Тема : «Природная зона степь». Природная зона степи животные и растения
«Природная зона степь»
2 класс
Учитель – Клочкова Надежда Константиновна Тема : « Природная зона – степь»
Цели:
1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, климатом, животным и растительным миром.
2. Продолжать развивать умение работать с картой, тестами; формировать контрольно – оценочную самостоятельность учащихся в условиях коллективно – распределительной деятельности.
3. Учить наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
4. Воспитывать умение работать в группе, самостоятельность. Оборудование: карта природных зон, карточка – «помогай-ка», презентация, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока.
1.Организационный момент. -Создадим хорошее настроение.
-Улыбнитесь друг другу, садитесь!
-Руки?
-На месте!
-Ноги?
-На месте!
-Локти?
-У края!
-Спина?-Прямая! Учитель: Нас сегодня ждёт дорога
И узнать нам надо много
Так возьмёмся, ребята,
Скорей за работу, скорей за работу!
Сегодня нас ждёт ролевая игра,
И роли уже распределены
Познакомьтесь, вот они!
(Представление групп учащихся)
- географы
- биологи
- экологи
2.Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока. Учитель: Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие, в новую природную зону. Это зона в которой мы с вами живём. -Куда приведёт нас дорога?
-Хотите об этом узнать?
-Тогда постарайтесь скорее
-Этот кроссворд разгадать!
Вопросы к кроссворду:1 Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло. (сова) 2 Кто в беретке ярко- красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё по дереву стучит. (дятел)
3 Хозяин леснойПросыпается весной
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. ( медведь )
4. С моего цветка берётПчёлка самый вкусный мёд.
А меня все обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (липа)
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»
Потому что это … (рысь)
Слайд № 1 кроссворд Дети читают ключевое слово кроссворда. ( Слайд № 2) 3. Сообщение темы урока и целей Учитель читает стихотворение о степи. Учитель: Каждая группа ребят провела большую исследовательскую работу. -Чтобы времени зря не терять-О том как потрудились дома
-Поспешим рассказать. 4. Объяснение нового материала.
Учитель: Откройте карту «Природные зоны». Посмотрите внимательно, найдите природную зону –степь.
- Каким цветом она показана на карте? (жёлтым)
- Географы, покажите ребятам эту природную зону.
Один представитель группы показывает степи на карте у доски.
(Степи занимают большую территорию в Северной Америке, незначительную часть на юге Южной Америки, а также в Азии, России.)
Практическая работа №1.
Дети работают в группах по карточке – «помогай-ка», с атласами.
Учитель: Ребята, перед вами жёлтая карточка – «помощница», которая поможет нам выяснить особенности географического положения степей. Карточка – «помогай-ка» (слайд № 3)- Где расположена зона степей?
- Какую территорию занимает степь по сравнению с другими зонами?
- В каком климатическом поясе находится зона степей?
Учитель: Географы приготовили дополнительный материал о климате степей.
Один представитель группы рассказывает о климате природной зоны
(Тепла в степях больше, чем в зоне лесов, но осадков выпадает меньше. Лето долгое засушливое, +25С, +30С, жара может достигать до +40С. Погода летом солнечная, сухая. Часто дуют ветры, иногда переходят в пыльные бури. Зима короткая и теплая, но бывают холода до -20С, -30С, снега мало) (слайд № 4) Растительный мир степей. Учитель: Весна в степи- чудесное время. Земля ещё напитана снеговой влагой. (слайд № 5) Степь оживает, покрывается разноцветным цветущим ковром. Быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы, гиацинты.(слайд №6)
В мае когда становится жарко растительный покров изменяется. Теперь в степи можно встретить злаковые растения: типчак, ковыль, полынь. (слайд № 7) Все растения степи травянистые, им хорошо живётся в степи, где много света и тепла. Но к жизни каждое из них приспосабливается по разному. Об этом нам расскажут биологи.
(Растения степи по разному приспособились к жизни.
Одни из них имеют узкие листья, что позволяет экономить влагу, имеют густые длинные корни, они лучше удерживают и собирают влагу например: типчак, житняк, волосенец.(слайд № 8) .
У других образуются корни клубни, луковицы, где лучше сохраняются питательные вещества: тюльпаны, ирисы, лук.( слайд № 9)
У некоторых растений жесткие листья и волоски на стеблях, для снижения испарения. Например: астрагал, мордовник, чабрец.
(слайд № 10)
Учитель: В степи много тепла, богат травянистый покров, мощные корневые системы, поэтому здесь сформировались самые плодородные почвы. Они очень богаты перегноем, имеют темную окраску. (слайд №11)
-Кто знает как называют такие почвы? (чернозём)Животный мир степей. Учитель: Богат и разнообразен не только растительный мир степей, но и животный мир. (слайд № 12) Здесь почти нет деревьев, но богат травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кузнечики, кобылки, шмели, бабочки, богомолы. ( слайд № 13)
Если много насекомых, значит будет много птиц: серая куропатка, стрепет, полевой жаворонок, степной жаворонок, дрофа, журавль- красавка. (слайд № 14)
Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. Здесь же обитают не крупные животные: сурок, мышь- полёвка, тушканчики, суслики, хомяки. ( слайд № 15)
А если есть птицы, мелкие грызуны, то будут и хищники: степной орёл, степная гадюка, степной хорёк. (слайд № 16)
Учитель: у нас в школе живёт в кабинете биологии представитель степных животных – хомячок Борька. Он у нас сегодня в гостях. Ребята расскажут нам о нашем госте. Физкультминутка
« Хомка, хомка, хомячок.»
Учитель: Биологи приготовили нам сценку о жизни животных в степи. Сценка о жизни животных в степи. Автор: Жаркий летний день. Далеко, далеко протянулась степь. Как серебряное море, колышется ковыль.(слайд №17) Высоко в небе парит орёл, высматривая на земле добычу.(слайд № 18) Вот он удаляется, превращается в чёрную точку и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка.(слайд №19) Они не боятся друг друга- тушканчик растениями питается, а куропатка – насекомыми.Куропатка: И я орла боюсь, уже два часа голодная сижу. Только я не пойму, тебе то чего его бояться? Ты же вон как быстро бегаешь, разве тебя орел поймает?
Тушканчик: я для того быстро и бегаю, чтобы не поймал. Да лучше не рисковать.
Куропатка: А кто еще у нас в степи также быстро бегает?
Тушканчик: Сайгак. (слайд № 20)
Куропатка: Ой! Смотри дрофа бежит, вот умора! Ноги длинные, летает кое-как. (слайд № 21)
Тушканчик: Это он разбегается долго, а летает не так уж и плохо.
Куропатка: Настоящая птица выше летать должна. То ли дело я – серая куропатка, или журавль-красавка, или розовый скворец, или степной жаворонок.
Тушканчик: Или орёл.
Куропатка: Не говори мне про орла! Он высоко-высоко поднимается, потом оттуда на всех бросается. Нет, настоящая птица так не поступает.
Тушканчик: Вон смотри, кузнечик поскакал!
Куропатка: Это не кузнечик, это кобылка. У кузнечиков усики длинные, а у кобылок – короткие. Кузнечики насекомыми питаются, прямо как я, хоть сами – насекомые. А кобылки- растениями.
Автор: И куропатка погналась за кобылкой. Тушканчик же поскакал по степи, туда, где люди пшеницу посеяли. Будет у него вкусный обед. Учитель: Ребята, о каких степных животных нам рассказали тушканчик и куропатка? Практическая работа №2
Учитель: А как же приспособились животные к жизни в жарком климате? Ответить на этот вопрос нам поможет наша «помогай-ка».
Карточка « помогай-ка»№ 2.(слайд № 22)- где живут животные? – в норах, дуплах, траве.
- как бегают животные? – быстро, медленно.
- где животные запасают корм? – в дупле, в норе.
Работа по учебнику.
Учитель: В любой экосистеме существуют живые организмы, выполняющие санитарную роль. Кто же в степи выступает в роли «мусорщика» ? Чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебники на стр.19, прочитайте предпоследний абзац.
( В роли «мусорщика» выступают черви, жук-навозник, чернотёлка, они перерабатывают остатки отмерших растений, превращая их в перегной). (слайд №23)
Экологические проблемы степей. Учитель: Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – распашка земель. (слайд №24)Чернозёмы, тёплое солнечное лето, позволяют людям выращивать пшеницу, кукурузу, подсолнечник и другие культуры.
Другая причина – это выпас скота. (слайд №25) Скот вытаптывает и выщипывает траву.
Ещё одна причина – незаконный отстрел животных (браконьерство). Поэтому многие растения и животные занесены в Красную книгу.
Экологи подготовили сообщения об исчезающих растениях и животных.
Журавль красавка
Красавка – это самый маленький журавль. Его вес 3 килограмма, рост – 70 сантиметров. Но по красоте и изяществу ему нет равных. Гнёзда устраивают на открытых местах, чтобы был обзор. . Питаются ягодами, семенами и насекомыми. Журавли птицы «разговорчивые» и криками часто выдают себя. Удивительное явление – журавлиные танцы. Красавки любят танцевать группой. Они становятся в круг, сначала одни пляшут, а потом меняются в круг выходят другие.
В настоящее время красавка нуждается в защите и занесена в Красную книгу России. Дрофа.
Эта птица крупная. Её вес от 4 до 16 килограммов. В высоту достигает 120 сантиметров. Дрофы очень осторожные птицы с прекрасным зрением. Гнездо дрофы – это неглубокая ямка, на дне, которой сухая трава. Летом питаются насекомыми, а весной и осенью в основном растениями. Кормятся они рано утром, а в жару залегают в траву; любят « купаться» в пыли. Вечером дрофы летают на водопой. В дождливую погоду они сильно намокают и не могут летать. И тогда эти птицы – великаны становятся лёгкой добычей для хищников и браконьеров. Дрофа – очень редко встречается в природе и поэтому её занесли в Красную книгу. Прострел или сон- трава.
Цветы эти появляются рано весной. Голубовато-лиловые цветки крупные и мохнатые. Да и всё растение мохнатое: и ножка, и стебли, и лепестки одеты густым серебристым пушком. В народе его называют – мохнатая зверушка. Прострел имеет второе название сон – трава. Когда-то верили, что если этот цветок положить под подушку, то он навевает сон. Есть такая легенда: однажды охотник подсмотрел, как медведь выкопал траву, съел её и тут же уснул. Охотник решил проверить, что случилось со зверем, сам попробовал траву и тут же заснул. Сейчас прострел используют в медицине, как успокаивающее средство. Этот цветок очень красив, но в природе их осталось мало. И поэтому экологи бьют тревогу, чтобы сохранить его , он занесён в Красную книгу. Тюльпан Шренка
Издавна тюльпан Шренка в народе называют лазоревый цветок. он представляет собой растение высотой от 10 до 30 сантиметров с широкими листьями и яркой окраской от белой и жёлтой до огненно-красной и фиолетовой. Это один из красивейших тюльпанов нашей страны. Когда-то, когда степи в наших краях ещё были не распаханы, цветущий тюльпан Шренка занимал весной огромные пространства. Теперь, лазоревый цветок сохранился местами. Но и здесь его с каждым годом становится всё меньше и меньше. Этот цветок внесён в Красную книгу. Строго запрещено собирать растение на букеты, продажу и выкапывать луковицы. Итог урока. Рефлексия.
- В какой природной зоне мы побывали?
- Что интересного вы узнали о степях?
- Что вам особенно запомнилось в этом путешествии?
Контроль и оценка. Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Мне очень хотелось бы узнать у вас понравилось ли вам это путешествие, интересно ли вам было, легко ли вам было в пути. Оцените наше путешествие.(дети показывают сигнальные карточки : солнышко, солнышко, спрятанное за облачко, туча.)
Учитель: Каждой группой бала проведена большая работа, подготовлены интересные сообщения. Ребята, подумайте и оцените работу каждой группы.
(каждая группа даёт оценку другой группе)
Экологи | |
Биологи |
Географы | |
Биологи |
Географы | |
Экологи |
Учитель: Руководитель группы оцените своих товарищей.
Домашнее задание. Учебник стр. 17-20. придумать вопросы для викторины о степи. Учитель: Мне было интересно с вами работать. Спасибо за урок. скачатьnenuda.ru
Тема : «Природная зона степь»
Окружающий мир
2 класс
Учитель – Клочкова Надежда Константиновна
Тема : « Природная зона – степь»
Цели:
1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, климатом, животным и растительным миром.
2. Продолжать развивать умение работать с картой, тестами; формировать контрольно – оценочную самостоятельность учащихся в условиях коллективно – распределительной деятельности.
3. Учить наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
4. Воспитывать умение работать в группе, самостоятельность.
Оборудование: карта природных зон, карточка – «помогай-ка», презентация, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Создадим хорошее настроение.
-Улыбнитесь друг другу, садитесь!
-Руки?
-На месте!
-Ноги?
-На месте!
-Локти?
-У края!
-Спина?
-Прямая!
Учитель: Нас сегодня ждёт дорога
И узнать нам надо много
Так возьмёмся, ребята,
Скорей за работу, скорей за работу!
Сегодня нас ждёт ролевая игра,
И роли уже распределены
Познакомьтесь, вот они!
(Представление групп учащихся)
географы
биологи
экологи
2.Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.
Учитель: Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие, в новую природную зону. Это зона в которой мы с вами живём.
-Куда приведёт нас дорога?
-Хотите об этом узнать?
-Тогда постарайтесь скорее
-Этот кроссворд разгадать!
Вопросы к кроссворду:
1 Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло. (сова)
2 Кто в беретке ярко- красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё по дереву стучит. (дятел)
3 Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. ( медведь )
4. С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (липа)
5. Лесники её котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»
Потому что это … (рысь)
Слайд № 1 кроссворд
Дети читают ключевое слово кроссворда. ( Слайд № 2)
3. Сообщение темы урока и целей
Учитель читает стихотворение о степи.
Учитель: Каждая группа ребят провела большую исследовательскую работу.
-Чтобы времени зря не терять
-О том как потрудились дома
-Поспешим рассказать.
4. Объяснение нового материала.
Учитель: Откройте карту «Природные зоны». Посмотрите внимательно, найдите природную зону –степь.
- Каким цветом она показана на карте? (жёлтым)
- Географы, покажите ребятам эту природную зону.
Один представитель группы показывает степи на карте у доски.
(Степи занимают большую территорию в Северной Америке, незначительную часть на юге Южной Америки, а также в Азии, России.)
Практическая работа №1.
Дети работают в группах по карточке – «помогай-ка», с атласами.
Учитель: Ребята, перед вами жёлтая карточка – «помощница», которая поможет нам выяснить особенности географического положения степей.
Карточка – «помогай-ка» (слайд № 3)
Где расположена зона степей?
(Эта зона расположена южнее зоны лесов)
Какую территорию занимает степь по сравнению с другими зонами?
(Зона степей намного меньше зоны лесов)
В каком климатическом поясе находится зона степей?
(Зона степей находится в умеренном тепловом поясе)
Сообщение группы географов
Учитель: Географы приготовили дополнительный материал о климате степей.
Один представитель группы рассказывает о климате природной зоны
(Тепла в степях больше, чем в зоне лесов, но осадков выпадает меньше. Лето долгое засушливое, +25С, +30С, жара может достигать до +40С. Погода летом солнечная, сухая. Часто дуют ветры, иногда переходят в пыльные бури. Зима короткая и теплая, но бывают холода до -20С, -30С, снега мало) (слайд № 4)
Растительный мир степей.
Учитель: Весна в степи- чудесное время. Земля ещё напитана снеговой влагой. (слайд № 5) Степь оживает, покрывается разноцветным цветущим ковром. Быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы, гиацинты.(слайд №6)
В мае когда становится жарко растительный покров изменяется. Теперь в степи можно встретить злаковые растения: типчак, ковыль, полынь. (слайд № 7) Все растения степи травянистые, им хорошо живётся в степи, где много света и тепла. Но к жизни каждое из них приспосабливается по разному. Об этом нам расскажут биологи.
Сообщение группы биологов.
Один представитель группы рассказывает о приспособлении растений к жизни в степи.
(Растения степи по разному приспособились к жизни.
Одни из них имеют узкие листья, что позволяет экономить влагу, имеют густые длинные корни, они лучше удерживают и собирают влагу например: типчак, житняк, волосенец.(слайд № 8) .
У других образуются корни клубни, луковицы, где лучше сохраняются питательные вещества: тюльпаны, ирисы, лук.( слайд № 9)
У некоторых растений жесткие листья и волоски на стеблях, для снижения испарения. Например: астрагал, мордовник, чабрец.
(слайд № 10)
Учитель: В степи много тепла, богат травянистый покров, мощные корневые системы, поэтому здесь сформировались самые плодородные почвы. Они очень богаты перегноем, имеют темную окраску. (слайд №11)
-Кто знает как называют такие почвы? (чернозём)
Животный мир степей.
Учитель: Богат и разнообразен не только растительный мир степей, но и животный мир. (слайд № 12) Здесь почти нет деревьев, но богат травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кузнечики, кобылки, шмели, бабочки, богомолы. ( слайд № 13)
Если много насекомых, значит будет много птиц: серая куропатка, стрепет, полевой жаворонок, степной жаворонок, дрофа, журавль- красавка. (слайд № 14)
Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. Здесь же обитают не крупные животные: сурок, мышь- полёвка, тушканчики, суслики, хомяки. ( слайд № 15)
А если есть птицы, мелкие грызуны, то будут и хищники: степной орёл, степная гадюка, степной хорёк. (слайд № 16)
Учитель: у нас в школе живёт в кабинете биологии представитель степных животных – хомячок Борька. Он у нас сегодня в гостях. Ребята расскажут нам о нашем госте.
Физкультминутка
« Хомка, хомка, хомячок.»
Учитель: Биологи приготовили нам сценку о жизни животных в степи.
Сценка о жизни животных в степи.
Автор: Жаркий летний день. Далеко, далеко протянулась степь. Как серебряное море, колышется ковыль.(слайд №17) Высоко в небе парит орёл, высматривая на земле добычу.(слайд № 18) Вот он удаляется, превращается в чёрную точку и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка.(слайд №19) Они не боятся друг друга- тушканчик растениями питается, а куропатка – насекомыми.
Тушканчик: наконец-то орёл улетел. А то я боялся по степи пробежать.
Куропатка: И я орла боюсь, уже два часа голодная сижу. Только я не пойму, тебе то чего его бояться? Ты же вон как быстро бегаешь, разве тебя орел поймает?
Тушканчик: я для того быстро и бегаю, чтобы не поймал. Да лучше не рисковать.
Куропатка: А кто еще у нас в степи также быстро бегает?
Тушканчик: Сайгак. (слайд № 20)
Куропатка: Ой! Смотри дрофа бежит, вот умора! Ноги длинные, летает кое-как. (слайд № 21)
Тушканчик: Это он разбегается долго, а летает не так уж и плохо.
Куропатка: Настоящая птица выше летать должна. То ли дело я – серая куропатка, или журавль-красавка, или розовый скворец, или степной жаворонок.
Тушканчик: Или орёл.
Куропатка: Не говори мне про орла! Он высоко-высоко поднимается, потом оттуда на всех бросается. Нет, настоящая птица так не поступает.
Тушканчик: Вон смотри, кузнечик поскакал!
Куропатка: Это не кузнечик, это кобылка. У кузнечиков усики длинные, а у кобылок – короткие. Кузнечики насекомыми питаются, прямо как я, хоть сами – насекомые. А кобылки- растениями.
Автор: И куропатка погналась за кобылкой. Тушканчик же поскакал по степи, туда, где люди пшеницу посеяли. Будет у него вкусный обед.
Учитель: Ребята, о каких степных животных нам рассказали тушканчик и куропатка?
Практическая работа №2
Учитель: А как же приспособились животные к жизни в жарком климате? Ответить на этот вопрос нам поможет наша «помогай-ка».
Карточка « помогай-ка»№ 2.(слайд № 22)
где живут животные? – в норах, дуплах, траве.
как бегают животные? – быстро, медленно.
где животные запасают корм? – в дупле, в норе.
Работа по учебнику.
Учитель: В любой экосистеме существуют живые организмы, выполняющие санитарную роль. Кто же в степи выступает в роли «мусорщика» ? Чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебники на стр.19, прочитайте предпоследний абзац.
( В роли «мусорщика» выступают черви, жук-навозник, чернотёлка, они перерабатывают остатки отмерших растений, превращая их в перегной). (слайд №23)
Экологические проблемы степей.
Учитель: Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – распашка земель. (слайд №24)Чернозёмы, тёплое солнечное лето, позволяют людям выращивать пшеницу, кукурузу, подсолнечник и другие культуры.
Другая причина – это выпас скота. (слайд №25) Скот вытаптывает и выщипывает траву.
Ещё одна причина – незаконный отстрел животных (браконьерство). Поэтому многие растения и животные занесены в Красную книгу.
Экологи подготовили сообщения об исчезающих растениях и животных.
Журавль красавка
Красавка – это самый маленький журавль. Его вес 3 килограмма, рост – 70 сантиметров. Но по красоте и изяществу ему нет равных. Гнёзда устраивают на открытых местах, чтобы был обзор. . Питаются ягодами, семенами и насекомыми. Журавли птицы «разговорчивые» и криками часто выдают себя. Удивительное явление – журавлиные танцы. Красавки любят танцевать группой. Они становятся в круг, сначала одни пляшут, а потом меняются в круг выходят другие.
В настоящее время красавка нуждается в защите и занесена в Красную книгу России.
Дрофа.
Эта птица крупная. Её вес от 4 до 16 килограммов. В высоту достигает 120 сантиметров. Дрофы очень осторожные птицы с прекрасным зрением. Гнездо дрофы – это неглубокая ямка, на дне, которой сухая трава. Летом питаются насекомыми, а весной и осенью в основном растениями. Кормятся они рано утром, а в жару залегают в траву; любят « купаться» в пыли. Вечером дрофы летают на водопой. В дождливую погоду они сильно намокают и не могут летать. И тогда эти птицы – великаны становятся лёгкой добычей для хищников и браконьеров. Дрофа – очень редко встречается в природе и поэтому её занесли в Красную книгу.
Прострел или сон- трава.
Цветы эти появляются рано весной. Голубовато-лиловые цветки крупные и мохнатые. Да и всё растение мохнатое: и ножка, и стебли, и лепестки одеты густым серебристым пушком. В народе его называют – мохнатая зверушка. Прострел имеет второе название сон – трава. Когда-то верили, что если этот цветок положить под подушку, то он навевает сон. Есть такая легенда: однажды охотник подсмотрел, как медведь выкопал траву, съел её и тут же уснул. Охотник решил проверить, что случилось со зверем, сам попробовал траву и тут же заснул. Сейчас прострел используют в медицине, как успокаивающее средство. Этот цветок очень красив, но в природе их осталось мало. И поэтому экологи бьют тревогу, чтобы сохранить его , он занесён в Красную книгу.
Тюльпан Шренка
Издавна тюльпан Шренка в народе называют лазоревый цветок. он представляет собой растение высотой от 10 до 30 сантиметров с широкими листьями и яркой окраской от белой и жёлтой до огненно-красной и фиолетовой. Это один из красивейших тюльпанов нашей страны. Когда-то, когда степи в наших краях ещё были не распаханы, цветущий тюльпан Шренка занимал весной огромные пространства. Теперь, лазоревый цветок сохранился местами. Но и здесь его с каждым годом становится всё меньше и меньше. Этот цветок внесён в Красную книгу. Строго запрещено собирать растение на букеты, продажу и выкапывать луковицы.
Итог урока. Рефлексия.
- В какой природной зоне мы побывали?
- Что интересного вы узнали о степях?
- Что вам особенно запомнилось в этом путешествии?
Контроль и оценка.
Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Мне очень хотелось бы узнать у вас понравилось ли вам это путешествие, интересно ли вам было, легко ли вам было в пути. Оцените наше путешествие.
(дети показывают сигнальные карточки : солнышко, солнышко, спрятанное за облачко, туча.)
Учитель: Каждой группой бала проведена большая работа, подготовлены интересные сообщения. Ребята, подумайте и оцените работу каждой группы.
(каждая группа даёт оценку другой группе)
Экологи | |
Биологи |
Географы | |
Биологи |
Географы | |
Экологи |
Учитель: Руководитель группы оцените своих товарищей.
Домашнее задание.
Учебник стр. 17-20. придумать вопросы для викторины о степи.
Учитель: Мне было интересно с вами работать. Спасибо за урок.
refdb.ru
Реферат - Тема : «Природная зона степь»
2 класс
Учитель – Клочкова Надежда Константиновна
Тема : « Природная зона – степь»
Цели:
1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, климатом, животным и растительным миром.
2. Продолжать развивать умение работать с картой, тестами; формировать контрольно – оценочную самостоятельность учащихся в условиях коллективно – распределительной деятельности.
3. Учить наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
4. Воспитывать умение работать в группе, самостоятельность.
Оборудование: карта природных зон, карточка – «помогай-ка», презентация, компьютер, мультимедийный проектор.
^ Ход урока.
1.Организационный момент.
-Создадим хорошее настроение.
-Улыбнитесь друг другу, садитесь!
-Руки?
-На месте!
-Ноги?
-На месте!
-Локти?
-У края!
-Спина?
-Прямая!
Учитель: Нас сегодня ждёт дорога
И узнать нам надо много
Так возьмёмся, ребята,
Скорей за работу, скорей за работу!
Сегодня нас ждёт ролевая игра,
И роли уже распределены
Познакомьтесь, вот они!
(Представление групп учащихся)
географы
биологи
экологи
2.Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.
Учитель: Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие, в новую природную зону. Это зона в которой мы с вами живём.
-Куда приведёт нас дорога?
-Хотите об этом узнать?
-Тогда постарайтесь скорее
-Этот кроссворд разгадать!
Вопросы к кроссворду:
1 Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло. (сова)
2 Кто в беретке ярко- красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё по дереву стучит. (дятел)
3 Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. ( медведь )
4. С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (липа)
5. Лесники её котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»
Потому что это … (рысь)
^ Слайд № 1 кроссворд
Дети читают ключевое слово кроссворда. ( Слайд № 2)
3. Сообщение темы урока и целей
Учитель читает стихотворение о степи.
Учитель: Каждая группа ребят провела большую исследовательскую работу.
-Чтобы времени зря не терять
-О том как потрудились дома
-Поспешим рассказать.
4. Объяснение нового материала.
Учитель: Откройте карту «Природные зоны». Посмотрите внимательно, найдите природную зону –степь.
- Каким цветом она показана на карте? (жёлтым)
- Географы, покажите ребятам эту природную зону.
Один представитель группы показывает степи на карте у доски.
(Степи занимают большую территорию в Северной Америке, незначительную часть на юге Южной Америки, а также в Азии, России.)
Практическая работа №1.
Дети работают в группах по карточке – «помогай-ка», с атласами.
Учитель: Ребята, перед вами жёлтая карточка – «помощница», которая поможет нам выяснить особенности географического положения степей.
^ Карточка – «помогай-ка» (слайд № 3)
Где расположена зона степей?
(Эта зона расположена южнее зоны лесов)
Какую территорию занимает степь по сравнению с другими зонами?
(Зона степей намного меньше зоны лесов)
В каком климатическом поясе находится зона степей?
(Зона степей находится в умеренном тепловом поясе)
Сообщение группы географов
Учитель: Географы приготовили дополнительный материал о климате степей.
Один представитель группы рассказывает о климате природной зоны
(Тепла в степях больше, чем в зоне лесов, но осадков выпадает меньше. Лето долгое засушливое, +25С, +30С, жара может достигать до +40С. Погода летом солнечная, сухая. Часто дуют ветры, иногда переходят в пыльные бури. Зима короткая и теплая, но бывают холода до -20С, -30С, снега мало) (слайд № 4)
Растительный мир степей.
Учитель: Весна в степи- чудесное время. Земля ещё напитана снеговой влагой. (слайд № 5) Степь оживает, покрывается разноцветным цветущим ковром. Быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы, гиацинты.(слайд №6)
В мае когда становится жарко растительный покров изменяется. Теперь в степи можно встретить злаковые растения: типчак, ковыль, полынь. (слайд № 7) Все растения степи травянистые, им хорошо живётся в степи, где много света и тепла. Но к жизни каждое из них приспосабливается по разному. Об этом нам расскажут биологи.
Сообщение группы биологов.
Один представитель группы рассказывает о приспособлении растений к жизни в степи.
(Растения степи по разному приспособились к жизни.
Одни из них имеют узкие листья, что позволяет экономить влагу, имеют густые длинные корни, они лучше удерживают и собирают влагу например: типчак, житняк, волосенец.(слайд № 8) .
^ У других образуются корни клубни, луковицы, где лучше сохраняются питательные вещества: тюльпаны, ирисы, лук.( слайд № 9)
У некоторых растений жесткие листья и волоски на стеблях, для снижения испарения. Например: астрагал, мордовник, чабрец.
(слайд № 10)
Учитель: В степи много тепла, богат травянистый покров, мощные корневые системы, поэтому здесь сформировались самые плодородные почвы. Они очень богаты перегноем, имеют темную окраску. (слайд №11)
-Кто знает как называют такие почвы? (чернозём)
Животный мир степей.
Учитель: Богат и разнообразен не только растительный мир степей, но и животный мир. (слайд № 12) Здесь почти нет деревьев, но богат травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кузнечики, кобылки, шмели, бабочки, богомолы. ( слайд № 13)
Если много насекомых, значит будет много птиц: серая куропатка, стрепет, полевой жаворонок, степной жаворонок, дрофа, журавль- красавка. (слайд № 14)
Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. Здесь же обитают не крупные животные: сурок, мышь- полёвка, тушканчики, суслики, хомяки. ( слайд № 15)
А если есть птицы, мелкие грызуны, то будут и хищники: степной орёл, степная гадюка, степной хорёк. (слайд № 16)
Учитель: у нас в школе живёт в кабинете биологии представитель степных животных – хомячок Борька. Он у нас сегодня в гостях. Ребята расскажут нам о нашем госте.
Физкультминутка
« Хомка, хомка, хомячок.»
Учитель: Биологи приготовили нам сценку о жизни животных в степи.
Сценка о жизни животных в степи.
Автор: Жаркий летний день. Далеко, далеко протянулась степь. Как серебряное море, колышется ковыль.(слайд №17) Высоко в небе парит орёл, высматривая на земле добычу.(слайд № 18) Вот он удаляется, превращается в чёрную точку и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка.(слайд №19) Они не боятся друг друга- тушканчик растениями питается, а куропатка – насекомыми.
Тушканчик: наконец-то орёл улетел. А то я боялся по степи пробежать.
Куропатка: И я орла боюсь, уже два часа голодная сижу. Только я не пойму, тебе то чего его бояться? Ты же вон как быстро бегаешь, разве тебя орел поймает?
Тушканчик: я для того быстро и бегаю, чтобы не поймал. Да лучше не рисковать.
Куропатка: А кто еще у нас в степи также быстро бегает?
Тушканчик: Сайгак. (слайд № 20)
Куропатка: Ой! Смотри дрофа бежит, вот умора! Ноги длинные, летает кое-как. (слайд № 21)
Тушканчик: Это он разбегается долго, а летает не так уж и плохо.
Куропатка: Настоящая птица выше летать должна. То ли дело я – серая куропатка, или журавль-красавка, или розовый скворец, или степной жаворонок.
Тушканчик: Или орёл.
Куропатка: Не говори мне про орла! Он высоко-высоко поднимается, потом оттуда на всех бросается. Нет, настоящая птица так не поступает.
Тушканчик: Вон смотри, кузнечик поскакал!
Куропатка: Это не кузнечик, это кобылка. У кузнечиков усики длинные, а у кобылок – короткие. Кузнечики насекомыми питаются, прямо как я, хоть сами – насекомые. А кобылки- растениями.
Автор: И куропатка погналась за кобылкой. Тушканчик же поскакал по степи, туда, где люди пшеницу посеяли. Будет у него вкусный обед.
Учитель: Ребята, о каких степных животных нам рассказали тушканчик и куропатка?
Практическая работа №2
Учитель: А как же приспособились животные к жизни в жарком климате? Ответить на этот вопрос нам поможет наша «помогай-ка».
Карточка « помогай-ка»№ 2.(слайд № 22)
где живут животные? – в норах, дуплах, траве.
как бегают животные? – быстро, медленно.
где животные запасают корм? – в дупле, в норе.
Работа по учебнику.
Учитель: В любой экосистеме существуют живые организмы, выполняющие санитарную роль. Кто же в степи выступает в роли «мусорщика» ? Чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебники на стр.19, прочитайте предпоследний абзац.
( В роли «мусорщика» выступают черви, жук-навозник, чернотёлка, они перерабатывают остатки отмерших растений, превращая их в перегной). (слайд №23)
Экологические проблемы степей.
Учитель: Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – распашка земель. (слайд №24)Чернозёмы, тёплое солнечное лето, позволяют людям выращивать пшеницу, кукурузу, подсолнечник и другие культуры.
Другая причина – это выпас скота. (слайд №25) Скот вытаптывает и выщипывает траву.
Ещё одна причина – незаконный отстрел животных (браконьерство). Поэтому многие растения и животные занесены в Красную книгу.
Экологи подготовили сообщения об исчезающих растениях и животных.
^ Журавль красавка
Красавка – это самый маленький журавль. Его вес 3 килограмма, рост – 70 сантиметров. Но по красоте и изяществу ему нет равных. Гнёзда устраивают на открытых местах, чтобы был обзор. . Питаются ягодами, семенами и насекомыми. Журавли птицы «разговорчивые» и криками часто выдают себя. Удивительное явление – журавлиные танцы. Красавки любят танцевать группой. Они становятся в круг, сначала одни пляшут, а потом меняются в круг выходят другие.
^ В настоящее время красавка нуждается в защите и занесена в Красную книгу России.
Дрофа.
Эта птица крупная. Её вес от 4 до 16 килограммов. В высоту достигает 120 сантиметров. Дрофы очень осторожные птицы с прекрасным зрением. Гнездо дрофы – это неглубокая ямка, на дне, которой сухая трава. Летом питаются насекомыми, а весной и осенью в основном растениями. Кормятся они рано утром, а в жару залегают в траву; любят « купаться» в пыли. Вечером дрофы летают на водопой. В дождливую погоду они сильно намокают и не могут летать. И тогда эти птицы – великаны становятся лёгкой добычей для хищников и браконьеров. Дрофа – очень редко встречается в природе и поэтому её занесли в Красную книгу.
^ Прострел или сон- трава.
Цветы эти появляются рано весной. Голубовато-лиловые цветки крупные и мохнатые. Да и всё растение мохнатое: и ножка, и стебли, и лепестки одеты густым серебристым пушком. В народе его называют – мохнатая зверушка. Прострел имеет второе название сон – трава. Когда-то верили, что если этот цветок положить под подушку, то он навевает сон. Есть такая легенда: однажды охотник подсмотрел, как медведь выкопал траву, съел её и тут же уснул. Охотник решил проверить, что случилось со зверем, сам попробовал траву и тут же заснул. Сейчас прострел используют в медицине, как успокаивающее средство. Этот цветок очень красив, но в природе их осталось мало. И поэтому экологи бьют тревогу, чтобы сохранить его , он занесён в Красную книгу.
^ Тюльпан Шренка
Издавна тюльпан Шренка в народе называют лазоревый цветок. он представляет собой растение высотой от 10 до 30 сантиметров с широкими листьями и яркой окраской от белой и жёлтой до огненно-красной и фиолетовой. Это один из красивейших тюльпанов нашей страны. Когда-то, когда степи в наших краях ещё были не распаханы, цветущий тюльпан Шренка занимал весной огромные пространства. Теперь, лазоревый цветок сохранился местами. Но и здесь его с каждым годом становится всё меньше и меньше. Этот цветок внесён в Красную книгу. Строго запрещено собирать растение на букеты, продажу и выкапывать луковицы.
Итог урока. Рефлексия.
- В какой природной зоне мы побывали?
- Что интересного вы узнали о степях?
- Что вам особенно запомнилось в этом путешествии?
Контроль и оценка.
Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Мне очень хотелось бы узнать у вас понравилось ли вам это путешествие, интересно ли вам было, легко ли вам было в пути. Оцените наше путешествие.
(дети показывают сигнальные карточки : солнышко, солнышко, спрятанное за облачко, туча.)
Учитель: Каждой группой бала проведена большая работа, подготовлены интересные сообщения. Ребята, подумайте и оцените работу каждой группы.
(каждая группа даёт оценку другой группе)
Экологи
Биологи
Географы
Биологи
Географы
Экологи
Учитель: Руководитель группы оцените своих товарищей.
Домашнее задание.
Учебник стр. 17-20. придумать вопросы для викторины о степи.
Учитель: Мне было интересно с вами работать. Спасибо за урок.
www.ronl.ru