Дикорастущие и культурные растения мира: разнообразие, использование человеком. Культурные и дикорастущие растения используемые человеком
Дикорастущие и культурные растения мира: разнообразие, использование человеком
В мире существуют дикорастущие и культурные растения. Главное их отличие заключается в том, что культурные человек выращивает целенаправленно, выводит внутри видов разнообразные сорта.
Однако это ненаучная классификация представителей флоры.
Общепринятая классификация дикорастущих и культурных растений
Ученые делят все растения на два подцарства: низшие и высшие. Первая группа состоит из четырех отделов: бурые, зеленые, красные и диатомовые водоросли. К высшим относятся такие отделы: моховидные, хвощевидные, плауновидные, псилотовидные, папоротниковидные, голосеменные и покрытосеменные. Первые пять групп растений размножаются при помощи спор, а последние две — семенами. Голосеменные отличаются от покрытосеменных тем, что у них есть цветы, поэтому растения данного отдела еще называются цветковыми. В основном культурные растения мира принадлежат к отделу покрытосеменных. И вообще, цветковые и голосеменные являются на сегодняшний день наиболее многочисленными группами растений.
Разнообразие покрытосеменных
Дикорастущие и культурные растения, размножающиеся семенами, очень разнообразны и многочисленны.
Давайте сначала рассмотрим научную классификацию этих представителей флоры. Итак, дикорастущие и культурные растения, принадлежащие к отделу цветковых, делятся на два класса в зависимости от строения семян: однодольные и двудольные. К однодольным принадлежат такие семейства, как злаковые и лилейные. Такие растения в большинстве случаев являются культурными. К двудольным можно отнести такие семейства, как березовые, ивовые, пасленовые, крестоцветные, бобовые, сложноцветные, розоцветные. Среди них также есть множество культур, которые выращиваются человеком.
Многообразие голосеменных
Растения, которые принадлежат к отделу голосеменных, можно разделить на четыре класса: хвойные, саговниковые, гнетовые и гинкговые. В основном это дикорастущие виды.
Во всех перечисленных выше семействах выделяют роды и виды.
Другие классификации растений
В зависимости от жизненной формы, дикорастущие и культурные растения можно разделить на восемь групп:
- Деревья. Это многолетние растения с одеревеневшим ярко выраженным стволом от 2 метров в высоту.
- Кусты (кустарники). Многолетние представители флоры с одеревеневшими стеблями, однако не имеют ярко выраженного ствола. Ветвление таких растений начинается от самой почвы.
- Полукустарники. Это многолетние растения с одеревеневшими нижними частями стеблей и травянистыми верхними. Их высота составляет от 1 метра. Это не такая уж многочисленная группа растений. К ней принадлежат только некоторые виды эфедры, астрагала и тому подобные.
- Кустарнички. Обладают теми же качествами, что и кустарники, но меньшей высотой — не выше 0,5 метра.
- Полукустарнички. Очень похожи на полукустарники, но имеют приблизительно такую же высоту, как и кустарнички. К полукустарничкам относятся, например, некоторые виды полыни.
- Суккуленты. Многолетние растения, обладающие сочными, мясистыми стеблями и листьями, в которых содержится запасная вода. К этой группе относится много комнатных цветов: алоэ, каланхоэ, кактусы и др.
- Лианы. Им необходима опора для поддержания положения. Они делятся на вьющиеся и лазящие.
- Травы. Растения с сочными зелеными не одеревеневшими побегами. Этой жизненной формой обладает множество культурных растений и комнатных цветов.
- Также существуют такие жизненные формы, как паразиты и эпифиты. Они похожи тем, что поселяются на других растениях. Однако разница между ними в том, что паразиты питаются за счет своих "хозяев", а эпифиты не причиняют никакого вреда растениям, на которых живут.
Дикорастущие и культурные растения, примеры которых можно увидеть на картинках, также можно разделить на группы в зависимости от продолжительности их жизни. Так, выделяют однолетние, двулетние и многолетние растения. Однолетние и двулетние в основном травянистые растения, а многолетние могут быть кустарниками, полукустарниками, деревьями и др.
Дикорастущие и культурные растения: примеры
Рассмотрим культурные и дикорастущие растения, которые используются человеком в различных сферах.Их демонстрирует представленная ниже таблица.
Выращивание | Группы | Примеры |
Дикорастущие | лекарственные | календула, валериана, шиповник, ромашка полевая, хвойные |
для целлюлозно-бумажной и мебельной отраслей | ель, береза, сосна | |
для употребления в пищу | брусника, ежевика, черника, голубика | |
сорняки | лебеда, мятлик, крапива, осот | |
Культурные | декоративные | нарцисс, роза, тюльпан, орхидея |
бобовые | соя, фасоль, горох | |
зерновые | кукуруза, пшеница, рис, овес, пшено | |
сахароносные | свекла сахарная | |
крахмалоносные | картофель | |
волокнистые | лен, хлопчатник, конопля, кенаф | |
масличные | подсолнух | |
бахчевые | арбуз, дыня | |
плодовые | яблоня, груша, слива | |
овощные | помидор, огурец, капуста, редис, редька, репа | |
стимулирующие | кофе, чай, табак | |
кормовые | свекла кормовая, турнепс |
Теперь вы знаете, какими бывают культурные и дикорастущие представители флоры и на какие группы они делятся.
загрузка...
fjord12.ru
Дикорастущие и культурные растения мира: разнообразие, использование человеком
В мире существуют дикорастущие и культурные растения. Главное их отличие заключается в том, что культурные человек выращивает целенаправленно, выводит внутри видов разнообразные сорта.
Однако это ненаучная классификация представителей флоры.
Общепринятая классификация дикорастущих и культурных растений
Ученые делят все растения на два подцарства: низшие и высшие. Первая группа состоит из четырех отделов: бурые, зеленые, красные и диатомовые водоросли. К высшим относятся такие отделы: моховидные, хвощевидные, плауновидные, псилотовидные, папоротниковидные, голосеменные и покрытосеменные. Первые пять групп растений размножаются при помощи спор, а последние две — семенами. Голосеменные отличаются от покрытосеменных тем, что у них есть цветы, поэтому растения данного отдела еще называются цветковыми. В основном культурные растения мира принадлежат к отделу покрытосеменных. И вообще, цветковые и голосеменные являются на сегодняшний день наиболее многочисленными группами растений.
Разнообразие покрытосеменных
Дикорастущие и культурные растения, размножающиеся семенами, очень разнообразны и многочисленны.
Давайте сначала рассмотрим научную классификацию этих представителей флоры. Итак, дикорастущие и культурные растения, принадлежащие к отделу цветковых, делятся на два класса в зависимости от строения семян: однодольные и двудольные. К однодольным принадлежат такие семейства, как злаковые и лилейные. Такие растения в большинстве случаев являются культурными. К двудольным можно отнести такие семейства, как березовые, ивовые, пасленовые, крестоцветные, бобовые, сложноцветные, розоцветные. Среди них также есть множество культур, которые выращиваются человеком.
Многообразие голосеменных
Растения, которые принадлежат к отделу голосеменных, можно разделить на четыре класса: хвойные, саговниковые, гнетовые и гинкговые. В основном это дикорастущие виды.
Во всех перечисленных выше семействах выделяют роды и виды.
Другие классификации растений
В зависимости от жизненной формы, дикорастущие и культурные растения можно разделить на восемь групп:
- Деревья. Это многолетние растения с одеревеневшим ярко выраженным стволом от 2 метров в высоту.
- Кусты (кустарники). Многолетние представители флоры с одеревеневшими стеблями, однако не имеют ярко выраженного ствола. Ветвление таких растений начинается от самой почвы.
- Полукустарники. Это многолетние растения с одеревеневшими нижними частями стеблей и травянистыми верхними. Их высота составляет от 1 метра. Это не такая уж многочисленная группа растений. К ней принадлежат только некоторые виды эфедры, астрагала и тому подобные.
- Кустарнички. Обладают теми же качествами, что и кустарники, но меньшей высотой — не выше 0,5 метра.
- Полукустарнички. Очень похожи на полукустарники, но имеют приблизительно такую же высоту, как и кустарнички. К полукустарничкам относятся, например, некоторые виды полыни.
- Суккуленты. Многолетние растения, обладающие сочными, мясистыми стеблями и листьями, в которых содержится запасная вода. К этой группе относится много комнатных цветов: алоэ, каланхоэ, кактусы и др.
- Лианы. Им необходима опора для поддержания положения. Они делятся на вьющиеся и лазящие.
- Травы. Растения с сочными зелеными не одеревеневшими побегами. Этой жизненной формой обладает множество культурных растений и комнатных цветов.
- Также существуют такие жизненные формы, как паразиты и эпифиты. Они похожи тем, что поселяются на других растениях. Однако разница между ними в том, что паразиты питаются за счет своих "хозяев", а эпифиты не причиняют никакого вреда растениям, на которых живут.
Дикорастущие и культурные растения, примеры которых можно увидеть на картинках, также можно разделить на группы в зависимости от продолжительности их жизни. Так, выделяют однолетние, двулетние и многолетние растения. Однолетние и двулетние в основном травянистые растения, а многолетние могут быть кустарниками, полукустарниками, деревьями и др.
Дикорастущие и культурные растения: примеры
Рассмотрим культурные и дикорастущие растения, которые используются человеком в различных сферах.Их демонстрирует представленная ниже таблица.
Выращивание | Группы | Примеры |
Дикорастущие | лекарственные | календула, валериана, шиповник, ромашка полевая, хвойные |
для целлюлозно-бумажной и мебельной отраслей | ель, береза, сосна | |
для употребления в пищу | брусника, ежевика, черника, голубика | |
сорняки | лебеда, мятлик, крапива, осот | |
Культурные | декоративные | нарцисс, роза, тюльпан, орхидея |
бобовые | соя, фасоль, горох | |
зерновые | кукуруза, пшеница, рис, овес, пшено | |
сахароносные | свекла сахарная | |
крахмалоносные | картофель | |
волокнистые | лен, хлопчатник, конопля, кенаф | |
масличные | подсолнух | |
бахчевые | арбуз, дыня | |
плодовые | яблоня, груша, слива | |
овощные | помидор, огурец, капуста, редис, редька, репа | |
стимулирующие | кофе, чай, табак | |
кормовые |
Теперь вы знаете, какими бывают культурные и дикорастущие представители флоры и на какие группы они делятся.
загрузка...
worldfb.ru
Середина урока 9-35 | (К) Просмотр видео сюжета и анализ его содержания. Давайте вместе посмотрим видео отрывок и ответим на вопросы: - Какие растения называются культурными? - Какие растения относятся к культурным? - Что значит выражение «дикорастущие растения»? - Какие растения относятся в дикорастущим? - Какая еще есть группа растений? - Какие растения входят в эту группу? Музыкальная физминутка (Г) Дидактическая игра. Весь класс учащихся делится на 5 групп: «Поле», «Сад», «Огород», «Лес», «Степь». - Я вам буду показывать картинку растения. Нужно вспомнить его название, определить, где оно растет и сказать, к какой группе относится – дикорастущее или культурное растение. (К) Работа по учебнику. Упражнение «Подумай» (с. 65) - Как появились культурные растения? - Зачем человек стал ухаживать за растениями? - Что дают растения человеку? Музыкальная физминутка. (П) Работа в рабочей тетради. Упражнение «Какие бывают растения» (с. 54). - Соедини растения и их названия. Раскрась только культурные растения. (К) Беседа по картинкам. -Назовите растения, которые растут у вас дома, на даче. -Как называются места, которые изображены на рисунке?
- Какие растения растут в этих местах? -Как можно назвать плоды садовых деревьев? (Фрукты) -Как называются растения, которые растут на грядках в огороде? (Овощи) -Фрукты и овощи – это культурные растения. Таким образом, нужно подвести их к мысли, что растения можно разделить на две группы. -Какие вы знаете еще места, где выращивают культурные растения? (Поля) -Где можно встретить дикорастущие виды растений? -На какие группы можно разделить все растения? (дикорастущие и культурные) (Ф И) Формативное оценивание. Учащимся предлагается индивидуальная карточка с заданием: 1 вариант Соедини растения и их названия. Раскрась только культурные растения. 2 вариант Найди, к какой группе относится растение. Под каждым рисунком поставь букву Д – если это дикорастущее растение или букву К – если растение культурное. | https://www.youtube.com/watch?v=XWDmR1qoKu0 Культурные и дикие растения - Сайт-игра Разумейкин https://www.youtube.com/watch?v=y-Y9Le52OAg музыкальная физминутка карточки с названием групп, картинки растений Д.Н. Сапаков, И.Н. Васева, М.К. Кусаинова, М.К. Тасбулатова, Г.Р. Балхиева, С.И. Сейсембаева Пробный учебник для 1 класса «Введение в науку» https://www.youtube.com/watch?v=y-Y9Le52OAg музыкальная физминутка Д.Н. Сапаков, И.Н. Васева, М.К. Кусаинова, М.К. Тасбулатова, Г.Р. Балхиева, С.И. Сейсембаева Пробная рабочая тетрадь для 1 класса «Введение в науку» Презентация Индивидуальная карточка |
Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения новых Знаний Определение темы | Учитель загадывает загадки о представителях царства животных и растений. (иллюстрации отгадок появляются на слайде 1)
А в иголках круглый год. ( ель) 2) Рыжий маленький зверёк Хвост пушистый, скок да скок. Прыгает с ветки, Щёлкает орешки. (Белка) 3)Он колюч, и колок. Весь он из иголок Не боится никого, Даже волка самого. (Ёжик). 4)Ходит в шубке огневой Хвост пушистый золотой. Хитрая сестричка. Рыжая... (Лисичка) 5) В поле росла, Под жерновом была, Из печки на стол Караваем пришла. (Пшеница) 6) На зелёной хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик) -Детям предлагается задание поделить на группы. Вот вы сами и назвали тех, о ком будет идти речь на уроке. Подумайте, а о чём мы ещё знаем немного секретов? - Давайте сформулируем тему урока: «Разнообразие растений » | Фронтальная работа -делят на группу животных и растений. Растения и животные | формируем умение определять цель деятельности на уроке Умение вести диалог и решать проблемы в малых группах. | Создание проблемной ситуации Формулирование цели и задач урока | - Ребята на прошлом уроке мы с вами пришли к выводу о том, что царство растений - это живые организмы. Давайте с вами вспомним, чем отличаются растения от других организмов. Дети повторяют, что:
Слайд 2 Тогда возникает вопрос: « Почему растения , имея одинаковые признаки живого организма, такие разные?» - Мы можем точно ответить на этот вопрос прямо сейчас? - Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте поставим себе цель и приступим к работе. | Фронтальная работа. Дети работают с экземпляром фотогербария в группе, затем результат обсуждается, выдвигают свои доказательства, определяя признаки растения, как живого организма - выдвигают предположения. Цель: Найти отличия растений между собой, пронаблюдать за их разнообразием | Умение ставить вопросы, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы Умение анализировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выявление познавательной цели | Практическое исследование | - Итак, приступим к исследованию нашей проблемы. - Откройте рабочую тетрадь на стр. 51 и посмотрите на рисунки . Постарайтесь, глядя на них найти лишнее растение в каждом ряду. - Обсудите в группе проблему исследования по следующему алгоритму: -сначала каждый член группы высказывает своё предложение по данному вопросу; -затем обсуждаются достоинства и недостатки каждого предложения и только после этого, вы возьмёте и обведёте лишнее растение в ряду Мы ответили на свой вопрос? - Нашли отличия между различными растениями? - Можем ли мы ответить, почему растения разделены на разные группы? Учитель дополняет или уточняет ответы детей: растения разделены по внешнему виду ( деревья, кустарники, травянистые растения) Физкультминутка Организация практического исследования - Ребята, а теперь давайте попробуем подтвердить наши выводы по решению проблемы опытным путём. Задание №1 ( предметные картинки: сосна, дуб, кедр, липа, каштан, пихта) - Расположите картинки по группам. - Объясните, как сделали и почему? - Как вы думаете, деревья необходимы в природе? - Выскажите своё мнение. Задание №2. Работа по странице 21 учебника - Найдите на рисунках веточки берёзы, осины, дуба, клёна, орешника, малины, черники. - Где эти растения произрастают? Необходим ли этим растениям особый уход? Какие правила мы должны выполнять в лесу? Задание №3. Слайд 3 Определите, на какие группы мы можем разделить следующие растения: пшеница, василёк, овёс, подсолнечник, мак, ромашка, кукуруза. - Как называются эти растения? ( культурными) - А как остальные? ( дикорастущими) Задание №4 слайд 4 ( клевер, роза, анютины глазки, узамбарская фиалка, цикорий) - Рассмотрите картинки, попробуйте определить верно ли распределены растения по выделенным нами признакам : дикорастущие и культурные растения? - Обсудите в группе . Задание №5 - В какую группу выделим мы эти растения? Для чего они нужны человеку? - Нужна ли этим растениям помощь человека? Почему? Учитель делает вывод: Чтобы комнатные растения радовали нас, помогали очищать воздух и украшали наше жилье- за ними необходим определенный уход. Практическая работа по уходу за комнатными растениями. - Подумайте, что можно сделать для нашего растения, как ухаживать за ним. Составленный алгоритм:
| Работа в группах. - работа с информацией в рабочей тетради ( иллюстрации). - обсуждение проблемы - после работы в группе формулировка выводов Учащиеся формулируют ответ Ребята выполняют задание по странице учебника, делают вывод о правилах поведения в лесу. - Ребята делают вывод, что некоторые растения выращивает человек. Работают в группе Фронтальная работа Называют понятие « комнатные» растения. Объясняют пользу этих растений. Групповая работа с лейкой, палочкой для рыхления, тряпочками . Ребята предлагают способы ухода за растениями, составляют алгоритм действий. | формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение устанавливать аналогии; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Умение вести наблюдения, планировать и проводить простейшие действия Умение доказывать, умение делать умозаключения. | Рефлексия. Самооценка детьми собственной деятельности. | А для того, чтобы узнать эффективно прошла исследовательская работа для каждого из вас, я прошу экспертов сдать оценочные листы. Слайд 5 Продолжите предложения: - Я понял, что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось… | Ребята оценивают свою работу на уроке | - формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения |