Окружающий мир 2 класс лекарственные растения. Презентация по окружающему миру Лекарственные растения 2 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок окружающего мира на тему "Зелёная аптека" (2 класс). Окружающий мир 2 класс лекарственные растения


Урок окружающего мира на тему "Зелёная аптека" (2 класс)

Окружающий мир

2 класс

Тема урока: Зелёная аптека

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель: Воропаева В.В.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся распознавать лекарственные растения, называть их лечебную силу, правила сбора; получат возможность научиться использовать лекарственные растения для оздоровления организма.

Метапредметные:

Регулятивные: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные: определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; формулировать проблемы; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или игровой ситуации; допускать существование различных точек зрения; уметь договариваться, приходить к общему мнению.

Личностные: осознают важность лекарственных растений.

Оборудование: мультимедийный проектор, картинки лекарственных трав, ребусы, карточки, игрушки.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)

Настроенье, каково!

- Во!

Все такого мнения?

- Все без исключения!

Может Вы уже устали?

- Мы- с собой таких, не брали!

Может, ляжем, отдохнём?

- Лучше мы урок начнем!

Все за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели,

Посмотрели на гостей,

Улыбнулись поскорей,

пожелали друг другу удачи.

II.Выявление места и причины затруднений. (1 мин)

1.Создание проблемной ситуации.

Прослушивание рассказа.

- Миша с Машей отправились в поход. Вскоре Маша начала хромать: она натёрла ногу. Миша ушиб колено и рана кровоточила. Дети вернулись назад. Их встретили мама и бабушка. У мамы разболелась голова, а у бабушки от волнения заболело сердце. Как же быть?

III. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин)

Варианты ответов детей: Купить лекарства, вызвать скорую помощь и т. д.

- А как оказать помощь без лекарств?

Дети: Применить лекарственные растения.

-Так о чём же будем говорить сегодня на уроке?

- О лекарственных растениях.

- Тема урока: Лекарственные растения или зелёная аптека.

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока, продолжив мои предложения:

Мы должны ознакомиться _______________________

Мы должны выяснить_____________________

Мы должны научиться______________________

- А как вы думаете, для чего нам это нужно?     

-Мы сегодня научимся узнавать, собирать, применять лекарственные растения. Для этого совершим прогулку. Куда? Догадайтесь.

Загадка: Есть у меня зелёный друг, весёлый друг, хороший. Он нам протянет сотни рук и тысячи ладошек.

-Это лес. (Картина лесная поляна).

IV.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (3 мин)

- Можно отправляться в путь. Но нужно помнить, что в гостях надо вести себя вежливо. Существуют определённые правила поведения. И надо помнить, что в лесу мы в гостях у природы.

-Вспомните и назовите «Правила друзей природы».

- Не шуми! (Лес — это дом, в котором живут растения и животные; нельзя шуметь в чужом доме).

- Не срывай растения для букетов.

- Растения собирай только там, где их много.

- В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

- Не повреждай кору деревьев.

-Внимание! Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый ученик нашего класса сорвал по 1 цветку, а по 10 цветов? (26, 260 цветов).

-Какой вывод можно сделать? (От красоты леса не останется и следа, если там побывает класс учеников – любителей «скромных букетов»).

Поэтому, помните: собирая, сохраняй.

- А теперь, добро пожаловать в лес.

Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес. Полный сказок и чудес. Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре? Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? (С. Погореловский)

- Почему мы с лесом дружим?

Дети: Лес наше богатство. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – это чистый воздух и здоровье. Лес – богатство и краса, береги свои леса.

V. Реализация построенного проекта (13 мин)

-Ребята, смотрите, а кто это сидит под деревом? (доктор Айболит)

-Давайте посмотрим мультфильм и узнаем, кого же он лечил.

-Ребята, как вы думаете, чем лечил зверей Айболит?

1) работа в группах по карточкам: Составьте из букв названия растений, которыми Айболит лечил зверей.

1 группа: чистотел

2 группа: ромашка

3 группа: зверобой

4 группа: тысячелистник

5 группа: подснежник

-Являются ли эти растения лекарственными?

-Из каких источников мы можем узнать о лекарственных растениях? (Из книги, интернета, от учителя).

-Найдите названные растения в учебнике на с.60-61.

-Какие растения вам знакомы?

-Что вы знаете об этих растениях?

-Какое растение отсутствует на картинке? Почему? (Подснежник – это тоже лекарственное растение, но оно находится на грани исчезновения, поэтому занесено в Красную книгу. В Красную книгу включают растения, которые больше других нуждаются в защите. Красный цвет- сигнал опасности, тревоги.).

-Какие лекарственные растения растут в нашем крае?

2)словарная работа

-Найдите среди названия растений слова, значение которых вам непонятно.

-Давайте обратимся к толковому словарю.

Зверобой, чистотел.

3)рассказ учителя о растениях.

Пастушья сумка получила свое название из-за своих плодов, напоминающих формой заплечную сумку, которую носили с собой пастухи. Еще в старину знали, что пастушья сумка останавливает кровь и заживляет раны.

Латинское название чистотела происходит от слова «ласточка». В народе его называют ласточкиной травой, чистой травой. Есть древнее поверье, что соком чистотела ласточки лечат своих слепорожденных птенцов. Потому-то и говорят, что зацветает он с прилетом этих птиц. Сок чистотела используют вместо йода для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, споласкивают голову.

Но кроме целебных свойств, это растение имеет еще одно качество – оно ядовито. Поэтому применение его требует большой осторожности.

Траву чистотела применяют и в ветеринарии для лечения ран и других болезней у животных. Любопытно, что домашние животные на пастбищах не трогают это растение из-за его ядовитых свойств.

У тысячелистника каждый лист, как перышко птицы, собран из множества небольших листиков. Таких листиков у одного растения действительно может быть чуть ли не целая тысяча. Вот и назвали растение тысячелистником. Чай из тысячелистника повышает аппетит, а листья, приложенные к ранам, останавливают кровь и заживляют раны.

Настоем цветов ромашки полощут горло при боли. Давайте научимся её отличать от той, которая не лечит. У лекарственной ромашки листья рассечённые и много мелких цветков, у обычной ромашки листья цельные, на каждом стебельке один цветок.

Ученик: А мне бабушка рассказывала, что ромашку лекарственную терпеть не могут мыши. Если в вашу кухню, кладовую или сарай стали наведываться эти грызуны, то их визиты легко прекратить. Для этого достаточно посыпать пол и полки пахучими сухими цветками ромашки.

Зверобой. Лечит она, говорят, от 99 болезней. А чаще её пьют от болей в желудке. На листочках пятнышки прозрачные, будто листья- то продырявленные иголочкой. Наделила народная молва страшной силой эту травку: будто она всякое зверьё убивает. Вот ведь какая травка - и лечит и калечит.

А знаете, как пользоваться подорожником при ушибе или ране? Лист подорожника обязательно надо очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране.

3)Сценка «Разговор растений»

Идём дальше.

Кирилл: Ай-ай-ай! Тут что-то кусается.

Саша: Кусается? Знаю, знаю эту кусачку. Ребята, отгадайте что это?

Злая как волчица,Жжется как горчица.Что это за диво? Это же …

Кирилл: Хочешь сказать, что эта жгучка может еще и нужная?

Саша: Сейчас узнаем, пусть крапива нам сама о себе расскажет.

Крапива: Моё русское название происходит от древнерусского слова “коприна” – шелк. Из моих стеблей получали волокно для выработки тканей, делают бумагу. Огородники считают меня жгучим сорняком, но ведь от меня и польза людям большая. Все знают, что крапива – лекарственное растение.

Кирилл: Лекарственное растение? Где у тебя таблетки и порошки спрятаны?

Крапива: Таблетки и порошки спрятаны в моих листьях и стеблях. Я могу прекрасно остановить кровотечение, вылечить простуженное горло, насытить ваш организм витаминами, укрепляю волосы. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить вкусные и полезные блюда: крапивный салат, щи.

Саша: Спасибо тебе, крапива, за то, что ты и накормить можешь, и вылечить.

Кирилл: Надо же сорняк и лекарственное растение одновременно.

-С каким лекарственным растением познакомились? Где оно применяется?

-Но почему всё-таки крапива обжигает? (На листьях и стеблях крапивы имеютя особые волоски. Каждый волосок, как игла крошечного шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Поэтому, когда заготавливают крапиву, одевают перчатки.).

VI.Физкультминутка. (1 мин)

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4 мин)

1.Викторина «Зелёная аптека под ногами»

-Узнайте растение по описанию, найдите его на картинке и расскажите о его применении.

1.Это красивое лекарственное дерево с тёмной корой и раскидистой кроной. Цветки этого дерева – старинное народное средство, применяемое при заболевании. (Липа: применяется при простуде.).

2. А эту травку всякий видел. Растет она вдоль тропок да дорожек. Семечки свои не теряет и не раскидывает: ждёт, когда человек мимо пройдет, да к его ногам семена и приклеит. Кустики травы с широкими листьями. Полезная, целебная трава, её ещё называют зелёным бинтом. (Подорожник: поранил руку, натер ногу - приложи листок, и он мигом кровь остановит, и заживет ранка. Желудок ли болит - попей настой из листьев, и легче станет.)

Ученик: Существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.

Однажды две змеи грелись на солнышке у дороги. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая нет, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран.

-Что такое повозка?

3. Это растение похоже на одуванчик, но меньшего размера. В начале апреля на проталинах там, где припекает солнце, появляются желтые цветочные корзиночки. Цветки могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Листья сверху блестящие, жестковатые, холодные снизу. Лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Что это за растение? (Мать - и - мачеха: помогает при кашле.).

- Ребята, а почему это растение получило такое название? (Листья сверху блестящие, жестковатые, холодные, снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет.)

4.   Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валериана, сердечные болезни). Занесена в Красную гнигу.

5.Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название …. (Душица: чаем из душицы вылечивается простуда, заболевание крови).

Вывод: О каких лекарственных растениях узнали?

2.Ребусы

Отгадайте ребусы и расскажите о целебных свойствах растений.

Ромашка, календула.

Календула: Цветки растения извещают о начале дня: раскрываются с восходом солнца, закрываются на ночь. Да и цветет растение долго, до поздней осени.

Цветки календулы обладают противомикробным, противовоспалительным действием.

Настоем цветов ромашки полощут горло при боли.

VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (10 мин)

1.Самостоятельная работа в парах.

-Рассмотрите серию картинок и сформулируйте правила сбора лекарственных растений.

1. «Где собирать лекарственные растения?

2. «Когда собирать лекарственные растения?

3. «Какие лекарственные растения собирать?

4. «Как собирать лекарственные растения?

  • Собирай не все лекарственные растения: оставляй для созревания семян для их дальнейшего размножения. Собирать растения должны взрослые, а дети только помогать.

  • После сбора трав тщательно помойте руки с мылом.

-Сравните правила с советами Маши и Миши. (Учебник с.61).

-Правильно составили правила сбора лекарственных растений?

IX. Включение в систему знаний повторение.

1.Игра «Больница». Работа в группах. (8 мин)

-А сейчас я вам предлагаю поиграть в больницу. Так как больных зверей много, то вы будете помогать Айболиту лечить их.

1 группа: У нашего Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение? (Очень полезен отвар календулы. Им можно полоскать горло.).

2 группа: А у нашей лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем? (Очень полезно будет ей попить отвар мать – и – мачехи).

3 группа: Вы обратили внимание, какая бледная обезьяна? У неё нет сил. Что же делать? (Ну конечно же, ей поможет отвар зверобоя и крапивы).

4 группа: Как жалко бедного ослика: его так знобит. Наверное, он простыл. Что ему нужно дать, чтобы он пропотел? (чай из липы, чай из малины).

5 группа: А вот Зайка порезал лапу. Что вы ему посоветуете? (Помыть и приложить к ране лист подорожника).

Вывод: Я думаю, нашим зверюшкам будет намного легче. Молодцы! Вы научились правильно применять лекарственные растения.

- Как помочь Мише и Маше, бабушке и маме? Чем их лечить?

X.Рефлексия УД на уроке. (2 мин)

-Наш урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги.

-Скажите мне, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой сегодня на уроке?

-Удалось ли нам её достичь?

-Что нового узнали?

-Чему научились?

-Удалось ли вам сохранить хорошее настроение?

Кому удалось сохранить хорошее настроение - наклейте вокруг лесной поляны весёлых смайликов, а кому не удалось, то грустных смайликов.

Урок окончен.

infourok.ru

Урок окружающего мира на тему 'Зелёная аптека' (2 класс)

Окружающий мир

2 класс

Тема урока: Зелёная аптека

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель: Воропаева В.В.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся распознавать лекарственные растения, называть их лечебную силу, правила сбора; получат возможность научиться использовать лекарственные растения для оздоровления организма.

Метапредметные:

Регулятивные: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные: определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; формулировать проблемы; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или игровой ситуации; допускать существование различных точек зрения; уметь договариваться, приходить к общему мнению.

Личностные: осознают важность лекарственных растений.

Оборудование: мультимедийный проектор, картинки лекарственных трав, ребусы, карточки, игрушки.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)

Настроенье, каково!

- Во!

Все такого мнения?

- Все без исключения!

Может Вы уже устали?

- Мы- с собой таких, не брали!

Может, ляжем, отдохнём?

- Лучше мы урок начнем!

Все за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели,

Посмотрели на гостей,

Улыбнулись поскорей,

пожелали друг другу удачи.

II.Выявление места и причины затруднений. (1 мин)

1.Создание проблемной ситуации.

Прослушивание рассказа.

- Миша с Машей отправились в поход. Вскоре Маша начала хромать: она натёрла ногу. Миша ушиб колено и рана кровоточила. Дети вернулись назад. Их встретили мама и бабушка. У мамы разболелась голова, а у бабушки от волнения заболело сердце. Как же быть?

III. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин)

Варианты ответов детей: Купить лекарства, вызвать скорую помощь и т. д.

- А как оказать помощь без лекарств?

Дети: Применить лекарственные растения.

-Так о чём же будем говорить сегодня на уроке?

- О лекарственных растениях.

- Тема урока: Лекарственные растения или зелёная аптека.

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока, продолжив мои предложения:

Мы должны ознакомиться _______________________

Мы должны выяснить_____________________

Мы должны научиться______________________

- А как вы думаете, для чего нам это нужно?

-Мы сегодня научимся узнавать, собирать, применять лекарственные растения. Для этого совершим прогулку. Куда? Догадайтесь.

Загадка: Есть у меня зелёный друг, весёлый друг, хороший. Он нам протянет сотни рук и тысячи ладошек.

-Это лес. (Картина лесная поляна).

IV.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (3 мин)

- Можно отправляться в путь. Но нужно помнить, что в гостях надо вести себя вежливо. Существуют определённые правила поведения. И надо помнить, что в лесу мы в гостях у природы.

-Вспомните и назовите «Правила друзей природы».

- Не шуми! (Лес - это дом, в котором живут растения и животные; нельзя шуметь в чужом доме).

- Не срывай растения для букетов.

- Растения собирай только там, где их много.

- В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

- Не повреждай кору деревьев.

-Внимание! Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый ученик нашего класса сорвал по 1 цветку, а по 10 цветов? (26, 260 цветов).

-Какой вывод можно сделать? (От красоты леса не останется и следа, если там побывает класс учеников - любителей «скромных букетов»).

Поэтому, помните: собирая, сохраняй.

- А теперь, добро пожаловать в лес.

Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес. Полный сказок и чудес. Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре? Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? (С. Погореловский)

- Почему мы с лесом дружим?

Дети: Лес наше богатство. Лес - это дом для зверей и птиц. Лес - это чистый воздух и здоровье. Лес - богатство и краса, береги свои леса.

V. Реализация построенного проекта (13 мин)

-Ребята, смотрите, а кто это сидит под деревом? (доктор Айболит)

-Давайте посмотрим мультфильм и узнаем, кого же он лечил.

-Ребята, как вы думаете, чем лечил зверей Айболит?

1) работа в группах по карточкам: Составьте из букв названия растений, которыми Айболит лечил зверей.

1 группа: чистотел

2 группа: ромашка

3 группа: зверобой

4 группа: тысячелистник

5 группа: подснежник

-Являются ли эти растения лекарственными?

-Из каких источников мы можем узнать о лекарственных растениях? (Из книги, интернета, от учителя).

-Найдите названные растения в учебнике на с.60-61.

-Какие растения вам знакомы?

-Что вы знаете об этих растениях?

-Какое растение отсутствует на картинке? Почему? (Подснежник - это тоже лекарственное растение, но оно находится на грани исчезновения, поэтому занесено в Красную книгу. В Красную книгу включают растения, которые больше других нуждаются в защите. Красный цвет- сигнал опасности, тревоги.).

-Какие лекарственные растения растут в нашем крае?

2)словарная работа

-Найдите среди названия растений слова, значение которых вам непонятно.

-Давайте обратимся к толковому словарю.

Зверобой, чистотел.

3)рассказ учителя о растениях.

Пастушья сумка получила свое название из-за своих плодов, напоминающих формой заплечную сумку, которую носили с собой пастухи. Еще в старину знали, что пастушья сумка останавливает кровь и заживляет раны.

Латинское название чистотела происходит от слова «ласточка». В народе его называют ласточкиной травой, чистой травой. Есть древнее поверье, что соком чистотела ласточки лечат своих слепорожденных птенцов. Потому-то и говорят, что зацветает он с прилетом этих птиц. Сок чистотела используют вместо йода для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, споласкивают голову.

Но кроме целебных свойств, это растение имеет еще одно качество - оно ядовито. Поэтому применение его требует большой осторожности.

Траву чистотела применяют и в ветеринарии для лечения ран и других болезней у животных. Любопытно, что домашние животные на пастбищах не трогают это растение из-за его ядовитых свойств.

У тысячелистника каждый лист, как перышко птицы, собран из множества небольших листиков. Таких листиков у одного растения действительно может быть чуть ли не целая тысяча. Вот и назвали растение тысячелистником. Чай из тысячелистника повышает аппетит, а листья, приложенные к ранам, останавливают кровь и заживляют раны.

Настоем цветов ромашки полощут горло при боли. Давайте научимся её отличать от той, которая не лечит. У лекарственной ромашки листья рассечённые и много мелких цветков, у обычной ромашки листья цельные, на каждом стебельке один цветок.

Ученик: А мне бабушка рассказывала, что ромашку лекарственную терпеть не могут мыши. Если в вашу кухню, кладовую или сарай стали наведываться эти грызуны, то их визиты легко прекратить. Для этого достаточно посыпать пол и полки пахучими сухими цветками ромашки.

Зверобой. Лечит она, говорят, от 99 болезней. А чаще её пьют от болей в желудке. На листочках пятнышки прозрачные, будто листья- то продырявленные иголочкой. Наделила народная молва страшной силой эту травку: будто она всякое зверьё убивает. Вот ведь какая травка - и лечит и калечит.

А знаете, как пользоваться подорожником при ушибе или ране? Лист подорожника обязательно надо очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране.

3)Сценка «Разговор растений»

Идём дальше.

Кирилл: Ай-ай-ай! Тут что-то кусается.

Саша: Кусается? Знаю, знаю эту кусачку. Ребята, отгадайте что это?

Злая как волчица,Жжется как горчица.Что это за диво?Это же …

Кирилл: Хочешь сказать, что эта жгучка может еще и нужная?

Саша: Сейчас узнаем, пусть крапива нам сама о себе расскажет.

Крапива: Моё русское название происходит от древнерусского слова "коприна" - шелк. Из моих стеблей получали волокно для выработки тканей, делают бумагу. Огородники считают меня жгучим сорняком, но ведь от меня и польза людям большая. Все знают, что крапива - лекарственное растение.

Кирилл: Лекарственное растение? Где у тебя таблетки и порошки спрятаны?

Крапива: Таблетки и порошки спрятаны в моих листьях и стеблях. Я могу прекрасно остановить кровотечение, вылечить простуженное горло, насытить ваш организм витаминами, укрепляю волосы. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить вкусные и полезные блюда: крапивный салат, щи.

Саша: Спасибо тебе, крапива, за то, что ты и накормить можешь, и вылечить.

Кирилл: Надо же сорняк и лекарственное растение одновременно.

-С каким лекарственным растением познакомились? Где оно применяется?

-Но почему всё-таки крапива обжигает? (На листьях и стеблях крапивы имеютя особые волоски. Каждый волосок, как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. Поэтому, когда заготавливают крапиву, одевают перчатки.).

VI.Физкультминутка. (1 мин)

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4 мин)

1.Викторина «Зелёная аптека под ногами»

-Узнайте растение по описанию, найдите его на картинке и расскажите о его применении.

1.Это красивое лекарственное дерево с тёмной корой и раскидистой кроной. Цветки этого дерева - старинное народное средство, применяемое при заболевании. (Липа: применяется при простуде.).

2. А эту травку всякий видел. Растет она вдоль тропок да дорожек. Семечки свои не теряет и не раскидывает: ждёт, когда человек мимо пройдет, да к его ногам семена и приклеит. Кустики травы с широкими листьями. Полезная, целебная трава, её ещё называют зелёным бинтом. (Подорожник: поранил руку, натер ногу - приложи листок, и он мигом кровь остановит, и заживет ранка. Желудок ли болит - попей настой из листьев, и легче станет.)

Ученик: Существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.

Однажды две змеи грелись на солнышке у дороги. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая нет, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран.

-Что такое повозка?

3. Это растение похоже на одуванчик, но меньшего размера. В начале апреля на проталинах там, где припекает солнце, появляются желтые цветочные корзиночки. Цветки могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Листья сверху блестящие, жестковатые, холодные снизу. Лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Что это за растение? (Мать - и - мачеха: помогает при кашле.).

- Ребята, а почему это растение получило такое название? (Листья сверху блестящие, жестковатые, холодные, снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет.)

4. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валериана, сердечные болезни). Занесена в Красную гнигу.

5.Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название …. (Душица: чаем из душицы вылечивается простуда, заболевание крови).

Вывод: О каких лекарственных растениях узнали?

2.Ребусы

Отгадайте ребусы и расскажите о целебных свойствах растений.

Ромашка, календула.

Календула: Цветки растения извещают о начале дня: раскрываются с восходом солнца, закрываются на ночь. Да и цветет растение долго, до поздней осени.

Цветки календулы обладают противомикробным, противовоспалительным действием.

Настоем цветов ромашки полощут горло при боли.

VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (10 мин)

1.Самостоятельная работа в парах.

-Рассмотрите серию картинок и сформулируйте правила сбора лекарственных растений.

1. «Где собирать лекарственные растения?

2. «Когда собирать лекарственные растения?

3. «Какие лекарственные растения собирать?

4. «Как собирать лекарственные растения?

  • Собирай не все лекарственные растения: оставляй для созревания семян для их дальнейшего размножения. Собирать растения должны взрослые, а дети только помогать.

  • После сбора трав тщательно помойте руки с мылом.

-Сравните правила с советами Маши и Миши. (Учебник с.61).

-Правильно составили правила сбора лекарственных растений?

IX. Включение в систему знаний повторение.

1.Игра «Больница». Работа в группах. (8 мин)

-А сейчас я вам предлагаю поиграть в больницу. Так как больных зверей много, то вы будете помогать Айболиту лечить их.

1 группа: У нашего Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение? (Очень полезен отвар календулы. Им можно полоскать горло.).

2 группа: А у нашей лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем? (Очень полезно будет ей попить отвар мать - и - мачехи).

3 группа: Вы обратили внимание, какая бледная обезьяна? У неё нет сил. Что же делать? (Ну конечно же, ей поможет отвар зверобоя и крапивы).

4 группа: Как жалко бедного ослика: его так знобит. Наверное, он простыл. Что ему нужно дать, чтобы он пропотел? (чай из липы, чай из малины).

5 группа: А вот Зайка порезал лапу. Что вы ему посоветуете? (Помыть и приложить к ране лист подорожника).

Вывод: Я думаю, нашим зверюшкам будет намного легче. Молодцы! Вы научились правильно применять лекарственные растения.

- Как помочь Мише и Маше, бабушке и маме? Чем их лечить?

X.Рефлексия УД на уроке. (2 мин)

-Наш урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги.

-Скажите мне, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой сегодня на уроке?

-Удалось ли нам её достичь?

-Что нового узнали?

-Чему научились?

-Удалось ли вам сохранить хорошее настроение?

Кому удалось сохранить хорошее настроение - наклейте вокруг лесной поляны весёлых смайликов, а кому не удалось, то грустных смайликов.

Урок окончен.

botana.cc

Презентация по окружающему миру Лекарственные растения 2 класс

Чтобы посмотреть презентацию с оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов:Презентация учителя начальных классов Григуленко С.Л. Цель проектной работы:Познакомится с лекарственными растениями-Дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения.-Лекарство будущего-Литературная страничка Мята перечная. В Древней Руси настой мяты использовали для освежения лица и тела. Помогал при раздражении и зуде. Мята снимает воспалительные процессы на коже. Брусника. В ней много витаминов, она успокаивает нервную систему. Ромашка . Помогает от воспаления, разных простудных заболеваний. Валериана лекарственная. Из рода многолетних трав. Её рост 2 м. Возделывают для получения из корней и корневищ успокаивающих лекарственных средств. Календула лекарственная. Растет на морских побережьях, скалах и в зарослях. Её пьют для успокоение нервов, прекращает воспалительные процессы. Шалфей лекарственный. Помогает от воспаления горла и полости рта. Шиповник- это кладовая витаминов. Отвары готовят из цветков, плодов, листьев, молодых веточек шиповника. Листья этого дерева имеют форму сердечка. Люди любят это дерево. Его душистые цветы привлекают пчёл. В старину из древесины этого дерева делали ложки, блюда, веретена. А из лыка плели лапти. А чай из его цветков помогает при простуде. В старину это растение считалось травой от девяносто девяти болезней. Специальным царским указом его везли из Сибири в Москву. Но растёт оно и у нас на юге. Народная молва наделили траву «страшной силой» - дескать, косит всякое зверьё направо и налево. Отсюда и название растения. В древности, когда человек сбивался с пути и блуждал без еды и питья, он мог поддерживать свои силы шишечками этого кустарника. Его семена образуются в шишках с сочными чешуйками, похожими на синие ягоды с голубым налётом. Этот кустарник прекрасное средство для дезинфекции. В наше время ему нашли прекрасное применение – очищать, оздоровлять воздух в больших и малых городах. Отвар из 1 чайной ложки корней цикория на 500 мл воды варят 10 минут, настаивают 2 часа, процеживают. Применяют для теплых полосканий при зубной боли.Из корней цикория готовят напитки, кофе. Свежие листья крапивы прикладывают к ранам для их заживления. Засахаренные корни употребляют при кашле.Из молодых побегов и листьев готовят салаты, супы. Нежные соцветия заваривают в качестве чая. Компресс из измельченных листьев подорожника накладывают на мозоли на ночь, затем можно сделать ванночку для ног. Настой из листьев одуванчика – прекрасное средство от веснушек. 2 столовые ложки кипятят 10 минут. Холодным настоем протирают кожу 2-3 раза в день. Настоем лопуха 2 раза в неделю мажут волосы для их быстрого роста и укрепления. Лекарство будущего. Фармакологи давно интересуются народными целебными средствами, стремясь выделить их активные лекарственные компоненты. В разработку новых медикаментов вкладываются не малые суммы денег. Сырье для фармацевтики. Дубровник, широко используем в народной медицине, растет в европейских лесах и на сухих склонах холмов. Цветет он до середины весны и до конца лета. Тис, клещевина, мелкоцветная сосна и зверобой. Препараты первых двух растений используют для борьбы с некоторыми формами рака. Вещества, содержащие в двух других, приходят испытания на предмет возможной антивирусной эффективности Ива против лихорадки.Кора ивы широко применялась как лекарство на протяжение многих веков и использовалась в качестве жаропонижающего средства при лихорадке. В 1853 году французский химик получил ацетилсалициловую кислоту.Белая ива, или ветла, растет в Европе в сырых лесах и по берегам рек. Кора этого дерева с древних времен использовалась как жаропонижающее средство. Хинное дерево- вечнозеленое растение родом их тропических лесов Южной Америки. В его коре содержится хинин – лекарство от малярии.Хинное дерево применяли как средство борьбы с малярией. Ценнее золота. Дела сердечные.Дигиталин получают из наперстянки. Препараты наперстянки применяют для лечения ряда сердечных расстройств. Красивый цветок в борьбе с раком.Катарантус или розовый барвинок. Препараты, полученные на основе алкалоидов катарантуса и их производных, относятся в настоящие время к самым эффективным средствам против некоторых форм рака. Опиум, даритель снов.Впервые опиум стали применять примерно 300 лет назад – вначале, вероятно, в ходе религиозных обрядов, а затем и в других целях, в том числе медицинских. Морфий по-прежнему назначается как болеутоляющие средство при тяжелых заболеваниях (например, на последних стадиях рака ) Противовирусный арсенал.Гормоны жизни.Ямс образует съедобные клубни, ради которых это растение широко культивирует в тропических странах. Из ямса выделяют вещества для получения ценных гормональных препаратов. Противовирусный арсенал.Сосна мелкоцветная, кастаноспермум южный против гриппа и СПИДа. Зверобой для заживления ран. Препараты, подавляющие ВИЧ выделены из семян китайской горькой тыквы, клубней змеиного огурца.Гормоны жизни.Ямс образует съедобные клубни, ради которых это растение широко культивирует в тропических странах. Из ямса выделяют вещества для получения ценных гормональных препаратов. Как лечатся животные.Люди- далеко не единственные существа, которые заботятся о своем здоровье. Искусством врачевания владеют и многие животные. Иногда у них учатся даже люди.Главное назначение травы в рационе хищников- очищение желудка.Борьба с паразитами.Забота о собственном здоровье и гигиена- необходимое условие выживания всех существ. Шиповник.На зорьке румяной шиповник проснулся.Он каждым листочком к заре потянулся.А зорька к нему потянулась в ответ,Бутоны окрасила в розовый цвет.И в каждый бутон, как раз в серединку,Вложила она голубую росинку.Заденешь случайно шиповник плечом,Окатит тебя он душистым дождем. Вывод:В медицине как народной, так и современной широко используются лекарственные растения. Они приносят людям пользу и облегчение. Появляются новые препараты. Спасибо за внимание.

Приложенные файлы

weburok.com

Конспект урока для 2 класса "ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА"

Урок окружающего мира во 2 классе

Тема: ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА

Цель: узнать, какое значение имеют растения для здоровья человека и как они помогают ему справиться с болезнями.

Задачи урока:

1. Обобщить знания учащихся о растениях леса, дополнить их сведениями о лекарственных растениях, их целебных свойствах.

2. Продолжить формирование умения характеризовать тела окружающего мира (растения), сопоставлять их описание и зрительный образ, умение работать с текстом, с дополнительной литературой.

3. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе.

Оборудование урока: учебник «Окружающий мир», выставка книг о лекарственных растениях, буклеты, презентация.

ХОД УРОКА

I Введение в урок.

У. – Начать наш урок я хочу со стихотворения Екатерины Серовой «Зеленая страна».

Я люблю побродить

По зеленой стране.

Здесь друзей заводить

Очень нравится мне.

На сюрпризы горазд

Молчаливый народ

И за то, что отдаст,

Ничего не берет.

В той стране благодать,

Удивительный свет.

Вот бы нам разгадать:

В чем тут главный секрет?

Загляни-ка со мной

В эту славную жизнь

И с зеленой страной

Навсегда подружись.

Приглашаю вас в путешествие по зеленой стране. Путешествие будет необычным, а кроссворд поможет нам определить тему урока.

КРОССВОРД

– Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти – нагнись солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (подорожник ).

– Ягоды этого растения оранжевого цвета, густо облепляют ветки, сок применяют при внутренних болезнях (облепиха).

– Душистый мед этого дерева принимают при простудных заболеваниях (липа).

– Ягоды этого растения помогают восстановить зрение (черника).

– Из ягод этого растения готовят витаминный общеукрепляющий напиток (шиповник).

– Листьями этого растения очищают кожу (чистотел).

(из букв складывается слово «аптека»).

У. – А причем здесь название растений и аптека? (дети рассуждают).

Аптека – специальное учреждение, где продают и изготавливают лекарства.

А если это аптека из зеленой страны, значит ЛЕСНАЯ ИЛИ ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА .

Если ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА – значит растения не простые, а лекарственные.

Вот мы и определили тему сегодняшнего урока: ЛЕСНАЯ АПТЕКА.

II Работа по цели урока.

У. – А что вы уже знаете о лекарственных растениях. А что вам неизвестно? Давайте поставим цель нашего путешествия в ЛЕСНУЮ АПТЕКУ.

Д. - Узнать, какое значение имеют растения для здоровья человека и как они помогают ему справиться с болезнями.

Составим план путешествия:

  1. Какие бывают лекарственные растения: к какой группе растений относятся, их внешний вид,

  2. Как человек использует эти растения.

  3. Как правильно собирать лекарственные растения.

3.ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Давайте послушаем выступления ваших одноклассников о лекарственных растениях (выступления детей)

А теперь проверим, как вы знаете лекарственные растения, сможете ли их различить в лесу. (работа с презентацией)

  1. Работа с учебником. Скажите, все ли части растения используется для лечения. Посмотрите таблицу в учебнике с 60 - 61. Узнайте при каких болезнях помогают растения и какие их части нужно использовать.

  2. Работа в группах

Лечение травами давно известно в народе. Люди, которые собирали травы, высушивали их и применяли в лечении болезней, назывались травниками, знахарями

Раздел медицины, разрабатывающий и применяющий методы лечения растениями, называется фитотерапия. Фитотерапевт – врач, специалист по фитотерапии. Фармацевт – специалист по изготовлению (составлению) лекарственных растений. (словарная работа)

У. – Но прежде чем найти действительно полезное для человека растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались и люди погибали. Травники должны четко знать, какое растение от чего помогает, какую часть растения нужно использовать, чтобы приготовить лекарство.

Многие лекарственные растения ядовиты, использовать их надо по назначению врача.

Многие лекарственные растения занесены в КРАСНУЮ КНИГУ .

Я предлагаю вам стать учениками травника и помочь в лечении больных (раздаются карточки с рисунками больных с разными заболеваниями)

Задание:

1.Определите, чем заболели дети,

2.Найдите лечебные травы, которые помогут им помочь,

3. Подумайте, как их принимать,

4. Заполните свою таблицу о лекарственных травах.

Молодцы, вы хорошо помогли нашим больным только помните: в первую очередь за советом обратитесь к врачу!

  1. ФИЗМИНУТКА

Мы к лесной лужайке вышли

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал.

  1. Работа с планом

Давайте вспомним план нашего путешествия. Какие пункты плана уже прошли? О чем еще не говорили?

Оказывается, чтобы стать настоящим травником, нужно соблюдать определенные правила. Вы уже знаете как относится к растениям в лесу. Составьте советы сборщика лекарственных трав

Советы сборщика лекарственных растений

Лучше всего сбор трав следует проводить в сухую погоду.

– Траву и цветы собирают во время цветения.

– Корни выкапывают осенью, в период увядания наземной части растений, или ранней весной.

– Семена собирают при полном их созревании.

– Почки растений заготавливают ранней весной.

Большинство трав надо сушить в тени с постоянным проветриванием.

Высушенные травы должны легко ломаться, но не крошиться и иметь практически свой натуральный цвет.

Хранить сборы трав или отдельные травы в домашней зеленой аптеке надо в бумажных пакетах или стеклянных банках и обязательно писать название травы и дату сбора трав.

Сроки хранения лекарственных трав:

  • Травы, цветы, листья, почки – два года.

  • Плоды – три года.

  • Корни, кора, корневища – до пяти лет.

Рефлексия.

У. – Наш урок подходит к концу, пришло время подвести итог. Лекарственные растения помогают людям победить разные болезни. Из них готовят морсы, отвары, настойки, мази. Ими лечат простуду, головную и зубную боль, заживляют раны. Целебными могут быть листья, цветки и корни растений. Некоторые лекарственные растения ядовиты. Применять их можно только по рекомендации врача.

Давайте оценим ваши знания по плану нашего путешествия.

Оцените свою работу по каждому пункту.

Если уверены в знаниях ставим «+»

Сомневаетесь –« ? »

Не знаете - « - ».

Заполнение таблиц каждой группой.

Итог урока.

– Что вас удивило на уроке? Что показалось самым интересным?

Что узнали нового? О чем расскажете дома родителям?

Желаю вам всем крепкого здоровья!

Домашнее задание: узнать лекарственные растения, которое используют в вашей семье.

Заболевание

Помоги больному

Путешествие в «Лесную аптеку».

Цель урока: Узнать, какое значение имеют растения для здоровья человека и как они помогают ему справиться с болезнями.

План путешествия:,

Нужно узнать

Советы сборщика лекарственных растений

Лучше всего сбор трав следует проводить в сухую погоду.

4

doc4web.ru

Название растения,

рисунок

Какая часть растения используется

Оценка 1

Оценка 2

Оценка 3

Какие бывают лекарственные растения: к какой группе растений относятся, их внешний вид

Как человек использует эти растения.

Как правильно собирать лекарственные растения.

Лучше всего сбор трав следует проводить в сырую погоду.

Траву и цветы собирают во время цветения

Почки растений заготавливают ранней весной.

Почки растений заготавливают летом.

Большинство трав надо сушить в тени с постоянным проветриванием.

Большинство трав надо сушить на солнце или на печке.

Семена собирают при полном их созревании.

Корни выкапывают осенью, в период увядания наземной части растений, или ранней весной.


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта