Животные растения леса. Конспект урока по окружающему миру «Животные и растения леса»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Животные смешанных лесов. Типичные животные смешанных лесов. Животные растения леса


Животный мир леса: фото, описание животных

Куница

Речь пойдёт не о кунице как таковой, а обо всех представителях семейства куньих, в которое входят: куница, соболь, горностай, ласка, норка, выдра, хорёк. Из-за своих шкур эти животные тайги являются наиболее востребованными при охоте. Мясо их не употребляют в пищу, его дают разве что собакам, и цену имеет только их мех. У куниц сложное поведение и развитая на уровне трехлетнего ребенка моторика лап. Любят заниматься гимнастикой. Детеныши куницы проводят почти все время в играх. Во время игр издают воркование. Живут куницы до 20 лет. Питаются грызунами, мелкими птицами и птичьими яйцами. Во время охоты куница переламывает жертве позвонки шеи, сворачивает язычок в трубочку и пьет кровь из еще живой жертвы.

животный-мир-леса
  zhivotnyi-mir-lesov
Горностай с добычей   Соболёнок

Соболь активен в сумерки, ночью, но часто охотится и днём. Индивидуальный охотничий участок соболя - от 150 - 200 га до 1500 - 2000 га, иногда и больше. Границы индивидуального участка метятся секретом анальных желез. Охотно питается растительной пищей. Любимая пища - кедровые орехи, рябина, голубика. Охотно поедает ягоды брусники, черники, черёмухи, шиповника, смородины. Гнездовые убежища - в дуплах поваленных и стоящих деревьев, в каменных россыпях, под корнями.

Охота на куньих является главным видом деятельности профессиональных охотников-промысловиков. Охотятся с помощью различных самоловов, в основном кулёмок, плашек, капканов. Зачастую используют приваду - в виде мертвой птицы, например.

Заяц

Чаще всего в северных лесах преобладают популяции зайца-беляка, и совсем редко встречается европейский заяц - заяц-русак. Заяц-русак отличается от своего северного коллеги тем, что не меняет окрас меха зимой.

В норме беляки ведут одиночный территориальный образ жизни, занимая индивидуальные участки в 3—30 га. На большей части ареала это оседлый зверь, и его перемещения ограничиваются сезонной сменой кормовых угодий. По осени и зимой характерны сезонные переселения в леса; весной — к открытым местам, где появляется первая трава.

заяц русак   животные-леса
Заяц-русак   Заяц-беляк с зайчонком

Преимущественно сумеречное и ночное животное леса. Наиболее активен в предутренние и предвечерние часы. Обычно кормёжка (жировка) начинается с заходом солнца и заканчивается к рассвету, но летом ночного времени не хватает, и зайцы кормятся по утрам. Растительноядное лесное животное. Летом в тундре зайцы, спасаясь от гнуса, переходят на дневное питание. В оттепель, снегопад и дождливую погоду беляк часто вообще не выходит на кормёжку. В такие дни потери энергии частично восполняет копрофагией (поеданием экскрементов). Зимой в сильные морозы заяц роет в снегу норы 0,5—1,5 м длиной, в которых может проводить целый день и покидать лишь при опасности. Роя нору, беляк уплотняет снег, а не выбрасывает его наружу.

С места лёжки к месту кормёжки зайцы бегают по одному и тому же маршруту, особенно зимой. При этом они натаптывают тропы, которыми обычно пользуются несколько зверьков. Зимой по хорошо натоптанной тропе может идти даже человек без лыж. Идя на лёжку, заяц обычно передвигается длинными прыжками и путает следы, делая т. н. «вздвойки» (возвращения по своему следу) и «сметки» (большие прыжки в сторону от следа).

Охотятся на зайца ради его мяса, меха. Зачастую многие охотники ставят петли на зайца, успешнее всего такая охота проходит зимой, по заячьей тропе. Зайцы являют кормовой базой для многих хищников. Мясо зайца очень диетическое, употребляется в пищу с дополнительным источником жиров, овощами. Внутренние органы зайца зачастую поражаются паразитами.

Росомаха

Весьма хитрый и наглый зверь. Ведёт одиночный образ жизни. Довольно дерзок в своём поведении и, в то же время, весьма осторожен. Встретить его в лесу не так просто. Логово росомаха устраивает под вывороченными корнями, в расселинах скал и других укромных местах, кормиться выходит в сумерки. В отличие от большинства куньих, ведущих оседлый образ жизни, росомаха постоянно кочует в поисках добычи по своему индивидуальному участку, занимающему до 1500—2000 кв.км. Благодаря мощным лапам, длинным когтям и хвосту, играющему роль балансира, росомаха легко лазает по деревьям. Обладает острым зрением, слухом и обонянием. Издаёт звуки, похожие на лисье тявканье, но более грубые.

росомаха   детёныш росомахи
Росомаха с добытой куропаткой   Детёныши росомахи

Росомаха всеядна, не брезгует полакомиться падалью, также любит доедать остатки после трапезы более крупных животных тайги, например, медведя. В основном охотится на зайца-беляка, тетеревов, рябчиков, куропаток, грызунов. Иногда охотится на более крупных животных, например, телят лося, раненых или больных животных. Нередко разоряет зимовья охотников и похищает добычу из капканов. Летом поедает птичьи яйца, личинок ос, ягоды и мёд. Ловит рыбу - у полыней или во время нереста, охотно подбирает снулую рыбу. Охотится на птиц, хватая их на земле, когда те спят или сидят на гнёздах. Является санитаром, уничтожая слабых и больных животных. Может напасть на человека, если загнана в угол.

Росомахи, как и рыси, хорошо приручаемые животные, в неволе живут до 17 лет, в дикой природе - около 12.

Бобр

Ещё одно животное леса, обитает повсеместно. Места обитаения - поймы рек. Бобр — крупный грызун, приспособленный к полуводному образу жизни. Бобр обладает красивым мехом, который состоит из грубых остевых волос и очень густой шелковистой подпуши. Окраска меха - от светло-каштановой до тёмно-бурой, иногда чёрная. Хвост и конечности чёрные. Является объектом промысловой охоты, в первую очередь, из-за меха, также употребляется в пищу мясо борба. В анальной области находятся парные железы, жировики и непосредственно сама бобровая струя, которая и выделяет сильно пахнущий секрет.

бобр грызет дерево   нутрия
Любуется результатами работы...   Нутрия с детёнышем

Запах бобровой струи служит ориентиром другим бобрам о границе территории бобрового поселения, он уникален, как отпечатки пальцев. Секрет жировиков, используемый совместно со струёй, позволяет дольше сохранять бобровую метку в «рабочем» состоянии благодаря маслянистой структуре, которая испаряется намного дольше секрета бобровой струи. Вследствие интенсивной добычи к началу XX века бобр на большей части ареала оказался практически истреблён.

Живут бобры поодиночке или семьями. Полная семья состоит из 5—8 особей: семейной пары и молодых бобров — приплода прошлого и текущего годов. Семейный участок иногда занимается семьёй в течении многих поколений. Небольшой водоём занимает одна семья или холостой бобр. На более крупных водоёмах длина семейного участка вдоль берега составляет от 0,3 до 2,9 км. От воды бобры редко удаляются более чем на 200 м. Между собой бобры общаются с помощью пахучих меток, поз, ударов хвостом по воде и криков, напоминающих свист. При опасности плывущий бобр громко хлопает хвостом по воде и ныряет. Хлопок служит для всех бобров в пределах слышимости сигналом тревоги. Активны бобры ночью и в сумерках.

Живут бобры в норах или хатках. Вход в жилище бобра для безопасности всегда располагается под водой. Норы бобры роют в крутых и обрывистых берегах; они представляют собой сложный лабиринт с 4—5 входами. Стены и потолок норы старательно разравниваются и утрамбовываются. Жилая камера внутри норы устраивается на глубине не более 1 м. Ширина жилой камеры немногим более метра, высота — 40—50 сантиметров. Хатки строятся в местах, где рытьё норы невозможно, — на пологих и низких заболоченных берегах и на отмелях.

Бобры строго растительноядны. Питаются они корой и побегами деревьев, предпочитая осину, иву, тополь и берёзу, а также различными травянистыми растениями.

Выхухоль

Вот кто-кто, а выхухоль действительно является самым редким животным тайги. Находится на грани исчезновения, занесена в Красную книгу России. Встретить её на берегах таёжных водоёмов практически нереально. Водится в основном в южной тайге и смешанных лесах Европы. Относительно крупный зверь: тело длиной 18 - 22 см, хвост - такой же, масса до 520 г. Выхухоли практически слепы, но обладают развитым обонянием и осязанием. Чаще всего предпочитают селиться в замкнутых пойменных водоёмах. Большую часть года зверьки живут в норах с одним выходом. Выход находится под водой. Основная часть хода расположена над уровнем воды.

выхухоль под водой   детеныш выхухоли
Выхухоль под водой   Выхухулёнок

Летом выхухоли живут поодиночке, парами или семьями, а зимой в одной норе могут жить до 12—13 зверьков разного пола и возраста. Каждый зверёк имеет временно посещаемые норы, расположенные на расстоянии 25—30 м одна от другой. Такое расстояние выхухоль проплывает вдоль соединительной траншеи за нормальный срок её пребывания под водой — за 1 минуту. По земной поверхности выхухоль не может быстро передвигаться и становится жертвой хищников.

На грань исчезновения выхухоль в России привели такие факторы, как вырубка пойменных лесов, загрязнение водоёмов, где обитают животные, осушение пойменных угодий, что ухудшает условия для добычи корма и защиты, строительство плотин и дамб, а также застройка на берегах водоёмов, создание водохранилищ, выпас скота вблизи водоёмов.

В настоящее время выхухоль удается сохранить благодаря специальным методам и нетрадиционным организационным формам, а именно - созданию специализированных охотничьих хозяйств, главный принцип деятельности которых - рациональное использование и охрана этих животных. К естественным факторам, отрицательно влияющим на её численность, относятся длительные зимние паводки и высокое половодье.

Белка

Одно из самых милых животных северных лесов. На вид совершенно игрушечная, белка привлекает внимание детей. Белка не опасна для человека, разве что может поцарапать, если почувствует опасность для потомства. Одной из широко известных отличительных особенностей многих белок является их способность запасать на зиму орехи. Некоторые виды закапывают орехи в землю, другие прячут их в дуплах деревьев. Как полагают учёные, плохая память некоторых видов белок, в частности, серой, помогает сохранять леса, так как они закапывают орехи в землю и забывают про них, а из проросших семян появляются новые деревья. Белка является источником ценного меха. Является объектом промысловой охоты. Шкурка белки стоит в пределах 50 - 100 р.

белка с шишкой   белчонок
Белка с шишкой   Белчонок

В отличие от зайцев или оленей, белки не способны усваивать клетчатку и поэтому в основном питаются растительностью, богатой белками, углеводами и жирами. Самым тяжёлым временем для белок является ранняя весна, когда зарытые семена начинают прорастать и более не могут служить в качестве пищи, а новые ещё не поспели. Несмотря на широко распространённое мнение, белки всеядны: кроме орехов, семян, плодов, грибов и зелёной растительности они также употребляют в пищу насекомых, яйца и даже небольших птиц, млекопитающих и лягушек. Очень часто эта пища заменяет белкам орехи в тропических странах.

Белки часто точат свои зубы о ветки деревьев, но не в состоянии отличить ветки от электрических проводов. В США белки дважды в истории становились причиной понижения биржевого индекса высоких технологий NASDAQ и вызвали каскадное отключение электричества в Алабамском университете.

Белечье мясо можно употреблять в пищу, если добывать белок петлями во время выживания в тайге. В старые времена аборигены Северного Урала, народ манси из мелкокалиберной винтовки стреляли белкам прямо в глаз - для того, чтобы не портить шкурку.

Бурундук

Ещё один грызун, напоминающий белку, и не зря напоминающий, ведь бурундуки и белки - из одного семейства. В зависимости от вида, вес бурундуков может составлять от 30 до 120 г, а размер - от 5 до 15 см при длине хвоста от 7 до 12 см. Отличительным признаком всех видов являются пять тёмных полосок вдоль спины, разделённых белыми или серыми полосками. Бурундук, как и белка,  древесный житель. На открытых местах и в чистом высокоствольном лесу без подлеска из молодой поросли и кустарников он никогда не живёт. Особенно любит бурундук места, заваленные буреломом и валежником, где удобно прятаться.

  детёныш бурундука
Грызёт орех    Бурундучонок

На зиму бурундуки засыпают не так крепко, как, например, суслики или сурки. Они просыпаются среди зимы, подкрепляются немного, а затем снова засыпают. Бурундуки очень любят тепло и ясную погоду и в начале весны, когда ещё довольно прохладно, бывают совсем не такими, какими мы привыкли их видеть в хорошие летние дни. Обычно веселые, резвые и подвижные, зверьки в первые дни весны проводят на воздухе всего два-три часа в день и не отходят далеко от своих норок, а, взбираясь на ветки деревьев, объедают почки где-нибудь поблизости. Вялые и малоподвижные, они любят в это время забираться на верхушки ещё голых деревьев и тихо сидеть там часами, греясь в лучах весеннего солнца.

При приближении человека бурундук издает отрывистое «цыканье» или свист. Пока человек ещё далеко, свист этот слышится сравнительно редко и чередуется с продолжительным молчанием, причем зверек садится на задние лапки и внимательно осматривает приближающегося. Только подпустив к себе человека или его собаку шагов на 20—30, бурундук бросается бежать. На бегу он уже часто повторяет тревожный сигнал так, что издали можно по свисту узнать, сидит бурундук на месте или бежит. У бурундука много врагов, главным образом, среди мелких хищных зверей и хищных птиц. Но иногда его преследуют и такие крупные хищники, как медведь.

Ёж

Тоже весьма забавный представитель животного мира леса. Обыкновенный ёж населяет самые разнообразные места, избегая обширных болот и сплошных хвойных массивов. Предпочитает опушки, перелески, небольшие поляны, поймы рек. Он вполне может жить рядом с человеком. Обыкновенный ёж - это животное, активное в ночное время суток. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. Гнёзда строят в кустах, ямах, пещерах, заброшенных норах грызунов или в корнях деревьев. При помощи длинных средних пальцев на ногах ежи ухаживают за своими колючками. Грудь животные вылизывают языком. В природе эти животные живут 3 - 5 лет, в неволе могут доживать до 8 - 10 лет.

ezh   ежонок
Ёж возле мухомора   Ежонок

Обыкновенные ежи - довольно быстрые животные для своих размеров. Они способны бегать со скоростью до 3 м/с, хорошо умеют плавать и прыгать.

Ёжи всеядны, основу их питания составляют взрослые насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви. В естественных условиях на позвоночных нападает редко, чаще всего жертвами ежа становятся оцепеневшие рептилии и амфибии. Из растений может поедать ягоды и фрукты.

Ёж может быть переносчиком таких заболеваний, как дерматомикоз, жёлтая лихорадка, сальмонеллёз, лептоспироз, бешенство. На них в больших количествах водятся клещи и блохи. В лесных угодьях ежи собирают на себя клещей, в том числе энцефалитных, больше, чем любые другие зверьки, поскольку их колючий покров, как щёткой, счёсывает голодных клещей с травы. От клещей, забравшихся между иглами, ёж не способен избавиться.

На ежей необычно слабо действуют многие сильные яды: мышьяк, сулема, опиум и даже синильная кислота. Они довольно устойчивы к яду гадюк. Широко распространённое мнение, что ежи накалывают на иголки пищу, является ошибочным.

Полевая мышь

Ещё один грызун, интересен тем, что является кормовой базой для многих ранее изученных животных северного леса. После насекомых являются низшими звеньями пищевой цепочки и иерархии животного мира тайги. Мыши - природные носители большого числа паразитов и хранители возбудителей многих болезней человека и домашних животных, включая опасные инфекции. Вредят зерновому и лесному хозяйству, повреждают материалы и продукты питания. Лесные и полевые мыши достигают длины от 6 до 15 см, при этом длина хвоста от 7 до 15 см. Вес составляет от 15 до 50 г. Большинство видов (кроме домовой мыши) не проникают в человеческие жилища, но могут быть вредителями зерновых или переносчиками болезней.

мышь   мышь с мышатами
Полевая мышь   Мышь с мышатами в логове

Чаще мыши роют глубокие норы, в которых строят гнёзда из травы. В зависимости от вида, мыши могут быть активны днём или ночью. Они питаются корнями, семенами, ягодами, орехами и насекомыми. Могут быть переносчиками возбудителей клещевого энцефалита, туляремии, риккетсиоза, лихорадки Ку и других заболеваний. Мясо пригодно для употребления в пищу.

Автор: Олег Приходько

volnomuvolya.com

Растения и животные леса - PDF

«Природный мир Кубани»

«Природный мир Кубани» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 7 муниципального образования Абинский район Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей

Подробнее

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС» Ведущий: Сегодня мы проведем игру «Звездный час», но игра эта не совсем обычная. Она экологическая. Что такое экология? Ответы детей. Ведущий: Какие правила поведения

Подробнее

Животные лесных ярусов

Животные лесных ярусов Животные лесных ярусов Мир. С чем мы только не ассоциируем данное слово. С покоем, с бесконечностью, Вселенной. Каждый человек задумывается о многообразии мира, потому что помимо нашего людского мира существует

Подробнее

По теме. Ф.И. ученика

По теме. Ф.И. ученика Технологическая карта урока биологии По теме Ф.И. ученика Класс Дата I. Задание 1 1. Рассмотрите картинку. 2. Что изображено на данной картине? 3. Назовите организмы природного сообщества леса. 4. Назовите

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. 1 Пояснительная записка. Рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир леса» составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной

Подробнее

Игра «Путешествие по лесной тропе»

Игра «Путешествие по лесной тропе» Игра «Путешествие по лесной тропе» Задачи:. Углубление знаний по биологии и активизация познавательной деятельности учащихся.. Развитие остроты мышления, чувства коллективизма.. Формирование волевого стремления

Подробнее

Тема: «Лес многоэтажный дом»

Тема: «Лес многоэтажный дом» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 19 «Зёрнышко» Конспект занятия по образовательной области «Познание» образовательная деятельность «Ознакомлению с природой» Тема:

Подробнее

«Животные и растения Самарской области»

«Животные и растения Самарской области» РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ Г. О. ТОЛЬЯТТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДСКОГО

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Программа «Мир леса» является структурной единицей деятельности школьного лесничества «Бурундучок». Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание

Подробнее

Природные зоны России

Природные зоны России Природные зоны России Арктические пустыни Природные условия Арктика расположена на островах Северного Ледовитого океана и на севере полуострова Таймыр. Арктика-страна льда и тьмы. Сурова природа этой

Подробнее

Урок по окружающему миру

Урок по окружающему миру Тема: Лес - природное сообщество. Цели: Урок по окружающему миру познакомить учащихся с особенностями природного сообщества лес, с его животным и растительным миром; развивать устную речь, логическое мышление,

Подробнее

«Всемирный день дикой природы»

«Всемирный день дикой природы» Развлечение для старшей группы «Всемирный день дикой природы» Цель: Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе. Задачи: - Уточнять, систематизировать и углублять знания

Подробнее

Правила поведения в лесу

Правила поведения в лесу Правила поведения в лесу Не разоряйте птичьи гнёзда Дети запомнить должны И понять: Гнёзда у птичек Нельзя разорять! Если в траве Увидали яйцо Или услышали Крики птенцов, Не приближайтесь, Не лезьте туда

Подробнее

«Ознакомление с природой родного края»

«Ознакомление с природой родного края» МДОУ детский сад общеразвивающего вида 16 «Малышок» КОНСПЕКТ открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «Ознакомление с природой родного края» Воспитатель: Лебедева

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности третьего года обучения разработана на основе дополнительной образовательной программы «Азбука

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка На сегодняшний день охрана лесных сообществ является одной самых основных задач человечества. Эта работа начинается в детском саду первом звене системы непрерывного экологического

Подробнее

МДОУ «Ельниковский детский сад 1»

МДОУ «Ельниковский детский сад 1» МДОУ «Ельниковский детский сад 1» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Знатоки природы» Воспитатель : Турлаева С.Н. С. Ельники 2017 г Цели: Конспект непосредственно образовательной

Подробнее

Русский лес (викторина)

Русский лес (викторина) Русский лес (викторина) Цель: проверить знания детей о деревьях, кустарниках, растительности леса. Оборудование: картины; плакаты; русский костюм; иллюстрации. В записи звучат звуки леса; шум листвы, пение

Подробнее

«Знатоки природы» Звуки леса! (аудио)

«Знатоки природы» Звуки леса! (аудио) Экологическая викторина для детей средней группы «Знатоки природы» Цель: закрепить знания и навыки экологической культуры воспитанников по проекту «Хранители природы» Ход викторины Ведущая: Ребята, вы

Подробнее

для детей старшего дошкольного возраста

для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 3 с. Бехтеевка Корочанского района Белгородской области» Конспект проведения интегрированной непосредственной

Подробнее

Проверяемый результат (можно цифрой из п.2)

Проверяемый результат (можно цифрой из п.2) Работа по окружающему миру для 2 класса. 1.Вид работы: промежуточная аттестация. Цель работы: определить уровень достижения планируемых результатов обучающимися 2 классов по предмету окружающий мир. 2.Перечень

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа кружка «Земля наш дом» создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно нравственного развития и воспитания

Подробнее

На верхних «этажах» леса

На верхних «этажах» леса На верхних «этажах» леса Ярусы леса, как этажи большого дома, заселены различными обитателями. Верхний ярус это царство птиц. Кукушка скрытная и осторожная птица. Живут эти птицы поодиночке, кормятся насекомыми

Подробнее

Кромского района Орловской области

Кромского района Орловской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области «Черкасская средняя общеобразовательная школа» Конспект урока окружающего мира по теме: «Какие бывают растения?»

Подробнее

«Загадки нашего леса»

«Загадки нашего леса» Г УО «Учебно педагогический комплекс ясли сад средняя школа 24 г. Борисова» Интеллектуальная игра «Загадки нашего леса» Воспитатель: Стульба З. В. Игра «Звёздный час». «Загадки нашего леса» Цель: воспитание

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка 1 Пояснительная записка Рабочая программа для 5 класса по природоведению составлена на основе государственной программы под редакцией Воронковой В.В. (авторы В.В.Воронкова, Л.В. Кмытюк,) 2014г., Москва,

Подробнее

Лес природное сообщество

Лес природное сообщество Лес природное сообщество С.А. Филиппова Работа на уроках окружающего мира может быть самой разнообразной. Наиболее продуктивными мы считаем такие формы работы, в которых активно участвуют сами ученики.

Подробнее

Животный мир родного края

Животный мир родного края ГБОУ Гимназия 1562 Дошкольное отделение «СОЛНЫШКО» Животный мир родного края Группа «Маша и медведь» Воспитатели: Горячева С.А. Корзун А.И. Вид проекта: познавательно - творческий Участники проекта: Дети

Подробнее

Тип программы адаптированная.

Тип программы адаптированная. Пояснительная записка. Воспитанию любви к Родине, укреплению их физического и психического здоровья детей и подростков служит природное окружение, оно же способствует развитию эстетических и нравственных

Подробнее

контрольная работа в виде теста.

контрольная работа в виде теста. Пояснительная записка по предмету «Мир» 8и класс Данная программа разработана на основании программно-методического материала: «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М.Бгажноковой;

Подробнее

docplayer.ru

Животные смешанных лесов. Типичные животные смешанных лесов

Животные, обитающие в смешанных лесах, в целом характерны для всей лесной зоны территории России. Зайцы, лисица, ежи и даже кабаны могут встречаться и в хорошо освоенных человеком лесах. Белки уже великолепно себя чувствуют не только в дикой природе, но и в обычном городском парке. На реках вдали от населенных пунктов и сейчас можно видеть хатки бобров. Встречаются и такие животные смешанных лесов как медведь, куница, волк и барсук. Лоси также довольно часто выходят на проезжие дороги и окраины деревень.

Обитатели смешанных широколиственных лесов

В смешанном широколиственном лесу прекрасно себя чувствуют и представители животного мира таежных лесов: заяц-беляк, белка. Параллельно обитают и наиболее типичные животные смешанных лесов: лось, бурый медведь, барсук.

Лось

животные смешанных лесов

Европейский лось не зря называется лесным великаном. Он является одним из крупнейших животных, обитающих в зоне смешанных широколиственных лесов. Средний вес его достигает трехсот килограмм. Голову самца украшают огромные рога. Шерсть этого животного обычно серо- или черно-бурого оттенка.

Эти обитатели смешанных лесов питаются в основном побегами молодых деревьев, предпочитая осину, иву или рябину. В зимний период лоси в качестве основной пищи выбирают хвою, мхи и лишайники. Эти звери – великолепные пловцы. Взрослая особь может спокойно плыть на протяжении полных двух часов с достаточно хорошей скоростью (до 10 км/час). Конец весны и самое начало лета – пора, когда лосиха приносит потомство. Как правило, это один или два теленка, которые в течение всего летнего периода живут вместе с матерью.

Барсук

типичные животные смешанных лесов

Барсук обыкновенный встречается на всей территории смешанных лесов. По размерам это животное можно сравнить с небольшой собакой. Длина тела достигает 90 см, а средний вес барсука приблизительно 25 кг. Охотится он исключительно по ночам на насекомых, выкапывает питательные корешки и попутно различных червячков. Очень любит лягушек. Барсук – ночное животное, светлое время суток он проводит в своей норе.

Барсучья нора – весьма интересное сооружение. Она, как правило, имеет несколько этажей и огромное множество входов-выходов. Иногда их число доходит до 50. Центральная нора может достигать в длину до 10 метров и располагается на глубине до 5 метров. Барсук – очень чистоплотное животное: все нечистоты он всегда закапывает в землю. Живут они колониями. Зиму барсук проводит в спячке.

Еж обыкновенный

Ёжи – животные, живущие в смешанных лесах. У этого маленького зверька очень слабое зрение, но великолепно развит слух и обоняние. В случае опасности ежик сворачивается, принимая форму шара. И тогда уже ни один из хищников справиться с ним не может (у этого зверька примерно 5000 игл, длина которых равна 2 см).

На территории смешанных лесов России наиболее часто встречаются ежи, иглы у которых имеют серый оттенок и отчетливо просматриваются темные поперечно расположенные полоски.

В качестве пищи еж предпочитает насекомых и беспозвоночных: земляных червей, слизней и улиток. Охотится на лягушек, змей, разоряет гнезда живущих на земле птиц. Иногда ест лесные ягоды.

Еж обыкновенный имеет две норы: летнюю и зимнюю. Зимняя нора служит ему для сна, который длится с середины осени и до апреля, а летний вариант жилища используется для рождения потомства. Детеныши у ежей рождаются голыми, немного позднее (в течение нескольких часов) появляются мягкие иголочки белого цвета, которые в течение 36 часов меняют свой цвет на привычный окрас.

Крот

Достаточно много в смешанных лесах кротов. Эти полностью слепые зверьки проводят большую часть своей жизни под землей. Питаются они в основном насекомыми, личинками, земляными червями. В зимнюю спячку кроты не впадают, так как и в это время года они не испытывают проблем с нехваткой пищи.

Животные смешанного леса

Заяц-беляк

животные смешанного леса заяц

Ареал обитания этого зверька не ограничивается лишь зоной смешанных лесов. Его можно повстречать и в тундре, и в степных кустарниках. В зимние время окрас его шкурки приобретает совершенно белый цвет. Только лишь кончики ушей по-прежнему остаются черными. Лапки обрастают более пушистым мехом. Летом эти животные смешанных лесов имеют привычную серую окраску.

Питается заяц-беляк травой, побегами и корой деревьев: ивы, березы, осины, клена, дуба и орешника. Постоянной норы у зайца как таковой нет. При малейшей опасности это животное предпочитает спасаться бегством.

Зайчиха дважды в течение летнего периода приносит до 6 зайчат. Молодняк становится взрослым после проведенной вместе с матерью зимовки.

Зубры

Животный мир смешанных лесов России совсем недавно мог похвастаться таким великолепным животным, как дикий бык. Они повсеместно встречались в северо-западных областях России. Но, к сожалению, популяция зубров была практически полностью истреблена. На сегодняшний момент в стране проведена огромная работа по восстановлению численности этих животных.

Речные бобры

животные живущие в смешанных лесах

Животный мир смешанных лесов представляет такой интересный и необычный зверек, как речной бобер. Раньше они водились практически повсеместно. Но из-за своего весьма ценного меха были практически полностью истреблены.

Бобры предпочитают выбирать для своих домов тихие лесные речки, берега которых покрыты густыми зарослями. Питаются эти зверьки молодыми побегами деревьев и их корой.

Жилище бобра называется хатка. В качестве строительного материала бобры используют ветки деревьев. Размер хатки не имеет строгих ограничений. Каждый бобер строит ее по-своему, но она в обязательном порядке ремонтируется каждый год.

Особенный интерес вызывают плотины, которые эти зверьки мастерски умеют возводить. Бобры выстраивают плотины на тот случай, если в реке очень резко понизится уровень воды. Готовая плотина с легкостью выдержит вес взрослого человека.

Дикий кабан

Дикий кабан – очень сильный и быстрый зверь. Несмотря на некую внешнюю неуклюжесть, он легко и быстро передвигается на своих сильных ногах. Живут кабаны небольшими стадами, которые состоят из самцов и самок с поросятами. Глазки у кабана маленькие и к тому же этот зверь несколько подслеповат. Поэтому основными органами чувств для кабана являются слух и обоняние. Это полностью объясняет типичное поведение кабана при возможной опасности: он поднимает нос к верху, принюхиваясь и одновременно насторожив свои уши.

Дикие кабаны - это ночные животные леса, поскольку активны они в основном в ночные часы. Светлые часы суток кабаны проводят в труднодоступных местах. Кабаны абсолютно всеядны.

животные леса

Но в смешанных лесах обитают не только травоядные животные, но и лесные хищники: медведи, волки, лисы и куница.

Волки

Самые опасные животные смешанных лесов - это, конечно, волки. Они всегда доставляли много хлопот, но тем не менее призыв к полному истреблению популяции этого животного совершенно неоправдан. Волк – хищное животное, но уничтожает он преимущественно больных либо сильно ослабленных животных. Этим он помогает оздоровлению популяции животных, обитающих в данной местности. В областях, где численность этих хищников относительно небольшая, вреда от этого животного практически нет.

Лесная куница

лесные хищники

Куница – еще один яркий представитель хищных животных, обитающих в смешанных лесах. Гнезда этот зверек устраивает в дуплах деревьев, выбирая для этого довольно высокие места. Ведя ночной образ жизни, куница довольно часто разоряет беличьи гнезда. Белка активна в светлое время суток, а по ночам крепко спит в дупле, поэтому становится весьма легкой добычей для куницы. Но куница питается также и пищей растительного происхождения: фруктами или ягодами. Очень любит полакомиться диким медом. Из-за этой своей слабости может достаточно долгое время жить непосредственно рядом с пчелиным гнездом. Иногда в одном месте могут одновременно собраться несколько куниц.

Лисица

животный мир смешанных лесов

Лиса – весьма осторожный хищник. Длина тела этого зверя достигает метра и практически такого же размера и знаменитый лисий хвост. Мех этого животного чаще всего имеет рыжий окрас, грудка и брюшко – светло-серого цвета, а вот кончик хвоста обязательно белый.

Эти животные отдают предпочтение смешанным лесам, которые чередуются с вырубками, водоемами и лугами. Лисицу можно увидеть и на окраинах деревень, и в рощах среди лугов.

Зрение у лисицы достаточно слабо развито, поэтому на местности она ориентируется при помощи обоняния и отменного слуха. В качестве жилища лиса использует брошенные барсучьи норы. Иногда самостоятельно копает нору, глубина которой доходит до 4 метров. Обязательно имеются несколько запасных выходов.

Лисы предпочитают вести оседлый образ жизни. Это ночные хищники. Питается лиса грызунами, зайцами или птицами. В очень редких случаях нападает на детеныша косули. Продолжительность жизни лисы не более 8 лет.

Рысь

Рысь – еще один представитель хищников, обитающих в смешанных лесах. Рысь охотится из засады. Она может довольно долгое время выслеживать добычу, затаившись среди ветвей деревьев или густого кустарника. У этого хищника длинные мощные лапы, которые помогают рыси совершать прыжки на достаточно длинные расстояния.

Основная добыча рыси – косули или олени. Но не брезгует она и мелкими млекопитающими. С удовольствием загонит зайца или поймает птицу. Свою нору рысь обустраивает заранее, чтобы спокойно произвести на свет потомство. Обычно количество котят в помете колеблется от 2 до 4 детенышей. Они живут рядом с матерью на протяжении 9 месяцев.

Животные смешанных лесов России

Таким образом, смешанные леса имеют достаточно разнообразный животный мир. Среди обитателей этой природной зоны встречаются и хищники, и травоядные животные, как обитатели таежных лесов, так и «коренные» жители зоны лесостепи. Многие животные впадают в глубокую зимнюю спячку, другие же, напротив, ведут активный образ жизни круглый год.

fb.ru

Животные и растения леса

Урок окружающего мира во 2 классе.

Тема: Животные и растения леса.

Цели:

- обобщить знания детей о растениях и животных леса;

- углубить знания детей о связях между растительным и животным миром, об экологических связях;

- способствовать укреплению знаний о природе родного края;

- воспитывать экологическую культуру.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс Н.Ф. Виноградовой, тетрадь «Окружающий мир» 2 класс, иллюстрации «Лес» , растения леса, животные леса, кассета «Голоса птиц», тесты, карточки с названиями растений и животных.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Дети! Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.

  1. Повторение пройденного и проверка знаний.

1. Игра «Царства природы».

Четверо ведущих получают вывески: грибы, бактерии, растения, животные – и расходятся в разные стороны класса. Дети получают рисунки или карточки с названием представителей разных царств (например, змея, тигр, ромашка, галка и т. д.). По команде ведущего каждый должен в течение 20 секунд найти свое царство.

2. Тестирование.

Какой пункт лишний подчеркнуть: липа, ромашка, смородина, мухомор; корова, лиса, волк, заяц; ель, сосна, кедр, береза; воробей, сорока, еж; бабочка, жук, паук, кузнечик; дуб, шиповник, береза, клен.

Взаимопроверка.

III. Актуализация новых знаний и сообщение целей урока.

Загадки.

Богатырь стоит богат, Дом со всех сторон открыт, Угощает всех ребят: Он резною крышей крыт. Ваню – земляникой, Таню – костяникой, Заходи в зеленый дом, Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой. Чудеса увидишь в нем. ( лес ) ( лес )

Определите тему нашего урока.

Сегодня мы совершим путешествие в лес. Старичок-Лесовичок будет сопровождать нас в пути, укажет нужную тропинку, подскажет, если у вас возникнут трудности, введет в мир природы. А самых внимательных и любознательных ждут сюрпризы.

IV. Определение порядка работы.

Работают сегодня 3 научные группы: 1. Ботаники. 2. Зоологи. 3. Экологи.

Что изучают эти ученые?

Ботаники изучают растения. Зоологи изучают животных. Экологи изучают как животные, растения, человек связаны между собой и окружающей средой.

V. Работа по теме урока.

Учитель: Закройте глаза (звучит запись «Голоса леса», на доске появляется рисунок леса).

1 остановка «Сообщество».

- Что такое сообщество? Послушайте сказку о лесе (ученик рассказывает сказку о лесе, а класс готовит ответ на вопрос - Что объединяет в себе слово «лес»).

«Сказка о лесе», Ю. Дмитриев (пересказ).

Однажды художник решил нарисовать лес. «Что такое лес?» - рассуждал художник, - «Лес это, конечно, деревья». Он нарисовал березы, дубы, осины, сосны, липы. Очень хорошие у него получились деревья.

Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, то увидел на своей картине только сухие стволы.

- Почему засох лес? (дети говорят, что еще нужно нарисовать). Нарисовал художник цветы и траву, и кусты, а лес засох. (Дети называют, что еще должно быть в лесу). Нарисовал грибы. Нарисовал насекомых. Но насекомые съели листья и траву…

Нарисовал художник птиц, жаб, ящериц, разных зверей. И лес ожил. Это был настоящий лес. Здесь были: деревья, кусты, травы, насекомые, птицы, звери, грибы, пресмыкающиеся, земноводные. Все они вместе – это и есть лес.

Сообщество – совместное существование объектов живой и неживой природы, которые связаны между собой.

Работа в группах

Ботаники Зоологи Экологи

Даны карточки с Среди карточек Составить призывы названиями растений с названиями животных об охране природы отобрать только те, отобрать те, которые можно и написать. что растут в лесу. отнести к данному сообществу.

Отчет групп.

Физкультминутка.

Птицы летают (дети показывают). В лесу темно, все спят давно. Все птицы спят, Одна сова не спит, Летит, кричит. (Дети изображают спящих птиц). Сова смотрит кто пошевелится, того и забирает.

2 остановка «Тайны природы».

Сообщение зоологов.

1 ученик – отгадайте:

Что за зверь лесной, Встал, как столбик под сосной. И стоит среди травы - Уши больше головы. (заяц) (показ иллюстрации)

Заяц – одно из кротких животных на свете. Зайцы передними лапками роют в земле норки. Днем он спит, ночью выходит на кормежку. Зимой он питается только корой деревьев. Чаще всего грызет он молодые осинки, березки, ивы. К зиме зайцы линяют – меняют свой наряд. Новая шерсть у них вырастает густая, теплая.

Все называют зайца трусишкой. В действительности зайцы вовсе не трусливы. Если какой-нибудь пернатый хищник настигает зайца, то он ложиться на спину и отбивается сильными ударами лап. Но бывает и так, что орлу или лисице удается схватить зайца за шерсть со спины или зада. Тогда кусок кожи, схваченный за шерсть, легко отрывается и остается в зубах хищника, а сам заяц благополучно убегает. Обнаженная часть тела быстро заживает, покрываясь новой шерстью.

Дети задают вопросы выступающему.

2 ученик:

Еще один интересный житель леса. Вспомните сказку «Теремок». С кем жил в теремке еж? ( с мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой).

Такое бывает только в сказке. Но на самом деле им втроем никогда не ужиться: съел-бы еж своих соседок – мышь и лягушку. Да и в теремке он бы ни за что не поселился. Ежи даже норками не обзаводятся. Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму. Мал еж, да никто ему не страшен. Свернется в клубок, растопырит иголки – попробуй тронь. Еж питается насекомыми, мышами, лягушками, фруктами. Зимой спит, зарывшись в листья, в сено или забравшись под кучу хвороста. – А что вы знаете о еже? (учащиеся дополняют ответ).

3 ученик:

А теперь отгадайте животное по описанию.

Весит 150-200кг, длина более 2 метров, высота больше 1 метра. Он прекрасно плавает, лазает по деревьям, хорошо слышит, плохо видит. Ест орехи, желуди, ягоды, траву, мед, убивает оленей, кабанов, ест рыбу. Зимой спит. Правильно - это медведь. (Рассмотреть иллюстрацию).

Зимой у медведицы рождается 2-3 медвежонка, которые весят всего 500 грамм.

Учитель: Посмотрите на иллюстрации на доске и скажите, кого мы еще можем встретить в лесу? ( на доске иллюстрации: куница, кабан, лиса, волк, лось,…). Об этих животных вы подготовите сообщение к следующему уроку.

Растения леса.

В лесу много растений. Рассмотрите иллюстрации и разделите их на 3 группы.

Какие это группы? (деревья, кустарники, травы). – Чем отличаются растения этих групп? Составьте описание любого растения, расскажи о нем.

Сообщение ботаников о растениях.

1 ученик – отгадайте:

Клейкие почки, зеленые листочки, С белой корой, стоит под горой. (береза) (Показ иллюстрации).

Береза – символ нашей Родины. Береза среди других пород деревьев выделяется белым цветом своей коры. Если снять с дерева кусочек коры, то на пальцах останется что-то вроде белого порошка. Это вещество называется бетулин и высыпается из клеток коры. Под тонкой белой корой находится береста. Береста не пропускает воду и газы, а через рыхлую ткань черных полосок – чечевичек внутрь ствола поступает кислород. Цветки березы распускаются вместе с листьями и называются сережками.

2 ученик:

В переводе с латинского «дуб» обозначает «красавец». Один из таких красавцев растет в Литве. Ему 2000 лет.

Дуб напоминает человека, прожившего трудную жизнь. Толстый, мощный ствол, темная кора, покрытая извилистыми трещинами. Дубы любят свет и их побеги меняют направление роста несколько раз в сезон, поэтому у них угловатые и изломанные ветви. Листья и цветки появляются в мае.

Экологи напоминают правила поведения в природе.

1. Не рви в лесу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе. 2. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе. 3. Не разоряй муравейники. 4. Не лови диких животных и не уноси домой. Условия неволи не заменят им природной среды. 5. Не ломай ветви деревьев. Растение – живое существо. 6. Будь осторожен с огнем. Помни, что из 1 дерева можно сделать 1000000 спичек, а 1 спичкой сжечь 1000000 деревьев.

3 остановка «Невидимые нити».

Составить цепи питания по рисункам.

а) комары – лягушки – хищные птицы – ужи; б) птицы – гусеницы – листья; в) сова – зерно – мышь; г) гриб – белка – куница.

Дети делают вывод о связи животных, растений в природе.

4 остановка «Остроглаз».

Лесовичок подготовил вопросы (дети получают карточки и задают их друг другу.

а) На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Почему? (Так он избавляется от насекомых). б) Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Выделяет едкую жидкость). в) Какая птица умело подражает голосами птиц? Скворец может изобразить свист, скрип, мяуканье, …) г) Кто яблоки спиной собирает? (Еж). д) Как называется лес, в котором растут деревья, покрытые иголками?

VI. Закрепление.

Наше путешествие подошло к концу. – Что вы сегодня открыли для себя нового и интересного?

Учащиеся читают стихи С. Никулина «Русский лес».

Нет ничего милее, Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес…

Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит.

VII. Итоги.

Дать характеристику работы учащихся на уроке. Награды Лесовичка.

VIII. Рефлексия.

- Какими выводами вы хотите поделиться? - Что вы чувствуете? Просигнальте о вашем настроении.

IX. Домашнее задание.

Подготовить рассказ о любом лесном животном. В тетради №1 с.44 № 76-77, стр. 106-108.

Рецензия к уроку.

Работа в группах – это творческо-поисковый процесс, в котором ученики познают и осмысливают новое, выявляют причинно-следственные связи.

Учитель выступает в роли помощника в этом процессе. Во время работы в группах у учащихся появляется возможность обсуждать между собой вопросы, выполнять задания. Дети учатся отстаивать свое мнение, слышать товарищей, признавать свои ошибки. Вырастает глубина понимания учебного материала, повышается интерес к предмету.

Использование дидактических игр, загадок, творческих и поисковых вопросов помогает снять напряжение, утомляемость, повысить активность, внимание. Большое внимание уделяется развитию речи, мышления, творческого воображения. На уроке, пусть кратко, выступает каждый ученик. Все это полезно и для развития речи, и для формирования личности.

videouroki.net

Лес и животные

В лесу живет много животных. Для большинства из них лес служит домом.

Питаясь и перемещаясь с места на место, они оказывают большое влияние на жизнь лесных растений, существенно изменяя ход лесообразовательного процесса. С их помощью на вырубки или другие лишенные древесной растительности площади могут быть занесены семена деревьев. Иногда, наоборот, они приводят к гибели семян какой-нибудь древесной породы, препятствуя ее возобновлению.

Под действием насекомых-вредителей на обширных площадях погибают леса. Все это изменяет направление лесообразовательного процесса, а иногда лишь прерывает или замедляет нормальный его ход.

Животные и растения в лесу находятся в настолько тесном взаимодействии, что, воздействуя на один компонент, можно влиять и на другой. Существуют так называемые биологические цепи. Каждому типу растительности соответствует определенный комплекс животных. Изменяя растительность, человек влияет и на животных. Так, вырубка хвойных насаждений и возникновение лиственных молодняков на их месте в ряде районов привели к размножению оленей, косуль и лосей. Уничтожение или вымирание тех или иных животных также влияет на растительность. Рассмотрим более подробно влияние на лес определенных групп животного мира.

Почвенная фауна. Исключительно важную (хотя и не всегда заметную) роль в жизни леса играет почвенная фауна. Особенно велика роль дождевых червей. Они измельчают органические остатки, перемешивают их с минеральной частью почвы и перерабатывают биохимически, пропуская через пищевой тракт. Общее количество поедаемого и перерабатываемого дождевыми червями органического вещества может достигать 1 т на 1 га. Это составляет примерно до 1/4 (иногда даже до 1/3) всего листового опада, который ежегодно поступает на поверхность почвы.

Передвигаясь в почве, дождевые черви, по наблюдениям Ч. Дарвина (кстати, это самая первая его научная работа), пропускают через себя около 25 т почвы на 1 га. Эго ведет к улучшению ее физических свойств, аэрации, водного и теплового режимов и структуры. Их влиянию обязан своим происхождением хорошо выраженный гумусовый горизонт, в котором органическое вещество — гумус — тесно связано с минеральной частью почвы. По ходам дождевых червей проникают на большую глубину и корни древесных растений. На взрыхлениях, созданных дождевыми червями и другими беспозвоночными животными, появляются всходы древесных пород. Особенно часто к таким участкам приурочены всходы ели.

В тундре мало беспозвоночных. Там они сосредоточены только в самом поверхностном слое почвы или в моховой дернине. Несколько больше их в таежных лесах. Но и здесь дождевые черви встречаются только в поверхностном слое. Много беспозвоночных в хвойно-широколиственных и широколиственных лесах.

С увеличением количества дождевых червей улучшается и плодородие почв. Но не следует забывать, что и само количество дождевых червей зависит от свойств лесных почв. На площадях с богатыми органическими веществами, плодородными, с хорошим водным и воздушным режимами почвами насчитывается до 5—7 млн. кольчатых червей на 1 га. На бедных почвах количество их редко превышает 50—100 тыс. шт. на 1 га. Почти нет дождевых червей в болотах и на очень сухих почвах. Что касается других беспозвоночных, то они играют значительно меньшую роль вследствие их малочисленности.

Насекомые. Многие насекомые выполняют полезную роль в жизни леса. Они опыляют цветки, распространяют мелкие семена. Без насекомых у энтомофильных (насекомоопыляемых) растений не образовались бы семена и они выпали бы из состава древостоев. А смерть всех насекомых уже не такая фантастическая штука в наше время. Применение химикатов может привести и к этому.

Значительно чаще насекомые приносят вред. Объедая листья и хвою, они приводят к гибели целые лесные массивы. Как и грибы, они повреждают плоды и семена, побеги и т. п. Эти повреждения, если и не приводят деревья прямо к гибели, то уменьшают их роль в процессе образования новых древостоев и ведут к ослаблению старых. На ослабленные деревья нападают другие насекомые (короеды, лубоеды) и ускоряют их гибель. Вред насекомых так велик, что он изучается в особом специальном курсе лесной энтомологии.

Есть насекомые, которые питаются другими насекомыми (жужелицы, наездники и др.). Уничтожая вредных насекомых, они приносят большую пользу древесной растительности. Много вредных насекомых поедают муравьи. Есть данные, что муравьи одного муравейника за сезон уничтожают от 3 до 5 млн. насекомых, в том числе до 150— 360 тыс. вредных с участка в 0,2—0,5 га. Они нападают и на гусениц, молодых насекомых в период их линьки или сразу же после выхода их из коконов. Вместе с тем установлено, что муравьи благоприятствуют тлям и вместе с вредными насекомыми уничтожают и полезных. Ощутимую полезную роль играют только некоторые расы рыжих муравьев. Много вредных насекомых уничтожают паукообразные, улавливая в свои сети мух, бабочек, стрекоз и других летающих насекомых.

Птицы. Больше всего птиц живет в лиственных и смешанных лесах, меньше — в темнохвойных. По этому поводу известный орнитолог С. А. Батурлин писал, что тайга безжизненна и только при приближении к какой-нибудь речной долине, озерной котловине или просто расчистке жизнь бьет ключом. Птицы поедают множество насекомых. Особенно полезны в этом отношении мелкие птицы, питающиеся исключительно насекомыми. Меньшую роль играют птицы, использующие насекомых для выкормки своих птенцов.

На верхушках деревьев пролетающих насекомых подстерегает восточный широкорот. Чаще он питается жуками, реже ловит стрекоз, кобылок, шмелей и пчел. Большое количество летающих насекомых поедают мухоловки. Один маленький королек за лето съедает до 4 млн. мелких насекомых и их личинок. Особенно много насекомых уничтожают иволга и кукушка. До сотни волосатых гусениц, которых не едят другие птицы, съедает в день кукушка. В верхнем пологе древостоев держится личинкоед. Он истребляет жуков, мух, бабочек, личинок и гусениц. Некоторых из них он ловит прямо на лету, других склевывает с веток. Много ночных бабочек, большинство из которых вредители лесов, и жуков истребляет козодой.

Некоторые птицы уничтожают большое количество мышевидных грызунов. Крупная лесная сова — неясыть длиннохвостая — питается в основном мышами, но иногда не прочь полакомиться зайцем, белкой и пернатой дичью. Однако польза от нее превышает вред. На Дальнем Востоке живет интересная иглоногая сова, которая ловит крупных ночных насекомых (бабочек и жуков) лапами. На внутренних сторонах пальцев у нее есть иглы, с помощью которых она и удерживает насекомых. Иногда она истребляет и мелких птиц. Воробьиный сыч ловит мышей. В дуплах деревьев он складывает мышей и мелких птиц, создавая запасы на зиму. Сорокопут-жулан охотится на бабочек, жуков, крупных кузнечиков и мелких птиц, а иногда и на мышей. Когда сорокопут сыт, он накалывает умерщвленных насекомых и птиц на сухие острые сучки, на шипы боярышника и другие колючки про запас.

Из других птиц следует отметить роль дятлов. Их несколько видов, и почти все они считаются лесными докторами или санитарами. Крепким клювом дятлы достают насекомых, чаще всего крупных личинок, скрывающихся в древесине и недоступных другим птицам. Они выдалбливают дупла, который потом служат жилищами для других птиц. Но дятлы питаются не только насекомыми. Они поедают много семян древесных пород. Нередко в лесах можно найти дятлову кузницу — место с большой кучей пустых еловых шишек. Здесь, укрепив шишку, он достает из нее семена. Запасает с осени, нанизав крылатки на ветки, он и семена липы.

В лесах Дальнего Востока живет интересная птица — голубая сорока. Летом она питается крупными насекомыми (жуками, бабочками, гусеницами), а осенью и зимой — семенами. Она склевывает плоды смородины, винограда, лимонника, калины, бархата, аралии, диморфанта и других древесных пород. Плоды бархата поедаются дроздами, свиристелями, дубоносами и другими птицами. Много семян съедают клесты.

Птицы распространяют семена многих растений на значительные расстояния, поедая плоды с сочной мякотью и семенами, защищенными плотной оболочкой от переваривания. Значительная часть таких семян проходит через пищеварительный тракт неповрежденной. Есть даже семена, которые без прохождения через кишечник птиц и действия на них желудочного сока не прорастают.

Тетерева питаются летом плодами, личинками и муравьями, а зимой —березовыми и ивовыми почками. Много плодов съедают рябчики. Летом они питаются семенами и зеленью, иногда разрывают муравейники, зимой объедают почки, молодые побеги, сережки ольхи и березы. Тетерев и рябчик наносят определенный вред возобновлению деревьев, но сами служат ценным объектом охоты. О деятельности кедровки мы уже рассказывали. Добавим только, что, по специальным подсчетам, в Сибири кедровки на вырубки заносят в течение осени до 38—43 тыс. семян кедра сибирского. Сойка на большие расстояния разносит желуди дуба. Много пользы приносят лесу и другие птицы. И если при этом они съедают часть семян, то и им нужно питаться.

Млекопитающие. В лесах живет много видов млекопитающих. Это медведь, тигр, соболь, гепард, рысь, белка, кабан, косуля, олень, горал, волк, кабарга, заяц, крот и многие другие. Большинство млекопитающих имеет охотопромысловое значение. Некоторые звери только живут в лесах и почти не влияют на древесную растительность. Большинство же животных питаются растениями и другими лесными животными и играют то положительную, то отрицательную роль в жизни леса.

Пожалуй, самый большой вред лесам наносят мышевидные грызуны. Они уничтожают семена древесных пород и тем препятствуют их возобновлению. Много семян, особенно крупных, съедают мыши и в посевах в питомниках и на лесокультурных площадях. Они так хорошо находят высеянные в почву орехи кедра, что его разведение семенами стало невозможно. В неурожайные годы мышевидные грызуны объедают кору у молодых деревьев, и эти деревья постепенно усыхают. Иногда таким образом они уничтожают полезащитные полосы на полях.

Вместе с тем мышевидные грызуны приносят и некоторую пользу. Так, в годы массового размножения рыжие полевки перерывают до 10—15% площади. По их ходам почва промачивается на большую глубину, а в местах выхода на поверхность появляются всходы древесных растений. В сосняках над ходами грызунов растет до 35% всходов сосны. Из других грызунов некоторую вредную роль играют зайцы, которые обкусывают верхушки у подроста лиственных пород и объедают кору у осин.

Копытные звери (олени, косуля, кабарга, горал, бараны, лось) питаются побегами лиственных, реже хвойных деревьев и наносят вред лесному хозяйству. Этот вред обычно невелик и перекрывается той пользой, которую они дают в виде мясной продукции. Но встречаются случаи, когда копытные зимой уничтожают много мелких деревьев. В последнее время лоси во многих хозяйствах стали настоящим бичом хвойных культур. Так, по наблюдениям на Кольском полуострове, один лось объедает осенью за сутки от 120 до 200 сосенок, а зимой — от 60 до 100. Это очень большой ущерб. Практически иногда лоси съедают все высаженные деревья. Но чаще в этом виноваты сами люди. Численность животных (особенно, если их специально разводят, подкармливают, уничтожают поедающих их хищников) нужно регулировать. Олени, косули, и зайцы во Франции сильно повреждают белую и дугласову пихты, европейскую ель, ясень, бук и сосну обыкновенную. В результате этих повреждений замедляется рост дерева, образуются гнили.

Копытные животные, поедая одни породы и оставляя другие, способствуют смене одного типа растительности другим. Так, в Белгородской области косули сильно повреждают черемуху, бересклет европейский, шиповник, клены остролистный и полевой, терн, бересклет бородавчатый и грушу. Дуб и ясень они едят очень редко, а липу повреждают слабо. Казалось бы, они помогают дубу в борьбе за существование. Но это не так. Они уничтожают мелкие породы, которые образуют «шубу» для дуба и ухудшают условия его роста.

Очень велика польза, которую приносят лесам кабаны. В поисках корма они перекапывают почву, содействуя тем самым естественному возобновлению древесных пород. Но численность и таких полезных животных Следует регулировать. Когда она резко возрастает, наносится большой ущерб сельскому хозяйству. В поисках корма кабаны забредают на поля и огороды местных жителей и иногда выкапывают весь урожай картофеля и других культур. И тогда раздаются гневные призывы уничтожить кабанов. В этом случае необходимо просто регулярно проводить отстрел лишних животных и использовать мясо, которое также является продукцией леса.

Много семян древесных пород уничтожают белки, бурундуки и дикобразы. Все они собирают семена, прячут их в свои хранилища и почти не теряют. Бурундуки же наносят очень большой вред лесным питомникам, выкапывая на грядках крупные семена. Интересно себя ведут белки в периоды миграций. Переходя из одних участков в другие, они прячут семена под лесную подстилку. Очевидно, срабатывает какой-то инстинкт. Эти семена так и остаются до весны, а потом прорастают.

Большую пользу лесу приносят насекомоядные животные. Много вредных насекомых поедают землеройки. Кроты также питаются насекомыми, но нередко поедают и полезных дождевых червей. Своими ходами в лесу они улучшают водный и воздушный режим почвы, способствуют уменьшению поверхностного стока и проникновению корней деревьев в более глубокие горизонты почвы. Вместе с тем кроты портят луга, гряды в питомниках. Особенно велика полезная роль ежей. Они питаются вредными насекомыми, их личинками, мышами. Много вредных насекомых вылавливают летучие мыши. Вредными насекомыми и мышами питаются и барсуки. Много мышей уничтожает лиса й потому ее скорее можно отнести к полезным животным. Охотятся на мышей и другие хищные звери: куница, соболь, горностай, ласка, хорек и колонок. Соболь, кроме того, питается и кедровыми орехами. Медведи и другие крупные хищные животные играют менее заметную роль в жизни леса. Вот какие сложные взаимоотношения складываются между лесом и животными. В лесу нет ни абсолютно полезных, ни абсолютно вредных животных — они его составная часть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.activestudy.info

ежи, лисы, волки, барсуки и тигры :: SYL.ru

Лес – это не только совокупность всевозможных кустарников и деревьев, а целая экосистема. Он представляет собой сложное сообщество тесно переплетенных между собой элементов живой и неживой природы. В эту экосистему входят как живые организмы, именуемые биотой, так и неживые – абиотическая составляющая: вода, почва, воздух. В рамках данной статьи нас интересует лесная биота, включающая в себя не только всевозможную растительность и микроорганизмы, но и млекопитающих. В частности, мы узнаем, какие существуют самые яркие животные лесной зоны России.

Что такое лес?

С научной точки зрения лесом называется более или менее значительное природное пространство, заросшее растительностью и деревьями. Причем растительность, состоящая из папоротников, кустарников, грибов и трав, обязательно должна покрывать почву между деревьями, в противном случае территория не может считаться лесом. Еще одна составляющая этого понятия - животный мир леса (звери, птицы, насекомые). Без них он просто не сможет существовать, как, впрочем, и они без него.

животные лесной зоны

Дыхание нашей планеты

Есть такая поговорка: «Жизнь маленького леса – это дыхание целой планеты». И с этим сложно не согласиться. Ведь именно лес с его экосистемой очищает воздух на нашей планете, насыщая его кислородом. Даже человеку, которого сложно чем-либо удивить, до боли знакомый лес может открыть мир, полный тайн и загадок! Несмотря на его манящее безмолвие и сказочный покой, здесь жизнь бьет, что называется, ключом.

В лесной биоте находится довольно много птиц, животных и насекомых. Чтобы увидеть их и насладиться живой природой воочию, нужно просто прийти в ближайшую дубраву и внимательно посмотреть вокруг. Даже крошечные муравьи и паучки – это уже целый «зоосоциум», микрокосм, который является «фундаментом» всей лесной биоты. Итак, какие они – самые яркие животные лесной зоны нашей страны?

Рыжая красавица

Прежде всего, стоит упомянуть плутовку-лисицу! Эта проказница населяет лесные зоны практически по всей Азии и Северной Америке. В нашей стране лисиц можно наблюдать в больших количествах в сибирских лесах. Этот хищник из семейства псовых имеет средние размеры тела, покрытого теплой рыжей шубкой. Отличительной гордостью лисиц является их пушистый хвост.

Эти звери обитают преимущественно на опушках в смешанных лесах, населяют берега озер и лесных речушек. Лисицы – дикие животные, но, несмотря на это, их нередко содержат в качестве домашних питомцев. Излюбленным лакомством рыжих плутовок являются мыши, зайцы, ягоды и фрукты. Роль лис в жизни леса трудно переоценить. Так, без сомнения, это полезный зверь, регулирующий численность мышевидных грызунов, которые наносят непоправимый вред культурным растениям.

Без ежей лес – не лес!

В лиственных и смешанных лесных зонах практически на каждом шагу можно встретить обыкновенных ежей. Как сказал известный зоолог Николай Дроздов: «Лес без ежей – не лес!» Кто из нас хотя бы раз в жизни не видел этого зверька? Наверное, таких просто нет. Тем не менее, кратко опишем его. Ежи – это небольших размеров зверьки, покрытые шерстью и иглами. Эти животные лесной зоны обитают по всей Европе, а также в Азии и на Дальнем Востоке.

животные лесной зоны россии

Образ жизни ежей может показаться довольно скучным и даже в некоторой степени унылым. Днем эти зверьки спят, словно убитые, а ночью занимаются поиском пропитания. Кстати, рацион их состоит из дождевых червей, мелких птиц, жуков. Те, кто держали обыкновенных ежей в качестве домашних питомцев, прекрасно осведомлены об их ночном образе жизни: зверек шустро бегает по всему дому, отбивая настоящую чечетку своими лапками. Уснуть просто невозможно!

Санитары лесов русских

Вы, наверное, сразу догадались, о ком идет речь. Это, конечно же, волки. Правда, эти хищники – не столько животные лесной зоны, сколько лесостепной, а иногда и степной. Эти звери широко распространены на территории нашей страны. Волки, как и лисы, представляют семейство псовых, являясь довольно крупными животными с сильными лапами. Волчья шерсть – грубая и очень густая.

животный мир леса

Эти звери - непревзойденные коллективные охотники. Как известно, свою жертву они выслеживают целыми стаями, что позволяет им успешно охотиться и на крупных кабанов, и на лосей, и на домашних животных. В голодные времена они питаются падалью, птицами, зайцами. Как известно, природная роль этого хищника состоит в оздоровлении животного населения. Волк – это своеобразный «фильтр» леса, который регулирует численность больных и слабых животных, принося всей лесной биоте неоценимую пользу.

Тихо в лесу, только не спит барсук…

Барсуки – животные лесной зоны смешанного типа. Это очень активные и деятельные лесные хищники. Их массивное тело поддерживается несуразно короткими ногами. Мех грубый. Эти зверьки населяют всю европейскую территорию, включая Россию. Ведут они преимущественно ночной образ жизни. Днем зверьки отсиживаются в норах. Барсуки питаются как растительной, так и животной пищей. Эти животные ценны не только своим мехом, но и жиром.

дикие животные

Тигры

Некоторые люди не знают, что тигры – это животные лесной зоны России, а не только Индии, Китая, Ирана и Афганистана. Эти звери являются вторыми по величине крупными наземными хищниками после медведей. Их отличительная особенность – гибкое туловище, раскрашенное в яркие оранжево-черные полосы. Однако не все тигры имеют лишь эту расцветку. Бывают и белые тигры. В нашей стране эти крупные дикие кошки населяют Дальний Восток, обитая в смешанных лесах и тайге.

www.syl.ru

Конспект урока по окружающему миру «Животные и растения леса»

МОУ «Новенская средняя общеобразовательная школа»

Урок окружающего мира во 2 классе

«Животные и растения леса»

учитель начальных классов

Мухина Валентина Григорьевна

2011 год

Урок окружающего мира во 2 классе.

Тема: Животные и растения леса.

Цели:

- обобщить знания детей о растениях и животных леса;

- углубить знания детей о связях между растительным и животным миром, об экологических связях;

- способствовать укреплению знаний о природе родного края;

- воспитывать экологическую культуру.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс Н.Ф. Виноградовой, тетрадь «Окружающий мир» 2 класс, иллюстрации «Лес» , растения леса, животные леса, кассета «Голоса птиц», тесты, карточки с названиями растений и животных.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Дети! Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.

  1. Повторение пройденного и проверка знаний.

1. Игра «Царства природы».

Четверо ведущих получают вывески: грибы, бактерии, растения, животные – и расходятся в разные стороны класса. Дети получают рисунки или карточки с названием представителей разных царств (например, змея, тигр, ромашка, галка и т. д.). По команде ведущего каждый должен в течение 20 секунд найти свое царство.

2. Тестирование.

Какой пункт лишний подчеркнуть: липа, ромашка, смородина, мухомор; корова, лиса, волк, заяц; ель, сосна, кедр, береза; воробей, сорока, еж; бабочка, жук, паук, кузнечик; дуб, шиповник, береза, клен.

Взаимопроверка.

III. Актуализация новых знаний и сообщение целей урока.

Загадки.

Богатырь стоит богат, Дом со всех сторон открыт, Угощает всех ребят: Он резною крышей крыт. Ваню – земляникой, Таню – костяникой, Заходи в зеленый дом, Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой. Чудеса увидишь в нем. ( лес ) ( лес )

Определите тему нашего урока.

Сегодня мы совершим путешествие в лес. Старичок-Лесовичок будет сопровождать нас в пути, укажет нужную тропинку, подскажет, если у вас возникнут трудности, введет в мир природы. А самых внимательных и любознательных ждут сюрпризы.

IV. Определение порядка работы.

Работают сегодня 3 научные группы: 1. Ботаники. 2. Зоологи. 3. Экологи.

Что изучают эти ученые?

Ботаники изучают растения. Зоологи изучают животных. Экологи изучают как животные, растения, человек связаны между собой и окружающей средой.

V. Работа по теме урока.

Учитель: Закройте глаза (звучит запись «Голоса леса», на доске появляется рисунок леса).

1 остановка «Сообщество».

- Что такое сообщество? Послушайте сказку о лесе (ученик рассказывает сказку о лесе, а класс готовит ответ на вопрос - Что объединяет в себе слово «лес»).

«Сказка о лесе», Ю. Дмитриев (пересказ).

Однажды художник решил нарисовать лес. «Что такое лес?» - рассуждал художник, - «Лес это, конечно, деревья». Он нарисовал березы, дубы, осины, сосны, липы. Очень хорошие у него получились деревья.

Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, то увидел на своей картине только сухие стволы.

- Почему засох лес? (дети говорят, что еще нужно нарисовать). Нарисовал художник цветы и траву, и кусты, а лес засох. (Дети называют, что еще должно быть в лесу). Нарисовал грибы. Нарисовал насекомых. Но насекомые съели листья и траву…

Нарисовал художник птиц, жаб, ящериц, разных зверей. И лес ожил. Это был настоящий лес. Здесь были: деревья, кусты, травы, насекомые, птицы, звери, грибы, пресмыкающиеся, земноводные. Все они вместе – это и есть лес.

Сообщество – совместное существование объектов живой и неживой природы, которые связаны между собой.

Работа в группах

Ботаники Зоологи Экологи

Даны карточки с Среди карточек Составить призывы названиями растений с названиями животных об охране природы отобрать только те, отобрать те, которые можно и написать. что растут в лесу. отнести к данному сообществу.

Отчет групп.

Физкультминутка.

Птицы летают (дети показывают). В лесу темно, все спят давно. Все птицы спят, Одна сова не спит, Летит, кричит. (Дети изображают спящих птиц). Сова смотрит кто пошевелится, того и забирает.

2 остановка «Тайны природы».

Сообщение зоологов.

1 ученик – отгадайте:

Что за зверь лесной, Встал, как столбик под сосной. И стоит среди травы - Уши больше головы. (заяц) (показ иллюстрации)

Заяц – одно из кротких животных на свете. Зайцы передними лапками роют в земле норки. Днем он спит, ночью выходит на кормежку. Зимой он питается только корой деревьев. Чаще всего грызет он молодые осинки, березки, ивы. К зиме зайцы линяют – меняют свой наряд. Новая шерсть у них вырастает густая, теплая.

Все называют зайца трусишкой. В действительности зайцы вовсе не трусливы. Если какой-нибудь пернатый хищник настигает зайца, то он ложиться на спину и отбивается сильными ударами лап. Но бывает и так, что орлу или лисице удается схватить зайца за шерсть со спины или зада. Тогда кусок кожи, схваченный за шерсть, легко отрывается и остается в зубах хищника, а сам заяц благополучно убегает. Обнаженная часть тела быстро заживает, покрываясь новой шерстью.

Дети задают вопросы выступающему.

2 ученик:

Еще один интересный житель леса. Вспомните сказку «Теремок». С кем жил в теремке еж? ( с мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой).

Такое бывает только в сказке. Но на самом деле им втроем никогда не ужиться: съел-бы еж своих соседок – мышь и лягушку. Да и в теремке он бы ни за что не поселился. Ежи даже норками не обзаводятся. Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму. Мал еж, да никто ему не страшен. Свернется в клубок, растопырит иголки – попробуй тронь. Еж питается насекомыми, мышами, лягушками, фруктами. Зимой спит, зарывшись в листья, в сено или забравшись под кучу хвороста. – А что вы знаете о еже? (учащиеся дополняют ответ).

3 ученик:

А теперь отгадайте животное по описанию.

Весит 150-200кг, длина более 2 метров, высота больше 1 метра. Он прекрасно плавает, лазает по деревьям, хорошо слышит, плохо видит. Ест орехи, желуди, ягоды, траву, мед, убивает оленей, кабанов, ест рыбу. Зимой спит. Правильно - это медведь. (Рассмотреть иллюстрацию).

Зимой у медведицы рождается 2-3 медвежонка, которые весят всего 500 грамм.

Учитель: Посмотрите на иллюстрации на доске и скажите, кого мы еще можем встретить в лесу? ( на доске иллюстрации: куница, кабан, лиса, волк, лось,…). Об этих животных вы подготовите сообщение к следующему уроку.

Растения леса.

В лесу много растений. Рассмотрите иллюстрации и разделите их на 3 группы.

Какие это группы? (деревья, кустарники, травы). – Чем отличаются растения этих групп? Составьте описание любого растения, расскажи о нем.

Сообщение ботаников о растениях.

1 ученик – отгадайте:

Клейкие почки, зеленые листочки, С белой корой, стоит под горой. (береза) (Показ иллюстрации).

Береза – символ нашей Родины. Береза среди других пород деревьев выделяется белым цветом своей коры. Если снять с дерева кусочек коры, то на пальцах останется что-то вроде белого порошка. Это вещество называется бетулин и высыпается из клеток коры. Под тонкой белой корой находится береста. Береста не пропускает воду и газы, а через рыхлую ткань черных полосок – чечевичек внутрь ствола поступает кислород. Цветки березы распускаются вместе с листьями и называются сережками.

2 ученик:

В переводе с латинского «дуб» обозначает «красавец». Один из таких красавцев растет в Литве. Ему 2000 лет.

Дуб напоминает человека, прожившего трудную жизнь. Толстый, мощный ствол, темная кора, покрытая извилистыми трещинами. Дубы любят свет и их побеги меняют направление роста несколько раз в сезон, поэтому у них угловатые и изломанные ветви. Листья и цветки появляются в мае.

Экологи напоминают правила поведения в природе.

1. Не рви в лесу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе. 2. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе. 3. Не разоряй муравейники. 4. Не лови диких животных и не уноси домой. Условия неволи не заменят им природной среды. 5. Не ломай ветви деревьев. Растение – живое существо. 6. Будь осторожен с огнем. Помни, что из 1 дерева можно сделать 1000000 спичек, а 1 спичкой сжечь 1000000 деревьев.

3 остановка «Невидимые нити».

Составить цепи питания по рисункам.

а) комары – лягушки – хищные птицы – ужи; б) птицы – гусеницы – листья; в) сова – зерно – мышь; г) гриб – белка – куница.

Дети делают вывод о связи животных, растений в природе.

4 остановка «Остроглаз».

Лесовичок подготовил вопросы (дети получают карточки и задают их друг другу.

а) На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Почему? (Так он избавляется от насекомых). б) Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Выделяет едкую жидкость). в) Какая птица умело подражает голосами птиц? Скворец может изобразить свист, скрип, мяуканье, …) г) Кто яблоки спиной собирает? (Еж). д) Как называется лес, в котором растут деревья, покрытые иголками?

VI. Закрепление.

Наше путешествие подошло к концу. – Что вы сегодня открыли для себя нового и интересного?

Учащиеся читают стихи С. Никулина «Русский лес».

Нет ничего милее, Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес…

Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит.

VII. Итоги.

Дать характеристику работы учащихся на уроке. Награды Лесовичка.

VIII. Рефлексия.

- Какими выводами вы хотите поделиться? - Что вы чувствуете? Просигнальте о вашем настроении.

IX. Домашнее задание.

Подготовить рассказ о любом лесном животном. В тетради №1 с.44 № 76-77, стр. 106-108.

Рецензия к уроку.

Работа в группах – это творческо-поисковый процесс, в котором ученики познают и осмысливают новое, выявляют причинно-следственные связи.

Учитель выступает в роли помощника в этом процессе. Во время работы в группах у учащихся появляется возможность обсуждать между собой вопросы, выполнять задания. Дети учатся отстаивать свое мнение, слышать товарищей, признавать свои ошибки. Вырастает глубина понимания учебного материала, повышается интерес к предмету.

Использование дидактических игр, загадок, творческих и поисковых вопросов помогает снять напряжение, утомляемость, повысить активность, внимание. Большое внимание уделяется развитию речи, мышления, творческого воображения. На уроке, пусть кратко, выступает каждый ученик. Все это полезно и для развития речи, и для формирования личности.

infourok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта