Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Сходства и различия клеток грибов растений животных и
В чем сходства и отличия клеток грибов от клеток растений и животных?
Но не только содержанием фунгина отличается грибная клетка. Природа дала ей необычный для растительных организмов крахмал - гликоген, который встречается только у животных. Так что были у Карла Линнея кое-какие основания для того, чтобы сомневаться - уж не к животному ли царству относятся грибы?
Размножаются - грибы спорами. Могут размножаться и кусочками грибницы, если поместить их в благоприятные условия. Так разводят, например, шампиньоны.
Чтобы споры вызрели, шляпочные грибы строят сначала "плодовое тело", состоящее из шляпки и ножки, что мы и называем грибом, хотя на самом деле это не гриб, а своеобразный орган размножения грибного организма.
Все три основные группы организмов - животные, растения и грибы - являются эукариотами. Однако строение их клеток неодинаково. Эти различия наряду с особенностями питания легли в основу деления надцарства эукариот на три царства.
Животная клетка не имеет плотной клеточной стенки. В ней отсутствуют вакуоли, характерные для растений и некоторых грибов. В качестве резервного энергетического вещества обычно накапливается полисахарид гликоген. Большинство клеток растений и грибов, подобно клеткам прокариот, окружено твердой клеточной оболочкой, или стенкой. Однако химический их состав различен. В то время как основой стенки растительной клетки является полисахарид целлюлоза, грибная клетка окружена стенкой, в значительной части состоящей из азотсодержащего полимера хитина.
Клетки растений всегда содержат пластиды, в то время как у животных и грибов пластид нет. Резервным веществом у большинства растений служит полисахарид крахмал, а у основной массы грибов, как и у животных, - гликоген.
iotvet.com
Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов по предмету биология за 10 класс.
- 1 класс
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- ЕГЭ
- Алгебра
- Геометрия
- Математика
- Информатика
- Обществознание
- ОБЖ
web-dev01.interneturok.ru
Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов
Дата проведения: 29.11.2012 г. Цель урока: обеспечить знание учащимися сходства и различий в строении клеток растений, животных и грибов. Задачи урока:
образовательные
-формирование знаний об отличительных особенностях растительной, животной и грибной клеток, принципиальном единстве их строения; формировании единой картины живой природы;
развивающие:
- развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
- развивать образное и логическое мышление, речь - словарный запас биологических знаний;
-создать условия для включения учеников в активную познавательную деятельность;
- совершенствовать навыки работы учащихся с микроскопом;
воспитательные
-формирование научного мировоззрения;
-выработка коммуникативных навыков при работе в группе;
-воспитывать интерес к познанию живой природы.
Оборудование:-таблицы, изображающие строение клеток растений, животных и грибов;
-раздаточный материал для сбора модели клетки;
-раздаточный материал с инструкцией для выполнения лабораторной работы;
-микроскопы;
-готовые микропрепараты клеток растений (элодея), животных (инфузория-туфелька), грибов (мукор).
Тип урока: комбинированный.Методы обучения: частично-поисковый, проблемное изложение.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Ход урока:
1.Организационный момент. (2мин.)Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и начнем наш урок. А если вы посмотрели бы друг на друга через микроскоп, что бы вы увидели? (клетки) А только мы состоим из клеток? (нет) А кто ещё? (Бактерии, растения, животные, грибы) Значит все они состоят из клеток? (да) На какие две группы мы разделили эти организмы на прошлом уроке? (прокариоты и эукариоты) Давайте вспомним их особенности, выполнив самостоятельную работу.
2. Проверка домашнего задания.Для проверки знаний приготовлены задания по вариантам трех уровней: 1,2,3 задания на оценку три, 4 задание на четверку, 5 задание на пятерку.
(Выполняется самостоятельная работа на 4 мин.) Тема: Сходство и различие в строении прокариотических и эукариотических клеток.Вариант1.
Выбрать один правильный ответ: 1)Перечислите черты сходства клеток прокариот и эукариот:
А.Оформленное ядро.
Б.Цитоплазма.
В.Митохондрии.
Г.Эндоплазматическая сеть. 2)Аппарат Гольджи не встречается в клетках:
А.Бактерий.
Б.Растений.
В.Животных.
Г.Всех перечисленных. 3)К прокариотам относятся:
А.Грибы.
Б.Животные.В.Бактерии.
Г.Растения. 4)Правильно ли утверждение?
Кольцевая ДНК характерна для бактерий.
5)Вставьте пропущенное слово:Бактерии не относятся к эукариотам, потому что они не имеют………..
Вариант 2.Выбрать один правильный ответ:
1)Перечислите черты сходства клеток прокариот и эукариот:А.Оформленное ядро.
Б.Митохондрии.
В.Эндоплазматическая сеть.
Г.Рибосомы. 2)Лизосомы не встречается в клетках:
А.Бактерий.
Б.Растений.
В.Животных.
Г.Всех перечисленных. 3)К эукариотам не относятся:
А.Грибы.
Б.Животные.В.Бактерии.
Г.Растения. 4)Правильно ли утверждение?
Впячивания клеточной мембраны внутрь клетки бактерий называются мезосомы.
5)Вставьте пропущенное слово:
Бактерии относятся к прокариотам, потому что они не имеют………..
4.Взаимопроверка. ( 2мин.)(Правильные ответы на обратной стороне доски. Корректировка знаний. Уточнение оценок.)
Ответы:
В1. В.21)Б 1)Г
2)А 2)А3)В 3)В
4)Да 4)Да5)Ядра 5)Ядра
5.Постановка проблемной задачи: (1мин.)Чем же отличаются эукариоты от прокариотов? (наличием ядра)
А все эукариоты одинаковы по строению? (нет) А есть сходства? (есть) А какие различия и сходства, и чем они объясняются?
Какая же цель урока?
(На доске) Число.Тема: Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов.
Цель урока: выяснить сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов и их причины.
(записи в тетради, 1мин.)
6. Выполнение исследовательской работы – моделирование клетки.
(выполняется по группам, для каждой группы своё задание, 5 мин; выступление 3 мин.)
Задание: 1).Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом и рисунками учебника собрать модель клетки растений (1группа), животных (2группа), грибов (3группа). 2). Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий.
3).Найденные данные вписать в таблицу.
4).Чем объясняются эти сходства и различия?
Выполнив вместе задание, мы получим ясную картину сходства и различий. Исследовательская работа – моделирование клетки.1группа
Растительная клетка.Задание:
1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74) собрать модель клетки растений .2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий растительной клетки с клетками животных и грибов.
3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.
4.Чем объясняются эти сходства и различия?
Исследовательская работа – моделирование клетки.2группа
Животная клетка. Задание:1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74) собрать модель клетки животных.
2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий животной клетки с клетками растений и грибов.
3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.
4.Чем объясняются эти сходства и различия? Исследовательская работа – моделирование клетки.
3группа
Грибная клетка. Задание:1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), рисунком клетки собрать 4.Чем объясняются эти сходства и различия?
2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий грибной клетки с клетками растений и животных.
3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.
4.Чем объясняются эти сходства и различия? Таблица: Сравнение строения клеток растений, животных и грибов.
Признаки | Клетки растений | Клетки животных | Клетки грибов |
Способ питания | Автотрофы | Гетеротрофы | Гетеротрофы: сапрофиты, симбионты, паразиты |
Клеточная стенка | Есть. Клетка не меняет своей формы | Нет. Клетка может менять свою форму | Клетка не меняет своей формы |
Пластиды | Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты. | Нет. | Нет. |
Вакуоли | Крупные полости, с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки. | Мелкие пищеварительные, сократительные, выделительные. | Полости с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки. |
Синтез АТФ | В пластидах и митохондриях | В митохондриях | В митохондриях |
Запасной углевод | Крахмал | Гликоген | Гликоген |
Способ хранения питательных веществ | В вакуолях | В клеточных включениях | В вакуолях |
Центриоли | Нет | Есть | Есть |
Деление | Образуются перегородки между дочерними клетками | Образуются перетяжки между дочерними клетками | Образуются перегородки между дочерними клетками |
7.О чём говорит сходство и различие растительной, животной и грибной клетки?
Выводы: (1мин.)
1.Сходство указывает на принадлежность этих клеток к эукариотами и на единство их происхождения.
2. Различия указывают на то, что они относятся к разным царствам. Их эволюция шла разными путями. 7.Физкульминутка.(1мин.)
8.Решение проблемно - практических задач: ( 6мин.)
Задача 1. Семья уехала в отпуск на месяц в санаторий. Перед отъездом приспособили для комнатных растений систему полива, но забыли открыть плотные шторы на окнах. Чем же они были расстроены, когда приехали с отпуска домой? (без солнца не было фотосинтеза в хлоропластах и растения погибли от отсутствия питательных органических веществ).
Задача 2. В этом году была хорошая осень и много уродилось грибов, но когда я в лесу стала собирать грибы, то увидела повсюду пеньки от срезанных грибов и грибы, вырванные с мицелием. Будут ли расти здесь на следующий год столько же много грибов? (нет, грибы нельзя срезать, потому что оставшийся пенек будет гнить и вызовет гниение мицелия в почве; грибы нельзя и вырывать из почвы с мицелием, если мицелий разрушить, то он не образует плодового тела; грибы при сборе надо осторожно выкручивать, а ямку присыпать листвой)
Задача 3. Некоторые наши ученики не хотят кушать в школьной столовой, а некоторые капризничают и дома – вместо полноценной пищи увлекаются сладостями, едой всухомятку. К чему это может привести? (клеткам для нормального функционирования необходимы достаточное количество питательных веществ и кислорода, а если клетка будет испытывать их недостаток – то, например, митохондрии плохо будут функционировать и могут возникнуть различные заболевания)
Вывод: чтобы клетки в нашем организме хорошо функционировали, необходимо правильно питаться и достаточно гулять на свежем воздухе.
9. Закрепление знаний(10 мин.)
Существует пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Давайте мы с вами сейчас рассмотрим клетки растений, животных и грибов под микроскопом и выполним лабораторную работу. Не забывайте при работе с микроскопом о правилах Т.Б.
Лабораторная работа:Наблюдение клеток растений , животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах.Цель:
рассмотреть клетки растений , животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов. Оборудование:готовые микропрепараты растительной (элодея), животной (инфузория-туфелька), грибной (плесневые грибы) клеток,
таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.
Ход работы.На уроке:
-рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты растительных, животных и грибных клеток;
-зарисуйте по одной растительной, животной и грибной клетке;
- подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
Дома:
-сравните строение растительной, грибной и животной клеток;-о чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных?
-о чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы?
10.Гимнастика для глаз. (1мин.)
11.Ребята, мы многое знаем про клетки, а эти знания нужны в жизни человека? (Да)
Сообщения учащихся о достижениях в изучении клетки, значении их. (5мин.)
12.Выставление оценок. (1мин.)13. Домашнее задание: (1мин.)
1)§19.
2) Оформить лабораторную работу.
3)Подготовить сообщения о вирусах, о достижениях в изучении клетки.
14.Рефлексия. (1мин.)
Продолжите предложения - наш урок подошел к концу и я хочу сказать:
-для меня было открытием то, что ……….
-сегодня мне на уроке удалось (не удалось) ………… Урок закончен, до свидания.
stom.tilimen.org