Часть экосистемы в которой расположены корни растений это. Урок по окружающему миру по теме «Природные экосистемы Пермского края». Педагог учитель начальных классов

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Контрольная работа по окружающему миру по теме "Экосистемы" (3 класс). Часть экосистемы в которой расположены корни растений это


Деятельностный подход в обучении на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа

Цель:

  1. Обеспечить усвоение знаний о замкнутом круговороте путем смены экосистемы;
  2. Учить анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания путем решения проблемных вопросов;
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Средства обучения: компьютер, экран, проектор, компакт-диск «Мир природы» автор: Г.О. Аствацатуров и др., магнитофон, учебник «Окружающий мир» Обитатели Земли, 3 класс, 2 часть, автор: А.А. Вахрушев, Атлас Самарской области (растения и животные, занесенные в Красную книгу), таблицы экосистемы, иллюстрации, макеты поверхности Земли, сухие грибы с деревьев, схемы экосистем, раздаточный материал с заданиями для работы в группах.

Ход урока 

1. Организационный момент.

– Настроимся на урок. Упражнение «Сотвори в себе Солнце» (релаксация).

(Магнитофон. Включена музыка. Руки вытянуты на парте ладонями вверх)

– В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку.

Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир, звездочка стала еще больше.

Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку.

Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны вверх).

2. Блиц-опрос.

– Урок наш начнем как всегда с блиц-опроса.

– Дополните фразы названиями составных частей экосистемы.

  1. Часть экосистемы, в которой расположены корни растений – это …(почва).
  2. Обитатели экосистемы, к которым относимся и мы с вами – …(потребители).
  3. Жидкая часть экосистемы – …(гидросфера).
  4. Обитатели экосистемы, которые дают всем организмам кислород – …(производители).
  5. Самая твердая часть экосистемы – …(литосфера).
  6. Обитатели экосистемы, которые живут в почве и дают растениям питательные вещества – …(разрушители).
  7. Часть экосистемы, которая состоит из смеси газов – …(атмосфера).

– Предлагаю задание для каждого ряда. Составьте из этих организмов цепь питания. Кому я дам карточки, тот со своего ряда выбирает еще 3 человека, и уже вместе составляете цепь питания. (Детям даются карточки).

1 ряд: растение → кузнечик → скворец → сокол2 ряд: водоросли → рачки → карась → щука3 ряд: ель → жук-усач → дятел → ястреб

– Определите, к какой экосистеме относятся эти организмы?

1 ряд: экосистема луга,2 ряд: экосистема озера,3 ряд: экосистема леса.

Задания по рядам.

– Определив названия, вы встаете:

1 ряд – лесных производителей,2 ряд – лесных потребителей,3 ряд – лесных разрушителей.

Ель, белка, дятел, береза, дождевой червь, ястреб, микробы, лось, белый гриб, дуб, мышь. (Учитель читает вслух. Определяя названия, дети встают по рядам - физкультминутка).

3. Актуализация знаний.

– На прошлом уроке мы с вами изучали потребителей и разрушителей лесной экосистемы. Сейчас посмотрим фрагмент фильма «Живая и неживая природа», чтобы вспомнить пройденный материал. (Компакт-диск «Мир природы». Приложение 1)

– Расскажите о роли птиц в экосистеме леса. (Рассказ ученика в Приложении 2).

– Расскажите о взаимоотношениях деревьев и жуков-короедов. (Рассказ ученика в Приложении 3).

– Какой вывод мы можем сделать из услышанного?

Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его.

– Расскажите о разрушителях лесной экосистемы. (Рассказ ученика в Приложении 4).

– Только лесная экосистема имеет замкнутый круговорот веществ. Остальные: озеро, болото, луг – имеют незамкнутый круговорот веществ, поэтому превращаются друг в друга и стремятся к лесу.

4. Постановка проблемы.

– На с. 63 прочитайте диалог Миши и Лены.

– Чтобы ответить на вопрос Лены, нужно посовещаться в четверках.

Итак, озеро начинает зарастать и превращаться в болото, болото – в луг, а луг – в лес.

Проблемный вопрос: Выходит, в конце концов все вокруг покроется лесом?

– Как же вы ответите на проблемный вопрос? (Оформление доски в Приложении 5).

(Дети совещаются в четверках и отвечают, что безлесные участки появляются снова и снова, т. к. пожары, наводнения, вырубка леса, ураганы и другие причины разрушают экосистемы.)

– Что нам сегодня предстоит выяснить?

– Какие беды происходят с лесом и как их лечит природа.

– Попробуйте сформулировать тему урока,

– Как природа залечивает раны.

5. Совместное открытие знаний.

  1. Что разрушает экосистему леса? с.63 задание 1: Посмотрите на рисунки и напишите, как появляются безлесные участки.
  2. Как природа залечивает раны?

Работа в группах.

– Каждой группе адресовано письмо. Ответьте: как природа залечивает раны?

1 группа: пожары (костер)2 группа: наводнения3 группа: ураганы4 группа: вырубка леса

Пожары (костер)

Деревья сгорели. Животные погибли или разбежались.

ОДНАКО: Почва обогатилась золой, т.е. неорганическим веществом. В почве остались семена трав. Как природа залечивает раны после пожаров?

Наводнения

Затопило лес.

ОДНАКО: Образовалось лесное озеро. Как природа залечивает раны после наводнений?

Ураганы

Сломаны деревья. Разрушена почва.

ОДНАКО: Сохранилась трава и мусорщики. Почва обогатилась неорганическими веществами. Как природа залечивает раны после ураганов?

Вырубка леса

Деревья вырубили. Обмелели реки. Ушли животные.

ОДНАКО: Остался кустарник. Есть птицы, насекомые. Как природа залечивает раны после вырубки леса?

Дети работают в группах. (Фотографии работы в группах в Приложении 6). (Включена запись птичьих голосов на магнитофоне.)

– Итак, какие у вас есть предположения решения данной проблемы? Как вы ответите на вопрос урока: Как природа залечивает раны? Давайте выслушаем ваши версии.(Материал выступлений групп в Приложении 7).

Дополнения к выступлениям групп. (Материал дополнений учителем выступлений групп в Приложении 8).

– Какой вывод мы сделаем из всего сказанного?

Вода и огонь разрушают экосистемы. Но природа умеет их восстанавливать. Влияние человека на природу со временем возросло. И теперь ей стало трудно исправлять ошибки людей.

6. Первичное закрепление. (Обучение способам применения знаний).

– Как люди могут помочь природе?

Для этого нужно знать и главное выполнять правила, которые помогают природе залечивать раны.

– Поработайте в парах. С. 66 задание 4: Попробуйте выбрать из списка советов те, которые помогут сохранить природу. Из каждой пары советов – один правильный. Обведите только правильные советы. (Проверка правильных ответов).

7. Домашнее задание.

–vЖелающие, нарисуйте плакат, призывающий бережно относиться к природе. А кто желает, напишите призывы, как люди могут помочь природе.

8. Подведение итогов урока.

– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

  • Что разрушает экосистему леса.
  • Как природа залечивает раны.
  • Как сохранить лес.

– Чьи версии подтвердились?

– Как оцените свою работу?

9. Заключение.

– Прочитайте эти слова:

НАША ПЛАНЕТА – ГЛАВНАЯ СОКРОВИЩНИЦА МИРА.

– И в заключение я хочу вам поведать одну историю.

Однажды на берегу солнечно-лазурного моря один человек нашел старинный сундук. Поднял тяжелую заржавевшую крышку, а там… В сундуке было несметное богатство. В красных рубинах бушевало неугасающее пламя, бриллианты и жемчуга коварно заманивали в свои прекрасные сети. Быстро промчался не один десяток лет. Каждый день Человек брал из сундука по одной монетке или камешку… Как-то раз Человек приказал подать тот самый старинный сундук. Где-то на дне огромного сундука лежало несколько монет да десяток камней. Вот все, что осталось от несметного богатства.Может ли это быть в реальной жизни? Может…….. Наша планета – главная сокровищница мира. Если каждое поколение людей будет «уносить с собой» по камешку, то вскоре «сокровищница» опустеет. Чтобы этого не произошло, чтобы на земле можно было жить,мы должны сохранить нашу планету.

– Давайте задумаемся, может быть, за последние недели, с лица Земли исчезло еще одно животное, еще одна птица, еще одна морская звезда или еще одно растение. Давайте будем помнить, что каждое животное или растение неповторимо. Вдруг мы его больше не увидим на Земле?

– На этом наш урок закончен. Спасибо всем за работу.

8.08.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

самая твердая часть, жидкая часть

Понятие

Живые организмы в их взаимодействии и факторы неживой природы — вот из каких частей состоит экосистема. Существенным в этом определении является то, что эта совокупность должна рассматриваться применительно к определенной территории или ареалу. Некоторые части экосистемы, касающиеся ее биотической составляющей, могут меняться или отсутствовать.

Почва

В состав практически любой почвы входит земля. У любого водного объекта есть дно, как составляющая системы, это и есть земля. Она самая твердая часть экосистемы.

Кроме этого, почва важнейшая часть экосистемы. Во-первых, в ней живут организмы, которые перерабатывают органические вещества в неорганические. Во-вторых, в ней накапливаются вещества, которые по каким-либо причинам не могут быть переработаны. В-третьих, в ней располагается корневая система растений, она является основанием, на которое опадают останки живых организмов и продукты их жизнедеятельности и так далее.

Вода

Также в любую входит вода, в том или ином качестве. Даже в пустыне, она присутствует. Вода — это жидкая часть экосистемы и то, из чего растения синтезируют при помощи солнечной энергии кислород. Вода, кроме всего прочего, сама по себе сфера обитания, защищает землю от эрозии, живые организмы от перепадов температур и давления. Она основной «хранитель» питьевых ресурсов для человека.

Кто важнее

Сказать, что почва важнейший элемент, а другие нет, было бы неправильно. Потому речь и идет о системе, где каждый элемент важен. Потеря или замещение какого-либо из них может привести к необратимым последствиям для всего комплекса.

ecology-of.ru

Контрольная работа по окружающему миру по теме "Экосистемы" (3 класс)

Просмотр содержимого документа «Контрольная работа по окружающему миру по теме "Экосистемы" (3 класс)»

Контрольная работа по теме «ЭКОСИСТЕМА»

КЛАСС ________Ф.И. ________________________

1. Допиши предложения:

Часть экосистемы, в которой расположены корни растений, - ____________________.

Обитатели экосистемы, к которым относимся мы с вами, - _______________________.

Жидкая часть экосистемы - _______________________.

Воздушная часть экосистемы - _____________________.

Обитатели экосистемы, которые дают всем организмам кислород, - _______________.

2. Соедини стрелками изученное понятие с его определением.

Почва

цепочки из поедающих друг друга живых организмов.

Экосистема

поверхностный плодородный слой земли.

Цепь питания

цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом.

Круговорот веществ

единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных «профессий» поддерживают круговорот

3. Соедини стрелками названия «профессий» с организмами.

производители животные, человек

потребители микроорганизмы, черви, грибы…

разрушители растения

4. Подчеркни производителей.

Кувшинка, клюква, лось, мышь, лопух, липа, орешник, мухомор, ястреб, кукуруза.

5. Подчеркни потребителей.

Карась, куропатка, голубика, стрекоза, гусеница, лиственница, бабочка, горох.

6. Подчеркни разрушителей.

Рак, мотыль, василёк, подсолнечник, червь дождевой, кедр, подберёзовик, короед.

7. Какие задания вызвали затруднения? Как ты думаешь, почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Как найти выход из этого затруднения? ___________________________________

_________________________________________________________________________

multiurok.ru

Тесты по окружающему миру 3 класс по программе 2100

Проверочная работа по теме: «ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ»

Ф.И. класс_____________________________________

1. Отметь естественные тела

ручка ромашка огурец рыбка ложка

2.Отметь искусственные тела

фонарь картофель молоток морковь машина

__________________________________________________________________________-

3. Какое вещество содержится в морской воде

Сахар крахмал соль уксус

4. Это вещество добавляют в конфеты, торты, пирожные. В природе оно содержится в растениях

Сахар крахмал соль уксус

5. Что такое тело?

а) это то, что сделано руками человека;

б) это любой предмет, любое живое существо;

в) это любое растение, насекомое, птица, животное.

6.Тела отличаются друг от друга: _________________________________________________________________

________________________________________________________________

7.Тела состоят из__________________________________________

8. В какой строчке указаны только тела?

а) кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;

б) парта, доска, стол, стул, лампа;

в) карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.

9. Что такое вещество?

а) это разные вещи в доме;

б) это то, из чего состоят тела;

в) это листопад, снегопад, гололёд, ледоход.

10. В какой строчке указаны только вещества?

а) алюминий, железо, медь;

б) алюминий, кастрюля, железная кочерга, медный таз;

11. Вычеркни вещества, которые не относятся к твердым.

Глина, молоко, соль, песок, почва, мел, сок, воздух, лёд, снег, алюминий.

12. В каких телах промежутки между частицами наибольшие?

а) в твердых телах; б) в жидких телах; в) в газообразных телах.

13. Какими бывают состояния вещества?

а) острыми, гладкими, колючими

б) холодными, горячими, тёплыми

в) твёрдыми, жидкими, газообразными

14.К твердым телам относится __________________________________________________________________

К жидким телам относится ___________________________________________________________________

К газам относится

_______________________________________________________________________

Проверочная работа по теме: «Вещества. Состояние веществ»

Ф.И. класс_____________________________________

1. Обведи букву с правильным ответом. Все предметы, которые нас окружают, это…

а) смеси б) тела в) вещество

2. Найди и подчеркни в строке лишнее слово:

а) стул б) камень в) гипс г) собака

3. Найди и подчеркни в строке «лишнее» слово.

Пар, воздух, кислород, кофе, природный газ, углекислый газ.

4. Найди и подчеркни в строке «лишнее» слово.

Пластмасса, мороженое (из морозильника), металл, сахар, мороженое (стояло 1 час в тепле), древесина.

5. Найди и подчеркни в строке «лишнее» слово.

Молоко, бульон, чернила, железо, почва.

6. Дополни фразу нужным словом:

________________-имеют постоянный объём, но не имеют постоянной формы.

а) газы б) твёрдые тела в) жидкости

7. Дополни фразу нужным словом.

________________-не имеют постоянных формы и объёма.

а) твёрдые тела б) газы в) жидкости

Тест по теме: «Энергия»

Ф.И. класс_____________________________________

1. Обведи букву, где дано наиболее полное и правильное определение энергии.

а) Энергия – свойство живых организмов, помогающее им двигаться.

б) Энергия – то, из чего состоят все вещества.

в) Энергия – способность совершать работу, источник движения.

г) Энергия – присущий неживым предметам источник движения, помогающий совершать работу.

2. Подчеркни ошибочную фразу.

а) Энергия никогда не возникает из ничего и не исчезает бесследно.

б) Энергия не может накапливаться.

в) Энергия может изменяться и переходить из одной формы в другую.

г) При превращении энергии часть её рассеивается в виде тепла.

3 Обведи букву с правильным ответом.

 Энергия текущей воды на гидроэлектростанции превращается…

а) в источник движения мышц б) в источник пищи г) в энергию света

4. Энергия электричества в игрушечной машине превратилась….

а)в источник движения игрушки б) в источник движения мышц г) в энергию света

5.Энергия, содержащая в пищи превратилась…..

а)в источник движения игрушки б) в источник движения мышц г) в энергию света

6.Подчеркни закон или правило объясняющее эти превращения

А) Закон всемирного тяготения Б)Закон сохранения энергии В)Правило уменьшения кажущихся предметов при их удалении

Проверочная работа по теме: «Оболочка планеты, охваченная жизнью»

1.Соедини стрелкой слово и соответствующее ему определение.

Атмосфера

Биосфера

Гидросфера

Литосфера

2.Закончи определение.

Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом, называется_________________________________________________________________

3. Что такое круговорот веществ в природе? Обведи букву с правильным ответом:

а) превращение воды б) превращение веществ в) движение веществ

4. Выбери и подчеркни сочетание, при котором не будет происходить круговорота веществ:

а) дуб – гусеница – птица – жук-мертвоед - микробы; б) лось – волк – жук-мертвоед – микробы:

в) трава – суслик – орёл – жук-мертвоед – микробы.

5. Подчеркни группу живых организмов, к которой относится человек:

а) потребители б) разрушители в) производители

6. Подчеркни группу живых организмов, к которой относится растения:

а) производители б) потребители в) разрушители

7. Что такое обмен веществ? Обведи букву с правильным ответом:

а) Получение энергии из окружающей среды.

б) Поглощение организмом одних веществ и выделение других.

в) Выделение веществ.

8. Что поглощает организм животного в процессе обмена веществ? Обведи букву с правильным ответом

а) углекислый газ, воду и пищу;

б) кислород, углекислый газ и пищу;

в) кислород, воду и пищу.

9.

Определить, в какой части биосферы живёт большинство животных и растений. Для этого покажи стрелкой, где они живут.

3. В какой оболочке Земли живёт большинство живых организмов? Обведи букву с правильным ответом:

а) в литосфере б) в гидросфере г) в атмосфере д) на границе оболочек (в биосфере)

клёст дельфин

орёл карась

Воздух

шмель Вода

на

границе

жаба Земля василёк

кузнечик

крот

лисица

Проверочная работа по теме «Жизнь экосистемы. Почва»

ФИ_____________________________________________________________________

1.Допиши предложения

Часть экосистемы, в которой расположены корни растений, - ________________. Самая плодородная почва ___________________. Обитатели экосистемы, к которым относимся и мы с вами, - ____________________. Жидкая часть экосистемы - ________________. Обитатели экосистемы, которые дают всем организмам кислород- ______________________.

2. Соедини стрелками понятие с определением

Почва –

цепочка из поедающих друг друга живых организмов  

Экосистема-

поверхностный плодородный слой земли  

Цепь питания-

цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом

Круговорот веществ –

Единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных "профессий" способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ

Дополнительная часть

3. Дополни цепи питания названиями соответствующих живых организмов.

А. Ствол дерева - __________________ - дятел.

Б. Трава – коза - _______________ .

В. _____________ - белка – ястреб.

Слова для справок: жук, ель, волк.

4.  Как называется вещество, от которого зависит почвенное плодородие - _____________________.

ФИ_____________________________________________________________________

1.Допиши предложения

Часть экосистемы, в которой расположены корни растений, - ________________. Самая плодородная почва ___________________. Обитатели экосистемы, к которым относимся и мы с вами, - ____________________. Жидкая часть экосистемы - ________________. Обитатели экосистемы, которые дают всем организмам кислород- ______________________.

2. Соедини стрелками понятие с определением

Почва –

цепочка из поедающих друг друга живых организмов  

Экосистема-

поверхностный плодородный слой земли  

Цепь питания-

цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом

Круговорот веществ –

Единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных "профессий" способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ

Дополнительная часть

3. Дополни цепи питания названиями соответствующих живых организмов.

А. Ствол дерева - __________________ - дятел.

Б. Трава – коза - _______________ .

В. _____________ - белка – ястреб.

Слова для справок: жук, ель, волк.

4.  Как называется вещество, от которого зависит почвенное плодородие - _____________________.

Тест “Экосистема озера. Болота”

ФИ_____________________________________________________________________

1). Озера располагаются...

а) на ровной поверхности суши;

б) в углублениях суши.

2). Растения озера – это...

а) кувшинка, элодея, хара;

б) одуванчик, вьюнок, осот.

3). Обитатели озера -

а) плотва, щука, дафнии;

б) кит, крот, майский жук.

4). Экосистема озера –

а) “двухэтажная”

б) “одноэтажная”

5). Цепь питания –

а) цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним

и тем же веществом;

б) цепь из поедающих друг друга живых организмов.

6). Организмы какой "профессии" со своей работой в экосистеме озера не справляются

 производители потребители разрушители

7).Что такое планктон?

 мелкие организмы, плавающие в толще воды ил, скапливающийся на дне озера разрушители, замыкающие круговорот веществ в озере

8).Растение, часто называемое камышом, это -

 стрелолист рогоз кувшинка

9).Соедини стрелкой начало предложения с его окончанием

Лишнюю воду в болоте впитывает * * речной рак

Озёрный разрушитель * *клюква

На болоте растёт ягода * * мох-сфагнум

infourok.ru

Структура экосистем | Параграф 5. 4

 "Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы". В.И. Сивоглазов (гдз)

Вопрос 1. Что такое биогеоценоз?Биогеоценоз — это экологическая система (экосистема), границы которой определены растительным сообществом. Совокупность биогеоценозов земного шара образует глобальную систему, биосферу. Примерами биогеоценозов являются дубрава, луг, ельник, березовая роща и др.

Вопрос 2. Расскажите о пространственной структуре экосистемы.Пространственная структура экосистемы определяется ярусным расположением растительности. Сверху вниз над землей выделяют налоговый (древесный), кустарниковый, травяной и надпочвенный (приземный) ярусы. В почве также идет разделение на уровни, образованные корнями растений разных видов. Такая пространственная организация позволяет растениям эффективно использовать свет и другие ресурсы, а животным — занимать разные экологические ниши и ослаблять конкуренцию между близкими видами.

Вопрос 3. Какие обязательные компоненты включает любая экосистема?В любой экосистеме можно выделить два основных структурных компонента — биотоп и биоценоз. Биотоп — это комплекс факторов неживой природы, которые в сумме формируют определенные климатические, географические, почвенные и другие параметры экосистемы. Биоценоз — это совокупность всех живых организмов (популяций) экосистемы. Он разделяется на зооценоз (сообщество животных), фитоценоз (сообщество растений) и микробоценоз (сообщество микроорганизмов).

Вопрос 4. В каких отношениях находятся друг с другом обитатели биоценозов? Охарактеризуйте эти связи.С точки зрения экологической структуры в экосистеме можно выделить три группы особей1. Продуценты (производители) — автотрофные организмы, главным образом зеленые растения, синтезирующие органические вещества из неорганических. Их биомасса — это первичная продукция экосистемы, которая служит пищей и источником энергии для всех остальных организмов сообщества. Автотрофами являются растения, фотосинтезирующие и хемосинтезирующие прокариоты.2. Консументы (потребители) — гетеротрофные организмы (растительноядные и плотоядные), потребители живого органического вещества. Консументами являются многие животные, паразитические бактерии, хищные растения.3. Редуценты (разлагатели) — гетеротрофные организмы, которые разрушают мертвые остатки животных и растений и превращают их в простые соединения. Редуценты — это дождевые черви, многоножки, термиты, грибы, бактерии.Таким образом, продуценты используют неорганические соединения, создавая первичную продукцию. Далее часть консументов (растительноядные животные) используют первичную продукцию, создавая вторичную биомассу, которая используется другими консументами (хищники, паразиты). После смерти продуценты и консументы разлагаются редуцентами до минеральных соединений, которые вновь используются продуцентами.

Вопрос 5. Опишите видовой состав и пространственную структуру экосистемы дубравы.Видовой состав дубравы очень разнообразен, что обеспечивает ее стабильность как экосистемы. Растения дубравы образуют четко разделенные ярусы. В верхнем древесном «этаже» расположены крупные многолетние дубы и липы. Второй ярус составляют низкорослые и менее светолюбивые груша, клен, яблоня. Далее следует кустарниковая растительность: лещина, бересклет, калина, боярышник, бузина. Травянистый ярус состоит из кустарничков, всходов деревьев, папоротников и различных трав (медуница, хохлатка, ветреница, иван-да-марья и т. д.). Приземный ярус представлен мхами, низкими травами; здесь также обитают лишайники и грибы. Животный мир дубравы не менее разнообразен. Членистоногие населяют все ее уровни. Из позвоночных в верхних ярусах мы встретим много птиц — сороку, зяблика, дроздов, синиц, ночных и дневных хищников. В кустарниках обитают зарянка, мухоловка-пеструшка, пеночки, славки, крапивник. В травянистом .слое живут мыши, землеройки, ежи. Некоторые животные, например серая белка, способны перемещаться почти по всем ярусам. В подстилке преобладают редуценты: дождевые черви, мокрицы, личинки мух, жуки-навозники и мертвоеды, клещи, нематоды. В почве обитают различные животные, роющие землю (например, кроты).

buzani.ru

Урок по окружающему миру по теме «Природные экосистемы Пермского края». Педагог учитель начальных классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32 имени Г.А.Сборщикова»

г. Перми

Урок по окружающему миру по теме

«Природные экосистемы Пермского края».

Педагог - учитель начальных классов

Тетерина Юлия Германовна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32

имени Г.А.Сборщикова» г. Перми

Тема урока: Природные экосистемы Пермского края.

Целевые установки урока:

Предметные результаты:

  1. Повторить понятие «экосистема», «природная экосистема», «искусственная экосистема».
  2. Знать составляющие части экосистемы.
  3. Познакомиться с экосистемами Пермского региона.
  4. Приводить примеры представителей экосистем самостоятельно и с помощью справочной литературы.
Метапредметные результаты:
  1. Классифицировать объекты природы по их роли в экосистеме.
  2. Выявлять существенные признаки объектов природы.
  3. Осуществлять самопроверку.
  4. Рассказывать о представителях экосистемы, используя дополнительную литературу.
Личностные результаты:
  1. Осознавать необходимость бережного отношения к природе.
  2. Понимать необходимость соблюдения правил работы в коллективе.
  1. Организационный этап.
Класс делится на 4 группы. В группе выбирается командир. Каждая группа получает определенный набор карточек.
  1. ^
На доске карточки: ЛУГ ЛЕС БОЛОТО ОЗЕРО

- Посмотрите на карточки внимательно и попробуйте сформулировать тему урока самостоятельно.

/природные экосистемы/

-Я запишу тему на доске, но, обратите внимание, точку не ставлю. А почему, вы ответите сами чуть позже.

- Что общего в этих понятиях?

/названия природных экосистем, которые мы изучили/

- Какой ещё вид экосистем мы изучили?

/искусственные экосистемы/

-Чем различаются природные и искусственные экосистемы?

/В искусственных экосистемах круговорот замыкает человек/

- Что такое экосистема?

/единство живой и неживой природы/

- Найдите на ваших карточках определение понятия и заполните её.

Экосистема – единство ______________ и _________________природы, в котором сообщество живых___________________разных «профессий» способно поддерживать__________________________.

/живой, неживой, организмов, круговорот веществ/

- Из каких частей состоит экосистема?

/воздух, почва, производители, потребители, и т.д./

- Дополните таблицу составляющих частей экосистемы, дописав названия отсутствующих. Например:

Потребители
Почва
Воздух

- Догадайтесь, о какой составной части я говорю. Ответив на мои вопросы, вы проверите, правильно ли вы заполнили таблицу.

- Обитатели экосистемы, к которой относимся и мы с вами.

/потребители/

-Часть экосистемы, в которой расположены корни растений.

/почва/

-Жидкая часть экосистемы.

/вода/

-Обитатели экосистемы, которые живут в почве и дают растениям питательные вещества.

/разрушители/

- Часть экосистемы, которая состоит из смеси газов.

/воздух/

-Разделите части экосистемы на две группы. Объясните.

/живая и неживая природа/

- Назовите ещё раз роли живых организмов в экосистеме.

/потребители, производители, разрушители/

- Для чего в экосистеме нужны производители?

/превращают минеральные вещества в органические/

- Какова роль потребителей?

/потребляют органические вещества/

-Разрушителей?

/превращают органические вещества в минеральные/

- Какова же роль содружества живых организмов в экосистеме? Почему экосистема может долго существовать без посторонней помощи и вмешательства?

/поддерживается круговорот веществ/

- Что произойдет с экосистемой, если круговорот не будет полностью замкнут?

/превратится в другую экосистему/

- Найдите у себя на столе карточки с замкнутой и не полностью замкнутой экосистемами. Определите, какая таблица показывает замкнутую экосистему. Подпишите в прямоугольниках «профессии» обитателей экосистемы.

- Подпишите, передачу каких веществ показывают стрелки.

- Вернёмся к карточкам, с которых начали урок. Расположите карточки в определенном порядке. Объясните.

/ОЗЕРО БОЛОТО ЛУГ ЛЕС – если эти экосистемы незамкнуты, то их смена происходит таким образом/

-Какие из перечисленных экосистем можно отнести к не полностью замкнутым?

^

- Почему лесная экосистема не заменяется другой экосистемой?

/круговорот в ней полностью замкнут/

- Сейчас я раздам командам наугад карточки с названиями экосистем, а вы должны показать без звуков, какая экосистема вам досталась.

/ после показа проводится обсуждение признаков экосистем, по которым они узнавались/

  1. Изучение нового материала.
- А сейчас поиграем в игру «Один лишний». Важно помнить, что оставшиеся объекты должны обладать общим свойством.

На доске карточки с изображениями дерева, черепахи, медведя, зайца, лося.

Первый лишний – дерево, т.к. остальные объекты –

это животные.

Второй лишний – черепаха, т.к. не водится

в природных экосистемах Пермского региона.

- Вы помните, что я не поставила точку после темы урока. Глядя на изображения объектов природы, попробуйте окончательно сформулировать тему урока.

/«Природные экосистемы Пермского края»/

- Все ли из изученных экосистем представлены в природе нашего края?

/ответы детей различны/

- Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, нам нужно получить дополнительную информацию. Какие источники помогают вам в этом?

/ответы детей/

-Сегодня на уроке мы будем использовать справочную литературу. У вас на столах лежат учебные пособия, в которых собрана информация о природе Пермской области. Воспользуемся ими. Откройте содержание книги «ГЕОГРАФИЯ». Есть ли в ней глава, посвященная озерам? Болотам?

/да/

- На какой странице находится нужный материал?

/стр.57/

- Откройте. Найдите выделенное жирным шрифтом слово ОЗЕРО.

Прочитайте.

- Сколько озер известно на территории региона?

/около 750/

- На странице 60 найдите выделенное слово БОЛОТО. Прочитайте.

- Из книги « Твое Прикамье» запишите названия самого большого озера и болота.

/Самое большое по площади озеро –

Чусовское, самое глубокое – Рогалек,

самое большое болото – Большое Камское/

- На странице 72 «ГЕОГРАФИИ» вы найдете немного информации о лугах нашего края. А почему ее немного вы мне скажете сами.

/ Общая площадь всех лугов невелика/

- Какая же экосистема из изученных нами наиболее широко представлена на территории нашего края?

/леса/

- Заполните таблицы «ЭКОСИСТЕМЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ».

озеро луг лес болото

- Разделитесь в команды и попробуйте самостоятельно «добыть» информацию о представителях этой экосистемы. Заполните таблицу.

- Сравним, что успели узнать об обитателях лесов нашего края команды.

/выслушивается ответ представителя любой

команды об одной экосистеме, другие команды дополняют ответ/

- На доске я поместила карточки с изображениями обитателей лесов Прикамья (лиса, сосна, заяц, ель, лось, рябина, медведь).

- На какие две группы их можно разделить?

/производители и потребители/

- Какой группы живых организмов не хватает?

/разрушители/

- Какие разрушители наиболее известны в наших лесах?

/грибы/

- Отгадайте несколько загадок о грибах. Если отгадываете, то карточка появляется на доске.

Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три - и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду. / Боровик/

Не спорю - не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще. / Подберёзовик/

Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети -

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу./ Опята/

- Теперь можно утверждать, что на уроке была найдена информация о представителях трех «профессий» живых организмов самой распространенной экосистемы нашего региона?

/да/

- А теперь откройте оглавления всех 3 книг. Прочитайте названия глав находящихся:

«ГЕОГРАФИЯ» стр.216

«ЖИВОТНЫЕ ПРИКАМЬЯ» стр. 130

«РАСТЕНИЯ ПРИКАМЬЯ» стр. 155

- Что объединяет все эти главы?

/они посвящены охране природы Пермского края/

- Что мы с вами можем сделать для того, чтобы природа нашего края

не страдала от деятельности человека?

/ответы детей/

  1. Итог урока.
-Чему был посвящен наш урок?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Закончить урок мне хотелось бы словами Мамина – Сибиряка: «Родина – наша вторая мать, а такая родина, как Урал, тем паче… И нужно быть просто человеком, который не забывает своей семьи, любит свою родину и работает для своего Отечества».

Литература:

  1. «Твоё Прикамье. Береги свой дом». /Эколого- краеведческая хрестоматия/. Пермь. Издательство «Пушка». 2005.
  2. «Животный мир Прикамья».Пермское книжное издательство.1989г.
  3. «Животные Прикамья». Пермь. Издательство «Книжный мир».2001г.
  4. Верещагина В.А., Колясников Н.Л. «Растения Прикамья». Пермь. Издательство «Книжный мир».2001г.
  5. Вахрушев А.А., Алтухов С.М., Раутиан А.С. «Обитатели земли», 3 класс. Методические рекомендации для учителя.2006г.
  6. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Обитатели земли». Учебник – тетрадь для 3 класса. 2006г.

fs.nashaucheba.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта