1. Химический состав клетки: Химический состав клетки. Химический состав клетки растения
Химический состав клетки – свойства и роль кратко в таблице
Все организмы на нашей планете состоят из клеток, которые схожи между собой химическим составом. В данной статье мы кратко расскажем о химическом составе клетки, его роли в жизнедеятельности всего организма, узнаем, какая наука изучает данный вопрос.
Группы элементов химического состава клетки
Наука, которая изучает составные части и строение живой клетки, называется цитологией.
Все элементы, входящие в химическую структуру организма, можно условно поделить на три группы:
- макроэлементы;
- микроэлементы;
- ультрамикроэлементы.
К макроэлементам относятся водород, углерод, кислород и азот. На их долю припадает почти 98% всех составных элементов.
Микроэлементы имеются в количестве десятых и сотых долей процента. И совсем малое содержание ультрамикроэлементов – сотые и тысячные доли процента.
В переводе с греческого «макрос» – большой, а «микро» – маленький.
Рис. 1 Содержание химических элементов в клетке
Учёные установили, что каких-либо особенных элементов, которые присущи только лишь живым организмам, нет. Поэтому, что живая, что неживая природа состоит из одних и тех же элементов. Этим доказывается их взаимосвязь.
Несмотря на количественное содержание химического элемента, отсутствие или уменьшение хотя бы одного из них ведёт к гибели всего организма. Ведь у каждого из них есть своё значение.
Роль химического состава клетки
Макроэлементы являются основой биополимеров, а именно белков, углеводов, нуклеиновых кислот и липидов.
Микроэлементы входят в состав жизненно важных органических веществ, участвуют в обменных процессах. Они являются составными компонентами минеральных солей, которые находятся в виде катионов и анионов, их соотношение определяет щелочную среду. Чаще всего она слабощелочная, ведь соотношение минеральных солей не изменяется.
Гемоглобин содержит железо, хлорофилл – магний, белки – серу, нуклеиновые кислоты – фосфор, обмен веществ происходит при достаточном количестве кальция.
Рис. 2. Состав клетки
Некоторые химические элементы являются компонентами неорганических веществ, например, воды. Она играет большую роль в жизнедеятельности как растительной, так и животной клетки. Вода является хорошим растворителем, из-за этого все вещества внутри организма делятся на:
- Гидрофильные – растворяются в воде;
- Гидрофобные – не растворяются в воде.
Благодаря наличию воды клетка становится упругой, она способствует перемещению органических веществ в цитоплазме.
Рис. 3. Вещества клетки.
Таблица “Свойства химического состава клетки”
Чтобы наглядно понять, какие химические элементы входят в состав клетки, мы внесли их в следующую таблицу:
Элементы | % | Значение |
Макроэлементы | ||
Кислород, углерод, водород, азот | До 98 | Содержатся во всех органических веществах и воде. |
Кальций | 2 – 3 | Составной компонент оболочки у растений, в животном организме находится в составе костей и зубов, принимает активное участие в свёртываемости крови. |
Фосфор | 1 | Содержится в нуклеиновых кислотах, ферментах, костной ткани и зубной эмали. |
Микроэлементы | ||
Сера | 0,2 – 0,3 | Является основой белков, ферментов и витаминов. |
Калий | 0,2 – 0,3 | Обеспечивает передачу нервных импульсов, активирует синтез белка, процессы фотосинтеза и роста. |
Хлор | 0,2 | Один из компонентов желудочного сока, провокатор ферментов. |
Йод | 0,1 | Принимает активное участие в обменных процессах, компонент гормона щитовидной железы. |
Натрий | 0,1 | Обеспечивает передачу импульсов в нервной системе, поддерживает постоянное давление внутри клетки, провоцирует синтез гормонов. |
Магний | 0,07 | Составной элемент хлорофилла, костной ткани и зубов, провоцирует синтез ДНК и процессы теплоотдачи. |
Железо | 0,01 | Составная часть гемоглобина, хрусталика, роговицы, синтезирует хлорофилл. Транспортирует кислород по организму. |
Ультрамикроэлементы | ||
Медь | < 0,01 | Составная часть процессов кровообразования, фотосинтеза, ускоряет внутриклеточные процессы окисления. |
Марганец | < 0,01 | Активизирует фотосинтез, участвует в кровообразовании, обеспечивает высокую урожайность. |
Фтор | < 0,01 | Составная часть зубной эмали. |
Бор | < 0,01 | Регулирует рост растений. |
Что мы узнали?
Каждая клетка живой природы имеет свой набор химических элементов. По своему составу предметы живой и неживой природы имеют сходства, это доказывает тесную их взаимосвязь. Каждая клеточка состоит из макроэлементов, микроэлементов и ультрамикроэлементов, у каждого из которых есть своя роль. Отсутствие хотя бы одного из них ведёт к заболеванию и даже гибели всего организма.
Тест по теме
obrazovaka.ru
Строение растительной клетки. Химический состав.
Клетка — основная структурная единица жизни. Для живого характерно клеточное строение: человек и растение, кролик и амеба. Амеба состоит из одной клетки, а лист груши — это 50 млн клеток. Если организм одноклеточный, то его процессы (питание, дыхание, выделение, рост, размножение и т. д.) выполняет одна клетка. В сложном многоклеточном организме каждая клетка является маленькой структурой и выполняет свои определенные функции. Как бы ни отличались клетки разных животных и растений друг от друга, в их строении много общего. Заглянуть в таинственный микромир, не видимый простым глазом, поможет даже школьный микроскоп. Рассматривая препарат под микроскопом, можно увидеть множество круглых, продолговатых и квадратных клеток, плотно прилегающих друг к другу (рис.1).
Рис.1 Разнообразие растительных клеток
История открытия клеточного строения растений связана с именем английского естествоиспытателя Роберта Гука, который в 1665 году с помощью собственноручно собранного микроскопа рассмотрел тонкий срез пробки дерева (рис.2). Обнаруженные мелкие ячейки он назвал «клетками». В последствии данный термин был введен в науку.
Рис.2 Рисунок Роберта Гука
Строение растительной клетки.Каждая растительная клетка состоит из клеточной оболочки, цитоплазмы и ядра (рис.3).
Оболочка покрывает клетку снаружи. В отличие от животной, растительная клетка окружена как бы двумя оболочками. Наружная плотная оболочка не растворяется в горячий воде. Тонкие участки ее называются порами. Через поры осуществляется обмен веществ между клетками. Оболочка придает клетке определенную форму и прочность, защищает внутренние части клетки от повреждения и высыхания. Плотность оболочки определяется входящей в ее состав клетчаткой.
Рис.3 Строение растительной клетки
Цитоплазма — прозрачное, слизистое вещество, похожее на белок яйца. В составе цитоплазмы имеются вода, белки, жиры и сахара, которые участвуют во всех сложных жизненных процессах. Цитоплазма живой клетки пребывает в беспрерывном движении. В цитоплазме находятся ядро, пластиды, одна крупная или несколько небольших вакуолей.
Вакуоль — полость в цитоплазме, заполненная клеточным соком. Это кладовая клетки. Клеточный сок представляет собой раствор органических кислот, витаминов, солей, пигментов, запасаемых веществ и других соединений. При необходимости они используются клеткой. Вакуоль — это и место запаса воды. Вакуоль регулирует давление клеточной жидкости, определяя тем самым упругость тканей. При изменении давления растение увядает.
Ядро ответственно за передачу наследственных признаков при размножении. Оно контролирует все жизненные процессы клетки. Ядро более плотное, чем цитоплазма, имеет округлую форму. Его оболочка, как и оболочка клетки, тоже имеет утонченные участки — поры. Через них происходит непрерывный обмен веществ между цитоплазмой и ядром. Ядро принимает участие и размножении клетки.
Пластиды бесцветные или окрашенные тельца, характерные только для растений. Их нет в клетках бактерий, грибов и животных. В зависимости от наличия красящих веществ — пигментов — пластиды делятся на 3 вида: хлоропласты, хромопласты и лейкопласты.
Хлоропласты встречаются в наземных органах растений. Они определяют зеленый цвет растений, потому что содержат пигмент хлорофилл (зеленого цвета). В них идет фотосинтез и образуются органические вещества.
Хромопласты содержат красные, оранжевые и желтые вещества. Они придают лепесткам цветов, созревающим плодам и осенним листьям красный, желтый и оранжевый цвета.
Лейкопласты — бесцветные пластиды. Встречаются в семенах, корнях и клубнях. В них находится крахмал — запас питательных веществ в растениях.
Для пластид характерно взаимопревращение. Бесцветные лейкопласты на свету могут превратиться в хлоропласты. Зеленые хлоропласты превращаются в хромопласты.
Химический состав клеток. Кроме постоянных органоидов, таких как пластиды, ядро или вакуоли, в клетке находятся и включения различных веществ. Это временные образования, которые могут накапливаться или использоваться клеткой в зависимости от ее потребностей. В состав клетки входят химические вещества: неорганические и органические. Очень много в клетке воды. Без нее не проходит ни один жизненный процесс. И цитоплазма клетки, и клеточный сок вакуолей содержат много воды. Вода — это неорганическое вещество (как и минеральные соли, наличие которых тоже обязательно в клетке).
Наиболее важными органическими веществами клетки являются белки, жиры и углеводы. Они могут накапливаться в клетке и откладываться в запас, образуя включения. В дальнейшем растения используют их как источник питания и энергии. В клетках разных растений накапливаются разные вещества. Так в клетках семян хлопка или подсолнечника накапливается много жиров. Поэтому из них получают растительное масло — хлопковое или подсолнечное. В цитоплазме клеток клубней картофеля накапливаются включения крахмала. А в клетках корнеплодов сахарной свеклы содержится сахароза. Эти вещества относятся к углеводам. В семенах бобовых растений, таких как горох, фасоль, соя, хранится много белков. Также много разнообразных белков содержат клетки проростков различных растений.
Все вещества растительной клетки образуются из химических элементов. Больше всего в клетке кислорода, углерода, водорода и азота.
Биологический русско-английский глоссарий
Клетка — Cell |sel| Оболочка — Shell |ʃɛl| Цитоплазма — Cytoplasm |ˈsʌɪtə(ʊ)plaz(ə)m| Ядро — Nucleus |ˈnjuːklɪəs| Вакуоль — Vacuole |ˈvakjʊəʊl| Пластиды — Plastid |ˈplastɪd|Тест на тему: "Строение и химический состав растительной клетки"
Лимит времени: 0
0 из 15 заданий окончено
Вопросы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
Информация
Проверочное тестовое задание включает в себя вопросы с одним и несколькими правильными ответами
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается...
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Правильных ответов: 0 из 15
Ваше время:
Время вышло
Вы набрали 0 из 0 баллов (0)
Средний результат |
|
Ваш результат |
|
Таблица загружается | ||||
Нет данных | ||||
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- С ответом
- С отметкой о просмотре
Таблица лучших: Тест на тему: "Строение и химический состав растительной клетки"
Таблица загружается | ||||
Нет данных | ||||
Источники:
Биология, 6 класс; Р.Алимкулова, А.Аметов, Ж.Кожантаева, К.Кайым ,К.Жумагулова. — Алматы «Атамұра» 2015
Биология Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники; Учебник для 6-7 классов средней школы. В.А.Корчагина, Москва «Просвещение» 1993 г.
Терминология на английском языке: wooordhunt.ru
Видеоматериалы: InternetUrok.ru
bio-lessons.ru
Химический состав клеток.
Клетка
С точки зрения концепции живых систем по А. Ленинджеру.
Живая клетка – это способная к саморегуляции и самовоспроизведению изотермическая система органических молекул, извлекающая энергию и ресурсы из окружающей среды.
В клетке протекает большое количество последовательных реакций, скорость которых регулируется самой клеткой.
Клетка поддерживает себя в стационарном динамическом состоянии, далеком от равновесия с окружающей средой.
Клетки функционируют по принципу минимального расхода компонентов и процессов.
Т.о. клетка – элементарная живая открытая система, способная к самостоятельному существованию, воспроизведению и развитию. Она является элементарной структурно-функциональной единицей всех живых организмов.
Из 110 элементов периодической системы Менделеева в организме человека обнаружено 86 постоянно присутствующих. 25 из них необходимы для нормальной жизнедеятельности, причем 18 из них необходимы абсолютно, а 7 - полезны. В соответствии с процентным содержанием в клетке химические элементы делят на три группы:
Макроэлементы Основные элементы (органогены) – водород, углерод, кислород, азот. Их концентрация: 98 – 99,9 %. Они являются универсальными компонентами органических соединений клетки.
Микроэлементы – натрий, магний, фосфор, сера, хлор, калий, кальций, железо. Их концентрация 0,1%.
Ультрамикроэлементы – бор, кремний, ванадий, марганец, кобальт, медь, цинк, молибден, селен, йод, бром, фтор. Они влияют на обмен веществ. Их отсутствие является причиной заболеваний (цинк - сахарный диабет, иод - эндемический зоб, железо - злокачественная анемия и т.д.).
Современной медицине известны факты отрицательного взаимодействия витаминов и минералов:
Цинк снижает усвоение меди и конкурирует за усвоение с железом и кальцием; (а дефицит цинка вызывает ослабление иммунной системы, ряд патологических состояний со стороны желез внутренней секреции).
Кальций и железо снижают усвоение марганца;
Витамин Е плохо совмещается с железом, а витамин С – с витаминами группы В.
Положительное взаимовлияние:
Витамин Е и селен, а также кальций и витамин К действуют синергично;
Для усвоения кальция необходим витамин Д;
Медь способствует усвоению и повышает эффективность использования железа в организме.
Неорганические компоненты клетки.
Вода – важнейшая составная часть клетки, универсальная дисперсионная среда живой материи. Активные клетки наземных организмов состоят на 60 – 95% из воды. В покоящихся клетках и тканях (семена, споры) воды 10 - 20%. Вода в клетке находится в двух формах – свободной и связанной с клеточными коллоидами. Свободная вода является растворителем и дисперсионной средой коллоидной системы протоплазмы. Ее 95%. Связанная вода (4 – 5 %) всей воды клетки образует непрочные водородные и гидроксильные связи с белками.
Свойства воды:
Вода – естественный растворитель для минеральных ионов и других веществ.
Вода – дисперсионная фаза коллоидной системы протоплазмы.
Вода является средой для реакций метаболизма клетки, т.к. физиологические процессы происходят в исключительно водной среде. Обеспечивает реакции гидролиза, гидратации, набухания.
Участвует во многих ферментативных реакциях клетки и образуется в процессе обмена веществ.
Вода – источник ионов водорода при фотосинтезе у растений.
Биологическое значение воды:
Большинство биохимических реакций идет только в водном растворе, многие вещества поступают и выводятся из клеток в растворенном виде. Это характеризует транспортную функцию воды.
Вода обеспечивает реакции гидролиза – расщепление белков, жиров, углеводов под действием воды.
Благодаря большой теплоте испарения происходит охлаждение организма. Например, потоотделение у человека или транспирация у растений.
Большая теплоемкость и теплопроводность воды способствует равномерному распределению тепла в клетке.
Благодаря силам адгезии (вода – почва) и когезии (вода – вода) вода обладает свойством капиллярности.
Несжимаемость воды определяет напряженное состояние клеточных стенок (тургор), гидростатический скелет у круглых червей.
studfiles.net
1. Химический состав клетки:
Химический состав клеток растений и животных весьма сходен, что говорит о единстве их происхождения.
Самое распространенное неорганическое соединение в клетках живых организмов – вода.
Минеральные соли в определенных концентрациях необходимы для нормальной жизнедеятельности клеток.
Это органические соединения, в состав которых входят водород (Н), углерод (С) и кислород (О).
Группа жироподобных органических соединений, нерастворимых в воде, но хорошо растворимых в неполярных органических растворителях (бензоле, бензине и т.д.).
Это биополимеры, мономерами которых являются аминокислоты.
Нуклеиновые кислоты обеспечивают хранение и передачу наследственной (генетической) информации в живых организмах. ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) – это молекула, состоящая из двух спирально закрученных полинуклеотидных цепей. Мономером ДНК является дезоксирибонуклеотид,
АТФ (аденозинтрифосфорная кислота) – это нуклеотид, относящийся к группе нуклеиновых кислот.
В 1665 году английский естествоиспытатель Роберт Гук, наблюдая под микроскопом срез пробки дерева, обнаружил пустые ячейки, которые он назвал «клетками».
Полужидкая среда, в которой находятся ядро клетки и все органоиды.
Это сеть каналов, трубочек, пузырьков,
Мелкие сферические органоиды размером от 15 до 35 нм, состоящие из двух неравных субъединиц и содержащие примерно равное количество белка и РНК.
Комплекс Гольджи представляет собой стопку из 5-10 плоских цистерн, по краям которых отходят ветвящиеся трубочки и мелкие пузырьки. Он входит в состав системы мембран: наружная мембрана ядерной оболочки – эндоплазматическая сеть – комплекс Гольджи – наружная клеточная мембрана. В этой системе происходит синтез и перенос различных соединений, а также веществ, выделяемых клеткой в виде
Шаровидные тельца, покрытые элементарной
Содержатся только в растительных клетках.
Видны в световой микроскоп в виде гранул, палочек, нитей величиной от 0,5 до 7 мкм.
К клеточным органоидам движения относят
Форма и размеры ядра зависят от формы и величины клетки и выполняемой ею функции. По химическому составу ядро отличается от остальных компонентов клетки высоким содержанием ДНК (15-30 %) и РНК (12 %). 99 % ДНК клетки сосредоточено в ядре, где она вместе с белками образует комплексы - дезоксирибонуклеопротеиды (ДНП). Ядро выполняет две главные функции: 1) хранение и воспроизведение наследственной информации; 2) регуляция процессов обмена веществ, протекающих в клетке. В состав ядра входят ядрышко, состоящее из белка и р-РНК; хроматин (хромосомы) и ядерный сок, представляющий собой коллоидный раствор белков, нуклеиновых кислот, углеводов и ферментов, минеральных солей.
Не имеют оформленного ядра
|
rpp.nashaucheba.ru
Строение и химический состав клетки
Из курса ботаники и зоологии вы знаете, что тела растений и животных построены из клеток. Организм человека тоже состоит из клеток. Благодаря клеточному строению организма возможны его рост, размножение, восстановление органов и тканей и другие формы деятельности.
Форма и размеры клеток зависят от выполняемой органом функции. Основным прибором для изучения строения клетки является микроскоп. Световой микроскоп позволяет рассматривать клетку при увеличении примерно до трех тысяч раз; электронный микроскоп, в котором вместо света используется поток электронов, — в сотни тысяч раз. Изучением строения и функций клеток занимается цитология (от греч. «цитос» — клетка).
|
Цитоплазма — вязкое полужидкое вещество. Цитоплазма содержит ряд мельчайших структур клетки — органоидов, которые выполняют различные функции. Рассмотрим самые важные из органоидов: митохондрии, сеть канальцев, рибосомы, клеточный центр, ядро.
Митохондрии — короткие утолщенные тельца с внутренними перегородками. В них образуется вещество, богатое энергией, необходимой для процессов, происходящих в клетке АТФ. Замечено, что чем активнее работает клетка, тем больше в ней митохондрий.
Сеть канальцев пронизывает всю цитоплазму. По этим канальцам происходит передвижение веществ и устанавливается связь между органоидами.
Рибосомы — плотные тельца, содержащие белок и рибонуклеиновую кислоту. Они являются местом образования белков.
Клеточный центр образован тельцами, которые участвуют в делении клетки. Они расположены возле ядра.
Ядро — это тельце, которое является обязательной составной частью клетки. Во время клеточного деления строение ядра меняется. Когда деление клетки заканчивается, ядро возвращается к прежнему состоянию. В ядре есть особое вещество — хроматин, из которого перед делением клетки образуются нитевидные тельца — хромосомы. Для клеток характерно постоянное количество хромосом определенной формы. В клетках тела человека содержится по 46 хромосом, а в половых клетках по 23.
Химический состав клетки.Клетки организма человека состоят из разнообразных химических соединений неорганической и органической природы. К неорганическим веществам клетки относятся вода и соли. Вода составляет до 80% массы клетки. Она растворяет вещества, участвующие в химических реакциях: переносит питательные вещества, выводит из клетки отработанные и вредные соединения. Минеральные соли — хлорид натрия, хлорид калия и др. — играют важную роль в распределении воды между клетками и межклеточным веществом. Отдельные химические элементы, такие, как кислород, водород, азот, сера, железо, магний, цинк, иод, фосфор, участвуют в создании жизненно важных органических соединений. Органические соединения образуют до 20—30% массы каждой клетки. Среди органических соединений наибольшее значение имеют углеводы, жиры, белки и нуклеиновые кислоты.
Углеводы состоят из углерода, водорода и кислорода. К углеводам относятся глюкоза, животный крахмал — гликоген. Многие углеводы хорошо растворимы в воде и являются основными источниками энергии для осуществления всех жизненных процессов. При распаде 1 г углеводов освобождается 17,6 кДж энергии.
|
Белки являются основными веществами клетки. Белки — самые сложные из встречающихся в природе органических веществ, хотя и состоят из относительно небольшого числа химических элементов — углерода, водорода, кислорода, азота, серы. Очень часто в состав белка входит фосфор. Молекула белка имеет большие размеры и представляет собой цепь, состоящую из десятков и сотен более простых соединений — 20 видов аминокислот.
Белки служат главным строительным материалом. Они участвуют в формировании мембран клетки, ядра, цитоплазмы, органоидов. Многие белки выполняют роль ускорителей течения химических реакций — ферментов. Биохимические процессы могут происходить в клетке только в присутствии особых ферментов, которые ускоряют химические превращения веществ в сотни миллионов раз.
Белки имеют разнообразное строение. Только в одной клетке насчитывается до 1000 разных белков.
При распаде белков в организме освобождается примерно такое же количество энергии, как и при расщеплении углеводов – 17,6 кДж на 1 г.
Нуклеиновые кислоты образуются в клеточном ядре. С этим связано их название (от лат. «нуклеус» — ядро). Они состоят из углерода, кислорода, водорода и азота и фосфора. Нуклеиновые кислоты бывают двух типов — дезоксирибонуклеиновые (ДНК) и рибонуклеиновые (РНК). ДНК находятся в основном в хромосомах клеток. ДНК определяет состав белков клетки и передачу наследственных признаков и свойств от родителей к потомству. Функции РНК связаны с образованием характерных для этой клетки белков.
Основные термины и понятия:
⇐ Предыдущая12mykonspekts.ru
Строение, химический состав и свойства клетки.
Все живые организмы состоят из клеток. Организм человека тоже имеет клеточное строение, благодаря которому возможен его рост, размножение и развитие.
Организм человека состоит из огромного числа клеток разной формы и размеров, которые зависят от выполняемой функции. Изучением строения и функций клеток занимается цитология.
Каждая клетка покрыта состоящей из нескольких слоев молекул мембраной, которая обеспечивает избирательную проницаемость веществ. Под мембраной в клетке находится вязкое полужидкое вещество – цитоплазма с органоидами.Митохондрии – энергетические станции клетки, рибосомы – место образования белка, эндоплазматическая сеть, выполняющая функцию транспортировки веществ, ядро – место хранения наследственной информации, внутри ядра – ядрышко. В нем образуется рибонуклеиновая кислота. Возле ядра расположен клеточный центр, необходимый при делении клетки.
Клетки человека состоят из органических и неорганических веществ.
Неорганические вещества:Вода – составляет 80 % массы клетки, растворяет вещества, участвует в химических реакциях;Минеральные соли в виде ионов – участвуют в распределении воды между клетками и межклеточным веществом. Они необходимы для синтеза жизненно важных органических веществ.Органические вещества:Белки – основные вещества клетки, самые сложные из встречающихся в природе веществ. Белки входят в состав мембран, ядра, органоидов, выполняют в клетке структурную функцию. Ферменты – белки, ускорители реакции;Жиры – выполняют энергетическую функцию, они входят в состав мембран;Углеводы – также при расщеплении образуют большое количество энергии, хорошо растворимы в воде и поэтому при их расщеплении энергия образуется очень быстро.Нуклеиновые кислоты – ДНК и РНК, они определяют, хранят и передают наследственную информацию о составе белков клетки от родителей к потомству.Клетки человеческого организма обладают рядом жизненно важных свойств и выполняют определенные функции:
В клетках идет обмен веществ, сопровождающийся синтезом и распадом органических соединений; обмен веществ сопровождается превращением энергии;Когда в клетке образуются вещества, она растет, рост клеток связан с увеличением их числа, это связано с размножением путем деления;Живые клетки обладают возбудимостью;Одна из характерных особенностей клетки – движение.Клетке человеческого организма присущи следующие жизненные свойства: обмен веществ, рост, размножение и возбудимость. На основе этих функций осуществляется функционирование целого организма.
ebiology.ru
Урок биологии "Химический состав растительной клетки".
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение « Мамоновская основная общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
Технологическая карта урока
Учебный предмет: биология. Учитель: Беляева Ирина Ивановна Класс:6 класс. Тема урока: «Химический состав клетки». Тип урока: Урок открытия новых знаний. Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии. Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ. Задачи: - образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки; - развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические вещества в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли; - воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду. Планируемые результаты учебного занятия: Предметные: - знать химический состав клетки; - рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке; - уметь отличать органические вещества от неорганических. Метапредметные: - регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. - познавательные: - находить отличия; - составлять схемы-опоры; - работать с инструкционными картами; - объяснять значения новых слов; - сравнивать и выделять признаки; - уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации. Личностные: - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы. Формирование УУД:
Познавательные УУД Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации. -Все ли вам было понятно в течение урока? -Какая часть урока показалась самой интересной? -Какая часть урока вызвала затруднение? -Какое у вас настроение после урока? Регулятивные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем, совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Оценивать собственный вклад в работу группы. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы: частично-поисковый. Информационно-технологические ресурсы: инструкционные карты, презентация, видеоролик, раствор хлорида кальция, раствор карбоната натрия, раствор соляной кислоты, спиртовка, кусочки растения, металлическая ложка, тесто, стакан с водой, йод, клубень картофеля, пипетка, семена подсолнечника, лист бумаги, два листа капусты, весы. Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.
Этапы занятия.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «Улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Итак, сейчас я хочу показать Вам пару опытов. Внимание! Превращение воды в «молоко» и «молока» в воду. - Итак, что же вы увидели? - Что произошло у нас на уроке?
- А какая наука изучает вещества и их превращения? -Все живые организмы состоят из … - Так какова же тема сегодняшнего урока? Слайд 1.
Приветствуют учителя.
Наблюдение за проведением опытов. Ответы на вопросы учителя.
Ответ учащихся: «Химический состав клетки».
Коммуникативные УУД.
Познавательные УУД. Выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать факты.
Умение производить поиск информации, формировать учебную тему.
2. Актуализация пройденного материала.
Повторение строения клетки (кроссворд). Слайд 2-3.
Отгадывают кроссворд, повторяют строение клетки.
Регулятивные УУД. Умение слушать учителя и отвечать на вопросы.
3.Актуализация нового материала.
-Итак, что мы уже знаем по данной теме урока?
- А что нам предстоит узнать?
Слайд 4.
Выполнение исследовательской работы.
1 группа. 1 опыт. Прокаливание семян. Положите в пробирку кусочки стебля, корня, листьев и прокалите их на огне. Что вы наблюдали? Сделайте вывод.
2 опыт. Возьмите два листа капусты: один свежий, а второй сухой (по массе они были одинаковые). Взвесьте. Сравните массу, запишите результат. 3 опыт. Нагрейте кусочки растения на металлической пластинке. Какие вещества сгорают, а какие остаются? Сделайте вывод. 2 группа.
1 опыт. Возьмите комочек теста (оно приготовлено из муки семян растений, следовательно, имеет такой же химический состав), положите его в мешочек из марли. Хорошо промойте тесто в воде, налитой в стакан. Какое вещество осталось в марле?
2 опыт. Добавьте в стакан с мутной водой, в которой промывали тесто, 2 – 3 капли йода, что вы наблюдали? Сделайте вывод.
3 опыт. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось?
– Что вы должны были подобрать к уроку?
– Найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами.
- А какие вещества необходимы растению? - Какие части растения обеспечивают поступление этих веществ в организм?
-Какие удобрения вы знаете?
Слайд 6-9.
-Строение клетки; что вещества бывают органические и неорганические).
- Какие органические и неорганические вещества входят в состав клетки.
Выполняют исследовательскую работу по инструкционным картам, заполняют таблицу.
Отчёты руководителей групп о проделанной работе.
- Этикетки продуктов питания растительного происхождения.
-Жиры: подсолнечник, лён.
Белки: соя, горох, бобы.
Углеводы: макаронные изделия, рис.
-Калий, фосфор, азот.
-Корни.
-Удобрения бывают органические и неорганические.
Умение слушать учителя и отвечать на вопросы.
Познавательные УУД.
Выполнять исследовательскую работу. Выдвигать гипотезы, наблюдать, анализировать наблюдаемое, обобщать и делать выводы.
Коммуникативные УУД.
Составлять тезисы выступления. Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения.
Познавательные УУД.
Сравнивать, обобщать факты.
Регулятивные УУД.
Умение слушать своих одноклассников и отвечать на вопросы.
4. Закрепление по эталону.
Самостоятельная работа в малых группах.
Просмотр видеоролика.
Выполнение биологического диктанта.
Чтение стихотворения о бережном отношении к уроку.
Коммуникативные УУД.
Самостоятельно работать в малых группах.
5.Рефлексия.
-Все ли вам было понятно в течение урока?
-Какая часть урока показалась самой интересной?
-Какая часть урока вызвала затруднение?
-Какое у вас настроение после урока?
Слайд 10.
Ученики говорят, что они узнали на уроке, что понравилось больше всего.
Регулятивные УУД.
В диалоге с учителем одноклассниками оценивают свою работу по выбранным критериям оценки.
infourok.ru