Дикорастущие и культурные растения урок 1 класс. Урок по естествознанию на тему "Культурные и дикорастущие растения" (1 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок окружающего мира в 1 классе. Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие и культурные растения урок 1 класс


Урок окружающего мира в 1 классе. Дикорастущие и культурные растения.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Панинская начальная школа

Фурмановского района Ивановской области

Урок окружающего мира в 1 классе

[pic]

Учитель начальных классов

Волкова Елена Германовна

Тема: Дикорастущие и культурные растения.

Тип урока: введение нового знания.

Вид урока: урок с применением ИКТ.

УМК «Перспектива»

Предмет: «Окружающий мир» 1 класс

Автор учебника: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая.

Цель урока: создать условия для формирования понятий «дикорастущие растения», «культурные растения» и умения определять группу растения.

Задачи урока:

1.Формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения».

2. Учить классифицировать растения по признаку «дикорастущие – культурные», приводить примеры каждой группы.

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые достижения учащихся: понять отличие культурных растений от дикорастущих, научиться приводить примеры растений каждой группы.

Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на уроке:

Личностные универсальные учебные действия: способность к самооценке.

Регулятивные универсальные учебные действия: научиться преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные универсальные учебные действия: использовать модели, схемы, строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.

Коммуникативные универсальные учебные действия: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе)

Основные принципы проведения урока:

  • принимать все ответы и реакции детей;

  • каждой идеей ученика восхищаюсь;

  • фиксирую все гипотезы детей, как бы абсурдны на взгляд педагога они не были;

  • во время урока исключаю критику личности и деятельности ученика;

  • отказываюсь от деления учеников на «слабых» и «сильных», понимая, что все дети разные и каждый умеет делать что-то лучше других;

  • понимаю, что учебный процесс тем эффективнее, чем меньше на уроке говорит и делает сам учитель и чем больше дает сказать и сделать своим ученикам.

Структура урока введения нового знания:

  1. Этап самоопределения деятельности.

  2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

  3. Постановка учебной проблемы.

  4. Определение темы и целей урока.

  5. Построение проекта выхода из затруднения, поиск решения.

  6. Физкультминутка.

  7. Первичное закрепление во внешней речи.

  8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  9. Физкультминутка для глаз.

  10. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

  11. Рефлексия деятельности, подведение итога работы.

  12. Самооценка деятельности учащихся.

Оборудование к уроку:

  1. Для учителя:

    • презентация к уроку;

    • компьютер;

    • тема урока, напечатанная на плакате;

    • картинка бабочки,

  2. Для учащихся:

  • картинки растений;

  • фишки зелёного , красного и синего цвета,

  • яблоки разных сортов,

  • сигнальные карточки,

  • бейджики для каждого ученика №1 и №2

  • учебник,

  • рабочая тетрадь,

  • клей.

I .Самоопределение

деятельности

Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности

1.Приветствие

Здравствуйте, ребята! Я прошу Вас подойти ко мне, встаньте в кружок! Возьмите друг друга за руки! Я дарю Вам свою улыбку и прошу Вас, чтобы вы подарили мне свою! У Вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами! Этот урок я проведу вместе с вами, надеюсь, вы поможете мне. Пусть каждый из нас запомнит этот прекрасный осенний день и нашу встречу! А сейчас…

Учащиеся подходят к учителю, встают в кружок.

Личностные УУД -формирование интереса к учению, мотивирование к учебной деятельности 

2. Мотивация к учебной деятельности

(…мин)

Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво,Тихо сели, спинки прямо!Мы легонечко вздохнем,Урок окружающего мира начнем!

Ребята подходят к своим партам.

Садятся на свои места.

Регулятивные:

способность к мобилизации сил и энергии к преодолению препятствий.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности .

( …мин)

Слайд 1

Слайд 2 Картинки:  машина, петух, солнце, сосна, яблоня, одуванчик.

Слайд №3

Цель: актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. Готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового.

Познавательные УУД : умение выразительно читать стихотворение.

Познавательные УУД – умение группировать предметы на основе существенных признаков.

Коммуникативные УУД – умение вступать в речевое общение, принимать участие в диалоге со сверстниками, учителем.

Регулятивные УУД -умение обобщать и классифицировать по признакам.

- Так что такое природа?

Верно! Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. Куда бы вы не посмотрели, где бы вы не побывали, повсюду встретите их.

-Внимание на экран! Игра: «Какая картинка лишняя и почему?»

Если не называют «лишнее» из оставшихся объектов природы, то нужно подвести их к ответу, задав вопрос:

- Как одним словом назвать все объекты природы?

-Ребята, для чего нам необходимы растения?

-У нас в классе есть ребята, которые уже умеют читать. Прочитайте, какое значение имеют растения для человека.

- Знаете ли вы, что в г. Приволжске выпускают льняные ткани, которые ценятся не только в нашей стране, но и за рубежом. А в г. Плесе стало доброй традицией ежегодное проведение фестиваля «Льняная палитра».

Ученик читает стихотворение:  

Посмотри, мой милый друг,Что находится вокруг?Небо светло-голубое,Солнце светит золотое.Ветер листьями играет,Тучка  в небе проплывает.Поле, речка и трава,Горы, воздух и роса.Человек и время года – Это все вокруг… (природа)

К природе относится всё, что вокруг нас, не созданное руками человека: небо, солнце, ветер, листья, тучка, поле, речка, трава, горы, воздух, роса, человек.

Примерные ответы детей:  Машина – все остальное природа;Солнце -  все остальное живая природа;Петух - все остальное растения.

- Растения.

-Ответы учащихся

resheba.ws

Конспект урока для 1 класса "Культурные и дикорастущие растения"

1 «Б» класс МКОУ СОШ №3 г. Николаевска

Учитель начальных классов Щупкина Ольга Васильевна

Тема урока: Культурные и дикорастущие растения

Регулятивные – формирование умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями, предметами, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, работать по заданному учителем плану;

Коммуникативные – формирование умения оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

Познавательные - формирование умения перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, знаково-символическое моделирование

Этап

globuss24.ru

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности (3мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Что мы обычно делаем на уроках окружающего мира?

-Согласна. Но сегодня мы кроме обычной работы попробуем себя в роли исследователей. Для этого мы объединимся в группы, чтобы нам было легче и интереснее работать. Перед началом работы что должны вспомнить?

- Молодцы! Правила работы в группах вы знаете хорошо, главное теперь не забывать их соблюдать. Я желаю нам успешной работы!

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Отвечают на вопросы учителя.

-Наблюдаем, сравниваем, читаем и обсуждаем тексты.

Вспоминают и проговаривают правила работы в группе.

1) без команды ничего не трогаем руками, 2) внимательно слушаем задание, садимся лицом друг к другу, обсуждаем негромко, говорим по очереди; 3) готовность показываем поднятием соединенных рук.

Л- мотивация к учебной деятельности

К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

- умение оформлять свои мысли в устной форме

2. Актуализация знаний. (15 мин)

Цели:

- актуализировать знания учащихся по теме «Растения».

Выявление уровня знаний.

На прошлом уроке мы рассматривали любимую нами пищу и обнаружили, что некоторые продукты питания изготавливаются из растений, а другие - животного происхождения. Какие продукты изготавливаются из растений? Что вы знаете о растениях? Где мы можем увидеть растения?

У вас на партах лежат листы, разделенные вертикальной линией пополам. Слева - сад/поле/огород. А справа - лес/луг/озеро. У вас на столах лежат картинки с изображениями растений. Обсудите в группах: где растёт ваше растение? Разместите его в нужном месте листа с помощью клея. На эту работу вам дается 10 минут. Как поняли задание?

Учитель помогает распределить работу. Последующим группам учитель предлагает договориться и разместить свой лист рядом с листом первой группы, если у них сделано так же; и разместить подальше от работы первой группы, если сделано по-другому.

Обсуждение правильности отнесения растения к той или иной группе.

- Посмотрите, всё ли правильно у нас размещено?

При выполнении задания тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции.

Отвечают на вопросы учителя.

Ученики работают в группах

Первая группа, показавшая готовность, вывешивает результаты на доску.

Остальные группы вывешивают свои работы согласно группировке.

Дети замечают ошибки, если они есть и аргументируют свои ответы.

Л – мотивация к познанию окружающего мира

Р- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

П - анализ объекта с целью выделения признаков; выбор

К – сотрудничество в поиске и выборе информации

3. Постановка учебной задачи

(2 мин)

Цели:

- организовать формулировку темы урока детьми;

- организовать постановку цели урока детьми.

Создание проблемной ситуации.

- А теперь внимательно посмотрите на группы растений, которые мы выделили и скажите, чем же они отличаются, кроме места своего произрастания?

- Мне кажется, что те растения, которые растут в саду и огороде красивее. Кто со мной согласен? Кто – не согласен.

- Когда у нас возникают разногласия?

- Какой вопрос у нас возник?

- Какая же цель сегодняшнего урока?

Отвечают на вопросы учителя.

Показывают знак согласия/несогласия

-Когда мы чего-то не знаем.

- На какие группы можно разделить растения и почему?

Формулируют тему и цель урока.

Р – целеполагание

4. Формирование нового знания

(6 мин)

Цель:

- организовать формирование отличия между культурными и дикорастущими растениями.

Организация учащихся к исследованию проблемной ситуации.

В ходе фронтальной беседы выявляются существенные признаки культурных растений

- Что вы можете сказать о растениях, которые растут в саду, поле, огороде?

Учитель дает название и формулирует определение культурных растений.

Культурными называют растения, которые человек специально выращивает, использует и отбирает для посадки семена лучших из них, выводя сорта растений с нужными свойствами.

- А какое же название получила другая группа растений?

- Они названы дикорастущими. Вдумайтесь в слова «дикорастущие растения». Попробуйте объяснить, что это такое?

-Ребята, а если эти растения растут в лесу и на лугу, значит они беззащитны. Как мы должны вести себя по отношению к ним? Всегда ли вы следуете этим правилам?

Отвечают на вопросы учителя.

-их выращивает человек, он о них заботится (поливает, рыхлит, подкармливает удобрениями)

-человек использует их (например, в пищу)

Отвечают на вопросы учителя.

Выявляют существенные признаки дикорастущих растений и по аналогии с культурными растениями дают определение дикорастущим растениям

Вспоминают правила поведения в лесу.

П – моделирование решения проблемы, построение логической цепочки рассуждений;

- анализ объекта с целью выделения признаков;

К – сотрудничество в поиске и выборе информации;

Л - умение оценивать поступки , жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

5. Первичное закрепление знаний (10 мин)

Цель:

- организовать работу по закреплению знаний о культурных и дикорастущих растених.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

-Посмотрите на доску. Слева у нас – культурные растения, справа - дикорастущие. У вас на столах лежат картинки с изображениями растений. Обсудите в парах: к какой группе относится ваше растение? Разместите его в нужном месте доски с помощью магнита.

Учитель обращает внимание на детей, которые не взаимодействуют в парах, помогает им наладить обсуждение.

При обсуждении важно использовать слова: культурные и дикорастущие, уходя от деления на сад/поле/огород - лес/луг/озеро.

- Ребята, а где мы можем зафиксировать наше открытие? И как удобнее это сделать?

- Куда нужно размещать кактус? Дикорастущее это или культурное растение? Возникает знак "?"

- Получается, что мы не знаем. Поэтому мы не можем пока договориться и прийти к единому мнению. Если мы не знаем, то будем пользоваться знаком "?»

Ученики обсуждают, выходят к доске, прикрепляют картинку в нужное место доски.

- зафиксировать мы можем в тетради открытий в виде схемы

Заполняют схему на доске и в тетради

Р

Д

К

Р – контроль, коррекция

П – умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; знаково-символическое моделирование;

К – умение выслушать и поддержать мнение собеседника или построить опровержение

6. Итог урока

(2 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока.

Организация фиксирования нового содержания.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

знаю

Я запомнил

смог

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

П -умение обобщать, осознавать качество и уровень усвоения, подводить итог работы, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы.

К - умение точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

7. Рефлексия

(2 мин)

Цели:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Строит рефлексию

-Давайте вспомним, что вам понравилось на уроке, что было трудно.

- Оцените свою деятельность на уроке, используя

«волшебные» линеечки.

-Мне кажется, что сегодняшнюю работу каждой группы можно сравнить с работой учёных.

Спасибо вам за активную работу.

Осуществляют рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности

Учащиеся высказываются о групповой работе: как оценивают работу в целом, кто из участников был самым активным, догадливым, вежливым и т.д.

Высказываются мнения об уроке, эмоциональное состояние от такой работы.

Делают самооценку в рабочей тетради.

К –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Лумение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Урок по естествознанию на тему "Культурные и дикорастущие растения" (1 класс)

Краткосрочный план

2.Живая природа

(В контексте темы «Моя школа»)

Подраздел

1.2.1 Растения

Сквозная тема

Моя школа

Цели обучения

1.2.1.3 различать дикорастущие и культурные растения;

Ожидаемые результаты

Все учащиеся:

различают дикорастущие и культурные растения.

Большинство учащихся выделяют сходство и различия дикорастущих и культурных растений.

Некоторые учащиеся:

аргументируют значимость культурных растений

Языковые цели

Учащиеся будут: обсуждать и сравнивать сходства и отличия растений (например, между культурными и дикорастущими растениями

Ключевые слова и фразы:

Дерево – ағаш, tree

Куст- бұтақ, bush

Трава – шөп, qrass

Вопросы для обсуждения:

  • В чем отличия/сходства кустарников от деревьев?

  • Как вы думаете, эти растения дикорастущие или культурные?

  • Назовите 10 местных растений

Почему вы считаете, что данное растение культурное/дикое?

Письменные задания:

Соедините рисунок с правильным заданием

Критерии успеха

  1. Дети различают группы растений;

  2. Различают дикорастущие и культурные растения на рисунках

  3. Аргументируют значимость культурных растений

Предыдущее обучение

1.2.1.1 определять основные характеристики растений и их жизненные формы;

Создание коллаборативной среды. Разминка.

- Ребята, давайте сделаем небольшую разминочку, повторяйте за мной:

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, руки встряхнули,

Ветер сбивает росу.

-Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов на уроке.

2) Деление на группы: собрать пазлы с изображениями (дуб, смородина, одуванчик, яблоня)

1 группа – дуб

2 группа – смородина

3 группа – одуванчик

4 группа - яблоня

Команда собравшая пазл раньше всех поднимает руки вверх «Пять рук»

Исследовательская беседа

- Какие растения мы собрали?

- Где встречаются эти растения?

- Можем ли мы разделить их на какие-нибудь группы?

- Что общего между ними?

- Чем они отличаются?

- А как-нибудь еще можем разделить эти растения?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Картинки

Дуб,

смородина,

одуванчик,

яблоня

Середина урока

Введение в тему. Показ слайда. Задание для групп.

«Составление семантического графа»

Распределите картинки этих растений, дать характеристику:

  1. Культурные растения

  2. Дикорастущие растения

(Дифференцированное задание)

1-группа «Дерево»

Груша и берёза

2-группа «Кустарники»

Смородина и

3-группа «Трава»

Клубника и кувшинка

4-группа «Яблоня»

Яблоня и дуб

/Совместное составление с детьми критериев к заданию/

  1. Правильно сгруппировать растения.

  2. Различать растения по признакам.

культурные

дикорастущие

После окончания работ группы по часовой стрелке оценивают по дескрипторам составленных критерий.

Дескрипторы:

  1. Находят рисунок дикорастущего/культурного растения.

  2. Сходство/отличие растений

Применяется стратегия формативного оценивания:

«Две звезды и одно пожелание». Каждая группа указывает на стикерах.

Физминутка «Угадай-ка»

- Назвать растение. Какое это растение? Дикорастущее или культурное? При показе культурных растений – хлопнуть в ладоши, при показе дикорастущих растений – топнуть ногами. Каждой группе показ на слайде по два растения, остальные группы оценивают стратегией «Большой палец»

infourok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта