Урок по окружающему миру по теме "Дикорастущие и культурные растения" (2 класс). Культурные и дикорастущие растения урок 2 класс
Урок по окружающему миру по теме "Дикорастущие и культурные растения" (2 класс)
Цели и задачи:
Ознакомить ребят с дикорастущими и культурными растениями.
Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их.
Развивать у учащихся интерес к предмету через разнообразные виды работы и творческие задания.
Развивать у ребят умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями, учебник.
1). Организационный момент.
Ну – ка проверь дружок,Ты готов начать урок? Все ль на месте Все ль в порядке,Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получатьТолько лишь оценку “5”.
(слайд 1)
2). Актуализация знаний.
- Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями природы. Вы их узнаете, отгадав загадку:
Дышит, растет,
А ходить не может (растение)
1) Сейчас вам нужно будет ответить на вопросы теста.
1. К какой природе относятся растения:
1) к живой
2) к неживой
2. Растения состоят из:
1) корня, ствола, кроны
2) корня, стебля, листьев
3) корня, стебля, листьев, плодов с семенами
3. Какие растения имеют несколько довольно тонких одревесневших стволиков?
1) кустарники
2) травянистые растения
3) хвойные деревья
4) лиственные деревья
4. Какое растение является хвойным?
1) клён
2) сосна
3) репейник
4) смородина
5. Какое из этих растений не является травянистым
1) малина
2) клубника
3) земляника
4) подорожник
(Самопроверка) (слайд 2)
3). Самоопределение к деятельности
- Чем похожи и чем отличаются яблоня и ель, крыжовник и шиповник, помидор и одуванчик? (слайды 3, 4, 5)
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?
- Прочитайте тему урока (слайд 6)
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
- Проверьте свои предположения. Прочитайте в учебнике на с.68
4) Работа по теме урока
- Какое значение имеют растения для человека?
1) кормят человека (слайд 7)
2) одевают человека (слайд 8)
3) лечат человека (слайд 9)
4) Дают много полезных вещей (Из них делают мебель, строительные материалы, получают топливо) (слайд 10)
- Работа в группах. Раздели растения на 2 группы (слайд 11)
Берёза, огурец, камыш, крапива, рожь, астра.
Почему вы их так разделили?
- Вывод. Работа с учебником с. 71 Чтение правила
5) Физкультминутка
Наши тонкие цветки распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
Наши алые цветки закрывают лепестки
Тихо засыпают, головой качают
6) Продолжение работы по теме
-На какие группы делятся все растения? (слайд 12)
Растения: деревья, кустарники, травянистые растения.
- Игра «Найди пару»
Лук, груша, картофель, пшеница, слива, лён, рожь, роза, хлопок, нарцисс (слайд 13)
(слайд 14)
- Работа с таблицей в учебнике на с. 69. Добавьте растения в каждую группу
- Отгадайте загадки и определите к какой группе они относятся
В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке (слайд 15)
Какую траву и слепой узнает? (слайд 16)
Была зелёной, маленькой, потом я стала аленькой
На солнце почернела я и вот теперь я спелая (слайд 17)
-Работа в паре
Назвать ягоды, фрукты, овощи и определить дикорастущее растение или культурное
7) Рефлексия. Оцени свою работу
8) Итог урока.
И так, ребята, что нового о растениях мы узнали сегодня на уроке? На какие 2 группы делятся растения?
9). Домашнее задание (слайд 18)
1) с 68-69 прочитать легенды о растениях
2) найти или сочинить загадки о растениях
- Спасибо вам за активное участие на уроке! Молодцы
(слайд 19) – Спасибо за урок.
infourok.ru
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Культурные и дикорастущие растения. Для чего люди выращивают культурные растения?"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Культурные и дикорастущие растения.
Для чего люди выращивают культурные растения?
(Тема урока)
ФИО (полностью)
Гаврилятова Ольга Николаевна
Место работы
МКОУ «Валуевская СОШ»
Должность
Учитель начальных классов
Предмет
Окружающий мир
Класс
2 класс
Тема и номер урока в теме
Культурные и дикорастущие растения.
Для чего люди выращивают культурные растения?
Урок № 26
Базовый учебник
Федотова О.Н. Трафимова Г.В
8.Цель урока:
1.Выяснить: для чего выращивают культурные растения?
2.Назвать признаки, отличающие культурные растения от дикорастущих.
9.Задачи:
- обучающие
1.Познакомить с культурными растениями разных групп
2.Расширить кругозор учащихся о культурных растениях
-развивающие
1. Развивать речь учащихся
2. Формировать познавательный интерес
-воспитательные
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство милосердия, нормы поведения в природной среде.
2. Прививать интерес к предмету;
3.Воспитывать у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: групповая , творческая.
Необходимое техническое оборудование: учебник, хрестоматия, тетради для самостоятельной работы №1,картинки с изображением растений, карточки для работы в парах, компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Структура и ход урока
1. Мотивация учебной деятельности.
2.Актулизация знаний.
3.Постановка темы и цели урока.
4. Первичное восприятие нового материала.
5.Физминутка.
6. Закрепление нового материала.
7. Обобщение усвоенного.
8. Домашнее задание.
9. Рефлексия деятельности (мотивация оценок).
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1
Мотивация
учебной деятельности
Ресурс 4
Презентация к уроку
(Слайд 1)
Учитель приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой
(предлагает стихотворение-настрой на работу)
Учащиеся вместе с учителем вслух проговаривают стихотворение, настраивающее их на работу.
1
мин
2
Актуализация знаний
Ресурс3Деление слов на тематические группы. Растения. Животные
(N 193545)
Ресурс 4
Презентация к уроку
(Слайд 2)
Учитель предлагает приведённые предметы разделить на 2 группы.
Предлагает ответить на вопрос
«Чем отличаются эти растения»
Дети обсуждают задание, делят на группы комментируют свой выбор.
Дети отвечают, комментируя свой ответ
мин
3
Постановка темы и цели урока
Запись темы на доске.
Знакомит учащихся с целью урока.
Формулируют тему урока и выясняют, чем будут заниматься.
2
мин
4
Первичное восприятие нового материала
Ресурс 1
Дикорастущие и культурные растения
(N 202088)
Демонстрирует ресурс на доске , знакомит с новым материалом.
Знакомятся с отличительными особенностями дикорастущих и культурных растений.
Читают стр. 87-88 находят отличие, высказывают своё мнение
Обсуждают Машины наблюдения и Мишины.
Наблюдение, сравнение.
10мин
5
Закрепление нового материала
Ресурс 2
Культурные растения
(N 125472)
Работа в группах
1)Какие бывают растения?
Какая существует разница между культурными, дикорастущими растениями?
2)Какие растения называются культурными? 3)Для чего люди выращивают культурные растения
Работа в группах.
Обсуждают в группах картинки и делают вывод.
Наблюдение, сравнение, вывод.
В группах выполняют задание, сообщают о своих наблюдениях, делают выводы: для чего человек выращиваются культурные растения?
Готовят выступление 1-2 минуты
6 мин
6
Самостоятельная работа в тетрадях с. 36, задание 50
Учитель предлагает выполнить работу в тетради для самостоятельной работы, упражнение №50,
.1.)Дети самостоятельно выполняют задание
2.)Взаимопроверка тетрадей.
Ученики обмениваются тетрадями, проверяют работу соседа и оценивают её, аргументируя свой выбор
3 мин
7
Физминутка
Демонстрирует музыкальную физминутку.
3 мин
8
Использова-ние сформирован-ных умений
и навыков
Ресурс 4
Презентация к уроку
Работа в парах. Учитель предлагает ученикам игру «Найди пару»
1 - плодовые 2 - овощные 3 -декоративные 4 -прядильные
5 - зерновые слайд №
В парах выполняют задание. Читают текст на слайдах
В парах находят и обсуждают отличия.
Затем делают вывод:
-почему?
Самопроверка.
5 мин
9
Обобщение усвоенного
Работа по учебнику
Учитель задаёт вопросы:
1.Где растет?
2.Для чего нужно людям?
Читают текст в учебнике на стр.88 – 90 и обощают по вопросам учителя
5 мин
10
Домашнее задание
Учитель даёт задание по учебнику для всех и индивидуально
Учебник с.88 – 90, читать, подготовить сообщение о культурном растении (индивидуально)
2 мин
Рефлексия деятельности
(мотивация оценок)
Учитель предлагает проанализировать работу, выполненную на уроке
Подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников.
Ученики дают оценку личного вклада в урок
Оценивают свой труд цветочками: если тебе всё удалось на уроке – синий цветочек, если не очень - белый.
Дети выставляют оценки и мотивируют своё решение.
5 мин
Приложение к плану-конспекту урока
Культурные и дикорастущие растения.
Для чего люди выращивают культурные растения?
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Дикора-стущие и культурные растения
(N 202088)
Информационый
Презентация
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ca5eb814-f3e0-4598-a7f1-0e3c3f848c9b/?
2
Культур-ные растения (N 125472)
информационный
иллюстрция
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/740e2d1b-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/?interface=catalog&subject=27
3
Деление слов на тематические группы. Растения. Животные (N 193545)
практический
Интерактивное задание
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a9a2567-0a01-0180-00da-fa2cb762ae49/?interface=teacher
4
Презента-ция к уроку
информационный
презентация
infourok.ru
"Дикорастущие и культурные растения" , 2 класс
Предмет: Окружающий мирКласс: 2 Тема: Природа.Тема урока: Дикорастущие и культурные растенияТип урока: Изучение нового материала.Цели и задачи: Изучать особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; развивать внимание, память, мышление; воспитывать интерес к полевым растениям.Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений; должны уметь различать жизненные формы растений; различать культурные растения – по назначению.Форма организации работы детей: на уроке меняются виды и формы работы (фронтальная работа с использованием компьютера и экрана – просмотр слайдов с таблицами и рисунками по теме при изучении нового материала и при закреплении; при повторении ранее изученного материала; при решении проблемных вопросов; индивидуальная – выполнение самостоятельной работы, самопроверка работы, работа в тетрадях, отгадывание загадок.) Формы организации работы учителя: урок – изучение нового материала. Технические условия: компьютер, мультимедиа проектор, экранИспользуемое оборудование: карточки для самостоятельной работы, рабочие тетради, таблицы на слайдах, картинки на слайдах.
Описание урока:
*Организация класса.
Ну-ка, детки, встаньте в ряд.Готов работать мой отряд?К гостям красиво повернитесьИ очень дружно поклонитесь.Все развернулись, раз, и два,И тихо сели на места.Глаза проверят: всё ль в порядке?На парте – книжки и тетрадки.Все улыбнулись. Собрались!Работать дружно мы взялись!
*Актуализация опорных знаний.
*Работа в тестовых тетрадях (работа в парах, взаимопроверка )
- Где могут произрастать растения?
-На какие группы мы можем поделить все растения по месту произрастания?
-Растения, растущие в садах, парках, на клумбах, каким словом мы можем их назвать?(варианты ответов)
-Вот сегодня на уроке мы выясним, на какие две группы делятся растения по месту произрастания и как они называются, научимся делить растения на группы, будем учиться находить новую для нас информацию в рассказах о растениях.
-Чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор?(местом произрастания). Для чего человек сажает растения? (Растения кормят, одевают, лечат, дают много полезных вещей.)
- Какие растения кормят человека? (Яблоня, пшеница, капуста,…)-Какие растения одевают людей? (Лен, хлопок.)-Какие растения лечат людей? ( Мать-и-мачеха, зверобой, береза,…)-Какие растения дают много полезных вещей – мебель, топливо, строительные материалы? ( Дуб, сосна,…)- Человек тесно связан с растительным миром. Одни растения человек сажает сам, ухаживает за ними, собирает урожай, использует в пищу.
-Как вы думаете, как называются растения, посаженные человеком?
-Они называются культурными.
А есть растения, которые растут сами по себе, независимо от человека, как они называются?
-Дикорастущие растения.
-Тема нашего урока, назовите?
-*Тема урока:»Культурные и дикорастущие растения».
* Работа над темой урока.
*работа в рабочих тетрадях
раскройте рабочие тетради на с.48 №1: заполните таблицу, приведите примеры не менее трёх в каждом столбце.
-Назовите, какие дикорастущие растения вы записали?
-Назовите, какие культурные растения вы записали?
*Физминутка
-Культурные растения можно разделить на другие группы. На какие вы узнаете, выполнив задание в рабочей тетради на с.48 №2(1,2)
-Так на какие ещё группы можно разделить растения?- Назовите растения на этом слайде. - Это зерновые растения. Где они растут и что из них делают? (Растут на полях. Из них делают муку и крупу. Из муки пекут хлеб.)
-( слайд) Назовите эти растения (Это слива, груша, персик. Это фрукты. Они растут в саду.) - Эти растения называют плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и даже травы, дающие нам плоды. Это смородина, малина, клубника…)
- ( слайд) Назовите эти растения. (Лук, картофель.. Это овощи. Они растут на полях и огородах.)- ( слайд) Эти растения называют овощные. Приведите свои примеры.
-( слайд) Это лен и хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют прядильные.
-( слайд) Назовите эти растения. (Тюльпан, роза, гвоздика.)- ( слайд) Эти растения называют декоративными. Приведите свои примеры этих растений.
Физминутка
ГРУППОВАЯ РАБОТА Дети делятся на 6 групп, каждая из групп получает по одному растению, вам нужно рассмотреть растение, обсудить в группе, какое это растение по месту произрастания, ярус растения, найти в атласе-определителе информацию об этом растении, обсудить значение этого растения. Затем вы будете выступать по очереди, сами оценивая выступления группы по таким критериям: всё понятно, вопросов нет – жёлтый пушистик, требуется уточнение, возникают вопросы – зелёный пушистик, вопросы по каждому пункту – красный пушистик
-Давайте вспомним правила работы в группе, план работы на экране:
1. Название.
2.Культурное/дикорастущее.
3.Дерево, кустарник, трава.
4.Особенности.
5. Значение.
I группа:
1.берёза.
2.Дикорастущее.
3.Дерево.
4.Берёзу мы узнаем по белой коре. Других деревьев с такой корой в России нет.
5. Почки и молодые листья берёзы применяются в лечебных целях. Высаживают берёзу как декоративное украшение возле домов, в парках, скверах.
II группа:
1.осина.
2. Дикорастущее.
3.Дерево.
4. Примечательна тем, что её округлые листья при каждом дуновении ветра дрожат. Весной на осине можно увидеть длинные пушистые серёжки. Кора у осины зеленоватая.
5. Древесина мягкая, белая, без ядра, идет на различные поделки. С лечебной целью используют ее почки и сок. В научной медицине не используется. В народной лечебной практике известны полезные свойства осины.
III группа:
1.липа
2.Дикорастущее.
3.Дерево.
4.Липа имеет листочки в форме сердечка. Летом она цветёт распространяя чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешкиЮ сидят по несколько штучек под одним крылышком. По плодам это дерево легко узнать зимой и осенью.
5. Липа сердцевидная один из важнейших медоносов. Мёд, полученный из липы, обладает целебными свойствами.
IV группа:
1.малина
2.Дикорастущая/культурная.
3.кустарник.
4.Колючие стебли.
5.Лекарственное растение. Малина ценный целебный продукт. В медицине используют плоды малины.
V группа
1.дуб
2. Дикорастущее.
3.Дерево.
4.Дуб можно узнать по листьям пятиконечным.Даже зимой на дереве остаётся хотя бы несколько побуревших плодов. Ни с чем не спутаешь и плоды дуба – жёлуди.
5.Желуди служат пищей для лесных зверей. Древесина используется для изготовления мебели, в строительстве.
VI группа
1.тополь
2.Дикорастущее.
3.Дерево.
4.Высокое до 40м дерево. Растёт обычно по берегам рек. Цветки собраны в серёжки. Мелкие семена – тополиный пух – снабжены пушистыми волосками, благодаря которым их разносит ветер.
5.Техническое, лекарственное, медоносное. Древесина используется в строительстве, для производства мебели, в спичечном производстве. Почки и кора используются в народной медицине как противовоспалительное, антисептическое, ранозаживляющее. Люди сажают в полезащитных полосах.
1.шиповник
2.Дикорастущее.
3.Кустарник
4.Шиповник – дикая роза. Плоды шиповника очень богаты витаминами.
5.Лекарственное.
Закрепление изученного материала.
Игра “Что здесь лишнее?”
- Для закрепления пройденного материала мы проведем игру “Что здесь лишнее?Почему?” (слайд ).
1. клевер, астра, роза, гладиолус2. береза, василек, репа, осина3. огурец, лук, лен, чеснок4. груша, слива, малина, яблоня5. пшеница, рожь, ячмень, картофель
.
Итог урока:
- По какому признаку мы сегодня делили растения?
- На какие группы можем разделить растения? Чем они отличаются?
- Приведите по два-три примера растений каждой группы.
-Что было интересно?
-Кто испытывал затруднения на уроке ?
- В чём испытывали затруднения?
-Оцените свои достижения:
хлопните в ладоши один раз, кто может определить,
- дикорастущее или культурное растение?
-знает, где можно найти информацию о растениях?
-Кому на уроке легко работалось?
-У кого хорошее настроение?
Домашнее задание
- Наш попугай Кеша приготовил для вас интересное задание в рабочей тетради на с.49 №3:
- Вам нужно будет прочитать легенды о растениях и подготовить пересказ(уч. с 70-71)
- Всем спасибо!
6
multiurok.ru
Планируемые результаты обучения (предметные) УУД (метапредметные) | Обучающийся научится: классифицировать культурные растения по среде обитания, понимать зависимость растений от неживой природы и смогут найти дополнительный материал по изучаемой теме. Личностные. У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу, представления о причинах успеха в учебе, знание основных моральных норм поведения; обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные. Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; получит возможность научиться осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные. Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; получит возможность научиться умению смыслового восприятия познавательного текста. Коммуникативные. Обучающийся научится: договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы. | Организационный момент Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. Актуализация знаний Реализация построенного проекта. Открытие нового знания Физминутка | Коммуникативные УУД (Умение слушать и понимать речь других) Регулятивные УУД (Самоорганизация и организация своего рабочего места) Личностные УУД ( проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу ) Познавательные ( понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа) Регулятивные УУД (формирование учебной задачи, планирование ее выполнения) Коммуникативные УУД (умение строить понятные для партнера высказывания; участие в работе группы) Регулятивные УУД. (принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности) Познавательные ( понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа) Коммуникативные УУД (умение строить понятные для партнера высказывания; участие в работе группы) Познавательные УУД(Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций) Личностные УУД (Осознание своих эмоций, интереса к изучению окружающего мира Регулятивные УУД (Учатся работать по предложенному учителем плану) Коммуникативные УУД (формулирование собственного мнения, учет разных мнений, умение задавать вопросы). Личностные УУД (Умение применять правила охраны своего здоровья) | Прозвенел и смолк звонок. Собрались все на урок, Что-то новое узнать, Громко, чётко отвечать И друг другу помогать. Значит, нам сегодня нужно Поработать вместе, дружно! Поприветствуйте гостей. Ну-ка, улыбнись скорей! А друг другу серьёзно, без смеха Пожелайте удачи, успеха (дети пожимают друг другу руки). Со мной пришел сказочный герой (слайд). Узнали его? - Ребята, а вы любите путешествовать? А для чего люди совершают путешествия? (узнать что-то новое, сделать открытия). - Во время путешествия люди могут столкнуться с трудностями. Что может помочь их преодолеть? (помощь друзей, сообразительность, находчивость). Вы готовы помогать друг другу, преодолевая трудности сделать новое открытие? - Чиполлино приглашает вас совершить путешествие в очень красивое царство. - Разгадайте кроссворд и вы узнаете место путешествия. (слайд). - В какое царство приглашает нас Чиполлино? (растений) - Впервые ли вы окажетесь в этом царстве или вы что-то уже знаете о растениях? Определите по учебнику тему урока (учебнике с. 57) Что нам нужно будет узнать о растениях во время сегодняшнего путешествия? Я предлагаю работать по следующему плану: - Подведение итогов. - Определение условий жизни дикорастущих и культурных растений. - Повторить изученные группы растений. - Знакомство с новыми группами растений. - Согласны ли вы с этим планом? - Восстановите правильный порядок пунктов плана. РАБОТА В ПАРАХ Чиполлино предлагает вспомнить вам известные группы растений. Задание: Подчеркни цветковые растения красным цветом, хвойные растения – зеленым. ОДУВАНЧИК, ЯБЛОНЯ, ТОМАТ, КРЫЖОВНИК, ЕЛЬ, СОСНА, ГРУША, ПИХТА Проверка на слайде. Оцените свою работу. Листик в уголке закрась соответствующим цветом: -зеленый – легко, без затруднений - желтый – с некоторыми затруднениями -красный – задание не выполнили, трудно Выявление места и причины затруднения. -А как бы вы назвали эти группы растений? (дети высказывают предположения) (слайд).
Учитель: Почему мнения разошлись? Почему возникло затруднение? (Не можем определить признак, по которому разделены растения на группу. Если есть предположения, то нужно их проверить) -Переходим ко 2 пункту плана Слайд -Сравните растения из первой группы с растениями из второй. Результаты сравнения занесите в таблицу: КАРТОЧКА (зеленая)
(Аналогично сравниваются другие пары растений) 1 группа - сравнивает томат и одуванчик 2 группа - крыжовник и ель 3 группа - яблоню и пихту 4 группа – грушу и сосну Слайд: проверка: общее – отличие - Что объединяет растения первой группы? (садит, ухаживает человек) - Что объединяет растения второй группы? (Растут сами по себе в природе, человек не ухаживает) РАБОТА СО СЛОВАРЕМ Слайд - Прочитайте определения из словаря С.И. Ожегова. Выберите, которое из них подходит к первой (второй) группе растений. Подпишем название каждой группы растений. (Дикорастущие, культурные) Слайд ДИКОРАСТУЩИЕ - растения растущие в природных условиях, не выращиваемые человеком. КУЛЬТУРНЫЕ – растения, посаженные, возделанные, выращенные человеком, не дикие. - Которое определение помогло выяснить, как называются растения в первой (второй) группе. Слайд Какие растения называются культурными, дикорастущими? Слайд: вывод -Какой пункт плана мы выполнили? (Открыли новое знание. Выполнение 2 пункта плана) Игра «Третий лишний». -Чиполлино называет три растения, а вы определяете лишнее. ОГУРЕЦ, СВЕКЛА, ВАСИЛЕК (василек - дикорастущее) - Составьте такую игру для соседа по парте. (Несколько учеников дают задание классу) Ветер тихо клен качает,Вправо, влево наклоняет:Раз — наклон и два — наклон,Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.) | Общий настрой класса на учебную работу. Отгадывают кроссворд, отвечают на вопросы, принимают правила игры. Принимают и сохраняют учебную задачу Классифицируют объекты. Осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков. Анализируют, устанавливают причинно-следственные связи. Работа с источником информации Выступающий ученик осуществил поиск информации, строит выступление в устной форме Обыгрывают ситуацию. Осуществляют профилактику утомления. | Первичная проверка понимания. Физминутка Закрепление полученных знаний в совместной работе Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Домашнее задание | Познавательные УУД(Понимание смысла задания; возможность применить первоначальные способы поиска информации) Личностные УУД(наличие познавательных интересов, учебных мотивов) Регулятивные УУД (планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации) Личностные УУД (Умение применять правила охраны своего здоровья) Коммуникативные УУД(Осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания) Личностные УУД (Оценивание разного вида деятельности на уроке) Регулятивные УУД (Формирование умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей) Личностные УУД(наличие познавательных интересов, учебных мотивов) Регулятивные УУД (планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации) Коммуникативные УУД(Осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания) Личностные УУД (Оценивание разного вида деятельности на уроке) Регулятивные УУД (Формирование умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей) | 3 пункт плана Слайд Как вы думаете, какие из этих растений, дикорастущие или культурные, более выносливы и устойчивы к изменениям в природе? Почему вы так считаете? (Это дикорастущие растения. За ними никто не ухаживает. Выносливыми и устойчивыми их сделала сама природа.) Найдите подтверждение в учебнике С. 57-60 Слайд: пейзаж с изображением пустыни в ней растет берёза. - Какое растение изображено, культурное или дикорастущее? Что вас удивило? (В пустыне растёт берёза). - Почему это вас удивило? (берёза не может расти в пустыне недостаточно влаги и много солнца) - Можно ли природные условия пустыни назвать подходящими для берёзы? - А какие растения могут расти в пустыне? Почему? Слайд: В жарком поясе даже весной много тепла и мало влаги, растениям приходиться добывать влагу и сохранять ее длительное время. Кактус может долго обходиться без воды, потому что его ствол устроен таким образом, что прямые солнечные лучи падают на тонкие колючки, поэтому влага почти не выделяется. Сам ствол очень толстый, что тоже предотвращает испарение, некоторые кактусы могут обходиться без воды в течение 2 лет. -Подходят ли для жизни кактусов природные условия пустыни? Какой можем сделать вывод? (Для жизни дикорастущим растениям нужны подходящие для него условия.) Я буду говорить слова, а вы покажите это движениями: В огород пойдем, Урожай соберем. Мы морковки натаскаем И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты- Круглый, сочный, очень вкусный. Щавеля нарвем немножко И вернемся по дорожке. -О каких растениях шла речь в физкультминутке? Какие же растения появились раньше дикорастущие или культурные? (Предположения детей) Проверим наши предположения по учебнику С. 57-60 (Выступление ученика) Наши предки раньше занимались охотой и собирательством. Собирали ягоды, плоды, орехи, съедобные листья, коренья. И вот однажды люди заметили, что в том месте, где обычно они перетирали зерна (мололи, делали муку) выросли колоски с таким же зерном. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зерна. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колос. Теперь они подумали, что некоторые растения можно посадить ближе к пещере и ухаживать за ними, поливать, оберегать их от птиц, зверей. Люди стали отбирать, сохранять, сеять самые лучшие семена. Так человек научился выводить сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те, дикорастущие растения, от которых они произошли. И сейчас наука продолжает заниматься выведением новых сортов. Учитель: Чиполлино, решил заняться выращиванием культурных растений, но он не знает, что значит ухаживать. Он просит нас составить для него памятку по уходу за культурными растениями. Поможете? РАБОТА В ПАРАХ Карточка 1. Прочитай в первом абзаце четвёртое предложение текста на странице 59. 2. Составь памятку по уходу за культурными растениями. Проверка в форме сличения с образцом на экране. Слайд Оценка работы. Листик в уголке закрась соответствующим цветом: - зеленый – легко, без затруднений - желтый – с некоторыми затруднениями - красный – задание не выполнили, трудно -Как оценили работу в парах? -Кому и когда может пригодится эта памятка? Самостоятельная работа - Чиполлино хотел бы узнать где выращивают эти растения. Соедини линиями, используя слова 1.Морковь, капусту, помидоры, выращивают в…. ПОЛЕ 2. Яблоки, груши, сливы, выращивают в …. ОГОРОД 3. Пшеницу, овес, лен, выращивают в …. БАХЧА 4. Арбузы, дыни выращивают на…… САД Взаимопроверка. Ученики высказывают результаты взаимопроверки Проверка Коллективное выполнение задания Тетрадь с. 36 № 86 4 пункт плана -В какое царство мы совершили путешествие? -Что хотели узнать? - Какие новые знания приобрели за время путешествия? Подведение итогов по алгоритму:
(Разноуровневое домашнее задание.) - Подготовить сообщение об одном из культурных растений нашей местности? - Составить кроссворд на тему «Дикорастущие растения» или «Культурные растения» - Подобрать загадки о культурных растениях и изготовить книжку- малышку - с. 57-60 – прочитать и ответить на вопросы | Выступающий ученик осуществил поиск информации в различных источниках, строит выступление в устной форме. Классифицируют объекты. Осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков. Составляют рассказ, высказывают свое мнение. Сравнивают природные условия. Высказывают свое мнение, учитывают другие мнения Анализируют стихотворение. Устанавливают причинно-следственные связи. Выступающий ученик осуществил поиск информации в различных источниках, строит выступление в устной форме Выдвигают предположение. Аргументируют свое мнение; устанавливают причинно-следственные связи Размышляют. Делают выводы. Определяют границы знания и «незнания». Аргументируют свое мнение; устанавливают причинно-следственные связи. Классифицируют картинки. Контролируют действия партнера. Осуществляют поиск необходимых предметных картинок. Организуют деловое общение. Размышляют. Делают выводы. Определяют границы знания и «незнания». Выбирают задание |