Значение растений для семян. Семя. Строение семени. Распространение и значение плодов и семян

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

25.Образование и строение семени. Биологическое значение семян. Значение растений для семян


Семя. Строение семени. Распространение и значение плодов и семян

Семя. Строение семени. Распространение и значение плодов и семян

Семя

Разнообразно по размерам и форме. Например, тысячи мелких плодов орхидей весят меньше грамма, плоды некоторых пальм – до 8-15 кг.

Продолжительное время может переносить неблагоприятные условия, находиться в состоянии покоя. Зародыш при этом остается живым. Семя, которое может прорасти, называется всхожим. Для прорастания семени необходимы благоприятные условия (температура, влажность, воздух). Семя дышит, поэтому необходим доступ воздуха (кислорода). Во время дыхания выделяется тепло. Проникает вода в семя сквозь пыльцевход.

Строение семени

Строение семени

Строение семени

Семя состоит из зародыша и запаса питательных веществ, покрытых семенной кожурой. Поверхность может быть гладкой, шероховатой, с шипами, ребрами и т. п. Семенная кожица защищает содержимое семени от повреждения, высыхания. На поверхности семени можно заметить рубчик – след от семенной ножки и пыльцевход. Пыльцевход сохраняется в виде небольшого отверстия в кожуре.

Питательные вещества, как правило, находятся в эндосперме. В состав семени входят органические и неорганические соединения. У многих растений во время созревания семени и формирования зародыша эндосперм полностью используется. Тогда запасные вещества откладываются или в первых зародышевых листках или семядолях (картофель, фасоль, горох, тыква), в других частях семени (куколь).

Количество семядолей в семени определило название классов покрытосеменных (Однодольные, Двудольные). Семена двудольных и однодольных растений имеют разное строение.

У семени двудольных есть две семядоли, между которыми находится зародыш. Семядоли содержат питательные вещества. Зародыш состоит из зародышевых корешка, стебля, почки и листиков. При прорастании семядоли выполняют функцию первых листков.

Семя однодольных имеет единую семядолю – щиток. Это тонкая пленочка, расположенная между эндоспермом и зародышем. Вторая семядоля редуцирована. Зародыш занимает незначительную часть семени и имеет зародышевый корешок, стебель, почку и листики. При прорастании семени сквозь щиток происходит всасывание зародышем питательных веществ из эндосперма.

Распространение плодов и семян

Распространение плодов и семян

Распространение плодов и семян

У покрытосеменных семя теряет связь с материнским растением и прорастает в другом месте. Распространение плодов и семян происходит под действием разных внешних факторов или самостоятельно.

Автохория

Автохория (от греч. аутос – сам, хорео – распространяться) – это способность растений (люпин, герань, фиалка, желтая акация) самостоятельно распространять плоды и семена. «Бешеный огурец» при созревании способен с силой выбрасывать семена на много метров.

Анемохория

Анемохория (от греч. анемос – ветер, хорео – распространяться) – это распространение плодов с помощью ветра (одуванчик, осот, береза, клен). Для этого плоды имеют ряд разных приспособлений: крылатые выросты (парашютики, волоски, крыловидные придатки и т. п.), легкие семена. Это позволяет ветру подхватывать семя. Таким образом, плоды высыпаются не все вместе, а постепенно. Это распространенный способ среди растений.

Орнитохория

Орнитохория (от греч. орнис – птица, хорео – распространяться) – распространение семени и плодов с помощью птиц. Птицы могут поедать плоды, но, пройдя через кишечник, семена большинства растений не перевариваются, семя выходит с пометом; или просто перенести их на большие расстояния и потерять. Некоторые птицы могут прятать плоды в тайники, где последние иногда прорастают.

Зоохория

Зоохория (от греч. зоон – животное, хорео – распространяться) – это распространение плодов и семян растений с помощью животных. Животные поедают плоды и выводят семена с пометом, зарывают плоды в землю или делают тайники, о которых забывают или не используют их, переносят цепкие плоды на покровах.

Гидрохория

Гидрохория (от греч. гидро – вода, хорео – распространяться) – распространение плодов и семян с помощью воды. Характерно преимущественно для водных и болотных растений (осока, кувшинки, камыш и т. п.).

Антропохория

Антропохория (от греч. антропос – человек, хорео – распространяться) – это распространение семени и плодов человеком. Человек переносит плоды на одежде, транспорте, вместе с продуктами, товаром. Иногда плоды, таким образом, переносятся даже на другие континенты. Часто такие растения (элодея, амброзия, циклохена и т. п.) на новых местах быстро размножаются, распространяются и наносят большой ущерб, являются сорняками, не имеющими естественных врагов.

Значение плодов и семян

Много плодов или семян человек употребляет в пищу, кормит домашних животных. Из плодов и семян некоторых растений (подсолнух, соя) человек получает масло. В семенах масличных растений содержится от 25 до 80 % масла.

Семена и плоды применяются в медицине (малина, ежевика, калина). Иногда плоды и семена растений (белена черная, дурман, белладонна и т. п.) содержат ядовитые вещества. При их употреблении у человека возникают отравления. Поэтому при употреблении плодов, особенно незнакомых, надо быть осторожными. Из плодов некоторых растений (конопля, мак) изготовляют наркотические вещества. Большинство наркотиков имеет растительное происхождение.

xn----9sbecybtxb6o.xn--p1ai

Роль семян в природе и жизни человека

Количество просмотров публикации Роль семян в природе и жизни человека - 964

Распространение с помощью животных

Распространение водой

Распространение ветром

Саморазбрасывание семян

Семена многих растений падают на землю рядом с материнским растением после вскрытия плодов. Иногда при вскрытии плодов семена с силой выбрасываются, разлетаясь на неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ расстояние. Саморазбрасывание семян характерно для таких растений, как недотрога мелкоцветковая, кислица обыкновенная.

Семена многих растений распространяются ветром (анемохория). Это, к примеру, семена сосны обыкновенной, снабжённые крылышком, семена растений родов Тополь и Ива, покрытые волосками (ʼʼтополиный пухʼʼ), мелкие пылевидные семена орхидных.

Водой распространяются плавающие семена кувшинки, частухи подорожниковой и ряда других водных и околоводных растений.

Распространение с помощью животных — зоохория. Семена растений могут распространяться животными на телœе (обычно вместе с плодами), при прохождении через кишечный тракт и при растаскивании с потерей семян.

На телœе разносят семена и односœемянные плоды обычно птицы и млекопитающие. Так, млекопитающие могут разносить на шерсти плодики гравилата͵ череды, репешка и многих других растений, обладающих крючками, волосками и прицепками. Также на телœе птиц и млекопитающих могут распространяться клейкие семена омелы, кувшинки и др.

Через кишечники птиц и млекопитающих после поедания ими плодов проходят, не теряя всхожести, семена таких растений, как бересклет бородавчатый, боярышник, малина и многих других.

Делая запасы в кладовых, белки, бурундуки, сойки и кедровки теряют часть семян или не находят часть кладовых, способствуя распространению семян сосны сибирской и дуба.

Особый способ распространения семян животными — мирмекохория. Мирмекохория — распространение семян муравьями. Семена некоторых растений обладают привлекательными для муравьев питательными придатками — элайосомами. Мирмекохорные растения средней полосы россии — фиалка душистая, копытень европейский, ожика волосистая и многие другие; некоторые из них распространяются исключительно муравьями.

Многие организмы (от грибов и бактерий до птиц и млекопитающих) питаются в значительной степени, а иногда и исключительно семенами. Семена составляют основу рациона таких животных. как некоторые насекомые и их личинки (к примеру, муравьи-жнецы), зерноядные птицы, грызуны (бурундуки, белки, хомяки и др.).

Основу рациона человека со времен возникновения земледелия в большинстве регионов мира также составляют семена, в первую очередь семена культурных злаков (пшеницы, риса, кукурузы и др.). Главное питательное вещество, с которым человечество получает наибольшее число калорий — крахмал, содержащийся в семенах злаков. Важным источником белков для человечества также служат семена, в первую очередь бобовых растений — сои, фасоли и др. Размещено на реф.рфСемена также служат основным источником растительных масел, которые добывают из семян подсолнечника, рапса, кукурузы, льна и многих других масличных культур.

3. Плод (лат. fructus) — орган размножения покрытосœеменных растений, образующийся из одного цветка и служащий для формирования, защиты и распространения заключенных в нём семян. Многие плоды — ценные продукты питания, сырьё для получения лекарственных, красящих веществ и т. п.

Науку, изучающую плоды, называют карпологией. Раздел карпологии, изучающий закономерности распространения плодов и семян, называют карпоэкологией (иногда карпоэкологию понимают в широком смысле — как синоним диаспорологии, науки, изучающей закономерности распространения диаспо́р).

referatwork.ru

Конспект урока на тему: «Значение семян»

Как вы считаете, какие знания нам помогут разобраться в этом вопросе? Что нам надо повторить?

Сегодня на нашем уроке

будут работать

лаборатории.

1 лаборатория изучит

строение семени и

докажет, что семя –

зачаток будущего

растения.

2 и 3 лаборатории – условия прорастания семян.

4 лаборатория изучит состав семян.

Возьмите свои технологические карты, прочитайте и выполните задания первого этапа.

Справились, ребята?

Давайте вернемся к нашему младенцу из загадки. Первая лаборатория расскажет нам о результатах своих наблюдений.

Молодцы, ребята. Скажите нам, пригодятся ли ваши исследования при изучении новой темы?

Ребята, а что необходимо для то го, чтобы семя стало новым растением?

Вторая и третья лаборатории расскажут нам, как разбудить нашего младенца? Вторая группа расскажет нам о результатах опыта по проращиванию семян гороха, который мы поставили на прошлом уроке.

А сейчас я попрошу третью лабораторию рассказать о результатах опытов.

Молодцы, ребята.

А перед тем, как продолжить заслушивать ответы групп, я предлагаю вам разобрать 2-е задание из технологических карт.

Давайте, ребята, ваши ответы подтвердим результатами опытов. Третья лаборатория, продолжите свой ответ.

Молодцы, ребята. А скажите, пригодятся ли ваши исследования нам при изучении новой темы?

А что еще необходимо для того, чтобы растение проросло?

О кладовой нашего младенца расскажет нам четвертая лаборатория.

Молодцы, как вы считаете, ваши наблюдения пригодятся нам для изучения нового материала?

Предполагаемые ответы: Строение семени, условия прорастания семян, состав семян.

В течение 4-5 мин. Дети выполняют групповые задания:

Задания для лабораторий

1 лаборатория:

Изучите строение семени фасоли. На его примере докажите, что семя – зачаток будущего растения.

(Оборудование: набухшее семя фасоли, препаровальные иглы, лупа).

2 лаборатория:

Перед вами результаты опыта, который мы с вами заложили на прошлом уроке. Расскажите о данном опыте и объясните свои наблюдения.

(Оборудование: Баночка с сухими семенами гороха, баночка с проросшими семенами гороха, баночка с семенами гороха, полностью залитыми водой).

3 лаборатория:

Перед вами результаты опыта, который мы с вами заложили на прошлом уроке. Расскажите о данном опыте и объясните свои наблюдения.

(Оборудование: баночки с проросшими и с непроросшими семенами огурцов, с проросшими и с непроросшими семенами подсолнечника).

4 лаборатория:

Используя все необходимое, докажите, что в состав семян входят органические вещества.

(Оборудование: комочек теста, стаканчик с водой, раствор йода, семянка подсолнечника, ступка, пестик, литок бумаги).

Предполагаемый ответ первой группы:

С семени фасоли сняли кожуру. Под кожурой увидели зародыш. Рассмотрели строение зародыша. Увидели зародышевый корень и зародышевый побег, который состоит из стебелька, почечки и двух семядолей. Из зародышевого корешка при прорастании образуется главный корень, а из зародышевого побега – главный побег. Таким образом, семя является будущим растением, то есть зачатком нового растения.

Предполагаемый ответ первой группы: Да, пригодятся. На основании этого можно сделать вывод, что с помощью семян растения размножаются.

Предполагаемый ответ: Оно должно прорасти.

Предполагаемый ответ второй группы:

На прошлом уроке мы взяли три баночки. В каждую из них насыпали семян гороха. Первую баночку оставили сухой, во вторую налили немного воды, а в третью - столько воды, чтобы семена были закрыты полностью. Мы видим, что семена проросли только во второй банке. В первом – не было воды, в третьей баночке семенам не хватало кислорода воздуха.

Предполагаемый ответ третьей группы:

На прошлом уроке мы взяли две баночки. В каждую из них положили влажную марлю. В обе баночки положили семена огурцов. Одну баночку с семенами огурцов поставили в холодильник. А другую - оставили в тепле. Мы видим, что в той баночке с огурцами, которая стояла в холодильнике семена не проросли, а в той, которая стояла в тепле – проросли. Значит, семенам для прорастания не хватило тепла.

Дети работают с технологическими картами, им предлагается объяснить смысл поговорок:

    От доброго семени – добрый всход

    Каково семя, таково и племя

    От худого семени не жди доброго племени.

    По семенам и всходы

    Что посеешь, то и пожнешь.

Ответы детей.

Предполагаемый ответ третьей группы:

В две баночки положили влажную марлю, на нее – семена подсолнечника. Оставили баночки в тепле. Но мы видим, что в баночке 2 семена все же не проросли. Значит, в семенах подсолнечника погиб зародыш.

Предполагаемый ответ первой группы: Да, пригодятся. Это подтверждает, что с помощью семян растения размножаются.

Предполагаемый ответ: Необходим запас питательных веществ.

Предполагаемый ответ четвертой группы:

Нам надо было доказать, что в состав семян входят органические вещества.

1. Докажем, что в состав семян входят углеводы. Для этого возьмем кусочек теста, положим его в марлю. Края марли завернем так, чтобы получился мешочек. Опустим мешочек с марлей в стаканчик с водой. Вода стала мутной. В мутную воду капнем раствор йода. Вода стала темно-синей. Значит, в состав семени пшеницы входит углевод – крахмал.

2. Докажем, что в состав семян входят белки. Для этого развернем марлю. На марле осталась клейкая масса. Значит, в состав семян пшеницы входи растительный белок – клейковина.

3. Докажем, что в состав семян входят жиры. Для этого на листе бумаги раздавим семена подсолнечника. Мы видим, что на бумаге осталось масляное пятно. Значит, в состав семени входит растительный жир – масло.

Предполагаемый ответ четвертой группы: Да, пригодятся. Если семена имеют запас питательных веществ, значит, их можно использовать в пищу.

А теперь вернемся к цели нашего урока.

Ребята, как вы считаете, имеем ли мы с вами знания, необходимые для того, чтобы изучить вопрос о значении семян. Нам осталось только обобщить и дополнить имеющуюся информацию.

Ребята, какой вывод мы сделали на основании изучения строения семян и их прорастания?

Вспомните результаты опыта с подсолнечником. Что показал данный опыт?

И действительно, каждое семя имеет свой срок жизни. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 48 и давайте посмотрим, семена каких растений являются рекордсменами по продолжительности жизни.

Как вы думаете, ребята, важно ли растению иметь семена-долгожители?

Продолжаем разговор о значении семян для самого растения. Как вы считаете, для чего еще растению необходимы семена.

Для того, чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, я предлагаю вам подумать над таким вопросом:

Мангровые деревья растут на полосе ила на побережье тропических морей. Их семена прорастают внутри плода прямо на ветке, падая, втыкаются длинным корешком в ил и прорастают там, рядом с материнским растением. Как вы считаете, выгодно ли это растению?

А почему этого не происходит у многих других растений?

Какой вывод о значении семян можно сделать на основании ваших рассуждений.

Послушайте стихотворение:

В далеком, далеком туманном просторе

Средь волн океанских стоял островок.

Кругом волновалось безбрежное море –

На север, на запад, на юг, на восток.

А остров был голый и очень печальный,

/на нем никогда ничего не росло.

Но раз из страны экзотической, дальней

Десяток семян на него занесло.

И. Н. Епишева

Как же семена попали на этот остров?

Я предлагаю вам каждому индивидуально, не обсуждая в группе, поставить стрелочки соответствия между способом размножения и теми плодами, которые изображены в таблице в ваших технологических картах.

Выполните индивидуально задания 3 и 4 ваших технологических карт.

Давайте посмотрим, что у вас получилось? С помощью какого фактора распространяются плоды одуванчика и клена?

Какие приспособления у них имеются для этого?

Как вы считаете, ребята, далеко ли они могут улететь.

Как распространяются плоды гороха и недотроги?

Давайте подумаем, как происходит самораспространение.

Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос, посмотрим видеофрагмент.

Самораспространение еще имеется у растения бешеный огурец.

Давайте посмотрим видеофрагмент и подумаем, откуда такое интересное название у данного растения.

А как будет распространяться плод кокосовой пальмы, ведь он не имеет ни парашютиков, ни крылышек, да и выстреливать свои семена не умеет. Тем ни менее распространяется далеко от того острова, на котором находится материнское растение? Какие приспособления имеет данный плод?

А как на наших грядках появляются баклажаны, томаты, огурцы?

Как распространяются плоды череды, гравилата?

Отгадайте загадку:

Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей

Спал и видел чудесные сны,

Как он вцепится в чьи-то штаны… Валентин Берестов

Какие приспособления помогут лопуху сделать сон явью?

Как переносятся данные плоды животными?

Какие еще растения расселяются с помощью животных?

Какие приспособления для этого они имеют?

А какой способ переноса животными у этих плодов?

Молодцы!

Ребята, посмотрите, какую интересную иллюстрацию я нашла.

Помогите мне понять, в чем смысл данного рисунка?

Правильно, ребята, давайте посмотрим видеофрагмент и подумаем, что привлекает муравьев в данных семенах?

Правильно, у этих семян имеются жировые придатки

Ребята, а как распространяются орехи лещины, желуди дуба?

Семена рябины не перевариваются в пищеварительном тракте, плоды лопуха переносятся на наружных покровах. А как могут расселять животные те растения, у которых съедаются сами семена?

Ребята, скажите, а что привлекает животных в данных плода и семенах?

Какой можно сделать вывод о значении семян для животных?

А где семена может использовать человек?

Ребята, снова вернемся к технологическим картам. Выполните задание 5.

Ребята, перед вами кулинарные книги. Подберите из данных книг блюда, которые можно приготовить из семян

Ответы детей.

По мере обсуждения дети заполняют схему:

Значение семени

Если домашнее задание на тему: » Конспект урока на тему: «Значение семян» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.  &nbsp

www.testsoch.info

Урок "Значение семян в природе "

Урок 3.

Тема урока: Значение семян.

Цель: сформировать представление о значении семян.

Задачи:

Обучающие: расширить представление учащихся о значении семян для растения, животных, человека, закрепить знания о строении и составе семян.

Развивающие: развивать умения и навыки самостоятельной работы, умение наблюдать, фиксировать результаты, формулировать выводы, развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика).

Воспитательные: воспитывать любознательность, желание получать новые знания, находить вопросы в обыденной жизни и учиться на них отвечать, взаимопомощь при изучении трудных участков темы.

Тип урока: комбинированный.

Новые понятия: семена в природе, семена в жизни человека, семя – генеративный орган растения, семена и плоды как средства расселения растений.

Оборудование:

  1. Таблицы «Значение семян», «Строение и прорастание семян», «Способы распространения семян»

  2. Коллекция семян культурных растений.

  3. Гербарий культурных и дикорастущих растений.

Ход урока;

Этапы урока

Содержание, методы, методические приемы

  1. Организационный момент (1 мин)

1. Приветствие учителя.

2. Проверка отсутствующих.

3. Готовность класса к уроку..

  1. Актуализация знаний (10 мин)

Деятельность учащихся:

  1. Проверка выполнения заданий в рабочей тетради.

  2. Фронтальный опрос:

  • Почему не все набухшие семена прорастают?

  • Почему для посева отбирают набухшие семена?

  • Почему вода – самое главное условие для прорастания семян?

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

Проблемный вопрос: что произойдёт с данным видом растений, если они не будут образовывать семена.

3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

(4 мин)

Обобщая ответы учащихся, учитель подводит их к теме урока.

Запись темы урока на доске.

Вместе с классом определяет задачи урока.

Постановка задач урока.

  1. Расширить представление о значении семян в природе.

  2. Определить факторы, влияющие на расселение семян.

  3. Сформировать знания о значении семян в жизни человека.

  1. Изучение нового материала

(24 мин)

  1. Семя как орган полового размножения растений.

Актуализация знаний прошлого урока о строении и прорастании семян, развитие проростка; беседа с использованием таблиц.

Фронтальный опрос:

  • Какое строение имеют семена однодольных и двудольных растений? (работа по таблицам)

  • Какое значение имеет зародыш семени? Из зародыша развивается новое растение – проросток.

  • Какое семя прорастет? Для того чтобы семя проросло, зародыш должен быть живым.

  • Какое значение имеют семена для растения? С помощью семян растения размножаются, т.е., семя – это орган семенного размножения, генеративный орган.

  1. Семя как единица расселения семенного растения по земной поверхности. Способы распространения семян; ветром, водой, животными.

Как вы считаете, для чего еще растению необходимы семена.

Самостоятельная работа учащихся с текстом§12 учебника.

Подумайте, как будут распространяться изображенные на рисунках плоды (поставьте стрелки между столбиками).

1. Одуванчик

Клен

hello_html_6081a42c.gifhello_html_m1039ec42.png

Разбрасывание

2. Череда

Гравилат

hello_html_61994e7f.jpg

Ветер

3. Горох

Недотрога

hello_html_m1a806560.jpghello_html_m1cef0e69.png

Животные

4. Рябина

Вишня

infourok.ru

25.Образование и строение семени. Биологическое значение семян

Семя предназначено для размножения и расселения семенных растений. Семена образуются из семязачатков, как правило, после оплодотворения. У цветковых растений семена заключены в плоды, у голосемянных располагаются на плоских чешуях женских шишек. Семя состоит из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Зародыш развивается из зиготы (оплодотворенной яйцеклетки) и представляет собой зачаток нового растения, состоящий полностью или в значительной степени из меристемы. Клетки зародыша диплоидны. Сформированный зародыш имеет зародышевый корешок и зародышевый побег, который состоит зародышевого стебелька, зародышевых листьев, или семядолей, и зародышевой почечки. Семенная кожура развивается из покровов семязачатка. Она всегда покрывает семя и обычно состоит из многих слоев клеток. На поверхности семенной кожуры можно видеть рубчик – место отделения семени от семяножки, соединявшей семя со стенкой плода, а также микропиле, или семявход, – отверстие, через которое в семя поступает вода. Семенная кожура защищает зародыш от механических повреждений, высыхания, преждевременного прорастания, проникновения микроорганизмов. Для прорастания семян необходимы влага, определенная температура (иногда промораживание или переменные температуры), доступ воздуха, для некоторых видов – свет.

27.Основы фитоценлогии (геоботаники). Фитоценоз как компонент биогеоценоза

Фитоценозом называют совокупности разных видов растений, которые живут совместно на однородном участке земной поверхности, влияют друг на друга и взаимодействуют с окружающей средой, изменяя ее. Различают фитоценозы естественные (леса, луга, болота, степи, тундры) и искусственные (поля, огороды, сады, парки). Естественные фитоценозы обладают относительно постоянным набором видов и устойчивым строением. Искусственные фитоценозы лишены таких свойств и нуждаются в уходе со стороны человека. Фитоценология —молодая наука, официально она была признана лишь в 1910 г.

Фитоценология тесно связана с экологией, физиологией и географией растений. Ряд прикладных направлений ботаники (лесоведение, луговедение, степеведение, тундроведение) по существу являются разделами фитоценологии.В природе растения тесно связаны с животными, формирующи­ми зооценоз. Совокупность фитоценоза и зооценоза образует комп­лексное сообщество живых организмов, называемое биоценозом. В со­став биоценоза входят как микро-, так и макроорганизмы растений и животных. Биоценоз вместе с неживой природой образует сложный комплекс — биогеоценоз, в котором царят сложные взаимоотношения и взаимодействия составных частей. Зеленые растения создают орга­нические вещества, предоставляют пищу животным, а те в свою оче­редь изменяют условия жизни зеленых растений (рыхлят, удобряют почву и т. д.). Опавшие листья, ветви, отмершие корни и другие части растений являются пищей бесхлорофилльных растений (бактерий, грибов и других микроорганизмов). В то же время, разрушая и мине­рализуя органические вещества, микроорганизмы создают благопри­ятные условия для почвенного, минерального питания зеленых растений. Растения очень сильно сдерживают механическую, разру­шительную деятельность неживой природы — ветра, температуры, воды и одновременно воздействуют на строение почвы, ее плодоро­дие. Таким образом, в растительном сообществе беспрерывно проис­ходит взаимосвязь биотических и абиотических составных компонен­тов друг с другом. Сообщество организмов биогеоценоз находится в состоянии непрерывного дви­жения и развития.

studfiles.net

Значение цветков, плодов и семян в природе и в жизни человека

03.12.2011 | Опубликовано в: Аграрная промышленность

Цветки являются органами полового размножения покрытосеменных растений. После процессов опыления и оплодотворения из частей цветка формируются плоды и семена. Благодаря наличию этих органов цветковые растения могут размножаться и расселяться на новых территориях. Нектар, пыльцу, а также все части цветков, плоды и семена различных видов растений могут использоваться в пищу животными от беспозвоночных до человека. Особенно это касается насекомых: для многих из них цветки, плоды и семена являются не только пищей, но и местом размножения и развития. В семенах содержатся органические вещества: белки, жиры, углеводы (85-90%), минеральные соли (2-4%) и вода (6-13%). Плоды и семена используются на корм животным и в пищу человека в сыром и переработанном виде. Они являются источником для добывания эфирных масел, крахмала, белков, лекарственных веществ, их используют как пряность. Мука для приготовления хлеба - это переработанные зерновки злаков, крупы - переработанные плоды и семена риса, гречихи, проса, ячменя и других растений. Ценными съедобными продуктами являются семена гороха, фасоли, сои, бобов, плоды кокосовой пальмы, хлебного дерева, ананасов и других растений. Из семян и плодов подсолнечника, хлопчатника, маслина и других культур получают пищевые масла. Большое значение в пищевом рационе человека должны плоды различных плодовых и овощных культур: яблони, груши, сливы, апельсина, лимона, крыжовника, смородины, томата, огурца, тыквы, арбуза и многих других растений. Плоды тыквы, кормовых арбузов, кабачков и других растений используют на корм животным. Из плодов хлопчатника получают бавовнусирець, которую разделяют на волокно (30-40%), использующих для изготовления тканей, и семена (60-70%). В семенах содержится 24 - 26% масла, 20% белков. Масло используется в пищу, а также для выработки технических масел. Следовательно, все культурные растения дают плоды и семена, которые в том или ином виде использует человек. У некоторых растений питательное значение имеют цветки или соцветия (цветная капуста, лотос, артишок).

 

Семена

buymore.pro

Значение семян для растений,животных и человека

Значение семян для растений,животных и человека

Ответы:

Для самих растений их семена играют важнейшую роль, с помощью семян растения размножаются и расселяются на другие территории. Многие семена растений разносятся ветром (сосна, береза, одуванчик), другие – животными (дуб, орешник). Также в распространении растений большое значение играют люди. Они перевозят нужные им семена по всему земному шару, а также иногда случайно перевозят и ненужные.Семена могут долго оставаться жизнеспособными. Обычно не более 10 лет. Однако семена сорняков могут не терять всхожесть более 50 лет. Ученым удавалось даже прорастить семена, пролежавшие в вечной мерзлоте тысячи лет.В семенах много питательных веществ (углеводов, жиров и белков). Поэтому ими питаются многие животные и птицы. Часто они поедают не сами семена, а плоды. При этом разносят семена. Некоторые животные запасают семена в норах. Вообще животными поедается более 80% семян растений. Поэтому значение семян для животных весьма большое.Для человека семена также имеют жизнеопределяющее значение. Из семян пшеницы, кукурузы, ржи, овса, ячменя, риса, сорго делают муку и крупу. Из муки пекут хлеб, а из круп обычно варят каши. Также люди едят горох, фасоль, чечевицу, сою. Это бобовые растения, содержащие много растительного белка. Семена подсолнечника, рапса, льна, хлопка, кокоса, арахиса богаты растительными маслами, которое необходимо людям как в пищевой промышленности, так и в технической. Также люди едят различные орехи, используют плоды кофейного дерева и какао, кокосовой пальмы. Многие приправы представляют собой перемолотые семена растений (например, черный перец).Человек с древних времен занимался сельским хозяйством. Выращивал растения, отбирал среди них лучшие по питательным свойствам.

животные питаются семенами а мы вырашиваем их и получаем еду

cwetochki.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта