Растения родного края дикорастущие деревья кустарники травы. Тема: Растения родного края (обобщающий урок)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Презентация - Кустарники моего края. Растения родного края дикорастущие деревья кустарники травы


Растения родного края - Начальные классы

ГУО «Боровухская средняя школа №15 г. Новополоцка»

Растения родного края

(план-конспект урока по предмету «Человек и мир» во 2 классе)

Разработала: Халько

Алла Михайловна,

учитель начальных классов

2016

Тема урока: Растения родного края.

Цель: систематизация и обобщение знаний второклассников о растениях ближайшего окружения, содействие формированию у них потребности в бережном и гуманном отношении к растениям.

Прогнозируемый результат: предполагается, что к окончанию урока учащиеся смогут выполнить тест по теме «Растения родного края».

Задачи:

а) дидактическая:

-создать условия для осознанного применения полученных о растениях знаний;

б) воспитательная:

-способствовать формированию умений работать в сотрудничестве;

в) развивающая:

-стимулировать учащихся к использованию разных видов мыслительной деятельности (сравнение, анализ, обобщение).

Задача для учащихся:

- учиться применять полученные знания на практике.

Тип урока: обобщающий урок.

Методы, применяемые на уроке: наглядный, словесно-иллюстративный, игровой, проблемный.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Приветствие учителя. Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь наступающему дню, подарите улыбку друг другу, а теперь улыбнитесь мне. Для успешной работы на уроке нужно добавить только хорошее настроение.

2. Введение в тему, целеполагание.

Слово учителя.

– Наша природа – настоящее сокровище. Ценнейшими свойствами обладают растения, которые во множестве растут вокруг нас. Просто мы не всегда знаем о «чудодейственных свойствах» самых обыкновенных трав и веточек. Из одних можно приготовить салаты, из других изготовляют стойкие красители, третьи предсказывают погоду и указывают направление и время, четвёртые лечат нас от различных недугов. На предыдущих уроках вы много узнали о растениях родного края. А сегодня на уроке мы обобщим полученные знания и проверим, насколько хорошо вы знаете растения, которые нас окружают.

3. Актуализация опорных знаний.

Задание «Четвёртый лишний».

Учитель вовлекает учащихся в работу. - Внимательно посмотрите на доску. Вы видите 4 картинки: белочка, одуванчик, малина, дуб.

– Какая картинка лишняя?

– Почему вы так считаете?

Учащиеся отвечают, что лишняя белочка (животное).

Учитель продолжает урок.

- Белочка не просто пришла к нам на урок, она принесла кроссворд.

И если мы его отгадаем, то отправимся в путешествие по миру растений (слайд 1).

Задание - кроссворд «Растения». Учащиеся разгадывают кроссворд.

1. Не огонь, а жжется. (Крапива.)

2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина.)

3. Что за дерево стоит -

Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)

4. Последняя улыбка осени.

Звезда на клумбе (Астра.)

5.Клейкие почки, зеленые листочки. С белой корой, растут под горой. (Береза.)

6. Ветка в грозди разодета

Фиалкового цвета.

Это в летний жаркий день,

Расцвела в саду …….. (сирень.)

7. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед. (Липа.)

8. Платье потеряла,

Пуговки остались. (Рябина.)

Общий ответ: растения.

– Молодцы, ребята. Мы можем отправляться в увлекательное путешествие. А на чём мы отправимся в это путешествие? Это вы узнаете, если разгадаете ребус.

Задание «Разгадай ребус» (слайд 2).

– А как вы думаете, почему белочка выбрала именно этот вид транспорта?

(Ответы детей.)

– Велосипед – это экологически чистый транспорт. Он не загрязняет воздух выхлопными газами. Наша белочка садится на велосипед и отправляется в путь вместе с нами (слайд 3).

4. Этап обобщения и систематизации знаний учащихся.

Познавательное задание «На лесной полянке».

– Мы оказались на лесной полянке. Назовите, какие растения на ней растут. А на какие группы мы можем разделить все эти растения (слайд 4)?

(Ответы детей.)

– Белочка просит объяснить, в чём разница между деревьями, кустарниками и травами? Рассуждения детей (слайд 5) .

Растения

– Мы знаем признаки деревьев, кустарников и трав. Белочка предлагает картинки расселить в свои домики. (Учитель называет растение, а дети говорят, в какой домик их поселить.)

(Дуб, малина, вороний глаз, береза, лещина, подорожник) (слайд 6).

Станция «Растения – живой организм».

– Двигаемся дальше. И следующая остановка – станция «Растения – живой организм» (слайд 7). Растения изучает особая наука. Может быть, кто-нибудь знает, как она называется? (Ботаника.)

– Как называются ученые, которые занимаются изучением растений?

(Ученые-ботаники). Вот сейчас мы с вами побываем в роли ботаников.

У вас на партах лежат карточки. Возьмите карточку №1 (приложение1), подпишите части растений

(самооценка - , , ).

Проверка (слайд 8) .

– Кто правильно подписал части растения – молодцы.

Растения – это живой организм. Давайте докажем это утверждение.

Рассуждения детей (признаки жизни растений).

Итог (слайд 9):

- Как вы считаете, что нужно растениям для жизни?

Рассуждения детей.

Итог (слайд 10):

Растение

– Белочка довольна работой учёных-ботаников. Она предлагает вам отдохнуть после напряжённой работы.

Остановка «Физминутка».

Мы оказались на лесной лужайке. Посмотрите, как порхают над цветами и травами бабочки.

( Гимнастика для глаз) (слайд 11, 12)

Здесь в зарослях лесных,

Где всё нам с детства мило,

Где чистым воздухом

Приятно так дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила

Для всех умеющих их

Тайну разгадать.

Познавательно-динамическая игра «Полезно - опасно».

– Белочка предлагает поиграть в игру «Полезно - опасно»

(слайд 13). Если растение лекарственное, вы поднимаете руки и хлопаете в ладоши. Если оно ядовитое - приседаете.

(Учитель называет растения: подорожник, волчье лыко, тысячелистник, вороний глаз, ромашка, зверобой, белена чёрная. Дети двигаются.)

Станция «Это интересно».

– Молодцы, ребята. А теперь продолжим наше путешествие.

Следующая станция «Это интересно» (слайд14) .

В подарок лесным путешественникам доктор Айболит оставил письмо.

Учитель вскрывает конверт и читает:

– Сирень обладает лечебными свойствами. Если заболит голова, появится гнойная ранка от занозы или пореза, сорвите листочек сирени, ополосните в чистой воде и приложите к больному месту.

Теперь вы узнали, ребята, что сирень не только красивый кустарник, но и полезное лекарственное растение. Какие ещё растения могут помогать человеку?

– Какие лекарственные травы применяются при простуде?

(Шалфей, чабрец, базилик, листья и ягоды малины…)

– Какие лекарственные травы помогают при лечении ран?

(Чистотел, подорожник, отвар крапивы.)

Станция «Эрудит».

– А наша белочка вместе с нами двигается дальше. Следующая станция «Эрудит». На этой станции для вас приготовлено интересное задание. Но прежде необходимо вспомнить, какие группы растений вы знаете (слайд 15, 16).

Растения:

– ядовитые;

– лекарственные;

– культурные растения сада и огорода;

–дикорастущие деревья и кустарники;

– сорняки.

Задание на обобщение (работа в парах). Учащиеся берут карточку № 2.

(Приложение 2.)

  1. томат, кабачок, фасоль, перец — это …;

  2. груша, слива, яблоня— это ... ;

  3. осина, сосна, каштан— это ... ;

  4. подорожник, ежевика, липа, зверобой— это ... ;

  5. белена черная, вороний глаз — это ... .

  6. осот, одуванчик, лебеда — это … .

Для учащихся с низким уровнем обученности можно дать слова для справок, т.е. слова-подсказки в конце заданий. Кроме того, количество заданий также можно варьировать: для детей, которые работают в замедленном темпе, предлагается 1 – 3 задания, остальным детям 1 – 6 заданий. Учитель читает ответы (учащиеся проверяют отмечают знаком: +, - ).

Задание «Запрещающий знак».

– Наше путешествие продолжается. Но у нас появился запрещающий знак (слайд 17). Он не даёт нам двигаться дальше. Давайте его расшифруем.

У вас на рядах запрещающий знак. (Приложение 3.) Объясните, что он обозначает.

Групповая работа.

1 группа (грибы).

2 группа (деревья).

3 группа (огонь).

Ученики обсуждают. Командир защищает знак своей группы.

(Знаки помещаются на доску)

– Какие вы ещё знаете правила поведения в природе?

(Ответы детей.)

– Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если только я и ты, если мы сорвем цветы,

То не будет красоты, то не будет доброты.

Если только я и ты, если мы сорвем цветы.

-Что делает человек для охраны растений?

Учитель обращает внимание детей на заранее подготовленную выставку книг о природе, заповедниках. Указывает на Красную книгу.

- Что это за книга, почему я её сюда поставила?

(Ответы детей.)

-Назовите растения, которые занесены в Красную книгу. (Ответы детей.)

5. Выполнение выходного теста.

– Наше путешествие подходит к концу. Белочка приготовила для вас тест и надеется, что вы успешно выполните его.

Тест

  1. Какое из этих растений выращивают в садах?

а) пшеница,

б) слива,

в) помидор.

2. Какое из этих культурных растений люди выращивают на огородах?

а) рожь,

б) ель,

в) огурцы.

3. Какое из этих растений является лекарственным?

а) зверобой,

б) волчье лыко,

в) яблоня.

4. Как называется книга, в которой перечислены редкие растения?

а) зелёная,

б) красная,

в) важная.

5. Какой группы растений не бывает?

а) культурные,

б) дикорастущие,

в) быстрорастущие,

г) сорняки.

Самопроверка теста по предъявленному образцу (слайд 19) .

– Молодцы!

6. Этап информации о домашнем задании.

– Белочка очень удивлена, как вы легко и быстро справились с тестом. Она принесла вам цветик - семицветик (слайд 20). На каждом лепестке цветка предлагаются интересные задания: сочинить загадку, вспомнить пословицу, подобрать стихотворение, нарисовать рисунок, сделать аппликацию, сочинить рассказ, создать рекламу, выбрать фотографию. (Приложение 4.) Каждый выбирает себе лепесток. Дома вы выполните задание, указанное на нём, и принесёте на следующий урок.

А выполненные вами задания мы поместим в папку «Наш класс о растениях».

7. Этап рефлексии

– Нашей белочке очень интересно знать, что вы думаете о сегодняшнем путешествии:

Мне понравилось – …

Я научился – …

Я повторил – …

Я узнал – …

– Ребята, вы молодцы, хорошо поработали. Берегите природу! И она ответит нам всей своей красотой, своими плодами, своей благодатью. Удивляйтесь природе, она прекраснее всего. Учитесь у природы – это наш главный учитель. Будьте благодарны природе.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Приложение 1

Карточка№1

Приложение 2

Карточка№2

  1. томат, кабачок, фасоль, перец — это …;

  2. груша, слива, яблоня— это ... ;

  3. осина, сосна, каштан— это ... ;

  4. подорожник, ежевика, липа, зверобой— это ... ;

  5. белена черная, вороний глаз — это ... .

  6. осот, одуванчик, лебеда-это … .

Карточка№3

  1. томат, кабачок, фасоль, перец — это …;

  2. груша, слива, яблоня— это ... ;

  3. осина, сосна, каштан— это ... ;

Слова для справок: ядовитые, лекарственные, культурные растения сада и огорода, дикорастущие деревья и кустарники, сорняки.

Приложение 3

1 группа

2 группа

3 группа

Приложение 4

multiurok.ru

Растения родного края (обобщающий урок)

Класс: 2

Тема: Растения родного края (обобщающий урок)

Цели: к концу урока учащиеся должны обобщить и систематизировать знания о культурных и дикорастущих растениях белорусской природы; сформировать умения группировать растения по определенным признакам, учиться анализировать, делать выводы и обобщения; сформировать экологические знания, активную гуманную позицию по отношению к природе, повысить свою экологическую культуру; воспитывать любовь к природе;

приобщать детей к пониманию ценности природы в жизни человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей.

Оборудование: логико-смысловые модели, учебник «Человек и мир» 2 класс, наглядность для заполнения моделей, конверт с загадками, мультипроектор.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Урок с использованием многомерной дидактической технологии.

Ход урока

  1. Организационный момент.Минутка релаксации
— Закройте глаза, вслушайтесь в слова словацкого поэта Гвездослава:

Я сорвал цветок —

И он увял.

Я поймал мотылька —

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

— Откройте глаза.

Сердце, наполненное добротой, теплом, может подсказать правильный путь в нашем путешествии. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно. И вам будет сопутствовать удача. Верными помощниками в пути станут ваши знания.

Нам не страшны любые испытания.

Вперёд, друзья, проверим свои знания!

II. Введение в тему.

Загадка

Дышит, растёт, питается,

А ходить не может.

Что это? (растение)

— Посмотрите внимательно на иллюстрации и определите лишнее растение.

(На доске картинки с изображениями растений родного края. Лишняя пальма.)

III. Постановка темы и целей урока.

— О чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

(Ученики перечисляют изученное и формулируют цели урока — обобщение знаний.)

Вся живая природа, все растения на нашей планете имеют свои места обитания — свою "родину".

Сегодня поговорим о растениях нашего края. Постараемся вспомнить и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках, и составить логико-смысловую модель по теме «Растения нашего края».

Растения родного края

К4

К5

К6

К1

К2

К3

IV. Обобщение и систематизация знаний.

1. Правила вежливости.

Мы отправимся в гости к природе. Перед путешествием по родному краю определим правила поведения в природе. (Слайды 1,2)

2. Типы растительности: дерево, кустарники, травы.

Звуковое письмо от Лесовичка.(Слайд 3)

- Дорогие ребята, я рад, что вы так хорошо знаете правила поведения в природе. Я, надеюсь, вы без труда узнаете по описанию растения, которые я сейчас вам опишу. Слушайте внимательно.

  • Она знакома нам с детства. Без неё, нарядной и красивой, и праздника нет. Круглый год она зелёная. А почему? Да потому что её листок-иголка живет 2—3 года. Меняются иголки не все сразу, а постепенно, в течение всего года.
(Ель – картинка на слайде)
  • Полюбилась народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов сложено о ней! Её белый ствол даже в жаркие дни остается холодным. Весной, до распускания почек, она дает до 40 литров сока.
(Береза – картинка на слайде)

- Что объединяет эти два растения? (Это деревья. На ЛСМ заполняется первый узел первой координаты: дерево)

  • Самое обычное растение наших лесов высотой 3—6 м. Где растёт дуб. там растёт и он. По его цветению отмечают наступление весны. Осенью на нем созревают вкусные орехи.
(Орешник, или лещина обыкновенная – картинка на слайде)
  • Молодцы ребята, успехов вам!
- К какому типу растительности относится орешник?

(Кустарник. На ЛСМ заполняется второй узел: кустарник)

- Какой тип растительности вы ещё знаете? (Травы. Заполняется третий узел К1)

Растения родного края

К1

Тип растительности

К4

К5

К4

К2

К3

дерево

кустарник

трава

- Что вы можете прочитать на нашей ЛСМ? (среди растений Беларуси есть деревья, кустарники, травы)

3. Растения огорода и сада: культурные растения, сорняки.

Игра "Почтовый ящик"

— Угадайте, от кого пришли письма. (Дети по очереди читают загадки в конвертах, класс отгадывает их. На доске картинки)

В огороде хрупкий зонт

Понемногу вверх растёт.

Как зовут тебя? «Прокоп», -

Громко скажет нам ...

(укроп)

Черных ягод пышный куст —

Хороши они на вкус!

(Смородина)

Вырос шарик бел,

Да ветер его съел.

(Одуванчик)

Само с кулачок,

Красный бочок.

Тронешь пальцем — гладко,

А откусишь — сладко.

(Яблоко)

— Определите лишнее растение. (Одуванчик: это дикорастущее растение.

А все остальные растения - культурные)

Растения родного края

К1

Тип растительности

К2

культурные

К3

дикорастущие

К4

К5

К6

дерево

кустарник

трава

Заполняется вторая и третья координаты ЛСМ.

- Лесовичку хотелось бы, чтобы мы заполнили узлы на координате 2 соответствующими картинками, которые находятся у вас на партах.

Учащиеся, работая фронтально, приклеивают на свои схемы (на партах лежат заготовки схем) соответствующие картинки (яблоня, смородина, укроп), учитель на доске прикрепляет те же картинки.

- Какие кустарники ещё выращивают в садах? (малина, крыжовник)

- Можете ли вы провести взаимосвязи на ЛСМ и заполнить третью координату?

- Знаете ли вы дикорастущие травы, деревья и цветы?

(Работая в парах, дети выбирают из предложенных картинок необходимые и наклеивают их на свои ЛСМ: василёк, одуванчик, орешник, сирень, дуб, берёза, клён, ель)

Проверка.

- Какое дерево называют музыкальным? (Ель: из её древесины делают музыкальные инструменты)

- В каких лесах строят санатории? Почему? (В сосновых: сосны вырабатывают вещества, которые очищают воздух)

Физкультминутка

Мы немного отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляют,

За природой наблюдают.

(Физические упражнения под музыку)

4. Лекарственные и ядовитые растения.

Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар...

- Как будет называться четвёртая координата нашей модели? (лекарственные растения)

Заполняется ЛСМ на доске и у детей на партах.

- Отвары каких растений обладают лечебными свойствами?

(Ромашки аптечной, мать-и-мачехи, малины, липы, тысячелистника и др.)

Работая самостоятельно, учащиеся заполняют предложенными картинками (ромашка аптечная, малина, липа, тысячелистник, смородина) координату 4.

Растения родного края

К1

Тип растительности

К2

культурные

К3

дикорастущие

К4

Лекарственные растения

К5

Ядовитые растения

К6

трава

дерево

кустарник

Проводится самопроверка (сравнивается с оригиналом на доске)

- Рассмотрите группу следующих растений. Как будет называться пятая координата?

(картинки белены чёрной, волчьего лыка, вороньего глаза)

- Правильно. Пятая координата – это ядовитые растения.

Работая в группах, ребята заполняют К5 (ядовитые растения)

5. Значение растений. Их охрана. Красная книга Республики Беларусь.

Минутка поэзии

(Читают подготовленные дети)

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нам понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали. В нас молчало разумное "стой!",

Нам казалось — все мало, все мало.

А потом в толчее городской Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле.

Обреченно глядел василек.

Безнадежно ромашки глядели...

Е. Карасев

— Какие чувства вызвали у вас эти строки? О чем заставили задуматься?

- Какая же будет последняя координата в модели? (растения, занесённые в Красную книгу Республики Беларусь)Растения родного края

К1

Тип растительности

К2

культурные

К3

дикорастущие

К4

Лекарственные растения

К5

Ядовитые растения

К6

трава

дерево

кустарник

К 6

Охраняемые

растения

- Попробуйте угадать некоторые из растений, занесённых в Красную книгу по визиткам (Слайды 4-9).

Отгадывая, дети заполняют К6 на ЛСМ.

♦ "У меня самые большие среди наших растений цветки, белоснежные, красивые. По ним можно определять время, предсказывать погоду. Листья также крупные, плавают на поверхности воды. Расту я в водоемах нашей страны. В древности меня называли одолень-травой, потому что верили, что я помогаю преодолевать беды, болезни". (Кувшинка белая)

♦ "В конце весны всех радуют мои прелестные желтые цветки. Они напоминают связку небольших ключиков. Поэтому в народе меня иногда называют "ключики". Расту я на лугу или опушке леса". (Первоцвет высокий)

  • "Меня легко узнать по необычным желто-коричневым цветкам, похожим на старинную туфельку. Но мои красивые цветки появляются только на 18-м году жизни. Расту я в лесу". (Венерин башмачок)
  • "Мои красивые лиловые цветки состоят из 6 лепестков и похожи на колокольчик. Стебелек защищен от холода пушистыми волосками. Увидеть меня можно ранней весной в лесу". (Прострел луговой)
— На мгновенье представьте себя прекрасным цветком, попытайтесь проникнуться его чувствами. Обратитесь с просьбой к огромному великану, который в это время подошёл к вам. (Высказывания детей.)

V. Обобщение.Используя логико-смысловую модель учащиеся обобщают все знания о растениях родного края

Работа с учебником

На с. 65 (работая в паре, учащиеся определяют какие растения относятся к указанным группам и где бы они разместили их на своих ЛСМ).

VI. Домашнее задание:

  • придумать и нарисовать знаки, призывающие беречь растения родного края;
  • ответить на вопросы на с. 64-65 учебника
VII. Рефлексия.

— Мы можем принести вред природе, а можем постараться делать так, чтобы мир становился всё краше и краше. Возьмитесь за руки. Чувствуете тепло, которое исходит от каждого из нас? Дарите тепло своих сердец окружающим людям! Покажите с помощью схем своё отношение к уроку.

! – очень интересно

? – остались вопросы

* – урок понравился

Кто остался доволен своей работой на уроке?

Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть исследователями?

Что помогало вам справиться с заданиями?

Что было самым интересным?

Что полезного для себя вы узнали на уроке?

Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?

VIII. Подведение итогов урока.

— Как нужно относиться к окружающей природе?

-- Какое золотое правило мы должны помнить всегда?

Если ты что-то от Земли взял — отдай ей долг: посади дерево, очисти родник, покорми птиц. Если не будет природы, то не будет и нас.

100-bal.ru

Презентация «Кустарники моего края»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Кустарники моего края

Слайд 2

кустарникиУлучшают структуру почвы Повышают её плодородие Улучшают условия для обитания птиц, насекомых и мелких животных Дают людям возможность заготовки дикорастущих плодов и ягод

Слайд 3

Шиповник Шиповник. Шиповник известен с древности. Его использовали в пищу, добывали из него лекарства и краски, цветы и плоды служили украшением, а колючки — защитой. В основном шиповник используют как поливитаминное средство, для профилактики инфекционных заболеваний, а также как мочегонное, ранозаживляющее средство. Шиповник помогает бороться с эрозией почвы.

Слайд 4

БоярышникБоярышник может иметь вид кустарника или небольшого деревца. Побеги покрыты пурпурно-коричневой корой,/ Раньше кору и листья боярышника употребляли для окрашивания тканей в красно-коричневые тона. Белые цветки боярышника имеют неприятный для человека запах, однако они активно посещаются насекомыми. Зацветает боярышник в конце мая - начале июня, цветет весь июнь, а плоды созревают в сентябре и долго не осыпаются; служат хорошим кормом для зимующих птиц. Боярышник - растение лекарственное, препараты из цветков и плодов назначаются при сердечно-сосудистых заболеваниях.Плоды используют для приготовления компотов, желе, киселей, мармеладов. Продолжительность жизни растения - до 200, а иногда даже до 300 лет.

Слайд 5

ЖимолостьЖимолость обыкновенная - лесной кустарник высотой 1,5-3 метра. Это теневыносливое растение, но на вырубках, полянах, особенно на плодородной почве, она пышно разрастается, обильно цветет и плодоносит. Бледно-желтые цветки с двугубыми венчиками расположены попарно. Красные шаровидные или немного сплюснутые плоды срастаются попарно. Они сочные, выглядят очень аппетитно, но есть их нельзя. Плоды жимолости лесной ядовиты. Не зря их называют волчьими ягодами, как и плоды крушины, бирючины.

Слайд 6

ОблепихаОблепиха. Очень колючий двудомный кустарник, высотой 5—6 м. Узкие линейно-ланцетовидные листья двуцветны: сверху они зеленые или серо-зеленые, снизу беловато-серебристые из-за густого войлочного опушения. Облепиха цветет в апреле при распускании листьев. Плоды — сочные костянки, созревают в сентябре-октябре, имеют вкус ананаса. Цвет плодов изменчив — от красного до желтого. Плоды сидят густо, как бы облепляя стебель (отсюда и название «облепиха»), и остаются висеть до марта-апреля. Древесина облепихи очень прочная, мелкослойная. Широко используется для изготовления бильярдных шаров, очень ценится в столярных, токарных и резных работах. Главную пищевую и лекарственную ценность составляют плоды облепихи. Из плодов облепихи изготавливают соки, желе, варенье и др.деликатесы. Облепиховое масло применяют для лечения многих болезней.

Слайд 7

ТёрнТерн, слива колючая. Сильно разветвленный колючий кустарник высотой 3—4 м с продолговато-) эллиптическими пильчатыми листьями длиной 2-^ 6 см и шириной 1—3 см, молодые веточки и листья] вначале опушены. Цветет терн в конце марта да распускания листьев. Цветы белые. Плоды — ша-| ровидные черно-синие костянки, на вкус терпкие. Созревают в сентябре-октябре и остаются висеть до, зимы. В народной медицине плоды терна применяв ют как слабительное средство и как источник пополнения витаминов. Собирают их после первые морозов, когда они становятся кисло-сладкими Плоды используются и при лечении различных за болеваний.

Слайд 8

ЕжевикаРодная сестра малины - ежевика. Ее иногда называют черной малиной. В плодах большое количество витаминов, калия, железа и других необходимых нашему организму веществ. По мнению знатоков, умело приготовленный напиток из листьев ежевики может соперничать по вкусу с хорошим китайским чаем. Настой листьев улучшает обмен веществ; его также назначают при болезнях желудка и кишечника.

Слайд 9

БересклетБересклет европейский. Крупный кустарник высотой до 6 м, ветви зеленые, гладкие. Листья продолговато-эллиптические длиной до 10 см. Цветет обычно в апреле. Цветки мелкие, с зеленоватыми лепестками, по 2—4 в маленьких ложных зонтиках. Плоды — четырехлопастые коробочки, созревают в сентябре-октябре. Семена белые, черные или ярко-красные, по 1-2 в каждом гнезде. Древесина бересклета весьма прочная и твердая. Из нее раньше изготавливали веретена, сапожные гвозди. В народной медицине высушенные плоды бересклета растирают в порошок, которым обсыпают пораженные чесоткой места. Плоды также действуют как рвотное и сильное слабительное средство.

Слайд 10

РакитникРакитник русский. Кустарник семейства бобовых высотой до 2 м с прямостоячими побегами. Веточки вверху покрыты белыми шелковистыми волосками. Листья тройчатые, черешчатые. Цветет ракитник в мае-июне. Цветки одиночные, золотисто-желтые, почти сидячие, в длинных кистях. Плоды — линейные или продолговатые бобы, черного цвета, покрыты прижатыми густыми волосками, созревают в августе. Медонос.

Слайд 11

ТамариксТамарикс. Кустарник с тонкими длинными побегами. Побеги покрыты мелкими чешуйчатыми листьями, опадающими вместе с веточками. Окраска листьев у тамарикса то зеленая, то желтовато-зеленая, то сизая. Цветет один или несколько раз в году: весной, летом и осенью. Цветки собраны в длинные! кистевидные соцветия розового цвета. Хороший медонос.

Слайд 12

Продолжи создавать свой справочник «Растения родного края» по плану:

Слайд 13

Используя галерею растительного мира выясни ,какие кустарники произрастают в твоей местности. Напиши.

Слайд 14

Опиши один кустарник по твоему выбору(выбери и подчеркни необходимые для описания слова из предложенных). Название —______________________________ Кустарник (высокий, невысокий, низкий, дикорастущий, культурный, хвойный, лиственный). Чаще всего растёт (возле реки, у водоёма, в парке, в поле, в саду, в лесной полосе, в сmenu). Ветви этого кустарника растут (вверх, в стороны, вниз), образуя (густую, редкую) крону. Листья у него (круглые, круглые с зазубринками, треугольные, продолговатые, широкие, хвоинки, вечнозелёные). Весной кустарник (не) цветёт (серёжками, цветками). На нём (не) растут (сочные, сухие, орешки, бобы, с крылышками, съедобные, несъедобные) плоды. Размножается (семенами, корневыми отростками).

Слайд 15

3. Узнай, какие части данного растения использует человек в медицинских целях. Напиши. 4. Выбери загадки или стихотворения о кустарнике. Напиши.

Слайд 16

Молодцы! Спасибо за урок!

lusana.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта