Окружающий мир лекарственные растения 3 класс. Внеклассное мероприятие по окружающему миру: Лекарственные растения (3-4 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Проект по окружающему миру Лекарственные растения нашей местности (3 класс). Окружающий мир лекарственные растения 3 класс


Урок окр мира "Лекарственные травы рост обл." 3 класс

Урок окружающего мира по теме «Лекарственные растения»

3 класс.

Пояснительная записка.

Учитель. Семынина Ольга Николаевна.

Предмет. Окружающий мир 3 класс (УМК «Школа XXI века»)

Тема урока «Растения прекрасные и опасные»

Раздел «Растительный мир Земли»

Цель: познакомить с лекарственными растениями Ростовской области.

Задачи:

образовательные: расширить кругозор обучающихся, формировать навык изготовления стенгазеты и работы в группе, умение работать со справочной литературой, систематизировать данные

воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе родного края;

развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности.

Образовательное учреждение: МОУ СОШ № 27, г. Шахты, Ростовской области.

Авторский медиапродукт: презентация к уроку Power Point.

Тип урока: изучение нового.

Средства обучения: презентация, сборники лекарственных растений, раздаточный материал для изготовления стенгазеты, лекарственные растения, аптечные сборы, медиапроектор, экран, ноутбук.

Ход урока.

I. Организационный момент(1 слайд).

Глаза распахните!

Смотрите:

Растущая дико растёт земляника,

Не рвите!

Цветка не сорвите,

А лучше скажите:

Купальница, ландыш,

Лесная гвоздика,

Цветите!

Не исчезайте растущие дико!

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Ольга Николаевна. Урок окружающего мира сегодня проведу я.

II. Объявление темы и целей урока. Повторение особенностей работы

в группах.

- Не правда ли красивые стихи я только что прочитала?

- О чём они? (высказывания детей)

Верно. О растениях. Перечислите их (дети перечисляют: купальница, ландыш, лесная гвоздика).

- Как можно назвать все перечисленные растения? (лекарственные растения)

-Кто догадался: какая тема урока сегодня? Правильно - лекарственные растения Ростовской области. (слайд 2)

- Чтобы разобраться в их разнообразии я созвала редакционную коллегию, т. е. вас. Что это такое и для чего, вы сейчас поймёте.

- Редакционная коллегия – это группа творческих людей, состоящих из редакторов, фоторепортёров и корреспондентов, которые создают газеты и журналы, одним словом журналисты (показ газет и журналов). И мы с вами к концу урока выпустим свою стенгазету, напишем для неё несколько статей и сделаем к ним иллюстрации. Её вы сможете повесить в классе.

- Разберёмся, что входит в их обязанности: (слайд 3)

корреспондент - автор материала, который печатается в журнале.

редактор – лицо, которое редактирует, т.е. исправляет различного рода ошибки корреспондентов, отбирает лучшие фотографии для статей;

фоторепортёр – фотограф, занимающийся фоторепортажем, т. е. фотографированием окружающего мира - мира людей, мира животных, мира растений.

- Для этой работы вы разделились на группы – отделы, для создания статьи об одном лекарственном растении. В каждом отделе свой корреспондент, фоторепортёр, редактор, который будет направлять и руководить работой отдела. Я, с вашего разрешения, буду главным редактором, и руководить работой всех отделов.

- Сейчас вы выберете работу, за которую будете отвечать, и выполнять её. Советую тому, кто умеет хорошо рисовать стать фотокорреспондентом, кто быстро и красиво пишет стать редактором, а кто быстро читает, корреспондентом, после чего прикрепите на грудь таблички, чтобы я знала, кто за что отвечает.

III. Введение в новую тему

- На прошлом уроке вы узнали, что было бы, если бы не было растений, пришли к выводу, что растения – наши друзья. А могут ли наши друзья – растения быть опасными для нас, причинить нам вред? (ответы) Почему?

IV. Объяснение нового.

-Вспомните русскую народную сказку «Маша и медведь» (дети рассказывают начало сказки, как Маша пошла в лес и заблудилась и конец Маша благополучно вернулась домой).

- Я вам предлагаю свою трактовку этой сказки.

- Это может случиться и в реальной жизни. Она бродила целый день по лесу, но не растерялась и к вечеру нашла дорогу домой. Она не нашла ни одного грибочка, но зато набрала полную корзину каких-то ягод и цветочков, наверное, для бабушки. Принесла корзиночку и показала бабушке, но бабушка не очень обрадовалась её подарку. Интересно, почему? Давайте заглянем в её корзиночку. Сколько здесь красивых букетиков, веточек! Так почему же она огорчилась? Как вы думаете? (наверное, среди них есть опасные, ядовитые)

- Как понять какие из них могут помочь, а какие, наоборот, причинить вред? Где взять информацию об этом? (в специальной книге – энциклопедии лекарственных растений)

- Прежде, чем к ней обратиться, узнаем, как называются растения, которые оказались у Маши в корзине. Посмотрите на экран и найдите среди этих растений, Машины.(слайд 4,5)

- Теперь вы знаете, где найти сведения о растениях. - Откройте содержание энциклопедии и найдите нужные статьи. Это делает каждый член редколлегии. Выделите карандашиком главные сведения (слайд 6): внешний вид и строение;

значение, т. е. лекарственное или ядовитое;

фитолечение (способ применения).

(учитель раздаёт названия растений, написанные на карточках)

На книгах можно продублировать название растения. Кто, какую книгу берёт, о том растении и читает.

1-я группа – ноготки, пижма, тысячелистник, ландыш.

2-я группа – ромашка, мята, подорожник, снежноягодник.

3-я группа – рогоз, земляника, молочай, волчье лыко.

4-я группа – чистотел, чабрец, зверобой, калина.

- А теперь ответьте, все ли растения безопасны? Может напрасно волновалась бабушка? Встаньте ребята, кому попались сообщения о ядовитых растениях. Поочередно, начиная с первого отдела, назовите их и покажите на картинках, либо среди тех, что лежат в корзине. Какие части растений опасны? Можно ли их употреблять как добавление к чаю?

- Все остальные безопасны? (да)

- Но если их употреблять без меры, неправильно, то они также могут причинить… вред здоровью. Хоть это и лекарственные растения, но главное слово здесь ЛЕКАРСТВЕННЫЕ, а кто назначает лекарства? Правильно - врач. Прежде, чем начать лечения травами, обратитесь к врачу.

- Что делать, если зимой врач назначил вам лечение травами, а вы летом их не заготовили? (купить в аптеке).

- Я заранее зашла в аптеку и купила травы, которые мне назначил врач для профилактики простудных заболеваний. Хочу вам их продемонстрировать.

-Учитель показывает аптечные упаковки. Говорит, как они могут быть расфасованы (в виде чайных пакетиков или в виде веточек), обращает внимание на информацию на упаковке, даёт детям её почитать, раскрывает упаковку и показывает лекарственное растение. Обращает внимание, на то, как хранить сборы собранные самостоятельно и купленные в аптеке.

- О правилах сбора ЛР вы узнаете на следующих уроках.

V. Физ.минутка.

За малиной в лес пойдем,в лес пойдем. Спелых ягод наберем, наберем.Солнышко высоко,А в лесу тропинка. Сладкая ты моя, Ягодка-малинка.

VI. Практическая работа.

- Подошло время написать статьи для стенгазеты, используя полученные знания и специальные заготовки, которые я для вас приготовила. Статьи оформляйте по предложенному ранее плану, он отражён на этих заготовках: название, строение, значение, фитолечение, рисунок.

1-ый отдел и 2-ой отдел – напишите, пожалуйста, о полезных растениях.

3-ий отдел и 4-ый отдел – о ядовитых.

- Писать будут корреспонденты, редакторы могут диктовать текст. Художники рисуют растение на отдельных листочках, а затем вклеивают в специально отведённый квадратик.

Совет: названия растений и текст статьи можно написать фломастерами или цветными ручками.

Дети работают под приятную музыку.

- Ребята, все закончили работу. Давайте прочитаем, что получилось. (редакторы читают тексты)

- Все отделы справились с работой, и их статьи займут место в стенгазете. Художники, приклейте, пожалуйста, тексты на лист ватмана. А в это время мы повторим, услышанное на уроке.

- Растения бывают прекрасные и опасные, т.е. лекарственные и ядовитые. Угадайте по внешнему виду растение (слайд 7,8)

- Художники справились с заданием, посмотрите, что получилось. А закончить оформление стенгазеты вы можете на уроке рисования или труда, добавив больше красок и фантазии.

VII. Итог.

Что запомнили?

-Все растения, о которых мы говорили, растут на территории нашей области. Выезжая на отдых за город, нужно быть осторожными: не брать в рот незнакомые растения и тем более грибы. Не заниматься самолечением травами без консультации с врачом. Узнать о ЛР можно из сборников, энциклопедий, а также из интернета. Я вам записала название сайта, на котором вы получите такую информацию.

- Спасибо за урок! До свидания.

редактор

редактор

редактор

редактор

ФОТОРЕПОРТЁР, ХУДОЖНИК

ФОТОРЕПОРТЁР, ХУДОЖНИК

ФОТОРЕПОРТЁР, ХУДОЖНИК

ФОТОРЕПОРТЁР, ХУДОЖНИК

корреспондент

корреспондент

корреспондент

корреспондент

ноготки пижма тысячелистник

ландыш ромашка мята подорожник рогоз калина

снежноягодник земляника молочай волчье лыко чистотел чабрец зверобой калина

(НАЗВАНИЕ)

Строение и внешний вид __________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Значение: __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Фитолечение: ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

infourok.ru

Лекарственные растения (3-4 класс) часть 3

Тема

« Лекарственные растения».

Класс

4-В

Целидеятельностиучителя

: поз Познакомить с лекарственными растениями

Тип занятия

освоение нового материала.

Планируемыерезультаты

  • Предметные : получат возможность научиться работать с новой информацией.Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу занятия , отвечать на вопросы, обобщать собственные знания

  • о растениях; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения ; уметь вступать в речевое общение.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

работать в группе.

методы и формыобучения

объяснительно-иллюстративный, практический, фронтальная, индивидуальная, групповая.

Межпредметные связи

Окружающий мир, биология, география.

Оборудование

Компьютер, мультимедийная установка, презентация «Лекарственные растения», конверты с заданиями для групповой исследовательской работы, образцы трав, справочные материалы, заготовки ромашек для рефлексии, книжная выставка.

Ход занятия.

1.Организационный момент

Здравствуйте, дорогие гости! Мы говорим Вам, здравствуйте, значит, желаем всем вам здоровья.

2. Мотивация к учебной деятельности. Сообщение темы занятия. Определение целей.

Здесь в зарослях лесных, Где всё для сердца мило, Где чистым воздухом Так сладостно дышать, Есть в травах и цветах Целительная сила Для всех умеющих Их тайну разгадать. 

- Что растёт в лесу?

- Мы сегодня будем говорить о растениях, которые помогают животным и людям.

- Как назвать их одним словом?

- Какие вопросы вы бы хотели задать? Какие учебные цели вы поставите на предстоящий урок?

(познакомиться с лекарственными растениями, узнать при каких болезнях они применяются)

Все травы – лекари – душица,

И зверобой, и медуница,

И земляника, и черника,

И брусника с голубикой.

Чистотел, полынь, калина,

Лён, календула, крапива,

Травы где найти такие

Знают жители лесные

Вот о чём, друзья, для нас

Поведем сейчас рассказ. (Цыганков)

III. Работа по теме.

Ведёт беседу с учащимися. (Демонстрация книг о лекарственных растениях).

- Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании.

Сегодня на занятии мы познакомимся с некоторыми из них.

«Загадочный цветок»

Есть много цветов. Они удивительны и интересны. Каждая группа получает цветок, изображение которого нужно собрать из разрезанных частей. Об этом растении сочинили такую загадку: “ Название какого цветка состоит из частицы, предлога и названия сторожевого помещения?”

infourok.ru

Проект по окружающему миру Лекарственные растения нашей местности (3 класс)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Олымская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района

Курской области

Районный конкурс «Зелёная планета 2014»

Номинация «Природа – бесценный дар, один на всех»

Проект «Лекарственные растения нашей местности»

[pic] [pic] [pic]

Выполнили обучающиеся 3-х классов

Руководители: Пигарева Елена Ивановна,

Афанасьева Галина Александровна,

учителя начальных классов.

П. Олымский

2014 год

Лекарственные растения нашей местности

Цель проекта: изучить лекарственные растения нашей местности. Познакомить с многообразием лекарственных растений нашего края, с их строением, жизнью, использованием их человеком. Углублять знания детей о значении растительных сообществ. Пропагандировать исследовательское, вдумчивое и бережное отношение к живой природе, привлекать внимание детей к научно-популярной литературе по ботанике.

Задачи: образовательные: обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности; изучить растения; выяснить значение лекарственных растений для человека; определить, какой вред человек наносит «зеленому другу»;

Развивающая: развивать навыки исследовательской работы;

развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей;

развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений;

развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Краткая аннотация проекта

« Нет такого растения, которое не являлось бы лекарственным,

нет такой болезни, которую нельзя было бы вылечить растением".

Восточная мудрость.

Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из разных трав. Наш проект поможет больше узнать о лекарственных растениях, произрастающих в лесах нашей местности, и о том, как они помогают людям.

На нашей планете произрастает множество видов растений: дикорастущих, культурных, полезных и ядовитых, травянистых и древовидных. Я же хочу рассказать про те растения, которые называют полезными, лекарственными. Это растения, растущие чаще всего дико в природе, они являются полезными для человека, поскольку обладают целебными свойствами, поэтому их называют лекарственными травами или кустарниками. Благодаря своим целебным свойствам эти растения широко применяются в народной медицине, для лечения и профилактики самых разных заболеваний, многие из растений используют даже в фармацевтической промышленности, для изготовления лекарств.

Проект "Лекарственные растения нашей местности" реализуется в рамках образовательного курса А.А.Плешакова «Окружающий мир». К числу важнейших задач курса относится воспитание любви к своему родному краю. Проект «Лекарственные растения нашей местности» ориентирован на изучение темы: «Мир растений» из раздела учебника А.А.Плешакова «Окружающий мир» 3класс. В процессе выполнения данного проекта обучающиеся под руководством педагогов проводят самостоятельное исследование на предмет наличия в регионе лекарственных растений леса, их лекарственных свойств, делают подборку рецептов народной медицины с использованием лекарственных растений леса, формируют выводы относительно полезности использования лекарственных растений при лечении и необходимости охраны редких лекарственных растений региона. В процессе выполнения проекта ученики приобретают общие учебные умения, навыки, способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования, к числу которых относятся наблюдение объектов окружающего мира, их описание, соотнесение, навыки поиска информации, навыки самостоятельной работы, умения построения логических цепочек и формирования выводов.

Проект является исследовательским, информационным, творческим, групповым. Внешним продуктом проекта станут созданные материалы: брошюра, сборник статей "Лекарственные растения нашей местности", информационные листы, презентация. Внутренним продуктом является формирование новых компетенций, опыт совместной работы.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Какое значение имеют лекарственные растения для человека?

Проблемные вопросы

Могут ли растения заменить лекарства?

Что делать, чтобы растения-лекари не исчезли?

Учебные вопросы

Какова роль растений в природе и жизни человека?

Какие лекарственные растения наших лесов вам известны?

Какими народными рецептами вы пользуетесь, когда болеете?

Как правильно собирать лекарственные растения?

Какие лесные растения нашего края занесены в Красную книгу?

Как можно сохранить редкие растения нашего региона?

Ход проекта.

Работа состояла из трех этапов:

1-й этап – п о д г о т о в и т е л ь н ы й.

 Лекарственные растения. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться.

Уже первобытный человек понял, что   природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.

       Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте.

      На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.  

Иван Грозный «Аптекарская изба»

[pic]

Русский царь Пётр Первый  издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.  

Пётр Первый «Аптекарские огороды»

[pic]

        Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками «: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений

На этом этапе были поставлены цель и задачи проекта, проведена беседа. Проект решили делать всем классом. Каждый выбрал растение, за которым он хотел бы наблюдать (ромашка, душица , календула, зверобой, пустырник и др. ).

На подготовительном этапе оформлялся специальный маршрутный лист «Моё растение», в который заносились результаты наблюдений в виде кратких записей и рисунков.

Ромашка аптечная

Народные названия: ромашка, ромашка лекарственная [pic]

Описание. Ромашка аптечная - однолетнее растение с сильно ветвистым стеблем, цветки белые с желтыми серединками. Имеет приятный запах. Цветет в мае.

Ромашку часто высеивают в садах. Собирают ромашку аптечную в мае-августе.

Применение. Лечебное действие ромашки связано с наличием эфирного масла. Растение обладает антимикробным, противовоспалительным, успокаивающим действием. Настой и отвар из цветков назначают для полоскания полости рта и горла; в виде примочек - при воспалительных заболеваниях кожи. Настоем из травы моют голову для укрепления корней волос и придания им мягкости, блеска и красивого цвета. Поэтому цветки ромашки широко применяют в косметологии, добавляя экстракты в кремы, лосьены и т.д.

Календула лекарственная, или ноготки

Народные названия: ноготки лекарственные, ноготки, ноготки аптечные. [pic]

Описание. Лекарственная календула - однолетнее травянистое растение. Листья опушенные мелкими волосками. Цветки желтого или ярко-оранжевого цвета. Цветет с июня до поздней осени.

Календулу часто высеивают в садах. Собирают в июне - сентябре. Сушат в темном месте.

Применение. Календула относится к древним лекарственным средствам, известным еще в Древней Греции. Настой из цветков обладает противовоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим действием. Его принимают при заболеваниях печени, селезенки, при язве желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритах и различных кожных заболеваниях. Календулу применяют как вспомогательное средство при лечении рака желудка; в прошлом ее называли "травой против рака" и употребляли в качестве лечебного и профилактического средства.

Зверобой продырявленный

Народные названия: заячья кровь, кровавчик, хворобой, заячья кривца, кровавник, кровца. [pic]

Описание. Зверобой продырявленный - многолетнее травянистое растение. Листья зеленые с просвечивающимися точечными железками, как будто продырявленные. Цветки желтые, многочисленные. Цветет в апреле - мае.

Собирают листья, стебли, цветки в июне - июле.

Применение. Растение относится к древнейшим средствам народной медицины, часто говорят, что зверобой трава от девяноста девяти болезней. Зверобой обладает кровоостанавливающим, противовоспалительным, ранозаживляющим, мочегонным и желчегонным действием. Его применяют при' женских болезнях, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, сердца и мочевого пузыря, бессоннице, раздражительности, головных болях в виде отвара, настоя. Из зверобоя получают антибиотик-новоиманин, который применяется в медицине для промывания гнойных ран. Зверобой также используется в кулинарии в качестве пряности для рыбных блюд.

Пустырник

Народные названия: глухая крапива, сердечная трава, собачья крапива, сердечник. [pic]

Описание. Пустырник - многолетнее травянистое растение . Цветки розовые, мелкие. Цветет в июне - августе. Собирают верхушки стеблей с листьями и цветками, корни. Траву собирают во время цветения, корни - осенью.

Применение. В русской народной медицине пустырник издавна применялся как средство против "биения сердца", "тяжести желудка". Настой и настойка из травы замедляют ритм сердца, снижают кровяное давление, успокаивающе действуют на нервную систему (в 3-4 раза сильнее валерианы). Отвар из корней пьют как кровоостанавливающее средство.

Душица обыкновенная

Народные названия: мята лесная, духовой цветок, боровая трава, блошничник, клоповная трава, материйка, душица боровая. [pic]

Описание. Душица обыкновенная - многолетнее травянистое растение с ветвистым ползучим корневищем. Стебли прямые. Цветки мелкие, светло-розовые. Имеет приятный аромат цветков. Цветет в июне - августе.

Собирают стебли, листья, цветки, в июне - августе.

Применение. Душица является одним из популярных лекарственных растений народной медицины. Обладает успокаивающим, противовоспалительным и обезболивающим действием. Применяется при простудных заболеваниях, кашле, болезнях желудка и кишечника, ее используют как успокаивающее средство, при бессоннице, используют для ароматических ванн, из-за приятного ароматного запаха душицу используют в парфюмерии для изготовления мыла, мазей, ароматического масла. Сухие листья и цветки, растертые в порошок, нюхают при насморке. Душицу заваривают в чай, В народе это растение применяют как средство от моли .

Крапива

Народные названия: жалива, жгучка,

стрекава, жегала.

Описание. Двудомная крапива – [pic]

многолетнее травянистое растение

с длинным корневищем. Цветки мелкие, зеленоватые. Цветет в июне - сентябре.

Собирают листья, корневища и корни.

Листья собирают в июне - августе, корневища и корни - поздней осенью.

Применение. Настой из листьев крапивы является хорошим кровоостанавливающим и ранозаживляющим средством, имеет противовоспалительное действие, снижает повышенную температуру, избавляет от сильного кашля. Молодые листья крапивы вкусная и полезная добавка в щи и салаты, так как в них содержится большое количество витаминов.

2-й этап – и с с л е д о в а т е л ь с к и й.

Он состоял из ряда заданий.

Анкетирование детей.

Был проведен опрос детей, выяснено, как они относятся к лекарственным растениям.

Вопросы анкеты:

Какие лекарственные растения ты знаешь?

Где они растут?

Какую пользу они приносят?

Что делать, чтобы эти растения не исчезли?

По сведениям, собранным детьми ( в опросе участвовало десять человек), сделали выводы: все знают лекарственные растения своей местности, какую пользу они приносят и как их сохранить.

Анкетирование взрослых.

Мы решили поинтересоваться, замечают ли взрослые лекарственные растения, которые их окружают.

Вопросы анкеты:

Замечаете ли вы лекарственные растения, когда идете по улице?

Какие чувства вы испытываете, если видите сломанное или выдернутое с корнем растение?

Какие чувства вы испытываете, когда видите первые появляющиеся листочки, цветы?

Сажали ли вы лекарственные растения?

В анкетировании участвовало двенадцать взрослых. Проведенный эксперимент показал, что 90% любуются красотой растений, 10 % осознают, что за обыденной суетой не успевают замечать окружающую природу. Все участники опроса испытывают чувство жалости к раненому дереву или обломанному кусту. Первые листочки весной у всех вызывают радость.

Проведение исследовательских наблюдений.

По просьбе учителя дети провели два исследования.

Сочинили история своего лекарственного растения.

Изучили строение растения.

Определили, одинаков ли стебель у разных растений.

Погладили стебли растений, листья.

Определили, какие они: твёрдые, мокрые, сухие, тёплые, холодные, колючие, мягкие?

Прилетают ли кто-нибудь к этому растению?

Есть ли запах у растения?

Всегда ли одинаково пахнет растение?

Дети заметили, что стебли растений имеют разную толщину, некоторые пушистые и мягкие, некоторые жгучие и холодные. Листья ворсистые и тёплые, только у мать-и-мачехи одна сторона листа гладкая и холодная, другая – мягкая и тёплая. В разное время года и в разную погоду растения имеют разный запах (пахнут жвачкой, конфетами, сеном, пылью, мёдом) и др.

[pic]

[pic] [pic]

Школьники также изучали связи животных и растений.

Прилетают или приползают к растению животные?

Какие?

[pic]

[pic]

[pic]

Есть ли на растении следы, оставленные человеком? Сможет ли растение залечить раны?

Дети обнаружили, что практически на всех растениях есть насекомые (пчёлы, осы, шмели, божьи коровки, тля, жуки, муравьи). Все растения опыляемы. На некоторых исследуемых объектах были оставлены следы деятельности человека.

Таким образом третьеклассники пришли к выводу, что все люди пользуются лекарственными растениями и, чтобы они не исчезали с нашей земли, необходимо и самим выращивать лекарственные растения в садах и огородах.

Посещение библиотеки.

Посетив библиотеку, учащиеся читали и рассматривали литературу о лекарственных растениях, затем писали сочинения.

[pic] [pic]

[pic] [pic]

[pic] [pic]

3-й этап – о б о б щ е н и е р е з у л ь т а т о в.

Викторина «Лесная аптека».

-Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

[pic]

-Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

(Сфагнум или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол).

[pic]

-Какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту).

[pic]

-Плоды каких кустарников богаты витамином С?

(Чёрная смородина, шиповник).

[pic] [pic]

-Какими лечебными свойствами обладает мать –и мачеха?

(Отвар из цветков и листьев – хорошее средство от кашля).

[pic]

-Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?

(Валериану. При нервных расстройствах, бессоннице).

[pic]

-Какие болезни лечит красавица берёза?

(Почки берёзы используют как мочегонное и желчегонное средство).

[pic] [pic]

2) Составление правил сбора и обработки лекарственных растений.

Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять ее нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Запомните правило: собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять неприкосновенными, чтобы сохранить их на будущее.

Каждый кустик и травинка,

Корень, ягода, орех –

Все приносит пользу людям,

Помогает от всех бед.

Лес – богатство наше, знай!

Береги и сохраняй!

-Правило первое: что собирать?

Следует научиться отличать растения подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других - листья, у третьих – стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.

-Правило второе: когда собирать?

Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определённые месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и в сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, шиповник – в сентябре и т.д. Кроме этого нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.

-Правило третье: как собирать?

Заранее запаситесь всем необходимым для сбора( совками, ножницами, ножами, наволочками или мешочками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.

-Правило четвёртое: где собирать?

Каждое растение имеет определённые места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог. Нельзя также собирать в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных нет, рвать его не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений мало.

-Правило пятое: собирая, сохранять.

Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.

-Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания – дачные чердаки. При сушке кладите растения по отдельности, между собой растения не должны быть перепутаны. Следите, чтобы на растения не попали ни земля, ни песок, ни грязь.

Выполнение зарисовок детьми.

Письмо «зелёному другу» ( см. приложение)

Заключение.

Обобщая все вышесказанное, подчеркнём еще раз роль лекарственных растений. Они занимают особое место среди всех растений в природе, поскольку их стебли, листья, корни, цветки, плоды содержат большое количество микроэлементов, веществ, витаминов, которые необходимы человеческому организму, особенно когда организм ослаблен, в период болезни. Такие растения являются не только лекарствами, некоторые из них также составляют полезную добавку к нашей пище, они применяются в лечебном и диетическом питании. Травы входят в состав многих медикаментов. До сих пор в медицине используются отвары, экстракты и настои лекарственных трав, которые применяют при самых разных заболеваниях организма, для снятия боли, при простудных заболеваниях, для остановки кровотечений, для заживления ран и так далее. Но обязательно нужно помнить о том, что лечение травами необходимо согласовывать с врачами, либо с людьми которые хорошо знакомы с лекарственными травами, их свойствами и воздействием на организм человека.

В ходе исследовательской работы школьники многое узнали. Работа помогла им понять, что они являются частью природы и должны бережно относиться к ней. Дети решили, что будут выращивать на своих участках и огородах лекарственные растения, чтобы не наносить вреда природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом, растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке -

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить

Родители и учителя нас могут научить.

Все целебные растения.

Знают они без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться.

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Ведь из трав лесного царства,

Люди делают лекарства.

Приложение

Подорожник

Хочу рассказать о лекарственном растении – подорожнике.

Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего на велосипеде мальчика. На дороге попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой.

С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.

Ученик 3 «А» класса – Сапрыкин Даниил

Ромашка- спасительница

Утром с восходом солнышка просыпаются все цветы. Расцвела ромашка. Маленькая бабочка пролетела над цветком. Она рассыпала пыльцу. Вдруг налетел воробей и хотел съесть её. Бабочка заметалась на полянке, она просила помощи у всех цветов, и только ромашка распахнула лепестки и укрыла её. Воробей поискал, поискал и улетел ни с чем. Бабочка вылетела и поблагодарила ромашку, а затем построила дом под её лепестками. Так и подружилась ромашка и бабочка. Когда наступила зима, бабочка сделала настой из лепестков и листьев ромашки, чтобы лечиться.

Ученица 3 «Б» класса Киселёва Виктория

Сообщения детей о лекарственных растениях

Календула лекарственная

Календула лекарственная (ноготки лекарственные) – однолетнее травянистое растение семейства сложноцветных высотой 30-60 см. Стебель прямостоячий, разветвленный. Цветки собраны в крупные корзинки, оранжево-красно-желтые. Плоды-семянки разной формы и величины. Цветет с июня до сентября. Выращивается как лекарственное и декоративное растение во многих регионах России. В качестве лекарственного сырья используются цветки растения, которые собирают многократно: с начала цветения до заморозков через 3-5 дней.

Применяют как ранозаживляющее, бактерицидное, противовоспалительное средство. Настой как желчегонное, настойку при ангине, желудочно-кишечных заболеваниях, воспалительных процессах печени, для лечения порезов, фурункулезе и т.д.

Смола Дмитрий – ученик 3 «А» класса

Мелисса лекарственная

Травянистый многолетник семейства губоцветных. Распространена на юге европейской части России, Кавказе, в Средней Азии. Растет по опушкам леса и оврагам, тенистым ущельям. У нас это садовое растение. Его сажают в садах и огородах. Культивируется во многих странах мира. Является приправой к пище; ценный медонос. В качестве лекарственного сырья используется трава. Заготавливают ее во время цветения; сушат в хорошо проветриваемых помещениях или сушилках. Сырьё содержит эфирное масло с запахом лимона, применяемое в парфюмерии и для ароматизации напитков.

Как лекарственное средство мелиссу знали и широко использовали древние греки и римляне.

В народной медицине настой этой травы употребляли как успокаивающее, противосудорожное и болеутоляющее средство.

Бирюков Дмитрий – ученик 3 «Б» класса

Письма «зелёному другу»

Здравствуй, моё солнышко!

Я соскучился по тебе, ведь в хмурый осенний день ты радуешь нас цветами.

Когда я приду после школы, обязательно к тебе зайду.

Спасибо, что ты лечишь людей.

Елисеева Мария – ученица 3 «А» класса

Здравствуй, красавица ромашка!

Я очень люблю разговаривать с растениями, а больше всего с ромашками. Хочу сказать, о моё золотое солнышко, что я приду к тебе на каникулах пообщаться и принесу тебе подарок. Ты самая прекрасная, нежная ромашка! Спасибо тебе, что помогаешь нам пережить холодную зиму без болезней.

Битюцких Елизавета – 3 «Б» класс

resheba.ws


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта