Лабораторная работа № 3 «Выявление ароморфозов и алломорфозов у растений и животных». Выявление ароморфозов и ароморфозов у растений и животных
Лабораторная работа № 3 «Выявление ароморфозов и алломорфозов у растений и животных»
Просмотр содержимого документа «Лабораторная работа № 3 «Выявление ароморфозов и алломорфозов у растений и животных»»
Лабораторная работа № 3
«Выявление ароморфозов и алломорфозов у растений и животных»
Цель работы: научиться выявлять ароморфозы и алломорфозы у растений и животных, объяснять их значение, устанавливать их значение в эволюционном процессе.
1. Перечислите главные направления эволюции __________________________
2. В чем заключается разница между понятиями «ароморфоз» и «алломорфоз»? _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
3. Какие органы появились у растений каждой группы и какое эволюционное значение это имело?
Ароморфозы у растений
Представитель систематической группы | Черты усложнения в строении (ароморфозы) | Эволюционное значение |
Кукушкин лён (мхи) |
4. Укажите алломорфозы каждого растения и способы распространения семян.
1
2
3
Приспособления плодов к распространению
Тип плода и название растения | Способ распространения плодов (ветром, животными и птицами) | Приспособления к распространению и их значение |
(одуванчик лекарственный) | | |
Как вы думаете, сказалось ли возникновение данных приспособлений на уровне организации растений? Каково эволюционное значение выявленных приспособлений? ______________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
5. Заполните пробелы в таблице, указав названия таксонов (типов, классов), раскрыв значение ароморфозов.
Возникновение основных ароморфозов у животных
Ароморфоз | Таксон | Значение |
1. Появление костной челюсти | класс костные рыбы | |
2. Появление хорды | тип хордовые | |
3. Возникновение легочного дыхания | выход животных на сушу | |
4. Появление в яйце защитной оболочки | возможность размножения на суше | |
5. Появление пятипалой конечности | класс земноводные | |
6. Появление роговых покровов | класс пресмыкающиеся | |
7. Внутреннее оплодотворение | возможность размножения на суше, гарантия выживания зародышей | |
8. Возникновение четырехкамерного сердца | теплокровность, усиление обмена веществ, более широкое распространения | |
9. Появление перьев | класс птицы | |
10. Появление волосяного покрова,выкармливание детенышей молоком | повышение выживания потомства, совершенствование терморегуляций |
6. Рассмотрите фотографии насекомых. Выявите основные алломорфозы у представителей разных отрядов, сравнив их окраску, строение конечностей, крыльев, тип ротового аппарата. Результаты занесите в таблицу.
3
2
1
Алломорфозы у насекомых
Объект | Особенности окраски тела и строения органов насекомых | |||
Окраска тела | Конечности | Крылья | Тип ротового аппарата | |
| 1. 2. 3. | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
Оказывают ли влияние выявленные различия на уровень организации животных? Каково значение выявленных алломорфозов в жизни этих организмов?____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
7. Сделайте вывод о значении ароморфозов и алломорфозов в эволюции растений и животных. ________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
multiurok.ru
Лабораторная работа №3 Выявление ароморфозов и алломорфозов у растений и животных Цель: научиться выявлять ароморфозы и алломорфозы у растений и животных, объяснять их значение, устанавливать их значение в эволюционном процессе. Оборудование: коллекции насекомых, плодов семян, рисунки различных систематических групп организмов. Ход работы 1-2 балла 1. Перечислите главные направления эволюции 3-4 балла 2. В чем разница между понятиями ароморфозы и алломорфозы 5-6 баллов 3. Рассмотрите растения различных систематических групп и представителя зеленых водорослей. Найдите среди них мох, папоротник, голосеменные, покрытосеменные и представителя зеленых водорослей. Сравните представителей разных систематических групп, выявите наиболее существенные признаки, отличающие водоросли от мхов, мхи от папоротников, папоротники от голосеменных, голосеменные от покрытосеменных. Какие органы появились у растений каждой группы и какое эволюционное значение это имело? Результаты анализа занесите в таблицу.
Приспособление к распространению семян
^ 5. Выпишите в таблицу название таксонов (типов, классов). Раскройте значение ароморфозов.
^ Сделайте вывод о значении ароморфозов и алломорфозов в эволюции растений и животных. К заданию 3 К заданию 4
К заданию 6
|
refdt.ru
Название отдела | Вегетативные органы | Генеративные органы | Поколение, преобладающее в цикле развития (гаметофит или спорофит) | Выявленные ароморфозы | Значение выявленных ароморфозов |
Зелёные водоросли (Бурые водоросли, Красные водоросли) | Слоевище (таллом) | Гаметангии | У одних представителей преобладает гаметофит, у других - спорофит |
|
|
Моховидные | Спорофит – бесполая стадия жизненного цикла (2n) располагается на гаметофите, состоит из коробочки (спорангия), ножки и стопы | Гаметофит – половая стадия в цикле развития моховидных (n). На гаметофитах развиваются Половые органы: женские – архегонии, мужские - антеридии Все структуры гаметофита анологичны (но не гомологичны) соответствующим структурам других высших растений. Листовидные структуры – филлидии, стеблевидные структуры – кауллидии. Настоящих корней нет, их функции выполняют ризоиды. | Гаметофит | Усложнение строения гаметофита, появление структур, аналогичных органам высших растений, появление у наиболее продвинутых групп ассимиляционных, механических, проводящих и покровных тканей | Возможность «выхода» на сушу |
Плауновидные (Хвощевидные Папоротниковидные) | Вегетативное тело – спорофит. Надземная часть побега состоит из стебля и листьев. Подземная представлена корневищем. Корни придаточные. На спорофитах развиваются спорангии, в которых созревают споры. | Гаметофит, на котором образуются архегонии и антеридии | Спорофит | Преобладание в жизненном цикле спорофита, появление настоящих вегетативных органов, усложнение строения тканей. | Возможность более полного освоения наземно-воздушной среды обитания |
Голосеменные | Вегетативное тело представлено спорофитом. Хорошо развиты стебель, листья (чаще всего игольчатые), корневая система. Все Голосеменные – древесные растения деревья, кустарники | Мужские гаметофиты содержатся в зрелых пыльцевых зёрнах, женские гаметофиты находятся в семязачатках. | Спорофит | Редукция гаметофита, размножение с помощью семян, содержащих питательную ткань. Усовершенствование проводящих тканей. | Независимость размножения от наличия воды, возможность освоения территорий с жарким, засушливым климатом или наоборот – территорий с холодным климатом.
|
Цветковые (Покрытосеменные) | Корень, стебель, лист | Цветок, плод, семя. Мужской гаметофит представлен генеративной клеткой, окружённой цитоплазмой клетки-трубки. Женский гаметофит – восьмиклеточный зародышевый мешок. | Спорофит | Максимальная редукция гаметофита. Наличие цветка и плода. | Практически неограниченные возможности освоения новых территорий, большой спектр приспособительных реакций, возможность симбиотических отношений с грибами (микориза), с насекомыми (опыление, распространение семян) и др. |
www.mirbiologii.com
Практическая работа Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных
Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных Цель: научиться выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных , объяснять их значение
Ход работы:
- Дайте сравнительную характеристику биологического прогресса и биологического регресса. Заполните таблицу:
Признаки (свойства) | Биологический прогресс | Биологический регресс |
Изменение интенсивности размножения | ||
Изменение численности группы | ||
Изменение размера ареала | ||
Изменение интенсивности конкуренции с родственными организмами | ||
Изменение интенсивности давления отбора | ||
Изменение числа подчиненных систематических групп |
- Выпишите основные свойства ароморфозов.
Б)Ароморфозы (являются, не являются) приспособлениями к конкретным условиям среды.
В) Ароморфозы (позволяют, не позволяют) полнее использовать условия внешней среды.
Г) Ароморфозы (повышают, понижают) интенсивность жизнедеятельности организмов.
Д) Ароморфозы (уменьшают, увеличивают) зависимость организмов от условий существования.
Е) Ароморфозы (сохраняются, не сохраняются) в ходе дальнейшей эволюции.
Ж) Ароморфозы приводят к возникновению новых (мелких, крупных) систематических групп.
- В Архейскую эру произошли крупные ароморфозы в органическом мире, какое они имели биологическое значение для эволюции? Заполните таблицу»
Ароморфоз | Значение |
Возникновение:
|
- Эволюция шла по пути постепенного повышения уровня их организма. Выпишите в таблицу название таксонов растений, которые появились в результате ароморфоза. Раскройте значение каждого ароморфоза
Ароморфоз | Таксон | Значение | Примеры растений |
|
- Впишите в таблицу название таксонов (типов, классов), раскройте значение ароморфозов
Ароморфоз | Таксоны | Значение |
|
- Впишите ароморфозы, обуславливающие появление групп животных в таблицу:
В – появление двухсторонней симметрии
Г – возникновение расчленённых конечностей
Д – появление трахеи
Е – появление хитинового покрова
Ж – расчленение тела на сегменты
Организмы | Ароморфоз |
1.Плоские черви 2.Кольчатые черви 3. Насекомые 4. Хордовые |
- Рассмотрите картинки насекомых. Определите идиоадаптации каждого насекомого к среде обитания и заполните таблицу:
Отряд и представитель | Отделы и форма тела, крылья | Тип ротового аппарат | Окраска | Конечности |
Отряд Чешуекрылые (капустная белянка) | ||||
Отряд Двукрылые (комар пискун) | ||||
Отряд Жесткокрылые (божья коровка) | ||||
Отряд Перепончатокрылые (пчела медоносная) |
Раскройте эволюционное значение этих идиоадаптаций.
- Рассмотрите картинки плодов и семян растений. Определите идиоадаптации каждого растения к распространению семян.
www.dereksiz.org
лабораторная работа ароморфозы.doc - Лабораторная работа "Выявление ароморфозов и ...
Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных Образовательные: сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений иживотных, объяснять их значение; Цели: Развивающие: продолжить развитие умений логически мыслить, обобщать, делать выводы, проводить аналогии; содействовать развитию самостоятельности, способствовать интенсификации учебного процесса, повышать мотивацию учения, пробуждать их творческие способности. Воспитательные: способствовать в ходе урока экологическому воспитанию учаащихся
1. Дайте сравнительную характеристику биологического прогресса и биологического регресса. Заполните таблицу:БиологическийпрогрессБиологический регрессПризнаки (свойства)Изменение интенсивности размноженияИзменение численностигруппыИзменение размера ареалаИзменение интенсивностиконкуренции с родственнымиорганизмамиИзменение интенсивностидавления отбораИзменение числа подчиненных систематических групп2. Подчеркните основные свойства ароморфозов.А) Ароморфозы (повышают, понижают) структурнофункциональную организацию организмов.Б)Ароморфозы (являются, не являются) приспособлениями к конкретным условиям среды.В) Ароморфозы (позволяют, не позволяют) полнее использовать условия внешней среды.Г) Ароморфозы (повышают, понижают) интенсивность жизнедеятельности организмов.Д) Ароморфозы (уменьшают, увеличивают) зависимость организмов от условий существования.Е) Ароморфозы (сохраняются, не сохраняются) в ходе дальнейшей эволюции.Ж) Ароморфозы приводят к возникновению новых (мелких, крупных) систематических групп.3. В Архейскую эру произошли крупные ароморфозы в органическом мире, какое они имели биологическое значение для эволюции? Заполните таблицу»АроморфозЗначение1) Возникновение:2) Клеточного ядра3) Фотосинтеза4) Полового процесса5) Многоклеточного организма
znanio.ru
Практическая работа № 5 Тема: выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений. Цель: определить по внешним признакам особенности приспособлений; выявить ароморфозы и идиоадаптации. Оборудование: плоды лиственных или хвойных пород. Ход работы Рассмотреть плоды лиственных или хвойных пород. К какому из направлений эволюций относятся возникновение плода у растений этого отдела. Найдите признаки приспособленности плодов к распространению. Примером каких эволюционных изменений являются эти приспособления семян. Результаты запишите в таблицу.
Сделайте вывод о соотношении ароморфоза и идиоадаптации. Вывод: ароморфозы приводят к возникновению новых, более высокоорганизованных групп растений или животных, далее эволюция продолжается путем идиоадаптаций эволюционных изменений без повышения уровня организации, благодаря которым происходит более полное заселение среды в результате освоения в ней разнообразных местообитаний. Одним из ароморфозов является возникновение цветковых растений, у которых в дальнейшем выработались различные частные приспособления к распространению плодов и находящихся внутри них семян. |
|
ershova-larisa.ucoz.ru
Практическая работа Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных
Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных Цель: научиться выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных , объяснять их значение
Ход работы:
- Дайте сравнительную характеристику биологического прогресса и биологического регресса. Заполните таблицу:
Признаки (свойства) | Биологический прогресс | Биологический регресс |
Изменение интенсивности размножения | ||
Изменение численности группы | ||
Изменение размера ареала | ||
Изменение интенсивности конкуренции с родственными организмами | ||
Изменение интенсивности давления отбора | ||
Изменение числа подчиненных систематических групп |
- Выпишите основные свойства ароморфозов.
Б)Ароморфозы (являются, не являются) приспособлениями к конкретным условиям среды.
В) Ароморфозы (позволяют, не позволяют) полнее использовать условия внешней среды.
Г) Ароморфозы (повышают, понижают) интенсивность жизнедеятельности организмов.
Д) Ароморфозы (уменьшают, увеличивают) зависимость организмов от условий существования.
Е) Ароморфозы (сохраняются, не сохраняются) в ходе дальнейшей эволюции.
Ж) Ароморфозы приводят к возникновению новых (мелких, крупных) систематических групп.
- В Архейскую эру произошли крупные ароморфозы в органическом мире, какое они имели биологическое значение для эволюции? Заполните таблицу»
Ароморфоз | Значение |
Возникновение:
|
- Эволюция шла по пути постепенного повышения уровня их организма. Выпишите в таблицу название таксонов растений, которые появились в результате ароморфоза. Раскройте значение каждого ароморфоза
Ароморфоз | Таксон | Значение | Примеры растений |
|
- Впишите в таблицу название таксонов (типов, классов), раскройте значение ароморфозов
Ароморфоз | Таксоны | Значение |
|
- Впишите ароморфозы, обуславливающие появление групп животных в таблицу:
В – появление двухсторонней симметрии
Г – возникновение расчленённых конечностей
Д – появление трахеи
Е – появление хитинового покрова
Ж – расчленение тела на сегменты
Организмы | Ароморфоз |
1.Плоские черви 2.Кольчатые черви 3. Насекомые 4. Хордовые |
- Рассмотрите картинки насекомых. Определите идиоадаптации каждого насекомого к среде обитания и заполните таблицу:
Отряд и представитель | Отделы и форма тела, крылья | Тип ротового аппарат | Окраска | Конечности |
Отряд Чешуекрылые (капустная белянка) | ||||
Отряд Двукрылые (комар пискун) | ||||
Отряд Жесткокрылые (божья коровка) | ||||
Отряд Перепончатокрылые (пчела медоносная) |
Раскройте эволюционное значение этих идиоадаптаций.
- Рассмотрите картинки плодов и семян растений. Определите идиоадаптации каждого растения к распространению семян.
dereksiz.org