Мир растений разнообразие растений. Урок окружающего мира «Разнообразие растений».

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок познание мира " Разнообразие растений". Мир растений разнообразие растений


Разнообразие растительного мира

Разнообразие - вот что больше всего поражает в мире растений. Зачем такое высокое разнообразие форм, цветов, запахов, если природа вполне могла бы обойтись двумя-тремя разновидностями? Или не могла? ..Эта загадка давно волнует умы человечества. Ведь только разгадав ее, можно понять суть нашего мира, смысл процессов, протекающих вокруг нас... Природа против второго начала термодинамики упорядочивает хаос, снижает энтропию... Как это может быть? Или повышение разнообразия - это инструмент снижения энтропии? В пределах России выделяются три основных центра флористического богатства - Северо-Кавказский, Саяно-Алтайский и Приморский. Минимальное разнообразие сосудистых растений отмечается на ненарушенных территориях северной тайги, лесотундры и тундры. Высокий уровень биоразнообразия горных территорий определяется большим разнообразием местообитаний.

О состоянии природной флоры и растительности в определенной мере можно судить по сведениям о редких и исчезающих видах, нуждающихся в охране. Эти виды в основном выявлены, что послужило основой для создания региональных красных книг и Красной книги РСФСР. Красная книга Российской Федерации содержит данные о нуждающихся в охране 533 видах флоры страны. Из них: 440 видов (82%) - цветковые, 11 - голосеменные, 10 - папоротники, 4 - плауновидные, 22 - моховидные, 29 - лишайники и 17 - грибы. При включении в Красную книгу России предпочтение отдавалось тем видам растений, которые нуждаются в охране по всей территории страны, среди них - уязвимые, эндемичные и чрезмерно эксплуатируемые виды .

Из 400 редких видов флоры северо-запада Европейской части России 140 нуждаются в неотложных мерах по охране, в Нечерноземной зоне 500 видов требуют охраны, в Саратовской области в первоочередной охране нуждаются 375 видов, в строгой охране нуждаются 188 видов Краснодарского края (127 из них приурочены к Черноморскому побережью). Среди исчезнувших в последние годы видов - реликтовый вид папоротника - чистоус королевский (Черноморское побережье), лапчатка волжская (Среднее Поволжье). На Дальнем Востоке не обнаружена пролеска пролесковидная.

По уникальности набора видов выделяются Прикаспий, 3абайкалье, Тихоокеанское побережье. Минимальна оригинальность флоры на севере Западной и Средней Сибири с относительной молодостью растительного покрова.

Как известно, мозаичность растительного покрова является показателем неоднородности структуры биомов территории. Индекс мозаичности определяется соотношением площадей, занятых разными угодьями - лесами различного породного и возрастного состава, пашнями, пастбищами, залежами и др.

Максимальных значений этот индекс достигает в регионах, где представлено наибольшее число разных категорий растительности в примерно равных соотношениях. Так, вырубка, распашка, смена видов растений, меры, препятствующие зарастанию лугов - все это обеспечивает максимальную неоднородность растительного покрова в освоенных людьми лесных районах. В лесостепных и степных районах показатель мозаичности заметно ниже.

Понятие о флоре. В каждой местности, где есть необходимые условия для жизни растений, можно встретить большее или меньшее число видов. Особенно большое видовое разнообразие отмечено в условиях влажных тропических лесов, где круглогодично растения получают все, что необходимо для активной жизни. В условиях менее благоприятных: в пустыне, тундре, высоко в горах — обилие растений заметно уменьшается или они вовсе отсутствуют. Все виды растений на определенной территории (район, область, страна и т. д.) вместе образуют флору (лат. «флора* — богиня цветов и весны).

Разнообразие растительного мираРомашки. Фото: jan Sefti

Понятие о растительном сообществе и растительности. Отдельные растения живут не изолированно, а произрастают совместно с другими видами. Группа взаимосвязанных друг с другом растений, произрастающих на одной территории, образует растительное сообщество. Лес, луг, болото, степь — это растительные сообщества. Каждое из них приурочено к определенным условиям и характеризуется свойственным ему набором видов. Медуница неясная и осока волосистая растут в лесу, клюква болотная и болотный мирт обыкновенный — на болоте, тимофеевка луговая и лисохвост луговой — на лугу, ковыль узколистный и тюльпан шренка — в степи, саксаул белый и акация песчаная — в пустыне. Вместе с ними произрастают другие растения, свойственные или лесу, или болоту, или лугу, или степи, или пустыне. Есть растения, которые приспособились к жизни в разных растительных сообществах. Чину лесную можно встретить в лесу и на лугу; черника растет в лесу, тундре, на высокогорных лугах.

В одной и той же местности (район, область и т. д.) имеются разные растительные сообщества, которые вместе образуют растительность данной местности. Понятие о ландшафте. Наземные растения участвуют в создании ландшафтного разнообразия Земли. Ландшафт — это внешний облик земной поверхности, который определяется сочетанием рельефа, климата, почвы и растительности.

Лес как пример растительного сообщества

Разнообразие лесов. Лес как растительное сообщество характеризуется господством деревьев. Вместе с ними произрастают растения других жизненных форм: кустарники, кустарнички, травы. В зависимости от преобладающих древесных пород леса называют хвойными или лиственными. В хвойных лесах произрастают ель европейская, пихта сибирская, сосна обыкновенная, лиственница сибирская и другие виды деревьев и сопутствующие им растения разных жизненных форм. Среди лиственных лесов выделяют широколиственные, долговечные (коренные) леса, образованные дубом черешчатым, кленом платановидным, липой мелколистной, ясенем обыкновенным. Есть и мелколиственные леса, как правило, они недолговечны (из березы бородавчатой, березы пушистой, осины, ольхи серой). В лиственных лесах свой, в отличие от хвойных, набор видов под кронами деревьев. Смешанными называют леса, в которых произрастают широколиственные и хвойные виды. Растения леса находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и средой обитания. Под средой обитания понимают всю окружающую организм природу. Ярусное расположение растений. Взаимосвязь растений проявляется в их расположении по ярусам. Деревья в лесу образуют первый, или верхний, ярус. Под ними произрастают более низкорослые растения: невысокие деревья (яблоня дикая, рябина обыкновенная, клен полевой), слагающие второй ярус, и кустарники (лещина обыкновенная, бересклет бородавчатый, крушина ломкая, жимолость лесная), входящие в состав подлеска, или третьего яруса. Кустарнички и травянистые растения входят в состав четвертого яруса, а мхи и лишайники в состав пятого, приземного, яруса. На почве всегда находятся отмершие остатки растений, опавшие листья, сухие ветки, вместе образующие лесную подстилку. Она, как и верхние почвенные слои, богато населена грибами, бактериями, беспозвоночными животными.

Поярусно располагаются в почве корневые системы растений, входящие в состав сообщества: одни виды образуют поверхностную корневую систему, у других корни уходят в более глубокие слои.

При ярусном размещении растений на единице площади произрастает большое число видов, оказывающих влияние друг на друга и по-разному относящихся к окружающей среде. Взаимное влияние растений в пределах одного сообщества. Растения разных ярусов пребывают в неодинаковых условиях освещения, влажности, питания. В лучших условиях освещенности оказываются деревья, под пологом которых поселяются теневыносливые и тенелюбивые растения. В лесу неодинаковые условия обеспечения растений углекислым газом, необходимым для фотосинтеза. Его меньше внутри крон (0,02%), чем в напочвенном слое (0,08%). Более богат питательными веществами и гумусом верхний почвенный горизонт, где активно идет разложение растительных остатков и трупов животных микроорганизмами, населяющими подстилку и верхние почвенные слои. В лесу создается своеобразный режим водоснабжения. Кронами деревьев разного вида и разного возраста задерживается от 15 до 80% осадков (ель задерживает до 40%, сосна — до 20%, пихта — до 60%). Однако количество влаги, достигающей почвы и поддерживающей ее верхние горизонты во влажном состоянии, здесь оказывается даже больше, чем на соседнем необлесенном участке. Растения леса (деревья, кустарники) защищают верхние почвенные слои от иссушения, ограждая почву от действия прямых солнечных лучей и суховеев. В более глубоких слоях почвы, где размещаются мощные корневые системы высокоствольных растений, напротив, влаги может быть меньше. Освещенные солнцем деревья испаряют много воды, которую нагнетают к олиственным побегам корни, поглощая ее из почвы. Поэтому леса в районах с обильным выпадением осадков и близким стоянием грунтовых вод охраняют территорию от заболачивания. Леса противостоят суховеям и тем самым защищают от их губительного влияния посевы культурных растений на полях. Леса предотвращают образование балок и оврагов, способствуют сохранению верхних, наиболее плодородных горизонтов почвы.

Изменение внешнего вида лесного сообщества в течение года. Сложность строения лесного сообщества обеспечивается не только ярусным расположением растений в пространстве. Большое значение имеет размещение на единице площади растений с разным ритмом развития. Одни виды весной трогаются в рост рано и быстро переходят к цветению и плодоношению. Другие виды в начале вегетационного периода характеризуются замедленным ростом и зацветают к середине лета или во второй его половине. В зависимости от видов растений, входящих в лесное сообщество, и их сезонного развития меняется в течение года внешний вид (аспект) леса. Более резко меняет облик в течение вегетационного периода лиственный лес. Рано весной, когда деревья и кустарники еще находятся в безлистном состоянии, в широколиственном лесу красочный аспект определяется цветением ранневесенних травянистых растений: чистяка лютичного, хохлатки галлера, гусиного лука, ветреницы дубравной, медуницы неясной и других растений, раскрывающих цветки в период благоприятного освещения при отсутствии листьев на деревьях. После развертывания почек у растений верхних ярусов и отрастания у них новых побегов изменяется световой режим в припочвенном слое. Среди цветущих травянистых растений начинают преобладать виды с белыми цветками: ландыш майский, звездчатка ланце-толистная, купена многоцветковая.

В разгар лета под кронами деревьев и кустарников нет обильного цветения травянистых растений, но их число значительно повышается там, где под полог деревьев проникает больше света, а также на опушках. Летом аспект лесного сообщества определяется зелеными побегами растений разных ярусов. К осени лес приобретает иной вид благодаря пожелтевшим листьям деревьев и кустарников. Клен и бересклет дополняют желтые тона красно-бурым цветом. Зимой лиственный лес с опавшими листьями имеет иной облик, который существенно отличает его от хвойных лесов с вечнозеленым древесным ярусом. Смена одного растительного сообщества другим. Смена одних лесов другими очень широко распространена в растительном мире и отражает закономерный процесс развития растительного покрова. Это зависит от свойств растений и изменяющихся условий среды. В настоящее время большие площади покрыты мелколиственными лесами, которые появились на месте бывших хвойных лесов. Смена елового насаждения осиной или березой нередко происходит после повала деревьев ураганом, после вырубки и пожаров. На освобожденной площади появляются многочисленные проростки березы, чьи мелкие и летучие плоды в большом числе заносятся с соседних участков, занятых березовыми лесами. Плоды березы преодолевают расстояния в 1000 м, семена ели — 100—500 м. Проростки ели, кроме того, на необлесенных территориях страдают от заморозков и солнечных ожогов, а проростки березы более устойчивы к ним. В подрастающих березовых насаждениях скоро образуется среда, типичная для леса. Под мелколиственной породой находят благоприятные условия и кустарники, и многие травы, типичные для хвойного и для широколиственного лесов.

Подмечено, что при смене одного типа леса другим более консервативными остаются травянистые растения, которые могут длительное время сохраняться на той же территории под защитой новых видов древесных растений.

По сохранившимся видам травянистых растений можно воссоздать историю развития растительности на данной территории. Возобновление и размножение растений леса. Размножаются растения леса семенным и вегетативным способами. У растений нижних ярусов, произрастающих в затененных условиях, вегетативное размножение нередко значительно преобладает над семенным. При малой задернованности почвы в лесу обычны длиннокорневищные и короткокорневищные виды (ландыш, сныть, осока волосистая, майник двулистный, ветреница лютичная и др.), растения с ползучими надземными побегами (зеленчук желтый, вероника лекарственная), столонообразующие (седмичник европейский, звездчатка дубравная, земляника лесная), луковичные с образованием столонов (гусиный лук, пролеска) и другие вегетативно подвижные формы растений. Среди деревянистых видов преобладает семенное размножение, но не исключено и вегетативное, особенно при образовании корнеотпрысковых побегов (осина). Под пологом материнских пород рост и формирование молодых древесных растений происходят в иной световой обстановке, чем развитие взрослых особей. Поэтому всходы и подрост деревьев отличаются большей теневыносливостью по сравнению со взрослыми особями тех же видов, выносящих кроны к свету.

Многообразие существующих ныне и живших ранее на Земле растений является результатом эволюционного процесса. Современная классификация растительных организмов дает представление не только об их исключительном разнообразии, но и позволяет проследить пути становления тех или иных систематических групп растений. Все растения по строению вегетативного тела можно разделить на низшие (слоевцовые) и высшие растения. К низшим растениям относят бактерии и актнномицеты (условно), водоросли и лишайники. К высшим растениям относятся давно вымершие псилофиты и ныне живущие мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и покрытосеменные (цветковые) растения. Доказательствами исторического развития растений являются палеонтологические находки их ископаемых остатков. Среди них можно назвать строматолиты - многослойные образования из остатков древних примитивных водорослей, обитавших в морях и океанах, отпечатки гигантских папоротников, хвощей и плаунов, обнаруженных в залежах каменного угля и торфяниках, многочисленные споры и пыльца в почвенных отложениях разного геологического возраста.

Самые первые растительные организмы - бактерии и сине-зеленые водоросли - возникли в архейскую эру около 3 млрд лет назад. Об этом свидетельствует наличие земных пород органического происхождения, к которым относятся известняк, мрамор. Это были одноклеточные прокариотные организмы, широко распространенные в морях и океанах, способные к автотрофному (хемо- и фототрофному) питанию. Благодаря их жизнедеятельности в первичной атмосфере появился кислород. Первые автотрофные эукариоты появились около 1,5 млрд лет назад. Это были предки современных одноклеточных водорослей, от которых произошли многоклеточные виды водорослей. Возникновение процесса фотосинтеза в архейскую эру положило начало разделению всех живых организмов на растения и животные. С появлением первых зеленых растений - водорослей - начался процесс образования и накопления на Земле органического вещества.

В протерозойскую эру господство сине-зеленых водорослей сменяется активным развитием зеленых, в том числе и многоклеточных. Усложнялось строение их вегетативного тела, увеличивалась площадь поверхности, что способствовало более продуктивному фотосинтезу. Крупные многоклеточные водоросли получили широкое распространение в кембрийском периоде палеозойской эры. К палеозойской эре причисляется и выход растений на сушу. Это произошло в конце силурийского периода, когда в результате горообразовательных процессов возникли материки. Выход зеленых водорослей на сушу был приурочен к литоральной зоне морей и океанов, к условиям переменного увлажнения. Первыми настоящими сухопутными растениями принято считать псилофиты - ныне вымершую группу. В связи с сухопутным образом жизни они приобрели новые качества: для защиты от изменчивых условий наземной среды их защищали покровные ткани с устьицами; механические ткани выполняли опорную функцию; появились примитивные проводящие ткани. Псилофиты представляли собой переходные от низших к высшим растениям формы. Дальнейшее их распространение на суше было подготовлено жизнедеятельностью прокариотных организмов (сине-зеленых водорослей, бактерий) и грибов, сформировавших первичный почвенный покров.

Каменноугольный период - господство папоротникообразных, которые имели ряд преимуществ перед псилофитами: развитую корневую и проводящую системы, лист, как эффективный орган фотосинтеза. И хотя в размножении папоротникообразные были еще тесно связаны с водой, так как в их жизненном цикле имелись жгутиковые стадии, то они сформировали обширные леса на огромной территории тогдашних материков, создали плодородный почвенный покров, обогатили атмосферу необходимым для развития животных кислородом. К этому же периоду относится и появление принципиально новой группы растений -семенных папоротников, которые известны лишь в виде ископаемых остатков. Это были прямые предки современных голосеменных растений. Возникновение семени определило дальнейший прогресс высших растений: во-первых, наличие семени делало половой процесс совершенно независимым от наличия воды, во-вторых, семя защищало находившийся внутри него зародыш от неблагоприятных воздействий внешней среды, в-третьих, семя содержало запасные питательные вещества, необходимые для начальных стадий развития зародыша.

В пермском периоде палеозойской эры влажный климат сменился сухим, что привело к гибели гигантских папоротников, древовидных хвощей и плаунов, а также семенных папоротников. Жизнестойкими оказались лишь древние голосеменные растения, просуществовавшие до конца мезозойской эры. Голосеменные перешли к принципиально новому типу оплодотворения: половые клетки стали у них развиваться во внутренних тканях. Мужская половая клетка не соприкасалась с внешней средой, а попадала к яйцеклетке, проходя внутри пыльцевой трубки. Это способствовало дальнейшему завоеванию суши, а приспособление семян к переносу ветром и водой помогало быстро заселять новые территории.

Дальнейшее усложнение репродуктивных органов растений привело к возникновению цветка, ставшего универсальным приспособлением к более, чем у голосеменных, эффективному процессу опыления. Завязь покрытосеменных защищает семяпочку, семена развиваются внутри плода, который служит им и защитой, и источником питательного материала. Покрытосеменные быстро завоевали земную поверхность и даже освоили водные местообитания в илу своей выносливости в разных климатических и почвенных условиях. Благодаря естественному отбору цветки покрытосеменных приобрели самый широкий спектр приспособлений к опылению. Большую роль в их развитии сыграла одновременная эволюция насекомых-опылителей, настоящее время - это господство покрытосеменных, хотя е исчезли с лица земли и голосеменные, и споровые астения. Значительное большинство цветковых сосредоточено в тропических широтах. Это преимущественно древесные породы. В субтропических и умеренных широтах они распространены наряду с хвойными, а в северных шпротах уступают им по распространению. Хозяйственная деятельность человека наносит существенный ущерб богатству и разнообразию растительного мира. Охрану растений необходимо вести по разным направлениям: это и сохранение их естественных местообитаний, и запрет на сбор и использование в хозяйственной деятельности многих редких и исчезающих видов, и создание заповедников и заказников, где обеспечивается сохранение растений в их естественных условиях.



biofile.ru

Доклад на тему разнообразие растений: многообразие растительного мира

Работа "Видовое разнообразие растений"

В исследовательской работе «Видовое разнообразие растений» необходимо было на примере выбранного участка природы рассказать о видах растений на нем, провести исследование их жизнедеятельности и сделать собственные выводы.

Но перед тем, приступить к знакомству с нашим докладом, давайте узнаем — какова роль растений в нашей жизни.

Планета растений.

Если бы инопланетяне задумали дать Земле имя по названию господствующей на ней формы жизни, то, скорее всего, в галактических каталогах Земля значилась бы как «Зеленая Планета» или «Планета Растений».Растения приносят на нашу планету жизнь. Они поглощают из атмосферы углекислый газ, а взамен поставляют кислород, без которого не может существовать большинство организмов.

В результате фотосинтеза ежегодно на Земле образуется примерно 150 млрд. т. органических веществ. За год растения выделяют до 200 млрд. т. кислорода. При этом 80% его производят морские водоросли и лишь 20% — наземные растения. Так что «легкими» нашей планеты сейчас, как и прежде, является Мировой океан. Впечатляет и тот факт, что более 90% всей биомассы Земли составляют растения (около 2 трлн. т. сухого органического вещества).

Царство растений неоднородно.

К низшим растениям относят водоросли — от простейших, одноклеточных, до морских гигантов длиной в десятки метров. Их тело не расчленено на органы. Листообразные выросты некоторых водорослей нельзя даже назвать примитивными листьями. Ткань, образующая эти «листья», практически ничем не отличается от ткани «стебля», от которого они отходят. В настоящее время ученым известно около 30000 видов водорослей.Все остальные растения, стимулом к развитию которых послужило освоение суши, называются высшими. У растений появились корни, стебли и листья. А разнообразие условий обитания отозвалось многообразием видов.

Отделы растений.

Эта обширная империя высших разделена на восемь отделов. Шесть из них относят к высшим споровым растениям. Около 350 млн. лет назад это были господствующие формы. Но сейчас два из этих отделов, риниофиты и псилофиты, известны только по редким окаменелостям.

Чуть больше повезло хвощам и плаунам. Разрозненные группы этих растений хоть и встречаются кое-где довольно большими скоплениями, но фактически находятся на грани вымирания.Из высших споровых в современном мире не потерялись, пожалуй, только мхи и папоротники. Если мхов насчитывается 25 тыс. видов, то папоротников вдвое меньше — 12 тыс. Зато они более заметны. Их немало в умеренных широтах, но основная часть отступила к тропикам. Там в лесах до сих пор растут древовидные папоротники, достигающие 25 м. в высоту.

Хозяева планеты.

Сегодня хозяевами планеты являются представители двух отделов, относящихся к высшим семенным растениям. Это голосеменные, к которым принадлежат хвойные породы деревьев, и покрытосеменные (цветковые). Голосеменных немного, всего около 800 видов.

Среди них нет трав, только деревья. И растут голосеменные там, где из-за суровых условий не способно выжить никакое другое дерево.

А на вершине растительного царства обосновались покрытосеменные. Всего насчитывается около 250 тыс. видов цветковых растений — больше, чем всех остальных, вместе взятых. Их объединяет не только наличие цветков, но и внутренние особенности. Все покрытосеменные делят на два класса: двудольные и однодольные.

На Земле ученые насчитывают около 350—500 тыс. видов растений. Для того чтобы ориентироваться в таком огромном многообразии организмов, необходимо распределить их по группам, т.

е. классифицировать Основы научной систематики создал шведский ученый Карл Линн е й. В 1737 г. он опубликовал книгу «Система природы».

Разнообразие растений и животных

В ней ученый изложил метод классификации, который дорабатывал еще двадцать лет.

Всю природу он разделил на три царства: животные, растения и минералы. Живые организмы Линней расположил на основе их внешних признаков в иерархическую систему, установив четкое соподчинение между систематическими категориями — вид, род, семейство, класс, царство.

Огромной заслугой Линнея было использование для обозначения организмов принципа двойных названий, который сохранился и в современной науке. Первое слово в названии вида соответствует названию рода (это всегда — существительное), второе — видовой эпитет — прилагательное. Каждому виду присваивается латинское название, что позволяет ученым разных стран понимать друг друга. Однако систематика Линнея была искусственной, так как в ее основу было положено небольшое количество произвольно взятых признаков.

Современная классификация основывается не только на общих морфологических или анатомических признаках растений, но учитывает генетические, физиологические и др. особенности, а также общность происхождения растительных видов. Самая мелкая единица классификации — вид. К одному виду относят организмы (особи), имеющие сходство во внешнем строении, всех процессах жизнедеятельности, химических структурах организма, область распространения в природе и схожий характер взаимоотношений с различными факторами внешней среды.

Особи одного вида способны скрещиваться и давать плодовитое потомство. Видовую принадлежность организма нельзя установить по отдельно взятому критерию — необходимо учитывать всю совокупность признаков.

Несколько сходных видов объединяют в род.

Сходные по ряду признаков роды образуют семейства, которые группируют в классы. Высшая единица классификации — царство.

Царства включают отделы Однако царство Растения имеет промежуточную категорию — подцарство: низшие растения и высшие растения. К низшим, как мы уже знаем, относятся: отделы Зеленые, Бурые, Красные водоросли.

Высшие растения, в отличие от низших, приспособлены главным образом к жизни в наземной среде.

Для них характерно чередование двух поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит). Тело высших растений расчленено на органы.

Отделы высших растений: Моховидные (Мхи), Плауновидные (Плауны), Хвощевидные (Хвощи), Папоротниковидные (Папоротники), Голосеменные и Покрытосеменные, или Цветковые.

Отделы объединяют классы, а классы — семейства. Так, в состав отдела Цветковые растения входят классы однодольных и двудольных растений. Класс Однодольные объединяет семейства Лилейные, Злаки и другие. В свою очередь, в состав семейства входят роды, объединяющие сходные виды.

Роль растений Растения являются первоисточником существования, процветания и развития жизни на Земле и в первую очередь благодаря их свойству осуществлять фотосинтез.

Фотосинтез протекает практически повсеместно на нашей планете, в связи с чем суммарный эффект его колоссален. В процессе фотосинтеза зеленые растения из углекислого газа и воды создают органические вещества, служат источником ценных продуктов питания (зерна, овощей, плодов и т. д.), сырья для промышленности и строительства.

Формирование газового состава атмосферного воздуха, как известно, также находится в прямой зависимости от растений.

Зеленые растения в процессе фотосинтеза выделяют около 5*1011 тонн свободного кислорода в год. Один гектар кукурузы выделяет за год 15 тонн кислорода, что достаточно для дыхания 30 человек. Весь кислород атмосферы проходит через зеленое вещество примерно за 2000 лет.

За 300 лет растения усваивают столько углерода, сколько его содержится в атмосфере и водах. Растения участвуют в образовании гумуса, который является самой существенной частью почвы, обеспечивает ее высокое плодородие.

Помимо углерода, водорода и кислорода в состав молекул многих органических веществ входят атомы азота, фосфора, серы, а нередко и других элементов (железа, кобальта, магния, меди).

Все они добываются растениями из почвы или водной среды в виде ионов солей, главным образом, в окисленном виде. Минеральные соли не вымываются из поверхностных слоев почвы, так как растительность постоянно всасывает часть минеральных веществ из почвы и передает их животным на корм. Животные, так же, как растения, после отмирания передают минеральные вещества обратно в почву, откуда они вновь всасываются растениями.

Растения, таким образом, изымают минеральные соли и постоянно поддерживают содержание их в почве, что является важным для ее плодородия.

Растительность оказывает большое влияние на климат, водоемы, животный мир и другие элементы биосферы, с которыми она тесна взаимосвязана.

От характера растительности во многом зависит и характер биоценоза, экосистемы, их морфологическая и функциональная структура, биогеоценотическая деятельность компонентов.

Социальные кнопки для Joomla

Биология 5,6,7,8,9,10,11 класс, ЕГЭ, ГИА

Распечатать

Разнообразие растений зависит прежде всего от их обитания. По типу строения растения бывают высшими и низшими. Высшие растения имеют ткани и органы и обитают в основном на суше (хотя есть исключения).

К высшим относятся семенные растения (покрытосеменные и голосеменные) и споровые (папоротникообразные и мохообразные).

Низшие растения не имеют тканей и органов. Их тело состоит из одной клетки или слоевища (многоклеточного образования).

Согласно современной классификации, к низшим растениям относятся только водоросли, поэтому среда обитания низших растений – вода. К низшим растениям относятся багрянки или бурые водоросли.

Жизненные формы растений.

Жизненная форма – это внешний вид живого организма, который обычно обуславливается средой обитания или эволюционными особенностями.

Среди растений можно выделить четыре жизненные формы:

  • Травы – это растения, которые имеют неодревесневший, мягкий стебель. Чаще всего травы живут на протяжении только одного вегетационного периода, хотя существуют и многолетние травы.

    Однолетние травы проходят весь жизненный цикл за один сезон. Многолетние травы могут жить на протяжение нескольких десятков лет и каждый год образовывать новые побеги, которые погибают после окончания сезона, а корневище впадает в спящее состояние. Самой большой травой является банан. 

  • Кустарничек – это небольшой вид кустарника, который в высоту не превышает 0,5 м (обычно около 10-30 см), зачастую имеющий очень длинное корневище.

    В среднем кустарнички живут 5-10 лет, хотя бывали случаи, когда такие растения существовали более 100 лет. Примеры кустарничков: мирт, вереск, клюква, черника, брусника и другие. 

  • Кустарник – многолетняя форма жизни растений, имеющая несколько стеблей. Стебли кустарников – прямостоячие  одревесневшие.

    Продолжительность жизни этой формы растений составляет от 2 до 20-25 лет, хотя, как и у кустарничков, иногда может достигать нескольких столетий. Иногда кустарники могут принимать форму деревьев, например, рябина. Это зависит от условий произрастания растения. 

  • Деревья – это многолетние формы жизни растений, которые характеризуются наличием главного одревесневшего ствола и боковых побегов, которые образуют крону.

    Разнообразие, распространение и значение растений

    При определенных условиях продолжительность жизни деревьев может составлять несколько тысяч лет.

Дополнительные материалы по теме: Разнообразие растений.

Биология 5,6,7,8,9,10,11 класс, ЕГЭ, ГИА

Строение и работа всех функций живых организмов, растений, грибов, микроорганизмов — вся биология
Биология 5,6,7,8,9,10,11 класс, ЕГЭ, ГИА
  

Красная книга России.

Растения.

Красная книга, растения — голосеменные, грибы, лишайники, моховидные, плауновидные и др
Красная книга России.

Растения.

Высшие растения.

Высшие растения ( эмбриофиты , наземные растения ) – это тип зелёных растений , которые имеют дифференциацию тканей, чего нет у низших растений – водорослей .
Высшие растения.
  

Водоросли.

Водоросли – это низшие растения , у которых нет стебля, корня или листвы.
Водоросли.

На Земле произрастает множество разных видов растений. Часто они непохожи друг на друга как по внешнему виду, так и по строению. Например, среди растений есть одноклеточные формы, есть многоклеточные с недифференцированным телом, однако большинство растений имеют органы и ткани. Но даже если растения имеют схожее внутреннее строение, они могут сильно отличаться между собой по внешнему виду.

Это связано с приспособлением к конкретным местам обитания и способам жизни.

При всем многообразии растений одноклеточные формы характерны только для ряда водорослей.

Другие водоросли многоклеточны. Все водоросли (и одноклеточные, и многоклеточные) относятся к низшим растениям. Это связано с тем, что у водорослей нет настоящих органов и тканей. Хотя у представителей бурых водорослей можно отметить дифференцировку тела на ткани.

Если лишайники относят к растениям, то их также считают низшими. Лишайники — особые организмы. Они состоят из клеток водоросли и мицелия гриба, вступивших друг с другом в тесное сожительство (симбиоз с элементами паразитизма гриба на водоросли).

Грибы в настоящее время уже не считают растениями. Они образуют отдельное царство живого мира. Кроме того, в лишайниках вместо водорослей могут быть сине-зеленые водоросли (цианобактерии), которые являются фотосинтезирующими бактериями. Это также осложняет отнесение лишайников к той или иной группе организмов.

Все остальные группы растений считаются высшими.

Разнообразие растений.

Это мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и покрытосеменные. В каждой группе наблюдается свое многообразие растительного мира. Следует отметить, что в процессе эволюции (исторического развития жизни на Земле) в определенные периоды доминировали те или иные группы.

Так в каменно-угольном периоде (300 млн лет назад) на суше произрастали леса, состоящие из древовидных папоротников. Был влажный и теплый климат. Когда климат стал становиться суше и холоднее появились голосеменные, а в последствие и более приспособленные к сухопутному обитанию покрытосеменные растения. На сегодняшний день папоротники представлены в основном травянистыми формами, обитающие в пологе лесов.

Мхи, папоротники, хвощи и плауны называются высшими споровыми растениями.

Они размножаются спорами. В их жизненном цикле представлены две стадии — гаметофит и спорофит. Клетки гаметофита содержат одинарный набор хромосом, а спорофита — двойной. В жизненном цикле мхов доминирует гаметофит, а у папоротников — спорофит.

Голосеменные и покрытосеменные (цветковые) растения размножаются с помощью семян. Их относят к группе семенных растений.

Семя, в отличие от споры, содержит большой запас питательных веществ. У покрытосеменных семена развиваются в завязи цветка, после созревания их окружает плод. У голосеменных семена обычно развиваются в шишках и лежат голо на их чешуях.

Голосеменные в основном представлены деревьями.

Среди покрытосеменных много как деревьев, так и трав, а также других жизненных форм. В процессе эволюции травянистые формы цветковых растений появились позже и по ряду признаков имеют более сложное строение по-сравнению с деревьями.

Сегодня на Земле многообразие растений в основном формируют покрытосеменные (цветковые) растения. Их около 300000 видов. Голосеменных всего около 1000 видов. Папоротникообразных более 10000 видов, моховидных более 25000, лишайников около 20000, водорослей около 35000 видов.

Несмотря на все многообразие растений, у них есть два общих признака.

Наличие обоих признаков у организма позволяет классифицировать его как растение. Это:

  1. Получение органических веществ из неорганических с помощью процесса фотосинтеза, который протекает на свету. Другими словами, все растения являются автотрофами.

  2. Клетки растений содержат ядра, то есть растения — это организмы-эукариоты. Например, цианобактерии способны к фотосинтезу, но не имею ядер, поэтому их относят не к растениям, а к бактериям.

Растительный мир нашей планеты представляет собой огромное царство живых организмов. Да, именно так, растения являются живыми организмами, неспособными передвигаться. И в нашем мире их порядка 325 тысяч видов. Хотя посчитать достоверно количество видов не представляется возможным.

В различных источниках их численность колеблется от 300 до 350 тысяч, мы лишь взяли среднее значение. Подсчёт их количества ещё усложняется тем, что каждый день гибнут некоторые виды растений (по несколько десятков в день), и открываются новые виды.

Общие признаки растений

Жизненные формы растений

Жизненной формой называют внешний вид растения.

Она отражает его способность существовать в окружающем мире. Так, наиболее приспособленными считаются древесные формы, поскольку деревянистые виды растений являются многолетними, из-за чего способны упрочнять своё «тело».

Деревья, объединённые в группы, способны выдерживать самые опасные природные явления. Например, они способны останавливать песчаные бури.Ещё известны полудревесные жизненные формы растений, а также наземные травы и водные травы.

Каждая из групп жизненных форм растений имеет свои особенности, и включает в себя другие жизненные формы, имеющие схожие особенности.

Что интересно, растения, по мере их роста, способны переходить из одной жизненной формы в другую. Может быть, именно поэтому не существует полной классификации жизненных форм растений.

Хотя, скорее всего, из-за их огромного разнообразия.

Классификация растений

Все растения по их свойствам можно разделить на 4 группы: семенные (образуют семена), мохообразные, сосудистые споровые (в основном, папоротники, а также схожие с ними) и зелёные водоросли. Каждая из этих групп включает в себя огромное количество видов.

Такая научная классификация мало чего полезного может рассказать обычному человеку.

Для него более полезным окажется другой подход, позволяющий классифицировать растения по степени их полезности для человека:

  • Культурные растения. Выращиваются человеком и используются в различных целях.

    Разнообразие растений

    В основном, конечно, для получения пищевых продуктов, а также для прокорма животных в сельском хозяйстве, получения лекарств, промышленного сырья и в других целях.

  • Декоративные растения также являются культурными, но применяются, в основном, для украшения садов, парков, и даже целых городов. Могут использоваться для украшения комнат, или, например, для создания букетов. Но не стоит считать, что функция этих растений сугубо декоративная.

    Многие из них весьма полезно иметь на подоконниках своих комнат. Некоторые отгоняют насекомых, другие уничтожают микробов (не всех конечно, но значительную их часть), третьи полезны при проблемах с дыханием, а иные — при других заболеваниях. Некоторые просто очищают воздух, а другие укрепляют иммунитет человека. Кактусы, к примеру, полезно держать возле компьютера, поскольку он поглощает часть вредоносного излучения.

    А вот аспарагус ускоряет заживление ран и продлевает молодость, что доказано научно. Также существует множество других полезных комнатных растений.

  • Лекарственные растения. Некоторые из них относятся к культурным растениям, но далеко не все.

    Ведь лекарственными считаются не только те, которые выращиваются в промышленным масштабах для использования в медицине. Лекарственные растения встречаются чуть ли не на каждом шагу, если выйти в лес или в поле. Только нужно знать их свойства и уметь правильно их применять.

  • Другие растения.

    В данной классификации это самая обширная группа, включающая в себя сотни тысяч видов. Ведь далеко не все растения полезны человеку, но всё равно среди них встречаются весьма интересные виды. Входят в этот список и опасные растения.

Грибы — царство живых организмов

Грибы, однозначно, растениями не являются. Это отдельное царство живых организмов, обладающее свойствами как растений, так и животных. Именно поэтому относить их к растительному миру не совсем правильно.

А с научной точки зрения, совсем не правильно. Но всё же, они ведут себя как растения, а многие люди также и считают их растениями. Поэтому мы относим их к растительному миру, хотя стоит понимать, что это не научная классификация.Грибов в мире насчитывается чуть больше 600 тысяч видов, а это почти вдвое больше, чем видов растений!

Но хоть по разнообразию грибы и выигрывают у растений, это отнюдь не значит, что их в мире больше. Как раз наоборот, растения преобладают.

Роль растений в жизни человека

Когда мы выбираемся за пределы города, то всё, что мы видим вокруг, называем живой природой. И большую часть увиденного составляют именно растения. Разумеется, есть они и в городах, а также в наших домах. Но нетронутая человеком природа выглядит совершенно иначе. Одно её созерцание многим людям дарит радость и счастье, приносит умиротворение и спокойствие.

Тем более странным является тот факт, что человек старается уничтожить природу.

Можно сказать, что всё живое на Земле существует именно благодаря растениям. Это утверждение справедливо благодаря главной их функции — образованию кислорода в результате поглощения углекислого газа. Кислород нужен не только людям, но и остальным живым организмам, а без растений он очень быстро закончился бы.

К слову, хоть лесов в мире с каждым годом становится всё меньше, а самих людей больше, особых проблем с кислородом не предвидится. Содержание его в воздухе составляет около 20%, и хоть из века в век уменьшается, происходит это крайне медленно.

Значение растений в жизни человека переоценить сложно.

И даже если забыть про главную их функцию, растения всё равно остаются крайне востребованными. Так, они являются основным поставщиком витаминов в наш организм. Происходит это обычно в результате их поедания, но также существует множество лекарственных растений, которые применяются во время заболеваний. Входят они в составы различных микстур, таблеток и мазей.Если предположить, что человек может успешно прожить без мяса, то без растений это не представляется возможным.

Ведь практически весь наш рацион как раз и состоит из растительной пищи. Также растения очень важны в сельском хозяйстве, поскольку необходимы для прокорма тех животных, на одном мясе которых мы даже теоретически не сможем прожить. Но даже если бы могли, это не имело бы значения. Поскольку если не будет растений, то не будет и мяса.

Помните о том, насколько важен для человека, как и для всего сущего на Земле, растительный мир.

Всегда помните об этом, и берегите природу.

ekoshka.ru

Разнообразие мира растений

Разнообразие мира растений можно наблюдать на территории нашего континента и убедиться в их огромном количестве. Только высших наземных и водных растений насчитывается до двадцати тысяч видов, не считая водорослей (подробнее: Водоем как экосистема), грибов и многочисленных бактерий (подробнее: Вода как среда жизни), которые также относятся к растительному миру.

Разнообразие мира растенийРазнообразие мира растений

Разнообразие форм растений

Разнообразие форм растений соответствует разнообразию условий жизни, но особенно большое значение в жизни растений имеют климатические условия.

Северные растения

Так, суровый климат севера с длинной, холодной, часто малоснежной зимой, резкими ветрами накладывает свой отпечаток на мир зеленых растений. Они прижимаются к земле, нередко образуя подушкообразные формы, что уменьшает их охлаждение.

Северные растенияСеверные растения

Низкорослость северных растений объясняется еще и тем, что холодные ветры зимой как бы подстригают их под уровень снега. Растения севера исключительно холодостойки, выносливы к резким переменам температуры: например, среди них имеются такие, которые, будучи застигнуты в цветущем состоянии рано наступившими холодами, промерзают и в таком виде перезимовывают, чтобы весной после оттаивания снова продолжать цветение…

Южные растения

На юге, в степной зоне, растительность совсем иная. Здесь уже не холод, длинная зима и короткое лето определяют приспособленность, а сухость климата, жаркое и длинное лето.

Южные растенияЮжные растения

Степные злаки-сухолюбы чередуются с разнообразными луковичными и корневищными растениями, покрывающими степь с весны великолепными узорами из ярких и нередко крупных цветов. Множество ароматических трав наполняет воздух разнообразными запахами. Хороша в это время степь!

…Тоже и трава разная бывает, как все равно и люди. Одна трава сама идет в гору, а другая за человеком ползет… степная трава сама по себе, горная трава сама по себе. У каждой свой предел…

Д. Мамин-Сибиряк

Но степи осталось немного, степные травы давно уступили место растениям полей, и лишь где-либо на южной или юго-восточной окраине Великой Русской равнины, в заповедных местах, где степные растения тщательно охраняются от уничтожения, можно увидеть остатки ковыльной степи, вдыхать степные ароматы, наблюдать весной яркие краски цветов.

Степные растенияСтепные растения

Еще своеобразнее в смысле приспособления к жизни в сухих условиях растения полупустынь и пустынь, занимающих большие площади Прикаспийской низменности и к востоку от нее.

Среди них имеются интереснейшие виды растений с жесткими, нередко колючими листьями, иногда совсем безлистные, черпающие влагу с больших глубин с помощью корней, достигающих десятка и более метров длины.

Здесь есть также растения-скороспелки, продолжительность жизни которых ограничивается несколькими неделями весны, пока в земле еще сохраняется влага: уже в начале лета они отцветают, предоставив ветрам пустыни заботу о распространении их семян.

Наконец, есть растения и с очень экономным расходованием влаги, обычно сочные и мясистые (солянки и т. п.).

Лесные массивы

К северу от степи лежат участки, где шла извечная борьба между лесом, наступавшим на степь в виде дубрав, и степью, наступавшей на дубравы. Вековые колебания климата от менее сухого к более сухому и снова к более влажному являлись в этой борьбе важным обстоятельством, влияющим на продвижение степи к северу, а леса — к югу.

Дубравы с примесью других широколиственных пород — клена, ясеня, вяза, а также липы — переходят в лиственно-хвойные и хвойно-лиственные леса с примесью березы и осины, обычных спутников северных хвойных лесов.

Лесной массивЛесной массив

Севернее лес постепенно принимает характер таежных еловых и елово-пихтовых лесов с примесью лиственницы и кедровой сосны (на северо-востоке).

По сухим песчаным местам, а к северу — по болотам и скалам издавна обосновались сосновые леса в виде роскошных строевых боров, редких и низкорослых сосняков торфяных болот и, наконец, остаточных сосняков (на юге и, юго-востоке Европейской части).

Такова общая картина растительности Европейской части с юга на север. Сходную картину представляет и растительность Азиатской части.

На Кавказе, Алтае, Памире, в Крыму, Приморском крае и некоторых других местах зеленый мир имеет свои, иногда весьма интересные особенности.

Широкая лесная полоса между тундрой и степью, тянущаяся в Европейской части с запада на восток на тысячи километров, представляет то могучие лесные массивы, то небольшие их остатки.

Условия жизни в тундре и степи сравнительно однообразны, но в лесной полосе они отличаются исключительным разнообразием. Здесь нет резких переходов климата, однако даже очень близкие, соседние, места различаются по температуре, влажности, освещению. Разнообразны здесь и почвы: от сыпучих песков до тяжелых глин, от торфянистой почвы до луговой, от подзолистой до черноземной.

Сложность условий жизни определяет богатство и разнообразие мира растений средней полосы. Вот почему эти места представляют особый интерес для натуралиста.

libtime.ru

Разнообразие растительного мира

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Презентация помогает усвоению данного материала, так как представлена тремя главными этапами урока: проверка, изучение и закрепление (с гиперссылками), которые педагог может использовать «на своё усмотрение». Так можно применить только этап проверки или закрепление изученного материала.

Проверка выполнения домашнего задания проводится в виде цифрового диктанта, что обеспечивает быструю безошибочную аттестацию учащихся по темам. Во время урока используются информационно-коммуникативные технологии – демонстрация презентации, работа с цифровым микроскопом. На этапе изучения новых знаний и способов действий учащиеся заполняют таблицу «Классификация растений», таким образом, систематизируя свои знания. Для разминки используется физкультминутка (упражнение «пчелка»), что способствует развитию дыхательной системы. Далее дети рассказывают о 10 самых удивительных растений мира (эти сообщения были даны им на прошлом уроке на дом) и их сообщения сопровождаются показом соответствующих слайдов. Затем ребята отгадывают кроссворд (смотрите презентацию), а один обучающийся заполняет его в компьютере по мере отгадывания. Подводим итоги урока и даем информацию выполнения домашнего задания, используя учебник В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: Дрофа, 2008. стр. 153-158, §37, читать, отвечать на вопросы в конце параграфа, подготовить устное сообщение о любом интересном для обучающегося растении.

Ведущая дидактическая цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению основных понятий классификации растений.

Форма урока: комбинированная.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Задачи урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с многообразием растительного мира, способствовать формированию понятий «цветковые и нецветковые растения», «теневыносливые и светолюбивые», «культурные и дикорастущие».
  • Развивающая: развить умение анализировать, сравнивать, делать выводы, продолжить формирование умений работать с рисунками учебника, таблицами, пользоваться техникой и лабораторным оборудованием, развить самостоятельность и уверенность в силах.
  • Воспитательная: способствовать формированию материалистического мировоззрения, воспитывать заботливое отношение к окружающей среде.

Оборудование: лабораторное, ТСО, компьютер, цифровой микроскоп, рисунки с изображением растений, бланки – таблица «Растения», аквариум вместе с его обитателями.

Ход урока

I. Организационный этап.

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку.

II. Проверка выполнения домашнего задания.

На прошлом уроке мы познакомились с признаками живых организмов, отличительными признаками растений, сейчас проверим ваши знания по данной теме, написав небольшой цифровой диктант (Слайд 5).

  1. Для растений, как и для других организмов, характерны …
  2. В процессе дыхания растения используют …
  3. В органах и тканях растений накапливаются красящие вещества. Их называют …
  4. Пигмент, который обусловливает зеленый цвет растений …
  5. Процесс, происходящий на свету, в результате которого образуются органические вещества из неорганических называются …
  6. В процессе фотосинтеза из атмосферного воздуха растение поглощает …

Ответы:

  Вариант 1 Вариант 2
1. 1, 3, 5 4, 6, 8
2. 2 7
3. 8 1
4. 6 3
5. 7 2
6. 4 5

Критерии оценок:

  • «5» – 5–6 правильных ответов;
  • «4» – 4 правильных ответа;
  • «3» – 3 правильных ответа.

III. Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе урока.

Без растений немыслима жизнь на Земле. Роль мира растений трудно переоценить. Достаточно сказать, что своим существованием человечество обязано именно ему – самому чудесному из всех царств земных.

Мир растений – это волшебное царство, в котором обычное сочетается с необычным, явное с тайным. Это мир живых и добрых волшебников, которые живут с нами и радуют нас. В нем все прекрасно, чудесно и одновременно загадочно. Когда его, хотя бы немного узнаешь, то обязательно полюбишь.

Вот сегодня мы и начнем познавать тайны растительного мира.

IV. Изучение новых знаний и способов действий.

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока «Разнообразие растительного мира».

Зеленые растения – это живые лаборатории. Разгадывать загадки мира растений – очень интересное и увлекательное занятие.

Посмотрите на наш аквариум. Почему в нем вода стала зеленой? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте внимательно рассмотрим её под микроскопом. (Работа учащегося с цифровым микроскопом)

Ребята, посмотрите, одиночные клеточки зеленого цвета – это одноклеточные водоросли. Они настолько малы, что без микроскопа мы бы их не увидели, как и других живых организмов, движущихся в капле воды. Вот такое множество различных одноклеточных зеленых водорослей и придают воде изумрудный оттенок.

Все остальные растения, состоят из множества клеток и видимы невооруженным глазом, то есть без микроскопа. Их называют многоклеточными. Давайте приведем примеры этих растений. (Показываю на картинки, находящиеся на доске, а дети их называют). Если некоторые растения вам неизвестны, воспользуйтесь подсказкой в учебнике на стр. 155, рис.90.

-Молодцы! А теперь посмотрите внимательно и скажите: «Чем растения находящиеся справой стороны отличаются от растений, расположенных слева?» (Ответ: справа растения имеют цветки, слева – нет).

Цветок имеется далеко не у всех растений, поэтому в зависимости от наличия или отсутствия цветка ученые-ботаники разделили все растения на 2 группы: цветковые и нецветковые (заполняем таблицу).

Итак, хвощ – цветковое или нецветковое растение? Яблоня, ромашка, папоротник, подснежник и т. д.

Где чаще всего можно увидеть папоротник? (В лесу, там где всегда сумрачно, мало солнечных лучей). И действительно, одни растения, например, ландыши, земляника, незабудки любят тень. Поэтому их назвали теневыносливые цветковые растения, а другие, например, барбарис, ромашка (нивяник), лапчатка – наоборот любят много света.

– Как думаете, как их назвали? (Светолюбивые цветковые растения)

В природе за растениями никто не ухаживает, не выращивает.

Задание: из предложенных рисунков выбрать такие растения. Это дикорастущие растения. Остальные, человек выращивает специально, их назвали культурными. Приведите примеры других культурных растений, известных вам.

V. Рефлексия.

физкультминутка (упражнение пчелка) Руки – на пояс, глубокий вдох, на выдохе в спокойном состоянии произнести звук «зззз…»

В удивительном мире растений очень много загадочных обитателей: больших и малых, красивых и невзрачных, ядовитых и съедобных, ароматных и без запаха и т.п. Растения все красивы, только каждое по-своему.

Сейчас мы узнаем о 10 самых удивительных растений мира. (Сообщения детей)

1. Вельвичия удивительная: Возраст этого пустынного дерева-карлика может достигать 2000 лет. Из короткого пенькообразного ствола растения в обе стороны отходят два огромных листа, которые по мере роста продольно разрываются на ленты, а кончики отсыхают. Возраст этих гигантских листьев равен возрасту дерева. Листья постоянно растут от основания, а кончики отмирают. В отдельных случая длина листьев может достигать 8 метров.

2. Раффлезия – род удивительных растений, паразитирующих в основном на лианах. Представители рода Раффлезия не образуют листьев, стеблей и корней, проводя большую часть своего жизненного цикла в тканях растения-хозяина. Растение выделяется огромными размерами цветов, размеры которых могут превышать в диаметре 1 метр, а вес более 10 килограмм. Скопления этих цветов напоминают, какие-то инопланетные образования. Только насладиться ароматом этих цветков не удастся. “Аромат” этих цветков похож на запах тухлого мяса. Этот запах, как магнитом, притягивает основных опылителей растения – мух.

3. Аморфофаллус славится своим “тонким ароматом” разлагающейся плоти. Запах, исходящий от цветка ужасен. Без противогаза любоваться аморфофаллусом способны немногие. Цветок большинства представителей этого рода огромен в размерах и может достигать высоты 2,5 метра при диаметре 1,5 метра. Во многих восточных странах клубни этого растения используются при приготовлении различных кулинарных блюд и лекарств.

4. Опунция Биджелоу, наверное, один из самых удивительных видов рода Опунция семейства Кактусовых. На фотографии весь пустынный ландшафт до горизонта покрыт удивительными пушистыми кактусами, высотой до двух метров. В лучах заходящего солнца пейзаж выглядит фантастически. У находящегося здесь человека складывается впечатление, что он в составе космической экспедиции высадился на другую планету, покрытую неизвестными формами жизни.

5. Карнегия гигантская – удивительное растение семейства Кактусовых. Самой удивительной особенностью этого кактуса являются его исполинские размеры. Высота отдельных растений составляет около 14 метров, а диаметр более 3 метров! При этом возраст отдельных кактусов достигает 150 лет.

6. Непентес. Большинство растений из этого рода можно без преувеличения назвать “хищниками”, которые получают необходимые недостающие питательные вещества, “переваривая” пойманных насекомых. Растение имеет видоизменённые листья, которые по форме напоминают кувшинчики. Поверхность “горлышка” кувшинчика очень скользкая, поэтому шансов у прогуливающегося по горлышку насекомого не соскользнуть вниз практически нет. Насекомое падает в воду (у отдельных видов в кувшинчике может содержаться до 2 литров воды) и тонет. Далее вырабатываются ферменты, которые полностью “переваривают” насекомое. Иногда в ловушке оказываются не только насекомые, но и даже мыши, крысы, птицы.

7. Венерина мухоловка – это ещё более удивительное “растение-убийца”, которое предпринимает более активные действия по умерщвлению своей добычи. Видоизменённые листья -”челюсти” этого растения покушаются на жизнь не только насекомых, но и на жизнь улиток и даже лягушек.

8. Фикус Бенгальский. На первый взгляд может показаться, что на фото изображён лес. На самом деле – это одно единственное дерево. Фикус Бенгальский образует мощные ветви для поддержки которых отрастают побеги, которые опускаясь вниз до земли укореняются, образуя мощные колонны-стволы.

9. Секвоя вечнозелёная – это самое высокое дерево нашей планеты. Наши леса умеренного пояса – это трава по сравнению с лесом, состоящим из этих могучих исполинов. Высота многих деревьев превышает 110 метров, а возраст более 3500 лет! Раньше в стволах секвой выдалбливали дома и даже прорубали тоннели сквозь которы10е проходили автомобильные дороги. В ветреную погоду многим посетителям леса великанов становится не по себе от шумного “скрежета” и раскачиваний могучих стволов секвой. Произрастает в Калифорнии.

10. Пуйя Раймонда произрастающее в Боливийских и Перуанских Андах имеет самое большое соцветие диаметром 2,5 метра и высотой около 12 метров, состоящее из приблизительно 10000 простых цветков. Очень жаль, что цветёт это удивительное растение только при достижении 150-летнего возраста, а затем погибает.

VI. Закрепление знаний и способов действий учащихся.

Кроссворд (см. презентация, заполняет учащийся у компьютера, а дети отгадывают)

А сейчас святая обязанность и долг каждого из нас – с полным сознанием и любовью охранять и рационально использовать природу, её лучшую и прекрасную часть – удивительный мир растений и помнить при этом слова французского философа, педагога и страстного любителя природы Жан Жака Руссо: «Растения щедро рассыпаны на Земле, подобно звездам на небе: но звезды далеко, а растения у моих ног…»

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Информация о домашнем задании.

Стр. 153-158, §37, читать, отвечать на вопросы в конце параграфа, подготовить устное сообщение о любом интересном растении.

Таблица для заполнения – Приложение.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок окружающего мира «Разнообразие растений».

Тема урока: «Разнообразие растений»

Цель урока: познакомить с основной квалификацией растений.

Задачи:

1. Выделить характерные особенности царства растений.

2. Развивать умение наблюдать, систематизировать.

3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Результаты:

Учащиеся научатся квалифицировать растения, определять с помощью атласа-определителя, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

Оборудование:

1. Природный материал: мох, водоросли, еловые и сосновые веточки, цветы, веточки папоротника.

2. Карточки с заданиями.

3. Обучающие диски «Уроки Кирилла и Мефодия .2, 3 класс»

Класс разделён на группы по 4 человека.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

1. Учитель раздаёт карточки-задания по теме «Почва»

2. Фронтальный опрос:

- Что такое почва?

- Из чего состоит почва?

- Как образуется почва?

- Какие животные существа живут в почве и как они влияют на её плодородие?

III. Самоопределение деятельности.

Учитель загадывает загадку:

Дышат, растут,

А ходить не могут.

Зимой замирают,

Весной оживают,

Зелёными бывают.

Что это?

Учитель:

- Правильно, это растения.

Звучит « Вальс цветов».

IV. Работа по теме.

1. Учитель:

- На этом уроке мы поговорим о растениях. Они образуют леса и луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой. Как и всё живое растения дышат, растут, размножаются, при этом они могут поглощать вредные вещества, а выделять в окружающую среду кислород, которым мы дышим. И хотя растения очень разнообразны, многие из них имеют такие органы: корень, стебель, лист, цветок, плод.

2. Задание: «Соедини начало каждого предложения с его окончанием»

Лист - это

орган растения, на месте которого созревает плод

Цветок – это

орган растения, который растёт вниз, находится в почве

Корень – это

орган, внутри которого находится зародыш растения

Плод – это

орган растения, который растёт вверх. По нему осуществляется передача питательных веществ.

Семя – это

орган растения, который растёт на стебле. С его помощью растение «питается» и «дышит».

Стебель - это

орган растения, который образуется из цветка. В нём развиваются семена.

3. Учитель:

- Ребята, как вы думаете, маленький рост – это беда или не беда?

Из-за маленького роста многие неприятности минуют мхи. Например, ветер. Бывает так, что он рвёт и мечет – выворачивает с корнями деревья, обламывает кусты, треплет безжалостно травы. Ну а мхи, прижались к земле и ветра не боятся.

- Рассмотрите мох и послушайте о нём сообщение.

4. Ученик 1.

-Мхи  - самые маленькие растения нашей планеты. Многие из них не выше нескольких миллиметров. Мхи в лесу обычно сразу не заметишь, трава для них, как для нас деревья. Живут они не в одиночку, а скучено, образуя коврики, подушечки. Так легче переносить холод и жару, легче сопротивляться вытаптыванию: и звери, и люди ходят по мхам, а мхи не исчезают. Устроены они не сложно: у них нет корней, не бывает цветков и плодов. Есть стебли и листья. Мхи очень выносливы. Часто селятся во влажных местах. Не имея корней, они всем своим телом поглощают дождевые капли, снег, росу. Если присмотреться к мхам, то можно заметить, что над зелёными веточками поднимаются тонкие коричневые стебельки, на верхушках которых сидят маленькие коробочки. В них созревают споры, которые заменяют мхам семена. Существует несколько видов мхов. Мох сфагнум в переводе с греческого обозначает губка. Он может впитывать в себя много воды, больше, чем вата. Поэтому во время войны его использовали при перевязке ран. Кроме того им конопатили избы, а особенно бани.

5. Учитель помещает на доску таблички: царство растений, мхи.

- Что это? (показывает перо страуса) 

- Рассмотрите природный материал и скажите на что похоже это перо?

- Правильно, на папоротник. ( на доске появляется ещё одна табличка –папоротники)

6. Ученик 2.

- Папоротник в переводе означает «трава, перистая как птичье крыло». Когда-то в давние времена папоротники были основными растениями нашей планеты. Это были могучие деревья. Они росли на болотах. Целых 65 млн. лет продолжалось царствование папоротников. Но климат изменился, стало суше – папоротники стали вымирать. Многие виды папоротников исчезли, но некоторые выжили и стали скрываться от жарких солнечных лучей в тени деревьев. Отвары из его листьев заживляют раны, уменьшают боль.

7. Учитель:

- Ребята, рассмотрите природный материал и скажите, а какие растения всегда живут в воде?

- Правильно, водоросли. ( На доске появляется новая табличка - водоросли).

8. Ученик 3.

Водоросли – это группа низших растений, содержащих хлорофилл. Они не имеют корней, стеблей, листьев, цветков. Водоросли обитают в воде. Они поглощают из воды углекислый газ и выделяют кислород, которым дышат живые организмы. Морские водоросли имеют бурый и красный цвет. Из них добывают йод, уголь, смолу, ацетон. Морскую капусту и морской салат употребляют в пищу. Морские водоросли прикрепляются ко дну водоёма корнеобразными выростами – ризоидами и тянутся на десятки километров, образуя подводные луга и леса.

9. Учитель:

- Нам осталось познакомиться ещё с двумя группами растений. (Самостоятельная работа по учебнику).

– Какие ещё две группы растений выделяют учёные?

(На доске появляются ещё две таблички – хвойные, цветковые)

– Как называется наука о растениях?

– Где растут водоросли?

– Где можно встретить мхи?

– Назовите хвойные растения.

– Какая из групп царства растений наиболее разнообразна?

10. Работа в рабочих тетрадях.

V. Физминутка.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Расставить под изображениями названия групп растений.

2. Выбери растения, которые не относятся к той же группе, что и остальные.

VII. Работа в группах.

1. Задание: нарисовать планету в одежде, которую создают разные группы царства растений. Планета должна быть счастливой.

2. Защита творческих работ.

3. Учитель:

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься

Если на планете будут уничтожены они

Мы останемся одни.

4. Ученик 4:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

5. Ученик 5:

Давайте люди любить планету

Во всей Вселенной похожей нет.

Во всей Вселенной на всех одна

Что будет делать без нас она?

VIII. Подведение итогов.Рефлексия.

- На какие группы делятся растения?

- Приведите примеры растений разных групп.

- Приведите примеры растений разных видов, но одной группы.

- Что особенно понравилось на уроке?

kopilkaurokov.ru

урок познание мира " Разнообразие растений"

Подумайте, все ли растения имеют названные части?( нет)

- Правильно . Именно поэтому ученые- ботаники делят царство растений на группы.

-- Как вы думаете какую цель мы перед собой  сегодня поставим  и будем искать ответы на нее?

 

Цель нашего урока – познакомиться с группами растений и их признаками, то есть по каким признакам ученые  разделили все растения.

 

ВИДЕО

 

Открывать для себя новое мы будем, работая в группах. Сейчас вы сидите в домашних группах, У вас у каждого свой  порядковый номер . Ваша задача разойтись в  группы соответствующая вашему  порядковому номеру.

Гр. № 1 - водоросли

Гр. № 2 -  МХИ

Гр. № 3 – папоротники

Гр. № 4 хвойные растения

Гр. № 5- цветковые растения

Спикеры раздают карточки каждому ученику.

Водоросли – это низшие  растения, живущие в воде, у водорослей нет корней, стебля, листьев , цветков и плодов с семенами. Все необходимое они поглощают всей поверхностью  своего тела. Они могут быть совсем малыми, в виде шариков . Это хлорелла. Но и достаточно большими похожими на длинные нити или ленты, например « морская капуста» - ламинария.

Мхи. Во  влажном лесу, на болоте, на стволах старых деревьев можно встретить  мхи. У мхов  есть стебель и листья,  но нет корней и цветков. Воду и минеральные вещества они добывают с помощью стебля и листьев.  Обычно мхи образуют плотные скопления в затемненных местах и вблизи от воды.

Папоротники растения , обитающие во влажных тенистых местах. .У них есть  корень, стебель, листья. Цветков и плодов они не имеют. Листья папоротников похожи на перья. Папоротники никогда не цветут. Папоротники бывают травянистые или древовидные . Есть папоротники – гиганты – это деревья высотой до 200 метров.

Хвойные растения-  это деревья и кустарники с листьями- иголками. У этих растений есть корень, стебель, листья. Плодов и цветков у них нет , семена образуются в шишках. Большинство хвойных деревьев – вечнозеленые. Хвойных деревьев насчитывают около 6оо видов. К хвойным растениям относятся – сосна , можжевельник, кедр, ель.

Цветковые растения- самая распространенная группа на всей Земле.  Это растения, у которых есть цветки. Они имеют все органы – корень, стебель, листья, цветок, плод и семя.  К  ним относится  деревья , которые дают плод (дуб, береза, яблоня) , кустарники – это шиповник, сирень, смородина, травы (одуванчик, земляника, ландыш) и все цветы.

 

Задания по карточке

1.      Прочитать текст

2.      Пересказать в паре

3.      Заполнить таблицу

 

Стебли

Листья

Цветы

 Корни

Плоды и семена

Цветковые

 

 

 

 

 

Водоросли

 

 

 

 

 

Мхи

 

 

 

 

 

Папоротники

 

 

 

 

 

Хвойные

 

 

 

 

 

 

 

Далее ученики возвращаются в свои домашние группы. И каждый начинает рассказывать свою группу растений.

Обобщающая беседа

- На  сколько групп ученые разделили все царство растений ?  ( на 5 групп)

- Назовите их. ( водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения,  цветковые)

- По каким отличительным признакам ученые их разделили на такие группы ? (  по строению, условию произрастания)

На сколько внимательно вы слушали и   узнавали новое о растениях ,мы проверим, выполнив тест по данной теме.

Тест

  1. Как называется наука, изучающая растения?

А) Биология Б) Ботаника.  В) ЗООЛОГИЯ

2. На какие группы разделено все царство растений?

А) водоросли, мхи, папоротники

Б) водоросли, мхи, папоротники, хвойные

В) ВОДОСЛИ, МХИ, ПАПОРОТНИКИ, ХВОЙНЫЕ, ЦВЕТКОВЫЕ

3. Растения , которые свободно  плавают в    воде и поселяются на   дне

А) мхи Б) папоротники В)водоросли

4. Какое строение имеют водоросли?

А) нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков

Б) есть стебли, листья, корни, но нет цветков

В) есть все части

5. Какие растения  растут во влажном лесу, на болоте, на стволах старых деревьев?

А) папоротники

Б) МХИ

В) водоросли

6. Какое строение имеют мхи?

А) Есть все части

Б) Есть стебель и листья, но нет корней и цветков 

В) есть корень, стебель и листья в виде иголок

7. Какие растения имеют корень, стебель, листья в виде перьев?

А) папоротники Б) мхи В) хвойные растения

8. Семена каких растений образуются в шишках?

А) хвойных растений

Б) цветковых растений

В) папоротников

9. Что не относится к хвойным растениям?

А) сосна Б) ель

В) Шиповник

10. Растения , которые имеют все части – это?

А) папоротники

Б) хвойные

В) цветковые

 

Заполнение таблицы «ЗХУ»

multiurok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта