Царство растений. Внешнее строение и общая характеристика растений. Изучает внешнее строение растений
Определения основных разделов ботаники.
В настоящее время ботаника представляет совокупность целого ряда взаимосвязанных разделов.
Морфология растений- изучает внешнее строение растений, исследует закономерности и обусловленность внешней формы растений.
Анатомия растений- исследует особенности закономерностей внутреннего строения растений.
Цитология растений- изучает строение клеток растений.
Гистохимия- с помощью микрохимических реакций выявляет и исследует вещества, находящиеся в растительной клетке.
Эмбриология растений- раздел ботаники, исследующий закономерности зарождения организма в первые этапы его развития.
Физиология растений- изучает жизнедеятельность растений: обмен веществ, рост развитие и т. п.
Биохимия растений- исследует процессы химических превращений как химических соединений, входящих в состав самого организма, так и веществ, поступающих в него из окружающей среды.
Экология растений- изучает взаимоотношения растений и среды.
География растений- выявляет закономерности распределения растений в пространстве.
Геоботаника- изучает растительный покров Земли.
Систематика растений- занимается классификацией растений и их эволюционным развитием.
В качестве прикладных ботанических дисциплин выступают фармакогнозия- изучающая лекарственные растения, фитопатология- изучающая заболевание растений, агробиология- изучающая культурные растений.
Основные направления современной ботаники:
Описательная морфология – изучает многообразие внешнего строения растений.
Сравнительная – исследует сведения о внешнем строении растений путем сравнительного изучения.
Эволюционная – изучает внешнее строение растений с целью определения путей и направлений эволюции членов и органов растений.
Изучение биоразнообразия и антропогенной трансформации фитосистем, биоразнообразия и экологии водорослей и грибов, проблемы интродукции и акклиматизации растений, фитоценологии и геоботаники, экологии растений и структурной ботаники, а также популяционной экологии и генетики растений.
Эволюция растений. Краткая характеристика.
Появились растения на Земле примерно 3,4 млрд. лет тому назад. Предками растений явились гетеротрофные организмы из группы флагеллят, у которых сформировалась пигментная система, способная улавливать и использовать световую энергию и, сопряженная с ней, система запасания этой энергии в связях органических молекул.
Возникновение растений и ранние этапы их эволюции связаны с водной средой. Поэтому первыми растениями Земли стали водоросли.
Дальнейшая эволюция растений связана с выходом их на сушу и возникновением сосудистых растений. Ботаники сходятся во мнении, что предками сухопутных растений, являются зеленые водоросли, у которых таллом расчленен на простертую (стелющуюся) и прямостоящую части.
Риниофиты - это ископаемые растения, вымершие в позднем девоне (450 млн. лет назад), которые имели тело, расчлененное на надземные теломы и горизонтальные корневищеобразные органы - ризомоиды. Размножались риниофиты спорами. Споры образовывались в крупных спорангиях, развивающихся на концах вертикальных надземных теломов.
Считается, что эти первые сосудистые растения дали начало трем линиям развития, представленных хвощами, плаунами и папоротниками. Хвощевидные и плауновидные явились самостоятельными филами, а папоротники через группу семенных папоротников дали начало голосеменным и покрытосеменным растениям.
Морфология растений. Краткая характеристика, основные методы и направления.
Морфология растений изучает форму, строение, изменение структур в процессе индивидуального развития растений, формирование их в ходе филогенеза.
Методы:
Наблюдение – подробное описание какого-либо органа с детальным рассмотрением;
Сравнение – классификация описательного материала и определение принадлежности растения к таксономической группе;
Эксперимент – метод, позволяющий выявить морфологические изменения растений в разных условиях окружающей среды.
Направления:
Описательная морфология – изучает многообразие внешнего строения растений.
Сравнительная – исследует сведения о внешнем строении растений путем сравнительного изучения.
Эволюционная – изучает внешнее строение растений с целью определения путей и направлений эволюции членов и органов растений.
poisk-ru.ru
Урок по теме "Строение растений"
Просмотр содержимого документа «Урок по теме "Строение растений"»
Строение растений
Пуртова Г.А.
Проверка знаний
Вставьте пропущенные слова
- Наука, изучающая особенности живой природы и её разнообразие – это…
- Очень большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе – это…
- Наука, изучающая растения – это…
- Растения, растущие, развивающиеся и расселяющиеся без помощи человека, называются … растениями.
- «Отцом» ботаники называют древнегреческого учёного …
Задачи урока
- Должны уметь давать определение понятиям «орган», вегетативные органы» и «генеративные органы».
- Должны уметь объяснять различие между споровыми и цветковыми растениями.
- Должны уметь определять органы цветковых растений.
Многообразие растений
Травы – растения, имеющие травянистые зелёные побеги, ежегодно отмирающие
Многообразие растений
Кустарники – растения, имеющие много стволов (стволиков), отходящих от одного общего основания
Многообразие растений
Деревья – многолетние растения, имеющие один одревесневший стебель - ствол
Строение растения
Орган – часть организма растения, выполняющая в нём определённую функцию и имеющая особое строение
Органы растения
органы
вегетативные
генеративные
Цветок
- Корень
- Стебель
- Лист
- Почки
Многообразие растений
Выясните различия между споровыми и семенными растениями. Для этого прочитайте статью § 2 «Семенные и споровые растения»
Задание на дом
§ 2; задание 2 на с. 6 в Рабочей тетради
Лабораторная работа № 1
Строение цветкового растения
Цель:
изучить внешнее строение цветкового растения
Оборудование:
лупа ручная,
растение пастушья сумка
Пастушья сумка
Ход работы
- Рассмотрите цветковое растение.
- Найдите у него вегетативные и генеративные органы.
- Зарисуйте внешний вид растения и подпишите его органы.
- Сделайте вывод о наличии органов у цветкового растения
Строение растения пастушья сумка
плод
цветок
стебель
лист
корень
Подпишите органы растения
Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке (активно работал, мог бы лучше работать, не работал).
- Как вы усвоили материал урока (материал усвоил полностью, необходимо немного повторить, материал не усвоил)
multiurok.ru
Царство растений. Внешнее строение и общая характеристика растений
Просмотр содержимого документа «Царство растений. Внешнее строение и общая характеристика растений»
Царство растений. Внешнее строение и общая характеристика растений
Биология 6 класс урок №1
Что общего у этих организмов? К какому царству их можно отнести?
Цель:
- Выявить общие признаки растений
- Изучить строение цветкового растения
- Познакомиться с историей развития ботаники
Допишите предложения
1.Наиболее важные признаки представителей царства Растения- это наличие ______________________ и способность образовывать ______________
вещества из _________________________
И ____________ на свету.
2. Ботаника- наука , изучающая ___________.
Заполните таблицу
дикорастущие
растения
Название
растения
значение
культурные
растения
Название
растения
значение
- Растение- это живой __________________.
- Орган – это часть растения, которая _____
_____________________________________.
3. Семенами размножаются растения, имеющие ________________________.
4. Корень и побег- это _______________ органы растения..
5.Генеративными называют органы, в которых развиваются _________________.
6.У цветковых растений генеративными органами являются _________________, так
как они выполняют функцию _______________.
Домашнее задание
- П. 1 тпо стр. 4-5 зад. 4,5 пис.
Лабораторная работа №1
Изучение внешнего строения цветкового растения .
- Цель : изучить строение цветкового растения и найти вегетативные и генеративные органы.
Ход работы:
Вывод: Какие из найденных органов являются вегетативными и генеративными
multiurok.ru
Царство растений. Внешнее строение и общая характеристика растений
Просмотр содержимого документа «Царство растений. Внешнее строение и общая характеристика растений»
Царство растений. Внешнее строение и общая характеристика растений
Биология 6 класс урок №1
Что общего у этих организмов? К какому царству их можно отнести?
Цель:
- Выявить общие признаки растений
- Изучить строение цветкового растения
- Познакомиться с историей развития ботаники
Допишите предложения
1.Наиболее важные признаки представителей царства Растения- это наличие ______________________ и способность образовывать ______________
вещества из _________________________
И ____________ на свету.
2. Ботаника- наука , изучающая ___________.
Заполните таблицу
дикорастущие
растения
Название
растения
значение
культурные
растения
Название
растения
значение
- Растение- это живой __________________.
- Орган – это часть растения, которая _____
_____________________________________.
3. Семенами размножаются растения, имеющие ________________________.
4. Корень и побег- это _______________ органы растения..
5.Генеративными называют органы, в которых развиваются _________________.
6.У цветковых растений генеративными органами являются _________________, так
как они выполняют функцию _______________.
Домашнее задание
- П. 1 тпо стр. 4-5 зад. 4,5 пис.
Лабораторная работа №1
Изучение внешнего строения цветкового растения .
- Цель : изучить строение цветкового растения и найти вегетативные и генеративные органы.
Ход работы:
Вывод: Какие из найденных органов являются вегетативными и генеративными
multiurok.ru