План наблюдения за растением. "Картотека наблюдений в природе для младшего дошкольного возраста в летний период"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Перспективный план наблюдений на прогулке. План наблюдения за растением


Цикл наблюдений за деревьями - дошкольное образование, прочее

Циклические наблюдения за объектами природы.

Цикл наблюдений за деревьями

«….День, проведенный с ребенком среди рощ и полей…

заменяет много недель на учебной скамье».

( К.Д. Ушинский )

Наблюдение в природе является важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и богатое воображение. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы, учит беречь ее. Наблюдение — это метод чувственного познания природы. Через наблюдения ребята имеют возможность видеть растения и животных в привычной среде обитания.

Наблюдение – это специальное организованное воспитателем, целенаправленное, восприятие детьми объектов и явлений природы.

Циклическое наблюдение — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте — его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку самостоятельно чувственным путем приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.

Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В нем осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое последующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является и его протяженность во времени — распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок.

Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1—3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют уже самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства взрослого.

Цикл наблюдений за деревьями

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста системы конкретных представлений о деревьях и их взаимосвязи с окружающей средой; воспитание любви и бережного отношения к живой природе.

Темы наблюдений:

  1. «ДЕРЕВЬЯ НА УЧАСТКЕ».

  2. «ПРОГУЛКА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ»

  3. «РАССМАТРИВАНИЕ БЕРЁЗЫ».

  4. «РАССМАТРИВАНИЕ КЛЁНА».

  5. «РЯБИНКА ПРИГЛАШАЕТ К СЕБЕ В ГОСТИ».

  6. «сравнивание ЯБЛОНИ и рябины».

  7. «СРАВНИВАНИЕ БЕРЁЗЫ И ТОПОЛЯ».

  8. «ДЕРЕВЬЯ В ВЕТРЯНУЮ ПОГОДУ».

  9. «ЛИСТОПАД».

  10. «РАССМАТРИВАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ ПОКРЫТЫХ ИНЕЕМ».

 Наблюдение № 1 «Деревья на участке».

Задачи: закрепить названия деревьев, растущих на участке; учить различать их по внешнему виду (высота, цвет коры, толщина ствола и веток, расположение ветвей, размер и форма листьев).

.

Активизация словаря: растут, клён, рябина, береза, осина, тополь, ива, семена, плоды, ствол, корень, крона, листья, ветки.

Методические приемы:

Художественное слово :

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

А.С.Пушкин.

 

Беседа :

Какими словами можно сказать об осени?

Д/И: « Осень какая?» (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).

- Какие деревья растут на участке детского сада?

Давайте внимательно их рассмотрим:

- чем они схожи, а в чем их отличия?

— Как вы думаете, деревья живые существа или нет?— Почему?— Могут ли деревья убежать, если у н их кто-то поломает ветки, причинит им боль?— Чем можно помочь дереву, если ему навредили?

- Как надо относиться к деревьям, чтобы они долго радовали нас и оставались красивыми в любое время года? (Беречь, заботиться, любить)

Художественное слово : загадки о деревьях.

П/И «Раз, два, три к …. дереву беги!» 

Исследовательская деятельность : рассматривание листьев с разных деревьев. Составление букетов из разных листьев.

 Наблюдение № 2 «Прогулка по экологической тропе».

Цель : знакомить детей с объектами экологической тропы, закреплять понятия «живая - неживая» природа, наблюдать за состоянием всех деревьев. развивать чувство ответственности за растения, желание их оберегать.

:

Активизация словаря: экология, экологическая тропа, наш дом, жители, планета, деревья, лес багрян.

 

Методические приёмы.

Художественное слово:    

  

Как хорошо в гостях у осени

                                    Среди березок золотых…

                                    Подольше б золото не сбросили

      Стоял бы лес багрян и тих.

Ходит осень, бродит oceнь,

ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый - кленовый.

В. Авдиенко

Беседа 

Дети идут по экологической тропе и любуются красотой осенних деревьев.

- Послушаем тишину и шорох падающих листьев…

(Словообразование: листья падают - листопад.)

- На каких деревьях есть плоды?

- С каких деревьев опало больше листьев?

- Есть ли деревья с зеленой листвой. Какие?

(Учить различать деревья по форме листов и их окраске).

Проблемно-поисковые задания.

Выстроить ряды от зелёного до самого жёлтого листа: от самого большого до самого маленького листика.

Игра: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).

Исследовательская деятельность : определить, с какого дерева листья самые большие, сделать вывод, у самых больших деревьев листья крупнее.

 Найти самый красивый листок;

Найти самый большой и самый маленький листок;

Найти деревья, на которых есть семена-крылатки.

Наблюдение № 3 «Рассматривание березы».

Задачи: углублять и закреплять знания о внешнем виде берёзы; учить детей видеть неповторимость каждого дерева; воспитывать отношение к растению как к живому организму.

Художественное слово :

БЕРЁЗКАСнова осень золотая… Ветер листьями играет,Улетает птичий караван…

Под окном грустит берёза –То ли дождик, то ли слёзы -С голых веток капает вода…

Листья падают  с берёзы - Скоро зимние  морозы,Нужно ей  скорее засыпать…Белый снег на ветки ляжет,Он её согреет  даже,Но весну берёзка будет ждать…

Тамара БАЗИЛЕВСКАЯ

Беседа :

- Посмотрите, какая берёзка? (красивая, белоствольная).

- Вот наша красавица белоствольная березонька! Нарядная? Красивая? Вам нравится берёзка? А почему она красивая? (Белый ствол с чёрными пятнами)

- А с чем можно сравнить её ствол? (Белое платьице в чёрный горошек)

- А теперь представьте, что у берёзки просто белый ствол. (Прикладывает белый лист бумаги) Красиво? А, если бы он был чёрным. (Прикладывает чёрный лист бумаги) А так красиво?

- А какие у берёзы листья? (Маленькие как сердечки с резными краями)

- Давайте скажем берёзке добрые слова, расскажем ей, какая она красивая. (Дети подбирают эпитеты и просто добрые и ласковые слова)

- Посмотрите вокруг, а удобно ли берёзе расти в этом месте? Почему удобно? (Открытая поляна, много солнечного света, рядом река, которая поит берёзовые корни, а вокруг растут её подружки – молодые берёзки и нашей берёзке не скучно, не одиноко).

- Сравните между собой несколько берёзок. Похожи ли они? ( все деревья разные, непохожие друг на друга).

- А сейчас мы представим, что превратились в берёзок. Каждый придумает свой образ, у каждого своя неповторимая берёзка: молодая, тонкая, с прямыми ветвями, тянущимися вверх к солнцу или старая с опустившимися изящными, изогнутыми ветвями.

П/И «Изобрази берёзу»

Наблюдение № 4 «РАССМАТРИВАНИЕ КЛЁНА».

Цель: углублять и закреплять знания детей о внешнем виде клёна; учить детей видеть неповторимость каждого дерева; воспитывать отношение к растению как к живому организму.

Методические приемы

Художественное слово : 

КлёнКлён под солнышком купалсяИ ладошкой умывался.Осень красная пришлаВсе ладошки обожгла.Дождик пламя потушил,Ветер ветки подсушил.Желтые ладошки К нам летят в окошки.

А. Кулагина

Обратить внимание детей на внешний вид дерева, на красивую форму его листьев. Беседа :

Предложить сравнить между собой несколько клёнов.

- А какие у клёна листья? (Маленькие и большие, в форме звёздочек )

-сравните несколько клёнов между собой : Похожи ли они? (Подчеркнуть, что все деревья разные непохожие друг на друга).

- Как надо относиться к клёну и другим деревьям, чтобы они долго радовали нас и оставались красивыми в любое время года? (Беречь, заботиться, любить)

Д/И «Придумай прилагательное к слову КЛЁН».

Наблюдение № 5 « РЯБИНКА ПРИГЛАШАЕТ К СЕБЕ В ГОСТИ».

Задачи:  учить узнавать рябину, отличать ее от других деревьев; закреплять знания о внешнем виде   лекарственных деревьев, их плодах, учить объяснять их предназначение, способы приготовления отваров.

Активизация словаря: рябина, дерево, осень, листопад; гроздья, лекарственное растение, витамины, целебный отвар.

 

Методические приемы :

 

Во время сборов на прогулку показать детям приглашение,

а они должны отгадать, от кого:

Художественное слово :Стоит в парке деревце,Под ветром легко гнется,Кисти ягод горят,И снегири к ним летят.Кто догадается,Как деревце называется? (Рябина.)

Беседа :

— Есть ли у нас на участке рябина? Давайте мы ее сегодня навестим.Предложить детям пройти по участку и найти это дерево.— Как вы его узнали?Предложить красиво с рябиной поздороваться.— Чем это дерево отличается от других?— Расскажите, какие у нее ягоды?

— Сколько их? Какого цвета, формы, величины? На вкус?— Почему такие холодные?

Осторожно снять кисть рябины, сказать, что мы ее принесем в группу, разморозим и попробуем

Д/И: « Скажем рябинке добрые слова»

- Давайте скажем берёзке добрые слова, расскажем ей, какая она красивая.

 (Дети подбирают эпитеты и просто добрые и ласковые слова).

Наблюдение № 6 « сравнивание яблони и рябины».

Цель: учить отличать рябину от яблони, видеть отличия и общие признаки.

Методические приемы

Загадывание загадок о яблоне и рябине.

Беседа

- Подойти к яблоне:

- Кто знает, как называется это дерево? Какие особенности имеются у этого дерева?

- Прижмитесь к стволу яблоньки, погладьте её, она подарит вам свою энергию!

- А теперь дотянитесь до её веточек.

- Соберите яблочки, которые упали на землю.

- Расскажите о них, какие они? ( дети сравнивают между собой яблоки).

- Всё лето яблоки росли, созревали, а к осени созрели и их можно кушать, только предварительно хорошо помыть.

Подойдите теперь к рябинке:

- Кто знает, как называется это дерево? Какие особенности имеются у этого дерева?- Предложить детям потрогать ствол, рассмотреть рябиновые листочки.

- Прижмитесь к стволу рябинки, погладьте её, и она подарит вам свою энергию!

- А теперь дотянитесь до её веточек.

- А на веточках висит что? (гроздья ягод)

- Осенью на этом дереве долго держатся ягоды, ими питаются птицы.

- Расскажите о них, какие они? ( дети описывают ягоды рябины).

- Чем похожи плоды яблони и рябины? В чём их отличия? (дети сравнивают и делают вывод , что плоды этих двух деревьев похожи, только у яблони крупные яблочки и растут по одному, а у рябины маленькие «яблочки» и растут они гроздьями, они съедобны и полезны.

П/И: «Дотянись до яблочка».

Основы трудовой деятельности: Предложить детям собрать под рябиной ягоды, сложить их в ведёрко. Рассмотреть, какой они формы, цвета, величины. Сказать, что возьмём их в группу, помоем, попробуем на вкус, потом засушим, чтобы кормить ими птиц зимой.

 Наблюдение № 7 «СРАВНИВАНИЕ ТОПОЛЯ И БЕРЁЗЫ».

Цель: продолжать учить детей сравнивать различные деревья между собой, находить черты сходства и различия.

Методические приемы

Беседа:

Обратить внимание детей на тополь и березу:

— Как называются эти деревья? — Чем отличаются? Чем похожи?— Какой ствол у березы? Какой у тополя? Предложить рассмотреть крону, кору,

ветки и их расположение.

Найти отличия у деревьев.

Д/И «Детки на ветке».

Цель: уточнить, по каким признакам догадались,

чьи детки этой ветки?

Игра: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).

Основы трудовой деятельности: Сбор листьев для изготовления поделок.Цель: формирование трудовых умений и навыков.

 Наблюдение № 8 «ДЕРЕВЬЯ В ВЕТРЯНУЮ ПОГОДУ».

Задачи: учить видеть состояние дерева в разную погоду, развивать наблюдательность.

Методические приемы:

Беседа:

— Есть ли сегодня ветер? Как узнали?

- Как качаются веточки?— Какие веточки сильнее качаются? (Верхние, тонкие.)— Почему?— Что помогает дереву крепко держаться в земле? (корень, корневая система).

П/И «Листочки»

Мы – листочки

Мы – листочки ( стоят, держа в руках листочки)Мы осенние листочки.Мы на веточках сиделиДунул ветер – полетели ( разбегаются)

Мы летали,

мы летали (бегают, помахивая листочками)Все листочки так устали!Перестал дуть ветерокВсе уселись в кружок… (садятся на корточки)

Ветер снова вдруг подул (снова разбегаются)И листочки с веток сдулВсе листочки полетели (помахивают листочками)И на землю тихо сели. (присели).

В конце можно предложить детям собрать листья.Приметы:Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.Если лист с берёзы и дуба опадает нечисто – к суровой зиме.

Основы трудовой деятельности: Уборка детского участка от опавших листьев.Цель: создание радостного настроения от выполнения работы; воспитание экологической культуры.Оборудование: грабли, ведра, носилки.

Наблюдение № 9 «ЛИСТОПАД».

Цель : расширять знания об одном из признаков осени - листопаде, о взаимосвязи этого явления с похолоданием, закреплять знания о сезонных изменениях, учить устанавливать связи между живой и неживой природой.

Активизация словаря: осень, листопад, листья опадают, природа увядаетпожелтевшие, вянущие, облетают, кружат; шуршат.

Методические приемы:

Художественное слово:

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтевшие по ветру летят.

Лишь вдали, краснеются там, на дне долин,

Кисти ярко- красные вянущих рябин.

Падают, падают листья в нашем саду листопад,

жёлтые, красные листья по ветру вьются, летят.

(Ивенсен)

Беседа:

- Вспомните, какими были деревья летом? ( Зелёные, свежие)

- Как они изменились с приходом осени?- Почему их листья стали желтыми, красными?

- Почему листья с деревьев опадают? (Мало света, питательных веществ,листья ослабевают и уже не могут удержаться на дереве и начинают опадать)

- У какого дерева раньше всех меняется окраска деревьев? (у березы)

- Какое из деревьев сбросило листву последним. ( после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву).

- Посмотрите, как красиво кружатся листья в воздухе:

Художественное слово: Осень длинной тонкой кистьюПерекрашивает листья.Красный, жёлтый, золотойКак красив ты, лист цветной!А ветер щёки толстые Надул, надул, надулИ на деревья пёстрыеПодул, подул, подул!Красный, жёлтый, золотойОблетел весь лист цветной!И.Михайлова

Беседа:

- Какое значение имеет листопад для деревьев? (Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.)Октябрь называют «золотым периодом» осени. Почему? - Когда начинается листопад?(после первых заморозков) 

— Как вы думаете, что было бы с деревьями зимой,

если бы остались листья на ветках? (они бы погибли).

Обратить внимание детей, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты.

Исследовательская деятельность :

- Дерево тоже умирает вместе с листьями? (Дети рассматривают почки)

Предложить рассмотреть почку: рассказать, что под плотной кожурой почек спят,

как в теплых колыбельках, молодые листочки.

Очистить почку от кожуры, показать зеленый листок. — Как нужно себя вести около дерева зимой? Почему?

Игра: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).

Основы трудовой деятельности: Составить из опавших листьев узор на асфальте. Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листья, которые летят медленно, кружась. 

Наблюдение № 10 «РАССМАТРИВАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ ПОКРЫТЫХ ИНЕЕМ».

Цель : продолжать закреплять характерные признаки поздней осени: деревья голые; все листья облетели; трава пожухла; ветки деревьев покрыты инеем (расширять представления о инее - это кристаллики льда, или иначе замёрзшая вода), лужи замерзли, покрылись льдом; воспитывать  видение красоты, умение любоваться ею.;.

Методические приемы:

Художественное слово : 

Стоят деревья в инее-

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И все на свете в инее –

То белое, то синее. 

(М. Дружинина)

Беседа:

- Какие изменения вы видите в природе?

- Как выглядят деревья? Почему?

- Чем покрыты ветки и стволы деревьев? - Что такое иней? Откуда он берётся?

Исследовательская деятельность :         

 Дети слушают, какой звук издают опавшие, замерзшие листья. Почему они так хрустят? (потому, что листья уже не вбирают влагу из дерева и засыхают, мороз их заморозил   и они стали хрупкими, поэтому издают такой звук). Дети поливают листья теплой водой из лейки и ходят по ним. Хруста нет, т.к. листья намокли, стали мягкими.  

Беседа по каждому изречению.

Перспективное планирование наблюдений за деревьями и кустарниками

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Виды деревьев: ель, рябина, липа, береза, тополь, клен, дуб.

Береза.

1. Знакомство со строением, особенностями внешнего вида.

2. Зарисовка дерева.

3. Сбор листьев и семян для коллекции.

4. Поделка из листьев.

5. Польза для человека.

Клен.

1. Проведение опыта с посевом крылаток в почву. Зарисовки наблюдений.

2. Работа со схемой строения дерева.

3. Д/и «К дереву беги».

Дуб.

1. Сравнение листьев, стволов клена и дуба по форме, размеру.

2. Сбор желудей для коллекции.

3. Чтение художественных произведений.

4. Поделка из желудей

Сосна.

1. Отличие от лиственных деревьев.

2. Сбор шишек для коллекции. Рассматривание их.

3.Изготовление поделок.

Ель.

1. Рассматривание коллекции хвои. Работа с нею.

2. Охрана природы. Применение и польза деревьев. Отношение к ним человека.

3. Рисование ели различными способами (нетрадиционными).

4. Связь с животным миром.

5. Сравнение хвои деревьев: ели и сосны.

Рябина.

1. Сравнение строения и особенностей внешнего вида рябины.

2. Сбор ягод для коллекции.

3. Чтение стихотворений о рябине.

4. Рисование нетрадиционными способами.

Ива.

1. Отгадывание загадок.

2. Особенности произрастания дерева

3. Рассматривание гербария из веток. Сравнение с листьями рябины.

4. Заучивание наизусть стихотворения И. Токмаковой «Ива».

Кустарники.

1. Рассматривание внешнего вида. Какие виды кустарников есть? Чем кустарники отличаются от деревьев?

2. Рисование кустарников (на песке, карандашами, мелками).

3. Д/и с собранными коллекциями.

 

Система работы над сравнением деревьев.

Дуб - Клен

1. Ствол (кора – цвет), ветки.

2. Листья (сходство и различие).

3. Размеры (ветки, ствол, листья).

4. Использование в народной медицине.

 

Система работы над сравнением деревьев и кустарников. 

Виды кустарников: сирень, шиповник, черемуха.

Деревья - Кустарники

1. Ствол (количество, высота), ветки.

2. Листья (сходство и различие).

3. Размеры (ветки, листья).

 

Дидактические игры.        

«К дереву беги». «Беги в дом, какой я назову». Найди пару». «Найди листок, как на дереве». «Опиши, мы отгадаем». «Назови листок». «Где, что зреет». «Что изменилось». «Опиши, я отгадаю». «Кто скорее соберет». «Угадай». «Найди листок, который покажу». «Найди в букете такой же листок». «Найди, о чем расскажу». «Кто быстрее найдет березу (дуб, клен, сосну). «Все по домам».

Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок».

Словесные игры «Кто знает, пусть продолжает», «Повторяй друг за другом».

 

kopilkaurokov.ru

"Картотека наблюдений в природе для младшего дошкольного возраста в летний период"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида» с. Выльгорт

КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ В ПРИРОДЕ ДЛЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.

Воспитатель: Цуркан Елена Леонидовна

с.Выльгорт

Задачи:

-Знакомить детей с изменениями природы : жарко, дождь, ветер, с постепенным появлением цветов.

-Учить различать и называть некоторые из них; узнавать и называть овощи и фрукты; наблюдать за повадками птиц и насекомых; приучать ухаживать за растениями на своем участке.

-Формировать у детей общее представление о лете.

Наблюдение за деревьями и кустарниками.

Рассмотреть, какие деревья растут поблизости, как они изменились с приходом лета. Обратить внимание на березу, она особенно мила нашему народу. Спросить, почему ее называют белоствольной. Сравнить ее с сосной. Сосна выше березы. Хвоя у сосен длинная, темно-зеленая. Заметить, что у кустарников нет ярко выраженного ствола, как у дерева. Подчеркнуть бережное отношение к деревьям и кустарникам. Деревья и кустарники очищают воздух.

Стихотворение Упр. На развитие мелкой моторики рук

Березонька моя, береза, «Выложи узор» -выложить узор из де-

Береза моя белая, ревянных палочек и спичек.

Береза раскудрявая! Пальчиковая гимнастика

Стоишь ты, березонька, «Прятки»

Посередь долинушки, В прятки пальчики играли,

На тебя березонька, И головки убирали.

Листья зеленые, Вот так, вот так,

Под тобой ,березонька, И головки убирали.

Трава шелковая!

Загадки

-Летом цветет, зимой греет,

Настанет весна- потечет слеза. (береза)

-Хоть зима, хоть весна

Вся зеленая…. (сосна)

Дидактические игры

«Найди дерево»-распознать деревья по признакам:

Форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.

Наблюдение за лягушкой.

Обратить внимание на внешний вид лягушки, цвет ее кожи. Хорошо ли она видна среди травы? Легко ли ее можно поймать? Рассказать, что лягушки полезные животные, их нужно оберегать. Они уничтожают комаров и мух.

Загадка Упр. На развитие мелкой моторики рук.

Скачет зверушка, «Угощение для лягушки»

Не рот, а ловушка. Игра с песком- дети «варят кашу», «пекут»

Попадут в ловушку куличики для лягушки.

И комар и мушка. (лягушка)

Стихотворение Труд

Лягушка-попрыгушка, Сделать домик из травы для лягушки.

Скачи ко мне без страха,

Тебя я не обижу,

Не стукну никогда.

Скачи, скачи, лягушка-

Зеленая рубаха

Должны мы жить,

Друг другу не принося вреда.

Индивидуальные физические упражнения

«Попрыгунчики»- Научить детей прыжкам на двух ногах

с продвижением вперед.

Наблюдение за трудом взрослых.

Обратить внимание на то, что за растениями в огороде и на цветочной клумбе надо ухаживать: рыхлить землю, поливать. Понаблюдать, как это делают старшие дети и воспитатель. Проследить, как изменяются в росте и развиваются растения.

Стихотворение

Огородик посажу и кругом огорожу,

Протопчу туда дорожку- никому не покажу.

Загадки

-Огородник Федот

С длинным носом живет.

Где наклонится,

Там вода течет. (лейка)

-Зубастые, а не кусаются. (грабли)

Дидактическая игра

«Кому что нужно для работы»- дети определяют, какие предметы помогают людям разных профессий.

«Кто больше назовет действий» - дети перечисляют действия огородника, садовника.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

«Составь цветок» -составить цветок на песке из разноцветных пробочек.

Наблюдение за птицами.

Отметить, что летом много птиц, они распевают на разные голоса, хлопочут о птенцах. В начале лета можно услышать, как поют птицы, но их трудно увидеть: они сидят в гнездах или порхают в зелени листвы. У них появились маленькие птенчики, которых нужно кормить и согревать. Важно рассказать какую пользу приносят птицы. Понаблюдать, чем заняты грачи и скворцы.

Стихотворение Подвижная игра «Веселый воробей»

Грачиха говорит грачу: Воробей с березы

«Слетай с грачатами к врачу, на дорогу прыг!

Прививки делать им пора Больше нет мороза-

Для укрепления пера» Чик-чирик!

Загадки Вот журчит в канавке

-На шесте дворец, быстрый ручеек,

Во дворце певец, И не зябнут лапки-

А зовут его….(скворец) скок-скок-скок!

-Я проворна, легкокрыла, Высохнут овражки-

Хвост раздвоен, словно вилы, прыг-прыг-прыг!

Если я летаю низко, Вылезут букашки-

Значит дождик где-то близко. (ласточка) Чик-чирик!

Д/игра «Угадай по описанию»-воспитатель описывает птиц, дети угадывают.

«Звукоподражание»-воспитатель называет птиц, дети произносят звукоподражание.

Упр.на развитие мелкой моторики рук-«Выложить из камешков скворечник или птицу»

Скороговорки-Были галчата в гостях у волчат, Были волчата в гостях у галчат,

Нынче волчата голдят как галчата, и, как волчата, галчата молчат.

Наблюдение за насекомыми.

Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них летают. Обратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Показать божью коровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассмотреть бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы- все это притащили маленькие труженики-муравьи. Маленькие дырочки- это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи- дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. И мы не будем им мешать- пусть трудятся.

Потешка

-Божья коровка, улети на небо ,Там твои детки, кушают конфетки.

Всем по одной, а тебе ни одной.

-Пчела-не кит, пчела-мала! Но велики ее дела.

Загадки

-Шевелились у цветка -Дом стоит под старой елкой,

Все четыре лепестка. В нес живет моя семья.

Я сорвать ее хотел- Я несу туда иголки

Он вспорхнул и улетел. (бабочка) Угадайте, кто же я. (муравей)

П/игра-«Жуки»- научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление.

«Змейка»- научит бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.

Упр.на развитие мелкой моторики рук.-«Построй муравейник»- построить из травинок муравейник.

Дидактическая игра- «Звукоподражание»-воспитатель называет насекомое, дети произносят звукоподражание.

«Угадай по описанию»-воспитатель описывает насекомое, дети угадывают.

Наблюдение за водой.

Обратить внимание детей на свойства воды: жидкая, льется, может иметь разную температуру (на солнышке нагревается, из крана- холодная). Вода прозрачная, в ней все видно. В жаркий день вода быстро нагревается в тазике. Нагревается вода в пруду, реке, озере, поэтому летом люди с удовольствием купаются. Понаблюдать, как быстро высыхает разбрызганная вода на асфальте.

Стихотворение Загадка

На закате дремлет пруд Мною можно умываться,

По воде круги плывут- Я умею поливаться,

Это маленькие рыбки В кранах я живу всегда

Разыгрались там и тут. Ну конечно я …..(вода)

Чистоговорка Скороговорка

В реке камыши, В озере –карп,

Расплескались там ерши, А в море- краб,

Круг - постарше, На мели мы лениво налима ловили

Круг - помладше, Для меня вы налима ловили.

Круг - совсем малыш.

Дидактическая игра- «Тонут-плавают»-закрепить знания о свойствах предметов, их весе.

«Какая вода»- дети описывают воду.

Подвижная игра-«Море волнуется»- развить фантазию, умение выражать в движении задуманный образ.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук.

«Игры с водой»-на прогулку выносится надувной бассейн или большая ванночка и набор игрушек для игр. Дети пускают кораблики, переливают воду в сосуды, купают кукол и т.д.

Изучаем песок и почву.

Сравнить цвет сухого и сырого песка. Из сырого песка можно лепить, строить, а сухой - рассыпается. Обратить внимание на почву (земля, песок, глина), на перекопку, рыхление. Что общего, чем отличаются? Какого цвета? (песок - коричневый, земля - черная, глина - бурая). Для чего нужна почва? (песок –играть в песочнице, земля- для цветов, глина –лепить игрушки глиняные)

Стихотворение Загадки

-На земле растут деревья, -Ручка есть, а не грабли

И цветы, и огурцы. Землю роет, а не плуг. (лопата)

В общем овощи и фрукты, -Он рассыпчатый такой,

Чтоб довольны были мы. А на солнце золотой,

-Пусть не сердятся родители, Как намочишь ты его,

Что измажутся строители, Так построишь хоть чего.(песок)

Потому что тот, кто строит,

Тот чего- нибудь да стоит!

Дидактическая игра-«Что я построю из песка»-дети рассказывают, что можно построить из песка.

Труд- Рыхлить почву, копать песок.

Подвижная игра-«Не оставайся на земле»-развить ловкость, быстроту реакции на сигнал «Лови».

Индивидуальные физические упражнения- пройти по бордюру песочницы.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук:

«Узнай на ощупь»- выложить на песке узор, дети на ощупь должны узнать его.

«Нарисуй пальчиком»-нарисовать на сыром песке любой рисунок.

Наблюдения за цветущими травянистыми растениями (цветы)

Рассмотреть растения, спросить, какого они цвета, формы, что у них есть кроме цветков. Учить детей беречь цветы, не мять их. Объяснить, что нельзя рвать много цветов. Рассматривая растения в цветнике, дети узнают, как из бутона появляются цветы. Обратить внимание, что некоторые цветы закрываются вечером и перед дождем. Почему растения нужно пропалывать?

Стихотворение Загадки

Добрый день, ромашка, -Нарядные сестрички

Белая рубашка, Весь день гостей встречают,

Желтая середочка, Медом угощают. (цветы)

Листья словно лодочка. –Рос шар бел,

Как прохладно в чаще еловой! Ветер дунул

Я цветы в охапке несу.. Шар улетел. (одуванчик)

Одуванчик белоголовый, -Растет зеленый кустик,

Хорошо ли тебе в лесу? Дотронешься -укусит.(крапива)

Упражнения на развитие мелкой моторики рук- «Составь цветок»- составить цветок на песке из разнообразных пробочек.

-«Сплети венок»- сплести из полевых цветов венок.

Пальчиковая гимнастика: «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыв лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание,

Дружно дают под землей корешки.

Подвижная игра: «Садовник и цветы»

Наблюдения за природными явлениями.( гром, гроза, молния, дождь, радуга)

Гроза- природное явление, сопровождаемое молнией и громом, сильным порывистым ветром, ливневыми осадками, иногда градом, шквалом. Понаблюдать с детьми за первым летним дождем. Послушать ,как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода, какие на асфальте лужи. Рассказать, что теплый летний дождь поливает все растения. После дождя показать детям, как умылись деревья, листья стали мокрыми, капли дождя блестят на солнце. Обратить внимание на радугу, какого она цвета.

Потешки:

-Радуга-дуга, не давай дождя,

Давай солнышка, колоколнышка.

-Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал- не разрезал.

Стихотворение:

Первый гром прогремел

Туча пронеслась.

Чистой влагой дождя

Травка напилась.

Загадка:

Крашеное коромысло, над рекой повисло. ( радуга)

Пословицы:

-Как гром не гремит, а все замолчит.

-Туча летуча, а дождь бегун.

infourok.ru

Перспективный план наблюдений на прогулке

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 9

Перспективный план наблюдений на прогулке

воспитатель:

Тарасова Светлана Юрьевна

Первой квалификационной категории

2016-2017 год

Перспективный план наблюдений на прогулке

Сентябрь

1 неделя

1.Наблюдение за сезонными изменениями

Цели: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; формировать представление об осенних месяцах.

2. Наблюдение за ветром

Цель: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре, учить определять силу ветра.

3. У цветочной клумбы

Цель: познакомить детей с названиями цветов - ноготки (календула), космея, настурция, их строением (найти стебель, листья, цветки, корни), закрепить понятия "высокий - низкий" (цветок), "короткий - длинный" (стебель).

4. Наблюдение за солнцем

Цель: познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем.

5. Наблюдение за крапивой

Цели: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

2 неделя

6. Многообразие осенних листьев

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени; раскрывать понятие листопад.

7. Наблюдение за березой осенью

Цель: уточнить характерные признаки дерева, закрепить названия частей, учить сравнивать предметы.

8. Наблюдаем за насекомыми

Цель: познакомить с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни.

9. Наблюдение за разными видами транспорта

Цели: расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении; формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека.

10. Наблюдение за божьей коровкой

Цель: познакомить детей с характерными признаками насекомого, о его защитных средствах.

3 неделя

11. Наблюдение за песком

Цель: закреплять представления о свойствах песка, развивать у детей творческие способности, формировать культурно-гигиенические навыки, выявить свойства песка и почвы, их сходства и отличия.

12. Наблюдение за трудом взрослого на огороде

Цели: активизировать познавательную деятельность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям; побуждать принимать активное участие в сборе урожая.

13. Наблюдение за пауком

Цели: расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях; формировать реалистические представления о природе.

14. Наблюдение за одуванчиком

Цели: продолжать знакомство с лекарственным растением — одуванчиком; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

15. Наблюдение за муравьем

Цели: расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях; вызывать интерес к окружающему миру.

4 неделя

16. Наблюдение за мать-и-мачехой

Цели: продолжать знакомство с лекарственными растениями; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

17. Листопад

Цель: закрепить знания признаков поздней осени, уточнить, почему падение листьев называют листопадом.

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта