Конспект урока для 6 класса "Питание животных". Плотоядные и всеядные животные хищные растения 6 класс
Плотоядные и всеядные. Растения хищники. 6 класс. ФГОС. УМК Линия жизни
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:28.10.2015 Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения.
2 слайд Описание слайда:1. Плотоядные -- питаются другими животными -- вначале убивают свою добычу -- затем поедают
3 слайд Описание слайда:Приспособления для ловли жертвы острые когти зубы
4 слайдУ жертв защитные особенности Шипы Панцири Защитная окраска Ядовитые железы Способность быстро прятаться Зарываться в рыхлый грунт Строить недоступные хищникам убежища
5 слайд Описание слайда:еж
6 слайд Описание слайда:черепаха
7 слайд Описание слайда:Заяц русак
8 слайд Описание слайда:жерлянка
9 слайд Описание слайда:Круголовка-вертихвостка
10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда:Польза хищников Уничтожают больных и слабых животных Сдерживают распространение болезней
2. Всеядные. Растительной Животными Останками погибших животных Пример: -- бурый медведь
13 слайд Описание слайда:3. Хищные растения Гетеротрофы Способны захватывать мелких животных видоизмененными листьями Источник дополнительного питания
14 слайд Описание слайда:Листья-ловушки Венерина мухоловка
15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда:Листья-липучки росянка
18 слайд Описание слайда: 19 слайдросолист
22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда:Листья-кувшинки Непентес
24 слайд Описание слайда: 25 слайд Описание слайда: 26 слайд Описание слайда:саррацения
27 слайд Описание слайда: 28 слайд Описание слайда:жирянка
29 слайддарлингтония
30 слайд Описание слайда:Пузырчатка
31 слайд Описание слайда: 32 слайд Описание слайда:Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-256012
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения - Жизнедеятельность организмов - 6 класс - УРОКИ БИОЛОГИИ 5-6 классы - Пособие для учителей общеобразовательных учреждений
6 класс
Глава 3. Жизнедеятельность организмов
Урок 8. Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения
Задачи урока:
• познакомить учащихся с особенностями питания плотоядных и всеядных животных, хищных растений;
• научить учащихся различать животных по способам добывания пищи;
• формировать у учащихся интерес к изучению живой природы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями питания плотоядных и всеядных животных, хищных растений; учатся выделять существенные признаки питания животных; овладевают умением различать животных по способам добывания пищи.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за питанием животных и хищных растений, классифицировать животных по способам добывания пищи, учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о животных в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению особенностей питания животных и хищных растений, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к хищным животным и их охраны.
Основные понятия урока: плотоядные и всеядные животные, особенности питания и добывания пищи, хищные растения.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении особенностей питания плотоядных и всеядных животных, хищных растений, определение целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к хищным животным.
Ход урока
I. Проверка знаний
1. Проверка знаний об особенностях гетеротрофного питания (фронтальный опрос).
2. Заслушивание и обсуждение сообщений учащихся о растительноядных животных.
II. Изучение нового материала
1. Плотоядные животные (беседа с демонстрацией изображений животных, слайдов).
2. Всеядные животные (самостоятельная работа учащихся с учебником на с. 105—106. Составление плана ответа о всеядных животных).
3. Хищные растения (рассказ учителя с элементами беседы, демонстрацией фотографий, рисунков).
III. Закрепление материала и умений
1. Беседа о способах добывания пищи животными. Коллективное заполнение таблицы на доске.
Сравнительная характеристика животных по способам добывания пищи
Группа животных по способам добывания пищи | Сходство | Различия |
Растительноядные | ||
Плотоядные | ||
Всеядные |
2. Самостоятельная работа учащихся с учебником на с. 106—107. Составление плана ответа о хищных растениях.
IV. Домашнее задание
1. Изучить § 28 учебника на с. 105—107, ответить на вопросы 3, 4 после параграфа.
2. Подготовить сообщение о каком-либо плотоядном или всеядном животном.
compendium.su
Конспект урока для 6 класса "Питание животных"
ТЕМА: Питание животных
: Цель урока: раскрыть особенности питания и пищеварения у животных
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие о питании и пищеварении у животных; раскрыть понятия «пищеварение», «ферменты»; показать усложнение пищеварительных систем животных;
Развивающие:развивать логическое мышление; речь; внимание; умение работать со схемами, рисунками, текстом учебника, сравнивать, делать выводы; развивать навыки работы с биологическими терминами и практические умения по распознаванию и определению отдельных органов и их систем;
Воспитательные: А) продолжить умение работать в парах (коммуникативная культура общения),
Б) развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности,
В) создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями гетеротрофного питания, способами добывания пищи; учатся выделять существенные признаки питания животных; овладевают умением различать животных по способам добывания пищи.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, классифицировать животных по способам добывания пищи; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о питании в учебнике.
Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.
Основные понятия урока: гетеротрофное питание, пищеварение, растительноядные, плотоядные и всеядные животные, хищные растения.
Деятельность учащихся: работа с учебником, в группах, в тетради, обсуждение особенностей питания.
Тип урока: Изучения нового материала
Методы обучения: частично – поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.
1.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Посмотрите на доску:
… дышит, двигается, растёт, развивается, размножается, умирает.
- Прочитайте эти слова. Что это за слова?
- Всё ли здесь перечислено? Какие ещё признаки живых организмов вы знаете? (Организмы питаются.)
На прошлом уроке мы начали знакомиться с темой «Питание и пищеварение» и рассмотрели: как происходит питание растений . Для опроса домашнего задания я приготовила вам кроссворд на тему: «Питание растений». Ученики выполняют кроссворд, проводят взаимоконтроль и взаимооценку.
1.х | л | о | р | о | п | л | а | с | т | ы | |||||
2.у | с | т | ь | и | ц | а | |||||||||
3.ф | о | т | о | с | и | н | т | е | з | ||||||
4.к | р | а | х | м | а | л | |||||||||
5.п | о | ч | в | е | н | н | о | е | |||||||
6.л | и | с | т | ||||||||||||
7.у | г | л | е | к | и | с | л | ы | й |
1. Органоиды клетки зеленого цвета, принимающие основное участие в фотосинтезе.
2.Щелевидные клеточные образования
3. . Процесс образования глюкозы из углекислого газа и воды под действием света.
4. Органическое вещество, которое образуется из глюкозы. Способно накапливаться в семенах, клубнях.окрашивается в синий цвет под действием йода.
5.Способ питания -поглощение корнями воды и минеральных веществ
6. Основной орган растения, в котором происходит фотосинтез.
7. Газ, поглощаемый растениями в процессе фотосинтеза
Прежде чем, объявить вам тему и цели урока, хочу прочитать вам стихи
Мышки – серые воришки.
Сыр нашли в кладовке мышки.
Но не спит хозяин кот,
Кот кладовку стережет.
Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели
Только к дятлу на обед
Попадает … (короед)
От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл … (карась)
Все жуки, букашки, мушки –
Вкусный завтрак для … (лягушки)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад, вперед по полю вскачь,
А зовется птица … (грач)
В лесу мне видеть довелось,
Как грыз кору могучий…(лось)
Вопрос к учащимся: О чем этот стишок? О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
– О питании животных
2. Изучение нового материала
На предыдущем уроке было изучено питание растений; сформулируем тему сегодняшнего урока и запишем ее в тетради: “Питание животных”.
– Мы должны узнать, как питаются разные животные.
– Выяснить, какие приспособления имеют животные для добывания пищи.
– Выяснить, что общего в процессе питания у всех животных.
Переходим к 1 вопросу«Группы животных по способу питания
Демонстрация видио – что животные питаются разной пищей
Работа с учебником стр60-62 Групповая работа
«Выявите группы животных по способу питания» и укажите представителей
Группы животных по способу питания
А Бурундук, олень и бабочка питаются растениями - это растительноядные животные (запись в схему).
БЯстреб, тигр, аллигатор питаются другими животными - это хищники (запись в схему)
ВМедведь питается как растениями, так и животными, т.е. он – всеядный (запись в схему).
Г.Дождевые черви, гиены, грифы - питаются мёртвыми (гниющими) остатками растений и животных, т. е. они трупоеды (запись в схему).
Д Блохи, клопы питаются кровью животных и человека, т. е. являются паразитами (запись в схему).
Е — сожительство рака – отшельника и актинии, зеленой гидры с одноклеточными водорослями.
( симбионты)
Итог (подводят учащиеся): животные делятся на 6 групп в зависимости от видов питания – растительноядные, хищники, всеядные, трупоеды , паразиты, симбионты. У животных есть определённые приспособления к виду питания.
К нам на урок были приглашены представители всех групп, но они, к сожалению, приехать не смогли, а прислали нам телеграммы. Наша задача – определить, кто является авторами телеграмм.
(Детям раздаются телеграммы, они их зачитывают и определяют авторов.)
№ 1. Мы ближе всех к автотрофам. Зря они нас не любят! Ведь некоторые из нас помогают им размножаться! ( травоядные)
№ 2. Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только очень ( Хищные)
№ 3. Мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку!
( трупоед)
№ 4. Мы – самые дружелюбные. Мы любим жить в мире и дружбе с другими существами! Мы очень много делаем друг для друга! (Симбионты)
№ 5. А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем! (паразиты )
Распределить животных по типам питания. Индивидуальная работа в парах.
(Учащиеся на выданных карточках распределяют животных по группам питания)
Растительноядные.
2. Хищные.
3. Паразиты.
4. Трупоеды.
5. Всеядные
1-й вариант.
волк личинка мухи фазан пиявка свинья
2 4 1 3 5
2-й вариант.
лев гиена ласточка клещ голубь
2 4 2 3 1
3-й вариант.
пантера клест акула медведь аскарида
2 1 2 5 3
4-й вариант.
орел гриф белка гадюка вирус
2 4 1 2 3
5-й вариант.
сова хомяк вороны махаон блоха
2 1 5 1 3
6-й вариант.
человек жираф вши щука осьминог
5 1 3 2 2
После окончания работы учащиеся осуществляют проверку .Правильные ответы для ускорения работы проецируются на экране.
1 | волк | личинка мухи | фазан | пиявка | свинья |
2 | лев | гиена | ласточка | клещ | голубь |
3 | пантера | клест | акула | медведь | аскарида |
4 | орел | гриф | белка | гадюка | вирус |
5 | сова | хомяк | вороны | махаон | блоха |
6 | человек | жираф | вши | щука | осьминог |
Выставление отметок
5 – нет ошибок
4 – одна ошибка
3 – две ошибки
2 – три и более ошибок
Все животные обеспечивают себя питанием, используя для этого готовые органические вещества, способы питания разнообразны.
Учитель: Что происходит с пищей, попавшей в организм животных?
Ученики: Пища в организме переваривается.
Учитель: Почему органические вещества пищи не могут сразу усваиваться клетками животного? Что такое пищеварение? В чем его суть?
Попытайтесь, опираясь на материал учебника стр63 сформулировать определение понятия «пищеварение».
Стр 63
Учитель: Какая система органов обеспечивает процесс пищеварения?
« Пищеварение». Переработка пищи и ее усвоение организмом человека или животного называется пищеварением. Французский писатель Оноре де Бальзак писал « Если у человека пищеварение хорошее, то такой человек будет живуч и долголетен, как ливанские кедры». А как же происходит процесс пищеварения и что живым организмам в этом помогает?
Вставьте в предложения пропущенные слова, используя информацию из учебника на стр.102
По способу питания все животные- _______________________________.
У многоклеточных животных есть ______________________________система.
Пищеварительный тракт поделен на отделы: _______________________, ______________, _________________, _____________________, ______________________.
Стенки пищеварительного тракта выстланы _____________________________ тканью, которая содержит много _____________________, выделяющих _________________, _______________________________________________ и ________________________.
Процесс пищеварения начинается в _________________________________.
Кишечник образует множество ______________________, покрытых _______________________________.
Через мелкие кровеносные сосуды питательные вещества из кишечника попадают в _______________, а потом ко всем __________________ и __________________.
Выразите свое мнение к высказыванию О.Бальзака. Подтвердите примерами.
____________________________________________________________________________________
Закрепление
Все животные ……...., то есть питаются готовыми органическими веществами.
Процесс механической и химической переработка пищи называется …………….
Процесс пищеварения происходит в…………………….
Домашнее задание:
Написать сочинение с элементами исследования « Питание моего пушистого друга», ответив на вопросы: что любит кушать, какие приспособления имеет для питания.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Проверочнаяработа Найти соответствие (задание проецируется на экране)
А) Гетеротрофы | 1. Взаимополезное сожительство двух организмов. |
Б) Автотрофы | 2. Животные, питающиеся растительноядными животными. |
В) Питание | 3.Организмы,забирающие у других необходимые питательные вещества и ничего не дающие им взамен. |
Г) Пищеварение | 4.Вещества, обеспечивающие переваривание пищи. |
Д) Хищники | 5.Животные, поедающие сами растения или их плоды и семена. |
Е) Симбиоз | 6.Процесс переработки пищи. |
Ж) Паразиты | 7.Животные, поедающие останки животных и растений. |
З) Фотосинтез | 8.Процесс получения организмами веществ и знергии. |
И) Фермент | 9.Организмы, создающие питательные вещества из непитательных. |
К) Трупоеды | 10.Организмы, потребляющие готовые питательные вещества. |
Л) Растительноядные | 11.Процесс образования органических веществ изнеорганических на свету в зеленых листьях из углекислого газа и воды. |
Взаимопроверка учащихся в парах (ответы проецируются на экране) Ответы: А – 10, Б – 9, В – 8, Г – 6, Д – 2,Е – 1, Ж – 3, З – 11, Е -4, К – 7, Л – 5.
1. Органоиды клетки зеленого цвета, принимающие основное участие в фотосинтезе.
2.Щелевидные клеточные образования
3. . Процесс образования глюкозы из углекислого газа и воды под действием света.
4. Органическое вещество, которое образуется из глюкозы. Способно накапливаться в семенах, клубнях.окрашивается в синий цвет под действием йода.
5.Способ питания -поглощение корнями воды и минеральных веществ
6. Основной орган растения, в котором происходит фотосинтез.
7. Газ, поглощаемый растениями в процессе фотосинтеза
1-й вариант.
волк личинка мухи фазан пиявка свинья
2-й вариант.
лев гиена ласточка клещ голубь
3-й вариант.
пантера клест акула медведь аскарида
4-й вариант.
орел гриф белка гадюка вирус
5-й вариант.
сова хомяк вороны махаон блоха
6-й вариант.
человек жираф вши щука осьминог
№ 1. Мы ближе всех к автотрофам. Зря они нас не любят! Ведь некоторые из нас помогают им размножаться!
№ 2. Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только очень кушать хочется!
№ 3. Мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку!
№ 4. Мы – самые дружелюбные. Мы любим жить в мире и дружбе с другими существами! Мы очень много делаем друг для друга!
№ 5. А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем!
« Пищеварение». Переработка пищи и ее усвоение организмом человека или животного называется пищеварением. Французский писатель Оноре де Бальзак писал « Если у человека пищеварение хорошее, то такой человек будет живуч и долголетен, как ливанские кедры». А как же происходит процесс пищеварения и что живым организмам в этом помогает?
Вставьте в предложения пропущенные слова, используя информацию из учебника на стр.102
По способу питания все животные- _______________________________.
У многоклеточных животных есть ______________________________система.
Пищеварительный тракт поделен на отделы: _______________________, ______________, _________________, _____________________, ______________________.
Стенки пищеварительного тракта выстланы _____________________________ тканью, которая содержит много _____________________, выделяющих _________________, _______________________________________________ и ________________________.
Процесс пищеварения начинается в _________________________________.
Кишечник образует множество ______________________, покрытых _______________________________.
Через мелкие кровеносные сосуды питательные вещества из кишечника попадают в _______________, а потом ко всем __________________ и __________________.
Выразите свое мнение к высказыванию О.Бальзака. Подтвердите примерами.
____________________________________________________________________________________
« Пищеварение». Переработка пищи и ее усвоение организмом человека или животного называется пищеварением. Французский писатель Оноре де Бальзак писал « Если у человека пищеварение хорошее, то такой человек будет живуч и долголетен, как ливанские кедры». А как же происходит процесс пищеварения и что живым организмам в этом помогает?
Вставьте в предложения пропущенные слова, используя информацию из учебника на стр.102
По способу питания все животные- _______________________________.
У многоклеточных животных есть ______________________________система.
Пищеварительный тракт поделен на отделы: _______________________, ______________, _________________, _____________________, ______________________.
Стенки пищеварительного тракта выстланы _____________________________ тканью, которая содержит много _____________________, выделяющих _________________, _______________________________________________ и ________________________.
Процесс пищеварения начинается в _________________________________.
Кишечник образует множество ______________________, покрытых _______________________________.
Через мелкие кровеносные сосуды питательные вещества из кишечника попадают в _______________, а потом ко всем __________________ и __________________.
Выразите свое мнение к высказыванию О.Бальзака. Подтвердите примерами.
____________________________________________________________________________________
multiurok.ru
План конспект по биологии 6 класс Урок 8. Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения
Урок 8. Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения
Задачи урока:
- познакомить учащихся с особенностями питания плотоядных и всеядных животных, хищных растений;
- научить учащихся различать животных по способам добывания пищи;
- формировать у учащихся интерес к изучению живой природы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями питания плотоядных и всеядных животных, хищных растений; учатся выделять существенные признаки питания животных; овладевают умением различать животных по способам добывания пищи.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за питанием животных и хищных растений, классифицировать животных по способам добывания пищи, учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о животных в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению особенностей питания животных и хищных растений, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к хищным животным и их охраны.
Основные понятия урока: плотоядные и всеядные животные, особенности питания и добывания пищи, хищные растения.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении особенностей питания плотоядных и всеядных животных, хищных растений, определение целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к хищным животным.
Ход урока
- Проверка знаний
- Проверка знаний об особенностях гетеротрофного питания (фронтальный опрос).
- Заслушивание и обсуждение сообщений учащихся о растительноядных животных.
- Изучение нового материала
- Плотоядные животные (беседа с демонстрацией изображений животных, слайдов).
- Всеядные животные (самостоятельная работа учащихся с учебником на с. 105—106. Составление плана ответа о всеядных животных).
- Хищные растения (рассказ учителя с элементами беседы, демонстрацией фотографий, рисунков).
- Закрепление материала и умений
1. Беседа о способах добывания пищи животными. Коллективное заполнение таблицы на доске.
Сравнительная характеристика животных по способам добывания пищи
Группа животных по способам добывания пищи | Сходство | Различия |
Растительноядные |
|
|
Плотоядные |
| |
Всеядные |
|
2. Самостоятельная работа учащихся с учебником на с. 106—107. Составление плана ответа о хищных растениях.
- Домашнее задание
- Изучить § 28 учебника на с. 105—107, ответить на вопросы 3, 4 после параграфа.
- Подготовить сообщение о каком-либо плотоядном или всеядном животном.
xn----8sbhepth3ca.xn--p1ai
Конспект урока по биологии в 6 классе «Плотоядные растения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Приморско-Ахтарский район Краснодарский край
Конспект урока по биологии в 6 классе«Плотоядные растения»
подготовила
учитель биологии и химии
Евченко Наталья Алексеевна
ст. Ольгинская
2012
Конспект урока: «Плотоядные растения»
Цель: познакомить учащихся с новыми видами плотоядных растений, с особенностями строения и жизнедеятельности.
Задачи урока: Образовательные: изучить особенности плотоядных растений, научить детей распознавать их. Воспитывающие: формирование у детей умения работать в коллективе, слушать товарищей; воспитывать бережное отношение к природе. Развивающие: развивать восприятие, воображение, память, наблюдательность, любознательность; расширять кругозор учащихся; развивать познавательные способности учащихся, самостоятельность. Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Плотоядные растения».
Подготовительный этап: учащиеся предварительно получили задания – изучить по литературным источникам и интернет ресурсам виды, особенности строения, место обитания плотоядных растений. Ребятам был предложен список видов плотоядных растений для изучения.
Ход урока
I. Организационный момент. Класс делится на две команды, команды сидят вокруг своих столов по 6-7 человек. Два ученика из класса помогают учителю. Один на доске выставляет баллы командам, второй ученик выносит черный ящик.
II. Повторение и закрепление изученного материала. Проблемный вопрос урока записан на доске и учитель его произносит - Почему плотоядные растения избрали такой необычный способ питания? 1. Перед началом игры ребята смотрят фильм «Хищные растения» - 4 минуты. 2. Учитель: Все наши растения-хищники - это зеленые растения. Хотя часто кожица листьев или волоски у них бывают окрашены в другие яркие цвета, но все равно и в листьях, и в стеблях у них всегда есть могущественные зеленые хлорофилловые зернышки, которые с помощью солнечных лучей перерабатывают частицы углекислого газа и воды в сахар и крахмал. Почти все растения-хищники живут в сырых местах, на болотах и даже в воде. Из всех этих растений один только росолист обитает на сухих каменистых и песчаных холмах. Но у всех этих мест она общая особенность - малоплодородные почвы. В них не хватает тех почвенных солей, которые хотя и в небольших количествах, но очень нужны растению. Эти многолетние травянистые растения, улавливающие насекомых, а иногда и других мелких животных и использующие их как дополнительный источник питания. Насекомоядные растения встречаются во всех частях света, их около 500 видов из разных семейств. Из них в нашей стране встречается 18 видов, относящихся к двум семействам: росянковых (росянка, альдрованда) и пузырчатковых (пузырчатка, жирлянка). Первые сведения о них появились в XVII веке, когда с острова Мадагаскар были привезены в Европу насекомоядные растения кувшиночники, у которых концы листьев видоизменились в настоящие кувшины с крышечками. Поскольку таких растений довольно много и все они ловят добычу по-разному, ботаники разделили их на три группы. Первая - активные хищники - венерина мухоловка. Хватают жертву без лишних промедлений, чуть только окажется в пределах досягаемости. Вторые - приклеивающие – росянка, библис гигантский, росолист. Эти растения действуют не столь решительно. Сначала приклеивают посетителя, а потом уже заключают его в свои объятия. Третьи – ждущие – кувшиночники, пузырчатка. Эти растения ждут, пока добыча сама заберется, куда ей положено. Переваривают жертвы все одинаково. 3. Игра «Что? Где? Когда?». Используя мультимедийную презентацию учитель задает командам вопросы по очереди. Слайд 2,3. Вопросы выбирает сама команда, выигрывает команда, которая ответит на шесть вопросов. Слайд 4. Вопрос 1. Какие плотоядные растения обитают в России? Ответ. Растение росянка – 2 вида встречаются на сфагновых болотах, пузырчатка в водоемах и жерлянка. Слайд 5. Вопрос 2. Это растение - хищник полностью покружено в воду, не имеет корней, часть листьев видоизменилась в небольшие ловчие пузырьки, назовите это растение, как это растение питается насекомыми? Ответ. Пузырчатка. Насекомое попадает в пузырек, который закрывается клапаном. Водное животное погибает и продукты разложения всасываются растением. Слайд 6. Вопрос 3. Внимание! Черный ящик. Предмет напоминает видоизмененные верхние части черешка листа этого растения-хищника. Ответ. В черном ящике кувшин, а растения кувшиночники. Слайд 7. Вопрос 4. Почти все растения-хищники живут в сырых местах, на болотах и даже в воде. Из всех этих растений одно обитает на сухих каменистых и песчаных холмах. Назовите это растение. Ответ. Росолист. Слайд 8. Вопрос 5. Растение обитающее на болотах Северной Америки, родственница росянка с более совершенным ловчим аппаратом. Ответ. Венерина мухоловка. Слайд 9. Вопрос 6. Почему растения хищники питаются насекомыми? Ответ. Давайте вспомним, где живут эти растения. Большинство -- на болотах, многие -- в тропических лесах, росолист -- в пустыне, пузырчатка -- в толще воды. Как быть росянке, растущей среди мха и никогда не дотягивающейся своими слабыми корнями до земли. Вот и научились растения получать дополнительное питание, убивая насекомых. Основное, что они при этом получают, - азот и минеральные вещества. Этот источник питания для них дополнительный. Слайд 10. Вопрос 7. Необычную картину обнаружил в этом году житель английской деревни West Pennard Найджел Хьюитт-Купер, когда осматривал свой тропический сад, передаёт BBC News. В одном из растения рода Nepenthes виднелись перья несчастной птахи. Самые большие из этих растений часто поедают лягушек, ящериц и мышей. Назовите это растение. Ответ. Кувшиночник. Слайд 11. Вопрос 8. Ловчий аппарат растений венериной мухоловки и кувшиночника это цветок или видоизмененный лист? Ответ. Видоизмененный лист. Слайд 12. Вопрос 9. Внимание! Черный ящик. Листья растения жирлянки обладает таким же свойством как предмет в ящике. Ответ. Липучки (клей) – приклеивающее свойство. Слайд 13. Вопрос 10. Почему растение росянка получила в народе такое название? Ответ. У растения поверхность листовой пластинки покрыта железистыми волосками с круглыми головками, которые выделяют капельки, похожие на росу. Лист кажется покрыт росой, отсюда и название. Эта жидкость клейкая и по свойствам близка к желудочному соку. Слайд 14. Вопрос 11. Назовите плотоядное растение, способное захлопывать листья за одну десятую долю секунды. Ответ. Венерина мухоловка способна захлопывать листья за одну десятую долю секунды. Это одно из самых быстрых движений в мире растений. Долгое время было загадкой - как мухоловка производит такое молниеносное движение. Оказалось, что листья венериной мухоловки накапливают упругую энергию. Они работают как выпуклые мембраны, которые с резким щелчком переключаются из одного положения в другое, стоит только легонько нажать на них пальцем. Слайд 15. Вопрос 12. Среди австралийских росянок есть одна совершенно особая. Та, что дала пищу для слухов о растениях-людоедах. Высота этого растения больше полуметра. Ответ. Это растение называется библис гигантский. 4. Подведение итогов игры. Ребята победители получают оценки «5», выбирается самый активные игрок двух команд - получают приз и оценивается лучший игрок из проигравшей команды.
III. Итог урока. Проблемный вопрос урока записан на доске и учитель его произносит - Почему плотоядные растения избрали такой необычный способ питания? Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Большинство плотоядных растений живут на болотах, многие кувшиночники - в тропических лесах, росолист - в пустыне, пузырчатка - в толще воды. Как быть росянке, растущей среди мха и никогда не дотягивающейся своими слабыми корнями до земли? Ведь у нее нет микоризы, которая помогает клюкве, багульнику, голубике выжить на болоте, получить дополнительное питание. Вот и научились растения получать дополнительное питание, убивая насекомых. Основное, что они при этом получают - азот и минеральные вещества. Этот источник питания для них дополнительный. Опыты Ч. Дарвина, например, показали, что росянки могут долгое время обходиться без животной пищи, но они сильно отстают в росте от своих кормленых соседок, меньше цветут и меньше оставляют семян. Дарвин, много лет изучавший изумившие его своей странностью насекомоядные растения, объяснил их хищничество как приспособление к обитанию в условиях недостатка питательных веществ. Но такой способ питания - крайность для растений, поэтому они всегда остаются небольшими и ловят мелких насекомых.
Рефлексия. Метод оценки своей работы «Мое настроение». Оценка результата урока:
Урок удался – цель достигнута, задачи выполнены, настроение хорошее.
Урок хороший – цель достигнута, но настроение плохое, потому что проиграли.
Урок не понравился - не то, что ожидали, есть над чем работать – начни с себя.
IV. Домашнее задание. Составьте, пожалуйста, кроссворд на тему “Растения – хищники” или нарисуйте любое плотоядное растение, а для самых любознательных следующее задание: найти и прочитать материал о растениях – хищниках, о которых мы не говорили на уроке, рассказать о них своим одноклассникам.
Литература для подготовки к уроку.
1. А.М. Былова, Н.И. Шорина. Экология растений. Пособие для учащихся 6 класса. – Москва: Вентана-Граф, 2006.
2. Большая энциклопедия природы. Т.6. Жизнь растений. – Москва: Мир книги, 2003.
3. Азбука природы.- Москва: Ридерз Дайджест, 2001.
4. Растения. Полная энциклопедия. – Москва: Эксмо, 2005.
5. Интернет ресурсы:
http://www.membrana.ru/particle/16555
http://yandex.ru/yandsearch
http://www.ellf.ru/other/24659-plotojadnye-rastenija-25-foto.html
http://tana.ucoz.ru/load/274-2-2
http://trinixy.ru/37448-plotoyadnye-rasteniya-45-foto.html
doc4web.ru
Всеядные животные
Многие растительноядные животные время от времени употребляют в пищу мясо, и, наоборот, плотоядные порой тоже не пренебрегают подходящей растительной пищей. Но есть виды животных, которые одинаково любят и мясную и растительную пищу. Их называют всеядными.
К всеядным животным относятся, например, тараканы, страусы, крысы, свиньи, большинство видов медведей, а также шимпанзе и, конечно же, человек. Их система пищеварения не столь узко специализирована, как у плотоядных или растительноядных, поскольку она может переваривать как растительную, так и животную пищу. У всеядных животных в передней части челюсти расположены резцы, а сзади - коренные зубы. У них нет острых, как ножи, клыков и коренных зубов с острыми краями, как у хищников, или больших - приспособленных для перетирания травы, как у жвачных растительноядных животных.
Енот полоскун
Енота-полоскуна можно найти почти повсюду на североамериканском континенте. Он питается мясом, растениями, яйцами - короче говоря, всем, что сможет найти. Еноты - очень ловкие и чрезвычайно умные животные. Несмотря на то, что они питаются преимущественно растениями, они могут и залезть на дерево, чтобы разорить птичье гнездо, или терпеливо, как барсук, копаться в земле, выискивая дождевых червей. Кончики их тонких пальцев почти так же чувствительны, как у человека. До сих пор остается неясным, почему еноты моют свою еду. Некоторые зоологи считают, что такое их поведение проявляется только в неволе.
Бурый медведь
Человек в основном вытеснил бурых медведей из их естественной среды обитания - лесов умеренных зон Европы, Азии и Северной Америки. Несмотря на то, что медведь состоит в родстве с другими хищными животными - такими как кошки или собаки, - и его зубы наводят страх, этот богатырь не склонен охотиться на больших животных и убивать их. Он относится к всеядным животным, питается ягодами, кореньями, плодами, мясом и яйцами. Каждому виду медведей присущ свой особый способ охоты. Бурые медведи Аляски, например, ловят угрей, поднимающихся вверх по реке на нерест.
Серый журавль
Серый журавль - единственный вид журавля, который высиживает птенцов в Европе. На долгом пути из Африки в леса северной Европы стаи журавлей поедают все, что попадается им на пути, от картофеля на испанских полях до лягушек на польских болотах. Серые журавли всегда совершают перелет большими стаями и всегда по одному и тому же маршруту; приземляются они только там, где могут найти пишу. По-видимому, эти сведения передаются из поколения в поколение.
Исполинская ящерица
Обыкновенная исполинская ящерица обитает в лесах умеренной зоны Австралии. Ее длина может достигать 60 см. Как и другие живущие в более прохладных климатических зонах пресмыкающиеся, она не откладывает яйца, а рожает живых детенышей. В основном это вегетарианцы, но некоторые виды, например показанный здесь на фото, едят всего понемногу, в том числе червей, улиток и насекомых. В случае опасности эта ящерица высовывает голубой язык, чтобы отпугнуть врага. Кроме того, как и многие животные, она раздувается, чтобы казаться больше.
Бородавочник
Бородавочники состоят в родстве с европейскими кабанами. У тех и у других длинные постоянно растущие клыки, которые служат им для добывания пищи. Бородавочник чрезвычайно хорошо приспосабливается к условиям окружающей среды. Его можно найти во многих лесных и степных зонах Африки, и он всегда путешествует в поисках съедобных растений. В сухое время года он клыками и твердым рылом роет землю, чтобы отыскать коренья и клубни. Он может есть и падаль и мелких млекопитающих. Во время еды он подгибает передние ноги, чутко прислушиваясь, не приближается ли враг. В случае опасности он прячется, например в норе трубкозуба, и выставляет наружу свои опасные клыки.
Далее: Плотоядные животные
mirfaunas.ru
Конспект и презентация к уроку "Питание животных"
Задачи урока:
познакомить учащихся с особенностями гетеротрофного питания, пищеварением у животных, растительноядными животными;научить учащихся выделять существенные признаки гетеротрофного питания;формировать у учащихся интерес к изучению животного мира.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями гетеротрофного питания, способами добывания пищи; учатся выделять существенные признаки питания животных; овладевают умением различать животных по способам добывания пищи.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, классифицировать животных по способам добывания пищи; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о питании в учебнике.
Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.
Основные понятия урока: гетеротрофное питание, пищеварение, растительноядные, плотоядные и всеядные животные, хищные растения.
Деятельность учащихся: работа с учебником, в группах, в тетради, обсуждение особенностей питания.
ХОД УРОКА.
1.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Посмотрите на доску:
… дышит, двигается, растёт, развивается, размножается, умирает.
- Прочитайте эти слова. Что вы можете о них сказать?
- Про кого можно так сказать? (Про животного, про человека.)
- А к растению можно отнести все эти признаки? (Нет, оно не двигается.)
- Всё ли здесь перечислено? Какие ещё признаки живых организмов вы знаете? (Организмы питаются.)
- Как думаете, над какой темой мы будем работать на уроке? (Питание животных.)
-О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Для этого учащимся задаются следующие загадки: СЛАЙД
Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели
Только к дятлу на обед
Попадает … (короед)
От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл … (карась)
Все жуки, букашки, мушки –
Вкусный завтрак для … (лягушки)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад, вперед по полю вскачь,
А зовется птица … (грач)
В лесу мне видеть довелось,
Как грыз кору могучий…(лось)
2. Постановка цели изучения нового материала. СЛАЙД
– Мы должны узнать, как питаются разные животные.
– Выяснить, какие приспособления имеют животные для добывания пищи.
– Выяснить, что общего в процессе питания у всех животных.
Запись числа и темы урока в тетрадь. СЛАЙД
3. Схема «Группы животных по способу питания» СЛАЙД заполняется по ходу объяснения.
Группы животных по способу питания
А) Иллюстрации бурундука, оленя и бабочки. СЛАЙД
-Как вы думаете, что объединяет этих абсолютно разных животных?
(Если дети затрудняются ответить, то следует помочь им наводящими вопросами: чем питаются эти животные? Как их пищу можно назвать одним словом?).
Вывод: Бурундук, олень и бабочка питаются растениями - это растительноядные животные (запись в схему). СЛАЙД
Б) Иллюстрации ястреба – тетеревятника, тигра, аллигатора. СЛАЙД
- А что общего у этих животных?
Вывод: Ястреб, тигр, аллигатор питаются другими животными - это хищники (запись в схему) СЛАЙД.
В) Иллюстрация медведя. СЛАЙД
-В какую группу вы бы поместили данное животное?
Вывод: Медведь питается как растениями, так и животными, т.е. он – всеядный (запись в схему).СЛАЙД
Г) Иллюстрации ротовых аппаратов хищников (зверя и птицы), грызуна, бабочки СЛАЙД
- Можно ли по строению ротового аппарата определить вид питания животного? Предположите, чем питаются животные с данными ротовыми аппаратами? Или: представьте – вы археологи, делаете раскопки и находите вот такие черепа, предположите, как питались обладатели этих черепов?
Вывод: у животных ротовой аппарат приспособлен к способу питания. Например, у хищных зверей хорошо развиты клыки, у птиц – крепкий крючковатый клюв, у растительноядных зверей развиты резцы, у бабочек – сосущий хоботок.
Физминутка:
Учитель называет животных, если это растительноядное, то дети должны хлопнуть в ладоши, если хищник – топнуть ногами, если всеядное – поднять руки вверх.
Список животных: лось, бабочка, филин, медведь, барс, зебра, ёж, колорадский жук, паук, крот, заяц, соболь, белка, пчела, волк, лиса, бурундук, крокодил.
Д) Иллюстрации дождевого червя, гиен, грифов,волка. СЛАЙД
-Как называют этих животных?
-«Санитарами»
Вывод: Дождевые черви, гиены, грифы - питаются мёртвыми (гниющими) остатками растений и животных, т. е. они мертвоеды (запись в схему). СЛАЙД
-При входе в зоопарк города Бронкса есть такие слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих когда – либо зверей только этот способен истребить (и уже истребил) целые виды…» Кто этот хищник? (Дети предлагают свои варианты ответа). Если дети затрудняются ответить, то сказать им о том, что эти слова написаны над огромным зеркалом, следовательно, самый опасный зверь на земле - … (человек). СЛАЙД
-Почему хищники не приносят такого ущерба другим животным как человек?
Вывод: хищники истребляют в первую очередь больных, слабых животных и столько особей, сколько им требуется для питания.
Е) Иллюстрации блохи, клопа. СЛАЙД
-Как вы думаете, что объединяет этих животных?
Вывод: Блохи, клопы питаются кровью животных и человека, т. е. являются паразитами (запись в схему). СЛАЙД
Краткий рассказ о вреде паразитов и о приспособлениях к паразитизму.
Не так страшны сами паразиты, как те заболевания, которые они переносят: тиф, чума. В XVIII веке во время русско-турецкой войны Россия потеряла погибшими от болезней больше людей, чем убитыми. У кровососущих насекомых колюще-сосущий ротовой
Краткий рассказ как животные избавляются от блох
Птицы купаются в муравейниках, а лиса, взяв в зубы клочок травы, медленно заходит в воду, блохи спасаясь от воды перебираются на траву, и тогда лиса отпускает её.
Итог (подводят учащиеся): животные делятся на 5 групп в зависимости от видов питания – растительноядные, хищники, всеядные, мертвоеды, паразиты. У животных есть определённые приспособления к виду питания.
4. Домашнее задание СЛАЙД
Параграф 28, стр. 107, задание2-3
5. Закрепление изученного материала:
К нам на урок были приглашены представители всех групп, но они, к сожалению, приехать не смогли, а прислали нам телеграммы. Наша задача – определить, кто является авторами телеграмм.
(Детям раздаются телеграммы, они их зачитывают и определяют авторов.)
№ 1. Мы ближе всех к автотрофам. Зря они нас не любят! Ведь некоторые из нас помогают им размножаться!
№ 2. Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только …
№ 3. Мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку!
№ 4. Мы – самые дружелюбные. Мы любим жить в мире и дружбе с другими существами! Мы очень много делаем друг для друга!
№ 5. А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем!
Б) Распределить животных по типам питания. Индивидуальная работа в парах.
(Учащиеся на выданных карточках распределяют животных по группам питания) СЛАЙД
1. Растительноядные.
2. Хищные.
3. Паразиты.
4. Трупоеды.
5. Всеядные.
После окончания работы учащиеся осуществляют проверку .Правильные ответы для ускорения работы проецируются на экране. СЛАЙД
Выставление отметок: СЛАЙД
5 – нет ошибок
4 – одна ошибка
3 – две ошибки
2 – три и более ошибок
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Учитель задает ученикам вопросы:
1. Чем мы сегодня занимались?
2. Что у нас получилось хорошо?
3. Что мы для этого делали?
4. Довольны ли мы результатом?
5. Сегодня я понял . . .
6. Сегодня я научился.. . .
Учащиеся сдают рисунок, отражающий их эмоции по уроку.
На изображенном на листе ватмана дереве они прикрепляют листья разного цвета: Зеленый цвет – у меня хорошее настроение
Желтый цвет – у меня настроение так себе, ни хорошее, ни плохое
Красный цвет – у меня плохое настроение
Выставление оценок, их аргументация. Выставление отметок по карточкам возможно на следующем уроке.
Используемая литература.
1. Биология 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Пасечника, М.: Просвещение, 2012г.
2. В.В. Пасечник «Уроки биологии 5-6 класс»методическое пособие, М.: Просвещение, 2012г.
3. Рабочая тетрадь: биология 6класс под редакцией В.В. Пасечника; М.: Просвещение 2012г.
Похожие образовательные материалы:
razrabotky.ru