Тема: Ярусное расположение растительности в лесу. Расположение растений в лесу в виде ярусов
I. ОРГ МОМЕНТ. Ребята! Сейчас я прочитаю загадку, а вы вспомните, о чем мы вели разговор на прошлых занятиях. II. РЕФЛЕКСИЯ. В начале нашего занятия я предлагаю вам поделиться вашим настроением со всеми окружающими, листья деревьев, которые я вам раздала, разделите пополам и раскрасьте одну из половинок в цвет вашего настроения. III. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.Давайте вспомним, какие типы лесов можно встретить на территории ХМАО, и что такое тип леса? Перед вами инструктивная карточка попробуйте определить, какому дереву принадлежат данные листья, и тип леса в котором это дерево может произрастать. Ваши знания о древесных породах пригодятся вам при разгадывании кроссворда, кроме того, вы узнаете, кто заботится о лесе, охраняет его. Ребята, а теперь поработаем с гербарием древесных пород. III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Сегодня мы будем говорить с вами о ярусности. Как Вы думаете, что такое ярусность? Какое бы Вы дали определение данному понятию? Зарисуем схему ярусного расположения растений в лесах ХМАО. Ребята! Распределите предложенные растения по ярусам (работа по инструктивной карточке). Мы теперь знаем, что такое ярусность, а как вы думаете, что такое основные жизненные формы растений? Зарисуйте в тетрадях схему и заполните ее, вписав растения разных ярусов. Как мы с вами говорили в начале занятия, существует несколько типов лесов, все они разные, а как вы думаете, от чего зависит, название лесного фитонценоза? (Работа по инструктивной карточке). IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО. Сейчас мы разделимся на команды. Для этого выберите квадраты разных цветов и по цветовой гамме разделитесь на три группы. Поочередно все команды будут выполнять задания (работа по инструктивным карточкам). V. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. VI. РЕФЛЕКСИЯ. В конце занятия я предлагаю вам вернуться к нашим листочкам и отметить ваше настроение, раскрасив вторую их половину в цвет вашего настроения. | Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем. (Лес) Лес - это самое прекрасное, это дом для растений и животных. Вспомните, когда вы последний раз были в лесу. Что вы чувствовали? Что вас окружало? Поделитесь своими впечатлениями. Дети раскрашивают листья основных древообразующих пород (береза, осина, рябина, ива) лесных фитонценозов ХМАО в цвета своего настроения и поясняют свои ответы. Для раскрашивания предлагаются следующие цвета: красный – я готов действовать, активен; желтый – я готов поиграть, весел; зеленый - я готов работать самостоятельно, спокоен; коричневый – я не хочу работать, мне грустно. Тип леса – это совокупность лесных фитонценозов, произрастающих в сходных почвенно-гидрологических условиях и имеющих сходный видовой состав ярусов и сходную структуру сообществ. Работа по иллюстрациям различных типов лесов (Демонстрационный материал). Леса бывают лиственные, хвойные и смешанные. В округе преобладают хвойные леса: сосновые, кедрачи, елово-пихтовые и лиственничные. Из лиственных лесов преобладают березовые. Инструктивная карточка по программе «Растения, животные и человек в экосистемах ХМАО. Охрана природы»I год обучения. Определите, с какого дерева лист. Назовите тип леса, в котором произрастают данные деревья.
Кроссворд «Елочка» Кто отгадает кроссворд, тот узнает название охранника леса.
В ходе работы с гербарным материалом детям предлагается определить по 2 древесных породы и ответить на следующие вопросы:
Ярус - это структурная часть фитоценоза, объединяющая виды растений приблизительно равной высоты со сходной требовательностью к световому режиму во взрослом состоянии. Лесные фитонценозы имеют сложное ярусное строение. В лесной зоне ХМАО можно выделить 4 яруса: 1 ярус составлен деревьями, 2 ярус – кустарниками, 3 ярус – кустарничками и травянистыми растениями, 4 ярус – мхами и лишайниками. Ярус мхов и лишайников обычно располагается на уровне почвы, отчасти и на стволах деревьев. Ярус травянистой растительности бывает различной высоты (в сибирской тайге – до двух метров). Следующий ярус в лесу – кустарниковый. Он достигает восьмиметровой высоты. Последний лесной ярус – древесный, состоит из высоких деревьев. В соответствии с ярусным расположением растений распределяются в лесу и животные. Все, что растет на земле, для того чтобы выжить подчинено закону надземной ярусности. Этому закону подчинено все живое на земле. Такому же закону подчинено и всё живое под землей и растения, и животные и это закон подземной ярусности. Ярусность существует и в почве. Ее определяет характер залегания корневой системы различных растений. Схема ярусного расположения растений в лесном фитонценозе. I – древесный ярус, состоящий из 2-х пологов, II – кустарниковый ярус, III – травяно-кустарничковый ярус, IV – мохово-лишайниковый ярус. Инструктивная карточка по программе «Растения, животные и человек в экосистемах ХМАО. Охрана природы» I год обучения. Распределите предложенные растения по ярусам, вписывая их названия в соответствующее окошко, напишите название яруса:
1 ярус - 2 ярус -
3 ярус -
4 ярус - Береза, рябина, сосна обыкновенная, шиповник, брусника, кукушкин лен, кипрей, ландыш, осина, малина, сосна кедровая сибирская, голубика, ягель, купена, черника, плаун. (1 ярус – древесный: береза, сосна обыкновенная, осина, сосна кедровая сибирская; 2 ярус – кустарниковый: рябина, шиповник, малина; 3 ярус - травяно-кустарничковы: брусника, кипрей, ландыш, голубика, купена, черника; 4 ярус - мохово-лишайниковый: кукушкин лен, ягель, плаун ). Жизненная форма – форма растения, возникшая в результате длительного приспособления к местным экологическим условиям (низкой температуре воздуха, и почвы, избыточной влажности, короткому вегетационному периоду и т.д.), выраженная в морфофизиологических особенностях. Основными жизненными формами растений нашего округа – деревья, кустарники, кустарнички и травы. Деревья – жизненная форма растений с сохраняющимся всю жизнь многолетним одревесневшим главным стеблем (стволом) и ветвями, образующими крону. Основными деревообразующими породами таежных лесов ХМАО является сосна обыкновенная, кедр сибирский, ель сибирская, пихта сибирская, лиственница сибирская – хвойные; среди лиственных – береза, осина, в меньшей мере ивы и тополя. Кустарники – многолетние деревянистые растения, ветвящиеся у самой поверхности почвы и не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, высотой до 6 м, продолжительностью жизни от 10 до 20 лет. К кустарникам относятся – рябина сибирская, спирея (таволга) иволистная, можжевельник обыкновенный, различные виды ив (корзиночная, серая, ушастая, лопарская, черничная), черемуха обыкновенная. Кустарничек – низкорослый кустарник (высотой до 60 см). Выделяют вечнозеленые (брусника, клюква болотная, багульник болотный) и листопадные (черника, голубика, толокнянка). Травы – это растения, не имеющие одревесневшего побега. Травянистые растения делятся на однолетние и многолетние. Основные представители травянистых растений ХМАО – кислица обыкновенная, вороний глаз, седмичник, линнея северная, грушанка, майник двулистный, кипрей и т.д. Растения
Название хвойных и лиственных лесов зависит от вида, который преобладает на его территории. Этот вид называется доминирующим. Доминанты – виды организмов, которые преобладают в экосистеме. Как правило, доминанты выделяются среди растений (дуб, береза, сосна и др. в лесах) Если в лесном фитонценозе преобладает сосна обыкновенная, то это сосняк, береза – березняк. Инструктивная карточка по программе «Растения, животные и человек в экосистемах ХМАО. Охрана природы» I год обучения. Подберите название лесному фитонценозу в зависимости от доминирующего вида:
Каждой команде по очереди предлагается выполнить три задания, за правильное выполнение задания начисляются баллы команда, набравшая наибольшее количество баллов объявляется победителем и получает звание «Лучший знаток лесов ХМАО». Задание 1: Инструктивная карточка по программе «Растения, животные и человек в экосистемах ХМАО. Охрана природы» I год обучения. Дать полную характеристику 5 растений по схеме:
Перед вами иллюстрации растений и животных одного лесного фитонциноза. Зарисуйте схему ярусного распределения растений в данном фитонцинозе и назовите его. (Например: Хвойный лес. Ель сибирская, пихта сибирская, майник двулистный, можжевельник обыкновенный, багульник, седмичник, сфагнум, кукушкин лен, белка, клест, куница, медведь, глухарь.) За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты. Задание 3: Определите растения по гербарию /предлагаются 5 растений/. (Например: Ель сибирская, седмичник, голубика, кукушкин лен, шиповник). За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты. Что нового вы узнали на занятие? Ярусность, что это, для чего она нужна растениям? Доминирующий вид это? Дети раскрашивают листья основных древообразующих пород (береза, осина, рябина, ива) лесных фитонценозов ХМАО в цвета своего настроения и поясняют свои ответы. Для раскрашивания предлагаются следующие цвета: красный – мне понравилось занятие, я узнал много нового; желтый – мне понравилось играть, я повеселился с друзьями; зеленый – я узнал много интересного для себя, мне было комфортно; коричневый – мне не понравилось занятие, я ничего не узнал. |
I. ОРГ МОМЕНТ. Ребята! Сейчас я прочитаю загадку, а вы вспомните, о чем мы вели разговор на прошлых занятиях. II. РЕФЛЕКСИЯ. В начале нашего занятия я предлагаю вам поделиться вашим настроением со всеми окружающими, листья деревьев, которые я вам раздала, разделите пополам и раскрасьте одну из половинок в цвет вашего настроения. III. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО. Давайте вспомним, какие типы лесов можно встретить на территории ХМАО, и что такое тип леса? Перед вами инструктивная карточка попробуйте определить, какому дереву принадлежат данные листья, и тип леса в котором это дерево может произрастать. Ваши знания о древесных породах пригодятся вам при разгадывании кроссворда, кроме того, вы узнаете, кто заботится о лесе, охраняет его.Ребята, а теперь поработаем с гербарием древесных пород. III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Сегодня мы будем говорить с вами о ярусности. Как Вы думаете, что такое ярусность? Какое бы Вы дали определение данному понятию? Зарисуем схему ярусного расположения растений в лесах ХМАО. Ребята! Распределите предложенные растения по ярусам (работа по инструктивной карточке). Мы теперь знаем, что такое ярусность, а как вы думаете, что такое основные жизненные формы растений? Зарисуйте в тетрадях схему и заполните ее, вписав растения разных ярусов. Как мы с вами говорили в начале занятия, существует несколько типов лесов, все они разные, а как вы думаете, от чего зависит, название лесного фитонценоза? (Работа по инструктивной карточке). IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО. Сейчас мы разделимся на команды. Для этого выберите квадраты разных цветов и по цветовой гамме разделитесь на три группы. Поочередно все команды будут выполнять задания (работа по инструктивным карточкам). V. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. VI. РЕФЛЕКСИЯ. В конце занятия я предлагаю вам вернуться к нашим листочкам и отметить ваше настроение, раскрасив вторую их половину в цвет вашего настроения. | Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем. (Лес)Лес - это самое прекрасное, это дом для растений и животных. Вспомните, когда вы последний раз были в лесу. Что вы чувствовали? Что вас окружало? Поделитесь своими впечатлениями. Дети раскрашивают листья основных древообразующих пород (береза, осина, рябина, ива) лесных фитонценозов ХМАО в цвета своего настроения и поясняют свои ответы. Для раскрашивания предлагаются следующие цвета: красный – я готов действовать, активен; желтый – я готов поиграть, весел; зеленый - я готов работать самостоятельно, спокоен; коричневый – я не хочу работать, мне грустно.Тип леса – это совокупность лесных фитонценозов, произрастающих в сходных почвенно-гидрологических условиях и имеющих сходный видовой состав ярусов и сходную структуру сообществ. Работа по иллюстрациям различных типов лесов (Демонстрационный материал). Леса бывают лиственные, хвойные и смешанные. В округе преобладают хвойные леса: сосновые, кедрачи, елово-пихтовые и лиственничные. Из лиственных лесов преобладают березовые. Инструктивная карточка по программе «Растения, животные и человек в экосистемах ХМАО. Охрана природы»I год обучения. Определите, с какого дерева лист. Назовите тип леса, в котором произрастают данные деревья. Кроссворд «Елочка» Кто отгадает кроссворд, тот узнает название охранника леса.
Ярусность – распределение организмов в сообществах по вертикали. У растений ярусность вызвана конкуренцией за свет и воду, а у животных – за пищу. Ярус - это структурная часть фитоценоза, объединяющая виды растений приблизительно равной высоты со сходной требовательностью к световому режиму во взрослом состоянии. Лесные фитонценозы имеют сложное ярусное строение. В лесной зоне ХМАО можно выделить 4 яруса: 1 ярус составлен деревьями, 2 ярус – кустарниками, 3 ярус – кустарничками и травянистыми растениями, 4 ярус – мхами и лишайниками. Ярус мхов и лишайников обычно располагается на уровне почвы, отчасти и на стволах деревьев. Ярус травянистой растительности бывает различной высоты (в сибирской тайге – до двух метров). Следующий ярус в лесу – кустарниковый. Он достигает восьмиметровой высоты. Последний лесной ярус – древесный, состоит из высоких деревьев. В соответствии с ярусным расположением растений распределяются в лесу и животные. Все, что растет на земле, для того чтобы выжить подчинено закону надземной ярусности. Этому закону подчинено все живое на земле. Такому же закону подчинено и всё живое под землей и растения, и животные и это закон подземной ярусности. Ярусность существует и в почве. Ее определяет характер залегания корневой системы различных растений. Схема ярусного расположения растений в лесном фитонценозе. I – древесный ярус, состоящий из 2-х пологов, II – кустарниковый ярус, III – травяно-кустарничковый ярус, IV – мохово-лишайниковый ярус. Инструктивная карточка по программе «Растения, животные и человек в экосистемах ХМАО. Охрана природы» I год обучения. Распределите предложенные растения по ярусам, вписывая их названия в соответствующее окошко, напишите название яруса: 1 ярус - 2 ярус - 3 ярус - 4 ярус - Береза, рябина, сосна обыкновенная, шиповник, брусника, кукушкин лен, кипрей, ландыш, осина, малина, сосна кедровая сибирская, голубика, ягель, купена, черника, плаун. (1 ярус – древесный: береза, сосна обыкновенная, осина, сосна кедровая сибирская; 2 ярус – кустарниковый: рябина, шиповник, малина; 3 ярус - травяно-кустарничковы: брусника, кипрей, ландыш, голубика, купена, черника; 4 ярус - мохово-лишайниковый: кукушкин лен, ягель, плаун ). Жизненная форма – форма растения, возникшая в результате длительного приспособления к местным экологическим условиям (низкой температуре воздуха, и почвы, избыточной влажности, короткому вегетационному периоду и т.д.), выраженная в морфофизиологических особенностях. Основными жизненными формами растений нашего округа – деревья, кустарники, кустарнички и травы. Деревья – жизненная форма растений с сохраняющимся всю жизнь многолетним одревесневшим главным стеблем (стволом) и ветвями, образующими крону. Основными деревообразующими породами таежных лесов ХМАО является сосна обыкновенная, кедр сибирский, ель сибирская, пихта сибирская, лиственница сибирская – хвойные; среди лиственных – береза, осина, в меньшей мере ивы и тополя.Кустарники – многолетние деревянистые растения, ветвящиеся у самой поверхности почвы и не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, высотой до 6 м, продолжительностью жизни от 10 до 20 лет. К кустарникам относятся – рябина сибирская, спирея (таволга) иволистная, можжевельник обыкновенный, различные виды ив (корзиночная, серая, ушастая, лопарская, черничная), черемуха обыкновенная. Кустарничек – низкорослый кустарник (высотой до 60 см). Выделяют вечнозеленые (брусника, клюква болотная, багульник болотный) и листопадные (черника, голубика, толокнянка). Травы – это растения, не имеющие одревесневшего побега. Травянистые растения делятся на однолетние и многолетние. Основные представители травянистых растений ХМАО – кислица обыкновенная, вороний глаз, седмичник, линнея северная, грушанка, майник двулистный, кипрей и т.д.Растения
Название хвойных и лиственных лесов зависит от вида, который преобладает на его территории. Этот вид называется доминирующим. Доминанты – виды организмов, которые преобладают в экосистеме. Как правило, доминанты выделяются среди растений (дуб, береза, сосна и др. в лесах) Если в лесном фитонценозе преобладает сосна обыкновенная, то это сосняк, береза – березняк. Инструктивная карточка по программе «Растения, животные и человек в экосистемах ХМАО. Охрана природы» I год обучения. Подберите название лесному фитонценозу в зависимости от доминирующего вида:
Каждой команде по очереди предлагается выполнить три задания, за правильное выполнение задания начисляются баллы команда, набравшая наибольшее количество баллов объявляется победителем и получает звание «Лучший знаток лесов ХМАО». Задание 1: Инструктивная карточка по программе «Растения, животные и человек в экосистемах ХМАО. Охрана природы» I год обучения. Дать полную характеристику 5 растений по схеме:
Перед вами иллюстрации растений и животных одного лесного фитонциноза. Зарисуйте схему ярусного распределения растений в данном фитонцинозе и назовите его. (Например: Хвойный лес. Ель сибирская, пихта сибирская, майник двулистный, можжевельник обыкновенный, багульник, седмичник, сфагнум, кукушкин лен, белка, клест, куница, медведь, глухарь.) За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты. Задание 3: Определите растения по гербарию /предлагаются 5 растений/. (Например: Ель сибирская, седмичник, голубика, кукушкин лен, шиповник). За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты. Что нового вы узнали на занятие? Ярусность, что это, для чего она нужна растениям? Доминирующий вид это? Дети раскрашивают листья основных древообразующих пород (береза, осина, рябина, ива) лесных фитонценозов ХМАО в цвета своего настроения и поясняют свои ответы. Для раскрашивания предлагаются следующие цвета: красный – мне понравилось занятие, я узнал много нового; желтый – мне понравилось играть, я повеселился с друзьями; зеленый – я узнал много интересного для себя, мне было комфортно; коричневый – мне не понравилось занятие, я ничего не узнал. |
^ Ребята! Сейчас я прочитаю загадку, а вы вспомните, о чем мы вели разговор на прошлых занятиях. II. РЕФЛЕКСИЯ. В начале нашего занятия я предлагаю вам поделиться вашим настроением со всеми окружающими, листья деревьев, которые я вам раздала, разделите пополам и раскрасьте одну из половинок в цвет вашего настроения.^ Давайте вспомним, какие типы лесов можно встретить на территории ХМАО, и что такое тип леса? Перед вами инструктивная карточка попробуйте определить, какому дереву принадлежат данные листья, и тип леса в котором это дерево может произрастать.Ваши знания о древесных породах пригодятся вам при разгадывании кроссворда, кроме того, вы узнаете, кто заботится о лесе, охраняет его. Ребята, а теперь поработаем с гербарием древесных пород. ^ Сегодня мы будем говорить с вами о ярусности. Как Вы думаете, что такое ярусность? Какое бы Вы дали определение данному понятию? Зарисуем схему ярусного расположения растений в лесах ХМАО. Ребята! Распределите предложенные растения по ярусам (работа по инструктивной карточке). Мы теперь знаем, что такое ярусность, а как вы думаете, что такое основные жизненные формы растений? Зарисуйте в тетрадях схему и заполните ее, вписав растения разных ярусов. Как мы с вами говорили в начале занятия, существует несколько типов лесов, все они разные, а как вы думаете, от чего зависит, название лесного фитонценоза? (Работа по инструктивной карточке). ^ Сейчас мы разделимся на команды. Для этого выберите квадраты разных цветов и по цветовой гамме разделитесь на три группы. Поочередно все команды будут выполнять задания (работа по инструктивным карточкам). ^ VI. РЕФЛЕКСИЯ. В конце занятия я предлагаю вам вернуться к нашим листочкам и отметить ваше настроение, раскрасив вторую их половину в цвет вашего настроения. | Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем. (Лес)Лес - это самое прекрасное, это дом для растений и животных. Вспомните, когда вы последний раз были в лесу. Что вы чувствовали? Что вас окружало? Поделитесь своими впечатлениями. Дети раскрашивают листья основных древообразующих пород (береза, осина, рябина, ива) лесных фитонценозов ХМАО в цвета своего настроения и поясняют свои ответы. Для раскрашивания предлагаются следующие цвета: красный – я готов действовать, активен; желтый – я готов поиграть, весел; зеленый - я готов работать самостоятельно, спокоен; коричневый – я не хочу работать, мне грустно.Тип леса – это совокупность лесных фитонценозов, произрастающих в сходных почвенно-гидрологических условиях и имеющих сходный видовой состав ярусов и сходную структуру сообществ. Работа по иллюстрациям различных типов лесов (Демонстрационный материал). Леса бывают лиственные, хвойные и смешанные. В округе преобладают хвойные леса: сосновые, кедрачи, елово-пихтовые и лиственничные. Из лиственных лесов преобладают березовые.^ по программе «Растения, животные и человек в экосистемах ХМАО. Охрана природы»I год обучения. Определите, с какого дерева лист. Назовите тип леса, в котором произрастают данные деревья. Кроссворд «Елочка» Кто отгадает кроссворд, тот узнает название охранника леса.
В ходе работы с гербарным материалом детям предлагается определить по 2 древесных породы и ответить на следующие вопросы:
Ярусность – распределение организмов в сообществах по вертикали. У растений ярусность вызвана конкуренцией за свет и воду, а у животных – за пищу. Ярус - это структурная часть фитоценоза, объединяющая виды растений приблизительно равной высоты со сходной требовательностью к световому режиму во взрослом состоянии. Лесные фитонценозы имеют сложное ярусное строение. В лесной зоне ХМАО можно выделить 4 яруса: 1 ярус составлен деревьями, 2 ярус – кустарниками, 3 ярус – кустарничками и травянистыми растениями, 4 ярус – мхами и лишайниками. Ярус мхов и лишайников обычно располагается на уровне почвы, отчасти и на стволах деревьев. Ярус травянистой растительности бывает различной высоты (в сибирской тайге – до двух метров). Следующий ярус в лесу – кустарниковый. Он достигает восьмиметровой высоты. Последний лесной ярус – древесный, состоит из высоких деревьев. В соответствии с ярусным расположением растений распределяются в лесу и животные. Все, что растет на земле, для того чтобы выжить подчинено закону надземной ярусности. Этому закону подчинено все живое на земле. Такому же закону подчинено и всё живое под землей и растения, и животные и это закон подземной ярусности. Ярусность существует и в почве. Ее определяет характер залегания корневой системы различных растений. ^ I – древесный ярус, состоящий из 2-х пологов, II – кустарниковый ярус, III – травяно-кустарничковый ярус, IV – мохово-лишайниковый ярус. Инструктивная карточка по программе «Растения, животные и человек в экосистемах ХМАО. Охрана природы» I год обучения. Распределите предложенные растения по ярусам, вписывая их названия в соответствующее окошко, напишите название яруса: 1 ярус - 2 ярус - 3 ярус - 4 ярус - Береза, рябина, сосна обыкновенная, шиповник, брусника, кукушкин лен, кипрей, ландыш, осина, малина, сосна кедровая сибирская, голубика, ягель, купена, черника, плаун. (1 ярус – древесный: береза, сосна обыкновенная, осина, сосна кедровая сибирская; 2 ярус – кустарниковый: рябина, шиповник, малина; 3 ярус - травяно-кустарничковы: брусника, кипрей, ландыш, голубика, купена, черника; 4 ярус - мохово-лишайниковый: кукушкин лен, ягель, плаун ). ^ – форма растения, возникшая в результате длительного приспособления к местным экологическим условиям (низкой температуре воздуха, и почвы, избыточной влажности, короткому вегетационному периоду и т.д.), выраженная в морфофизиологических особенностях. Основными жизненными формами растений нашего округа – деревья, кустарники, кустарнички и травы. Деревья – жизненная форма растений с сохраняющимся всю жизнь многолетним одревесневшим главным стеблем (стволом) и ветвями, образующими крону. Основными деревообразующими породами таежных лесов ХМАО является сосна обыкновенная, кедр сибирский, ель сибирская, пихта сибирская, лиственница сибирская – хвойные; среди лиственных – береза, осина, в меньшей мере ивы и тополя. Кустарники – многолетние деревянистые растения, ветвящиеся у самой поверхности почвы и не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, высотой до 6 м, продолжительностью жизни от 10 до 20 лет. К кустарникам относятся – рябина сибирская, спирея (таволга) иволистная, можжевельник обыкновенный, различные виды ив (корзиночная, серая, ушастая, лопарская, черничная), черемуха обыкновенная. Кустарничек – низкорослый кустарник (высотой до 60 см). Выделяют вечнозеленые (брусника, клюква болотная, багульник болотный) и листопадные (черника, голубика, толокнянка). Травы – это растения, не имеющие одревесневшего побега. Травянистые растения делятся на однолетние и многолетние. Основные представители травянистых растений ХМАО – кислица обыкновенная, вороний глаз, седмичник, линнея северная, грушанка, майник двулистный, кипрей и т.д.Растения
Название хвойных и лиственных лесов зависит от вида, который преобладает на его территории. Этот вид называется доминирующим. Доминанты – виды организмов, которые преобладают в экосистеме. Как правило, доминанты выделяются среди растений (дуб, береза, сосна и др. в лесах) Если в лесном фитонценозе преобладает сосна обыкновенная, то это сосняк, береза – березняк. ^ по программе «Растения, животные и человек в экосистемах ХМАО. Охрана природы» I год обучения. Подберите название лесному фитонценозу в зависимости от доминирующего вида:
Каждой команде по очереди предлагается выполнить три задания, за правильное выполнение задания начисляются баллы команда, набравшая наибольшее количество баллов объявляется победителем и получает звание «Лучший знаток лесов ХМАО». Задание 1: ^ по программе «Растения, животные и человек в экосистемах ХМАО. Охрана природы» I год обучения. Дать полную характеристику 5 растений по схеме:
Перед вами иллюстрации растений и животных одного лесного фитонциноза. Зарисуйте схему ярусного распределения растений в данном фитонцинозе и назовите его. (Например: Хвойный лес. Ель сибирская, пихта сибирская, майник двулистный, можжевельник обыкновенный, багульник, седмичник, сфагнум, кукушкин лен, белка, клест, куница, медведь, глухарь.) За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты.Задание 3: Определите растения по гербарию /предлагаются 5 растений/. (Например: Ель сибирская, седмичник, голубика, кукушкин лен, шиповник). За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты.Что нового вы узнали на занятие? Ярусность, что это, для чего она нужна растениям? Доминирующий вид это? Дети раскрашивают листья основных древообразующих пород (береза, осина, рябина, ива) лесных фитонценозов ХМАО в цвета своего настроения и поясняют свои ответы. Для раскрашивания предлагаются следующие цвета: красный – мне понравилось занятие, я узнал много нового; желтый – мне понравилось играть, я повеселился с друзьями; зеленый – я узнал много интересного для себя, мне было комфортно; коричневый – мне не понравилось занятие, я ничего не узнал. |
I. ОРГ МОМЕНТ. Ребята! Сейчас я прочитаю загадку, а вы вспомните, о чем мы вели разговор на прошлых занятиях. II. РЕФЛЕКСИЯ. В начале нашего занятия я предлагаю вам поделиться вашим настроением со всеми окружающими, листья деревьев, которые я вам раздала, разделите пополам и раскрасьте одну из половинок в цвет вашего настроения. III. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО. Давайте вспомним, какие типы лесов можно встретить на территории ХМАО, и что такое тип леса? Перед вами инструктивная карточка попробуйте определить, какому дереву принадлежат данные листья, и тип леса в котором это дерево может произрастать. Ваши знания о древесных породах пригодятся вам при разгадывании кроссворда, кроме того, вы узнаете, кто заботится о лесе, охраняет его.Ребята, а теперь поработаем с гербарием древесных пород. III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Сегодня мы будем говорить с вами о ярусности. Как Вы думаете, что такое ярусность? Какое бы Вы дали определение данному понятию? Зарисуем схему ярусного расположения растений в лесах ХМАО. Ребята! Распределите предложенные растения по ярусам (работа по инструктивной карточке). Мы теперь знаем, что такое ярусность, а как вы думаете, что такое основные жизненные формы растений? Зарисуйте в тетрадях схему и заполните ее, вписав растения разных ярусов. Как мы с вами говорили в начале занятия, существует несколько типов лесов, все они разные, а как вы думаете, от чего зависит, название лесного фитонценоза? (Работа по инструктивной карточке). IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО. Сейчас мы разделимся на команды. Для этого выберите квадраты разных цветов и по цветовой гамме разделитесь на три группы. Поочередно все команды будут выполнять задания (работа по инструктивным карточкам). V. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. VI. РЕФЛЕКСИЯ. В конце занятия я предлагаю вам вернуться к нашим листочкам и отметить ваше настроение, раскрасив вторую их половину в цвет вашего настроения. | Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем. (Лес)Лес - это самое прекрасное, это дом для растений и животных. Вспомните, когда вы последний раз были в лесу. Что вы чувствовали? Что вас окружало? Поделитесь своими впечатлениями. Дети раскрашивают листья основных древообразующих пород (береза, осина, рябина, ива) лесных фитонценозов ХМАО в цвета своего настроения и поясняют свои ответы. Для раскрашивания предлагаются следующие цвета: красный – я готов действовать, активен; желтый – я готов поиграть, весел; зеленый - я готов работать самостоятельно, спокоен; коричневый – я не хочу работать, мне грустно.Тип леса – это совокупность лесных фитонценозов, произрастающих в сходных почвенно-гидрологических условиях и имеющих сходный видовой состав ярусов и сходную структуру сообществ. Работа по иллюстрациям различных типов лесов (Демонстрационный материал). Леса бывают лиственные, хвойные и смешанные. В округе преобладают хвойные леса: сосновые, кедрачи, елово-пихтовые и лиственничные. Из лиственных лесов преобладают березовые. Инструктивная карточка по программе «Растения, животные и человек в экосистемах ХМАО. Охрана природы»I год обучения. Определите, с какого дерева лист. Назовите тип леса, в котором произрастают данные деревья. Кроссворд «Елочка» Кто отгадает кроссворд, тот узнает название охранника леса.
Ярусность – распределение организмов в сообществах по вертикали. У растений ярусность вызвана конкуренцией за свет и воду, а у животных – за пищу. Ярус - это структурная часть фитоценоза, объединяющая виды растений приблизительно равной высоты со сходной требовательностью к световому режиму во взрослом состоянии. Лесные фитонценозы имеют сложное ярусное строение. В лесной зоне ХМАО можно выделить 4 яруса: 1 ярус составлен деревьями, 2 ярус – кустарниками, 3 ярус – кустарничками и травянистыми растениями, 4 ярус – мхами и лишайниками. Ярус мхов и лишайников обычно располагается на уровне почвы, отчасти и на стволах деревьев. Ярус травянистой растительности бывает различной высоты (в сибирской тайге – до двух метров). Следующий ярус в лесу – кустарниковый. Он достигает восьмиметровой высоты. Последний лесной ярус – древесный, состоит из высоких деревьев. В соответствии с ярусным расположением растений распределяются в лесу и животные. Все, что растет на земле, для того чтобы выжить подчинено закону надземной ярусности. Этому закону подчинено все живое на земле. Такому же закону подчинено и всё живое под землей и растения, и животные и это закон подземной ярусности. Ярусность существует и в почве. Ее определяет характер залегания корневой системы различных растений. Схема ярусного расположения растений в лесном фитонценозе. I – древесный ярус, состоящий из 2-х пологов, II – кустарниковый ярус, III – травяно-кустарничковый ярус, IV – мохово-лишайниковый ярус. Инструктивная карточка по программе «Растения, животные и человек в экосистемах ХМАО. Охрана природы» I год обучения. Распределите предложенные растения по ярусам, вписывая их названия в соответствующее окошко, напишите название яруса: 1 ярус - 2 ярус - 3 ярус - 4 ярус - Береза, рябина, сосна обыкновенная, шиповник, брусника, кукушкин лен, кипрей, ландыш, осина, малина, сосна кедровая сибирская, голубика, ягель, купена, черника, плаун. (1 ярус – древесный: береза, сосна обыкновенная, осина, сосна кедровая сибирская; 2 ярус – кустарниковый: рябина, шиповник, малина; 3 ярус - травяно-кустарничковы: брусника, кипрей, ландыш, голубика, купена, черника; 4 ярус - мохово-лишайниковый: кукушкин лен, ягель, плаун ). Жизненная форма – форма растения, возникшая в результате длительного приспособления к местным экологическим условиям (низкой температуре воздуха, и почвы, избыточной влажности, короткому вегетационному периоду и т.д.), выраженная в морфофизиологических особенностях. Основными жизненными формами растений нашего округа – деревья, кустарники, кустарнички и травы. Деревья – жизненная форма растений с сохраняющимся всю жизнь многолетним одревесневшим главным стеблем (стволом) и ветвями, образующими крону. Основными деревообразующими породами таежных лесов ХМАО является сосна обыкновенная, кедр сибирский, ель сибирская, пихта сибирская, лиственница сибирская – хвойные; среди лиственных – береза, осина, в меньшей мере ивы и тополя.Кустарники – многолетние деревянистые растения, ветвящиеся у самой поверхности почвы и не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, высотой до 6 м, продолжительностью жизни от 10 до 20 лет. К кустарникам относятся – рябина сибирская, спирея (таволга) иволистная, можжевельник обыкновенный, различные виды ив (корзиночная, серая, ушастая, лопарская, черничная), черемуха обыкновенная. Кустарничек – низкорослый кустарник (высотой до 60 см). Выделяют вечнозеленые (брусника, клюква болотная, багульник болотный) и листопадные (черника, голубика, толокнянка). Травы – это растения, не имеющие одревесневшего побега. Травянистые растения делятся на однолетние и многолетние. Основные представители травянистых растений ХМАО – кислица обыкновенная, вороний глаз, седмичник, линнея северная, грушанка, майник двулистный, кипрей и т.д.Растения
Название хвойных и лиственных лесов зависит от вида, который преобладает на его территории. Этот вид называется доминирующим. Доминанты – виды организмов, которые преобладают в экосистеме. Как правило, доминанты выделяются среди растений (дуб, береза, сосна и др. в лесах) Если в лесном фитонценозе преобладает сосна обыкновенная, то это сосняк, береза – березняк. Инструктивная карточка по программе «Растения, животные и человек в экосистемах ХМАО. Охрана природы» I год обучения. Подберите название лесному фитонценозу в зависимости от доминирующего вида:
Каждой команде по очереди предлагается выполнить три задания, за правильное выполнение задания начисляются баллы команда, набравшая наибольшее количество баллов объявляется победителем и получает звание «Лучший знаток лесов ХМАО». Задание 1: Инструктивная карточка по программе «Растения, животные и человек в экосистемах ХМАО. Охрана природы» I год обучения. Дать полную характеристику 5 растений по схеме:
Перед вами иллюстрации растений и животных одного лесного фитонциноза. Зарисуйте схему ярусного распределения растений в данном фитонцинозе и назовите его. (Например: Хвойный лес. Ель сибирская, пихта сибирская, майник двулистный, можжевельник обыкновенный, багульник, седмичник, сфагнум, кукушкин лен, белка, клест, куница, медведь, глухарь.) За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты. Задание 3: Определите растения по гербарию /предлагаются 5 растений/. (Например: Ель сибирская, седмичник, голубика, кукушкин лен, шиповник). За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты. Что нового вы узнали на занятие? Ярусность, что это, для чего она нужна растениям? Доминирующий вид это? Дети раскрашивают листья основных древообразующих пород (береза, осина, рябина, ива) лесных фитонценозов ХМАО в цвета своего настроения и поясняют свои ответы. Для раскрашивания предлагаются следующие цвета: красный – мне понравилось занятие, я узнал много нового; желтый – мне понравилось играть, я повеселился с друзьями; зеленый – я узнал много интересного для себя, мне было комфортно; коричневый – мне не понравилось занятие, я ничего не узнал. |
I. ОРГ МОМЕНТ. Ребята! Сейчас я прочитаю загадку, а вы вспомните, о чем мы вели разговор на прошлых занятиях. II. РЕФЛЕКСИЯ. В начале нашего занятия я предлагаю вам поделиться вашим настроением со всеми окружающими, листья деревьев, которые я вам раздала, разделите пополам и раскрасьте одну из половинок в цвет вашего настроения. III. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.Давайте вспомним, какие типы лесов можно встретить на территории ХМАО, и что такое тип леса? Перед вами инструктивная карточка попробуйте определить, какому дереву принадлежат данные листья, и тип леса в котором это дерево может произрастать. Ваши знания о древесных породах пригодятся вам при разгадывании кроссворда, кроме того, вы узнаете, кто заботится о лесе, охраняет его. Ребята, а теперь поработаем с гербарием древесных пород. III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Сегодня мы будем говорить с вами о ярусности. Как Вы думаете, что такое ярусность? Какое бы Вы дали определение данному понятию? Зарисуем схему ярусного расположения растений в лесах ХМАО. Ребята! Распределите предложенные растения по ярусам (работа по инструктивной карточке). Мы теперь знаем, что такое ярусность, а как вы думаете, что такое основные жизненные формы растений? Зарисуйте в тетрадях схему и заполните ее, вписав растения разных ярусов. Как мы с вами говорили в начале занятия, существует несколько типов лесов, все они разные, а как вы думаете, от чего зависит, название лесного фитонценоза? (Работа по инструктивной карточке). IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО. Сейчас мы разделимся на команды. Для этого выберите квадраты разных цветов и по цветовой гамме разделитесь на три группы. Поочередно все команды будут выполнять задания (работа по инструктивным карточкам). V. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. VI. РЕФЛЕКСИЯ. В конце занятия я предлагаю вам вернуться к нашим листочкам и отметить ваше настроение, раскрасив вторую их половину в цвет вашего настроения. | Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем. (Лес) Лес - это самое прекрасное, это дом для растений и животных. Вспомните, когда вы последний раз были в лесу. Что вы чувствовали? Что вас окружало? Поделитесь своими впечатлениями. Дети раскрашивают листья основных древообразующих пород (береза, осина, рябина, ива) лесных фитонценозов ХМАО в цвета своего настроения и поясняют свои ответы. Для раскрашивания предлагаются следующие цвета: красный – я готов действовать, активен; желтый – я готов поиграть, весел; зеленый - я готов работать самостоятельно, спокоен; коричневый – я не хочу работать, мне грустно. Тип леса – это совокупность лесных фитонценозов, произрастающих в сходных почвенно-гидрологических условиях и имеющих сходный видовой состав ярусов и сходную структуру сообществ. Работа по иллюстрациям различных типов лесов (Демонстрационный материал). Леса бывают лиственные, хвойные и смешанные. В округе преобладают хвойные леса: сосновые, кедрачи, елово-пихтовые и лиственничные. Из лиственных лесов преобладают березовые. Инструктивная карточка по программе «Растения, животные и человек в экосистемах ХМАО. Охрана природы»I год обучения. Определите, с какого дерева лист. Назовите тип леса, в котором произрастают данные деревья.
Кроссворд «Елочка» Кто отгадает кроссворд, тот узнает название охранника леса.
В ходе работы с гербарным материалом детям предлагается определить по 2 древесных породы и ответить на следующие вопросы:
Ярусность – распределение организмов в сообществах по вертикали. У растений ярусность вызвана конкуренцией за свет и воду, а у животных – за пищу. Ярус - это структурная часть фитоценоза, объединяющая виды растений приблизительно равной высоты со сходной требовательностью к световому режиму во взрослом состоянии. Лесные фитонценозы имеют сложное ярусное строение. В лесной зоне ХМАО можно выделить 4 яруса: 1 ярус составлен деревьями, 2 ярус – кустарниками, 3 ярус – кустарничками и травянистыми растениями, 4 ярус – мхами и лишайниками. Ярус мхов и лишайников обычно располагается на уровне почвы, отчасти и на стволах деревьев. Ярус травянистой растительности бывает различной высоты (в сибирской тайге – до двух метров). Следующий ярус в лесу – кустарниковый. Он достигает восьмиметровой высоты. Последний лесной ярус – древесный, состоит из высоких деревьев. В соответствии с ярусным расположением растений распределяются в лесу и животные. Все, что растет на земле, для того чтобы выжить подчинено закону надземной ярусности. Этому закону подчинено все живое на земле. Такому же закону подчинено и всё живое под землей и растения, и животные и это закон подземной ярусности. Ярусность существует и в почве. Ее определяет характер залегания корневой системы различных растений. Схема ярусного расположения растений в лесном фитонценозе. I – древесный ярус, состоящий из 2-х пологов, II – кустарниковый ярус, III – травяно-кустарничковый ярус, IV – мохово-лишайниковый ярус. Инструктивная карточка по программе «Растения, животные и человек в экосистемах ХМАО. Охрана природы» I год обучения. Распределите предложенные растения по ярусам, вписывая их названия в соответствующее окошко, напишите название яруса:
1 ярус - 2 ярус -
3 ярус -
4 ярус - Береза, рябина, сосна обыкновенная, шиповник, брусника, кукушкин лен, кипрей, ландыш, осина, малина, сосна кедровая сибирская, голубика, ягель, купена, черника, плаун. (1 ярус – древесный: береза, сосна обыкновенная, осина, сосна кедровая сибирская; 2 ярус – кустарниковый: рябина, шиповник, малина; 3 ярус - травяно-кустарничковы: брусника, кипрей, ландыш, голубика, купена, черника; 4 ярус - мохово-лишайниковый: кукушкин лен, ягель, плаун ). Жизненная форма – форма растения, возникшая в результате длительного приспособления к местным экологическим условиям (низкой температуре воздуха, и почвы, избыточной влажности, короткому вегетационному периоду и т.д.), выраженная в морфофизиологических особенностях. Основными жизненными формами растений нашего округа – деревья, кустарники, кустарнички и травы. Деревья – жизненная форма растений с сохраняющимся всю жизнь многолетним одревесневшим главным стеблем (стволом) и ветвями, образующими крону. Основными деревообразующими породами таежных лесов ХМАО является сосна обыкновенная, кедр сибирский, ель сибирская, пихта сибирская, лиственница сибирская – хвойные; среди лиственных – береза, осина, в меньшей мере ивы и тополя. Кустарники – многолетние деревянистые растения, ветвящиеся у самой поверхности почвы и не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, высотой до 6 м, продолжительностью жизни от 10 до 20 лет. К кустарникам относятся – рябина сибирская, спирея (таволга) иволистная, можжевельник обыкновенный, различные виды ив (корзиночная, серая, ушастая, лопарская, черничная), черемуха обыкновенная. Кустарничек – низкорослый кустарник (высотой до 60 см). Выделяют вечнозеленые (брусника, клюква болотная, багульник болотный) и листопадные (черника, голубика, толокнянка). Травы – это растения, не имеющие одревесневшего побега. Травянистые растения делятся на однолетние и многолетние. Основные представители травянистых растений ХМАО – кислица обыкновенная, вороний глаз, седмичник, линнея северная, грушанка, майник двулистный, кипрей и т.д. Растения
Название хвойных и лиственных лесов зависит от вида, который преобладает на его территории. Этот вид называется доминирующим. Доминанты – виды организмов, которые преобладают в экосистеме. Как правило, доминанты выделяются среди растений (дуб, береза, сосна и др. в лесах) Если в лесном фитонценозе преобладает сосна обыкновенная, то это сосняк, береза – березняк. Инструктивная карточка по программе «Растения, животные и человек в экосистемах ХМАО. Охрана природы» I год обучения. Подберите название лесному фитонценозу в зависимости от доминирующего вида:
Каждой команде по очереди предлагается выполнить три задания, за правильное выполнение задания начисляются баллы команда, набравшая наибольшее количество баллов объявляется победителем и получает звание «Лучший знаток лесов ХМАО». Задание 1: Инструктивная карточка по программе «Растения, животные и человек в экосистемах ХМАО. Охрана природы» I год обучения. Дать полную характеристику 5 растений по схеме:
Перед вами иллюстрации растений и животных одного лесного фитонциноза. Зарисуйте схему ярусного распределения растений в данном фитонцинозе и назовите его. (Например: Хвойный лес. Ель сибирская, пихта сибирская, майник двулистный, можжевельник обыкновенный, багульник, седмичник, сфагнум, кукушкин лен, белка, клест, куница, медведь, глухарь.) За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты. Задание 3: Определите растения по гербарию /предлагаются 5 растений/. (Например: Ель сибирская, седмичник, голубика, кукушкин лен, шиповник). За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты. Что нового вы узнали на занятие? Ярусность, что это, для чего она нужна растениям? Доминирующий вид это? Дети раскрашивают листья основных древообразующих пород (береза, осина, рябина, ива) лесных фитонценозов ХМАО в цвета своего настроения и поясняют свои ответы. Для раскрашивания предлагаются следующие цвета: красный – мне понравилось занятие, я узнал много нового; желтый – мне понравилось играть, я повеселился с друзьями; зеленый – я узнал много интересного для себя, мне было комфортно; коричневый – мне не понравилось занятие, я ничего не узнал. |