Растения индии. Растения Индии, находящиеся под угрозой исчезновения

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Священные растения в индийских преданиях. Растения индии


Экзотические сады Индии

Индия, штат ГоаИндия, штат Гоа Индия, штат Гоа

Сегодня частные плантации специй, «золото Индии», привлекают людей, интересующихся национальной культурой страны, в частности ландшафтных специалистов и владельцев дачных поместий.

Чтобы по достоинству оценить богатство природы на западе Индии, известное у нас благодаря многочисленным пряностям и специям, надо посетить частные плантации, расположенные в штате Гоа на побережье Аравийского моря.

Плоды растений, выращиваемые здесь, некогда ценились на вес золота и привлекали путешественников (в частности, португальцев), лелеющих надежду сказочно разбогатеть, приобрести славу и положение в обществе. Многие растения привезены сюда самими португальцами.

Экзотические растения

Старейшим плантациям специй более 200 лет, некоторые занимают 30–50 Га. Особо отличается центральная часть Гоа (район Понды). В болотистых и гористых ландшафтах среди живописных джунглей выращивают сады экзотических растений – Tropical Spaice Plantation (плантации специй), где культивируют гвоздику, корицу, кардамон, бетель, имбирь, ваниль, кориандр, тмин, карри, черный перец, капсикум/чили, куркуму, кориандр и другие растения.

Тут же находятся посадки фруктовых и ореховых культур: ананасы, кокосы, кешью, миндаль, мускатный орех, папайя, аджана, гуава, цитрусовые (помело, кислые и сладкие лаймы, персидский лимон), бананы, манго, горчичное яблоко, карамболь и джекфрут. Отдельные плантации превратились в туристические центры, где специалисты с удовольствием рассказывают об особенностях выращивания тропических растений, их использовании в аюрведе, кулинарии, косметике.

Живописные декорации

Путь к одному из садов, где демонстрируются разнообразные растения, ведет через живописные декорации. Разноцветные посадки кустарников, обступающие тропу с двух сторон, приводят к подвесному мосту над прудом.

Длинный путь по пружинящему настилу превращается в восхитительный аттракцион. Внимание привлекает не только кружево водорослей под ногами, но и колоритный пейзаж вокруг: пальма, нависающая над водой, солитеры кодеумов среди зарослей тропического леса, цветущие водные растения...

Экзотический фрукт

Джекфрут (Artocarpus heterophyllus) – растение семейства Тутовых. Это вечнозеленое дерево, достигающее высоты 20 м. Листья продолговатые, овальные или эллиптические, длиной 10–15 см, кожистые, глянцевые, темно-зеленого цвета. Цветы опыляются ветром и насекомыми. В культуре джекфрут часто опыляют вручную. Плоды (соплодия) джекфрута – большие съедобные, весят до 34 кг.

Дары плантаций

Плантация скорее похожа на окультуренные джунгли: здесь нет упорядоченных рядов посадок, деревья растут так близко, что урожай собирают только вручную. Для полива растений используется чистая природная вода, в удобрении почвы – навоз коров и слонов, поэтому урожай экологически чист.

Парапетами из впечатляющих глыб слонового навоза огорожена частная жилая территория плантации, по ним карабкается лиана ванили. Несмотря на тропическую влажность и водные источники, территория оснащена системой полива.

Природа Гоа великолепна благодаря мягкому и прохладному климату. Среднегодовая температура воздуха и воды около +280С. Вечнозеленые влажные тропические и мангровые леса, тиковое и хлебное дерево, кокосовые пальмы, заросли бамбука и сахарного тростника, плантации фруктов, риса, кешью и арека, а также пряностей – вот ее богатство.

Бетелевая пальма

По пути часто встречается высокая (20 м) бетелевая пальма, или арека катеху (Агеса catechu), перистосложные листья которой имеют длину в 1,5–2 м. Плантации арековой пальмы, плоды и семена которой активно импортируются, занимают около 120 тыс. Га. Эллиптические оранжевые или красные костянки содержат внутри толстый волокнистый мезокарпий и крупную косточку с деревянистой скорлупой и твердым светло-коричневым семенем – «бетельный орех».

Пальмы можно выращивать и дома, если вам интересно, как это сделать, читайте статью «Комнатная пальма – виды, выращивание их семян, уход».

В сельских поселениях среди тропиков существует традиция жевать бетель, многокомпонентную растительную жвачку, тонизирующую нервную систему.

Ароматная ваниль

Лишь на нескольких плантаций Индии, одна из которых находится в Гоа, растет ваниль плосколистная (Vanilla planifolia), плоды который на рынке ценятся очень дорого, ведь она цветет один раз в семь лет, а созревание плода длится около 9 месяцев. Плантаторам приходится принимать меры по защите угодий, т. к. ваниль часто крадут: килограмм ванильных палочек может стоить несколько сотен долларов.

Ваниль плосколистнаяВаниль плосколистная Ваниль плосколистная (Vanilla planifolia)

Лиана может высоко (до 35 м) взбираться на деревья, держась за опору травянистым стеблем с многочисленными длинными и сильными воздушными корнями. На плантациях побег обрезают на высоте человеческого роста, стимулируя повышенное цветение; без опоры ваниль растет небольшой и дает несколько цветков.

Ваниль, происходящую из Мексики, где ее опыляет особый вид бабочек, в Индии опыляют искусственно (кисточкой). Так растение стало давать удлиненные (10–30 см), узкие зеленые плоды, образующиеся из нежной завязи, – цилиндрические трехгранные коробочки.

Охапки стручков запаривают в чанах и на три недели укладывают в деревянные лари, укутывая одеялами. После ваниль сушат на циновках под солнцем, а через месяц перебирают и сортируют: если стручок липнет к пальцам, пряность готова.

Король специй – перец

Разнообразные деревья обвивает влаголюбивая древовидная лиана – «король специй», перец черный (Piper nigrum), достигающий длины 6–15 м. Именно жгучий вкус плодов, шаровидных костянок с твердой оболочкой, послужил мировой популярности острой, ароматной пряности. Он требует высокой влажности воздуха, светлых мест, предпочитает тяжелую дерново-листовую почву с перегноем и песком. Побеги начинают плодоносить через 2–3 года, их рост ограничивают до 5 м. Когда плоды краснеют, собирают урожай: плоды чернеют при сушке на солнце. Зеленый перец получают сухой сушкой незрелых плодов черного перца.

Священный базилик

При прогулке по саду обнаруживаем алтарь, на вершине которого растет многолетний душистый священный базилик (Ocimum sanctum), который называют Туласи. Согласно верованиям, одно из самых священных растений обладает удивительными свойствами: оно проясняет ум, укрепляет нервы, улучшает память, очищает ауру, наделяет энергией божественной любви.

Душистый священный базиликДушистый священный базилик Душистый священный базилик (Ocimum sanctum)

Листочки базилика добавляют в чай: горсть свежих помытых листочков заливают литром кипятка, дают 5 мин. настояться, процеживают, подслащивают медом и пьют по 1–2 чашки в день. Чай укрепляет иммунитет и помогает справиться со стрессом, поднимая настроение, улучшает пищеварение, избавляет от метеоризма.

Кардамон настоящий

«Королевой специй» называют кардамон настоящий (Elettaria cardamomun), или малый кардамон, – вторую по значимости пряность в Индии, самую ценную и потребляемую в мире. Теплолюбивый и влаголюбивый кардамон выращивается в тени влажных горных лесов на известняковых почвах. Высокий (3–4 м) многолетник отличается мощным ползучим корневищем и двумя наземными стеблями. В течение 15 лет он плодоносит трехкамерными коробочками, которые выборочно собирают немного недоспелыми.

Коробочки сушат на солнце: внутри небольших капсул зеленого цвета находятся 3–4 черных, блестящих семечка с очень острым, лимонным, пряно-жгучим вкусом и сладковатым, остропряным ароматом.

Чтобы кардамон не потерял аромат, его хранят капсулами и размалывают семена перед приготовлением (например, смеси/соуса карри и чая масала). Кардамон широко используют в аюрведе и официальной медицине многих стран, он служит отдушкой для лекарств, косметических продуктов и мыла.

Безупречная пряность – корица

В ходе экскурсии до нас доносится благоухание плантации небольших (10–15 м) вечнозеленых деревьев корицы цейлонской (Cinnamomum zeylanicum) семейства Лавровых, ее название в переводе с греческого означает «безупречная пряность». Культурные насаждения закладывают вблизи водоемов, так как растения нуждаются в изобилии грунтовой воды.

Корица цейлонская Корица цейлонская Корица цейлонская (Cinnamomum zeylanicum)

Корицу получают из внутреннего слоя коры, высушенного на солнце, она имеет вид свернутых тонких трубочек или порошка с нежно-коричневым цветом, отличается сладковатым остро-горьким вкусом и густым, теплым, слегка цитрусовым ароматом. В аюрведе применяется как природный антибиотик, обладает антисептическими и укрепляющими свойствами, стимулирует кровообращение и обмен веществ.

sad6sotok.ru

Растения Индии, находящиеся под угрозой исчезновения — Индийская гостиная

Славное наследие

Индия, родина аюрведы, всегда считалась эпицентром травяной щедрости. Предания гласят, что именно здесь растёт трава сандживани, которая может вылечить все болезни и противостоять всем ядам.

Традиционно, флора Индии считалась одной из самых богатых по всему земному шару. Это может быть связано с разнообразием видов почвы, климатических условий, топографии и экологии на территории страны.

Согласно исследованиям, в Индии произрастает более 49 тысяч видов растений, то есть около 12 процентов от общего количества наименований растений, известных человечеству на сегодняшний день. Научные исследования доказывают, что около 3000 видов растений из всех встречающихся в Индии обладают лечебными свойствами и используются в традиционных лекарственных средствах.

Под угрозой

К сожалению, Индия больше не тот рай, где произрастали тысячи представителей флоры. По словам ботаников и исследователей, по меньшей мере, около 20 процентов различных видов растений, существующих в Индии, классифицируются как находящиеся под угрозой исчезновения. Есть серьезная опасность потерять эти растения и возможность использовать их замечательные свойства.

Около 28 процентов растений, найденных в Индии, являются эндемичными для страны. Это означает, что если эти растения не будут защищены и сохранены усилиями людей, они навсегда прекратят свое существование.

Основными причинами вымирания растений является разрушение их естественной среды обитания и идеальных условий произрастания вследствие глобальной урбанизации. Загрязнение почвы, воздуха, воды, безудержное применение химических удобрений, использование пластмассы и и рост промышленности в ряде отраслей нарушают естественные процессы роста.

Индия делится на восемь различных регионов по видам почвы, климата и растительности. Это Восточные Гималаи, Западные Гималаи, Ассам, Индская равнина, Гангская равнина, Деканское плоскогорье (в том числе Восточные и Западные Гаты), регион Малабарского берега и Андаманских островов. У каждого из них немало экологических проблем.

Красный список

Количество индийских растений и животных, занесенных в Красную книгу, неуклонно растет. В 2008 году в списке значилось 246 видов растений, а уже в 2013 и 2014 годах эта цифра выросла до 325 и 332 соответственно. В 2012 году Красный было отмечено, что 62 вида растений в стране находятся в критическом состоянии, то есть в непосредственной опасности полного исчезновения. Такая ситуация складывается не только в отношении растений. Вымирание также грозит многим животным, насекомым и рептилиям. Так, например, Индия занимает в настоящее время четвертая место в мире по числу исчезающих видов млекопитающих.

Вот некоторые из известных исчезающих видов растений в Индии, которые нуждаются в срочной консервации:

Amentotaxus assamica (Ассамский тис) — штат Аруначал-Прадеш. Этот вид хвойных деревьев встречается только в долине Делей (Delei) и на холмах Туроо (Turoo) штата Аруначал-Прадеш. Низкие темпы воспроизводства поставили под угрозу существование этого вида тиса.

Ilex khasiana (одна из разновидностей падуба) — город Шиллонг, штат Мегхалая. Кустарник найден только на склонах пика Шиллонг в штате Мегхалая. Осталось всего лишь три или четыре представителя.

Diospyros celibica (Макассарский эбен) — штат Карнатака. Дерево известно ценностью своей древесины. Высоко востребовано для изготовления мебели. Беспорядочная вырубка этого вида деревьев привела к резкому сокращению площади их произрастания.

Pterocarpus Santalinus (красное сандаловое дерево) — Восточные Гаты.Это редкая форма сандалового дерева встречается только на юго-востоке Индии. Известный своими лечебными свойствами, вид находится под угрозой исчезновения из-за вырубки и потери среды обитания.

Chlorophytum tuberosum (мусли) — ТамилнадЦветущее растение, встречающееся только на территории Африки и Индии. Это хорошо известное аюрведическое средство, которое дает жизненную энергию и силу. Беспорядочный сбор урожая ставит под угрозу естественный процесс воспроизводства.

Kingiodendron Pinnatum (Malabar Mahagony) — штаты Керала, Карнатака, Тамилнад. Еще одно дерево, известное своей древесиной. Именно это стало причиной беспощадной вырубки мест обитания растения.

Actinodaphne lawsoni (растение семейства лавровые)- штат Керала. Дерево с хорошо развитой кроной, которое растет в высокогорных лесах. Популярно, благодаря своим лечебным свойствам. Также находящится под угрозой исчезновения из-за потери среды обитания.

indianroom.ru

Растения Индии | Туристический портал о ГОА

Бананы

Знаете ли Вы как растут бананы? Большинство из нас, съедая очередной банан, наверняка задумывались о том какой путь проделал этот самый плод из далеких теплых стран, как он рос на огромной банановой пальме, с огромными листьями, долго созревая под палящими лучами в окружении своих многочисленных собратьев и чудом уцелел от набегов вездесущих обезьян и слонов… Как бы нет так!

Для начала, банан — это травянистое растение, трава с огромным стволом и гигантскими листьями, а вовсе не пальма. Такие размеры травы предполагают необычные и довольно интересные процессы развития и размножения бананов. Узнаем поподробнее как же всё-таки растут бананы?

Банан (Musa-лат.)- это род травянистых быстрорастущих многолетников, насчитывающий порядка 40 видов. Нас больше интересуют те самые бананы которые мы едим каждый день. В природе, как ни странно, таких бананов в дикорастущем виде не существует. То что мы видим на прилавках магазинов является плодами растений выведенных селекционерами. Настоящие бананы обладают несъедобным плодом обычно овальной формы, наполненным семенами.

Видимый ствол бананового дерева образуется из массивных стеблей листьев, быстро вырастающих, и отмирающих по мере роста. При теплой погоде за неделю вырастает один лист, достигающий ширины 60 см и длины до 2,5 м. После появления примерно 45 листьев, по прошествии 8-10 месяцев, банан выпускает один единственный цветонос.

Обычно распускаясь ночью или утром бананы промышленных сортов обнажают множество цветов белого цвета трубчатой формы, и наполненные большим количеством сладкого нектара. Цветы банана растут ярусами: снизу несколько рядов женских цветов, они крупнее; выше — цветы обоеполые, а ещё выше ярусы самых мелких мужских цветков. После опыления верхние цветы опадают, плоды получаются только из женских цветов банана.

Плоды банана развиваются тоже ярусами, называемыми руками. В процессе созревания фрукт-банан (технически это ягода) проходит превращение от светло-зеленого до желтого, либо красного цвета, в зависимости от сорта. Мякоть бывает белой, кремовой или оранжевой. Срезают бананы еще зелеными, так их можно дольше хранить, уберечь от грызунов и транспортировать на экспорт. После окончания плодоношения вся видимая часть бананового дерева отмирает. На следующий год банан повторяет цикл роста.

В природе некоторые виды бананов живут около ста лет. Искусственные плантации нуждаются в обновлении каждые 10-15 лет. Плоды селекционных бананов — стерильны, поэтому размножение проводят вегетативно, отростками или разделяют корневища. Не ищите семена в бананах, их там нет.

Цветы бананов тоже съедобны, листья используются в качестве обертки для приготовления пищи, но это уже экзотика, обычно недоступная для нас.

10 фактов, которые вы не знали о бананах:

1. Банан — это ягода. Банановое растение — крупнейшее растение, не имеющее твердого ствола. Стебель банановой травы иногда достигает 10 метров в высоту, и 40 сантиметров в диаметре. На одном таком стебельке висит как правило по 300 плодов общим весом 500 кг.

2. Первым президентом Зимбабве был Канаан Банана.

3. Бананы бывают не только желтые, но и красные. У красных более нежная мякоть, и перевозку они не переносят.

Сейшельский остров МАО – единственное место в мире, где растут золотые, красные и черные бананы. Местные жители их, конечно, едят: это гарнир, который подают к омарам и моллюскам.

4. В бананах содержится больше витамина В6, чем в других фруктах. Известно, что этот витамин несет ответственность за хорошее настроение.

5. По весу урожай бананов составляет второй по величине урожай в мире, опережая виноград на третьем месте, и уступая первое место апельсинам.

6. Индия и Бразилия производят больше бананов, чем любая другая страна в мире.

7. Бананы почти в полтора раза питательней картошки, а в сушеных бананах в пять раз больше калорий чем в сырых. В одном банане содержится до 300 мг калия, который помогает бороться с повышенным давлением и укрепляет сердечную мышцу. Каждому из нас в сутки требуется 3 или 4 г калия.

8. Майт Лепик из Эстонии победил в первом в мире соревновании по поеданию бананов на скорость. Ему удалось съесть 10 бананов за 3 минуты. Его секрет был в поглощении бананов вместе с кожурой — так он сэкономил время.

9. По латински банан называется «musa sapientum», что означает «фрукт мудрого человека».

10. Мировой рекорд по поглощению бананов за 1 час — 81 банан.

Растения Индии

2 Нравится

191 просмотр

lifegoa.ru

Священные растения в индийских преданиях | литература и мифология

С незапамятных времен некоторым деревьям и растениям в Индии приписывались божественные свойства. Индуисты поклонялись им и почитали их, веря, что это принесет им удачу в их собственной жизни. Вечнозеленые деревья считались символами вечной жизни. Рощи деревьев в лесахрассматривались как жилища Богов...

Баньян гордо занимает свое место в числе священных деревьев Индии.Его надземные корни врастают в землю, формируя дополнительные стволы. Именно поэтому его называют Бахупада – многоногий, символизируя долгую жизнь и являясь воплощением божественного создателя Брахмы.Это дерево непременно сажают напротив индуистских храмов. Считается даже, что в его многочисленных стеблях живут Боги и духи. Именно под баньяном восседали в трансе индуистские мудрецы в поисках просветления, под ним проводились собрания и выполнялись священные ритуалы.Некоторые баньяновые деревья достигают более 100 футов в высоту и более тысячи футов в обхвате. Неудивительно, что существуют поверия, что под одним деревом могут укрыться десять тысяч человек.Баньяновое дерево упоминается в записках многих путешественников.Бишоп Хебер (1825 г.) был так потрясен видом этого дерева, что он воскликнул: «Какое прекрасное место для поклонения!» Рассказы путешественников даже побудили великого английского поэта Милтона сослаться на баньяновое дерево в своем «Потерянном рае».

В индуистской мифологии тамариндовое дерево называют Калапврикша, т.е. дерево, выполняющее желания и дарующее материальные блага.Это дерево также считается священным и в буддистских книгах.

Другим великим деревом в Индии является Пипул, произрастающий во всех частях страны.Это дерево считается наиболее древним, упоминания о нем содержатся во многих индуистских скульптурах как о священном дереве, поклонениекоторому считается возданием дани почтения Божественной Троице – Брахме, Вишну и Шиве.Кроме того, это дерево связано древними ведическими ритуалами поджигания жертвенного огня с помощью ветки дерева Пипул.В каждой деревне есть свое специальное дерево Пипул ис старейшины деревни держат свой совет под его священной листвой.Самым знаменитым является священное дерево Пипул в Гайе, под которым сидел Будда перед тем, как он получил просветление.С тех пор дерево Пипул также называют деревом Бо или Бодхи.Кроме того, это дерево также считается символом плодородия и женщины приходят поклоняться ему, прося подарить им потомство.

Другими священными деревьями являются Билва или орехотворка и Ашока, связанные с разными божествами.Дерево Ашока считается деревом поклонения Каме, Богу любви, и по преданиям, его почки открываются и начинают цвести, когда его корней касаются стопы прекрасной девушки.О дереве Билва с его трехлистниками, напоминающими Тришул или трезубец, находящийся в руках у Бога Шивы, упоминается в индуистской мифологии. Его плод считается очищающим кровь.

Помимо священных деревьев, существует также ряд священных растений, среди которых особенно выделяется Тулси – растение, которое растет в песчаной и парующей местности. Древняя разновидность базилика Тулси считается символом жены БогаВишну и индуисты поклоняются ему.В домашних условиях Тулси выращивается в горшках и ежедневно почитается. Считается, что простое прикосновение к этому растению очищаетчеловека, а подарить веточку Тулси кому-либо означает защитить его от опасностей и трудностей.Помимо этого, Тулси обладает медицинскими качествами. Его листья имеют приятный запах и используются в качестве эликсира от кашля.Его листья жуют, чтобы помочь пищеварению и предотвратить другие недуги, такие как простуда и лихорадка. Неудивительно, чтоза его многочисленные полезные свойства индуисты обожествили это растение.Фанни Паркс, первый индофил, писатель и художник, специально упоминает о поклонении растению «Тулси». Она описывает ритуалы ицеремонию проведения «пуджи тулсии» и то, как его сажали в несколько пустых сверху колонн в Бенаресе, а верующие ходили вокруг этих колонн, поливая водой священное растение.

Дарбха или Куша – это священная трава, без которой не обходится ни один ритуал.Это растение произрастает во влажном болотистом грунте. Оно шершавое на ощупь и заострено на концах.Древняя легенда гласит, что оно было создано во время пахтанья океана Богами и демонами. Рассказывается также, что когда Боги пилиамриту или нектар бессмертия, они уронили несколько капель на эту траву, тем самым, сделав ее священной. Она упоминается виндуистских скульптурах и эпосах и используется в различных религиозных церемониях, поскольку считается, что она обладает свойством очищения всего.◆Автор – известный писатель.

Автор и источник публикации: 

ПРАН НЕВИЛЕ, Индия перспективы № 1 за 2010 год

indonet.ru

Растения в индийской мифологии

«В долине Горы Трикуты был сад, называемый Ритуматом, этот сад принадлежал великому преданному Варуне и был местом увеселений для девушек полубогов. Цветы и плоды росли там во все сезоны. Среди них были мандары, париджаты, паталы, ашоки, чампаки, чуты, пийалы, панасы, манго, амратаки, крамуки, кокосовые деревья, финиковые деревья и гранаты… В этом саду было очень большое озеро, наполненное сияющими золотистыми цветками лотосов и цветами, известными как кумуда, кахлара, утпала и шатапатра… Благодаря возбуждающим движениям рыб и черепах, вода была украшена пыльцой, которая падала с лотосных цветков. Берега были также обильно украшены разнообразными деревьями, которые давали цветы и фрукты во все времена года. Таким образом, вся гора стояла славно украшенной». (Шримад-Бхагаватам. 8.2.)

Деревья и цветы в буддизме

«Осторожно, как масло в чаше, десять лунных месяцев носила Бодхисаттву царица Махамайя. Когда же ее время пришло, пожелала она навестить дом своих родителей в городе Давадаха. На пути расположена была роща из саловых деревьев, которую называли Лумбини – роща увеселений. В это время вся она, от корней до верхушек, была покрыта цветами, а среди ветвей жужжало множество пчел пяти разных цветов, и, сладко распевая, порхали птицы. Видя все это, царица почувствовала желание прогуляться по саду. Она приблизилась к высокому дереву сал и потянулась к одной из ветвей. Тогда эта ветка, словно гибкий тростник, сама наклонилась к ней и оказалась на уровне ее рук. Царица дотронулась до нее, и в тот же момент ее потрясли родовые муки. Так, держась за ветви, царица разрешилась от бремени». (История рождения Будды)

В буддизме особое место уделяется любви человека к природе, и немногие другие религии мира так тесно связаны с растительным миром. По преданию, Гаутама Будда был рожден под деревом ашока, достиг просветления под деревом пиппал, проповедовал свое новое учение в манговых рощах и в тени гигантских фикусов – баньянов, а умер среди зарослей деревьев сал. Связав такие деревья, как сал, ашока и плакша, с жизнью Будды, буддизм провозгласил их священными.

Важнейший буддийский символ – дерево Бодхи, или Бо, под которым Будда обрел просветление. «Бодхи» – один из основных терминов буддизма, обозначающий высшее состояние сознания, духовное просветление. Традиционно деревом Бодхи считается пиппал (фикус священный), но по некоторым источникам существует семь деревьев бодхи, связанных с титулом Будды – «бодхисаттва». Бодхи – это не название дерева, а его характеристика, подчеркивающая его роль в пути Будды. Считается, что достижение состояния бодхи возможно только под деревом Бодхи, поэтому оно является неотъемлемым атрибутом всех будд во все времена и во всех мирах.

Одним из свидетельств значительной роли деревьев в буддизме может служить замечательный храм, находящийся в Баруте. В скульптуре Баруты еще не встречается изображение самого Будды, – он представлен лишь символически: цветок лотоса означает его рождение, дерево пиппал – прозрение и т. д. Особое место среди скульптурных деревьев и растений занимают семь деревьев бодхи. Эти деревья дают густую тень, и не удивительно, что благодарные жители жаркой страны наградили их священным титулом. Изображение дерева пиппал с особой тщательностью вырезано на памятном столбе Празенаджит. Среди других деревьев, запечатленных в скульптуре Баруты, мы находим также баньян, или ньягродху, гулар, или фиговое дерево, известное также под названием удумбара, сал и манго.

Манговое дерево встречается чаще других, например, оно присутствует в рельефе, изображающем дароприношение в монастыре Джетавана. Согласно легенде, во время пребывания Будды в Магадхе его навестил богатый купец Анатапиндака и подарил ему парк Джетавана с прозрачными бассейнами, пышной зеленью и бесчисленными цветами. В этом парке Будда произносил свои проповеди, обращенные к народу. На одном из барельефов показана тала – широко известная пальма пальмира (Borassus flabellifer). Изваяния храма Санчи в Центральной Индии также свидетельствуют о том, что в первые века священные деревья играли в буддизме важную культовую роль.

Обращая подданных в буддизм, царь Ашока (264–227 гг. до н. э.) отказался от насилия и не только поощрял насаждение лесов, но и сделал это частью своей государственной политики. Он призывал возделывать сады и превращать дороги в тенистые аллеи. На Шри-Ланке до сих пор можно увидеть дерево-потомок знаменитого священного дерева Бодхи. Считается, что оно выросло из ветви первоначального дерева, которую царь Ашока прислал из Индии в III веке до н. э. Священное дерево пользуется большой популярностью среди паломников, которые собираются тысячами, чтобы обратиться к нему со словами молитвы и почтительной благодарности.

Мифические растения

«Мировое древо»

Давным-давно в океане небытия плыл среди непроглядной тьмы Прантипуруша… Возжелав произвести из себя различные существа, прежде всего Он создал воды и положил в них семя. Семя это превратилось в Золотое Яйцо, сиявшее подобно Солнцу, в котором Он сам родился в образе Брахмы. Он провел целый год в Золотом Яйце, а затем разделил его мыслью на две части. Из двух половин скорлупы образовал Он Небо и Землю, а между ними поместил воздушное пространство, страны света и вместилище для воды. Так, расцвел Золотой Цветок. (Легенда о Золотом Яйце)

Мировое дерево в мифологической модели мира индоевропейцев является символом единства трех миров – верхнего (небесного), среднего (наземного) и нижнего (подземного). Согласно этим верованиям, крона Мирового дерева достигает небес, корни опускаются в преисподнюю, а ствол обозначает центр земли, ее ось. Относительно поверхности земли ствол Мирового дерева символизирует центр основных направлений: восток, запад, север и юг. Поэтому Мировое дерево окружают еще четыре бога со своими священными животными, обозначающие стороны света. В индийской мифологии ось трех миров – это гора Меру, однако символика Мирового дерева также присутствует во многих других мифах.

В индуистской мифологии часто упоминается дерево, растущее в Предначальном океане. Согласно некоторым источникам, это дерево Ветаса, выросшее при создании мира из осколков скорлупы Золотого Яйца. Видимо, у него существует реальный прототип, ибо деревья ветаса во многих источниках упоминаются как растущие в природе. По другим источникам, Нараяна, Верховный Бог, возлежит на листе дерева баньян, плывущего по предначальным водам (Нара), и сосет палец ноги, символизирующий вечность. В еще одном варианте этого мифа Нараяна в образе младенца возлежит на ветвях дерева баньян, растущего из Предначального океана.

В упанишадах в качестве метафоры творения выступает ашваттха (пиппал), «корень которого – вверху, а ветви растут вниз». В мифологической символике «Махабхарата» в качестве эквивалента «мирового древа» фигурирует дерево ньягродха (санскр. nyag-rodha– «вниз растущее»). Название объясняется спецификой строения этого растения: его ветви-корни, уходят вниз и врастают в землю. Ашваттха, пиппал, баньян, ньягродха – названия растений из рода фикусов, о которых будет рассказано в дальнейшем.

Дерево Париджата

«Когда боги-суры из-за проклятия Дурвасы-Муни лишились бессмертия и ослабели, на них напали асуры, многие из богов расстались со своими жизнями и не смогли ожить вновь. Тогда они решили пахтать предвечный океан, чтобы добыть амриту – напиток бессмертия. В числе чудесных вещей и существ, получившихся в результате пахтания океана, было дерево париджата, которое украшает небесные планеты и исполняет желания».(Шримад-Бхагаватам. 8.8.)

Добытое при пахтании океана дерево Париджата посадил в своем саду бог Индра, царь богов и владыка райского мира Индралоки. Кора дерева была из золота, украшали его пробивающиеся молодые листочки цвета меди и ветви с многочисленными гроздьями ароматных плодов. Риши Нарада принес цветок этого дерева в подарок своему другу Кришне, а тот подарил его одной из своих жен – Рукмини. Нарада сообщил об этом другой жене Кришны – Сатьябхаме, удивившись, что цветок не был преподнесен ей как любимой жене. Сатьябхама, конечно, расстроилась, и тогда Нарада посоветовал ей попросить у Кришны в подарок само дерево Париджата, с тем чтобы посадить его возле дома. Но дерево принадлежало Индре, который не расстался бы с ним добровольно, и Кришне пришлось бы похитить Париджата. Дав такой совет, мудрец полетел к Индре и предупредил его, чтобы тот построже охранял дерево, после чего стал ждать развития событий.

Сатьябхама удалилась в «комнату гнева», где уединялись жены, чувствовавшие себя несчастными. Когда Кришна пришел к ней, она в доказательство любви попросила подарить ей дерево Париджата. Прокравшись в сад Индры, Кришна начал выкапывать Париджата, чтобы унести дерево с корнями и посадить у дома Сатьябхамы. Тут появился Индра, однако, увидев, кто был похитителем – ведь Кришна являлся аватаром бога Вишну – он великодушно разрешил унести дерево. Кришна доказал свою любовь обеим женам: посадил дерево в саду Сатьябхамы, но ветви его простирались над садом Рукмини, роняя туда свои цветы. После смерти Кришны город Дварака, где он жил, погрузился в океан, а дерево Париджата возвратилось на небеса.

Вероятно, прежде чем «возвратиться на небеса», это замечательное дерево успело расплодиться, поскольку деревья париджата, или хар сингхар, до сих пор растут в Индии. Цветы их напоминают жасмин, однако трубочки венчика окрашены в оранжевый цвет. Асвагоса, духовный наставник царя Канишки, при описании джунглей нижнего пояса Гималаев упоминает немало прекрасных деревьев, в том числе и париджата, сияющие в своем величии и царственно возвышающиеся над другими деревьями, обремененными пышным цветением. Широко распространены они в садах восточного Раджастана.

Кальпа-врикша

«Во время полуденного зноя кроны деревьев сомкнулись, словно зонтик над головой Кришны, укрыв Его в тени. Увидев это, Господь обратился к Своим друзьям: «Только посмотрите на эти великолепные деревья, которые отдали свою жизнь служению другим! Не думая о себе, они защищают нас от ветра, дождя, зноя и снега. Только подумайте, как замечательно эти деревья заботятся обо всех живых существах! Они родились не зря. Они подобны великим святым, ибо каждый, кто обратится к ним в нужде, никогда не уйдет разочарованным». (Шримад Бхагаватам 10.22)

В индийском эпосе часто упоминается Кальпа-врикша, в переводе «дерево желаний», образ которого запечатлен в древнеиндийских скульптурных украшениях. Согласно легенде, надо встать под ветви дерева, и оно даст все, что у него попросят. Кальпа-врикше посвящено одно из самых ранних скульптурных изображений растительности в Индии. Оно было создано в Беснагаре в III веке до н. э. и сейчас находится в музее Калькутты. М. Радхава описывает это дерево как баньян, у подножья которого изображены кувшины и раковина, из которой сыплются монеты и цветки лотоса. Кальпа-врикшей нередко называют и кокосовую пальму.

Считается, что в лесу Вриндавана, любимом месте игр Кришны в детстве, раньше росли кальпа-врикши, но какие именно это были деревья, установить не удалось. По убеждению кришнаитов, эти деревья исполняли желания далеко не всякого человека, подходившего к ним с просьбой. Сначала просящий должен был стать преданным Господа Кришны. Дерево желаний беспристрастно и свободно от материальных привязанностей. Оно одаривает исполнением желаний только того, кто заслуживает такой милости.

Индийский ботаник К. М. Вайд склонен считать прототипом этого волшебного дерева баобаб, однако баобабы в Индии не растут. Возможно, Вайд имел в виду шемал (шалмали) – хлопковое дерево из рода Bombax, виды которого часто также называют баобабами. Хлопковое, или шелковое, дерево (B. malabaricum или B. ceiba) – одно из самых крупных деревьев Индии. Хлопковым это дерево называют потому, что его плоды содержат массу тонких волосков, которые используют вместо ваты. Весной его длинные ветви покрываются алыми чашеобразными цветами, «что делает дерево похожим на многорукую богиню Лакшми, которая держит на своих ладонях красные лампы» (М. Рандхава).

Дерево Джамбу

В пуранах рассказывается о семи мифических материках, внутренним из которых является наш мир. Этот мир именуется Джамбудвипа (материк Джамбу) по названию мифического дерева Джамбу, которое растет на одной из гор. Плоды этого дерева размером со слона, созревая, они падают на гору, и их сок образует реку Джамбу, воды которой несут здоровье и жизнь.

Существует и реальное дерево джамбу, или «розовая яблоня», которое вполне можно вырастить.

В буддийской космогонии Джамбудвипа – один из четырех материков мироздания, мир людей, расположенный с южной стороны горы Сумеру. На севере материка, между горами Снежной и Благовонной, находится жилище царя драконов и четырехугольное море Мапама, на берегу которого и растет дерево Джамбу. Дерево получило название от звука «джамбу», с которым его созревшие плоды падают в море. Часть их служит пищей царю драконов, а часть превращается в золото реки Джамбу, которую называют «златоносной». Еще севернее обитает царь деревьев Сала.

Растение Тулси – супруга Вишну

«Tы предстал перед нами в Своей вечной форме, которую украшает чудесный венок из листьев туласи.» (Шримад Бхагаватам)

Тулси, или туласи, – базилик священный (Ocimum sanctum). Это растение посвящено Вишну и олицетворяет его любимую супругу – Тулси. Существует легенда, что сначала Тулси, которая тогда звалась Вриндой, была женой асура Джаландхары, воплощенного гнева Шивы. Джаландхара при помощи аскезы получил дар непобедимости, действенный до тех пор, пока жена останется ему верна. Тулси-Вринда славилась в трех мирах своей верностью, поэтому асур не беспокоился за себя. Он отправил послание Индре, требуя сокровища, полученные при пахтании океана. Между Индрой и Джаландхарой началась война, но справиться с непобедимым противником не мог даже Индра, поэтому он обратился за помощью к другим богам. Бог Вишну принял облик Джаландхары и вошел в покои его жены. Тулси изменила своему настоящему мужу, не распознав подмены, и Джаландхара был повержен Индрой. Когда обман был раскрыт, Тулси в гневе прокляла Вишну, отчего бог превратился в камень шалаграм. Оскорбленный Вишну тоже проклял ее, и она превратилась в растение тулси. Однако впоследствии Тулси стала считаться женой Вишну.

Тулси - многолетнее травянистое растение или кустарник родом из Индии.

Цветы туласи выращивают для подношения богам в каждом доме и храме. Без туласи не может совершиться ни ежедневная пуджа, ни любой другой религиозный ритуал. Оно источает сильное благоухание, которое по индийским верованиям излечивает от многих болезней. Высушенные растения применяются при изготовлении священных ожерелий (туласи-мани). Туласи для пуджи собирают перед восходом солнца (но не в середине дня), вечером или ночью, кроме того его нельзя срывать при помощи ногтей. Растения туласи выращивают в горшках, имеющих форму пьедестала и называемых «Бриндаван». Обычно туласи располагают в северо-восточном углу участка и оказывают ему ежедневное почитание.

www.treeland.ru

что это такое, листья и орехи растения Индии

Бетель является вечнозеленым многолетним растением, входящим в род перца. Растение достигает высоты 1 метра. Отличительные свойства бетеля – глянцевитые сердцевидные листья и белые сережковидные соцветия. Из статьи вы узнаете что такое бетель и зачем его применяют.

Плод бетеля характеризуется зеленым цветом и бархатистой кожицей. Он напоминает по внешнему виду миндаль. Родина растения – Малайзия. Сейчас бетель выращивают такие страны, как Индия, Шри-Ланка и Индонезия.

Бетель фото

 

Где применяют листья бетеля?

Жители Индии и Юго-восточной Азии употребляют кислые листья бетеля в качестве тонизирующего средства. Они используются как жвачка.

В состав жвачки, кроме бетеля, входят и другие компоненты: негашеная известь, плоды пальмы Арека и «катеху», которое делают из акации катеху или гамбира. Иногда добавляют рисовую водку.

 

Бетель в кулинарии

Лист бетеля – популярная специя. Используется он и как энергетическая добавка к напиткам. Его кладут в чай и кофе.

 

Бетель в народной культуре

 

Бетель в народной культуре фото

 

Индусы применяют бетель для религиозных церемоний. В листья растения заматывают деньги для оплаты священнослужителям.

Буддийские монахи используют листья бетеля в качестве стимулятора, способствующего медитации. Также в пищу употребляется и орех бетеля.

Во Вьетнаме лист бетеля вместе с плодом ареки являются синонимами свадьбы. Без них не обходится ни одна свадебная церемония.

На Шри-Ланке подарок в виде бетеля свидетельствует о высочайшем уважении.

Листья бетеля раньше заставляли жевать мальчиков перед процедурой обрезания, вдов – перед восхождением на погребальный костер, преступников – перед совершением казни.

 

Использование в медицине

Лист бетеля обладает возбуждающими, обезболивающими, антисептическими и тонизирующими свойствами.

Tru_canh_phuong

Народная аюрведическая медицина применяет бетель при:

  • сексуальных расстройствах;
  • диспепсии;
  • запорах;
  • отеках.

орех бетель

 

Под влиянием компонентов, которые входят в состав бетеля:

  • активизируется работа нервной системы;
  • обостряется память;
  • улучшается дыхание;
  • уменьшается общая нагрузка на сердце;
  • повышается работоспособность;
  • нормализуется детородная функция;
  • уменьшается чувство голода;
  • улучшается пищеварение;
  • повышается лактация;
  • появляется заряд бодрости;
  • организм избавляется от глистов.

К тому же это растение является антибиотиком и афродизиаком. Также есть мнение, что это растение является наркотиком и жители юго-восточной Азии жуют его ,чтобы получить особый расслабляющий эффект.

indiada.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта