Наблюдение за комнатными растениями. Наблюдения за комнатными растениями
Наблюдение за комнатными растениями | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
Цель: Научить узнавать и называть комнатные растения, учить их описывать, отмечать существенные признаки внешнего вида, замечать и называть, чем они похожи, чем отличаются. Укрепить интерес к уходу и наблюдениями за ними. Учить детей устанавливать связь между внешним видом растения и уходом за ним, воспитывать, способность сочувствовать растениям, наделять их «настроением» в соответствии с внешним видом, оценивать отношение к ним детей и взрослых. Закрепить знания об уходе за комнатными растениями. Материал: 3 знакомых детям комнатных растения, лейка с водой, опрыскиватель, палочка для рыхления почвы. Ход занятия Дети сидят на стульчиках полукругом перед столом, на котором стоят растения. Воспитатель (обращает внимание детей на растения, стоящие на столе). (карточка №1) Пожалуйста, запомните: Не лесные, комнатные Растения найдёте вы, Если эту карточку Правильно прочтёте вы. Они вьются. Вверх растут. Иногда они цветут. Щётки вовсе не нужны, Чтоб от пыли очищать.
- Вы, конечно же, узнаете их? Назовите их, пожалуйста. Дети: Это – герань и рео. Воспитатель: Давайте рассмотрим наши растения. - Какие листья у герани? Посмотрите, какого они цвета, величины, формы? (Светло-зеленого цвета, круглой формы, по величине небольшие, рассечены.)- Погладьте листья, какие они? (Мягкие, бархатистые). - А какие же листья у рео? Расскажите все о них. (С одной стороны ярко-зеленые, с другой – фиолетовые листья овальной формы, заостренные на конце, гладкие, мягкие). - Одинаковые ли листья у наших растений? Что у них разного? (Цвет, величина, форма листка). - О листьях рассказали. Теперь расскажите, какие стебли у этих растений? Какой стебель у герани? (Прямой, кустистой формы, зеленый). - А какой стебель у рео? (Мягк
educontest.net
Наблюдения за комнатными растениями | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
Цикл наблюдений за комнатными растениями в старшей группе
Уход за комнатными растениями
НОД совместной деятельности с детьми по организации труда детей в природе.
Цель: Создать условия для закрепления знаний детей о комнатных растениях группы: их названиях, отличительных особенностях внешнего вида и приемах ухода за ними .
Задачи:
*способствовать закреплению знаний детей о комнатных растениях группы: их названиях, отличительных особенностях внешнего вида и приемах ухода за ними используя условные обозначения;
* способствовать развитию умения ухаживать за растениями, используя для этого модель трудового процесса: ставить цель (помочь растению, чтобы оно снова себя хорошо чувствовало) ; выбирать предмет труда (растение с опущенными листьями, земля сухая, серая, отбирать инструменты и материал; выполнять трудовые действия в правильной последовательности (лейку держать двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемногу, ждать, пока вода впитается и появится на поддоне) ; получать результат (политое растение, которое вскоре будет чувствовать себя хорошо) ;
* способствовать воспитанию желания заботиться о комнатных растениях, понимания необходимости помощи живому существу.
Материалы используемые на занятии:
Демонстрационный- схематические модели – карточки с условными обозначениями приемов ухода за растениями, пооперационные карты.
Раздаточный – Фартуки на каждого ребенка, орудия труда: тряпочки на каждого ребенка, таз с водой, лейки с водой, палочки для рыхления почвы, клеёнки, опрыскиватель.
Обогатить словарь словами: уход за растениями, полив, поддон, отстоявшаяся вода, ком земли; закрепить названия растений: кливия, бальзамин.
Предварительная работа. Наблюдение за растением (знакомство с особенностями внешнего вида, строением, наблюдение за растениями в благоприятном и неблагоприятном состояниях (отсутствие влаги, серия опытов на выявление потребности растений во влаге, наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы (знакомство с моделью трудового процесса) .
Методические приемы:
1. Проблемная ситуация с использованием игрового персонажа.
2. Беседа с детьми об основных потребностях комнатных растений.
3. Обследование растений для выявления отличительных особенностей внешнего вида и приемов ухода за ними, с использованием условных обозначений.
4. Организация трудового процесса с использованием моделей – пооперационных карт.
5. Совместный труд детей, помощь воспитателя.
6. Подведение итога совместной деятельности.
Ход совместной деятельности с детьми.
1 часть
Приходит игровой персонаж Карлсона, грустный (он влетел в открытое окно при проветривании во время сончаса). Здоровается с каждым ребенком.
Воспитатель. Что-то наш Карлсон грустный. Давайте спросим, что у него случилось.
Карлсон. Рассказывает свою историю, как он пролетал мимо д/сада и увидел за окнами на подоконниках такие красивые и ухоженные цветы. С ним на крыше живет его единственный цветок, который ему подарил его друг Малыш, но с ним что-то случилось, наверное, он заболел.
Мое любимое растение было таким красивым, как на картинке (показывает модель)
а теперь стало вот каким (показывает растение)
Не знаю, что с ним случилось, жалко мне растение, поэтому я и плачу.
Воспитатель. Дети, а вам жалко растение? Давайте его пожалеем, скажем ему ласковые слова: хорошее, не плачь, мы тебе поможем, ты снова станешь красивым и здоровым.
Воспитатель. Почему растение Карлсона стало таким? Что нужно растениям чтобы они чувствовали себя хорошо? Послушайте, о чем просит растение. Карлсон, за твоим растением нужно ухаживать и оно поправится.
Карлсон. А я не умею ухаживать за растениями, и теперь, наверное, мое растение погибнет.
Воспитатель. А мы можем помочь Карлсону? Как? (Можем научить его ухаживать за растениями.) Будем учить Карлсона правильно ухаживать за растениями? (Будем;)
2 часть
Воспитатель. Мы хотим, чтобы растение как себя чувствовало? (Хорошо.) Чтобы оно стало каким? (С детьми проговаривается: чтобы растение себя чувствовало хорошо, чтобы листики смотрели вверх, чтобы стебелек смотрел вверх, чтобы земля была влажной.) Чтобы не забыть об этом, поставим картинку (модель — растение в хорошем состоянии)
Воспитатель. Какое растение сейчас? (Проводится обследование растения: состояние листьев, стебля, земли.) Чтобы не забыть, какое растение сейчас, поставим картинку (модель растение в неблагоприятном состоянии)
Растению нужно скорее помогать. Что же нам для этого ещё нужно? Для этого надо правильно выбрать инструменты, или предметы -помощники.
Карлсон. Я знаю, что нужно. (Приносит пустую лейку. Пустая лейка обследуется, обсуждается, почему ее нельзя использовать для полива.)
Воспитатель. Какую лейку нужно взять? В лейку вода набирается заранее, чтобы вода отстоялась и была комнатной температуры. А какие ещё предметы- помощники нам нужны, чтобы помочь нашим растениям? Дети называют остальные предметы. Чтобы не забыть, что нам нужно, поставим картинку (модель - средства труда: лейка с водой, клеенка, таз с водой, тряпочки, палочка для рыхления почвы, опрыскиватель)
А теперь что будем делать?
Дети: А теперь мы будем ухаживать за растениями.
Воспитатель: Правильно, но для начала, мы должны рассмотреть выбранные нами для ухода растения (Кливия и Бальзамин) и определить, что любят наши растения и какой именно для каждого нужен уход. А помогут нам в это схемы-карточки которые приклеены к каждому горшку комнатного растения. (Рассматриваются растения, вспоминают название растения, отличительные особенности внешнего вида, определяются приемы ухода за ними используя условные обозначения.)
Карлсон: Ну, а теперь можно начать ухаживать за растениями?
Воспитатель: Да, но только для этого, нам нужно вспомнить с чего мы начнем, ведь уход за растением это не только его полив.
Дети: Сначала мы ухаживаем за листьями у Кливия мы протираем листья, а у бальзамина опрыскиваем, затем мы протираем горшки, потом моем поддоны, после этого рыхлим почву в горшках и только в последнюю очередь поливаем растения. (Если дети затрудняются в определении последовательности способов ухода за растениями или что то забыли, обратить внимание детей на пооперационные карты)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо вспомнили все действия по уходу за растениями, теперь можно приступать к работе, только сначала нужно всем надеть фартуки и закатать рукава. Сейчас мы распределим кто, какую работу будет выполнять, я буду вам, помогать. (После распределения обязанностей, дети походят к столу с орудиями труда и выбирают себе предмет -помощник) А ты, Карлсон внимательно смотри и запоминай, что делают ребята.
Дети выполняют задания под наблюдением воспитателя, выполнение действий доходит до полива.
Карлсон. Я вспомнил, как поливать, можно я покажу? (Держит лейку одной рукой, льет воду на листья, под корень, хочет вылить сразу всю воду из лейки.)
Воспитатель. Почему нельзя поливать листья? Почему нужно поливать землю? (Дети объясняют и показывают, как нужно поливать правильно.)
Воспитатель. Сколько будем лить воды?
Карлсон. Пока вся не кончится! (Дети объясняют, лейку держать двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемногу, ждать, пока вода впитается и появится на поддоне. Дети, ориентируясь на модель трудового процесса, самостоятельно выполняют полив растений
Карлсон вместе с воспитателем наблюдает за трудом детей, задает уточняющие вопросы, В случае затруднений педагог приходит детям на помощь. В конце занятия воспитатель с игровым персонажем проверяют, как дети полили растения.)
Воспитатель. Каким станет растение, если мы за ним правильно ухаживали? (Дети объясняют.) Чтобы не забыть, поставим картинку (модель - растение в хорошем со
тоянии) .
3 часть
Воспитатель. Карлсон, твоему растению мы помогли, научили тебя, как нужно ухаживать за комнатными растениями, теперь оно поправится. Мы показали тебе на некоторых растениях в нашей группы, как нужно ухаживать за растениями, какие условия требуются для разных растений и какой уход, чтобы они стали, как: на картинке. (Показывает модель - растение в хорошем состоянии.) Воспитатель. Скоро наши растения станут такими же красивыми, здоровыми, как на картинке. (Показывает модель растение в благоприятном состоянии.) Они будут хорошо себя чувствовать. Мы сегодня с вами сделали два добрых дела: помогли растениям (послушайте, что они вам говорят) и научили Карлсона ухаживать за его растением.
Карлсон. Спасибо вам, ребята, теперь моё растение всегда будут чувствовать себя хорошо. Я очень этому рад.
Воспитатель. Ребята, а вы рады, что помогли растениям? (Эмоционально разделить радость детей.) Давайте подарим Карлсону в память о нас вот это цветок – Кливию, чтобы его цветку было веселее, чтобы он был не один. А ты, Карлсон, не забывай ухаживать за своими растениями и прилетай к нам ещё! Досвидания! .
Последующая работа:
Продолжать:
1. формировать осознанное отношение к труду, способам достижения поставленной цели с помощью пооперационных карт;
2. развивать восприятие комнатных растений как живых существ – замечать их неблагополучное состояние, обнаруживать недостаточность условий для их жизни в процессе наблюдений в повседневной жизни, используя «Модели функций органов живого», Д/ игры «Путаница».
3. воспитывать интерес и любовь к растениям, желание ухаживать за ними как на специально-организованных занятиях, так и в совместной деятельности с детьми
videouroki.net