Конспект урока для 4 класса «Лекарственные растения Краснодарского края». Конспект урока лекарственные растения 4 класс
Конспект урока по окружающему миру на тему: Лекарственные растения ( 4 класс) система Занкова.
Конспект урока для 4 класса «Лекарственные растения Краснодарского края»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа № 24 хутора Северокавказского
муниципального образования Новокубанский район Краснодарский край
Кубановедение
1-4 классы
«Лекарственные растения
Краснодарского края»
Подготовила:
учитель начальных классов
Кулешова Любовь Давыдовна
2015 год
Кубановедение.1-4 классы
Тема урока: «Лекарственные растения Краснодарского края»
Цели урока:
1.Обобщить и расширить знания учащихся о лекарственных растениях
Краснодарского края.
2.Научить учащихся распознавать лекарственные растения и как их использовать в жизни.
3. Прививать любовь к родному краю, природе.
4.Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру. Оборудование:
1.Иллюстрации лекарственных растений.
2.Карточки для работы в парах и группах.
3.Рецепты приготовления фиточая.
4.Ноутбук, медиапроектор, экран.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | |
Различать и узнавать изученные объекты живой природы. | Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. | Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. |
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Слайд №1
Учитель: Ребята, мы сегодня на уроке отправимся в путешествие по родной Кубани и узнаем много нового и интересного.
2. Актуализация знаний.
Учитель: «Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание. Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить». Ученик вернулся через неделю и сказал учителю:
— Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной.
Учитель. Ребята, как вы думаете, почему ученик не смог выполнить задание?
Примерные ответы учащихся:
— Так как в природе много различных растений, которые могут излечивать.
— Наверное, потому, что ему было тяжело всё принести.
Учитель: Ученик сказал: «Потому что, я не состоянии принести всё то, что может излечивать, так как в природе каждое растение, каждый минерал, каждое животное целебны».
3. Изучение нового материала.
Учитель: О каких растениях мы сегодня будем говорить?
Тема урока: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»
(проговаривается, запись на доске и в тетрадях темы урока)
Учитель: Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать: заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.
Ребята, а как вы думаете, как человек узнал, о лекарственных свойствах растений?
Дети: Наблюдал, наверное, за животными.
Учитель: Верно, люди наблюдали за животными и видели, что больные животные употребляли в пищу определённые растения. Вспомните своих домашних животных: кошку или собаку. Если наблюдали за ними, то видели, что они часто едят или кусают какие-то травки. Если же кошка содержится в комнатных условиях, то она часто пытается обкусывать или даже съедает комнатные растения. Такое поведение животных показывает, что у всех живых организмов есть потребность в растениях.
Растений в природе огромное количество, и мы, живя в Краснодарском крае, можем пользоваться растениями, которые растут вокруг нас. Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия лекарственных растений как на Кубани. Всего в нашем крае произрастает 160 видов лекарственных растений.
Учитель: Ребята, теперь мы с вами поработаем в группах.
(раздать листки, засечь время 2 минуты)
Задание:
Вы должны за 2 минуты записать как можно больше лекарственных растений, которые вы знаете в левой колонке.
Отложили ручки. Каждая группа подсчитывает и называет число лекарственных растений.
Начинает зачитывать та команда, у которой меньше записано растений.
Другая команда в это время вычёркивает совпавшие лекарственные растения
Зачитавшая команда вписывает в правую колонку растения, которых у них нет.
4. Физкультминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
(Ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать!
5.Сообщения учащихся о лекарственных растениях.
Учитель: С какими растениями нашего края вы знакомы и могли бы рассказать о растении по плану? Слайд №2
План рассказа.
— О каком растении ты хочешь рассказать?
— Его внешний вид.
— Какую пользу приносит это растение?
(Дети зачитывают подготовленные сообщения о лекарственных растениях).
1-й ученик — Крапива
2-й ученик — Зверобой
3-й ученик — Мать-и-мачеха
4-й ученик – Лопух
5-й ученик – Ромашка
6-й ученик — Подорожник
Учитель: В наше время лекарственные травы можно купить в аптеке или заготовить самим. Но для этого надо хорошо знать правила сбора и хранения этих растений.
Давайте в первую очередь разберёмся, что же мы относим к лекарственным растениям.
Слайд № 7
Какие части растений используются для лечения?
Дети перечисляют.
Учитель: Давайте проверим, все ли части растений вы назвали.
Слайд № 8
Части растений, используемые для лечения:
— корни, корневища, клубни
— почки, листья
— кора, цветы
— плоды, семена
6. Работа по учебнику на странице 20-21
Учитель: Угадайте, что это за растение?
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его серёжки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
(подорожник) Слайд № 9
Учитель: Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.
Давайте откроем учебники на странице 20 и прочитаем интересную информацию об этом растении.
— Почему подорожник назван великим путешественником?
— Вы знаете, как пользоваться подорожником для лечения ссадин?
Учитель: Угадайте, что это за растение?
Хоть и жжётся,
Но красива,Всем известная ….. ( крапива) Слайд №10
Учитель: Прочтите статью о крапиве в учебнике на странице 21.
Дети читают.
— А почему крапива обжигает?
— Каковы целебные свойства крапивы?
Учитель: Используют крапиву и для приготовления красок. А весной, когда мало свежих овощей, молодые листья крапивы собирают и готовят из них борщ и салат, так как в крапиве содержится много витаминов.
6. Работа в парах.
Учитель: А теперь поработаем в парах. Выполните задание по карточке. Найдите и обведите названия лекарственных растений.
Карточка№1
о | м | а | ш | к | а | ч | |
к | ж | я | ь | я | у | п | и |
д | а | т | ш | а | к | и | с |
л | р | а | л | о | у | о | т |
о | а | з | у | б | р | а | о |
п | п | н | д | ц | у | п | т |
у | м | е | а | щ | з | ц | е |
х | а | л | и | н | а | ч | л |
7. Беседа о лекарственных травах Кубани
Учитель: Узнаем, как же используются эти лекарственные растения.
Слайд № 11
Лекарственная ромашка
Используется при простуде, кашле, ангине. Отварами и настоями этой травы полощут рот и горло, лечат раны, ведь цветы и листья обладают противовоспалительным действием. А чай из ромашки помогает при болезнях желудка. Слайд №12
Мята перечная
Мяту применяют при изготовлении различных лекарств. И ты тоже часто встречаешься с ней, когда по утрам чистишь зубы. Приятный запах и свежесть зубной пасте придает ментол, который содержится в этом растении. Он есть в сердечных лекарствах, в мятных пряниках и даже в конфетах.
Слайд №13
Лопух
Это лекарственное растение известно с глубокой древности. Растёт на пустырях, вблизи жилья, по окраинам полей, и среди кустарников.
Лекарственным сырьём лопуха служат корни и листья. При лечении хронического ревматизма помогают приложенные на суставы листья. В косметике используется главным образом корень лопуха. Из него изготавливают репейное масло, которое используют для укрепления волос.
Слайд №14
Учитель: А как правильно заготовить лекарственное растение?
Правила заготовки лекарственных растений.
1. Собирать утром, когда высохла роса.
2. Растения должны быть чистыми.
3. Нельзя собирать на улицах городов, скверов.
4. Цветки – в начале цветения.
5. Листья – перед цветением или в самом начале цветения.
6. Корни, корневища – весной и осенью.
7. Кору – весной, в самом начале сокодвижения. Слайд 15
Учитель: Когда мы начинаем болеть, нас могут лечить лекарственными настойками на травах, отварами, сборами, мазями на основе трав. А ещё есть необычный чай. Он называется фиточай.
А какие растения можно использовать для приготовления фиточая?
Ответы учащихся: Смородина, малина, плоды шиповника, зверобой, душица и т.д. Слайд №16
Учитель: Кто может назвать рецепты приготовления такого чая?
Ответы учащихся: 2-3 рецепта чая полезного для детей, общеукрепляющий, от простуды, витаминного и т.д.
Учитель: Узнав о целебных свойствах лекарственных растений, не надо сразу спешить в лес и собирать эти растения. Увидев в лесу медуницу, венерин башмачок, ландыши, колокольчики и другие растения, не надо их срывать.
Эти растения, как и другие, находятся под охраной человека и занесены в Красную книгу Кубани.
Лучше всего пользоваться теми растениями и сборами, которые есть в аптеках.
8. Итог урока.
Учитель: Итак, ребята, подведём итоги: мы сегодня говорили о лекарственных растениях и об их использовании. Так вот, объясните, что же называют лекарственными растениями?
Ответы учащихся:
— Растения, которые обладают целебными свойствами, могут излечивать.
— Растения, которые применяют в народной медицине, в фармакологии.
Учитель: Ребята, чтобы лучше запомнить те лекарственные растения, о которых мы сегодня говорили, вы должны заполнить таблицу
Работа в парах по карточке №2
Задание:
В левом столбике таблицы записаны названия лекарственных растений. Ваша задача вспомнить целебное свойство каждого из них, правильно подобрать карточку, где описано использование растения, и заполнить второй столбик.
Использование лекарственных растений
Использование | |
Учитель: Что интересное мы узнали сегодня на уроке?
Ответы учащихся: Что все растения, которые нас окружают, обладают целительной силой и при правильном использовании – исцеляют.
9. Рефлексия
Ответим на вопросы, оценим себя.
Сегодня на уроке:
1.Я узнал …
2.Меня удивило …
3.Я научился …
4.Я смогу …
Учитель: Спасибо, ребята, за урок.
Домашнее задание (по выбору учащегося)
Вы можете приготовить сообщение о лекарственном растении Краснодарского края.
Найти стихотворение, в котором описываются лекарственные травы.
Использованные материалы:
Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Учебник — тетрадь по кубановедению: учеб. пособие для 2 кл. общеобразовательных учреждений. –Краснодар: Перспективы образования, 2012.
Ильина Т.А. Большая иллюстрированная энциклопедия лекарственных растений. – Москва, 2008.
Лебедева А.Ф., Джуренко Н. И., Исайкина А. П., Собко В. Г. Лекарственные растения: Самая полная энциклопедия. – Москва, 2006.
Интернет — ресурсы:
Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
Приложение №1
Карточка 1.
Использование | |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Карточка№ 2
о | м | а | ш | к | а | ч | |
к | ж | я | ь | я | у | п | и |
д | а | т | ш | а | к | и | с |
л | р | а | л | о | у | о | т |
о | а | з | у | б | р | а | о |
п | п | н | д | ц | у | п | т |
у | м | е | а | щ | з | ц | е |
х | а | л | и | н | а | ч | л |
Карточка№1
Использование лекарственных растений
Использование | |
Плоды шиповника | при ослаблении организма |
Мать-и-мачеха | при кашле |
Ландыш | при заболеваниях сердца |
Крапива | для роста волос |
Лопух | листья прикладывают к суставам, помогает при ревматизме |
Корень одуванчика | улучшает аппетит |
Чистотел | для прижигания бородавок |
Рецепты фиточая
Мать-и-мачеха обыкновенная
Народные названия: пожарный салат, мужской цветок, мартовский цветок, песчаный цветок, табачная трава, дядюшкины листья. Это многолетнее растение радует ранней весной своими ярко-желтыми соцветиями с запахом, напоминающим запах меда. Задолго до того, как появятся листья, появляются цветоносы с красноватыми чешуйками и ярко-желтыми соцветиями. Цветет с февраля по март (апрель). Ее встречают чаще всего на пустырях, у кирпичных заводов, на щебнистых местах, по откосам и железнодорожным насыпям, по краям полей и обочинам дорог.
Мать-и-мачеха – ценное средство от кашля, особенно при коклюше.
Чай из мать-и-мачехи: 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день.
Кроме того, чай из мать-и-мачехи используют также для обработки ран и воспалений кожи, при кожных сыпях и для очистки крови.
Лопух большой
Народные названия: репей, репейник. Используемые части: корень.
Это двулетнее растение достигает в высоту 1-1,5 м и имеет мясистый до 60 см в длину корень, от которого отходят мелкие разветвления. Цветет в июне-июле. Лопух часто можно встретить по обочинам дорог, у заборов, стен и насыпей, на пустырях и выгонах, а также по берегам ручьев.
Корни выкапывают осенью, разрезают на куски и сушат на воздухе.
В основном корень лопуха рекомендуют как кровоочистительное средство, но также и при нарушениях деятельности печени и желчного пузыря, применение при различных кожных болезнях.
Чай из корня лопуха: 2 чайные ложки с верхом нарезанного корня заливают 1/2 л холодной воды, спустя 5 часов быстро нагревают до кипения, кипятят 1 минуту и процеживают. Дозировка: 3 раза в день по 1 чашке чая. Чаем из корня лопуха лечат и кожные высыпания – смачивают, промывают или обертывают. Нелишне отметить, что народная медицина пользуется также репейным маслом.
Крапива
Используемые части: трава, семена и корневище.
Цветет крапива с мая по июль (цветки мелкие, зеленые, расположены в поникших колосьях. Крапива растёт вблизи человеческого жилья: в садах, огородах, по краям канав, на помойках и пустырях. Ее используют очень давно, задолго до появления научной медицины. В настоящее время листья крапивы применяют для повышения общего обмена веществ. Они являются обычной составной частью чайного сбора, назначаемого при ревматизме, подагре, болезнях желчного пузыря и печени; входят в состав чайных сборов весеннего и осеннего оздоровительных курсов.
Ромашка аптечная
Народное название: девичий цветок.Используемые части: соцветия.
Цветет с мая по июнь. Ромашка – растение неприхотливое. Она растёт на полях, на пустырях, по обочинам дорог, по косогорам, опушкам. У ромашки собирают, прежде всего соцветия, но для ванн берут также и некоторую часть побегов с листьями.
Ромашка используется внутрь и как наружное средство. Внутрь можно с успехом применять ромашку (в виде чая) при острых желудочных заболеваниях. Она приносит быстрое облегчение и «успокаивает» желудок, и уже после недолгого лечения устраняет расстройство желудка. В качестве наружного средства ромашка, благодаря своим противовоспалительным свойствам, используется при лечении плохо заживающих ран. Ванны с добавками ромашки или влажные компрессы на раны – столь же испытанные средства, сколь и полоскания при воспалении слизистой оболочки рта и горла.
Чай из ромашки: 1-2 чайные ложки с верхом соцветий залить 1 чашкой кипятка, через 10 минут процедить. Ромашковый чай хорошо пить теплым, но не горячим
Подорожник
Подорожник — старинное лекарственное растение. Он был известен древним грекам и римлянам, его высоко ценили арабские и персидские врачи. Латинское название подорожника образовано от «планта» (подошва) и «агере» (двигать), так как листья его напоминают след ноги. Родина подорожника – Европа. Индейцы прозвали его «след белого человека». Вместе с грязью семена прилипают на обувь прохожих и путешествуют с ними. Русское название растения указывает на места его произрастания.
Цветет он с мая до сентября. Произрастает на пустырях и сорных местах, вблизи жилья, у дорог, на зеленых лугах, полях, огородах, садах, по лесным опушкам и берегам водоемов.
Подорожник используют как лекарственное растение. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых. Сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах, коклюше, астме и других заболеваниях органов дыхания. В научной медицине используются трава и листья подорожника при заболеваниях желудка. Молодые и нежные листья подорожника используются в питании. Из них можно приготовить салаты, супы и щи, запеканки, тефтели, соки и коктейли. Правда, вкусовые оттенки подорожника не отличаются разнообразием, но это исправимо. Добавьте крупу, крапиву, лук, хрен, перец, горчицу, соль и соус.
www.alllessons.ru
Конспект урока для 4 класса "Лекарственные растения Краснодарского края"
Здесь Вы можете скачать Конспект урока для 4 класса "Лекарственные растения Краснодарского края" для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа № 24 хутора Северокавказского
муниципального образования Новокубанский район Краснодарский край
Кубановедение
1-4 классы
«Лекарственные растения
Краснодарского края»
Подготовила:
учитель начальных классов
Кулешова Любовь Давыдовна
2015 год
Кубановедение.1-4 классы
Тема урока: «Лекарственные растения Краснодарского края»
Цели урока:
1.Обобщить и расширить знания учащихся о лекарственных растениях
Краснодарского края.
2.Научить учащихся распознавать лекарственные растения и как их использовать в жизни.
3. Прививать любовь к родному краю, природе.
4.Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру. Оборудование:
1.Иллюстрации лекарственных растений.
2.Карточки для работы в парах и группах.
3.Рецепты приготовления фиточая.
4.Ноутбук, медиапроектор, экран.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | |
Различать и узнавать изученные объекты живой природы. | Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. | Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. |
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
Слайд №1
Учитель: Ребята, мы сегодня на уроке отправимся в путешествие по родной Кубани и узнаем много нового и интересного.
2. Актуализация знаний.
Учитель: «Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание. Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить». Ученик вернулся через неделю и сказал учителю:
- Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной.
Учитель. Ребята, как вы думаете, почему ученик не смог выполнить задание?
Примерные ответы учащихся:
- Так как в природе много различных растений, которые могут излечивать.
- Наверное, потому, что ему было тяжело всё принести.
Учитель: Ученик сказал: «Потому что, я не состоянии принести всё то, что может излечивать, так как в природе каждое растение, каждый минерал, каждое животное целебны».
3. Изучение нового материала.
Учитель: О каких растениях мы сегодня будем говорить?
Тема урока: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»
(проговаривается, запись на доске и в тетрадях темы урока)
Учитель: Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать: заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.
Ребята, а как вы думаете, как человек узнал, о лекарственных свойствах растений?
Дети: Наблюдал, наверное, за животными.
Учитель: Верно, люди наблюдали за животными и видели, что больные животные употребляли в пищу определённые растения. Вспомните своих домашних животных: кошку или собаку. Если наблюдали за ними, то видели, что они часто едят или кусают какие-то травки. Если же кошка содержится в комнатных условиях, то она часто пытается обкусывать или даже съедает комнатные растения. Такое поведение животных показывает, что у всех живых организмов есть потребность в растениях.
Растений в природе огромное количество, и мы, живя в Краснодарском крае, можем пользоваться растениями, которые растут вокруг нас. Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия лекарственных растений как на Кубани. Всего в нашем крае произрастает 160 видов лекарственных растений.
Учитель: Ребята, теперь мы с вами поработаем в группах.
(раздать листки, засечь время 2 минуты)
Задание:
Вы должны за 2 минуты записать как можно больше лекарственных растений, которые вы знаете в левой колонке.
Отложили ручки. Каждая группа подсчитывает и называет число лекарственных растений.
Начинает зачитывать та команда, у которой меньше записано растений.
Другая команда в это время вычёркивает совпавшие лекарственные растения
Зачитавшая команда вписывает в правую колонку растения, которых у них нет.
4. Физкультминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
(Ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать!
5.Сообщения учащихся о лекарственных растениях.
Учитель: С какими растениями нашего края вы знакомы и могли бы рассказать о растении по плану? Слайд №2
План рассказа.
- О каком растении ты хочешь рассказать?
- Его внешний вид.
- Какую пользу приносит это растение?
(Дети зачитывают подготовленные сообщения о лекарственных растениях).
1-й ученик - Крапива
2-й ученик - Зверобой
3-й ученик - Мать-и-мачеха
4-й ученик – Лопух
5-й ученик – Ромашка
6-й ученик - Подорожник
Учитель: В наше время лекарственные травы можно купить в аптеке или заготовить самим. Но для этого надо хорошо знать правила сбора и хранения этих растений.
Давайте в первую очередь разберёмся, что же мы относим к лекарственным растениям.
Слайд № 7
Какие части растений используются для лечения?
Дети перечисляют.
Учитель: Давайте проверим, все ли части растений вы назвали.
Слайд № 8
Части растений, используемые для лечения:
-
- корни, корневища, клубни
-
- почки, листья
-
- кора, цветы
-
- плоды, семена
6. Работа по учебнику на странице 20-21
Учитель: Угадайте, что это за растение?
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его серёжки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
(подорожник) Слайд № 9
Учитель: Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.
Давайте откроем учебники на странице 20 и прочитаем интересную информацию об этом растении.
- Почему подорожник назван великим путешественником?
- Вы знаете, как пользоваться подорожником для лечения ссадин?
Учитель: Угадайте, что это за растение?
Хоть и жжётся,
Но красива,Всем известная ….. ( крапива) Слайд №10
Учитель: Прочтите статью о крапиве в учебнике на странице 21.
Дети читают.
- А почему крапива обжигает?
- Каковы целебные свойства крапивы?
Учитель: Используют крапиву и для приготовления красок. А весной, когда мало свежих овощей, молодые листья крапивы собирают и готовят из них борщ и салат, так как в крапиве содержится много витаминов.
6. Работа в парах.
Учитель: А теперь поработаем в парах. Выполните задание по карточке. Найдите и обведите названия лекарственных растений.
Карточка№1
о | м | а | ш | к | а | ч | |
к | ж | я | ь | я | у | п | и |
д | а | т | ш | а | к | и | с |
л | р | а | л | о | у | о | т |
о | а | з | у | б | р | а | о |
п | п | н | д | ц | у | п | т |
у | м | е | а | щ | з | ц | е |
х | а | л | и | н | а | ч | л |
7. Беседа о лекарственных травах Кубани
Учитель: Узнаем, как же используются эти лекарственные растения.
Слайд № 11
Лекарственная ромашка
Используется при простуде, кашле, ангине. Отварами и настоями этой травы полощут рот и горло, лечат раны, ведь цветы и листья обладают противовоспалительным действием. А чай из ромашки помогает при болезнях желудка. Слайд №12
Мята перечная
Мяту применяют при изготовлении различных лекарств. И ты тоже часто встречаешься с ней, когда по утрам чистишь зубы. Приятный запах и свежесть зубной пасте придает ментол, который содержится в этом растении. Он есть в сердечных лекарствах, в мятных пряниках и даже в конфетах.
Слайд №13
Лопух
Это лекарственное растение известно с глубокой древности. Растёт на пустырях, вблизи жилья, по окраинам полей, и среди кустарников.
Лекарственным сырьём лопуха служат корни и листья. При лечении хронического ревматизма помогают приложенные на суставы листья. В косметике используется главным образом корень лопуха. Из него изготавливают репейное масло, которое используют для укрепления волос.
Слайд №14
Учитель: А как правильно заготовить лекарственное растение?
Правила заготовки лекарственных растений.
1. Собирать утром, когда высохла роса.
2. Растения должны быть чистыми.
3. Нельзя собирать на улицах городов, скверов.
4. Цветки – в начале цветения.
5. Листья – перед цветением или в самом начале цветения.
6. Корни, корневища – весной и осенью.
7. Кору – весной, в самом начале сокодвижения. Слайд 15
Учитель: Когда мы начинаем болеть, нас могут лечить лекарственными настойками на травах, отварами, сборами, мазями на основе трав. А ещё есть необычный чай. Он называется фиточай.
А какие растения можно использовать для приготовления фиточая?
Ответы учащихся: Смородина, малина, плоды шиповника, зверобой, душица и т.д. Слайд №16
Учитель: Кто может назвать рецепты приготовления такого чая?
Ответы учащихся: 2-3 рецепта чая полезного для детей, общеукрепляющий, от простуды, витаминного и т.д.
Учитель: Узнав о целебных свойствах лекарственных растений, не надо сразу спешить в лес и собирать эти растения. Увидев в лесу медуницу, венерин башмачок, ландыши, колокольчики и другие растения, не надо их срывать.
Эти растения, как и другие, находятся под охраной человека и занесены в Красную книгу Кубани.
Лучше всего пользоваться теми растениями и сборами, которые есть в аптеках.
8. Итог урока.
Учитель: Итак, ребята, подведём итоги: мы сегодня говорили о лекарственных растениях и об их использовании. Так вот, объясните, что же называют лекарственными растениями?
Ответы учащихся:
- Растения, которые обладают целебными свойствами, могут излечивать.
- Растения, которые применяют в народной медицине, в фармакологии.
Учитель: Ребята, чтобы лучше запомнить те лекарственные растения, о которых мы сегодня говорили, вы должны заполнить таблицу
Работа в парах по карточке №2
Задание:
В левом столбике таблицы записаны названия лекарственных растений. Ваша задача вспомнить целебное свойство каждого из них, правильно подобрать карточку, где описано использование растения, и заполнить второй столбик.
Использование лекарственных растений
Использование | |
Учитель: Что интересное мы узнали сегодня на уроке?
Ответы учащихся: Что все растения, которые нас окружают, обладают целительной силой и при правильном использовании – исцеляют.
9. Рефлексия
Ответим на вопросы, оценим себя.
Сегодня на уроке:
1.Я узнал …
2.Меня удивило …
3.Я научился …
4.Я смогу …
Учитель: Спасибо, ребята, за урок.
Домашнее задание (по выбору учащегося)
-
Вы можете приготовить сообщение о лекарственном растении Краснодарского края.
-
Найти стихотворение, в котором описываются лекарственные травы.
Использованные материалы:
-
Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Учебник - тетрадь по кубановедению: учеб. пособие для 2 кл. общеобразовательных учреждений. –Краснодар: Перспективы образования, 2012.
-
Ильина Т.А. Большая иллюстрированная энциклопедия лекарственных растений. – Москва, 2008.
-
Лебедева А.Ф., Джуренко Н. И., Исайкина А. П., Собко В. Г. Лекарственные растения: Самая полная энциклопедия. – Москва, 2006.
Интернет - ресурсы:
-
Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
Приложение №1
Карточка 1.
Использование | |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Карточка№ 2
о | м | а | ш | к | а | ч | |
к | ж | я | ь | я | у | п | и |
д | а | т | ш | а | к | и | с |
л | р | а | л | о | у | о | т |
о | а | з | у | б | р | а | о |
п | п | н | д | ц | у | п | т |
у | м | е | а | щ | з | ц | е |
х | а | л | и | н | а | ч | л |
Карточка№1
Использование лекарственных растений
Использование | |
Плоды шиповника | при ослаблении организма |
Мать-и-мачеха | при кашле |
Ландыш | при заболеваниях сердца |
Крапива | для роста волос |
Лопух | листья прикладывают к суставам, помогает при ревматизме |
Корень одуванчика | улучшает аппетит |
Чистотел | для прижигания бородавок |
Рецепты фиточая
Мать-и-мачеха обыкновенная
Народные названия: пожарный салат, мужской цветок, мартовский цветок, песчаный цветок, табачная трава, дядюшкины листья. Это многолетнее растение радует ранней весной своими ярко-желтыми соцветиями с запахом, напоминающим запах меда. Задолго до того, как появятся листья, появляются цветоносы с красноватыми чешуйками и ярко-желтыми соцветиями. Цветет с февраля по март (апрель). Ее встречают чаще всего на пустырях, у кирпичных заводов, на щебнистых местах, по откосам и железнодорожным насыпям, по краям полей и обочинам дорог.
Мать-и-мачеха – ценное средство от кашля, особенно при коклюше.
Чай из мать-и-мачехи: 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день.
Кроме того, чай из мать-и-мачехи используют также для обработки ран и воспалений кожи, при кожных сыпях и для очистки крови.
Лопух большой
docbase.org
Конспект урока для 4 класса «Лекарственные растения Краснодарского края» | DOBROSLET.RU
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа $№ 24 хутора Северокавказского
муниципального образования Новокубанский район Краснодарский край
Кубановедение
1-4 классы
«Лекарственные растения
Краснодарского края»
Подготовила:
учитель начальных классов
Кулешова Любовь Давыдовна
$
2015 год
Кубановедение.1-4 классы
Тема урока: «Лекарственные растения Краснодарского края»
Цели урока:
1.Обобщить и расширить знания учащихся о лекарственных растениях
Краснодарского края.
2.Научить учащихся распознавать лекарственные растения и как их использовать в жизни.
3. Прививать любовь к родному краю, природе.
4.Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру. Оборудование:
1.Иллюстрации лекарственных растений.
$
2.Карточки для работы в парах и группах.
3.Рецепты приготовления фиточая.
4.Ноутбук, медиапроектор, экран.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | |
$ Различать и узнавать изученные объекты живой природы. | Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. | Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. |
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
Слайд №1
Учитель: Ребята, мы сегодня на уроке отправимся в путешествие по родной Кубани и узнаем много нового и интересного.
$ 2. Актуализация знаний.
Учитель: «Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание. Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить». Ученик вернулся через неделю и сказал учителю:
— Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной.
Учитель. Ребята, как вы думаете, почему ученик не смог выполнить задание?
Примерные ответы учащихся:
— Так как в природе много различных растений, которые могут излечивать.
$ — Наверное, потому, что ему было тяжело всё принести.
Учитель: Ученик сказал: «Потому что, я не состоянии принести всё то, что может излечивать, так как в природе каждое растение, каждый минерал, каждое животное целебны».
3. Изучение нового материала.
Учитель: О каких растениях мы сегодня будем говорить?
Тема урока: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»
(проговаривается,$ запись на доске и в тетрадях темы урока)
Учитель: Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать: заметить, запомнить, другим пересказать.$ Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.
Ребята, а как вы думаете, как человек узнал, о лекарственных свойствах растений?
Дети: Наблюдал, наверное, за животными.
Учитель: Верно, люди наблюдали за животными и видели, что больные животные употребляли в пищу определённые растения. Вспомните своих домашних животных: кошку или собаку. Если наблюдали за ними, то видели, что они часто едят или кусают какие-то травки. Если же кошка содержится в комнатных условиях, то она часто пытает$ся обкусывать или даже съедает комнатные растения. Такое поведение животных показывает, что у всех живых организмов есть потребность в растениях.
Растений в природе огромное количество, и мы, живя в Краснодарском крае, можем пользоваться растениями, которые растут вокруг нас. Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия лекарственных растений как на Кубани. Всего в нашем крае произрастает 160 видов лекарственных растений.
Учитель: Ребята, теперь мы с вами поработаем в группах.
(раздать листки, засечь время 2 минуты)
Задание:
Вы должны за 2 минуты записать как можно больше лекарственных растений, которые вы знаете в левой колонке.
$
Отложили ручки. Каждая группа подсчитывает и называет число лекарственных растений.
Начинает зачитывать та команда, у которой меньше записано растений.
Другая команда в это время вычёркивает совпавшие лекарственные растения
$Зачитавшая команда вписывает в правую колонку растения, которых у них нет.
4. Физкультминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
(Ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать!
5.Сообщения учащихся о лекарственных растениях.
Учитель: С какими растениями нашего края $вы знакомы и могли бы рассказать о растении по плану? Слайд №2
План рассказа.
— О каком растении ты хочешь рассказать?
— Его внешний вид.
— Какую пользу приносит это растение?
(Дети зачитывают подготовленные сообщения о лекарственных растениях).$
1-й ученик — Крапива
2-й ученик — Зверобой
3-й ученик — Мать-и-мачеха
4-й ученик – Лопух
5-й ученик – Ромашка
6-й ученик — Подорожник
Учитель: В наше время лекарственные травы можно купить в аптеке или заготовить самим. Но для этого надо хорошо знать правила сбора и хранения этих растений.
Давайте в первую очередь разберёмся, $что же мы относим к лекарственным растениям.
Слайд № 7
Какие части растений используются для лечения?
Дети перечисляют.
Учитель:$ Давайте проверим, все ли части растений вы назвали.
Слайд № 8
Части растений, используемые для лечения:
-
— корни, корневища, клубни
-
— почки, листья
-
— кора, цветы
-
— плоды, семена
6. Работа по учебнику на странице 20-21
Учитель: Угадайте, что это за растение?
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его серёжки,
На земле $лежат листки –
Маленькие лопушки.
(подорожник) Слайд № 9
Учитель: Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.
Давайте откроем учебники на странице 20 и прочитаем интересную информацию об этом растении.
— Почему подорожник назван великим путешественником?
$ — Вы знаете, как пользоваться подорожником для лечения ссадин?
Учитель: Угадайте, что это за растение?
Хоть и жжётся,
Но красива,Всем известная ….. ( крапива) Слайд №10
Учитель: Прочтите статью о крапиве в учебнике на странице 21.
Дети читают.
— А почему крапива обжигает?
— Каковы целебные свойства крапивы?
$Учитель: Используют крапиву и для приготовления красок. А весной, когда мало свежих овощей, молодые листья крапивы собирают и готовят из них борщ и салат, так как в крапиве содержится много витаминов.
6. Работа в парах.
Учитель: А теперь поработаем в парах. Выполните задание по карточке. Найдите и обведите названия лекарственных растений.
Карточка№1
о $ | м | а | ш | к | а | ч | |
к | ж | $я | ь | я | у | п | и |
д | а | т | ш | а | к | и | $с |
л | р | а | $л | о | у | о | т |
о | а | з | у | б | р | а | $о |
п | п | н | д | ц | у | п | т |
у | м | е | $а | щ | з | ц | е |
х | а | л | и | $н | а | ч | л |
7. Беседа о лекарственных травах Кубани
Учитель: Узнаем, как же используются эти лекарственные растения.
Слайд № 11
Лекарственная ромашка
Используется при простуде, к$ашле, ангине. Отварами и настоями этой травы полощут рот и горло, лечат раны, ведь цветы и листья обладают противовоспалительным действием. А чай из ромашки помогает при болезнях желудка. Слайд №12
Мята перечная
Мяту применяют при изготовлении различных лекарств. И ты тоже часто встречаешься с ней, когда по утрам ч$истишь зубы. Приятный запах и свежесть зубной пасте придает ментол, который содержится в этом растении. Он есть в сердечных лекарствах, в мятных пряниках и даже в конфетах.
Слайд №13
Лопух
Это лекарственное растение известно с глубокой древности. Растёт на пустырях, вблизи жилья, по окраинам полей, и среди кустарников.
Лекарственным сырьём лопуха служат корни и листья. При лечении хронического ревматизма помогают приложенные на суставы листья. В косметике ис$пользуется главным образом корень лопуха. Из него изготавливают репейное масло, которое используют для укрепления волос.
Слайд №14
Учитель: А как правильно заготовить лекарственное растение?
Правила заготовки лекарственных растений.
$
1. Собирать утром, когда высохла роса.
2. Растения должны быть чистыми.
3. Нельзя собирать на улицах городов, скверов.
4. Цветки – в начале цветения.
5. Листья – перед цветением или в самом начале цветения.
6. Корни, корневища – весной и осенью.
7. Кору – весной, в самом начале сокодвижения. Слайд 15
Учитель: Когда мы начинаем болеть, нас могут лечить лекарственными настойками на травах, отварами, сборами, мазями на основе трав. А ещё есть необычный чай. Он называется фиточай.
А какие растения можно использовать для приготовления фиточая?
Ответы учащихся: Смородина, малина, плоды шиповника, зверобой, душица и т.д. Слайд №16
Учитель:$ Кто может назвать рецепты приготовления такого чая?
Ответы учащихся: 2-3 рецепта чая полезного для детей, общеукрепляю$щий, от простуды, витаминного и т.д.
Учитель: Узнав о целебных свойствах лекарственных растений, не надо сразу спешить в лес и собирать эти растения. Увидев в лесу медуницу, венерин башмачок, ландыши, колокольчики и другие растения, не надо их срывать.
Эти растения, как и другие, находятся под охраной человека и занесены в Красную книгу Кубани.
Лучше всего пользоваться теми растениями и сборами, которые есть в аптеках.
8. Итог урока.
Учитель: Итак, ребята, подведём итоги: мы сегодня говорили о лекарственных растениях и об их использовании. Так вот, объясните, что же называют лекарственными растениями?
Ответы учащихся:
$— Растения, которые обладают целебными свойствами, могут излечивать.
— Растения, которые применяют в народной медицине, в фармакологии.
Учитель: Ребята, чтобы лучше запомнить те лекарственные растения, о которых мы сегодня говорили, вы должны заполнить таблицу
Работа в парах по карточке №2
Задание:
В левом столбике таблицы записаны названия лекарственных растений. Ваша задача вспомнить целебное свойство каждого из них, правильно подобрать карточку, где описано использование растения, и заполнить второй столбик.
Использование лекарственных растений
$
Использование | |
Учитель: Что интересное мы узнали сегодня на уроке?
Ответы учащихся: Что все растения, которые нас окружают, обладают целительной силой и при правильном использовании – исцеляют.
9. Рефлексия
Ответим на вопросы, оценим себя.$
Сегодня на уроке:
1.Я узнал …
2.Меня удивило …
3.Я научился …
4.Я смогу …
Учитель: Спасибо, ребята, за урок.
Домашнее задание (по выбору учащегося)
-
Вы можете приготовить сообщение о лекарственном растении Краснодарского края.
-
Найти стихотворение, в котором описываются лекарственные травы.
$
Использованные материалы:
-
$Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Учебник — тетрадь по кубановедению: учеб. пособие для 2 кл. общеобразовательных учреждений. –Краснодар: Перспективы образования, 2012.
-
Ильина Т.А. Большая иллюстрированная энциклопедия лекарственных растений. – Москва, 2008.
-
Лебедева А.Ф., Джуренко Н. И., Исайкина А. П., Собко В. Г. Лекарственные растения: Самая полная энциклопедия. – Москва, 2006.
Интернет — ресурсы:
-
Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
$
Приложение №1
Карточка 1.
Использование | |
| |
| |
| $ |
| |
| |
|
Карточка№ 2
о | м | а | ш | к | а | ч | |
к | ж | я | ь | я | $у | п | и |
д | $а | т | ш | а | к | и | с |
л | р | а | $л | о | у | о | т |
о | а | $з | у | б | р | а | о |
п | п | н | д$ | ц | у | п | т |
у | м | е | а | щ | з | $ ц | е |
х | а | л | и | $н | а | ч | л |
Карточка№1
Использование лекарственных растений
$
Использование | |
Плоды шиповника | при ослаблении организма |
Мать-и-мачеха | при кашле |
Ландыш | $при заболеваниях сердца |
Крапива | для роста волос |
Лопух | листья прикладывают к суставам, помогает при ревматизме |
Корень одуванчика | улучшает аппетит |
$ Чистотел | для прижигания бородавок |
Рецепты фиточая
Мать-и-мачеха обыкновенная
Народные названия: пожарный салат, мужской цветок, мартовский цветок, песчаный цветок, табачная трава, дядюшкины листья. Это многолетнее растение радует ранней весной своими ярко-желтыми соцветиями с запахом, напоминающим запах меда. Задолго до того, как появятся листья, появляются цветоносы с красноватыми чешуйками и ярко-желтыми соцветиями. Цветет с февраля по март (апрель). Ее встречают чаще всего на пустырях, у кирпичных заводов, на щебнистых местах, по откосам и железнодорожным насыпям, по краям полей и обочинам дорог.
$ Мать-и-мачеха – ценное средство от кашля, особенно при коклюше.
Чай из мать-и-мачехи: 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день.
Кроме того, чай из мать-и-мачехи используют также для обработки ран и воспалений кожи, при кожных сыпях и для очистки крови.
Лопух большой
Народные названия: репей,$ репейник. Используемые части: корень.
Это двулетнее растение достигает в высоту 1-1,5 м и имеет мясистый до 60 см в длину корень, от которого отходят мелкие разветвления. Цветет в июне-июле. Лопух часто можно встретить по обочинам дорог, у заборов, стен и насыпей, на пустырях и выгонах, а также по берегам ручьев.
Корни выкапывают осенью, разрезают на куски и сушат на воздухе.
В основном корень лопуха рекомендуют как кровоочистительное средство, но также и при нарушениях деятельности печени и желчного пузыря, применение при различных кожных болезнях.
Чай из корня лопуха: 2 чайные ложки с верхом нарезанного корня заливают 1/2 л холодной воды, спустя 5 часов быстро нагревают до кипения, кипятят 1 минуту и процеживают. Дозировка: 3 раза в день по 1 чашке чая. Чаем из корня лопуха лечат и кожные высыпания – смачивают, промывают или обертывают. Нелишне отметить, что народная медицина пользуется также репейным маслом.
Крапива
$
Используемые части: трава, семена и корневище.
Цветет крапива с мая по июль (цветки мелкие, зеленые, расположены в поникших колосьях. Крапива растёт вблизи человеческого жилья: в садах, огородах, по краям канав, на помойках и пустырях. Ее используют очень давно, задолго до появления научной медицины. В настоящее время листья крапивы применяют для повышения общего обмена веществ. Они являются обычной составной частью чайного сбора, назначаемого при ревматизме, подагре, болезнях желчного пузыря и печени; входят в состав чайных сборов весеннего и осеннего оздоровитель$ных курсов.
$
Ромашка аптечная
Народное название: девичий цветок.Используемые части: соцветия.
$Цветет с мая по июнь. Ромашка – растение неприхотливое. Она растёт на полях, на пустырях, по обочинам дорог, по косогорам, опушкам. У ромашки собирают, прежде всего соцветия, но для ванн берут также и некоторую часть побегов с листьями.
Ромашка используется внутрь и как наружное средство. Внутрь можно с успехом применять ромашку (в виде чая) при острых желудочных заболеваниях. Она приносит быстрое облегчение и «успокаивает» желудок, и уже после недолгого лечения устраняет расстройство желудка. В качестве наружного средства ромашка, благодаря своим противовоспалительным свойствам, используется при лечении плохо заживающих ран. Ванны с добавками ромашки или влажные компрессы на раны – столь же испытанные средства, сколь и полоскания при воспалении слизистой оболочки рта и горла.
Чай из ромашки: 1-2 чайные ложки с верхом соцветий залить 1 чашкой кипятка, через 10 минут процедить. Ромашковый чай хорошо пить теплым, но не горячим
Подорожник$
Подорожник — старинное лекарственное растение. Он был известен древним грекам и римлянам, его высоко ценили арабские и персидские врачи. Латинское название подорожника образовано от «планта» (подошва) и «агере» (двигать), так как листья его напоминают след ноги. Родина подорожника – Европа. Индейцы прозвали его «след белого человека». Вместе с грязью семена прилипают на обувь прохожих и путешествуют с ними. Русское название растения указывает на места его произрастания.
Цветет он с мая до сентября. Произрастает на пустырях и сорных местах, вблизи жилья, у дорог, н$а зеленых лугах, полях, огородах, садах, по лесным опушкам и берегам водоемов.
Подорожник используют как лекарственное растение. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых. Сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах, коклюше, астме и других заболеваниях органов дыхания. В научной медицине используются трава и листья подорожника при заболеваниях желудка. Молодые и нежные листья подорожника используются в питании. Из них можно приготовить салаты, супы и щи, запеканки, тефтели, соки и коктейли. Правда, вкусовые оттенки подорожника не отличаются разнообразием, но это исправимо. Добавьте крупу, крапиву, лук, хрен, перец, горчицу, соль и соус.
dobroslet.ru
Конспект урока по познанию мира"Лекарственные травы"
Тема: «Лекарственные растения»
Задачи: Познакомить учащихся с лекарственными растениями и их лекарственными свойствами.
Обобщить знания детей о значении растений в жизни человека.
Развивать умение работать с информацией, анализировать, обобщать, использовать полученные знания в жизни.
Воспитывать чувство бережного отношения к растениям, уважения к живой
Ход урока
1. Эмоциональный настрой:
Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Торопись скорее в класс,
Интересно здесь у нас!
– Ребята! Представьте, что на вас льет солнышко свои теплые лучики. Дарит их маме, папе, гостям, друг другу людям, всем животным и растениям. Пожелаем им любви и добра! Сегодня на уроке познания мира мы продолжим изучение темы Растения.
2 . Беседа о наблюдениях в природе.
-Ребята какое время года?
- Какой месяц идет? Я приготовила пословицы о феврале. Как вы их понимаете?
- Какие изменения произойдут в природе в феврале месяце?
3. Проверка домашнего задания.
-Какую тему мы изучаем? (дерево, кустарник, травянистое растение)
Д. Растения
- На какие группы делятся растения?
- Назовите, какие вы знаете деревья, кустарники и травы?
-Почему мы говорим, что растения – живой организм?
Д.Рождаются, питаются, растут и умирают.
-Что необходимо для жизни растений?
Д. Почва, вода, тепло, свет, воздух,.
Заполните таблицу №1 на рабочих листах.
Проверка
-Какую роль играет почва в жизни растений?
Д. Для роста растений нужны питательные вещества, которые находятся в почве.
-Откуда растения получают воду?
Д. Воду растения получают из почвы через корни.
-Что ещё необходимо для роста растений?
Д.Воздух, свет и тепло.
Игра «+,-». Внимательно послушайте вопросы и дайте правильный ответ: правильно– «+», неправильно– «-». На рабочих листах.
Из воздуха листья поглощают кислород? (-)
У сливы плод сухой? (-)
Корень находится в почве? (+)
Корню нужен воздух? (+)
У абрикоса плод сочный (+)
Зимой растения растут?(-)
Хлорофилл придает листьям зелёный цвет? (+)
Весной листья опадают? (-)
У кукурузы плод сухой? (+)
Проверка Физминутка
3. Активизация познавательной деятельности:
Много трав растут полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Сегодня на уроке мы будем говорить не просто о растениях, а о растениях,
которые в трудную минуту приходят на помощь человеку.
- Как вы думаете, что это за растения? Какова же цель сегодняшнего урока?
-Знакомство с лекарственными растениями.
– Что Вы знаете о лекарственных растениях?
4. Работа над новым материалом:
– Лекарственные растения – это обширная группа растений, которые используют в медицинской или ветеринарной практике в лечебной и профилактических целях.
Лекарственные растения содержат в себе действующие вещества, которые влияют на наш организм. В растениях есть и другие вещества, которые оказывают полезное действие или вредное, поэтому нужно знать лекарственные растения. В последнее время люди так увлеклись сбором таких растений, что они стали исчезать, некоторые занесены в Красную книгу. Красная книга – это сигнал: обратите внимание!
В ней печатают собранные учеными факты, показывающие состояние численности того или иного вида. Многие страны издают свои Красные книги. И в нашей стране есть Красная книга Лекарственные растения необходимо охранять!
Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
Наши предки знали полезные свойства многих трав и цветов (ведь тогда не было таблеток): больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, поили чаем из разных трав. Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений. Использовали различные части растения.
-Какие части растения вы знаете?
- Сегодня мы заполним таблицу на рабочих листах. Работа будет очень интересной. Слушайте внимательно.
Загадка.
1. К нам в гости пришли лекарственные растения, они расскажут о себе много интересного.
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит раны ног и рук. (Подорожник)
Выходит лекарственное растение «Подорожник» (ученик).
Подорожник. Меня называют зелёным бинтом. Я — подорожник. Листья мои упругие, с прочными прожилками..Пользоваться мною нужно при ушибе. Лист надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране. Меня применяют при опухолях, ожогах, глубоких ранах. – Итак, ребята, заполним нашу таблицу. ( рабочий лист – Какое растение наш следующий гость? Послушайте стихотворение об этом растении:
Посреди лугов увядших,
Опалённых зноем,
Белокурые ромашки
Поднимаются прибоем.
Белокурые ромашки
Травы красят белой кистью,
И звенит, звенит протяжно
Жаворонок в синей выси. (Ромашка)
Выходит растение «Ромашка».
Ромашка. Мы — Ромашки — похожи на зонтики, и по легенде служили зонтиками для маленьких гномов.. Известны мы, ромашки, своими целебными свойствами: противовоспалительными, противоаллергическими и заживляющими. Известно, что волосы, промытые в нашем отваре, приобретают красивый оттенок ». Заполнение таблицы.
Следующий гость
Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же ...(ответ: крапива)
Крапива. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Если сырую крапиву потолочь, то можно прикладывать её к свежим ранам — она их вычистит и заживит. Также крапива хорошо останавливает кровь.
Заполнение таблицы.
Телеграмма № 3
“Здравствуйте! Дорогие ребята, пишут вам ученики 1 класса. Недавно приезжал к нам доктор. Он оставил много лекарств, растений. Но от одного растения мы потеряли рецепт. Присылаем вам изображение этого растения. Напишите, пожалуйста, что это за растение, и от каких заболеваний его надо применять?” (Одуванчик).
Учитель: Листья, корень Повышение, силы, снимает усталость, лечение желудка, сыпь
Записать в таблицу
Отгадайте загадку.
Я на луг с утра пошёл,
Травку нужную нашёл:
Мелкий, жёлтенький цветок
Он не ярок, не высок,
Вылечит недуг любой.
Что же это? – (зверобой).
Зверобой
Я зверобой – мирный цветок. Во мне содержится много полезных свойств. В народе меня считают травой от 99 болезней.
Записать в таблицу
5. Работа с учебником. Чтение текста.
Назовите лекарственные растения, о которых мы прочитали?
Для чего используют лекарственные растения?
(облепиха, малина)
6.Самостоятельная работа.
Найдите в тексте сведения об облепихе и малине. Работаем в парах.
Запишите в таблицу
Все эти растения растут вокруг нас. Не срывайте их без надобности. Собирая, сохраняйте. Берите ровно столько, сколько нужно.
- Раскрась и подпиши названия лекарственных растений на рабочем листе.
Задание №4 Физминутка игра «Деревья ,травы, кустарники.» (дуб, ромашка,малина,береза,смородина,ель,полынь,сирень)
Закрепление изученного материала.
Учитель: Вы хорошо поработали, а сейчас я предлагаю вам вспомнить изученный материал. Игра «Отгадай слово».
Почему мы дышим вольно
И судьбой своей довольны.
Хоть растем мы вдоль дорог
И нас топчут сотни ног? (Подорожник)
И если, случится тебе простудиться
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой
дымится слегка горьковатый душистый отвар. (Ромашка)
Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Смородина)
Красна, сладка, душиста
Растет низко, к земле близко. (Земляника)
Трава от 99-ти болезней. (Зверобой)
5. Рефлексия:
Я повторил, запомнил, узнал, удивился, горжусь
Домашнее задание:
Найдите дополнительную информацию о лекарственных растениях.
Растения лечебные, растения целебные!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
Поднимите «солнышко», которое соответствует Вашему настроению.
Спасибо за урок !
infourok.ru
Конспект урока Лекарственные растения
.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат с. Воронцовка
(ГБОУ школа-интернат с. Воронцовка)
Лекарственные растения
(Краснодарский край)
урок СБО в 7 классе
Сафронова Валентина Ивановна
учитель СБО ГБОУ школы-интерната
с. Воронцовка
Учитель: Сафронова В.И.
Цель: ознакомление учащихся с видами лекарственных растений Краснодарского края и их применении.
Задачи:
Коррекционно образовательобразовательная:
познакомить учащихся с лекарственными растениями Краснодарского края, рассказать о ценности и лечебных свойствах лекарственных растений, правилах их сбора и хранения;
коррекционно – развивающая:
расширять познавательную активность, словарный запас, формировать знания учащихся о настоях, настойках, отварах, соках из лекарственных растений, мелкую глазомер,моторику.
коррекционно- воспитательная:
воспитывать бережное отношение к природе родного края, экологическую культуру, бережное отношение к своему здоровью.
здоровьесберегающая:
осуществлять профилактику нарушения осанки и зрения, технику безопасности при работе электроплитой, кипятком.
Оборудование и используемый материал: аптечка, ноутбук, презентация урока «Лекарственные растения», буклет лекарственных растений, ребус, фотографии, упаковки с лекарственными растениями, перфокарты, термос, стакан, ложка, ситечко.
Методы и приемы обучения: рассказ, беседа, самостоятельная работа, дифференцированная работа.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Словарь: одуванчик, мать-и-мачеха, календула, ромашка, липа, подорожник, шиповник, рецепт, отвар, настойка, настой.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растенья
Те, что для людей полезны, -
И отступят все болезни!
В. Лукша
О чем мы будем свами говорить?
2.Повторение изученного материала.
-О чём говорили на прошлом уроке?
(Мы говорили о домашней аптечке.)
- Для каких целей нам нужна «Домашняя аптечка»?
( для оказания первой медицинской помощи)
-Назовите, что входит в состав домашней аптечки.
Игра «Убери лишне» Из содержимого аптечки ученик убирает игрушку, бублик.
Упражнение: « Выбери верные утверждения»
А) В аптечку входит… бинт, вата, пластырь
Б) В аптечку должно входить как можно больше разных таблеток и мазей.
В) В аптечку входят дезинфицирующие средства …(перекись водорода, йод, бриллиантовая зелень)
Г) В аптечку должны входить шприцы, системы капельниц. Да?
Д) Лекарственные средства (от кашля, от головной боли, от насморка, жаропонижающие, таблетки по назначению врача)
-Каково назначение термометра? –
Как надо пользоваться термометром?
Почему надо соблюдать осторожность?
Чем опасны пары ртути?
Что делать, если разбился термометр? (версии учащихся)
Практическое упражнение: измерение температуры (2уч-ся)
Техника безопасности при обращении с термометром.
Крепко держать пальцами рук.
При встряхивании держаться за широкую часть термометра.
С термометром не ходить.
- Чем и как вас лечат, когда вы заболеваете?
(ответы учащихся: пьем таблетки по назначению врача)
--Чем ещё можно лечиться?
( лекарственными растениями)
3.Изучение нового материала
Сообщение темы и задач урока.
Слайд №1 «Лекарственные растения Краснодарского края»
Запись темы урока учащимися в тетради.
Сегодня мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений. Здесь нас ждут увлекательные истории, легенды, мифы, связанные с этими растениями, задания. Вы узнаете о лекарственных свойствах растений, которые растут рядом с нами, как и когда растения нужно собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения, приготовить отвары и настои из лекарственных растений. У одних растений ценные вещества находятся в листьях - значит надо собирать листья; у других – в корнях; у некоторых – в цветках и плодах. Если ими умело пользоваться, то своё здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы.
4.Изложение нового материала.
Слайд № 2
Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья) применяются для лечения заболеваний людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов.
Запись определения в тетрадь.
Лекарственные растения были известны человеку с давних времён. Растения были не только источником питания человека. Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни.
Из поколения в поколение передавались сведения о растениях-целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами. Растения-целители исстари почитались и получили название «зелёной аптеки».
На Руси лекарственные растения применяли также давно, как и в других странах. Сбор дикорастущего сырья и выращивание лекарственных растений получили широкое развитие в период правления Петра1, издавшего несколько указов, в том числе и об организации «аптекарских огородов» во всех крупных городах России при военных госпиталях. В последствии из этих « огородов» были организованы прекрасные ботанические сад
Гимнастика для глаз
Свойства целебных растений описывались в «травниках», «цветниках», «зельниках», некоторые из которых дошли до наших времён. В настоящее время отечественная научная медицина имеет в своём арсенале приблизительно 300 видов лекарственных растений. А в народе используют более 500 видов. И большинство из этих растений растут у нас в Краснодарском крае.
Работа с картинками
Я вам раздам буклет лекарственных растений, рассмотрите иллюстрации, на обратной стороне прочитайте название и скажите какое растение вам известно, где растет?
Для чего использовали это растение?
Особую помощь оказывают лекарственные растения в походе, на прогулке, вдали от дома, когда нет таблеток, нельзя сделать уколы.
Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, которые встречаются нам практически на каждом шагу и которые могут служить нам средством первой помощи. Мы часто их не замечаем , вытаптываем, а порой даже не знаем о том, что растение у нас под ногами – лекарственное. Это одуванчик( показ растения),мать –и- мачеха, зверобой (показ засушенного), ромашка (показ засушенного), ноготки (показ в аптечной упаковке), липа( слайд №3), подорожник (слайд №4), лопух (слайд № 5), полынь слайд № 6). Загляните за огороды, сады, увидите тысячелистник, пустырник, а под ногами прыткую травку спорыш (показ).
Каждое из этих растений обладает лечебными свойствами. И почти у каждого есть своя интересная история.
Местами ещё лежит снег, а там, где пригревает солнце, - на окраинах полей, по берегам рек и оврагов, на опушке леса в начале апреля появляются золотые головки мать-и-мачехи ( слайд №7).
Ученик читает стихотворение.
Ярко-жёлтый цветок неказистый:
Сверху листьев холодная гладь,
Снизу – ласковый слой бархатистый,
Словно тронет приветливо мать
Мать-трава, трава - ранник, вот далеко не полный перечень названий этого растения, цветки которого – первые радостные солнечно-жёлтые вестники весны. О нём писал В. Берестов: «Это яркий жёлтый цветок на мохнатом стебельке. Появляется он весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья.
Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы почувствуете запах мёда».
Но вот проходит время цветов и наступает пора больших зелёных листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные, потрёшь о щёку –и станет тепло. Это мать – говорят люди. Зато снаружи листья твёрдые, скользкие, приложишь к щеке – почувствуешь холод. Это - мачеха.
Листья заваривают кипятком и пьют отвар при кашле.
Настойка из листьев и цветов мать-и-мачехи применяется при простудных заболеваниях .
Учащиеся записывают в карточку№1 «Лекарственные растения» название и применение лекарственных растений при лечении заболеваний.
Отгадайте загадку.
Когда идёшь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо -шарики
На тонких стебельках.
Сквозные, серебристые
Они как пух легки.
Стоят и чуть качаются
От ветерка с реки.
Слайд №8
Да, это одуванчик . Одно из самых распространённых на земле растений, растёт вдоль дорог, в полях и лугах. Существует много легенд об одуванчике. Вот одна из них. Одуванчик был всеобщим любимцем, ибо давал мёд пчёлам, девушкам - свои цветы на веночки. Корни его лечили больных. Ночью золотистые цветки освещали путь путнику. Но однажды небо нахмурилось, в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Одуванчик спрятал свои лепестки, наклонил голову, сжался, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло чёрное племя, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои цветки, предупреждая о ненастье.
В народной медицине Руси одуванчик считали «жизненным эликсиром». Для лечения используют корни и листья растения.
Корни одуванчика используют при хронических заболеваниях печени , почек, при кожных заболеваниях. Из листьев готовят салаты.
Выполните задание: Узнайте растение по описанию и из букв составьте её название.
Растёт она вокруг,
И враг она и друг.
Как копья волоски
Покрыли все листки.
Обломишь волосок –
Прольётся едкий сок
На кожу –и смотри
Уже и волдыри!
Но если дружишь с ней –
И кожа здоровей,
И волосы густы,
Красивы и чисты.
В ней витаминов клад,
Весной её едят.
-Что это за растение? (крапива)
Слайд№8.
Крапива как лекарственное растение известна очень давно. В народе крапиву ещё называют жгучка, стрекучка, костырка, жигалка. Одна крапива заменяет семерых врачей – гласит народная мудрость.
Крапива используется как лекарственное и пищевое растение. Настои крапивы применяют при кожных болезнях, для полоскания горла при ангине, а также для укрепления волос. Листья крапивы годятся для щей и салатов.
Отгадайте ещё одну загадку.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (берёза
(Слайд №9)
Да, ребята, нет дерева милее и роднее берёзы! Чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского человека. Берёза – символ Родины. Так и хочется прочитать строки из стихотворения А. Прокофьева:
Слайд № 10
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В зелёном сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю берёзку русскую –
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Шумит, как это водится.
Идёт, где не положено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится,
И гнётся, а не ломится!
Много веков служит берёза верой и правдой , принося пользу не только душе, но и телу. Это и знаменитый берёзовый веник в бане, и дёготь, одна ложка которого портит бочку мёда, но врачует кожные заболевания, раны, язвы, ожоги (мазь Вишневского).
Физкультурная минутка.
Ярче светит солнце, припекает, пчёлы гудят. В воздухе струится удивительно тонкий, нежный аромат. Это цветёт…..
Отгадайте ребус: (Слайд №11)
пила
3214 (липа)
Так всегда и бывает – зацветёт липа, и на смену весне приходит лето.
Отвар из липового цвета применяют при простудных заболеваниях, кашле, ангине. Дёготь из веток и стволов использовали для лечения кожных заболеваний. Свежие измельчённые листья прикладывали к ранам и ожогам.
.
Выполните задание : о каких цветах идёт речь?
Меня желтоглазым цветком называют.
Сорвали цветок – лепестками гадают,
А чтобы счастливым поистине стать,
Не стоит поверьте,……….срывать.
Слайд№12.(ромашка)
На Карпатах существовало поверье, что весной едва пригреет солнышко, снежинки со склонов гор превращаются в цветы, а в начале зимы эти цветы вновь превращаются в снежинки.
И действительно, ромашки, словно снежинки, разбросаны на зелёном лугу.
В русской народной медицине ромашка пользуется особой любовью и почётом.
Ученик читает стихотворение наизусть.
Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель,
Поднимется жар,
Придвинь к себе кружку,
В которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
Чай из ромашки с мёдом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь – сон будет крепким и спокойным. Широко применяется в косметических целях.
В народной медицине применяют ромашку от простуды и кашля, настоем промывают раны, поласкают горло при ангине.
Слайд№13(календула).
Календулу в народе называют «заячьим маком», «невестой лета». Из-за необычной формы семян , они похожи на коготки кошки ,календула имеет ещё одно название – ноготки . Это растение – настоящий кладезь здоровья и красоты.
Настойка календулы помогает при ангине, ушибах, хорошо очищает лицо, обладает сильными противовоспалительными и противомикробными свойствами.
.
Он встречается везде: в саду, огороде, на лугу, вдоль дорог и тропинок. Отсюда произошло и его название… подорожник
Слайд№14.
Подорожник растёт там, где ходят люди, т.к. его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нами. Семена подорожника переправились вместе с европейцами даже в Америку. Индейцы с некоторым ужасом отнеслись к подорожнику и даже называли его «След Белого».
В народной медицине его применяют издавна. Прозвищ у подорожника много: порезник, ранник, поранчик и др.
Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, порезах, укусах насекомых, ожогах.
Настой листьев подорожника применяют при болезнях органов дыхания, желудка. Его отвар помогает и при зубной боли. Но наибольшее распространение получило применение листьев подорожника наружно при ранах, порезах, ожогах.
Дуб на Руси считали священным, у славян под ним проходили собрания, судилища, свадебные обряды.
Слайд№15.
Ученик читает стихотворение И. Токмаковой «Дуб» .
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный,
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.
Дубовые настои применяют в виде ванн как ранозаживляющее средство, при обморожении. Дубовую кору добавляют в состав зубных паст и эликсиров.
О каком растении говорится в стихотворении?
На зорьке румяной
………………проснулся.
Он каждым листочком
К заре потянулся.
А зорька к нему
Потянулась в ответ.
Бутоны окрасила
В розовый цвет.
Т.Голуб.
Слайд№16.(шиповник)
Показать плоды шиповника
А знаете ли вы, что витамина С, очень много в шиповнике?
На Руси плоды шиповника как лекарство от цинги ценилось очень дорого. Их обменивали на атлас, бархат, собольи меха. По содержанию витамина С шиповник занимает первое место в растительном мире. Если пить ароматный и вкусный настой (напиток) из шиповника каждый день, то это укрепит ваше здоровье, придаст бодрость и весёлое настроение. Растёт шиповник вдоль дорог, на приусадебных участках. Фармацевтическая промышленность выпускает готовые препараты из плодов шиповника: витаминизированный сироп из плодов шиповника, чаи.
Сегодня на уроке мы познакомились лишь с небольшим количеством лекарственных растений, существует ещё очень много других.
Все лекарственные растения охраняются государством, некоторые занесены в Красную книгу. Показать Красную книгу. Категорически запрещается собирать растения, занесённые в Красную книгу.
Многие лекарственные растения можно посадить возле жилых домов, на пришкольном участке. Это: календула.
Слайд № 17.(календула)
Показать семена календулы, собранную учениками с клумбы.
5.Закрепление изученного материала.
- О чём мы с вами узнали на уроке?
Дидактическая игра
«Узнайте лекарственное растение по фотографии».
« Найди упаковку с лекарственным растением»
Цель: найти на упаковке способ приготовления отвара.
Практическая работа
Приготовление отвара ромашки непакитированной
План действий:
1.Найти срок годности на упаковке.
2.Прочитать вслух способ приготовления отвара.
3. Приготовить оборудование.
4.Повторить технику безопасности при включении электроплиты, соблюдение осторожности при работе с кипятком.
-Листья какого растения нужно приложить к ране, если вы натёрли ногу? (подорожника)
-Какие растения используют при лечении простудных заболеваний?
Если у вас заболел зуб, чем будете полоскать?
Работа с раздаточным материалом
1гр.учащихся. Соотнеси название лекарственного растения с применением.
2 группа Упражнение «Расставь цифровую последовательность»
-__ А Высуши в прохладном, темном месте.
___ Б Положи в стакан 1 столовую ложку высушенной травы.
___ В Собери нужную траву на лугу
___ Г Залей кипятком, накрой салфеткой, дай настоятся 15- 20 минут.
Взаимопроверка.
Почему растения надо охранять?
- о чём хочет сказать автор:
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
С. Варгун.
Показ фотографий прошлого выпуска где ученики демонстрируют лекарственные растения, которые встречаются у нас в селе.
6. Домашнее задание.
Для ребят, живущих в семьях.
Выясните, какие лекарственные растения растут возле вашего дома.
Узнайте, какие из них применяют ваши родители.
resheba.ws