Сходства и различия клеток грибов растений животных и. В чем сходства и отличия клеток грибов от клеток растений и животных?

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Сходства и различия клеток грибов растений животных и


В чем сходства и отличия клеток грибов от клеток растений и животных?

Грибная клетка отличается от клеток других растений не только по форме, но и, так сказать, по содержанию. Очень уж необычен у этой клетки химический состав. Оболочку ее составляет не обыкновенная клетчатка, как у зеленых растений, а грибная, в состав которой входит фунгин. А фунгин весьма сходен с хитином, тем самым веществом, из которого состоит панцирь рака или твердый наружный покров жука. Фунгин придает грибной клетке большую прочность, и об этом нельзя забывать, когда вы приготавливаете грибы для еды. Ведь разрушается фунгин только при длительном воздействии высокой температуры.

Но не только содержанием фунгина отличается грибная клетка. Природа дала ей необычный для растительных организмов крахмал - гликоген, который встречается только у животных. Так что были у Карла Линнея кое-какие основания для того, чтобы сомневаться - уж не к животному ли царству относятся грибы?

Размножаются - грибы спорами. Могут размножаться и кусочками грибницы, если поместить их в благоприятные условия. Так разводят, например, шампиньоны.

Чтобы споры вызрели, шляпочные грибы строят сначала "плодовое тело", состоящее из шляпки и ножки, что мы и называем грибом, хотя на самом деле это не гриб, а своеобразный орган размножения грибного организма.

Все три основные группы организмов - животные, растения и грибы - являются эукариотами. Однако строение их клеток неодинаково. Эти различия наряду с особенностями питания легли в основу деления надцарства эукариот на три царства.

Животная клетка не имеет плотной клеточной стенки. В ней отсутствуют вакуоли, характерные для растений и некоторых грибов. В качестве резервного энергетического вещества обычно накапливается полисахарид гликоген. Большинство клеток растений и грибов, подобно клеткам прокариот, окружено твердой клеточной оболочкой, или стенкой. Однако химический их состав различен. В то время как основой стенки растительной клетки является полисахарид целлюлоза, грибная клетка окружена стенкой, в значительной части состоящей из азотсодержащего полимера хитина.

Клетки растений всегда содержат пластиды, в то время как у животных и грибов пластид нет. Резервным веществом у большинства растений служит полисахарид крахмал, а у основной массы грибов, как и у животных, - гликоген.

iotvet.com

Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов по предмету биология за 10 класс.

Биология, 10 Класcы
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • ЕГЭ
Предметы
  • Алгебра
  • Геометрия
  • Математика
  • Информатика
  • Обществознание
  • ОБЖ

web-dev01.interneturok.ru

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов

Урок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

Учитель: Шангареева Назифа Загитовна

Дата проведения: 29.11.2012 г. Цель урока: обеспечить знание учащимися сходства и различий в строении клеток растений, животных и грибов. Задачи урока:

образовательные

-формирование знаний об отличительных особенностях растительной, животной и грибной клеток, принципиальном единстве их строения; формировании единой картины живой природы;

развивающие:

- развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

- развивать образное и логическое мышление, речь - словарный запас биологических знаний;

-создать условия для включения учеников в активную познавательную деятельность;

- совершенствовать навыки работы учащихся с микроскопом;

воспитательные

-формирование научного мировоззрения;

-выработка коммуникативных навыков при работе в группе;

-воспитывать интерес к познанию живой природы.

Оборудование:

-таблицы, изображающие строение клеток растений, животных и грибов;

-раздаточный материал для сбора модели клетки;

-раздаточный материал с инструкцией для выполнения лабораторной работы;

-микроскопы;

-готовые микропрепараты клеток растений (элодея), животных (инфузория-туфелька), грибов (мукор).

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемное изложение.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Ход урока:

1.Организационный момент. (2мин.)

Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и начнем наш урок. А если вы посмотрели бы друг на друга через микроскоп, что бы вы увидели? (клетки) А только мы состоим из клеток? (нет) А кто ещё? (Бактерии, растения, животные, грибы) Значит все они состоят из клеток? (да) На какие две группы мы разделили эти организмы на прошлом уроке? (прокариоты и эукариоты) Давайте вспомним их особенности, выполнив самостоятельную работу.

2. Проверка домашнего задания.

Для проверки знаний приготовлены задания по вариантам трех уровней: 1,2,3 задания на оценку три, 4 задание на четверку, 5 задание на пятерку.

(Выполняется самостоятельная работа на 4 мин.) Тема: Сходство и различие в строении прокариотических и эукариотических клеток.

Вариант1.

Выбрать один правильный ответ: 1)Перечислите черты сходства клеток прокариот и эукариот:

А.Оформленное ядро.

Б.Цитоплазма.

В.Митохондрии.

Г.Эндоплазматическая сеть. 2)Аппарат Гольджи не встречается в клетках:

А.Бактерий.

Б.Растений.

В.Животных.

Г.Всех перечисленных. 3)К прокариотам относятся:

А.Грибы.

Б.Животные.

В.Бактерии.

Г.Растения. 4)Правильно ли утверждение?

Кольцевая ДНК характерна для бактерий.

5)Вставьте пропущенное слово:

Бактерии не относятся к эукариотам, потому что они не имеют………..

Вариант 2.

Выбрать один правильный ответ:

1)Перечислите черты сходства клеток прокариот и эукариот:

А.Оформленное ядро.

Б.Митохондрии.

В.Эндоплазматическая сеть.

Г.Рибосомы. 2)Лизосомы не встречается в клетках:

А.Бактерий.

Б.Растений.

В.Животных.

Г.Всех перечисленных. 3)К эукариотам не относятся:

А.Грибы.

Б.Животные.

В.Бактерии.

Г.Растения. 4)Правильно ли утверждение?

Впячивания клеточной мембраны внутрь клетки бактерий называются мезосомы.

5)Вставьте пропущенное слово:

Бактерии относятся к прокариотам, потому что они не имеют………..

4.Взаимопроверка. ( 2мин.)

Поменяйтесь с одноклассником тетрадями, проверьте работу, поставьте оценку.

(Правильные ответы на обратной стороне доски. Корректировка знаний. Уточнение оценок.)

Ответы:

В1. В.2

1)Б 1)Г

2)А 2)А

3)В 3)В

4)Да 4)Да

5)Ядра 5)Ядра

5.Постановка проблемной задачи: (1мин.)

Чем же отличаются эукариоты от прокариотов? (наличием ядра)

А все эукариоты одинаковы по строению? (нет) А есть сходства? (есть) А какие различия и сходства, и чем они объясняются?

Какая же цель урока?

(На доске) Число.

Тема: Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

Цель урока: выяснить сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов и их причины.

(записи в тетради, 1мин.)

6. Выполнение исследовательской работы – моделирование клетки.

(выполняется по группам, для каждой группы своё задание, 5 мин; выступление 3 мин.)

Задание: 1).Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом и рисунками учебника собрать модель клетки растений (1группа), животных (2группа), грибов (3группа). 2). Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий.

3).Найденные данные вписать в таблицу.

4).Чем объясняются эти сходства и различия?

Выполнив вместе задание, мы получим ясную картину сходства и различий. Исследовательская работа – моделирование клетки.

1группа

Растительная клетка.

Задание:

1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74) собрать модель клетки растений .

2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий растительной клетки с клетками животных и грибов.

3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.

4.Чем объясняются эти сходства и различия?

Исследовательская работа – моделирование клетки.

2группа

Животная клетка. Задание:

1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74) собрать модель клетки животных.

2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий животной клетки с клетками растений и грибов.

3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.

4.Чем объясняются эти сходства и различия? Исследовательская работа – моделирование клетки.

3группа

Грибная клетка. Задание:

1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), рисунком клетки собрать 4.Чем объясняются эти сходства и различия?

2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий грибной клетки с клетками растений и животных.

3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.

4.Чем объясняются эти сходства и различия? Таблица: Сравнение строения клеток растений, животных и грибов.

Признаки Клетки растений Клетки

животных

Клетки

грибов

Способ питания

Автотрофы

Гетеротрофы

Гетеротрофы:

сапрофиты, симбионты, паразиты

Клеточная стенка

Есть.

Клетка не меняет своей формы

Нет.

Клетка может менять свою форму

Есть.

Клетка не меняет своей формы

Пластиды

Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты.

Нет.

Нет.

Вакуоли

Крупные полости, с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки.

Мелкие пищеварительные, сократительные,

выделительные.

Полости с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки.

Синтез АТФ

В пластидах и митохондриях В митохондриях В митохондриях
Запасной углевод

Крахмал

Гликоген

Гликоген

Способ хранения питательных веществ

В вакуолях

В клеточных включениях

В вакуолях

Центриоли Нет Есть Есть
Деление Образуются перегородки между дочерними клетками Образуются перетяжки между дочерними клетками Образуются перегородки между дочерними клетками

7.О чём говорит сходство и различие растительной, животной и грибной клетки?

Выводы: (1мин.)

1.Сходство указывает на принадлежность этих клеток к эукариотами и на единство их происхождения.

2. Различия указывают на то, что они относятся к разным царствам. Их эволюция шла разными путями. 7.Физкульминутка.(1мин.)

8.Решение проблемно - практических задач: ( 6мин.)

Задача 1. Семья уехала в отпуск на месяц в санаторий. Перед отъездом приспособили для комнатных растений систему полива, но забыли открыть плотные шторы на окнах. Чем же они были расстроены, когда приехали с отпуска домой? (без солнца не было фотосинтеза в хлоропластах и растения погибли от отсутствия питательных органических веществ).

Задача 2. В этом году была хорошая осень и много уродилось грибов, но когда я в лесу стала собирать грибы, то увидела повсюду пеньки от срезанных грибов и грибы, вырванные с мицелием. Будут ли расти здесь на следующий год столько же много грибов? (нет, грибы нельзя срезать, потому что оставшийся пенек будет гнить и вызовет гниение мицелия в почве; грибы нельзя и вырывать из почвы с мицелием, если мицелий разрушить, то он не образует плодового тела; грибы при сборе надо осторожно выкручивать, а ямку присыпать листвой)

Задача 3. Некоторые наши ученики не хотят кушать в школьной столовой, а некоторые капризничают и дома – вместо полноценной пищи увлекаются сладостями, едой всухомятку. К чему это может привести? (клеткам для нормального функционирования необходимы достаточное количество питательных веществ и кислорода, а если клетка будет испытывать их недостаток – то, например, митохондрии плохо будут функционировать и могут возникнуть различные заболевания)

Вывод: чтобы клетки в нашем организме хорошо функционировали, необходимо правильно питаться и достаточно гулять на свежем воздухе.

9. Закрепление знаний(10 мин.)

Существует пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Давайте мы с вами сейчас рассмотрим клетки растений, животных и грибов под микроскопом и выполним лабораторную работу. Не забывайте при работе с микроскопом о правилах Т.Б.

Лабораторная работа:Наблюдение клеток растений , животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах.

Цель:

рассмотреть клетки растений , животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов. Оборудование:

микроскопы,

готовые микропрепараты растительной (элодея), животной (инфузория-туфелька), грибной (плесневые грибы) клеток,

таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.

Ход работы.

На уроке:

-рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты растительных, животных и грибных клеток;

-зарисуйте по одной растительной, животной и грибной клетке;

- подпишите их основные части, видимые в микроскоп.

Дома:

-сравните строение растительной, грибной и животной клеток;

-о чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных?

-о чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы?

10.Гимнастика для глаз. (1мин.)

11.Ребята, мы многое знаем про клетки, а эти знания нужны в жизни человека? (Да)

Сообщения учащихся о достижениях в изучении клетки, значении их. (5мин.)

12.Выставление оценок. (1мин.)

13. Домашнее задание: (1мин.)

1)§19.

2) Оформить лабораторную работу.

3)Подготовить сообщения о вирусах, о достижениях в изучении клетки.

14.Рефлексия. (1мин.)

Продолжите предложения - наш урок подошел к концу и я хочу сказать:

-для меня было открытием то, что ……….

-сегодня мне на уроке удалось (не удалось) ………… Урок закончен, до свидания.

stom.tilimen.org


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта