Занятие в старшей группе детского сада "Лекарственные растения Горного Алтая". Занятие в старшей группе лекарственные растения
Конспект занятия в старшей группе "Лекарственные растения"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 15 «Сказка»
комбинированного вида второй категории администрации г. Шумерля
Методическая разработка
конспект
непосредственно образовательной области по экологии
«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»
Программное содержание:
Развивать познавательную активность детей о представление лекарственных растений. Дать представление о правилах сбора лекарственных растений их хранении, применении. Развивать экологическое мышление в процессе исследования. Активизировать творческое воображение. Учить различать лекарственные растения.
Активизировать речь детей новыми названиями: лаванда, душица, шалфей, зверобой, чабан. Развивать интерес к познанию растительного мира нашего края. Дать представление детям, какая трава от чего может помочь.
Оборудование:
Картинки растений, аптечные упаковки с травяными сборами, травяной чай в кружках по количеству детей, ноутбук.
Ход занятия:
Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего чувашского края. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней.
Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным – давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. А вы догадались, о чем написано в «Травнике»?
«Цветнике»? «Зельнике»? (ответы детей).
За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы в таблетках и микстуры из трав.
Часто люди собирают травы. Может быть кто–то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения? Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие?
Кто из вас лечился с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?
А сейчас мы рассмотрим растения при помощи ноутбука.
Эти растения вам хорошо известны.
Загадка о ромашке.
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестричке-
Белые реснички.
(Ромашка)
Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей)
Ромашка поможет больному животику.
А кто угадает это растение?
Загадка о подорожнике
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(подорожник)
Попробуйте догадаться, почему так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (ответы детей).
Посмотрите на эти цветы. Это шалфей. Его еще зовут «чабан – чай». Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами. А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко.
Посмотрите на эти цветы. Загадка подскажет название.
Листочки с цветами парные
Плоды янтарные
Но как доктор Айболит
Все излечит
Исцелит. (Зверобой)
Зверобой называют лекарством «от девяноста девяти болезней». Лечат раны, ожоги, ушибы, сердце, желудок и много другое.
А это растение в Чувашии не растет, оно растет в горах, но очень красивое. Я хочу вас с ним познакомить. Это растение обладает приятным запахом, а называется оно – лаванда. Свое название она получила от древних греков, которые использовали его для растирания и мытья тела. Слово «лаванда», значит «мыть», «очищать». А еще лаванда своим запахом отпугивает моль, если в шкафу будет лежать пучок лаванды, то ни одна прожорливая моль не залетит туда.
Взгляните на это растение (показ душицы). Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой запах название «душица». Чаем из душицы вылечивается простуда.
А какие лекарственные растения знаете вы? (ответы детей)
А стихи знаете о лекарственных растениях?
Есть много трав полезных
На земле страны родной
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива
Подорожник, зверобой.
А сейчас встаньте на ножки, мы отправимся в царство цветов. Закройте глаза, полью вас волшебной водой, и вы превратитесь в волшебные цветы.
Ты волшебная водица,
Лейся на головки
Превращай скорее деток
В разные цветочки
(психогимнастика)
Напряженно: Встали цветочки в круг, как будто венок сплели. Решили цветы бабочек ловить. Всем телом напряглись, ноги пошире расставили, руки вперед вытянули. Хвать! Хвать! Не поймали, улетела бабочка.
Расслаблено: Пока ловили бабочек, подул сильный ветер. Цветы присели, листики повесили. Все расслаблено, листочки как ниточки висят.
Стрекозы по всей площадке:
Ветер утих, выглянуло солнышко. На цветы прилетели стрекозы. Стали цветы бегать по полянке за стрекозами. Руки в стороны расставили, помахивают, как крылышками.
Кружение плавно, на месте.
Остановились, закружились медленно, на месте. Просто вальс цветов. Покружились и присели. А сейчас я хлопну в ладоши, и вы снова станете детьми – умными, добрыми.
Раз, два, три, вот и снова дети вы.
Еще много лекарственных растений можно найти на лугах и в лесах Чувашии. Самая лучшая аптека – это природа.
Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.
Правила сбора лекарственных растений.
Хорошо знать лекарственные растения и отличать от ядовитых растений.
Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
Нельзя собирать в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
Сушить растения нужно в тени, а не на солнышке.
Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать с корнем и рвать все до последнего. Почему? (ответы детей).
Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему?
Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
Давайте поиграем в «Аптеку». Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собирались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми с покупателями.
После игры воспитатель угощает детей витаминным чаем.
infourok.ru
Занятие в старшей группе детского сада "Лекарственные растения Горного Алтая"
Цель:
- дать знания о лекарственных растениях;
- расширить знания о пользе и применении лекарственных трав;
- активизировать и расширить словарный запас слов;
- воспитать бережное отношение к природе.
Задачи: Дать первоначальное представление о лекарственных растениях Горного-Алтая; Подвести к пониманию о доброжелательности к окружающему миру, бережное отношение к природе.
Материал:
-костюм бабушки,проектор;
- корзинка с картинками лекарственных растений;
- ягода брусника, ТРАВЫ
- растения: крапива, подорожник, мать-и-мачеха, одуванчик.
Оборудование к занятию:
Листы бумаги с изображением стебля, карандаши, к дидактической игре «Дорисуй» картинки
Ход занятия.
Звучит р.н.м. Дети входят в группу. Их встречает воспитатель.
Воспитатель:
Здравствуйте, дети
Мен емчи Карганак
Что в переводе я
Бабушка-Здравушка
Живу, не старею
Никогда не болею
И вам доброго здоровья.
В старину люди, приветствуя друг друга, желали здоровья. Давайте и мы по обычаю пожелаем друг другу здоровья. Посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь и скажите доброго здоровья. А теперь поздороваемся с гостями и пожелаем им доброго здоровья (дети садятся на стульчики).
Воспитатель: дети вы знаете в какой Республике мы живем?
-Как называется наша Республика? (Республика Алтай)
Правильно.
А вы знаете,что наша Республика Алтай очень богата лекарственными травами. В давние-давние времена, когда не было таблеток, но зато кругом росли разнообразные травы.
Наши предки лечились травами. Вот я приглашаю вас поговорить о лекарственных растениях Горного Алтая. Поделиться своими секретами, а, может быть, и меня чему научите.
С некоторыми лекарственными растениями мы сейчас и познакомимся.
Слайд №1
Эта травка самый первый весенний цветок.
Ранние, весенние
Желтые цветы
Очень необычные
Зеленые листы
С одной стороны
Лист блестящий и гладкий
С другой - он светлее
Приятный и мягкий
Скажите, цветочек
Как этот зовут?
Излечит детишек
Он от простуд.
Дети: мать-и-мачеха.
Воспитатель: а вы знаете, почему оно так называется?
Дети: у него с одной стороны листочек теплый – мать, а с другой холодный – мачеха, как
в сказке «Золушка», она была злая.
А чем же полезна эта травка? А лечат ей кашель. Заваривают травку и пьют, как чай Молодцы!
Слайд №2
А вот портрет следующей травки.
Тонкий стебелек у дорожки
На конце его сережки
На земле лежат листки
Маленькие лопушки
Нам он, как хороший друг
Лечит ранки ног и рук.
(Подорожник.)
А где он растет? Вдоль дорог.
А чем же эта травка полезна, почему считается лекарственной?
Поранили ножку или ручку, помочить листочек и приложить к ранке, кровь останавливается, и ранка заживляется.
А вот еще один портрет целебной травки.
Слайд №3
Золотой и молодой
За неделю стал седой
А денечка через два
Облысела голова.
Правильно одуванчик.
А что вы знаете об этом лекарственном растении?
В одуванчике полезно все: цветы, из них варят первое варенье или «майский мед», из листьев и корня делают салат, в нем много витаминов.
Воспитатель:
В народе говорят:
Тот болезней не знает,
Кто никогда не скучает.
Давайте поиграем.
Физ.минутка. Игра «Одуванчик».(медленная музыка)
- Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут (дети встают).
- Ветер налетел, стал дуть на одуванчик (дети раскачивают поднятыми вверх руками).
- Ветер подул ещё сильнее (дети разбегаются в разные стороны).
- Вдруг с головок одуванчиков полетели белые легкие парашютики (дети приседают).
- Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики (дети встают – 2 раза).
Садятся.
Воспитатель: А какой лекарственной травкой горлышко лечат?
Слайд №4
Вы ее все знаете и любите.
Послушайте:
Стоит в лесу кудряшка
Белая рубашка
В середине золотая
Кто она такая?
(Ромашка.)
-Дети, сейчас мы с вами поиграем. Вы должны собрать цветы.(Дети делятся на две группы и собирают мозаику: ромашки,подорожника, одуванчика) (музыка)
Воспитатель подходит и спрашивает: какой цветок собрали и как она называется, от каких болезни лечат.
-МОЛОДЦЫ все справились с заданием.
Поиграем следующую игру: «Дорисуй»(музыка)
Здесь на столе лежат вот такие не доконченные рисунки, вы должны дорисовать? Подхожу детям спрашиваю, что за цветок ты нарисовал, какого цвета и т.д
Воспитатель: А сейчас сюрприз.
Закрывайте глазки (положить на стол бруснику в тарелке).
Что это за ягода
Растет она в лесу
Сладкая и вкусная? (брусника)
Это ягодка растет в лесу. (Дети поочередно пробуют)
Я приехала из далекого села Джазатор. Вот там у нас в лесу растет брусника, она тоже помогает от многих болезни: снижает температур, помогает при простуде. Значит какой он? (полезный, лекарственный, целебный)
Молодцы.
Дети, лето пройдет, цветы отцветут, а мы болеем то осенью, то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому летом запасают лекарственные растения (травы).
Только собирать их надо правильно:
- нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут;
- нельзя пробовать ягоды и плоды, можно отравиться;
- после сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть руки, на них много пыльцы и грязи.
Все лекарственные растения продаются в аптеке, где их и покупает ваша мама.
Показ лекарственных трав (ромашка, чабрец,ит.д.)
Рефлексия. Что вам понравилась? Какие лекарственные растения знаете? Какие игры играли?
Вы мне очень понравились, все были активные! Теперь вы знаете, что природа дарит нам свои богатства, и мы должны беречь ее.
Комплексное занятие в старшей группе экология - изо-деятельность : «Белая береза»Программные задачи:
1) Изобразительные задачи:
Развивать, художественное восприятие пейзажных картин, содержания и средств выразительности живописи, цветосочетание зимней природы, вызывающие соответствующие им настроения, композиционные построения картин.
Изображать деревья разные (старые, молодые, стройные, изогнутые). Учить передавать в рисунке характерные особенности березы.
2) Технические задачи:
Закреплять навыки рисования гуашью. Закреплять умение детей пользоваться кистью, проводить тонкие линии концом кисти.
3) Воспитательные задачи:
Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать любовь к Родине через художественно - эстетическое восприятие, углубить знания детей о взаимосвязи человека и природы.
Материалы и оборудование:
Репродукция картин русских художников, иллюстрации с изображением зимней природы. Диск с записями произведений русских композиторов. Бумага тонированная (альбомного формата) Краски, кисти, баночки с водой (по количеству детей). Листы тонированной бумаги (для воспитателя- для показа рисования детям.)
Предварительная работа.
Наблюдение природы зимой; чтение художественной литературы, беседа, знакомство с репродукциями русских художников.
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках.
В. - Ребята, сегодня мы будем говорить о красоте русской природы. Сейчас я вам загадаю загадку:
Стоит Алёна, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан.
О каком дереве говориться? Это дерево еще является символом России.
Д. - Береза.
В. - Правильно. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка.
Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту. У всех берез необычная кора. Чем она не обычная?
Д. - Белая, с черными полосками.
В. - Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева, она защищает от воды, вредных воздействий человека. Но в белой коре есть черные черточки – отдушины. Они называются чечевички, через них береза дышит. А что можно получить из березы?
- Ответы детей (лыжи, веники, дрова, краску для одежды, кремы, сок березовый, содержит аскорбиновую кислоту, мебель, посуду для хранения продуктов, берестой крыли крыши, отвары, поделки, игрушки, свежий воздух.)
В. - Да, где бы ни росла русская березка, везде она приносит людям радость. Красоту берез воспевали художник. А теперь давайте пройдем в нашу картинную галерею и увидим, с какой любовью художники изображали природу. Видите, на всех картинах здесь изображена красавица – березка. Как мы можем назвать березку?
- Ответы детей (белоствольная, кудрявая, стройная, пушистая).
В. - Посмотрите, березы, будто светятся тихим ровным светом и освещают пространство вокруг себя.
А давайте и мы с вами побудем деревцами. Встаньте врассыпную, и повторяйте за мной.
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо…
(В разном темпе.)
- Отдохнули?
Теперь я хочу чтобы вы сели за столы и с помощью красок показали, какая она русская красавица – березка. (Отмечают особенности рисования, под звучание музыки дети выполняют задание).
Чтение воспитателем стихотворения «Иней» - в процессе изо-деятельности детей:
По деревьям серебристая
Перекинулась фота –
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота!
И себя березка грустная
Не могла узнать сама -
Так украсила искусная
Ветки деревца зима…
Итог. В заключение занятия вывешиваются и анализируются работы.
В. - Вы замечательно справились с заданием, у нас получилась целая березовая роща.
На занятии мы много узнали о значении березы. Береза является символом России, дает кислород, лечит от болезней, поит полезным соком. А что мы можем сделать хорошее для деревьев.
Д. - беречь, сажать новые деревья, не ломать.
В. - Конечно, человек не только должен любоваться природой, но и беречь ее, много деревьев беспощадно губят. Поэтому и наша березка нуждается в охране.
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему «Лекарственные травы»Цель:
- дать знания о лекарственных растениях;
- расширить знания о пользе и применении лекарственных трав;
- активизировать и расширить словарный запас слов;
- воспитать бережное отношение к природе.
Материал:
- корзинка с картинками лекарственных растений;
- ягода клюква;
- растения: крапива, подорожник, мать-и-мачеха, одуванчик.
Ход занятия.
Звучит р.н.м. Дети входят в группу. Их встречает воспитатель.
Воспитатель:
Здравствуйте, дети
Я бабушка-Здравушка
Живу, не старею
Никогда не болею
И вам доброго здоровья.
В старину люди, приветствуя друг друга, желали здоровья. Давайте и мы по русскому обычаю пожелаем друг другу здоровья. Посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь и скажите доброго здоровья. А теперь поздороваемся с гостями и пожелаем им доброго здоровья (дети садятся на стульчики).
Воспитатель: На Руси раньше говорили:
«Ум, да здоровье дороже всего»
В давние-давние времена не было лекарств, не было таблеток, но зато кругом росли разнообразные травы. Вот и пригласила я вас поговорить о лекарственных растениях, целебных травах. Поделиться своими секретами, а, может быть, и меня чему научите.
Лес, как сказочное царство
Там кругом растут лекарства
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура, и таблетки
Ну, а чем и как лечить
Я могу вас научить
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
С некоторыми лекарственными растениями мы сейчас и познакомимся.
Эта травка самый первый весенний цветок.
Ранние, весенние
Желтые цветы
Очень необычные
Зеленые листы
С одной стороны
Лист блестящий и гладкий
С другой - он светлее
Приятный и мягкий
Скажите, цветочек
Как этот зовут?
Излечит детишек
Он от простуд.
Дети: мать-и-мачеха.
Воспитатель: а вы знаете, почему оно так называется?
Дети: у него с одной стороны листочек теплый – мать, а с другой холодный – мачеха, как
в сказке «Золушка», она была злая.
А чем же полезна эта травка? А лечат ей кашель. Заваривают травку и пьют, как чай Молодцы!
А вот портрет следующей травки.
Тонкий стебелек у дорожки
На конце его сережки
На земле лежат листки
Маленькие лопушки
Нам он, как хороший друг
Лечит ранки ног и рук.
(Подорожник.)
А где он растет? Вдоль дорог.
А чем же эта травка полезна, почему считается лекарственной?
Поранили ножку или ручку, помочить листочек и приложить к ранке, кровь останавливается, и ранка заживляется.
Игровой момент – листочек приложить.
А вот еще один портрет целебной травки.
Золотой и молодой
За неделю стал седой
А денечка через два
Облысела голова.
Правильно одуванчик.
А что вы знаете об этом лекарственном растении?
В одуванчике полезно все: цветы, из них варят первое варенье или «майский мед», из листьев и корня делают салат, в нем много витаминов.
Воспитатель:
В народе говорят:
Тот болезней не знает,
Кто никогда не скучает.
Давайте поиграем.
Физ.минутка. Игра «Одуванчик».
- Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут (дети встают).
- Ветер налетел, стал дуть на одуванчик (дети раскачивают поднятыми вверх руками).
- Ветер подул ещё сильнее (дети разбегаются в разные стороны).
- Вдруг с головок одуванчиков полетели белые легкие парашютики (дети приседают).
- Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики (дети встают – 2 раза).
Садятся.
Воспитатель: Есть травка, которую боятся все, попробуйте отгадать.
Ой, не трогайте меня
Обожгу и без огня.
(Крапива.)
А чем же она полезна?
Из нее щи варят и голову настоем крапивы моют. А в давние времена из нее ткань делали и шили рубашки и штаны, а рыбаки даже паруса делали.
Игра «Береги руки».
Воспитатель: А какой лекарственной травкой горлышко лечат?
Вы ее все знаете и любите.
Послушайте:
Стоит в лесу кудряшка
Белая рубашка
В середине золотая
Кто она такая?
(Ромашка.)
Стихотворение: Если случится тебе простудиться
(Даша)
Появится кашель
Поднимется жар
Придвинь к себе кружку,
В которой дымится
Слегка горьковатый
Душистый отвар.
Воспитатель: А сейчас сюрприз.
Закрывайте глазки (положить в рот клюкву).
Что это за ягода
Пришла к вам из болота?
Из клюквы варят морс
Как называется морс из клюквы?
Дети: Клюквенный.
А кто пил его, какой он по цвету, по вкусу?
Воспитатель: Клюквенный морс помогает при простуде, снижает температуру. Значит какой он? (полезный, лекарственный, целебный)
Игра: «Угадай растение». (Переворачивая картинку, дети угадывают.)
Молодцы.
Дети, лето пройдет, цветы отцветут, а мы болеем то осенью, то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому летом запасают лекарственные растения (травы).
Только собирать их надо правильно:
- нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут;
- нельзя пробовать ягоды и плоды, можно отравиться;
- после сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть руки, на них много пыльцы и грязи.
Все лекарственные растения продаются в аптеке, где их и покупает ваша мама.
Природа дарит нам свои богатства, и мы должны беречь ее.
Носи платье, не складывай; терпи горе, не сказывай!
Шутку шутить, всех веселить.
Не пил бы, не ел, все б на милую глядел.
Самому идти мириться – не годится; а посла заслать – будут люди знать.
Пошли, захныкали – и полы затыкали.
Пеняй на соседа, что спится до обеда: сосед дрова рубит – нас не разбудит.
Ни ползет, ни лезет, ни вон нейдет.
Отец накопил, а сын раструсил.
Одна беда не угасла, другая загорелась.
Ешь – не кроши, а съешь – не проси.
Читай, не вертись, а что написано, не сердись.
Бояться себя заставишь, а любить не принудишь.
В короб не лезет, из короба нейдет и короба не отдает.
Влез по горло, лезь и по уши.
Баба – не квашня: встала да и пошла.
Как поживешь, так и прослывешь.
Живем – покашливаем, ходим – похрамываем.
Одна беда не надокучит, а надокучит, так проучит.
На что и родится, коли никуда не годится!
Молодые бранятся – тешатся; старики бранятся – бесятся.
Рискнул, да и закаялся.
Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай!
Чем сердиться, так лучше помириться.
На двор зазывай, а со двора не спускай.
Не думай, как бы взять, а думай, как бы отдать!
Что больше натягивать, то скорее лопнет.
И хочется, и колется, и болит, и матушка не велит.
Молва ходит, говор бродит, на что наткнется, тут и приткнется.
Глаза видят, брюхо просит, язык скажет, руки сгребут.
Идет, словно павушка плывет.
За шутку не сердись, а в обиду не вдавайся.
Кучился, мучился, а упросил, так и бросил.
Не струшу, так отведу душу.
Дают – бери, бранят – беги.
Кто смел, тот два съел, да и подавился.
Глядеть гляди, да кругом обходи!
Если вы еще не знаете что такое cинквейн, то я вам сейчас объясню.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Пример синквейна на тему форумов:
Форум (существительное, выражающее главную тему)
Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)
Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)
Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)
Общение (заключение в форме существительного)
Пример синквейна на тему любви:
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.
kopilkaurokov.ru
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Лекарственные травы Краснодарского края"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр Развития Ребенка детский сад №14
Конспект
«Лекарственные травы Краснодарского края».
Воспитатель
Карнаух Наталья Витальевна
2016 год
Образовательная область: познание
Вид деятельности: непосредственно - образовательная
Возрастная группа: старшая
Тема: «Лекарственные травы Краснодарского края»
Цель: формировать представления об использовании лекарственных растений в медицине
Программное содержание
Образовательные задачи: Продолжать уточнять и расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений Кубани; закрепить знания об их строении; учить детей готовить из растений настой;
Развивающие: Развивать наблюдательность, внимание; развивать речь детей, учитывая ее описательные свойства, обогащать словарный запас;
Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к природе.
Методы и приемы:
игровой;
художественное слово;
вопросы;
рассматривание картин;
составление рассказов;
описание;
наблюдение;
уточнение;
поощрение;
показ с объяснением.
Предварительная работа: экскурсия на почту, рассматривание
лекарственных растений, прогулка на луг, чтение и заучивание стихов, загадывание загадок, дидактическая игра «Вершки и корешки».
Словарная работа: лекарственные растения, календула, ромашка,
одуванчик, аптека, настой, ополаскивание, ангина, ожог, ушиб, клумба, прозрачная, бесцветная.
Материалы и оборудование: «Волшебная книга», иллюстрации лекарственных растений, стаканы, горячая вода, атрибуты к игре, пакетики с засушенными лекарственными растениями.
Ход деятельности
Раздается стук в дверь. Входит почтальон.
Почтальон: Здесь группа «Полянка» детского сада «Ладушки»?
Дети: Да, это наша группа.
Почтальон: Получите посылку из леса от Совушки-совы-умнейшей головы.
Воспитатель: Спасибо за посылку. (Почтальон уходит.) Давайте откроем посылку. Интересно, что нам прислала Сова (открывает посылку с детьми, достает книгу, читает). «Волшебная книга». Посмотрите, какая она необычная, удивительно красивая. (Открывает, звучит мелодия.) Послушайте, какая нежная и ласковая мелодия, как будто приглашает нас в путешествие. А путешествие у нас сегодня будет в страну лекарственных растений Кубани, в которую и приглашает нас Совушка. Ребята, вот я сказала «растения Кубани». А где же находится эта Кубань?
Дети: Кубанью называют наш Краснодарский край, в котором мы
живем.
Воспитатель: А почему так называют наш край?
Дети: Потому что в нашем крае протекает полноводная река Кубань.
Воспитатель: Правильно, а как называется наш город?
Дети: город Тимашевск.
Воспитатель: Назовите близлежащие города, станицы нашего края.
Дети: Станица Медведовская, станица Брюховецкая, Калининская, Днепровская, а ближе всего к нам город Кореновск.
Воспитатель: А какой город является центром нашего Краснодарского края?
Дети: город Краснодар.
Воспитатель:
Сегодня нам Сова и предлагает с помощью этой волшебной книги отправиться в страну лекарственных растений Кубани. Ребята, а почему некоторые растения называют лекарственными?
Дети: Потому что они лечат от разных болезней.
Воспитатель: Правильно. А какие вы знаете лекарственные растения? (Дети перечисляют). Богата Кубань лекарственными растениями, которые помогают людям справляться с болезнями. Вы готовы отправиться в путешествие? Но я должна вас предупредить, что путешествие будет не простым, впереди вас ждут сложные задания. Справитесь? Тогда давайте открывать первую страничку (открывают страничку, звучит музыка. Дети рассматривают рисунок). Эта страничка приглашает нас посетить «Зеленую аптеку». А что такое аптека?
Дети: Это магазин, где продают лекарства - таблетки, мази, микстуры, бинты, вату и многое другое.
Воспитатель: А как вы думаете, что значит «Зеленая аптека»?
Дети: Наверное, там должны продаваться лекарственные растения.
Воспитатель: Правильно. Вот сейчас мы пройдем в «Зеленую аптеку», которая расположена совсем недалеко.
Физкультминутка
Нужно только пройти по этой дорожке, затем перешагнуть вот через эти камешки, проползти под этой веточкой и перейти по мостику через ручеек (дети проходят по организованной «Дорожке здоровья»).
Вот и наша «Зеленая аптека», располагайтесь поудобнее, я открываю следующую страничку (звучит музыка). Следующая страничка загадок и отгадок. Совушка приготовила для вас интересные загадки. Послушайте первую загадку:
На зеленой круглой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерок вдруг прошуршал
И развеял этот шар.
Дети: Это одуванчик.
Воспитатель: Ребята, найдите, пожалуйста, одуванчик. Это очень нужное и полезное растение. Оно произрастает не только у нас в Краснодарском крае, но и по всей России. Мы рассматривали одуванчики на полянке в роще, на лугу, на лужайке. Одуванчик - неприхотливое растение, он может встретиться нам и на обочине дороги. Кто хочет рассказать о нем?
Дети: У одуванчика есть корень, длинный и тонкий, прямой стебель, слегка резные листья и желтый цветок, когда цветок отцветает, он становится похож на пушистый белый шарик, который разлетается от легкого ветерка.
Воспитатель: Послушайте, я вам расскажу, чем же полезен одуванчик. В листьях одуванчика много витаминов. Если его положить в салат, он повышает аппетит. Но свежие листья очень горькие из - за млечного белого сока. Помните, как мы немножко отщипывали от листочка и видели белое молочко, которое так и называется «млечный сок». Чтобы убрать горечь, нужно листики просто залить кипятком на несколько минут. Листья и корни помогают при кашле. Кто может рассказать стихотворение об одуванчике?
Дети: Одуванчик, одуванчик, золотистый сарафанчик.
Он везде произрастает, его даже дети знают.
Аппетит он повышает и при кашле помогает.
Лучший при ожогах лекарь, одуванчик как аптека!
Воспитатель: Молодцы. Вот сколько полезного мы узнали из этого стихотворения. А вот загадка о другом лекарственном растении:
Стоит в поле кудряшка - белая рубашка.
Сердечко золотое. Что это такое?
Дети: Это ромашка.
Воспитатель: Правильно. Кто хочет рассказать об этой красавице?
Дети: Ромашка растет везде: на полянке, на лугу, около речки. У нее высокий прямой стебель, он тонкий и ветвистый. Листья узкие и очень похожие на укроп. Цветочки небольшие и их у ромашки много. У цветка белые лепестки и желтая серединка.
Воспитатель: Все правильно. Ромашка - это распространенное растение. Его можно встретить по всей России. Вы, наверное, слышали такие слова: «Ромашковая Русь», «Ромашковая Родина моя». Эти слова относятся и к нашему краю, к нашему городу. Ромашка - лучший доктор при ангине. Настоем ромашки можно полоскать горло, промывать горлышко и носик, ополаскивать волосы. Послушайте последнюю загадку на этой странице:
Растет на клумбе огонек - оранжевый цветок.
Ты отыщи его, дружок, он очень нужный огонек.
Дети: Это календула.
Воспитатель: Кто хочет показать и рассказать об этом ярком и нужном растении?
Дети: Календула растет на клумбе. У нее есть корень, сочный стебель, сочные продолговатые листья и яркий оранжевый цветок.
Воспитатель: Верно. У нас на клумбе мы вырастили календулу. Кто из вас помнит, как в народе называют это растение?
Дети: Ноготки.
Воспитатель: А почему его так называют?
Дети: Потому что семена, которые созревают осенью, очень похожи на скрученные изогнутые ноготки.
Воспитатель: Ноготки применяют для заживления ран, ожогов, при ангине, простуде и насморке. Кто знает стихотворение про ноготки?
Дети: Зеленые стебельки, оранжевые глазки. Что это? Ноготки.
Лепестки у них возьмите, потом горло полощите.
При ангине, при простуде лучше доктора не будет!
Воспитатель: Эта страничка закрывается, а новая открывается. (Звучит мелодия). Сегодня мы с вами говорили о трех лекарственных растениях: ромашке, одуванчике и календуле. Но вы знаете еще много лекарственных растений. На столе приготовлены пакетики с сухими лекарственными растениями, вы с ними знакомы. Подойдите и выберите себе пакетик. А сейчас поиграем в игру «Назови лекарственное растение» (играют). А на следующей страничке игра «Собери лекарственное растение из частей» (дети на ковре собирают полянку из лекарственных растений, называя их). Слышите, опять звучит красивая мелодия, это нас Сова приглашает в лабораторию (дети проходят в мини - лабораторию). В лаборатории готовят настои из лекарственных трав. Сейчас вы должны внимательно наблюдать и помогать мне, так как мы будем сами готовить настой. Из каких трав мы будем готовить настой?
Дети: Из календулы, ромашки и одуванчика.
Воспитатель: Верно. Сейчас мы приготовим противовоспалительный настой, которым можно прополоскать горло, промыть ушки, носик, ополоснуть волосы. Итак, что мы будем сейчас готовить?
Дети: Настой из лекарственных трав.
Воспитатель: Для этого нужно взять чистый стакан и насыпать в него столовую ложку лекарственных растений (дети помогают: набирают растения в ложку, высыпают в стакан). Теперь я залью травы кипятком. Настой называется настоем потому, что должен настояться. Скажите, вода, которой я заливала травы, была какого цвета?
Дети: Вода была бесцветной.
Воспитатель: Накроем настой крышечкой и посмотрим, как изменяется цвет воды.
Дети: Вода меняет свой цвет.
Воспитатель: Верно. Растения отдают воде свой цвет и все свои лечебные свойства. Вот и получается целебный настой, которым можно лечиться. А теперь откроем последнюю страничку нашей «Волшебной книги». Здесь изображена сама Совушка. Она приглашает нас на чаепитие. Мы с вами сегодня много узнали, много рассказали и научились готовить настои из лекарственных трав. Теперь ни вам, ни вашим близким не страшны ни коварная ангина, ни злой грипп, ведь вы можете оказать помощь, приготовив лечебные настои. А еще Сова хочет угостить нас чаем из липы с медом. Очень вкусный, душистый и полезный чай. Дети, будьте все здоровы!
infourok.ru