, папоротник, кедр;

в) ель, сосна, пихта.

Ответы: 1-б. 2-в. 3-в.

3. опрос по теме «Лекарственные растения».

– откроем секреты некоторых растений.

1. Отвар какого растения – хорошее средство от кашля? (Мать-и-мачеха.)

2. Какое растение облегчит боль, если вы поранили ногу? (Подорожник.)

3. Какую траву любят кошки, а люди используют ее при нервных расстройствах? (Валериану.)

4. В плодах какого растения аскорбиновой кислоты содержится в 10 раз больше, чем в смородине? (Шиповник.)

5. Какое растение лечит от 90 болезней? (Зверобой.)

– это лекарственные растения. Их очень много. Есть специальная книга, которая называется «Лекарственные растения».

– Скажите, где и как их можно собирать?

– Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить вред растениям?

III. Сообщение темы урока. 

– Мы продолжаем изучение раздела «Эта удивительная природа». Сегодня мы покидаем царство растений и переходим к изучению другого царства – животного мира. На уроке мы рассмотрим новую классификацию животных, их групповые признаки.

IV. Изучение нового материала.

1. Мир животных. Рассказ учителя с элементами беседы.

– Когда вы слышите слово «животные», кого вы представляете? (Ответы учащихся.)

У каждого животного своя среда обитания. Некоторые живут в воде, некоторые на суше, третьи – в почве, жизнь других животных тесно связана с воздухом. А многие живут рядом с человеком. Как называются животные, которые живут рядом с человеком? А те, которые живут в дикой природе?

infourok.ru

Разнообразие растений и животных. Окружающий мир. 3 класс. Конспект урока – конспект урока – Дрофа-Вентана

авторы: Бегаева Юлия Игоревна учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» г. Калуги

УМК «Окружающий мир. 3 класс» Е. В. Саплиной, А. И. Саплина, В. И. Сивоглазова.

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

I. Познавательные: формировать представления о многообразии растений и животных.

II. Развивающие:

  1. Развитие наблюдательности при работе с иллюстративными материалами.
  2. Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:
  • анализ при выделении признаков и видов растений и животных, и отнесении их к определенной группе;
  • классификация при выделении групп растений и животных;
  • синтез при формулировке вывода.
  • Развитие самостоятельности при организации работы в группах.
  • III. Воспитательные:

    1. Воспитание познавательного интереса.
    2. Воспитание умения общаться:
    • учитель – ученик
    • ученик – ученик

    Задачи:

    • Расширить кругозор и знания учащихся о природе.
    • Сформировать представление о многообразии растений и животных.

    Оборудование: для учителя: раздаточный материал, для учащихся: книжка-раскладушка, карточки, иллюстрации.

    Использованные источники

    • Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. Издательство «Дрофа», 2010 г.

    Ход урока

    1. Организация класса

    – Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок «Окружающий мир». Посмотрите все ли у вас готово к уроку. У вас на парте должны лежать: пенал, учебник, тетрадь.

    Слушайте меня внимательно и у нас все получится.

    2. Проверка домашнего задания по теме: «Растения»

    – Сегодня д/з я буду проверять по-разному. По карточкам будут работать: Саша, Сережа и Ира.

    А) Индивидуально-письменный опрос
    Карточка №1 по теме: «Растения»

    1. Соотнесите части растений с рисунком. Поставь нужную цифру в квадрат.

    1 корень 2 стебель 3 лист 4 цветок 5 плод с семенами

    2. Обведи номера травянистые растения.

     

    Карточка № 2 по теме «Растения»

    1. Соотнеси стрелками иллюстрации растений с понятиями:

    дерево

     

    кустарник

     

    травянистое растение

     

     

     

     

     

     

    2. Подчеркни части растений, которые располагаются над землей.

    корень

     

    стебель

     

    цветок

     

     плод с семенами

     

     лист

     

     

    Карточка №3 по теме «Растения»

    1. Подпиши части растений.

    2. Соотнесите стрелками названия растений с понятиями:

    дерево

     

         

    крыжовник

     

     

         

    лещина

    кустарник

     

         

     

     

     

         

    липа

    травянистое растение

     

         

    клевер луговой

     

     

         

    нарцисс

    Б) Фронтально-устный опрос

    – Итак, ребята, посмотрели все на меня. А теперь я бы хотела проверить как остальные ребята готовы к уроку.

    – С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

    – Мы познакомились с темой «Растения».

    – Назовите части цветковых растений.

    – Назовите части цветковых растений, которые находятся над землей.

    – Назовите части цветковых растений, которые находятся под землей.

    – Какие группы растений мы выделили?

    – Деревья, кустарники, травянистые растения.

    – Назовите признаки группы деревьев. (Кустарников, травянистых растений).

    – Ребята, я утверждаю, что сирень относится к группе деревьев. Вы со мной согласны? Почему?

    В) Индивидуально-устный опрос

    (На доске вывешено изображение клевера).

    – Кто хотел бы выйти к доске показать и назвать части этого растения.

    (На доске вывешены иллюстрации растений: береза, жасмин, пион, мать-и-мачеха, груша, шиповник).

    – Кто хотел бы выйти к доске и разделить эти растения на группы?

    – Почему вы отнесли березу и грушу к деревьям?

    – Почему вы отнесли жасмин, шиповник к кустарникам?

    – Почему вы отнесли пион, мать-и-мачеху к травянистым растениям?

    (Собираю карточки.)

    Резервные вопросы:

    – Перечислите части цветковых растений?

    – Назовите группы растений.

    – Назовите признаки, по которым отличаются деревья от кустарников.

    Обобщение по дом. заданию: Итак, ребята, мы с вами изучили части цветковых растений. Выделили – корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами( учитель еще раз на плакате показывает все части растения). Изучили на какие группы делятся растения и выделили характерные признаки каждой группы.

    3. Изучение новой темы

    3.1. Постановка учебной задачи

    – Ребята посмотрите на доску. Рассмотрите внимательно иллюстрации.

    (Карликовая береза, бамбук, секвойя, можжевельник, клен, шиповник, одуванчик).

    – Кто-нибудь может сказать, как называются эти растения?

    – Как ты узнал, что это клен?

    (Если уч-ся не узнают растения, то учитель сам их называет.)

    – Соотнесите эти иллюстрации и группами растений, которые мы выделили.

    – К какой группе относится бамбук?

    – К деревьям, к травянистым растениям.

    – Почему вы так решили? Докажите?

    – Так. У нас возникли разногласия по поводу отнесения бамбука к той или иной группе. Может быть мы только это растение не знаем куда отнести. Давайте посмотрим дальше. (Карликовая береза.)

    – Мы опять не знаем к какой группе отнести карликовую березу. Ведь мы выделили с вами признаки, по которым то или иное растение относится к определенной группе. Может быть мы забыли про какие-то признаки? Может мы не знаем признаков именно этих растений?

    – Давайте в этом разберемся.

    – Ребята на нашей планете очень много растений различных видов, о которых мы еще не знаем. И вот одна из задач нашего урока – познакомиться с разнообразием растений. ( появляется часть темы)

    3.2. Работа в парах

    Задача – рассмотрите внимательно иллюстрации и подумайте, в каких условиях это растение может произрастать и докажите почему вы так решили.

    На каждую парту раздается конверт с иллюстрациями. (Секвойя, карликовая береза, саксаул.)

    Время выполнения задания: 5 минут.

    – Саша, повтори задание, которое вы должны выполнить. (Спрашиваем 3 человека.)

    (Выполнение задания детьми.)

    – Ребята, вспомните, какое у вас было задание?

    (Учитель вывешивает иллюстрации на доску.)

    – Ребята, кто-нибудь узнал эти растения? (Если нет– учитель называет.)

    – Итак, как вы думаете, где может произрастать секвойя?

    – Как думает ваша пара, Маша? Почему вы так решили? (И так с 3-4 парами.)

    – Что помогло это узнать?

    – Вот мы и выяснили, что внешний вид зависит от условий его произрастания.

    – А вот сейчас ребята, ваши товарищи расскажут нам об этих растениях.

    Слушайте внимательно, затем я задам вам вопросы. И подумайте, к какой группе растений их можно отнести.

    – Маша расскажет нам о бамбуке.

    – Сережа, на какой вопрос мы будем искать ответ?

    – Начинай, Маша.

    – Молодец. Маша.

    – Итак, на какой вопрос мы искали ответ?

    – К какой же группе растений мы можем отнести бамбук?

    – Кто запомнил интересные сведения о бамбуке?

    (Так о каждом растении.)

    – Ребята, мы познакомились только с малой частью растений. На нашей планете их более 250 тыс. видов. Существуют совсем маленькие и самые большие, и каждый интересен по-своему. Внешний вид зависит от условий его произрастания.

    – Ребята, а к какой природе: живой или неживой относятся растения?

    – К живой природе.

    – А кто еще кроме растений относится к живой природе?

    – Животные.

    – Вспомните, на какие группы мы с вами разделили животных?

    Приведите примеры к каждой группе.

    – А как вы думаете, есть ли такое большое количество животных, как растений?

    – Да.

    – Поэтому вторая задача нашего урока – познакомится с разнообразием животных.

    (Появляется вторая часть темы.)

    – Итак, ребята посмотрите на доску. Как же звучит тема нашего урока? Маша прочитай.

    – Ребята, скажите, с какой частью темы мы уже познакомились? А с какой только предстоит?

    3.3. Работа в группах

    – Сейчас мы узнаем с вами еще о некоторых видах животных. Для этого мы разделимся на группы по 4 человека.

    Задача – прочитать, подумать к какой группе вы бы отнесли это животное и зависит ли его внешний вид от условий среды обитания. Затем представитель от группы выскажет мнение группы всему классу.

    Время выполнение работы: 5 минут.

    (Учащимся раздаются иллюстрация и характеристика о животном: о страусе-эму, колибри, удаве, скате, синим ките, верблюде.)

    – Ребята, закончили работу. Посмотрите на меня. На какие вопросы вы искали ответы?

    – К какой группе мы бы отнесли наше животное, и зависит ли его внешний вид от условий среды обитания.

    – Пожалуйста, представитель первой группы выходи к доске. А остальные слушают внимательно, после сообщения я задам вам вопросы.

    (Выступление представителя группы.)

    – О каком животном нам рассказала первая группа?

    – О колибри.

    – Итак, к какой группе мы отнесем это животное?

    – К группе птицы.

    – Почему?

    – Зависит ли внешний вид колибри от условий обитания?

    – О каком животном нам рассказала вторая группа?

    – О страусе– эму.

    – Итак, к какой группе мы отнесем это животное?

    – К группе птицы.

    – Почему?

    – Зависит ли внешний вид колибри от условий обитания?

    – О каком животном нам рассказала третья группа?

    – О удаве.

    – Итак, к какой группе мы отнесем это животное?

    – К группе пресмыкающиеся.

    – Почему?

    – Зависит ли внешний вид колибри от условий обитания?

    – О каком животном нам рассказала четвертая группа?

    – О скате.

    – Итак, к какой группе мы отнесем это животное?

    – К группе рыбы.

    – Почему?

    – Зависит ли внешний вид колибри от условий обитания?

    – О каком животном нам рассказала первая группа?

    – О верблюде.

    – Итак, к какой группе мы отнесем это животное?

    – К группе млекопитающие.

    – Почему?

    – Зависит ли внешний вид колибри от условий обитания?

    – О каком животном нам рассказала шестая группа?

    – О синем ките.

    – Итак, к какой группе мы отнесем это животное?

    – К группе млекопитающие.

    – Почему?

    – Зависит ли внешний вид колибри от условий обитания?

    – Вывод: Ребята, мы с вами познакомились лишь с некоторыми видами животных, на самом деле мир животных очень разнообразен, каждое животное по-своему интересно. Узнали, что внешний вид животных, так же как и растений, зависит от условий обитания.

    4. Закрепление изученного материала

    – Ребята, давайте вспомним, над какой темой мы с вами работали сегодня на уроке?

    – С какими видами растений мы познакомились? Что нового вы о них узнали?

    – С какими животными мы познакомились сегодня на уроке? Что нового вы о них узнали?

    – Какой вывод мы можем сделать?

    – Посмотрите на доску, назовите, что на ней изображено? (На доске иллюстрация животного или растения.)

    – По каким признакам вы его узнали.

    Обобщение: Сегодня на уроке мы с вами познакомились с разнообразием растений и животных, узнали новые виды, интересные сведения о них.

    5. Рефлексия

    – Понравился ли вам урок? Чем понравился?

    – Что вы узнали интересного?

    – Что было трудным?

    6. Домашнее задание

    – Дома, ребята, вы познакомитесь еще с некоторыми видами растений и животных, о которых вы прочтете на странице 24-25 учебника. Запишите задание в дневник.

    – Кто захочет, может приготовить сообщение об интересных фактах из жизни какого-либо растения или животного.

    – Спасибо за урок. Урок окончен.

    drofa-ventana.ru

    Обитатели леса, как связаны между собой (3 класс)

    Лес – это живой организм, надежный и комфортный дом для большого количества животных, птиц, насекомых, растений. Обитатели леса способны жить по соседству, не мешая друг другу. В условиях дикой природы есть все для того, чтобы живые существа могли обитать в полной гармонии, ни в чем не нуждаясь.

    Лес и его обитатели

    В зависимости от географического расположения леса бывают нескольких видов:

    • Тайга – северные леса, в которых царят хвойные деревья (пихта, лиственница, сосна, ель).
    • Смешанные леса – хвойные и лиственные деревья.
    • Лиственные леса – в них преобладают такие лиственные деревья как дуб, береза, осина, липа.

    Рис. 1. Лес

    Лес можно сравнить с многоэтажным домом, в котором на каждом этаже есть свои хозяева. Так, все деревья в лесах образуют несколько ярусов, которые считаются сверху вниз:

    • Первый (самый верхний) ярус – образуют высокие светолюбивые деревья (ель, дуб, клен, сосна).
    • Второй ярус – под покровом высоких деревьев расположены низкорослые (осина, ольха, рябина, ива). Они способны жить в тени и при этом комфортно себя чувствовать.
    • Третий ярус – представлен кустарниками (малина, лещина, шиповник, калина). Из-за своих скромных размеров эти растения всегда будут оставаться внизу, под деревьями. Поэтому ярус кустарников еще называют подлеском.
    • Четвертый ярус – травы. Лесные травы отличаются хорошей теневыносливостью и способны обходиться без яркого солнечного света.
    • Пятый ярус – почва с расстилающимися мхами и лишайниками. Эти растения способны впитывать много влаги долго удерживать ее. Тем самым они создают идеальные условия для других растений.

    Лишайники – это удивительный растительный организм, состоящий из водоросли и гриба. Лишайники растут не только на земле, но также на коре деревьев и камнях.

    Рис. 2. Лишайники

    Фауна лесов

    Ярусное расположение деревьев в лесу наложило свой отпечаток и на проживающих здесь животных. В верхнем лесном ярусе обитают насекомые, которые питаются почками и листьями.

    Особенно много различных насекомых обитает в густой кроне дуба. Здесь можно встретить таких насекомых как жук-олень, дубовая листовертка, желудевый долгоносик, майские жуки и другие насекомые.

    В верхнем ярусе обитают и птицы, для которых насекомые служат пищей. Прежде всего, это дятлы, щеглы, зяблики. В густых зарослях деревьев, скрываясь от хищников, они вьют себе гнезда и выращивают потомство. Также в верхних ярусах леса охотятся пернатые хищники: сокол, сова, филин, ястреб.

    Рис. 3. Филин

    Во втором ярусе обитают синицы, снегири, дрозды, а также такие мелкие лесные зверьки как бурундуки и белки. Здесь они добывают себе пропитание и находят укрытие от врагов.

    В зарослях кустарников скрываются крупные млекопитающие: лисы, волки, кабаны, олени. В траве обитают грызуны, ежи, ящерицы, змеи. В лесной подстилке они находят улиток, клещей, червей. В почве живут землеройки, кроты.

    Как обитатели леса связаны между собой

    Лес – это природное сообщество, в котором все его обитатели тесно связаны друг с другом такими связями:

    • Пищевые цепи – кто-то из животных является добычей, кто-то хищником, но все они рано или поздно погибают, становясь источником пищи для насекомых и микроорганизмов.
    • Растения служат не только пищей, но и надежным укрытием от врагов и плохой погоды.
    • Животные помогают распространять по лесу плоды растений и семена.
    • Многочисленные норы и земляные лабиринты, которые выкапывают некоторые животные и насекомые, обогащают почву кислородом и тем самым улучшают ее плодородие.
    • Грибы и бактерии перерабатывают в минеральные соли растительные и животные остатки, которые служат источником питания для растений.

    Что мы узнали?

    В статье на тему лесных обитателей за программу 3 класса, мы узнали, из чего состоит лесное сообщество. Как устроен лес, какие животные и растения населяют его, а также как они между собой взаимосвязаны.

    Тест по теме

    Правильных ответов:  

    Ваш результат:  

    obrazovaka.ru

    Информационный проект по теме "Дикие и домашние животные" 3 класс (окружающий мир)

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Нижнеангарская средняя общеобразовательная школа №1»

    «Дикие и домашние животные»

    Информационный проект по окружающему миру

    Выполнили:

    Учащиеся 3 «А» класса

    Усынина Анастасия,

    Раднаев Саян,

    Долматов Дмитрий,

    Баязитова Дарья,

    Толмачёв Кирилл

    Руководитель проекта:

    Репина Татьяна Николаевна

    учитель начальных классов

    2015г

    Содержание

    1.Введение

    3

    2.Основния часть

    6

    2.1.Группы животных

    6

    2.2.Как влияет человек на животных

    7

    2.3.Отличие диких животных от домашних

    9

    2.4.Правила ухода за животными

    12

    3.Заключение

    13

    4.Приложение

    15

    Введение

    В современной науке все известные формы жизни принято делить на три царства: царство растений, царство грибов, и царство животных. Мы думаем что самый удивительный из этих миров - мир животных.

    Интересно узнавать о животных новое, ведь они такие разные.

    Проект направлен на углубление знаний по данной теме, подразумевает проведение исследовательской работы, включает разнообразные виды деятельности, формирование бережного отношения к представителям животного мира.

    Цели:

    1. Сформировать представление о жизни животных, применять в работе ранее полученные знания; учиться рассуждать и делать выводы.

    2. Формирование понятий «дикие» и «домашние» животные, особенности ухода за ними.

    3. Закрепить знания о сходстве и различии домашних и диких животных;

    4. Познакомиться со значением домашних и диких животных в жизни человека.

    5. Развивать познавательный интерес, логическое мышление.

    6. Воспитывать бережное отношение к животным и к окружающей среде

    Задачи:

    этих групп.

    • Выяснить, как человек влияет на животных.

    • Изучить правила ухода за животными.

    • Создать журнал «Дикие и домашние животные».

    Краткая аннотация проекта

    Данный предназначен для формирования представлений о диких и домашних животных.

    Во время работы над данным проектом мы учимся узнавать группы животных, определять значение животных в жизни человека; выяснять влияние деятельности человека на жизнь животных, изучать правила ухода за животными.

    Проект предназначен для учащихся начальных классов, изучающих систематический курс окружающего мира. В ходе выполнения проекта мы создадим журнал «Дикие и домашние животные», кроссворды, мини-сочинения, нарисуем рисунки животных, соберём загадки о животных.

    Проект выполняется во внеурочное время.

    Ход выполнения проекта

    1 этап – подготовительный, постановка цели.

    • Образование группы

    • Повторим правила работы в группе.

    • Распределим роли в группе

    • Выработать правила поведения в группе

    • Доброжелательность

    • Слушать друг друга (я тебя правильно понял…)

    Вопрос: На какие ещё группы можно разделить всех животных?

    (дикие, домашние)

    2 этап – план работы

    Для того чтобы составить план, мы должны ответить на вопрос:

    • Как мы можем узнать что-то новое о том, что мы исследуем?

    • Для этого мы определили, какими способами мы можем пользоваться, а затем выстроили их по порядку.

    План:

    • Подумать самостоятельно.

    • Посмотреть книги о том, что исследуем.

    • Спросить у других людей.

    • Познакомиться с кино – и телефильмами по своей теме.

    • Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет.

    • Понаблюдать.

    3 этап – обдумывание проекта.

    Мы выбрали тему проекта о животных. Задали себе вопросы:

    • Что я знаю о животных?

    • Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно о животных?

    • Записали свои ответы.

    План действия в группе:

    • Обсуждение задания

    • Выполнение практического задания

    • Оформление задания

    • Формулирование выводов

    • Применение результатов

    4 этап – исследование

    Подбор дополнительной литературы, работа в Интернете, библиотеке.

    5 этап – Защита проектных работ.

    Основная часть

    Группы животных

    Название «животное» происходит от слов «живёт», «жизнь». Организм животного обладает всеми признаками жизни. Любое животное видит, слышит, питается, передвигается, дышит, растёт, размножается, страеет, умирает. Животные являются основным объектом изучения зоологии.

    Животные делятся на одноклеточные и многоклеточные. Одноклеточное животное состоит из одной клетки, но в его организме происходят те же процессы, что и во всех других организмах.

    Многоклеточное животное состоит из множества клеток. Все клетки связаны друг с другом.Группы клеток, связанные между собой, образуют различные органы животного, которые отвечают за какие-либо функции организма, например движение, питание, пищеварение.

    К животным относится огромное множество организмов: млекопитающие, пресмыкающиеся,земноводныерыбы, птицы, насекомые, паукообразные, моллюски, морские звёзды, всевозможные черви и т. д. Человек относится к царству животных, но традиционно рассматривается отдельно — в биологии используются обороты «животные и человек» или «животные, включая человека».

    Животные разделяют на диких и домашних.

    Дома́шние живо́тные — животные, которые были одомашнены человеком и которых он содержит, предоставляя им кров и пищу. Они приносят ему пользу либо как источник материальных благ и услуг, либо как компаньоны, скрашивающие его досуг. Большинство домашних животных легко размножаются.

    Часть домашних животных (сельскохозяйственные животные) приносит непосредственную материальную выгоду человеку, например, являясь источником пищи (молоко, мясо), материалов (шерсть, кожа). Другие животные (рабочий скот и служебные животные) приносят пользу человеку, выполняя рабочие функции (перевозка грузов, охрана и т. п.).

    Вторая большая категория — это животные-компаньоны, которые занимают досуг, доставляют удовольствие и с которыми можно общаться. Многие семьи, которые держат дома каких-нибудь животных, отмечают, что эти животные создают уют, успокаивают, снимают стресс.

    Все домашние животные входят в общую биологическую классификацию наряду со своими дикими родственниками.

    Хорёк — плотоядные

    Кролик — зайцеобразное .

    Морская свинка — грызун

    Домашние птицы классифицируются следующим образом:

    отряд курообразных — курица, индейка, японский перепел, цесарка, фазан и павлин,

    отряд гусеобразных — лебедь-шипун, гусь, утка и мускусная утка,

    отряд голубеобразных — голубь обыкновенный и турецкий,

    отряд воробьинообразных — канарейка,

    отряд попугаеобразных — волнистый попугайчик.

    С XIX века в Африке, а затем в Азии, Европе и Северной Америке разводят одомашненных страусов, которые относятся к отряду страусообразных.

    Как влияет человек на животных

    Наиболее одомашнены сельскохозяйственные животные. Они обладают высоко развитой способностью приспосабливаться (при содействии человека) к самым разным внешних условиям. Например, они могут выносить сильный холод и жару и питаться кормами, не только даваемыми самою природой, но и приготовляемыми искусственно. Такими свойствами обладают корова, овца, лошадь и свинья, и поэтому они распространённы в хозяйстве. Но есть и такие, которые, как например буйвол, верблюд, северный олень, лама, пако или альпака, живут только в определённых местностях — в очень холодных, или в жарких полосах Азии и Африки или на высоких горах Перу.

    Следует учитывать, что животные одной и той же породы могут нередко использоваться в различных целях. Например, кто-то разводит кроликов для заготовки мяса и меха, а кто-то держит кролика дома как любимчика. Некоторые отходы жизнедеятельности животного-компаньона можно использовать в качестве незначительного производственного сырья. Так, от длинношерстной собаки, а также кошки или кролика, можно собирать некоторое количество шерсти и использовать для вязки тёплой одежды для себя ил или членов семьи. Перья домашних птиц используют для декоративных поделок и изобразительного искусства.

    Домашние животные могут содержаться в специальных помещениях (скотный двор, конюшня, собачья будка), но могут жить и непосредственно в доме человека. Из тех животных, которые живут в доме, одних содержат в клетках, аквариумах, террариумах и других «домиках», а другим (например, кошкам, собакам, кроликам и даже обезьянам) разрешают свободно перемещаться по помещению.

    Домашние животные в развитых странах питаются, в основном, коммерчески созданными кормами из специально подобранных компонентов. Это комбикорма для сельскохозяйственных животных, кошачьи или собачьи корма. Данные корма не только удобны в использовании, но и обеспечивают животное всеми необходимыми веществами. Однако для ряда домашних животных, в частности большинства земноводных и рептилий, такие корма не подходят. Их рацион в домашних условиях должен быть максимально приближен к естественному.

    Домашние животные произошли от диких животных, живущих на воле. Многих диких животных можно приручить, особенно в молодом возрасте, и даже держать дома. Иногда бывает, что дикие животные легко приручаются, но с трудом размножаются в условиях неволи. Но если прирученные животные и размножаются, то их потомство снова нужно приручать.

    В отличие от диких животных, прирученных или содержащихся в неволе, домашние животные, как правило, легко размножаются. В том случае, когда такое лёгкое размножение желательно, о плодовитости говорят как о положительном качестве. Потомство домашних животных не нужно приручать — характерные черты, делающие животное домашним, закреплены в генах и передаются по наследству.

    Число видов домашних животных — сравнительно небольшое относительно общего числа видов в животном мире. Так, в мире насчитывается более двух тысяч видов млекопитающих, а видов домашних животных всего около 40. Если из списка домашних животных исключить спорных представителей, таких как полезные насекомые (пчела, кошениль, два-три вида шелкопряда) и две породы рыб (золотая рыбка и карп, подробнее в разделе аквариумистика), то видов «настоящих» домашних животных останется лишь 27.

    Чем отличаются домашние животные от диких зверей

    Уже по внешнему виду легко отличить домашнее животное от дикого. Дикие звери боятся людей, агрессивны или трусливы, не дают подойти к себе, не берут корма из рук. Для диких зверей человек — враг, для домашних — покровитель, без которого многие из них в естественных условиях не проживут и недели.

    Однако не только этим отличаются домашние животные от диких сородичей. Различия здесь глубже и затрагивают многие стороны их биологии. Можно сделать ручными и жирафа и белого медведя, но домашними они не станут.

    В чем же состоят наиболее важные и характерные изменения у домашних животных?

    Во-первых, в размерах. Многие домашние животные значительно крупнее своих предков. Такими стали некоторые породы кроликов, лошадей, собак. Иногда происходит измельчание: лошади-пони, большинство пород крупного рогатого скота, некоторые породы собак, кроликов, ослов.

    Во-вторых, сильно изменилось строение тела. Новые, менее грубые корма изменили челюсти и всю лицевую часть головы. Уменьшение или полное исчезновение рогов привели к атрофии соответствующих отростков черепа. Ограничения движений уменьшили и изменили форму и длину конечностей. Соответственно изменилось и строение мышц.

    Ожирение у животных, бывших прежде резервом в случае зимней голодовки, стало следствием обильного питания, новым качеством, полезным для человека. Значительно изменились при одомашнивании кожный и шерстный покровы. Шерсть стала короче или длиннее и однороднее, за счет исчезновения некоторых видов волос, более тонкой, шелковистой и волнистой.

    Изменилась и окраска зверей. Многие породы домашних зверей отличаются по внешнему виду и окраске шерсти. Повысилась скороспелость и плодовитость многих пород домашних животных. Большинство пород растет и развивается быстрее, чем их дикие предки, появились и другие изменения, полезные для человека.

    Домашние животные часто беспомощны, когда попадают в условия дикой природы, они приспособились к новым условиям, к быту и требованиям человека. Любая порода требует постоянной работы с нею. Она может быстро утратить свои ценные качества, если не будет уделено внимание племенному делу или если изменится окружающая среда.

    Многие домашние звери при попадании в естественные условия обитания быстро дичают. Их потомство, предоставленное самому себе, под действием естественного отбора и влияния внешней среды приобретает постепенно внешность и повадки своих дальних предков. Лошади, сбежавшие в прерии от первых переселенцев Америки, очень скоро превратились в одичавших мустангов. Собака, выброшенная хозяином на улицу, становится бродячей и, поселяясь в пригородных лесах или в степи, дичает и наносит человеку вреда не меньше, чем волк.

    Практика показывает, что процесс одомашнивания зверей до известной степени обратим, что в ряде случаев ценные свойства животных, полученные в результате длительной работы звероводов, могут бесследно исчезнуть.

    Домашние животные отличаются от диких в следующих моментах:

    Домашние живут вместе с человеком.

    Домашние легче поддаются дрессировке

    Человек для домашних животных- друг, покровитель, для диких-враг

    Домашние животные обычно крупнее диких

    Домашние животные более ласковые и добрые

    Домашнее животное напоминает маленького ребенка, постоянно требующего внимания и заботы. Эти милые создания не способны сами себя обслуживать, поэтому вся ответственность за них ложится на хозяев.

    Правила ухода за домашними животными, принадлежащими к различным видам, значительно отличаются. Однако существуют и единые для всех питомцев требования:

    • правильное питание;

    • соблюдение личной гигиены;

    • чистота в помещении;

    • регулярное наблюдение за здоровьем.

    Прежде чем принести в дом животное, следует детально изучить рекомендованные для этого вида продукты питания. Не лишней будет консультация с опытными заводчиками. Помните: правильный рацион – основная составляющая полноценного развития и максимального здоровья вашего питомца.

    Животные, как и люди, восприимчивы ко всем видам бактерий, поэтому важно соблюдать правила личной гигиены. Регулярное купание, чистка ушей, стрижка ногтей – эти меры помогут не только сделать вашего любимца более привлекательным, но и укрепят здоровье.

    Правда, в этом вопросе нельзя переусердствовать. Слишком частое купание, к примеру, может стать причиной возникновения аллергической реакции и высыпаний на коже. Уборка места обитания домашних животных также требует особого внимания. Важным моментом в правилах ухода за домашними животными является регулярное посещение ветврача. Осмотр и консультация врача, профилактические прививки помогут сохранить здоровье вашего любимца.

    Специальный уход

    Многие животные требуют специального ухода. Стрижка шерсти, расчесывание колтунов, обрезание ногтей – процедуры, которые проводятся не столько для красоты, сколько для комфорта и здоровья питомцев.

    Для охраны здоровья людей, обслуживающих животных, следует прежде всего позаботиться о состоянии помещения, где содержится животное. Оно должно соответствовать требованиям безопасности и производственной санитарии. Полы в местах содержания животных и проходах должны быть ровными (без выбоин), не скользкими, проходы — свободны от инвентаря и других предметов. Кормушки, столбы, стены, двери не должны иметь торчащих гвоздей, острых углов, крючков, могущих вызвать ушибы и ранения.

    Умение обращаться с животными является важным условием для работы. Грубое обращение, громкие окрики, удары заставляют животных настораживаться и проявлять сопротивление. В то же время спокойное, ровное обращение вырабатывает у них доверие к человеку, что обеспечивает безопасную работу.

    Заходя, следует окликнуть животное и разговаривать с ним, предупреждая его ровным, повелительным голосом, или дать ему какой-нибудь лакомый корм.

    Помещения, где содержатся животные, должны быть утеплены, иметь вентиляцию и канализацию. Нельзя допускать сквозняков, повышенной влажности и скопления вредных газов. В помещении следует поддерживать хорошую освещенность, как за счет наличия окон, так и за счет искусственных источников света.

    Заключение

    Вывод

    В ходе работы над проектом мы работали с дополнительной литературой: художественной и научной, энциклопедиями, Интернет ресурсами; подбирали загадки, стихи и придумывали кроссворды, составляли журнал, рисовали иллюстрации.

    Мы наблюдали за домашними и дикими животными с целью исследования их образа жизни и повадок; выявляли какие животные появились у человека первыми.

    Мы узнали: группы животных и их признаки; как влияет человек на животных; отличие диких животных от домашних; правила ухода за животными.

    Нам понравилось работать в группе, составлять рассказы по материалам проведённой работы. Мы с радостью делились друг с другом новыми открытиями. Затем обобщали информацию и приходили к единому мнению, делали выводы.

    Во время работы над проектом мы научились быть внимательнее друг к другу и дружба наша стала крепче.

    В ходе выполнения проекта мы создали журнал «Дикие и домашние животные». В него мы включили описание животных, фотографии, кроссворды, мини-сочинения, рисунки животных, загадки о животных.

    Используемая литература:

    1. Н.Ф.Виноградова. Окружающий мир. 3 кл., в 2 ч. – М.: Вентана-Граф.

    2. А.А. Плешаков. Зелёные страницы. М.: Просвещение.

    3. Большая книга животных. М.: ОЛМА-ПРЕСС Звёздный мир.

    4. Большая энциклопедия природы. М.: ООО Мир книги.

    5. http://ru.wikipedia.org/wiki

    6. http://vector-indesign.ru/

    7. http://mp3.retroportal.ru/6.shtml

    Приложение

    Журнал «Дикие и домашние животные»

    infourok.ru


    Смотрите также

    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта