Рисование растений с натуры. Предлагаемая книга «Основы рисунка» может стать полезным пособием по овладению теоретическими и практическими основами изобразительной грамоты

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию. Рисование с натуры «Комнатное растение». Рисование растений с натуры


Рисование листьев с натуры

Как рисовать листья?

Уметь рисовать с натуры, товарищи, дело ценнейшее и первостепенное. Я хочу сказать, что только изучив способы передачи сходства с реальной жизнью, мы можем затем возноситься в эмпиреи и рисовать по воображению. Без азов никуда. Итак, приняли решение осваивать рисование с натуры. Чтобы дело пошло, начинать стоит с относительно несложных «натур». Например, ветки и листья. Они хороши тем, что явственно видна структура. Так, с чего начнём? С веточки или с листика? Ладно, жребий пал на листик: рисуем с натуры листья. Весна, как раз встретился отличный  лопушок небольшого размера. Сначала рассмотрим лист, прикинем с какой стороны его лучше рисовать.

Положим лист перед собой и расправим. Пусть он лежит так, как лежится. Раз он лежит, так сказать, по диагонали, то изображать его так и нужно. Как видим, так и рисуем. Теперь уже договоримся,что больше лист трогать нельзя, причём рисовать его будем с одной точки зрения и постараемся особенно-то не дёргаться. Для начала постараемся изобразить этот листик в натуральную величину. Отметим на рисунке среднюю жилку, которая должна разделять лист примерно напополам. Определим длину листа и то место, где у него наибольшая ширина. Приблизительно прикинем длину черешка и отметим. Обратите внимание на форму: лист тупоконечный и широкий у основания, с характерными «ушками».

 

Теперь наша задача правильно расположить боковые жилки. Чтобы не ошибиться сосчитаем их и прикинем, под каким углом они отходят от центральной. Ведь следует обратить внимание, что они отходят от нее далеко не перпендикулярно. Так же, они не ровные и не параллельные, как скажем ребра у рыбы, нет, они раздваиваются и образуют между собой перемычки. Видеть и понимать все эти нюансы и тонкости строения нам необходимо для того, чтобы суметь нарисовать не «просто лист», не идею листа вообще, а вот этот конкретный лист. Ведь когда художник рисует портрет человека с натуры, он рисует данного определенного Петра или Сергея который позирует, а не «вообще человека».

Смотрите – лист у нас живой, и не лежит плоско, как в гербарии. Он топорщится и изгибается, форму и складки мы обозначим с помощью теней.

Теперь усложним задание и изобразим  другой лист лопуха на доске, то есть увеличенным.

Нам придется передавать особенности этого листа, а не того, первого. Может показаться, что это уточнение самоочевидно, но это далеко не так. Порой переключиться от усвоенных абстракций к действительности бывает не так и просто. Этапы все те же, и вскоре вы сможете выполнять их автоматически, не нуждаясь в инструкциях. Увеличиваем на глаз, и, рисуя следим за сходством. Ну вот, вроде похоже, впрочем, оценив картинку издали, можно заметить, что надо подкорректировать форму. Что ж, исправим. Ошибки для того и делают, чтобы их исправлять.

Но мир листьев не так-то и прост, как может показаться, когда глядишь на листья тополя или сирени! Формы самые разнообразные. Пластина листа может быть резной, как у дуба, или несимметричной, как у ильма (мы с вами помним, что совершенно симметричных листьев в живой природе не существует), может состоять из нескольких частей, как у рябины, или быть невероятно сложной, как у тысячелистника.

Возьмем средний по сложности листик сныти.

Посмотрев на лист, сразу понимаем, какие линии построения нам с вами понадобятся: средняя и две большие боковые. Каркас готов. Теперь пересчитаем отдельные «листочки». Как ни старайся уложить лист сныти ровно, ничего не выходит: отдельные его элементы пересекаются и попадают друг под друга. Начинающим художникам страшновато рисовать заслонение. Так попробуем преодолеть психологическое сопротивление!

 

Не бойтесь, если с первого раза выйдет не так, как хочется. Дерзайте, и у вас все получится.

Ну, хорошо поработали! Ладно,  веточки рисовать с натуры будем уже в следующем уроке.

P.S.Возвращаясь к этой записи.

Вот,хочу отчитаться. Работы  шести и семилетних детей  на тему"Рисование листьев с натуры" было отведено два часа, и такие результаты:

Про рисование несложных листьев с натуры вам рассказала Марина Новикова.

Метки: рисование с натуры

Читайте также:

Google+

Марина Новикова

handykids.ru

Рисование с натуры комнатных растений

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Рисование с натуры комнатных растений».Воспитатель Кузнецова И.А.Тема: Рисование с натуры комнатных растений.1. Программное содержание:Цель: Рисование комнатных растений: сансевьеры и крапчатой бегонии с натуры.Изобразительные задачи:- Учить рисовать с натуры комнатные растения.- Правильно передавать строение двух комнатных растений: крапчатая бегония: прямые стебли, 4листа справа, 5 листьев слева; сансевьера: 5 длинных прямостоячих листа.- Передавать величину горшка меньше чем растение.- Учить правильно подбирать цвета для стебля, листа, горшка, близкие к натуре.Технические задачи:- Закреплять умение делать наброски горшка простым карандашом.- Закреплять умение рисовать краской гуашь разных цветов, смешивать их на палитре для получения нужного цвета.- Закреплять умение работать с палитрой.Воспитательные задачи:- Воспитывать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям уголка природы.- Закреплять умение сравнивать свою работу с натурой.- Развивать память и зрительный контроль.- Самостоятельность в рисовании с натуры.- Учить анализировать работы свою и товарищей.2. Материал к занятию: альбомный лист формата А4 – белый,краски гуашь: зелёная, жёлтая, белая, коричневая – для горшка; палитра, кисть, тряпочки; 1/2 банки воды, карандаш, ластик. Комнатные растения: сансевьера, крапчатая бегония.Музыкальное сопровождение Чайковского «Вальс цветов»; песенка «Шёлковая кисточка» - о волшебном цветке – Ю. Чичкова.3. Подготовка воспитателя: - составляю конспект- готовлю материал4. Предварительная работа: - Проведение игры «Найди по описанию»- Загадывание загадок о комнатных растениях- Проведение наблюдений за комнатными растениями в уголке природы- Рисование комнатных растений карандашом- Разучивание танца под песенку «Шёлковая кисточка»Методы и приемы: загадка, вопросы к детям, наблюдение, уточнение, сравнение, игровой прием, беседа, индивидуальная помощь, напоминание, оценка, похвала.5. Ход занятия.- Ребята, сейчас я вам загадаю очень интересную загадку, а вы меня внимательно послушайте и попробуйте отгадать: «Дышит, растёт, а ходить не может».- Правильно, растение.И сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях.- Перед вами находятся два комнатных растения.- Как называется это растение?- Крапчатая бегония.- А как называется это растение?- Сансевьера.

- Вот об этих растениях мы и поговорим.Давайте рассмотрим строение комнатных растений.- Из каких частей состоит крапчатая бегония?

- Стебель и листья.- Какой у неё стебель?- Прямой и толстый.- Какого он цвета?- Светло-зелёного цвета.- Какой формы листья?Какие у них края?- Листья овальной формы, немного заострённые на конце.- Какого цвета листья? Что ещё есть на листьях?- Листья светло-зелёного цвета с белыми точками (крапинками).- А теперь давайте рассмотрим сансевьеру.- Чем это растение отличается от 1-го растения?- У него нет стебля.- Какого цвета у сансевьеры листья?- Зелёного цвета

educontest.net

Основы рисунка - А. Ф. Шембель

Практическое значение рисования растений

Каждое художественное учебное заведение готовит специалистов определенной квалификации и ставит задачи обучения основам профессиональной грамотности и мастерства.

В решении этих ответственных задач особое место занимает рисунок как основа всех видов изобразительного искусства. Вы уже знаете, что рисунок есть не только род искусства, призванный играть вспомогательную роль в изучении основ изобразительной грамоты, но и целая наука, обучающая мыслить формой, понимать конструктивную основу и в связи с этим изображать пластическую структуру предмета на плоскости. Одновременно рисунок является средством выражения ваших мыслей и чувств, фантазии и воображения, представлений в любом изображении, начиная от наброска с натуры и кончая композиционной работой.

Ваша профессия начинается с постижения азов художественного ремесла, а путь к мастерству долог и тернист. И на всех этапах практического труда вам нужно много и упорно совершенствоваться во всем, в том числе и в усвоении навыков изобразительной грамоты. Особенно внимательно вы должны отнестись к изучению растительного мира, стилизованные формы которого составляют основу художественной отделки изделий декоративно-прикладного искусства.

Почему человек так неравнодушен к флоре? Очевидно, потому, что эта совершеннейшая красота рождает в нем ответное чувство, вызывающее особое состояние души. Растительный мир настолько гармоничен, насколько человек умеет им восхищаться и отражать в произведениях литературы и искусства, обретая тем самым смысл самой жизни. Привлекает нас в растительном мире наполненность жизненных сил, его постоянное развитие и обновление.

Особенная красота растений заключается в невообразимо полном воплощении родовых свойств в отдельном виде, что в эстетике названо «мерой», и тем не менее нас потрясает разнообразие форм, размеров, окрасок. Неповторимые творческие комбинации, симметрии придают этим созданиям природы устойчивость и соразмерность. Уже перечисленных признаков хватило бы для того, чтобы человек черпал творческое вдохновение у природы.

Но что такое «мера» у каждого отдельного вида внутри растительного мира? Обратимся к какому-либо растению, например к цикорию, встречающемуся среди трав. Если изучать цикорий по строению каждого из его отростков от основного стебля, то обнаружится любопытная закономерность. Отросток «строит» свою длину в пропорциональности каждого нового выброса в пространство, что соответствует размерам «золотого сечения». Так, если первый выброс, заканчивающийся листочком, «разделить» на 100 частей, то уже второй составит точно 62 части и завершится листочком, в подобных же пропорциях уменьшившимся по сравнению с первым, и т.д. Вот так изумляя разум человека, строит природа свои оригинальные формы симметрии.

Всякий растительный объект является чем-то единым, целым. От этого целого нельзя ничего отнять, убавить, не нарушив целостность. Нельзя ничего и прибавить, ибо оно будет лишним и тоже нарушит целостность и гармонию.

Вряд ли встретится где-нибудь человек, безразличный к такому чуду природы, как цветы. Они с древних веков украшают быт людей, войдя в жизнь подобно музыке, живописи, поэзии. Знаменитый бельгийский писатель Морис Метерлинк устами героя одной из своих пьес сказал: «Кто знает, как бы выглядело человечество, не знающее цветов...».

Качество неисчерпаемости и потому несравнимости с любым воспроизведением есть у естественной красоты. Человек воспроизводит красоту цветов, стремясь раскрыть в том или ином изображении их существенные особенности, создать их прекрасный образ. Происходит проникновение в суть растений, в законы строения органических явлений природы. Подлинный художник в своем творчестве уподобляется самой природе: он гармонизирует мир, теперь уже образный. Здесь мастер не описывает явление и не деформирует его, а выражает целое в богатстве его содержания, достигая художественности эстетической познанностью растений и выразительностью их изображения, вкладывая в рисунок или картину свои переживания.

Большой и глубокий мир растительности природа создавала десятки миллионов лет, вырабатывая целесообразное строение каждого вида применительно к окружающей среде. Поэтому растительные формы пленяют нас своим изяществом, ибо в них естественная эволюция (процесс изменения, развития) изъяла все не относящееся к существу вида, т.е. все «лишнее».

Природа «гениально» подбирала краски, сотворив мириады необыкновенно красивых оттенков цвета. Это неисчислимое сочетание оттенков и нюансов (едва заметных переходов, тонких различий в чем-либо) невозможно передать в живописи, их можно, и то при наличии глубоких эстетических переживаний, охватить только непосредственным зрительным восприятием.

В мире много цветов и растений, и почти все они прекрасны. Чтобы создавать эскизы декоративного украшения изделий с использованием растительных элементов, необходимо делать много зарисовок разных цветов и листьев. Практическое освоение форм и причудливых композиций, сотворенных природой, неминуемо приводит к знанию отдельных видов растений, творчески обогащая мастера в области декоративно-прикладного искусства. Следовательно, вам необходимо использовать все возможности усвоения такого благодатного для творчества материала, каким являются растительные формы Земли.

hudozhnikam.ru

конспект занятия по рисованию

Просмотр содержимого документа «конспект занятия по рисованию»

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Рисование с натуры комнатных растений».

Тема: Рисование с натуры комнатных растений.

1. Программное содержание:

Цель: Рисование комнатных растений: сансевьеры и крапчатой бегонии с натуры.Изобразительные задачи:- Учить рисовать с натуры комнатные растения.- Правильно передавать строение двух комнатных растений: крапчатая бегония: прямые стебли, 4листа справа, 5 листьев слева; сансевьера: 5 длинных прямостоячих листа.- Передавать величину горшка меньше чем растение.- Учить правильно подбирать цвета для стебля, листа, горшка, близкие к натуре.Технические задачи:- Закреплять умение делать наброски горшка простым карандашом.- Закреплять умение рисовать краской гуашь разных цветов, смешивать их на палитре для получения нужного цвета.- Закреплять умение работать с палитрой.Воспитательные задачи:- Воспитывать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям уголка природы.- Закреплять умение сравнивать свою работу с натурой.- Развивать память и зрительный контроль.- Самостоятельность в рисовании с натуры.- Учить анализировать работы свою и товарищей.

2. Материал к занятию: альбомный лист формата А4 – белый,краски гуашь: зелёная, жёлтая, белая, коричневая – для горшка; палитра, кисть, тряпочки; 1/2 банки воды, карандаш, ластик. Комнатные растения: сансевьера, крапчатая бегония.Музыкальное сопровождение Чайковского «Вальс цветов»; песенка «Шёлковая кисточка» - о волшебном цветке – Ю. Чичкова.

3. Подготовка воспитателя: - составляю конспект- готовлю материал

4. Предварительная работа: - Проведение игры «Найди по описанию»- Загадывание загадок о комнатных растениях- Проведение наблюдений за комнатными растениями в уголке природы- Рисование комнатных растений карандашом- Разучивание танца под песенку «Шёлковая кисточка»

Методы и приемы: загадка, вопросы к детям, наблюдение, уточнение, сравнение, игровой прием, беседа, индивидуальная помощь, напоминание, оценка, похвала.

5. Ход занятия.

- Ребята, сейчас я вам загадаю очень интересную загадку, а вы меня внимательно послушайте и попробуйте отгадать: «Дышит, растёт, а ходить не может».- Правильно, растение.И сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях.- Перед вами находятся два комнатных растения.- Как называется это растение?- Крапчатая бегония.- А как называется это растение?- Сансевьера.

- Вот об этих растениях мы и поговорим.Давайте рассмотрим строение комнатных растений.- Из каких частей состоит крапчатая бегония?- Стебель и листья.- Какой у неё стебель?- Прямой и толстый.- Какого он цвета?- Светло-зелёного цвета.- Какой формы листья?Какие у них края?- Листья овальной формы, немного заострённые на конце.- Какого цвета листья? Что ещё есть на листьях?- Листья светло-зелёного цвета с белыми точками (крапинками).- А теперь давайте рассмотрим сансевьеру.- Чем это растение отличается от 1-го растения?- У него нет стебля.- Какого цвета у сансевьеры листья?- Зелёного цвета с желтыми прожилками.- Какой формы листья? - Листья линейные, прямостоячие, заострённые на конце, край листа ровный.- Чем листья сансевьеры отличаются от листьев крапчатой бегонии?- По цвету.- У крапчатой бегонии есть белые крапинки, а у сансевьеры желтые прожилки.- А чем ещё листья сансевьеры отличаются от листьев крапчатой бегонии?- По форме листа.У крапчатой бегонии листья овальной формы, а у сансевьеры – вытянутые, удлинённые.- А чем эти два растения похожи друг на друга?- У этих двух растений есть листья, эти растения растут в горшке.- Молодцы, ребятки, а теперь давайте с вами немного поиграем.(Включаю детям песенку «Шелковая кисточка» и мы с ребятками двигаемся под музыку).- А теперь, ребята, сели за свои столы, и послушали меня внимательно. Мы с вами поговорили о комнатных растениях, обсудили их строение и сейчас их будем рисовать.(Включаю детям музыку Чайковского «Вальс цветов»).Учу сравнивать свою работу с натурой.Учу правильно располагать все части растения.Растения рисуем ярко, во весь лист.Провожу частичный показ на своём листе.Поощряю самостоятельность детей.- Ребята, полюбуйтесь на наши растения! (Обращаю внимание детей на самые красивые, аккуратно выполненные растения и наиболее приближённые к натуре).- Ребята, найдите крапчатую бегонию, похожую на натуру:*по строению и по количеству листьев*по соответствию и величине горшка*по цвету.- Найдите сансевьеру, похожую на натуру:*по строению и по количеству листьев*по соответствию и величине горшка*по цветуДаю дифференцированную оценку детских работ.Показываю работу, которая понравилась мне.

multiurok.ru

Рисование с натуры комнатных растений

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Рисование с натуры комнатных растений».Воспитатель Кузнецова И.А.Тема: Рисование с натуры комнатных растений.1. Программное содержание:Цель: Рисование комнатных растений: сансевьеры и крапчатой бегонии с натуры.Изобразительные задачи:- Учить рисовать с натуры комнатные растения.- Правильно передавать строение двух комнатных растений: крапчатая бегония: прямые стебли, 4листа справа, 5 листьев слева; сансевьера: 5 длинных прямостоячих листа.- Передавать величину горшка меньше чем растение.- Учить правильно подбирать цвета для стебля, листа, горшка, близкие к натуре.Технические задачи:- Закреплять умение делать наброски горшка простым карандашом.- Закреплять умение рисовать краской гуашь разных цветов, смешивать их на палитре для получения нужного цвета.- Закреплять умение работать с палитрой.Воспитательные задачи:- Воспитывать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям уголка природы.- Закреплять умение сравнивать свою работу с натурой.- Развивать память и зрительный контроль.- Самостоятельность в рисовании с натуры.- Учить анализировать работы свою и товарищей.2. Материал к занятию: альбомный лист формата А4 – белый,краски гуашь: зелёная, жёлтая, белая, коричневая – для горшка; палитра, кисть, тряпочки; 1/2 банки воды, карандаш, ластик. Комнатные растения: сансевьера, крапчатая бегония.Музыкальное сопровождение Чайковского «Вальс цветов»; песенка «Шёлковая кисточка» - о волшебном цветке – Ю. Чичкова.3. Подготовка воспитателя: - составляю конспект- готовлю материал4. Предварительная работа: - Проведение игры «Найди по описанию»- Загадывание загадок о комнатных растениях- Проведение наблюдений за комнатными растениями в уголке природы- Рисование комнатных растений карандашом- Разучивание танца под песенку «Шёлковая кисточка»Методы и приемы: загадка, вопросы к детям, наблюдение, уточнение, сравнение, игровой прием, беседа, индивидуальная помощь, напоминание, оценка, похвала.5. Ход занятия.- Ребята, сейчас я вам загадаю очень интересную загадку, а вы меня внимательно послушайте и попробуйте отгадать: «Дышит, растёт, а ходить не может».- Правильно, растение.И сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях.- Перед вами находятся два комнатных растения.- Как называется это растение?- Крапчатая бегония.- А как называется это растение?- Сансевьера.

- Вот об этих растениях мы и поговорим.Давайте рассмотрим строение комнатных растений.- Из каких частей состоит крапчатая бегония?

- Стебель и листья.- Какой у неё стебель?- Прямой и толстый.- Какого он цвета?- Светло-зелёного цвета.- Какой формы листья?Какие у них края?- Листья овальной формы, немного заострённые на конце.- Какого цвета листья? Что ещё есть на листьях?- Листья светло-зелёного цвета с белыми точками (крапинками).- А теперь давайте рассмотрим сансевьеру.- Чем это растение отличается от 1-го растения?- У него нет стебля.- Какого цвета у сансевье

educontest.net

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию. Рисование с натуры «Комнатное растение»

4

ГДО МБДОУ при СОШ №2 г. Сорочинска

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию.

Рисование с натуры «Комнатное растение»

Цель: Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.

Задачи:

Обучающие: продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей;

Расширять знания детей о творческой деятельности, ее особенностях. Учить называть профессию художник;

Развивающие: Формировать положительное отношение к искусству; эстетические чувства в ИЗО деятельности; навык ориентироваться на листе бумаги.

Воспитательные: Бережное отношение к растениям; аккуратность в работе.

Материалы: альбомные листы, карандаши цветные.

Атрибуты: комнатные растения в горшках.

Дидактический материал: Стихотворение В. Викторова «Цветок»; дидактическая игра «А что, если? ».

Ход НОД:

-Ребята, послушайте стихотворение В. Викторова «Цветок» и ответьте на вопрос: о чем пойдет сегодня речь?

Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем - объяснить не могу.

В стакане он день постоял и завял.

А сколько бы он на лугу простоял?

-О чем стихотворение? (о цветке, растениях)

-Бережно ли вы относитесь к природе? (Да)

-Ребята, вы уже знаете, что бывают растения леса, луга, сада? (Да)

-Сегодня мы поговорим о комнатных растениях.

-Почему люди называют их комнатными растениями? (Растут в комнате)

-Какие вы знаете комнатные растения? (Сансевьера, хлорофитум.)

-Комнатные условия, это какие условия? (Тепло, светло, влажно; Растениям в комнате необходима постоянная плюсовая температура воздуха, нужен свет и вода).

-Правильно, ребята, молодцы!

-Для чего нужна вода? (Растения пьют)

-Давайте поиграем в игру «А что, если? » - Если открыть окно зимой, растения пострадают? (Замерзнут) – Если не поливать? (Засохнут) – Если налить им много воды (Погибнут) Молодцы!

-Ребята, человек какой профессии пишет картины? (Художник)

-У вас на столах цветные карандаши, бумага. Хотите стать настоящими художниками? (Да)

-Посмотрите, перед вами стоят комнатные цветы: сансивьера и хлорофитум. Сегодня мы с вами, как настоящие художники будем их писать.

-Из каких частей состоит

–сансивьера (Из мясистых листьев, похожих на длинные языки.,

- хлорофитум (Из тонких листьев, похожих на ленты.).

-В чем растут цветы (В горшках с землей.).

-Важно разместить на листе правильно свой рисунок!

-Вы умеете рисовать горшок с землей? (Нет)

-Я научу.

-Теперь нарисуем цветы. Каждый выберет только один.

-Теперь раскрасим наши цветы.

-Молодцы! Вы настоящие художники.

-Вам нравится быть художниками? (Да)

Может быть, вы вырастите и станете художниками, напишите наши портреты.

Физминутка «На лугу растут цветы»На лугу растут цветыНебывалой красоты.(Потягивания - руки в стороны)К солнцу тянутся цветы.С ними потянись и ты.(Потягивания - руки вверх)Ветер дует иногда,Только это не беда.(Махи руками)Наклоняются цветочки,Опускают лепесточки.(Наклоны)А потом опять встают,И по-прежнему цветут.

Пока вы раскрашиваете, скажите, все комнатные растения безопасны для человека и животных? (Нет)

-Почему? (Есть полезные растения, есть ядовитые растения.)

Молодцы! Вы все знаете, но можете расспросить у мамы с папой сегодня о полезных и ядовитых растениях, посмотреть, нет ли опасных растений в доме.

-Давайте, как настоящие художники, устроим выставку картин. Чьи работы понравились больше, почему?

-Вам понравилось занятие?

multiurok.ru

Рисование с натуры листьев и цветов Практическое значение рисования растений

Рисование с натуры листьев и цветов

Практическое значение рисования растений

Каждое художественное учебное заведение готовит специалистов определенной квалификации и ставит задачи обучения основам профессиональной грамотности и мастерства.

В решении этих ответственных задач особое место занимает рисунок как основа всех видов изобразительного искусства. Вы уже знаете, что рисунок есть не только род искусства, призванный играть вспомогательную роль в изучении основ изобразительной грамоты, но и целая наука, обучающая мыслить формой, понимать конструктивную основу и в связи с этим изображать пластическую структуру предмета на плоскости. Одновременно рисунок является средством выражения ваших мыслей и чувств, фантазии и воображения, представлений в любом изображении, начиная от наброска с натуры и кончая композиционной работой.

Ваша профессия начинается с постижения азов художественного ремесла, а путь к мастерству долог и тернист. И на всех этапах практического труда вам нужно много и упорно совершенствоваться во всем, в том числе и в усвоении навыков изобразительной грамоты. Особенно внимательно вы должны отнестись к изучению растительного мира, стилизованные формы которого составляют основу художественной отделки изделий декоративно-прикладного искусства.

Почему человек так неравнодушен к флоре? Очевидно, потому, что эта совершеннейшая красота рождает в нем ответное чувство, вызывающее особое состояние души. Растительный мир настолько гармоничен, насколько человек умеет им восхищаться и отражать в произведениях литературы и искусства, обретая тем самым смысл самой жизни. Привлекает нас в растительном мире наполненность жизненных сил, его постоянное развитие и обновление.

Особенная красота растений заключается в невообразимо полном воплощении родовых свойств в отдельном виде, что в эстетике названо «мерой», и тем не менее нас потрясает разнообразие форм, размеров, окрасок. Неповторимые творческие комбинации, симметрии придают этим созданиям природы устойчивость и соразмерность. Уже перечисленных признаков хватило бы для того, чтобы человек черпал творческое вдохновение у природы.

Но что такое «мера» у каждого отдельного вида внутри растительного мира? Обратимся к какому-либо растению, например к цикорию, встречающемуся среди трав. Если изучать цикорий по строению каждого из его отростков от основного стебля, то обнаружится любопытная закономерность. Отросток «строит» свою длину в пропорциональности каждого нового выброса в пространство, что соответствует размерам «золотого сечения». Так, если первый выброс, заканчивающийся листочком, «разделить» на 100 частей, то уже второй составит точно 62 части и завершится листочком, в подобных же пропорциях уменьшившимся по сравнению с первым, и т.д. Вот так изумляя разум человека, строит природа свои оригинальные формы симметрии.

Всякий растительный объект является чем-то единым, целым. От этого целого нельзя ничего отнять, убавить, не нарушив целостность. Нельзя ничего и прибавить, ибо оно будет лишним и тоже нарушит целостность и гармонию.

Вряд ли встретится где-нибудь человек, безразличный к такому чуду природы, как цветы. Они с древних веков украшают быт людей, войдя в жизнь подобно музыке, живописи, поэзии. Знаменитый бельгийский писатель Морис Метерлинк устами героя одной из своих пьес сказал: «Кто знает, как бы выглядело человечество, не знающее цветов...».

Качество неисчерпаемости и потому несравнимости с любым воспроизведением есть у естественной красоты. Человек воспроизводит красоту цветов, стремясь раскрыть в том или ином изображении их существенные особенности, создать их прекрасный образ. Происходит проникновение в суть растений, в законы строения органических явлений природы. Подлинный художник в своем творчестве уподобляется самой природе: он гармонизирует мир, теперь уже образный. Здесь мастер не описывает явление и не деформирует его, а выражает целое в богатстве его содержания, достигая художественности эстетической познанностью растений и выразительностью их изображения, вкладывая в рисунок или картину свои переживания.

Большой и глубокий мир растительности природа создавала десятки миллионов лет, вырабатывая целесообразное строение каждого вида применительно к окружающей среде. Поэтому растительные формы пленяют нас своим изяществом, ибо в них естественная эволюция (процесс изменения, развития) изъяла все не относящееся к существу вида, т.е. все «лишнее».

Природа «гениально» подбирала краски, сотворив мириады необыкновенно красивых оттенков цвета. Это неисчислимое сочетание оттенков и нюансов (едва заметных переходов, тонких различий в чем-либо) невозможно передать в живописи, их можно, и то при наличии глубоких эстетических переживаний, охватить только непосредственным зрительным восприятием.

В мире много цветов и растений, и почти все они прекрасны. Чтобы создавать эскизы декоративного украшения изделий с использованием растительных элементов, необходимо делать много зарисовок разных цветов и листьев. Практическое освоение форм и причудливых композиций, сотворенных природой, неминуемо приводит к знанию отдельных видов растений, творчески обогащая мастера в области декоративно-прикладного искусства. Следовательно, вам необходимо использовать все возможности усвоения такого благодатного для творчества материала, каким являются растительные формы Земли.

Зарисовки листьев разных растений

Растительные формы, творчески переработанные художником, встречаются почти во всех видах декоративно-прикладного искусства.

Прежде чем перейти к выполнению упражнений, остановимся кратко на том, что собой представляет декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство — один из видов художественного творчества, в котором человек проявляет закономерности своего эстетического отношения к действительности, понимания прекрасного как главной эстетической категории.

Начало этого вида искусства связано с тем, как еще в доисторические времена наши предки относились к красоте. Найденные при раскопках вещи древних — молотки, топоры, наконечники копий и стрел, бусы, кольца, застежки и т.д. — говорят нам красноречивее всяких слов о происхождении декоративно-прикладного искусства. Что самое удивительное в этих вещах, так это то, что наши предки не просто украшали (декорировали) то или иное изделие каким-либо узором или зооморфной композицией, а выработали уже тогда специфику данного вида искусства — органичное слияние свойств практических, функциональных и эстетических в каждом изделии. Значит, к изделию красота не «прикладывается», а составляет его неотъемлемую часть.

Предмет декоративно-прикладного искусства отличается архитектоникой (принципиальной взаимосвязью частей), взаимоотношениями объема и цвета, орнамента и формы, и от удачного решения перечисленных его составляющих зависят художественная выразительность изделия, его сопричастность миру искусства и наше восхищение им.

Величайшие образцы ковров и гобеленов, посуды и утвари, оружия и конской упряжи, ювелирных изделий и керамики создавали художники-ремесленники средневековья. Это были мастера на все руки, не только знавшие тайны творчества, но и умевшие «сработать» вещь от начала до конца. Их высокохудожественное ремесло стало полноправным разделом искусства.

Выйдя из стен своего учебного заведения, вы также будете работать в области декоративно-прикладного искусства. Для этого нужно многому научиться, о многом узнать.

Рисование растений целесообразнее начинать с листьев. В качестве натуры используйте либо засушенные листья, либо гербарий (листья прямо с дерева через небольшой промежуток времени вянут и выглядят сморщенными и неприятными). Рисунки выполняйте карандашом с передачей тональных отношений. Такое рисование способствует выработке определенных навыков.

Начинайте с простых по форме листьев — яблони, вишни, сирени, березы и т.п. Положите лист на белую бумагу, чтобы хорошо видеть его форму и тон. Изображение начинайте с определения общей формы. Все листья так или иначе вписываются в какую-либо геометрическую фигуру — треугольник, многоугольник, ромб, эллипс, круг. Например, листья березы и огурца — по форме треугольные, винограда и клена — пятиугольные и т.д.

Общую форму листа намечайте одновременно с конструктивной осью, дающей понятие об основном направлении всех частей растения. Конструктивная ось, находящаяся в середине ограниченного контурной линией белого силуэта изображения, оказывается также своеобразным организатором симметрии рисуемого листа. При этом старайтесь не копировать форму по контуру, а глядя на натуру. Одновременно мысленно представляйте себе ее объемной, имеющей определенную массу, далеко не плоской формой. Рисуйте по основным принципам: от общего к частному и наоборот. В вашей зарисовке должна быть проработка деталей и насыщение тоном с характеристикой фактурной поверхности листа дерева или кустарника. Помните, что не копирование натуры, а творческий подход к ней, улавливающий в объекте светотоновые градации с передачей на бумаге пропорциональных натуре отношений, помогают вам добиться правдивого изображения.

Сложными по форме выглядят листья дуба, каштана, клена. Изучение сложной формы требует четкого внимания, ибо хорошим рисовальщиком никогда не станет невнимательный человек. Например, лист дуба имеет специфическую по очертаниям внешних границ форму. Рассмотреть се внимательно рассеянный учащийся себе не позволяет. Лишь мельком увидя лист, он уже его «знает» и спешит начать зарисовку (обычно невнимательные люди не обладают к тому же усидчивостью и прилежанием).

Если рассмотреть дубовый лист сосредоточенно, можно убедиться в справедливости замечаний в адрес невнимательных. Лист является перистолопастным с обратнояйцевидной формой пластинки. Все лопасти отличаются цельными краями, без зубцов, в верхней части они короткие, округлые и слегка выемчатые, у черешка — тоже короткие и суженные, а в середине — крупные, вписывающиеся вместе со всеми другими в округлую форму всей пластинки растения. Лист построен по правилам «золотого, сечения».

Рис. 11

Конкретизировать свое представление о предмете вы можете только на основе пристального и подробного зрительного изучения сначала простых, а затем и сложных форм. Именно такой подход к работе над рисунком с натуры позволит вам справиться с неминуемыми трудностями. При этом следует постоянно придерживаться общих принципиальных положений в рисовании с натуры: сравнивайте между собой форму и размеры отдельных частей, деталей, правильно определяйте их местоположение, верно характеризуйте природную структуру каждого растения. Конечно, в учебном быстром рисунке не следует искать образного решения. Образность изображения здесь выражается в поисках характерности каждого листа.

Итак, рисунок во всех его разновидностях является не только постоянным учебным упражнением, но и, как вы сумеете со временем заметить, средством сбора материала, который накапливается для будущих композиций с растительными элементами.

Зарисовки" разных листьев помогут вам довольно легко отличать растения по их форме. Вместе с тем обратите внимание на интересную особенность растений, по которой они все-таки имеют внутреннее подобие при своей внешней несхожести очертаний. А для рисовальщика это очень важно, потому что постепенно расширяется его кругозор, развивается воображение. Польза во всех упражнениях в зарисовках растений, в «обнажении» их конструктивного строения несомненна, особенно для рисовальщика с развитым воображением (рис. 11).

Помните всегда, что вы делаете зарисовки не ради самих зарисовок; мол, приходится, раз так положено, но передаете свое отношение к ним. Даже здесь обязательно рисуйте композиционно, чтобы к любой работе проявлялся живой интерес. Знайте, что изображения в карандаше не «делают», а рисуют. По окончании работы над любым карандашным изображением обязательно проводите самостоятельный и самокритичный анализ рисунка, что очень помогает увидеть допущенные неточности в передаче формы, тона и в очередной раз убедиться в том, какие загадки ставит перед вами компоновка объектов рисования.

uchebana5.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта