Роль дикорастущих растений в природе и жизни человека. 1. Роль растения в природе. Роль растения в природе

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Значение растений в природе и жизни человека. Роль дикорастущих растений в природе и жизни человека


Роль растений в природе и жизни человека

Роль растений в природе и жизни человека

Значение растительности в природе и жизни человека очень велико. Зелёные растения благодаря фотосинтезу и выделению обеспечивают существование жизни ни Земле. Фотосинтез - сложный биохимический процесс, в котором растения посредством зелёного пигмента хлорофилла, используя энергию солнечного света, синтезируют богатые энергией органические вещества из диоксида углерода и воды. В результате происходит преобразование солнечной энергии в энергию химических связей. Растения- продуценты органических веществ в биосфере, они служат основой трофических пирамид, обеспечивая существование других организмов.

Фотосинтез в растениях протекает на Земле повсеместно, поэтому суммарный его эффект колоссален. Ежегодно растения Земли образуют около 177 млрд. т органических веществ. Из них 122 млрд. т приходится растительность суши и 55 млрд. т - на растительность Мирового океана. Годовая химическая энергия продуктов фотосинтеза в 100 раз превышает выработку энергии всеми электростанциями мира. Диоксида углерода, содержащегося в атмосфере, хватило бы только на 300 лет, если бы он не выделялся при дыхании животных и растений.

При фотосинтезе происходит ещё один важнейший для биосферы процесс- фотолиз воды. В результате его выделяется О2 , которым дышат все живые организмы. Весь кислород атмосферы проходит через живое вещество примерно за 2000 лет. Растения используют и разлагают всю воду нашей планеты в течение одного миллиона лет.

За миллиарды лет растения синтезировали огромное количество органических веществ, часть которых сохранилась до наших дней в виде залежей нефти, природного газа, каменного угля, горючих сланцев, торфа. Количество углерода, запасённого только в виде угля и нефти, примерно в 50 раз превышает его количество во всех живых организмах. Всё это показывает. Что фотосинтез - великий космический процесс, коренным образом преобразующий лик планеты.

В состав молекул органических веществ входят атомы азота, серы, фосфора и других элементов: магния, железа, меди, кобальта и т.д. Они извлекаются растениями из почвенных растворов и вовлекаются в круговороты важнейших химических процессов.

Минеральные соли неминуемо должны были бы вымываться из поверхностных слоёв почвы, но растения постоянно забирают из неё часть минеральных веществ, которые затем частично попадают в организмы животных. После смерти растений и животных минеральные вещества возвращаются в почву, откуда они снова потребляются растениями. Таким образом, в результате этого малого, или биологического, круговорота веществ растения постоянно поддерживают присутствие минеральных солей в почве, что очень важно для её плодородия. Это свидетельствует об огромной роли растений в круговороте веществ и потоков энергии в природе. Растительность воздействует на климат, почву, животный мир и другие компоненты биосферы, с которыми они тесно взаимосвязаны. Растения оказывают смягчающее влияние на климат, в частности, в атмосферу они поставляют более 90 % воды, испаряемой сушей.

Велико значение растительности в жизни человека. Она создаёт необходимую для жизни людей и разводимых ими животных, служит неиссякаемым источником разнообразных пищевых продуктов, технического и лекарственного сырья, строительных материалов и т.д. Многие виды человек использует в различных технологических процессах.

Отрицательная роль растительности - это появление сорняков на обрабатываемых землях и пастбищах; зарастание водоёмов, ведущее к возникновению летних заморов рыбы в озёрах; случаи вредного воздействия на человека и на народное хозяйство. Однако вредное воздействие растительности на человека несравнимо с её положительной ролью. Оно чаще всего связано с на рациональным использованием растений, незнанием закономерностей развития и взаимоотношений растительных сообществ, а также с непредсказуемостью возможных последствий вмешательства человека.

Из всех растительных ресурсов самое важное значение в жизни природы и человека имеют леса. Они больше всего пострадали от хозяйственной деятельности и раньше всего стали объектами охраны.

Лес как важнейший растительный ресурс планеты

Леса, в том числе посаженные людьми, покрывают около трети поверхности суши. Площадь их немногим более 40 млн. квадратных километров. Это широкий пояс тайги в Северном полушарии, смешанные и лиственные леса умеренного пояса, вечнозелёные субтропические и влажные тропические леса. Большая часть лесов приходится на тропики; тайга и лесотундра составляют 32 %, смешанные и лиственные леса умеренного пояса- 17 %. На планете 30 % хвойных и 70 % лиственных лесов.

Лесной покров оказывает воздействие на все компоненты биосферы, играет огромную средо образующую роль. Леса влияют на газовый баланс и состав атмосферы, водный и тепловой режим земной поверхности, подземный и поверхностный сток, формируют и сохраняют почвенный покров, регулируют численность и разнообразие животного мира. Лесной покров взаимосвязан с климатом: он уменьшает силу ветра, смягчает высокие и низкие температуры, аккумулирует влагу. Обеспечивая круговорот веществ и потоки энергии, леса стабилизируют динамическое равновесие в биосфере. Они образуют весьма продуктивные растительные формации. Доля лесов в глобальной продуктивности фотосинтеза оценивается в 70 млрд. т сухого органического вещества в год, что составляет 65 % годовой биологической продукции суши и 42 % биосферы. Лес широко используется в разных отраслях народного хозяйства. Ни одна отрасль не может развиваться без применения лесных материалов. Лес служит источником различных химических веществ, получаемых при переработке древесины, коры, хвои. Из этого универсального сырья можно изготовить свыше 15 – 20 тыс. изделий и продуктов. Почти половина всей потребляемой в мире древесины пока расходуется на топливо, а треть идёт на производство строительных материалов.

Лес поставляет техническое и лекарственное сырьё, пищевые продукты и т.д.

В последние десятилетия всё большее внимание уделяется санитарно-гигиенической, бальнеологической и рекреационной роли лесов. В некоторых регионах мира не сырьевые функции леса отодвинули на второй план значение лесных территорий как лесозаготовительной базы. В России леса тоже стали широко использоваться как не сырьевой ресурс. Это зелёные зоны городов, природные или национальные парки, курортные зоны. Общеизвестно благотворное влияние сосновых боров на больных туберкулёзом, вызываемое дезинфицирующими свойствами терпенов. Древесные насаждения в городах поглощают из воздуха избыток диоксида углерода и восстанавливают в нём необходимый для жизни кислород. Они служат хорошим фильтром - в парках количество пыли бывает в десятки раз меньше, чем на улицах города. Листья и цветы деревьев выделяют фитонциды, многие из которых обезвреживают городской воздух, убивают вредные микроорганизмы, задерживают развитие возбудителей инфекций, предупреждают распространение инфекционных заболеваний. Зелёные насаждения хорошо поглощают звуки, способствуют борьбе с шумом. Неоценимо психологическое воздействие леса на человека.

Антропогенное воздействие на лесные ресурсы планеты и его последствия

Сведение лесов началось на заре развития человечества и продолжается в настоящее время. Деревья рубят и сжигают для получения тепла, для расчистки участков под пастбища и пашни. С совершенствованием хозяйства и ремёсел лес стал использоваться не только как топливо, но и как строительный поделочный материал. По мере развития человеческого общества, когда потребность в древесине и других продуктах леса быстро возросла, усилилась и эксплуатация. Особой силы она достигла в эпоху капитализма с его высокоразвитой техникой и частной собственностью на земле. Наиболее сильно пострадали мировые лесные ресурсы с наступлением промышленно-технической революции. За последние 10 тыс. лет на земном шаре сведено 2\3 всех лесов, причем наиболее населённых регионах. За историческое время колоссальная площадь в 500 млн. га превратилась из лесов в бесплодные пустыни. Степень сокращения лесистости можно видеть на примере бассейна р. Оскол.

Человек потребляет в год не более 1 % биологической продукции биосферы. Однако объемы заготовок древесины местами доведены до предельных возможностей лесопользования. Леса уничтожают так быстро, что площади вырубок значительно превышают территории посадок. К настоящему времени в зоне смешанных и широколиственных лесов сведено до 55 % их первоначальной площади, в зоне средиземноморских субтропиков-80, муссонных лесов-90, а на Великой Китайской и Индо-Гангской равнинах осталось менее 5 % лесов. Быстро сокращаются площади первичных лесов в Западной Африке, Юго-Восточной Азии, Центральной Америке; несколько меньшими темпами – в Центральной Африке и бассейне Амазонки. В зарубежной Азии ежегодно вырубается 15 млн. га, в Южной Америке 10 млн. га. Деградируют влажные тропические и муссонные леса, сокращается их площадь. Если в Таиланде в 1960-е годы они занимали половину всей площади лесов, то сейчас - меньше четверти. Высказываются опасения, что при таких темпах они полностью исчезнут в следующем столетии. Вырубленные участки сельвы не восстанавливаются, на их месте развиваются малопродуктивные кустарниковые формации, а при сильной эрозии происходит опустынивание.

Говоря о судьбе тропических лесов, нужно отметить, что, по мере экспертов, в районах с быстрыми темпами вырубки практически все первичные леса будут неузнаваемо изменены в ближайшие десятилетия. Преобразование же всех лесов тропиков при современном их использовании завершится в начале XXI века. По предварительным расчетам, в первые десятилетия XXI века общая площадь лесов сократится на 50% их нынешнего состояния. Резкое сокращение на планете вызвало тяжёлые последствия: обмеление рек и озёр, разрушительные наводнения, эрозию почв, селевые потоки, изменение климата.

mirznanii.com

1. Роль растения в природе. Роль растения в природе

rpp.nashaucheba.ru

1. Роль растения в природе.

  • 1. Роль растения в природе.

  • 2. Роль растения в жизни человека.

  • 3. Лес- важнейший растительный ресурс планеты.

  • 4. Борьба с лесными пожарами.

  • 5. Защита лесов от химических загрязнений.

Невозможно представить себе окружающий мир без растений. Зеленые растения создают на Земле условия для существования всех живых организмов. Они выделяют кислород, который необходим для дыхания, служат основным источником пищи для всех Покрывая Землю зеленым ковром, растения защищают и сохраняют ее. Заросли растений создают свой климат, более мягкий и более влажный, потому что листва противостоит иссушающему действию солнечных лучей. Корни растений скрепляют и удерживают почву.

  • Невозможно представить себе окружающий мир без растений. Зеленые растения создают на Земле условия для существования всех живых организмов. Они выделяют кислород, который необходим для дыхания, служат основным источником пищи для всех Покрывая Землю зеленым ковром, растения защищают и сохраняют ее. Заросли растений создают свой климат, более мягкий и более влажный, потому что листва противостоит иссушающему действию солнечных лучей. Корни растений скрепляют и удерживают почву.

Растения являют первоисточником существования, процветания и развития жизни на Земле и в первую очередь благодаря их свойству осуществлять фотосинтез. В процессе фотосинтеза зеленые растения из углекислого газа и воды создают органические вещества, служат источником ценных продуктов питания. Формирование газового состава атмосферного воздуха, как известно, также находится в прямой зависимости от растений. Растения участвуют в образовании гумуса, который является самой существенной частью почвы, обеспечивает ее высокое плодородие. Растительность оказывает большое влияние на климат, водоемы, животный мир

  • Растения являют первоисточником существования, процветания и развития жизни на Земле и в первую очередь благодаря их свойству осуществлять фотосинтез. В процессе фотосинтеза зеленые растения из углекислого газа и воды создают органические вещества, служат источником ценных продуктов питания. Формирование газового состава атмосферного воздуха, как известно, также находится в прямой зависимости от растений. Растения участвуют в образовании гумуса, который является самой существенной частью почвы, обеспечивает ее высокое плодородие. Растительность оказывает большое влияние на климат, водоемы, животный мир

Велико значение растительности в жизни человека. Прежде всего, растительность представляет необходимую среду жизни людей. На протяжении многих веков человек добывает из растений многообразные лекарственные вещества, которые так необходимы в медицинской и ветеринарной практике. Растения являются важнейшим пищевым ресурсом для человека, многие из них используются в разнообразных технологических процессах. Растения служат основной кормовой базой для домашних и многих диких животных. Они участвуют в образовании полезных ископаемых, защищают от разрушения потоками воды и ветром поверхность Земли, от засыпания песками плодородной земли. Отрицательное же значение растительности по сравнению с приносимой ею пользой незначительно. Так, некоторые виды диких растений растут в качестве сорняков на обрабатываемых землях и пастбищах.

  • Велико значение растительности в жизни человека. Прежде всего, растительность представляет необходимую среду жизни людей. На протяжении многих веков человек добывает из растений многообразные лекарственные вещества, которые так необходимы в медицинской и ветеринарной практике. Растения являются важнейшим пищевым ресурсом для человека, многие из них используются в разнообразных технологических процессах. Растения служат основной кормовой базой для домашних и многих диких животных. Они участвуют в образовании полезных ископаемых, защищают от разрушения потоками воды и ветром поверхность Земли, от засыпания песками плодородной земли. Отрицательное же значение растительности по сравнению с приносимой ею пользой незначительно. Так, некоторые виды диких растений растут в качестве сорняков на обрабатываемых землях и пастбищах.

Лес - богатство природы, значение которого трудно переоценить. Помимо огромного и разнообразного экономического значения, лес выступает как крайне важный географический фактор, оказывающий большое влияние на другие типы ландшафтов и на биосферу в целом. Исключительно высока экологическая роль леса. Он является одним из важнейших регуляторов круговорота влаги на Земле, предотвращает водную и ветровую Лесной покров взаимосвязан с климатом: он уменьшает силу ветра, смягчает высокие и низкие температуры, аккумулирует влагу. Не менее важна водоохранная роль леса. Он способствует переводу атмосферных осадков в почву и грунтовые воды, регулируя тем самым гидрологический режим рек. .

  • Лес - богатство природы, значение которого трудно переоценить. Помимо огромного и разнообразного экономического значения, лес выступает как крайне важный географический фактор, оказывающий большое влияние на другие типы ландшафтов и на биосферу в целом. Исключительно высока экологическая роль леса. Он является одним из важнейших регуляторов круговорота влаги на Земле, предотвращает водную и ветровую Лесной покров взаимосвязан с климатом: он уменьшает силу ветра, смягчает высокие и низкие температуры, аккумулирует влагу. Не менее важна водоохранная роль леса. Он способствует переводу атмосферных осадков в почву и грунтовые воды, регулируя тем самым гидрологический режим рек. .

Леса – восстановимые природные ресурсы. Их рациональное использование основано на экологических законах сохранения, восстановления и изменения растительных сообществ. Лес используется в различных отраслях народного хозяйства, он служит источником химических веществ, получаемых при переработке древесины, коры, хвои. Лес поставляет сырье для получения свыше 20 тыс. изделий и продуктов. Почти половина производимой в мире древесины расходуется на топливо, а треть идет на производство строительных материалов. Дефицит древесины остро ощущается во всех промышленно развитых странах. В последнее время большое значение уделяется санитарно-гигиенической, бальнеологической и рекреационной роли лесов.

  • Леса – восстановимые природные ресурсы. Их рациональное использование основано на экологических законах сохранения, восстановления и изменения растительных сообществ. Лес используется в различных отраслях народного хозяйства, он служит источником химических веществ, получаемых при переработке древесины, коры, хвои. Лес поставляет сырье для получения свыше 20 тыс. изделий и продуктов. Почти половина производимой в мире древесины расходуется на топливо, а треть идет на производство строительных материалов. Дефицит древесины остро ощущается во всех промышленно развитых странах. В последнее время большое значение уделяется санитарно-гигиенической, бальнеологической и рекреационной роли лесов.

Лесные пожары, как отмечалось выше, наносят огромный ущерб лесным ресурсам. Помимо гибели большого количества древесины, лесных животных и полезных растений, пожары вызывают ущерб и тем, что возобновляющиеся после них леса приобретают иной характер и являются обычно менее ценными. Чаще всего горят хвойные леса, имеющие наибольшую ценность. Увеличение числа лесных пожаров связано с освоением ранее безлюдных таежных пространств Урала, Сибири и Дальнего Востока, а так же с резким ростом числа людей, выезжающих в лес для отдыха, на охоту, за грибами, ягодами и т.д.

  • Лесные пожары, как отмечалось выше, наносят огромный ущерб лесным ресурсам. Помимо гибели большого количества древесины, лесных животных и полезных растений, пожары вызывают ущерб и тем, что возобновляющиеся после них леса приобретают иной характер и являются обычно менее ценными. Чаще всего горят хвойные леса, имеющие наибольшую ценность. Увеличение числа лесных пожаров связано с освоением ранее безлюдных таежных пространств Урала, Сибири и Дальнего Востока, а так же с резким ростом числа людей, выезжающих в лес для отдыха, на охоту, за грибами, ягодами и т.д.

Борьбе с лесными пожарами в нашей стране придается важное государственное значение. Разработана целая система мер, которые подразделяются на три группы: предупредительные, дозорная сторожевая служба и борьба с огнем. Особенное значение имеют предупредительные меры. К ним относятся противопожарная техническая пропаганда среди населения, чистка лесосек и борьба с захламленностью леса, противопожарное устройство лесов. Дозорная сторожевая служба имеет задачу своевременного обнаружения очагов пожара. Эта служба слагается из регулярных обходов леса, наблюдения за последними с противопожарных вышек, авиапатрулирования.

  • Борьбе с лесными пожарами в нашей стране придается важное государственное значение. Разработана целая система мер, которые подразделяются на три группы: предупредительные, дозорная сторожевая служба и борьба с огнем. Особенное значение имеют предупредительные меры. К ним относятся противопожарная техническая пропаганда среди населения, чистка лесосек и борьба с захламленностью леса, противопожарное устройство лесов. Дозорная сторожевая служба имеет задачу своевременного обнаружения очагов пожара. Эта служба слагается из регулярных обходов леса, наблюдения за последними с противопожарных вышек, авиапатрулирования.

В последние годы приобретает большую остроту очень важная проблема защиты лесов и всей дикой растительности от разных химических веществ, попадающих в сферу жизни растений в результате деятельности человека. Загрязнение среды этими веществами, сопровождающееся повреждениями и гибелью растений, стало явлением настолько распространенным, что вызывает законную тревогу. Работа по охране лесов и иной растительности от химических и радиоактивных загрязнений проводится пока в недостаточных масштабах и главным образом в отношении зеленых зон крупных промышленных центров.

  • В последние годы приобретает большую остроту очень важная проблема защиты лесов и всей дикой растительности от разных химических веществ, попадающих в сферу жизни растений в результате деятельности человека. Загрязнение среды этими веществами, сопровождающееся повреждениями и гибелью растений, стало явлением настолько распространенным, что вызывает законную тревогу. Работа по охране лесов и иной растительности от химических и радиоактивных загрязнений проводится пока в недостаточных масштабах и главным образом в отношении зеленых зон крупных промышленных центров.

1. Биологические ресурсы России, по материалам Популярного доклада о состоянии окружающей среды в России. Панкеев И.А., Рыбальский Н.Г., Думнов А.Д., Снакин В.В., Федоров А.В., Горбатовский В.В. Окружающая среда России на рубеже тысячелетий. Популярный доклад о состоянии окружающей среды в России / Под ред. И.А. Панкеева и Н.Г. Рыбальского - М.: РЭФИА, НИА-Природа, 2003.

  • 1. Биологические ресурсы России, по материалам Популярного доклада о состоянии окружающей среды в России. Панкеев И.А., Рыбальский Н.Г., Думнов А.Д., Снакин В.В., Федоров А.В., Горбатовский В.В. Окружающая среда России на рубеже тысячелетий. Популярный доклад о состоянии окружающей среды в России / Под ред. И.А. Панкеева и Н.Г. Рыбальского - М.: РЭФИА, НИА-Природа, 2003.

  • 2. Информационно-аналитическая записка: "Вопросы перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, в увязке с реализацией основных задач Счетной палаты Российской Федерации"; Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации 1999 г. Материалы с официального сайта Счетной Палаты РФ.

  • 3. «Экология», учебное пособие, под общей редакцией проф. С.А.Боголюбова - М., «Знание», 1997.

  • 4. «Экология Москвы», Департамент по делам печати и информации правительства Москвы. - М., 1996.

  • 5. Н.Ф.Виноградова, «Природопользование». – М., 1994.

  • 6. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б., Экологические основы природопользования: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Мастерство, 2002. – 208 с.

Значение растений в природе и жизни человека

Растения являются первоисточником существования, процветания и развития жизни на Земле и в первую очередь благодаря их свойству осуществлять фотосинтез. Фотосинтез протекает практически повсеместно на нашей планете, в связи с чем суммарный эффект его колоссален. В процессе фотосинтеза зеленые растения из углекислого газа и воды создают органические вещества, служат источником ценных продуктов питания (зерна, овощей, плодов и т. д.), сырья для промышленности и строительства.

Формирование газового состава атмосферного воздуха, как известно, также находится в прямой зависимости от растений. Зеленые растения в процессе фотосинтеза выделяют около 5*1011 тонн свободного кислорода в год. Один гектар кукурузы выделяет за год 15 тонн кислорода, что достаточно для дыхания 30 человек. Весь кислород атмосферы проходит через зеленое вещество примерно за 2000 лет. За 300 лет растения усваивают столько углерода, сколько его содержится в атмосфере и водах. Годовая химическая энергия продуктов фотосинтеза в 1000 раз превышала выработку энергии в конце XX столетия всеми электростанциями мира. Установлено, что растения Земли в процессе фотосинтеза ежегодно образуют более 177 млрд. тонн органического вещества.

Растения участвуют в образовании гумуса, который является самой существенной частью почвы, обеспечивает ее высокое плодородие. Помимо углерода, водорода и кислорода в состав молекул многих органических веществ входят атомы азота, фосфора, серы, а нередко и других элементов (железа, кобальта, магния, меди). Все они добываются растениями из почвы или водной среды в виде ионов солей, главным образом, в окисленном виде. Минеральные соли не вымываются из поверхностных слоев почвы, так как растительность постоянно всасывает часть минеральных веществ из почвы и передает их животным на корм. Животные, так же, как растения, после отмирания передают минеральные вещества обратно в почву, откуда они вновь всасываются растениями. Растения, таким образом, изымают минеральные соли и постоянно поддерживают содержание их в почве, что является важным для ее плодородия.

Растительность оказывает большое влияние на климат, водоемы, животный мир и другие элементы биосферы, с которыми она тесна взаимосвязана.

От характера растительности во многом зависит и характер биоценоза, экосистемы, их морфологическая и функциональная структура, биогеоценотическая деятельность компонентов.

Велико значение растительности в жизни человека. Прежде всего, растительность представляет необходимую среду жизни людей. Дикорастущая флора является неоценимым генетическим фондом в селекционной работе при создании новых сортов сельскохозяйственных культур. Большая часть растений, которые обеспечивают сегодня около 90% продовольствия в мире, появились путем окультуривания диких растений.

Сотрудниками Всероссийского института растениеводства (ВИР) установлено наличие в России около 600 диких видов, являющихся сородичами культурных растений. Многие из них послужили базой для выведения более 1500 новых сортов.

На протяжении многих веков человек добывает из растений многообразные лекарственные вещества, которые так необходимы в медицинской и ветеринарной практике. На современном мировом рынке находятся в обращении продукты свыше 1000 видов лекарственных растений. Среди них препараты из корня жизни – женьшеня, элеутерококка, ландыша майского, горицвета весеннего.

Так, около 80% людей в развивающихся странах, заботясь о своем здоровье, полагаются преимущественно на дикие лекарственные травы и другие растения. Около половины предписанных и непредписанных лекарств, потребляемых в мире, содержат натуральные ингредиенты, получаемые из диких организмов. Четвертую часть этих ингредиентов получают из растений, встречающихся только в тропических лесах. Растения являются важнейшим пищевым ресурсом для человека, многие из них используются в разнообразных технологических процессах (пивоварение, хлебопечение, очистка сточных вод и т. д.). Растения служат основной кормовой базой для домашних и многих диких животных. Они участвуют в образовании полезных ископаемых, защищают от разрушения потоками воды и ветром поверхность Земли, от засыпания песками плодородной земли.

Заслуживает внимания индикаторная роль растений. Наблюдая за растениями, человек еще в глубокой древности усваивал ориентиры в пространстве и времени – растения верно служили ему вместо компаса. Некоторые растения довольно точно показывали человеку время суток. Другие растения выполняли функцию барометра и гигрометра, являлись индикаторами пресных и соленых вод. В настоящее время растения-индикаторы используют в своих исследованиях и практической деятельности геологи, гидрологи, землеустроители, почвоведы, климатологи, лесоводы, археологи и другие. Например, с помощью растений удается обнаружить кимберлитовые трубки, скрывающие алмазы. Растения могут служить индикаторами плодородия почв. Дело в том, что растения резко реагируют на изменения внешних условий. В зависимости от характера почвенного покрова наибольшее распространение получают те или иные растения.

Отрицательное воздействие выхлопных газов автомобилей проявляется на некоторых растениях настолько отчетливо, что их с успехом можно использовать для обнаружения опасной для людей концентрации этих газов. Особенно это важно в местах скопления выхлопных газов, например, в туннелях, на автострадах с интенсивным движением. Засыхание концов листьев, изменение окраски, появление белых пятен на растениях указывает на присутствие в окружающей среде опаснейших загрязнителей.

Растения разными способами осуществляют детоксикацию вредных веществ. Некоторые из вредных веществ связываются цитоплазмой растительных клеток и становятся неактивными, другие подвергаются превращениям в растениях до нетоксических продуктов и участвуют в обмене веществ.

Для борьбы с вредными микроорганизмами растения выработали ряд веществ, способных подавлять их деятельность. К ним относятся антибиотики (пенициллин, стрептомицин, тетрациклин и др.) и фитонциды. Сильными бактерицидными свойствами обладают лук и чеснок. В связи с этим они с давних пор применяются в качестве лечебных средств. Одно растение можжевельника выделяет за сутки 30 г летучих веществ, а один гектар – такое количество фитонцидов, которое достаточно для очистки от микробов всех улиц большого города. Растительность для человека – это и источник эстетического наслаждения, оказывающий на него психологическое воздействие. Многие растения стали объектами тщательных исследований биоников с целью использования имеющихся принципов и механизмов в технике и т. д.

Отрицательное же значение растительности по сравнению с приносимой ею пользой незначительно. Так, некоторые виды диких растений растут в качестве сорняков на обрабатываемых землях и пастбищах. В отдельных местах приходится бороться с зарастанием водоемов, каналов. Иногда массовое развитие водной растительности вызывает появление летних заморов рыбы в озерах. Известны и некоторые другие случаи вредного воздействия растений на человека (отравления, грибковые заболевания) и хозяйство (обрастание днищ судов, зарастание дорог и т. п.).

Здесь уместно привести еще один аргумент в пользу нежелательности истребления хотя бы одного-единственного вида растений, каким бы ненужным или даже вредным данный вид ни казался сегодня.

Должен учитываться принцип потенциальной полезности. Мы не в состоянии предвидеть, какое значение для человека может иметь тот или иной вид в будущем. Виды, считавшиеся совершенно бесполезными или вредными, нередко затем приобретали огромную важность. Так, оказавшиеся вредными плесневые грибы дали человечеству антибиотики, а многочисленные бактерии, также казавшиеся бесполезными, работают на человечество, включенные в технологию добычи ряда видов полезных ископаемых и т. д. Генофонд ныне существующих организмов – это бесценный эволюционный дар, от правильного использования которого во многом зависит направление научно-технического прогресса в самых различных областях деятельности человека.

Воздействие человека на растительность

Человек своей деятельностью оказывает огромное влияние на растительность, как положительное, так и отрицательное. Как объект охраны растительность можно разделить на водную, почвенную, подземную и надземную.

Водная растительность играет большую роль в жизни водоемов и их обитателей, но используется человеком слабо.

Почвенная растительность – бактерии, водоросли, отдельные виды грибов играют большую роль в процессах образования почвы и формирования ее плодородия.

Наземная растительность, насчитывающая более 500 тысяч видов (из них 300 тысяч высших видов растений), в наибольшей степени используется человеком и подвергается воздействиям с его стороны. Трудно сегодня сказать, сколько на планете исчезло растений, которых создать заново уже невозможно. Однако много фактов свидетельствует об исчезновении около 30 тысяч видов растений. В нашей стране насчитывается около 20 тысяч видов растений. Из них примерно до 60% произрастает на природных сенокосах и пастбищах. Более 530 видов стали в настоящее время редкими.

В результате деятельности человека на огромных площадях дикие растения заменяются культурными, т. е. человек в своих интересах постоянно преобразует окружающий мир растений. На растительные сообщества сильное влияние оказывают домашние и дикие животные. Не съеденные растения остаются нетронутыми или затаптываются копытами. Бессистемная пастьба скота ведет к дегенерации пастбищ, вызывает возникновение водной и ветровой эрозии почвы. Большое влияние на рост и развитие растений оказывают промышленные выбросы. Попадая в атмосферный воздух, они в конечном итоге оседают на растения. Рост растений может замедляться в 2 раза, а иногда и больше. Некоторые промышленные выбросы обладают высокой токсичностью и вызывают засыхание растений. Установлено, что урожайность пшеницы ниже в районах нахождения цветной металлургии на 40-50%, а содержание белка в ней ниже на 25-35%. Часто наблюдаются факты уничтожения и порчи растений, которые оправдать ничем нельзя. Например, массовое загрязнение сенокосных угодий, пастбищ и других участков вывезенными промышленными отходами, всякого рода мусором. Тяжелые последствия для растений оставляют массовые сборы цветов, неорганизованные посещения и отдых на лоне природы.

Меры по охране растительности

Растительные ресурсы планеты колоссальны и могут обеспечить существование значительно большего, чем сегодня, количества людей, домашних и диких животных, если эти ресурсы использовать разумно и принимать меры к их охране и воспроизводству. Актуальность охраны растительности из-за антропогенного воздействия с каждым годом возрастает. Как уже было отмечено, многие виды растений используются в качестве пищевых, кормовых, лекарственных, витаминосных, медоносных, декоративных и являются важным резервом для народного хозяйства. Однако под воздействием деятельности человека природные растительные комплексы быстро сокращаются. Во всех случаях человек объясняет свои действия как явление совершенно неизбежное, связанное с развитием производства. Все это так, но, тем не менее, деятельность человека должна сочетаться с бережливым отношением к растительному миру. Главная задача – сохранение видового разнообразия сородичей культурных растений в качестве генофонда, позволяющего расширить и улучшить селекционные работы.

Виды растений существуют не изолированно. Они связаны множеством нитей с другими растительными, животными компонентами и абиотическими факторами природных комплексов. Поэтому охрана растительности—задача комплексная, должна проводиться через охрану всей природной среды, включая растительные сообщества, в состав которых входят данные виды растений. Охране подлежит вся флора и ее группировки – фитоценозы.

Основными задачами охраны леса являются их рациональное использование и восстановление. Все большее значение приобретают мероприятия по охране леса малолесистых районов в связи с их водоохранной, почвозащитной, санитарно-оздоровительной ролью. Особое внимание должно уделяться охране горных лесов, так как они выполняют важные водорегулирующие почвозащитные функции. При правильном ведении лесного хозяйства повторно рубки на том или ином участке должны проводиться не ранее чем через 80-100 лет, при достижении полной спелости. В 60-80-х годах XX столетия в ряде областей европейской части России к повторным рубкам возвращались значительно раньше. Это привело к потере их климатообразующего и водорегулирующего значения, возросло количество мелколиственных лесов. Важная мера по рациональному использованию лесов – это борьба с потерями древесины. Нередко при заготовке древесины происходят значительные потери. В местах рубок остаются ветви, хвоя, которые являются ценным материалом для приготовления хвойной муки – витаминного корма для скота. Отходы от рубки леса перспективны для получения эфирных масел.

Своевременное лесовозобновление – важнейшее условие для сохранения лесных ресурсов. В России естественным путем восстанавливается около трети ежегодно вырубаемых лесов, остальные требуют специальных мер по их возобновлению. На 50% площади достаточно только мер содействия естественному возобновлению, а на остальной – необходимы посев и посадка деревьев. Положительно сказывается на восстановлении лесов проведение их очистки от остающихся после вырубки ветвей, коры, хвои и т. д.

В воспроизводстве лесов большую роль играют мелиоративные мероприятия: осушение переувлажненных почв, посадка улучшающих почву деревьев, кустарников и трав. Это благоприятно сказывается на росте деревьев и качестве древесины. Там, где естественного возобновления леса на вырубках не происходит, после рыхления почвы производят посев семян или саженцев, выращенных в питомниках. Таким же способом восстанавливают леса на гарях, полянах, высаживая высокопродуктивные сорта деревьев. Наряду с лесовосстановительными работами и повышением продуктивности леса, наряду с правильным подбором и широким внедрением быстрорастущих пород, разумным осушением заболоченных земель требуются своевременные меры ухода за лесом. Прореживание, прочистка, осветление, санитарная рубка, защита от пожаров, вредителей и болезней, потравы скотом и т. д. – все это улучшает состояние леса, повышает его продуктивность. Эти мероприятия при правильном их осуществлении способствуют сохранению леса как природного комплекса.

Охрана хозяйственно-ценных и редких видов растений

На территории России встречается множество растений, обладающих разнообразными полезными свойствами. Использование их в практических целях еще далеко не полно. Достаточно отметить, что из 300 тыс. видов мировой флоры высших растений используются человеком в хозяйственной деятельности систематически только около 2500 видов, а периодически – до 20 тысяч видов. В России в хозяйственных целях находят использование около 250 видов. Многие растения обладают ценными свойствами и применяются в медицине, технике, кулинарии, цветоводстве и озеленении.

Не изучен в достаточной мере мир лекарственных растений. В настоящее время проводится его интенсивная разведка. Комплексные исследования, проводимые фармакологами, химиками, ботаниками и растениеводами, позволили выявить новые ценные в лечебном отношении растения, которые можно использовать в медицинской практике не только в форме препаратов, но и в виде индивидуальных веществ. Мало изучены и пищевые свойства растений. В конце XX столетия начались интенсивные поиски новых растений, которые могли бы дать больше белка, чем те, которые уже известны в растениеводстве. Таким примером является хлорелла, которая привлекает ученых своей наибольшей фотосинтетической способностью. Она использует в искусственных условиях до 20% солнечной энергии (цветовые растения – 2%), а ее урожайность в 25 раз выше, чем пшеницы. Изучение многих растений, исчезающих с лица Земли, помогает раскрыть новые страницы в истории, лучше познать законы становления растительного мира. До нашего времени сохранились древние формы растений, значение которых для науки трудно переоценить. В России встречаются эльдарская сосна и другие растения флоры третичного периода. Они являются редкими, а частично и вымирающими видами, подлежащими охране, например, в бассейне реки Уссури – лимонник, амурская сирень и др.

Некоторые растения становятся редкими и вымирающими вследствие их истребления. Примером этого служит женьшень, или «корень жизни», почти исчезнувший в лесах Дальнего Востока. Охрана редких растений становится важной государственной задачей. В Красную книгу Российской Федерации занесено 533 вида растений, подлежащих охране. Среди них следует назвать: женьшень, аралию материковую, лотос, водяной орех, заманиху, венерин башмачок и др.

Сохранение редких и исчезающих видов может осуществляться разными путями. Первый путь – запрещение каких-либо действий: выкашивание, обламывание, порча. Второй путь – охрана редких видов в заповедниках, национальных парках, заказниках, объявление памятниками природы. Третий путь – создание коллекционных участков и резерватов в сети ботанических садов и других научных учреждений. Перенесенные на коллекционные участки растения могут поддерживаться в культуре неопределенно длительный срок и являться необходимым резервом для разнообразных целей. Наряду с редкими и исчезающими видами растений охране подлежат и хозяйственно-ценные растения, произрастающие в природе. В этом случае главное – это рациональное их использование и борьба с браконьерскими формами неорганизованного сбора.



biofile.ru

Значение растений в природе и жизни человека

Аксёнова Елена Валентиновна учитель биологии, химии и ОБЖ высшей категории

Урок биологии в 5 классе

Учебник: Биология 5 класс, Н.И. Сонин

Тема: «Значение растений в природе и жизни человека»

Тип урока: общеметодологической направленности.

Цели: повторить отделы растений и уметь их сравнивать, формирование у учащихся понимания роли растений в природе и жизни человека; создание условий для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости растений, а также их роли в природе.

Метапредметные:

Познавательные: исследование: работа с гербариями, таблицами, изображениями растений, выдвижение предположений на какие группы делятся культурные растения; уметь выделять лишний объект и доказывать свой выбор; умение структурировать материал, работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую – заполнять таблицы;

Коммуникативные: умение работать в паре и группе, способность передавать содержание; умение перефразировать мысль;

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния

Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; поиск и устранение причин возникших трудностей

Предметные: умение объяснять роль растений в природе и жизни человека.

методы и формы обучения: поисковый, объяснительно-иллюстративный; исследовательская деятельность.

Оборудование: гербарии, презентация, распечатанные фото дикорастущих и культурных растений (1 комплект на парту), индивидуальные листы опроса, таблицы для групповой работы (1 на 4 человека)

 

Ход урока

Организационный момент

    (Приветствие, настрой на работу). (слайд 1)

    У. Какой сегодня прекрасный морозный денёк! Ах! Так хочется немного лета! Хотите, мы сейчас ворвёмся в лето? Помните, как в сказке о 12 месяцах? Мы ведь тоже с вами чуть-чуть волшебники! У нас есть волшебная сила … СЛОВА!..

    Закройте глаза… Вслушайтесь в эти прекрасные строки. (слайд 2)

    Родная степь… Бескрайние просторы…

    Кузнечики куют как ковали…

    Да солнце по колено бродит в росах,

    Да шепчутся о чём-то ковыли….

    Какая картина появилась перед вашими глазами?

    Какие растения вы наблюдаете в нашей родной степи? (ребята перечисляют)

    Отгадайте: Одно посеял – целую горсть взял! Правильно – зерно! Сегодня дополнительные баллы я буду раздавать за правильные ответы в виде «зерен разума». У кого наберётся их больше 5, тот может себе добавить балл к оценке!

     

    Проверка Д/з, восприятие и коррекция опорных знаний по теме «Покрытосеменные растения»

      У. Вы сейчас называли в основном цветковые растения, которые мы изучали неделю назад.

      Фронтальный опрос:

      1. Как иначе называют отдел Цветковые растения? (Покрытосеменные)

      2. Почему их так называют? (Семя покрыто плодом)

      3. Каковы преимущества покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными?

      4. Как в обыденной жизни м назовём яблоню, берёзу, сосну? (Дерево)

      5. А как мы это определяем? По каким критериям? (Один главный одревесневелый ствол, высокие, крепкие…)

      6. Шиповник, тёрен, смородина – это … (кустарник)

      7. Как мы поймём, что перед нами кустарник? (много одинаковых стволиков, не выше 4 метров)

      8. Что называют травами? (растения с неодревесневелым стеблем)

      9. Приведите примеры.

      10. Во сколько раз кустарник выше травы? А ниже дерева?

      Итак, дерево, кустарник, трава – это всё … (жизненные формы растений).

      Одуванчик золотой повзрослел и стал седой.

      11. Каким образом распространяются семена цветковых растений? (ветер, животные, рассыпаются, разбрасываются)

      Индивидуальный опрос:

      Работаем с листами опроса Д/з №1-3 3 минуты.

      (слайд 3, 4, 5) Поменяйтесь листами. При помощи образца на слайдах проверьте и поставьте +, где верно. Поставьте оценку своему соседу за письменное задание.

      Энергизатор: «Деревья, травы, кустарники» (Встаньте в круг! При помощи пантомимы покажите дерево, кустарник, траву… У кого красивее?…) Молодцы!

      Сообщение темы, постановка цели и задач урока.

        У. Ребята, а кто подготовил маленькое творческое задание- стихи и загадки о растениях? Рассказывайте! (Заранее проверьте, чтобы загадки ребята подобрали по всем отделам изученных растений!) Какое разнообразие растений! Мы завершили знакомство с главными отделами низших и высших растений. Что мы изучали? Их строение, места обитания. А сегодня заключительный урок по растениям. Как бы вы назвали наше занятие? Чем мы будем заниматься? Наши цели и задачи:

        - повторить отделы растений,

        - обобщить знания о значении растений в природе и жизни человека;

        - ознакомиться с группами культурных растений.

        Значит тема нашего урока: «Значение растений в природе и жизни человека»

        (слайд 6) ( после обсуждения открываем цели по щелчку)

        Актуализация знаний.

          Учитель раздаёт задание для групп:

          Рассмотрите рисунки задания № 1. Подпишите их, расставьте цифры в порядке появления данных растений на Земле. (1 мин)

          Проверьте работу соседней команды по слайду (7) Какие имеются ошибки?

            Введение новых знаний.

              Роль растений в природе:

              Растительный покров Земли образован дикорастущими растениями.

              Они растут и размножаются без участия человека. (слайд 8)

              (слайд 9) - Какой процесс изображен на картинке?(Фотосинтез)

              - Какова его роль для жителей Земли? (Обогащение воздуха кислородом и поглощение углекислого газа, образуются и откладываются в растении органические вещества: углеводы)

              Роль растений в жизни животных

              (слайд 10, 11) вместе с ребятами делают вывод: только растения способны образовывать из веществ неживой природы (воды и углекислого газа) сложные питательные вещества, без которых не могут жить грибы, животные и человек. Эти вещества травоядные животные получают, питаясь растениями, а хищные – поедая травоядных животных. Многие животные используют растения в пищу. В стволах деревьев, зарослях кустарников и трав они строят себе жилища и прячутся от врагов.

              Ребята, предлагаю вам опять поработать в группах. Используя эти иллюстрации (слайд 12), сделайте вывод о роли растений в жизни животных. Заполните схему № 2.

              Роль растений для человека

              Работа с учебником с 88-89. Каждой группе дается задание, в течение 1 минуты, найти в тексте информацию о конкретной группе растений. Выступают по 1 докладчику, комментируют слайды 14-18

              Физ.мин-ка для глаз: «Леопольд на природе» (слайд 19)

              Воспроизведение знаний и овладение способами деятельности.

                (Слайд 20). А теперь посмотрим, что вы запомнили. У вас на столах находятся небольшие карточки с изображениями растений. Разделите их на две группы:

                дикорастущие и культурные. (Работа в парах) Сверяем по образцу (Слайд 21).

                Оперирование знаниями в новых ситуациях.

                  Для чего человек выращивает культурные растения?

                  Найдите в учебнике (стр. 89) схему с группами культурных растений.

                  Работа в парах:

                  Рассмотрите гербарии. Запишите названия растений в таблицу № 5 вашего личного Листа опроса. Какое из 4 растений лишнее? Почему? Докажите. (например, даются 3 пищевых растения, а одно дикое и т.д.)

                  Обобщение и систематизация знаний

                    Использование дикорастущих растений человеком

                    (Слайд 22).

                    1). Как используют люди дикорастущие растения? Какие подписи вы бы поставили под картинками? (Проверка после обсуждения в парах и озвучивания классу – по щелчку). Верно, это: лекарства, бумага, стройматериалы, топливо, корм скоту, пища человеку, натуральный каучук и резина из него. Это свежий, чистый воздух городов, это защита почвы от ветра, это защита от различных шумов.

                    2). Назовите группы растений, изображенных на слайде 23.

                    Итак, финальная блиц-работа в группах. Какая группа быстрее всех заполнит схему № 3 в командном листе?

                    Ответим на вопрос: «Так ли нужны растения людям, как животным?» (Безусловно, жизнь человека тоже зависит от растений)

                    Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок. Рефлексия.

                      Ребята, давайте сделаем общий вывод по сегодняшней теме.

                      Достигнуты ли поставленные цели? (Слайд 24). Оцените свою работу на уроке при помощи линейки достижений (если есть время, можно обсудить оценки свои и товарищей). Сдайте листы с работами и самооценкой.

                      Домашнее задание: слайд 25 §18,

                        1 уровень: Р.т. № 125-126

                        2 уровень (продуктивный): Р.т. № 129-130

                        3 уровень (творческий): подготовьте любое из сообщений «Как использует человек дикорастущие растения?»,

                        «Знакомьтесь – технические растения!»,

                        «Кормовые культуры», «Флористика»,

                        «Ландшафтный дизайн», «Зелёная аптека», «Мой огород»

                        Р.S. (слайд 26) Давайте подумаем над строками Самуила Яковлевича Маршака:

                        Человек, будь он даже гением,Остается мыслящим растением.С ним в родстве деревья и трава.Не стыдитесь этого родства!                

                        Спасибо за сотрудничество!

                         

                        Использованные ресурсы:

                        Учебник Н.И. Сонина Биология 5 класс,

                         цитата Самуила Яковлевича Маршака,

                        некоторые слайды Гринина С.Б. и Пыжук С.Б.

                         

                        Дополнительные материалы:

                        Здесь будет файл: /data/edu/files/i1454703310.docx Лист индивидуального опроса

                        Здесь будет файл: /data/edu/files/j1454703362.docx Лист групповых заданий

                        Здесь будет файл: /data/edu/files/o1454703247.ppt (презентация к уроку Значение растений в природе и жизни человека

                        Здесь будет файл: /data/edu/files/y1454703413.docx (Раздаточный материал )

                        xn--j1ahfl.xn--p1ai


                        Смотрите также

                        Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта