Презентация кубановедение 2 класс лекарственные растения. Презентация по кубановедению для 2 класса Растительный мир Краснодарского края. Растения леса

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок-презентация по кубановедению на тему «Лекарственные растения Краснодарского края». Презентация кубановедение 2 класс лекарственные растения


Урок-презентация по кубановедению на тему «Лекарственные растения Краснодарского края»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 51

поселка городского типа Черноморского

муниципального образования Северский район

Урок-презентация

по кубановедению

на тему:

«Лекарственные растения

Краснодарского края»

Подготовила:

учитель начальных классов

Козачено Т.П.

пгт. Черноморский

2016г

Цели урока:

1.Обобщить и расширить знания учащихся о лекарственных растениях Краснодарского края.

2.Научить учащихся распознавать лекарственные растения и их использовать.

3.Прививать любовь к родному краю, природе.

4.Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

Оборудование:

1.Иллюстрации лекарственных растений.

2.Карточки для работы в парах и группах.

3.Реквизит к сценке: корзинка с травами, костюм травницы.

4.Рецепты приготовленияфито чая, салатов, витаминных чаёв и др.

5.Компьютер, медиапроектор, колонки, экран.

6.Аудиозапись звуков природы.

Планируемые результаты:

Различать и узнавать изученные объекты живой природы.

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Слайд №1

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы погрузимся в таинственный и удивительный мир растений.

2.Актуализация знаний.

Учитель: « …. Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание. Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить». Ученик вернулся через неделю и сказал учителю:- « Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной»

Ребята, как вы думаете, почему ученик не смог выполнить задание?

Примерные ответы уч-ся:

-Так как в природе много различных растений, которые могут излечивать.

- Наверное,потому, что ему было тяжело всё принести.

Учитель: Ученик сказал:- «…..потому что … я не состоянии принести всё то, что может излечивать», так как в природе каждое растение, каждый минерал, каждое животное целебны».

3.Изучение нового материала.

Учитель: О каких растениях мы сегодня будем говорить?

ТЕМА УРОКА: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»(проговаривается), запись в тетрадях темы урока.

Эпиграфом к уроку послужат такие слова:

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать…

Учитель: Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать, заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.

Инсценировка (учащиеся в роли травницы и прохожего)

Слайд №2

Звучит музыка (звуки леса,пение птиц).

Травница собирает растения, кладёт их в корзину.

Прохожий: ( удивлённо)

Что делает эта девочка? Подойду поближе…. Хорошая погода сегодня, не правда ли?

Травница: Да, хорошая для того,чтобы травы собирать.

Прохожий: Травы собирать?

Травница: Ну, разумеется, ведь в дождь это делать нельзя. Собранные во время ненастья травы теряют свою целительную силу.

Прохожий: А что за траву вы собираете и как её используете?

Травница: (подойдя к доске, показывает иллюстрации лекарственных растений).

Корни валерианы от болезней сердца.

Трава крапивы для блеска волос.

Листья ноготков для улучшения структуры ногтей.

Плоды шиповника от гриппа.

Учитель: И действительно ребята, слушая эти высказывания,вспоминается такое выражение «Подобное лечится подобным». И это выражение справедливо в буквальном смысле. Ведь на самом деле ломкие ногти полезно подержать в отваре из ноготков, а грецкий орех, так похожий на головной мозг, улучшает его работу.

Ребята,а как вы думаете,как человек узнал, о лекарственных свойствах растений?

Дети:Наблюдал, наверное,за животными.

Учитель: Верно, люди наблюдали за животными и видели, что больные животные ели,определённые растения. Вспомните своих домашних животных: кошку, собаку. Если наблюдали за ними,то видели, что они часто едят или кусают какие-то травки. Если же кошка содержится в комнатных условиях, то она часто пытается обкусывать или съедает комнатные растения. Такое поведение животных показывает, что у всех живых организмов есть потребность в растениях.

Растений в природе огромное количество, и мы, живя в Краснодарском крае,можем пользоваться растениями, которые растут вокруг нас.

Кроме того, учёные давно заметили, что человеку полезнее те растения, которые его окружают. Поэтому нам полезнее использовать растения, которые растут у нас в крае.

Учитель: Ребята, теперь мы с вами поработаем в группах.

(раздать листки, засечь время 3 минуты)

Задание:

Вы должны за 3 минуты записать как можно больше лекарственных растений, которые вы знаете в левой колонке.

Отложили ручки. Каждая группа подсчитывает и называет число лекарственных растений.

Начинает зачитывать та команда, у которой меньше список.

Другая команда в это время вычёркивает совпавшие лекарственные растения

Зачитавшая команда вписывает в правую колонку растения,которых у них нет.

4.Сообщения учащихся о лекарственных растениях.

Учитель:С какими растениями нашего края вы знакомы и могли бы рассказать о растении по плану?

( 4примера).

Слайд №3

План рассказа.

-О каком растении ты хочешь рассказать?

-Его внешний вид.

-Какую пользу приносит это растение?

(Дети зачитывают подготовленные сообщения о лекарственных растениях).

Слайд №4 Мать-и-мачеха

Слайд №5 Валериана

Слайд №6 Одуванчик

Слайд №7 Ландыш

Учитель: В наше время лекарственные травы можно купить в аптеке или заготовить самим. Но для этого надо хорошо знать правила сбора и хранения этих растений.

Давайте в первую очередь разберёмся, что же мы относим к лекарственным растениям.

Слайд №8

Лекарственные растения

кустарники деревья травы

Какие части растений используются для лечения?

Дети перечисляют.

Учитель: Давайте проверим, все ли части растений вы назвали.

Слайд №9

Части растений, используемые для лечения:

-корни, корневища, клубни

-почки, листья

-кора, цветы

-плоды, семена

5.Работа по учебнику на странице 20-21

Учитель: Угадайте, что это за растение?

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его серёжки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

(подорожник)

Слайд №10

Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.

Давайте откроем учебники на странице 20 и прочитаем интересную информацию об этом растении.

Почему подорожник назван великим путешественником?

Вы знаете, как пользоваться подорожником для залечивания ссадин?

Учитель: Угадайте, что это за растение?

Хоть и жжётся,

Но красива,Всем известная ….. ( крапива)

Слайд №11

Учитель: Прочтите статью о крапиве в учебнике на странице21.

Дети читают.

-А почему крапива обжигает?

-Каковы целебные свойства крапивы?

Используют крапиву и для приготовления красок. А весной, когда мало свежих овощей, молодые листья крапивы собирают и готовят из них крапивный борщ и салат,т.к. в крапиве содержится много витаминов.

6.Работа в парах

Учитель: А теперь поработаем в парах. Выполните задание по карточке. Найдите и обведите названия лекарственных растений.

Карточка№1

7.Беседа о лекарственных травах Кубани

Учитель: Узнаем, как же используются эти лекарственные растения.

Слайд №12

Лекарственная ромашка

Используется при простуде, кашле. Отварами и настоями этой травы полощут рот и горло, лечат раны, ведь цветы и листья обладают противовоспалительным действием. А чай из ромашки помогает при болезнях желудка.

И при ангине используют ромашку.

Слайд №13

Мята

Мята перечная – из неё делают многие лекарства. И ты тоже часто встречаешься с ней, если не ленишься по утрам чистить зубы. Приятный запах и свежесть зубной пасте придает ментол, который содержится в этом растении. Он есть в сердечных лекарствах, в мятных пряниках и конфетах.

Слайд №14

Кукуруза-лечебное растение. Цветёт в июне-июле. Растёт  в южных районах.  С лечебной целью собирают женские цветки - кукурузные рыльца (столбики).Кукурузные рыльца как часть лечебного растения обладают  желчегонным, мочегонным, противовоспалительным (при воспалении желчного или мочевого пузыря) свойствами. Используют в программах снижения веса как средство, понижающее аппетит.

Слайд №15

Лопух как лекарственное растение известен с глубокой древности. Это двулетнее травянистое растение высотой до 1,5 м. Растёт на пустырях, вблизи жилья, по окраинам полей, и среди кустарников.

Лекарственным сырьём лопуха служат корни и листья.

При лечении хронического ревматизмапомогают приложенные насуставы листья.

В косметике используется главным образом корень лопуха.

Из него изготавливают репейное масло, которое используют для укрепления волос.

Слайд №16

Чистотел большой

Используют для прижигания бородавок, добавляют в воду, в которой купают маленьких детей, чтобы не было никаких кожных заболеваний.

Учитель:А как правильно заготовить лекарственное растение?

Слайд №17

Правила заготовки лекарственных растений.

Собирать утром, когда высохла роса.

Растения должны быть чистыми.

Нельзя собирать на улицах городов, скверов.

Цветки – в начале цветения.

Листья –перед цветением или в самом начале цветения.

Корни, корневища – весной и осенью.

Кору – весной, в самом начале сокодвижения.

Учитель: Когда мы начинаем болеть, нас могут лечить лекарственными настойками на травах, отварами, сборами, мазями на основе трав.

А ещё есть необычный чай. Он называется фиточай.

А какие растения можно использовать для приготовления фиточая?

Ответы учащихся: Смородина, малина, плоды шиповника, зверобой, душица и т.д.

Слайд №18

Учитель: Кто может назвать рецепты приготовления такого чая?

Ответы учащихся:2-3 рецепта чая полезного для детей, общеукрепляющий, от простуды, витаминного и т.д.

Учитель: А что ещё можно приготовить из лекарственных растений?

Ответы учащихся: Чтобы быть здоровым нужно ещё употреблять в пищу салаты из лекарственных трав.

Учитель:

Молодые листья одуванчика практически лишены горечи и с успехом используются для приготовления салатов, супов и вторых блюд. Из цветков одуванчика можно также приготовить полезные и красивые блюда.

Ученик зачитывает рецепт салата из одуванчиков.

Салат из одуванчиков

На 100 г листьев одуванчика 50 г зелёного лука, 25 г петрушки, 15 г растительного масла, соль, уксус, перец, укроп по вкусу, яйцо.Листья одуванчика подержите 30 минут в подсоленной воде, выньте, отожмите, измельчите. Соедините с нарезанными петрушкой и зелёным луком, заправьте маслом, уксусом, поперчите, посолите, перемешайте, посыпьте сверху нашинкованным укропом, украсьте измельчённым варёным яйцом.

Раздача рецептов салатов из лекарственных растений.

Слайд №19

Учитель: Хотелось бы сказать ребята о том, что узнав о целебных свойствах лекарственных растений, не надо сразу спешить в лес и собирать эти растения. Увидев в лесу медуницу, венерин башмачок, ландыши, колокольчики и другие растения, не надо их срывать.

Эти растения, как и другие, находятся под охраной человека.

Лучше всего воспользоваться теми растениями и сборами, которые есть в аптеках.

8. Итог урока

Учитель: Итак, ребята, подведём итоги: мы сегодня говорили о лекарственных растениях и об их использовании. Так вот, объясните, что же называют лекарственными растениями?

Ответы учащихся:

- Растения, которые обладают целебными свойствами, могут излечивать.

- Растения, которые применяют в народной медицине, в фармакологии.

Учитель: Ребята, чтобы лучше запомнить те лекарственные растения, о которых мы сегодня говорили, вы должны заполнить таблицу.

Работа в парах по карточке №2

Задание:

В левом столбике таблицы записаны названия лекарственных растений. Ваша задача вспомнить целебное свойство каждого из них, правильно подобрать карточку, где описано использование растения,и заполнить второй столбик.

Использование лекарственных растений

Название лекарственного

растения

Использование

Учитель: Вернёмся к эпиграфу:

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать…

Учитель: А какую тайну мы сегодня разгадали с вами?

Ответы учащихся: Тайна заключается том, что все растения, нас окружающие, обладают целительной силой и при правильном использовании –исцеляют.

Слайд №20

9.Рефлексия

Ответим на вопросы, оценим себя.

Сегодня на уроке:

1.Я узнал …

2.Меня удивило …

3.Я научился …

4.Я смогу …

Учитель: Спасибо, ребята, за сегодняшний урок.

Домашнее задание (по выбору учащегося)

  1. Вы можете приготовить сообщение о лекарственном растении Краснодарского края.

  2. Рецепт фиточая или же салата из лекарственных трав.

  3. Найти стихотворение, в котором описываются лекарственные травы.

Использованные материалы:

  1. ЕрёменкоЕ.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В.

Учебник-тетрадь по кубановедению: учеб. пособие для 2 кл. общеобразовательных учреждений.–Краснодар: Перспективы образования, 2012.

  1. Ильина Т.А. Большая иллюстрированная энциклопедия лекарственных растений. – Москва, 2008.

  2. Лебедева А.Ф., Джуренко Н. И.,Исайкина А. П.,Собко В. Г.Лекарственные растения: Самая полная энциклопедия. – Москва, 2006.

Интернет - ресурсы:

  1. Википедия. Свободная энциклопедия.[Электронный ресурс] // Режим доступа:http://ru.wikipedia.org

Приложение №1

Лекарственные растения, которые вы знаете.

Приложение №2

Карточка№1

о

м

а

ш

к

а

ч

к

ж

я

ь

я

у

п

и

д

а

т

ш

а

к

и

с

л

р

а

л

о

у

о

т

о

а

з

у

б

р

а

о

п

п

н

д

ц

у

п

т

у

м

е

а

щ

з

ц

е

х

а

л

и

н

а

ч

л

Приложение №3

Карточка№2

Использование лекарственных растений

Название лекарственного растения

Использование

Плоды шиповника

при ослаблении организма

Мать-и-мачеха

при кашле

Ландыш

при заболеваниях сердца

Крапива

для роста волос

Лопух

листья прикладывают к суставам, помогает при ревматизме

Корень одуванчика

улучшает аппетит

Чистотел

для прижигания бородавок

Приложение №4

Фиточай «Витаминный»

Плоды шиповника, плоды чёрной смородины и плоды рябины взять поровну.1 столовую ложку смеси  измельчить, залить 2 стаканами кипятка, настаивать 1 час в закрытой посуде, процедить, добавить по вкусу сахар. Пить по полстакана 3 – 4 раза в день.

Благотворно влияет на обмен веществ в организме, насыщает витаминами и микроэлементами.

Фиточай от простуды

Цветки липы — 1 часть.

Цветки и измельчённые листья малины — 1 часть.

2 столовые ложки смеси лекарственных трав залить 2 стаканами кипятка, кипятить на водяной бане 15 минут, процедить. Пить в горячем виде на ночь.

Укрепляет защитные силы организма, понижает температуру тела.

Приложение №5

Салат из одуванчиков

На 100 г листьев одуванчика 50 г зелёного лука, 25 г петрушки, 15 г растительного масла, соль, уксус, перец, укроп по вкусу, яйцо.

Листья одуванчика подержите 30 минут в подсоленной воде, выньте, отожмите, измельчите. Соедините с нарезанными петрушкой и зелёным луком, заправьте маслом, уксусом, поперчите, посолите, перемешайте, посыпьте сверху нашинкованным укропом, украсьте измельчённым варёным яйцом.

infourok.ru

Презентация по кубановедению для 2 класса Растительный мир Краснодарского края. Растения леса

Автор публикации: Мухина М.В.

Дата публикации: 08.10.2016

Краткое описание:



1

Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ №25 г.Сочи Мухина М.В.Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ №25 г.Сочи Мухина М.В.

2

Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.

3

- Сегодня мы с вами поговорим о растениях леса. В лесу много деревьев. Деревь...- Сегодня мы с вами поговорим о растениях леса. В лесу много деревьев. Деревья делятся на две группы: лиственные и хвойные.

4

Акация белая листопадное южное светолюбивое крупное дерево с гроздьями белых...Акация белая листопадное южное светолюбивое крупное дерево с гроздьями белых душистых цветов. Из акации белой получают очень вкусный светлый целебный мёд. Растёт акация белая во дворах, вдоль дорог в населённых пунктах, в защитных лесоразведениях, в парках, в садах как декоративное дерево. Высаживают акацию белую для привлечения пчёл.

5

6

Ива плакучая имеет пышную крону с изящным изгибом нежных ветвей, которые опус...Ива плакучая имеет пышную крону с изящным изгибом нежных ветвей, которые опускаются до земли. Листья у ивушки плакучей с лёгкой серебряной дымкой. Ива плакучая светолюбивое дерево, растёт лучше на открытом месте. Размножается ива плакучая черенками. Востребована ивушка плакучая ландшафтными дизайнерами. Растёт ива плакучая на влажных низинах, по берегам водоёмов.

7

8

Каштан конский красивое декоративное дерево с густой кроной, высаживается в п...Каштан конский красивое декоративное дерево с густой кроной, высаживается в парках, скверах, садах. В народной медицине каштан конский применяется в лечебных целях. Плоды каштана конского содержат дубильные вещества, жирное масло. Полезны ножные ванны против судорог, при расширении вен нижних конечностей. Под толстой оболочкой плода каштана конского содержится от 1 до 6 семян. В засушливые годы нуждается в поливе и защите от сухих ветров.

9

10

Липа сердцевидная теневыносливое дерево. В медицине применяется настой цветко...Липа сердцевидная теневыносливое дерево. В медицине применяется настой цветков липы сердцевидной как потогонное средство при простудных заболеваниях и как бактерицидное средство для полоскания полости рта. Липа сердцевидная один из важнейших медоносов. Мёд, полученный из липы, обладает целебными свойствами.

11

12

Тополь быстрорастущее листопадное высокорослое дерево. Листья очередные, чере...Тополь быстрорастущее листопадное высокорослое дерево. Листья очередные, черешковые, широкояйцевидные. Цветки в цилиндрических серёжках собраны в колосовидные кисти. Мелкие семена у основания имеют многочисленные тонкие шелковистые волоски, которые в народе называют «тополиный пух». Высаживают тополь для озеленения улиц, аллей, парков, вдоль шоссейных дорог. Применяется тополь в деревообрабатывающей промышленности.

13

14

Растительность Черноморского побережья Кавказа отличается от растительности К...Растительность Черноморского побережья Кавказа отличается от растительности Кубани. Липа кавказская – цветет в июне душистыми зелено-желтыми цветами, она прекрасный медонос. Липовый мед очень ценится. Мед применяли как лекарство еще 6 тысяч лет назад в Древнем Египте. Листья липы содержат витамин С. Плоды приятного вкуса. Из белой древесины липы, легко поддающейся обработке, изготавливают улья, корыта, посуду, мебель, фанеру, тару. Липа исключительно теневынослива.

15

16

Деревья отличаются стройными стволами, покрытыми гладкой серой корой. Плоды б...Деревья отличаются стройными стволами, покрытыми гладкой серой корой. Плоды бука – коричневые, блестящие орешки, съедобные, когда их поджаришь. Древесина белого цвета с красноватым оттенком, тяжелая, твердая, упругая, хорошо гнется и колется. Из нее делают гнутую мебель, тару, колеса и др. Благодаря красивой листве и стройному стволу, восточный бук является важной декоративной породой. Хорошо переносит стрижку. Бук восточный на Кавказе образует обширные леса. Живет до 500 лет, достигает высоты 50 метров, в диаметре – 2 метра. Растет медленно, теневынослив.

17

18

Тис ягодный – древняя порода, хвойное, вечнозеленое дерево с красновато-корич...Тис ягодный – древняя порода, хвойное, вечнозеленое дерево с красновато-коричневой корой и красновато-бурой древесиной. Цветет в марте-апреле. Семена созревают в сентябре-октябре, внешне напоминают ягоду, охотно поедаемую птицами. Достигает высоты 35 метров, в диаметре – 2 метра. Растет медленно и отличается долголетием. Живет до 3-4 тысяч лет. Древесину используют для отделки мебели и музыкальных инструментов.

19

20

Самшит колхидский – вечнозеленое дерево, высотой до 18 метров, в диаметре – 5...Самшит колхидский – вечнозеленое дерево, высотой до 18 метров, в диаметре – 50 см, предельный возраст 400-500 лет. Произрастает на крутых склонах, закрепляется в трещинах горных пород. Растет медленно, в год прибавляет в диаметре 1 мм. Большую ценность представляет древесина, тяжелая, хорошо полируется, имеет желтый оттенок. Широко используется в изготовлении пуговиц, сувениров, музыкальных инструментов и других изделий.

21

22

Граб кавказский – достигает высоты 30-35 метров, в диаметре – 80 см. Живет 10...Граб кавказский – достигает высоты 30-35 метров, в диаметре – 80 см. Живет 100-150 лет, иногда до 300 лет. Древесина серовато-белая, тяжелая, трудно колется и полируется, используется в машиностроении.

23

Дуб грузинский доживает до 800 лет. Цвести и плодоносить начинает в 40-50 лет...Дуб грузинский доживает до 800 лет. Цвести и плодоносить начинает в 40-50 лет. Древесина ценится за красоту, прочность, долговечность. Ее используют в строительстве, мебельном, паркетном и других производствах. Отвар коры используют в медицине. Желуди служат высококалорийным кормом для диких животных. Дуб грузинский - является основной лесообразующей породой Кавказа. В природе известно 600 видов дуба.

24

Древнейший хлеб получали в лесу из желудей. Все народы с древнейших времен от...Древнейший хлеб получали в лесу из желудей. Все народы с древнейших времен относились к дубу с почтительностью и любовью. В Древней Греции венком из дубовых ветвей награждали героев за воинские подвиги. В средние века существовал обычай сажать дубы в честь каких-либо исторических событий. И сейчас к дубам относятся с особой любовью.

25

26

Лавровишня лекарственная – дерево высотой до 6-8 метров, иногда растет кустоо...Лавровишня лекарственная – дерево высотой до 6-8 метров, иногда растет кустообразно, появилось 25 млн. лет назад. Цветы белые. Плоды сладкие, употребляются в пищу в сыром виде и на варенье, только выбрасывают косточки, они опасны для здоровья. Листья идут на изготовление лекарства. Древесина красного цвета, хорошо полируется.

27

28

•	Не рвать цветы. •	Не шуметь в лесу. •	Не ломать ветки деревьев. •	Не сорить...• Не рвать цветы. • Не шуметь в лесу. • Не ломать ветки деревьев. • Не сорить. • Не разорять птичьих гнезд и муравейников. • Помогать птицам и животным зимой, когда им трудно.

29

30

Ребята, о каких растениях мы сегодня говорили? Как мы должны относиться ко вс...Ребята, о каких растениях мы сегодня говорили? Как мы должны относиться ко всем лесным богатствам? Почему?

31

Шаблон презентации «Зелёные листья» Автор: Федотова Виктория Александровна, у...Шаблон презентации «Зелёные листья» Автор: Федотова Виктория Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ с. Лохово Черемховского р-на Иркутской обл Для оформления шаблона использовались программа Adobe Photoshop CS2 И элементы векторного клипарта http://artwork.in.ua/vector/1369-vektornye-listya.html

botana.cc

Урок кубановедения по теме "Лекарственные растения"

Данные об авторе

Автор(ы): 

Ярославцева Светлана Дмитриевна

Место работы, должность: 

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №39

Регион: 

Краснодарский край Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

начальное общее образование

Целевая аудитория: 

Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

1 класс

Класс(ы): 

2 класс

Класс(ы): 

3 класс

Класс(ы): 

4 класс

Предмет(ы): 

Биология

Предмет(ы): 

Краеведение

Предмет(ы): 

Окружающий мир

Предмет(ы): 

Природоведение

Цель урока: 

  • продолжить знакомство детей с растительностью родного края;
  • познакомить с лекарственными растениями;
  • расширять представление о многообразии природы родного хутора;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): 

20

Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник-тетрадь Е.Н. Еременко, Н.Н. Зыдина

Используемое оборудование: 

гербарий  лекарственных растений, карточки  названий

растений, учебник – тетрадь  « Кубановедение» 2 класс, 

конверт с листочками подорожника и чистотела, таблица с 

листьями, ваза с ветками  шиповника, крапивы, чистотела;

книга И.И.Гром «Дары  природы», предметные картинки ,

ИКТ

Краткое описание: 

На уроке продолжаем изучать лекарственные растения Краснодарского края в игровой форме с выполнением кратковременных практических работ и мультимедийной поддержкой

Тема:Лекарственные растения

Цель:продолжить знакомство детей с растительностью родного края;

           познакомить с лекарственными растениями;

           расширять представление о многообразии природы родного хутора;

          воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней

 

Оборудование:гербарий  лекарственных растений, карточки  названий

                           растений, учебник – тетрадь  « Кубановедение» 2 класс, 

                           конверт с листочками подорожника и чистотела, таблица с 

                            листьями, ваза с ветками  шиповника, крапивы, чистотела;

                           книга И.И.Гром «Дары  природы», предметные картинки ,

                           ИКТ

                          

Ход урока

IОрганизация класса

II Проверка домашнего задания

1.     Чтение наизусть понравившихся стихотворений(страница 18)

2.     Чтение описания растения(страница 19)

III Сообщение темы урока

На прошлом уроке мы с вами говорили о растениях, которые растут в нашем крае. Сегодня мы продолжим эту работу. Посмотрите на картинку ( показ ромашки). Как называется это растение? Что вы знаете об этом растении?

(  поласкают горло при ангине, ополаскивают волосы для укрепления).

Ромашка - лекарственное растение.

Какие задачи поставим сегодня на уроке?

 Познакомимся с лекарственными растениями нашего края. ( Открывается доска, на которой записана тема урока:  «Лекарственные растения», и вывешивается карточка со словом ромашка).

 

IY Изучение нового материала

1.     Беседа с учащимися

Болеть могут все: и люди, и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Вот и приходится животным лечить себя самостоятельно. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что их исцелит.

Люди ещё в древние времена, наблюдая за животными,  тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений. Человек использует растение как лекарство.

2.     Знакомство с растениями

1)    Мать-и-мачеха

а) отгадывание загадки

-Угадайте, что это за растение?

С желтыми цветками я,

Есть две мамы у меня.

(мать-и-мачеха)           Слайд №1

 

(показ гербария)

Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мать.

Мать–и–мачеха – многолетнее травянистое растение похожее на одуванчик, но меньшего размера. В начале апреля на проталинах, там, где припекает солнце, появляются жёлтые цветочные корзиночки мать–и–мачехи. Цветки–корзиночки находятся на стеблях, покрытом  буроватыми чешуйками. Это видоизменённые листья.

Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зелёные, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Научное же название мать-и-мачехи происходит от латинского слова «туссус», что значит кашель.

-Ребята, а как вы думаете, от чего помогает это растение?

 Действительно, это растение – прекрасное средство от кашля. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам.

 В народе есть  легенда…

У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

2)Подорожник

а)Загадка

Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натершему ногу, поранившему руку.

Тонкий стебелек у дорожки.

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

 (Подорожник)

б) Игра «Найди нужный листок»

На листе бумаги вы видите несколько листочков. Найдите среди них лист подорожника.

Подорожник – лекарственное растение.  Слайд№2

 

В народе его называют «порезник», «ранник». Прочитайте на доске эти названия ( вывешивается лист  бумаги, на котором напечатаны эти названия)

Догадались, зачем его используют?

Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.

в) Легенда о подорожнике

-Ребята нам расскажут легенду о том, как узнали люди лечебные свойства этого растения.

 

Легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.

Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать подорожник для  лечения ран.

г) Практическая работа

Вы знаете, как правильно пользоваться подорожником?

Прочитайте предложения  в учебнике на странице 20 под восклицательным знаком.

У вас на парте лежит конверт, достаньте оттуда листок подорожника. Он уже чистый. Выполните задание учебника.  

Физминутка

                                          «А в лесу растёт черника»

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика      (Наклоны)

Чтобы ягоды сорвать,

Надо глубже приседать. ( Приседание)

 

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу.(Ходьба на месте)

 

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься.(Дети садятся на места)

 

3)Крапива

а)Загадка       Слайд№3

Чтобы узнать  следующее лекарственное растение, нужно отгадать загадку. Прочитайте на экране.

Ты растения не тронь.

Жжется больно, как огонь.

Хоть и жжётся,

Но красива,

Всем известная …..    (крапива)

 

б) Практическая работа «Найди растение»

Ребята, кто сможет найти веточку крапивы в этой вазе (на столе ваза с калиной, шиповником, крапивой, чистотелом, подорожником).

- Почему вы так решили?         Слайд№4

 

А знаете, почему крапива обжигает? А правы ли вы,  узнаем из учебника.

 

в) Работа в учебнике страница 20-21

Прочитаем это в учебнике на стр.21.

-Ну, что правы вы были?

А как она нам помогает, кто-нибудь знает? Тогда прочитаем об этом на стр.20 внизу.

Ещё в древности знахари писали: (знахари  это люди, которые лечили) «Берём сырую крапиву, толчём и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». В крапиве есть вещества, убивающие микробы, а ещё она хорошо останавливает кровь. Отваром моют голову.  Используют её и для изготовления красок. А как вкусен суп из крапивы, так как в крапиве много витаминов.

Крапива полезна не только людям, но и бабочкам - адмиралу, павлиньему глазу, гусеницам, которые едят её листья. Одна из таких бабочек даже названа в  честь своей травы – кормилицы. Узнай её название …(крапивница). Рассмотрите её на рисунке и подпишите название.

 

4) Валериана

а) опыт

Ещё есть одно известное всем растение. У каждого дома оно лежит в аптечке. Чтобы его назвать, проведи такой опыт дома: (Слайд №5)

1.Сегодня уроки не учи.

2.Завтра принеси домой сразу пять двоек, и тогда мама побежит в аптеку за настойкой из этой травы, а ты сможешь прочитать название и записать его сюда ……………

Только смотри, чтобы папы не было рядом, особенно с ремнём. Постарайся отбежать подальше и уже потом объясни ему, что это научный эксперимент

 

б) рассматривание растения(гербарий, слайд № 6)

 

5)Чистотел

а) практическая работа

У вас в конверте лежит ещё одно растение. Если отломить стебелёк, то появится оранжевая жидкость, ею можно смазать ранки на теле. Попробуйте.

Какое лекарство вам напоминает это растение? (Йод)

Может кто-нибудь знает, как это растение называется?

Чистотел применяют для лечения туберкулёза,  в отваре травы чистотела купают детей при золотухе. Соком сводят бородавки, откуда происходит русское название растения: чистотел или бородавочник. Посмотрите, как выглядит растение на картинке и настоящее.

6)  «Узнай растение по внешнему виду»

Лечебными бывают не только травы, но и плоды деревьев и кустарников.

В вазе у меня на столе стоят веточки кустарников. Что это за растения? Что вы о них знаете?

Шиповникбогат витаминами: С,Р,К,В. Он входит в состав витаминных чаёв, из него делают сироп, применяемый при болезни печени. В домашних условиях из сухих плодов шиповника приготовляют отвар.

Калина. Кору применяют в виде отвара при золотухе, простуде, удушье, свежие ягоды при судорогах, в качестве слабительного, гипертонической болезни, а цветы – при кашле и бронхите. Ягоды широко употребляют в пищу, а пережаренные семена используют в качестве заменителя кофе.

7) Работа в парах

В таблице спрятались названия лекарственных растений. Нужно их найти. Работаем в парах.( На партах листочки с таблицей)

Р

О

М

А

Ш

К

А

Е

Ж

Я

Ь

Я

У

П

П

А

Т

Ш

А

К

И

Е

Р

А

Л

О

У

Л

Й

А

З

У

Б

Р

О

Н

П

Н

Д

Ц

У

П

И

М

Е

А

Щ

З

У

К

А

Л

И

Н

А

Х

-Ребята, как используют эти лекарственные растения?

 V. Итог урока

В начале урока мы с вами поставили цель – познакомиться с лекарственными растениями. О каких растениях за урок мы узнали?

Прочитаем названия на доске.

Лекарственные растения:

          Ромашка                  Шиповник

          Мать-и- мачеха       Калина

          Подорожник           Чистотел

          Крапива                   Валериана

VI. Домашнее задание

Стр.20-21, нарисовать  одно лекарственное растение из таблицы и  узнать  о нём у родителей.

Прикрепленный файлSize
lekrasten.zip1.96 MB

www.openclass.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта