Осенние изменения в природе. Осенние изменения с растениями
«Сезонные изменения в природе»
Тема: « Сезонные изменения в природе»
Виноградова Светлана Сергеевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №547 ЮАО г. Москва
Адрес электронной почты: [email protected]
Для аттестации ( 8(917) 513-36-43)
Тема урока-экскурсии: «Осенние изменения в природе» Цели экскурсии: познакомить детей с местными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями; с изменениями в жизни растений и животных с приходом осени.
Развивать наблюдательность, мышление, речь; умение работать в группах; анализировать увиденное и делать выводы.
Воспитывать эстетические чувства, экологические навыки. Оборудование: термометры, блокноты, карандаши, лупы, пакеты для листьев, пакеты для мусора, рабочие перчатки, корм для птиц. Ход экскурсии: 1 стоянка Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
( А.С.Пушкин)
- Чьи это стихи?
Осень- любимое время года А.С.Пушкина. Давайте немного постоим, молча.
Насладимся красотой осеннего леса, его запахами и звуками.
Все дети делятся на группы. Каждая группа выбирает бригадира. Бригадир получает от учителя карточку с заданиями. - Какие вы видите признаки осени?1. Сравнить высоту солнца с высотой выбранного дерева.
2. Определить по термометру температуру воздуха.
3. Понаблюдать за облачностью.
4. Отметить силу ветра.
5. Определить, холодная ли вода в водоёме.
6. Определить, холодная ли почва.
7. Сравнить дневную и ночную температуру.
Обобщение:Солнце поднимается невысоко над землей, поэтому земля и вода меньше прогреваются. Дни становятся короче, ночи длиннее. Большая разница между дневной температурой воздуха и ночной, на почве бывают заморозки. Часто бывают туманы.
2 стоянка.
(задания для групп)
- Посмотрите на лес. Изменился ли он по сравнению с летом?
(Изменилась окраска листьев)
- Выясните, какие деревья имеют желтую окраску листьев, какие оранжевую, красную, малиновую, зеленую.
Выводы:
Желтые листья у березы, ясеня, липы, ивы, тополя.Оранжево-красные листья у рябины и клена.
Фиолетово-малиновые у черноплодной рябины.
Зелеными остаются листья у ольхи, сирени.
Коричневые у дуба.
Зелеными на зиму остаются туя, можжевельник, ель и сосна.
(Работа в группах)
Опыт № 1
Сравнить по весу три зеленых листочка и три желтых. Какие тяжелее? Почему?Вывод:
Зеленые листочки тяжелее, так как в них больше воды и органических веществ.Опыт № 2
Рассмотреть через лупу опавший лист и зеленый. Сравнить. На месте листа остается почка. Чем она покрыта?Вывод:
Лист живет менее одного года. Некоторые листья живут 2 – 5 лет. Перед листопадом в листьях происходит структурные изменения: зеленый краситель хлорофилл разрушается, а более стойкий желто-оранжевый сохраняется. Питательные вещества из старого листа оттекают к точкам роста – почкам. У основания листа появляются специальный слой, который разрывается под тяжестью листа или при порыве ветра, и лист отделяется. Происходит листопад.- Какие деревья растут в лесопарке?
(Дуб, береза, ясень, вяз, туя, ольха серая, рябина, ива, лиственница и др.)
- Какие кустарники вы видите?
(Крушина, чубушник, лещина, сирень)
- Чем отличаются деревья от кустарников?
(У дерева только один очень твердый стебель – это ствол. А у кустарников не один, а несколько твердых стеблей).
(Работа в группах)- Сравните листья:
Вторая группа – дуба и сосны
Третья группа – осины и можжевельника
Выводы: листья ели, сосны и можжевельника – хвоя. Эти деревья называются хвойными.
Береза, дуб и осина – лиственные деревья.
- Посмотрите на травянистые растения. Стебли у них мягкие и зеленые. Некоторые травянистые растения стали засыхать. Некоторые растения зацвели повторно: крапива глухая, одуванчики. Некоторые травянистые растения остаются зелеными под снегом: конский щавель, копытень, земляника, клюква, плаун, вероника лекарственная.
- Практическое задание.
1 – Найдите дерево
2 – По каким признакам определили
3 – Рассмотрите общий вид дерева:
- форма кроны,
- окраска кроны,
- размеры ствола,
- окраска ствола.
4 – Зарисуйте общий вид дерева
5 – Обратите внимание на листья:
- Форму,
- окраску.
6 – Много ли листьев на земле?
7 – Зарисуйте лист
После практической работы все группы собираются вместе и отчитываются по своим заданиям. Делается обобщение материала.
Подвижные игры.
(Можно поиграть с мячом, в салки, жмурки и т.д.)
3 стоянка
Наблюдение за изменениями в жизни животных.
Меньше слышится пение птиц, в основном только чириканье воробьев. Насекомоядные птицы улетели, так как нет насекомых. Синицы, снегири, воробьи собираются стайками – так легче находить корм. Некоторые птицы сопровождают белок, подбирая остатки беличьей пищи. Даже вороны собираются группами.
- Как можно помочь птицам пережить голодную зиму?
(Птиц зимой можно подкармливать)
В парке много собак. Хозяева вычесывают у них старую шерстку. В это время года у многих животных происходит линька. Вырастает густая, теплая шерсть и подшерсток. Так животные готовятся к зиме.
Осень
Поспевает брусника, стали дни холоднее,И от птичьего крика в сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают прочь за синее море,
Все деревья блистают в разноцветном уборе.
Солнце реже смеется, нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется и заплачет спросонья.
К. Бальмонт
Домашнее задание:
- Вспомните дома народные приметы осени.
Заканчивается экскурсия тем, что дети развешивают кормушки, собирают мусор в парке и выбрасывают его в мусорные контейнеры.
flatik.ru
Осенние изменения в природе
Разделы: Начальная школа
Цели урока.
- Обобщить и систематизировать знания учащихся об осенних изменениях в природе. Учить работать в группах
- Развивать логическое мышление, память, внимание, умение работать в группе, творческие способности, речь.
- Воспитывать любовь к природе, взаимопомощь при совместной работе.
Оборудование. Использование компьютера и демонстративного экрана.
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа. Постановка темы и цели.
Учитель. Сегодня, мы повторим и обобщим всё, что изучали на последних уроках окружающего мира. Какую тему мы прошли?
Дети. Осень в природе.
Учитель. Назовите осенние месяцы.
Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Учитель. Какие ещё есть времена года?
Дети. Зима, весна, лето.
Учитель. Почему происходит смена времён года?
Дети. Земля вращается вокруг Солнца.
Учитель. Посмотрите на экран, где очень хорошо видно, как Земля вращается вокруг Солнца.
Учитель. А на этой схеме видно, что в результате вращения Земли вокруг Солнца происходит смена времён года.
Учитель. Тема нашего урока на экране. Прочитайте, пожалуйста, что написано.
Дети. Осенние изменения в природе.
Учитель. На какие две части делим природу?
Дети. Живая и неживая природа.
Учитель. Назовите примеры сначала живой, а потом неживой природы.
Дети. (называют примеры)
III. Организация работы в командах.
Учитель. Работать мы сегодня в командах, как уже это делали. (Ученики сидят по 5 человек у двух рядом сдвинутых парт). Сначала выберем капитанов.
Дети. (Каждая команда выбирает капитана своей команды).
Учитель. Выбранные капитаны встаньте с мест. Капитаны отвечают за чёткую работу своей команды. Есть команда, капитан. Надо назвать название каждой команды. У вас на столах конверты с заданием – загадкой. Капитан читает, вы все вместе обсуждаете. Отвечает тот, кого назначит капитан. Отгадка и есть название команды.
Загадки.
Всё лето над нами О чёт-то шептали К зиме под ногами Они зашуршали. (листья)
Записал художник кистью Яркой осени красу. Что за дождь из жёлтых листьев Ветры по лесу несут? (листопад)
Тучи серые несу Над землёю вязкой, И рисую я в лесу Золотою краской. (осень)
Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий И в тучах прячется во мгле Только ноги на земле. (Дождь)
Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. (Туман)
(Капитаны читают загадку, идёт обсуждение. После разгадывания учитель ставит лист с отгадкой на подставку на столе).
IV. Работа с таблицами.
Учитель. Ребята, сейчас вы будете отвечать на вопросы по теме. Посмотрите на экран, перед вами таблица. Точно такая же у каждого. Это таблица с вопросами в первой графе. Вторая – это индивидуальные ответы. Третья – это групповые ответы.
Вопросы | Индивидуальные ответы | Групповые ответы |
1. Как изменяется температура с приходом осени? | ||
2. Какие осадки выпадают осенью? | ||
3. Какие изменения происходят осенью с растениями? | ||
4. Какие изменения происходят осенью в жизни животных? | ||
5. Какие виды труда выполняют люди с приходом осени? |
Учитель. Прочитайте вопросы.
Дети. (Читают вопросы, один из учеников вслух.)
Учитель. Даю вам 5 минут для того, чтобы вы каждый самостоятельно коротко ответил на вопросы в графе индивидуальные ответы.
Чтобы лучше вам работалось, включу музыку Чайковского «Времена года». Как только музыка прекратит звучать, вы прекращаете работу.
(Учитель помогает ученикам)
Учитель. Теперь задача каждой команды обсудить и записать групповой ответ на каждый вопрос в графе - групповой ответ.
Капитаны должны чётко организовать работу и назначить, кто будет отвечать.
Дети. (Идёт обсуждение в командах. Заполняют графу – групповой ответ)
Учитель. На первый вопрос отвечает команда Туман.
Все внимательно слушают, если надо добавляют, но не повторяются.
(5 команд – 5 ответов)
V. Физминутка.
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.) Вот подул весёлый ветер, Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.) Даже толстые стволы Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.) Вправо-влево, взад-вперёд — Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
VI. Работа по выделению явлений характерных для осени. (фронтальная работа)
Учитель. Продолжаем работу. Смотрим на экран.
- Световой день становится короче ночи.
- Вода в реке прогревается.
- Моросит холодный дождь.
- Начинают улетать ласточки.
- Листопад у лиственных деревьев.
- Ночь становится короче светового дня.
- Небо часто затянуто слоистыми облаками.
- Изменение окраски листьев.
- Исчезновение насекомых.
Здесь даны природные явления. Прочитайте про себя. Вы должны будете выбрать те явления, которые характерны осенью. Назовите то, что нам не подходит.
(С экрана убираются лишние явления.)
Учитель. А теперь читаем, что осталось.
VII. Решение кроссворда.
Учитель. Смотрим на экран. Сейчас вы будете отгадывать кроссворд. У каждой группы на столе кроссворд. Я буду читать вопросы, а вы отгадывать.
Кроссворд.
- Что собирают люди осенью?
- Какое хвойное дерево сбрасывает листву осенью?
- Какие изменения происходят с животными в конце осени?
- Какие осадки чаще всего выпадают осенью?
- Как называют явление – сбрасывание листвы?
- Какое осеннее изменение у домашних животных подтверждает, что они произошли от диких?
- Что изменяется у листьев лиственных деревьев осенью?
Учитель. Посмотрите на экран и проверьте свои ответы.
VIII. Подведение итогов.
Учитель. О каком времени года мы сегодня говорили?
Кто из вас после этого урока больше полюбил осень?
Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке и показали свои хорошие знания по теме.
Презентация.
Поделиться страницей:Тюнина Людмила Анатольевна учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г.Немана Урок окружающего мира во 2 классе. Тема урока: Осенние изменения в природе. Осенняя экскурсия.Цели урока: Обучающие- сформировать представления о признаках осени , о жизни растений и животных; проследить влияние изменений в неживой природе на живую; познакомить с многообразием растений и животных леса на примере родного края; Развивающие – продолжить формирование умений самостоятельно проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе; развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление, самостоятельность, творческое воображение; Воспитывающие – объяснить необходимость выполнения правил поведения в природе; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать эстетические чувства, умение наслаждаться природой; раскрыть творческие возможности детей.Оборудование: знаки «Правила поведения в природе», рабочие тетради, корзинка с грибами, следы, рисунок бледной поганки, карточки для исследовательской работы.^ Заранее обдумываю и выбираю место экскурсии. Особенно интересно будет провести экскурсию в лесу, что находится сразу за городом. Именно в лесу удобнее всего понаблюдать за осенними изменениями в природе, в жизни животных и растений. До места предстоящей экскурсии целесообразно будет идти пешком, чтобы затем можно было сравнить признаки осени в городе и в лесу. Заранее объявляю детям о предстоящей экскурсии и о заданиях, которые будет необходимо выполнить.- Ребята, вчера нам принесли письмо. Старичок-Лесовичок приглашает нас к себе в гости. Хотите пойти в гости? Сначала нам необходимо вспомнить, как надо вести себя в лесу. Дома вы подумаете над этим и нарисуете в виде знаков правила поведения в природе. (Для этого задания класс надо разделить на несколько групп.) - Например, Правила поведения в природе:
- Ребята! А с чем ходят в гости? (С подарком.) Давайте и мы с вами подготовим подарки для Старичка-Лесовичка: выучим стихи об осени и подберём приметы об этом прекрасном времени года. Например: ^ Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера.Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой. Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льётся, Лужи у крыльца… Чахлая рябина Мокнет под окном, Смотрит деревушка Сереньким пятном. Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Ещё просит сердце Света и тепла. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась.
Для того, чтобы выяснить, на какие признаки осени обратить особое внимание, за неделю до экскурсии необходимо провести анкетный опрос детей:
Опрос показал, что ребята совсем мало знают о том, какие изменения происходят в жизни растений и животных с наступлением осени. Поэтому за пару дней до экскурсии можно предложить такое задание. Класс делится на несколько групп. Задание для I группы: записать в рабочую тетрадь как изменилась жизнь насекомых с приходом осени; II – ой группе – жизнь птиц; III – ей – жизнь зверей. Затем на самой экскурсии ребята «делают» свои сообщения. Например,
По дороге к месту экскурсии проводится конкурс пословиц об осени.^
- Какая сегодня погода? - Посмотрите на небо, какое оно? - Как греет солнышко? -Вспомните, как вы одевались летом и как одеты сейчас? Почему?
- А какие растения называют деревьями? (Растения с одним древесным стеблем – стволом.) - А какие растения называют кустарниками? (Растение, у которого два и более древесных стволов). - А как называется растение, имеющее много мягких зелёных стеблей? (Травянистое растение.) - Давайте поиграем в игру «Дерево, кустарник, травянистое растение». Я буду называть растение, а вы, если это дерево, должны встать на носочки, поднять высоко руки и помахать ими; если это кустарник – попрыгать; если травянистое растение – присесть. (Учитель называет растения: берёза, крыжовник, крапива, малина, липа, васильки, лопух, дуб, шиповник, сирень, сосна, колокольчики, орешник.)- Ребята, а как осень повлияла на травянистые растения? Много ли среди них цветущих. Что образуется на месте цветка? - Как изменилась окраска деревьев и кустарников? Какого цвета осенние листья? - Какие ещё изменения происходят с деревьями и кустарниками? А с каких растений листья не опадают? - Обратите внимание на то, как падают листья: одни - тихо и плавно, другие – кружась, третьи – порывисто. Как называют это явление? (Листопад.) - Как вы думаете, зачем деревьям необходимо сбрасывать листву? (Если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Все ненужные для себя вещества дерево предусмотрительно выводит в листву и с листопадом окончательно избавляется от них.) - Ребята, давайте устроим свой листопад. (Дети подбрасывают листья вверх и наблюдают за их полётом.)
- Это, наверное, Лесовичок приготовил нам подарок. Что это? (Грибы.) - как вы думаете, грибы – растения? Это особое царство. - Какие грибы вы знаете? Самые известные грибы – те, у которых есть шляпка и ножка. Такие грибы называют шляпочными. Под землёй от их ножки отходят в разные стороны тонкие, белые, похожие на паутину нити. Это грибница – подземная часть гриба. Это главная часть гриба. Среди шляпочных грибов есть съедобные, а есть и несъедобные. Есть и по-настоящему ядовитые грибы. Самый опасный – бледная поганка. Этот гриб смертельно ядовит! Однако все грибы нужны природе. Нити грибницы, срастаясь с корнями деревьев, снабжают их дополнительным количеством воды и минеральных солей. Взамен деревья делятся с грибами питательными веществами, которые образуются в зелёных листьях. Грибами питаются многие животные (например, лоси, белки, полёвки, сороки). Замечено, что лоси порой проглатывают целиком мухоморы, иногда по нескольку штук. Мухоморы для лосей – лекарство, помогающее избавиться от глистов. Многие грибы перерабатывают растительный мусор в лесу. - А как надо собирать грибы? Послушайте рассказ и решите, кто из девочек был прав.«Как сёстры собирали в лесу грибы». Старшая сестра Наташа взяла младшую Олю в лес. Девочки повязали косынки, взяли корзинки и побежали в лес. Они оказались на опушке. Под елью приметили большой белый гриб. Оля наклонилась, чтобы вырвать его, но Наташа запретила и предложила его осторожно, не повредив грибницу, срезать. Проходя дальше, Оля заметила полянку с мухоморами и хотела их затоптать, но сестра не разрешила это сделать, объяснив, что сюда придут лечиться лоси. В другом месте Оля разглядела маленький грибок и хотела раскопать почву, чтобы его достать, но сестра не одобрила её намерения, сказав, что гриб должен подрасти. (Учащиеся похвалили старшую сестру за правильный сбор грибов.)- Сырые грибы человек не может употреблять в пищу. Поэтому угостим ими животных. Оставим грибы в лесу.
- Почему их не видно сейчас? -Как вы думаете, Почему птицы улетают от нас осенью? ( Листья, трава являются домом для насекомых, которые являются кормом для птиц. С наступлением осени насекомые исчезают, прячутся в землю, в стволы деревьев, щели, некоторые на зиму засыпают, некоторые отмирают.) - Ребята! А что вы сами узнали о жизни насекомых и птиц осенью? (Ребята читают свои записи.) - Осенью можно увидеть, как звери готовятся к зиме. Белка сушит грибы, собирает и прячет в дупло орехи и жёлуди. А вот барсуку и медведю не нужно делать запасы. За осень они отъедаются и ложатся спать в своих норках до весны. Не встретишь осенью и ёжика. Забрался он куда-нибудь под кучу хвороста или в другое укромное место, свернулся в клубок и уснул непробудным сном. - А какие интересные сведения вы нашли об изменениях в жизни зверей с приходом осени? (Учащиеся читают свои записи.)
- Понравилась ли вам экскурсия? Чем именно? - Давайте поблагодарим Лесовичка и прочитаем ему стихи об осени.
- В заключении мне хочется сказать об охране лесов. Каждую минуту на Земле люди вырубают примерно 20 га леса. Может случиться так, что в недалёком будущем на Земле совсем не останется лесов. Поэтому давайте будем охранять леса. А как это делать, вы расскажете и покажете сами. ( Дети показывают изготовленные знаки, рассказывают, что они обозначают.)
|
lit-yaz.ru