Конспект урока в 6 классе на тему: "Клеточное строение организмов". Урок на тему 6 класс клеточное строение растений
Конспект урока в 6 классе на тему: "Клеточное строение организмов"
Поурочное планирование. Биология. Живой организм– 6 класс
Тема: Введение
Урок № 1
Дата урока:
Тема урока: Клеточное строение организмов
Цель урока:
Обучающая: изучить Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений; научить работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы; Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием
Развивающая: развивать логическое и критическое мышление у учащихся, умения сравнивать, выявлять закономерности, развивать устную речь, самостоятельность, формулировать выводы. Развивать умения и навыки работы в группах; с дополнительной литературой. Развивать творческие способности детей на уроке биологии.
Воспитательная: воспитывать культуру общения, порядочность, внимание, наблюдательность, прилежность, аккуратность, экологическую культуру, любовь к природе, дисциплинированность
Оборудование и материалы :учебник 5-6 класса «Биология. Живой организм», РТПБ, электронное приложение к учебнику, таблицы« Строение животной клетки», «строение растительной клетки»
Базовые понятия и термины:
Структура урока
I. Организационный этап......................................................1—2 мин.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности..7 мин.
III. Изучение нового материала..........................................................15 мин.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся...10 м
V. Самостоятельная работа учащихся...................................................6 мин.
VI. Домашнее задание..........................................................................1—2 мин.
VII. Подведение итогов урока..........................................................3 мин.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Что общего в строении клеток грибов и животных?
Чем растительные клетки отличаются от других клеток эукариот?
Почему хлоропластов нет в животных и грибных клетках?
111.Изучение нового материала Рассказ учителя с просмотром презентаций на учебном диске по данной теме урока. Учащиеся записывают в «Биологические словари» термины.
Мембрана — (лат. membrane — кожица, плёнка) — тонкая плёнка, ограничивающая снаружи цитоплазму клетки и входящая в состав многих её органоидов. Мембрана состоит из двух слоёв жироподобных веществ (липидов) и белков. Она обладает избирательной проницаемостью, то есть пропускает внутрь клетки нужные ей вещества, а из неё — вредные и ненужные.
Цитоплазма — внутреннее содержимое клетки, ограниченное плазматической мембраной. Представляет собой прозрачную вязкую жидкость, в которой находятся различные органоиды. Цитоплазма в клетке непрерывно перемещается.
Вакуоль — органоид клетки, представляющий собой пузырёк, окружённый мембраной и наполненный клеточным соком (вода с растворёнными в ней органическими и минеральными веществами). У растений и грибов вакуоль может занимать почти всё пространство клетки.
Пластиды — (греч. plastos — вылепленный, оформленный) — органоиды, присутствующие в клетках автотрофных эукариотических организмов. Пластиды окружены двойной мембраной. Внутренняя мембрана образует выпячивания. Имеют округлую или овальную форму. Существует три типа пластид: лейкопласты, хромопласты и хлоропласты.
Хлорофилл — зелёный пигмент растений, находящийся в хлоропластах, с его помощью осуществляется фотосинтез.
Хромосома (хромосомы) — структурные элементы ядра, видимые во время деления клетки и обеспечивающие точную передачу наследственной информации от материнской клетки дочерним.
Наследственная информация — информация о строении, развитии и признаках организма, заложенная в участках ДНК — генах и передаваемая по наследству от родителей потомкам.
Вирусы — неклеточные формы жизни, способные проникать в клетки и размножаться только внутри клеток. Распространены в природе повсеместно и поражают все группы организмов: более 500 форм, поражающих теплокровных животных, и более 300 форм, заражающих высшие растения.
Характерные черты вирусов
Организм
Строение
Основные способы питания
Способ размножения
Представители
Роль в природе и жизни человека
Вирус
Неклеточное
Паразиты (гетеротрофы)
Удвоение
молекулы ДНК (РНК)
Вирус табачной мозаики, желтуха свёклы, вирус гриппа, полиомиелита, оспы, кори, бешенства, ящура
Вызывают болезни человека, животных, растений; бактериофаги — пожиратели бактерий (дизентерийной палочки, брюшного тифа, вибриона холеры)
СПИД — синдром приобретённого иммунного дефицита, заболевание, возникающее при попадании в организм вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). Передаётся с кровью, грудным молоком, при половых контактах. Вирус вызывает тяжелейшее поражение иммунной системы, вследствие чего больные погибают из-за неспособности противостоять инфекциям или развитию раковых опухолей.
Просмотр и обсуждение видеороликов.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
• Вопросы для повторения и обсуждения.
Самостоятельная работа учащихся-
выполнение упражнений в РТПБ на стр2- 3
VI. Домашнее задание- повторить §17, ответить на вопросы на стр 47, выучить конспект. В рабочей тетради выполнить Задания, предложенные к данной теме.
Ш. Подведение итогов урока Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которые они приобрели в процессе урока.
infourok.ru
Урок в 6 классе на тему "Строение растительной клетки"
ТЕМА: Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клеток от условий окружающей среды.
Цель: формирование знаний о клетке.
Задачи: изучить строение растительной клетки и значение ее частей; развивать умение работать с увеличительными приборами; научить готовить микропрепарат кожицы лука; продолжить формировать умение работать с книгой, лабораторным оборудованием, делать выводы при выполнении лабораторной работы; прививать интерес к биологии.
Оборудование: луковица, пинцеты, микроскопы, микропрепараты, зеленый лист.
Тип урока: комбинированный.
Этапы урока
Содержание деятельности
Методы, формы, приемы работы
I Оргмомент
Приветствие, определение целей урока.
Психологический настрой
Беседа
II Проверка изученного материала.
Рассказать об истории открытия клетки.
История создания увеличительных приборов
Строение микроскопа. Как определить увеличение микроскопа. Правила работы с ним.
Приготовление микропрепарата.
Индивидуальный опрос у доски.
Термины:
Р. Гук
Тубус
Окуляр
Объектив
Штатив
Винты
Предм. столик
III Объяснение нового материала.
физкультминутка
Мы вспомнили строение клетки, а сегодня мы с вами погрузимся в тайну жизни клетки. Как вы понимаете термин жизнь? Если мы затрудняемся определить значение слова. Где следует искать? Жизнь это совокупность явлений происходящих в организмах. Давайте вспомним процессы, характеризующие жизнь? (питание, размножение, рост, развитие, дыхание). Сегодня, мы попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки.
Что необходимо клетке для нормальной жизнедеятельности? Питание. Благодаря полупроницаемости клеточной оболочки, регулирует поступление веществ.
Ребята, как вы думаете, что дальше происходит с веществами, которые поступили в клетку? Питательные вещества перемещаются по всей клетке и удаляются не нужные, при помощи цитоплазмы. Значение движения цитоплазмы. Вы знаете, что клеток в организме очень много, так вот, цитоплазма одной живой клетки не изолирована, а соединяется через поры соседних клеток, и все клетки взаимосвязаны.
Но иногда, клетки постепенно изнашиваются и гибнут. И чтобы жизнь организма продолжалась, он должен производить новые с той же скоростью, с какой умирают старые. Скорость деления у клеток разная. (примеры), а принцип деления один.
Деление – сложный процесс, который состоит из последовательных этапов. Делению предшествует деление ядра. Ядро увеличивается, хорошо заметны тельца, цилиндрической формы – хромосомы. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке. Хромосомы копируют себя, образуются две одинаковые части. В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой новой клетки их становится столько же как и в материнской клетке. Каждое растение содержит в клетках определенное количество хромосом. У томата их 24, у картофеля 48. Деление клеток картофеля можно представить схемой
Как же происходит рост клетки…….молодые клетки содержат много вакуолей, в которых накапливаются питательные вещества, постепенно вакуоль увеличивается до одной большой вакуоли. Значение – рост растения. Отсюда название растение, что оно постоянно растет
Рассказ с элементами беседы
IV Закрепление знаний.
Лабораторная работа № 4.
Изучение строения растительной клетки на примере листа элодеи, кожицы листа.
Ход работы:
Рассмотрите клетку кожицы лука. Обратите внимание на формы клеток. Зарисуйте и подпишите все ее части.
Снимите кожицу с нижней стороны зеленого листа. Приготовьте микропрепарат.
Рассмотрите клетку зеленого листа. Зарисуйте и подпишите все ее части.
4. Сравните рассмотренные клетки между собой. В чем их отличия?
Самостоятельное выполнение лаб. работы по инструктивной карточке
V Заключительный
1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
2. Д/з: $2, читать
Записывают д/з, выставление оценок
infourok.ru
Разработка технологической карты урока по биологии на тему "Строение растительной клетки" (6класс)
Технологическая карта урока 8
Предмет, класс
Биология 6 класс
Дата
Тема
Строение растительной клетки.
Тип урока
Применение знаний и умений. Лабораторная работа №2 «Строение растительной клетки»
Информационно-методическое обеспечение (образовательные ресурсы)
Биология: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Авт.Исаева Т.А., Романова Н.И.
Рабочая тетрадь к учебнику Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой
Тетрадь для лабораторных работ к учебнику Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой
Интерактивное учебное пособие
Цель
Формирование представлений о клетке как единице строения организма растений (биосистеме). Изучение особенностей строения клетки растений
Задачи
Познакомить учащихся с особенностями строения растительной клетки;
Сформировать у школьников представление о понятиях «клеточная оболочка», «цитоплазма», «ядро», «пластиды», «вакуоли»;
Научить школьников готовить микропрепараты и находить на них основные части клетки;
Продолжить формирование умений работы с увеличительными приборам
Продолжить формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы
Формы и методы обучения
Метод: частично-поисковый
Формы: фронтальная, групповая
Основные понятия и термины
Клетка. Цитоплазматическая мембрана, цитоплазма. Органоиды: ядро, митохондрии, пластиды ( хлоропласты, лейкопласты, хромопласты), вакуоли
Планируемые результаты обучения
Предметные: знание особенностей строения клетки растений. Различение на рисунках и таблицах частей клетки и ее органоидов, знание их функций. Умение работать с микроскопом, изготавливать микропрепараты растительных клеток.
Метапредметные: умение выбрать наиболее эффективные способы решения поставленных задач делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.
Личностные: осознание единства живой природы на основе знаний о клеточном строении организмов. Представление клетки как микроскопической биосистемы. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ.
Организационная структура урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия (УУД)
Промежуточный контроль
1.Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
Самоконтроль готовности к уроку.
Регулятивные: эмоциональный настрой на урок; умение организовывать свою работу.
Личностные: сохранение мотивации к учебной деятельности
2.Проверка знаний
Беседа по вопросам:
1.Какое значение для биологической науки имело изобретение увеличительных приборов?
2.Какое строение имеет микроскоп?
3.Что нужно сделать для того, чтобы подготовить микроскоп к работе?
Отвечают на вопросы учителя.
Личностные: осознают ценность жизни
Коммуникативные: умение слушать других и принимать высказывания других; умение высказывать свое мнение по теме.
Ответы учащихся
3.Актуализация знаний
Предлагает ответить на вопросы рубрики «Что вы уже знаете о методах изучения растений?».
Обобщает ответы и просит озвучить тему урока и сформулировать познавательную задачу.
Структурируют (вспоминают) полученные ранее знания. Ведут диалог с учителем.
Познавательные: ОУ: умение структурировать ранее полученные знания о разных живых организмах; формулирование ответов в устной форме на вопросы учителя
Коммуникативные: умение слушать, выражать свое мнение, вести диалог
Личностные: проявить интерес к новому содержанию
Регулятивные: определять цели и задачи урока
Устные ответы
4.Изучение нового материала
Демонстрирует фрагмент интерактивного учебного пособия.
Предлагает учащимся заполнить таблицу «Строение и жизнедеятельность клетки» в рабочей тетради с 12
Знакомит с техникой приготовления микропрепарата кожицы чешуи лука.
Предлагает выполнить лабораторную работу №2 «Строение растительной клетки»
Просмотр видеофильма
Заполнение таблицы
Слушают, запоминают, делают выводы.
Выполняют лабораторную работу №2
Познавательные: поиск и извлечение материала из текста; структурирование содержания текста в виде схемы; формулирование ответов на вопросы учителя
Личностные: дополнение и расширение имеющихся знаний
Работы обычной тетради.
Устные ответы учащихся
Работа с тетрадью для лабораторных работ.
5.Физкультминутка
Использует видеоролик физкультминутки
Выполняют упражнения
6.Закрепление знаний
Выполнить задание 1 с.12 в рабочих тетрадях
Выполнение задания рабочей тетради.
Личностные: осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию
Коммуникативные: умение взаимодействовать с одноклассниками, готовность достигать взаимопонимания
Познавательные: ориентируются в учебнике, выделяют существенную информацию; формирование навыков смыслового чтения ( выявление логического отношения между основными положениями текста)
Регулятивные: планирование своей работы: оценивают свою работу, качество выполнения.
Записи в рабочей тетради.
Итоги урока. Рефлексия
Проводит беседу
Отвечают на вопросы. Оценивают свое эмоциональное состояние.
Регулятивные: определяют уровень, качество усвоения изучаемого материала
Личностные: понимают значение знаний для человека; развивают способность к самооценке
Ответы учащихся.
Оценивание работы учащихся.
Домашнее задание
Объясняет домашнее задание.§8. Ответить на вопросы.
Выполнить задания рабочей тетради №3, 4 с.13
Запись домашнего задания
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу на длительное время.
infourok.ru