Конспект по окружающему миру на тему: "Дикорастущие и культурные растения" 2 класс. Дикорастущие растения 2 класс окружающий мир примеры
"Дикорастущие и культурные растения" 2 класс
ГАОУ СПО НСО «Черепановский педагогический техникум»
Конспект урока по Окружающему миру
Дата проведения:22.10.15
Тема: Культурные и дикорастущие растения
Класс:2
Место проведения: МОУ СОШ № 3(филиал)
Методист: Иванова Е.В.
Учитель: Шушкова С.А.
Студент: Русакова К.А.
Цель: Формирование понятия «дикорастущие растения», «культурные растения»; показать разнообразие культурных растений, раскрыть их значение для человека.
Планируемые результаты: учащиеся осознают рольрастений в жизни человека; научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в текстах, делать выводы из изученного материала.
I.Организационный момент:
-Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны.
Чтобы мир окружающий познать,
Нужно серьёзно всё изучать.
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Александровна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
II.Проверка изученного ранее
-Работа в КиМах.
III.Введение в тему
Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на группы, на какие?(Деревья, кустарники, травы).
Деревья могут быть…(хвойными и лиственными).
Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения.
(Растения кормят человека -яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Растения одевают человека — лен, хлопок. Растения лечат человека мать- и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей — мебель, строительство домов, топливо и т.д.)
Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.
Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.
Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее - деревья, различие ель растет в лесу, яблоня — в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)
- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник ? (общее кустарники, различие — крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник — растение лесов.)
Чем похожи мать-и-мачеха и помидор ? (Общее - травянистые растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор — в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.)
На какие же группы можно поделить все растения ? (Первая группа -растения, которые выращивает специально человек; вторая группа —растение. которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, и на лугу, и на водоеме.)
Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую -дикорастущими растениями.
Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна, бук, граб;
кустарники: шиповник, сирень, бересклет, облепиха, барбарис;
травы: ромашка, одуванчик, эдельвейс, колокольчик осетинский, подснежник,кавказский, василек.
IV.Изучение новой темы
Знакомство с дикорастущими растениями
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко - синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
Правильно, это василек. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:
К красоте равнодушным он не был,
Тот, кто легким движением руки,
Как осколки бездонного неба,
Бросил в спелую рожь васильки.
В этом желто-зеленом море-
Синие островки.
Смотрит небо взглядом влюбленным
На детей своих, на васильки.
Синий цвет не полезный, не хлебный,
Есть другие цветы и цвета,
Но бывает порою целебной Бесполезная их красота.
Понимаю, что хлебу мешают,
Понимаю, что сорняки,
Но как поле они украшают,
Голубые глаза - васильки.
Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает ? (Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза.)
Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками ? (Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.)
Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд. В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растет хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой не вызреют хлебные колосья.
V.Физкультминутка
VI.Продолжение изучения новой темы
Игра «Найди пару»
Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».
На доске - карточки со словами:
лук, груша, картофель, пшеница, слива, рожь, пион, хлопок, нарцисс.
Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно её.
Дети: Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.
Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.
Дети: груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.
Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относят только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы дающие нам плоды. - Назовите их. (Смородина, малина, земляника)
Дети: Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде,
Учитель: Правильно, такие растения называются овощные. Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.)
Дети: Лен, хлопок. Из них делают ткань.
Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца - это все лен и хлопок.
Дети: Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.
Учитель: Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры: (Флокс, тюльпан, гладиолус)
VIII. Закрепление изученного на уроке
- Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся:
Что красно снаружи,
Бело внутри
С зеленым хохолком на голове ? ( Редис.)
Летом - в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимой - в бочке,
Крепкие, соленые. (Огурец)
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох)
Золотая голова,
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)
- Правильно, все это - овощные растения.
IX.Итог урока
-На какие две группы можно разделить растения?
-О каких группах культурных растений мы сегодня говорили ?(Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные.)
-Приведите по два - три примера растений каждой группы.
X.Рефлексия
У кого нет никаких вопросов и замечаний по уроку поднимите вверх большой палец, если есть замечания или вопросы опустите большой палец.
infourok.ru
Урок окружающего мира "Дикорастущие и культурные растения". 2-й класс
Разделы: Начальная школа
Цель: формирование понятия “дикорастущие растения”, “культурные растения”; знакомство с разнообразием культурных растений, их значением для человека.
Задачи:
- познакомить с отличительными признаками дикорастущих и культурных растений;
- формировать умения формулировать проблему, выдвигать гипотезы, искать необходимую информацию, использовать её для решения практических задач, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, учить читать схемы, диаграммы, делать выводы;
- учить ставить перед собой цель, планировать свою деятельность;
- развивать умение работать в сотрудничестве с учителем и сверстниками, умение работать в группе, паре, принимать решения, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- развивать умение использовать полученные знания в жизни.
Технология урока: урок-исследования.
Планируемый результат:
дети учатся:
- распознавать дикорастущие и культурные растения;
- осознают роль растений в жизни человека;
- использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения значимой информации для ответа на вопросы.
Формируемые УУД:
Личностные: смыслообразование, т.е. установление связи между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат.
Регулятивные:формирование умения планировать свою деятельность, действовать по плану, контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности. В диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Выделение и осознание уч-ся того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоения. Формирование умения высказывать свое предположение, умение осуществлять взаимный контроль.
Познавательные: формирование умения выделять и формулировать познавательную цель,формулировать проблему, выдвигать гипотезы и обосновывать их, извлекать информацию в процессе выполнения предложенных упражнений, анализировать, находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке, выделять критерии для сравнения, подведение под понятие, самостоятельное конструирование своих знаний, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач
Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать учителя, другого ученика, строить речевое высказывание в устной форме, доносить до собеседника свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение сотрудничать.
Материалы к уроку: карточки с названиями растений, презентация “Дикорастущие и культурные растения”, фишки, фильм “Как выращивают рис”.
Этап урока
1. Оргмомент
Проверка готовности к уроку
2. Актуализация знаний
Сегодня на уроке нас ожидает удивительная встреча с представителями живой природы. Вы их узнаете, отгадав загадку.
Дышит, растёт, а ходить не может. (растение) Слово на доску
Давайте вспомним, что мы уже знаем о растениях.
Прочитайте названия растений, на какие группы вы бы их разделили? СЛАЙД 1. Презентация
На карточках: подчеркнуть названия деревьев красным карандашом, кустарников – синим, а травы – зелёным.
Значит, что мы уже знаем о растениях? СЛАЙД 3
3. Мотивация, создание проблемной ситуации
Посмотрите, как много мы уже знаем о растениях! Как вы думаете, разве можно их ещё на какие-то группы разделить?
Оказывается можно, давайте попробуем это сделать.
Подумайте, на какие 2 группы можно разделить эти растения? (На доске)
Варианты поместить на доске
Версий много (или одна) как узнать её правильность?
Что же сегодня на уроке будем учиться делать?
4. Исследование в парах.
Каждому выдаётся научный текст “Дикорастущие и культурные растения” (Приложение 1).
На какие группы можно разделить все растения? На доске от слова растение отходят две стрелочки: дикорастущие и культурные.
Объясните, как вы понимаете значение слов “дикорастущие” и “культурные”. Какие существенные признаки относятся к дикорастущим растениям? Какие к культурным?
СЛАЙД 4
Какое же распределение растений было верным?Какой вывод можно сделать?
5. Практическая работа
Выполнить задание в учебнике с. 68.
Проверка в парах.
Приведите свои примеры дикорастущих и культурных растений.
6. Физминутка
Услышав название культурного растения – вы потянулись, а услышав декоративное – присели.
7. Продолжение исследования
Для каких целей люди выращивают культурные растения?
СЛАЙД 5
На доске появляются стрелочки от культурных растений: плодовые овощные зерновые прядильные декоративные.
8. Практическая работа
Муравьишка составил таблицу, но всё ли там верно? СЛАЙД 6
Информация учителя.
Как вы думаете, давно ли люди стали окультуривать растения?
Работа с диаграммой СЛАЙД 7
Как вы думаете, можно ли все культурные растения вырастить у нас на Урале? Почему?
9. Обобщение урока
Какой вывод вы можете сделать по этой схеме. (На доске)
10. Контроль и проверка знаний
Тест
СЛАЙД
11. Доп.материал
Посмотреть фильм “Как выращивают рис”.
12. Рефлексия
Покажите красный квадратик, кто узнал сегодня новое и может поделиться своими знаниями.
Жёлтый – узнал новое, хочу узнать ещё больше.
Синий – узнал новое, но рассказать пока не могу.
Зелёный – ничего нового не узнал.
13. Дом.зад.
По выбору.
- Прочитать в учебнике с. 68-69 и выполнить задание в тетради 1, 2.
- Вспомнить сказки, в которых встречаются дикорастущие и культурные растения и определить к какому виду они относятся.
- Приготовить сообщение о любом культурном или дикорастущем растении
Этапы работы - Деят. учителя - Деят. учеников (Приложение 3)
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Конспек урока пл окружающему миру 2 класс ШКОЛА РОССИИ Тема: Дикорастущие и культурные растения
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ,
ВО 2 КЛАССЕ
Тема: Дикорастущие и культурные растения
Цель урока: Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; познакомить учащихся с дикорастущими и культурными растениями Северной Осетии; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
Картины с изображением деревьев, кустарников и трав: ели, яблони, бука, граба, крыжовника, можжевельника, облепихи, рододендрона, мать-и-мачехи, помидора, василька, медуницы, колокольчика осетинского, подснежника кавказского, эдельвейса;
Ход урока
- Организационный момент
- Провер ка домашнего задания
- Вспомните, на какие группы можно разделить растения ? (Деревья, кустарники, травы.) Привести примеры каждой группы.
- А на какие группы делятся растения по виду листвы ? (Хвойные, лиственные.)
- Заполните схему. Чем отличаются лиственные растения от хвойных ?
- Введение в тему
Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор ?
- Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения '
(Растения кормят человека -яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и
т.д. Растения одевают человека — лен, хлопок. Растения лечат человека мать- и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей — мебель, строительство домов, топливо и т.д.)
Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.
Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.
Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее - деревья, различие ель растет в лесу, яблоня — в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)
- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник ? (общее кустарники, различие — крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник — растение лесов.)
- Чем похожи мать-и-мачеха и помидор ? (Общее - травянистые растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор — в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.)
- На какие же группы можно поделить все растения ? (Первая группа -растения, которые выращивает специально человек; вторая группа —растение. которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, и на лугу, и на водоеме.)
Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую - дикорастущими растениями.
- Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна, бук, граб;
кустарники: шиповник, сирень, бересклет, облепиха, барбарис;
травы: ромашка, одуванчик, эдельвейс, колокольчик осетинский, подснежник,кавказский, василек.
- Знакомство с дикорастущими растениями
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко - синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
- Правильно, это василек. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:
К красоте равнодушным он не был,
Тот, кто легким движением руки,
Как осколки бездонного неба,
Бросил в спелую рожь васильки.
В этом желто-зеленом море-
Синие островки.
Смотрит небо взглядом влюбленным На детей своих, на васильки.
Синий цвет не полезный, не хлебный,
Есть другие цветы и цвета,
Но бывает порою целебной Бесполезная их красота.
Понимаю, что хлебу мешают,
Понимаю, что сорняки,
Но как поле они украшают,
Голубые глаза - васильки.
- Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает ? (Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза.)
- Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками ? (Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.)
Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд. В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растет хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой к вызреют хлебные колосья.
- Физкультминутка
- Работа по учебнику
А теперь мы узнаем, какие же еще бывают растения, кроме дикораступщих. Откройте учебники на странице 62. Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные растения.
- Назовите сначала дикорастущие, а затем – культурные растения.
(Дети выполняют задание.)
- А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой
группе:
VII. Игра «Найди пару»
Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».
На доске - карточки со словами:
лук, груша, картофель, пшеница, слива, рожь, пион, хлопок, нарцисс.
Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно её.
Дети: Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.
Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.
Дети: груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.
Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относят только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы дающие нам плоды. - Назовите их. (Смородина, малина, земляника)
Дети: Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде,
Учитель: Правильно, такие растения называются овощные. Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.)
Дети: Лен, хлопок. Из них делают ткань.
Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца - это все лен и хлопок.
Дети: Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.
Учитель: Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры: (Флокс, тюльпан, гладиолус)
VIII. Закрепление изученного
- Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся:
- Что красно снаружи,
Бело внутри
С зеленым хохолком на голове ? ( Редис.)
- Летом - в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимой - в бочке,
Крепкие, соленые. (Огурец)
- Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох)
- Золотая голова,
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква)
- Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)
- Правильно, все это - овощные растения.
- Презентация .
- Итоги урока.
- О каких группах культурных растений мы сегодня говорили ? (Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные.)
- Приведите по два - три примера растений каждой группы.
Домашнее задание.
- Заполните схему (впишите 3-4 растения каждой группы):
- Прочитать «Легенда о растениях» (учебник, с.64-65).
Просмотр содержимого документа «Конспек урока пл окружающему миру 2 класс ШКОЛА РОССИИ Тема: Дикорастущие и культурные растения »
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ,
ВО 2 КЛАССЕ
Тема: Дикорастущие и культурные растения
Цель урока: Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; познакомить учащихся с дикорастущими и культурными растениями Северной Осетии; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
Картины с изображением деревьев, кустарников и трав: ели, яблони, бука, граба, крыжовника, можжевельника, облепихи, рододендрона, мать-и-мачехи, помидора, василька, медуницы, колокольчика осетинского, подснежника кавказского, эдельвейса;
Ход урока
Организационный момент
Провер ка домашнего задания
Вспомните, на какие группы можно разделить растения ? (Деревья, кустарники, травы.) Привести примеры каждой группы.
А на какие группы делятся растения по виду листвы ? (Хвойные, лиственные.)
Заполните схему. Чем отличаются лиственные растения от хвойных ?
Введение в тему
Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор ?
- Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения '
(Растения кормят человека -яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и
т.д. Растения одевают человека — лен, хлопок. Растения лечат человека мать- и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей — мебель, строительство домов, топливо и т.д.)
Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.
Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.
Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее - деревья, различие ель растет в лесу, яблоня — в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)
- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник ? (общее кустарники, различие — крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник — растение лесов.)
Чем похожи мать-и-мачеха и помидор ? (Общее - травянистые растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор — в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.)
На какие же группы можно поделить все растения ? (Первая группа -растения, которые выращивает специально человек; вторая группа —растение. которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, и на лугу, и на водоеме.)
Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую - дикорастущими растениями.
Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна, бук, граб;
кустарники: шиповник, сирень, бересклет, облепиха, барбарис;
травы: ромашка, одуванчик, эдельвейс, колокольчик осетинский, подснежник,кавказский, василек.
Знакомство с дикорастущими растениями
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко - синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
Правильно, это василек. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:
К красоте равнодушным он не был,
Тот, кто легким движением руки,
Как осколки бездонного неба,
Бросил в спелую рожь васильки.
В этом желто-зеленом море-
Синие островки.
Смотрит небо взглядом влюбленным На детей своих, на васильки.
Синий цвет не полезный, не хлебный,
Есть другие цветы и цвета,
Но бывает порою целебной Бесполезная их красота.
Понимаю, что хлебу мешают,
Понимаю, что сорняки,
Но как поле они украшают,
Голубые глаза - васильки.
Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает ? (Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза.)
Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками ? (Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.)
Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд. В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растет хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой к вызреют хлебные колосья.
Физкультминутка
Работа по учебнику
А теперь мы узнаем, какие же еще бывают растения, кроме дикораступщих. Откройте учебники на странице 62. Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные растения.
- Назовите сначала дикорастущие, а затем – культурные растения.
(Дети выполняют задание.)
- А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой
группе:
VII. Игра «Найди пару»
Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».
На доске - карточки со словами:
лук, груша, картофель, пшеница, слива, рожь, пион, хлопок, нарцисс.
Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно её.
Дети: Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.
Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.
Дети: груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.
Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относят только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы дающие нам плоды. - Назовите их. (Смородина, малина, земляника)
Дети: Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде,
Учитель: Правильно, такие растения называются овощные. Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.)
Дети: Лен, хлопок. Из них делают ткань.
Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца - это все лен и хлопок.
Дети: Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.
Учитель: Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры: (Флокс, тюльпан, гладиолус)
VIII. Закрепление изученного
- Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся:
Что красно снаружи,
Бело внутри
С зеленым хохолком на голове ? ( Редис.)
Летом - в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимой - в бочке,
Крепкие, соленые. (Огурец)
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох)
Золотая голова,
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)
- Правильно, все это - овощные растения.
Презентация .
Итоги урока.
О каких группах культурных растений мы сегодня говорили ? (Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные.)
Приведите по два - три примера растений каждой группы.
Домашнее задание.
Заполните схему (впишите 3-4 растения каждой группы):
Прочитать «Легенда о растениях» (учебник, с.64-65).
kopilkaurokov.ru