Испарение воды листьями растений. 6 класс. Биология. Испарение воды листьями. Листопад

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

6 класс. Биология. Испарение воды листьями. Листопад. Испарение воды листьями растений


6 класс. Биология. Испарение воды листьями. Листопад - Испарение воды листьями. Листопад

Комментарии преподавателя

Питательные и минеральные вещества перемещаются по органам растений исключительно в виде водных растворов. Вода – необходимый компонент для фотосинтеза. Но большинство воды растение теряет путем испарения через листья.

Транспирация – процесс испарения воды листьями.

Опыт: взять горшок с растением. Одну из его веток, не отрезая, поместить в стеклянную колбу. Закрыть горлышко колбы ватой. Через некоторое время стенки колбы будут покрыты мельчайшими капельками воды.

Испарение воды можно оценить количественно.

Опыт: срезать ветку растения с крупными листьями и поставить ее в бутылку с водой. На поверхность воды налить растительного масла, что не даст ей испаряться через горлышко. Поставить бутылку на чашу весов. Уравновесить чаши гирями (см. Рис. 1). Уже через сутки воды станет меньше, и чаша весов с бутылкой поднимется вверх. Снова уравновесив чаши весов, можно выяснить, сколько воды испарила ветка растения.

Уравновешенные чаши весов

Рис. 1. Уравновешенные чаши весов

Внутри листа вода по межклетникам проходит к устьицам, и главным образом, испаряется через них (см. Рис. 2). Остальная поверхность листа защищена от испарения воскоподобным слоем кутикулы. Особенно много воды испаряют молодые листья.

Срез листа; стрелками указано испарение воды

Рис. 2. Срез листа; стрелками указано испарение воды

В зависимости от температуры и влажности воздуха, растения могут открывать или закрывать устьица. При неблагоприятных условиях устьица закрыты, а при благоприятных открываются снова.

Частичное испарение воды может происходить через кутикулу листков и чечевичку коры, но оно происходит в 10-20 раз медленнее, чем через устьица.

Растения разных видов испаряют разное количество воды, которое зависит от их строения и размеров. Так, за сутки растение кукурузы испаряет до 0,8 л воды, растение капусты – до литра, березы – до 60 л.

В пасмурную погоду испарение менее интенсивно, чем в жаркий солнечный день.

Наибольшее количество воды испаряется при сильном сухом ветре.

Испарение воды листьями способствует передвижению воды в теле растения (см. Рис. 3).

Передвижение воды в теле растения

Рис. 3. Передвижение воды в теле растения

Вместе с корневым давлением, испарение воды создает ту силу, которая поднимает воду из корней растения в листья. Вместе с водой поднимаются минеральные вещества.

Испарение воды охлаждает листья растений, располагающиеся на ярком солнечном свету.

Чем крупнее листья растений (чем большую площадь поверхности они имеют), тем больше влаги они испаряют. Поэтому растения влажных мест обитания имеют крупные листья (японский банан (см. Рис. 4)). А у растений сухих мест обитаний листья меньше (тамарикс).

Японский банан

Рис. 4. Японский банан

Также испарение воды регулируется открыванием и закрыванием устьиц.

Зимой растения умеренных широт не могут корнями впитывать холодную или замерзшую воду. Поэтому, если бы они сохраняли листья, то это привело бы к высыханию. Таким образом, осенью листья растений умеренных широт обычно опадают. Это явление называют листопад.

Листопадные растения – растения, которые хотя бы недолго пребывают в состоянии без листьев.

Вечнозеленые растения – растения, листья которых сохраняются всю зиму (ель, сосна, вереск обыкновенный (см. Рис. 5), клюква, брусника).

Вереск обыкновенный

Рис. 5. Вереск обыкновенный

Их листья малы и испаряют мало влаги. Листья вечнозеленых кустарничков защищены от испарения слоем снега. Под снегом зимуют вечнозеленые травы (гравилат, земляника, чистотел).  Каждый лист таких растений живет несколько лет, затем опадает.

Листопад связан со старением листьев, в результате которого постепенно уменьшается интенсивность фотосинтеза и дыхания. К осени в листьях растений накапливаются ненужные и вредные вещества. И вместе с опавшими листьями эти вредные вещества удаляются из тела растения.

В процессе старения листка у двудольного растения около его основания формируется слой отделения. При этом проводящие элементы закупориваются, и раневая поверхность превращается в листовой рубец. У однодольных и травянистых двудольных растений шар отделения не образуется, а листья отмирают и разрушаются постепенно, вместе со стеблем.

Лабораторная работа

Приготовьте спиртовые вытяжки из зеленых и желтых листьев растения. Налейте их в чашки Петри. В каждую чашку опустите кончик длинной полоски фильтровальной бумаги. Через некоторое время на бумаге появятся полосы, соответствующие растительным пигментам. Посмотрите на количество полос и их окраску. Назовите пигменты зеленых и желтых листьев.

Прокипятите красные листья растений (свеклы, клена, краснокочанной капусты). Полученные растворы разлейте по разным банкам. В одну из банок по каплям прибавляйте слабый раствор уксусной кислоты. Следите за изменением окраски раствора. В другую банку по каплям добавляйте раствор слабой щелочи (питьевая сода). Наблюдайте за изменением окраски раствора. Изменение окраски происходит по причине содержания в красных листьях пигмента антоциана.

Осенью листья желтеют по причине разрушения хлорофилла, что делает заметными желтые и оранжевые пигменты.

Лабораторная работа

Поставить в воду, окрашенную красными чернилами, молодой побег какого-либо дерева. Через несколько суток выньте побег из воды и смойте с него чернила. Отрежьте кусочек нижней части побега. Рассмотрите его поперечный и продольный срезы. Объясните причину появления полосок красного цвета.

Знаете ли вы, что…

Леса, состоящие из деревьев различных видов, испаряют различное количество воды. За одно лето гектар елового леса испаряет 2240 тонн воды, букового – 2070 тонн, соснового – 470 тонн.

Береза высотой около 15 м каждый год сбрасывает около 250 000 листьев, общей массой около 35 кг.

Листья вечнозеленых растений живут от 2 до 7 лет.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/undefined/isparenie-vody-listyami-listopad?seconds=0&chapter_id=864

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=1bsoR1gwEYk

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=4xSifTytV6I

источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/isparenie-vody-rastenijami.html

http://www.youtube.com/watch?v=iDR81Nqc5Ng

http://www.youtube.com/watch?v=vWMKzp7TTes

www.kursoteka.ru

Испарение воды листьями. Видоизменения листа

Испарение воды является важным процессом в жизни растений. И происходит постоянно в их листьях. Чем больше пластинка листа, тем больше испаряется влаги.

Испарение происходит через устьица. Если влаги мало в растении, то устьица закрывается. Недостаток воды приводит к замедлению роста и растение гибнет. Вода необходима растению для переноса органических и минеральных веществ. Также процесс фотосинтеза происходит при участии воды.

ЗНАЧЕНИЕ ИСПАРЕНИЯ: Защита листьев от перегрева.Солнечные лучи попадая на лист нагревают его, а испарение – охлаждает.

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ВЛАЖНОМУ КЛИМАТУ .Листья темные, крупные, много устьиц.

ЗАСУШЛИВЫЙ КЛИМАТ.Мелкие листья или превращены в колючки, чешуйки усики, покрыты восковым налетом или густыми волосками. Саксаул (листья мелкие чешуйки).

Устьичный аппарат только в молодых побегах, поэтому фотосинтез только у них, а не в листьях. Если у растений лист покрыт волосками, то испарение происходит медленно.

Видоизменение листа.

Колючки: кончики жилок, края листовой пластинки (чертополох), листовая пластинка полностью превращена в колючку (кактус, верблюжья колючка, крыжовник), у шиповника – листовые волоски (колючки)

Усики:центральная жилка листа и мелкие листочки превращены в усики(горох, фасоль).Функция – крепление к опоре, вынос растения на свет.

Чешуйки (обертки):чешуйки закрывающие почки, чешуйки корневищ. Функция – защита от повреждений и вредного воздействия газов: - лук; обертка - початок кукурузы.

Сочные листья: в листьях накапливается влага, это помогает растениям пережить засуху. Функция -запас питательных веществ(листья лука, капусты).

Ловушки для насекомых: У растений хищников – листовая пластинка ловушка, черешок расширяется. (недостаток азота и минеральных солей). Растения восполняют этот недостаток из тел насекомых. Особые железы выделяют сладкий сок, что привлекает насекомых. Росянка. Венерина мухоловка

Слаборазвитые листья: видоизменения, приспособленные к экономному испарению влаги в пустынях или полупустынных местах, а так же растения ведущие паразитический образ жизни (солянка,саксаул,тамариск).

www.itest.kz

6 класс. Биология. Испарение воды листьями. Листопад - Испарение воды листьями. Листопад

Комментарии преподавателя

Питательные и минеральные вещества перемещаются по органам растений исключительно в виде водных растворов. Вода – необходимый компонент для фотосинтеза. Но большинство воды растение теряет путем испарения через листья.

Транспирация – процесс испарения воды листьями.

Опыт: взять горшок с растением. Одну из его веток, не отрезая, поместить в стеклянную колбу. Закрыть горлышко колбы ватой. Через некоторое время стенки колбы будут покрыты мельчайшими капельками воды.

Испарение воды можно оценить количественно.

Опыт: срезать ветку растения с крупными листьями и поставить ее в бутылку с водой. На поверхность воды налить растительного масла, что не даст ей испаряться через горлышко. Поставить бутылку на чашу весов. Уравновесить чаши гирями (см. Рис. 1). Уже через сутки воды станет меньше, и чаша весов с бутылкой поднимется вверх. Снова уравновесив чаши весов, можно выяснить, сколько воды испарила ветка растения.

Уравновешенные чаши весов

Рис. 1. Уравновешенные чаши весов

Внутри листа вода по межклетникам проходит к устьицам, и главным образом, испаряется через них (см. Рис. 2). Остальная поверхность листа защищена от испарения воскоподобным слоем кутикулы. Особенно много воды испаряют молодые листья.

Срез листа; стрелками указано испарение воды

Рис. 2. Срез листа; стрелками указано испарение воды

В зависимости от температуры и влажности воздуха, растения могут открывать или закрывать устьица. При неблагоприятных условиях устьица закрыты, а при благоприятных открываются снова.

Частичное испарение воды может происходить через кутикулу листков и чечевичку коры, но оно происходит в 10-20 раз медленнее, чем через устьица.

Растения разных видов испаряют разное количество воды, которое зависит от их строения и размеров. Так, за сутки растение кукурузы испаряет до 0,8 л воды, растение капусты – до литра, березы – до 60 л.

В пасмурную погоду испарение менее интенсивно, чем в жаркий солнечный день.

Наибольшее количество воды испаряется при сильном сухом ветре.

Испарение воды листьями способствует передвижению воды в теле растения (см. Рис. 3).

Передвижение воды в теле растения

Рис. 3. Передвижение воды в теле растения

Вместе с корневым давлением, испарение воды создает ту силу, которая поднимает воду из корней растения в листья. Вместе с водой поднимаются минеральные вещества.

Испарение воды охлаждает листья растений, располагающиеся на ярком солнечном свету.

Чем крупнее листья растений (чем большую площадь поверхности они имеют), тем больше влаги они испаряют. Поэтому растения влажных мест обитания имеют крупные листья (японский банан (см. Рис. 4)). А у растений сухих мест обитаний листья меньше (тамарикс).

Японский банан

Рис. 4. Японский банан

Также испарение воды регулируется открыванием и закрыванием устьиц.

Зимой растения умеренных широт не могут корнями впитывать холодную или замерзшую воду. Поэтому, если бы они сохраняли листья, то это привело бы к высыханию. Таким образом, осенью листья растений умеренных широт обычно опадают. Это явление называют листопад.

Листопадные растения – растения, которые хотя бы недолго пребывают в состоянии без листьев.

Вечнозеленые растения – растения, листья которых сохраняются всю зиму (ель, сосна, вереск обыкновенный (см. Рис. 5), клюква, брусника).

Вереск обыкновенный

Рис. 5. Вереск обыкновенный

Их листья малы и испаряют мало влаги. Листья вечнозеленых кустарничков защищены от испарения слоем снега. Под снегом зимуют вечнозеленые травы (гравилат, земляника, чистотел).  Каждый лист таких растений живет несколько лет, затем опадает.

Листопад связан со старением листьев, в результате которого постепенно уменьшается интенсивность фотосинтеза и дыхания. К осени в листьях растений накапливаются ненужные и вредные вещества. И вместе с опавшими листьями эти вредные вещества удаляются из тела растения.

В процессе старения листка у двудольного растения около его основания формируется слой отделения. При этом проводящие элементы закупориваются, и раневая поверхность превращается в листовой рубец. У однодольных и травянистых двудольных растений шар отделения не образуется, а листья отмирают и разрушаются постепенно, вместе со стеблем.

Лабораторная работа

Приготовьте спиртовые вытяжки из зеленых и желтых листьев растения. Налейте их в чашки Петри. В каждую чашку опустите кончик длинной полоски фильтровальной бумаги. Через некоторое время на бумаге появятся полосы, соответствующие растительным пигментам. Посмотрите на количество полос и их окраску. Назовите пигменты зеленых и желтых листьев.

Прокипятите красные листья растений (свеклы, клена, краснокочанной капусты). Полученные растворы разлейте по разным банкам. В одну из банок по каплям прибавляйте слабый раствор уксусной кислоты. Следите за изменением окраски раствора. В другую банку по каплям добавляйте раствор слабой щелочи (питьевая сода). Наблюдайте за изменением окраски раствора. Изменение окраски происходит по причине содержания в красных листьях пигмента антоциана.

Осенью листья желтеют по причине разрушения хлорофилла, что делает заметными желтые и оранжевые пигменты.

Лабораторная работа

Поставить в воду, окрашенную красными чернилами, молодой побег какого-либо дерева. Через несколько суток выньте побег из воды и смойте с него чернила. Отрежьте кусочек нижней части побега. Рассмотрите его поперечный и продольный срезы. Объясните причину появления полосок красного цвета.

Знаете ли вы, что…

Леса, состоящие из деревьев различных видов, испаряют различное количество воды. За одно лето гектар елового леса испаряет 2240 тонн воды, букового – 2070 тонн, соснового – 470 тонн.

Береза высотой около 15 м каждый год сбрасывает около 250 000 листьев, общей массой около 35 кг.

Листья вечнозеленых растений живут от 2 до 7 лет.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/undefined/isparenie-vody-listyami-listopad?seconds=0&chapter_id=864

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=1bsoR1gwEYk

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=4xSifTytV6I

источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/isparenie-vody-rastenijami.html

http://www.youtube.com/watch?v=iDR81Nqc5Ng

http://www.youtube.com/watch?v=vWMKzp7TTes

www.kursoteka.ru

Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"

Разделы: Биология

Цели и задачи урока:

1. Раскрыть сущность процесса испарения, его роль в жизни растения.

2. Развивать логическое мышление через формирование навыков самостоятельной работы, умение делать выводы из анализа результатов эксперимента и предъявлять результаты своей деятельности.

3. Воспитывать коммуникативные качества личности через включение учащихся в групповую работу. Формировать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле..

Преобладающие методы обучения: частично-поисковые (связанные с постановкой и объяснением опытов), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

Ход урока

Звучит музыка Вивальди «Весна». Вступление учителя:

Ребята, в этой музыке Вивальди вы слышите пробуждение природы. Послушайте, как пробуждаются ото сна растения, как тянут они свои нежные листочки к солнцу.

Неразрывна связь зеленых растений с солнцем. И высокое дерево и маленькая травинка- все тянут вверх листья, как ладони рук, к лучам горячего солнца.

Улавливая лучи солнца, тонкая и нежная пластинка листа подвергается сильному нагреванию. Сорванный с дерева лист на солнце очень быстро высыхает, а листья на дереве свежие и сочные. Клетки листа всегда наполнены водой, поступающей из корня по сосудам.

Приложите листик к щеке – вы почувствуете, что он прохладный.

ПОЧЕМУ?

Учащиеся высказывают свои предположения, на основе которых учитель подводит к мысли, что: Идет процесс испарения.

Учитель: Задача наша на сегодняшний урок:

1. Познакомиться с этим интереснейшим явлением в жизни растений. 2. Закрепить ранее полученные знания по строению растения, по другим сопутствующим процессам: таким как фотосинтез и дыхание. 3. Работать вам предстоит в группе, поэтому выучитесь общаться, помогать друг другу, совместно принимать решения.

Чтобы познакомиться с процессом испарения, мы отправимся с вами в путешествие. Оно у нас пойдет по станциям. Так как проследить мы должны будем путь воды в растении, то и наградой за правильные ответы и задания будут символичные капельки.

Перед каждой дорогой необходимо размяться. Наша сегодняшняя разминка пройдет по терминам:

РАЗМИНКА

ДЫХАНИЕ. ФОТОСИНТЕЗ. КОРНЕВОЕ ДАВЛЕНИЕ. АВТОТРОФЫ

МИНЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ. ПОЧВА. ПЛОДОРОДИЕ. ОРГАНИЧЕСКИЕ УДОБРЕНИЯ.

По одному человеку от команды: работа по написанию биологических терминов.

(Карточки с пропущенными буквами: ФОТ-СИНТ --, А-Т-ТРОФЫ,

М-Н-РАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ, М-Л-ОРАЦ-Я.

Заполнить схему по сравнению процессов фотосинтеза и дыхания. Или по 2 человека от команды выполняют тест

Выпиши цифры вопросов и напиши напротив них буквы правильных ответов для процесса

1Вариант 2 Вариант.
ФОТОСИНТЕЗА. ДЫХАНИЯ

ВОПРОСЫ:

  1. Где ( в клетках какой ткани) происходит данный процесс?
  2. При каком условии?
  3. Какие вещества являются исходными в данном процессе?
  4. Каковы конечные продукты данного процесса?
  5. Что происходит с энергией в данном процессе?

Предполагаемые ответы:

А. В любых живых клетках.

Б. В клетках фотосинтезирующей ткани.

В. Углекислый газ и вода.

Г. Органические вещества и кислород.

Д. На свету.

Е. Постоянно, пока жива клетка.

Ж. Глюкоза, переходящая в крахмал и выделяется кислород.

З. Энергия запасается.

И. Энергия выделяется.

Первая наша станция «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ»

Мы с вами попытаемся доказать, что процесс испарения идет в растении, выясним, какие органы в этом участвуют. В каждой группе есть ребята, которые проводили домашние опыты, о них они нам сейчас и расскажут. Напоминаю план описания опыта: Что делали? Что наблюдали? К какому выводу пришли.

ОПЫТЫ.

  1. Опыт №1. За 2 дня до урока срезать острым ножом хорошо облиственную ветку какого – либо комнатного растения и поместить её в бутылку или колбу почти до краев наполненную водой комнатной температуры. Важно при этом, чтобы нижний конец ветки был довольно глубоко погружен в воду и чтобы ветка имела устойчивое положение. Уровень воды отметить ниткой или другой меткой. На поверхность воды налить слой масла, чтобы защитить от испарения. Прибор с растением взвесить и данные записать. Повторное взвешивание провести перед уроком. А также отметить произошедшие изменения.
  2. Опыт № 2. Для опыта взять растение с низко расположенными листьями и предварительно полить его теплой водой. Лист или ветку поместить в колбу или стеклянную баночку (на 200мл.) Уже через 2 часа на стенках баночки появятся капельки воды, которые затем стекают на нижнюю стенку.
  3. Опыт № 3. Взять две ветки комнатного растения примерно одинаковой величины. Но с одной из веток предварительно убрать все листья. Поместить ветки в пробирки и сверху залить маслом.

По прошествии суток можно будет увидеть, что уровень воды в пробирке с облиственной веткой понизился значительно больше, чем с веткой безлистной.

Опыт № 4. Значение кожицы в защите от испарения.

Взять два яблока, одно немного крупнее другого; с крупного срезают всю покрывающую его кожицу, другое оставляют с неповрежденной кожицей. Сначала взвешивают целое яблоко и массу его записывают.

Затем на место гирь кладут очищенное яблоко и, постепенно срезая у него излишек мякоти, уравновешивают с целым. По истечении суток яблоки повторно взвешивают и вычисляют, сколько воды они потеряли.

Каждая группа пробует объяснить результаты опыта.

С помощью опытов мы доказали, что испарение воды происходит. Но как попала вода в листья?

Следующая наша станция «АНАТОМИЧЕСКАЯ» Мы проследим путь капельки воды от корня и до листа.

Команды заполняют схему с её последующей защитой.

СХЕМА.

Всасывание воды происходит__________________________                                                                     Орган, зона, название клеток и их строениеВода с ___________ веществами передвигается из корня в лист По_____________________________________________________                    Ткань, название клеток, особенности их строенияПо _____________ _____________________________ зоне корня, По _______________________________________________стебля                        Название клеток, какого слояПо _______________________________________________ листа                     Каким клеткам, какой части листа

В теме «Лист» вы уже узнали, что через устьица идет испарение воды листьями. А сегодня мы узнаем, как это происходит.

Следующая станция «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ»

Рассказ учителя о процессе испарения (а учащиеся должны заполнить упражнение № 126 стр. 51 рабочей тетради).

Значение испарения:

Листья испаряют воду в большом количестве. Так за день береза испаряет 6 ведер. Леса различных пород деревьев испаряют в течение лета с 1га различное количество воды: еловый-2240т, березовый-1200т, сосновый-470т.

  1. Это помогает охладить листья в жаркий солнечный день и не дать им перегреться. (показываю опыт с сухой и сырой поверхностью.)
  2. Мы знаем , что поступлению воды в стебель и листья способствует корневое давление, но и испарение также помогает этому процессу (обеспечивает передвижение воды с минеральными веществами по стеблю)
  3. Испарение воды лесом оказывает большое влияние на климат. Над лесом скорее образуются облака. В лесу накапливается влага. От этого в жаркие дни прохладно.

Но растения произрастают в зонах с разным климатом. Какие же приспособления выработались у них? Это выяснить нам поможет станция «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ» Каждая из групп получила задание выяснить такие приспособления. Примерное содержание выступлений учащихся:

1 ВОДНЫЕ РАСТЕНИЯ- ГИДАТОФИТЫ.

У таких водных растений, как элодея, рдесты, водяные лютики листовые пластинки как правило тонкие, часто рассеченные. Поглощение и выделение воды у них происходит через всю поверхность тела. Поэтому устьица у них отсутствуют.

2 НАЗЕМНЫЕ РАСТЕНИЯ, НО ЖИВУЩИЕ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ ВЛАЖНОСТИ.

Из-за высокой влажности воздуха (например, у растений, растущих под пологом тропического леса) испарение воды листьями оказывается затруднено. Для улучшения водного обмена, на листьях развиваются особые водяные устьица, выделяющие капельно-жидкую воду. Выделение капельно-жидкой воды носит название-ГУТТАЦИЯ. При высокой влажности её можно наблюдать и у растений других экологических групп.

3 СУККУЛЕНТЫ - это растения сухих мест обитания, которые способны накапливать влагу в разных органах. Например, в стебле (так делают кактусы) или в листьях ( у алое и агавы). Поверхностный слой у листьев и стеблей этих растений имеет толстую кожицу, часто покрытую мощным восковым налетом или густое опушение. Устьица, у этих растений погруженные, открываются в щель, где задерживаются водяные пары. Днем они закрываются.

4.СКЛЕРОФИТЫ- растения также засушливых мест обитания. Но это наоборот растения сухие на вид, способные (благодаря глубоко уходящим корням) всасывать влагу из глубинных слоев почвы. Листья у них мелкие, часто в виде иголок или же свернуты в трубочку. Свернутые в трубочку листья имеют внутри влажную камеру. Испарение идет через погруженные в бороздки устьица внутри этой камеры, что снижает потери влаги.

Учитель подводит итоги: ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ИСПАРЕНИЮ.

Если рассмотреть под микроскопом нижнюю поверхность листа, то можно увидеть на нем маленькие отверстия устьица. На каждом листе устьиц невероятно много. Например, на 1кв. см. листа у пшеницы 1500устьиц, у подсолнечника их в 10 раз больше, у фасоли в 20 раз больше. На одном листе липы их более миллиона, а на листе капусты несколько миллионов.

Устьица ничтожно малы и составляют лишь один процент от площади листа. Но они могут испарять столько же воды, как если бы она испарялась с открытой поверхности.

Активное испарение идет в то время, когда лист работает с максимальной нагрузкой, а растение хорошо обеспечено водой. Тогда через каждое устьице в одну секунду может выходить наружу такое количество молекул воды, что для его подсчета нужна цифра с 15 нулями.

Приспособления к увеличению испарения (характерно при большой влажности, когда тепло и нет ветра.):

-вода может собираться каплями по краям листа, -бывают выпуклые клетки кожицы листа, которые как лупы, собирают скудный свет. -бывает, что листья и стебель покрыты выростами, увеличивающими испаряющую поверхность. -увеличение количества устьиц на листьях.

Приспособления к уменьшению перегревания, переохлаждения и испарения:

-листопад. -поворот листа к свету ребром (у эвкалипта). -опушение на нижней стороне листовой пластинки (коровяк, вьюнок, полынь.) -способность некоторых степных растений сворачивать лист в трубочку. -восковой налет на листьях.

Последняя станция «Игровая»

Мера «Что? Где? Когда?»

Решение проблемных ситуаций:

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. У большинства растений устричные клетки располагаются на нижней стороне листа. А как вы считаете: где находятся устьица у кувшинки и кубышки?

2. Анечка очень любит свои комнатные растения и, чтобы лучше они смотрелись, она смазала листья фикуса с двух сторон вазелином. Но через некоторое время листья пожелтели, а фикус погиб. Почему?

3.Под некоторыми тропическими деревьями (например, эвкалиптом) невозможно укрыться в солнечный день, так как они не дают тени. Какое защитное приспособление выработалось у них, чтобы защититься от перегрева?

4. Лиственные деревья наших лесов сбрасывают на зиму листья. Сделайте предположение: Что бы могло произойти с растениями, если бы такое приспособление у них не выработалось в ходе эволюции?

Задание: прочитать статью «Листопад» на стр. 160-161 и статью «Осенняя окраска листьев» на стр. 161.

В качестве закрепления - Игра «Найди ошибку»

  1. Потянулись птицы на юг, похолодало, приближались первые заморозки. Чтобы не погибнуть от недостатка влаги, все деревья и кустарники сбрасывают листву. (Кустарнички брусники, вереска и клюквы остаются вечнозелеными. Мелкие листья этих растений слабо испаряют воду и сохраняются под снегом.)
  2. Хорошо хвойным растениям. У них дереву не надо расставаться со своими листочками- иголками. Как появились, так и растут до старости. (Они живут несколько лет и опадают, но неравномерно)
  3. Людмила Сергеевна узнала, что листья березы можно использовать как лекарственное средство при воспалительных процессах. Была уже осень и Л.С. заготовила опавшие листья. «Какая беда. Ведь в них такие же вещества, как и в зеленых» - рассуждала женщина. (Вместе с опавшей листвой удаляются вредные продукты обмена)
  4. «Куда подевался зеленый цвет у растений?» - спросила синичка мудрую сову. В землю ушел, чтобы на следующий год все снова окрасить? А куда на самом деле подевался зелёный цвет?

Подведение итогов урока:

  • Лучшая команда:
  • Самый активный ученик:

Руководители групп зачитывают оценки.

Домашнее задание: параграф 36, упражнение №127, Опыт на странице161 учебника.

Литература:

  1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5- 11 кл.- второе издание, стереотип.- М.:Дрофа, 2000. Вариант 3. Авторы: В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин и др. 6 класс Бактерии. Грибы. Растения. «Дрофа», 2000. – стр.124 – 130.
  2. В. В. Пасечник. Биология (бактерии, грибы, растения) учебник для 6 кл. М.: «Дрофа», 2000.
  3. В. В. Пасечник, Т. А. Снисаренко Биология (бактерии, грибы, растения) рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника «Биология» 6 класс.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Испарение воды листьями»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1

План-конспект урока:

«Испарение воды листьями»

Автор:

Шевцова Светлана Тихоновна,

учитель биологии ВКК

Воронежская

Калач

2016г.

Триединая дидактическая цель:

1. сформировать у учащихся знания о процессе испарения у растений, показать причинную обусловленность этого процесса и зависимость от факторов среды;

2. продолжить формирование практических умений и навыков по постановке и проведению опытов, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, применять полученные знания при решении биологических задач;

3. способствовать воспитанию интереса к изучаемому предмету, теме путем создания проблемных ситуаций.

Планируемые образовательные результаты:

  • познавательные: формировать познавательный интерес, направленный на изучение живой природы.

  • личностные: развивать интерес к изучению природы методами естественных наук.

  • регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.

  • коммуникативные: находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Формат занятия: открытие нового знания.

Представляемая технология (авторская технология):проблемно-диалогическая, исследовательская.

Материалы и оборудование: проектор, компьютер, комплект лабораторного оборудования «Архимед», оборудование для каждого опыта, в соответствии с поставленной целью, карточки – инструкции.

Образовательные ресурсы: рабочая программа по биологии в 6 классе, мультимедийное рабочее место учителя, интерактивная доска, презентации.

Формы организации образовательного пространства на занятии: полилог, побуждающий диалог, коллективная работа в группах, индивидуальная работа в процессе коллективной.

Методы: метод диалогичности, индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.

Риски: возможно детям потребуется больше времени на представление результатов эксперимента, боязнь их выступать перед большой аудиторией.

1. Организационный момент, 1 мин.

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу.

Учитель: приветствует учащихся, гостей, проверяет готовность детей к занятию.

2. Мотивация (2 мин).

Цель: организовать и направить к цели познавательной деятельности учащихся.

Прием: вход в урок.

Учитель: приходилось ли вам гулять летом утром по траве? Что вы наблюдали? Что вас удивило? (На траве были капельки воды – роса). Это же явление наблюдали днем на данном участке? (Нет). Как вы думаете почему? (Днем воздух прогрет равномерно, а утром из-за его охлаждения водяной пар превращается в капельки воды). В классе на комнатных растениях мы можем наблюдать данное физическое явление? (Дети могут высказать 2 гипотезы: 1 – нет, так как нет перепада температуры воздуха, 2 – да, если создать условия).Вы знаете как можно доказать испарение воды комнатными растениями? Сегодня у нас есть такая возможность.

О чем же мы сегодня будем с вами говорить? (Об испарении воды растениями). Цель нашего занятия? (Предполагаемые ответы: убедиться в том, что растения испаряют воду, доказать экспериментальным путем процесс испарения воды растениями).

3. Представление результатов эксперимента (10-12 мин).

«Исследовать – значит видеть то, что видели все,

и думать так, как не думал никто».

Альберт Сент-Дьердви.

Цель: научить обобщать результаты экспериментов, структурировать их.

Прием: организации работы в группах, свои примеры, мини – конференция, «мозговой» штурм, (12 минут).

Учащиеся демонстрируют и анализируют эксперименты, выполненные предварительно, доказывающие процесс испарения воды растениями, его зависимость.

I группа: доказывает существование процесса испарения у растений.

Опыт № 1. «Испарение воды растениями».

Гипотеза:

Цель:

Оборудование: весы, растение, полиэтиленовый пакет.

Ход работы: комнатное растение обильно полейте водой. Землю в плошке накройте полиэтиленовым пакетом. Взвесьте растение. Повторное взвешивание повторили спустя несколько дней.

Результат: Что интересного заметили? Почему так получилось? Что вас удивило?

Календарь наблюдений:

Дата

Что наблюдали?

Вывод:

Общий вывод:

Опыт № 2. «Испарение воды растениями».

Гипотеза:

Цель:

Оборудование: три стеклянные колбы, вода, растительное масло, веточка растения с листьями.

Ход работы: в три пробирки налейте воду. Первую пробирку оставьте без изменений – она контрольная. Во вторую и третью - на поверхность воды добавьте растительное масло. В третью пробирку поставьте побег растения.

Результат: Что интересного заметили? Почему так получилось? Что вас удивило?

Календарь наблюдений:

Дата

Что наблюдали?

Вывод группы:

II группа: определяет какой орган испаряет воду?

Опыт № 3. «Испарение воды листьями».

Гипотеза:

Цель:

Оборудование: живое растение, стеклянная колба, вата.

Ход работы: в колбу, прикрепленную к штативу, поместите, не срезая, побег комнатного растения. Горлышко колбы закройте ватой.

Результат:

Что интересного заметили? Почему так получилось? Что вас удивило?

Вывод. Примерный ответ детей - на стенках появилась вода – это из листьев выделился водяной пар, который при соприкосновении с холодными стенками колбы превратился в капли. Значит, листья испаряют воду. Гипотеза подтверждена.

Опыт № 4. «Испарение воды листьями».

Гипотеза:

Цель:

Оборудование: три пробирки, штатив, веточка растения, лишенная листьев, побег комнатного растения, лист растения.

Ход работы: в пробирки налейте воду. Уровень воды в пробирках зафиксируйте. На поверхность воды добавьте растительного масла. Первую пробирку оставьте без изменения - контрольной, во вторую поставьте веточку растения, лишенную листьев, в третью - побег растения, четвертую – лист растения.

Результат: Что интересного заметили? Почему так получилось? Что вас удивило?

Календарь наблюдений:

Дата

I

контрольная

II

без листьев

III

с листьями

IY

один лист

Вывод. Примерный общий вывод группы: выполненные эксперименты, позволили доказать, что:

1. листья испаряют воду;

2. чем больше листьев на растении, тем быстрее идет испарение.

Учитель: Можно ли по количеству и внешнему виду листа, определить в какой местности растет это растение? Как? Возможно ли доказательство данных фактов опытным путем? Убедите.

III группа: устанавливает интенсивность испарения.

Опыт № 5. «Роль устьиц в испарении воды».

Гипотеза:

Цель:

Оборудование: два полиэтиленовых мешочка, скотч, стеклянный тройник, резиновая груша.

Ход работы:

1. В открытый конец мешочков бобовидной формы вставьте две трубочки стеклянного тройника и плотно затяните, к третьей трубочке присоедините резиновую грушу, с помощью которой в мешочки закачайте воздух.

2. Сравните работу открытой и закрытой устьиц.

Результат:

Что интересного заметили? Почему так получилось? Что вас удивило?

Вывод. Примерный ответ детей: растения испаряют воду через устьице, которые располагаются в кожицах листа. Если устьица закрывается – испарение прекращается (тогда, когда недостаточно углекислого газа, света или воды), если устьица открывается, то и испарение в растениях начинается. Таким образом, через устьице происходит испарение воды растениями и зависит оно от состояния устьиц.

Опыт № 6 «Интенсивность испарения от количества устьиц».

Гипотеза:

Цель:

Оборудование: две пробирки, вода, вазелин, листья гибискуса.

Ход работы: в две пробирки налейте воду и выровняйте ее уровень. Сверху добавьте растительного масла. В первую колбу поместите лист, смазав вазелином верхнюю поверхность листовой пластинки, в другую – нижнюю.

Результат: Что интересного заметили? Почему так получилось? Что вас удивило?

Календарь наблюдений:

Дата

Что наблюдали?

I

верхняя кожица

II

нижняя кожица

Вывод. Примерный ответ детей: через нижнюю кожицу листа испарение идет быстрее, следовательно, у данного растения в нижней кожице листа располагается больше устьиц по сравнению с верхней. А связано это с приспособленностью растения к условиям среды. Что и требовалось доказать.

Учитель: Почему у данного растения количество устьиц в кожицах листа разное?

Примерный ответ учащихся: данное комнатное растение наземное, поэтому наибольшее количество устьиц и расположено в нижней кожице листа; чтобы лист меньше перегревался и удерживал в себе больше воды, листья у гибискуса располагаются горизонтально, из-за этого нижняя сторона меньше нагревается, а устьице не подвергаются прямому воздействию солнечных лучей.

Учитель:

1. Где больше устьиц будет располагаться у водных растений? Почему?

2. У некоторых растений на поверхности листа имеются волоски, опушение?Зачем это?

Общий вывод группы: воду растения испаряют через устьице, и интенсивность испарения зависит от их количества.

IY группа – оценивает степень испарения, с помощью лабораторного оборудования «Архимед».

Опыт № 7 «Потеря воды наземными растениями»

Карточка – инструкция

Гипотеза:

Цель:

Оборудование: портативный компьютер, датчики давления, пробирки лабораторные, резиновые пробки, медицинские иглы, силиконовые трубки, трехходовые краны, побег комнатного растения

Ход работы:

1. Установите закрепленный в пробке побег растения в сосуд с водой таким образом, что бы он касался его дна.

2. Закройте пробкой второй сосуд.

3.Убедитесь в том, что пробирки пробками плотно закупорены, во избежание утечки воздуха из пробирок и попадания в них воздуха извне.

4. Присоедините к иглам краны и датчики. Включите датчики и зарегистрируйте изменения давления в сосудах.

5. Объясните разницу давления воздуха в разных пробирках.

Результат: Что интересного заметили? Что вас удивило? Почему так получилось?

Потеря воды наземными растениями

Пробирки

контрольная

с растением

Давление воздуха в пробирках, кПа

Учитель:

1. С какой частотой делали замеры?

2. В какой пробирке произошло снижение давления? Почему?

Вывод. Примерный ответ детей: при освещении растение нагревается, что приводит к увеличению испарения количество воды. Из-за потребления воды растением давление в пробирке и понижается. Выдвинутая гипотеза подтверждена: интенсивность испарения воды наземных растений зависит от условий, в которых они находятся.

4. Определение перспектив дальнейшей работы.

Цель: настроить на новый поиск информации.

Прием: вопрос с отсроченным ответом

Вопрос классу:

1. С какой целью происходит испарение воды?

2. Почему в своих исследованиях вам необходимы были контрольные измерения?

3. Что произойдет с растениями, если испарение прекратится?

4. Как повлияет повышение влажности на скорость всасывания воды? 5. Будет ли в темноте скорость всасывания воды меняться, так же как и на свету?

5. Как вы думаете, от каких факторов еще будет зависеть испарение?

6. Зависит ли рост растения от степени испарения?

7. Можем ли мы останавливаться на данном уровне исследования. Что должны сделать?

Общий вывод (формулируют дети): Экспериментальным путем мы установили что:

1. Комнатные растения, как и все другие растения на Земле испаряют воду.

2. Интенсивность процесса зависит как от внутренних, так и от внешних факторов.

Учитель. Что и требовалось доказать. Искренне благодарю вас за нашу совместную работу. Успехов Вам и творчества!

Методическое обеспечение

1. Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Поурочное планирование: Книга для учителя. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008. - 204с.

2. Лебедев С.Н. Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением /авт.- сост. С.Н. Лебедев. – 3-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2011. – 108с.

3. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник М.: «Дрофа», 2013.

4. Интернет- ресурс: http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября».

intolimp.org


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта