Дикорастущие и культурные растения конспект урока 1 класс. Конспект занятия для 1 класса по теме: "Дикорастущие и культурные растения. Многообразие плодов"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

План-конспект урока окружающего мира для 1 класса по теме "Дикорастущие и культурные растения". Дикорастущие и культурные растения конспект урока 1 класс


План-конспект урока окружающего мира для 1 класса по теме "Дикорастущие и культурные растения"

multiurok.ru

1

2

3

5

6

7

1.

Целеполагание и мотивация.

Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой:

Позвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Улыбнулись все учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш – хоть куда,

Мы начнём урок друзья.

Настраиваются на рабочее настроение.

2 мин

2.

Актуализация опорных знаний.

ЭОР №1

Одуванчик.

ЭОР №2

Капуста.

ЭОР №3

Липа.

Демонстрирует ЭОР и

предлагает сравнить одуванчик и капусту.

(Общее;

различия: где растут, ухаживает ли человек за ними, приносят ли пользу). Так же сравнивают липу и яблоню, крыжовник и можжевельник. (Показывает картинки)

Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

Отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод, что общее у этих растений то, что это травянистые растения, оба они приносят пользу человеку; различия в том, что одуванчик растёт в поле, на лугу, а капуста в огороде, и человек за ней ухаживает. Так же сравнивают пары других растений.

6 мин

3.

Выявление места и причины затруднений.

Организует беседу по вопросам:

Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?

Приведите примеры, какие растения кормят, лечат, одеваю, дают строительные материалы.

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые он сам сажает и ухаживает за ними. Приведите примеры. Как вы думаете, как называются такие растения?

Есть растения, которые растут сами, независимо от человека.

Какое название вы дали бы такой группе растений?

Приведите примеры?

Отвечают на вопросы учителя: растения кормят, одевают, лечат, дают много полезных вещей для человека.

5 мин

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

ЭОР №4

Разнообразие растений.

Предлагает дать объяснение значения слов «дикорастущие» и «культурные».

Демонстрирует презентацию.

Дети смотрят презентацию, называют каждое растение и определяют, к какой группе растений относятся.

4 мин

5.

Физкультминутка.

Организует проведение физкультминутки.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

Дети маршируют на месте.

Ладонь прикладывают к глазам.

Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку».

Машут руками.

Хлопают в ладоши.

Топают ногами.

Маршируют, делают вдох – выдох.

Дети садятся на свои места.

2 мин

6.

Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи.

ЭОР №5

Цветы полевые и садовые.

Демонстрирует ЭОР, просит определить название растения и группу, к которой это растение относится (культурное или дикорастущее).

Выполняют интерактивное задание.

4 мин

7.

Самостоятельная работа и самопроверка по эталону.

Организует работу по учебнику на стр. 73.

Найдите в учебнике дикорастущие и культурные растения, обозначьте разными фишками, проверьте себя на «Страничках Умного Совёнка».

Обсуждают информацию учебника через побуждающий диалог, работают самостоятельно в парах, выполняя задание на стр. 73 учебника и проверяют себя на стр. 93

6 мин

8.

Включение в систему знаний и повторение.

Организует работу в тетради на стр. 56 задания №1, 2.

Организует игру «Мальчики-девочки». Если называет дикорастущее растение, встают мальчики, если культурное – девочки.

(Лопух, крапива, гладиолус, лебеда, смородина, капуста, берёза, астра, подорожник, клубника, роза, липа).

Осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания.

Выполняют игровые упражнения, повторяя культурные и дикорастущие растения.

7 мин

9.

Рефлексия.

Итог урока.

Проводит рефлексию по вопросам:

- Какой вывод для себя вы сделали?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднения?

- Оцените свои достижения на уроке?

_ Давайте подведём итог урока, для этого воспользуемся фразами: «Я узнал…», «Я удивился…», «Я запомнил…».

Высказывают свое мнение. Оценивают себя и своих товарищей.

3 мин

10.

Домашнее задание.

Дает домашнее задание:

нарисуйте одно культурное и одно дикорастущее растение, которые растут на территории нашего посёлка, напишите их название и что особенного в этих растениях.

Это будет наша энциклопедия «Растения посёлка Мучкапский».

1мин

40 мин

План-конспект урока окружающего мира для 1 класса по теме "Дикорастущие и культурные растения"

multiurok.ru

1

2

3

5

6

7

1.

Целеполагание и мотивация.

Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой:

Позвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Улыбнулись все учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш – хоть куда,

Мы начнём урок друзья.

Настраиваются на рабочее настроение.

2 мин

2.

Актуализация опорных знаний.

ЭОР №1

Одуванчик.

ЭОР №2

Капуста.

ЭОР №3

Липа.

Демонстрирует ЭОР и

предлагает сравнить одуванчик и капусту.

(Общее;

различия: где растут, ухаживает ли человек за ними, приносят ли пользу). Так же сравнивают липу и яблоню, крыжовник и можжевельник. (Показывает картинки)

Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

Отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод, что общее у этих растений то, что это травянистые растения, оба они приносят пользу человеку; различия в том, что одуванчик растёт в поле, на лугу, а капуста в огороде, и человек за ней ухаживает. Так же сравнивают пары других растений.

6 мин

3.

Выявление места и причины затруднений.

Организует беседу по вопросам:

Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?

Приведите примеры, какие растения кормят, лечат, одеваю, дают строительные материалы.

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые он сам сажает и ухаживает за ними. Приведите примеры. Как вы думаете, как называются такие растения?

Есть растения, которые растут сами, независимо от человека.

Какое название вы дали бы такой группе растений?

Приведите примеры?

Отвечают на вопросы учителя: растения кормят, одевают, лечат, дают много полезных вещей для человека.

5 мин

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

ЭОР №4

Разнообразие растений.

Предлагает дать объяснение значения слов «дикорастущие» и «культурные».

Демонстрирует презентацию.

Дети смотрят презентацию, называют каждое растение и определяют, к какой группе растений относятся.

4 мин

5.

Физкультминутка.

Организует проведение физкультминутки.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

Дети маршируют на месте.

Ладонь прикладывают к глазам.

Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку».

Машут руками.

Хлопают в ладоши.

Топают ногами.

Маршируют, делают вдох – выдох.

Дети садятся на свои места.

2 мин

6.

Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи.

ЭОР №5

Цветы полевые и садовые.

Демонстрирует ЭОР, просит определить название растения и группу, к которой это растение относится (культурное или дикорастущее).

Выполняют интерактивное задание.

4 мин

7.

Самостоятельная работа и самопроверка по эталону.

Организует работу по учебнику на стр. 73.

Найдите в учебнике дикорастущие и культурные растения, обозначьте разными фишками, проверьте себя на «Страничках Умного Совёнка».

Обсуждают информацию учебника через побуждающий диалог, работают самостоятельно в парах, выполняя задание на стр. 73 учебника и проверяют себя на стр. 93

6 мин

8.

Включение в систему знаний и повторение.

Организует работу в тетради на стр. 56 задания №1, 2.

Организует игру «Мальчики-девочки». Если называет дикорастущее растение, встают мальчики, если культурное – девочки.

(Лопух, крапива, гладиолус, лебеда, смородина, капуста, берёза, астра, подорожник, клубника, роза, липа).

Осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания.

Выполняют игровые упражнения, повторяя культурные и дикорастущие растения.

7 мин

9.

Рефлексия.

Итог урока.

Проводит рефлексию по вопросам:

- Какой вывод для себя вы сделали?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднения?

- Оцените свои достижения на уроке?

_ Давайте подведём итог урока, для этого воспользуемся фразами: «Я узнал…», «Я удивился…», «Я запомнил…».

Высказывают свое мнение. Оценивают себя и своих товарищей.

3 мин

10.

Домашнее задание.

Дает домашнее задание:

нарисуйте одно культурное и одно дикорастущее растение, которые растут на территории нашего посёлка, напишите их название и что особенного в этих растениях.

Это будет наша энциклопедия «Растения посёлка Мучкапский».

1мин

40 мин

"Дикорастущие и культурные растения. Многообразие плодов"

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска» Республики Марий Эл

Дикорастущие и культурные растения.

Многообразие плодов.

Задачи: - формировать представления о многообразии растений и их сред обитания, о взаимосвязи животных и растений;

- развивать наглядно-образное мышление, умение наблюдать, обобщать информацию, извлеченную из разных источников;

Познавательная задача: узнать, чем различаются растения

Учебная задача: учиться наблюдать за растениями

– Вспомните, о чем мы говорили на прошлом занятии.

- Чем отличаются хвойные растения от лиственных? Какое дерево имеет хвоинки, но зимует без них?

- Я вам буду загадывать загадки. Если вы считаете, что отгадка – лиственное дерево, покажите мне ладошку с сомкнутыми пальцами, словно листик. Если вы думаете, что отгадка – это хвойное растение – покажите мне раскрытую ладошку, так, чтобы пальчики разомкнулись и были похожи на хвоинки.

Русская красавица стоит на поляне, В зелёной кофточке, в белом сарафане.

(береза)

Зимой и летом - одним цветом.

(ель)

Никто не пугает, а вся дрожит.

(осина)

Вроде сосен, вроде ёлок, А зимою без иголок.

(лиственница)

Весной зеленела, летом загорела, Осень в сад пришла, красный факел зажгла.

(рябина)

Я из крошки-бочки вылез,Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

У меня длинней иголки,Чем у елки.Очень прямо я растуВ высоту.Если я не на опушке,Ветки – только на макушке

(сосна)

Куста чудесней нет, Он славит день весенний, Пахуч и нежен цвет Красавицы ...

(сирень)

Все знают, что у елки Не листья, а иголки, И так же, как она С иголками ...

(сосна)

2.Новая тема.

- Сегодня мы продолжим говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А на этом занятии посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор? Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения? Растения кормят человека - яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина. Растения одевают человека - лен, хлопок. Растения лечат человека - мать-и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей - мебель, строительство домов, топливо.

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.

Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.

Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее - деревья, различие - ель растет в лесу, яблоня - в саду, за ней ухаживает человек, оба дерева приносят пользу человеку.)

Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее - кустарники, различие крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник -  растение  леса.)

Чем похожи мать-и-мачеха  и  помидор? (Общее - травянистые  растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор - в огороде, человек сажает, ухаживает за ним, собирает урожай.)

На какие же группы можно поделить все  растения? (Первая группа -  растения, которые выращивает специально человек; вторая группа-  растения , которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу,  и  на лугу,  и  на водоеме.)

Первую группу  растений  называют  культурными  растениями, а вторую - дикорастущими   растениями.

Игра «Культурные и дикорастущие»

- Я вам буду показывать иллюстрации различных растений. Если вы считаете, что это культурное растение – хлопайте в ладоши. Если на ваш взгляд это растение дикорастущее – поднимайте руки вверх.

Человек применяет для своих целей различные органы растений: корни, стебли, листья, соцветия, семена, плоды. При выращивании растений длительное время человеком, они сильно видоизменились. Причем больше других изменились именно те органы, которые были необходимы человеку. Эти органы растений стали крупнее и изменили свои свойства. К примеру, плоды культурных растений клубники и яблони стали больше в размерах и с лучшими вкусовыми свойствами, а клубни картофеля стали содержать больше крахмала и крупнее, зерна культурных злаков также стали включать большее количество органических веществ, чем их предшественники.

Культурные растения нуждаются в большем количестве питательных веществ, чем их дикорастущие «собратья». Большое количество культурных растений, в частности, овощные и отдельные виды технических растений требуют большое количество влаги. Чтобы получать большие урожаи, нужно изучить потребности каждого конкретного растения и удовлетворить их в полном объеме.

В природе существует огромное многообразие плодов.  (Демонстрация плодов).  Такое разнообразие плодов связано с образованием различных приспособлений у растений к распространению семян. Эти приспособления вырабатывались длительное время в процессе эволюции. Для того чтобы разобраться в этом многообразии, существует несколько классификаций плодов.

Рассмотрите плоды и изображения плодов. На какие группы можно разделить эти плоды?  По характеру околоплодника можно разделить плоды на сухие и сочные. Какая часть плода может быть сочной? Плоды бывают вскрывающиеся и невскрывающиеся. Вскрывающимися  чаще всего бывают сухие плоды. 

- Вы никогда не задумывались, как путешествуют семена? Очень часто мы встречаемся со знакомым нам растением в необычном для него месте. Радуемся, увидев на опушке хвойного леса тонкую рябину, увешанную алыми гроздьями, или найдя, бронзовые гномики желудей вдалеке от многовекового исполина дуба.

Всегда ли мы можем ответить на вопрос: как попало сюда это растение?

Задумаемся, почему плоды боярышника красные, семена клена имеют крылья, а орех лещины одет в твердый панцирь.

Природа не поскупилась на разнообразие плодов. И не случайно именно в плодах находится одно или несколько семян, в которых заключено продолжение рода.

Очень мало растений, которые сами разбрасывают семена. Одним помогает ветер. Одни семена летят по ветру с помощью своих пушинок, хохолков, крылаток. Для этого у семян есть специальные приспособления: они или покрыты волосками и пушком (ива, тополь), или же снабжены крылатыми выростами для полета (вяз, ель). Вспомните, как все лето на полянах и лугах, вдоль дорог и заборов, в скверах и садах желтеют солнечные цветки одуванчиков. Завоевали они такую огромную территорию, которых всего одно семя и хохолок из белоснежных  волосков,  сидящих на сильно вытянутом  носике. А семена березы — мелкие орешки снабжены двумя прозрачными крылышками. При малейшем дуновении ветра летят белые парашютики, не зная преград.

Обратите внимание на кудрявую рябину, красу русского леса. Осенью в ее кроне хозяйничают дрозды, свиристели, сойки, но можно быть спокойными за семена: птицы рассеют их с пометом по всей многокилометровой округе. Плоды рябины — яблочки так же, как дуба — желуди, лещины — орехи, оказываются непосредственной пищей многих птиц и зверей. Часто плоды яркой окраски: у черники — фиолетовые, красные у клюквы — заметные для животных. Несмотря на то, что птицы и звери поедают много семян, часть их все же падает на землю при кормежке, часть теряется по дороге, а сойки, пряча желуди, бывает, не находят их и вовсе. Семена, проглоченные зверем или птицей, вместе с плодами выбрасываются затем с экскрементами, и случается это тоже в самых различных местах леса. Но не только с помощью животных распространяются семена. Например, на сухих плодах развиваются различные хитрые приспособления — крючочки, щетинки и другие выросты, которые цепляются за шерсть животных и таким своеобразным способом передвигаются далеко от материнского растения. Семена с колючками цепляются шипами и крючками за шерсть, перья, лапы зверей и птиц, животные разносят их в различные концы лесных угодий.

Реже плоды и семена переносятся водой. Чаще всего это у водных и прибрежных растений. Плоды благодаря окружающему их раздутому мешочку, например у осок, легко, как поплавки, держатся на поверхности воды и переносятся по ней ветром либо прилипают к водоплавающим птицам и вместе с ними улетают далеко от родных мест. Другие плывут по воде, удерживаясь на собственных воздушных поясах и пузырях. И если дождевая вода уносит семена недалеко, то весенние паводковые ручьи — на много километров. Есть у нас в средней полосе дерево — труженик и помощник, растущее у водоемов, которое обязано своим распространением рекам, ручьям, речушкам. Это ольха.  

Есть такие семена, которые разлетаются в разные стороны от сильного взрыва плода, в котором созревают. Они стреляют с одной лишь целью — разбросать семена подальше от материнского растения, с тем, чтобы проклюнувшиеся молодые ростки заняли подходящие жизненные пространства, хорошо укоренились и возмужали. Выстреливаемые семена могут перемещаться на несколько метров, а могут улететь и очень далеко, расширяя границы проживания своего вида. Удаляясь от родительского дерева, семена дают возможность своим росткам удачно и надежно продолжить род на новом месте. И в лесах средней полосы России есть растения-стрелки. Звуки их выстрелов не такие громкие, как в тропиках, но все же хорошо слышны. Стреляют, например, некоторые виды сосны. Однако большинство стрелков наблюдается среди травянистых растений. Это — фиалки, недотроги, гвоздики, колокольчики, сердечники, кислицы и другие.

3.Итог занятия

- Что нового вы узнали сегодня?

- Назовите мне культурные растения, которые растут во дворе нашей школы. Какие у них плоды? Как путешествуют семена этих растений?

- Вспомните, какие дикорастущие растения наших лесов вам знакомы? Что вы скажете о плодах этих растений?

Литература:

  • Брыкина Н.Т, Жиренко О.Е Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».- М, «Вако», 2004

  • Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение.- М, «Омега», 1997

  • Ляшенко Школа юного краеведа.- Волгоград «Учитель»,2007

  • Пекпаев А.А Родной край. Й-Ола, Марийское книжное издательство, 1992

  • Пекпаев А. А Мы изучаем природу. Й-Ола, Марийское книжное издательство, 1995

  • Петров В.В Растительный мир нашей Родины. – М, «Просвещение», 1991

  • Энциклопедия тайн и загадок Чудеса живой природы.- М, «Белый город», 2009

  • Энциклопедия Я познаю мир. – М, «Астрель», 2001

  • Энциклопедии «Растения», М, 2010

globuss24.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта