Дикорастущие и культурные растения 3 класс конспект урока. Конспект урока по окружающему миру по теме: "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс УМК "Планета Знаний"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

«План-конспект урока » Дикорастущие и культурные растения» познание мира .3 класс». Дикорастущие и культурные растения 3 класс конспект урока


"Дикорастущие и культурные растения" 3 класс УМК "Планета Знаний"

Урок по окружающему миру в 3 классе по УМК «Планета Знаний»

Тема: Дикорастущие и культурные растения.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: Формировать знания о дикорастущих и культурных растениях, умения сравнивать дикорастущие и культурные растения по различным критериям, рассказывать, как люди научились выращивать растения, объяснять, почему растения, выращиваемые человеком, стали урожайнее, чем их дикорастущие предки.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийная установка, рабочая тетрадь, таблицы, учебники, толковый словарь, словарь антонимов.

Ход урока:

1.Этап мотивации к учебной деятельности.

Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

2.Проверка домашнего задания

Цель: проверить уровень усвоения изученного материала по темам «Царства живой природы», «Разнообразие растений», «Строение растений».

1.Индивидуальная работа по тестам в тетради.

2.Самопроверка по эталону на интерактивной доске.

3.Выявление типичных ошибок и мест затруднения.

4.Самооценивание.

3.Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: подготовка мышления уч-ся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

1.Постановка проблемного вопроса:

-Могут ли растения быть культурными?

2.Работа со словарем:

-А что значит «культурный»?

-Предлагаю обратиться за помощью к толковому словарю.

3.Беседа:

-Как вы понимаете выражение «культурное растение»?

-Кто из вас хочет разобраться в этом вопросе?

-Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

-Итак, тема урока: «Культурные растения и …»

4.Этап выявления места и причины затруднения.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

1.Дидактическая игра.

-Помочь в определении темы нам сможет игра. Перед вами изображения различных растений (на интерактивной доске). Вам нужно классифицировать данные растения на 2 группы (на доске делим на культурные и дикорастущие).

-Сравните, чем растения первой группы отличаются от растений второй.

-Как можно назвать растения, которые растут сами по себе, без ухода человека?

5.Этап построения проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

1.Работа со словарем антонимов:

-Предлагаю обратиться к словарю антонимов. Давайте выберем из нескольких вариантов наиболее подходящий по смыслу к словосочетанию «культурные растения».

-Сформулируйте окончательную тему урока. Тема урока «Культурные и дикорастущие растения».

-Какую цель урока мы можем поставить исходя из темы? Цель урока - выяснить, как появились культурные растения, какие растения и как используют люди.

-Для достижения цели урока предлагаю составить план работы. Выберите те виды деятельности, которые помогут нам в изучении темы:

Изучение материала учебника.

Дидактическая игра.

Работа с тестами.

Работа в группах.

Исследовательская деятельность.

Индивидуальная работа.

6.Физминутка.

7.Этап реализации построенного проекта.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении учебных задач, вызвавших затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

-Мы составили план работы. Приступаем к его реализации.

8.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действий при решении типовых учебных задач.

1.Работа по учебнику с.87: чтение текста учебника, обсуждение с опорой на опыт детей, ответы на вопросы.

9.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

1.Работа в группах: распределить названия растений в таблицу по отраслям (названия напечатаны на листах. Один уч-ся работает над эталоном на развороте доски.

Культурные растения

Дикорастущие растения

цветочные

плодовые

овощные

зерновые

2.Проверка выполнения, озвучивание результатов командирами групп.

3.Сравнение с эталоном на доске.

4.Выявление типичных затруднений, их причин.

5.Самооценивание в группе.

10.Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания, научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

1.Беседа:

-Что помешало вам выполнить работу правильно?

-Каких знаний недостаточно?

-Что нужно изучить более подробно для успешной работы?

2.Рублика «Информация для размышления» (выступления детей с высокой мотивацией к обучению - самостоятельно подготовленные интересные факты о растениях)

11.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

1.Беседа:

-Итак, мы составили план работы и следовали ему.

-Что нового узнали на уроке? Чему научились?

-Какие интересные факты вы запомнили и сможете рассказать другим?

-Какой вид деятельности на уроке вам показался самым интересным и полезным?

-Что осталось непонятным?

-Какие вопросы вы хотите обсудить на следующем уроке?

-Оцените себя, свою деятельность на уроке по шкале от 1 до 5 (отметки выставляются на доске).

-Оцените полезность сегодняшнего урока по шкале от 1 до 5 (отметки выставляются на доске).

12.Домашнее задание:

С.87-92 в учебнике, обратить внимание на индивидуальное задание дли сильных уч-ся.

infourok.ru

Конспект урока для 3 класса на тему "Дикорастущие и культурные растения"

Здесь Вы можете скачать Конспект урока для 3 класса на тему "Дикорастущие и культурные растения" для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Тема урока: Дикорастущие и культурные растения.

Цель: изучение особенностей культурных и дикорастущих растений, знакомство с предками некоторых культурных растений.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

  • ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.

Предметные:

Обучающиеся научатся:

  • сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека;

  • различать культурные растения – по назначению.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать существенные и несущественные признаки;

  • приводить примеры дикорастущих и культурных растений;

  • рассказывать о предках культурных растений.

Метапредметные:

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия при выполнении заданий;

  • осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

  • доказывать то или иное свойство изучаемого объекта;

  • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;

  • находить необходимую информацию в учебнике;

  • получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

  • выполнять индивидуальные и групповые задания;

  • совместно изучать объекты, обсуждать результаты, делать выводы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;

  • самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

  • ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее;

  • распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий.

Оборудование:

  • интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация;

  • раздаточный информационный материал.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-дискуссия.

Ход урока

    1. Организационный этап, создание эмоционального настроя

- Ребята! Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый, солнечный? (слайд 1)

- Какое настроение вызывает у вас такая погода?

- А знаете, что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно?

(слайд 2)

Надо просто улыбнуться! Я дарю вам свою улыбку и прошу, чтобы вы подарили мне свою!

У вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами! Улыбнитесь друг другу!

Этот урок я проведу вместе с вами, надеюсь, вы поможете мне и своим друзьям. Пусть каждый из нас запомнит этот прекрасный зимний день и нашу встречу.

    1. Актуализация знаний

- Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы.

Куда бы вы ни посмотрели, где бы вы ни побывали, повсюду увидите, встретите их. Они на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Они поселились в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.

(слайд 3)

Догадались? Конечно, о чём мы поговорим с вами сегодня?

( О растениях)

“Не можем жить мы без растений

Об этом скажет нам не только гений.

Как воздух нам нужны они.

Они разнообразны…

И все они по-своему прекрасны”

(слайд 4)

    1. Самоопределение к деятельности, формулирование темы постановка учебных задач

- Вспомните, какие группы растений вы знаете?

(слайд 5)

(Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые)

- Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны.

- Чем похожи и чем отличаются ДУБ и ВИШНЯ?

(слайд 6)

(Похожи тем, что и дуб и вишня деревья. Оба дерева приносят человеку пользу. Имеют корень, ствол, ветви, листья, плоды

Отличаются тем, что дуб растет в лесу, а вишня в саду. За вишней ухаживает человек, а за дубом нет. Вишню человек сажает, а дуб растёт сам)

- Аналогично сравните КРЫЖОВНИК и ШИПОВНИК.

(слайд 7)

- Предположите, о каких растениях пойдёт речь на уроке?

(О растениях, которые растут сами по себе(из называют ДИКОРАСТУЩИМИ и о тех, которые выращивает человек. Они носят название КУЛЬТУРНЫЕ)

- Как будет звучать тема нашего урока? (ДИКОРАСТУЩИЕ и КУЛЬТУРНЫЕ растения)

(слайд 8)

- Чему мы хотим научиться на этом уроке? Какие задачи поставим перед собой?

( Научиться сравнивать культурные и дикорастущие растения, понимать их роль в жизни человека, различать растения по назначению, приводить примеры, рассказывать о предках культурных растений)

(слайд 9)

    1. Открытие нового знания

Работа в группах (по рядам)

- Сейчас весь класс разделится на 3 группы по рядам. Каждый ученик получит листок с заданием.

Задания:

1 группа: Укажите отличительные особенности дикорастущих растений и сделайте вывод.

(слайд 10)

2 группа: Укажите отличительные особенности культурных растений и сделайте вывод.

(слайд 11)

3 группа: Найдите среди предложенных растений культурные. Сделайте вывод: какую пользу они приносят человеку?

(слайд 12)

Опрос групп

Работа обучающихся у интерактивной доски и формулирование выводов

(слайды 13 -17)

Дополнительный вопрос 3 группе и всему классу:

- Для чего человек использует различные виды растений? ( Многие виды растений человек использует для получения пищевых продуктов, лекарств, для производства тканей, бумаги, строительных материалов, для украшения жилья, для кормления животных).

(вывод на слайде 18)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (вращаем головой)

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные стороны)

А теперь росой умойся, (имитация движений)

Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем руками)

(слайд 19)

    1. Первичное закрепление нового материала

- Первобытные люди использовали в пищу плоды, семена, сочные стебли, листья, сладкие корни дикорастущих растений. С течением времени наши предки научились отбирать в природе и выращивать наиболее ценные пищевые растения, ухаживать за ними, поливать, пропалывать от сорняков, а затем и удобрять почву. Для посадки они отбирали самые крупные зерна, самые вкусные корни и плоды. Так было положено начало РАСТЕНИЕВОДСТВУ.

(слайд 20)

    1. Самостоятельная работа

- Прочитайте, что об этом написано в учебнике на стр.87

- Как люди научились выращивать растения?

- О каких отраслях растениеводства вы прочитали?

(Полеводство, цветоводство, плодоводство, овощеводство)

- Выполните задание у интерактивной доски

(слайд 21)

- Давайте познакомимся с предками культурных растений. Мы узнаем об этом из материала учебника на стр. 88.

- О предках каких растений вы узнали ?(Морковь, капуста, картофель)

- Что вас удивило?

- О чём вы можете рассказать, глядя на слайд?

(слайд 22)

    1. Включение новых знаний в систему и повторение

- Среди культурных растений учёные выделяют следующие группы: ЗЕРНОВЫЕ, ОВОЩНЫЕ, ПЛОДОВЫЕ, ПРЯДИЛЬНЫЕ. ДЕКОРАТИВНЫЕ.

- Рассмотрите таблицу и приведите свои примеры

(слайд 23)

- Укажите группу, в которой перечислены только культурные растения

(слайд 24)

- Заполните таблицу, верно распределив названия растений.

(слайд 25)

- Рассмотри модель и найди растению пару.

(слайд 26)

- Соотнесите растение и место, где оно растёт.

(слайд 27)

    1. Рефлексия деятельности. Итог урока

- Вспомните учебные задачи урока. Все ли мы их решили?

( работа по слайду 28)

- Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению на уроке и перетащите его на листок.

(слайд 29)

    1. Информирование о домашнем задании, инструктаж по выполнению

с.87-88, ответить на вопросы

Задание на выбор:

1) нарисовать фантастическое культурное растение и рассказать как его можно использовать;

2) найти информацию о любом культурном растении и его дикорастущем предке

(слайд 30)

docbase.org

План-конспект урока " Дикорастущие и культурные растения" познание мира .3 класс

Автор презентации: Кашапова Лариса Халяфиевна

Урок познания мираТема: Дикорастущие и культурные растенияТип урока: Изучение нового материала.Цели и задачи: Изучать особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; развивать внимание, память, мышление; воспитывать интерес к полевым растениям.Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений; должны уметь различать жизненные формы растений; различать культурные растения – по назначению.Форма организации работы детей: на уроке меняются виды и формы работы (фронтальная работа  с использованием компьютера и экрана – просмотр слайдов с таблицами и рисунками по теме при изучении нового материала и при закреплении; при повторении ранее изученного материала; при решении проблемных вопросов; индивидуальная – выполнение самостоятельной работы , самопроверка работы, работа в тетрадях, отгадывание загадок.) Формы организации работы учителя: урок – изучение нового материала. Технические условия: компьютер, мультимедиа проектор, экранИспользуемое оборудование: карточки для самостоятельной работы, рабочие тетради, таблицы на слайдах, картинки на слайдах.

Описание урока:

  1. Организация класса.

  2. Проверка домашнего задания.

Учитель. Они бывают разные:

Полезные, опасные,

Красивые, пахучие,

С листьями, колючие.

Лекарства заменяют,

И лакомством бывают,

И чаем нас напоят,

И даже дом построят.

Земли они творения,

Зовём мы их …

Дети (хором). Растения.

1. Рассматривание иллюстраций с различными растениями.

- Что общего? Как назовём одним словом?

- Напишите ассоциации к слову растения.

Что мы знаем о растениях.

(каждому растению необходимы свет, тепло, вода, воздух, питательные вещества; части растений: корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена; группы растений: деревья, кустарники, травы).

Растение – живой организм.– Какие признаки живого существа вы знаете?

  • питается

  • дышит

  • растёт

  • изменяется

  • размножается

  • умирает

Одинаковые ли условия нужны для разных растений? ( капуста, огурцы, пшеница – влаголюбивые; кактус, полынь, верблюжья колючка – засухоустойчивые; ландыш, хвощ, папоротник – теневыносливые; сосна, хлопчатник, виноград, мать-и-мачеха – светолюбивые; мох, полынь, ель, береза – хладолюбивые; лимон, арбуз, дыня, виноград – теплолюбивые.) - Какие растения называют цветковыми? - Какие органы есть у всех цветковых растений?

Работа с гербарием.Опишите по плану и расскажите об одном из растении.

План

Название растения. К какой группе относится? (Зерновые, овощные, плодовые, цветы, травы.)

Где выращивают? (В саду, поле, огороде.)

Как человек использует это растение?

А теперь давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?

(Растения кормят, одевают, лечат, дают много полезных вещей.) Какие растения кормят человека? (Яблоня, пшеница, капуста,…)-Какие растения одевают людей? (Лен, хлопок.)-Какие растения лечат людей? ( Мать-и-мачеха, зверобой, береза,…)-Какие растения дают много полезных вещей – мебель, топливо, строительные материалы? ( Дуб, сосна,…)

Капуста, морковь, тимофеевка, клевер, хлопок, лук, картофель, кукуруза, люцерна, свекла, ячмень, тыква, яблоки, сливы, подсолнух, лен, конопля, помидоры, огурцы, рожь, пшеница, овес, репа, гречиха, просо, рис, кормовая свекла, овсянка луговая, горох.

Задание.

Каждая группа должна отобрать из представленных растений

  • 1-продукты питания

  • 2-корма для животных

  • 3-материал для промышленности

Продукты питания

Корма для животных

Материалы для промышленности

 

 

 

 

 

 

Вспомните, ребята, на какие группы можно разделить все растения?(На деревья, кустарники, травы.)

а) Самостоятельная работа. У всех ребят карточки с напечатанным заданием.

  1. Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым:

  2. Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.

б) Самопроверк - Дети, вспомните, на какие группы делятся растения по виду листьев?(Хвойные и лиственные.)- Приведите примеры хвойных деревьев.- Приведите примеры лиственных  деревьев.-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных?

3. Объявление темы урока.- Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы с вами уже знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы с вами посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор?

- Человек тесно связан с растительным миром. Одни растения человек сажает сам, ухаживает за ними, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут сами по себе, независимо от человека.

- Вот сегодня на уроке мы и рассмотрим эти две группы растений, на которые можно разделить все растения.4. Работа над темой урока.- Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее – это деревья. Различия – ель растет в лесу, яблоня в саду и за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу людям.)

Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее – это кустарники. Различие – крыжовник растет в саду и за ним ухаживает человек. Можжевельник растет в лесу.)

- Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Общее – это травянистые растения. Различия – помидоры растут в огороде и за ними ухаживает человек, собирает урожай. Мать-и-мачеха растет повсюду.

- На какие группы можно разделить все растения? (Первая группа – это растения, которые выращивает человек.  Их называют – культурными растениями. Вторая группа – это растения, которые никто не сажает. Они растут сами по себе. И их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и возле водоема. Эти растения называют дикорастущими.)

- Поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травянистые растения, которые растут везде сами по себе. - Приведите примеры дикорастущих растений. (Примеры детей.)- Отгадайте, о каком растении идет речь?

  1. Колосится в поле рожь,

  2. Там во ржи цветок найдешь.

  3. Ярко-синий и пушистый,

  4. Только жаль, что не душистый. (Василек.)

  1. С чем можно сравнить цветы васильков?

  2. Васильки называют сорняками. Они не приносят пользы человеку и мешают расти хлебу. Но все-таки они любимы в народе. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки.

 Какие еще бывают растения кроме дикорастущих? (Культурные растения – деревья, кустарники, травянистые растения.)- Подберите растения к каждой группе. (Ответы детей.)

Физминутка.

-Культурные растения можно разделить на другие группы. - Назовите растения  на этом слайде.  

Учитель. Отгадайте загадки.

Комбайн спешит на косовицу

Собрать созревшую …

Дети. Пшеницу

Поле золотое – в день не обойдёшь,

В поле, словно море, колосится …

Дети. Рожь.

Любит кости грызть наш пёс,

Любит лошадь есть …

Дети. Овёс.

Поле в воде всё, вот так сюрприз!

В поле для плова вырастет …

Дети. Рис.

Нам подсказали грачи и грачиха,

Где поспевает для каши …

Дети. Гречиха.

Слайд № 5

с изображением зерновых культур.

Учитель. Что можете сказать об этих растениях?

Дети.

- Из зерновых культур делают хлеб, варят каши.

- Зерновые культуры полезны для здоровья.

- Человек выводит разные сорта этих культурных растений.

- Их название произошло от слова « зерно».

Учитель. Что мы употребляем в пищу у зерновых растений?

Дети. Зёрна. Хлеб пекут из муки зерновых культур.

Учитель. Какой хлеб едят в вашей семье?

Учитель. Почему он бывает белым и тёмным?

Дети. Из пшеницы получают белый хлеб, а изо ржи – тёмный

-Назовите эти растения.    (Это слива, груша, персик. Это фрукты. Они растут в саду.) - Эти растения называют плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и даже травы, дающие нам плоды. Это смородина, малина, клубника…)

 

-  Назовите эти растения.   (Лук, картофель.. Это овощи. Они растут на полях и огородах.)- Эти растения называют овощные. Приведите свои примеры.

- Это лен и хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют прядильные.

-Назовите эти растения. (Тюльпан, роза, гвоздика.)- Эти растения называют декоративными. Приведите свои примеры этих растений.

5. Закрепление изученного материала.Работа в рабочих тетрадях. - Отгадайте, о каких культурных  растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся.

  1. Что красно снаружи, Бело внутри

  2. С зеленым хохолком на голове?

(Редис. Овощное растение.)

  1. Летом - в огороде, Свежие, зеленые,

  2. А зимою - в бочке, Крепкие, соленые.

(Огурцы. Овощное растение.)

  1. Как надела сто рубах,

  2. Захрустела на зубах.

(Капуста. Овощное растение.)

Где выращивают культурные растения?

Ответы детей. (В поле, саду, огороде, цветниках).

Составление схемы.

РАСТЕНИЕВОДСТВО

полеводство

овощеводство

плодоводство

цветоводство

 

 

 

 

Закончи составление схемы. Под названием каждой отрасли приведи примеры культур выращиваемые в нашем крае.

Проверка задания

6. Итог урока.

  1. - О каких группах культурных растений мы сегодня говорили?

  2.   -   Приведите по два-три примера растений каждой группы.

Учитель. Посмотрите на доску. Какое нас встречает многообразие растений. Распределите их на 2 группы.

На классной доске картинки с изображением различных растений.

Дети.

1 группа - дикорастущие

2 группа - культурные

-рябина

-одуванчик

-лесная земляника

-крапива

-ива

- капуста

- роза

- клубника

- яблоня

Учитель. Какие растения называются культурными? Какие дикорастущими?

Дети.

- Дикорастущие растения растут в дикой природе без вмешательства человека. Они самостоятельно приспосабливаются к изменениям окружающей среды.

- Культурные растения - это растения, которые выращиваются человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств и др. целей. Они получены в результате селекции.

Тест 

1. Какое из этих растений выращивают в садах? а) пшеница, б) слива, в) помидор. 2. Какое из этих культурных растений люди выращивают на огородах? а) рожь, б) ель, в) огурцы. 3. Какое из этих культурных растений люди выращивают на полях? а) дыня, б) овес, в) яблоня. 4. Какое из этих культурных растений люди выращивают на бахче? а) свекла, б) арбузы, в) картофель. 5. Как одним словом можно назвать плоды садовых деревьев? а) овощи, б) фрукты, в) корнеплоды. ( Взаимопроверка работы)

Выбери правильные ответы и обведи в кружок их номера.

Какие растения выращивают для получения продуктов питания?

edudocs.info

«План-конспект урока » Дикорастущие и культурные растения» познание мира .3 класс»

Урок познания мираТема: Дикорастущие и культурные растенияТип урока: Изучение нового материала.Цели и задачи: Изучать особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; развивать внимание, память, мышление; воспитывать интерес к полевым растениям.Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений; должны уметь различать жизненные формы растений; различать культурные растения – по назначению.Форма организации работы детей: на уроке меняются виды и формы работы (фронтальная работа  с использованием компьютера и экрана – просмотр слайдов с таблицами и рисунками по теме при изучении нового материала и при закреплении; при повторении ранее изученного материала; при решении проблемных вопросов; индивидуальная – выполнение самостоятельной работы , самопроверка работы, работа в тетрадях, отгадывание загадок.) Формы организации работы учителя: урок – изучение нового материала. Технические условия: компьютер, мультимедиа проектор, экранИспользуемое оборудование: карточки для самостоятельной работы, рабочие тетради, таблицы на слайдах, картинки на слайдах. Описание урока: Организация класса. Проверка домашнего задания. Учитель. Они бывают разные: Полезные, опасные, Красивые, пахучие, С листьями, колючие. Лекарства заменяют, И лакомством бывают, И чаем нас напоят, И даже дом построят. Земли они творения, Зовём мы их … Дети (хором). Растения. 1. Рассматривание иллюстраций с различными растениями. - Что общего? Как назовём одним словом? - Напишите ассоциации к слову растения. Что мы знаем о растениях. (каждому растению необходимы свет, тепло, вода, воздух, питательные вещества; части растений: корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена; группы растений: деревья, кустарники, травы).Растение – живой организм.– Какие признаки живого существа вы знаете? питается дышит растёт изменяется размножается умирает Одинаковые ли условия нужны для разных растений? ( капуста, огурцы, пшеница – влаголюбивые; кактус, полынь, верблюжья колючка – засухоустойчивые; ландыш, хвощ, папоротник – теневыносливые; сосна, хлопчатник, виноград, мать-и-мачеха – светолюбивые; мох, полынь, ель, береза – хладолюбивые; лимон, арбуз, дыня, виноград – теплолюбивые.) - Какие растения называют цветковыми? - Какие органы есть у всех цветковых растений? Работа с гербарием.Опишите по плану и расскажите об одном из растении. План Название растения. К какой группе относится? (Зерновые, овощные, плодовые, цветы, травы.) Где выращивают? (В саду, поле, огороде.) Как человек использует это растение? А теперь давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения? (Растения кормят, одевают, лечат, дают много полезных вещей.) Какие растения кормят человека? (Яблоня, пшеница, капуста,…)-Какие растения одевают людей? (Лен, хлопок.)-Какие растения лечат людей? ( Мать-и-мачеха, зверобой, береза,…)-Какие растения дают много полезных вещей – мебель, топливо, строительные материалы? ( Дуб, сосна,…)Капуста, морковь, тимофеевка, клевер, хлопок, лук, картофель, кукуруза, люцерна, свекла, ячмень, тыква, яблоки, сливы, подсолнух, лен, конопля, помидоры, огурцы, рожь, пшеница, овес, репа, гречиха, просо, рис, кормовая свекла, овсянка луговая, горох.Задание. Каждая группа должна отобрать из представленных растений 1-продукты питания 2-корма для животных 3-материал для промышленности Продукты питания Корма для животных Материалы для промышленности             Вспомните, ребята, на какие группы можно разделить все растения?(На деревья, кустарники, травы.) а) Самостоятельная работа. У всех ребят карточки с напечатанным заданием. Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым: Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.б) Самопроверк - Дети, вспомните, на какие группы делятся растения по виду листьев?(Хвойные и лиственные.)- Приведите примеры хвойных деревьев.- Приведите примеры лиственных  деревьев.-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? 3. Объявление темы урока.- Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы с вами уже знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы с вами посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор?- Человек тесно связан с растительным миром. Одни растения человек сажает сам, ухаживает за ними, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут сами по себе, независимо от человека. - Вот сегодня на уроке мы и рассмотрим эти две группы растений, на которые можно разделить все растения.4. Работа над темой урока.- Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее – это деревья. Различия – ель растет в лесу, яблоня в саду и за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу людям.) Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее – это кустарники. Различие – крыжовник растет в саду и за ним ухаживает человек. Можжевельник растет в лесу.)- Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Общее – это травянистые растения. Различия – помидоры растут в огороде и за ними ухаживает человек, собирает урожай. Мать-и-мачеха растет повсюду. - На какие группы можно разделить все растения? (Первая группа – это растения, которые выращивает человек.  Их называют – культурными растениями. Вторая группа – это растения, которые никто не сажает. Они растут сами по себе. И их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и возле водоема. Эти растения называют дикорастущими.)- Поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травянистые растения, которые растут везде сами по себе. - Приведите примеры дикорастущих растений. (Примеры детей.)- Отгадайте, о каком растении идет речь? Колосится в поле рожь, Там во ржи цветок найдешь. Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый. (Василек.) С чем можно сравнить цветы васильков? Васильки называют сорняками. Они не приносят пользы человеку и мешают расти хлебу. Но все-таки они любимы в народе. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки.  Какие еще бывают растения кроме дикорастущих? (Культурные растения – деревья, кустарники, травянистые растения.)- Подберите растения к каждой группе. (Ответы детей.) Физминутка. -Культурные растения можно разделить на другие группы. - Назовите растения  на этом слайде.   Учитель. Отгадайте загадки. Комбайн спешит на косовицу Собрать созревшую … Дети. Пшеницу Поле золотое – в день не обойдёшь, В поле, словно море, колосится … Дети. Рожь. Любит кости грызть наш пёс, Любит лошадь есть … Дети. Овёс. Поле в воде всё, вот так сюрприз! В поле для плова вырастет … Дети. Рис. Нам подсказали грачи и грачиха, Где поспевает для каши … Дети. Гречиха. Слайд № 5 с изображением зерновых культур. Учитель. Что можете сказать об этих растениях? Дети. - Из зерновых культур делают хлеб, варят каши. - Зерновые культуры полезны для здоровья. - Человек выводит разные сорта этих культурных растений. - Их название произошло от слова « зерно». Учитель. Что мы употребляем в пищу у зерновых растений? Дети. Зёрна. Хлеб пекут из муки зерновых культур. Учитель. Какой хлеб едят в вашей семье? Учитель. Почему он бывает белым и тёмным? Дети. Из пшеницы получают белый хлеб, а изо ржи – тёмный-Назовите эти растения.    (Это слива, груша, персик. Это фрукты. Они растут в саду.) - Эти растения называют плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и даже травы, дающие нам плоды. Это смородина, малина, клубника…)  -  Назовите эти растения.   (Лук, картофель.. Это овощи. Они растут на полях и огородах.)- Эти растения называют овощные. Приведите свои примеры. - Это лен и хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют прядильные. -Назовите эти растения. (Тюльпан, роза, гвоздика.)- Эти растения называют декоративными. Приведите свои примеры этих растений. 5. Закрепление изученного материала.Работа в рабочих тетрадях. - Отгадайте, о каких культурных  растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся. Что красно снаружи, Бело внутри С зеленым хохолком на голове? (Редис. Овощное растение.)Летом - в огороде, Свежие, зеленые, А зимою - в бочке, Крепкие, соленые. (Огурцы. Овощное растение.)Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (Капуста. Овощное растение.)Где выращивают культурные растения? Ответы детей. (В поле, саду, огороде, цветниках). Составление схемы. РАСТЕНИЕВОДСТВО полеводство овощеводство плодоводство цветоводство         Закончи составление схемы. Под названием каждой отрасли приведи примеры культур выращиваемые в нашем крае. Проверка задания 6. Итог урока. - О каких группах культурных растений мы сегодня говорили?   -   Приведите по два-три примера растений каждой группы. Учитель. Посмотрите на доску. Какое нас встречает многообразие растений. Распределите их на 2 группы. На классной доске картинки с изображением различных растений. Дети. 1 группа - дикорастущие2 группа - культурные-рябина -одуванчик -лесная земляника -крапива -ива - капуста - роза - клубника - яблоня Учитель. Какие растения называются культурными? Какие дикорастущими? Дети. - Дикорастущие растения растут в дикой природе без вмешательства человека. Они самостоятельно приспосабливаются к изменениям окружающей среды. - Культурные растения - это растения, которые выращиваются человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств и др. целей. Они получены в результате селекции. Тест 1. Какое из этих растений выращивают в садах? а) пшеница, б) слива, в) помидор. 2. Какое из этих культурных растений люди выращивают на огородах? а) рожь, б) ель, в) огурцы. 3. Какое из этих культурных растений люди выращивают на полях? а) дыня, б) овес, в) яблоня. 4. Какое из этих культурных растений люди выращивают на бахче? а) свекла, б) арбузы, в) картофель. 5. Как одним словом можно назвать плоды садовых деревьев? а) овощи, б) фрукты, в) корнеплоды. ( Взаимопроверка работы) Выбери правильные ответы и обведи в кружок их номера. Какие растения выращивают для получения продуктов питания? Клевер. Капуста. Лен. Лук. Репа. Какие растения выращивают на корм домашним животным? Чеснок. Клевер. Редис. Тимофеевка. Хлопчатник. Какие растения выращивают для получения тканей? Капуста. Клевер. Лен. Крыжовник. Хлопчатник. Подчеркни лишнее слово Томат, кукуруза, лук, слива. Яблоня, кукуруза, вишня, абрикос. Огурец, пион, лилия, нарцисс.    

schoolfiles.net

Конспект урока для 3 класса на тему "Дикорастущие и культурные растения"

Тема урока: Дикорастущие и культурные растения.

Цель: изучение особенностей культурных и дикорастущих растений, знакомство с предками некоторых культурных растений.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

  • ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.

Предметные:

Обучающиеся научатся:

  • сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека;

  • различать культурные растения – по назначению.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать существенные и несущественные признаки;

  • приводить примеры дикорастущих и культурных растений;

  • рассказывать о предках культурных растений.

Метапредметные:

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия при выполнении заданий;

  • осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

  • доказывать то или иное свойство изучаемого объекта;

  • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;

  • находить необходимую информацию в учебнике;

  • получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

  • выполнять индивидуальные и групповые задания;

  • совместно изучать объекты, обсуждать результаты, делать выводы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;

  • самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

  • ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее;

  • распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий.

Оборудование:

  • интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация;

  • раздаточный информационный материал.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-дискуссия.

Ход урока

    1. Организационный этап, создание эмоционального настроя

- Ребята! Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый, солнечный? (слайд 1)

- Какое настроение вызывает у вас такая погода?

- А знаете, что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно?

(слайд 2)

Надо просто улыбнуться! Я дарю вам свою улыбку и прошу, чтобы вы подарили мне свою!

У вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами! Улыбнитесь друг другу!

Этот урок я проведу вместе с вами, надеюсь, вы поможете мне и своим друзьям. Пусть каждый из нас запомнит этот прекрасный зимний день и нашу встречу.

    1. Актуализация знаний

- Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы.

Куда бы вы ни посмотрели, где бы вы ни побывали, повсюду увидите, встретите их. Они на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Они поселились в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.

(слайд 3)

Догадались? Конечно, о чём мы поговорим с вами сегодня?

( О растениях)

“Не можем жить мы без растений

Об этом скажет нам не только гений.

Как воздух нам нужны они.

Они разнообразны…

И все они по-своему прекрасны”

(слайд 4)

    1. Самоопределение к деятельности, формулирование темы постановка учебных задач

- Вспомните, какие группы растений вы знаете?

(слайд 5)

(Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые)

- Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны.

- Чем похожи и чем отличаются ДУБ и ВИШНЯ?

(слайд 6)

(Похожи тем, что и дуб и вишня деревья. Оба дерева приносят человеку пользу. Имеют корень, ствол, ветви, листья, плоды

Отличаются тем, что дуб растет в лесу, а вишня в саду. За вишней ухаживает человек, а за дубом нет. Вишню человек сажает, а дуб растёт сам)

- Аналогично сравните КРЫЖОВНИК и ШИПОВНИК.

(слайд 7)

- Предположите, о каких растениях пойдёт речь на уроке?

(О растениях, которые растут сами по себе(из называют ДИКОРАСТУЩИМИ и о тех, которые выращивает человек. Они носят название КУЛЬТУРНЫЕ)

- Как будет звучать тема нашего урока? (ДИКОРАСТУЩИЕ и КУЛЬТУРНЫЕ растения)

(слайд 8)

- Чему мы хотим научиться на этом уроке? Какие задачи поставим перед собой?

( Научиться сравнивать культурные и дикорастущие растения, понимать их роль в жизни человека, различать растения по назначению, приводить примеры, рассказывать о предках культурных растений)

(слайд 9)

    1. Открытие нового знания

Работа в группах (по рядам)

- Сейчас весь класс разделится на 3 группы по рядам. Каждый ученик получит листок с заданием.

Задания:

1 группа: Укажите отличительные особенности дикорастущих растений и сделайте вывод.

(слайд 10)

2 группа: Укажите отличительные особенности культурных растений и сделайте вывод.

(слайд 11)

3 группа: Найдите среди предложенных растений культурные. Сделайте вывод: какую пользу они приносят человеку?

(слайд 12)

Опрос групп

Работа обучающихся у интерактивной доски и формулирование выводов

(слайды 13 -17)

Дополнительный вопрос 3 группе и всему классу:

- Для чего человек использует различные виды растений? ( Многие виды растений человек использует для получения пищевых продуктов, лекарств, для производства тканей, бумаги, строительных материалов, для украшения жилья, для кормления животных).

(вывод на слайде 18)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (вращаем головой)

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные стороны)

А теперь росой умойся, (имитация движений)

Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем руками)

(слайд 19)

    1. Первичное закрепление нового материала

- Первобытные люди использовали в пищу плоды, семена, сочные стебли, листья, сладкие корни дикорастущих растений. С течением времени наши предки научились отбирать в природе и выращивать наиболее ценные пищевые растения, ухаживать за ними, поливать, пропалывать от сорняков, а затем и удобрять почву. Для посадки они отбирали самые крупные зерна, самые вкусные корни и плоды. Так было положено начало РАСТЕНИЕВОДСТВУ.

(слайд 20)

    1. Самостоятельная работа

- Прочитайте, что об этом написано в учебнике на стр.87

- Как люди научились выращивать растения?

- О каких отраслях растениеводства вы прочитали?

(Полеводство, цветоводство, плодоводство, овощеводство)

- Выполните задание у интерактивной доски

(слайд 21)

- Давайте познакомимся с предками культурных растений. Мы узнаем об этом из материала учебника на стр. 88.

- О предках каких растений вы узнали ?(Морковь, капуста, картофель)

- Что вас удивило?

- О чём вы можете рассказать, глядя на слайд?

(слайд 22)

    1. Включение новых знаний в систему и повторение

- Среди культурных растений учёные выделяют следующие группы: ЗЕРНОВЫЕ, ОВОЩНЫЕ, ПЛОДОВЫЕ, ПРЯДИЛЬНЫЕ. ДЕКОРАТИВНЫЕ.

- Рассмотрите таблицу и приведите свои примеры

(слайд 23)

- Укажите группу, в которой перечислены только культурные растения

(слайд 24)

- Заполните таблицу, верно распределив названия растений.

(слайд 25)

- Рассмотри модель и найди растению пару.

(слайд 26)

- Соотнесите растение и место, где оно растёт.

(слайд 27)

    1. Рефлексия деятельности. Итог урока

- Вспомните учебные задачи урока. Все ли мы их решили?

( работа по слайду 28)

- Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению на уроке и перетащите его на листок.

(слайд 29)

    1. Информирование о домашнем задании, инструктаж по выполнению

с.87-88, ответить на вопросы

Задание на выбор:

1) нарисовать фантастическое культурное растение и рассказать как его можно использовать;

2) найти информацию о любом культурном растении и его дикорастущем предке

(слайд 30)

doc4web.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта