Волшебные растения. Выпуск №3. Ayawaska. Волшебные растения
Волшебные растения и зелье славян
Сведения взяты из сетевых ресурсов и литературы о славянской мифологии. Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища. Из библиографии за основу взяты краткие статьи "Словаря славянской мифологии" Елены Грушко и Юрия Медведева. Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.
Разделы о магической ботанике славянских волхвов:
- Лекари древних славян
- Чародейные травы и зелья славян
- Волшебное в деревьях славян
Также смотрите чудодейственные камни славян.
Лекари древних славян
Знахарь
Деревенский лекарь-самоучка, умеющий врачевать недуги и облегчать телесные страдания не только людей, но и животных. В народе верят, что не стоит доверяться силе целебных снадобий, если они не наговорены заранее или не нашептаны тут же, на глазах больного, так как главная сила врачевания заключается в словах заговора, а снадобья служат лишь успокоительным средством. Поэтому-то и зовут знахарей «шептунами», именно за те заговоры или таинственные слова, которые шепчутся над больным или над целебным снадобьем.
Заговоры воспринимаются или из устно, от учителей, или из записей, широко распространенных среди грамотного сельского населения под названием «цветников», «травников» и «лечебников».
Произносятся заговоры шепотом, чтобы не услышал непосвященный человек (иначе заговоры не имеют никакой силы) и чтобы остались они неотъемлемой собственностью одних только знахарей. Сопровождаются заговоры различными движениями рук, чтобы удержать силу слов, или, как говорится, «запечатать замок».
Главное отличие между колдунами и знахарями состоит в том, что первые скрываются от людей и стараются окутать свое ремесло непроницаемой тайной, вторые же работают в открытую и без креста и молитвы не приступают к делу: даже целебные заговоры их в основе своей состоят из молитвенных обращений к Богу и святым угодникам как целителям.
У знахаря на дверях замка не висит: входная дверь открывается свободно; в теплой и чистой избе с выскобленными стенами пахнет сушеными травами, которыми увешаны стены и обложен палатный брус; все на виду, и лишь только перед тем, как начать пользовать, то есть лечить, знахарь уходит за перегородку Богу помолиться, снадобье приготовить. Выговаривая себе всегда малую плату, знахарь уверяет, что берет деньги Богу на свечку, а чаще довольствуется тем количеством яичек от домашних кур, какое принесут.
Знахарь, как и весь деревенский русский мир, глубоко убежден, что всякая болезнь есть живое существо. С нею можно разговаривать, обращаться к ней с просьбами или приказаниями о выходе вон, спрашивать, требовать ответов (не говоря уже о таких, например, болезнях, как кликушество, когда сидящий внутри женщины бес не находит даже надобности скрываться и, еще не видя приближающегося крестного хода или проходящего мимо священ ника, начинает волноваться и выкрикивать женским языком мужские непристойные ругательства и кабацкие сквернословия).
Бывают случаи, когда болезни даже олицетворяются.
Бесконечное разнообразие знахарских приемов и способов врачевания, составляющее целую науку народной медицины, сводится, в конце концов, к лечению травами.
Знахари и знахарки в деревенской среде считаются людьми, лишь заподозренными в сношениях с нечистою силою, но отнюдь не продавшими ей свою душу. Знахари пользуются большим уважением в своей среде. Объясняется это тем, что знахарями делаются люди преимущественно старые, одинокие холостяки или старушки-вдовы и престарелые девицы, не сделавшиеся черничками (монашками) потому, что захотели быть лекарка ми и ворожеями. Положение подозреваемых невольно делает знахарей слегка суровыми и очень самолюбивыми и самоуверенными. Да и подбирается сюда не только народ смышленый, но и положительно стоящий выше других на целую голову. Оттого у знахарей не выходит с соседями ни особенно близкой дружбы, ни хлебосолья, ни откровенных бесед: тайна пуще всего им на руку.
Наряду со знахарем пользует больных и бабка-лекарка. Она, так сказать, дополняет знахаря по той при чине, что бывают по женской части такие дела, в которые мужчине никак не проникнуть. Бабки-повитухи работают вполне независимо, на свой страх и ответ, причем в некоторых случаях им даже отдается предпочтение перед мужчиной-знахарем, так как бывают такие болезни, где только женская рука, нежная и мягкая, может принести действительную пользу.
Существенная разница между колдунами и знахарями заключается в том, что наколдуют чародеи, — знахари и знахарки снимут и поправят. И слава их в этом отношении так велика, что к ним со всех концов стекаются деревенские люди за помощью.
Травники
В стародавние времена, когда человек ощущал себя частью животного мира, он был несравненно ближе и к миру растений, умел не только рационально использовать различные травы, деревья, их листья и цветы себе на пользу, но умел, общаясь с ними как с равными существами, вынуть из них тайные и волшебные свойства. В ту пору человек знал особый язык общения с природой, будучи ее частью, и не самой сильной. Он просил помощи, получал ее и был за это благодарен. Поэтому, видимо, и помогали в те поры травы человеку лучше и быстрее. Вдохновенные колдуны, всеведующие зелейники, травознаи ходили по лугам и лесам, как в насаженном собственными руками саду: всякой травы, всякой былинки знали свойства и место. Они хотели и умели использовать не только целебные, но и заветные, волшебные.
Травы, долженствующие обладать таинственной силою, собирали в ночь на Ивана Купалу или Аграфену Купальницу (или Аграфену Лютые Коренья), когда все земное зелие-былие получало сверхъестественную мощь: как злую, так и добрую.
В старинных рассказах о свойствах трав и других растений много полезного, что можно использовать и в сегодняшней жизни. Материалы книг, описывающих травы — «Зелейников», «Чародейных травников», «Лечебников», — ценны и используются до сих пор. Главное, что забылось в суете современного мира, это — как «брать траву». «Целебна трава, если собирать ее знаючи», — вот правило.
Иные травы требовалось рвать, очертя место во круг нее золотом или серебром, что называлось «пронимать сквозь серебро или злато». Это делалось так: клали на землю около травы с четырех сторон серебро (монеты, украшения) или раскидывали вокруг золотую гривну (тяжелую шейную цепочку).
Ночные травы цвели огнем. Таковы были черная папороть, царе-царь, лев, голубь и другие. Иной цвет пылал неподвижным, сильным пламенем, иной имел вид молнии, летучего, призрачного огня.
Когда они попадали в руки знахаря, сила их все же не могла сказаться вовсю без чародейного, заговорного слова. Травы словно бы нужно было уговорить, умолвить помочь человеку — или навредить ему.
Чародейные травы и волшебные зелья славян
Баранец-трава
В прежние времена в низовьях Волги росло животное-растение — баранец; оно приносило плод, похожий на ягненка. Стебель его шел через пупок и возвышался над почвой; ноги мохнатые, рогов нет, передняя часть — как у рака, есть даже клешни, ими баранец до крови щиплется, приводя в ужас любого прохожего, а задняя часть — это сплошное мясо. Это животное-растение живет, не сходя с места, до тех пор пока имеет вокруг себя пищу. Местные жители шили меховые шапки и уверяли, что они из меха баранца.
Жар-цвет (свети-цвет, царь-цвет, Перунов цвет) [мифический цветок папоротника]
Этот фантастический цветок — метафора молнии. Когда он цветет, ночь бывает яснее дня и море колышется. Рассказывают, что бутон его разрывается с треском и распускается золотым или красным, кровавым пламенем, и притом столь ярким, что глаз не в состоянии выносить чудного блеска; показывается этот цветок в то же самое время, в которое и клады, выходя из земли, горят синими огоньками…
Ночь, в которую цветет папоротник, бывает среди лета — на Ивана Купала, когда Перун, по древнему представлению, выступал на битву с демоном-иссушителем, останавливающим колесницу Солнца на небесной высоте, разбивал его облачные скалы, отверзал сокрытые в них сокровища и умерял томительный зной дождевыми ливнями. Сверх того, папоротников цвет распускается и в бурногрозовые летние и осенние ночи, известные под именем воробьиных, или рябиновых, когда часть воробьев черт отпускает на волю, а другую предает смерти, что указывает на враждебное отношение его к этим птицам. Но, вероятно, еще в эпоху язычества с воробьем стали соединять то же демоническое значение, какое присваивалось ворону, сове и другим хищным птицам, в которых обыкновенно олицетворялись грозовые бури.
В темную, непроглядную полночь, под грозой и бурею, расцветает огненный цветок Перуна, разливая кругом такой же яркий свет, как самое солнце; но цветок этот красуется одно краткое мгновение: не успеешь глазом мигнуть, как он блеснет и исчезнет! Нечистые духи срывают его и уносят в свои вертепы. Кто желает добыть цвет папоротника, тот должен на кануне светлого праздника Купалы отправиться в лес, взявши с собою скатерть и нож, потом найти куст папоротника, очертить около него ножом круг, разостлать скатерть и, сидя в замкнутой круговой черте, не сводить глаз с растения; как только загорится цветок, тотчас же должно сорвать его и спешить домой, накрывши себя скатертью, а дома тем же самым ножом разрезать палец или ладонь руки и в сделанную рану вложить цветок. Тогда все тайное и скрытое будет ведомо и доступно.
Нечистая сила всячески мешает человеку достать чудесный Жар-цвет; около папоротника в заветную ночь лежат змеи и разные чудовища и жадно сторожат минуту его расцвета. На смельчака, который решается овладеть этим чудом, нечистая сила наводит непробудный сон или силится оковать его страхом: едва сорвет он цветок, как вдруг земля заколеблется под его ногами, раздадутся удары грома, заблистает молния, завоют ветры, послышатся неистовые крики, стрельба, дьявольский хохот и звуки хлыстов, которыми нечистые хлопают по земле; человека об даст адским пламенем и удушливым серным запахом; перед ним явятся звероподобные чудища с высунутыми огненными языками, острые концы которых пронизывают до самого сердца. Пока не добудешь цвета папоротника, Боже избави выступать из круговой черты или оглядываться по сторонам: как повернешь голову, так она и останется навеки! — а выступишь из круга, черти разорвут на части. Сорвавши цветок, надо сжать его в руке крепко-накрепко и бежать домой без оглядки; если оглянешься — весь труд пропал: Жар-цвет исчезнет! По мнению других, не должно выходить из круга до самого утра, так как нечистые удаляются только с появлением солнца, а кто выйдет прежде, у того они вырвут цветок. Те же условия: очертить себя кругом и не оглядываться — необходимо соблюдать и при добывании клада.
Та же могучая сила, которая присваивалась Перуновой палице, грому, принадлежит и цвету папоротника: обладая им, человек не боится ни бури, ни грома, ни воды, ни огня, делается недоступным влиянию злого чародейства и может повелевать нечисты ми духами. Для этих последних цвет папороти так же страшен, как и громовые стрелы: завидя пламенный цветок, они, по одному представлению, стараются овладеть им и запрятать в облачные пещеры, а по другому — в ужасе разбегаются от него по своим трущобам и болотам. Цветок этот отмыкает все замки и двери (только приложи его — и железные запоры, цепи и связи вмиг распадаются!), открывает погреба, кладовые, казнохранилища и обнаруживает подземные клады — подобно тому, как удары молнии, разбивая облачные скалы, обретают за ними золото солнечных лучей. Кто владеет чудесным цветком, тот видит все, что кроется в недрах: темная земная кора кажется ему прозрачною, словно стекло. Так как молния есть проводник живой воды и так как вода эта называлась небесным вином, то отсюда возникли поверья, наделяющие папоротник целебными свойствами, и мнение, будто с помощью его цвета можно черпать из рек и колодцев вместо воды сладкое вино.
Всякий, кто достанет Жар-цвет, становится вещим человеком, знает прошедшее, настоящее и будущее, угадывает чужие мысли и понимает разговоры растений, птиц, гадов и зверей. Сверх того, он может по собственному произволу насылать в сердце девицы горячее чувство любви, для чего заговоры постоянно обращаются к богу-громовнику и его молниеносным стрелам.
Наконец, соответственно представлению быстро мелькающей, неуловимой для глаз молнии-невидимки, создалось поверье, что всякий, кто носит при себе цвет папоротника, делается незримым для всех присутствующих.
Один крестьянин искал накануне Иванова дня потерянную корову; в самую полночь он зацепил нечаянно за куст папоротника, и чудесный цветок попал ему в лапоть. Тотчас прояснилось ему все прошлое, настоящее и будущее; он легко отыскал пропавшую корову, сведал о многих сокрытых в земле кладах и насмотрелся на проказы ведьм. Когда крестьянин воротился в семью, домашние, слыша его голос и не видя его самого, пришли в ужас. Но вот он разулся и выронил цветок — и в ту же минуту все его увидали. С потерею цветка окончилось и его всевидение, даже позабыл про те места, где еще недавно любовался зарытыми сокровищами. Рассказ этот заканчивается и так: к мужику, который и сам не понимал, откуда далась ему мудрость, явился черт, купил у него лапоть и вместе с лаптем унес и папоротников цвет.
Колюка-трава
Колюка-трава — волшебная трава для окуривания всех предметов, которые стреляют как на охоте, так и в войне. Ее дымом окуривают заговоренные ружья, чтобы на охоте не было промаха, а в древности окуривали стрелы, с которыми славяне шли на охоту: чтоб добыча не могла избегнуть их меткого выстрела. Эта трава может восклицать человечьим голосом по утрам в лесу, поэтому нужно не проспать ранней зари и внимательно послушать, где слышится: «Ук! Ук!». Потом поджечь листья ее и через дым пропустить ружье. Еще надо знать, как взять колюку-траву. Вокруг нее на сажень надо очертить круг, чтобы трава стояла точно в сере дине, и выкопать ее с корнем из земли не раньше, чем она поклонится тебе. Корень ее тоже непростой: у него, как у человека есть руки, ноги, голова. Нужно быть осторожным.
Крапива-трава
Действует против ведьм и другой нечисти. Накануне дня Ивана Купалы следует собирать крапиву и класть на окнах и порогах домов, чтобы отдалить от себя леших и других нечистых духов.
Нечуй-ветер
Одна из самых волшебных и чародейных трав. Эта трава растет зимою по берегам и озерам. Считается, что тот, кто обладает ею, всегда может остановить ветер на воде, избавить себя и судно от потопления, наконец, ловить рыбу без неводов. Время для собирания травы нечуй-ветер назначается у мореходов и рыбаков 1 января, под Васильев вечер, в глухую полночь. Они думают, что в это время нечистая сила, прогуливаясь по озерам и рекам, бросает траву нечуй-ветер для уничтожения бури.
Однако не всё так просто. Дается в руки это растение только от природы слепым людям; когда они наступают на эту траву, в слепые глаза их словно кто-то колет иглами. Если они успеют поднять траву и схватить, то не руками, а ртом, и тогда они перенимают ее силу. Зрячие его не могут ни увидеть, ни почуять никакими способами.
Одолень-трава
Одолевает всякую нечистую силу; этим именем в некоторых местностях обозначают белую и желтую кувшинку (купальница, водяной прострел). Оба вида — и белоцветная, и желтоцветная — пользовались у наших предков особенным религиозным уважением. Кто найдет одолень-траву, тот, по свидетельству народного «Травника», откроет в себе таланты ко многому, отвар ее помогает от зубной боли и отравы и, сверх того, признается за любовный напиток, способный пробудить нежные чувства в сердце жестокой красавицы; с корнем одолень-травы пастухи обходят стадо, чтобы ни одна скотина не утратилась. Всякий, кто отправляется на чужбину (особенно торговый человек), должен запастись этой травою: «Где ни пойдет, много добра обрящет». Собираясь в дальний путь, осторожные люди ограждают себя следующим заклятием: «Еду я во чистом поле, а во чистом поле растет одолень-трава. Одолень-трава! Не я тебя поливал, не я тебя породил; породила тебя Мать сыра земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы-самокрутки (то есть вещие, облачные девы и жены). Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили: отгони ты чародея, ябедника. Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, во всем пути и во всей дороженьке»…
Осот-трава
С давних времен известна чародеям и знахарям эта трава. В народных сказаниях она описывается так: растет она красна и светла, листочки кругленькие, что денежки, собой в пядь, а цвет ровный. Эта трава имела свойства помогать в торговых делах: «Ту траву надобно при себе держать торговым людям: носи при себе, где ни пойдешь, много добра обрящешь, и от людей честь будет, и великою славою тот человек вознесется, а корень ее светел, как воск.»
Папоротник
Папоротник принадлежит к числу бесцветковых растений, но в ночь на Ивана Купалу, когда, по народному убеждению, все цветы на земле достигают наивысшей силы расцвета, горит не сколько мгновений огненно-красным отливом. Вот этот-то момент и должен уловить кладоискатель, чтобы обеспечить за собой успех. Нечистая сила, охраняющая клад, очень хорошо знает таинственные свойства папоротника и, со своей стороны, принимает все меры, чтобы никому не позволить овладеть цвет ком. Она преследует смельчаков диким хохотом и исступленными воплями, наводящими ужас даже на человека неробкого десятка. Бывали случаи, когда папоротник сам собой попадал некоторым счастливцам, задевавшим его нечаянно ногою, в лапоть. С той поры такие избранники все узнавали и видели, замечали даже место, где зарыт клад, но лишь только, придя домой, разувались и роняли цветок, как все знания исчезали и счастье переставало улыбаться им.
Перелет-трава
Для исполнения любых желаний нужно приручить эту удивительную траву, но это не так легко сделать, поскольку она, по рассказам, сама собой переносится с места на место. Вся она сияет радужными красками, и темной ночью в полете своем кажется падучей звездочкой. Счастливчик, кто сумеет добыть этот прекрасный цветок: все желания его будут немедленно исполнены.
Петровы батоги
Злая трава. Нечистая сила ею травила людей, но не столько в физическом плане, а нарушала душевное спокойствие человека. Особенно следовало опасаться непорочным девицам. Ведьмы могли обманом заставить выпить сока этой травы, и «которая напьется чего-либо с соком этой травы, то будет чиликать сорокою».
Плакун-трава
На ранней утренней заре на Ивана Купалу собирают это растение. Корень и цвет его обладают великой силой: они смиряют нечистых духов, делают их послушными воле человека, уничтожают чары колдунов и ведьм, спасают от дьявольского искушения и всяких недугов; крест, сделанный из плакуна и надетый на бесноватого, изгоняет из него поселившихся бесов. Плакун открывает клады и заставляет демонов плакать, то есть заставляет тучи проливать дождь. Кому посчастливится найти и выкопать корень плакуна, тот должен произнести над ним определенное заклятие.
Присуха
По-другому приворотное зелье в любовных делах как супругов, охладевших друг к другу, так и для неженатых-незамужних молодых людей. Знающие люди усердно занимаются приворотами и отворотами любящих и охладевших сердец. В таких делах для ловких людей еще много простора, как бы ни назывались они: ведьмами или ворожеями, гадалками или знахарками, бабками или шептуньями.
Прострел-трава
Прострелом обозначался чудесный цветок, действующий подобно громовой стреле (насквозь пронизывающей, простреливающей). Это своеобразный и сильнодействующий оберег для дома от грозы и пожара. Также, чтобы житье в доме было счастливое, богатое и спокойное, хозяину нужно сорвать прострел-траву и положить ее под основное бревно здания.
Эта трава избавляет от порчи и залечивает раны, нанесенные острым орудием. Когда домашний скот заболевает прострелом (род падучей болезни), то знахари советуют привязывать эту траву к рогам захворавших животных.
Разрыв-трава
Трава для раскрытия кладов, замков и придания силы, чтоб взять запрещенное. Листья ее имеют форму крестиков, а цвет подобен огню: распускается в полночь на Ивана Купалу и держится не более пяти минут. Где она растет — никому неведомо; достать ее весьма трудно и сопряжено с большою опасностью, потому что всякого, кто найдет ее, черти стараются лишить жизни. Если приложить разрыв-траву к запертой двери или замку, они немедленно разлетятся на части, а если бросить в кузницу — ни один кузнец не в состоянии будет сваривать и ковать железо, хоть бросай работу! Разрыв-трава ломает и все другие металлические связи: сталь, золото, серебро и медь. Воры, когда им удастся добыть эту траву, разрезают себе палец, вставляют ее внутрь разреза и потом заживляют рану; от одного прикосновения такого пальца замки отпираются и сваливаются с дверей и сундуков. Если прикоснуться этим пальцем к человеку, он скоропостижно умирает.
Чтобы, достать разрыв-траву, надо в полночь, накануне дня Ивана Купалы забраться в дикий пустырь и косить траву до тех пор, пока переломится железная коса: этот перелом и служит знаком, что лезвие косы ударило о разрыв-траву. В том месте, где свалится коса, должно собрать всю срезанную зелень и бросить в ручей или реку: обыкновенная трава поплывет вниз по воде, а разрыв-трава против течения — тут ее и бери!
Разрыв-трава кладоискателями также отыскивается в ночь на Ивана Купалу. С ее помощью можно ломать все замки, сокрушать все препоны и разрушать все преграды.
Рожь и пшеница
Было это в давние времена, когда наши предки еще не знали ржи и пшеницы. Тогда на реке Драве, в Корушской области, жил очень богатый рыбак. Все свое богатство он нажил тем, что ловил рыбу в Драве. Однажды, полный благодарности, он спросил Драву:
— Матушка Драва, как я могу отблагодарить тебя за все доброе, что ты сделала для меня, и за то, что ты помогла мне достичь счастья и благополучия?
— Иди, походи по свету. Там, в далеком краю, ты найдешь людей, у которых есть и белая и ржаная мука. Купи из каждой по хлебу и принеси мне, — ответила Драва.
Благодарный рыбак собрался и пошел в богатые и прекрасные земли. Он нашел людей, которые ели то, что он до тех пор никогда не видел: прекрасный хлеб. Он купил два хлеба, как ему велела Драва. Когда он воротился домой, он бросил пшеничный и ржаной хлебы в реку.
Тогда вода в Драве стала подниматься и скоро затопила и левый и правый берег. А потом, когда вода спала, земля стала рождать прекрасную рожь и желтую пшеницу.
Так люди получили семена и везде начали сеять рожь и пшеницу.
Сава-трава
По давним поверьям эта трава очень сильна. Описывается она так: «Ростом невелика, от земли чуть знать, по ей пестринки по всей, а в корени черви и наверху». Она используется для поисков и ловли зверей, а также воров. «Кто что украдет — трава сия повернется к нему, только положи ее на его след; или если кто ставит силки, капканы, ты положи той травы подле дороги — удачи и пути ему не будет».Самое страшное, когда эта трава попадает к недоброму человеку, он может опоить ею другого. И тот тронется умом.
Сон-трава
У всех славянских народов сохраняются поэтические предания о сонном царстве, стоящие в самой тесной связи с верованием в сон-траву. Название чародейной сон-травы народ связывает с теми из земных злаков, сок, отвар и запах которых производят на человека одуряющее действие. Таковы мандрагора, известная издавна под именем сонного зелья, одурь, белена, дурман, дрема, дремучка, горицвет.
Славяне были убеждены, что сон-трава обладает пророческою силою: если положить ее на ночь под изголовье, она покажет человеку его судьбу в сонных видениях. Думали также, что всякий, заснувший на этой траве, приобретает способность предсказывать во сне будущее.
В одной, очень распространенной легенде северных славян, рассказывается, что однажды при начале зимы медведь откопал неведомый корень, лизнул его несколько раз и ушел в берлогу спать. За этим наблюдал некий крестьянин. Он сам лизнул корень, после чего немедленно впал в усыпление и проспал в лесу до самой весны. Когда он пробудился, люди уже пахали землю и сеяли хлеб. Сказка о спящем или окаменелом царстве выражает одну идею: зимний сон природы и ее весеннее пробуждение.
Стожар
Сказочный цветок с мелкими красными лепестками, растущий в глухом лесу. Он почитается как защитник природы от грубой, варварской силы, бездумно уничтожающей живое и процветающее. Если человек непочтительно относится к природе (рубит молодые деревья, вырывает грибы с грибницею, браконьерствует и т. д.), то будет непременно наказан: цветок вцепится, как репейник, в складки одежды, а ночью возгорится мгновенным пламенем, спалив избу. Оттого его еще называют стожар — огненосный цветок.
Тирлич-трава
Волшебная трава, дающая возможность превращения, то есть оборотничества. Поэтому ведьмы и оборотни стараются вырывать ее с корнем, чтобы она как-то не попала человеку, и он не получил способности превращаться в кого-либо.
Собирать эту траву нужно под Ивана Купалу на Лысой горе, близ Днепра, под Киевом, где обиталище ведьм и чертей. Из тирлича выжимается сок, которым оборотни натирают свои подмышки при свершении чар. Колдуны и чародеи дорожат тирличем как сокровищем.
Улика-трава
Описывается трава так: красно-вишневая, цветки у нее кувшинками, а расцветет она — то как желтый шелк, а листья лапками. Используется чародеями и колдунами при семейном неладе между мужем и женой, если кто-то из супругов уходит из дому и не желает жить с другим, если проходит любовь между супругами для восстановления семьи. Употреблять нужно мелко порезанную траву, заваренную и настоянную, при приговорах: «Как ты, трава, приклонила главу свою в землю, так бы приклонили они меж себя главы свои всею душою и ретивым сердцем, думою и мыслью хоть бы до веку, до гробовой доски».
Чернобыль
Растение, вид полыни, которое называют еще травою забвения. Накануне дня Ивана Купалы вьют из этой травы венки, смотрят сквозь них на зажженный огонь и надевают их на головы; кто это соблюдает, у того в течение целого года не будут болеть ни глаза, ни голова. Наваром из чернобыля, собранного на Иванов день, обмывают коров, чтобы они давали больше молока.
Чеснок-трава
Очень распространенное растение, которое обладает поистине волшебными свойствами, известными издавна. Язычники использовали его почти при всех заболеваниях. Более того чеснок считался мощным защитником от злых сил. Существовал ритуал на праздник Ивана Купалу класть чеснок за трапезой на стол перед каждым гостем. Чеснок почитался на уровне языческих божеств, настолько он обладал чудодейственными свойствами. Поэтому после принятия христианства на это растение упали некоторые гонения. «И чесноковиток богом же творят, — говорилось в одном из раннехристианских обличительных против язычества сочинений, — егда будет у кого пир, особенно на свадьбах, тогда кладут в ведра и чаши и пьют, веселяся о своих идолах». В этом случае чеснок употребляется как необходимая принадлежность в таинствах поклонения Корсу (сходному с Дионисом, Вакхом). У многих славян в древности пресный пшеничный хлеб для колядской трапезы с запеченной в нем серебряной или золотой монетой назывался чесницею.
Поклонение чесноку, по всему вероятно, возникло за особые его, «горящие» свойства и сильный, острый запах. Это было мифическое, чародейное зелье в полном смысле слова. Еще Геродот отмечал, что скифы-алазаны, жившие между Бугом и Днепром, занимались земледелием и употребляли в пищу чеснок и лук. Волшебный, заговоренный чеснок выращивали особым способом, посадивши его в землю в сыром освященном яйце. Тогда он расцветал в самую полночь Купальскую. Обладавший таким растением мог творить чудеса, общаться с нечистой силою и всякими чародеями, мог даже, как на коне, ездить верхом на ведьме, хотя бы и в другие страны.
Понятие о чесноке, таким образом, сливалось с понятием об очищении от всякого очарования и порчи.
Волшебное в деревьях славян
Жители лесов, славяне чтили растения, в частности деревья, как сверхъестественные существа и отдавали должное их целительным свойствам, используя эти свойства в своей жизни. Из лечебников и травников, если правильно перевести их с древнего языка, можно почерпнуть много сведений, которые будут полезны и современному человеку, потомку древних славян.
Береза
Береза — любимое дерево славян, олицетворяющее простую душу, дерево необыкновенной доброты. Ее еще называют деревом жизни. Береза — священное дерево в славянской мифологии. Ее почитали и как символ берегинь, русалок во время весеннего праздника Семика, когда в селение вносили распустившееся дерево и девушки надевали березовые венки.
Береза нежна и сострадательна, обладает очень мягким, ласковым и в то же время сильным влиянием. В противоположность дубу к березе стоит обращаться больным, ослабленным, выздоравливающим людям. Она облегчит страдания, поможет вернуть утраченные силы, легче перенести болезнь, ускорит процесс выздоровления. Общение с березой полезно людям с расстроенными нервами, находящимся в состоянии депрессии. Это дерево снимает усталость, нейтрализует негативные последствия повседневных стрессов, способствует восстановлению душевной гармонии. Береза, растущая рядом с домом, отгоняет кошмарные сны. Воздействие этого дерева продолжительно. Лучше не приходить к нему, а жить рядом, тогда оно сможет исцелить. Березе всегда приписывалась способность отгонять злых духов.
Вяз
Вяз — исключительно мужское дерево, дерево истинных душевных качеств настоящего мужчины. Именно мужчинам в полном смысле этого слова он отдает предпочтение, поддерживает все их начинания, но неудачников не любит. Только тому, кто борется до конца, не «раскисает», он дает силы. Иногда одного хорошего контакта с вязом человеку может хватить на многие годы.
В древности из вяза делали копья не только из-за прочности древесины. Считалось, что вязовые копья вселяют в воина отвагу и приносят удачу в сражении.
Дуб
Дуб — это могучее дерево, символ огромной жизненной силы, долголетия. Славяне считали его священным. Дуб всегда являлся отдающим свою силу и могущество человеку. При прямом контакте с ним человек получает максимально возможное количество жизненной энергии. Не следует, однако, забывать, что это сильное, но суровое дерево. Его аура очень мощна, она хорошо воспринимает только здоровых людей. Человеку тяжелобольному и страдающему хроническими заболеваниями лучше не общаться с этим деревом. Общение с дубом заряжает человека активирующей энергией, успокаивает душу. Давно замечено, что прогулки по дубраве нормализуют кровяное давление, благотворно сказываются на работе сердца и нервной системы. Дуб всегда отдает предпочтение воинам, борцам, сильным и здоровым людям. Он врачует раны, полученные в бою, лечит души воинов, делится частичкой своего долголетия. Ветеранам, бывшим воинам, пожилым людям контакт с ним приносит большую пользу.
Существует предание о железном дубе, на коем держатся вода, огонь и земля, а корень его покоится на божественной силе. Бытовало поверье, что семена дуба прилетают по весне из Ирия, славянского рая. В древности наши предки творили суд и правду под старыми дубами.
Ива
Ива — дерево женской магии. Она связана с ночным светилом, всеми обрядами, посвященными земле и воде, которые исполняют женщины. Энергетику ивы нельзя назвать доброй, ей безразличны проблемы добра и зла, она служит только природе, подчиняясь законам равновесия и справедливости. Энергия ивы дает удивительную силу женщинам, способным приворожить, отворотить, навести на обидчика порчу, испортить ему судьбу. Ива чрезвычайно чувствительна, она может не захотеть общаться с вами.
Ель
Ель предлагает свою энергетическую поддержку круглый год. Она не несет в себе особенно сильных свойств, но энергия ее постоянно доступна тем, кто ощущает в себе зимой недостаток сил. Она даст энергии не больше, чем необходимо. Ель помогает контролировать эмоции, настраивает на философский лад. Запах сожженной высушенной хвои — прекрасное средство для очистки жилища от вредных влияний. Уникальными лечебными свойствами обладают обыкновенные еловые шишки. Чем больше будет их в жилище, тем здоровее и чище станет воздух, которым вы дышите. Хорошо заготовить их на зиму, причем не срывая с деревьев, а подбирая с земли. Подержав еловую шишку между ладонями буквально несколько минут, вы быстро избавитесь от отрицательной энергии, накопившейся в организме. После бани их чрезвычайно полезно прикладывать к ушибленным или больным местам на теле — они вытягивают боль, заживляют поверхностные раны. Если же высадить елочки около дома, то они будут выполнять роль защитного пояса, препятствуя проникновению на вашу территорию отрицательных зарядов, которые несут недобрые взгляды соседей или просто случайных прохожих.
Клен
Клен — дерево, которое помогает обрести душевное равновесие людям всех типов, несет успокоение, уверенность в себе. Это дерево внутренней силы и уравновешенности. Оно не обидчиво; принимает на себя все эмоциональные взрывы, освобождает от кипящих страстей.
Можжевельник
Можжевельник — кустарник, обладающий сильным очищающим свойством. Сила его в основном направлена не на людей, а на окружающие их предметы. Если сжечь в жилище его хвою, можно избавиться от неблагоприятных воздействий. Человеку можжевельник может помочь снять сглаз или порчу, избавиться от действия приворота.
Ольха
Ольха — дерево, покровительствующее семье; чем больше в семье детей и внуков, тем сильнее ольха поддерживает ее членов. Она укрепляет родственные связи, сплачивает всех членов семьи, ей свойственно соединять людей в род. Если вы придете к ольхе с проблемами родственных взаимоотношений, она охотно поможет вам найти решение. Это дерево для женщин — хранительниц очага, дерево «большого дома». Ольха поможет вам «привязать» мужчину к дому.
Орешник
Орешник — очень влиятельное дерево с сильным характером, одно из основных его качеств — справедливость. Его энергия поможет обратить разум к объективному рассмотрению ситуации с разных сторон. Понятие справедливости у него относится не только к сфере человеческих взаимоотношений. Для орешника не существует не стоящих внимания случаев, даже самая маленькая несправедливость должна быть устранена.
Осина
Осина — дерево, поглощающее отрицательную энергию. Это свойство осины раньше считалось магическим. Всем известен наилучший способ борьбы с оборотнями и вампирами — осиновый кол. В старину считалось, что осина отгоняет злых духов, поэтому ее высаживали около жилья. В осиновой роще можно найти убежище от преследования энергетического вампира, в какой-то степени облегчить последствия порчи и сглаза.
Прямой контакт с осиной очистит вашу ауру от вредных влияний. Таким качеством обладает не только живое дерево, но и изделия из него. Общение с осиной помогает при нервозных состояниях, навязчивых мыслях, беспричинном страхе, но при одном непременном условии — вере в живительные силы растений.
В старину проводили такие обряды. Чтобы мертвец, в котором подозревают злого колдуна, упыря или ведьму, не мог выходить из могилы, крестьяне вбивают ему в спину осиновый кол; чтобы предохранить коров и телят от нападения ведьм, они ставят на воротах и по углам скотного двора осины, срубленные или вырванные с корнем. Осина может служить и целебным средством для изгнания нечистой силы болезней. Читают заговор над осиновыми прутьями, которые потом кладутся на больного.
Рябина
Рябина — по типу влияния родственна яблоне, но покровительствует более зрелым женщинам. Самый лучший союзник для женщин, которые находят истинное наслаждение в физической стороне любви. Прямой контакт с рябиной способен разбудить дремлющую в женщине сексуальность. Для рябины излюбленный женский возраст средний. Таким женщинам она дарит в любви особенно теплую осень, полную сил.
Сосна
Сосна — дерево спокойствия и высоты духа. Влияние этого дерева очень сильно, она поможет обратившемуся к нему человеку подняться на небывалую высоту духовного озарения, творческого взлета. При прямом контакте сила сосны унесет раздражение и досаду, которые ежедневно накапливаются в душе. Энергия сосны поможет избавиться от нервных расстройств, стресса. Ни один невроз не устоит под ее влиянием. Сосна — милосердное дерево. К нему необходимо обращаться с открытой душой. Сосна способна очистить внутренний мир человека от постороннего воздействия, частично снять порчу.
Тополь
Тополь — совершенно безразличное к человеку дерево. Его особенность состоит в том, что он, как губка, впитывает все отрицательное из окружающей среды. Тополь играет роль санитара, улучшает окружающее пространство.
Яблоня
Яблоня — это дерево женской силы, женской сексуальности, пробуждает в женщине чувственную сторону натуры. Ложитесь спать летом под яблоней, правда, она охотнее делится своими силами с молодыми девушками. Под влиянием энергии яблони девушка может представить себе образ идеально подходящего ей мужчины, а во сне увидеть суженого. Влияние яблони очень нужно именно молодым, неопытным и неуверенным в себе девушкам. Но надо опасаться соблазнов, которыми вас может окружить это дерево. Для энергии яблони не существует моральных правил, она руководствуется только зовом природы. По старинным преданиям в райских садах и рощах, на тенистых деревьях весенних туч зреют золотые плоды (яблоки), дающие вечную молодость, здравие и красоту. По своим чудесным свойствам плоды эти совершенно тождественны с бессмертным напитком — живою водою. Предания о небесных, райских садах с течением времени стали прилагаться к земным лесам и рощам и сообщили им священный характер.
Ясень
Ясень — дерево мировой оси, символизирует божественную природу человечества. Он помогает понять предназначение человека, иногда его энергия пробуждает способность к ясновидению, позволяет узнать будущее, но помогает только тем, кто искренен в своем желании познания. И даже при этих условиях необходимо хорошо подумать, прежде чем обращаться за помощью к ясеню, ведь за возможность заглянуть в будущее придется заплатить. Платой могут оказаться потеря душевных сил, огромная физическая усталость, чувство опустошенности. После плодотворной работы с ясенем нужен продолжительный полноценный отдых.
© «Proto-Slavic.ru», Игорь Константинович Гаршин, 2012. Пишите письма ().Страница обновлена 09.02.2017
www.proto-slavic.ru
Волшебные растения. Выпуск №3. Ayawaska » Nibler.ru
Из амазонских дождевых лесов происходит один из самых мощных катализаторов, для повышения осведомленности, когда-либо открытый человечеству. В Эквадоре и Перу это лекарство называется аяхуска, в Индии имеет ироничное значение «лоза мертвых».Как галлюциногенное вещество, аяхуаска не относится к одному растению, это особая смесь из двух очень разных видов растений. Не существует такого понятия, как растение аяхуаска или яге. Аяхуаска относится к сочетанию растений, усиливающих действие друг друга, также имеющих разную силу в зависимости от умения его создателя.Аяхуаска славится видениями которые она создает и реальным опытом, который, как кажется употребляющему, он переживает. Аяхуаска вызывает гипнагогическое или оторванное от реальности состояние и в то же время она сохраняет индивидуума бодрым и находящимся в сознании.Многие люди сообщают, что отвар Аяхуаски заставляет их думать быстрее и смышленней. Некоторые люди с большим опытом использования аяхуаски обозначили, что в конечном итоге мыслительные эффекты являются более значимыми, чем видения. В общем, люди сообщают, что Аяхуска дает им более глубокие и новые идей, чем приходящие им в голову обычно.Еще в доколумбовые времена, психоактивный напиток, известный как аяхуаска, использовался шаманами и знахарями в районе Амазонки для ритуалов исцеления и шаманских процессий. В прибрежных районах Эквадора, во время археологических раскопок, были обнаружены, так называемые, «горшки ведьм», которые использовались для приготовления аяхуаски. Согласно оценкам экспертов, эти исторические горшки имеют возраст около 3500 лет.Каким образом психоактивный напиток аяхуаска был впервые обнаружен до сих пор остается загадкой. Однако, эта находка стала больше, чем случайное открытие, сделанное примитивными индийцами.Миф о создании психоактивного напитка аяхуаска гласит: «Давным-давно, в тропических лесах, жил опытный охотник. Однажды, когда он был далек от своего дома, он услышал, как с ним разговаривает лиана. Охотник знал многое о том, как приготовить яд из корней, коры и семян различных растений для охоты на животных. Охотник верил в силу волшебных растений. Однако, лиана нашептала ему новый рецепт, и охотник вернулся домой с открытием.Ночью ему приснился сон, в котором дух лианы объяснил охотнику, как приготовить напиток, который можно было бы использовать для лечения многих заболеваний».Сегодня, шаманы до сих пор используют аяхуаску в качестве «напитка истинной реальности» с целью определения происхождения болезни, или же общения с владыками животных и растений.Психоактивный напиток аяхуаска представляет уникальное сочетание компонентов Банистерии каапи (Banisteriopsis caapi) – огромная лиана, растущая в тропических лесах Амазонии, Бразилии, Перу, Эквадоре, а также листьев чакруны (Psychotria viridis) – кустарник семейства Мареновые. Лиана содержит такой алкалоид, как гармалин, а чакруна диметилтриптамин (ДМТ). Только с помощью комбинации этих активных ингредиентов, психоактивный напиток аяхуаска способен производить такой эффект, как расширение сознания. Из-за мощного психоактивного воздействия напитка, в результате которого возникает трехмерное виденье, аяхуаску иногда в шутку называют «амазонское телевидение» или «джунгли кино».Шаманы считают, что эффекты аяхуаски не связаны с активными составляющими напитка. Традиционно считается, что дух растения, которое используется для приготовления психоактивного напитка позволяет открыть для себя истоки болезни, получить рецепт лекарства для излечения, или же выяснить, где лучше охотиться и добывать пищу. Шаманы с большим успехом используют этот магический напиток уже в течение многих лет. С каждым годом, чем более цивилизованными становятся тропические регионы, тем все больше не-индийцев вступают в контакт с магическим напитком. Сейчас, многие католики представляют себя в качестве цивилизованных шаманов, и используют аяхуаску для лечения многих физических заболеваний, а также душевных страданий. Их ритуалы использования аяхуаски представляют собой красочную смесь индийских и католических традиций во время исполнения христианских песен. На данный момент существует множество церквей и сект, которые интенсивно используют аяхуаску в качестве традиционного напитка.В прошлом, способы приготовления и различные рецепты аяхуаски были засекречены шаманами. Только избранные знали гениальные и правильные рецепты приготовления психоактивного напитка. Только шаманы знали, какие растения нужно использовать для приготовления аяхуаски, где искать нужные растения и травы, и как готовить напиток.Стебли Банистерии каапи являются основой для всех рецептов аяхуаски. Для приготовления аяхуски необходимо отварить небольшого размера стебли лианы, а после, отваренные листья смешать со свежими листьями чакруны. Полученную смесь оставляют кипятиться на огне до момента, пока она не превратится в черную, густую и ужасную на вкус жидкость. Психоактивный напиток аяхуаска не стоит приготавливать в алюминиевой посуде, поскольку смесь является очень концентрированной и, при кипячении, способна разрушать алюминий и производить несъедобные соли алюминия.В рецептах амазонских индийцев основным ингредиентом приготовления аяхуаски является лиана. Исследования различных образцов аяхуски показывают, что в психоактивном напитке может содержаться от 20 мг до 400 мг β-карболина. Аяхуаска, приготовленная так называемыми цивилизованными метисами, как правило, содержит более высокие концентрации алкалоидов (в частности N, N-DMT), чем напиток, приготовленный индийцами.Существует интересный индийский рецепт приготовления ахуаски. Согласно этому рецепту, первым этапом приготовления аяхуаски является дробление 1-2-метрового ствола Банистерии каапи на маленькие полоски. После, полоски помещаются в горшок вместе с несколькими литрами воды. В полученную смесь добавляются листья чалипонги (Diplopterys cabrerana), гуаюсы (Guayusa) геликонии (Heliconia stricta), а также растения семейства Мальпигиевые, известного под названием mukuyasku. Приготовленную смесь кипятят до тех пор, пока большая часть воды не испарится. В результате кипячения должна получится густая темно-зеленая или темно-коричневая жидкость.Традиционно считается, что психоактивный напиток аяхуаска имеет таинственную связь с тропическими лесами. Ведь шаманы уверяют, что сила напитка позволяет видеть духов, которые присутствуют в растениях и животных. Благодаря психоактивному напитку шаманы могут общаться с духами растений, и способны приобретать необходимые для шаманских процессий знания. Традиционно считается, что благодаря аяхуаске шаманы знают истинное значение каждого отдельного животного и каждого отдельного растения. Этот ритуальный психоактивный напиток способен давать ответы на многие волнующие вопросы.Шаманы используют эффекты аяхуаски для путешествия в другую реальность, которая часто упоминается, как «голубая зона» (англ. «blue zone»). Как утверждают любители ритуального использования аяхуаски, пребывание под влиянием психоактивного напитка позволяет исследовать тайны прошлого, настоящего и будущего, лечить больных членов семьи, а также бороться с темными силами. Считается, что в земном мире определить жертву влияния темных сил невозможно. Однако, благодаря аяхуаске, шаман способен легко указать на жертву потусторонних сил, и избавить страдающего от одержимости. Ритуальное использования психоактивного напитка аяхуаска является традиционным методом народного лечения во многих культурах мира, племенах и верованиях.Ритуальное использование аяхуаски требует тщательной подготовки. Считается, что без физической и моральной подготовки к использованию ритуального напитка, духи растений не станут отвечать на интересующие шамана вопросы. Перед проведением ритуальной процессии, или же ритуального исцеления шаман обязан быть сексуально воздержанным на протяжении от недели до шести месяцев (период воздержания зависит от сложности ритуальной сессии). Помимо сексуального воздержания, шаман должен придерживаться строгой диеты, не употребляя мясные и молочные продукты, алкоголь, а также соль, перец, специи и жирную пищу. Важным моментом в подготовке к ритуальному использованию аяхуаски является регулярное очищение организма с помощью слабительных веществ, клизм, возлияний. Некоторые шаманы употребляют напиток, приготовленный из гуаюсы, с целью вызывания рвоты. Другие употребляют холодный экстракт из лианы, который действует в качестве слабительного. Шаманы придают очень сильное значение очищению организма, поэтому во время подготовки к ритуальному использованию аяхуски, принимают различные меры для достижения максимального эффекта.Ритуальное использования психоактивного напитка аяхуска, как правило, сопровождается непрерывным курением табака махорки (Nicotiana Rustica) или табака сигаретного (Nicotiana Tabacum). Считается, что табак способствует изгнанию злых духов, а также неприятных и угрожающих видений. Кроме того, во время ритуального использования аяхуаски участники в больших количествах могут употреблять чичу, другие алкогольные напитки, а также жевать листья растения коки (Erythroxylum coca). Иногда, листья бругмансии замачиваются в роме, а после, употребляются в качестве тонизирующего, стимулирующего средства. Некоторые шаманы, во время ритуального использования аяхуаски, сжигают кору камфорного дерева (Cinnamomum Камфора) в качестве благовоний с целью повышения психоактивного влияния.Существует огромное количество различных артефактов, связанных с психоактивным напитком аяхуаска. Племена Туканос (Tukanos) до сих пор интерпретируют многие амазонские петроглифы как изображения путешествий под влиянием аяхуаски. Существует также традиция украшения домов узорами, фигурками, эскизами, которые они наблюдали во время путешествия под влиянием психоактивного напитка аяхуаска.В дополнение к истинному шаманскому использованию аяхуаски, в последние десятилетия начали появляться различные синкретические церкви, которые используют психоактивный напиток аяхуаска в качестве таинственного ритуального снадобья. В Бразилии, к примеру, существуют не-христианские секты, которые используют аяхуаску в ритуалах изгнания духов, а также физического исцеления.Среди основных эффектов от употребления аяхуаски считались такие способности человека, как проходить сквозь стены, видеть сквозь горы, знать будущее, а также принимать участие в событиях прошлого и изменять будущее. Такие утверждения приобрели статус мифа, выдумки. Однако, фармацевты и доктора утверждают, что столь психоактивный напиток действительно способен пробудить, или же увеличить телепатические способности человека.Важным фактом является то, что только в последнее время, благодаря многочисленным исследованиям, ученые способны четко рассказать о нейрохимических секретах визуальных эффектов аяхуаски. Благодаря двум основным активным компонентам напитка (гармалин, диметилтриптамин), которые активно взаимодействуют и способствуют безпрепятственному прохождению через гематоэнцефалический барьер, происходит воздействие на определенные рецепторы головного мозга и стимуляция нервной системы. Именно этот сложный процесс, который происходит в организме человека вызывает разного рода видения, скачки во времени, пространстве, реальностях.Эффекты аяхуаски длятся около четырех часов. Такой активный компонент аяхуаски, как гармалин, который содержится в лиане Банистерия каапи, вызывает седативный эффект, что иногда приводит к временной неподвижности человека. Седативный эффект от употребления аяхуаски является первой фазой воздействия напитка. Во время первой фазы опьянения именно гармалин может вызвать тошноту и даже рвоту. Психоделические эффекты вызывает диметилтриптамин, второй компонент аяхуаски, который содержится в растении чакруне. Психоделические эффекты аяхуаски наступают со временем, примерно через 40-60 минут после употребления напитка. Основные психоделические визуальные эффекты аяхуаски длятся около часа, а затем внезапно прекращаются. Такие побочные эффекты, как тошнота, или головокружение проходят сразу же, после того, как начинает действовать диметилтриптамин, вызывая визуальные психоделические эффекты. В случае, если психоактивный напиток аяхуаска употребляется на регулярной основе, организм привыкает к фармакологическим воздействиям активных составляющих аяхуаски. Со временем у постоянного потребителя психоактивного напитка аяхуаска вырабатывается толерантность к гармалину и диметилтриптамину. Именно по этой причине многие хронические любители аяхуаски больше не испытывают таких неприятных эффектов аяхуаски, как головокружение, тошнота, рвота, и могут употреблять психоактивный напиток несколько раз в день.В настоящее время, психоактивный напиток аяхуаска является полностью законным в Бразилии. Правовая ситуация в других амазонских странах менее ясна, поскольку такое вещество, как диметилтриптамин является запрещенным, и относится к списку опасных наркотических веществ.Очень противоречивым стал Патент № 5751, выданный Международной корпорацией медицины, зарегистрированой в Соединенных Штатах Америки. В 1996 году произошла регистрация этого патента, которая создала извращенно странную ситуацию вокруг психоактивного напитка аяхуаска. Международная корпорация медицины в своем патенте надеялась закрепить за собой авторские права на психоактивный напиток аяхуаска, таким образом монополизировать химические и фармакологические принципы аяхуаски. Какая же получается ситуация? В случае, если бы патент вступил в силу, то индейцы-изобретатели, хранители и шаманы аяхуаски были бы лишены права готовить свой коренной ритуальный напиток. Только в случае, если бы шаманы выплачивали лицензионные отчисления в корпорацию, они могли бы спокойно заниматься приготовлением аяхуаски. К счастью этот патент не вступил в силу.Туристы со всего мира регулярно привлекаются к магическому напитку аяхуаска, его употреблению и ритуальному использованию. Однако, не всегда опыт, полученный от употребления аяхуаски, является положительным. Это связано с неумением приготовления и дозирования психоактивного напитка. Ведь, очень часто, употребление аяхуски туристами, исследователями, или же путешественниками заканчивается передозировкой и другими нежелательными последствиями. Интересным фактом является существование так называемых псевдо-шаманов, которые за небольшие деньги способны открыть «секрет» приготовления магического напитка аяхуаска. В результате употребления аяхуски по рецептам псевдо-шаманов, нередко фиксировались случаи попадания человека в кому, или же психического расстройства.
nibler.ru
Волшебные растения. Выпуск №3. Ayawaska » Nibler.ru
Из амазонских дождевых лесов происходит один из самых мощных катализаторов, для повышения осведомленности, когда-либо открытый человечеству. В Эквадоре и Перу это лекарство называется аяхуска, в Индии имеет ироничное значение «лоза мертвых».Как галлюциногенное вещество, аяхуаска не относится к одному растению, это особая смесь из двух очень разных видов растений. Не существует такого понятия, как растение аяхуаска или яге. Аяхуаска относится к сочетанию растений, усиливающих действие друг друга, также имеющих разную силу в зависимости от умения его создателя.Аяхуаска славится видениями которые она создает и реальным опытом, который, как кажется употребляющему, он переживает. Аяхуаска вызывает гипнагогическое или оторванное от реальности состояние и в то же время она сохраняет индивидуума бодрым и находящимся в сознании.Многие люди сообщают, что отвар Аяхуаски заставляет их думать быстрее и смышленней. Некоторые люди с большим опытом использования аяхуаски обозначили, что в конечном итоге мыслительные эффекты являются более значимыми, чем видения. В общем, люди сообщают, что Аяхуска дает им более глубокие и новые идей, чем приходящие им в голову обычно.Еще в доколумбовые времена, психоактивный напиток, известный как аяхуаска, использовался шаманами и знахарями в районе Амазонки для ритуалов исцеления и шаманских процессий. В прибрежных районах Эквадора, во время археологических раскопок, были обнаружены, так называемые, «горшки ведьм», которые использовались для приготовления аяхуаски. Согласно оценкам экспертов, эти исторические горшки имеют возраст около 3500 лет.Каким образом психоактивный напиток аяхуаска был впервые обнаружен до сих пор остается загадкой. Однако, эта находка стала больше, чем случайное открытие, сделанное примитивными индийцами.Миф о создании психоактивного напитка аяхуаска гласит: «Давным-давно, в тропических лесах, жил опытный охотник. Однажды, когда он был далек от своего дома, он услышал, как с ним разговаривает лиана. Охотник знал многое о том, как приготовить яд из корней, коры и семян различных растений для охоты на животных. Охотник верил в силу волшебных растений. Однако, лиана нашептала ему новый рецепт, и охотник вернулся домой с открытием.Ночью ему приснился сон, в котором дух лианы объяснил охотнику, как приготовить напиток, который можно было бы использовать для лечения многих заболеваний».Сегодня, шаманы до сих пор используют аяхуаску в качестве «напитка истинной реальности» с целью определения происхождения болезни, или же общения с владыками животных и растений.Психоактивный напиток аяхуаска представляет уникальное сочетание компонентов Банистерии каапи (Banisteriopsis caapi) – огромная лиана, растущая в тропических лесах Амазонии, Бразилии, Перу, Эквадоре, а также листьев чакруны (Psychotria viridis) – кустарник семейства Мареновые. Лиана содержит такой алкалоид, как гармалин, а чакруна диметилтриптамин (ДМТ). Только с помощью комбинации этих активных ингредиентов, психоактивный напиток аяхуаска способен производить такой эффект, как расширение сознания. Из-за мощного психоактивного воздействия напитка, в результате которого возникает трехмерное виденье, аяхуаску иногда в шутку называют «амазонское телевидение» или «джунгли кино».Шаманы считают, что эффекты аяхуаски не связаны с активными составляющими напитка. Традиционно считается, что дух растения, которое используется для приготовления психоактивного напитка позволяет открыть для себя истоки болезни, получить рецепт лекарства для излечения, или же выяснить, где лучше охотиться и добывать пищу. Шаманы с большим успехом используют этот магический напиток уже в течение многих лет. С каждым годом, чем более цивилизованными становятся тропические регионы, тем все больше не-индийцев вступают в контакт с магическим напитком. Сейчас, многие католики представляют себя в качестве цивилизованных шаманов, и используют аяхуаску для лечения многих физических заболеваний, а также душевных страданий. Их ритуалы использования аяхуаски представляют собой красочную смесь индийских и католических традиций во время исполнения христианских песен. На данный момент существует множество церквей и сект, которые интенсивно используют аяхуаску в качестве традиционного напитка.В прошлом, способы приготовления и различные рецепты аяхуаски были засекречены шаманами. Только избранные знали гениальные и правильные рецепты приготовления психоактивного напитка. Только шаманы знали, какие растения нужно использовать для приготовления аяхуаски, где искать нужные растения и травы, и как готовить напиток.Стебли Банистерии каапи являются основой для всех рецептов аяхуаски. Для приготовления аяхуски необходимо отварить небольшого размера стебли лианы, а после, отваренные листья смешать со свежими листьями чакруны. Полученную смесь оставляют кипятиться на огне до момента, пока она не превратится в черную, густую и ужасную на вкус жидкость. Психоактивный напиток аяхуаска не стоит приготавливать в алюминиевой посуде, поскольку смесь является очень концентрированной и, при кипячении, способна разрушать алюминий и производить несъедобные соли алюминия.В рецептах амазонских индийцев основным ингредиентом приготовления аяхуаски является лиана. Исследования различных образцов аяхуски показывают, что в психоактивном напитке может содержаться от 20 мг до 400 мг β-карболина. Аяхуаска, приготовленная так называемыми цивилизованными метисами, как правило, содержит более высокие концентрации алкалоидов (в частности N, N-DMT), чем напиток, приготовленный индийцами.Существует интересный индийский рецепт приготовления ахуаски. Согласно этому рецепту, первым этапом приготовления аяхуаски является дробление 1-2-метрового ствола Банистерии каапи на маленькие полоски. После, полоски помещаются в горшок вместе с несколькими литрами воды. В полученную смесь добавляются листья чалипонги (Diplopterys cabrerana), гуаюсы (Guayusa) геликонии (Heliconia stricta), а также растения семейства Мальпигиевые, известного под названием mukuyasku. Приготовленную смесь кипятят до тех пор, пока большая часть воды не испарится. В результате кипячения должна получится густая темно-зеленая или темно-коричневая жидкость.Традиционно считается, что психоактивный напиток аяхуаска имеет таинственную связь с тропическими лесами. Ведь шаманы уверяют, что сила напитка позволяет видеть духов, которые присутствуют в растениях и животных. Благодаря психоактивному напитку шаманы могут общаться с духами растений, и способны приобретать необходимые для шаманских процессий знания. Традиционно считается, что благодаря аяхуаске шаманы знают истинное значение каждого отдельного животного и каждого отдельного растения. Этот ритуальный психоактивный напиток способен давать ответы на многие волнующие вопросы.Шаманы используют эффекты аяхуаски для путешествия в другую реальность, которая часто упоминается, как «голубая зона» (англ. «blue zone»). Как утверждают любители ритуального использования аяхуаски, пребывание под влиянием психоактивного напитка позволяет исследовать тайны прошлого, настоящего и будущего, лечить больных членов семьи, а также бороться с темными силами. Считается, что в земном мире определить жертву влияния темных сил невозможно. Однако, благодаря аяхуаске, шаман способен легко указать на жертву потусторонних сил, и избавить страдающего от одержимости. Ритуальное использования психоактивного напитка аяхуаска является традиционным методом народного лечения во многих культурах мира, племенах и верованиях.Ритуальное использование аяхуаски требует тщательной подготовки. Считается, что без физической и моральной подготовки к использованию ритуального напитка, духи растений не станут отвечать на интересующие шамана вопросы. Перед проведением ритуальной процессии, или же ритуального исцеления шаман обязан быть сексуально воздержанным на протяжении от недели до шести месяцев (период воздержания зависит от сложности ритуальной сессии). Помимо сексуального воздержания, шаман должен придерживаться строгой диеты, не употребляя мясные и молочные продукты, алкоголь, а также соль, перец, специи и жирную пищу. Важным моментом в подготовке к ритуальному использованию аяхуаски является регулярное очищение организма с помощью слабительных веществ, клизм, возлияний. Некоторые шаманы употребляют напиток, приготовленный из гуаюсы, с целью вызывания рвоты. Другие употребляют холодный экстракт из лианы, который действует в качестве слабительного. Шаманы придают очень сильное значение очищению организма, поэтому во время подготовки к ритуальному использованию аяхуски, принимают различные меры для достижения максимального эффекта.Ритуальное использования психоактивного напитка аяхуска, как правило, сопровождается непрерывным курением табака махорки (Nicotiana Rustica) или табака сигаретного (Nicotiana Tabacum). Считается, что табак способствует изгнанию злых духов, а также неприятных и угрожающих видений. Кроме того, во время ритуального использования аяхуаски участники в больших количествах могут употреблять чичу, другие алкогольные напитки, а также жевать листья растения коки (Erythroxylum coca). Иногда, листья бругмансии замачиваются в роме, а после, употребляются в качестве тонизирующего, стимулирующего средства. Некоторые шаманы, во время ритуального использования аяхуаски, сжигают кору камфорного дерева (Cinnamomum Камфора) в качестве благовоний с целью повышения психоактивного влияния.Существует огромное количество различных артефактов, связанных с психоактивным напитком аяхуаска. Племена Туканос (Tukanos) до сих пор интерпретируют многие амазонские петроглифы как изображения путешествий под влиянием аяхуаски. Существует также традиция украшения домов узорами, фигурками, эскизами, которые они наблюдали во время путешествия под влиянием психоактивного напитка аяхуаска.В дополнение к истинному шаманскому использованию аяхуаски, в последние десятилетия начали появляться различные синкретические церкви, которые используют психоактивный напиток аяхуаска в качестве таинственного ритуального снадобья. В Бразилии, к примеру, существуют не-христианские секты, которые используют аяхуаску в ритуалах изгнания духов, а также физического исцеления.Среди основных эффектов от употребления аяхуаски считались такие способности человека, как проходить сквозь стены, видеть сквозь горы, знать будущее, а также принимать участие в событиях прошлого и изменять будущее. Такие утверждения приобрели статус мифа, выдумки. Однако, фармацевты и доктора утверждают, что столь психоактивный напиток действительно способен пробудить, или же увеличить телепатические способности человека.Важным фактом является то, что только в последнее время, благодаря многочисленным исследованиям, ученые способны четко рассказать о нейрохимических секретах визуальных эффектов аяхуаски. Благодаря двум основным активным компонентам напитка (гармалин, диметилтриптамин), которые активно взаимодействуют и способствуют безпрепятственному прохождению через гематоэнцефалический барьер, происходит воздействие на определенные рецепторы головного мозга и стимуляция нервной системы. Именно этот сложный процесс, который происходит в организме человека вызывает разного рода видения, скачки во времени, пространстве, реальностях.Эффекты аяхуаски длятся около четырех часов. Такой активный компонент аяхуаски, как гармалин, который содержится в лиане Банистерия каапи, вызывает седативный эффект, что иногда приводит к временной неподвижности человека. Седативный эффект от употребления аяхуаски является первой фазой воздействия напитка. Во время первой фазы опьянения именно гармалин может вызвать тошноту и даже рвоту. Психоделические эффекты вызывает диметилтриптамин, второй компонент аяхуаски, который содержится в растении чакруне. Психоделические эффекты аяхуаски наступают со временем, примерно через 40-60 минут после употребления напитка. Основные психоделические визуальные эффекты аяхуаски длятся около часа, а затем внезапно прекращаются. Такие побочные эффекты, как тошнота, или головокружение проходят сразу же, после того, как начинает действовать диметилтриптамин, вызывая визуальные психоделические эффекты. В случае, если психоактивный напиток аяхуаска употребляется на регулярной основе, организм привыкает к фармакологическим воздействиям активных составляющих аяхуаски. Со временем у постоянного потребителя психоактивного напитка аяхуаска вырабатывается толерантность к гармалину и диметилтриптамину. Именно по этой причине многие хронические любители аяхуаски больше не испытывают таких неприятных эффектов аяхуаски, как головокружение, тошнота, рвота, и могут употреблять психоактивный напиток несколько раз в день.В настоящее время, психоактивный напиток аяхуаска является полностью законным в Бразилии. Правовая ситуация в других амазонских странах менее ясна, поскольку такое вещество, как диметилтриптамин является запрещенным, и относится к списку опасных наркотических веществ.Очень противоречивым стал Патент № 5751, выданный Международной корпорацией медицины, зарегистрированой в Соединенных Штатах Америки. В 1996 году произошла регистрация этого патента, которая создала извращенно странную ситуацию вокруг психоактивного напитка аяхуаска. Международная корпорация медицины в своем патенте надеялась закрепить за собой авторские права на психоактивный напиток аяхуаска, таким образом монополизировать химические и фармакологические принципы аяхуаски. Какая же получается ситуация? В случае, если бы патент вступил в силу, то индейцы-изобретатели, хранители и шаманы аяхуаски были бы лишены права готовить свой коренной ритуальный напиток. Только в случае, если бы шаманы выплачивали лицензионные отчисления в корпорацию, они могли бы спокойно заниматься приготовлением аяхуаски. К счастью этот патент не вступил в силу.Туристы со всего мира регулярно привлекаются к магическому напитку аяхуаска, его употреблению и ритуальному использованию. Однако, не всегда опыт, полученный от употребления аяхуаски, является положительным. Это связано с неумением приготовления и дозирования психоактивного напитка. Ведь, очень часто, употребление аяхуски туристами, исследователями, или же путешественниками заканчивается передозировкой и другими нежелательными последствиями. Интересным фактом является существование так называемых псевдо-шаманов, которые за небольшие деньги способны открыть «секрет» приготовления магического напитка аяхуаска. В результате употребления аяхуски по рецептам псевдо-шаманов, нередко фиксировались случаи попадания человека в кому, или же психического расстройства.
nibler.ru
Растения в сказках|| Сайт о травах и не только
Растения в сказках
Сегодня мы поговорим о сказках. Точнее, о волшебных растениях, населяющих их.
Упоминания о растениях можно встретить почти везде: мифы и сказки, Библия и Тора, труды ученых и записки знахарей - так или иначе, растения частно фигурируют в них.
В сказках растения обычно наделяются волшебно-целительными силами. Это и понятно. Ведь именно растения помогают в лечении различных заболеваний. И именно им приписываются чудодейственные свойства. Этими силами наделяются травы, плоды, корни, различные отдельные части растения. Чаще всего волшебное растение растет очень далеко, и, чтобы его достать, необходимо пройти через ряд испытаний. Вспомним сказки, в которых герои отправляются на поиски молодильных яблок:
«Один царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за девять девятин, в десятом царстве, есть сад с молодильными яблоками, а в нем колодец с живою водою: если съесть старику это яблоко, то он помолодеет, а водой этой помазать глаза слепцу – он будет видеть» (Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде) (или - помните, как когда-то мы пели - "Может там, за седьмым перевалом...")
Иногда достаточно сорвать и применить растение.
«Нате, вот вам корешок; отройте Ивана-царевича, этим корешком его вытрите да три раза перевернитесь через него. Они взяли корешок, нашли могилу Ивана-царевича, разрыли, вынули его, тем корешком вытерли и три раза перевернулись через него – Иван-царевич встал» (Притворная болезнь) «Правда нарвала травки и давай тереть глаза; потерла один, потерла другой – и стала видеть по-прежнему… В это время у одного царя ослепла дочь, и сделал он клич: кто вылечит царевну, за того отдаст ее замуж. Правда приложила ей к очам травку, потерла и вылечила… » (Правда и кривда)
С древнейших времен дошли до нас легенды про дриад. Девы в стволе могли жить только вместе с деревом и погибали вместе с ним. Дриады были душой дерева и срубить дерево, не убив дриаду, было нельзя. В своем эпосе "Властелин Колец" Толкиен знакомит нас с Энтами, особым народом, напоминая об историях с дриадами. У Роулинг в "Гарри Поттере" Драчливая ива обладает весьма своеобразным характером, не обладая при этом возможностью двигаться, как энты, и не содержащая в себе чей-либо дух, вроде дриады. Есть что-то общее в подобных историях. Сила деревьев, их душа, их характер.. Кстати.. вспомните нашу старую сказку про деревянного мальчика. После долгого ожидания в результате чуда у пожилых бездетных родителей появляется деревянный чурбан, который затем превращается в мальчика. Дерево, несущее в себе дух, который воплощается потом в человека... Речь идет о старинной русской сказке "Терешечка". А ведь подобная мысль встречается и в более поздних сказках, таких как "Пинокио" и "Буратино".
Иногда растения присутствуют в сказках вторично, не выходя на первый план, не выполняя желаний, не совершая чудес. Но именно через них нам проще узнать характер героев. Такие растения часто истинно сказочные, не существующие в природе. Вспомним "Каменный цветок" Бажова или "Аленький Цветочек" Аксакова. Чудовище с добрым сердцем, оберегающее цветочек аленький. Эту любовь к волшебному цветку, который не исполняет желаний, не дарит долголетия, а просто радует его своим видом, демонстрирует чуткое и доброе сердце, которое скрывается за страшным обликом. В сказках растения выполняют желания, как заправские джины. Вспомните нашу сказку "Цветик-семицветик". Ведь только от девочки зависело, какие именно желания будут выполнены. Шаг за шагом, ошибка за ошибкой, сказка вела девочку и нас к истинным ценностям, помогала понять, что для человека важнее - новая кукла или помощь другу. Волшебный сказочный цветок. Кто из нас не хотел бы иметь такой?
Маггловский ученый В.Я.Пропп, не веря в магические силы, считал, что речь идет о наивной вере людей в то, что растение может отдать человеку живительную силу земли. Поэтому обычно в сказках нет конкретного названия растения, а обычно - травка, корешок, яблочко.
В зависимости от того, кто и с какой целью писал сказки,можно разделить их на три группы. В первых фигурируют полностью выдуманные, сказочные растения. Во вторых - волшебные растения, за названиями которых скрываются вполне реальные растения. И, наконец, в третьих - вполне реальные растения со своими родными названиями, которые вплетали в сказочное повествование.
В первую категорию можно отнести сказки, написанные писателями 19-20 веков, такие как Аксаков ("Аленький Цветочек"), Катаев ("Цветик-Семицветик"), Теккерея ("Кольцо и роза"). Эти растения не существуют в привычном нам мире, их мир - сказки.
Часто сказки отражают первые шаги в познании целебных (или ядовитых) растений (например, легенда о корне-человеке). Именно соки растений приобрели в сказках название - "живая вода". Сказочное растение может исцелить, одарить вечной жизнью, выполнить желание, подарить счастье или, наоборот, разрушить его... Сказочное растение может быть каменным или неземного происхождения... Разрыв-трава, одолень-трава, молодильные яблоки, корень-человек - и эти растения можно отнести во вторую категорию. За этими волшебными и сказочными названиями скрываются вполне обычные, известные нам растения. Волшебным травам России я посвятила отдельную лекцию, посетив которую вы узнаете, что за растения скрываются под этими именами.
Ну а третья категория - сама простая. Почти о каждом растении сложены мифы и легенды, придающие обычному растению магические свойства. Крапива из "Диких лебедей" спасла братьев Элизы, Ива, размахивающая ветвями и хлестающая всех, кто попадется ей под ветви, из "Гарри Поттера" Роулинг, вербена, о свойстве которой (выполнять любое желание) складывались легенды. Изучение свойств этих растений, мифов, связанных с ними, их внешнего вида и особенностей помогут приблизиться к пониманию - почему эти знакомые нам растения называют магическими и приписывают им такие удивительные свойства. О каждом таком растении можно рассказывать на протяжении отдельной лекции. О некоторых подобных растениях и об их удивительных свойствах можно прочесть в Травнике.
herbalogya.ru