Влияние света на рост растений. I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Исследовательская работа "Влияние света на рост и развитие растений". Влияние света на рост растений


Исследовательская работа "Влияние света на рост и развитие растений"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7 города Ейска

Муниципального образования Ейский район

Проектная работа

«Влияние света на рост и развитие растений»

Квитовская Варвара Денисовна

МОУ СОШ №7 г. Ейска

Краснодарского края, 3 класс.

Руководитель:

Маслова Римма Васильевна,

учитель начальных классов

Содержание

1.Введение-----------------------------------------------------------------------3стр

2.Цель исследования-----------------------------------------------------------4стр

Гипотезы

Объект исследования: комнатные растения.

Предмет исследования: влияние света на рост и развитие растений.

Задачи

Актуальность

3.Основные методы исследования-------------------------------------------5стр

Способы исследования.

Средства, задействованные в работе.

4. Результаты изучения специальной литературы----------------------6 стр

5.Подготовка и проведение исследования------------------------------- 7-9стр 6. Результаты работы (см. приложение №3)------------------------------ 10стр

7. Выводы--------------------------------------------------------------------------11 стр

8. Возможные пути дальнейшего изучения темы----------------------- 12 стр

9. Заключение---------------------------------------------------------------------13 стр

10.Приложения-------------------------------------------------------------------14-16стр

11.Использованная литература-----------------------------------------------17 стр

1. Введение

Жизнь человека неразрывно связана с природой, а, следовательно, и с жизнью растений. Я очень люблю комнатные растения и считаю, что их необходимо выращивать в каждом доме, так как они не только украшают интерьер, но и улучшают климат в квартире. Я решила проверить, знают ли мои ровесники о том, какую роль в нашей жизни играют комнатные растения, есть ли у них дома комнатные растения и знают ли они, какие условия необходимы для их роста. Чтобы ответить на все эти вопросы, я провела опрос среди учащихся 3 «Б» и 3 «Д» классов. В опросе приняли участие 50 человек. (см. приложение №1 и приложение №2).

Вывод

Исследования показали, что у 84% опрошенных учеников есть комнатные растения, в основном ухаживают за ними родители, но дети тоже помогают. Ученики знают, для чего родители выращивают комнатные растения, но мало кто знает, что нужно самим растениям, для полноценного роста и развития.

Во 2 классе в кружке «Друзья природы» нам рассказывали, что для хорошего роста растениям нужны соответствующие условия: тепло, вода, почва, воздух и свет. Почва необходима потому, что в ней есть питательные вещества. Вода помогает эти питательные вещества получить из почвы. Это возможно, если в комнате тепло. Воздух нужен растениям, как и всем другим живым существам, для дыхания. А вот какую роль играет свет? Как он влияет на растения? На все эти вопросы я и постаралась найти ответы.

2. Цель исследования:

Изучить влияние света на рост и развитие комнатных растений. Гипотезы: 1) если растение получает мало света, то оно плохо растёт;

2) при избытке света растение обесцвечивается, получает ожоги и

погибает:

3) если растение получает необходимое количество света, то оно

хорошо развивается.

Объект исследования: комнатные растения.

Предмет исследования: влияние света на рост и развитие растений.

Задачи:

1. Изучить литературные источники о влиянии света на растения.

2. Установить влияние света на рост и развитие растения, на цвет листа, на

движение растения к свету.

3. Выявить условия, благоприятные для роста и развития комнатных растений.

Актуальность:

Почти в каждом доме можно увидеть разнообразные комнатные растения, часто хозяева не знают, как правильно разместить их. Я надеюсь, что результаты моей исследовательской работы помогут мне создать благоприятные условия для моих комнатных растений, и я смогу поделиться своими знаниями с одноклассниками.

3. Основные методы исследования:

- наблюдение,

- эксперименты,

- анализ

Способы исследования:

- изучение специальной литературы

- поиск в Интернете,

- анализ источников информации;

- наблюдение;

- опыты;

- обобщение полученных данных

Средства, задействованные в работе:

Для осуществления исследовательских действий мне потребуются:

- опытные образцы растений;

- горшки для высадки растений;

- универсальная почва;

- вода

4. Результаты изучения специальной литературы

Свою работу я начала с того, что пошла в школьную библиотеку и познакомилась с литературой по выращиванию растений. И вот что я узнала.

Свет жизненно необходим для растений. Только растения обладают уникальной способностью расти за счёт солнечного света. Зеленый цвет придает растению находящееся в его клетках химическое вещество – хлорофилл, который преобразует солнечный свет в питательные вещества. Этот процесс называется фотосинтезом. Он происходит с поглощением углекислого газа и одновременным выделением кислорода. Растения ощущают свет и реагируют на него. Например, если поместить растение на солнечный подоконник, то через несколько дней большинство его листьев повернется к свету. Эта реакция известна под названием фототропизма. Большинство растений растут весной и летом, когда света больше всего. Чем теплее, тем быстрее и легче происходит химическая реакция превращения углекислого газа в органическое вещество.

Все эти научные сведения я решила проверить на собственном опыте. Я обратилась к своим одноклассникам с просьбой помочь мне провести исследовательскую работу, т.е. опытным путём определить влияние света на рост и развитие растений. Объектом для исследования мы выбрали комнатный цветок, который называется хлорофитум, потому что он неприхотлив, и выращивать его не сложно даже для начинающих любителей комнатных растений, он пышный и всегда зелёный.

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=431056133-07-72&n=21 хлорофитум фото

5. Подготовка и проведение исследования

C:\Users\Саша\Desktop\ФОТО материалы\16022014195.jpg

Свою работу мы начали с подготовки посадочного материала. Для этого от «взрослого» растения (см. выше), мы отрезали 4 листовые розетки, которые появляются на конце воздушных усов и поставили их в воду для укоренения. Через 10 дней у растений образовалось хорошая корневая система

http://klumba-plus.ru/uploads/posts/2012-11/1353398944_razmnozhenie-hlorofituma.jpg http://klumba-plus.ru/uploads/posts/2012-11/1353398944_razmnozhenie-hlorofituma.jpg

Через 10 дней у растений образовалась хорошая корневая система, их можно было сажать в почву

http://cveti.ucoz.ua/_ph/20/338640371.jpg

Мы взяли 4 одинаковых горшка, насыпали в них одинаковый универсальный торфогрунт и высадили растения.

C:\Users\Саша\Desktop\ФОТО материалы\16022014196.jpg

C:\Users\Саша\Desktop\Фотографии\Садим цветы фото\101MSDCF\Фото для школы\Фото0094.jpgC:\Users\Саша\Desktop\Фотографии\Садим цветы фото\101MSDCF\Фото для школы\Фото0098.jpg

C:\Users\Саша\Desktop\Фотографии\Садим цветы фото\101MSDCF\Фото для школы\Фото0096.jpg

1 горшок поставили на окно с солнечной стороны,

2 горшок – много света, но солнечные лучи не прямые ,

3 горшок - на шкафу,

4 горшок – на полку за шкафом, куда попадает мало света даже в солнечный день.

6. Результаты работы (см. приложение №3)

В результате проделанной работы, я убедилась, что от недостаточного освещения листья стали бледными и мягкими, некоторые желтеют и опадают, нет роста. Кроме того, листья вытягиваются вверх и черенки удлиняются. Увеличивается расстояние между побегами и листьями, стебель становится тоньше (горшок 4).

На шкафу, там, где свет есть, но его недостаточно (горшок 3), если и появляются новые листочки, то они намного меньше, чем должны были бы быть. А нижние листья желтеют и отмирают. Но самое неприятное, растение мало цветёт, бутоны плохо развиваются и опадают. а цветочки, если и появляются, то очень бледные. Пестрые листья у растения стали зелеными.

Но и избыток света так же неблагоприятно сказывается на растении (опыт с 1 горшком). Солнечный свет привёл к ожогам листьев. Листья уплотнились в центре растения, а нижние побледнели, стали выгорать. Мы заметили, что листья, на которые попадают прямые солнечные лучи, сначала желтеют по краям, а затем полностью засыхают. В энциклопедии это явление объясняется тем, что при избытке света хлорофилл частично разрушается, и цвет листьев становится желто-зеленым. На сильном свету рост растений замедляется, они получаются более приземистыми с короткими междоузлиями и широкими короткими листьями. Появление бронзово-желтой окраски листьев указывает на значительный избыток света, который вреден растениям. Если срочно не принять соответствующие меры, может возникнуть ожог. При появлении таких признаков растение нужно быстренько спасать (первое, что нужно сделать переставить растение в другое место), что мы и сделали, прекратив эксперимент.И лишь во 2 горшке, который стоял на тумбочке, где много света, но солнечные лучи не прямые, растение росло быстро, образовались новые листья. Они были зелёными и сочными. Растение заметно увеличилось, как в высоту, так и в диаметре.

7. Выводы

Таким образом, я пришла к выводу, что комнатные растения светолюбивы. Но избыток света неблагоприятно сказывается на них. Солнечный свет приводит к ожогам листьев. Листья уплотняются в центре растения, а нижние бледнеют и выгорают. Я заметила, что листья, на которые попадают прямые солнечные лучи, сначала желтеют по краям, а затем полностью засыхают.

При недостатке света рост растений замедляется, листья становятся бледными, растения вытягиваются, становятся слабыми, теряют прочность, перестают цвести и могут погибнуть.

При достаточном освещении они хорошо развиваются, у них появляются новые листья, растения быстро растут. Их окраска яркого зелёного цвета, растения цветут. На примере моего исследования я убедилась, что рост растения напрямую зависит от действия солнечного света.

.

8. Возможные пути дальнейшего изучения темы

Выполнив эту исследовательскую работу, я нашла ответ только на один вопрос: Как влияет солнечный свет на рост и развитие комнатных растений

Я считаю, что мне нужно продолжить работу в этом направлении и найти подтверждение научным материалам, о том, что на рост и развитие растений влияют и другие факторы.

 научилась наблюдать за развитием растений; находить нужную информацию; делать выводы

.

9. Заключение

Проделанную работу считаю результативной и полезной, потому что узнала много нового о комнатных растениях, могу применить свои знания на практике, дать совет своим одноклассникам, друзьям, знакомым по уходу за комнатными растениями, научилась наблюдать за развитием растений; находить нужную информацию; делать выводы.

C:\Users\Саша\Desktop\ФОТО_отличники_2014\01-35.jpg

10. Приложение №1

Анкета

Фамилия, имя __________________________________

1. Есть ли у вас дома комнатные растения? ______________________________

2. Кто ухаживает за ними?

3. Для чего вы выращиваете комнатные растения?

а) для красотыб) для очистки воздух

в) не знаю

4. Что необходимо растениям для хорошего роста и развития?

Приложение№2

Анализ анкет

№п/п

Вопросы

да

нет

1

Есть ли у вас дома комнатные растения?

42чел (84%)

8чел (16%)

2

Кто ухаживает за ними? а) мама

б) только я

в) иногда я

г) все члены семьи

21чел (42%)

7чел (14%)

5чел (10%)

9чел (18%)

3

Для чего вы выращиваете комнатные растения? а) для красоты

б) для очищения воздуха

в) не знаю

12чел (24%)

25чел (50%)

5чел (10%)

4

Что необходимо растениям для хорошего роста и развития? а) вода

б) воздух и свет

в) почва

г) тепло

36чел (72%)

9чел (18%)

3 чел (6%)

2 чел (4%)

Приложение№3

Результаты наблюдений:

Дата

На окне (на солнце)

1.

Не прямые лучи солнца

2.

На шкафу

3.

В полутени

4.

02.10.13г

Здоровое.

Здоровое.

Здоровое.

Здоровое.

09.10.13г

Листья стали мягкими, побледнели.

Здоровое.

Здоровое.

Листья бледнеют

16.10.13г

Края листьев подсыхают

Здоровое.

Здоровое.

Лисья бледные.

23.10.13г.

Стали желтеть листья

Здоровое. Образовались новые листья

Здоровое.

Листья бледные, вялые. Новых листьев нет.

30.10.13г

Листья отмирают

Растение заметно увеличилось как в высоту, так и в диаметре.

Появились новые листья

Растение бледное, нет роста

15.11.13г

Эксперимент завершён

Листья яркие, с сочным зеленым оттенком, появились воздушные усы с розетками на концах .

Растение здоровое, увеличилось в размерах, зелёное

Листья сворачиваются трубочкой, края подсыхают

30.11.13г

Растение зелёное, блестящее, здоровое.

Эксперимент завершён

11. Использованная литература

1. Багрова Л.А. Я познаю мир (растения). Детская энциклопедия. М.: АСТ: Люкс, 2005 г.

2. Сергеев Б.Ф. Я познаю мир: Биология . Детская энциклопедия. М.: ООО Издательство АСТ, 2004г.

3. Ликум А. Все обо всем: популярная энциклопедия для детей, том IV М.: Компания Ключ – С, филологическое общество Слово, ТНО АСТ 1994г.

4. В.И. Серпухова, Г.К.Тавлинова. Комнатные и балконные растения. Изд. Прейскурантиздат. М.,1991г.

5. Комнатные растения. Изд. Поиск. М., 2010г

6. Галкина Е. Г. "Комнатные растения" Ростов-на-Дону "Феникс" 1999

7. Е.И. Руднянская, Л.Б. Черезова. Уроки экологии в начальной школе.Изд. СФЕРА.М.,2007

8. activestudy.info›vliyanie…sveta-na-razvitie-luka/

infourok.ru

Влияние света на рост и развитие растений

Для нормального роста и развития растениям нужны свет, воздух ,тепло и вода. Цветущие растения и многие пестролистные виды нуждаются в большом количестве света поэтому при размещении растений в помещениях нужно прежде всего учесть их потребность в свете.

Солнечный свет проникает в комнаты через окна и освещает растения только с одной стороны, сбоку, а не сверху как в природе. Количество света, получаемое растениями в комнате зависит от многих факторов ориентация окон в сторону света, от этажа размеров окон, чистоты оконного стекла, наличие штор на окнах, деревьев за окном, а также размещения растений в комнате. Для развития большинство растений наиболее благоприятны комнаты с южным западным и восточным окнами. При размещении растении в комнате следует учесть , что количество света, поступающего в помещение резко уменьшается с удалением его от окна. Оконные стекла отражают и поглощают почти половину дневного света, поэтому у самого стекла отражают и поглощают почти половину дневного света, поэтому у самого стекла освещенность комнаты равна 50%, а при удалении от окна в стороны и в глубь комнаты на два 2метра освещенность резко падает и равна 7,6; уличной.

Реакция растения на соотношение светлого и темного периодов суток называется фотопериодизмом.

При естественном боковом освещении оконные проемы, обращенные на юг, открыты солнцу в течение 6-9 часов и пропускают максимум солнечного света. Северные окна пропускают ровный почти неизменный интенсивности свет в течение всего дня.

Колеус гибридный комнатное растение из семейства губоцветных. Родина остров Ява. Листья яйцевидные или овальные, пестроокрашенные с разнообразным рисунком. Стебель сочный четырехгранный со временем нижнюю часть стебля одревесневает. В народе колеус называют крапивой за сходство его листьев с листьями крапивы.

Колуесу необходимо яркое освещение. В условиях затененности листья теряют декоративность окраски, а стебель растения могут загнить.

Летом растения поливают обильно Лучше всего подавать влагу часто, но небольшими порциями. В жаркие дни листья опрыскивают мелкапельным способом. Зимой полив резко сокращается.

Колеус гибридный легко размножается черенками.

Методика измерения роста

1. наблюдение за растением по всем параметром проводили за каждым растениям.

2. нарезаем черенки длинной 8см в 2-3 пары листьев.

3. Стеблевой черенок ставим в воду и размещаем растения на северном и южном окнах.

4. При наблюдении за растения учитываем длину черенка в мм.

5. Появления придаточный корней на черенке- это сигнал для укорени.

6Укоренившиеся в почве черенки измеряем в течении 5 дней.

Результат.

В результате наших исследований мы увидели, что лучше растение черенковать при удлиненном дне, а именно в марте, апреле растения лучше растут и имеют яркую окраску.

Исследование подтвердило, что интенсивность света влияет на рост и и развития растения и окраску листьев колеуса гибридного.

Литературные источники.

1. Капранова Н Н «Комнатные растения в интерьере» изд Москва 1989г.

2. Клинковская Н И «Комнатные растения» изд Москва 1986г

3. Энциклопедия комнатных растений изд Москва 2006г.

4. Головкина Б Н «Комнатные растения» изд Москва 1988г.

Описание объекта исследования. В качестве исследуемого объекта выбран Колеус гибридный. Он быстро и легко размножается черенками.

Данную работу мы начали проводить с ноября 2009 , когда день был укороченный. Окна обращенные в южную сторону- пропускают максимум света, окна обращенные в северную сторону –минимум света.

Колуес гибридный мы расчеренковали 8 ноября. Учитывая его отношение к свету мы одно из растений поместили на южном окне, а другое на северном окне. (вдали от окна).

Вели одинаковый уход за растениями и наблюдали за их состоянием и внешним видом.

Через десять дней мы заметили, что растение которое стояло на южном окне на черенках появились придаточные корни. Растение которое стояло на северном окне придаточные корни появились на 5 дней позднее. Растение которое стояло на южном окне мы посадили в почву 18 ноября, а 23 ноября посадили в почву растение которое стояло вдали от кона. Вели одинаковый уход за растениями и наблюдали за их состоянием и внешним видом. В результате своих наблюдении мы обнаружили , что интенсивность света влияет не только на развитие корней и рост растение но и на окраску листьев. Растение на южном окне имеет яркую окраску зеленым цветом, а вдали от окна листья бледные. Мы свои наблюдение продолжили когда фотопериодизм увеличился.

Объект для исследование так и остался колеус гибридный. Колеус расчеренковали 5-го марта. Одно мы поместили на южное окно, а другое на северное окно.

Мы увидели наш колеус быстро дал придаточные корни.

Несмотря на длинный день растение которое стояло вдали от окна придаточные корни появились через

Свет один главных факторов в жизни растений. Мы вам рекомендуем размножать растения черенками весной, когда длина светового дня увеличивается и вы ураште свои комнаты и кабинеты цветами.

www.hintfox.com

ВЛИЯНИЕ СОЛНЕЧНОГО СВЕТА НА РОСТ РАСТЕНИЙ

ВЛИЯНИЕ СОЛНЕЧНОГО СВЕТА НА РОСТ РАСТЕНИЙ

Демьяненко С.Д.

Щепнова Ирина Юрьевна

Текст работы размещён без изображений и формул.Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Оглавление.

  1. Введение. Растения и их удивительное свойство.

  2. Основная часть. Влияние солнечного света на растения.

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Процесс фотосинтеза.

        2. Это интересно.

        3. Мои наблюдения.

  2. Заключение.

  3. Список литературы.

  4. Приложение 1

  5. Приложение 2

Введение

Жизнь без растений на Земле была бы невозможна. Растения - источник пищи и кислорода для людей и животных. Каша, которую мы едим на завтрак, яблочный сок, который мы пьём, даже рубашка, которую мы носим, всё это сделано из растений. Из древесины делают мебель и инструменты; она - источник топлива. Из трав готовят лекарства. Миллионы людей выращивают цветы для удовольствия и овощи для еды. У всех растений - от микроскопического морского планктона до гигантских хвойных деревьев – есть уникальная способность улавливать и использовать энергию солнечного света. Я знаю, что для роста и развития растений необходимы вода, свет, тепло.

Цель моего исследования: узнать, как солнечный свет и его отсутствие влияют на растения.

Я поставил перед собой следующие задачи:

  1. Изучить литературу о влиянии солнечного света на растения.

  2. Провести эксперимент: Влияние солнечного света на растения.

  3. Сделать вывод о значении солнечного света на растения.

Я предположил, что если не будет солнечного света ,то растения плохо будут расти.

Из энциклопедии я узнал, что растениям, как и человеку для нормального роста необходимо питание. Но у зелёных растений своя собственная пища. Они находят её в … солнечном свете и в двуокиси углерода (углекислом газе), входящем в составе воздуха. Солнечный свет и углекислый газ, соединяясь друг с другом и с водой в листьях растений, образуют особое вещество хлорофилл. Оно-то и помогает растениям «готовить» пищу на солнечном свете. Благодаря хлорофиллу растения имеют зелёный цвет. Хлорофилл вырабатывает особый вид сахара, называемый глюкозой. В процессе своего питания растение выделяет из листьев кислород. Такой процесс носит название фотосинтеза.

Днём растения питаются с помощью фотосинтеза. Ночью, когда солнечного света нет, они поглощают кислород из воздуха. Установлено, зелёные растения днём выделяют значительно больше кислорода, чем поглощают его ночью. Поэтому, так необходимо беречь и сажать зелёные растения возле человеческого жилья.

Это интересно.

Считают, что впервые процесс фотосинтеза стал идти в бактериях. Фотосинтез- это важнейший природный процесс, когда при взаимодействии солнечного света, воды и углекислого газа образуется питательное вещество и свободный кислород. Первые одноклеточные водоросли и грибы появились около 2 миллиардов лет назад. Их остатки найдены в отложениях на территории Гренландии в Канаде. В тоже время появились первые и многоклеточные растения. Развитие жизни на Земле, появление и растений и животных, были тесно связаны с процессом фотосинтеза.

Необходимая для фотосинтеза световая энергия поглощается тем больше, чем меньше затемнен лист. Потому у растений в процессе эволюции выработалась способность поворачивать пластину листа к свету так, чтобы на нее падало больше солнечных лучей. Листья на растении располагаются так, чтобы не притеснять друг друга.

Моя исследовательская работа.

Я провел 2 эксперимента.

1 эксперемент (Приложение1).

Для своего первого эксперимента я выбрал растение – огурец. Перед собой я обозначил несколько проблемных вопросов:

1.Могут ли растения жить без света?

2.Как растение развивается на свету?

3.Как растение развивается в отсутствии солнечного света?

Для того чтобы провести эксперимент мне понадобились следующие инструменты и материалы: семена огурцов, земля, два горшка, лейка с водой.

Единственный фактор, который изменялся во время исследования - это свет. Воду, тепло, воздух, питание растения получали одинаковые.

  1. 24.02.2015г. Посадка семян огурцов.

Горшок под номером один я поместил в комнату без окон, а горшок под номером два поставил на окно.

  1. Семена взошли 4.03.2015г. Оба ростка по 3 см.

  1. 6.03.2015г. Первый росток 3 см, второй 4 см.

  1. 7.03.20015г. Первый росток 3,5 см, второй 5 см.

  1. 9.03.2015г. Первый росток 3,5 см, второй росток 5,5 см. У второго ростка появляется настоящий листок.

  1. 11.03.2015г. Первый росток заметно отстал в росте и развитии, начал увядать. Второй росток 6 см.

  1. 13.03.2015г. Первый росток погиб. Второй росток 6,5 см. Появление второго настоящего листочка.

2 эксперимент (Приложение2)

Для своего 2 эксперимента я выбрал примерно одинаковые взрослые растения, растущие в классе. Перед собой я обозначил проблемный вопрос:

Действительно, ли при отсутствии света у растений может измениться цвет листьев? (Ведь хлорофилл зелёного цвета).

Один цветок я поставил в тёмный шкаф, а другое растение оставил на подоконнике. (Оба цветка я предварительно полил­ ).

Единственный фактор, который изменялся во время исследования - это свет. Воду, тепло, воздух, питание растения получали одинаковые.

Через 10 дней я сравнил оба цветка. Выяснилось, что у цветка, который стоял в шкафу без света, цвет листьев стал бледно-зелёным, а у основания даже желтоватым. Это помогло мне доказать, что на свету у листьев вырабатывается хлорофилл зелёного цвета, нет света – хлорофилл не вырабатывается – цвет листьев постепенно перестает быть зелёным.

Результаты моего исследования помогли мне ответить на интересующие меня вопросы. Эксперимент доказал, что растения не могут расти и развиваться без света, потому что при отсутствии солнечного света не происходит процесс питания растений, так называемый процесс фотосинтеза, а значит растение не получает энергию, необходимую для жизни.

Мои предположения, что без света растения не будут расти подтвердились. Солнечный свет благоприятно влияет на развитие растений, а значит солнечный свет является источником жизни на Земле.

Литература.

  1. Наука. Энциклопедия. Редактор А.Л. Шойхет, Издательский дом «РОСМЭН» 1995г

  2. Хьюитт С. Природа в занимательных экспериментах / Пер. с англ. В.В. Свечникова – М.: ЗАО « РОСМЭН- ПРЕСС», 2006г.

  3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения/ Сост. Л.А. Багрова;

Под общей редакцией О.Г. Хини.- М.: ООО « Фирма « Издательство

АСТ» ,1999г.

Приложение1.

Эксперимент №1

 

Рисунок 2

Рисунок1

 

 

Рисунок 3

 

 

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

 

Приложение2.

Эксперимент №2

11

Просмотров работы: 4042

school-science.ru

"Влияние света на рост растений"

Практическая работа

Влияние света на рост растений

Цель работы: выяснить, как влияют на рост растений свет и темнота.

Материалы и оборудование: семена подсолнечника, 2 сосуда, почва.

Ход работы:

Берут два одинаковых, пронумерованных сосуда с почвой, высевают по 20 семян подсолнечника на глубину 3-4 см. Один сосуд выставляют на свет, другой - в темноту. Все прочие условия для роста должны быть одинаковыми (температура, полив). В течение 10-12 суток за растениями проводят наблюдения: измеряют высоту и сопоставляют внешний вид.

Наиболее интенсивный рост растений происходит в темноте, но растения вырастают хилыми, бледными; на свету растения низкие, но более мощные, зеленые, следовательно, свет - это необходимое условие для роста растений.

hello_html_34e99271.png

hello_html_m79681f6b.png

hello_html_m733c2348.jpg

Результаты опытов:

Наблюдается интенсивный рост, наличие зеленой окраски, идет фотосинтез

Побеги блеклые, тонкие. Листья недоразвитые, вытянутые междоузлия, хлорофилл не образуется и не идет процесс фотосинтеза.

Вывод: для жизни растения необходим свет, без него не образуется хлорофилл и не идет процесс фотосинтеза.

В условиях нормального освещения у подсолнечника хорошо развиты листья, интенсивная зеленая окраска. В условиях темноты у подсолнечника наблюдается желтая окраска, побеги блеклые.

infourok.ru

Свет как фактор, регулирующий рост и развитие растений.

 

Действие света на растение подразделяется на фотосинтетическое, регуляторно-фотоморфогенетическое и тепловое . Свет действует на рост через фотосинтез, для которого требуются высокие уровни энергии. При слабой освещенности растения плохо растут. Однако кратковременный рост происходит даже в темноте, например при прорастании, что имеет приспособительное значение. Удлинение ежедневного освещения в теплицах усиливает рост многих растений. По отношению к интенсивности освещения растения делятся на светолюбивые и теневыносливые.

Свет определяет многие фотобиологические явления: фотопериодизм, фотоморфогенез, фототаксисы, фототропизмы, фотонастои и др. Наиболее активно регулируют рост красные и синефиолетовые лучи.

Фотоморфогенез - это зависимые от света процессы роста и дифференцировки растений, определяющие его форму и структуру. В ходе фотоморфогенеза растение приобретает оптимальную форму для поглощения света в конкретных условиях произрастания. Так, на интенсивном свету рост стебля уменьшается. В тени листья вырастают крупнее, чем на свету, что доказывает задерживающее влияние света на рост.

Фитохром в растении.

Фитохром — фоторецептор, сине-зеленый пигмент, существующий в двух взаимопревращающихся формах. Одна поглощает красный свет (λ~660нм), другая — дальний красный (λ~730нм). Фитохром обнаружен в клетках всех органов, хотя его больше в меристематических тканях. В клетках фитохром, очевидно, связан с плазмалеммой и другими мембранами.

Фитохром участвует в регуляции многих сторон жизнедеятельности растений: прорастании светочувствительных семян, открытии крючка и удлинении гипокотиля проростков, развертывании семядолей, дифференциации эпидермиса и устьиц, дифференциации тканей и органов, ориентации в клетке хлоропластов, синтезе антоциана и хлорофилла. Красный свет тормозит деление и способствует удлинению клеток, растения вытягиваются, становятся тонкостебельными (густой лес, загущенный посев). Вспомним, что на красном свету в качестве первичных продуктов фотосинтеза образуются преимущественно углеводы, а на синем-аминокислоты . Фитохром определяет фотопериодическую реакцию растений, регулирует начало цветения, опален не листьев, старение и переход в состояние покоя. В теплицах красный свет способствует образованию корнеплодов у репы, утолщению стеблеплодов кольраби. Фитохром участвует в регуляции метаболизма фитогормонов в различных органах растения.

Влияние синего света на рост растений.

Синий свет также регулирует многие фотоморфогенетические и метаболические реакции растений. Фоторецепторами синего света считаются флавины и каротиноиды. Желтый пигмент рибофлавин, рецептирующий синий - ближний ультрафиолетовый свет, который назвали криптохромом, присутствует у всех растений. В ультрафиолетовой части спектра , вероятно, работает еще одна рецепторная система, включающая производные пиразина-пиримидина, или птерины. Рецепторы претерпевают редокс-превращения, быстро передавая электроны другим акцепторам. Фототропизм растений определяется рецепторным комплексом стеблевого апекса, включающего, по-видимому. криптохром и каротиноиды. Рецепторы синего света имеются в клетках всех тканей, локализованы в плазмалемме и в других) мембранах.

Синие и фиолетовые лучи стимулируют деление, но задерживают растяжение клеток.

Синий свет вызывает фототропический изгиб проростка и других псовых органов растений путем индукции латерального транспорта ауксина. Растения при недостатке синего цвета в загущенных посевах и посадках вытягиваются, полегают.

Синий свет влияет также на многие другие процессы: угнетает прорастание семян, открывание устьиц, движение цитоплазмы н хлоропластов, развитие листа и др. Ультрафиолетовые лучи обычно задерживают рост, однако в небольших дозах могут стимулировать его. Жесткий ультрафиолетовый свет обладает мутагенным и даже смертоносным действием, что актуально в связи с утончением озонового слоя Земли.

 



infopedia.su

36. Тормозящее влияние света на рост растений

Изучите скорость роста растений в тече­ние суток. Для опыта нужны семена гороха посевного, подсолнечника, клубни кар­тофеля, линейка.

В горшках с почвой вырастите в темноте проростки гороха, подсолнечника, картофеля. Когда ростки достигнут 3—4 см, точно измерь­те их длину и утром выставьте на свет. Чем интенсивнее освещение, тем нагляднее будут результаты. Через 9—12 ч снова измерьте дли­ну проростков и на ночь поставьте в темное место. Утром растения измерьте и выставьте на свет. Наблюдения за ростом растений в дневное и ночное время проведите в течение нескольких дней. На основе полученных данных постройте кривую суточной периодичности роста растений. Для этого на оси абсцисс от­метьте время измерения длины растений (с указанием часа суток), а на оси ординат — прирост стебля в длину.

Результаты опыта показывают, что в ночное время рост проростков идет быстрее, чем днем.

Тормозящее действие света на рост расте­ний обусловлено его влиянием на количествен­ное соотношение гормонов в растении. На свету происходит частичное разрушение аук­синов и подавление синтеза гиббереллинов. Это приводит к снижению их количества днем и возрастанию в ночное время суток. Одновре­менно на свету возрастает количество абсцизовой кислоты, ингибирующей деление и рас­тяжение клеток.

96

Задание. Понаблюдайте за ростом ка­кого-либо растения на клумбе или огороде. Определите средний прирост за день и за ночь.

37. Влияние табачного дыма на рост растений

Загрязнение воздуха, в том числе табачным дымом, оказывает отрицательное воздействие на рост растений, особенно выраженное у моло­дых особей.

Для опыта нужны семена гороха посевно­го, бобов, 3 чашки Петри, 3 стеклянных колпа­ка и пластинки из стекла в качестве подставок под колпаки, табак, чашечки для его сжига­ния.

В чашках Петри разложите на увлажнен­ной фильтровальной бумаге, которую можно предварительно сложить в виде гармошки, по 10 семян гороха посевного. После прораста­ния семян поместите чашки под стеклянные колпаки. Проростки в первой чашке — конт­рольные. Проростки во второй чашке окурите табачным дымом 1 раз, а в третьей — 2—3 ра­за с интервалом в 1—2 дня.

Для окуривания необходимо зажечь в ча­шечке для сжигания табак. Чтобы колпаки до­статочно герметично закрывали чашки с про­ростками, их края смажьте вазелином.

Обычно уже однократной обработки расте­ний табачным дымом достаточно, чтобы у про­ростков гороха листья приобрели бледно-зеле­ную окраску, развился слабый стебель. В тре­тьей чашке растения заметно отстают в росте, окраска листьев бледно-зеленая, стебельки изогнуты (рис. 18).

Рис 18 Влияние табачного дыма на рост растений

а — контроль б — трехкратное окуривание

Задание Сравните влияние табачного дыма на рост растений различного возраста

38. Срастание корневых систем древесных растений

Срастание корней в природных услови­ях происходит у многих видов древесных рас­тений

Для наблюдения этого явления нужны групповые насаждения сосны обыкновенной или березы бородавчатой, дуба черешчатого, клена остролистного возрастом не менее 5 лет, лопата, совок, нож

В 80—100 м от центра группы растений выкопайте траншею глубиной 80—100 см и длиной 1—2 м Стенку

98

траншеи, обращенную к деревьям, осторожно разрушьте и освободите всю корневую систему В корневой системе двух или нескольких растущих очень близко друг к другу деревьев можно наблюдать срастание стержневых корней, врастание бокового корня в стержневой, срастание боковых корней и даже срастание одного корня с корнями не скольких особей (рис 19) Сфотографируйте сросшиеся корневые системы и засыпьте поч­вой обнаженные корни Такие срастания кор­ней аналогичны прививкам побегов растений

Считают, что срастание корней — положи­тельное явление в жизни растений Можно представить себе березовую рощу как единый организм (срастание корней у березы происхо­дит особенно легко из-за гладкой поверхно­сти корней).

Благодаря срастанию корней в природе можно наблюдать удивительное явление

Рис 19 Срастание корней древесных растений живые пни.

Например, в посадках сосны обык­новенной до 50% пней, оставшихся после прореживания посадок, могут быть живыми. Большинство таких пней находится на расстоя­нии 2,5 м от молодого дерева. Причем у живо­го пня функционируют только те корни, кото­рые срослись с живым деревом. Пни, не срос­шиеся корнями с другими деревьями, отмирают через год.

studfiles.net

Влияние света на рост растений | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Раздел:

Рост растений

Значительное влияние на рост растений оказы­вает свет. Если выращивать зеленое растение в темноте, то оно получается ненормального вида. Такие этиолированные растения очень сильно растут в длину. Получаются длинные, вытянутые и притом очень слабые и хилые побеги. Анатомическое строение такого этиолиро­ванного растения с укороченными листьями также весьма примечательно. Механические и проводящие ткани у этиолированных растений почти не развиваются. Таким образом, третья фаза роста у них почти не проходит. Из этого примера видно огромное формообразовательное значение света для роста растений.

Все цветковые растения, за исключением паразитов, нуждаются в све­те для нормального роста. Опыты показывают, что для роста необходим свет сравнительно незначительной интенсивности. Особенное значение имеют для роста растений сине-фиолетовые лучи.

Растения, получающие свет, более богатый ультрафиолетовыми лучами, обычно приобретают розеточную форму. Такие розеточные формы особен­но характерны для высокогорных условий, где ультрафиолетовых лучей всегда больше, чем в долинах. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Далеко не все растения нуждаются в свете для своего нормального рос­та. Не имеющие хлорофилла бактерии и грибы растут лучше в темноте. Да­же шляпные грибы проводят почти всю жизнь в виде грибницы под землей, и только плодовые тела они образуют на свету. Свет действует отрицатель­но на рост грибов и бактерий. Из этого факта давно сделали вывод о роли света, и в частности солнечных лучей, в дезинфекции помещений. Старая пословица гласит: «Куда не заглядывает солнце, часто заходит врач».

На этой странице материал по темам:
  • Реферат влияние света на рост растений

  • Проектная работа по биологии влияние интенсивности света на рост растений

  • Какое влияние на рост растений оказывает свет

  • Влияние света на рост растений конспект занятия

worldofschool.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта