Рекомендации по сбору и оформлению гербария. Гербарий лекарственных растений оформление титульного листа
Рекомендации по сбору и оформлению гербария — МегаЛекции
Растения для гербария должны быть здоровыми, собраны со всеми вегетативными органами, цветками или спороносными органами в сухую погоду. Сбору подлежат в основном растения-индикаторы, знание которых необходимо лесоводам при проведении работ по описанию типов леса, таксации насаждений, лесокультурном производстве.
Растение выкапывают, отряхивают от земли и закладывают в подготовленный лист газетной бумаги, так называемую «рубашку». Следует брать 2-3 экземпляра одного вида, за исключением редких растений. Для быстрой сушки применяют утюг. Растения закладывают на день-два в пресс, а затем через бумагу проглаживают горячим утюгом. Высушенные таким образом растения хорошо сохраняют свою окраску. Сочные клубни и луковицы перед сушкой рекомендуется разрезать вдоль.
Высушенные растения монтируют для гербария на листах плотной бумаги формата 4А. Растения на гербарный лист приклеивают скотчем. В нижнем правом углу, отступив по 1 см. от краёв, размещают этикетку размером 12х7 см.
Образец этикетки
Название семейства | русское |
латинское | |
Название вида | русское |
латинское |
Место сбора тип леса
Время сбора дата, месяц, год
Собрал и определил Фамилия и инициалы
Растения в гербарии располагают в систематическом порядке по семействам и родам. К гербарию прикладывают систематизированный список.
Образец титульного листа
Наименование министерства
Наименование учебного заведения
ГЕРБАРИЙ
Растений живого напочвенного покрова
Собрал:
Время сбора:
Список видов живого напочвенного покрова по их приспособленности к почвенно - грунтовым условиям
Для сосновых лесов
На сухих песчаных почвах:лишайники, кошачья лапка, ястребинка волосистая, плаун сплюснутый, толокнянка, вереск, цмин песчаный, смолёвка;
На свежих песчаных почвах:зелёные мхи, сон-трава, брусника, перловник, плаун булавовидный;
На более плодородных свежих почвах:черника, грушанка, герань лесная, костяника, зелёные мхи;
На свежих супесчаных и суглинистых почвах:борец, медуница, копытень, сныть, папоротник, ясменник душистый, ландыш;
На торфяно-заболоченных почвах: мох сфагнум, багульник, клюква, пушица, осока заячья;
На приручейных: гравилат речной, сабельник, таволга, мох мниум, молиния голубая.
Для ельников
На свежих песчаных почвах:зелёные мхи, черника, кислица, грушанка, брусника, папоротник-орляк;
На сырых оподзоленных почвах с застойной водой: мох кукушкин лён, хвощ лесной, папоротники (щитовник мужской и кочедыжник женский), вербейник;
На сырых пойменных почвах с проточной водой: лабазник, селезёночник, норичник, сабельник, калужница, луговик-щучка;
На торфяно-заболоченных почвах: сфагнум, горичник болотный, осока пузырчатая и вздутая, белокрыльник, ситник.
Методические указания по выполнению контрольных работ
По дисциплине «Ботаника» студент должен выполнить две контрольные работы. Каждая контрольная работа состоит из восьми вопросов. Номера вопросов по вариантам имеются в нижеследующей таблице.
В первой контрольной работе вопросы разделов морфологии и анатомии растений, а вторая контрольная включает вопросы разделов физиологии и систематики. При выполнении контрольных работ следует учитывать общие требования, изложенные в начале методических указаний.
Контрольную работу оформляют следующим образом. На первой странице тетради пишется номер варианта. Затем последовательно излагаются вопросы и ответы. Рисунки, схемы в контрольной работе выполняются простым карандашом, все части растений обозначаются цифрами, а под рисунком указывается название каждой части и всего рисунка. В конце работы указывается использованная литература, ставится дата выполнения и подпись студента.
ТАБЛИЦА
Распределения по вариантам вопросов контрольных работ № 1, № 2
вариант | Номера вопросов | вариант | Номера вопросов |
4 17 33 50 52 63 75 89 | 12 24 37 50 53 63 87 97 | ||
3 16 32 49 53 64 76 90 | 11 23 36 49 54 64 88 98 | ||
2 50 40 48 54 65 77 91 | 9 22 35 48 55 69 79 99 | ||
1 14 36 47 55 66 78 92 | 10 23 38 50 56 66 90 100 | ||
5 18 34 46 56 67 79 93 | 7 20 33 46 57 67 77 87 | ||
6 19 35 48 57 68 80 94 | 8 21 34 47 58 68 78 88 | ||
8 13 27 41 58 69 81 95 | 6 25 38 50 59 69 79 99 | ||
10 20 28 43 59 70 82 96 | 5 24 37 49 60 70 80 100 | ||
9 21 29 42 60 71 83 97 | 4 17 30 43 61 71 81 91 | ||
7 22 30 49 61 72 84 98 | 6 18 31 44 62 72 83 94 | ||
12 23 31 48 62 73 85 99 | 3 15 28 41 51 67 84 94 | ||
6 13 27 43 61 74 86 100 | 2 14 27 40 52 68 85 95 | ||
10 25 35 50 60 73 87 99 | 1 13 28 42 53 69 86 96 | ||
7 26 33 47 59 72 88 98 | 6 19 33 47 54 70 87 97 | ||
2 18 30 42 58 71 87 100 | 8 18 32 45 55 71 88 98 | ||
9 24 34 46 57 70 86 99 | 9 22 36 50 56 72 89 99 | ||
12 26 36 45 56 69 85 98 | 10 23 37 49 57 74 83 93 | ||
8 14 29 41 55 68 84 97 | 11 26 38 48 58 73 84 93 | ||
5 16 32 47 54 67 83 96 | 6 18 32 46 54 63 85 94 | ||
4 22 31 50 53 66 82 95 | 7 20 34 45 55 64 86 95 | ||
1 19 28 42 52 65 81 94 | 12 23 36 46 56 65 87 96 | ||
2 23 40 50 51 64 80 93 | 11 24 35 48 57 66 88 97 | ||
3 24 34 49 51 65 79 92 | 10 22 33 46 58 67 89 98 | ||
4 25 37 48 52 66 78 91 | 9 19 31 42 59 68 90 99 | ||
5 21 38 47 53 67 77 90 | 8 18 30 41 60 69 91 100 |
Контрольная работа № 1
1. Ботаника – наука о растениях. Краткая история ботаники и эволюционной теории. Основные разделы ботаники.
2. Роль растений в биосфере и жизни человека.
3. Развитие ботаники в России. Достижения ботаники и её задачи.
4. Значение ботаники для специалистов лесного хозяйства.
5. Опишите растения Вашего лесничества, занесенные в региональную красную книгу. Какие мероприятия проводятся по их охране?
6. Какие органы у растений называют основными, метаморфизированными, аналогичным6и, гомологичными, вегетативными и генеративными? Приведите примеры.
7. Стебель, его строение и функции. Опишите и зарисуйте части побега.
8. Почки растений, их строение и типы, почкорасположение. Выполните рисунки.
9. Опишите и нарисуйте типы ветвления побегов. Приведите примеры.
10. Метаморфозы надземных побегов. Выполните рисунки.
11. Метаморфозы подземных побегов как органы запаса и вегетативного размножения.
12. Основные органы растений, их возникновение и функции. Вегетативные и генеративные органы.
13. Корень. Его функции и особенности строения.
14. Опишите и нарисуйте зоны корня.
15. Опишите и нарисуйте типы корневых систем. Приведите примеры.
16. Опишите и нарисуйте метаморфозы корня.
17. Придаточные и спящие почки, их особенности и значение в жизни растений. Приведите примеры.
18. Микориза и клубеньки на корнях, их значение в природе и хозяйственной деятельности человека.
19. Лист, его функции и особенности строения. Нарисуйте лист и опишите его части.
20. Типы жилкования. Выполните рисунки и приведите примеры.
21. Опишите и нарисуйте формы листовой пластинки, вершины, основания, края листа. Приведите примеры.
22. Простые и сложные листья. Опишите и нарисуйте основные формы сложных листьев. Приведите примеры.
23. Метаморфозы листа и их биологическое значение. Выполните рисунки.
24. Опишите листорасположение, листовую мозаику, разнолистность.
25. Опишите и нарисуйте степень рассечённости листовой пластинки. Приведите примеры.
26. Опишите жизненные формы растений.
27. Половое, бесполое и вегетативное размножение, их сущность и биологическое значение.
28. Способы естественного вегетативного размножения.
29. Искусственное вегетативное размножение. Клон.
30. Основные способы прививки (рисунки).
31. Сущность вегетативного размножения и возобновления растений. Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения и возобновления.
32. Строение цветка, его части и их функции. Рисунок.
33. Пестик и тычинки, их строение. Рисунки.
34. Формулы и диаграммы цветков. Примеры.
35. Опишите строение цветка земляники, лютика, гороха, составьте формулы и диаграммы.
36. Опишите цветки двух растений: с неправильным и правильным цветком. Составьте формулы и диаграммы.
37. Опишите цветки двух растений: с простым и двойным околоцветником. Составьте формулы и диаграммы.
38. Строение семяпочки и зародышевого мешка. Рисунки.
39. Сущность двойного оплодотворения.
40. Соцветия, их типы и значение. Рисунки с примерами.
41. Опыление растений, его сущность. Типы опыления. Биологическое значение перекрёстного опыления.
42. Опишите приспособления, препятствующие самоопылению.
43. Гибридизация и её значение.
44. особенности ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Примеры.
45. Происхождение семян и плодов растений, их строение. Партенокарпия и партеноспермия.
46. Строение плодов, их происхождение и характеристика (с примерами). Соплодия.
47. Опишите и нарисуйте сухие и сочные плоды. Сложные плоды.
48. Строение семян и всходов многодольных, двудольных и однодольных растений. Рисунки.
49. Опишите строение семян и всходов ели, фасоли, ясеня и пшеницы. Рисунки.
50. Распространение семян и плодов. Анемохорные, гидрохорные, автохорные растения.
51. Строение растительной клетки под электронным микроскопом. Рисунок. Общая организация типичной растительной клетки.
52. Цитоплазма, её химический состав, строение, физические свойства.
53. Ядро, его структура, особенности химического состава, функции.
54. Общая характеристика пластид. Типы пластид, их структура и функции.
55. Митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи, их структура и функции.
56. Продукты обмена веществ в клетке.
57. Вакуоли, их возникновение, строение. Клеточный сок, его состав. Функции вакуолей.
58. Физиологически активные вещества растительной клетки.
59. Клеточная стенка, её образование, строение и функции. Поры, их типы.
60. Вторичные изменения химического состава и свойств оболочки. Биологическое значение этих процессов.
61. Образование новых клеток и ядер. Митоз. Биологическое значение митоза.
62. Мейоз. Чем отличается митоз от мейоза? В каких частях растений происходит митоз, а в каких мейоз?
63. Что называется растительной тканью? Классификация тканей по форме, строению и выполняемым функциям.
64. Образовательные ткани, их классификация и характеристика.
65. Покровные ткани. Их структура и функции. Рисунки.
66. Устьица, их строение и механизм работы. Рисунок.
67. Строение, образование и биологическое значение перидермы. Чечевички. Рисунок.
68. Корка, её образование и значение. Рисунок.
69. Типы механических тканей, их строение, значение, размещение в теле растений. Рисунки.
70. Проводящие ткани. Ксилема. Сосуды и трахеиды, их образование, строение, типы. Рисунки.
71.Флоэма. Ситовидные трубки, их строение, расположение в растениях, функции. Рисунки.
72. Основные ткани. Строение, функции и размещение в теле растения запасающих тканей.
73. Ассимиляционные ткани. Строение, функции и размещение. Рисунки.
74.Общая характеристика выделительных тканей. Смоляные ходы.
75. Проводящие пучки, их типы и размещение в теле растения. Рисунки.
76. Развитие постоянных тканей в стебле растения.
77. Строение стебля однодольных растений. Рисунок.
78. Строение стебля двудольных травянистых растений. Рисунок.
79. Отличие пучкового строения стебля от беспучкового. Объясните на рисунках.
80. Строение и функции камбия. Рисунок.
81. Годичные слои древесины и зависимость их ширины от состояния дерева и условий окружающей среды. На рисунке укажите границы слоя, раннюю и позднюю древесину.
82. Особенности строения ствола хвойных деревьев. Рисунок.
83. Строение древесины хвойных деревьев на поперечном и продольном срезах. Рисунки.
84. Описать и зарисовать строение коры ветки сосны.
85. Описать и зарисовать строение коры ветки липы.
86. Описать и зарисовать строение древесины лиственной породы (липы) на поперечном срезе.
87.Описать и зарисовать строение кольцесосудистой и рассеяно-сосудистой древесины. Твердолиственные и мягколиственные породы.
88. Что общего и в чем отличия в строении древесины хвойных и лиственных пород?
89. Живые ткани древесины. Опишите и зарисуйте строение сердцевинных лучей.
90. Опишите и зарисуйте строение смоляного хода сосны на поперечном срезе. Смолоносная система дерева.
91. Возрастные изменения вторичной древесины. Ядровая, спелая и заболонная древесины. Рисунки.
92. Какие анатомические изменения происходят в стволе при повреждении.
93. Опишите образование пороков древесины. Как образуется ложное ядро?
94. Первичное и вторичное анатомическое строение корня. Рисунок.
95. Различия в анатомическом строении корня однолетних и многолетних растений.
96. Что общего и какие различия между вторичным строением корня и вторичным строением стебля?
97. Опишите и зарисуйте анатомическое строение плоского листа.
99. Что общего и в чём различие анатомического строения плоского листа и хвои?
100. Опишите сущность листопада у лиственных и хвойных пород с анатомической точки зрения.
Контрольная работа № 2
1. Предмет и задачи физиологии растений. Её значение для лесоводов.
2. Отличие живой материи от неживой. Свойства живой материи.
3. Проникновение веществ в клетку. Явления, происходящие в клетке при обмене веществ.
4. Сосущая сила клетки и методы её определения. Избирательная способность цитоплазмы.
5. Значение воды в жизни растений. Водный баланс растений.
6. Поглощение воды деревом. Влияние внутренних и внешних факторов на поступление воды.
7. Транспирация и её значение в жизни растений. Интенсивность транспирации. Влияние на транспирацию внешних и внутренних условий.
8. Проведение воды по корню и стволу. Скорость передвижения воды у лиственных и хвойных пород. Расход воды за вегетационный период.
9. Значение присасывающего действия листьев и корневого давления для передвижения воды в растениях.
10. Коэффициент завядания. Физическая и физиологическая сухость почвы.
11. Засухоустойчивость растений.
12. Газоустойчивость растений.
13. Морозоустойчивость и зимостойкость растений.
14. История изучения ассимиляции углерода зелёными растениями. Суммарное уравнение фотосинтеза.
15. Космическая роль зелёных растений.
16. Методы определения интенсивности фотосинтеза.
17. Хлоропласты и хлорофилл. Химическая природа и физические свойства хлорофилла.
18. Влияние внешних и внутренних факторов на фотосинтез.
19. Какие растения называют светолюбивыми, тенелюбивыми и теневыносливыми. Световой и теневой тип листа.
20. Сущность фотосинтеза. Световая и темновая фаза фотосинтеза.
21. Влияние степени освещенности на интенсивность фотосинтеза у светолюбивых и теневыносливых пород.
22. Суточный ход фотосинтеза, зависимость его от возраста дерева. Связь фотосинтеза с урожаем. Оптимальные условия, необходимые для фотосинтеза.
23. Образование органических веществ в растениях. Значение их в жизни растений.
24. Превращение веществ в растениях, участие ферментов в этих процессах.
25. Автотрофные и гетеротрофные растения.
26. Значение отдельных зольных элементов для растений, какие из них являются микроэлементами и какие макроэлементами.
27. Усвоение зольных элементов растениями из почвы.
28. Методы выявления необходимых для растений элементов.
29. Микроэлементы и их физиологическая роль. Избирательная способность корней в поглощении минеральных солей.
30. Требовательность растений к почвенному питанию и потребность в зольных элементах.
31. Минеральное питание дерева в лесу.
32. Роль микоризы в жизни древесных пород.
33. Значение азота в жизни растений. Формы почвенного азота, и какие из них доступны для питания высших растений.
34.Источники пополнения почвы азотом. Усвоение свободного азота атмосферы бобовыми растениями в симбиозе с почвенными бактериями.
35. Сущность процесса дыхания и его значение для жизнедеятельности растений.
36. Ассимиляция и диссимиляция, их единство и противоположность.
37. Интенсивность дыхания различных органов и тканей растений.
38. Зависимость процесса дыхания от внешних и внутренних условий.
39. Фотодыхание прорастающих семян.
40. Дыхание прорастающих семян. Причины самонагревания семян в кучах, отсутствия всходов при наличии плотной корки, слабого роста на избыточно увлажненных и уплотненных почвах.
41. Брожение. Химическая и энергетическая сторона этого процесса.
42. Опишите различные виды брожения и условия их вызывающие.
43. Почему аэробное дыхание эффективнее анаэробного? Напишите уравнения реакций этих процессов.
44. Понятие о росте и развитии растений. Фазы роста клетки.
45. Скорость роста дерева. Общий закон роста.
46. Зависимость роста от внешних и внутренних условий.
47. Гормоны роста. Их практическое применение.
48. Движение растений. Положительные и отрицательные тропизмы. Настии.
49. Фотопериодизм. Растения длинного и короткого дня, использование этих особенностей в практике при выращивании растений.
50. Период покоя органов растений. Как определить, находятся ли почки древесной породы или семена в состоянии глубокого покоя или покой их является вынужденным?
51. Задачи и методы систематики растений, её значение для лесоводов.
52. Системы растительного мира: искусственные, естественные, филогенетические.
53. Отличительные особенности систем растительного мира А.Л.Тахтаджяна и А.А. Гроссгейма.
54. Характеристика основных систематических единиц на примере покрытосеменных.
55. Работы учёного-ботаника К. Линнея. Бинарная номенклатура в названии растений.
56. Признаки различия между низшими и высшими растениями. Способы питания представителей всех отделов высших и низших растений.
57. Бактерии, их строение, размножение, питание.
58. Роль бактерий в природе и жизни человека.
59. Водоросли, их характеристика, способы размножения.
60. Местообитание водорослей, их роль в природе и народном хозяйстве.
61. Зеленые водоросли, их характеристика и классификация. Представители порядков.
62. В чём состоит различие в питании и строении водорослей, грибов, лишайников?
63. Почему грибы по системе академика А.Л.Тахтаджяна не относятся к растениям, а выделены в самостоятельное царство Грибов?
64. Общая характеристика грибов. Низшие грибы.
65. Сумчатые грибы, их развитие, размножение, представители и практическое значение.
66. Базидиальные грибы, их спороношение, деление на порядки, представители и их характеристика.
67. Сравните способы размножения водорослей, грибов и лишайников.
68. Лишайники, их морфологическое, анатомическое строение и размножение.
69. Взаимоотношения грибов и водорослей в теле лишайника.
70. Роль лишайников в природе и практическое значение. Назовите лишайники напочвенные и обитающие на коре деревьев.
71. Мохообразные, особенности их строения и классификация.
72. Цикл развития мхов на примере кукушкина льна.
73. Характеристика сфагновых мхов, их роль в образовании торфа.
74. Роль мхов в жизни леса. Мхи – индикаторы почвенно-грунтовых условий.
75. Высшие растения, их эволюция, строение, цикл развития, отделы.
76. Папоротникообразные, их характеристика и классификация. Роль папоротникообразных в образовании каменного угля.
77. Опишите чередование поколений и цикл развития щитовника мужского. Роль папоротникообразных в образовании травяного покрова в лесу.
78. Сходство и различия в цикле развития мхов и папоротников.
79. Плауны, их строение и цикл развития. Роль плаунов в образовании травяного покрова в лесу.
80. Строение и цикл развития селагинеллы. Изобразите чередование поколений в жизненном цикле равноспоровых и разноспоровых плаунов.
81. Хвощи, их строение и цикл развития. Роль хвощей в образовании травяного покрова в лесу.
82. Роль папоротников, плаунов, хвощей в образовании растительности и их индикаторное значение.
83. Общая характеристика семенных растений.
84. Характеристика и цикл развития голосеменных растений.
85. Голосеменные: строение пыльцы, зародышевого мешка, оплодотворение.
86. Общая характеристика класса хвойные, его представители. Значение хвойных в образовании лесов.
87. Общие черты и различия в цикле развития голосеменных и папоротникообразных.
88. Особенности развития зародышевого мешка у голосеменных и покрытосеменных. В чем различие между простым оплодотворением у голосеменных и двойным у покрытосеменных?
89. Особенности покрытосеменных и цикл их развития.
90. Сравнение поколений у покрытосеменных, голосеменных, папоротникообразных и мохообразных. Роль покрытосеменных в природе и практике человека.
91. Опишите признаки примитивной и высокой организации цветковых растений.
92. Краткая характеристика семейств осоковые и злаковые. Назовите и опишите типичные лесные осоки и злаки, укажите условия их местопроизрастания и хозяйственное значение.
93. Краткая характеристика семейств вересковые и брусничные. В каких условиях местообитания произрастают растения этих семейств, их морфологическая характеристика и хозяйственное значение.
94. Краткая характеристика семейств лютиковые и розоцветные. Назовите и опишите лесные травянистые растения из данных семейств, укажите условия их местопроизрастания и хозяйственное значение.
95. Краткая характеристика семейств бобовые и сложноцветные.
96. Назовите семейства, у которых цветки собраны в соцветие: простой или сложный зонтик, корзинку, кисть. Опишите представителей этих семейств.
97. Назовите и опишите семейства, у которых цветки с нижней завязью. Приведите для примера по несколько видов растений от каждого семейства.
98. Назовите и опишите семейства, у которых цветки с верхней завязью. Укажите для примера представителей от каждого семейства.
99. Опишите семейства со сростнолепестным околоцветником, укажите представителей.
100. Назовите семейства и опишите виды растений с сочными плодами.
megalektsii.ru
Гербарий - паспорт для растения
Всем нам со школьных лет знакомо слово «гербарий». Каждый из нас засушивал среди книжных страниц понравившиеся цветки или листья. Но как по всем правилам изготовить ботаническую коллекцию? Это занятие может быть познавательным, увлекательным и позволит реализовать ваши творческие способности. Кроме того, в последнее время гербарий стал модным украшением в интерьере.
Коллекция растений
Слово «герба́рий» происходит от латинского herbаrium (herba – «трава»). Это коллекция засушенных растений, препарированных по определенным правилам. Обычно гербарные образцы после высушивания монтируются на листах плотной бумаги. Каждое растение сопровождается этикеткой с указанием названия, местонахождения (область, район, ближайший населенный пункт), местообитания (например, луг, лес), даты сбора, фамилии и инициалов сборщика. В зависимости от размера растения на гербарном листе может быть представлена целая особь, группа особей или часть крупного растения.
Карл Линней считал, что для каждого ботаника гербарий должен быть превыше любого изображения и что никакое словесное описание растения не заменит гербарного листа.
На службе у науки
Гербарий документирует состав флоры той или иной территории, а также распространение (ареалы) отдельных таксонов. С его помощью изучаются морфология растений, их экологическая, географическая и индивидуальная изменчивость. Гербарные фонды имеют важное преимущество перед любым лабораторным оборудованием: они практически не устаревают морально, продолжая служить науке неограниченно долго. Помимо общих флористических имеются специальные гербарии пищевых, технических, лекарственных и других растений.
В более широком смысле гербарий – это здание, в котором хранится коллекция засушенных растений, или учреждение, занимающееся хранением коллекции и ее обработкой. В научном гербарии листы с растениями одного вида помещают в общую, «видовую обложку», листы с растениями одного рода – в другую «рубашку», гербарий семейств растений – в отдельные папки. Располагают виды растений по алфавиту, роды – по алфавиту или в систематическом порядке, семейства обычно помещают в систематическом порядке.
Из истории
Первые гербарии появились в Италии в XVI веке. Их изобретение приписывается профессору ботаники из университета в Болонье Лучо Гини – основателю Пизанского ботанического сада. Именно он придумал способ засушивания растений между листами бумаги. К сожалению, гербарий самого Гини не дошел до наших дней. Почти 150 лет спустя Жозеф Турнефор – французский врач, ботаник и путешественник – впервые применил термин «гербарий» к сборам засушенных растений. А Карл Линней – шведский естествоиспытатель, создатель системы растительного и животного мира – считал, что для каждого ботаника гербарий должен быть превыше любого изображения и что никакое словесное описание растения не заменит гербарного листа. С тех пор название каждого вида растения стало неразрывно связано с конкретным гербарным листом, возведенным в ранг номенклатурного (эталонного) типа. Именно Карл Линней определил и технологию сбора растений, которая не претерпела почти никаких изменений до настоящего времени. Он писал: «Растения не следует собирать влажными; части должны быть сохранены, осторожно расправлены, при этом не изогнуты; органы плодоношения должны быть налицо; сушить следует между листами сухой бумаги…»
В наши дни все гербарии мира независимо от их ведомственной принадлежности регистрируются в международной базе данных «The Index Herbarium», где насчитывается 3 293 гербария из 168 стран. Крупнейший гербарий в мире находится в Национальном музее естественной истории в Париже (7,5 млн листов), а самый крупный гербарий в России хранится в Ботаническом институте им. В.Л. Комарова РАН в Санкт-Петербурге (7,16 млн листов). Но сбором, хранением и описанием гербария занимаются не только музеи, ботанические сады и университеты. Гербарий собирали многие великие люди. В России первый гербарный лист был заложен Петром I с лаконичной надписью «рваны́ 1717 года».
Гербарий собирают в сухую погоду, когда сойдет утренняя роса. Влажные растения плохо сохнут, могут загнить или сильно изменить свой первоначальный вид.
Зеленая охота
Прежде чем приступить к сбору растений для гербария, необходимо сделать гербарную папку, в которую будут помещаться растения во время прогулок на природе. Для папки понадобятся два листа картона формата А3. Их складывают вместе и проделывают в углах отверстия, в которые вдеваются толстые шнурки или тесьма. Если шнурки затянуть и завязать, получим временный пресс для собранных растений. Внутрь папки кладут старые газеты, между которыми аккуратно в расправленном виде размещают предназначенные для коллекции растения.
Если вас интересует научная сторона вопроса, то к каждому растению можно приложить полевую этикетку с указанием названия, места и времени сбора. Установить название представителей флоры вам помогут атласы – определители растений. Для выкапывания растений пригодится маленькая металлическая лопатка, для срезки веток с деревьев – секатор.
Гербарий собирают в сухую погоду, когда сойдет утренняя роса. Влажные растения плохо сохнут, могут загнить или сильно изменить свой первоначальный вид. Для гербария выбирают неповрежденные не очень крупные экземпляры, лучше в период цветения. Растение выкапывают с корнем с помощью лопатки. Толстые корневища, стебли, луковицы разрезают вдоль, чтобы они скорее высохли. Следует также знать, что сбор растений на территории заповедников, заказников, в ботанических садах можно производить только в научных целях и с разрешения администрации.
Неподдающиеся
Существует много растений, которые сохнут плохо или сильно меняют свой облик при сушке. В первую очередь это суккуленты (очитки). При обычной сушке они могут продолжать расти в гербарии несколько месяцев и теряют декоративность. Ботаники предварительно «убивают» ткани этих растений при помощи кипятка, спирта и другими способами. Но начинающему сборщику гербария сложно справиться с этой задачей.
К группе «трудных» для сушки относятся растения с нежными цветками, например ирисы. Части цветка у них слипаются и прилипают к бумаге, а затем рвутся. Для их сохранения необходимо при первой укладке подложить под цветки фильтровальную бумагу, а сверху покрыть полиэтиленовой пленкой. При этом форма цветка будет сохранена, а вот окраска может измениться. Очень часто нежные белые цветки яблони, сливы, вишни желтеют, а затем коричневеют при сушке. Следует помнить, что голубые, лиловые, синие цветки плохо сохраняют окраску. Водные растения практически не поддаются сушке таким способом: они подгнивают, теряют окраску.
Две группы представителей флоры склоны к почернению при сушке: растения-паразиты (повилика, заразиха), растения с нежными листьями (сочевичник, мытник, подмаренник и др.), а также коровяки. Дикие северные орхидеи очень привлекательны, но в гербарии они превращаются в желто-коричневое «сено». К тому же почти все они занесены в Красную книгу. Хвойные растения сохнут хорошо, но медленно, а у пихты и тсуги хвоя осыпается.
Хвойные растения сохнут хорошо, но медленно, а у пихты и тсуги хвоя осыпается.
Пресс, утюг и книга
Дома зеленые трофеи кладут под пресс или в гербарную сетку. Пресс представляет собой две деревянные рамки размером 30 х 45 см, между которыми натянуты металлические сетки. Растение, аккуратно расправив, кладут в раскрытую газету. Некоторые листья можно специально отогнуть, чтобы продемонстрировать обратную сторону с другой фактурой. Не следует обрывать слегка поврежденные листья, отцветшие цветки: растение должно выглядеть максимально натурально. Между налегающими друг на друга частями растения следует проложить кусочки гигроскопичной бумаги, иначе они будут деформированы. Между расправленными растениями кладут несколько слоев газет. В папку помещают не более 15–20 «рубашек» с растениями. Пресс стягивают шнуром или тонкими ремнями.
Папку хранят в сухом, хорошо проветриваемом помещении, периодически (раз в 2–3 дня) перестилая газеты. Растение считается высушенным, если его форма уже не изменяется, обычно процесс занимает 10–15 дней. При таком способе сушки растения не теряют свою естественную окраску и фактуру.
Если время не терпит, можно высушить растения при помощи горячего утюга. Заверните растение в салфетки или газеты так, как говорилось выше, положите на гладильную доску и 1–2 раза прогладьте. Утюг должен работать в режиме «шелк» без пара. Отложите гербарий на несколько часов, затем прогладьте снова. Повторите процедуру 3–4 раза до полного высыхания растения. При такой сушке листочки становятся гладкими, теряют текстуру и ворсистость. Крупные соцветия и стебли практически невозможно высушить утюгом.
Засушивание растений между страницами книг – старая традиция, которая описана во многих романах и стихах. Цветок, найденный меж страниц любимого романа, навевает воспоминания. Но, возвращаясь к практической стороне вопроса, при таком методе растения сохнут плохо, а книги портятся.
Монтаж и оформление
Далее необходимо смонтировать гербарий. И здесь нет предела фантазии. Можно сделать классический гербарий по всем правилам. На листе А3 монтируется только один вид растения – в одном или нескольких экземплярах. У цветов с длинным побегом и трав (например, у злаков) еще до засушки необходимо несколько раз согнуть стебель, чтобы получились острые углы. Растение приклеить к листу тонкими полосками папиросной бумаги или пришить льняными (хлопчатобумажными) нитками, подобранными под цвет засушенного растения. В правом нижнем углу разместить этикетку с указанием научного (латинского) названия растения, русского названия, места и времени сбора, фамилии сборщика. Подобный гербарий можно хранить в специальной папке или оформить в виде альбома, заламинировать и использовать для обучения детей.
Голубые, лиловые, синие цветки плохо сохраняют окраску при сушке.
Простор для творчества
В последнее время модным трендом стали ботанические принты, иллюстрации, гербарии. Многим придется по вкусу стиль прованс, с его простотой, романтичностью и воздушностью. Он пришел к нам из южного региона Франции – Прованса. В декоре дома этот стиль активно использует растения: букеты из сухоцветов, пучки пряных трав, развешанных в кухне, а главным героем гостиных и кабинетов становится гербарий. Позволительно отдать полностью одну из стен комнаты под декоративный гербарий. Размер гербарных листов может быть различным – от крошечных, формата А6, до крупных, формата А2. При этом гербарий оформляют в рамы с паспарту.
Для интерьеров в винтажном стиле гербарий можно размещать на листах состаренной бумаги. Ее можно приобрести в магазине, но гораздо интереснее создать собственными руками: листы бумаги для акварели при помощи ватного тампона смачивают крепко заваренным чаем. Процедуру повторяют 2–3 раза, закрепив лист по краям, чтобы избежать сморщивания. На подсохший лист монтируют растение, обычно приклеивая, чтобы не был заметен крепеж. Вместо классической этикетки под растением пишут названия на латинском языке, копируя витиеватый почерк ботаников прошлых веков. В подобном гербарии стильно смотрятся листья папоротников, крупные декоративноцветущие растения (особенно если на соседних листах гербария располагаются экземпляры одного и того же вида, но в разной стадии развития – молодые растения с бутонами, цветущие экземпляры и увядающие с плодами). Подобными гербариями можно украшать створки ширмы, чередуя растения с тканью и декоративной бумагой.
Из засушенных растений можно делать красивые поделки, аппликации, правда, к гербарию это уже не имеет никакого отношения. Это совсем другая история…
Цветок засохший, безуханный,Забытый в книге вижу я;И вот уже мечтою страннойДуша наполнилась моя:Где цвел? когда? какой весною?И долго ль цвел? и сорван кем,Чужой, знакомой ли рукою?И положен сюда зачем?
А.С. Пушкин
givoyles.ru
Как собирать, хранить и оформлять гербарии из листьев?
С наступлением осени школьники и их родители частенько отправляются в лес на прогулку. И не только для того, чтобы насладиться последними теплыми деньками. Очень часто целью таких уикэндов является сбор природного материала. Ведь детям понадобится сделать гербарии из листьев. Особенно хорошо для этого подходит октябрь, когда вся листва окрашивается в ярко-желтые и красные цвета. Правильно сохранив такой "урожай", можно потом долгими зимними вечерами заниматься его оформлением. Или даже изготовить картины или поделки из засушенных растений своими руками.
Сбор материалов для гербария
Но сначала нужно правильно выбирать листву и цветы для засушивания. Если в них будет слишком много влаги, они могут покрыться плесенью или даже загнить. А потому, чтобы гербарии из листьев надолго сохранили презентабельный вид, нужно знать правила сбора материала.
1. "Охоту" за листочками-цветочками нужно предпринимать только в сухой и солнечный день. Высушить мокрые растения гораздо тяжелее.
2. Выбирать из опавшей листвы нужно только целые, неподпорченные экземпляры. Они должны быть сухими.
3. Чтобы донести будущие гербарии из листьев до дома, желательно с собой взять файлы и пакеты. Лучше складывать каждый образец в отдельную папку, можно дополнить его запиской о месте и времени сбора.
Подготовка собранного материала
Теперь, когда все интересное в лесу собрано, нужно это высушить и сохранить. Существует несколько способов, как делать гербарий из листьев. Их применяют в зависимости от того, какие растения были собраны и как планируется их использовать. Наиболее популярный метод - это сушка под прессом. Лист укладывается между двумя кусками кальки или бумаги, а затем помещается в книгу или под небольшую доску. Сверху выкладывается еще несколько весьма внушительных томов. Через 2 недели гербарий из листьев своими руками будет готов. Эта техника лучше всего подходит для сушки осенних листьев и небольших цветков.
Второй способ предполагает сушку утюгом. Сначала нужно лист также обложить бумагой, а затем прогладить теплым утюгом до полного высыхания. По сравнению с первым случаем он значительно ускоряет подготовку, но совершенно не подходит для хрупких цветов и тонких листочков. К тому же, под воздействием высокой температуры цвет материала может поменяться.
Еще один способ позволяет сохранить всю красоту свежих растений. Для этого листья или цветы собирают в пучки и подвешивают в темном прохладном месте "вверх ногами" до полного высыхания. Таким образом можно сушить бутоны роз, цветы ромашки и другие веточки с цветками и плодами.
Оформление гербария
Когда все листья и цветы высохли, можно приступать к их оформлению. Этот этап займет, возможно, не один вечер. Но зато потом можно будет с наслаждением любоваться своей работой. Если гербарии из листьев и цветов будут использоваться как пособие для природоведения, можно наклеить каждый экземпляр на отдельный лист и положить его в файл. Каждую такую страницу обязательно нужно дополнить памятной надписью с названием растения, временем и местом его сбора. Осталось только собрать все в папку-скоросшиватель.
А еще такие растения можно использовать для изготовления интересных поделок. Кстати, в начальной школе детки часто занимаются этим на уроках труда. Это могут быть красиво оформленные картины, иллюстрации к сказкам, небольшие макеты парков и скверов и т. д. Такое времяпровождение отлично скрасит любой зимний вечер.
fb.ru