Тема: Общее знакомство с цветковыми растениями. Тип урока. Общее знакомство с цветковыми растениями урок
Общее знакомство с цветковыми растениями. Тип урока
- Общественные науки
- Психология
Related documents
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС Тема : «СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА. СОЦВЕТИЯ.
Классификация плодов Файл
Лабораторная работа Тема: Сухие и сочные плоды
Урок по биологии для 6 класса - База образовательных ресурсов
Вопросы для подготовки к семинару по теме: «Отдел
РАЗНООБРАЗИЕ ПЛОДОВ (урок-конкурс, Воронежской области,
Автор: Грязнова Надежда Анатольевна учитель химии и
Плод
Вопросы для подготовки к семинару по теме: «Биология
Вопросы семинара по теме
Урок по биологии в 6 классе Тема: «Плоды, их классификация
Репродуктивные органы растений
Тема урока: «Распространение и разнообразие плодов и семян.»
studydoc.ru
Общее знакомство с цветковыми растениями
А.А. Бубенчиков, В.Н. Бубенчикова, С.И. Гримальская
БОТАНИКА
Пособие для поступающих в вуз
Курск – 2005
УДК 574/578(031) | Печатается по решению |
ББК 28я2 57(083) | редакционно-издательского |
совета ГОУ ВПО КГМУ | |
Росздрава |
Пособие «Ботаника» (для поступающих в вуз) обсуждено на заседании учебно-методической проблемной комиссии по фармакогнозии и ботанике МЗ РФ, март 2005 г. и рекомендовано к изданию в качестве пособия.
Бубенчиков А.А., Бубенчикова В.Н., Гримальская С.И. Ботаника: Пособие для поступающих в вуз. 4-е издание, дополненное. - Курск: КГМУ, 2005 – 136 с.
Предназначено для абитуриентов, поступающих в высшие медицинские учебные заведения. Отбор материала проведен на основании программы по биологии для поступающих в вузы. В данном пособии рассматриваются вопросы строения и жизни растений, разнообразие и развитие растительного мира. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия растения и окружающей среды, эволюции растений, охране окружающей среды.
Рецензенты:
доктор фарм. наук, проф., зав. кафедрой фармакогнозии СГМУ В.А. Куркин
проф., зав. кафедрой ботаники ММА им. Сеченова Е.И. Барабанов
ISBN 5-7487-0387-4 | ББК 28я2 57(083) | |
ã А.А. Бубенчиков, В.Н. Бубенчикова, С.И. Гримальская, КГМУ, 2005 | ||
СОДЕРЖАНИЕ
Растения ........................................……………………………………………
Общее знакомство с цветковыми растениями ...…………………………
Клеточное строение растительного организма ...…………………………
Ткани .....................................……………………….…………………………
Корень ................................………………………….…………………………
Побег ............................…………………………….…………………………..
Размножение растений. Значение............………..………………………….
Растения и окружающая среда ..................…………………………………
Отделы растений ...............................…………………………………………
Водоросли ............................……………………….…………………………..
Мхи ......................................……………………………………………………
Папоротникообразные ......................…………………………………………
Класс плауновидные ........................………………………………………….
Класс членистые ...........................…………………………………………….
Класс папоротниковидных ...................……………………………………..
Голосеменные ..............................……………………………………………..
Покрытосеменные (цветковые) растения ......…………………………….
Сельскохозяйственные растения ..................………………………………
Развитие растительного мира ....................…………………………………
Бактерии. Грибы. Лишайники.......................…….………………………...
Бактерии. Строение и жизнедеятельность. ....…………………………….
Грибы .....................................………………………………………………….
Лишайники .................................……………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………..
Р А С Т Е Н И Я
Общее знакомство с цветковыми растениями
Растительный мир является важнейшей составной частью природы. Растения - единственные организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических. При этом они извлекают из атмосферы оксид углерода и выделяют кислород, поддерживая постоянный газовый состав биосферы. Растения - первое звено в цепях питания организмов. Со строением и жизнью растений мы познакомимся на примере цветковых. Это самая многочисленная группа растений. Они широко распространены на Земле.
Цветковые растения и их органы. Цветковые растения состоят из органов, которые имеют определенную внешнюю форму и выполняют определенную функцию. Внутреннее строение каждого органа сложно и соответствует его функциям.
У цветковых растений есть корни, побеги, цветки, листья, плоды с семенами. Корень, побег, лист - это вегетативные органы. Корень обладает верхушечным ростом и, как известно, имеет корневой чехлик. Основные функции корня - это укрепление растения в почве, поглощение воды и минеральных веществ, синтез органических веществ (морковь), вегетативное размножение (сирень).
Побег состоит из стебля с расположенными на нем листьями и почками. Все его части - стебель, лист и почки - связаны единой проводящей системой. В зачаточном состоянии стебель, как и корень, имеется в зародыше семени и является восходящей осью растения.
Функции его заключаются в образовании листьев и ветвей и обеспечении двустороннего передвижения минеральных и органических веществ. Стебель обладает неограниченным ростом и растет в течение всей жизни растения.
Почка представляет собой зачаточный побег, все части которого сильно сближены. Она состоит из зачаточного стебелька, зачаточных листьев, а пазухах зачаточных листьев залегают и зачаточные боковые почки в виде бугорков.
Лист имеет стеблевое происхождение. Исторически он возник в результате дифференциации и срастания боковых веток стебля в одной плоскости и приспособился к выполнению специфических функций - фотосинтезу, транспирации, газообмену.
Цветок - это видоизмененный побег, на месте которого созревает плод с семенами (одним или многими). Типичный цветок имеет цветоножку, расширяющуюся в цветоложе - эти части цветка являются укороченным стеблем. На цветоложе располагаются бесплодные листочки околоцветника, состоящего из чашечки и венчика. Ярко окрашенные лепестки составляют венчик, ниже венчика находится чашечка из зеленых листочков.
Функция околоцветника - защита собственно цветка от неблагоприятных условий и привлечение насекомых - опылителей.
Главной частью цветка являются пестик и тычинки. Тычинка состоит из тонкой тычиночной нити и пыльников, в которых образуется пыльца. В пестике различают широкую нижнюю часть - завязь, узкий столбик и рыльце. Из завязи развивается плод. У некоторых растений в образовании плода принимают участие также другие части цветка, например цветоложе. После оплодотворения образуются семена, а плод образуется из завязи. Разросшиеся и видоизмененные стенки завязи, ставшие плодом, называются околоплодником.
Внутри плода находятся семена. По количеству семян плоды делятся на односеменные (костянка у вишни) и многосеменные (томат, огурец и т.д.). По консистенции околоплодника плоды делятся на сочные и сухие. Сочные имеют сочный околоплодник, например ягода (картофель, томат и др.), костянка, (слива, абрикос, персик, вишня).
Сухие плоды сочной мякоти не имеют. Они бывают односеменные - зерновка (пшеница), семянка (подсолнечник) и многосеменные - боб (горох), стручок (сурепка), коробочка (мак) и др.
Семя состоит из кожуры, зародыша и запасных питательных веществ. В зародыше различают зародышевый корешок, зародышевый стебелек, зародышевую почечку и листочки.
Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называются однодольными (пшеница, кукуруза). У растений гороха, фасоли, яблони зародыши имеют две семядоли - они называются двудольными. Запас питательных веществ может находиться в семядолях или в особой запасающей ткани - эндосперме. Из зародыша семени развивается новое растение. Семя - это зачаток будущего растения.
Плоды и семена могут оказаться далеко от растений, на которых они созрели. Это объясняется тем, что они имеют приспособления для распространения ветром, животными, человеком, водой. Некоторые растения, например бешеный огурец, желтая акация, разбрасывают семена сами. Плоды тополя, одуванчика разносятся ветром, так как имеют белый пушистый налет и "парашютики". Плоды клена распадаются на 2 части, каждая из которых имеет крыловидный вырост, который также способствует распространению их ветром на большие расстояния. Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают, ветер обламывает их у корня, перекатывает по земле с места на место, рассеивая семена.
Водой распространяются плоды и семена не только водных растений, но и некоторых наземных. Например, ольха, которая растет по берегам рек; ее плоды, попадая в воду, не тонут. Течение уносит их далеко от материнских растений. Семена и плоды могут распространяться человеком и животными (череда, лопух). Семена растений с сочными плодами рябины, бузины, черемухи, ландыша распространяются в основном птицами. Они поедают эти плоды и, перемещаясь с места на место, вместе с пометом выбрасывают семена. Плоды и семена некоторых растений прилипают к мешкам и тюкам и с грузом попадают в вагоны, автомобили, самолеты. При разгрузке такие семена попадают в почву, прорастают и выросшие из них растения часто на новых территориях находят хорошие условия для жизни. Так из Европы в Америку был завезен подорожник. Коренные жители Америки индейцы называют его следом белого человека.
Состав растений. Элементы, содержащиеся в растениях, принято делить на три группы.
1. Макроэлементы (0,1 - 0,01%) - включают те элементы, содержание которых в растениях измеряется величинами от десятых до сотых долей процента. К ним относятся органогены (С, О, Н, N) и зольные элементы: кремний (Si), калий (К), кальций (Са), магний (Мg), натрий (Nа), железо (Fе), фосфор (Р), сера (S), алюминий (Аl).
2. Микроэлементы (10-3 - 10-5%) -включают элементы, количество которых в растениях составляет от тысячной до стотысячной доли процента: марганец (Мn), бор (В), стронций (Sr), медь (Сu), цинк (Zn), барий (Ва), титан (Тi), литий (Li), йод (J), бром (Вr), никель (Ni), молибден (Мо), кобальт (Со).
3. Ультрамикроэлементы (< 10-6%) - включают элементы, содержание которых в растении измеряется миллионными долями процента. Это (Сs), селен (Se), кадмий (Сd), ртуть (Нg), серебро (Аg), золото (Аu), радий (Ra).
Разные растения потребляют различное количество тех или иных элементов. Некоторые элементы хотя и встречаются в растениях, но не являются необходимыми для него; содержание их неодинаково в разных органах растения.
Поглощение отдельных элементов в онтогенезе растений происходит тоже не одинаково. Особенно энергично поглощаются элементы в период цветения и созревания семян.
Несмотря на единство элементарного состава живой и неживой природы, клетки живых существ построены из таких специфических химических соединений этих элементов, которые получили специальное название - органические вещества (белки, жиры, углеводы и т.д.).
В настоящее время органические вещества в природе могут образовываться на нашей планете только в теле живых организмов.
В состав клеток кроме названных веществ входит и вода. Значение воды в теле живой клетки огромно. Вода составляет основу коллоидных систем, из которых состоит клетка, а также принимает участие практически во всех обменных процессах в клетке. Наконец, вода служит основой для жидкостей, передвижение которых в теле многоклеточных организмов обеспечивает перенос необходимых веществ от одной части организма к другой.
Поэтому чем выше биохимический состав, активность той или иной клетки или ткани, тем выше содержание в ней воды.
Велика роль воды и в терморегуляции клетки и организма в целом.
Неорганические вещества (кроме воды) находятся в организмах в виде анионов и катионов и в виде соединений с органическими веществами.
Важное функциональное значение для нормальной жизнедеятельности клетки имеют катионы К+ Na+ Ca2+ и Mg2+ и анионы НРО4- Н2РО4-,НСО3-, Cl-.
В соединении с органическими веществами особое значение имеет сера, входящая в состав многих белков; фосфор как обязательный компонент хромосом, магний, находящийся в молекуле хлорофилла.
Ведущими органическими веществами, входящими в состав клетки, являются белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и аденозинтрифосфорная кислота (АТФ).
studopedya.ru
2.Проверка домашнего задания | - Ребята, представьте себя на мгновение пчелами, летающими над цветочной поляной. - На какие цветы вы полетите? - А почему вы выбираете именно эти цветы? - А на ромашку полетите? - Вот перед вами та самая ромашка (на магнитной доске ромашка, на ее лепестках названия систематических групп растений). Давайте ее внимательно рассмотрим. - Вам знакомы эти слова? - Что они обозначают? - Приведите примеры. - Зачем ученые-систематики придумали классифицировать растения, т.е. делить их на группы по каким-либо признакам? - А вам в данный момент легко разобраться в этом многообразии? - Почему? - Я предлагаю вам, ребята, сегодня на уроке эти знания получить. Я хочу предложить вам отправиться в экспедицию. А за какими знаниями мы отправимся? - Поэтому тема нашего урока звучит… - «Знакомство с классификацией цветковых растений» | Отвечают на вопрос (на яркие, крупные) Отвечают на вопрос (у них много пыльцы) Отвечают на вопрос (да) Рассматривают, что написано на лепестках ромашки Отвечают на вопрос (да) Отвечают на вопрос (систематические группы) Приводят примеры (вид – тополь пирамидальный, род – тополь и др.) Отвечают на вопрос (чтобы легче было разобраться в многообразии растений) Отвечают на вопрос (нет) Отвечают на вопрос (недостаточно знаний) Отвечают на вопрос (за знаниями по классификации растений) Продолжают предложение (Классификация растений) | Умение использовать имеющиеся знания в нестандартных учебных ситуациях | Логическое мышление | 3.Целеполагание | - Как известно, в экспедицию просто так не отправляются. Обязательно у ученых есть цель путешествия. Какова же цель нашей сегодняшней экспедиции? - Что поможет нам в достижении цели? Обратите внимание на лестницу, которая изображена на доске. - В каком направлении должна двигаться наша экспедиция, чтобы достичь вершины и получить какой-либо результат? - Что поможет нам в этом? (на ступенях лестницы изображены иллюстрации действий) | Отвечают на вопрос (познакомиться с классификацией цветковых растений) Отвечают на вопрос (вверх по лестнице) Отвечают на вопрос (1 ступень – изучение многообразия растений, 2 ступень – разделение растений на двудольные и однодольные, 3 ступень – составление таблицы «Признаки однодольных и двудольных растений») | Умение четко формулировать цель урока Умение составлять план собственной деятельности Умение четко формулировать свои мысли | Логическое мышление Личностные учебные действия | 4.Изучение нового материала | - Участники экспедиции готовы? Тогда в путь! - Отправляясь в исследовательское путешествие, мы видим большое разнообразие растений. А какие же это растения? Загадывает загадки, демонстрирует муляжи.
- Мы видим огромное разнообразие растений на нашем пути. На какие две группы их можно разделить? - Как эти растения можно отличить друг от друга? - Мы не всегда имеем возможность рассмотреть строение семян растений. Как вы думаете, есть ли еще отличия у этих растений? - Я предлагаю вам, коллеги-ученые, это проверить, изучив гербарные экземпляры растений. - Итак, кто готов ответить на вопрос: есть ли отличия двудольных и однодольных растений, кроме количества семядолей? - Как мы можем наши открытия оформить? - Попробуйте в парах составить таблицу «Классификация цветковых растений» на черновиках. - Итак, коллеги, каких результатов вы достигли, работая друг с другом? Составляет общую таблицу на доске:
- Можно ли теперь сказать, что имея полученные знания, классифицировать растения стало легче? Почему? | Отвечают на вопрос Отгадывают загадки Пшеница Подсолнечник Лук Картофель Капуста Отвечают на вопрос (двудольные и однодольные) Отвечают на вопрос (1 семядоля и 2 семядоли) Выдвигают предположения Изучают гербарии, находят общие признаки в строении корня, жилковании листьев. Отвечают на вопрос (разное строение корней, жилкование листьев) Отвечают на вопрос (составить таблицу) В парах составляют таблицу на черновике Один учащихся из каждой пары демонстрирует получившуюся таблицу Оформляют таблицу в тетрадях Отвечают на вопрос (да, зная признаки растения, можно определить к какому классу оно относится) | Умение работать с источником информации - загадками Умение работать с источником информации – гербарий Умение работать в паре Умение обобщать и формулировать выводы | Познавательные учебные действия Познавательные учебные действия Познавательные учебные действия Коммуникативные учебные действия Познавательные учебные действия | 6.Закрепление изученного материала | - Давайте это сейчас проверим! Я предлагаю всем участникам экспедиции сделать привал и поиграть в игру «Да-нет». Я говорю предложение, а вы отвечаете «да» или «нет». - Двудольные растения имеют мочковатую корневую систему. - Стержневая корневая система характерна для однодольных растений. - Для двудольных растений характерно сетчатое жилкование листьев. - Мочковая корневая система и две семядоли – это признаки двудольных растений. - У однодольных растений параллельное или дуговое жилкование листьев. - У однодольных растений одна семядоля и мочковая корневая система. - Таким образом, признаки однодольных растений – это… - Признаки двудольных растений… - Хорошо отдохнули. А теперь пора завершать экспедицию и возвращаться домой. | Отвечают на вопросы Нет Нет Да Нет Да Да Продолжают предложение (одна семядоля, мочковая корневая система, параллельное или дуговое жилкование листьев) Продолжают предложение (две семядоли, стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев) | Умение находить ошибки Умение обобщать и формулировать выводы | Коммуникативные учебные действия Познавательные учебные действия | 7.Рефлексия | - А пока мы идем, я хочу попросить вас поделиться своими впечатлениями от нашей сегодняшней экспедиции. - Давайте вернемся к нашей лестнице и посмотрим, что удалось или не удалось выполнить во время нашей сегодняшней экспедиции. - Я согласна, что удалось выполнить всю намеченную работу. Можно ли поэтому сказать, что цель, которую мы ставили в начале урока, достигнута? - Я предлагаю вам, ребята, подумать сейчас полминуты и сделать свой «выстрел» по этой мишени (вешает на магнитную доску мишень). Оцените деятельность учителя, класса, собственную деятельность на уроке и отметьте, каково ваше настроение в конце урока. - Вот мы уже и вернулись домой из экспедиции! | Высказывают свое мнение по желанию Высказывают свое мнение Отвечают на вопрос Отмечают точками по мишени в тех графах, в которых считают нужным | Умение четко формулировать мысли Умение объективно оценивать собственную деятельность и деятельность других учащихся класса | Коммуникативные учебные действия |
kopilkaurokov.ru
«Общее знакомство с растениями. Мир Растений»
Конспект урока по биологии в 6 классе
«Общее знакомство с растениями.
Мир Растений»
УРОК 2. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С РАСТЕНИЯМИ. МИР РАСТЕНИЙ
(СЛАЙД 1)
ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать общее представление о мире растений и разнообразии растений по продолжительности жизни, по жизненным формам, по значению в хозяйственной жизни людей; познакомить учащихся с открытием центром происхождения культурных растений, биологом Н. И. Вавиловым; продолжить формирование ответственного и заинтересованного отношения учащихся к миру растений.
ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний
ОБОРУДОВАНИЕ: гербарии, электронная презентация к уроку.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- Дайте определение терминов «царство», «ботаника», «зоология», «доядерные организмы», «ядерные организмы» (СЛАЙД 2)
- ответьте на вопросы
Что изучает биология?
Что означает слово «биология»?
Что означает слово «ботаника»?
Кто впервые ввел термин «биология»?
Кто считается основоположником ботаники?
Какие науки выделяют в рамках науки ботаники?
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
Рассказ учителя с элементами беседы
Многообразие растительного мира. Мир растений разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить даже те из них, с которыми человек соприкасается в своей жизни. Их можно встретить повсюду: дома, в школе, в парке, во дворе у дома, на газонах, в огородах, в поле и даже в водоемах. Одни дают нам пищу, из других мы изготовляем одежду, третьи используем в медицинских целях и т. д.
Растения различаются по:
- продолжительности жизни (по срокам жизни растения делят на три группы однолетние, двулетние, многолетние) (СЛАЙД 3)
- внешнему облику (жизненной форме) (СЛАЙД 4)
В первую очередь мы замечаем не различия в строении листьев, не цвет, не особенности строения корневой системы. Мы видим общие различия во внешнем облике растений. Одни из них высокие и имеют одеревеневший ствол, другие пониже, третьи еще ниже и т. д. исходя из этих внешних отличий, можно выделить жизненные формы растений.
Жизненная форма растений - внешний облик растительного организма, возникающий исторически при воздействии окружающей среды (СЛАЙД 5)
Термин предложен датским ботаником Э. Вармингом (1884), понимавшим под ним «форму, в которой вегетативное тело растения находится в гармонии с внешней средой в течение всей жизни, от семени до отмирания»
Жизненные формы растений (работа со слайдом, рассказ с элементами беседы) (СЛАЙД 6)
Деревья
Кустарники
Кустарнички
Травы
Значение растений. (СЛАЙД 7)
- Как вы думаете, какова роль растений в природе? (ответы учащихся)
Декоративное
Получение лекарств
Использование в пищу
Для кормления скота
Источник витаминов
Строительный материал
Сырье для промышленности
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Какие растения называют однолетними?
Какие растения называют двухлетними?
Какие растения называют многолетними?
Какие жизненные формы встречаются у растений?
Назовите известные вам лекарственные растения
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 1, вопросы после параграфа
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы/Т.А. Богданова, Е.А.Солодова. – 3-е изд. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2009. – 816с
Калинина А.А. поурочные разработки по биологии 6 класс. - 3-е изд. - М.: ВАКО, 2011. - с.13-21
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.:Вентана-Граф, 2009. - с. 8-11
Третьяков П. В. Ежедневник учителя биологии: 6 класс: к учебнику И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2008. – с.10
multiurok.ru
№1 «Общее знакомство с растениями»
Вопросы по темам раздела «Растение» для самоконтроля:
Тема №1 « Общее знакомство с растениями»1.Что изучает наука биология?
2.Что изучает наука ботаника?
3.Культурные растения это…..?
4.Дикорастущие растения это…..?
5.Какие царства органического мира вы знаете?
6.Что такое Царство?
7.Какие растения называются многолетними?
8.Многолетние растения это..?
9.Двулетние растения это …..?
10 Что называют жизненной формой?
11.Назвать жизненные формы растений.
12.Что это за декоративные растения?
13.Лекарственные растения это..?
14.Что такое орган?
15.Какие растения называются низшими?
16.Каккие растения называются высшими?
17.Как делятся органы по выполняемым функциям?
18.Какие органы называются вегетативными?
19Какие органы называются генеративными?
20.На какие 2 основные части разделено тело высших растений?
21.Как называются половые клетки?
22.Какие растения называются семенные?
23.Какие растения называются цветковыми?
24.Какие растения называются голосеменными?
25.Что называют спорой?
26.Какие растения называют споровыми?
27.Организм это…?
28Что называется процессом жизнедеятельности?
29Что называют факторами среды?
30.Абиоточескими факторами называют?
31.Биотическими факторами среды называют?
32.Антропогенный фактор это..?
33.Экологические факторы это ?
Тема№2 «Растение – живой организм»
1.Какое строение имеют все растения?2.Что называют тканью?
3.Какими тканями образованы органы растений?
4.Каково значение образовательной ткани?
5.Каково значение покровной ткани?
6.Каковы функции проводящей ткани?
7.Каковы функции запасающей ткани?
8.Где находится фотосинтезирующая ткань? Функции ?
9.Механическая ткань, месторасположение, значение ?
10.Какая взаимосвязь существует между корнями, стеблями, листьями
растений.
11.Что произойдет с растением, если у него будут повреждены корни?
12.Почему погибают дуплистые деревья?
13.Как происходит обмен веществ при дыхании и при фотосинтезе?
14.Как развивается семя?
15.Из чего развивается зародыш?
16.Какие способы размножения растений вы знаете?
17.С помощью каких органов можно размножить растения вегетативно?
18.Какие растения можно размножать листьями?
19.Каково значения размножения в жизни растений ?
20.Какие способы вегетативного размножения растений человек использует
в своей деятельности?
21.Какие условия необходимы для растений?
22.Какое значение в жизни растений имеет свет, вода, тепло?
23.Как растения влияют на окружающую среду?
24.Для чего создают лесные полосы?
25.Какое влияние оказывает на природу человек?
26.Что называют растительным сообществом?
27.Что называют флорой?
28.Что такое растительность?
29.Какие приспособления к совместной жизни проявляют растения леса?
30.Почему большинство трав елового леса имеют белые цветки?
31.Почему в ряде случаев на месте березового леса вырастает еловый лес?
32.Как влияют друг на друга растения в сообществе?
33.Какое значение имеют растения для жизни человека?
34.Что делается для охраны природы в нашем районе?
35.Почему охрана природы должна стать делом всех людей нашей планеты?
Тема №3 « Корень»
1.Дайте определение корня?2.Что н-ся главным корнем из чего он вырастает?
3.Какие корни н-ют придаточными ?
4.Какая форма корневой системы формируется, если развиты только придаточные корни ?
5.Какую форму обычно имеет главный корень?
6.Что входит в понятие корневая система?
7.Какие зоны выделяют у корней?
8.В какой зоне находится верхушечная образовательная ткань?
9.Какой процесс происходит в этой зоне?
10.Какую функцию и какое строение в связи с этой функцией имеет
зона корневых волосков?
11.Какую роль играет наружная оболочка корневого волоска в поглощении
воды и минеральных солей?
12.Куда попадает вода из корневых волосков?
13.Какими тканями представлена кора корня?
14.Как создается корневое давление и какое оно имеет значение для
попадания воды в весенние безлистные побеги?
15.Каким образом поступают минеральные вещества и вода в побеги летом?
16.Назовите все функции корней ?
17.Какие функции корней вызывают их водоизменения ?
18.Как н-ся корни редьки, моркови, георгина, повилики?
19.Что такое почва?
20.Какое имеет почва в жизни растений?
21.Как формируется почва .Что такое мелиорация земель, ее значение?
22.Что представляет собой главные типы почв России?*
23.Что такое пикировка , с какой целью ее проводят?
24.Какое значение для растений имеют соли N , P , K , Na, в виде каких удобрений вносят эти соли в почву?
25.Какие химические элементы называют микро и макроэлементами?
26.Какова роль почвы в экологической системе?
27.Что такое ткань? Какие главные группы тканей выделяют у растений?
28.Как н-ся проводящий комплекс состоящий из древесины и луба?
29.Из каких тканей образован внутренний «скелет» растений?
30.Какая ткань образует сердцевину стебля, запасает питательные вещества,
осуществляет фотосинтез, накапливает воду ,воздух?
31.Дышат ли корни ?Как доказать ?
32.Почему рыхление почвы называют «сухой поливкой»?
33.Какие растения образуют корнеплоды?
34.Какую роль играют корнеплоды в жизни растений?
35.Какие видоизменения корней вы знаете? Тема №4« Побег, почки, лист»
1.Что такое побег? Из каких частей он состоит?
2.Что такое почка? Как она развивается? Что из нее развивается?
3.Какие почки вы знаете?
4.Какие виды листорасположений вы знаете?
5.Каково строение вегетативной и генеративной почек?
6.Какова роль конуса нарастания?
7.За счет каких тканей стебель растет в длину?
8.Что такое узел и междоузлие?
9.Какой побег называют укороченным, удлиненным?
10.Какой орган растения называют листом?
11.Какой лист называют простым, сложным?
12.Какие жилкования листьев вам известны?
13.Каково строение листовой пластинки?
14.Значение кожицы листа?
15.Какое строение клетки мякоти листа?
16.Что такое устьица, где расположены ,роль?
17.В каких тканях листа особенно много хлоропластов?
18.Какие светолюбивые растения вы знаете?
19.Что такое листовая мозайка?
20.Какой пигмент придает листьям зеленую окраску и какова его роль?
21.Какие условия необходимы для образования крахмала в листьях?
22.Каким опытом можно доказать, что для образования крахмала в
листьях необходим свет?
23.Почему йод не окрашивает в синий цвет белую каемку листа пестролистной герани?
24.Из каких веществ образуется сахар в зеленых листьях растений?
25.Какой опыт доказывает, что наземные растения на свету поглощают
углекислый газ и выделяют кислород?
26.Выделяют ли кислород водные растения?
27.Как можно управлять ростом растений?
28.Что такое фотосинтез?
29.Что такое дыхание?
30.Процесс транспирации?
31.Каковы видоизменения листьев? Значение?
32.От чего зависит покраснение и пожелтение осенних листьев?
33.С чем связано явление осеннего листопада?
34.Какие вы знаете вечнозеленые растения?
35.Космическая роль растений?
36.Откуда животные и люди получают органические вещества, необходимые
для питания.
37.Каковы причины исчезновения ряда растений?
38.Какими способами охраняют растения?
Тема№5 « Побег. Вегетативное размножение цветковых растений»
1.Какой орган растения называют стеблем?
2.Чем отличается стебель от побега?
3.Каково внутреннее строение стебля дерева?
4.Каково значение имеет кожица и пробка?
5.Где расположен луб и из каких клеток он состоит?
6.Что такое камбий ? Где он расположен?
7.Какие слои видны на поперечном срезе стебля при рассмотрении
невооруженным глазом?
8.Какие слои видны с помощью микроскопа?.
9.Как растет стебель в толщину?
10.Что такое годичное кольцо?
11.Как можно по годичным кольцам определить возраст растений?
12.В какой ткани стебля расположены сосуды?
13.Каким опытом можно доказать, что вода с минеральными веществами
передвигается по древесине?
14.Почему вода непрерывно поднимается вверх по сосудам стебля?
15.На каком опыте можно убедиться, что органические вещества передвигаются по лубу стебля?
16.Где в стебле расположен луб?
17.Где откладываются запасы органических веществ у разных растений?
18.Почему следует предохранять стволы молодых деревьев от повреждения грызунами?
19.Какие видоизмененные побеги вы знаете?
20.Как отличить корневище от корня?
21.Какие признаки свидетельствуют о том, что клубень и луковица-
видоизмененные побеги?
22.Чем отличается клубень от луковицы?
23.Как развивается клубень картофеля?
24.Что такое вегетативное размножение?
25.Способы вегетативного размножения?
26.Какие способы вегетативного размножения подземными побегами
вам известны?
27.Что такое прививка?
28.Как размножают стеблевидными черенками комнатные растения?
29.Как размножают ч.смородину, крыжовник, картофель?
30.Что такое корневой черенок и какие растения размножают корневыми
черенками?
31.Какие растения размножают корневыми отпрысками?
32.Какие корни образуются при вегетативном размножении?
Тема №6 «Цветок. Плод и семя»
1.Каково происхождение цветка?2.Строение цветка?
3.Какие части цветка составляют околоцветник? Его функции.
4.Какие части цветка главные? Почему?
5.Какой цветок правильный, неправильный, примеры.
6.Какие цветки называют тычиночными (примеры)?
7.Какие цветки называют пестичными (примеры)?
8.Какие растения называют однодольными (примеры)?
9.Какие растения называют двудольными (примеры)?
10.Что образуется в пыльниках тычинок?
11.Как называется процесс перенос пыльцы на рыльце пестика?
12.При помощи каких агентов переносится пыльца?
13.Какова биологическая роль соцветий?
14.Каково строение тычинки?
15.Из каких частей состоит пестик?
16.Как называют клетки из которых состоит пыльцевое зерно?
17.Где прорастает пыльцевое зерно?
18.Из какой клетки образуется пыльцевая трубка?
19.Какова функция рыльца, столбика ?
20.Где находятся семязачаток? Строение, функции?
21.Почему цветковые растения называют покрытосеменными?
22.Строение и функции зародышевого мешка?
23.Значение центрального ядра зародышевого мешка?
24.Как называется участок семязачатка , через который пыльцевая трубка
проходит к зародышевому мешку?
25.В чем заключается процесс двойного оплодотворения?
26.Кому принадлежит открытие процесса и в каком году?
27.Что образуется при оплодотворении яйцеклетки?
28.Что развивается из семязачатка в результате оплодотворения?
29.Что развивается из завязи в результате двойного оплодотворения?
30.Какую роль играет эндосперм семени?
31.Как устроено семя фасоли?
32.Где у фасоли откладываются в запас питательные вещества?
33.Как устроена зерновка пшеницы?
34.Где у пшеницы откладываются в запас питательные вещества?
35.Какую роль для растений играют запасные питательные вещества
в семенах и плодах?
36.При каких условиях семена прорастают, дышат?
37.Состав семян.
38.Почему семена разных растений высевают в разные сроки?
39.Плоды сухие: а)многосемянные- боб, стручок, коробочка.
40.Плоды сочные: а)многосемянные- ягода, яблоко, тыквина, померанец б)односемянные- костянка.
Тема №7 «Бактерии»
1.Каково строение тела бактерий?2.Какие организмы называют автотрофными, гетеротрофными, симбиотическими?
3.В чем отличие фототрофных и хемотрофных организмов по способу питания?
4.Чем отличается питание сапрофитных организмов от паразитических?
5.Какие организмы не имеют сформированного ядра?
6.Каковы особенности дробления как основа размножения?
7.Как и насколько интенсивно размножаются бактерии?
8.В чем заключается пастеризация и стерилизация как меры борьбы с
бактериями? Что такое антибиотики?
9.Чем отличается процесс аэробного дыхания от анаэробного?
10.Какова роль гнилостных бактерий в природе и хозяйстве человека?
11.При каких условиях бактерии гниения не наносят вреда?
12.Для чего квасят и маринуют фрукты, овощи, готовят силос?
13.Что такое симбиоз?
14.Каким образом клубеньковые бактерии переводят азот воздуха в
доступные для растений соединения?
15.Чем обусловлено довольно широкое распространение бактерий в
природе?
16.На каком пути эволюционного развития находятся бактерии в настоящее время?17.Какие органеллы имеются в клетках бактерий?
18.Положительная и отрицательная роль бактерий?
19.Какие болезни, вызываемые бактериями, вам известны?
20.Какие меры применяются для борьбы с заболеваниями, вызываемыми
бактериями?
21.Почему без деятельности бактерий жизнь на Земле была бы невозможна?
22.Как можно защитить продукты питания от бактерий?
ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЕ УРОКИ В 6КЛАССЕ. На повторительно - обобщающих уроках в 6 классе целесообразно применять метод групповой работы по стандартам:
1.Класс разбивается на 6 звеньев – согласно количеству тем в курсе.
2.Каждый ученик оформляет себе бегунок.
3.Раздаются вопросы по стандартам согласно нумерации звеньев.
4.Звенья готовятся по своим темам; опрашивая каждого ученика,
оценка ставится в бегунок.
5.На последующих уроках ученики готовят темы согласно данному
ключу. О Б Р А З Е Ц Б Е Г У Н К А 1 ЗВЕНО
ТЕМЫ | ОЦЕНКА 1УЧЕНИК | ОЦЕНКА 2УЧЕНИК | ОЦЕНКА 3УЧЕНИК | ОЦЕНКА 4УЧЕНИК | ОБЩАЯ |
1.Общее знаком- ство с цветковы- ми растениями. Клеточное строение раст. | |||||
2 Корень. | |||||
3.Органы цветковых растений | |||||
4.Основные процессы жизнедеятельности растений | |||||
5.Основные отделы царства растений | |||||
6.Бактерии.Грибы. Лишайники Природные сообщества | |||||
КЛЮЧ 1,2,3,4,5,6. | ФАМИЛИЯ | ИМЯ | КЛАСС |
2 ЗВЕНО КЛЮЧ 2.,3,4.5.6,1.
3 ЗВЕНО КЛЮЧ 3,4.5.6,1,2.
4 ЗВЕНО КЛЮЧ 4,5,6,1,2,3.
5 ЗВЕНО КЛЮЧ 5,6,1,2,3,4.
6 ЗВЕНО КЛЮЧ 6,1,2,3,4,5.
ОБЩАЯ СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Водоросли
- Одноклеточные, многоклеточные, 30 тыс. видов.
- Обитают: пресная, морская вода; влажная почва; на скалах, на заборах, на крышах домов, горячих источниках, на ледниках.
- Тканей нет. Тело представлено слоевищем
- Водоросли автотрофные. Пигмент (синий, бурый, красный, оранжевый) находится в хроматофорах.
- Размножение бесполое(вегетативное- деление клеток надвое, зооспорами (подвижные клетки со жгутиками)
- Половой процесс(конъюгация)- образование половых клеток гамет –мужских и женских- при слиянии образуется зигота ,которая превращается в спору(в таком состоянии зимует) спора прорастает и дает начало новой водоросли.
- Водоросли делятся: зеленые , бурые, красные.
- Представители: хламидомонада, хлорелла, плеврококк, улотрикс , спирогира, ламинария , порфира.
- Значение: участие в образовании осадочных пород, продуцент органического вещества, выделение кислорода, участие в круговороте веществ, получают калийные соли, клей для текстильной промышленности, агар-агар, препараты йода и брома, с/х-кормовые добавки, употребление в пищу(ламинария), применяют для очистки сточных вод.
1.Высшие споровые(есть органы)25.тыс.видов
2.Обитают: повсеместно.
3.Тело (слоевище)делится на стебель и листья .Есть проводящая система(проходят минеральные соли и органические вещества)
4.Листья линейные ланцетные есть хлорофилл- фотосинтез.
5.Функцию корней выполняют – ризоиды( выросты эпидермиса)
6.Кукушкин лен- встречается на болотах, еловых лесах.
7.Жизненный цикл сложный (чередование двух поколений спорофита и гаметофита).
8.Представители: кукушкин лен, сфагнум.
9.Значение:накопители влаги, регуляторы водного баланса лесов,приводят к заболачиванию почвы, образование торфа ( топливо, удобрение, сырье химической промышленности, является антисептиком.)
Папоротниковидные1.Высшие споровые.10тыс.видов
2.Обитают:лесах, на болотах, озерах, древовидные до 20метров,лианоподобные.
3.тело:- корни, стебель, листья. Стебель –корневище имеет- эпидермис, механическую, проводящие ткани.
4. Лист – войя, есть сорусы,
5.ИЗ споры- заросток( антеридии и архегонии)Происходит чередование двух поколений.
Листостебельное растение на нем образуется споры- спорофит и является бесполым поколением.
6.Половое поколение – заросток(гаметофит) –зеленая пластинка.
7.Представители: орляк, щитовник, пузырник, страусник.
8.Значение: Декоративные растения, используют в пищу, в медицине( болеутоляющее, противовоспалительное, противоглистные, лечение легочных заболеваний, рахита, желудочных расстройств.
Голосеменные720 видов1.Не имеют цветков.
2.Размножаются семенами.
3.Не образуют плодов.
4.Семена лежат открыто на внутренней стороне чешуевидных листьев ,которые образуют шишку.
5.Представители: сосна, кедр, ель, можжевельник, лиственница, кипарис.
Жизненная форма: деревья и кустарники.
6.Листья мелкие, чешуйчатые или игольчатые – называются хвоей ,держатся на дереве 2-3года, покрыты кутикулой.
7.Устьица погружены в ткань листа – уменьшает испарение воды.
8.Стебель включает кору, древесину и слабо выраженную сердцевину. Проводящая ткань представлена трахеидами. В коре имеются смоляные ходы - выделяют смолы(защита от проникновения микроорганизмов и насекомых)
9.Корень стержневой .Короткие боковые корни часто содержат микоризу.
10.Размножение сосны. Сосна однодомное растение: мужские шишки зеленовато-желтого цвета на нижней стороне по 2 пыльцевых мешка - пыльца . Женские шишки красноватые,
крупнее мужских и на чешуйках развиваются семяпочки . Опыление происходит в мае-июне, ветром. Чешуйки склеиваются, через год происходит оплодотворение. Шишка имеет зеленоватые цвет, затем коричневый. Семена созревают к осени следующего года.
11.Значение: образуют органическое вещество; поглощают СО2 и выделяют О2; выделяют фитонциды; строительный материал; изготовление бумаги; получают скипидар, сургуч, лаки,спирт,пластмассы; из семян пищевое масло; лекорство; декоративные растения.
Покрытосеменные250 тыс.видов.1.Жизненная форма: деревья, кустарники, травы.
2.Продолжительность жизни: однолетние, двулетние ,многолетние.
3.Имеют органы полового размножения – цветок.
4.Двойное оплодотворение,
5.В завязи пестика имеется семяпочка. Развитие плода из завязи, а семян внутри плода.
6.Усложнение и дифференцировка вегетативных органов и тканей и проводящей системы.
7.Ткани: образовательная,основная или паренхима, проводящая, механическая, покровная,
выделительная или секреторная.
8.Корень-удерживает растение, всасывает воду и минеральные вещества,учавствуетв в дыхании,синтезирует биологически активные вещества, симбиоз с другими организмами.
9.Стебель-сязывает между собой все органы растения; обеспечивает восходящий и нисходящий токи веществ; несет листья, цветки, плоды; запасает и хранит питательные вещества ; участвует в фотосинтезе; орган вегетативного размножения.
10.Лист- фотосинтез, газообмен, транспирация,депо запасных веществ, вегетативное размножение.
11.Цветок.Однополые – содержат или тычинки или пестики.Обоеполые и тычинки и пестики. Однодомные растения на одном растении тычиночные и пестичные цветки, у двудомных на разных.
12.Класс однодольные(сем.Лилейные, сем.Злаки).Класс двудольные( сем.Крестоцветные, сем.Розоцветные, сем.Бобовые, сем. Пасленовые, сем.Сложнолцветные).ч. 1
izumzum.ru
Тема: Обобщающий урок – КВН по темам: «Общее знакомство с цветковыми растениями» «Клеточное строение растительного организма» «Корень», «Побег». Цель: Повторить и закрепить знания учащихся о таких органах цветкового растения, как корень, побег, о клеточном строении растений.Оборудование: компьютер, проектор, приложение к конкурсам. Ход урока
Сегодняшний урок, ребята, необычный. Мы побываем с Вами на популярной игре КВН, в которой Вы сами будите принимать участие. У нас есть команды и строгое жюри, которое будет оценивать их выступление и определит лучшую. Будьте пожалуйста внимательны к ответам своих товарищей и их соперников. Команда, которая займёт первое место получит самый главный приз – «5» в журнал. Ну а теперь внимание – Конкурс!Конкурс № 1 «Кроссворд» (Слайд 2-3) Все конкурсы начинаются с разминки. Кроссворд который вам предстоит разгадать и будет своеобразной разминкой, которая поможет вам настроиться на игру. Вам дается 5 минут. Одно правильно отгаданное слово даёт 1 балл, всего можно заработать 20 баллов. Конкурс №2 «Что лишнее» (слайд 4) В этом конкурсе надо определить, какой рисунок лишний и почему? За правильный ответ 1 балл. Если команда находит лишний рисунок, но не объясняет почему, очков не получает. Конкурс №3 «Тема-термин» (слайд 5) Командам выдается по два конверта на которых написаны темы и карточки с терминами. Команды должны разложить термины в соответствующие конверты. (на конкурс отводится 4минуты).Темы: Цветок. Микроскоп. Клетка. Корень.Термины: А) тычинка, венчик, околоцветник, чашелистики, завязь, пыльник. Б) винты, объектив, окуляр, тубус, штатив, предметный столик. В) вакуоль, ядро, цитоплазма, ядрышко, оболочка, поры. Г) придаточные, зона деления, зона роста, корневой волосок, корневой чехлик, сосуды. Конкурс №4 «Аппликация» (Слайд 6) В конвертах даны части аппликаций, обозначающих цветок. Команда собравшая первой аппликацию получает 3 балла, второй 1 балл. Время 3-4 минуты.Конкурс № 5 «Найдите ошибку» (Слайд7) За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.Конкурс № 6 «Поле чудес» (Слайд 8) За каждую угаданную букву команда получает 1 балл.
Для этого конкурса мы используем элементы игры «Счастливый случай». Команды должны дать ответы на возможно большее число вопросов.
III подведение итогов: выставление оценок. Призы. |
1piar.ru
общее знакомство с цветковыми растениями
- 1. ~1~Биология - наука о живой природе. Знакомство растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека.15,02,2011 г.ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ.
docslide.net