Рисование с натуры растений. Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Рисование с натуры комнатных растений».

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Учитель начальных классов. Рисование с натуры растений


Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Рисование с натуры комнатных растений».

1.Програмное содержание:

Цель: Рисование комнатных растений: сансевьеры и крапчатой бегони с натуры.

Изобразительные задачи:

- Учить рисовать с натуры комнатные растения.

- Правильно передавать строение двух комнатных растений: крапчатая бегония: прямые стебли, 4 листа справа, 5 листьев слева; сансевьера: 5 длинных прямостоячих листа.

- Передавать величину горшка меньше чем растение.

- Учить правильно подбирать цвета для стебля, листа, горшка, близкие к натуре.

Технические задачи:

- Закреплять умение делать  наброски горшка простым карандашом.

- Закреплять умение рисовать краской гуашь разных цветов, смешивать их на палитре для получения нужного цвета.

- Закреплять умение работать с палитрой.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям уголка природы.

- Закреплять умение сравнивать свою работу с натурой.

- Развивать память  и зрительный контроль.

- Самостоятельность в рисовании  с натуры.

- Учить анализировать работы свою и товарищей.

2.Материал к занятию: альбомный лист формата А4 – белый, краски гуашь: зеленая, желтая, белая, коричневая – для горшка; палитра, кисть, тряпочки; 1/2    банки воды , карандаш, ластик.

Комнатные растения: сансевьера, крапчатая бегония.

Музыкальное сопровождение Чайковского «Вальс цветов»;

Песенка «Шелковая кисточка» - о волшебном цвете – Ю.Чичкова.

3.Подготовка воспитателя.

- составляю конспект

- готовлю материал

4.Предварительная работа.

- Проведение игры «Найди по описанию»

- Загадывание загадок о комнатных растениях

- Проведение наблюдений за комнатными растениями в уголке природы

- Рисование комнатных растений карандашом

- Разучивание танца под песенку «Шелковая кисточка»

Методы и приемы: загадка, вопросы к детям, наблюдение, уточнение, сравнение, игровой прием, беседа, индивидуальная помощь, напоминание, оценка, похвала.

5.Ход занятия.

- Ребята, сейчас я вам загадаю очень интересную загадку, а вы меня внимательно послушайте и попробуйте отгадать:

«Дышит, растет, а ходить не может».

- Правильно, растение.

И сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях.

- Перед вами находятся два комнатных растения.

- Как называется это растение?

- Крапчатая бегония.

- А как называется это растение?

- Сансевьера.

 

- Вот об этих растениях мы и поговорим.

Давайте рассмотрим строение комнатных растений.

- Из каких частей состоит крапчатая бегония?

 

- Стебель и листья.

- Какой у нее стебель?

- Прямой и толстый.

- Какого он цвета?

- Светло-зеленого.

- Какой формы листья?

Какие у них края?

- Листья овальной формы, немного заостренный на конце.

- Какого цвета листья? Что еще есть на листьях?

- Листья светло-зеленого цвета с белыми точками (крапинками).

-А теперь давайте рассмотрим сансевьеру.

- Чем это растение отличается от 1-го растения?

- У него нет стебля.

- Какого цвета у сансевьеры листья?

- Зеленого цвета с желтыми прожилками.

- Какой формы листья?

- Листья линейные, прямостоячие, заостренные на конце, край листав ровный.

- Чем листья сансевьеры отличаются от листьев крапчатой бегонии?

- П цвету.

- У крапчатой бегонии есть белые крапинки, а у сансевьеры желтые прожилки.

- А чем еще листья сансевьеры отличаются от листьев крапчатой бегонии?

- По форме листа.

У крапчатой бегонии листья овальной формы, а у сансевьеры – вытянутые, удлиненные.

- А чем эти два растения похожи друг на друга?

- у этих двух растений есть листья, эти растения растут в горшке.

- Молодцы, ребятки, а теперь давайте с вами немного поиграем.

(Включаю детям песенку «Шелковая кисточка» и мы с ребятками  двигаемся под музыку).

- А теперь, ребята, сели за свои столы, и послушали  меня внимательно.

Мы с вами поговорили о комнатных растениях, обсудили их строение и сейчас их будем рисовать.

(Включаю детям музыку Чайковского «Вальс цветов»).

 

Учу сравнивать свою работу с натурой.

Учу правильно располагать все части растения.

Растения рисуем ярко, во весь лист.

Провожу частичный показ на своем листе.

Поощряю самостоятельность детей.

 

- Ребята, полюбуйтесь на наши растения!

(Обращаю внимание детей на самые красивые, аккуратно выполненные растения и наиболее приближенные к натуре).

- Ребята, найдите крапчатую бегонию, похожую на натуру:

  • По строению и по количеству листьев
  • По соответствию и величине горшка
  • По цвету

- Найдите сансевьеру, похожую на натуру:

  • По строению и по количеству листьев
  • По соответствию и величине горшка
  • По цвету

Даю дифференцированную оценку детских работ .

Показываю работу, которая понравилась мне.

 

Представляю вашему внимаю несколько детских работ.

a2b2.ru

Рисуем цветы с натуры на занятии в школе

Давайте рисовать цветы!  Зачем? - А  просто потому , что это здорово- рисовать цветы. Рисуешь, и душа радуется.

А ещё  можно выставку провести – пусть люди полюбуются.

И, кроме того, у нас имеются и далекоидущие планы - впереди нас ждёт тема «Аппликация Цветы»!  Так надо подготовиться.

Ведь если просто прийти в класс и предложить  обдумать и выполнить аппликацию  «цветок» или, вариант -«Сказочный цветок», то дети восхитятся -да, но нарисуют эскизы, ну правда-до удивления однотипные: прямой стебель, на нём пятилепестковый цветок и два овальных листика.   Знакомо?

До боли знакомо.

У  Терри  Пратчетта в книге   «Санта-Хрякус» есть такой поворот сюжета: героиня попадает в страну детства -  пространство, нарисованное детьми.  Синяя полоска неба, белый провал под ним, однородно-зелёная твердь травы и на ней  отдельные  одинаковые цветочки - пять лепестков и два листика. Писатель английский, а пейзаж описан самый что ни на есть наш  стандартный детский, состоящий из условных знаков травы, цветов и деревьев.

Так чтобы не получилось такого, чтобы весь класс коллективно-бессознательно в едином порыве не нарисовал один и тот же универсально-одинаковый цветок, нам надо…узнать как эти цветы могут выглядеть в жизни.

Топинамбур

Ноготки

Конечно же следует иметь опыт рисования цветов с натуры. Прямо скажем: просто наблюдения цветов, рассматривания  альбомов фотографий - это мало. Я всегда за РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ.

Хатьма

Хатьма

 

 

 

 

 

 

 

 

На занятия приношу букет  ,  раздаю цветы по партам и – вперёд. Рисовать целый букет не стоит,тут надо быть опытным художником. Не всё сразу.

Обычно дело ограничивается  простым карандашным рисунком, но,  если   надо подготовиться к серьёзной  декоративной композиции, то тут уж надо позаботиться и о цветовом решении.  Например, сегодня рисуем гуашью на цветной бумаге.  Выбираем цвет фона.

И на такой же лист кладём нашу натуру. Тут-то вот и становятся очевидными  контрастные различия или наоборот тоновая и цветовая однородность. А то, знаете ли,  при рисовании (например букета) на белом листе, получаешь картинку яркую, но привязать к реальному фону детям такое очень трудно.

 

 

 

 

 

Я не упомянула, что приношу детям обычно  самые простые  полевые цветы или те, что растут на пришкольном участке, но тоже стараюсь избегать махровых роскошных экземпляров: я не уверена, что роскошность – синоним красоты. Пышные многолепестковые, яркие цветы - продукт селекции и выглядят, честно говоря, довольно искусственно. Да и  трудно детям нарисовать  огромные георгины или распустившиеся розы. Ничуть не хуже смотрится «собачья роза» -она же  «девичья краса»-хатьма, красивый простой цветок, милые и  затейливые сорняки, вроде желтушников и жерушников, ноготки, фиалки и цветущий топинамбур. Два-три таких занятия рисовнием цветов с натуры, и дети будут  вполне готовы  изобрести свой ЦВЕТОК. Собственный уникальный и не повторяющий  стандартное обозначение понятия цветка.

Это статья Handykids.ru из серии  «Опыт работы».

Ещё советуем почитать про :

Занятия по теме "Модель утки из бумаги"

Лепка во втором классе

Модели из бумаги

Метки: как рисовать растения, практические советы, рисование с натуры

Читайте также:

Google+

Марина Новикова

handykids.ru

ИЗО: Рисование с натуры

Тема: Рисование с натуры детского ведёрка и лопатки. 3 класс.

Цель: учить детей изображать предметы с натуры, учитывая соотношения предметов (пропорции) и цвет,  правильно располагать рисунок на листе.

Задачи:

1. формировать графические умения и навыки в рисовании кистью, учить сравнивать свою работу с изображаемой натурой и исправлять замеченные ошибки; расширять знания об акварельных красках.

2. развивать пространственное мышление, наблюдательность, глазомер;

3. аккуратность, усидчивость, трудолюбие, интерес к изучаемому предмету.

Оборудование:

·        Альбом для рисования

·        Акварельные  краски

·        Кисти

·        Стакан для воды

·        Предметы предметной постановки (ведёрко и лопатка)

·        Технологическая карта

Литература:

1.     Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Ч.2. – М.: Просвещение, 2002.

2.     Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно – творческой деятельности/ авт.-сост. Павлова О.В. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.

3.     Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учеб. пособие. – М.: Высш. школа, 2000.

План урока

1.     Организационный момент.

2.     Организация рабочего места.

3.     Сообщение темы и цели урока.

4.     Вводная беседа.

5.     Анализ натурной постановки.

6.     Планирование работы.

- Физминутка

7.     Практическая работа учащихся.

8.     Анализ работ, оценивание.

9.     Итог урока.

Ход урока

1. Орг. момент

- Доброе утро! Садитесь. Урок изобразительного искусства.

И в 10 лет, и в 7, и в 5

Все люди любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, пляски, сказки,

Всё нарисуем, были б краски

Да лист бумаги на столе.

2.Организация рабочего места

- Для урока нам понадобятся принадлежности, которые зашифрованы на доске:

кара                       тик

очка                       бум

ски                          кист

ага                          кра

     лас                         ндаш

Слоги можно брать как из первого, так и второго столбиков по очереди.

(карандаш, кисточка, краски, бумага, ластик)

3.Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы должны нарисовать композицию с натуры: детское ведёрко и лопатку.

4. Вводная беседа

- Что значит рисовать с натуры? (нарисовать предметы натурной постановки, соблюдая пропорции предметов, их взаимное расположение, цвет)

- Для чего нужны ведерко и лопатка? (ответы детей)

5. Анализ

натурной

постановки

- Из чего состоит наша натурная постановка? (ведёрко и лопатка)

- Какого цвета ведёрко? (зелёное, с оранжевой ручкой)

- Какого цвета лопатка? (красная)

- Посмотрите на форму предметов, какая она: плоская или объёмная? (объёмная)

- Обратите внимание на форму дна и верхней части ведёрка. Какая она? (круглая)

- Откуда на предметы падает свет? (слева)

- Как это показать? (самое светлое место – светом, самое темное - тенью)

- При работе над каким – либо объектом художник старается все части натуры привести к простейшим формам (вписать в геометрические фигуры).

- Какие геометрические фигуры вы знаете? (ответы детей)

- В какую фигуру можно вписать ведро? (в прямоугольник)

- А лопатку? (в прямоугольник)

6. Планирование

работы

- Давайте вспомним, как подобрать формат листа для рисунка?(если длина изображаемой постановки больше высоты, то лист располагают горизонтально; если больше высота, то вертикально)

- Как нам лучше расположить лист? (горизонтально)

- Как расположить рисунок на листе? (рисунок стараются расположить в центре листа, но при этом обязательно оставляют свободное место, причем с той стороны, откуда падает свет, свободного места должно быть больше, чем с теневой стороны)

- Давайте решим, в какой последовательности будем работать.

1. Определим расположение предметов (границы) и проведем основные линии. (рис.1)

2. Лёгкими линиями наметим общую форму предметов. (рис.2)

3. Сравниваем свою работу с натурной постановкой и, убедившись в правильности композиции, начинаем прорисовывать детали и уточнять форму. (рис.3)

- Не забудьте, что верхняя часть и дно ведёрка круглые. Как их изобразить? (овалами)

- После того, как выполнили эту работу, убираем ластиком лишние линии и приступаем к работе красками.

Работать мы будем акварельными красками. Название этих красок переводится как «водяные». Как вы думаете, почему? (разводятся водой)

Акварельные краски обычно накладывают на бумагу прозрачным слоем. Ещё надо помнить, что работа с акварелью требует чёткости и быстроты выполнения, потому что краска высыхает быстро и, пока она сырая, надо успеть выполнить задание.

4. Следующим этапом нашей работы будет нанесение основного цвета. Покрываем ведёрко и лопатку лёгким слоем краски. Ждём пока краска подсохнет. (рис.4)

5. Затем наносим второй слой краски, учитывая, что части, на которые падает свет – светлее. (рис.5)

- Как получить более яркий цвет? (брать больше краски, меньше воды)

- А чтобы получить более светлый цвет? (больше воды)

6. Чтобы предметы не висели в воздухе, покажем тень, которую они отбрасывают на стол.

Физминутка

Мы словно деревья в чаще лесной:

Качаем ветвями под ветром зимой.

Весною всё выше и выше растём

И тянемся к солнышку ночью и днём.

А осенью листья встряхнем постепенно

И кружит, и кружит их ветер осенний.

И снова зима, снова лютая стужа.

И в нашем лесу стало тихо – послушай.

7. Практическая работа учащихся

- Этапы выполнения рисунка мы повторили. Можете приступать к работе.

           Учащиеся работают на своих местах.

(Хожу по рядам, слежу за работой учащихся, устраняю ошибки.

За 5 минут до конца урока предупреждаю учащихся об окончании работы)

8. Анализ работ, оценивание

- Давайте посмотрим на работы, которые вы выполнили и оценим друг друга.

9. Итог урока

- Чем занимались на уроке?

- Понравилась работа?

- Что вам показалось наиболее сложным?

Всем спасибо за работу. Урок окончен.

 

 

alena-verhoturceva.ru

Рисование с натуры листьев и цветов - 4 Января 2013 - Блог

 

Практическое значение рисования растений

 

Каждое художественное учебное заведение готовит специалистов определенной квалификации и ставит задачи обучения основам профессиональной грамотности и мастерства.

В решении этих ответственных задач особое место занимает рисунок как основа всех видов изобразительного искусства. Вы уже знаете, что рисунок есть не только род искусства, призванный играть вспомогательную роль в изучении основ изобразительной грамоты, но и целая наука, обучающая мыслить формой, понимать конструктивную основу и в связи с этим изображать пластическую структуру предмета на плоскости. Одновременно рисунок является средством выражения ваших мыслей и чувств, фантазии и воображения, представлений в любом изображении, начиная от наброска с натуры и кончая композиционной работой.

Ваша профессия начинается с постижения азов художественного ремесла, а путь к мастерству долог и тернист. И на всех этапах практического труда вам нужно много и упорно совершенствоваться во всем, в том числе и в усвоении навыков изобразительной грамоты. Особенно внимательно вы должны отнестись к изучению растительного мира, стилизованные формы которого составляют основу художественной отделки изделий декоративно-прикладного искусства.

Почему человек так неравнодушен к флоре? Очевидно, потому, что эта совершеннейшая красота рождает в нем ответное чувство, вызывающее особое состояние души. Растительный мир настолько гармоничен, насколько человек умеет им восхищаться и отражать в произведениях литературы и искусства, обретая тем самым смысл самой жизни. Привлекает нас в растительном мире наполненность жизненных сил, его постоянное развитие и обновление.

Особенная красота растений заключается в невообразимо полном воплощении родовых свойств в отдельном виде, что в эстетике названо «мерой», и тем не менее нас потрясает разнообразие форм, размеров, окрасок. Неповторимые творческие комбинации, симметрии придают этим созданиям природы устойчивость и соразмерность. Уже перечисленных признаков хватило бы для того, чтобы человек черпал творческое вдохновение у природы.

ЦикорийНо что такое «мера» у каждого отдельного вида внутри растительного мира? Обратимся к какому-либо растению, например к цикорию, встречающемуся среди трав. Если изучать цикорий по строению каждого из его отростков от основного стебля, то обнаружится любопытная закономерность. Отросток «строит» свою длину в пропорциональности каждого нового выброса в пространство, что соответствует размерам «золотого сечения». Так, если первый выброс, заканчивающийся листочком, «разделить» на 100 частей, то уже второй составит точно 62 части и завершится листочком, в подобных же пропорциях уменьшившимся по сравнению с первым, и т.д. Вот так изумляя разум человека, строит природа свои оригинальные формы симметрии.

Всякий растительный объект является чем-то единым, целым. От этого целого нельзя ничего отнять, убавить, не нарушив целостность. Нельзя ничего и прибавить, ибо оно будет лишним и тоже нарушит целостность и гармонию.

Вряд ли встретится где-нибудь человек, безразличный к такому чуду природы, как цветы. Они с древних веков украшают быт людей, войдя в жизнь подобно музыке, живописи, поэзии. Знаменитый бельгийский писатель Морис Метерлинк устами героя одной из своих пьес сказал: «Кто знает, как бы выглядело человечество, не знающее цветов...».

Качество неисчерпаемости и потому несравнимости с любым воспроизведением есть у естественной красоты. Человек воспроизводит красоту цветов, стремясь раскрыть в том или ином изображении их существенные особенности, создать их прекрасный образ. Происходит проникновение в суть растений, в законы строения органических явлений природы. Подлинный художник в своем творчестве уподобляется самой природе: он гармонизирует мир, теперь уже образный. Здесь мастер не описывает явление и не деформирует его, а выражает целое в богатстве его содержания, достигая художественности эстетической познанностью растений и выразительностью их изображения, вкладывая в рисунок или картину свои переживания.

Большой и глубокий мир растительности природа создавала десятки миллионов лет, вырабатывая целесообразное строение каждого вида применительно к окружающей среде. Поэтому растительные формы пленяют нас своим изяществом, ибо в них естественная эволюция (процесс изменения, развития) изъяла все не относящееся к существу вида, т.е. все «лишнее».

Природа «гениально» подбирала краски, сотворив мириады необыкновенно красивых оттенков цвета. Это неисчислимое сочетание оттенков и нюансов (едва заметных переходов, тонких различий в чем-либо) невозможно передать в живописи, их можно, и то при наличии глубоких эстетических переживаний, охватить только непосредственным зрительным восприятием.

В мире много цветов и растений, и почти все они прекрасны. Чтобы создавать эскизы декоративного украшения изделий с использованием растительных элементов, необходимо делать много зарисовок разных цветов и листьев. Практическое освоение форм и причудливых композиций, сотворенных природой, неминуемо приводит к знанию отдельных видов растений, творчески обогащая мастера в области декоративно-прикладного искусства. Следовательно, вам необходимо использовать все возможности усвоения такого благодатного для творчества материала, каким являются растительные формы Земли.

 

Зарисовки листьев разных растений

Растительные формы, творчески переработанные художником, встречаются почти во всех видах декоративно-прикладного искусства.

Прежде чем перейти к выполнению упражнений, остановимся кратко на том, что собой представляет декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство — один из видов художественного творчества, в котором человек проявляет закономерности своего эстетического отношения к действительности, понимания прекрасного как главной эстетической категории.

Начало этого вида искусства связано с тем, как еще в доисторические времена наши предки относились к красоте. Найденные при раскопках вещи древних — молотки, топоры, наконечники копий и стрел, бусы, кольца, застежки и т.д. — говорят нам красноречивее всяких слов о происхождении декоративно-прикладного искусства. Что самое удивительное в этих вещах, так это то, что наши предки не просто украшали (декорировали) то или иное изделие каким-либо узором или зооморфной композицией, а выработали уже тогда специфику данного вида искусства — органичное слияние свойств практических, функциональных и эстетических в каждом изделии. Значит, к изделию красота не «прикладывается», а составляет его неотъемлемую часть.

Предмет декоративно-прикладного искусства отличается архитектоникой (принципиальной взаимосвязью частей), взаимоотношениями объема и цвета, орнамента и формы, и от удачного решения перечисленных его составляющих зависят художественная выразительность изделия, его сопричастность миру искусства и наше восхищение им.

Величайшие образцы ковров и гобеленов, посуды и утвари, оружия и конской упряжи, ювелирных изделий и керамики создавали художники-ремесленники средневековья. Это были мастера на все руки, не только знавшие тайны творчества, но и умевшие «сработать» вещь от начала до конца. Их высокохудожественное ремесло стало полноправным разделом искусства.

 

Рисование растений целесообразнее начинать с листьев. В качестве натуры используйте либо засушенные листья, либо гербарий (листья прямо с дерева через небольшой промежуток времени вянут и выглядят сморщенными и неприятными). Рисунки выполняйте карандашом с передачей тональных отношений. Такое рисование способствует выработке определенных навыков.

Начинайте с простых по форме листьев — яблони, вишни, сирени, березы и т.п. Положите лист на белую бумагу, чтобы хорошо видеть его форму и тон. Изображение начинайте с определения общей формы. Все листья так или иначе вписываются в какую-либо геометрическую фигуру — треугольник, многоугольник, ромб, эллипс, круг. Например, листья березы и огурца — по форме треугольные, винограда и клена — пятиугольные и т.д.

Общую форму листа намечайте одновременно с конструктивной осью, дающей понятие об основном направлении всех частей растения. Конструктивная ось, находящаяся в середине ограниченного контурной линией белого силуэта изображения, оказывается также своеобразным организатором симметрии рисуемого листа. При этом старайтесь не копировать форму по контуру, а глядя на натуру. Одновременно мысленно представляйте себе ее объемной, имеющей определенную массу, далеко не плоской формой. Рисуйте по основным принципам: от общего к частному и наоборот. В вашей зарисовке должна быть проработка деталей и насыщение тоном с характеристикой фактурной поверхности листа дерева или кустарника. Помните, что не копирование натуры, а творческий подход к ней, улавливающий в объекте светотоновые градации с передачей на бумаге пропорциональных натуре отношений, помогают вам добиться правдивого изображения.

Сложными по форме выглядят листья дуба, каштана, клена. Изучение сложной формы требует четкого внимания, ибо хорошим рисовальщиком никогда не станет невнимательный человек. Например, лист дуба имеет специфическую по очертаниям внешних границ форму. Рассмотреть се внимательно рассеянный учащийся себе не позволяет. Лишь мельком увидя лист, он уже его «знает» и спешит начать зарисовку (обычно невнимательные люди не обладают к тому же усидчивостью и прилежанием).

Если рассмотреть дубовый лист сосредоточенно, можно убедиться в справедливости замечаний в адрес невнимательных. Лист является перистолопастным с обратнояйцевидной формой пластинки. Все лопасти отличаются цельными краями, без зубцов, в верхней части они короткие, округлые и слегка выемчатые, у черешка — тоже короткие и суженные, а в середине — крупные, вписывающиеся вместе со всеми другими в округлую форму всей пластинки растения. Лист построен по правилам «золотого, сечения».

Конкретизировать свое представление о предмете вы можете только на основе пристального и подробного зрительного изучения сначала простых, а затем и сложных форм. Именно такой подход к работе над рисунком с натуры позволит вам справиться с неминуемыми трудностями. При этом следует постоянно придерживаться общих принципиальных положений в рисовании с натуры: сравнивайте между собой форму и размеры отдельных частей, деталей, правильно определяйте их местоположение, верно характеризуйте природную структуру каждого растения. Конечно, в учебном быстром рисунке не следует искать образного решения. Образность изображения здесь выражается в поисках характерности каждого листа.

Итак, рисунок во всех его разновидностях является не только постоянным учебным упражнением, но и, как вы сумеете со временем заметить, средством сбора материала, который накапливается для будущих композиций с растительными элементами.

Зарисовки разных листьев помогут вам довольно легко отличать растения по их форме. Вместе с тем обратите внимание на интересную особенность растений, по которой они все-таки имеют внутреннее подобие при своей внешней несхожести очертаний. А для рисовальщика это очень важно, потому что постепенно расширяется его кругозор, развивается воображение. Польза во всех упражнениях в зарисовках растений, в «обнажении» их конструктивного строения несомненна, особенно для рисовальщика с развитым воображением.

Помните всегда, что вы делаете зарисовки не ради самих зарисовок; мол, приходится, раз так положено, но передаете свое отношение к ним. Даже здесь обязательно рисуйте композиционно, чтобы к любой работе проявлялся живой интерес. Знайте, что изображения в карандаше не «делают», а рисуют. По окончании работы над любым карандашным изображением обязательно проводите самостоятельный и самокритичный анализ рисунка, что очень помогает увидеть допущенные неточности в передаче формы, тона и в очередной раз убедиться в том, какие загадки ставит перед вами компоновка объектов рисования.

 

Зарисовки цветов

 

Рисование цветов — задача более трудная, чем рисование листьев. Форма цветов в отличие от формы листьев более сложная и разнообразная: колесовидная, колокольчатая, трубчатая, дискообразная, воронкообразная, шаровидная и т.д., что привлекает не только художников, но и мастеров народных художественных промыслов, создающих неповторимые по красоте и образному строю цветочные орнаменты и декоративные композиции.

Если листья вы рисовали во фронтальном положении, то цветы можно рисовать, кроме фронтального, с разных точек зрения.

При зарисовке цветов полезно знать основные принципы строения и изображения данных растений. В связи с этим нужно изучить наиболее характерные признаки конструктивного строения таких цветов, как лилия, ирис, роза, ромашка, колокольчик, василек.

Самая простая форма цветов такая, когда вокруг круглого центра симметрично располагаются несколько лепестков. Это наблюдается почти у всех плодовых деревьев во время их цветения весной.

Лепестки, пестики, чашелистики отличаются удивительным разнообразием формы, и в их строении можно подметить необычные для человека композиционные открытия, где симметрия своей «зеркальностью» поражает воображение.

Рисование цветов связано с изучением законов композиции (благо природа «поработала» в этой части на человека, заимствующего у нее «готовые» композиционные и цветовые решения) для творческих интерпретаций в области декоративно-прикладного искусства, а также с постижением принципов природного формообразования.

Рисуя цветы с натуры, обратите внимание на то, как эти растения группируются: располагаются на стебле, растут большими группами в форме шара или цилиндра и т.д.

 

Свое значение имеет сам процесс изображения цветка. Например, рисуя даже один цветок лилии, вы убедитесь в том, что без внимательного предварительного изучения этого растения зрительно довольно трудно определить его форму. Здесь можно запутаться в сложном строении листьев, не разобраться в форме тычинок, упустить характер лепестков, которые нужно показать тонкими и нежными. Простым карандашом вполне возможно передать все впечатление от цветка, но может получиться сухой, жесткий и равнодушный рисунок. Только настойчивость в достижении поставленной цели, кропотливая работа по рисованию растений позволят выполнить зарисовку в должной мере и грамотно.

Психологи доказывают, что для любого человека объект перво­начально воспринимается пятном, силуэтом, затем начинает различаться промежуток в них, и еще чуть позже форма воспринима­ется адекватно предмету. Для рисующего характерно такое восприятие предмета, когда он дает и аналитико-техническое обоснование видимой формы, и эмоционально-образно относится к объекту.

В зарисовках цветов важно отнестись к чудесным формам природы с особым настроением, выразить внутренний восторг от созерцания и фиксации самой красоты. Кто-то однажды сказал, что человек, который любит цветы, не способен не только на что-то дурное, но и по-настоящему влюблен в жизнь, готов к созиданию.

Рисуя цветы, придерживайтесь принципов изображения:

 

  • сначала общее очертание,
  • затем наметка пропорций,
  • пространственное расположение элементов и
  • далее детальная проработка изображения.

 

Известные художники не только с большим для себя удо­вольствием делали наброски и зарисовки цветов и растений, но и подчеркивали огромную пользу подобных изображений для познания сущего. Много зарисовок цветов исполнили Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер.

Практические задания

1. Вспомните, почему зарисовки растительных форм имеют практическое значение.

2. Нарисуйте в альбоме заинтересовавшие вас листья и цветы.

http://shedevrs.ru/osnovi-risunka/442-risovanie-cvetov.html?start=2

lorrik.ucoz.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта