Растения зимой. Разработка занятия. Жизнь растений зимой

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок-экскурсия "Растения зимой". 6-й класс. Растения зимой


Урок-экскурсия "Растения зимой". 6-й класс

Разделы: Биология, Экология

…Чародейкою – зимою Околдован лес стоит, И над снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев
«…Всякий должен бы знать свои родные деревья не только во время их цветения и не только по форме листьев, но угадывать каждое дерево по его общей форме, по его характеру, чтобы быть в состоянии уже издали приветствовать дерево его именем, чтобы дерево оживляло для него каждый ландшафт»
А. Я. Герд

Цели:

  • Образовательная:
знакомство с приспособленностью растений к перезимовке; выяснить, по каким признакам можно узнать растения и кустарники зимой.
  • Развивающая:
  • развитие практических навыков и умений по определению деревьев по коре, по почкам, силуэтам растений; навык проведения наблюдений в природе, творческих способностей.
  • Воспитательная:
  • воспитывать бережное отношение к природе родного края, вызвать восхищение красотой зимнего леса, желание выбрать профессию, связанную с природой.

    Оборудование:

    • Простые карандаши, блокноты или листы бумаги у каждого учащегося
    • Пакеты с подсказками
    • Папки с определительными карточками на каждую группу

    Ход урока-экскурсии

    Часть 1. Признаки зимы. Условия жизни растений зимой.

    Учитель. По календарю зима начинается 1 декабря. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, тени длинные, а день самый короткий в году.

    А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает по нескольку раз. Небо заволакивается тяжёлыми облаками. Декабрьские оттепели традиционны для нашего климата. Иногда даже вскрываются реки. Но зима не отступает от своего законного месяца. Вот-вот расщедрится она на пушистые снега да на морозцы.

    Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже 0° – замерзают водоёмы, прочным снеговым покровом покрывается земля. В живой природе наступает глубокий покой.

    Но данный покой относительный. Что же происходит с растениями зимой? Для выяснения этого давайте вспомним, какие изменения произошли?

    Ученики.

    Питательные вещества есть, но недоступны
    Свет мало
    Тепло холод
    Вода снег, лед, иней
    Кислород достаточное количество

    Учитель.

    Питательные вещества

    Исследования и опыты показали, что к зиме в ветвях наших деревьев и кустарников происходит превращение запасных веществ. Частично крахмал с приближением зимы начинает заменяться маслом и сахарами. Соответствующие исследования показали, растения, у которых крахмал полностью превращается к зиме в сахар или масло, имеют наиболее ярко выраженный период глубокого покоя и вместе с тем являются наиболее холодоустойчивыми.

    Свет

    Недостаточное количество света зимой приводит к листопаду. Если бы наши лиственные деревья остались на зиму в своем зеленом уборе, они неизбежно погибли бы в результате недостатка влаги, так как испарение воды их листьями не прекращалось бы, а поступление воды в растение почти полностью могло остановиться. Кроме этого сбрасывая листву, они тем самым предохраняют себя от механических повреждений под тяжестью снега. В жизни деревьев он играет еще и другую роль. Он способствует удалению отбросов, различных минеральных солей, большое количестве которых скапливается в листьях под осень и становится вредным для растения. Лесная подстилка – чрезвычайно плохой проводник тепла. Она препятствует охлаждению почвы зимой и не даёт возможности образования ледяной корки. Все это создает благоприятные условия для развития растений под снегом.

    Тепло

    В малоснежные зимы земля промерзает глубоко. Тогда погибает много растений, вымерзают и озимые хлеба, погибает часть урожая. Под толстым пушистым слоем снега, тепло зимующим растениям. Снег спасает их от вымерзания.

    Вода

    Особенно большое значение имеет повышение водоудерживающей способности цитоплазмы. Вода в ней становится как бы связанной. В таком состоянии она трудно испаряется и замерзает, трудно отжимается под давлением, отличается большой плотностью и утрачивает в значительной мере свойство растворителя.

    Для жизнеобеспечения необходимы процессы питания, дыхания и выделения. Как у растений протекают эти процессы в неблагоприятных зимних условиях?

    Ученик. Питание только почвенное

    – Дыхание сведено к минимуму (большая часть чечевичек закрыта).

    Вывод: Обмен веществ у древесных форм растений зимой протекает очень медленно.

    Физкультминутка (проводит или учитель, или кто-то из учеников)

    Солнце землю греет слабо,

    (Руки вверх и вниз.)По ночам трещит мороз,(Руки на пояс, наклоны в стороны.)Во дворе у снежной Бабы(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)Побелел морковный нос.(Дети показывают нос.)В речке стала вдруг водаНеподвижна и тверда,(Прыжки на месте.)Вьюга злится, Снег кружится,(Дети кружатся.)Заметает все кругом Белоснежным серебром.(Имитируют движения руками.)

    Часть 2. Определение древесных форм растений зимой по морфологическому описанию

    Учитель.

    Какие жизненные формы растений вы знаете?

    Ученик. Деревья, травы, кустарники и кустарнички.

    Учитель. А какие из них мы можем увидеть зимой?

    Ученик. Деревья, кустарники.

    Учитель. Однолетние растения, лишенные подземных зимующих органов. Их стебли вместе с корнями осенью отмирают нацело и сохраняются лишь их семена.

    Семена, несмотря на свои незначительные размеры, являются наиболее стойкой частью растения в отношении перенесения неблагоприятных условий. Этому способствует не только плотная семенная кожура, но и особое состояние, в котором находится растение в стадии покоящегося семени. Покоящиеся семена способны лежать в сухом месте десятки лет, однако жизнь, в них теплится, и достаточно поместить их в благоприятные условия, как они начнут прорастать. Семена многих растений могут без особого вреда переносить очень сильное охлаждение даже при температуре от –180° до –235°.

    В садоводстве давно уже известно, что семена многих растений не прорастают без предварительного охлаждения или промораживания. Подобного рода мероприятия необходимы для семян роз; их требуют также семена всех арктических и альпийских растений, которые без охлаждения либо вовсе не прорастают, либо проходят очень длительный период покоя.

    Многолетние травянистые растения зимуют в виде подземных органов – клубней, луковиц, корневищ. Только деревья, и кустарники зимуют над поверхностью земли.

    Какие признаки можно использовать для определения древесных форм зимой?

    Ученики.

    1) Силуэт (определение жизненной формы). 2) Окраска коры и расположение чечевичек, их форма, окраска. 3) Почки: окраска, расположение, форма, запах. 4) Плоды (если остались с осени): сухие или сочные, окраска, расположение.5) Побеги (на ветке отчетливо видно, что верхняя, более молодая, часть отличается по своему цвету от нижней, более старой. На границе этих двух участков находится большое количество каких-то рубцов, образующих своеобразное кольцо. Эти рубцы образуют указанные кольца на побеге; а так как распускание почек и опадение чешуи происходит у наших деревьев за некоторыми исключениями лишь один раз в год, то упомянутые кольца являются границей между участками побега различного возраста, и по ним можно легко определить возраст ветки.)

    Учитель. Используя карточку-определитель, и живой объект определяем берёзу и сирень (признаки записывают в заранее подготовленную таблицу):

    Название растения, жизненная форма
    Рисунок силуэта растения
    Особенности растения Загадки, пословицы, поговорки
    кора побеги почки
    Берёза, дерево

    Ствол покрыт белой корой, в нижней части тёмно-серый Молодые побеги слабые, тонкие, красновато-бурые Очередные, удлинённо-конической формы, заострённые, коричневато-бурые, у основания иногда зеленоватые. Обладают запахом, усиливающимся при растирании "В ельнике родиться, в березняке веселиться, в сосняке удавиться". "Берёза ума даёт" (о розгах.

    «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова».

    Сирень венгерская, кустарник, реже дерево

    Кора старых стволов темно-серая, иногда темно-бурая, с частыми белыми чечевичками Молодые побеги буроватые, рыжеватые или красновато-бурые, Старые побеги голые, ребристые Почки располагаются супротивно, голые, яйцевидные, острые, с вишнёвым оттенком или зеленоватые. Побеги заканчиваются обычно одной почкой, более крупной, чем боковые. «На листочках там и тут фиолетовый салют. Это в тёплый майский день распускается»

    Затем класс делится на группы. Каждой группе надо определить своё растение. Для этого группа получает набор карточек и конверт с подсказкой, который они могут вскрыть, если будут затруднения с определением растения.

    (Например: группа 1 определяет рябину, группа 2 – тополь, группа 3 – черёмуху, группа 4 – дуб, группа 5 – боярышник.

    Выводы:

    • Однолетние растения зимуют в виде семян, многолетние травянистые растения зимуют в виде подземных органов – клубней, луковиц, корневищ.
    • Деревья и кустарники в зимний период можно определить по форме кроны, окраске коры и расположению почек на побеге.

    Домашнее задание

    Дописать в таблицу определённые растения.

    Приложение 1 (рисунки к определительным карточкам),

    Приложение 2 (Определительные карточки),

    Приложение 3 (картинки к подсказке)

    Приложение 4 (Подсказка)

    Список использованной литературы:

    1. Биологические экскурсии: Кн. Для учителя /И. В.Измайлов, В.Е. Михлин В. Е, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина.– М.: Просвещение, 1983.-224 с., ил.
    2. Гроздова Н. Б. Занимательная дедрология /Предисл. акад. ВАСХНИЛ Н. А. Моисеева.– М.: Лесн пром-ть, 1991.– 208 с.: ил.
    3. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Стихи и рассказы о растительном мире. Дидактические материалы по развитию речи дошкольников.– М.: ТЦ Сфера, 2007.-112с.– (Логопед в ДОУ).
    4. Дорохина Л. Н., Нехлюдова А.С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец.№2121 «Педагогика и методика нач. обучения».– М.; Просвещение, 1980.– 143 с., ил.
    5. Полянский И. И. Ботанические экскурсии. Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1968.
    6. Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: 6класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Под ред. Проф. И. Н. Пономаревой.– 2-е изд., перераб.– М.: Вентана-Граф, 2007.– 240 с.: ил.
    7. Травникова В. В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие.– СПб.: «Паритет», 2002.– 256с.
    8. www.ecosystema.ru/
    9. http://dendrology.ru/
    10. http://219.exe.by/

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Комнатные растения зимой | Растим растения!

    Правила ухода

    Комнатные растения зимойЗима. Искристый снег, катание с горок, лыжи, коньки! Для нас это – прекрасное время года, а вот для комнатных растений – сложное.

    Сухой воздух и жара от батарей центрального отопления, холод из открытой форточки, короткий световой день. Неудивительно, что многие наши зелёные друзья начинают «кукситься», болеть. Как же содержать комнатные растения зимой, чтобы помочь им пережить этот непростой для них период?

    Зимой необходимо беречь растения от холода. Это кажется очевидным, но на практике как часто мы об этом забываем! Особенно когда наступают самые первые холода. Вряд ли найдётся много цветоводов, и даже опытных, которые ни разу не забыли убрать от открытой форточки любимый цветок и не пожинали потом печальные плоды этой забывчивости.

    Комнатные растения зимой претерпевают некоторые физиологические изменения. У большинства из них рост замедляется или прекращается вовсе, обменные процессы протекают не так интенсивно, как весной и летом. Почти все растения требуют зимой сокращения полива. Но не забывайте о поливе совсем, разве что для кактусов, многим из которых для будущего пышного цветения нужна именно сухая зимовка. Есть растения, в частности, хвойные, для которой одной единственной пересушки может хватить для гибели.

    В зимний период подкормки надо сократить до минимума или отказаться от них вовсе. Исключение составляют цветущие зимой растения, такие как цикламен или шлюмбергера (декабрист).

    Ещё одна особенность зимнего содержания цветов – сухой и жаркий воздух в квартирах и домах с центральным отоплением. Это суровое испытание для комнатных растений, в большинстве своём они тропические. Часто в зимний период у цветов начинают сохнуть листья или их кончики, у растения портится внешний вид. Поэтому уделите особое внимание опрыскиванию, если есть возможность, купите увлажнитель воздуха.

    Некоторым растениям, например, фуксии, цикламену, хвойным, требуется зимой прохладное содержание 12-15 градусов. Этого можно добиться, помещая горшок с цветком поближе к оконному стеклу или между рамами, уберегая при этом от сквозняков.

    Но самое тяжёлое для растений зимой – недостаток света. Листья у многих цветов начинают бледнеть, желтеть, терять упругость. Чаще наблюдается заболевание хлорозом, когда на побледневших и пожелтевших листьях ярко выступают зелёные прожилки. Выделите для растений самые светлые места в комнатах, передвиньте их поближе к окнам. Очень хорошо помогают специальные лампы для растений, испускающие световые волны определённого спектра, воспринимаемого «зелёными существами». Лампу размещают на высоте 40см от цветка и включают утром и вечером, до и после восхода солнца на такое время, чтобы вместе с естественным освещением растение получало свет в течение 12-14 часов.

    Растения, склонные к хлорозу, например, цитрусовые или гардению, нужно чаще опрыскивать и подкармливать железосодержащими препаратами, например, феровитом. Конечно, комнатные цветы зимой требуют особого внимания, но в награду за него они порадуют вас дружным ростом и обильным цветением весной и летом!

    Покупка комнатных растений зимой

    Зимой, как никогда, хочется порадовать себя яркими красками и живой зеленью. Поэтому именно в это время мы часто отправляемся в цветочный магазин и покупаем и себе, и в подарок новые цветы. Собираясь в магазин, запаситесь несколькими газетами или листами бумаги. Заверните покупку в несколько газетных слоёв, газета – очень хороший теплоизолятор, который способен защитить растение от холода. Если вам предстоит нести цветок далеко, найдите коробку, проложите внутрь плёнку, несколько слоёв газеты, тщательно прикройте коробку сверху – и мини-укрытие для транспортировки готово. Только не забудьте, что перед тем, как вы положите туда растение, эта коробка должна находиться в тёплом месте.

     

    Читайте также:

    Где купить цветы зимой и как сохранить цветы подольше

    myflo.ru

    Как зимуют растения - Доклад

    Растения зимой

    Совершенно безжизненными кажутся нам растения в зимнем лесу. А между тем и зимой, в самые трескучие морозы, жизнь не вполне покидает деревья и кустарники. Растения в это время лишь отдыхают, накапливают силы, чтобы с наступлением весны сбросить зимние оковы. "То, что мы называем сном природы,- писал С. Покровский,- есть лишь особая форма жизни, полная глубокого смысла и значения". Такая форма жизни растительных организмов называется состоянием покоя.

    В состоянии глубокого покоя у растения резко заторможен обмен веществ и прекращается видимый рост. Однако это не значит, что в нем полностью остановились все процессы жизнедеятельности. Некоторые из них идут и во время зимнего покоя. Например, крахмал превращается в сахара и жиры, сахара расходуются в ходе дыхания. Правда, интенсивность его зимой в 200-400 раз меньше, чем летом.

    Происходят в это время и процессы роста, только они никак не проявляются внешне. Состояние зимнего покоя - период особенно интенсивной деятельности так называемой образовательной ткани, или меристемы, из которой возникают новые клетки и ткани. Как у вечнозеленых, так и у листопадных растений в это время закладываются зачатки листьев в вегетативных почках и элементы цветков - в почках цветочных. Без этого предстоящий весной переход растительного организма к активной жизнедеятельности был бы попросту невозможен. Вот почему для большого числа растений, и прежде всего для всех многолетних форм, покой - обязательное условие нормального роста в период вегетации.

    Способность погружаться в состояние покоя выработалась у растений в ходе эволюции - это важное приспособление к периодическому наступлению неблагоприятных внешних условий. Это лишний раз подтверждается тем фактом, что растения иногда перестают расти не только зимой, но и летом. Например, в засуху некоторые из них сбрасывают листья и совершенно прекращают рост - точно так же, как и глубокой осенью. Такой покой получил название вынужденного. В вынужденном покое лесные деревья и кустарники находятся и в самом конце зимы - в это время такое их состояние объясняется только неблагоприятными внешними условиями. Если в январе-феврале срезать в лесу березовую ветку, принести ее в комнату и поставить в воду, то листовые почки вскоре тронутся в рост и дадут побеги.

    Однако если такую же ветку срезать или принести в теплое помещение в октябре или ноябре, то она не распустится очень долго. В это время растение находится в состоянии так называемого глубокого покоя, которого не может нарушить даже наступление самых благоприятных для роста условий. Глубокий покой - необходимая фаза развития растения, сменяющая период вегетации.

    Продолжительность, периода покоя у разных деревьев и кустарников различна. Одни растения - бузина, жимолость, крушина, сирень, черная смородина - отличаются коротким периодом покоя; у них глубокий покой в естественных условиях заканчивается уже в октябре. Значительно дольше - до января - продолжается период покоя у березы бородавчатой, боярышника, тополя белого. А самый длительный период покоя - у липы мелколистной, клена татарского, ели сибирской, сосны обыкновенной. Зимующие почки липы, например, неспособны прорастать на протяжении почти полугода. У дуба, бука и ясеня почки находятся в покоящемся состоянии вплоть до конца апреля.

    Сигналом к покою служит для них уменьшение длины светового дня. Изменение длины дня воспринимают у растений листая, а в отсутствие их - почки.

    На переход растений в состояние покоя оказывает влияние и температура: для некоторых видов (преимущественно южного происхождения - ясеня, конского каштана, сирени, вишни) понижение ночных температур является главным сигналом к покою.

    Растениям, которые зимой укрыты снегом, под его теплой шубой - не так уж холодно. Но как противостоят морозам деревья и кустарники, обнаженные ветви которых насквозь пронизывает холод? Почему не гибнут их почки и побеги?

    Устойчивость растений к низким температурам создается главным образом благодаря внутренним изменениям в клетках, и прежде всего изменениям их химического состава.

    Роль антифриза - вещества, которое снижает температуру замерзания растворов, находящиеся в клеточных вакуолях, играют сахара: они накапливаются в клеточном соке во время подготовки растения к зиме. Важную защитную функцию выполняют сахара и в цитоплазме: они предохраняют ее белки от коагуляции (свертывания) при понижении температуры. Чем больше Сахаров накопили растения в своих клетках, тем лучше они подготовлены к действию низких температур. Хорошо известно, что если у плодовых деревьев, например яблонь, плодоношение летом было особенно обильным, то зимой они оказываются менее морозоустойчивыми. В этом случае питательные вещества расходуются в основном на формирование плодов, а про запас Сахаров откладывается мало. Неудивительно, что такие деревья легче вымерзают.

    Плохо переносят морозы и те растения, которые осенью интенсивно росли - например, вследствие длительной теплой погоды или в результате обильной подкормки азотом. Причина здесь та же: растения плохо подготовлены к зиме, их питательные вещества использовались на рост вегетативных органов (стеблей, листьев), а не откладывались в виде запасных углеводов.

    Падает морозостойкость растений и весной, когда сахара начинают использоваться в процессах жизнедеятельности, превращаться в другие соединения. Поэтому так опасны для растений весенние заморозки, хотя темпер

    www.studsell.com

    Красивый сад зимой: выбираем растения

    Большинство растений зимой теряет декоративность, но есть и такие, которые выглядят особенно эффектно на фоне белого снежного покрова. Кроме того, некоторые деревья выигрывают зимой за счет необычной фактуры и цветов ствола.

    Растения для зимнего сада

    Традиционно перечень возглавляют хвойные деревья и кустарники — главные козыри зимнего сада. За ними следуют вечнозеленые и зимнезеленые, дополняют перечень растения, в которых прекрасна форма кроны, фактура и цвет ствола или ягоды, которые созревают как раз накануне морозов.

    Завершают этот список злаки и многолетники. Важно научиться комбинировать листопадные и хвойные растения. Кроме того, красивоцветущие летники или многолетники, которые осенью выкапывают, стоит перемежать вечнозелеными кустарниками, тогда даже во время оттепелей земля не будет выглядеть уныло.

     И посадите пару вечнозеленых или деревьев с необычным стволом  рядом с теми объектами, которые  вы используете круглый год, например возле террасы, беседки или входа в дом.

    Конечно, внешний вид участка зависит не только от наличия растений. Разнообразить черно-белый пейзаж можно, используя для дорожек цветной камень, освежив накануне зимы перголы, арки и т. д.

    Обратите внимание!

    Исключите из парадной зоны те растения, которые требуют укрытия на зиму, или сажайте их в контейнеры — с приходом холодов их можно перенести в зимний сад или на веранду и тем самым максимально продлить цветение.

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Вечнозеленые растения украсят сад зимой

    Принципы гармонии

    Не забывайте о площади вашего участка, прежде чем что-то посадить, расспросите о высоте, форме и размере кроны взрослого растения.

    Не стоит высаживать слишком густо крупные экземпляры — так сад будет выглядеть меньше.

    При слишком редких посадках пространства, наоборот, будет больше, но сад окажется незащищенным.

    Главное — добиться равновесия между размерами и формами растений, строений, площади участка и ростом самого человека.

    Чтобы сад выглядел  гармонично, группы растений должны быть пропорциональны друг другу по размерам и количеству.

    Например, если вы посадили дерево с одной стороны сада, то его должны уравновесить посадки с другой. Это может быть равновеликое растение или группа из более мелких экземпляров. 

    Не обязательно зеленый

    Не только хвойные сохраняют зимой цвет и форму. Вечнозеленые рододендрон, кальмая, калина морщинистолистная и другие растения украсят сад в любое время года.

    Их высаживают как отдельно, так и в цветниках.Симпатичные зеленые изгороди получаются не только из самшита, но из падуба городчатого, барбариса Дарвина, пироканты и жимолости.

    Интересно смотрятся топиарные композиции из поддающихся фигурной стрижке тисов и бирючины. Оригинальные вертикальные композиции создают с помощью некоторых сортов бересклета Форчуна.  Этот ползучий кустарник может подниматься по опорам. А его зелень в зависимости от сорта изменяется на малиновую, бронзово-красную, желто-розовую и почти черно-зеленую.

    На каменистых горках и подпорных стенках уместен кизильник Даммера.

    Это почвопокровное растение, листва которого осенью становится ярко-пурпурной.

    Для небольших участков удачным  выбором может стать кизильник Генри — вечнозеленый куст, у которого зимой часть листьев становится огненно-рыжими.

    Преобразить зимний сад помогут сорта падуба голубого «Blue angel», «Blue prince», «Blue Princess», так как их пестрая листва декоративна весь год.

    А зеленые листья отдельных сортов подбелы и фотинии Фразера ближе к весне приобретают ярко-красную окраску.

    Не забывайте о декоративных видах жимолости, среди которых есть исключительно нарядные лианы, например жимолость японская Hall и Хекротта Goldflame. И обратите внимание на магонии падуболистные, на них в сезон распускаются яркие солнечно-желтые цветы, а зимой листва становится красной, бронзовой и малиновой.

    Обратите внимание!

    Вечнозеленые растения помогают зимой сохранить структуру миксбордера, но поскольку посаженные группами они активно отвлекают внимание и затеняют другие растения, сажать их нужно точечно.

    superdom.ua

    Разработка занятия. Жизнь растений зимой

    Разработка занятия на тему:

    Охрана деревьев зимой. Жизнь растений под снегом.

    Тема

    Охрана деревьев зимой. Жизнь растений под снегом.

    Цель темы:

    Познакомить учащихся с особенностями жизни растений зимой;

    Развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов, формировать умение работать в паре, в группе;

    Воспитывать бережное отношение к растениям.

    Личностные УУД

    Познавательные УУД

    Коммуникативные, регулятивные УУД

    Планируемый результат:

    научиться различать изученные группы растений по существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы: «деревья», «кустарники», «травянистые растения».

    Основные понятия:

    Понятия: -деревья-, -кустарники-, -травянистые растения-.

    Организация пространства

    Работа фронтальная, в парах, в группах

    I этап. Организационный момент.

    Цель – активизация учащихся.

    Установить контакт между обучающимися и педагогом.

    Создание условий для активизации обучающихся

    Музыкально-речевая разминка «Здравствуйте!»

    Скажем «Здравствуйте» - руками,

    Скажем «Здравствуйте»- глазами,

    Вы в глаза нам посмотрите,

    Левым глазом подмигните,

    Подмигните правым глазом

    Скажем «Здравствуйте»- мы рады»!

    Тихо сели. Настраиваемся на урок.

    II этап. Актуализация знаний.

    Цель – формировать интерес к познанию окружающего мира.

    Создание проблемной ситуации «Есть ли жизнь растений под снегом?»

    Театрализованное представление. (Участвуют дети)

    Педагог: Зима. Снегу в лесу навалило – ни проехать, ни пройти. Как - то по лесу бежал заяц и ворчал (вбегает заяц).

    Заяц: Ишь - сколько намело. Как мне надоел этот снег. Все время проваливаюсь

    Услыхал зайца старый тетерев, хвост распустил и зачастил, забормотал: «Кур-гур-гур! Чи-ш-ш! Куда косой спешишь?»

    Заяц: Ой, кто это?

    Тетерев: Не бойся, это я - тетерев. Кого это ты так ругаешь?

    Заяц: Кого-кого? – да снег! Везде мне мешает

    Тетерев: Не прав ты косой, не прав, не прав.

    Заяц: Все равно, плох твой снег, все снег загубил и травку и землю застудил

    Тетерев: А ты знаешь, заяц я ведь часто гляжу на засыпанную снегом землю, да и задумываюсь. Что же там под ним, под этим холодным сухим морем снега? Осталось ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?

    Педагог:  Ребята, а как вы думаете, сможем ли мы ответить на вопросы тетерева?

    Дети: (высказывания детей)

    Педагог: : Вспомните, какой был первый вопрос у тетерева?

    Дети: Что же там под ним, под этим холодным сухим морем снега?

    Педагог: : А вы знаете, ребята?

    Дети: (высказывания детей)

    Педагог:  Вспомните, какой был второй вопрос у тетерева?

    Дети: Осталось ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?

    Педагог: Давайте поможем тетереву найти ответы на его вопросы и подумаем над тем, как зимуют травы, кустарники и деревья? (Этот вопрос появляется на интерактивной доске).

    III этап. Изучение нового материала.

    Цель – Познакомить учащихся с особенностями жизни растений зимой.

    Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

    Организовать обсуждение результатов исследовательской работы по изучению жизни растений зимой.

    Организовать практическую работу по изучению строения почки.

    Организовать практическую работу по изучению строения почки.

    Организовать работу в группах

    Обеспечить контроль за выполнением задания.

    Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

    Педагог:1 вопрос на который мы должны найти ответ:

    Умирают ли растения на зиму и как они зимуют?

     Как же растения зимуют, и что их защищает от мороза?

    А какая зима лучше снежная или бесснежная? Почему?

    А почему говорят много снега, много хлеба?

    Давайте вспомним, какие зерновые культуры называют «озимые» и почему?

    Какие растения высаживают ваши родители на огороде осенью на зиму

    Ребята как вы думаете, зайчик понял, что именно снег защищает наши растения от мороза?

    2 вопрос:

    Можно ли под снегом увидеть цветущие растения?

    Чтобы ответить на 2 вопрос мы должны выполнить еще одно задание

    Посмотрите рисунки растений и определите, какие из них являются кустарниками, травами, а какие деревом?

    Отметьте в кружочках рядом с рисунком одной буквой вид растения(дерево, куст-к, трава)

    Определите, какие деревья являются хвойными, а какие лиственными?

    Теперь поработаем с тестом

    IV  этап. Физкультминутка «В лес на лыжах».

    Мы на лыжах в лес идем,           Дети машут руками, словно Мы взбираемся на холм.            Работают лыжными палками.Палки нам идти помогут,Будет нам легка дорога.Вдруг поднялся сильный ветер,       Вращение туловищем Он деревья крутит, вертит                     вправо и влево.И среди ветвей шумит.Снег летит, летит, летит.По опушке зайчик скачет,                       Прыжки.Словно белый мягкий мячик.Раз прыжок и два прыжок –Вот и скрылся наш дружок!Хоть приятно здесь кататься,Надо снова заниматься.

    3 вопрос: Как зимуют деревья, кустарники?

    Рассмотрите деревья, кустарники на рисунке. Как они выглядят? Есть ли на них листья? Как они защищаются от холода?

    Педагог:  Совершенно безжизненными кажутся нам растения в зимнем лесу. А между тем и зимой, в самые трескучие морозы, жизнь не вполне покидает деревья и кустарники. Растения в это время лишь отдыхают, накапливают силы, чтобы с наступлением весны сбросить зимние оковы. "То, что мы называем сном природы,- писал С. Покровский,- есть лишь особая форма жизни, полная глубокого смысла и значения". Такая форма жизни растительных организмов называется состоянием покоя.

    В состоянии глубокого покоя у растения резко заторможен обмен веществ и прекращается видимый рост. Однако это не значит, что в нем полностью остановились все процессы жизнедеятельности. Некоторые из них идут и во время зимнего покоя. Например, крахмал превращается в сахара и жиры, сахара расходуются в ходе дыхания. Правда, интенсивность его зимой в 200-400 раз меньше, чем летом.

    Происходят в это время и процессы роста, только они никак не проявляются внешне. Состояние зимнего покоя - период особенно интенсивной деятельности так называемой образовательной ткани, или меристемы, из которой возникают новые клетки и ткани. Как у вечнозеленых, так и у листопадных растений в это время закладываются зачатки листьев в вегетативных почках и элементы цветков - в почках цветочных. Без этого предстоящий весной переход растительного организма к активной жизнедеятельности был бы попросту невозможен. Вот почему для большого числа растений, и прежде всего для всех многолетних форм, покой - обязательное условие нормального роста в период вегетации.

    Способность погружаться в состояние покоя выработалась у растений в ходе эволюции - это важное приспособление к периодическому наступлению неблагоприятных внешних условий. Это лишний раз подтверждается тем фактом, что растения иногда перестают расти не только зимой, но и летом. Например, в засуху некоторые из них сбрасывают листья и совершенно прекращают рост - точно так же, как и глубокой осенью. Такой покой получил название вынужденного. В вынужденном покое лесные деревья и кустарники находятся и в самом конце зимы - в это время такое их состояние объясняется только неблагоприятными внешними условиями. Если в январе-феврале срезать в лесу березовую ветку, принести ее в комнату и поставить в воду, то листовые почки вскоре тронутся в рост и дадут побеги.

    Однако если такую же ветку срезать или принести в теплое помещение в октябре или ноябре, то она не распустится очень долго. В это время растение находится в состоянии так называемого глубокого покоя, которого не может нарушить даже наступление самых благоприятных для роста условий. Глубокий покой - необходимая фаза развития растения, сменяющая период вегетации.

    Продолжительность, периода покоя у разных деревьев и кустарников различна. Одни растения - бузина, жимолость, крушина, сирень, черная смородина - отличаются коротким периодом покоя; у них глубокий покой в естественных условиях заканчивается уже в октябре. Значительно дольше - до января - продолжается период покоя у березы бородавчатой, боярышника, тополя белого. А самый длительный период покоя - у липы мелколистной, клена татарского, ели сибирской, сосны обыкновенной. Зимующие почки липы, например, неспособны прорастать на протяжении почти полугода. У дуба, бука и ясеня почки находятся в покоящемся состоянии вплоть до конца апреля.

    Сигналом к покою служит для них уменьшение длины светового дня. Изменение длины дня воспринимают у растений листья, а в отсутствие их - почки.

    На переход растений в состояние покоя оказывает влияние и температура: для некоторых видов (преимущественно южного происхождения - ясеня, конского каштана, сирени, вишни) понижение ночных температур является главным сигналом к покою.

    Растениям, которые зимой укрыты снегом, под его теплой шубой - не так уж холодно. Но как противостоят морозам деревья и кустарники, обнаженные ветви которых насквозь пронизывает холод? Почему не гибнут их почки и побеги?

    Устойчивость растений к низким температурам создается главным образом благодаря внутренним изменениям в клетках, и прежде всего изменениям их химического состава.

    Роль антифриза - вещества, которое снижает температуру замерзания растворов, находящиеся в клеточных вакуолях, играют сахара: они накапливаются в клеточном соке во время подготовки растения к зиме. Важную защитную функцию выполняют сахара и в цитоплазме: они предохраняют ее белки от коагуляции (свертывания) при понижении температуры. Чем больше Сахаров накопили растения в своих клетках, тем лучше они подготовлены к действию низких температур. Хорошо известно, что если у плодовых деревьев, например яблонь, плодоношение летом было особенно обильным, то зимой они оказываются менее морозоустойчивыми. В этом случае питательные вещества расходуются в основном на формирование плодов, а про запас Сахаров откладывается мало. Неудивительно, что такие деревья легче вымерзают.

    Плохо переносят морозы и те растения, которые осенью интенсивно росли - например, вследствие длительной теплой погоды или в результате обильной подкормки азотом. Причина здесь та же: растения плохо подготовлены к зиме, их питательные вещества использовались на рост вегетативных органов (стеблей, листьев), а не откладывались в виде запасных углеводов.

    Падает морозостойкость растений и весной, когда сахара начинают использоваться в процессах жизнедеятельности, превращаться в другие соединения. Поэтому так опасны для растений весенние заморозки, хотя температура при этом далеко не достигает уровня зимних морозов, которые растения прекрасно перенесли.

    Но устойчивость растений к морозам объясняется не только накоплением Сахаров в их тканях. Как показали исследования, формирование морозоустойчивости - сложный, ступенчатый процесс. Закаливание озимых злаков и плодовых деревьев начинается в осенние солнечные дни, когда еще довольно интенсивно идет фотосинтез, а процессы дыхания уже ослаблены. Благодаря этому в тканях и накапливаются сахара и другие защитные вещества, клетки становятся беднее водой.

    После этого цитоплазма готова к прохождению второй фазы закаливания, которая проходит при регулярно повторяющихся слабых морозах (от -2 до -5°С). В это время изменяется ультраструктура цитоплазмы, перестраивается ферментный аппарат клеток, в результате чего они приобретают способность переносить значительное понижение температуры. Теперь растению холода не страшны.

    В феврале, когда нередки еще сильные морозы, можно, раскопав снег в широколиственном лесу, обнаружить пробившиеся сквозь опавшую листву бледно-желтые ростки со свернутыми листьями, а иногда и бутонами. Осенью этих ростков здесь не было...

    Дело в том, что в широколиственном лесу почва зимой не промерзает. Это объясняется наличием в ней большого количества перегноя и глубоким снежным покровом, создающими прекрасную теплоизоляцию. Благодаря этому температура почвы здесь всю зиму остается около 0°С. В такой почве остается незамерзшая влага, доступная для растений.

    Что же касается питательных веществ, столь же необходимых для роста, то подснежное развитие растений происходит за счет готовых, отложенных ранее запасов. Например, у медуницы и ветреницы эти запасы находятся в корневищах, у пролески и гусиного лука - в луковицах, у чистяка - в клубнях.

    Интенсивное использование этих отложенных про запас питательных веществ в процессе дыхания способствует повышению температуры самого растения. Часто вокруг него даже протаивает снег. Например, в феврале начинают расти под снегом побеги мать-и-мачехи, заложенные еще осенью. Если в это время откопать растение, то можно увидеть, что вокруг него в снежном покрове протаяла крошечная пещерка.

    Еще трещат суровые морозы, а под снегом уже начинается весна.

     Все лето деревья с усердием запасают в стволах и ветвях соки на зиму. Соки дерева становятся густыми, густыми и движение соков замедляется. Дерево словно бы засыпает. Создав запасы такого питания, дерево готово выдержать небольшие морозы. Первые морозы закаляют его, делают еще выносливее: сок дерева еще больше густеет. И деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Чем холоднее, тем глубже спячка, покой у деревьев. И дышат деревья зимой в двести – четыреста раз слабее, чем летом.

    Вы уже знаете, как можно помочь птицам и лесным зверям, а как можно помочь деревьям зимой?

    Работа в парах.

    - Рассмотрите сквозь лупу вскрытую почку. Что вы заметили?

    Педагог: Лиственные деревья, кустарники сбросили листву, но без листьев они не остались. Маленькие листья спрятаны в почках на их веточках.

    Делается вывод: внутри почки есть маленький листочек, который дает жизнь растению.

    V этап. Закрепление изученного.

    VI этап. Итог урока. Рефлексия деятельности.

    Цель – подвести итог проделанной работе на занятии

    Оценивают результат своей работы.

    Я вам дарю эти красивые снежинки за хорошую работу на уроке. Спасибо, ребята за работу. Было очень приятно работать с умными и наблюдательными исследователями.

    infourok.ru


    Смотрите также

    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта