Урок окружающего мира на тему "Зелёная аптека" (2 класс). Окружающий мир 2 класс лекарственные растения
Урок окружающего мира на тему "Зелёная аптека" (2 класс)
Окружающий мир
2 класс
Тема урока: Зелёная аптека
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель: Воропаева В.В.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся распознавать лекарственные растения, называть их лечебную силу, правила сбора; получат возможность научиться использовать лекарственные растения для оздоровления организма.
Метапредметные:
Регулятивные: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные: определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; формулировать проблемы; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или игровой ситуации; допускать существование различных точек зрения; уметь договариваться, приходить к общему мнению.
Личностные: осознают важность лекарственных растений.
Оборудование: мультимедийный проектор, картинки лекарственных трав, ребусы, карточки, игрушки.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)
Настроенье, каково!
- Во!
Все такого мнения?
- Все без исключения!
Может Вы уже устали?
- Мы- с собой таких, не брали!
Может, ляжем, отдохнём?
- Лучше мы урок начнем!
Все за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели,
Посмотрели на гостей,
Улыбнулись поскорей,
пожелали друг другу удачи.
II.Выявление места и причины затруднений. (1 мин)
1.Создание проблемной ситуации.
Прослушивание рассказа.
- Миша с Машей отправились в поход. Вскоре Маша начала хромать: она натёрла ногу. Миша ушиб колено и рана кровоточила. Дети вернулись назад. Их встретили мама и бабушка. У мамы разболелась голова, а у бабушки от волнения заболело сердце. Как же быть?
III. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин)
Варианты ответов детей: Купить лекарства, вызвать скорую помощь и т. д.
- А как оказать помощь без лекарств?
Дети: Применить лекарственные растения.
-Так о чём же будем говорить сегодня на уроке?
- О лекарственных растениях.
- Тема урока: Лекарственные растения или зелёная аптека.
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока, продолжив мои предложения:
Мы должны ознакомиться _______________________
Мы должны выяснить_____________________
Мы должны научиться______________________
- А как вы думаете, для чего нам это нужно?
-Мы сегодня научимся узнавать, собирать, применять лекарственные растения. Для этого совершим прогулку. Куда? Догадайтесь.
Загадка: Есть у меня зелёный друг, весёлый друг, хороший. Он нам протянет сотни рук и тысячи ладошек.
-Это лес. (Картина лесная поляна).
IV.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (3 мин)
- Можно отправляться в путь. Но нужно помнить, что в гостях надо вести себя вежливо. Существуют определённые правила поведения. И надо помнить, что в лесу мы в гостях у природы.
-Вспомните и назовите «Правила друзей природы».
- Не шуми! (Лес — это дом, в котором живут растения и животные; нельзя шуметь в чужом доме).
- Не срывай растения для букетов.
- Растения собирай только там, где их много.
- В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
- Не повреждай кору деревьев.
-Внимание! Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый ученик нашего класса сорвал по 1 цветку, а по 10 цветов? (26, 260 цветов).
-Какой вывод можно сделать? (От красоты леса не останется и следа, если там побывает класс учеников – любителей «скромных букетов»).
Поэтому, помните: собирая, сохраняй.
- А теперь, добро пожаловать в лес.
Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес. Полный сказок и чудес. Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре? Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? (С. Погореловский)
- Почему мы с лесом дружим?
Дети: Лес наше богатство. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – это чистый воздух и здоровье. Лес – богатство и краса, береги свои леса.
V. Реализация построенного проекта (13 мин)
-Ребята, смотрите, а кто это сидит под деревом? (доктор Айболит)
-Давайте посмотрим мультфильм и узнаем, кого же он лечил.
-Ребята, как вы думаете, чем лечил зверей Айболит?
1) работа в группах по карточкам: Составьте из букв названия растений, которыми Айболит лечил зверей.
1 группа: чистотел
2 группа: ромашка
3 группа: зверобой
4 группа: тысячелистник
5 группа: подснежник
-Являются ли эти растения лекарственными?
-Из каких источников мы можем узнать о лекарственных растениях? (Из книги, интернета, от учителя).
-Найдите названные растения в учебнике на с.60-61.
-Какие растения вам знакомы?
-Что вы знаете об этих растениях?
-Какое растение отсутствует на картинке? Почему? (Подснежник – это тоже лекарственное растение, но оно находится на грани исчезновения, поэтому занесено в Красную книгу. В Красную книгу включают растения, которые больше других нуждаются в защите. Красный цвет- сигнал опасности, тревоги.).
-Какие лекарственные растения растут в нашем крае?
2)словарная работа
-Найдите среди названия растений слова, значение которых вам непонятно.
-Давайте обратимся к толковому словарю.
Зверобой, чистотел.
3)рассказ учителя о растениях.
Пастушья сумка получила свое название из-за своих плодов, напоминающих формой заплечную сумку, которую носили с собой пастухи. Еще в старину знали, что пастушья сумка останавливает кровь и заживляет раны.
Латинское название чистотела происходит от слова «ласточка». В народе его называют ласточкиной травой, чистой травой. Есть древнее поверье, что соком чистотела ласточки лечат своих слепорожденных птенцов. Потому-то и говорят, что зацветает он с прилетом этих птиц. Сок чистотела используют вместо йода для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, споласкивают голову.
Но кроме целебных свойств, это растение имеет еще одно качество – оно ядовито. Поэтому применение его требует большой осторожности.
Траву чистотела применяют и в ветеринарии для лечения ран и других болезней у животных. Любопытно, что домашние животные на пастбищах не трогают это растение из-за его ядовитых свойств.
У тысячелистника каждый лист, как перышко птицы, собран из множества небольших листиков. Таких листиков у одного растения действительно может быть чуть ли не целая тысяча. Вот и назвали растение тысячелистником. Чай из тысячелистника повышает аппетит, а листья, приложенные к ранам, останавливают кровь и заживляют раны.
Настоем цветов ромашки полощут горло при боли. Давайте научимся её отличать от той, которая не лечит. У лекарственной ромашки листья рассечённые и много мелких цветков, у обычной ромашки листья цельные, на каждом стебельке один цветок.
Ученик: А мне бабушка рассказывала, что ромашку лекарственную терпеть не могут мыши. Если в вашу кухню, кладовую или сарай стали наведываться эти грызуны, то их визиты легко прекратить. Для этого достаточно посыпать пол и полки пахучими сухими цветками ромашки.
Зверобой. Лечит она, говорят, от 99 болезней. А чаще её пьют от болей в желудке. На листочках пятнышки прозрачные, будто листья- то продырявленные иголочкой. Наделила народная молва страшной силой эту травку: будто она всякое зверьё убивает. Вот ведь какая травка - и лечит и калечит.
А знаете, как пользоваться подорожником при ушибе или ране? Лист подорожника обязательно надо очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране.
3)Сценка «Разговор растений»
Идём дальше.
Кирилл: Ай-ай-ай! Тут что-то кусается.
Саша: Кусается? Знаю, знаю эту кусачку. Ребята, отгадайте что это?
Злая как волчица,Жжется как горчица.Что это за диво? Это же …
Кирилл: Хочешь сказать, что эта жгучка может еще и нужная?
Саша: Сейчас узнаем, пусть крапива нам сама о себе расскажет.
Крапива: Моё русское название происходит от древнерусского слова “коприна” – шелк. Из моих стеблей получали волокно для выработки тканей, делают бумагу. Огородники считают меня жгучим сорняком, но ведь от меня и польза людям большая. Все знают, что крапива – лекарственное растение.
Кирилл: Лекарственное растение? Где у тебя таблетки и порошки спрятаны?
Крапива: Таблетки и порошки спрятаны в моих листьях и стеблях. Я могу прекрасно остановить кровотечение, вылечить простуженное горло, насытить ваш организм витаминами, укрепляю волосы. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить вкусные и полезные блюда: крапивный салат, щи.
Саша: Спасибо тебе, крапива, за то, что ты и накормить можешь, и вылечить.
Кирилл: Надо же сорняк и лекарственное растение одновременно.
-С каким лекарственным растением познакомились? Где оно применяется?
-Но почему всё-таки крапива обжигает? (На листьях и стеблях крапивы имеютя особые волоски. Каждый волосок, как игла крошечного шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Поэтому, когда заготавливают крапиву, одевают перчатки.).
VI.Физкультминутка. (1 мин)
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4 мин)
1.Викторина «Зелёная аптека под ногами»
-Узнайте растение по описанию, найдите его на картинке и расскажите о его применении.
1.Это красивое лекарственное дерево с тёмной корой и раскидистой кроной. Цветки этого дерева – старинное народное средство, применяемое при заболевании. (Липа: применяется при простуде.).
2. А эту травку всякий видел. Растет она вдоль тропок да дорожек. Семечки свои не теряет и не раскидывает: ждёт, когда человек мимо пройдет, да к его ногам семена и приклеит. Кустики травы с широкими листьями. Полезная, целебная трава, её ещё называют зелёным бинтом. (Подорожник: поранил руку, натер ногу - приложи листок, и он мигом кровь остановит, и заживет ранка. Желудок ли болит - попей настой из листьев, и легче станет.)
Ученик: Существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.
Однажды две змеи грелись на солнышке у дороги. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая нет, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран.
-Что такое повозка?
3. Это растение похоже на одуванчик, но меньшего размера. В начале апреля на проталинах там, где припекает солнце, появляются желтые цветочные корзиночки. Цветки могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Листья сверху блестящие, жестковатые, холодные снизу. Лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Что это за растение? (Мать - и - мачеха: помогает при кашле.).
- Ребята, а почему это растение получило такое название? (Листья сверху блестящие, жестковатые, холодные, снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет.)
4. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валериана, сердечные болезни). Занесена в Красную гнигу.
5.Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название …. (Душица: чаем из душицы вылечивается простуда, заболевание крови).
Вывод: О каких лекарственных растениях узнали?
2.Ребусы
Отгадайте ребусы и расскажите о целебных свойствах растений.
Ромашка, календула.
Календула: Цветки растения извещают о начале дня: раскрываются с восходом солнца, закрываются на ночь. Да и цветет растение долго, до поздней осени.
Цветки календулы обладают противомикробным, противовоспалительным действием.
Настоем цветов ромашки полощут горло при боли.
VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (10 мин)
1.Самостоятельная работа в парах.
-Рассмотрите серию картинок и сформулируйте правила сбора лекарственных растений.
1. «Где собирать лекарственные растения?
2. «Когда собирать лекарственные растения?
3. «Какие лекарственные растения собирать?
4. «Как собирать лекарственные растения?
Собирай не все лекарственные растения: оставляй для созревания семян для их дальнейшего размножения. Собирать растения должны взрослые, а дети только помогать.
После сбора трав тщательно помойте руки с мылом.
-Сравните правила с советами Маши и Миши. (Учебник с.61).
-Правильно составили правила сбора лекарственных растений?
IX. Включение в систему знаний повторение.
1.Игра «Больница». Работа в группах. (8 мин)
-А сейчас я вам предлагаю поиграть в больницу. Так как больных зверей много, то вы будете помогать Айболиту лечить их.
1 группа: У нашего Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение? (Очень полезен отвар календулы. Им можно полоскать горло.).
2 группа: А у нашей лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем? (Очень полезно будет ей попить отвар мать – и – мачехи).
3 группа: Вы обратили внимание, какая бледная обезьяна? У неё нет сил. Что же делать? (Ну конечно же, ей поможет отвар зверобоя и крапивы).
4 группа: Как жалко бедного ослика: его так знобит. Наверное, он простыл. Что ему нужно дать, чтобы он пропотел? (чай из липы, чай из малины).
5 группа: А вот Зайка порезал лапу. Что вы ему посоветуете? (Помыть и приложить к ране лист подорожника).
Вывод: Я думаю, нашим зверюшкам будет намного легче. Молодцы! Вы научились правильно применять лекарственные растения.
- Как помочь Мише и Маше, бабушке и маме? Чем их лечить?
X.Рефлексия УД на уроке. (2 мин)
-Наш урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги.
-Скажите мне, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой сегодня на уроке?
-Удалось ли нам её достичь?
-Что нового узнали?
-Чему научились?
-Удалось ли вам сохранить хорошее настроение?
Кому удалось сохранить хорошее настроение - наклейте вокруг лесной поляны весёлых смайликов, а кому не удалось, то грустных смайликов.
Урок окончен.
infourok.ru
Урок окружающего мира на тему 'Зелёная аптека' (2 класс)
Окружающий мир
2 класс
Тема урока: Зелёная аптека
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель: Воропаева В.В.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся распознавать лекарственные растения, называть их лечебную силу, правила сбора; получат возможность научиться использовать лекарственные растения для оздоровления организма.
Метапредметные:
Регулятивные: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные: определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; формулировать проблемы; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или игровой ситуации; допускать существование различных точек зрения; уметь договариваться, приходить к общему мнению.
Личностные: осознают важность лекарственных растений.
Оборудование: мультимедийный проектор, картинки лекарственных трав, ребусы, карточки, игрушки.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)
Настроенье, каково!
- Во!
Все такого мнения?
- Все без исключения!
Может Вы уже устали?
- Мы- с собой таких, не брали!
Может, ляжем, отдохнём?
- Лучше мы урок начнем!
Все за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели,
Посмотрели на гостей,
Улыбнулись поскорей,
пожелали друг другу удачи.
II.Выявление места и причины затруднений. (1 мин)
1.Создание проблемной ситуации.
Прослушивание рассказа.
- Миша с Машей отправились в поход. Вскоре Маша начала хромать: она натёрла ногу. Миша ушиб колено и рана кровоточила. Дети вернулись назад. Их встретили мама и бабушка. У мамы разболелась голова, а у бабушки от волнения заболело сердце. Как же быть?
III. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин)
Варианты ответов детей: Купить лекарства, вызвать скорую помощь и т. д.
- А как оказать помощь без лекарств?
Дети: Применить лекарственные растения.
-Так о чём же будем говорить сегодня на уроке?
- О лекарственных растениях.
- Тема урока: Лекарственные растения или зелёная аптека.
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока, продолжив мои предложения:
Мы должны ознакомиться _______________________
Мы должны выяснить_____________________
Мы должны научиться______________________
- А как вы думаете, для чего нам это нужно?
-Мы сегодня научимся узнавать, собирать, применять лекарственные растения. Для этого совершим прогулку. Куда? Догадайтесь.
Загадка: Есть у меня зелёный друг, весёлый друг, хороший. Он нам протянет сотни рук и тысячи ладошек.
-Это лес. (Картина лесная поляна).
IV.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (3 мин)
- Можно отправляться в путь. Но нужно помнить, что в гостях надо вести себя вежливо. Существуют определённые правила поведения. И надо помнить, что в лесу мы в гостях у природы.
-Вспомните и назовите «Правила друзей природы».
- Не шуми! (Лес - это дом, в котором живут растения и животные; нельзя шуметь в чужом доме).
- Не срывай растения для букетов.
- Растения собирай только там, где их много.
- В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
- Не повреждай кору деревьев.
-Внимание! Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый ученик нашего класса сорвал по 1 цветку, а по 10 цветов? (26, 260 цветов).
-Какой вывод можно сделать? (От красоты леса не останется и следа, если там побывает класс учеников - любителей «скромных букетов»).
Поэтому, помните: собирая, сохраняй.
- А теперь, добро пожаловать в лес.
Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес. Полный сказок и чудес. Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре? Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? (С. Погореловский)
- Почему мы с лесом дружим?
Дети: Лес наше богатство. Лес - это дом для зверей и птиц. Лес - это чистый воздух и здоровье. Лес - богатство и краса, береги свои леса.
V. Реализация построенного проекта (13 мин)
-Ребята, смотрите, а кто это сидит под деревом? (доктор Айболит)
-Давайте посмотрим мультфильм и узнаем, кого же он лечил.
-Ребята, как вы думаете, чем лечил зверей Айболит?
1) работа в группах по карточкам: Составьте из букв названия растений, которыми Айболит лечил зверей.
1 группа: чистотел
2 группа: ромашка
3 группа: зверобой
4 группа: тысячелистник
5 группа: подснежник
-Являются ли эти растения лекарственными?
-Из каких источников мы можем узнать о лекарственных растениях? (Из книги, интернета, от учителя).
-Найдите названные растения в учебнике на с.60-61.
-Какие растения вам знакомы?
-Что вы знаете об этих растениях?
-Какое растение отсутствует на картинке? Почему? (Подснежник - это тоже лекарственное растение, но оно находится на грани исчезновения, поэтому занесено в Красную книгу. В Красную книгу включают растения, которые больше других нуждаются в защите. Красный цвет- сигнал опасности, тревоги.).
-Какие лекарственные растения растут в нашем крае?
2)словарная работа
-Найдите среди названия растений слова, значение которых вам непонятно.
-Давайте обратимся к толковому словарю.
Зверобой, чистотел.
3)рассказ учителя о растениях.
Пастушья сумка получила свое название из-за своих плодов, напоминающих формой заплечную сумку, которую носили с собой пастухи. Еще в старину знали, что пастушья сумка останавливает кровь и заживляет раны.
Латинское название чистотела происходит от слова «ласточка». В народе его называют ласточкиной травой, чистой травой. Есть древнее поверье, что соком чистотела ласточки лечат своих слепорожденных птенцов. Потому-то и говорят, что зацветает он с прилетом этих птиц. Сок чистотела используют вместо йода для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, споласкивают голову.
Но кроме целебных свойств, это растение имеет еще одно качество - оно ядовито. Поэтому применение его требует большой осторожности.
Траву чистотела применяют и в ветеринарии для лечения ран и других болезней у животных. Любопытно, что домашние животные на пастбищах не трогают это растение из-за его ядовитых свойств.
У тысячелистника каждый лист, как перышко птицы, собран из множества небольших листиков. Таких листиков у одного растения действительно может быть чуть ли не целая тысяча. Вот и назвали растение тысячелистником. Чай из тысячелистника повышает аппетит, а листья, приложенные к ранам, останавливают кровь и заживляют раны.
Настоем цветов ромашки полощут горло при боли. Давайте научимся её отличать от той, которая не лечит. У лекарственной ромашки листья рассечённые и много мелких цветков, у обычной ромашки листья цельные, на каждом стебельке один цветок.
Ученик: А мне бабушка рассказывала, что ромашку лекарственную терпеть не могут мыши. Если в вашу кухню, кладовую или сарай стали наведываться эти грызуны, то их визиты легко прекратить. Для этого достаточно посыпать пол и полки пахучими сухими цветками ромашки.
Зверобой. Лечит она, говорят, от 99 болезней. А чаще её пьют от болей в желудке. На листочках пятнышки прозрачные, будто листья- то продырявленные иголочкой. Наделила народная молва страшной силой эту травку: будто она всякое зверьё убивает. Вот ведь какая травка - и лечит и калечит.
А знаете, как пользоваться подорожником при ушибе или ране? Лист подорожника обязательно надо очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране.
3)Сценка «Разговор растений»
Идём дальше.
Кирилл: Ай-ай-ай! Тут что-то кусается.
Саша: Кусается? Знаю, знаю эту кусачку. Ребята, отгадайте что это?
Злая как волчица,Жжется как горчица.Что это за диво?Это же …
Кирилл: Хочешь сказать, что эта жгучка может еще и нужная?
Саша: Сейчас узнаем, пусть крапива нам сама о себе расскажет.
Крапива: Моё русское название происходит от древнерусского слова "коприна" - шелк. Из моих стеблей получали волокно для выработки тканей, делают бумагу. Огородники считают меня жгучим сорняком, но ведь от меня и польза людям большая. Все знают, что крапива - лекарственное растение.
Кирилл: Лекарственное растение? Где у тебя таблетки и порошки спрятаны?
Крапива: Таблетки и порошки спрятаны в моих листьях и стеблях. Я могу прекрасно остановить кровотечение, вылечить простуженное горло, насытить ваш организм витаминами, укрепляю волосы. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить вкусные и полезные блюда: крапивный салат, щи.
Саша: Спасибо тебе, крапива, за то, что ты и накормить можешь, и вылечить.
Кирилл: Надо же сорняк и лекарственное растение одновременно.
-С каким лекарственным растением познакомились? Где оно применяется?
-Но почему всё-таки крапива обжигает? (На листьях и стеблях крапивы имеютя особые волоски. Каждый волосок, как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. Поэтому, когда заготавливают крапиву, одевают перчатки.).
VI.Физкультминутка. (1 мин)
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4 мин)
1.Викторина «Зелёная аптека под ногами»
-Узнайте растение по описанию, найдите его на картинке и расскажите о его применении.
1.Это красивое лекарственное дерево с тёмной корой и раскидистой кроной. Цветки этого дерева - старинное народное средство, применяемое при заболевании. (Липа: применяется при простуде.).
2. А эту травку всякий видел. Растет она вдоль тропок да дорожек. Семечки свои не теряет и не раскидывает: ждёт, когда человек мимо пройдет, да к его ногам семена и приклеит. Кустики травы с широкими листьями. Полезная, целебная трава, её ещё называют зелёным бинтом. (Подорожник: поранил руку, натер ногу - приложи листок, и он мигом кровь остановит, и заживет ранка. Желудок ли болит - попей настой из листьев, и легче станет.)
Ученик: Существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.
Однажды две змеи грелись на солнышке у дороги. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая нет, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран.
-Что такое повозка?
3. Это растение похоже на одуванчик, но меньшего размера. В начале апреля на проталинах там, где припекает солнце, появляются желтые цветочные корзиночки. Цветки могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Листья сверху блестящие, жестковатые, холодные снизу. Лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Что это за растение? (Мать - и - мачеха: помогает при кашле.).
- Ребята, а почему это растение получило такое название? (Листья сверху блестящие, жестковатые, холодные, снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет.)
4. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валериана, сердечные болезни). Занесена в Красную гнигу.
5.Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название …. (Душица: чаем из душицы вылечивается простуда, заболевание крови).
Вывод: О каких лекарственных растениях узнали?
2.Ребусы
Отгадайте ребусы и расскажите о целебных свойствах растений.
Ромашка, календула.
Календула: Цветки растения извещают о начале дня: раскрываются с восходом солнца, закрываются на ночь. Да и цветет растение долго, до поздней осени.
Цветки календулы обладают противомикробным, противовоспалительным действием.
Настоем цветов ромашки полощут горло при боли.
VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (10 мин)
1.Самостоятельная работа в парах.
-Рассмотрите серию картинок и сформулируйте правила сбора лекарственных растений.
1. «Где собирать лекарственные растения?
2. «Когда собирать лекарственные растения?
3. «Какие лекарственные растения собирать?
4. «Как собирать лекарственные растения?
-
Собирай не все лекарственные растения: оставляй для созревания семян для их дальнейшего размножения. Собирать растения должны взрослые, а дети только помогать.
-
После сбора трав тщательно помойте руки с мылом.
-Сравните правила с советами Маши и Миши. (Учебник с.61).
-Правильно составили правила сбора лекарственных растений?
IX. Включение в систему знаний повторение.
1.Игра «Больница». Работа в группах. (8 мин)
-А сейчас я вам предлагаю поиграть в больницу. Так как больных зверей много, то вы будете помогать Айболиту лечить их.
1 группа: У нашего Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение? (Очень полезен отвар календулы. Им можно полоскать горло.).
2 группа: А у нашей лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем? (Очень полезно будет ей попить отвар мать - и - мачехи).
3 группа: Вы обратили внимание, какая бледная обезьяна? У неё нет сил. Что же делать? (Ну конечно же, ей поможет отвар зверобоя и крапивы).
4 группа: Как жалко бедного ослика: его так знобит. Наверное, он простыл. Что ему нужно дать, чтобы он пропотел? (чай из липы, чай из малины).
5 группа: А вот Зайка порезал лапу. Что вы ему посоветуете? (Помыть и приложить к ране лист подорожника).
Вывод: Я думаю, нашим зверюшкам будет намного легче. Молодцы! Вы научились правильно применять лекарственные растения.
- Как помочь Мише и Маше, бабушке и маме? Чем их лечить?
X.Рефлексия УД на уроке. (2 мин)
-Наш урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги.
-Скажите мне, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой сегодня на уроке?
-Удалось ли нам её достичь?
-Что нового узнали?
-Чему научились?
-Удалось ли вам сохранить хорошее настроение?
Кому удалось сохранить хорошее настроение - наклейте вокруг лесной поляны весёлых смайликов, а кому не удалось, то грустных смайликов.
Урок окончен.
botana.cc
Презентация по окружающему миру Лекарственные растения 2 класс
Приложенные файлы
weburok.com
Название растения, рисунок | Какая часть растения используется | ||
Оценка 1 | Оценка 2 | Оценка 3 | |
Какие бывают лекарственные растения: к какой группе растений относятся, их внешний вид | |||
Как человек использует эти растения. | |||
Как правильно собирать лекарственные растения. | |||
Лучше всего сбор трав следует проводить в сырую погоду. | |||
Траву и цветы собирают во время цветения | |||
Почки растений заготавливают ранней весной. | |||
Почки растений заготавливают летом. | |||
Большинство трав надо сушить в тени с постоянным проветриванием. | |||
Большинство трав надо сушить на солнце или на печке. | |||
Семена собирают при полном их созревании. | |||
Корни выкапывают осенью, в период увядания наземной части растений, или ранней весной. |