Дневник фенологических наблюдений за растениями. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» Дневник фенологических наблюдений за растениями школьного участка

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Методическая разработка к программе "ЮНый натуралист""Дневник фенологических наблюдений". Дневник фенологических наблюдений за растениями


Дневник сравнительные фенологические наблюдения.. | EduDocs.net: образовательные документы

ФЕНОЛОГИЯ Фенология – наука о сезонных явлениях природы – изучает календарь сезонного развития отдельных объектов природы и природных комплексов в целом. Фенология занимается изучением взаимодействия сезонных смен растительного и животного мира с окружающей средой, выявлением закономерностей этих взаимодействий с целью их практического использования в народном хозяйстве и интересах человека. Используя многолетние систематические наблюдения, можно установить и заранее прогнозировать лучшие сроки сева, ухода за растениями, определять лучшие сроки пахоты, уборки урожая и др. Фенологические наблюдения помогают установить время борьбы с вредителями и болезнями растений, время сбора семян, сроки посева семян древесно-кустарниковых растений в питомниках, сроки посадки и т.д. Результаты фенонаблюдений используют при прогнозировании некоторых болезней, при работах по интродукции и акклиматизации растений. Результаты изучения фенологии, особенно цветения и плодоношения, используются в практике гибридизации и селекции древесных и травянистых растений. Организация фенологических наблюдений Организацию фенологических наблюдений за ритмикой развития растений необходимо начинать с выбора постоянных участков, на которых нужно определить объекты, за которыми будут проводиться систематические наблюдения. Это может быть пришкольный участок, участок леса, плодовый сад, луга, сквер, парк, аллея и др. Участок должен быть удобным для посещения. Участок необходимо выбирать типичные для местных природных условий. Необходимо составить схематический план участка и окружающей местности. Все наблюдаемые деревья и кустарники желательно пронумеровать (пометить на коре, не повреждая ее) и внести в журнал под эти порядковым номером. Травянистые и кустарниковые растения подбираются в тех местах, где они встречаются в значительном количестве. Для установления связи сезонной ритмики с погодными условиями рекомендуется использовать данные метеонаблюдений. Для этого желательно вести календари погоды. В фенологический журнал заносятся наблюдения за явлениями неживой природы (появление первых проталин, разрушение снежного покрова в лесу, на открытом месте, первый снег и т.д.) Указываются даты перехода среднесуточной температуры воздуха через 0°, +5°, +10°С и дату, когда почва оттаяла на поверхности и на глубине 10 см. Деревья и кусарники для наблюдения следует выбирать здоровые, средневозрастные, вступившие в пору плодоношения. Одновременно необходимо наблюдать не за одним деревом или кустом данного вида, а за четырьмя-пятью. У намеченных растений нежелательно проводить мероприятия ухода (спиливать вершины, обрезать ветви), т.к. это нарушает их нормальное развитие. Наблюдения лучше проводить во второй половине дня (многие растения начинают зацветать во вторую половину дня и т.д.). Наблюдатель должен записывать все, не надеясь на память! Весной с переходом температуры воздуха +5ºС наблюдения проводятся ежедневно, летом и осенью через день, зимой – один раз в месяц, в предвесенний период – один раз в неделю. Главное, что требуется от фенологов, состоит в точном определении даты наступления того или иного явления. Если весной нет возможности проводить наблюдения каждый день, то необходимо отмечать дату , когда явление еще не наблюдалось. Это поможет более точно определить дату наступления того или иного явления. Например, чтобы установить точную дату начала сокоджвижения у клена остролистного, березы бородавчатой, на наблюдаемых объектах в первые же дни наступления положительных температур делают шилом прокол в коре с захватом древесины с южной стороны ствола на уровне груди (1 м). Затем ежедневно следят за появлением первых капель с

edudocs.net

Дневник фенологических наблюдений за погодой и животными

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: Дневникфенологических наблюдений«От осени к лету повороту нету", "бойся осени — за ней последует зима, но не бойся зимы, так как за нею следом весна идет"Народная мудрость Фенология - раздел биологии, изучающий периодические явления в развитии живой природы и их связь со сменой времён года и метеорологическими условиями.В 1735 г. французский учёный Р. Реомюр установил зависимость сезонного развития растений от различных метеорологических факторов. В 1750 г. К. Линней организовал первую сеть наблюдательных фенологических пунктов. В 1853 г. бельгийский ботаник Ш. Морран предложил термин «фенология». Цели и задачи фенологических наблюденийполучить представление о синхронизации развития растений, их реакциях на условия окружающей средыустановить причины, обуславливающие темпы развитиявыявить надежные фенологические указатели сроков проведения различных сезонных работсоставить естественный календарь природы своего района Объекты фенологических наблюденийнаблюдение за гидрометеорологическими явлениями: (за погодой, за метеорологическими явлениями, за гидрологическими явлениями, за опасными явлениями природы)наблюдение за животными (насекомыми, земноводными, птицами, млекопитающими)наблюдения за растениями (за лиственными деревьями и кустарниками, за хвойными деревьями, за травянистыми растениями) Условные знаки для наблюдения за погодой: Условные знаки для наблюдения за погодой:ДождьМоросьСнегДождь со снегом ГрадТуманРосаИнейРадугаГрозаМолния ГромСильный ветерПеременный ветерПорывистый ветерСлабый ветерБурный ветерСолнцеЛунный свет Условные знаки для наблюдения за животными:Весенний прилет птицПролёт птицГнездование птицПтенцы учатся летатьСбор птиц к отлётуОсенний отлет птицОсенний полет

weburok.com

Методическая разработка к программе "ЮНый натуралист""Дневник фенологических наблюдений"

Дневник

Фенологических наблюдений

_______________________________________________

Начат____________

Окончен______

Зачем вести дневник наблюдений ?

Наблюдение и фиксирование температуры воздуха, направление ветра, атмосферного давления, осадков – самое лучшее практическое задание. Ведение дневника наблюдений - прекрасное проектное задание для учащегося. Оно развивает многочисленные навыки и умения. Оно учит ориентироваться во времени, формируется внимание и наблюдательность. Систематическое заполнение дневника развивает аккуратность и ответственность. Ведение дневника наблюдений помогает заметить повторяемость процессов в природе, дает ощущение стабильности в окружающем мире. Кроме того, ведение дневника – это просто интересно. Заполняя дневник в течение года, полученные результаты можно проанализировать, построить соответствующую диаграмму. По ней будет видно, как изменялась погода, в каком направлении, преимущественно, дует ветер в нашей местности, какие сезонные изменения происходят с животными и растениями.

Гидрометеорологические наблюдения.

событие

Даты

1.Появление первых воронок около деревьев в лесу.

2Появление первых проталин на полях.

.

3.Исчезновениеь сплошного снежного покрова .

4.Начало ледохода.

5.Конец ледохода.

6.Исчезновение ледяного покрова на стоячих водоемах.

7.Установление мягко- пластинчатого состояния почвы.

8.Первая гроза.

9.Последние заморозки в воздухе.

10.Последний заморозок на почве.

11Первый заморозок на почве.

12.Первый заморозок в воздухе.

13.Первый снег.

14.Появление льда на стоячих водоемах.

15.Ледостав на реке.

16.Образование устойчивого снегового покрова.

.

Наблюдения за растениями.

Явления

Дата наступления явлений

1.Начало сокодвижения у клена остролистого.

2.Начало сокодвижения у березы бородавчатой.

3.Начало цветения мать- мачехи.

4.Начало цветения ольхи серой, лещины.

5.Начало цветения красной вербы, осины.

6.Начало цветения вяза обыкновенного, калужницы.

7.Начало развертывания первых листьев у черемухи обыкновенной, зеленение лиственницы сибирской.

8.Распускание цветочных почек у яблони садовой.

9.Начало развертывания первых листьев у березы бородавчатой.

10.Начало цветения березы бородавчатой.

11.Первое появление сморчков и строчков.

12.Начало цветения тополей, одуванчика.

13.Начало цветения ивы ломкой, сурепки.

14.Начало развертывания первых листьев у осины.

15.Начало развертывания первых листьев у липы мелколепестной, дуба мелколепестного.

16.Начало цветения смородины красной.

17.Начало цветения черемухи обыкновенной, лесной земляники.

18.Начало цветения смородины черной.

19.Начало цветения купальницы европейской.

20.Начало цветения каштана конского, ландыша майского.

21.Началоцветения яблони садовой.

22.Начало цветения акации желтой.

23.Начало цветения сирени обыкновенной.

24.Начало колошения озимой ржи.

25.Начало цветения рябины обыкновенной.

26.Первое появление подберезовиков.

27.Начало цветения брусника. Первое появление боровиков.

28.Начало цветения сосны обыкновенной, герани лесной.

29.Начало цветения жимолости татарской(волчьих ягод).

30.Первое появление подосиновиков.

31.Начало рассеивание зрелых плодов вяза обыкновенного.

32.Первое появление маслят.

33.Начало цветения шиповника, калины обыкновенной.

34.Начало цветения акации белой , ежи сборной.

35.Первые зрелые ягоды лесной земляники.

36.Начало цветения донника лекарственного.

37.Появление первых лисичек.

38.Начало цветения иван-чая.

39.Начало цветения таволги вязолистной.

40.Первые зрелые плоды красной смородины.

41.Начало цветения цикория.

42.Начало цветения липы мелколистной.

43.Первые зрелые плоды лесной малины, черной смородины.

44.Первые зрелые плоды черемухи обыкновенной.

45.Первое появление рыжиков, груздя настоящего.

46.Начало восковой спелости озимой ржи.

47.Первые зрелые плоды садовой вишни .

48.Начало рассеивания спелых семян березы бородавчатой.

49.Массовое появление подберезовиков, подосиновиков, белых грибов.

50.Начало рассеивания зрелых плодов акации желтой.

51.Начало раскраски листьев у липы мелколипестной.

52.Начало раскраски листьев у вяза обыкновенного.

53.Начало раскраски листьев у клена остролистного.

54.Начало раскраски листьев у осины.

55.Начало листопада осины.

56.Начало раскраски листьев дуба летнего.

57.Начало опадения зрелых желудей у дуба летнего.

58.Первые зрелые плоды у калины обыкновенной.

59.Начало листопада у клена остролистного.

60.Начало пожелтения хвои у лиственницы обыкновенной.

61.Полная раскраска у листьев клена остролистного.

62.Полная раскраска листьев липы мелколипестной.

63.Полная раскраска листьев у осины.

64.Начало опадения зрелых крылаток у клена остролистного.

65.Полная раскраска листьев у берёзы бородавчатой.

66.Полное пожелтение хвои у лиственницы сибирской.

67.Конец листопада у липы мелколепестной, осины.

68. Конец листопада у клёна остролистного.

69. Конец листопада у вяза обыкновенного, каштана конского, берёзы бородавчатой.

70. Конец листопада у ольхи серой и чёрной, берёзы бородавчатой.

71. Конец листопада у яблони и вишни садовой.

Наблюдения за животными.

Явления

Даты наступления

2009

1.Первая песня большой синицы.

2.Первая барабанная дробь дятла.

3.Прилет передовых грачей.

4. .Прилет передовых скворцов.

5.Первая песня жаворонка.

6.Первое появление бабочки крапивницы.

7.Прилёт первых белых трясогузок.

8.Прилет первых уток-крякв

9. Первые стаи гусей.

10. Первые стаи журавлей.

11.Первое появление муравьёв на муравейниках.

12. .Первое появление шмелей.

13. .Первое кукование кукушки.

14.Прилёт первых деревенских ласточек.

15 Прилёт первых городских ласточек.

16.первый вылет майских жуков.

17.Первая песня соловья.

18.Начало пролёта журавлей.

19.Массовый отлёт деревенских ласточек.

20. .Начало пролёта серых гусей.

21.Первое появления снегирей.

22. .Начало пролёта свиристелей.

23. Массовый отлёт грачей.

Необычные явления природы

год

Явление

дата

Сентябрь

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь лес стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Ф. Тютчев

Число

Темпе-ратура

Облач-ность

Осадки

Число

Темпе-ратура

Облач-ность

Осадки

1

16

2

17

3

18

4

19

5

20

6

21

7

22

8

23

9

24

10

25

11

26

12

27

13

28

14

29

15

30

Октябрь

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад, дорога промерзает,

Журча ещё бежит за мельницу ручей…

А. С. Пушкин

Число

Темпе-ратура

Облач-ность

Осадки

Число

Темпе-ратура

Облач-ность

Осадки

1

17

2

18

3

19

4

20

5

21

6

22

7

23

8

24

9

25

10

26

11

27

12

28

13

29

14

30

15

31

16

Ноябрь

Уж небо осенью дышало, Ложился на поля туман,

Уж реже солнышко блистало, Гусей крикливых караван

Короче становился день, Тянулся к югу: приближалась

Лесов таинственная сень Довольно скучная пора;

С печальным шумом Стоял ноябрь уж у двора.

обнажалась,

А. С. Пушкин

Число

Темпе-ратура

Облач-ность

Осадки

Число

Темпе-ратура

Облач-ность

Осадки

1

16

2

17

3

18

4

19

5

20

6

21

7

22

8

23

9

24

10

25

11

26

12

27

13

28

14

29

15

30

Декабрь

В декабре зима стелет белые холсты,

А мороз через реки наводит мосты.

В декабре светает поздно, да смеркается рано.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Поговорки

Число

Темпе-ратура

Облач-ность

Осадки

Число

Темпе-ратура

Облач-ность

Осадки

1

17

2

18

3

19

4

20

5

21

6

22

7

23

8

24

9

25

10

26

11

27

12

28

13

29

14

30

15

31

16

Январь

Январь – самый лютый из всех месяцев. Он заковывает в ледяную броню озёра и реки, чеканит причудливые узоры на окнах… Загляните поздним вечером в парк. Он кажется сказочным… В потоке прозрачного лунного света всё кажется застывшим от ледяного дыхания… Холодно!

И. Балбышев

Число

Темпе-ратура

Облач-ность

Осадки

Число

Темпе-ратура

Облач-ность

Осадки

1

17

2

18

3

19

4

20

5

21

6

22

7

23

8

24

9

25

10

26

11

27

12

28

13

29

14

30

15

31

16

Февраль

Ветры, бури, ураганы, В облаках трубите громко,

Дуйте, что есть мочи. Вейтесь над землёю.

Вихри, вьюги и бураны, Пусть бежит в полях позёмка

Разыграйтесь к ночи! Белою змеёю!

С. Я. Маршак

Число

Темпе-ратура

Облач-ность

Осадки

Число

Темпе-ратура

Облач-ность

Осадки

1

16

2

17

3

18

4

19

5

20

6

21

7

22

8

23

9

24

10

25

11

26

12

27

13

28

14

29

15

Март

Снег теперь уже не тот, Облака бегут быстрей.Всё чернее с каждым днём

Потемнел он в поле. Небо стало выше. Стёжки и дорожки,

На озёрах треснул лёд, Зачирикал воробей И на вербах серебром

Будто раскололи. Веселей на крыше. Светятся серёжки.

С. Я. Маршак

Число

Темпе-ратура

Облач-ность

Осадки

Число

Темпе-ратура

Облач-ность

Осадки

1

17

2

18

3

19

4

20

5

21

6

22

7

23

8

24

9

25

10

26

11

27

12

28

13

29

14

30

15

31

16

Апрель

Разбегайтесь, ручьи, Пробирается медведь

Растекайтесь, лужи. Сквозь лесной валежник.

Вылезайте, муравьи, Стали птицы песни петь,

После зимней стужи. И расцвёл подснежник!

С. Я. Маршак

Число

Темпе-ратура

Облач-ность

Осадки

Число

Темпе-ратура

Облач-ность

Осадки

1

16

2

17

3

18

4

19

5

20

6

21

7

22

8

23

9

24

10

25

11

26

12

27

13

28

14

29

15

30

Май

Теперь в ветвях берёзы И много, в небе рея,

Поют соловьи, Поёт пернатых стай –

В лугах поют стрекозы, Всех месяцев звончее

В полях поют ручьи. Весёлый месяц май!

А. К. Толстой

Число

Темпе-ратура

Облач-ность

Осадки

Число

Темпе-ратура

Облач-ность

Осадки

1

17

2

18

3

19

4

20

5

21

6

22

7

23

8

24

9

25

10

26

11

27

12

28

13

29

14

30

15

31

16

infourok.ru

Дневник юного фенолога: Анкета исследования

Протокол проведения исследования

  1. Выберите из примерного списка сезонных явлений те объекты, которые вы планируете изучать. Для составления календаря природы вашего района важно, чтобы наблюдения из года в год велись на одном и том же месте за одними и теми же объектами. В случае с растениями и объектами неживой природы это вполне выполнимо. Если вы наблюдаете за одни единственным деревом, то каждый год фотографируйте буквально одну и ту же ветку.
  2. Составьте подробную карту, отметьте на ней все выбранные вами объекты и проложите маршрут, который соединит их все. Так вы не упустите ни один из объектов наблюдения. Удобно проложить маршрут вдоль вашего ежедневного пути в школу или любимой дороги для прогулок с собакой, или утренних пробежек. Очень интересные данные могут быть получены в своём собственном дворе, потому что фенология городов и других человеческих поселений ещё практически не изучена.
  3. Весной изменения в природе происходят каждый день, поэтому в идеале наблюдения следует проводить ежедневно. Если это невозможно, то записи в своём дневнике наблюдений следует делать по правилу «двух дат». Посещая свой опытный участок вы должны выяснить две даты. Первая из них – это последняя дата, когда явление ещё не наблюдалось, например, река не вскрылась ото льда, не прилетели скворцы, не цвела черёмуха (обозначим ее А). Вторая дата – это дата, когда это явление вы увидели впервые. Пришли к реке, а на ней нет льда, выглянули в окно, а под окном поёт скворец или распустилась черёмуха. Эту дату обозначим как Б. Тогда истинная дата наступления явления, которую вы своими глазами не видели, лежит в интервале А–Б. Точность вашего наблюдения тем выше, чем меньше этот интервал. То есть в идеале вы должны находиться при вашем объекте неотлучно, что конечно же невыполнимо, но и ежедневное посещение даёт хорошую точность. Данных о том, как проходило развитие объекта в ваше отсутствие у вас нет, но фенологи допускают, что вероятность наступления события в любой день интервала равновероятна, то есть событие развивается равномерно. Значит, наиболее вероятная дата наступления этого сезонного явления М может быть вычислена по формуле (А – Б)/2.
  4. Соблюдая правило двух дат, если вы не можете посещать ваши объекты каждый день, записывайте дату, когда явление ещё не наблюдалось, а при следующих посещениях – дату, когда явление уже происходит. Отмечайте в анкете проекта, что указанная вами в анкете дата – это рассчётная дата – наиболее вероятная дата наступления явления.
  5. Приведём пример. Когда ожидается зацветание черёмухи, при обходе 3 мая делается запись «нет цветения», а при обходе 8 мая делается запись «цветёт большинство деревьев» или «массовое цветение», если вы наблюдаете одно дерево. Следовательно, цветение началось где-то в середине этого периода и вы можете написать предположительную дату начала цветения – 6 мая.
  6. Зафиксировав наступление определённого сезонного явления у одного из ваших объектов, заполните анкету в проекте. Внимание! Для каждого сезонного явления заполняется новая анкета!
  7. Следите за результатами проекта. Участвуйте в обсуждении, читайте и комментируйте записи в блоге проекта.
ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Каждая фотография в проекте ГлобалЛаб может быть сделана максимально интересной и подробной благодаря подписям, которые можно к ней добавить, заполняя анкету проекта.
  • Давайте научимся создавать такие подписи!
  • Чтобы загрузить свою фотографию в проект ГлобалЛаб, нажмите кнопку «Выбрать файл» в вопросе типа «Изображение» в анкете проекта. Выберите фотографию на своём компьютере и нажмите кнопку «Открыть». Можно просто перетащить файл изображения в выделенную область.
  • После загрузки фотографии вы увидите её маленькое изображение. В поле (1) укажите автора фотографии. Внимание! Использовать чужие фотографии в этом проекте не разрешается. Если вы хотите загрузить вместо этой фотографии другую нажмите кнопку «Выбрать другой» (3). Чтобы подписать фотографию, нажимайте кнопку «Подписать» (2).
  • Ваша фотография откроется на весь экран. В строчке (1) напишите текст подписи к фотографии. Учтите, что если он будет очень длинный, то займёт всю фотографию. С помощью кнопки «Добавить область» вызовите специальную рамку-выделение (3). Вы можете изменять размер и пропорции этой рамки и двигать её по фотографии. Выделите деталь, которую вы хотите подписать. Напишите текст подписи в поле (4). Текст не должен быть очень большим, пространство такой «аннотации» ограниченно. Нажмите «ОК» (5), чтобы закончить редактирование этой области. При желании добавьте ещё подписи-аннотации. В конце работы обязательно нажмите кнопку «Сохранить», чтобы закрыть редактор подписей.

Техника безопасности

Для того чтобы наши проекты не вредили окружающей среде и, как следствие, нам самим, будем соблюдать несколько простых правил:

  • при съёмке растений не срывайте с них цветы и листья, не ломайте ветки;
  • выбирайте растения, расположенные рядом с тропинками, чтобы не повреждать напочвенный покров;
  • не пытайтесь залезть на дерево, чтобы лучше рассмотреть или сфотографировать его цветы: вы рискуете как получить травму при падении, так и сломать ветки дерева;
  • ваши родители или педагоги всегда должны знать, где вы находитесь.

globallab.org

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» Дневник фенологических наблюдений за растениями школьного участка

Дневник фенологических наблюдений за растениями школьного участка

Последний снегопад наблюдался 2 марта. Разрушение снежного покрова 4 марта – более половины поверхности почвы очистилось от снега. 7 и 12 марта наблюдалось незначительное выпадение снега, который не остался на почве. 30 марта вечером выпал град (незначительный). Последние ночные заморозки – 22 марта. Весь месяц был очень ветреный: преобладали западные и восточные холодные ветры. Наблюдалось в течение месяца 4 ясных дня, пасмурных 5 дней, остальные дни с переменной облачностью.

начало сокодвижения отмечается датой, когда на заранее сделанном в коре дерева (с южной стороны) надрезе или проколе впервые появляются капельки сока.

^ Последняя дата, когда явление не наблюдалось Дата начала явления Дата массового явления ^
1. Береза бородавчатая

- сокодвижение

- облиствение

- цветение

- рассеивание плодов

- осенняя окраска листьев

- листопад

2. Каштан конский

- сокодвижение

- облиствение

- цветение

- созревание плодов

- осенняя окраска листьев

- листопад

3. Черемуха обыкновенная

- сокодвижение

- облиствение

- цветение

- созревание плодов

- осенняя окраска листьев

- листопад

4. Клен ясенелистный

- сокодвижение

- облиствение

- цветение

- рассеивание плодов

- осенняя окраска листьев

- листопад

5. Тополь блестящий

- сокодвижение

- облиствение

- цветение

- рассеивание плодов

- осенняя окраска листьев

- листопад

6. Чубушник (жасмин)

- облиствение

- цветение

7. Спирея острозазубренная

- облиствение

- цветение

8. Роза

- облиствение

- цветение

9. Форзиция

- облиствение

- цветение

10. Сирень

- облиствение

- цветение

^
1. Многолетняя астра

- появление листьев

- формирование цветочных бутонов

- цветение

2. Нарцисс

- появление листьев

- формирование цветочных бутонов

- цветение

3. Тюльпан

- появление листьев

- формирование цветочных бутонов

- цветение

4. Водосбор

- появление листьев

- формирование цветочных бутонов

- цветение

5.
6.
7.
8.

fs.nashaucheba.ru

Проект «Фенологические наблюдения за растениями»

Проект «Фенологические наблюдения за растениями»

Фенология (от греч. phainómena – явления и ..логия), система знаний о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки. Введение

Весна уже вступает в свои права и растения с нетерпением ждут ее прихода. Первыми откликаются на весеннее тепло растения, которые всю зиму сохраняли будущие побеги. Все деревья и кустарники по-своему реагируют на приближение весны. Но кроме пробуждения растений мы можем наблюдать и другие признаки сезонных изменений в природе.

Наше исследование будет посвящено наблюдению за весенними изменениями растений.

^ Задание 1. Выбор площадки для наблюдения.

Для наблюдения за весенними изменениями мы выберем две постоянные площадки (два места). Это интересно тем, что в городе природные условия весьма изменчивы: на северной стороне вашего дома может лежать снег, а на южной стороне снега уже нет, и растения выпустили первые зеленые листочки. Постарайтесь выбрать две разных площадки. Подумайте, где в условиях города можно найти разные места по условиям освещения и температуре, влияет ли рельеф на скорость весенних изменений. Будут ли изменения растений одинаково развиваться около вашего дома и в парке? Выберите участки недалеко от школы или вашего дома. Ход работыНачертите планы выбранных участков с указанием сторон горизонта, дорог, зданий поблизости. В зоне отметьте деревья, кустарники, клумбы. Постарайтесь определить, какие виды деревьев и кустарников растут на выбранных вами участках. Можно нарисовать планы на компьютере или от руки, а потом отсканировать.

Если наблюдение ведется за участком около дерева, то следует написать его вид и привести характеристики: примерная высота, диаметр ствола, наличие повреждений (трещины, дупла, поломанные ветви и т.д.), присутствие на дереве мхов, лишайников, грибов и др.

Если наблюдение ведется за участком газона или пустыря, отметьте наличие ограды, тропинок, культурных посадок. Ухаживают ли за участком, убирают ли его, не сбрасывали ли снег с дороги на наблюдаемый участок, утоптан ли снежный покров.

Сделайте фотографии ваших участков.

^

*для продвинутых наблюдателей и пользователей Internet.

Задание 2. Наблюдения за растениями.

Наблюдения за растениями на участках желательно проводить два раза в неделю в один и тот же день недели и одинаковое время суток – например, по понедельникам и четвергам в 14.00. Ход работы

Регулярно, в соответствии с графиком, посещайте наблюдаемые участки. В соответствии с произошедшими изменениями делайте записи в дневнике наблюдений. Изменения можно проиллюстрировать фотографиями или рисунками. К каждой фотографии или рисунку желательно дать пояснения (какие изменения или явления вы иллюстрируете).Рекомендации по проведению наблюдений.

  • Особо, следует отмечать ход схода снега, для наглядности этот процесс можно отразить схематично (зарисовать или сфотографировать постепенное уменьшение снежного покрова).
  • Отметьте, вышли ли из-под снега зеленые растения (или земля голая, или в прошлогодней сухой траве).
  • Пронаблюдайте начало весеннего сокодвижения у деревьев. Обращайте внимание на почки деревьев и кустарников – когда они начинают набухать, когда распускаются.
  • Перечислите появляющиеся растения. Процесс прорастания травянистых растений можно не только сфотографировать, но и зарисовать условно, с указанием появления листьев, выгонки бутонов, распускания цветов. Для правильной регистрации явлений необходимо предварительно ознакомиться с методическими указаниями.
  • Обращайте внимание на метеорологические условия в день наблюдений. Особенно отметьте какие-то резкие изменения в погоде, если они имеются - изменения температуры, заморозки или потепление; осадки – снег, теплый дождь; туман и т.д.

Регулярно отсылайте результаты наблюдений по адресу [email protected] (в виде описаний, снабженными фотографиями и/или рисунками).

По мере накопления информации наблюдения оформляйте в таблицу. Впишите даты, когда вы наблюдали изменения, указанные в таблице.

Вы можете добавить строчки, если вам покажется необходимым указать явления, которых нет в таблице.

Отмечаемые датами моменты Участок номер один(название участка) Участок номер два(название участка)
Начало наблюдений
Появление участка почвы из-под снега
Начало весеннего сокодвижения у деревьев
Прорастание побегов травянистых растений
Полный сход снега1
Распускание почек на дереве или кустарника (с указанием видов растений)
Начало цветения деревьев или кустарников на наблюдаемом участке (с указанием видов растений)
Разворачивание листьев в полный размер (с указанием видов растений)
Появление третьей пары листьев у молодых проростков двудольных травянистых растений (с указанием видов растений)
Окончание наблюдений

Вопросы к заданиюНаблюдали ли вы различия в весеннем развитии растений на выбранных вами участках? ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...

Как вы думаете, с чем связаны эти различия? ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Заметили ли вы связь между погодными условиями и наступлением тех или иных фенологических явлений? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Как влияют резкие изменения погодных условий на растения? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………Приборы и инструменты

  • Блокнот для записей
  • Распечатки таблиц для заполнения наблюдений
  • Миллиметровая бумага для составления плана участков
  • Планшет (желательно)
  • Карандаш, линейка, ластик
  • Рулетка или мерная лента
  • Компас
  • Часы
  • Фонедоскоп (желательно), для определения сокодвижения.
  • Фотоаппарат или мобильный телефон с фотоаппаратом

Оформление работы

Вы можете представить свою работу в одном или нескольких наиболее удобных для Вас электронных форматов:

  • документ Word,
  • презентация Power Point,
  • публикация Publisher,
  • таблицы Excel.
В начале работы необходимо указать:
  • имя и фамилию автора (или авторов) работы (фото)
  • фамилия, имя и отчество взрослого помощника (если есть)
  • адрес электронной почты для контактов

uchebilka.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта