Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими. Урок-обобщение в 4-м классе по теме "Экологические проблемы и охрана растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Охрана растений". Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими


почему расстения становятся редкими | Социальная сеть работников образования

Областной конкурс-фестиваль исследовательских работ и проектов младших   школьников        «Я познаю природу»

тема работы :

«Почему растения становятся редкими?»

                                         

                                          Работу выполнил  Шульгин  Григорий

                               ученик 3а класса

                                        ШМОКУ СОШ с УИОП

                       пгт Ленинское

                                                                руководитель: Владимирова  Т.Л.

                                                                   учитель 1 категории

                                             2012г.

Содержание

Обзор литературы………………………………………………………………0

Введение………………………………………………………………………….1

Почему растения становятся редкими……………………………………….2-4

Примеры редких растений……………………………………………………4-6

Заключение……………………………………………………………………7

Список литературы…………………………………………………………….8

Обзор литературы

  1. По страницам Красной книги Кировской области, под ред. Ашихмина Т.Я., Алалыкина Н.М., Носкова Т.С., Тарасова Е.М., Киров, издательство ВятГГУ,2004.
  2. Я познаю мир, детская энциклопедия, автор Чижевский А.Е., под ред. ООО «Издательство АСТ», 1998.

Энциклопедический словарь юного биолога, Аспиз М.Е., Москва.

                                        Введение

         Природа нашей планеты нуждается в действенной и надежной защите. Это уже известно всем. Люди должны принять самые энергичные меры, иначе рано или поздно произойдет катастрофа. Это тоже общеизвестная истина. Угрожающее положение на планете сложилось не год и не десятилетия назад.

Во всех регионах страны  вышли свои Красные книги, включающие редких и исчезающих растений.

В лесу и в поле, на лугу и в городском парке – всюду, где мы часто бываем, есть растения,  которые стали, или в скором времени могут стать редкими вообще, или в той местности, где мы живем. Они нуждаются в заботе, в охране. А чтоб охранять, их надо знать. Многие редкие растения не всегда были такими, редкими они стали по разным причинам. Среди обычных, постоянно окружающих нас растений, уже есть немало становящихся редкими.

Сейчас уже ни у одного не вызывает сомнение то, что природу надо  охранять. В последнее десятилетие вопрос об охране окружающей среды и растительного покрова встал особенно остро. В законодательном порядке осуществляются мероприятия по охране растительного мира, составляются Красные книги и списки видов, требующих охраны.

Данное исследование проводится с целью выяснить, каковы же причины того, почему многие виды растений становятся редкими или вымирают вообще.

                                              1

Почему растения становятся редкими

Этот вопрос меня заинтересовал. Я стал читать дополнительную литературу, спрашивал у учителя, мамы, читал в интернете .Также я вел свои маленькие наблюдения. У нашей соседки растет интересное вьющееся растение – хмель. Расспросив о нем у нее и посмотрев ,что она собирает с него только шишки. а все остальное выбрасывает. я отправился читать в библиотеку. Узнал, что используют   его соплодия,  при варке пива, но все растение может найти применение в хлебопечении, в парфюмерии, в медицине, в красильной промышленности и есть пример его использования в кормовых целях.

Значит, растительные ресурсы, которые находят у человека применение, часто используются им нерационально, а подчас просто хищнически. Проблема в том, что обычно нет комплексного использования растительных ресурсов, а именно: у используемого растения находит применение какая-то его часть, а остальные части выбрасываются или уничтожаются. Я посмотрел, как в нашем Шабалинском  районе на пилорамах не рационально  используют растения. Большая часть их выбрасывается, сжигается на улице. или вывозится на свалку. Опилки горами лежат и гниют.

Возьмем, например, дерево. У него наибольшую ценность представляет ствол, который составляет лишь 40% биомассы дерева, но и берут только его самую толстую часть, а вершину отрубают также,  как и ветви, которые часто и остаются на лесосеке. Остается и пень, не говоря уже о корнях. Тем не менее, все это можно использовать. Я прочитал в дополнительной литературе и узнал, что ветви и вершина дерева могут быть использованы на изготовление технологической щепы, древесных плит, товаров народного потребления и производственного назначения. Если это хвойное дерево, то хвоя идет на изготовление витаминной муки и лечебных препаратов. Пни,

2

выкорчеванные или спиленные под самый корень, что уже начинают

практиковать кооператоры из южных районов нашей страны, дают дополнительную древесину, смолу (если это хвойное дерево), уголь, топливо.

Или взять травянистое растение — хлопчатник. Его выращивают главным образом для получения волокна (длинных волосков на семенах), иногда из семян получают высококачественное масло, хотя часто семена выбрасывают. Но, по данным узбекских ученых, из хтопчатника (всего растения) можно получить до тысячи различных продуктов (разнообразные химические вещества, пластмассы, бумагу и т. п.). Таких примеров недостаточного, некомплексного использования растений можно привести много. Это одна из причин ,по которой растения становятся редкими.

     Эта тема меня заинтересовала ,и я стал читать больше литературы. Оттуда я узнал  что отчасти, эти причины естественные, редкие виды были во все геологические эпохи. Редкие виды — это реликты, виды, находящиеся на естественных границах своего географического распространения. В природе происходят периодические изменения условий, в частности климатических, связанных с циклами солнечной активности, периодическими изменениями основных направлений переноса влаги ветрами и с другими причинами, часто взаимодействующими слишком сложным образом, чтобы можно было всегда уверенно указать основные причины подъема или снижения численности того или иного вида. Кроме того, наблюдается вытеснение менее совершенных форм более совершенными. Отстающие группы вытеснялись теми растениями, которые осуществили важные достижения прогрессивного значения.

Но основная причина, почему растения становятся редкими или даже исчезают — это хозяйственная деятельность человека (вырубка лесов, распашка степей и лугов, осушение болот, загрязнение естественных биотопов, массовый выпас скота, нерегламентированный, чаще хищнический сбор растительного сырья и многое другое).

3

Благодаря человеку резко сократили свои площади целые типы растительности, особенно пострадали степи, луга, болота, но и леса, которых сохранилось больше, уменьшили свою площадь на всей суше Земли на две трети. Особенно опасно сокращение площади, которое продолжается, тропических лесов, где исключительно много ценных растительных ресурсов, во многом даже еще не изученных. Многое уже нельзя изменить, но нужно предотвратить дальнейшее разрушение растительного покрова Земли, а где возможно и восстановить его.

. Но есть примеры и другого рода, когда растения используются более комплексно, они больше известны из тропических стран. Взять, например, кокосовую пальму, широко распространенную в тропиках и играющую большую роль в жизни местного населения. Она практически используется почти полностью. Главное ее назначение — получение из семян высококачественного масла для пищевых и технических целей. Но, кроме того, из различных ее органов получают напиток, волокно, строительный материал, сахар, посуду и многое другое. В странах Центральной Америки очень комплексно используются кактусы. Они дают из различных органов для местного населения пищу, сладости, корм для скота, строительный материал, лекарства и т. п. И это не единственные примеры.

Примеры редких растений о которых я могу рассказать ребятам.

Венерин башмачок – Paphiopedilum (семейство – орхидные).

В названии рода (от греческих слов paphia одно из имён богини Венеры и pedilon – башмачок, сандалия) отражена причудливая форма губы, напоминающей туфельку. Свыше 50 видов рода распространены в России, в Юго-

4

Восточной Азии, от Индии до Китая и далее на юг на

островах Малайского архипелага, Молуккских островах, в Новой Гвинее. Наземные или полуэпифитные растения с предельно укороченным стеблем и розеткой из двухрядно расположенных линейных или продолговатых килеватых кожистых листьев. Цветки одиночные, реже в малоцветковой кисти на длинном прямом, часто опушённом цветоносе в пазухе одной, редко двух крупных брактей. Верхний чашелистик («парус») крупнее остальных, два боковых срастаются в один небольшой, направленный вниз и спрятанный под губу. Лепестки горизонтально или косо вниз распростёртые. Губа крупная, мешковидная, с двумя неясно выраженными, вверх направленными боковыми лопастями. В отличие от подавляющего большинства орхидей, в образовании колонки участвует не одна, а две тычинки. Третья тычинка стерильна и видоизменена в уплощённый стаминодий, форма которого часто является диагностическим признаком вида.

Ятрышник шлемоносный. Семейство Orchidaceae Juss. - Орхидные.

Характерен для Северо-Западного региона. Распространен широко по всей Европейской части РФ. Евроазиатский луговой вид с разорванным ареалом. Обитает на высокогумусных нейтральных почвах достаточно дренированных. Интенсивно заселяет заброшенные пастбища. Стебли до 20-45 см. До 3-5 продолговато-эллиптических листа до 18 см длины. Соцветие густое многоцветковое. Цветки с запахом беловато-розовые, на внутренней стороне околоцветника три пурпурных жилки. Цветет в мае. Зимостоек. Цветет на 7-8 год. Цветы дают завязь в 1/3 случаев опыления. В Ленинградской области обитает на влажных лугах с нейтральными карбонатными почвами. Очень редок. Произрастает в Ижорском и Лужском флористических районах на влажных водораздельных лугах на богатых

5

карбонатами почвах. Встречается очень редко. Декоративное и лекарственное растение. Уязвимый вид в связи с биологическими особенностями, малочисленностью популяций, сбором на букеты.

Башмачок настоящий. Cypripedium calceolus L. Семейство Orchidaceae Juss. - Орхидные.  

Единственный представитель рода во флоре Северо-запада. Одна из самых красивых орхидей умеренного пояса. Поэтому она уничтожалась при сборах как цветок и посадочный материал. Растет по разреженным смешанным лесам и опушкам, реже по закустаренным поймам. Предпочитает хорошо увлажненные, нейтральные почвы. Отличается морозостойскойстью. Стебель 25-50 см с короткими железистыми волосками. Листьев три-четыре эллиптически заостренных.

Размножается как семенами, так и вегетативно. Зацветает на 15-17 год. Цветет в июне-июле, 2-3 недели. Спорадически встречается в нескольких районах Ленинградской и Вологодской областях. Произрастает в Вепсовском, Ижорском, Тихвинском, Лужском, Ильменском флористических районах по опушкам и полянам в еловых и елово-мелколиственных лесах, мелколесье.

Встречается редко. Декоративное растение с крупными яркими цветками. Уязвимое в связи с особенностями биологии, уничтожением мест обитания в связи с хозяйственной деятельностью, сбором на букеты. Крайне уязвимый вид в популяции, и Красные Книги сопредельных регионов.

                                   

6

                                       Выводы.

Вымершие виды растений навсегда потеряны для природы и для человека. Анализ причин их вымирания важен для предупреждения этого печального явления в будущем.

Очевидно, что для прогноза судьбы любого вида, численность которого падает, нужно знать как природные, так и человеческие факторы, влияющие на его состояние. Только в этом случае можно надеяться на уменьшение их воздействия на вид за счет организации специальных мер.

Здоровая окружающая среда составляет огромную экономическую, эстетическую и этическую ценность. Поддержание здоровья окружающей среды означает сохранение в хорошем состоянии всех ее составляющих: экосистем, сообществ, видов и генетического разнообразия. Первоначальные небольшие нарушения в каждом из этих компонентов могут в конечном итоге привести к его полному разрушению. Об этом должен знать каждый человек.

Список литературы

  1. По страницам Красной книги Кировской области, под ред. Ашихмина Т.Я., Алалыкина Н.М., Носкова Т.С., Тарасова Е.М., Киров, издательство ВятГГУ,2004.
  2. Я познаю мир, детская энциклопедия, автор Чижевский А.Е., под ред. ООО «Издательство АСТ», 1998.
  3. Энциклопедический словарь юного биолога, Аспиз М.Е., Москва.
  4. http://mygreenplant.ru
  5. http://redkierastenia.ru 

7

nsportal.ru

Охрана растений. Правила друзей природы



С.82

Вопрос: докажи, что растения необходимо охранять.

Ответ: растения играют большую роль в жизнедеятельности всех живых организмов на Земле. Без них существование на нашей планете было бы невозможным. Растения вырабатывают кислород, который нужен для дыхания как животным, так и людям (и самим растениям тоже). Растениями мы питаемся. Из большого количества диких растений производят лекарственные препараты, чтобы лечить опасные заболевания. Огромные массивы, особенно влажные леса в Южной Америке, Африке и Азии помогают контролировать мировую погоду. Бесконтрольная вырубка лесов может привести к заболачиванию сильно увлажненных почв, а в горных районах вызывать сели и оползни. Среди множества растений есть совсем редкие исчезающие виды, они нуждаются в особой охране.

Правила друзей природы

С.85

Обсудим!

1. Вопрос: почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек.

Ответ: бабочки питаясь нектаром цветов опыляют цветущее растение, давая ему возможность образовать плод с семенем, а если бабочек будут ловить то они не смогут опылить растения.

2. Вопрос: что произойдет с деревьями, если в лесу станет мало птиц?

Ответ: многие деревья погибнут, потому что птицы истребляют насекомых – вредителей леса, которые живут под корой деревьев, делают для себя проходы в древесине, тем самым портят деревья (жуки древоточцы), гусеницы тутового шелкопряда могут полностью уничтожить целые деляны леса поедая листву. Особую опасность для корневой системы деревьев представляют личинки пластинчатоусых жуков, проволочников (жуков-щелкунов), чернотелок (ложнопроволочников).

Проверь себя.

1.Вопрос: почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?

Ответ: хозяйственная деятельность человека в лесах, лугах, (вырубка леса, выпас скота, распахивание земель), приводит к нарушению естественного растительного покрова, большой урон дикорастущим растениям наносит так называемое «зеленое браконьерство», когда редкие и лекарственные растения собирают в больших количествах, не заботясь о их возобновлении.

2. Вопрос: назови несколько растений, нуждающихся в охране.

Ответ: подснежник плосколистный, володушка Мартьянова, безвременник веселый, рододендрон Фори, лотос орехоносный, пион горный.

3. Вопрос: что люди делают для охраны растений?

Ответ: для охраны растений создают заповедники и национальные парки, где хозяйственная деятельность человека под запретом.

4. Вопрос: как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?

Ответ:

- не будем срывать растения для букетов;

- собирать лекарственные растения будем там, где их много;

- будем ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать растения;

На следующем уроке

С. 86.

Вопрос: вспомни, какие группы животных ты знаешь. Каковы главные признаки каждой из этих групп?

Ответ:

1. черви

2. моллюски - животные тело которых заключено в раковину

3. иглокожие – для животных характерна радиальная и обычно пятилучевая симметрия тела.

4. ракообразные - преимущественно обитатели водоемов, дышат они с помощью жабр.

5.паукообразные – животные имеющие четыре пары ног

6.насекомые - животные имеющие три пары ног и крылья.

7. рыбы – водные животные покрытые чешуёй.

8. земноводные – животные живущие как на суше так и в воде, обладатели незащищенной(голой) кожи.

9. пресмыкающиеся (рептилии) – ползающие животные.

10. птицы – животные способные летать, тело покрыто перьями.

11.звери (млекопитающее) – животные которые выкармливают своих детёнышей молоком.

resheba.com

Почему растения становятся редкими?

fs.nashaucheba.ru

Областной конкурс-фестиваль исследовательских работ и проектов младших школьников «Я познаю природу»

тема работы :

«Почему растения становятся редкими?»

Работу выполнил Шульгин Григорий

ученик 3а класса

ШМОКУ СОШ с УИОП

пгт Ленинское

руководитель: Владимирова Т.Л.

учитель 1 категории

2012г.

Содержание

Обзор литературы………………………………………………………………0

Введение………………………………………………………………………….1

Почему растения становятся редкими……………………………………….2-4

Примеры редких растений……………………………………………………4-6

Заключение……………………………………………………………………7

Список литературы…………………………………………………………….8

Обзор литературы

  1. По страницам Красной книги Кировской области, под ред. Ашихмина Т.Я., Алалыкина Н.М., Носкова Т.С., Тарасова Е.М., Киров, издательство ВятГГУ,2004.
  2. Я познаю мир, детская энциклопедия, автор Чижевский А.Е., под ред. ООО «Издательство АСТ», 1998.
Энциклопедический словарь юного биолога, Аспиз М.Е., Москва.

Введение

Природа нашей планеты нуждается в действенной и надежной защите. Это уже известно всем. Люди должны принять самые энергичные меры, иначе рано или поздно произойдет катастрофа. Это тоже общеизвестная истина. Угрожающее положение на планете сложилось не год и не десятилетия назад.

Во всех регионах страны вышли свои Красные книги, включающие редких и исчезающих растений.

В лесу и в поле, на лугу и в городском парке – всюду, где мы часто бываем, есть растения, которые стали, или в скором времени могут стать редкими вообще, или в той местности, где мы живем. Они нуждаются в заботе, в охране. А чтоб охранять, их надо знать. Многие редкие растения не всегда были такими, редкими они стали по разным причинам. Среди обычных, постоянно окружающих нас растений, уже есть немало становящихся редкими.

Сейчас уже ни у одного не вызывает сомнение то, что природу надо охранять. В последнее десятилетие вопрос об охране окружающей среды и растительного покрова встал особенно остро. В законодательном порядке осуществляются мероприятия по охране растительного мира, составляются Красные книги и списки видов, требующих охраны.

Данное исследование проводится с целью выяснить, каковы же причины того, почему многие виды растений становятся редкими или вымирают вообще.

1

^

Этот вопрос меня заинтересовал. Я стал читать дополнительную литературу, спрашивал у учителя, мамы, читал в интернете .Также я вел свои маленькие наблюдения. У нашей соседки растет интересное вьющееся растение – хмель. Расспросив о нем у нее и посмотрев ,что она собирает с него только шишки. а все остальное выбрасывает. я отправился читать в библиотеку. Узнал, что используют его соплодия, при варке пива, но все растение может найти применение в хлебопечении, в парфюмерии, в медицине, в красильной промышленности и есть пример его использования в кормовых целях.

Значит, растительные ресурсы, которые находят у человека применение, часто используются им нерационально, а подчас просто хищнически. Проблема в том, что обычно нет комплексного использования растительных ресурсов, а именно: у используемого растения находит применение какая-то его часть, а остальные части выбрасываются или уничтожаются. Я посмотрел, как в нашем Шабалинском районе на пилорамах не рационально используют растения. Большая часть их выбрасывается, сжигается на улице. или вывозится на свалку. Опилки горами лежат и гниют.

Возьмем, например, дерево. У него наибольшую ценность представляет ствол, который составляет лишь 40% биомассы дерева, но и берут только его самую толстую часть, а вершину отрубают также, как и ветви, которые часто и остаются на лесосеке. Остается и пень, не говоря уже о корнях. Тем не менее, все это можно использовать. Я прочитал в дополнительной литературе и узнал, что ветви и вершина дерева могут быть использованы на изготовление технологической щепы, древесных плит, товаров народного потребления и производственного назначения. Если это хвойное дерево, то хвоя идет на изготовление витаминной муки и лечебных препаратов. Пни,

2

выкорчеванные или спиленные под самый корень, что уже начинают

практиковать кооператоры из южных районов нашей страны, дают дополнительную древесину, смолу (если это хвойное дерево), уголь, топливо.

Или взять травянистое растение — хлопчатник. Его выращивают главным образом для получения волокна (длинных волосков на семенах), иногда из семян получают высококачественное масло, хотя часто семена выбрасывают. Но, по данным узбекских ученых, из хтопчатника (всего растения) можно получить до тысячи различных продуктов (разнообразные химические вещества, пластмассы, бумагу и т. п.). Таких примеров недостаточного, некомплексного использования растений можно привести много. Это одна из причин ,по которой растения становятся редкими.

Эта тема меня заинтересовала ,и я стал читать больше литературы. Оттуда я узнал что отчасти, эти причины естественные, редкие виды были во все геологические эпохи. Редкие виды — это реликты, виды, находящиеся на естественных границах своего географического распространения. В природе происходят периодические изменения условий, в частности климатических, связанных с циклами солнечной активности, периодическими изменениями основных направлений переноса влаги ветрами и с другими причинами, часто взаимодействующими слишком сложным образом, чтобы можно было всегда уверенно указать основные причины подъема или снижения численности того или иного вида. Кроме того, наблюдается вытеснение менее совершенных форм более совершенными. Отстающие группы вытеснялись теми растениями, которые осуществили важные достижения прогрессивного значения.

Но основная причина, почему растения становятся редкими или даже исчезают — это хозяйственная деятельность человека (вырубка лесов, распашка степей и лугов, осушение болот, загрязнение естественных биотопов, массовый выпас скота, нерегламентированный, чаще хищнический сбор растительного сырья и многое другое).

3

Благодаря человеку резко сократили свои площади целые типы растительности, особенно пострадали степи, луга, болота, но и леса, которых сохранилось больше, уменьшили свою площадь на всей суше Земли на две трети. Особенно опасно сокращение площади, которое продолжается, тропических лесов, где исключительно много ценных растительных ресурсов, во многом даже еще не изученных. Многое уже нельзя изменить, но нужно предотвратить дальнейшее разрушение растительного покрова Земли, а где возможно и восстановить его.

. Но есть примеры и другого рода, когда растения используются более комплексно, они больше известны из тропических стран. Взять, например, кокосовую пальму, широко распространенную в тропиках и играющую большую роль в жизни местного населения. Она практически используется почти полностью. Главное ее назначение — получение из семян высококачественного масла для пищевых и технических целей. Но, кроме того, из различных ее органов получают напиток, волокно, строительный материал, сахар, посуду и многое другое. В странах Центральной Америки очень комплексно используются кактусы. Они дают из различных органов для местного населения пищу, сладости, корм для скота, строительный материал, лекарства и т. п. И это не единственные примеры.

^

Венерин башмачок – Paphiopedilum (семейство – орхидные).

В названии рода (от греческих слов paphia одно из имён богини Венеры и pedilon – башмачок, сандалия) отражена причудливая форма губы, напоминающей туфельку. Свыше 50 видов рода распространены в России, в Юго-

4

Восточной Азии, от Индии до Китая и далее на юг на

островах Малайского архипелага, Молуккских островах, в Новой Гвинее. Наземные или полуэпифитные растения с предельно укороченным стеблем и розеткой из двухрядно расположенных линейных или продолговатых килеватых кожистых листьев. Цветки одиночные, реже в малоцветковой кисти на длинном прямом, часто опушённом цветоносе в пазухе одной, редко двух крупных брактей. Верхний чашелистик («парус») крупнее остальных, два боковых срастаются в один небольшой, направленный вниз и спрятанный под губу. Лепестки горизонтально или косо вниз распростёртые. Губа крупная, мешковидная, с двумя неясно выраженными, вверх направленными боковыми лопастями. В отличие от подавляющего большинства орхидей, в образовании колонки участвует не одна, а две тычинки. Третья тычинка стерильна и видоизменена в уплощённый стаминодий, форма которого часто является диагностическим признаком вида.

^

Характерен для Северо-Западного региона. Распространен широко по всей Европейской части РФ. Евроазиатский луговой вид с разорванным ареалом. Обитает на высокогумусных нейтральных почвах достаточно дренированных. Интенсивно заселяет заброшенные пастбища. Стебли до 20-45 см. До 3-5 продолговато-эллиптических листа до 18 см длины. Соцветие густое многоцветковое. Цветки с запахом беловато-розовые, на внутренней стороне околоцветника три пурпурных жилки. Цветет в мае. Зимостоек. Цветет на 7-8 год. Цветы дают завязь в 1/3 случаев опыления. В Ленинградской области обитает на влажных лугах с нейтральными карбонатными почвами. Очень редок. Произрастает в Ижорском и Лужском флористических районах на влажных водораздельных лугах на богатых

5

карбонатами почвах. Встречается очень редко. Декоративное и лекарственное растение. Уязвимый вид в связи с биологическими особенностями, малочисленностью популяций, сбором на букеты.

^

Единственный представитель рода во флоре Северо-запада. Одна из самых красивых орхидей умеренного пояса. Поэтому она уничтожалась при сборах как цветок и посадочный материал. Растет по разреженным смешанным лесам и опушкам, реже по закустаренным поймам. Предпочитает хорошо увлажненные, нейтральные почвы. Отличается морозостойскойстью. Стебель 25-50 см с короткими железистыми волосками. Листьев три-четыре эллиптически заостренных.

Размножается как семенами, так и вегетативно. Зацветает на 15-17 год. Цветет в июне-июле, 2-3 недели. Спорадически встречается в нескольких районах Ленинградской и Вологодской областях. Произрастает в Вепсовском, Ижорском, Тихвинском, Лужском, Ильменском флористических районах по опушкам и полянам в еловых и елово-мелколиственных лесах, мелколесье.

Встречается редко. Декоративное растение с крупными яркими цветками. Уязвимое в связи с особенностями биологии, уничтожением мест обитания в связи с хозяйственной деятельностью, сбором на букеты. Крайне уязвимый вид в популяции, и Красные Книги сопредельных регионов.

6

Выводы.

Вымершие виды растений навсегда потеряны для природы и для человека. Анализ причин их вымирания важен для предупре­ждения этого печального явления в будущем.

Очевидно, что для про­гноза судьбы любого вида, численность которого пада­ет, нужно знать как природные, так и человеческие факторы, влияющие на его состояние. Только в этом случае можно надеяться на уменьшение их воздействия на вид за счет организации специальных мер.

Здоровая окружающая среда составляет огромную экономическую, эстетическую и этическую ценность. Поддержание здоровья окружающей среды означает сохранение в хорошем состоянии всех ее составляющих: экосистем, сообществ, видов и генетического разнообразия. Первоначальные небольшие нарушения в каждом из этих компонентов могут в конечном итоге привести к его полному разрушению. Об этом должен знать каждый человек.

Список литературы

  1. По страницам Красной книги Кировской области, под ред. Ашихмина Т.Я., Алалыкина Н.М., Носкова Т.С., Тарасова Е.М., Киров, издательство ВятГГУ,2004.
  2. Я познаю мир, детская энциклопедия, автор Чижевский А.Е., под ред. ООО «Издательство АСТ», 1998.
  3. Энциклопедический словарь юного биолога, Аспиз М.Е., Москва.
  4. http://mygreenplant.ru
  5. http://redkierastenia.ru

7

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Охрана растений"

Разделы: Начальная школа

ТИП УРОКА: комбинированный.

ЦЕЛЬ УРОКА:

помочь учащимся понять, что нужно делать для сохранения удивительного мира природы.

ЗАДАЧИ:

  • показать значимость растений в жизни человека;
  • формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;
  • закреплять нормы и правила поведения в природе, воспитывая бережное отношение к растениям;
  • обогатить личный опыт учащихся примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;
  • развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы.

МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

беседа, рассказ учителя, использование художественных текстов (стихотворений), сообщения учащихся, экологическая игра, экологические знаки, иллюстрации растений “Красной книги”, тестирование учащихся, проблемные ситуации.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • экологические знаки об охране растений;
  • для игры “Экологический светофор” набор цветных кружков (красный, желтый, зеленый) для каждого учащегося;
  • карточки с описанием ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  • учебник для 3 класса А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”. Часть1.
  • И.В. Цветкова “Экологический светофор”. Методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста. Москва – 1999. издательский дом “НООСФЕРА”.
  • В.В. Петров “Растительный мир нашей Родины”. Книга для учителя. Москва “Просвещение” - 1991.
  • “Планета – наш дом”. Мир вокруг нас. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Издательство “Лайда” Москва – 1995.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  • учебник для 3 класса А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”;
  • Б.А. Александров “В стране зелёной”. Москва, “Просвещение” - 1973.
  • А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова “Почемучка”. Москва, “ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС” - 1995.

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Изучение нового материала.
  4. Физкультминутка.
  5. Закрепление нового материала.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Повторение пройденного материала.

Учитель. На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о растениях: об их разнообразии, строении, размножении и развитии. Сегодня нам предстоит изучить ещё одну тему, посвященную миру растений. Но сначала вспомним предыдущий материал. Всем вам предоставляется возможность показать свои знания, ответив на вопросы теста письменно.

(Листочки для теста приготовлены заранее.)

Вопросы теста для проверки знаний:

1. Что такое опыление? (Перенос насекомыми пыльцы с цветка на цветок.) 2. Назови насекомых-опылителей. (Пчёлы, шмели, бабочки) 3. Для чего необходимо опылять растения? (Для размножения, так как из опыленных растений развивается плод и семена.) 4. Назови плоды растений, которые путешествуют с помощью ветра. (Плоды клена, липы, березы, одуванчика.) 5. Кто тоже помогает распространению растений? (Животные и человек) 6. Что нужно для прорастания семени? (Тепло, вода, воздух) 7. Назови стадии развития растений из семени. (Корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена)

3. Изучение нового материала.

Эстетическая минутка.

Учитель. Послушайте отрывок из стихотворения В. Набокова “Дети полей”:

Василёк, барвинок нежный,

Незабудки, алый мак, Мята, ландыш белоснежный, Одуванчик, тонкий злак… Все цветы и травы эти, Что с весною зацвели, Это все родные дети Кроткой матери-земли.

Удивителен мир растений! Тысячи цветов украшают землю. Цветы – сама жизнь. У них есть свой язык, свой аромат, сила красоты, своя история, легенда, свои праздники. Есть у них своя богиня – Флора – богиня цветов. Голова Флоры украшена венком, а в руках – букет цветов. В честь Флоры были особенные праздники, называемые Флоралии. Их праздновали 5 дней весной (с 28 апреля по 3 мая). В эти дни двери домов украшались венками, все предавались веселью, а женщины одевались в разноцветные платья.

Вопрос-размышление: Какова же роль растений в жизни человека?

Растения, которые нас окружают в природе, дают нам очень многое: строительный материал, топливо, сырьё для производства бумаги, ценные лекарства, всевозможные пищевые продукты, корм для скота, материал для мебели и т.д. Всего перечислить просто невозможно.

Велико значение растительного покрова и как источника кислорода, без которого невозможна жизнь на Земле. Зелёные растения выделяют в атмосферу огромное количество кислорода. Чтобы получить некоторое представление о масштабах этого процесса, достаточно привести такой пример. Одно дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания трем человекам.

Вопрос: Какие вы знаете растения, которые человек может использовать для своей жизнедеятельности?

Сообщения учащихся:

1. “Сто сил”

За зелеными долинами да лесистыми горами в глухой Уссурийской тайге растет чудо-ягода. Её величают заманихой. Заманит заманиха кого хочешь. Взглянешь на неё – глаз не оторвешь. Драгоценными кораллами висят пышные гроздья её алых ягод. Красивы они, ничего не скажешь. Но славится заманиха не ягодами, а корнями. Целебная сила скрыта в них. Вот и пошла молва в народе: “Попробует настойку из корней заманихи старик – и сила у него появится, как у доброго молодца. Попробует настойку добрый молодец – удаль да сила проснутся небывалые”. Оттого и прозвали заманиху “сто сил”. Из корневищ заманихи готовят лечебный препарат, который используют по назначению врача.

2. “Осенний букет”

Хризантемы – цветы осени. Пользуются у нас большим успехом. Человек ещё в глубокой древности обратил внимание на красоту этих цветов. Они появились в садах более двух тысяч лет назад! В 4 веке хризантемы попадают в Японию. И там они находят себе вторую родину. Японцы очень полюбили этот цветок. Они называют его кику, что означает “солнце”. Цветок стал земным символом небесного светила, дающего жизнь всему на нашей планете. В стране восходящего солнца хризантема удостоилась высокой чести. Изображение этого цветка красуется на государственном гербе, на монетах. Самый высший орден в этой стране – Орден хризантемы. Поздней осенью устраивают японцы праздник хризантемы. Ими украшаются жилища. Японки надевают национальную одежду – шелковое кимоно с изображением хризантем. Поэты и певцы восхваляют цветок. Цветоводы устраивают многочисленные выставки. Хризантемы – отличное украшение садов, парков, скверов.

3. “Чудо-орех”

С большим почтением относились древние народы к грецкому ореху. Его часто величают деревом-комбинатом. Всё в нём идёт на пользу человеку: плоды – зрелые и незрелые, древесина, кора, листья и даже корни. Разросшиеся ореховые деревья преображают местность. Их охотно высаживают в парках, вдоль дорог, в садах южной стороны. Грецкие орехи вкусны, питательны, полезны. Они обладают высокой калорийностью, которая в три раза превышает калорийность хлеба. Из недозрелых, зеленых орехов хорошо приготовить варенье, а также различные витаминные препараты. Зрелые орехи богаты витаминами. Хороши орехи в свежем виде. Ценят их и в кулинарии. А сколько можно приготовить сладких блюд с орехами! И печенье, и пирожки с ореховой начинкой, и вкусный торт. Ореховое масло ароматно и вкусно. Это масло весьма ценится для приготовления высококачественных красок и лаков для живописи. Из листьев, кожицы недозрелых плодов, коры ствола и корней грецкого ореха приготовляют коричневую и черную краску для тканей, кожи, древесины. Ореховая древесина идёт на производство красивой и прочной мебели.

Учитель. Итак, о какой пользе растений для человека говорилось в сообщениях?

Учащиеся. Из корневищ заманихи готовят лекарство, хризантемы украшают жилища и парки, грецкие орехи употребляют в пищу, из его древесины изготавливают мебель.

Учитель. Да, дети, одни растения радуют глаз и поднимают настроение своей красотой и приятным запахом. Другие – готовы накормить нас сочными ягодами и вкусными плодами, а третьи – помогают нам избавиться от болезней.

Сообщение темы урока:

Иногда бывает так: попадется нам на глаза редкий цветок – спешим побыстрей сорвать его. Отправимся дальше своей дорогой, а навстречу – ещё один цветок, и, кажется, красивее прежнего. Давай и его сорвём… А тот, первый, можно, пожалуй, и выбросить: он и неказист, и не смотрится вроде, и чем мог очаровать – непонятно… Вспомните большие охапки лесных и луговых цветов, которые везут в автобусах и электричках, когда возвращаются в город с лона природы. И не букеты уже оказываются в руках у них, а измятые веники, и не в цветочные вазы уготован им путь, а в ящики для мусора. Хотели принести в дом красоту, а на деле ограбили природу.

Чтобы этого с нами не случилось мы, и поговорим сегодня об охране растений. Тема урока так и называется “Охрана растений”.

Работа с книгой:

Учитель. Прочитайте текст на странице 84-85 и найдите ответ на вопрос: Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?

Учащиеся. Из-за хозяйственной деятельности людей: строят заводы, роют карьеры на месте леса, на месте луга устраивают фермы, много рвут растений для букетов, вытаптывают растения.

Учитель. Дети, как вы понимаете выражение “охранять растения”?

Учащиеся. Охранять растения – это значит бережно к ним относиться.

Учитель. Как мы с вами можем охранять растения?

Учащиеся. Соблюдать правила поведения в природе.

Учитель. Давайте попробуем сформулировать правила поведения в природе по охране растений. В этом нам помогут экологические знаки. Посмотрите внимательно на знаки и вспомните причины гибели растений, о которых говорилось в тексте.

Учитель на доске вывешивает экологические знаки.

Учащиеся. 1. Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. 2. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. 3. В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

Учитель. Перечитайте экологические правила на странице 86 учебника, запомните их, и обязательно выполняйте, чтобы быть настоящими друзьями природы.

Учащиеся читают экологические правила.

4. Физкультминутка.

Учитель. Дети, встаньте, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что вы растение, которое выросло на лугу, среди других красивых растений. Подул лёгкий, ласковый ветерок, который слегка покачивает вас и наклоняет то вправо, то влево.

Звучит запись “Звуки природы”.

5. Закрепление нового материала.

Учитель. Поиграем в игру “Экологический светофор”, чтобы закрепить правила поведения по охране растений в различных ситуациях.

Правила игры: “Экологический светофор” похож на те светофоры, которые установлены на наших дорогах. Вспомните, что обозначают их сигналы?

Учащиеся. Красный свет запрещает движение, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.

Учитель. Светофоры помогают водителям и пешеходам выполнять правила дорожного движения. “Экологический светофор” поможет нам правильно поступать, чтобы не причинять вреда растениям. Он тоже имеет три цвета: “красный свет – природе вред!”; “жёлтый – осторожно!”; “свет зелёный – так красиво! – лес сказал тебе “Спасибо!”. Я буду зачитывать текст карточки, а вы по команде “Внимание, раз!” должны “зажигать сигналы светофора”, демонстрируя тот сигнал, который соответствует описанной ситуации.

1ситуация. Аня хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала как укладывать и перевязывать цветы, но у Ани ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом – ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда, наконец, Аня закрепила концы венка и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и пошли обедать.

Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.

2 ситуация. Валера встал поздно, кое-как, чтобы не опаздывать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. Но сегодня он решил сократить путь – побежал через сад. Оказалось, что за школьным забором вчера вскопали широкую полоску земли и высадили цветочную рассаду. Бежать вокруг было некогда и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс – раздался звонок. “Не опоздал!” - радостно подумал Валера.

Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.

3 ситуация. Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчишки решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава, цветы. “Как же быть?” - задумались они, - “можно ли здесь кататься?”

Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.

4 ситуация. Каждую осень Галя и Маша собирали семена цветов: календулы, бархоток… Весной девочки проращивали рассаду на подоконниках, а когда наступали тёплые дни, высаживали растения у себя во дворе и вместе с учителем на школьных клумбах. Каждый год девочки узнавали о цветах все больше и больше. Даже взрослые стали обращаться к ним за советом.

Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.

5 ситуация. Катя и Света вышли на улицу, чтобы начать выполнять летнее задание по составлению гербария. Девочки знали, что в нем могут быть и травы, и цветы, и листья. Они взяли с собой большой полиэтиленовый пакет и картонную папку, чтобы складывать сорванные растения. Какие именно – они ещё не решили. “Посмотрим по дороге – что понравится, то и будем срывать для гербария” - договорились между собой Катя и Света.

Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.

6 ситуация. Света с родителями поехали в лес. Отец вел машину. Остались позади шумные городские улицы, проехали дачные участки. Далее вдоль дороги стеной вставали деревья. Проехав какое-то расстояние, отец спросил: “Где остановимся?” Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже поступал таким образом – следы от машин оставались надолго. Они были узнаваемы по бедной растительности. Светины родители решили в лес не въезжать, тем более, что возле дороги была небольшая асфальтированная стоянка для машин. В лес отправились пешком, аккуратно и тихо, уважая законы чужого дома, как и положено гостям.

Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.

Учитель. В любой ситуации надо помнить о правилах поведения в природе и поступать так, чтобы ваши действия приносили пользу окружающему миру и самому человеку. Натиск человечества столь усилился на зеленый мир, что многие растения исчезают с земного шара. Люди создали “Красную книгу Флоры”. Красный цвет книги – сигнал опасности. “Красная книга” - это забота о том, чтобы не оскудело волшебное царство Флоры, чтобы не меркла, а расцветала и крепла земная краса. В “Красной книге” рядом с описанием видов растений говорится о грозящей им опасности. “Не истреби, не сорви, не затопчи, не испорти” - словно наказ людям. “Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только цветами и лесами, но и душой”.

6. Итог урока.

Учитель. Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?

Учащиеся повторяют экологические правила друзей природы.

Учитель. Прочитайте отрывок из стихотворения Самеда Вургуна хором:

Давайте пройдемся медленно по лугу И “здравствуй” скажем каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.

Текст написан на доске.

7. Домашнее задание.

Страницы 84-88. Выписать в тетрадь экологические правила. Зарисовать экологический знак из учебника или придумать свой.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок-обобщение в 4-м классе по теме "Экологические проблемы и охрана растений"

Разделы: Начальная школа

Задачи урока:

  1. Сформировать знания о значении растений в жизни природы и человека.
  2. Охарактеризовать влияние неразумной хозяйственной деятельности на изменение условий жизни растений.
  3. Уточнить какой вред наносит покрову Земли вытаптывание растений и неправильный их сбор.
  4. Раскрыть главные положения охраны природы на основе взаимосвязи живой и неживой природы и ответственного отношения к природе.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе, учить пользоваться в жизни “правилами друзей природы”.
  6. Формировать умение пользоваться знаниями в новой ситуации.

Оборудование:

  1. Плакаты (растения “Красной книги”).
  2. Физическая карта России.

Ход урока

1. Организационный момент

Создать спокойную, деловую обстановку.

2. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.

- Почти миллион лет живет человечество на планете Земля. Но до последнего времени люди мало задумывались, что все ее богатства не вечны. Они нуждаются в защите, пополнении и бережном отношении.

В прошлые века численность населения была невысока, промышленность была развита слабо, и человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. Это привело к истощению почв, гибели растительности.

Нашу Землю населяют полмиллиона видов растений. Они всюду: на равнинах, в горах, в водоемах, на улицах городов и деревень, в наших домах.

Зеленый цвет – это символ нашей планеты, символ жизни. Представьте на минуту, закрыв глаза, что все растения Земли вдруг исчезли.

- Какие картины возникли в вашем воображении? (безжизненные)

От растений зависит жизнь человека и животных. Растения – основа всего живого на Земле.

- Что дают растения человеку?

3. Значение растений в природе и жизни человека

  • Почему при каждом входе мы должны благодарить растения?
  • Каким растениям мы должны сказать спасибо за те продукты, которые служат нам пищей? (Овощным, плодово-ягодным, зерновым)
  • Какие растения обеспечивают питанием животных? (Кормовые – клевер, тимофеевка)
  • Какие растения дают сырье для промышленности? Лекарства?
  • Как следует собирать лекарственные растения?
  • Назовите дикорастущие растения.
  • Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?

Хозяйственная деятельность людей сопровождается уничтожением растений, изменением условий их роста. Это приводит к угрозе Жизни на Земле.

В конституции (Основном Законе) нашей страны сказано: “Граждане России обязаны беречь природу, охранять ее богатства”.

А в настоящее время происходит сокращение площади, занимаемой растительностью. (Обращение к карте)

- Где больше происходит сокращение растительного покрова? (Там, где больше населения, где шире развита промышленность, строительство).

За последние 100 лет площадь лесов на Земле уменьшилась на 75%.

- Чем это опасно?

- Нарушается биологическая связь живого на Земле. (Сказка про сову и мужика). Как интересно жить на Земле, когда есть божья коровка, лягушка, красивый цветок, раскидистое дерево – приносящее радость. Как горько будет, если они исчезнут!

И некоторым растениям и животным человек уже выдал охранную грамоту.

4. Мероприятия, обеспечивающие охрану растений

- Как вы думаете, о чем идет речь? (Красная книга, 2 тома: 1 – о животных, 2 – о растениях)

- Почему красная? (Цвет красный – сигнал опасности)

Первая “Красная книга” была издана в 1948 г. (МСОПом) – Международным союзом охраны природы. 1966 г. – новое издание, в которой страницы были разноцветные, чтобы по этим цветам было видно, в каком положении находится то или иное растение и животное.

В нашей стране первая русская “Красная книга” была издана в 1978 г.

- Для чего нужна такая книга? (Перечень растений, меры охраны, причины сокращения вид, где обитает)

Это документ совести человека!

- Некоторые ребята приготовили сообщения о растениях нашего края, которые находятся под охраной. (Сообщения детей)

- Что общего у этих растений?

Вывод: каждый человек должен помнить несколько правил:

  • знать редкие и исчезающие растения, не рвать их;
  • собирать в букеты только садовые растения.

Физкульт. минутка.

5. Работа с плакатом – картинкой

- Рассмотрите плакат.

- Прочитаем слова художника.

- Какую идею стремился передать художник в этом рисунке?

- Назовите основные правила, которые нужно соблюдать в туристическом походе.

  1. Не мусорить.
  2. Не вытаптывать растительный покров.
  3. Правильно выбрать место для костра, разложить еду.

- Чтобы не наносить такого ущерба природе “надо быть экологически грамотным человеком”.

- Что значит слово экологически?

(Экология – слово образовано из двух греческих слов. Экос – дом, логос – наука.)

Наука о каком доме?

Экология изучает, как люди связаны с живой и неживой природой. Что может произойти по вине человека в природе.

- Что произойдет с людьми, забывшими про законы природы, про правила друзей природы, про охрану растений?

Итак, ребята, что мы можем сделать, чтобы принять активное участие в охране растений? (Знать эти растения, выполнять правила друзей природы, умело вести себя в туристических походах).

6. Самостоятельная работа (на листочках)

  1. Назовите 3 растения “Красной книги” нашего края.
  2. Как называются уголки природы, в которых растения находятся под особой охраной? Собрать листочки.

7. Решение экологической задачи

“Воскресенье в лесу” (экологический рассказ)

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запасались продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петрик повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!”. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петрик решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка!” - закричал Петрик и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж”. “Все равно – гадина!” - ответил Петрик.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!

Ошибки, совершенные школьниками:

  1. В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.
  2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество “грибы - деревья”.
  3. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще запрещается.
  4. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет), металлические банки разрушаются 100 лет.
  5. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.
  6. Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.
  7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.
  8. Не следует что-либо проталкивать в муравейник – нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.
  9. Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния.
  10. Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.
  11. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.

8. Оценка результатов работы на уроке

Поощрение: словесное, открыткой.

9. Домашнее задание

  1. Нарисовать мини плакат “Я в ответе за зеленого друга”.
  2. Подобрать пословицы, поговорки, загадки о растениях.

10. Итог урока

- Как должен человек относиться к природе? (Ученики дают ответы)

Вывод:

- Что он должен делать, чтобы сохранить растительный покров нашей страны?

  • Охранять природу (растения).
  • Вести борьбу за чистоту воздуха и воды.
  • Правильно вести хозяйственную деятельность.
  • Правильно собирать лекарственные растения.

- Чем можете помочь вы, Школьники?

  • Охранять растения.
  • Принимать участие в озеленении населенных пунктов.
  • Ухаживать за зелеными насаждениями.
  • Выполнять “правила друзей природы”.

- В завершении урока прочитаем стихотворение М. Дудина “Берегите Землю!”.

Берегите Землю! Берегите себя, Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики, На камнях играющего краба, На могиле тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Полумесяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите себя, Чудо песен Городов и весей, Мрак глубин и волю поднебесий, Старости последнюю отраду, Женщину, бегущую к детсаду, Нежности беспомощное пенье И любви железное терпенье. Берегите молодые всходы На зеленом празднике природы, Небо в звездах, океан и сушу И в бессмертье верящую душу, - Всех судеб связующие нити. Берегите Землю! Берегите себя, Времени крутые повороты, Радость вдохновенья и работы, Древнего родства живые свойства, Дерево надежд и беспокойства, Откровение земли и неба, Сладость жизни, молока и хлеба. Берегите доброту и жалость, Чтоб она за слабого сражалась. Берегите будущего ради Это слово из моей тетради. Все дарю! И все от вас приемлю! Только Берегите Эту Землю!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок №18. «Охрана растений», ФГОС

Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс 

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема

Почему растения становятся редкими? Что делают люди для охраны растений?

Почему растения необходимо охранять?

Задачи:

обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека; учить бережно относиться к растениям; познакомиться с основными экологическими правилами, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе

Предметные результаты

Научатся

-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;

-устанавливать взаимосвязи в природе;

-правилам поведения в природе;

объяснять экологические знаки.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями ее реализации.

Познавательные: активное использование речевых и информационных средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

установление аналогий и причинно-следственных связей

Коммуникативные:

готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные результаты

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы, норм здоровьесберега-ющего поведения в природной среде.

Основные понятия и определения

Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения из Красной книги. Меры охраны растений. Правила поведения в природе

 

Подготовка к усвоению нового материала

    Вспомни, какое значение для животных и че­ловека имеют растения. Какие ты знаешь расте­ния, внесённые в Красную книгу России? Какие растения вашего края нуждаются в охране?

    Узнаем, почему многие растения стали редки­ми, как нужно охранять растения. Будем учиться оценивать поступки людей по отношению к при­роде, формулировать правила друзей природы

    Изучение нового материала

      Охрана растений

      Как хорошо, что на Земле есть растения! Сколько радости доставляет нам их красота! Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных рас­тения — это и дом, и пища

      К сожалению, хозяйственная деятельность лю­дей изменяет условия жизни растений. К при­меру, на месте леса люди строят завод или роют карьер. Много растений при этом погибает.

      Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цвет­ков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё долго мог­ли бы радовать нас!

      1.Сон-трава. 2. Купальница. 3. Волчье лыко. 4. Кув­шинка. 5. Подснежник. 6. Ятрышник. 7. Водяной орех.

      Многие растения, например подснежник, ят­рышник, водяной орех, внесены в Красную книгу России. Гораздо реже, чем раньше, попа­даются на глаза кувшинка, волчье лыко, купаль­ница. Возле больших городов осталось мало ландышей, колокольчиков. Все эти растения нуж­даются в охране.

      Богатство природы — лекарственные растения. Но собирать их нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Лучше заготавливать те расте­ния, которые часто встречаются.

      Бывает, что люди, даже не срывая растений, губят их. Причина этого — вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хруп­кие травы. К тому же под ногами людей уплот­няется почва. В такой почве остаётся мало воз­духа, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.

      8. Колокольчик. 9. Пижма. 10. Птичья гречишка. 11. Лан­дыш. 12. Тысячелистник.

      13. Подорожник. 14. Пастушья сумка. 15. Валериана.

      Осмысление и понимание полученных знаний

         

        Обсудим!

        1.Почему многие растения не оставят потом­ства, если ребята будут ловить бабочек?

        2.Что произойдёт с деревьями, если в лесу станет мало птиц?

        Вывод

        Из-за хозяйственной деятельности людей, сбора букетов, вытаптывания многие дикорастущие растения становятся редкими. Их охраняют в заповедниках, выращивают в ботанических садах. Собирать эти растения в природе запрещено. Каждый человек должен бережно относиться к растениям.

         

        Самостоятельное применение знаний

          Проверь себя

          1. Почему многие виды дикорастущих расте­ний становятся редкими? 2. Назови несколько растений, нуждающихся в охране. 3. Что люди делают для охраны растений? 4. Как нужно вес­ти себя в природе, чтобы не причинять расте­ниям вреда?

          Задания для домашней работы

          1.В книге «Великан на поляне» прочитай рас­сказы «Кукушкины слёзки», «Как одолели одолень- траву», «Ещё немного о редких растениях». По­думай о своём поведении в природе. Всегда ли ты бережно относишься к растениям?

          2.С помощью взрослых оформи для своих младших товарищей книжку-малышку «Береги растения!». На первой странице напиши, что сказали бы растения ребятам, если бы могли говорить.

          СТРАНИЧКИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

          Хочешь посмотреть, как растут бананы, анана­сы, кофейные деревья? Для этого необязательно ехать на их родину, в далёкие жаркие страны. Можно отправиться в ботанический сад.

          Вот оранжереи. Здесь под стеклянными кры­шами растут бананы, ананасы, кофейные де­ревья и другие диковинки зелёного царства...

           

           

          Банан Кокос Ветка кофейного дерева

          Особая забота учёных ботанического сада — разведение редких растений. Представь, что ка­кой-нибудь вид растений исчезнет в природе. Если в ботаническом саду сохранится хотя бы несколько растений этого вида, их можно будет размножить и вернуть в природу.

          10 САМЫХ РЕДКИХ РАСТЕНИЙ МИРА

           

           

           

           

          красная книга

           

           

           

           

          Растения из красной книги России

           

           

           

           

          Красная книга России

           

           

           

           

          Охрана растений

           

           

           

           

          Значение растений в природе и жизни человека

           

           

           

           

          Чем полезны растения для человека

           

           Источники информации:

          А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

          «Просвещение» 2014

          Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

          Хостинг презентаций окружающий мир

          - http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

          xn--j1ahfl.xn--p1ai


          Смотрите также

          Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта