Презентация по окружающему миру на тему "Тундра" 4 класс. Окружающий мир 4 класс растения тундры
Презентация по окружающему миру на тему "Тундра" 4 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:МБОУ Мокинская ООШ Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 класс Учитель: Козюкова Г.В. ТУНДРА
2 слайд Описание слайда:Цели: сформировать представление о природной зоне тундре; ознакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека.
3 слайд Описание слайда:ОТГАДАЙ КРОССВОРД 3 6 5 4 2 1 А Г П И А Р Д Н У Т С О Д Ь О В Т Л А Р В К Р А А Л К С Я Л К А Е И К Й О И
4 слайд Описание слайда:ТУНДРА протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. В переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная»
Суров климат тундры: круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50см, а ниже сохраняется вечная мерзлота.
6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:Природная зона – тундра. Находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит зима там суровая, много снега. Часть зоны находится на Восточно-Европейской равнине, а часть на Западно-Сибирской. С моря дуют ветры, значит большие растения расти не будут.
8 слайд Описание слайда:ЛЕТО Лето в тундре короткое и прохладное. Круглые сутки светит солнце и не заходит за линию горизонта. Стоит полярный день. За лето оттаивает только верхний слой земли, а глубже многолетняя мерзлота
10 слайд Описание слайда:Какие растения растут в тундре? Как растения приспособились к жизни?
11 слайд Описание слайда:РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ТУНДРЫ Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и мелкие листья. Карликовая ива Карликовая берёза Черника Морошка Мхи Лишайники
12 слайд Описание слайда:Особенности растений тундры Все растения низкорослые. Мох-ягель- пища северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики.
Какие животные и птицы обитают в тундре? 2. Как они приспособились к жизни?
14 слайд Описание слайда:ЖИВОТНЫЙ МИР ТУНДРЫ У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей – густой мех, толстый подкожный слой жира. Лемминг Северный олень Песец Полярная сова Гагарка Белая куропатка
15 слайд Описание слайда:Цепи питания Лемминг – песец – волк Ягоды – куропатка – белая сова
16 слайд Описание слайда:Основные занятия населения тундры. Экологические проблемы тундры. Охрана природы тундры.
17 слайд Описание слайда:Плотность населения в тундре невелика: меньше 1 человека на 1 кв. км. Здесь живут ханты, манси, эскимосы, якуты, чукчи и др.
18 слайдОсновное занятие населения тундры – оленеводство.
19 слайд Описание слайда:Ведётся добыча полезных ископаемых – нефти и газа.
20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда:Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Белый журавль Тундровый лебедь Краснозобая казарка Кречет
22 слайд Описание слайда:Интернет-источники http://www.politforums.ru/historypages/1319867440.html http://sibforum.mybb3.ru/viewtopic.php?p=212547 http://www.duke.edu/web/nicholas/bio217/rsf4 awc7/f_flora.html http://hinorias.livejournal.com/ http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=47964&order=desc&fullview=&pg=176 http://900igr.net/kartinki/geografija/Prirodnaja-zona-Tundra/062-Zolotaja-osen-krasiva-v-tundre.html http://900igr.net/fotografii/geografija/Prirodnaja-zona-Tundra/035-Osnovnuju-massu-tsvetkovykh-rastenij-tundry-predstavljajut-kustarniki.html
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-116010
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Презентация по окружающему миру "Тундра" (4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Тундра Составила: Канева Г.С., учитель начальных классов МБОУ «СОШ» с. Усть-Уса
2 слайд Описание слайда:Цели урока: Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры. Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека; Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с помощью карты.
3 слайд Описание слайда:Оборудование: Карта природных зон; Картины и слайды с изображением изучаемых объектов; Раздаточный материал; Видеофильм «Тундра», составленный учителем.
4 слайдПлан урока: 1. Цели урока 2. Оборудование 3. Организационный момент 4. Работа над новой темой: Рассказ учителя; Работа по группам 5. Закрепление материала 6. Подведение итогов.
5 слайд Описание слайда:Организационный момент Уеду в тундру к другу чукче, Там каждый день бывают чудеса Там говорят: «Олени все же лучше» Поглядывая хитро в небеса Уеду в тундру за морошкой красной За долгим солнцем и за злой пургой Где нет жестянок с надписью «ОПАСНО» А только ночью будит волчий вой… Хочу увидеть белого медведя Хочу потрогать радугу рукой И вслед за ветром мчаться на собаках Где даже друг мой не ступал ногой Хочу услышать дикий голос бубна Хочу на мирный атом посмотреть Уеду в тундру, чтоб увидеть чудо И просто руки у костра погреть
6 слайд Описание слайда:Кроссворд 1. Короткое название ледяной зоны. 2. Птица с необычным красным клювом. 3. Название острова, на котором расположен заповедник. 4. Арктика – царство снега и … 5. Растения, живущие в толще воды. 6. Вид рыбы, обитающий в северных морях.
Кроссворд Ключевое слово: ТУНДРА. Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой будем сегодня путешествовать! р а д н у т а к и а р к а к и п т л е г в р о а л ь я о с в о д к й и л с а
8 слайд Описание слайда:Природные зоны России Цель нашей экспедиции – тундра. Найдите эту природную зону на ваших картах. Что вы можете о ней рассказать? Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.
9 слайд Описание слайда:А что это такое? Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». В каком тепловом поясе находится эта природная зона? Тундра находится за линией северного полярного круга. Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону? Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть – на Западно-Сибирской. С моря дуют ветры, значит, большие растения расти не будут.
Описание тундры А как же выглядит тундра на самом деле? С помощью современной техники отправимся исследовать тундру. (просмотр видеосюжета сопровождается рассказом учителя). Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Ещё говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. Что такое снежная часть – это понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предложения? Снег и лёд, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испарятся, вот она и остаётся. Именно по этим двум причинам в тундре много болот. А сейчас в работу включаются наши ботаники, зоологи и экологи (работа по группам).
Растения тундры Олений лишайник, или ягель служит основной пищей для северных оленей., похож на маленькие деревца или кустики. Карликовая берёзка имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Карликовая ива. Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни в тундре, ведь у поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов и ветров.
12 слайд Описание слайда:Морошка Голубика Брусника Клюква Ягоды
13 слайд Описание слайда:Белая куропатка – растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. На белую куропатку и леммингов охотится и редкая птица кречет, у которой, как и у белой совы, красивое белое оперение. Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. На лето в тундру прилетаю журавли, гуси, лебеди, кулики. Здесь эти птицы выводят птенцов, а на зиму улетают в тёплые края. Летом в тундре много комаров и мошек. Их личинки развиваются в водоёмах, где для них достаточно пищи ( крошечных водорослей, остатков растений).
Красная книга тундры Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.
16 слайд Описание слайда:Занятия местных жителей Основное занятие населения тундры – оленеводство.
17 слайд Описание слайда:Ещё ведётся добыча полезных ископаемых – нефти и газа В тундре возникли экологические проблемы: 1. нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения; 2. местность загрязняется нефтью во время её добычи; 3. незаконная охота – браконьерство; 4. оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места;
Пирамида После ответа экологов заполняется пирамида.
19 слайд Описание слайда:Закрепление материала. Тест «Тундра» 1. Зона тундры расположена… А) севернее арктических пустынь Б) южнее арктических пустынь 2. Тундра расположена… А) на равнинах Б) на возвышенностях В) в горах 3. В тундре… А) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности Б) длинная суровая зима и жаркое лето В) длинная суровая зима и короткое прохладное лето 4. Главное занятие коренного населения тундры - … А) рыболовство Б) оленеводство В) земледелие 5. Растения тундры… А) высокие с мощными корнями и широкими листьями Б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями 6. К тундровым растениям относятся… А) верблюжья колючка, саксаул, кактус Б) кедр, осина, пальма В) карликовая ива, мох-ягель, черника 7. В тундре обитают… А) тюлени, моржи, киты Б) песцы, лемминги, волки В) верблюды, лошади, коровы 8. Укажите верную цепь питания: А) растения лемминги полярные совы Б) комары, мошки полярные куропатки песцы В) растения кречеты волки
20 слайд Описание слайда:Ответы к тесту: 1. б 2. а 3. в 4. б 5. б 6. в 7. б 8. а
21 слайд Описание слайда:Оцени ответы: 8 правильных ответов – оценка «5» 6-7 правильных ответов – оценка «4» 4-5 правильных ответов – оценка «4» менее 4 правильных ответов – оценка «2»
22 слайд Описание слайда:Работа нашей экспедиции в тундре закончилась. Спасибо за внимание!
23 слайд Описание слайда:Подведение итогов. Выставление оценок.
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-984274
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Конспект урока по окружающему миру на тему "Тундра" (4 класс)
ТУНДРА
Цели:
1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне «Тундра».
2. Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека.
Формируемые УУД:
познавательные – самостоятельно находить информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;
коммуникативные – осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;
регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
личностные – анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии растительного и животного мира тундры, дополнительный материал для групп.
Ход урока
Организационный момент.
В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
Актуализация опорных знаний.
Чтобы отправиться в путешествие, нам нужны билеты на самолет.
1. Природная зона арктических пустынь расположена
А) на островах Тихого океана;
Б) на островах Индийского океана;
В) на островах Северного Ледовитого океана.
2. Территория Арктики
А) плотно заселена людьми;
Б) не имеет коренного населения;
В) не пригодна для жизни людей.
3. В Арктике для растений и животных:
А) суровые условия;
Б) комфортные условия;
В) заповедные условия.
4. В зоне арктических пустынь растут
А) кедры, березы, черемуха;
Б) лишайники, мхи, полярные маки;
В) бузина, орешник, айва.
5. Большое скопление птиц на скалах называют
А) птичьи базары;
Б) птичьи рынки;
В) птичьи гнездовья.
Итак, проверим свои посадочные талоны. Слайд 1.
Самоопределение к деятельности.
Билеты на самолет мы приобрели. А куда летим знаем?
А чтобы узнать,
Кроссворд нам надо разгадать!
(Работа в парах)
Слайд 2.
Учитель. Молодцы! Кто может сформулировать тему урока?
Какие задачи будем решать на уроке?
(На доске появляется план.)
Где расположена зона тундры?
Каковы особенности неживой природы в этой зоне?
Как эти особенности влияют на животный и растительный мир?
Как связаны друг с другом человек и тундра? (10 мин)
Работа над новой темой.
Теперь отправляемся в научно-исследовательскую экспедицию. Чтобы работа была более плодотворной, разобьемся на группы: синоптики, ботаники, зоологи и экологи. Итак, садимся в оленьи упряжки.
(звучит куплет песни «Увезу тебя я в тундру», пока дети делятся на группы, а учитель раздает соответствующие таблички и конверты)
(На конверте написана фамилия того ученика – главного в каждой группе)
Каждая группа получила план путешествия, на конверте указан руководитель вашей экспедиционной группы.
Во время нашей экспедиции где будем брать информацию, кто будем нашим помощником? (Учебник)
(5 мин)
Работа в группах. (10 мин)
Синоптики.
На карте зона тундры обозначена фиолетовым цветом. Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. (Показывают на карте природных зон тундру.)
Карточки с положением солнца над горизонтом в зоне Арктики и в зоне Тундры (вывешивают на доску).
Солнце в тундре поднимается над горизонтом чуть выше, чем в Арктике. Поэтому климат здесь менее суровый.
Тем не менее, зима там долгая, длится 7-8 месяцев, температура достигает –50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним – вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 м. В середине зимы примерно 2 месяца длится полярная ночь.
Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки. Средняя температура самого теплого месяца составляет +5, +10 градусов.
Проверка других групп: дети берут термометры и на них показываю зимнюю и летнюю температуру в тундре.
Ботаники.
Растительный мир тундры беден, но богаче, чем в Арктике.
Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле, так как дует сильный ветер. У растений короткие корни, так как почва промерзает.
Короткий период цветения и созревания плодов. Мелкие листья.
Ягоды: брусника, морошка, голубика.
Деревья: карликовая ива, березка.
Ягель (сообщение)
Проверка других групп: итак, отправляемся по ягоды. Что можно собрать в корзинки?
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Тундра забелела,
Точно пеленою
Всю ее одело.
Зоологи.
Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек.
Приспособления животных. У птиц – густое оперение и защитная белая окраска. У зверей – густой мех.
Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает её от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Охотится с земли: сидит на каком-нибудь холмике и выглядывает добычу. Увидит – взлетает и хватает. Нападает на куропаток и даже ловит рыбу.
Лемминги – серые небольшие мышевидные грызуны. Окраска у некоторых из них желтоватая с темными и светлыми пятнами. Очень интересно они проводят свой день. Один час кормятся, два часа спят. Леммингами кормятся многие животные тундры.
Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное – питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.
Проверка других групп. Подчеркните тех животных, которых можно встретить в тундре.
Экологи.
Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное.
Основное занятие – оленеводство.
На доске в центре: олень. (Вокруг него: транспорт, мясо и молоко, из шкур одежда и обувь)
От гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы. Местность загрязняется нефтью во время ее добычи. Незаконная охота – браконьерство. Вытаптываются оленьи пастбища.
Учитель. Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?
Ученики. Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники.
Необходимо запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.
Проверка других групп. На слайде экознаки. Объяснить, что они значат.
V. Итог урока. Рефлексия.
Учитель. Работа нашей экспедиции в тундре закончилась.
Продолжите фразы:
- Сегодня на уроке я узнал…
- Я научился…
- Я похвалю себя …
С каким настроением заканчиваем урок? (Отметьте на градуснике)
Спасибо всем.
Домашнее задание.
infourok.ru