Жизнедеятельность растений. Жизнедеятельность растений - процессы жизнедеятельности растений

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Процессы жизнедеятельности растений. Урок обобщения. Жизнедеятельность растений


Жизнедеятельность растений | Учеба-Легко.РФ - крупнейший портал по учебе

Рассмотрев строение и жизнедеятельность растений, можно выделить главные признаки растения как живого организма.

 

Питание растений осуществляется из воздуха и из почвы. Корневая система растения предназначена для всасывания из почвы воды и растворенных в ней минеральных солей. Листья являются своеобразными «фабриками» по производству на свету органических соединений из неорганических - воды и углекислого газа, поглощенного из воздуха. В организме растения органические вещества перемещаются и преобразуются во всех его органах и клетках. Таким образом, происходит рост растения. При этом накапливаются органические вещества в плодах, семенах, в корневой системе, в подземных и надземных побегах.

 

 

В организме растения осуществляются процессы жизнедеятельности (питание и дыхание). Как и любой другой живой организм, растение дышит кислородом, при этом углекислый газ выделяется в атмосферу. Растение не имеет особых органов дыхания. Дыхание происходит через стебли, листья и корни. Интересно, что процессы дыхания осуществляются и в цветках, плодах, семенах. То есть дыхание у растений происходит во всех органах и клетках. При этом органическое вещество расщепляется с выделением тепла.

 

Роль клеток в жизни растения. Каждое растение формируется из клеток. Клетка в свою очередь состоит из ядра и протоплазмы. Жизнедеятельность всего организма обеспечивается слаженной работой клеток, в каждой из которых осуществляются жизненно важные процессы – дыхание и питание. Разным клеткам присущи различные функции.

 

Для всасывания воды с растворенными минеральными солями приспособлены корневые волоски. В клетках, образующих мякоть листа, а конкретнее в хлорофилловых зернах, на свету образуются органические соединения из воды и углекислого газа. Защитную функцию выполняют клетки кожицы стебля и листа, они предохраняют внутренние структуры листа от высыхания и повреждения. В процессе жизнедеятельности растения клетки претерпевают изменения – растут и делятся. При соединении содержимого клеток пыльцы и яйцеклетки образуется и растет зародыш нового растения.

 

Рост и движение растений. Растение постоянно растет, рост его стебля, корня и листьев очень заметен. Также увеличиваются в размерах за счет роста цветки и плоды. Что касается деревьев, то они растут в высоту и в толщину, иногда приобретая огромные размеры. Рост молодых деревьев осуществляется быстрее, чем старых, за счет деления всех клеток и их роста. Скорость деления юных клеток на кончике корня и в верхушечной части побега выше, чем в других частях растения. В связи с этим стебли и корни растут своими окончаниями.

 

Увеличение дерева в толщину происходит потому, что клетки камбия делятся. Растения могут двигаться, конечно, очень медленно, но тем не менее движения происходят. Все знают, что если комнатное растение поместить на окно, то оно повернется к свету. В том случае, если горшок отодвинуть, растение разворачивается таким образом, чтобы быть обращенным к солнцу. К примеру, шляпки подсолнечника в течение суток поворачиваются по ходу солнца. А вот цветки душистого табака утром закрыты, а с наступлением вечера открываются.

 

 

Любопытно, что цветки большого количества растений всегда раскрываются в одно и то же время, поэтому могут послужить для определения точного времени. Например, осот раскрывает цветки с шести до семи часов утра, а одуванчик еще раньше – с пяти до шести утра. С лужайкой, усеянной одуванчиками в течение дня могут происходить удивительные метаморфозы. Так как к вечеру и после дождя соцветия одуванчика закрываются, лужайка меняет цвет с золотистого утром на зеленый вечером.

 

Развитие растений. Ярко выраженные изменения происходят с растениями в течение всего их существования. Из семени прорастает проросток. Его питание вначале обеспечивается запасенными питательными веществами, содержащимися в семени. Позднее он приступает к самостоятельному поглощению питательных веществ из внешней среды. Походу своего роста потребности растения увеличиваются, разнообразные питательные вещества расходуются на формирование вегетативных органов (корней, стеблей, листьев), а потом – органов размножения (плодов и цветков).

 

Различают однолетние, двулетние и многолетние растения. Как понятно из их названия, однолетние растения проходят весь цикл существования растения в течение года. Цветение, образование семян, плодов и гибель такого растения происходят в течение одного года. Двулетние растения живут два года. Первый год посвящен накоплению запасов питательных веществ, а в последующий год эти вещества расходуются на образование цветков, плодов и семян.

 

Многолетние растения живут длительное время, образуя семена и плоды каждый год.

 

Размножение растений. Все без исключения живые организмы могут размножаться, растения не исключение. Существует два вида размножения растений: семенное и вегетативное. Вегетативное размножение происходит частями стеблей, корней и листьев. Семенное размножение более сложное, так как оно осуществляется в несколько этапов: цветение, опыление, оплодотворение, образование семян и плодов, распространение семян в окружающей среде.

 

Значение размножения невозможно переоценить. За счет размножения появляются новые представители флоры, и растения продолжают жить на нашей планете миллионы лет. 

 

Так как в организмах растений осуществляются все процессы, присущие живым организмам (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), то это подтверждает, что растения также можно отнести к их числу.

uclg.ru

Жизнедеятельность растений - процессы жизнедеятельности растений

Известно, что все цветковые растения имеют клеточное строение, что строение клеток зависит от той функции, которую они выполняют. В едином растительном организме все клетки, сходные по строению и выполняемым функциям, образуют ткани, из тканей сложены органы растений, из органов — единый целостный организм. Как же он живет?

Одним из основных проявлений жизни является обмен веществ, или метаболизм (от греч. «метаболе» — изменение, превращение). В растительных организмах происходит внешний обмен — поглощение и выделение веществ, и внутренний обмен — превращение веществ в клетке. Внешний обмен может происходить с расходованием энергии или без нее. Внутренний же обмен веществ состоит из двух взаимосвязанных процессов: ассимиляции и диссимиляции. Ассимиляция (от лат. «ассимиляцио» — употребление) — процесс образования из простых веществ более сложных, из которых строится тело растения. Для этого необходима энергия. Диссимиляции — процесс распада сложных веществ, из которых построено тело, на более простые. При этом освобождается энергия.

Газообмен в листе происходит по закону диффузии (взаимного проникновения веществ). Днем, когда происходит фотосинтез, внутри листа концентрация углекислого газа уменьшается сравнительно с внешним воздухом, поскольку он расходуется на образование углеводов. Поэтому углекислый газ и проникает через устьица к межклетникам губчатой ткани, а оттуда к клеткам. В это же время из листьев выделяется кислород, освобождающийся в процессе фотосинтеза. Ночью происходит обратный процесс, а именно: количество углекислого газа в листьях возрастает и он выделяется в воздух, происходит интенсивно процесс дыхания. Дыхание происходит во всех живых клетках днем и ночью. Растение, как и человек, дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. Однако на свету, когда происходит фотосинтез, растения поглощают углекислого газа больше, чем выделяют при дыхании.

Зелёное растение. Фото: Ben Hosking

Испарение воды, или транспирация — это процесс испарения воды листьями, который имеет очень важное значение в жизни растений. Он осуществляется в основном через устьица. Благодаря испарению вокруг растения создается определенный микроклимат, необходимый для нормальной жизнедеятельности.

Испарение в жаркую погоду способствует охлаждению листьев» передвижению воды и растворенных в ней веществ. Различают испарение воды через кутикулу (восковой налет на кожице) и через устьица. Скорость транспирации зависит от многих причин: биологических особенностей самих растений, экологических условий.

Таким образом, ассимиляция и диссимиляция — взаимосвязанные процессы обмена веществ и энергии. Самым важным ассимиляционным процессом у растений является фотосинтез, а диссимиляционным — дыхание.

Фотосинтез осуществляется в клетках ассимиляционной ткани, в которых содержатся зеленые пластиды — хлоропласты. Ассимиляционную ткань называют еще основной. Она состоит из клеток двух типов. Под верхней кожицей располагаются в два-три плотных слоя клетки столбчатой ткани, а под ними рыхло лежат клетки губчатой ткани, имеющей кмежклетники — пространства, заполненные воздухом. В кожице, преимущественно с нижней стороны листа, имеются многочисленные образования — устьица, обеспечивающие газообмен и испарение воды растением.

Для нормальной жизнедеятельности растениям нужны не только углеводы, образующиеся в процессе фотосинтеза, но и белки, жиры и другие вещества. Для их образования растению, кроме кислорода, водорода (из которых состоят углеводы), необходимы другие химические элементы.

Их растение получает из почвы в виде минеральных веществ, следовательно, почва — не только среда обитания, но и источник минерального питания растений. Из почвы в растение поступают такие элементы, как калий, фосфор, азот и другие, а также микроэлементы: бор, кальций, магний, сера, кобальт, марганец, медь, цинк и др.

При недостатке в почве минеральных солей их вносот в виде минеральных удобрений. Удобрения бывают минеральные: азотные (селитра, мочевина, сульфат аммония), фосфорные (суперфосфат) и калийные (хлорид калия). Золу также считают калийным удобрением. Вносят в почву и органические удобрения. Это вещества органического происхождения — навоз, птичий помет, перегной, торф. Есть еще и гранулированные удобрения. Их готовят в форме гранул (шариков). Вносят удобрения в почву весной или осенью, а также во время роста растений — подкормка.

Выращивать растения можно и без почвы, на водных питательных смесях, если в их составе будут все элементы, необходимые для питания растений. Такой способ выращивания растений получил название гидропоника.

Есть еще и аэропоника, когда растения выращивают без почвы и находящиеся в воздухе корни периодически опрыскивают мелкими капельками питательного раствора.

Транспорт веществ в растении — этот процесс в растении осуществляется в виде восходящего и нисходящего потоков. Штриховой стрелкой обозначен восходящий поток, непрерывной — нисходящий.

Ткань, по которой движутся вещества, образовавшиеся в листе (нисходящий поток), называется флоэмой. Флоэма расположена в коре. Проводящие клетки флоэмы живые и называются ситовидными трубками. Проводящие клетки ксилемы мертвые и называются сосудами.

Движение веществ проходит под силой действия корневого давления и транспирации. Под действием корневого давления раствор воды и минеральных солей через корневые волоски попадает в кору, а затем в сосуды ксилемы. По сосудам корня раствор поднимается к стеблю и по сосудам стебля движется вверх к листьям уже под действием силы транспирации.

Получая необходимые для жизнедеятельности вещества, растение растет, развивается и размножается.

Рост и развитие

Растение растет — значит, организм находится в движении, так как при этом идет деление клеток (в живых клетках цитоплазма постоянно находится в движении). Разрастаясь, корневая система увеличивает площадь минерального питания, а рост надземной части увеличивает площадь воздушного питания. Взаимосвязь подземной и надземной частей обеспечивает жизнь растению как целостному организму.

Рост и развитие растений тесно связаны между собой, но не заменяют друг друга. Регуляция этих процессов осуществляется на клеточном уровне. Процессы роста происходят ритмично.

Развитие растений — это те качественные изменения, которые происходят в растении на протяжении его жизни, начиная с деления зиготы. Из нее формируется зародыш с зачаточными органами, расположенный в семени. После прорастания семени из зародыша развивается растение, на котором образуются цветки, происходят цветение, опыление и оплодотворение, развитие плода и семени, их созревание и рассеивание. Развитие отдельного организма от семени до семени, то есть от рождения до смерти, называется индивидуальным, или онтогенезом (от греч. «онтос» — существо и «генио» — рождение). Развитие организмов в процессе эволюции, то есть в процессе исторического развития, называют филогенезом.

Размножение — основная биологическая функция всякого живого организма. В одних случаях у растений размножением завершается жизненный путь, например, у однолетних и тех многолетних растений, у которых плодоношение бывает одни раз в жизни (бамбук, некоторые пальмы и др.). В других случаях размножение совершается многократно (многолетние травы, деревья и кустарники).

Каждое растение начинает размножаться в определенную пору своей жизни. И независимо от того, семенным или вегетативным способом происходит размножение, растения воспроизводят себе подобных. Способы размножения у растений разнообразны, но их можно свести в основном к трем: бесполому, вегетативному и половому.

При бесполом размножении воспроизведение себе подобных происходит без участия половых клеток и без оплодотворения. Бесполое размножение с помощью спор и вегетативных (растущих) частей тела свойственно всем растениям.

Как уже отмечалось, для жизненного цикла растений характерно чередование двух поколений — полового (гаплоидного, т. е. с одинарным набором хромосом) и бесполого (диплоидного, с двойным набором хромосом).

Приспосабливаясь к жизни на суше, наземные растения развивались по пути усовершенствования спорофита (бесполого поколения) и редукции (изменения) гаметофита (половые поколения). Гаметофит, который очень чувствителен к недостатку влаги, постепенно уменьшается в размерах, что дает ему возможность быстрее развиться и, таким образом, стать менее зависимым от воды.

Живая клетка представляет собой открытую энергетическую систему, она живет и сохраняет свою индивидуальность за счет постоянного притока энергии. Как только этот приток прекращается, наступает дезорганизация и смерть организма. Энергия солнечного света, запасенная при фотосинтезе в органическом веществе, вновь высвобождается и используется на самые различные процессы жизнедеятельности.

Энергия квантов света, аккумулированная в углеводах, вновь высвобождается в процессе их распада (диссимиляции). В самой общей форме можно отметить, что все живые клетки получают энергию за счет ферментативных реакций, в ходе которых электроны переходят с более высокого энергетического уровня на более низкий. В природе существуют два основных процесса, в ходе которых энергия солнечного света, запасенная в органическом веществе, высвобождается,— это дыхание и брожение. Дыхание — это аэробный окислительный распад органических соединений на простые, неорганические, сопровождаемый выделением энергии. Брожение —анаэробный процесс распада органических соединений на более простые, сопровождаемый выделением энергии. При брожении степень окисленности соединений не меняется. В случае дыхания акцептором электрона служит кислород, в случае брожения — органические соединения. Процессы, входящие в энергетический цикл, имеют настолько важное значение, что в настоящее время возникла наука биоэнергетика, изучающая молекулярные и субмолекулярные основы трансформации энергии.

Дыхание — один из центральных процессов обмена веществ растительного организма. Выделяющаяся при дыхании энергия тратится как на процессы роста, так и на поддержание в активном состоянии уже закончивших рост органов растения. Вместе с тем значение дыхания не ограничивается тем, что это процесс, поставляющий энергию. Дыхание, подобно фотосинтезу, сложный окислительно-восстановительный процесс, идущий через ряд этапов. На его промежуточных стадиях образуются органические соединения, которые затем используются в различных метаболических реакциях. К промежуточным соединениям относят органические кислоты и пентозы, образующиеся при разных путях дыхательного распада. Таким образом, процесс дыхания — источник многих метаболитов. Несмотря на то, что процесс дыхания в суммарном виде противоположен фотосинтезу, в некоторых случаях они могут дополнять друг друга.

Материалы: http://biofile.ru/bio/3643.html

vekoff.ru

Строение и жизнедеятельность растений | Учеба-Легко.РФ

Жизнь - качественно специфическая биологическая форма движения материи. Главными признаками живого является обмен веществ и энергии, питания, дыхания, рост и развитие, движение, раздражимость, размножение, саморегуляция и самообновления, способность приспосабливаться к изменениям внешней среды.

Обмен веществ и энергии - это совокупность процессов поступления в организм веществ и энергии из внешней среды, их преобразование, усвоения в организме, распад с выделением энергии и выведения из организма.

Питание - процесс поступления в организм веществ, необходимых для поддержания жизнедеятельности, и их усвоение, это составная часть обмена веществ. Существуют два типа питания: автотрофных и гетеротрофных. Автотрофное питание - образование (синтез) органических веществ из неорганических и за использование, в основном, энергии солнечного излучения. В процессе синтеза органического вещества из неорганических у растений выделяется кислород. Часть его растения используют для дыхания, а остальной газ попадает в атмосферу.

Гетеротрофы используют для питания готовые органические вещества. Гетеротрофы делятся на паразитов и сапротрофы. Паразиты - организмы, использующие для питания органические вещества живых организмов. Сапротрофы - питаются органическими веществами отмерших организмов.

Фотосинтез - самая функция листа. В листьях происходят также важные функции - дыхание и испарение воды (транспирация). При фотосинтезе из неорганических соединений образуются органические за счет усвоения растением энергии света. Необходимым условием фотосинтеза является наличие света, воды и углекислого газа. Воду растения получают преимущественно из почвы, углекислый газ - из воздуха. Потребление растениями углекислого газа из атмосферы называют воздушным питанием. Углерод углекислого газа является основой для образования молекул органических веществ. Во время фото-синтеза на свете растения разлагают воду и выделяют из нее кислород. Интенсивность фотосинтеза зависит от освещенности, температуры окружающей среды, количества углекислого газа (в атмосфере его 0,03%), поступления воды. Оптимальные условия для фотосинтеза - температура +20 ... 25 ° C и достаточное увлажнение почвы.

Дыхание - сложный процесс; все организмы дышат кислородом и выделяют при этом углекислый газ. Дыхание является одним из основных процессов обмена веществ и энергии, поддерживающий связь между организмом и средой. Во время дыхания проходят процессы окисления органических соединений с высвобождением энергии, которая связана в них. Эта энергия необходима растениям для обеспечения процессов жизнедеятельности. Во время дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ в окружающую среду. Температура и другие факторы внешней среды оказывают большое влияние на дыхание растения.

Испарение воды растениями (транспирация) - это выделение водяного пара через устьица, чечевичками подобное. Вода испаряется через все части растения, и интенсивно это делается листья. Скорость испарения регулируют устьица. По системе межклетников водяной пар попадает в устьиц щели и через них выходит наружу. Возможна потеря воды непосредственно с поверхности листка, хотя она и невелика. Транспирация имеет важное значение для жизни растения: снижает ее температуру и защищает от перегрева, а главное - обеспечивает восходящий поток растворов от корня в надземную часть. Все процессы жизнедеятельности растения происходят только при наличии воды. Основная масса воды, которую поглощают растения, испаряется, лишь незначительная ее количество используется непосредственно для образования органических веществ. Ветер, температура и влажность воздуха определяют интенсивность транспирации. При увеличении влажности скорость испарения воды уменьшается, может даже совсем прекратиться, а при повышении температуры и усилении ветра - растет.

Взаимосвязи частей растительного организма. Функции растительного организма - фотосинтез, дыхание, минеральное питание, транспорт воды, органических и неорганических веществ, рост и развитие, размножение и т.д. - изучает наука физиология растений. Все части растения тесно взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга и составляют единое целое. Нарушения строения или функции любой из них сразу же отражается на деятельности других частей и организма в целом. Повреждение и отмирание корней не только нарушит закрепления растения в почве, но и сделает невозможным поглощение ею из почвы растворов минеральных веществ. Листок - орган, где у растения образуются органические вещества, без которых невозможен рост клеток и тканей корней и побегов, а следовательно, организма в целом. Вместе с тем листок и стебель нуждаются в минеральных растворах, поступающих из корня. Связь между различными частями растения осуществляет проводящая ткань, которая пронизывает весь организм - от корня через стебель до клеток листа. Согласование работы органов осуществляется благодаря выработке растением особых соединений - фитогормонов. Фитогормоны образуются в одних клетках и через проводящую ткань попадают в другие, где проявляется их действие. Одни из них ускоряющие деление и рост клеток, другие могут тормозить их, т.е. регулируют прорастание семян, почек, образования цветков, плодов и т..

Одним из основных проявлений жизни является обмен веществ. Растение растет, размножается, реагирует на изменения условий окружающей среды благодаря постоянному обмену веществ и превращению энергии. Одни вещества постоянно поступают в организм и используются им, испытывая в его клетках преобразований, другие вещества (конечные продукты обмена) - выводятся из организма в окружающую среду. То есть обмен веществ составляют два взаимосвязанных процесса: ассимиляция - образование сложных веществ из более простых для построения тела растения и диссимиляция - разложение сложных веществ, из которых построено тело, на простые вещества. Сложным ассимиляционным процессом является фотосинтез, а Диссимиляционная - дыхание.

В организм растения поступают необходимые ему вещества и энергия, происходит их превращение и усвоение - это питание растения. Зеленые растения за счет энергии света образуют сложные органические соединения из простых неорганических - это происходит в процессе фотосинтеза. Строение листа приспособлена к осуществлению его функций. Клетки основной ткани листа содержат хлорофилл, который находится в хлоропластах. Для осуществления фотосинтеза, помимо света, необходимы вода и углекислый газ. Углекислый газ поступает, в основном, через устьица листа при газообмена (воздушное питание). Благодаря неравномерному утолщению оболочки клеток устьиц, в зависимости от количества, устьиц щели открываются и закрываются. Через устьица щели углекислый газ поступает в хлорофилоносным ткани, а освободившийся в ходе фотосинтеза кислород выходит наружу. Во время дыхания поглощается кислород и высвобождается углекислый газ. Процесс фотосинтеза идет с поглощением энергии Солнца, а в процессе дыхания энергия высвобождается (направляется на нужды). Итак, процессы фотосинтеза и дыхания определенным образом противоположны друг другу, но одновременно связаны между собой. Кислорода при фотосинтезе высвобождается значительно больше, чем потребляется растением при дыхании, поэтому зеленые растения обогащают им атмосферу.

Фотосинтез - очень сложный процесс. Изучать его начали давно. Русский ученый К. А. Тимирязева в конце XIX века впервые высказал мысль о космической роли растений. Зеленые растения, а точнее хлорофилл, преобразующие энергию Солнца в энергию химических связей сложных органических соединений. Именно зеленым растениям принадлежит ведущая роль в обеспечении энергией всех живых существ на нашей планете.

uclg.ru

Строение и жизнедеятельность растений

Жизнь — качественно специфическая биологическая форма движения материи. Главными признаками живого является обмен веществ и энергии, питания, дыхания, рост и развитие, движение, раздражимость, размножение, саморегуляция и самообновления, способность приспосабливаться к изменениям внешней среды.

Обмен веществ и энергии — это совокупность процессов поступления в организм веществ и энергии из внешней среды, их преобразование, усвоения в организме, распад с выделением энергии и выведения из организма.

Питание — процесс поступления в организм веществ, необходимых для поддержания жизнедеятельности, и их усвоение, это составная часть обмена веществ. Существуют два типа питания: автотрофных и гетеротрофных. Автотрофное питание — образование (синтез) органических веществ из неорганических и за использование, в основном, энергии солнечного излучения. В процессе синтеза органического вещества из неорганических у растений выделяется кислород. Часть его растения используют для дыхания, а остальной газ попадает в атмосферу.

Гетеротрофы используют для питания готовые органические вещества. Гетеротрофы делятся на паразитов и сапротрофы. Паразиты — организмы, использующие для питания органические вещества живых организмов. Сапротрофы — питаются органическими веществами отмерших организмов.

Фотосинтез — самая функция листа. В листьях происходят также важные функции — дыхание и испарение воды (транспирация). При фотосинтезе из неорганических соединений образуются органические за счет усвоения растением энергии света. Необходимым условием фотосинтеза является наличие света, воды и углекислого газа. Воду растения получают преимущественно из почвы, углекислый газ — из воздуха. Потребление растениями углекислого газа из атмосферы называют воздушным питанием. Углерод углекислого газа является основой для образования молекул органических веществ. Во время фото-синтеза на свете растения разлагают воду и выделяют из нее кислород. Интенсивность фотосинтеза зависит от освещенности, температуры окружающей среды, количества углекислого газа (в атмосфере его 0,03%), поступления воды. Оптимальные условия для фотосинтеза — температура +20 … 25 ° C и достаточное увлажнение почвы.

Дыхание — сложный процесс; все организмы дышат кислородом и выделяют при этом углекислый газ. Дыхание является одним из основных процессов обмена веществ и энергии, поддерживающий связь между организмом и средой. Во время дыхания проходят процессы окисления органических соединений с высвобождением энергии, которая связана в них. Эта энергия необходима растениям для обеспечения процессов жизнедеятельности. Во время дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ в окружающую среду. Температура и другие факторы внешней среды оказывают большое влияние на дыхание растения.

Испарение воды растениями (транспирация) — это выделение водяного пара через устьица, чечевичками подобное. Вода испаряется через все части растения, и интенсивно это делается листья. Скорость испарения регулируют устьица. По системе межклетников водяной пар попадает в устьиц щели и через них выходит наружу. Возможна потеря воды непосредственно с поверхности листка, хотя она и невелика. Транспирация имеет важное значение для жизни растения: снижает ее температуру и защищает от перегрева, а главное — обеспечивает восходящий поток растворов от корня в надземную часть. Все процессы жизнедеятельности растения происходят только при наличии воды. Основная масса воды, которую поглощают растения, испаряется, лишь незначительная ее количество используется непосредственно для образования органических веществ. Ветер, температура и влажность воздуха определяют интенсивность транспирации. При увеличении влажности скорость испарения воды уменьшается, может даже совсем прекратиться, а при повышении температуры и усилении ветра — растет.

Взаимосвязи частей растительного организма. Функции растительного организма — фотосинтез, дыхание, минеральное питание, транспорт воды, органических и неорганических веществ, рост и развитие, размножение и т.д. — изучает наука физиология растений. Все части растения тесно взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга и составляют единое целое. Нарушения строения или функции любой из них сразу же отражается на деятельности других частей и организма в целом. Повреждение и отмирание корней не только нарушит закрепления растения в почве, но и сделает невозможным поглощение ею из почвы растворов минеральных веществ. Листок — орган, где у растения образуются органические вещества, без которых невозможен рост клеток и тканей корней и побегов, а следовательно, организма в целом. Вместе с тем листок и стебель нуждаются в минеральных растворах, поступающих из корня. Связь между различными частями растения осуществляет проводящая ткань, которая пронизывает весь организм — от корня через стебель до клеток листа. Согласование работы органов осуществляется благодаря выработке растением особых соединений — фитогормонов. Фитогормоны образуются в одних клетках и через проводящую ткань попадают в другие, где проявляется их действие. Одни из них ускоряющие деление и рост клеток, другие могут тормозить их, т.е. регулируют прорастание семян, почек, образования цветков, плодов и т..

Одним из основных проявлений жизни является обмен веществ. Растение растет, размножается, реагирует на изменения условий окружающей среды благодаря постоянному обмену веществ и превращению энергии. Одни вещества постоянно поступают в организм и используются им, испытывая в его клетках преобразований, другие вещества (конечные продукты обмена) — выводятся из организма в окружающую среду. То есть обмен веществ составляют два взаимосвязанных процесса: ассимиляция — образование сложных веществ из более простых для построения тела растения и диссимиляция — разложение сложных веществ, из которых построено тело, на простые вещества. Сложным ассимиляционным процессом является фотосинтез, а Диссимиляционная — дыхание.

В организм растения поступают необходимые ему вещества и энергия, происходит их превращение и усвоение — это питание растения. Зеленые растения за счет энергии света образуют сложные органические соединения из простых неорганических — это происходит в процессе фотосинтеза. Строение листа приспособлена к осуществлению его функций. Клетки основной ткани листа содержат хлорофилл, который находится в хлоропластах. Для осуществления фотосинтеза, помимо света, необходимы вода и углекислый газ. Углекислый газ поступает, в основном, через устьица листа при газообмена (воздушное питание). Благодаря неравномерному утолщению оболочки клеток устьиц, в зависимости от количества, устьиц щели открываются и закрываются. Через устьица щели углекислый газ поступает в хлорофилоносным ткани, а освободившийся в ходе фотосинтеза кислород выходит наружу. Во время дыхания поглощается кислород и высвобождается углекислый газ. Процесс фотосинтеза идет с поглощением энергии Солнца, а в процессе дыхания энергия высвобождается (направляется на нужды). Итак, процессы фотосинтеза и дыхания определенным образом противоположны друг другу, но одновременно связаны между собой. Кислорода при фотосинтезе высвобождается значительно больше, чем потребляется растением при дыхании, поэтому зеленые растения обогащают им атмосферу.

Фотосинтез — очень сложный процесс. Изучать его начали давно. Русский ученый К. А. Тимирязева в конце XIX века впервые высказал мысль о космической роли растений. Зеленые растения, а точнее хлорофилл, преобразующие энергию Солнца в энергию химических связей сложных органических соединений. Именно зеленым растениям принадлежит ведущая роль в обеспечении энергией всех живых существ на нашей планете.

 

xn----7sbfhivhrke5c.xn--p1ai

Процессы жизнедеятельности растений. Урок обобщения

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (664,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: углубить и обобщить знания школьников по теме; проконтролировать уровень сформированности учебных компетенций.

Задачи:

  • Систематизировать знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности растения;
  • Продолжать формирование компетенции: объяснять биологическую роль обмена веществ у растений, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
  • Выявить уровень сформированности компетенций: выделять существенные признаки, свойства явлений, применять знания на практике.
  • Развивать эмоции и мотивы учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации (удивления, радости, желания помочь товарищу, занимательности, парадоксальности, сопереживания), используя яркие примеры, иллюстрации, воздействующие на чувства учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся должны называть общие признаки живого организма, приспособленности растений к среде обитания; характеризовать строение и жизнедеятельность растительного организма, обмен веществ и превращение энергии, размножение, рост и развитие растительного организма, обосновывать взаимосвязь организма и среды как основу целостности организма; владеть умениями выполнения заданий разной степени сложности; сравнивать и обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения.

Ключевые слова и понятия урока: признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение, развитие, раздражимость, смерть; обмен веществ и энергией между организмом и средой; взаимосвязь между органами растения; экологические факторы среды.

Личностная значимость изучаемого для школьника: растение-живой организм.

Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

Формы организации учебной деятельности: >контрольно-обобщающий урок с элементами игры.

Приемы деятельности учителя:

организация повторения и обобщения знаний, тестирования.

Организация деятельности учащихся: характеризуют живое, дают определение понятий, делают выводы, работают с заданиями.

Развитие компетенций учащихся: привлекать имеющиеся знания, работать в заданном темпе, использовать имеющиеся знания, делать выводы.

Ход урока

1. Организационный момент - 2 минуты.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

2. Закрепление и обобщение знаний.

Учитель: Сегодня на уроке мы должны повторить и закрепить знания по теме “Процессы жизнедеятельности растений”. За правильный ответ в течение урока ставим 1 балл. Давайте вспомним проблему, которую мы ставили на уроках по изучению основных процессов в жизни растений.

Ученики отвечают, что главным на таких уроках было доказательство того, что растение - живой организм.

Слайд 4

Учитель. Давайте начнем с игры “Цепочка”. Слайд 5. (Обучающиеся по кругу дают понятия, нельзя разрывать цепочку. Если не знаешь понятие, становишься последним в цепи).

Учитель. Назовите основные признаки живых организмов. Какой признак является одним из главных?

Ученики называют основные признаки, называют обмен веществ.

Учитель Выполним следующее задание - слайд 6.

Учитель: Как в растительном организме взаимосвязаны процессы жизнедеятельности? Задание: по рисунку составить рассказ о процессе.

Условие: каждый ученик говорит одно предложение о процессе. Слайд 7

Учитель: Выполните задание самостоятельно - Слайд 8, 9, 10 11. Взаимопроверка.

Учитель: Один из основных процессов в жизни - фотосинтез. Каковы основные условия для фотосинтеза?

Ученики перечисляют.

Слайд 12 - докажите необходимость для фотосинтеза перечисленных условий.

Физминутка - слайд 13

Учитель: Еще один важный процесс - это воспроизведение себе подобных. О каком процессе идет речь?

Ученик: Это процесс размножения.

Работа в парах - проверка знания понятий по теме, слайд14.

Слайд 15. Работа с текстом “Размножение растений”. Укажите предложения с биологическими ошибками и исправьте их. Текст раздается индивидуально - приложение 1. Проверяется выполненное задание.

У доски два ученика. Выполняется задание - слайд16. Взаимопроверка.

Слайд 17. Определите способы вегетативного размножения растений

Учитель: Что такое видоизменение органа? Для чего необходимы видоизменения? - слайд 18.

Слайд 19 -  укажите процесс, о котором идет речь.

Слайд 20 - Учитель предлагает обсудить вопрос о взаимосвязи частей растения, их строения и функций.

Выполняется тест и его самопроверка - слайд 21-23, 24.

Ученики подсчитывают баллы за урок, оценивают себя и товарищей за работу в группах.

Рефлексия.

  • Кто сегодня получил отметку “5”?
  • Кто получил “4”?
  • Кто своей отметкой не очень доволен? Что нужно сделать, чтобы улучшить отметку?
  • Дайте эмоциональную оценку урока.

 Литература.

1. Пономарева, И.Н. Учебник “Биология-6”, “Вентана-Граф”, 2010

2. “Я иду на урок. Биология. Ботаника. 6 класс” Издательство “Первое сентября”, 2002.

Приложение 1

1. У растений существует только один вид размножения.

2. Бесполое размножение происходит без участия половых клеток и полового процесса.

3. При бесполом размножении участвуют два родители.

4. Процесс слияния женской и мужской половых клеток называется оплодотворением.

5. Человек не использует вегетативное размножение.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Сад и огород - Жизнедеятельность растений

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЙ

Для нормального роста и развития растения должны получать питательные вещества. Это широкий круг химических элементов и их соединений. Все они под­разделяются на макроэлементы, необходимые расте­ниям в определенных дозах, и микроэлементы, вы­полняющие специфические функции.

Основные элементы в питании растений — азот, фосфор, калий, магний. Азотные удобрения способст­вуют нарастанию зеленой массы растений, что очень важно для листовых овощей. Для развития корневой системы необходим фосфор. Его использование уско­ряет созревание плодов. Калийные удобрения улуч­шают формирование тканей растений, повышают их холодостойкость и устойчивость к болезням. Магний участвует в образовании углеводов, необходимых для жизнедеятельности растений.

Рост и развитие растений происходит благодаря фо­тосинтезу, интенсивность которого зависит от осве­щенности, температуры, водоснабжения, питательной среды, углекислого газа и других факторов. При этом кислород и углерод (у бобовых и азот) растения полу­чают из воздуха. Остальные элементы поставляет почва.

Наличие углекислого газа в воздухе напрямую влия­ет на развитие растений. Образуется он при дыхании живых существ в небольшом количестве. Основным его поставщиком является почва (в результате разло­жения органических веществ).

Растения потребляют углерод, кислород, водород, кальций, магний, железо, серу, медь, цинк и другие вещества, но наиболее существенное значение имеют кальций и магний.

Главная роль в организации процесса питания рас­тений принадлежит корневой системе. Без нее растения развиваться и жить не могут. Она состоит из скелетных, обрастающих и активных корней. Последние распола­гают большим количеством всасывающих корневых волосков, благодаря которым питательные вещества попадают в корневую систему и стимулируют разви­тие надземной части растений. Особенно значима их роль осенью. Не делайте ошибки — не «почивайте на лаврах» в заключительном вегетативном периоде — периоде, когда деревьям, кустам крайне необходима подкормка. Надо дать возможность развиться, укре­питься самой корневой системе и накопить питательные вещества для весеннего использования. При этом учитывайте, что активные корешки размещаются не у штамба дерева, куста, а на периферии, куда и долж­ны быть поданы основные объемы удобрений.

В природе прохладные периоды часто наблюдаются даже летом, не говоря об осени. Во время активного роста плодов потребность в питании у растений воз­растает, но получить его в полной мере они не могут, так как в такой период корневая подкормка недоста­точно эффективна. Следует чередовать корневую под­кормку с внекорневой. Последняя представляет собой опрыскивание питательным раствором нижней сторо­ны не увлажненных листьев растений, где в кожице размещены микроскопические отверстия. Она обычно проводится вечером и значительно ускоряет усвоение растениями питательных веществ. Внекорневую под­кормку применяют для всех культур, в том числе то­матов, огурцов, перцев, картофеля и др. Концентра­цию удобрений в сравнении с корневой уменьшают, чтобы не обжечь растения.

В ведении своего аграрного хозяйства практики не пренебрегают разнообразными приемами, которые в со­вокупности дают хорошие результаты. Рассмотрим для примера только два. Растениям необходимы не только удобрения, но и свет, и воздух, и вода, и многое дру­гое. Все они важны. Вода, к примеру, растворяет орга­нические и минеральные вещества и подает их в виде питательных веществ корням и через их систему — в надпочвенные органы растений. Но вода воде рознь.

Она может быть теплая и холодная, озерная и из сква­жины, обогащенная и простая. А это все влияет на жизнедеятельность растений. Возьмем, к примеру, омагниченную воду. Если такой водой опрыскивать деревья, кустарники, то с них будет смываться не толь­ко пыль, мешающая нормально расти и развиваться растениям, но и гнезда вредителей. Это — уже стиму­лятор роста.

Другой пример. Все растения любят хорошую осве­щенность. На дачных же участках очень часто посадки плодовых деревьев и кустарников загущены, освеще­ние слабое. Его можно усилить, разбросав под деревь­ями и кустарниками мелко нарезанную фольгу. Она будет отражать солнечные лучи на нижнюю часть кро­ны растений, что благоприятно скажется на их жизне­деятельности: улучшится освещение, исчезнут мно­гие вредители, уменьшится заболеваемость и т.д.

Больше света и тепла растения получают и при раз­мещении рядов посадок с востока на запад.

Таким образом, результативность в работе садовода и овощевода достигается не только внесением удоб­рений. Она включает в себя целый комплекс мер: выбор участка, определение качественного состояния почвы, регулирование теплового и водного режимов, подго­товка почвы, соблюдение севооборота, уход за расте­ниями и т.д.

Залог высокого урожая — в четком соблюдении аг­ротехнических мероприятий, улучшающих питание растений.

Биорегуляторы и стимуляторы роста растений

Ваши трудовые усилия будут успешнее, если вы об­работаете растения одним из биорегуляторов их роста и стимуляторов иммунной системы, таким, например, как эпин. Он создан учеными Института биоорганической химии Национальной академии наук. У него мно­го достоинств. Он экологически безопасен для пчел. Не загрязняет почву. Обработанные им растения хорошо развиваются. У них увеличивается количество завязи, предотвращается ее опадение, ускоряется созревание плодов. У картофеля улучшается клубнеобразование и повышается устойчивость к фитофторозу. У расте­ний повышается способность к снижению содержания солей тяжелых металлов, нитратов.

Хорошим средством защиты растений от болезней с одновременным стимулирующим эффектом признан изар. Обработанные им томаты и огурцы приобретают защитные свойства от оскохитоза, мучнистой росы, переноспороза, белой и корневой гнилей, бактериоза, фитофторы как в закрытом, так и открытом грунте. Капусту он помогает спасти от черной ножки, слизи­стого и сосудистого бактериозов. Применяется и для дезинфекции теплиц, хранилищ, сельхозинвентаря.

Аналогичными качествами обладает и оксидат тор­фа — признанный регулятор роста растений. Опры­скиваемые им растения приобретают устойчивость

к заболеваниям, весенним заморозкам, летней засухе. Он ускоряет рост и развитие растений, сдерживает опа­дение плодов с фруктовых деревьев, повышает уро­жайность.

Изар, оксидат торфа, как и эпин, безвредны для че­ловека, животных, пчел.

Высокую оценку у садоводов и овощеводов получил новосил — биопрепарат, созданный учеными Сибирского отделения РАН. Он используется для обработки семян, клубней, плодово-ягодных насаждений, овощ­ных культур, цветов. Основой для его производства служит зелень сибирской пихты, обладающей способ­ностью вырабатывать защитные вещества от болезней, вредителей, а также сохранять жизненные силы при далеко не благоприятных климатических условиях. Препарат активно способствует мобилизации расте­ниями собственных сил для развития корневой систе­мы и роста их надземной части. И как результат, зна­чительно возрастает урожайность плодовых деревьев, ягодников, овощных культур. При этом надо иметь в виду, что новосил благодаря исходному сырью абсо­лютно безвреден для человека, насекомых, животных.

-Удобрения.

-Голодание и подкормка растений.

sadiogorod.ucoz.net

Жизнедеятельность растений

скачать 6 класс Тема: Жизнедеятельность растений.

Тема урока: Вегетативное размножение.

Цель: создать условия для обобщения и проверки знаний о размножении растений, знакомства со способами вегетативного размножения значении вегетативного размножения для растений и человека; организовать деятельность для развития умений составлять схемы, анализировать и делать выводы; содействовать экологическому воспитанию , привить любовь к природе.

Средства обучения: таблицы: «способы вегетативного размножения», презентация, живые комнатные растения.

Ход урока:

Актуализация знаний:

Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали строение растений, основные процессы протекающие в растениях. Узнали, что такое половое размножение у цветковых растений. А если растение не цветковое или процесс опыления не возможен, то как размножаются растения? Об этом мы поговорим сегодня на уроке.

Послушайте выдержку из дневника садовода-любителя и подумайте, как ему помочь?

Из дневника садовода-любителя

На часах только девять утра, а солнце уже вовсю припекает. Денёк обещает быть жарким. На небе ни облачка, а дождичка бы не мешало: вторую неделю ждут его яблони и сливы, крыжовник и смородина. Эх, люблю я свой сад, любуюсь каждый день и переживаю за него. Яблочки-то у меня крупные, наливные урождаются, а вот смородина каждый год мелкая и кислая. То ли дело у соседа: ягоды размером с вишню, сладкие, да много-то как! Такую и собирать приятно. Только вот нет у меня такой, а хочется…

Что же нужно сделать?

Ответ на этот вопрос вы найдёте сегодня на уроке, тема которого “Вегетативное размножение растений.

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Формулировка цели урока (озвучивание слайда).

Давайте посмотрим на тему, которую записали, и разберём, что она означает. Начнём с конца.

Изучение нового материала:

Какие растения являются Цветковыми? Как ещё их называют и почему?

На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? Что относят к вегетативным, а что к генеративным органам?

Что такое размножение?

Какие способы размножения растений вам известны?

Слайд «Вегетативное размножение»

В чём принципиальное отличие вегетативного и полового размножения?

Способы вегетативного размножения цветковых растений – 14 мин

Вот видите, вы уже почти всё знаете, осталось познакомиться с тем, какими способами осуществляют вегетативное размножение цветковых растений.

В тетрадях начертите таблицу из трёх колонок: способ размножения, примеры растений, рисунок (внешний вид таблицы на слайде). Её заполнение мы начнём на уроке, а закончите вы дома.

Способы вегетативного размножения:

1. Листьями – целым листом (бегония, очиток, каланхоэ, седум, фиалка) или частью листа (сансевьера)

Надземные части побегов

2.Стеблевые черенки . Стеблевой черенок – это отрезок побега с несколькими узлами, почками и придаточными корнями ( смородина, роза, тополь, бальзамин, роза, виноград, традесканция)

* Перед фрагментом “Размножение отводками” сообщение учителя:

К сожалению, при размножении стеблевыми черенками не всегда удаётся легко получить новое растение: черенки являются очень уязвимыми, они могут загнивать, повреждаться болезнями и вредителями. Поэтому в садоводстве чаще применяют другой, более надёжный способ – размножение отводками.

3. Отводками. Отводок – это отделенный от растения укоренившийся боковой побег ( крыжовник ,смородина, жасмин)

4. Делением кустов- большой куст делят на части (Деление куста – это деление растения с побегами и корнями в продольном направлении на несколько частей, которые затем рассаживаются(многолетние травы, пионы, полынь, маргаритки, флоксы, примула)

5. Усами. Усы – это удлиненные надземные ползучие недолговечные

побеги с длинными междоузлиями и чешуевидными листьями, образующие на верхушках розетки листьев, укореняющиеся с помощью придаточных корней (хлорофитум, виктория, лютик, земляника.)

6. Ползучими побегами

(луговой чай, клюква, живучка, белый клевер) Разрастаясь растение захватывает всё большую площадь, вытесняя при этом иногда соседние растения. Новые растения, нарастая своими верхушками, старятся и начинают отмирать у основания. Боковые побеги разъединяются , и оказывается уже несколько самостоятельных растений.

Частями корня

7.Корневой черенок Корневой черенок –

это отрезок корня с придаточными почками у корнеотпрысковых растений – одуванчик, малина, вишня, осот.

8. Корневыми отпрысками. Слива, малина, вишня сирень, осина, Иван-чай, бодяг. Некоторые растения способны образовывать почки на корнях. Побеги, выросшие из этих почек, называют корневыми отпрысками, а сами растения корнеотпрысковыми.

Подземными видоизменёнными побегами.

9. Луковица. Детка луковицы – это разросшаяся боковая почка, отделившаяся от луковицы, – лук, чеснок, тюльпан, нарцисс)

10. Клубень. Клубень — это однолетний подземный побег растения с утолщенным стеблем, часто имеющим сферическую форму, и зачаточными листьями, из пазушных почек которых на следующий год вырастают новые побеги (картофель, тапинамбур, георгина, батат)

11. Клубнелуковица. Встречается у гладиолуса.

12. Корневищем. Размножаются пырей, ландыш, ирис , орхидея.

* Перед фрагментом “Прививка почкой (окулировка)” сообщение учителя:

Следующий способ размножения является достаточно сложным и может быть выполнен при наличии необходимых навыков. Без него не обходится ни один садовод, поэтому следите за тем, в каком порядке проводятся действия и запоминайте названия.

13. Прививка Это приживление одной части растения на другое растение. Другое название – Трансплантация.

Растение на которое прививают, называется – подвоем, а растение на которое прививают – привоем. В с/х прививки имеют большое практическое значение. Выращивание сортовых плодовых деревьев всегда осуществляется прививками.

Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование  придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).

Прививка:

а) почкой  или глазком (летом) окулировка важно чтобы срезанный глазок имел небольшой участок коры и камбиального слоя. Сращивание глазка с подвоем происходит через 10-15 дней.б) черенком (весной). Черенки срезают у сильных здоровых растений , как правило, зимой. Хранят черенки до весны в прохладном месте, обычно под снегом.

14. Культура тканей. Для выращивания новых растений берут небольшие кусочки живой ткани растения или отдельные клетки, взятые из любого органа. Этот способ дорогой и трудоёмкий. Но почему его используют? Об этом прочитаем в учебнике на странице 126.( или сообщение ученика)

Мы перечислили основные методы вегетативного размножения. А какого его значение?

Значение вегетативного размножения:

Способствует быстрому захвату новых площадей питания, расселению растений;

Образование новых особей из вегетативных органов там, где затруднено половое размножение;

Повторяют свойства материнского организма;

Образующиеся организмы достаточно крупные, поэтому имеют явные преимущества перед мелкими и слабыми проростками, появившиеся из семян.

Итоговый вопрос по данному этапу урока: “Подскажите, как помочь садоводу, у которого никак не уродится хорошая смородина?”

Закрепление.

- Ребята, посмотрите внимательно на значение в. р. и скажите «в чём заключаются преимущества и недостатки вегетативного размножения?»

Ответ: Преимущества раскрывают пункты 1.2.4, а недостаток в том, что дочерние организмы полностью повторяют свойства материнского организма и поэтому плохо приспосабливаются к изменяющимся условиям среды.

- Вы обратили внимание, что здесь есть растения. Если вам захочется их иметь дома, то какими видами вегетативного размножения вы воспользуетесь.

- Могут ли растения самостоятельно в природе, то есть без участия человека, вегетативно размножаться? Это будет естественное или искусственное размножение?

Откройте рабочие тетради на странице 6 § 34 задание № 2: Выполните лабораторную работу «Черенкование комнатных растений» (см. приложение 1).

Выставление оценок.

Домашнее задание: § 32, 33; задание № 1, 3 § 34 – рабочая тетрадь (см. приложение 1).

Приложение 1.

скачать

nenuda.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта