Урок на тему 6 класс клеточное строение растений. Разработка технологической карты урока по биологии на тему "Строение растительной клетки" (6класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока в 6 классе на тему: "Клеточное строение организмов". Урок на тему 6 класс клеточное строение растений


Конспект урока в 6 классе на тему: "Клеточное строение организмов"

Поурочное планирование. Биология. Живой организм– 6 класс

Тема: Введение

Урок № 1

Дата урока:

Тема урока: Клеточное строение организмов

Цель урока:

Обучающая: изучить Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений; научить работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы; Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Развивающая: развивать логическое и критическое мышление у учащихся, умения сравнивать, выявлять закономерности, развивать устную речь, самостоятельность, формулировать выводы. Развивать умения и навыки работы в группах; с дополнительной литературой. Развивать творческие способности детей на уроке биологии.

Воспитательная: воспитывать культуру общения, порядочность, внимание, наблюдательность, прилежность, аккуратность, экологическую культуру, любовь к природе, дисциплинированность

Оборудование и материалы :учебник 5-6 класса «Биология. Живой организм», РТПБ, электронное приложение к учебнику, таблицы« Строение животной клетки», «строение растительной клетки»

Базовые понятия и термины:

Структура урока

I. Организационный этап......................................................1—2 мин.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности..7 мин.

III. Изучение нового материала..........................................................15 мин.

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся...10 м

V. Самостоятельная работа учащихся...................................................6 мин.

VI. Домашнее задание..........................................................................1—2 мин.

VII. Подведение итогов урока..........................................................3 мин.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

  • Что общего в строении клеток грибов и животных?

  • Чем растительные клетки отличаются от других клеток эукариот?

  • Почему хлоропластов нет в животных и грибных клетках?

111.Изучение нового материала Рассказ учителя с просмотром презентаций на учебном диске по данной теме урока. Учащиеся записывают в «Биологические словари» термины.

Мембрана — (лат. membrane — кожица, плёнка) — тонкая плёнка, ограничивающая снаружи цитоплазму клетки и входящая в состав многих её органоидов. Мембрана состоит из двух слоёв жироподобных веществ (липидов) и белков. Она обладает избирательной проницаемостью, то есть пропускает внутрь клетки нужные ей вещества, а из неё — вредные и ненужные.

Цитоплазма — внутреннее содержимое клетки, ограниченное плазматической мембраной. Представляет собой прозрачную вязкую жидкость, в которой находятся различные органоиды. Цитоплазма в клетке непрерывно перемещается.

Вакуоль — органоид клетки, представляющий собой пузырёк, окружённый мембраной и наполненный клеточным соком (вода с растворёнными в ней органическими и минеральными веществами). У растений и грибов вакуоль может занимать почти всё пространство клетки.

Пластиды — (греч. plastos — вылепленный, оформленный) — органоиды, присутствующие в клетках автотрофных эукариотических организмов. Пластиды окружены двойной мембраной. Внутренняя мембрана образует выпячивания. Имеют округлую или овальную форму. Существует три типа пластид: лейкопласты, хромопласты и хлоропласты.

Хлорофилл — зелёный пигмент растений, находящийся в хлоропластах, с его помощью осуществляется фотосинтез.

Хромосома (хромосомы) — структурные элементы ядра, видимые во время деления клетки и обеспечивающие точную передачу наследственной информации от материнской клетки дочерним.

Наследственная информация — информация о строении, развитии и признаках организма, заложенная в участках ДНК — генах и передаваемая по наследству от родителей потомкам.

Вирусы — неклеточные формы жизни, способные проникать в клетки и размножаться только внутри клеток. Распространены в природе повсеместно и поражают все группы организмов: более 500 форм, поражающих теплокровных животных, и более 300 форм, заражающих высшие растения.

Характерные черты вирусов

Организм

Строение

Основные способы питания

Способ размножения

Представители

Роль в природе и жизни человека

Вирус

Неклеточное

Паразиты (гетеротрофы)

Удвоение

молекулы ДНК (РНК)

Вирус табачной мозаики, желтуха свёклы, вирус гриппа, полиомиелита, оспы, кори, бешенства, ящура

Вызывают болезни человека, животных, растений; бактериофаги — пожиратели бактерий (дизентерийной палочки, брюшного тифа, вибриона холеры)

СПИД — синдром приобретённого иммунного дефицита, заболевание, возникающее при попадании в организм вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). Передаётся с кровью, грудным молоком, при половых контактах. Вирус вызывает тяжелейшее поражение иммунной системы, вследствие чего больные погибают из-за неспособности противостоять инфекциям или развитию раковых опухолей.

Просмотр и обсуждение видеороликов.

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

• Вопросы для повторения и обсуждения.

  1. Самостоятельная работа учащихся-

выполнение упражнений в РТПБ на стр2- 3

VI. Домашнее задание- повторить §17, ответить на вопросы на стр 47, выучить конспект. В рабочей тетради выполнить Задания, предложенные к данной теме.

Ш. Подведение итогов урока Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которые они приобрели в процессе урока.

infourok.ru

Урок в 6 классе на тему "Строение растительной клетки"

ТЕМА: Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клеток от условий окружающей среды.

Цель: формирование знаний о клетке.

Задачи: изучить строение растительной клетки и значение ее частей; развивать умение работать с увеличительными приборами; научить готовить микропрепарат кожицы лука; продолжить формировать умение работать с книгой, лабораторным оборудованием, делать выводы при выполнении лабораторной работы; прививать интерес к биологии.

Оборудование: луковица, пинцеты, микроскопы, микропрепараты, зеленый лист.

Тип урока: комбинированный.

Этапы урока

Содержание деятельности

Методы, формы, приемы работы

I Оргмомент

Приветствие, определение целей урока.

Психологический настрой

Беседа

II Проверка изученного материала.

  1. Рассказать об истории открытия клетки.

  2. История создания увеличительных приборов

  3. Строение микроскопа. Как определить увеличение микроскопа. Правила работы с ним.

  4. Приготовление микропрепарата.

Индивидуальный опрос у доски.

Термины:

Р. Гук

Тубус

Зеркало

Окуляр

Объектив

Штатив

Винты

Предм. столик

III Объяснение нового материала.

физкультминутка

Мы вспомнили строение клетки, а сегодня мы с вами погрузимся в тайну жизни клетки. Как вы понимаете термин жизнь? Если мы затрудняемся определить значение слова. Где следует искать? Жизнь это совокупность явлений происходящих в организмах. Давайте вспомним процессы, характеризующие жизнь? (питание, размножение, рост, развитие, дыхание). Сегодня, мы попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки.

Что необходимо клетке для нормальной жизнедеятельности? Питание. Благодаря полупроницаемости клеточной оболочки, регулирует поступление веществ.

Ребята, как вы думаете, что дальше происходит с веществами, которые поступили в клетку? Питательные вещества перемещаются по всей клетке и удаляются не нужные, при помощи цитоплазмы. Значение движения цитоплазмы. Вы знаете, что клеток в организме очень много, так вот, цитоплазма одной живой клетки не изолирована, а соединяется через поры соседних клеток, и все клетки взаимосвязаны.

Но иногда, клетки постепенно изнашиваются и гибнут. И чтобы жизнь организма продолжалась, он должен производить новые с той же скоростью, с какой умирают старые. Скорость деления у клеток разная. (примеры), а принцип деления один. 

Деление – сложный процесс, который состоит из последовательных этапов. Делению предшествует деление ядра. Ядро увеличивается, хорошо заметны тельца, цилиндрической формы – хромосомы. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке. Хромосомы копируют себя, образуются две одинаковые части. В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой новой клетки их становится столько же как и в материнской клетке. Каждое растение содержит в клетках определенное количество хромосом. У томата их 24, у картофеля 48. Деление клеток картофеля можно представить схемой

Как же происходит рост клетки…….молодые клетки содержат много вакуолей, в которых накапливаются питательные вещества, постепенно вакуоль увеличивается до одной большой вакуоли. Значение – рост растения. Отсюда название растение, что оно постоянно растет

Рассказ с элементами беседы

IV Закрепление знаний.

Лабораторная работа № 4.

Изучение строения растительной клетки на примере листа элодеи, кожицы листа.

Ход работы:

  1. Рассмотрите клетку кожицы лука. Обратите внимание на формы клеток. Зарисуйте и подпишите все ее части.

  2. Снимите кожицу с нижней стороны зеленого листа. Приготовьте микропрепарат.

  3. Рассмотрите клетку зеленого листа. Зарисуйте и подпишите все ее части.

4. Сравните рассмотренные клетки между собой. В чем их отличия?

Самостоятельное выполнение лаб. работы по инструктивной карточке

V Заключительный

1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

2. Д/з: $2, читать

Записывают д/з, выставление оценок

infourok.ru

Разработка технологической карты урока по биологии на тему "Строение растительной клетки" (6класс)

Технологическая карта урока 8

Предмет, класс

Биология 6 класс

Дата

Тема

Строение растительной клетки.

Тип урока

Применение знаний и умений. Лабораторная работа №2 «Строение растительной клетки»

Информационно-методическое обеспечение (образовательные ресурсы)

Биология: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Авт.Исаева Т.А., Романова Н.И.

Рабочая тетрадь к учебнику Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой

Тетрадь для лабораторных работ к учебнику Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой

Интерактивное учебное пособие

Цель

Формирование представлений о клетке как единице строения организма растений (биосистеме). Изучение особенностей строения клетки растений

Задачи

  • Познакомить учащихся с особенностями строения растительной клетки;

  • Сформировать у школьников представление о понятиях «клеточная оболочка», «цитоплазма», «ядро», «пластиды», «вакуоли»;

  • Научить школьников готовить микропрепараты и находить на них основные части клетки;

  • Продолжить формирование умений работы с увеличительными приборам

  • Продолжить формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы

Формы и методы обучения

Метод: частично-поисковый

Формы: фронтальная, групповая

Основные понятия и термины

Клетка. Цитоплазматическая мембрана, цитоплазма. Органоиды: ядро, митохондрии, пластиды ( хлоропласты, лейкопласты, хромопласты), вакуоли

Планируемые результаты обучения

Предметные: знание особенностей строения клетки растений. Различение на рисунках и таблицах частей клетки и ее органоидов, знание их функций. Умение работать с микроскопом, изготавливать микропрепараты растительных клеток.

Метапредметные: умение выбрать наиболее эффективные способы решения поставленных задач делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Личностные: осознание единства живой природы на основе знаний о клеточном строении организмов. Представление клетки как микроскопической биосистемы. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия (УУД)

Промежуточный контроль

1.Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

Самоконтроль готовности к уроку.

Регулятивные: эмоциональный настрой на урок; умение организовывать свою работу.

Личностные: сохранение мотивации к учебной деятельности

2.Проверка знаний

Беседа по вопросам:

1.Какое значение для биологической науки имело изобретение увеличительных приборов?

2.Какое строение имеет микроскоп?

3.Что нужно сделать для того, чтобы подготовить микроскоп к работе?

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: осознают ценность жизни

Коммуникативные: умение слушать других и принимать высказывания других; умение высказывать свое мнение по теме.

Ответы учащихся

3.Актуализация знаний

Предлагает ответить на вопросы рубрики «Что вы уже знаете о методах изучения растений?».

Обобщает ответы и просит озвучить тему урока и сформулировать познавательную задачу.

Структурируют (вспоминают) полученные ранее знания. Ведут диалог с учителем.

Познавательные: ОУ: умение структурировать ранее полученные знания о разных живых организмах; формулирование ответов в устной форме на вопросы учителя

Коммуникативные: умение слушать, выражать свое мнение, вести диалог

Личностные: проявить интерес к новому содержанию

Регулятивные: определять цели и задачи урока

Устные ответы

4.Изучение нового материала

Демонстрирует фрагмент интерактивного учебного пособия.

Предлагает учащимся заполнить таблицу «Строение и жизнедеятельность клетки» в рабочей тетради с 12

Знакомит с техникой приготовления микропрепарата кожицы чешуи лука.

Предлагает выполнить лабораторную работу №2 «Строение растительной клетки»

Просмотр видеофильма

Заполнение таблицы

Слушают, запоминают, делают выводы.

Выполняют лабораторную работу №2

Познавательные: поиск и извлечение материала из текста; структурирование содержания текста в виде схемы; формулирование ответов на вопросы учителя

Личностные: дополнение и расширение имеющихся знаний

Работы обычной тетради.

Устные ответы учащихся

Работа с тетрадью для лабораторных работ.

5.Физкультминутка

Использует видеоролик физкультминутки

Выполняют упражнения

6.Закрепление знаний

Выполнить задание 1 с.12 в рабочих тетрадях

Выполнение задания рабочей тетради.

Личностные: осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию

Коммуникативные: умение взаимодействовать с одноклассниками, готовность достигать взаимопонимания

Познавательные: ориентируются в учебнике, выделяют существенную информацию; формирование навыков смыслового чтения ( выявление логического отношения между основными положениями текста)

Регулятивные: планирование своей работы: оценивают свою работу, качество выполнения.

Записи в рабочей тетради.

  1. Итоги урока. Рефлексия

Проводит беседу

Отвечают на вопросы. Оценивают свое эмоциональное состояние.

Регулятивные: определяют уровень, качество усвоения изучаемого материала

Личностные: понимают значение знаний для человека; развивают способность к самооценке

Ответы учащихся.

Оценивание работы учащихся.

  1. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.§8. Ответить на вопросы.

Выполнить задания рабочей тетради №3, 4 с.13

Запись домашнего задания

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу на длительное время.

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта