Урок окружающего мира в 1 классе. Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие и культурные растения урок 1 класс
Урок окружающего мира в 1 классе. Дикорастущие и культурные растения.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Панинская начальная школа
Фурмановского района Ивановской области
Урок окружающего мира в 1 классе
[pic]
Учитель начальных классов
Волкова Елена Германовна
Тема: Дикорастущие и культурные растения.
Тип урока: введение нового знания.
Вид урока: урок с применением ИКТ.
УМК «Перспектива»
Предмет: «Окружающий мир» 1 класс
Автор учебника: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая.
Цель урока: создать условия для формирования понятий «дикорастущие растения», «культурные растения» и умения определять группу растения.
Задачи урока:
1.Формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения».
2. Учить классифицировать растения по признаку «дикорастущие – культурные», приводить примеры каждой группы.
3.Воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые достижения учащихся: понять отличие культурных растений от дикорастущих, научиться приводить примеры растений каждой группы.
Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на уроке:
Личностные универсальные учебные действия: способность к самооценке.
Регулятивные универсальные учебные действия: научиться преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия: использовать модели, схемы, строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе)
Основные принципы проведения урока:
принимать все ответы и реакции детей;
каждой идеей ученика восхищаюсь;
фиксирую все гипотезы детей, как бы абсурдны на взгляд педагога они не были;
во время урока исключаю критику личности и деятельности ученика;
отказываюсь от деления учеников на «слабых» и «сильных», понимая, что все дети разные и каждый умеет делать что-то лучше других;
понимаю, что учебный процесс тем эффективнее, чем меньше на уроке говорит и делает сам учитель и чем больше дает сказать и сделать своим ученикам.
Структура урока введения нового знания:
Этап самоопределения деятельности.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Постановка учебной проблемы.
Определение темы и целей урока.
Построение проекта выхода из затруднения, поиск решения.
Физкультминутка.
Первичное закрепление во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Физкультминутка для глаз.
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Рефлексия деятельности, подведение итога работы.
Самооценка деятельности учащихся.
Оборудование к уроку:
Для учителя:
презентация к уроку;
компьютер;
тема урока, напечатанная на плакате;
картинка бабочки,
Для учащихся:
картинки растений;
фишки зелёного , красного и синего цвета,
яблоки разных сортов,
сигнальные карточки,
бейджики для каждого ученика №1 и №2
учебник,
рабочая тетрадь,
клей.
деятельности
Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности
1.Приветствие
Здравствуйте, ребята! Я прошу Вас подойти ко мне, встаньте в кружок! Возьмите друг друга за руки! Я дарю Вам свою улыбку и прошу Вас, чтобы вы подарили мне свою! У Вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами! Этот урок я проведу вместе с вами, надеюсь, вы поможете мне. Пусть каждый из нас запомнит этот прекрасный осенний день и нашу встречу! А сейчас…
Учащиеся подходят к учителю, встают в кружок.
Личностные УУД -формирование интереса к учению, мотивирование к учебной деятельности
2. Мотивация к учебной деятельности
(…мин)
Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво,Тихо сели, спинки прямо!Мы легонечко вздохнем,Урок окружающего мира начнем!
Ребята подходят к своим партам.
Садятся на свои места.
Регулятивные:
способность к мобилизации сил и энергии к преодолению препятствий.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности .
( …мин)
Слайд 1
Слайд 2 Картинки: машина, петух, солнце, сосна, яблоня, одуванчик.
Слайд №3
Цель: актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. Готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового.
Познавательные УУД : умение выразительно читать стихотворение.
Познавательные УУД – умение группировать предметы на основе существенных признаков.
Коммуникативные УУД – умение вступать в речевое общение, принимать участие в диалоге со сверстниками, учителем.
Регулятивные УУД -умение обобщать и классифицировать по признакам.
- Так что такое природа?
Верно! Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. Куда бы вы не посмотрели, где бы вы не побывали, повсюду встретите их.
-Внимание на экран! Игра: «Какая картинка лишняя и почему?»
Если не называют «лишнее» из оставшихся объектов природы, то нужно подвести их к ответу, задав вопрос:
- Как одним словом назвать все объекты природы?
-Ребята, для чего нам необходимы растения?
-У нас в классе есть ребята, которые уже умеют читать. Прочитайте, какое значение имеют растения для человека.
- Знаете ли вы, что в г. Приволжске выпускают льняные ткани, которые ценятся не только в нашей стране, но и за рубежом. А в г. Плесе стало доброй традицией ежегодное проведение фестиваля «Льняная палитра».
Ученик читает стихотворение:
Посмотри, мой милый друг,Что находится вокруг?Небо светло-голубое,Солнце светит золотое.Ветер листьями играет,Тучка в небе проплывает.Поле, речка и трава,Горы, воздух и роса.Человек и время года – Это все вокруг… (природа)
К природе относится всё, что вокруг нас, не созданное руками человека: небо, солнце, ветер, листья, тучка, поле, речка, трава, горы, воздух, роса, человек.
Примерные ответы детей: Машина – все остальное природа;Солнце - все остальное живая природа;Петух - все остальное растения.
- Растения.
-Ответы учащихся
resheba.ws
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1. Мотивация к учебной деятельности (3мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Организует проговаривание правил поведения на уроке. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. - Что мы обычно делаем на уроках окружающего мира? -Согласна. Но сегодня мы кроме обычной работы попробуем себя в роли исследователей. Для этого мы объединимся в группы, чтобы нам было легче и интереснее работать. Перед началом работы что должны вспомнить? - Молодцы! Правила работы в группах вы знаете хорошо, главное теперь не забывать их соблюдать. Я желаю нам успешной работы! | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. Отвечают на вопросы учителя. -Наблюдаем, сравниваем, читаем и обсуждаем тексты. Вспоминают и проговаривают правила работы в группе. 1) без команды ничего не трогаем руками, 2) внимательно слушаем задание, садимся лицом друг к другу, обсуждаем негромко, говорим по очереди; 3) готовность показываем поднятием соединенных рук. | Л- мотивация к учебной деятельности К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; - умение оформлять свои мысли в устной форме |
2. Актуализация знаний. (15 мин) Цели: - актуализировать знания учащихся по теме «Растения». | Выявление уровня знаний. На прошлом уроке мы рассматривали любимую нами пищу и обнаружили, что некоторые продукты питания изготавливаются из растений, а другие - животного происхождения. Какие продукты изготавливаются из растений? Что вы знаете о растениях? Где мы можем увидеть растения? У вас на партах лежат листы, разделенные вертикальной линией пополам. Слева - сад/поле/огород. А справа - лес/луг/озеро. У вас на столах лежат картинки с изображениями растений. Обсудите в группах: где растёт ваше растение? Разместите его в нужном месте листа с помощью клея. На эту работу вам дается 10 минут. Как поняли задание? Учитель помогает распределить работу. Последующим группам учитель предлагает договориться и разместить свой лист рядом с листом первой группы, если у них сделано так же; и разместить подальше от работы первой группы, если сделано по-другому. Обсуждение правильности отнесения растения к той или иной группе. - Посмотрите, всё ли правильно у нас размещено? | При выполнении задания тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции. Отвечают на вопросы учителя. Ученики работают в группах Первая группа, показавшая готовность, вывешивает результаты на доску. Остальные группы вывешивают свои работы согласно группировке. Дети замечают ошибки, если они есть и аргументируют свои ответы. | Л – мотивация к познанию окружающего мира Р- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками П - анализ объекта с целью выделения признаков; выбор К – сотрудничество в поиске и выборе информации |
3. Постановка учебной задачи (2 мин) Цели: - организовать формулировку темы урока детьми; - организовать постановку цели урока детьми. | Создание проблемной ситуации. - А теперь внимательно посмотрите на группы растений, которые мы выделили и скажите, чем же они отличаются, кроме места своего произрастания? - Мне кажется, что те растения, которые растут в саду и огороде красивее. Кто со мной согласен? Кто – не согласен. - Когда у нас возникают разногласия? - Какой вопрос у нас возник? - Какая же цель сегодняшнего урока? | Отвечают на вопросы учителя. Показывают знак согласия/несогласия -Когда мы чего-то не знаем. - На какие группы можно разделить растения и почему? Формулируют тему и цель урока. | Р – целеполагание |
4. Формирование нового знания (6 мин) Цель: - организовать формирование отличия между культурными и дикорастущими растениями. | Организация учащихся к исследованию проблемной ситуации. В ходе фронтальной беседы выявляются существенные признаки культурных растений - Что вы можете сказать о растениях, которые растут в саду, поле, огороде? Учитель дает название и формулирует определение культурных растений. Культурными называют растения, которые человек специально выращивает, использует и отбирает для посадки семена лучших из них, выводя сорта растений с нужными свойствами. - А какое же название получила другая группа растений? - Они названы дикорастущими. Вдумайтесь в слова «дикорастущие растения». Попробуйте объяснить, что это такое? -Ребята, а если эти растения растут в лесу и на лугу, значит они беззащитны. Как мы должны вести себя по отношению к ним? Всегда ли вы следуете этим правилам? | Отвечают на вопросы учителя. -их выращивает человек, он о них заботится (поливает, рыхлит, подкармливает удобрениями) -человек использует их (например, в пищу) Отвечают на вопросы учителя. Выявляют существенные признаки дикорастущих растений и по аналогии с культурными растениями дают определение дикорастущим растениям Вспоминают правила поведения в лесу. | П – моделирование решения проблемы, построение логической цепочки рассуждений; - анализ объекта с целью выделения признаков; К – сотрудничество в поиске и выборе информации; Л - умение оценивать поступки , жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
5. Первичное закрепление знаний (10 мин) Цель: - организовать работу по закреплению знаний о культурных и дикорастущих растених. | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. -Посмотрите на доску. Слева у нас – культурные растения, справа - дикорастущие. У вас на столах лежат картинки с изображениями растений. Обсудите в парах: к какой группе относится ваше растение? Разместите его в нужном месте доски с помощью магнита. Учитель обращает внимание на детей, которые не взаимодействуют в парах, помогает им наладить обсуждение. При обсуждении важно использовать слова: культурные и дикорастущие, уходя от деления на сад/поле/огород - лес/луг/озеро. - Ребята, а где мы можем зафиксировать наше открытие? И как удобнее это сделать? - Куда нужно размещать кактус? Дикорастущее это или культурное растение? Возникает знак "?" - Получается, что мы не знаем. Поэтому мы не можем пока договориться и прийти к единому мнению. Если мы не знаем, то будем пользоваться знаком "?» | Ученики обсуждают, выходят к доске, прикрепляют картинку в нужное место доски. - зафиксировать мы можем в тетради открытий в виде схемы Заполняют схему на доске и в тетради
Р
Д К | Р – контроль, коррекция П – умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; знаково-символическое моделирование; К – умение выслушать и поддержать мнение собеседника или построить опровержение |
6. Итог урока (2 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока. | Организация фиксирования нового содержания. - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? - Расскажите по схеме, чему научились на уроке. знаю Я запомнил смог | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. | П -умение обобщать, осознавать качество и уровень усвоения, подводить итог работы, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы. К - умение точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. |
7. Рефлексия (2 мин) Цели: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Строит рефлексию -Давайте вспомним, что вам понравилось на уроке, что было трудно. - Оцените свою деятельность на уроке, используя «волшебные» линеечки. -Мне кажется, что сегодняшнюю работу каждой группы можно сравнить с работой учёных. Спасибо вам за активную работу. | Осуществляют рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности Учащиеся высказываются о групповой работе: как оценивают работу в целом, кто из участников был самым активным, догадливым, вежливым и т.д. Высказываются мнения об уроке, эмоциональное состояние от такой работы. Делают самооценку в рабочей тетради. | К –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Лумение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Урок по естествознанию на тему "Культурные и дикорастущие растения" (1 класс)
Краткосрочный план
2.Живая природа(В контексте темы «Моя школа»)
Подраздел
1.2.1 Растения
Сквозная тема
Моя школа
Цели обучения
1.2.1.3 различать дикорастущие и культурные растения;
Ожидаемые результаты
Все учащиеся:
различают дикорастущие и культурные растения.
Большинство учащихся выделяют сходство и различия дикорастущих и культурных растений.
Некоторые учащиеся:
аргументируют значимость культурных растений
Языковые цели
Учащиеся будут: обсуждать и сравнивать сходства и отличия растений (например, между культурными и дикорастущими растениями
Ключевые слова и фразы:
Дерево – ағаш, tree
Куст- бұтақ, bush
Трава – шөп, qrass
Вопросы для обсуждения:
-
В чем отличия/сходства кустарников от деревьев?
-
Как вы думаете, эти растения дикорастущие или культурные?
-
Назовите 10 местных растений
Почему вы считаете, что данное растение культурное/дикое?
Письменные задания:
Соедините рисунок с правильным заданием
Критерии успеха
-
Дети различают группы растений;
-
Различают дикорастущие и культурные растения на рисунках
-
Аргументируют значимость культурных растений
Предыдущее обучение
1.2.1.1 определять основные характеристики растений и их жизненные формы;
Создание коллаборативной среды. Разминка.
- Ребята, давайте сделаем небольшую разминочку, повторяйте за мной:
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, руки встряхнули,
Ветер сбивает росу.
-Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов на уроке.
2) Деление на группы: собрать пазлы с изображениями (дуб, смородина, одуванчик, яблоня)
1 группа – дуб
2 группа – смородина
3 группа – одуванчик
4 группа - яблоня
Команда собравшая пазл раньше всех поднимает руки вверх «Пять рук»
Исследовательская беседа
- Какие растения мы собрали?
- Где встречаются эти растения?
- Можем ли мы разделить их на какие-нибудь группы?
- Что общего между ними?
- Чем они отличаются?
- А как-нибудь еще можем разделить эти растения?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Картинки
Дуб,
смородина,
одуванчик,
яблоня
Середина урока
Введение в тему. Показ слайда. Задание для групп.
«Составление семантического графа»
Распределите картинки этих растений, дать характеристику:
-
Культурные растения
-
Дикорастущие растения
(Дифференцированное задание)
1-группа «Дерево»
Груша и берёза
2-группа «Кустарники»
Смородина и
3-группа «Трава»
Клубника и кувшинка
4-группа «Яблоня»
Яблоня и дуб
/Совместное составление с детьми критериев к заданию/
-
Правильно сгруппировать растения.
-
Различать растения по признакам.
культурные
дикорастущие
После окончания работ группы по часовой стрелке оценивают по дескрипторам составленных критерий.
Дескрипторы:
-
Находят рисунок дикорастущего/культурного растения.
-
Сходство/отличие растений
Применяется стратегия формативного оценивания:
«Две звезды и одно пожелание». Каждая группа указывает на стикерах.
Физминутка «Угадай-ка»
- Назвать растение. Какое это растение? Дикорастущее или культурное? При показе культурных растений – хлопнуть в ладоши, при показе дикорастущих растений – топнуть ногами. Каждой группе показ на слайде по два растения, остальные группы оценивают стратегией «Большой палец»
infourok.ru