Библейские растения: травы, огородные растения, сорняки. Из какого растения сделаны первые библии
Правильные ответы к тесту Библейские растения. Флора в священной книге | Проза жизни
1. В какой день Сотворения Мира появились травы и деревья?
В тексте Бытия (первая книга Библии) говорится, что на первый день Бог создал небо, землю, тьму, воду и свет и отделил свет от тьмы; на второй день — создал твердь посреди воды, отделил воду над твердью от воды под твердью и назвал твердь небом; на третий — сушу, моря и растения, на четвёртый — светила на тверди небесной, на пятый — рыб, пресмыкающихся и птиц, наконец, на шестой — зверей земных, скот, гадов земных и человека.
Источник
2. В Библии иссоп употреблялся в ритуальных целях: связанный в пучки, служил для окропления предметов. Какого его ботаническое название?
Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. (Псалтирь 50:9)
Иссоп (др.-евр. אזוב, др.-греч. ὕσσωπος) упоминается в Библии (Исх. 12:22, Лев. 14:4, Лев. 14:6, Лев. 14:49, Лев. 14:51, Лев. 14:52, Чис. 19:6, Чис. 19:18, Пс. 50:9, Евр. 9:19) как растение, которое использовалось евреями в качестве кропила (его стебли, связанные в пучок, были удобны для кропления предметов жидкостью, в Библии в качестве жидкости используется кровь жертвенных животных).
Иссо́п, или Си́ний зверобо́й[3] (лат. Hyssópus) — род растений трибы Мятные (Mentheae) семейства Яснотковые (Lamiaceae).
3. Ноев ковчег был построен из Смолистого дерева, или Гофера. Под каким именем мы знаем это дерево?
Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. (Книга Бытие 6:14)
Гофер (ивр. גפר) — упоминаемое в Библии дерево, из которого был сделан Ноев ковчег (Бытие. 6:14). В Вульгате оно обозначено как лат. lignis levigatis.
Название данного дерева встречается в Библии только в Книге Бытия при указании Бога Ною о постройке ковчега. Дерево гофер (Смолистое дерево), о котором говорится в Библии, было, по мнению некоторых, кипарисом или кедром[1]. Однако кипарис (брош) и кедр (эрез) в Библии имеют свои обозначения. По мнению архимандрита Никифора «естественнее признать, что под сим словом вообще разумеются деревья смолистые, трудно гниющие и годные для постройки кораблей, как-то: кедр, кипарис, ель, сосна и др. из породы хвойных».[1]
Деревья, называемые сегодня кипарисами, росли в той части мира в изобилии; они были излюбленным материалом для строительства кораблей у финикийцев и у Александра Македонского и остаются таковыми даже до сего дня, поскольку они устойчивы к действию воды и не гниют. Имеются сведения о дверях и столбах из кипариса, простоявших 1100 лет.
Источник
4. Из листьев какого растения Адам и Ева сделали себе одежды в Эдемском саду?
Все ответы верны, поскольку все это варианты названия одного и того же растения — Инжи́р, или Фи́га, или Фи́говое де́рево, или Смоко́вница обыкнове́нная, или Смо́ква, или Ви́нная я́года (лат. Fícus cárica) — субтропическое листопадное растение рода Фикус семейства Тутовые.
5. Продукты из этого растения запрещались назореям, а ученики Христа вкушали их обязательно, в знак почитания и уважения. О каком растении идет речь?
Неоднозначное отношение было к изделиям из винограда (вино, уксус, изюм). Назореям оно запрещалось (Чис. 6:3), а для учеников Христа его вкушение было обязательно как элемент евхаристии (Мф. 26:28).
6. Исав и Иаков — два брата-близнеца. Исава прозвали Едом, то есть Красным, после того как он продал свое первородство брату (был старше его) за…
И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство. (Книга Бытие 25:34)
7. Из какого растения был сплетен венец, который римляне возложили на голову Иисуса Христа во время поругания?
Терно́вый вене́ц (др.-греч. στέφανον ἐξ ἀκανθῶν) — венец из ветвей растения с шипами (терниями), который, согласно Евангелиям, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время его поругания.
И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин.19:2)
8. Что такое Манна небесная? С каким растением сравнивает Библия пищу, посланную Богом скитальцам во главе с Моисеем, когда у них закончился весь хлеб?
Согласно народной этимологии, ее название переводится как «Что это?», что же древние евреи называли «кориандровым семенем», вкус которого был схожим с медовой лепешкой? Манну небесную…
Когда у евреев закончился весь хлеб, взятый с собой из Египта, Бог послал им пищу, выглядящую как белые маленькие крупинки или похожую на мелкий град. «Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах». (Чис. 11:7)Название «манна» этот хлеб получил потому, что когда евреи увидели его впервый раз, то спрашивали друг друга: «Ман-гу» (что это?), Моисейответил: «Это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Манна покрывала утром землю вокруг еврейского стана во всё время их путешествия каждый день, кроме субботы.
Источник
9. Научное название этого растения — ясенец белый диктамнус альбус — переводится буквально как «карающий куст».
Какое растение, упомянутое в Библии, является прообразом этой травы, вызывающей сильные ожоги кожи?
Б. П. Токин в книге «Целебные яды растений» замечает: «Некоторые виды этого растения — кавказские и тянь-шаньские — особенно приковывают к себе внимание. Сообщают, что ожог кожи появляется не только тогда, когда растение держат в руках, но и иногда у людей ожог появляется, если они подходят к растению на расстояние одного-двух метров».
По древнееврейским сказаниям, прообразом ясенеца являлась неопалимая купина — «куст, не снедаемый огнем», растение, встречающееся на Синайском полуострове, которое так же, как и ясенец, выделяет летучие эфирные масла, легко воспламеняющиеся на солнце.
shkolazhizni.ru
«Вместо крапивы» Библия, особенно если смотреть на неё как на собрание древних преданий и историй, содержит множество интересных сведений об ушедших временах. И не только о традициях и обычаях народов, обитавших тысячелетия тому назад в окрестностях Средиземного и Красного морей, но и о растительном мире. В текстах Ветхого и Нового Заветов упоминается около 120 растений, но в переводах Библии на другие языки в одних и тех же сюжетах нередко указаны разные названия. Причина понятна: когда речь идёт о книгах, подобных Ветхому и Новому Заветам, тексты которых переводились с иврита и арамейского сначала на древнегреческий язык, а уж потом на языки народов мира, в том числе на русский, ошибки и неточности неизбежны. Вполне естественно, что перевод делали люди, умудрённые в Священном Писании, но не искушённые в ботанике. Дополнительные трудности возникали у переводчиков, когда дело касалось растений, известных в упомянутых в Библии странах, но не в России. И лишь воображение и знание символики растений могли подсказать более или менее правильное название или помочь сделать адекватную замену одного названия растения другим.
Например, в русском переводе книги пророка Исаии (55, 12) сказано: «Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастёт мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое». Однако в этом стихе на языке оригинала – иврите – употреблено слово, обозначающее не крапиву, а девясил вязкий, хорошо известное в Израиле травянистое растение, содержащее едкий сок. Это растение семейства сложноцветных росло и продолжает расти практически повсеместно, образуя обширные заросли вдоль сухих русел рек, на песчаных отмелях и пустырях. Оно вполне могло служить для евреев таким же символом запустения, каким для русских является крапива. Переводчик, столкнувшись с совершенно неизвестным ему названием, но отчётливо понимая смысл сказанного, заменяет неведомое ему растение «крапивой» – словом, несущим ту же смысловую нагрузку. В другом месте книги пророка Исаии сказано: «И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни её; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов» (Ис. 34, 13). Опять-таки в греческом тексте Библии, равно как и в первоначальных текстах, написанных на иврите, вместо крапивы упомянуто другое растение. Большинство исследователей идентифицируют его с амми зубной либо с её ближайшей родственницей – амми большой семейства зонтичных, традиционными для Израиля сорняками на виноградниках, которые очень быстро распространяются на необрабатываемых землях или покинутых человеком местах. Таких примеров можно привести достаточно много. Что касается столь часто упоминаемого в обоих Заветах терновника, то под этим собирательным названием вообще скрываются около 200 различных колючих растений, произрастающих на Святой Земле. Кроме того, в ветхозаветной библейской традиции любое растение, которое выпускает листья из подземных органов (корней, корневищ), принято называть овощем. Растение, выпускающее листья из наземных стеблей или стволов, считается деревом. С этой точки зрения так непохожие друг на друга кедр и мята, по библейской традиции, называются деревьями. Дополнительную почву для фантазии переводчиков дают собирательные названия «полевые деревья» и те, «что ничего не приносят в пищу». Согласно верованиям иудеев, изначально все деревья были плодоносящими, и все они будут плодоносящими, когда придёт Мессия. Неплодоносящее дерево свидетельствует о несовершенстве мира, ибо дерево существует для того, чтобы приносить плоды. Впрочем, именно эта традиция нарушалась чаще всего при переводе Библии на другие языки, и тогда в её тексте появились упоминания о плодах и овощах, деревьях и кустах, травах и цветах. Всё вместе привело к тому, что одни названия растений, присутствующие в современном переводе Библии на русский язык, неверны, другие – приблизительны, третьи – утратили те тонкости и нюансы, которые позволили бы отличить растения друг от друга. Смысл отдельных названий утерян со временем, смысл других изменён по произволу переводчиков и переписчиков ещё в стародавние времена. Вносить поправки в канонические тексты не полагается, но можно хотя бы попытаться разобраться в том, что есть что. Символ величия, славы и богатства «Праведник цветёт, как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане» (Пс. 91, 13).
Настоящие кедры, относящиеся к роду Cedrus, представляют собой вечнозелёные и теплолюбивые растения. В Ливане произрастает кедр ливанский, в Атласских горах на северо-западе Африки, в пределах Марокко, Алжира и Туниса – кедр атласский, в Гималаях – кедр гималайский. На территории России сибирским кедром называют кедровую сосну. Русское название «кедр» появилось после принятия христианства. Дело в том, что те немногочисленные иконы, которые первое время привозили из Византии, были написаны частично на пальмовых, а частично на кедровых досках. Когда в связи с развитием на Руси православия возникла необходимость массового изготовления икон, то использовать для этого ливанский кедр, как того требовала христианская традиция, оказалось практически невозможно, так как рос он, по тем временам, в немыслимой дали, да и там уже был весьма редок и поэтому очень дорог. Тогда ему нашли замену в виде столь же долговечной, красивой и ароматной древесины сибирской сосны: у неё, в отличие от ливанского кедра, оказались съедобные плоды, а запасы её были неограниченны. Так за сибирской разновидностью кедровой сосны в русском языке прочно закрепилось название «кедр». В ветхозаветные времена Ливан, большая часть которого входила в состав царства Иудейского и Израильского, весь был покрыт лесами. На склонах гор, обращённых к морю, росли леса из дуба, сирийского клёна, лавра, диких оливковых деревьев; ближе к вершинам, начиная с высоты 1300 метров, росли мощные кедровые леса. Деревьев было столько, что казалось, им никогда не будет конца, хотя в Библии предсказывалась печальная судьба ливанских кедровых лесов: «И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись» (Ис. 10, 19). Всё так и произошло, и теперь в Ливане самые красивые и древние небольшие кедровые рощи по 200-300 деревьев сохранились лишь на севере страны – в горах, на высоте около 2300 метров, рядом с деревнями Башарре и Седар; последняя названа так именно в честь кедра. Небольшая роща находится и в горах Чоуф, недалеко от Бейрута. Ливанский кедр может достигать возраста 2000-3000 лет, но только в идеальных условиях. Таких старых деревьев в рощах Ливана, как, впрочем, и во всём остальном мире, уже нет, а те, что остались, имеют средний возраст, не превышающий 100-200 лет. Плотная, красивая, ароматная и долговечная древесина кедра считалась наиболее подходящим материалом для возведения дворцов и храмов. Египтяне ещё в добиблейские времена использовали кедр и для отделки дворцов, и для изготовления саркофагов фараонов. Позднее массовую вырубку кедров с последующей продажей брёвен всем желающим производили финикийцы. Это они поставляли царю Давиду кедровые брёвна для строительства дворца, а после смерти Давида – его сыну Соломону, для строительства Храма: «И давал Хирам Соломону дерева кедровые и дерева кипарисовые, вполне по его желанию» (3 Царств 5, 10). Ливанский кедр шёл не только на строительство. Библия свидетельствует, что лучшие мореходы и судостроители древнего мира – финикийцы – использовали стволы кедра, покрывавшего склоны гор их родины, для изготовления деталей кораблей. В засушливом 1985 году, когда уровень воды в озере Кинерет упал до чрезвычайно низкого, на обнажившемся дне, недалеко от селения Гиноссар, обнаружили отлично сохранившуюся лодку, которая была построена из кедра, кипариса и сосны без единого гвоздя. После длительного изучения археологи пришли к выводу, что эта рыбацкая лодка относится к тому периоду в истории, когда на берегах Галилейского моря мог проповедовать Иисус Христос. Подобную лодку могли использовать два брата-рыболова, будущие апостолы Христианской Церкви, пошедшие вслед за Христом. Ассирийцы и вавилоняне, добравшись до Ливана, вырубали кедровые леса с тем, чтобы привезти брёвна к себе на родину из военных походов в качестве ценной добычи. Древесина кедра считалась настолько значительной добычей, что о ней упоминается в хрониках царей Ассирии и Вавилона, высеченных в камне и поэтому дошедших до наших времён. В новозаветные времена к уничтожению кедра приложили руку римские завоеватели, вырубившие остатки лесов. Но причина, по которой кедр часто упоминается в Библии, заключается вовсе не в том, что это прекрасный строительный материал. Благоухающее, красивое и долговечное дерево в библейской традиции является, с одной стороны, символом власти, величия, славы и богатства, а с другой – символом праведника, исполняющего Божью волю. Одновременно кедр олицетворяет то, что всегда сопровождает власть: гордость, высокомерие и заносчивость, и в то же время служит напоминанием того, что Бог выше и могущественнее того, кто уподобляет себя кедру: «Глас Господа сокрушает кедры; Господь сокрушает кедры Ливанские» (Пс. 28, 5). Сладкий, как мёд, символ Иудеи
«На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышавши, что Иисус идёт в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12, 12-13). В Библии нигде не упоминается слово «финик», за исключением книги «Деяния Апостолов», но и там это только название пристани на южном побережье Крита (Деян. 27,12). Но везде, где речь идёт о пальме, подразумевается только одно конкретное дерево, описанное в ботанике под названием Phoenix dactylifera – финик настоящий (финиковая пальма) из семейства пальмовых. Это одно из древнейших культурных растений, о возделывании которого известно с IV тысячелетия до н. э. и которое по хозяйственному значению уступает в своём семействе только кокосовой пальме. Финиковая пальма в диком виде не найдена, но её родиной считают Северную Африку и Аравию, откуда она распространилась в другие страны. Финики – один из основных продуктов питания миллионов людей на обширной территории Африки и Юго-Западной Азии. Неурожай фиников для населения этих регионов такая же катастрофа, как неурожай хлебов в умеренных зонах. Одно дерево способно давать до 250 кг плодов. Хорошим считается годовой урожай 45-90 кг с одной пальмы. Деревья начинают плодоносить в возрасте 10-15 лет, а их эксплуатация может продолжаться лет 100-200. Финиковая пальма для древних евреев была поистине незаменимым растением. Помимо плодов использовали древесину и листья – как строительный материал. Из ствола изготовлялись брусья, которыми перекрывали стены, а затем на них настилали кровлю из пальмовых листьев. Из разрубленных вдоль стволов после удаления более мягкой центральной части делали трубы для воды. Грубое растительное волокно, которым покрыт ствол пальмы, шло на плетение канатов, верёвок, мешков, корзин, шляп, циновок. Возможно, это самое древнее волокно, используемое человеком. Из ствола финиковой пальмы через надрезы в изобилии вытекал сок, пригодный для изготовления пальмового вина. Израильтяне не знали сахара. Вместо него использовали мёд диких пчёл: «И пошёл весь народ в лес, и был там на поляне мёд» (1 Царств 14, 25). Второй источник сладкого – вяленые финики, в которых концентрация сахара достигает 70 процентов. По вкусу они напоминают мёд, и, может быть, поэтому в Ветхом Завете их также называют «мёдом». В библейские времена роль своеобразных высококалорийных сладких консервов выполнял дваш – лепёшки из прессованных сушёных изюма, инжира и фиников. Кроме прочего, финиковая пальма служила источником лекарственных средств. Мякоть плодов финика, содержащую дубильные вещества, использовали при желудочно-кишечных заболеваниях, сопровождающихся поносом. Отваром сушёных плодов лечили заболевания органов дыхания. Утверждали также, что этот отвар противодействует опьянению при излишнем употреблении вина. Измельчённые в порошок семена рекомендовали как противолихорадочное средство. Когда же случалась необходимость выкорчевать финиковую пальму, то её корни обязательно отрезали, сушили и использовали как эффективное средство от зубной боли. Пальма с очень давних времён стала национальным символом Иудеи. Подтверждение этому можно найти на монете прокуратора Копония (6-9 гг. от Р. Х.) и монете, отчеканенной в честь победы Веспасиана, с надписью: «Judaea capta» («Иудея завоёванная»), относящейся к 70 году от Р.Х. На обеих монетах изображены финиковые пальмы. Изображение пальмы находится и на реверсе современной монеты государства Израиль достоинством 10 шекелей. Образ пальмы служил художественным мотивом в декоративной резьбе по камню при украшении стен храма: «И на всех стенах храма кругом сделали резные изображения херувимов и пальмовых деревьев и распускающихся цветов, внутри и вне» (3 Царств 6, 29). Поэтический образ пальмы возникал, когда нужно было воспеть возлюбленную: «Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоей миловидностью! Этот стан твой похож на пальму, и груди твои – на виноградные кисти» (Песнь Песней 7, 7-8). А если учесть, что слово «пальма» на иврите звучит как «тамар», то это ещё и женское имя, которое в синодальном переводе превратилось в Фамарь: «И было после того: у Авессалома, сына Давидова, была сестра красивая, по имени Фамарь, и полюбил её Амнон, сын Давида» (2 Царств 13, 1). Свежесрезанными, только что распустившимися пальмовыми листьями торжественно, как в древние времена на Востоке встречали царей, приветствовали люди Христа при входе в Иерусалим. Сейчас это событие отмечается как один из двунадесятых христианских праздников, а пальмовые ветви традиционно изображаются на иконе «Вход в Иерусалим», которая обязательно находится в праздничном иконостасе русского православного храма. В церковном ритуале, сложившемся в России, роль пальмовых ветвей играет верба – отсюда Вербное воскресенье. Можжевельник, который никогда не рос в пустыне «А сам отошёл в пустыню на день пути, и, пришедши, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе, и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Царств 19, 4). Упоминание можжевельника в Библии связано с событиями из жизни Илии – одного из пророков Ветхого Завета, – произошедшими с ним в Иудейской пустыне. Эта пустыня, расположенная между Иудейскими горами с запада и Мёртвым морем с востока, принадлежит к мировому поясу пустынь, простирающемуся от Сахары до Саудовской Аравии. Во все времена Иудейская пустыня служила местом, куда уходили от интриг и мирской суеты. Так поступил Илия, с малых лет посвятивший себя единому Богу. Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, он стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. В то время израильский народ отпал от веры своих отцов и стал поклоняться языческим идолам. Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель. Видя неминуемую гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться. Вместо раскаянья Ахав и жена его повелели умертвить Илию, которому ничего не оставалось, как бежать в пустыню. Любого человека, попавшего в эти места, не покидает ощущение причастности к тому, что происходило здесь в давние времена. Чувство это усиливается от сознания того, что археологи нашли здесь подтверждение многим событиям, описанным в Библии. Но даже самые старательные ботаники не смогли отыскать в Иудейской пустыне можжевельника, который никогда в ней не рос, и поэтому не мог пророк Илия сидеть под ним и размышлять о своей горестной судьбе. Какое же растение скрывается под именем можжевельника?
В древнееврейском каноне Ветхого Завета, написанном на иврите, Илия сидит под кустом с названием «ротэм». Большинство исследователей Библии идентифицируют его с растением Retama raetam – метельником из семейства бобовых, которое получило своё научное название от слова «ретам» на арабском языке. По-арабски ретам – это связь, соединение, так же называют шнурок, намотанный на пальцы для напоминания. В былые времена арабы, перед тем как надолго покинуть дом, обвязывали такой шнурок вокруг этого растения. Если по возвращении они находили его на том же самом месте, где оставили, то это значило, что жёны были верны им в их отсутствие. Но чаще оба народа Святой Земли называют это растение метельником из-за внешнего сходства куста с большой метлой. Его легко отличить от других кустарников по характерным длинным изогнутым веткам с немногочисленными листьями, небольшими и рано опадающими. Высота растения достигает трёх метров. В конце периода дождей растение покрывается несметным числом небольших, сильно пахнущих миндалём цветков с белоснежным венчиком с фиолетовыми прожилками. Метельник упоминается знаменитым американским археологом Эдвардом Робинсоном, занимавшимся исследованиями библейской истории и раскопками Палестины в 30-х годах XIX века и установившим местоположение многих библейских городов. Бедуины, сопровождавшие доктора Робинсона в его странствиях по Иудейской пустыне, точно так же, как пророк Илия, всегда выбирали место лагерной стоянки там, где росли кусты метельника, которые днём защищали путников от палящего солнца, а ночью – от холодного пронизывающего ветра. Эти кусты служили также источником корма вьючным животным и топливом для костров. Почему в синодальном переводе Библии в данном контексте упомянут можжевельник, знают только переводчики Священного Писания на древнерусский язык. Справедливости ради следует сказать, что подобное затруднение испытывали и переводчики Библии на другие европейские языки, которые, не найдя подходящего названия, и вовсе окрестили его белым кустом. Дерево ситтим, или Из чего строили скинию «И сделай брусья для скинии из дерева ситтим, чтобы они стояли» (Исх. 26, 15). Греческим словом «скиния» названо то, что на иврите именуется «мишкан» и означает одновременно кущи (кусты), убежище и шатёр откровения. Считается, что в древние времена израильтяне жили в кущах – временных жилищах из шкур животных, натянутых на деревянный каркас, или просто в жилищах из веток и листьев. Скиния Завета, или шатёр откровения, представляла собой походный храм древних евреев во время их сорокалетнего скитания по пустыне под водительством Моисея после исхода из Египта. Походный храм строился таким образом, чтобы его можно было легко разобрать на части. Всякий раз, когда израильский народ снова должен был тронуться в путь, скиния разбиралась и кочевала вместе с ним. По прибытии на новое место её воздвигали снова. Позднее в Иерусалиме был построен храм, устроенный по образцу скинии. На иврите словом «ситта», а во множественном числе «ситтим», именуют деревья, принадлежащие к роду акаций. В России мы привыкли называть акацией робинию ложноакациевую, относящуюся к роду Robinia из семейства бобовых. Это дерево происходит из Северной Америки и завезено в Европу только после 1600 года н.э. Именно робинию чаще всего разводят в садах и парках России под видом акации.
В Библии акация упоминается исключительно в связи с пустыней, поскольку растёт только в засушливых регионах. Длинные корни могут проникать в землю на глубину до 30 метров, что позволяет растению пользоваться подземными водами и в случае необходимости переживать десятилетия засухи. Зелёные листья акации служили чрезвычайно питательным кормом для коз и овец, которые по настоянию Моисея были взяты в странствия по пустыне. На всём пространстве пустыни акация была основным источником топлива для приготовления пищи и обогрева, так как ночью в пустыне температура может упасть до точки замерзания воды. Её длинные острые твёрдые шипы использовались как иглы. Вязкая прозрачная жидкость, вытекающая из естественных трещин или искусственных надрезов на стволах, более известная под названием «камедь», применялась в качестве вяжущего, противовоспалительного и кровоостанавливающего лекарственного средства для лечения всевозможных ран и кожных болезней, желудочно-кишечных заболеваний и больных зубов. И, наконец, в пустыне это было практически единственно пригодное для построения скинии дерево. Древесина акации, более тёмная и твёрдая, чем древесина дуба, чрезвычайно долговечна и имеет красивую узорчатую поверхность. Все исследователи Библии согласны, что дерево ситтим – это акация, но когда речь заходит о том, стволы и ветви какого именно вида акации использовались для постройки каркаса скинии, мнения расходятся. Скорее всего, на эти цели шли ветви и стволы акаций любых видов, растущих в пустынях Синайского полуострова, пустыне Негев и по руслу Иорданской долины. Возмездие за грехи человеческие «Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою» (Быт. 3, 18). Слово «волчцы» употребляется в Библии исключительно во множественном числе и практически всегда вместе со словом «терние», означая всякую бесполезную, вредную, негодную растительность. Эти слова служат собирательным названием целого ряда сорных и колючих растений, произрастающих повсюду, но с особым рвением селящихся на пустынных участках, небрежно обрабатываемых, или вовсе на заброшенных пашнях и виноградниках. Осенью в некоторых местах равнины Шарон у Средиземноморского побережья, на склонах холмов Галилеи, на берегу озера Кинерет, на пустырях Иудеи и Самарии можно увидеть целое море цветущих растений, отличающихся своеобразной красотой. Именно они получили в Библии название «волчцы и терние». Ботаники расходятся во мнении, какие растения можно отнести к этому сборному названию, но всё же основные претенденты, непременным признаком которых является наличие колючек и способность засорять посевы, определены, и принадлежат они главным образом к семейству сложноцветных. Сирийская колючка относится к растениям, известным у нас под названием «бодяк» («осот»). Это злостный однолетний сорняк, который тем не менее находил применение в качестве лекарственного растения. Измельчённую свежую траву использовали для врачевания ран, ссадин, кровоподтёков и опухолей. Из сушёной травы и корней готовили настои, применявшиеся для тех же целей. Василёк лечебный – Centaurea procurrens – многолетнее травянистое растение, растёт как сорняк в посевах пшеницы, ячменя или образует самостоятельные заросли в песках пустыни Негев. Свежую измельчённую траву василька прикладывали к ранам и воспалённым местам. Настоем сухой травы обмывали зудящие участки кожи, покрытые сыпью.
Расторопша пятнистая. Латинское родовое название растения Silybum происходит от греческого слова, которое переводится как «кисточка». Видовое же название дано в честь Девы Марии и связано с легендой о том, что белые пятна на зелёных листьях расторопши – молоко Божией Матери. Легенда нашла отражение в названиях этого растения на многих европейских языках. В России его называют марьины колючки, марьин чертополох, а также остро-пестро или колючник. Родина растения – Средиземноморье, где оно часто встречается вблизи жилья или как сорняк в посевах, на огородах, в садах. Лечебные свойства расторопши были известны ещё в античные времена, когда её ценили в качестве средства для лечения заболеваний печени и желчного пузыря, способного к тому же избавлять человека от меланхолии. В современной медицине из плодов расторопши пятнистой получают препараты, улучшающие обменные процессы в печени. В христианской традиции злостные сорняки символизируют порок, который конечно же должен быть наказан: «То пусть вместо пшеницы вырастает волчец, и вместо ячменя куколь» (Иов. 31, 40). Употребление словосочетания «терние и волчцы» в иносказательном или даже символическом смысле в одних случаях может характеризовать результат пренебрежения своим делом, в других – иллюстрирует последствия неисполнения Божьего промысла, в третьих – означает затруднения и препятствия. Кандидат фармацевтических наук И. СОКОЛЬСКИЙ По материалам сайта Раифского монастыря (в сокращении). |
ioann.ucoz.ua
Библейские растения: травы, огородные растения, сорняки
Интересными примерами максимального собрания травянистых библейских растений в одном месте являются: Ботанический сад Неот-Кдумим в Израиле и экспозиция из этих растений в ботаническом саду Гамбургского университета в Германии. Кроме того, интерес к этим растениям настолько велик, что мини-композиции библейских растений создаются при Храмах.
Библейские травы
Большинство растений вы узнаете с первых минут, но уверена, что теперь вы будете смотреть на них по-другому: с трепетом и волнением, ведь они - избранные.Анис обыкновенный
Анис обыкновенный (Pimpinela anisum, syn. Anisum vulgare) – однолетник высотой 25-60 см, из семейства Зонтичные или Сельдерейные. Родом он из Малой Азии.
Анис не обошел вниманием Христос: в одной из проповедей Он сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать и того не оставлять» (Мф.23,23). Важно было не только приносить в Храм десятую часть урожая всех выращиваемых в то время культур (в том числе и выращиваемого в Палестине аниса), но, что в большей степени важно – не пренебрегать более существенными вещами: честностью, справедливостью и милосердием.
3 факта об анисе, которые вы могли не знать:
- 4-6 капель анисового масла в аромалампе облегчат головную боль, снимут нервное напряжение.
- 7 капель анисового масла в холодных компрессах на икроножные мышцы помогут справиться с простудой.
- При отсутствии аллергии 7 капель анисового масла в теплых компрессах на область груди уменьшат кашель, но не забывайте вначале проконсультироваться со своим семейным доктором.
Иссоп лекарственный
Иссоп лекарственный (Hyssopus officinalis) – полукустарник высотой до 60 см и шириной до1 м из семейства Губоцветные или Яснотковые. Родом он из Южной Европы. Его уже по достоинству оценили на сайте, и многие пользователи загорелись желанием не только ввести иссоп в рокарии, цветники, но и сделать из него бордюр.
Он не один раз упоминается в Библии. Как повествует Ветхий Завет, иссоп использовался при совершении различных священнодействий. Иссоп упоминается и в Новом Завете. Умирающему Христу поднесли на пучке иссопа губку, пропитанную уксусом: «Воины, напоив уксусом губку и положив на иссоп, поднесли к устам его» (Ин. 19, 29). И еще: так было перед исходом евреев из Египта: «И созвал Моисей всех старейшин (сынов) Израилевых и сказал им: возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра» (Исх. 12, 21-22).
3 факта об иссопе лекарственном, которые вы могли не знать:
- Иссоп облегчает отхаркивание, препятствует застою бронхиальных выделений (можно добавить 2 капли масла иссопа в ингаляции).
- Запаренный кипятком иссоп (20 г на1 л воды) в сочетании с цветками алтея лекарственного применяется при бронхитах (пить как чай).
- Иссоп обладает заживляющим и рассасывающим действием и его используют при кровоподтеках, ранах (холодные компрессы с 4-6 каплями масла иссопа на место ушиба и гематомы). Прежде, чем применять лекарственные травы, не забывайте – это тоже лекарство, поэтому спросите об индивидуальном использовании иссопа у вашего лечащего врача.
Кмин тминовый, кумин, шабрей
Кмин тминовый или кумин, или шабрей (Cuminum cyminum) – однолетнее травянистое растение высотой и шириной 30 см из семейства Зонтичные или Сельдерейные. Родом оно с Восточного Средиземноморья.
Достоверно известно, что именно и это растение, наряду с другими, упоминается в Библии.
3 факта о кмине, которые вы могли не знать:
- Кмин еще называют римским тмином.
- В Древней Греции это растение считалось символом скупости.
- В европейской кухне кмин под названием зира используется для ароматизации хлеба и выпечки, маринадов, сыров, мяса.
Кориандр посевной
Кориандр посевной (Coriandrum sativum) – однолетнее травянистое растение высотой 50 см и шириной 20 см из семейства Зонтичные или Сельдерейные. Родом оно из Южного Средиземноморья.
О нем упоминается еще в Ветхом Завете. Упоминание о кориандре есть не только в Библии, но и в египетском папирусе Эберса, написанном 5000 лет назад. Это одна из самых первых пряных культур, выращиваемых человеком. Из старинных письменных источников, сохранившихся до наших дней, известно, что от древних греков и римлян, активно употреблявших его в пищу в качестве пряности, он распространился по всей Европе.
3 факта о кориандре, которые вы могли не знать:
- Масло кориандра особенно ценится в парфюмерии, где является исходным продуктом для получения веществ с запахом розы, фиалки, лилии, лимона.
- Отвар семян кориандра – хорошее средство для улучшения пищеварения и как отхаркивающее и противогеморройное.
- Настойка из них – как успокаивающее и противосудорожное средство.
Мята
Мята (Mentha) объединяет 25 видов многолетних трав высотой от 10 до 100 см из семейства Губоцветные или Яснотковые. Происхождение у них различно. В культуре наиболее распространены м. длиннолистная (M. longifolia), м. колосковая или кудрявая (M. spicata, syn. crispa), м. перечная (M. xpiperita) и другие.
О мятах, как и об анисе, тмине, есть упоминание в словах Христа (см. анис). Некоторые мяты – это очень древние растения.
3 факта о мятах, которые вы могли не знать:
- Масло мяты перечной тонизирует: несколько капель в аромалампе помогает взбодриться с чашечкой утреннего кофе.
- До сих пор во многих Храмах мятой устилают полы в канун Троицы.
- В производственных масштабах мята возделывается в Краснодарском крае и Воронежской области.
Тмин обыкновенный
Тмин обыкновенный (Carum carvi) – двулетник высотой до 60 см и шириной 30 см из семейства Зонтичные или Сельдерейные. Родом он из Европы и Западной Азии.
О тмине, как и об анисе, мяте, есть упоминание в словах Христа (см. анис).
3 факта о тмине, которые вы могли не знать:
- Эта самая старейшая на Земле специя. Плоды тмина были обнаружены археологами при раскопках свайных построек, датированных третьим тысячелетием до Рождества Христова.
- Тмин выращивали в Палестине не только как приправу, но и как целебное средство, помогающее при судорогах.
- В средневековье трапезу заканчивали тминовым десертом: булочками с тмином, творогом с тмином.
Чернушка
Сейчас в культуре наиболее часто выращиваемые – чернушка посевная (Nigella sativa) и ч. дамасская (N. damascena) – однолетники высотой от 20 до 50 см из семейства Лютиковые. В диком виде растут в Крыму, Украине, на Кавказе.
В книге пророка Исаии дана рекомендация по выращиванию и обмолоту чернушки (Ис. 28: 25-27).
3 факта о чернушке, которые вы могли не знать:
- Семена чернушки посевной, называемые черным тмином – отличная приправа для выпечки хлеба.
- Их добавляют при засоле огурцов, капусты и других овощей.
- Сухие семена чернушки отпугивают моль.
Шалфей лекарственный
Шалфей лекарственный (Salvia officinalis) – травянистый многолетник, или полукустарник высотой до 75 см, из семейства Губоцветные или Яснотковые. Родом он из Средиземноморья, Малой Азии.Считают, что во времена писания Нового завета на сухих каменистых склонах из трав и кустарников образовывались гариги с доминированием шалфеев.
3 факта о шалфеях, которые вы могли не знать:
- Несколько капель масла шалфея мускатного улучшат настроение и прогонят депрессию.
- Аромат шалфея придает копченостям особый вкус.
- Вкус баранины шалфей преображает во вкус дичи.
Библейские огородные растения
Очень древние овощные культуры, отмеченные Господом. У них есть не только прошлое, настоящее, но и будущее, так как селекционеры продолжают улучшать их вкусовые качества и повышать урожайность.Артишок посевной
Артишок колючий или настоящий, или посевной (Cynara scolymus) – крупное многолетнее (на юге) или однолетнее (в других регионах) серебристое растение высотой от 50 до 200 см, из семейства Сложноцветные или Астровые. Родом он из Средиземноморья.
В IV в. до н.э. он был известен как лекарственное и съедобное растение.
3 факта об артишоке, которые вы могли не знать:
- Древние римляне и греки использовали сок артишока, выжатый до цветения, как средство, укрепляющее волосы.
- Сосновая шишка – так называют артишок в Италии.
- Соцветия артишока – отличное желчегонное средство.
Бобы овощные
Бобы овощные (Vicia faba, syn. Faba vulgaris) – однолетники высотой 20-60 см из семейства Бобовые. Родом они из Передней и Юго-Западной Азии.
Библия несколько раз упоминает это растение как обычную пищу израильского народа. Когда Давид скрывался от Авессалома в пустыне, то Сови – сын Насара и Верзеллий Галаадитянин в числе прочих продуктов принесли бобы и чечевицу «Давиду и людям, бывшим с ним, в пищу; ибо говорили они: народ голоден и утомлен и терпел жажду в пустыне» (2 Цар.17, 28).
3 факта о бобах, которые вы могли не знать:
- Бобы овощные часто называют русскими бобами, в отличие от турецких бобов или фасоли, волчьих бобов – люпина, китайских бобов – кассии александрийской – ядовитого растения, содержащего стрихнин.
- Бобовое толокно – мука из поджаренных и перемолотых бобов.
- Раньше на Руси бобы, замоченные в «озимой» воде от последнего снега, сеяли 12 июня на Исаакия Далмаского.
Дыня обыкновенная
Дыня обыкновенная (Melo sativus) – однолетник с ползучим стеблем длиной 1,5-3,0 м из семейства Тыквенные. Родом она из Южной Азии.
Как свидетельствует Библия, дыня выращивалась еще в Древнем Египте. Когда Моисей вывел сынов Израилевых из египетского рабства, то они роптали в пустыне, что остались без привычных им овощей, в том числе — без дынь. Когда они достигли земли обетованной, то стали разводить так полюбившееся им растение. Дыня являлась широко распространенной культурой в Древней Палестине. В летнюю засуху с мая по октябрь дыни, вместе с другими фруктами, отчасти заменяли воду.
3 факта о дыне, которые вы могли не знать:
- В XVII в дыня попала в Россию. В1643 г из Москвы к себе домой немецкий путешественник Адам Олеарий вез дыню весом почти в16 кг.
- В старину на Руси ломтики дыни, сваренные в патоке, подавались на сладкое в постные дни, особенно в дни Великого поста, когда других сладостей уже было мало.
- На Валааме монахи успешно выращивали дыни. За небывалые плоды они получали награды на всероссийских выставках.
Лук репчатый
Лук репчатый (Allium cepa) – трех- или двулетнее луковичное растение из одноименного семейства Луковых. Родом он из Юго-Западной Азии.
В Библии описывается, как во время 40-летнего скитания в пустыне израильтяне страдали без фруктов и овощей, которые в изобилии были у них в Египте, и особенно без лука и чеснока. Но археологи не сомневаются, что израильтяне нашли лук и чеснок на земле Ханаанской, так как именно их находки свидетельствовали, что эти растения вошли в культуру возделывания народа Палестины во времена Исхода. Известно, что в древние времена лук и чеснок были любимой едой иудеев.
2 факта о луке репчатом, которые вы могли не знать:
- Одним из самых крупных центров разведения лука репчатого на Руси считался Арзамас. До нас дошло 75 народных сортов этого старинного огородного растения, среди которых: Арзамаский, Спасский и другие.
- Помните поучительную притчу о луковке из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», где маленькая луковка – символ малых незаметных добрых дел, которые ведут человека в Царствие Божие по слову Христа.
Чеснок посевной
Чеснок посевной (Allium sativum) – луковичный двулетник высотой от 70 до100 см из семейства Луковые. Родом он из Средней Азии.
В Библии чеснок упоминается только один раз (Числ.11:5), но его значение на Ближнем Востоке известно с древних времен.
2 факта о чесноке, которые вы могли не знать:
- Королем всех пряностей называл чеснок Пифагор.
- О чесноке упоминалось в самом древнем документе – папирусе Эберса.
Библейские сорные растения
«Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою» (Бытие 3:18). Под словами терние и волчцы всегда подразумевали сорную, бесполезную колючую растительность, среди которой были расторопша, бодяк и артишок (см. огородные растения). Известно, что в христианской традиции злостные сорняки символизируют порок: «То пусть вместо пшеницы вырастает волчец, и вместо ячменя куколь» (Иов 31:40).Амми большая
Амми большая (Ammi majus) – однолетник высотой 30-90 см и шириной 30 см из семейства Зонтичные или Сельдерейные. Родом она из Южной Европы, Турции, Северной Африки.
В книге пророка Исаии (Ис. 34:13) говорится: «И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни её; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов».
В данном случае в греческом тексте Библии вместо крапивы упомянуты 2 растения: амми зубная (Ammi visnaga) – традиционный сорняк на виноградниках Израиля и девясил вязкий.
Василёк лечебный
Василёк лечебный (Centaurea procurrens) – многолетнее растение высотой 25-35 см из семейства Сложноцветные или Астровые. Соцветия – желтые корзинки. Растет как сорняк на полях пшеницы, ячменя.
Видовое название василька свидетельствует о его лекарственных свойствах. И действительно, это так: его измельченные листья прикладывали к ранам, воспаленным местам. Настой сухой травы применяли в виде примочек на участки кожи, которые чесались и покрывались сыпью неизвестного происхождения.
Девясил вязкий
Девясил вязкий (Inula viscose) – многолетник высотой 60-80 см из семейства Сложноцветные или Астровые.
При переводе книги пророка Исаии (55:12) на русский язык получилось: «Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастёт мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое».
И в этом месте под крапивой скрывается не наша глухая крапива, или яснотка белая (Lamium album), растущая везде, кроме пустыней, а девясил вязкий, распространенный в Израиле как сорное растение, претендующее на символ запустения.
Куколь обыкновенный
Куколь обыкновенный (Agrostemma githago) из семейства Гвоздичные. Еще одно очень красивое сорное растение, которое, как предполагают исследователи, могло упоминаться в Библии.
Издавна мука из зерна, засоренного семенами куколя, считалась ядовитой. Но каждое ядовитое растение — оно же и целебное, и куколь – не исключение: настоем его травы и семян раньше полоскали ротовую полость при зубной боли, и даже пили при простудных и желудочных заболеваниях.
Расторопша пятнистая
Расторопша пятнистая (Silybum marianum) – одно-двулетник с колючими пестрыми листьями высотой до 1,5 м и шириной 60-90 см из семейства Сложноцветные или Астровые. В природе оно распространено от Юго-Западной Европы до Афганистана, сорничает в Северной Африке; цветет с июля до сентября.
Лечебные свойства расторопши были известны еще в античные времена, когда ее ценили в качестве средства для лечения заболеваний печени, желчного пузыря; меланхолии. В народной медицине чаще всего используют плоды с жесткой блестящей оболочкой. Они помогают при метеоризме, воспалении желчного пузыря, печени и селезенки, возникающем, к примеру, после употребления жирной пищи.
Для приготовления целебного настоя сухие плоды заливают кипятком (чайная ложка на стакан воды) и настаивают 20 минут. Отварные бутоны употребляют как овощи.
Ясенец
Ясенец голостолбиковый (Dictamnus gymnostylis) – многолетник высотой 40-90 см из семейства Рутовые. Растет в лесах Крыма. Цветущий в мае, он представляет собой ядовитое, жгучее растение, оставляющее при соприкосновении сильные ожоги. Услышав впервые запах керосина над цветущим ясенцом, я вспомнила Моисея.
Считают, что более 3000 лет назад, когда Моисей пас стадо овец, он впервые увидел «не снедаемый огнем» куст. Именно с той поры растет этот божественный куст в центре Синайских гор на территории монастыря Святой Екатерины; увидеть его едут паломники со всего мира. Возможно, что именно ясенец голостолбиковый растет на Синайском полуострове.
О ясенце на сайте смотрите пост: Ясенец – садовая изюминка.
7dach.ru
Жало дрели, онлайн кроссворд
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||
8 | ||||||||||||
9 | ||||||||||||
10 | ||||||||||||
11 | 12 | |||||||||||
13 | 14 | |||||||||||
15 | ||||||||||||
16 | 17 | 18 | ||||||||||
19 | 20 | |||||||||||
21 | ||||||||||||
22 | ||||||||||||
23 | ||||||||||||
24 |
По горизонтали
- 4. Жало дрели.
- 8. Самый анекдотичный пацан.
- 9. "Отломанный ... способен исказить черты лица до неузнаваемости".
- 10. Овал из словаря Владимира Даля.
- 11. Первый уроженец Калифорнии, кто получил премию "Оскар" за лучшую мужскую роль.
- 13. Праздничный звон.
- 14. Гарнирный картофель.
- 17. Висит в кабинете географии.
- 18. "Секрет успеха" Егора Глумова из пьесы "На всякого мудреца довольно простоты" русского драматурга Александра Островского.
- 19. Греховная любовь.
- 21. Для глаз рай. для души ад. а для кармана чистилище.
- 22. "... над могилой" из пушкинского стихотворения "Гроб Анакреона".
- 23. Фирменный прием Александра Блока "... в повседневности".
- 24. "Купель для пляжников".
По вертикали
- 1. Из какого растения сделаны все первые Библии, карты и флаги?
- 2. Геройский город с Мамаевым курганом.
- 3. Рулевой "железного крота".
- 5. "Сурово брови мы насупим, если ... захочет нас сломать".
- 6. Земная "внешность".
- 7. Сколько стоит ничья в футбольном чемпионате?
- 9. Где учат кройке и шитью?
- 12. Что основал Иммануил Кант?
- 15. Православные четки.
- 16. Кто круглую дату отмечает?
- 17. Каюта для матросов.
- 20. Глава самой знатной рыбьей семейки.
Теги
Поделитесь кроссвордом
dovga.net
Растения Библии Википедия
Растения часто упоминаются в Библии. Сообщается, что они (трава и деревья) были сотворены на третий день (Быт. 1:11), однако некоторые растения появились позже как проклятие за грех прародителей (тернии — Быт. 3:18).
Символические растения
Иные растения вызывали у авторов и персонажей Библии эстетическое наслаждение и служили предметом имитации: «гранатовые яблоки» (3Цар. 7:18), лилии (лат. Lilium — Песн. 2:1; 3Цар. 7:19) и огурцы (3Цар. 7:24). Апокалиптическое значение из-за своей горечи приобретает полынь (лат. Absinthium — Отк. 8:11). Весьма многозначен тёрн. Из горящего терновника (рубус в Вульгате) с Моисеем разговаривал Бог (Исх. 3:2), но терновый венец был возложен на голову страдающего Христа (Мф. 27:29).
Съедобные растения
Библия неоднократно упоминает об употребляемых в пищу растениях. Это ячмень (лат. Hordeum), из которого делали хлеб (2Цар. 14:30; Иез. 4:12; Ин. 6:9). Ячменные поля простирались в окрестностях Вифлеема (Руфь. 1:22). Выращивали также и пшеницу (лат. Triticum — Руфь. 2:23; 1Цар. 6:13).
Возделывали в древней Палестине и чечевицу (2Цар. 23:11). За чечевичную похлебку Исав продал своё первородство (Быт. 25:34). Издревле употребляли в пищу плоды финика (Исх. 15:27). Со времён Ноя практиковалось культивирование винограда (Быт. 9:20).
Во время блуждания по пустыне израильтяне вспоминали такие растения Египта, как огурец (лат. Cucumis), лук (лат. Cepa), чеснок (лат. Allium) и дыню (лат. Pepo — Чис. 11:5). Ели также фисташки (лат. Pistacia), миндаль (лат. Amygdalus — Быт. 43:11).
Растения как материал
Уже в Эдемском саду упомянута смоковница (лат. Ficus), из которой Адам и Ева сделали одежды (Быт. 3:7). Из льна изготавливались одежды священников, как верхние, так и нижние (Лев. 16:4; Лев. 19:19).
Ковчег Ноя был сделан из дерева гофер (Быт. 6:14), а Ковчег завета — из дерева ситтим (лат. lignis setthim) или акации (Исх. 37:1). В качестве строительного материала упомянуты кедр (лат. cedrinas ligna — Ис. 41:19; 3Цар. 7:2), кипарис (3Цар. 6:34) и масличное дерево (лат. lignis olivarum — Ис. 41:19; 3Цар. 6:31).
Ритуальные растения
Библия упоминает поклонение древних иудеев дубравам (4Цар. 18:4; Ис. 1:29). В ветвях дуба (лат. Quercus) запутался своими волосами Авессалом и потому был пойман своими врагами (2Цар. 18:10). Под сихемским дубом (которое в Вульгате толкуется как лат. Terebinth — Терпентинное дерево) Иаков закапывал чужих богов (Быт. 35:4). Тем не менее, теревинф упоминается в синодальном переводе и под собственным именем (Ис. 6:13; Быт. 49:21), хотя в последнем случае в Вульгате в аналогичном фрагменте упомянут олень (лат. Cervus, также и в Библии Лютера: нем. Hirsche). Третьим после дуба и теревинфа деревом, под которым кадили, назван тополь (лат. Populus — Ос. 4:13).
Неоднозначное отношение было к изделиям из винограда (вино, уксус, изюм). Назореям оно запрещалось (Чис. 6:3), а для учеников Христа его вкушение было обязательно как элемент евхаристии (Мф. 26:28). Первым начинает использование вина в ритуальных целях Мелхиседек (Быт. 14:18)
В религиозных церемониях использовались иссоп (лат. Hyssopus — Исх. 12:22; Пс. 50:9; Ин. 19:29), фимиам и мирра (Лк. 7:38).
Пальмовыми ветвями жители Иерусалима встречали Иисуса Христа (Пальмовое воскресение).
Прочие растения
Присутствуют также в Библии упоминания о таких растениях, как можжевельник (3Цар. 19:5), тростник (Пс. 67:31), бук (Ис. 41:19), ясень (Ис. 44:14), аир (Песн. 4:14) , алой (Песн. 4:14), кипер (Песн. 1:13), кориандр (лат. Coriandrum Чис. 11:7), корица (Песн. 4:14), мандрагора (Песн. 7:14), мирт (лат. myrtus Ис. 41:19), нард (лат. nardus Песн. 4:14), нарцисс (Песн. 2:1), сикомор (лат. sycomorus) Ис. 9:10), шафран (лат. crocus Песн. 4:14), яблоня (лат. malus) Песн. 2:3), мята и рута (Лк. 11:42)
Особенности переводов
В связи с несоответствием переводов иногда один и тот же термин переводится в разных вариантах разными словами. Так, ель синодального перевода (Пс. 103:17) в аналогичном немецком переводе оказывается пихтой (нем. Tannen — Ps.104:17). Пихтой (лат. Abies) названо это дерево и в Вульгате (Пс. 103:17). Сосна синодального перевода и Вульгаты (лат. Pinus Ис. 44:14) в немецком аналоге оказывается буком (нем. Buchen), но сосна (нем. Kiefern) всё же встречается в другом месте (Ис. 41:19). Явор синодального перевода (Ис. 41:19) в Вульгате (лат. Buxus) и Библии Лютера (нем. Buchsbaum) оказывается самшитом. В Вульгате бук оказывается вязом (лат. Ulmus Ис. 41:19). То, что в синодальном переводе обозначено как каштан, в Вульгате названо платаном (лат. Platanus — Иез. 31:8).
История исследований растений Библии
Одна из первых работ, посвящённых растениям Библии, Hierobotanicon, sive, De plantis sacrae Scripturae dissertationes breves, была издана в двух частях в Уппсале в 1745—1747 годах. Её автором был профессор теологии Уппсальского университета, ботаник и филолог Улоф Цельсий (1670—1756).
См. также
Ссылки
wikiredia.ru
Растения в Библии — Википедия. Что такое Растения в Библии
Растения часто упоминаются в Библии. Сообщается, что они (трава и деревья) были сотворены на третий день (Быт. 1:11), однако некоторые растения появились позже как проклятие за грех прародителей (тернии — Быт. 3:18).
Символические растения
Иные растения вызывали у авторов и персонажей Библии эстетическое наслаждение и служили предметом имитации: «гранатовые яблоки» (3Цар. 7:18), лилии (лат. Lilium — Песн. 2:1; 3Цар. 7:19) и огурцы (3Цар. 7:24). Апокалиптическое значение из-за своей горечи приобретает полынь (лат. Absinthium — Отк. 8:11). Весьма многозначен тёрн. Из горящего терновника (рубус в Вульгате) с Моисеем разговаривал Бог (Исх. 3:2), но терновый венец был возложен на голову страдающего Христа (Мф. 27:29).
Съедобные растения
Библия неоднократно упоминает об употребляемых в пищу растениях. Это ячмень (лат. Hordeum), из которого делали хлеб (2Цар. 14:30; Иез. 4:12; Ин. 6:9). Ячменные поля простирались в окрестностях Вифлеема (Руфь. 1:22). Выращивали также и пшеницу (лат. Triticum — Руфь. 2:23; 1Цар. 6:13).
Возделывали в древней Палестине и чечевицу (2Цар. 23:11). За чечевичную похлебку Исав продал своё первородство (Быт. 25:34). Издревле употребляли в пищу плоды финика (Исх. 15:27). Со времён Ноя практиковалось культивирование винограда (Быт. 9:20).
Во время блуждания по пустыне израильтяне вспоминали такие растения Египта, как огурец (лат. Cucumis), лук (лат. Cepa), чеснок (лат. Allium) и дыню (лат. Pepo — Чис. 11:5). Ели также фисташки (лат. Pistacia), миндаль (лат. Amygdalus — Быт. 43:11).
Растения как материал
Уже в Эдемском саду упомянута смоковница (лат. Ficus), из которой Адам и Ева сделали одежды (Быт. 3:7). Из льна изготавливались одежды священников, как верхние, так и нижние (Лев. 16:4; Лев. 19:19).
Ковчег Ноя был сделан из дерева гофер (Быт. 6:14), а Ковчег завета — из дерева ситтим (лат. lignis setthim) или акации (Исх. 37:1). В качестве строительного материала упомянуты кедр (лат. cedrinas ligna — Ис. 41:19; 3Цар. 7:2), кипарис (3Цар. 6:34) и масличное дерево (лат. lignis olivarum — Ис. 41:19; 3Цар. 6:31).
Ритуальные растения
Библия упоминает поклонение древних иудеев дубравам (4Цар. 18:4; Ис. 1:29). В ветвях дуба (лат. Quercus) запутался своими волосами Авессалом и потому был пойман своими врагами (2Цар. 18:10). Под сихемским дубом (которое в Вульгате толкуется как лат. Terebinth — Терпентинное дерево) Иаков закапывал чужих богов (Быт. 35:4). Тем не менее, теревинф упоминается в синодальном переводе и под собственным именем (Ис. 6:13; Быт. 49:21), хотя в последнем случае в Вульгате в аналогичном фрагменте упомянут олень (лат. Cervus, также и в Библии Лютера: нем. Hirsche). Третьим после дуба и теревинфа деревом, под которым кадили, назван тополь (лат. Populus — Ос. 4:13).
Неоднозначное отношение было к изделиям из винограда (вино, уксус, изюм). Назореям оно запрещалось (Чис. 6:3), а для учеников Христа его вкушение было обязательно как элемент евхаристии (Мф. 26:28). Первым начинает использование вина в ритуальных целях Мелхиседек (Быт. 14:18)
В религиозных церемониях использовались иссоп (лат. Hyssopus — Исх. 12:22; Пс. 50:9; Ин. 19:29), фимиам и мирра (Лк. 7:38).
Пальмовыми ветвями жители Иерусалима встречали Иисуса Христа (Пальмовое воскресение).
Прочие растения
Присутствуют также в Библии упоминания о таких растениях, как можжевельник (3Цар. 19:5), тростник (Пс. 67:31), бук (Ис. 41:19), ясень (Ис. 44:14), аир (Песн. 4:14) , алой (Песн. 4:14), кипер (Песн. 1:13), кориандр (лат. Coriandrum Чис. 11:7), корица (Песн. 4:14), мандрагора (Песн. 7:14), мирт (лат. myrtus Ис. 41:19), нард (лат. nardus Песн. 4:14), нарцисс (Песн. 2:1), сикомор (лат. sycomorus) Ис. 9:10), шафран (лат. crocus Песн. 4:14), яблоня (лат. malus) Песн. 2:3), мята и рута (Лк. 11:42)
Особенности переводов
В связи с несоответствием переводов иногда один и тот же термин переводится в разных вариантах разными словами. Так, ель синодального перевода (Пс. 103:17) в аналогичном немецком переводе оказывается пихтой (нем. Tannen — Ps.104:17). Пихтой (лат. Abies) названо это дерево и в Вульгате (Пс. 103:17). Сосна синодального перевода и Вульгаты (лат. Pinus Ис. 44:14) в немецком аналоге оказывается буком (нем. Buchen), но сосна (нем. Kiefern) всё же встречается в другом месте (Ис. 41:19). Явор синодального перевода (Ис. 41:19) в Вульгате (лат. Buxus) и Библии Лютера (нем. Buchsbaum) оказывается самшитом. В Вульгате бук оказывается вязом (лат. Ulmus Ис. 41:19). То, что в синодальном переводе обозначено как каштан, в Вульгате названо платаном (лат. Platanus — Иез. 31:8).
История исследований растений Библии
Одна из первых работ, посвящённых растениям Библии, Hierobotanicon, sive, De plantis sacrae Scripturae dissertationes breves, была издана в двух частях в Уппсале в 1745—1747 годах. Её автором был профессор теологии Уппсальского университета, ботаник и филолог Улоф Цельсий (1670—1756).
См. также
Ссылки
wiki.sc
Подобным «атеистическим» вопросом задавались не только вы, но и разнообразные учёные – историки, ботаники, фармацевты. Ведь Библия содержит в своих преданиях множество интересных сведений о древних временах – о традициях и обычаях народов, обитавших тысячелетия тому назад в окрестностях Средиземного и Красного морей, о городах и странах. И даже о растительном мире – в текстах Ветхого и Нового Заветов упоминается около 120 растений! Проблема лишь в том, что в переводах Библии на другие языки в одних и тех же сюжетах нередко указаны разные названия этих растений. О причине легко догадаться: тексты переводились с арамейского и иврита сначала на древнегреческий язык, а уж потом на языки народов мира. Перевод делали люди, умудрённые в Священном писании, но неискушённые в ботанике. Ошибки и неточности были неизбежны. Тем более когда дело касалось растений, известных лишь в упомянутых в Библии странах. Зачастую переводчикам (русским в том числе) лишь воображение и знание символики растений могли подсказать более-менее правильное или адекватное название. Так вот, насчёт терний. Вносить поправки в канонические тексты не полагается, но сегодня учёные считают, что часто упоминаемый в обоих Заветах терновник – собирательное название, под которым скрываются около 200 различных колючих растений, произрастающих на Святой земле. Известный биолог и фотограф-натуралист доктор Давид Даром (David Darom) из Иерусалимского университета считает, к примеру, что терновый венец был сплетён из колючих веток зизифуса. Зизифус настоящий, или унаби (лат. Zizíphus jujúba), семейства крушиновых (Rhamnáceae) – колючий листопадный кустарник или невысокое деревце с толстой корой широко распространено по всему Ближнему Востоку. Самые большие и острые колючки располагаются на его молодых побегах. Мелкие, невзрачные цветки сменяются обильными мелкими плодами, по вкусу напоминающими мочёное яблоко. Ещё один «претендент» на незавидную роль – так прямо и называемый в Германии Christusdorn, держи-дерево, палиурус или Христовы тернии (Paliurus spina-christi). Убеждённость в том, что именно из ветвей этого листопадного кустарника или небольшого дерева семейства крушиновых был сплетён терновый венец Христа, столь велика, что ему дано похожее научное, немецкое, англоязычное (Christ’s Thorn) и даже на эсперанто (Kristodorno) название. Держи-дерево родом из Средиземноморья; растёт на севере Африки, в Евразии. Есть мнение у специалистов и насчёт «тернового» куста, который в православной христианской традиции принято считать Неопалимой купиной, ясенецем (Dictamnus albus) семейства рутовых (Rutaceae). Растение выделяет пары легковоспламеняющегося эфирного масла, которые вспыхивают от молнии или поднесённого огня, но сам куст при этом не загорается. Однако Давид Даром пришёл к выводу, что, скорее всего, «огненным кустом», в котором – по Пятикнижию – Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай, была кассия (Cassia) семейства бобовых (Fabaceae). Кассия действительно очень часто встречается в Синайских горах, в пустынях Африки и Азии (что нельзя сказать про ясенец, который более распространён в Крыму и на Кавказе). Куст покрыт таким количеством ярко-жёлтых цветков, что кажется объятым пламенем, особенно в лучах заката. Другое название этого растения нам хорошо знакомо: вид Cassia tora L. относится к роду Senna и его правильным названием является Senna tora (L.). Этот красивый, изящный кустарник – частое украшение садов Израиля. Или вот ещё один вид «терний», тех самых, которые подстерегают на пути неправедном. Саркопотериум колючий (Sarcopoterium spinosum) семейства розовых (Rosaceae), его также причисляют к возможному терновнику, из которого сделан был венец Христа. Безобидный на вид миниатюрный кустик с мелкими листочками и красно-зелёными пёстрыми ягодками, но за этим изяществом скрывается колючий нрав. Нечаянное прикосновение к нему даже краем штанины обрекает последнюю на неминуемую гибель. Ну а под конец добавим, что реликвия, почитаемая как Терновый венец Господа, находится в парижском соборе Нотр-Дам де Пари. № 4, 2012. Дата публикации: 27.01.2012 |
www.rg-rb.de