Полезное растение 2 класс. «Зелёная аптека» Проект ученица 2 класса в баширова Валерия Руководитель проекта: Медведева Е. Б li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-3,decimal) ". "}#doc5673133 .lst-kix_list_1-1>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-1,decimal) ". "}#doc5673133 .lst-kix_list_1-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-1}#doc5673133......" />

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Презентация по окружающему миру 2 класс на тему "Лекарственные растения". Полезное растение 2 класс


Презентация по окружающему миру 2 класс на тему "Лекарственные растения"

li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-7}#doc5673133 .lst-kix_list_1-3>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-3,decimal) ". "}#doc5673133 .lst-kix_list_1-1>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-1,decimal) ". "}#doc5673133 .lst-kix_list_1-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-1}#doc5673133 .lst-kix_list_1-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-0}#doc5673133 ol.lst-kix_list_1-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-2 0}#doc5673133 .lst-kix_list_1-2>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-2,decimal) ". "}#doc5673133 .lst-kix_list_1-5>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-5,decimal) ". "}#doc5673133 ol.lst-kix_list_1-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-3 0}#doc5673133 .lst-kix_list_1-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-8}#doc5673133 .lst-kix_list_1-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-3}#doc5673133 ol.lst-kix_list_1-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-7 0}#doc5673133 .lst-kix_list_1-2>
li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-2}#doc5673133 .lst-kix_list_1-4>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-4,decimal) ". "}#doc5673133 ol.lst-kix_list_1-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-5 0}#doc5673133 ol.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc5673133 ol.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc5673133 ol.lst-kix_list_1-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-1 0}#doc5673133 .lst-kix_list_1-6>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-6,decimal) ". "}#doc5673133 .lst-kix_list_1-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-4}#doc5673133 ol.lst-kix_list_1-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-0 0}#doc5673133 .lst-kix_list_1-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-5}#doc5673133 .lst-kix_list_1-7>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-7,decimal) ". "}#doc5673133 .lst-kix_list_1-0>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-0,decimal) ". "}#doc5673133 ol.lst-kix_list_1-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-8 0}#doc5673133 .lst-kix_list_1-8>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-8,decimal) ". "}#doc5673133 ol.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc5673133 ol.lst-kix_list_1-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-4 0}#doc5673133 .lst-kix_list_1-6>
li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-6}#doc5673133 ol.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc5673133 ol.lst-kix_list_1-0{list-style-type:none}#doc5673133 ol.lst-kix_list_1-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-6 0}#doc5673133 ol.lst-kix_list_1-6{list-style-type:none}#doc5673133 ol.lst-kix_list_1-5{list-style-type:none}#doc5673133 ol.lst-kix_list_1-4{list-style-type:none}#doc5673133 ol.lst-kix_list_1-3{list-style-type:none}#doc5673133 ol{margin:0;padding:0}#doc5673133 .c0{line-height:1.0;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;text-indent:36pt;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc5673133 .c6{line-height:1.0;padding-top:14pt;widows:2;orphans:2;direction:ltr;padding-bottom:5pt}#doc5673133 .c8{max-width:531pt;background-color:#ffffff;padding:18pt 19.3pt 18pt 45pt}#doc5673133 .c1{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:"Times New Roman"}#doc5673133 .c2{font-style:italic;font-weight:bold}#doc5673133 .c3{font-weight:bold}#doc5673133 .c4{font-style:italic}#doc5673133 .c5{text-align:justify}#doc5673133 .c7{height:11pt}#doc5673133 .title{widows:2;padding-top:24pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:36pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:6pt;page-break-after:avoid}#doc5673133 .subtitle{widows:2;padding-top:18pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#666666;font-style:italic;font-size:24pt;font-family:"Georgia";padding-bottom:4pt;page-break-after:avoid}#doc5673133 li{color:#000000;font-size:11pt;font-family:"Arial"}#doc5673133 p{color:#000000;font-size:11pt;margin:0;font-family:"Arial"}#doc5673133 h2{widows:2;padding-top:24pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:24pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:6pt;page-break-after:avoid}#doc5673133 h3{widows:2;padding-top:18pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:18pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:4pt;page-break-after:avoid}#doc5673133 h4{widows:2;padding-top:14pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:14pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:4pt;page-break-after:avoid}#doc5673133 h5{widows:2;padding-top:12pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:12pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:2pt;page-break-after:avoid}#doc5673133 h5{widows:2;padding-top:11pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:11pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:2pt;page-break-after:avoid}#doc5673133 h6{widows:2;padding-top:10pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:10pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:2pt;page-break-after:avoid}#doc5673133 ]]>

Слайд 1. Лекарственные растения в домашней аптечке.

Слайд 2. Древний ученый Авиценна сказал:

 «Нет растения, чтобы не было лекарственным.

Нет болезни, чтобы не вылечили растения»

Слайд 3.

      Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья)  применяются для лечения заболеваний людей или животных.

Слайд 4.

Встречаются нам эти растения практически на каждом шагу. Мы часто их не замечаем. Это одуванчик, подорожник, крапива, лопух, полынь.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растенья

Те, что для людей полезны, -

И отступят все болезни!

У каждого лекарственного растения есть своя интересная история.

 Слайд 5.

Местами ещё лежит снег, а там, где пригревает солнце, - на окраинах полей, по берегам рек, на опушке леса в начале апреля появляются золотые головки знакомого всем растения.                   

Ярко-жёлтый цветок неказистый:

Сверху листьев холодная гладь,

Снизу – ласковый слой бархатистый,

Словно тронет приветливо мать.

Отгадайте, что это?

Мать-и мачеха, трава - ранник, царь-зелье, двуличник – вот далеко не полный перечень названий этого растения. Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы почувствуете запах мёда.

Настойка из листьев и цветов мать-и-мачехи применяется при простудных заболеваниях.

Отгадайте загадку.

Когда идёшь тропинкою,

Куда ни глянь, в полях

Белеют чудо -шарики

На тонких стебельках.

Сквозные, серебристые

Они как пух легки.

Стоят и чуть качаются

От ветерка с реки.

Слайд 6.

Да, это одуванчик. Существует много легенд об одуванчике. Вот одна из них. Одуванчик был всеобщим любимцем, ибо давал мёд пчёлам, девушкам  - цветы на веночки. Корни его лечили больных. Ночью золотистые цветки освещали путь путнику. Но однажды небо нахмурилось, в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Одуванчик спрятал свои лепестки, наклонил голову, сжался, не желая служить злым людям. Прошло время, нет врагов, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои цветки, предупреждая о ненастье.  

Корни одуванчика используют при хронических заболеваниях печени, почек, при кожных заболеваниях. Из листьев готовят салаты.

Слайд 7. Узнайте еще одно растение.

Растёт она вокруг,

И враг она и друг.

Как копья волоски

Покрыли все листки.

Обломишь волосок –

Прольётся едкий сок

На кожу – и смотри

Уже и волдыри!

Но если дружишь с ней –

И кожа здоровей,

И волосы густы,

Красивы и чисты.

В ней витаминов клад,

Весной её едят.

-Что это за растение? (крапива)

Крапива как лекарственное растение известна очень давно.  В народе крапиву ещё называют  жгучка,  стрекучка, жигалка. Одна крапива заменяет семерых врачей – гласит народная мудрость.

Настои крапивы применяют при кожных болезнях, кровотечении, для полоскания горла при ангине, а также для укрепления волос. Листья крапивы годятся для щей и салатов.

                                                                       

Отгадайте что это за цветок?

Колосится в поле рожь.

Там во ржи цветок найдёшь.

Хоть не красный он, а синий,

Всё на звёздочку похож.

                      (василёк)

Слайд 8.

Когда-то очень давно, как гласит греческая легенда, жили на земле кентавры – полулошади-полулюди. Мудрейшим  среди них считался Хирон.

Однажды разгорелась жестокая битва. Отравленная стрела, пущенная врагом, тяжело ранила Хирона. Но мудрый кентавр не погиб, ему удалось отыскать растение, которое помогло залечить рану. Этим растением был василёк.

В Европе из васильков плели венки.  У русских во время праздника урожая первый сноп, украшенный васильками, ставили в красный угол дома.

Слайд 9.    

Венки  из васильков крестьяне развешивали  в избах, чтобы не водились сверчки.                                                                                                                                                                                                    

Синий василёк  - прекрасный медонос. А ещё люди из этого растения научились  делать краску.

Василёк помогает излечивать простуду и глазные болезни, болезни почек.

Вот ещё вопрос. О каких цветах идёт речь?

Меня желтоглазым цветком называют.

Сорвали цветок – лепестками гадают,

А чтобы счастливым поистине стать,

Не стоит  поверьте,……….срывать.

Слайд 10.

Да, это ромашки.

По легенде, в давние времена сказочные гномы укрывались ромашками от дождя. Начнётся  дождь,  гномик сорвёт ромашку и шагает с ней,  поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остаётся совершенно сухим.

В русской народной медицине ромашка пользуется особой любовью и почётом.

Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель,

Поднимется жар,

Придвинь к себе кружку,

В которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

Чай из ромашки с мёдом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь – сон будет крепким и спокойным. В народной медицине применяют ромашку от  простуды и кашля, настоем промывают раны, поласкают горло при ангине.

А теперь отгадайте загадку потруднее.

Где-то  в  чаще  дремучей,

За  оградой  колючей ,

У  заветного  местечка

Есть  волшебная  аптечка :

Там  красные  таблетки

Развешены  на  ветке.

Меня  зовут  царём  кустов

За  цвет  и  за  запах

Моих  лепестков .

Хоть  куст  мой  зелёный

Вас  ранить  готов,

Но  я  помогу  всем

больным

И  тем,  кто  здоров

Слайд 11.

Да, это шиповник. А знаете ли вы, какого витамина больше всего в шиповнике (витамина це)?

На Руси плоды шиповника как лекарство от цинги ценилось очень дорого. Их обменивали на атлас, бархат, собольи меха. Если пить ароматный и вкусный настой (напиток) из шиповника каждый день, то это укрепит ваше здоровье, придаст бодрость и весёлое настроение.  Из него готовят сироп и чай.

Слайд 12.

Надо помнить, что растения – наши помощники. Самед Варгун писал:

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

           

Слайд 13. Спасибо за внимание!

nsportal.ru

«Зелёная аптека» Проект ученица 2 класса в баширова Валерия Руководитель проекта: Медведева Е. Б

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Акташская средняя общеобразовательная школа

имени Станислава Мохова

Проект

« Зелёная аптека»

Проект выполнила:

ученица 2 класса В

Баширова Валерия

Руководитель проекта:

Медведева Е.Б.

с. Акташ

2011-2012 г.Цель проекта:Формирование культуры здоровья, как части общей культуры;Задачи проекта:

  • Познакомиться с лекарственными растениями путём разговора со взрослыми - специалистами;
  • Найти нужную информацию в справочниках и энциклопедиях, Интернете;
  • Рассказать о своих наблюдениях и выводах окружающим;

Гипотеза.Можно ли вылечиться с помощью лекарственных трав?Многие люди задаются вопросом, можно ли вылечиться с помощью народных средств, не прибегая к антибиотикам. Ведь при правильном подборе и приготовлении, лекарственные растения менее вредны в отличие от лекарственных препаратов, а иногда и намного эффективнее них.Возраст учащихся: 2 классВремя работы над проектом: февраль- мартМатериально-техническое и учебно-методическое оснащение: фотоснимки, книжный фонд; материалы электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия, ресурсы интернета. Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): педиатр, фармацевт, мама учащегося.

1.Основнной вопрос исследования.

В наше время очень дорого ценится здоровье человека. С ранних лет нужно приучиться вести здоровый образ жизни. Работая над проектом, я хотела узнать и рассказать: какие лекарственные растения растут в Республике Алтай и как эти растения применяются для лечения различных болезней, т.е. как природа может сохранить и укрепить наше здоровье?2. Тема исследования:

Лекарственные растения Республики Алтай 3. Планируемый результат. Что мы хотели получить от проекта?

Получение знаний о том, какие лекарственные растения растут на территории нашей республики и как природа может помочь сохранить и укрепить наше здоровье?4. Осуществление учебного проекта.

  • Работа построена по типу творческого исследования
  • Работа над проектом была разбита на этапы
  1. Этап – Подумаем

С наступлением зимы мы стали чаще болеть: появился кашель, насморк, боли в горле. И у меня возникла идея: выздороветь без таблеток, а при помощи лекарственных растений. Я поняла, что мне необходимы дополнительные теоретические сведения, и решила заняться поиском нужной информации.

  1. Этап – Определяем круг вопросов

1.Что такое лекарственные растения?

2. Какие лекарственные растения есть на территории нашей Республики?

3. Какую пользу приносят лекарственные растения?

4. Что такое реликтовые лекарственные растения?

5. Какие виды лекарственных растений исчезают?

  1. Этап - Спросим у взрослых

- Что такое лекарственные растения?

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ растения – это растения используемые главным образом для лечения и профилактики болезней (напр., антиангинальные средства, жаропонижающие средства). Для лечения внутренних и наружных заболеваний на Руси

охотно использовали прикладывание растений и приём их внутрь (например, прикладывали капусту, лён, горчицу, орешник или пили их соки). Наряду с растительными лекарственными

препаратами, русский народ с давних времён применял в

лечебной практике мёд. Назначался он в чистом виде и в смесях

отваром трав, с маслом, уксусом, салом, пивом, печёным луком и

с многими другими веществами. Изучению многовекового опыта народов в использовании растений с лечебной целью в нашей стране придаётся большое значение.

Наиболее широко лекарственные растения представлены в народной медицине. В качестве лекарственных растений в начале 21 века широко используются аир, алоэ, брусника, девясил, зверобой, календула, клюква, малина, мать-и-мачеха, мята, облепиха, подорожник, ромашка, солодка, тысячелистник, шалфей, шиповник и многие другие.- Какие лекарственные растения растут на территории Республики Алтай?На территории республики Алтай произрастает более 2000 видов растений. Полезных растений, непосредственно используемых человеком, около 660 видов. Многие виды растений могут быть одновременно и лекарственными, и пищевыми, и витаминоносными, и ядовитыми.

Группа лекарственных растений одна из самых крупных. Широко используются в официальной медицине золотой корень, бадан толстолистый, валериана лекарственная, синюха лазоревая, пион, одуванчик, горец птичий и многие другие. Пищевых растений во флоре республики149 видов. Съедобные и широко употребляющиеся: стебли борщевика, дудника лесного, листья щавеля, ревень, папоротник-орляк, колба, ягодные растения, дикий лук и др.-Что можно лечить без таблеток?Самые распространенные заболевания, которые можно без труда вылечить лекарственными травами: простудные заболевания, кашель, ангина, укрепить иммунитет и многое другое.

  1. Этап - Посмотрим справочник, заглянем в энциклопедию
Противовоспалительные растения.

Календула. Это растение называют еще «ноготки». Лечебные свойства его известны издавна в народной медицине. Широко используют календулу в виде примочек, мазей, полосканий, спринцеваний и пластырей. Запах ее обусловлен эфирным маслом, которое обладает сильным фитонцидным (подавляющим рост бактерий) действием, благодаря чему цветки ее применяются при ангине, стоматитах, пародантозе. В народной медицине это растение известно как потогонное, отхаркивающее, применяют при головной боли, бессоннице, при простуде и многом др. Ромашка. Это одно из популярнейших средств, находящих широкое применение в домашней и официальной медицине.

Ромашка очень полезное растение для организма. Трудно перечислить все лечебные и целебные свойства ромашки. Ромашка широко применяется в народной медицине. Принимают в виде настоя, отвара, чая, настойки. Из ромашки делают примочки, ею полощут горло, ромашковый чай или отвар поможет успокоить нервы, поможет справиться с желудочными коликами, поможет заснуть.Противопростудные, витаминизированные.

Смородина. Благодаря целебным свойствам, черная смородина часто применяется в народной медицине в лечебных и профилактических целях. Черная смородина имеет свойство предотвращать раковые заболевания и предохранять от болезней сердечно-сосудистой системы. Черная смородина так же препятствует ослаблению умственных способностей у людей преклонного возраста. Черная смородина превзошла все ягоды по количеству находящихся в ней витаминов, минералов и других полезных веществ. Полезные свойства черной смородины известны многим: ее листья и ягоды еще используются для лечения почечных камней, болезней печени и дыхательных путей. Употребление ягод смородины чрезвычайно полезно при атеросклерозе. Черная смородина признана учеными самой полезной для здоровья ягодой. Она повышает иммунитет и сопротивляемость организма различным заболеваниям. Отвары из ягод черной смородины помогают при малокровии, гипертонии, кровоточивости десен, язве желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритах. Ванны из отвара листьев смородины применяют при различных сыпях и кожных заболеваниях. Настой из листьев черной смородины способствует освобождению организма от избытка мочевой и пуриновой кислот. Используют как потогонное, легкое слабительное средство, при кровотечениях и нарушении обмена веществ. Сок Черной смородины пьют с медом или сахаром при кашле.  Шиповник. Поливитаминный чай из плодов шиповника обладает разносторонним действием: тонизирующим, кроветворным, противовоспалительным и регенерирующим. Этот чай стимулирует работу желез внутренней секреции и нормализует обмен веществ в организме. Благотворно действует на центральную нервную систему, а также на сердце, легкие, желудочно-кишечный тракт, что способствует повышению защитных сил организма. Отвар из плодов шиповника полезен при самых разнообразных заболеваниях, когда требуется укрепить иммунитет, особенно у детей. Шиповник является поливитаминным растением, его плоды по количественному содержанию и разнообразию витаминов значительно превосходит другие растения. Водный настой плодов повышает сопротивляемость организма при инфекционных заболеваниях, ослабляет развитие артериосклероза и обладает общеукрепляющим, тонизирующим действием. Биологически активные вещества шиповника обладают выраженным противоцинготным действием, стимулируют сопротивляемость организма к вредным воздействиям внешней среды, инфекциям и другим неблагоприятным факторам. Отвар из плодов шиповника используют при лечении гиповитаминозов С и Р, назначают при острых и хронических инфекциях, атеросклерозе, нефритах, острых и хронических заболеваниях печени, кишечника, при язвенной болезни, повышенной кровоточивости, частых простудных заболеваниях, нарушениях обмена веществ и эндокринных расстройствах, бронхиальной астме, при лечении холециститов и гепатитов. В народной медицине шиповник применяют при малокровии, общем упадке сил, язвах желудочно-кишечного тракта, болезней печени в виде настоя плодов.Малина. Малина, являясь одной из самых любимых и вкусных ягод, обладает мощными полезными и лечебными (целебными) свойствами. Малина широко применяется в народной медицине для предотвращения и лечения многих недугов и заболеваний. Малина содержит множество полезных и необходимых организму веществ, витаминов и элементов. Настой сухих ягод малины используется в виде чая при простуде. Малина обладает потогонным свойством. Способностью сбивать температуру малина обязана салициловой кислоте, которая содержится в ней в достаточно большом количестве. Малина очень полезна при малокровии и заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при атеросклерозе, болезнях почек, гипертонии. Плоды и сок малины употребляются в качестве потогонного и жаропонижающего средства при простудах и лихорадках. Сок малины с сахаром — хорошее освежающее средство для лихорадочных больных.Кроме жаропонижающего свойства малина обладает кровоостанавливающим и антитоксическим действием, улучшает аппетит. Малина полезна людям, работа или жизнь которых связана с большим нервным напряжением.От кашля.

Чабрец. С глубокой древности чабрец был почитаем, считался божественной травой, которая способна возвращать человеку не только здоровье, но и жизнь. Настои и отвары чабреца разжижают мокроту и ускоряют ее эвакуацию. В смеси с другими растениями применяют при простудных заболеваниях. Он снимает кашель, оказывает тонизирующее действие на нервную систему. При дисбактериозе у детей и взрослых хорошо помогает чай из чабреца, принимаемый натощак. При приеме чабреца внутрь усиливается отделение желудочного сока и тормозится развитие патогенной микрофлоры. Чабрец является лекарством при многих заболеваниях головного мозга. В народной медицине применяется и при сотрясении головного мозга. При лечении последствий падения и травмы головы: сильные боли, потеря памяти, раздражительность. Если каждый день пить чай из чабреца, то через некоторое время состояние улучшается, и симптомы болезни исчезнут. Из листьев чабреца дикого делают лекарственную повязку на лоб и голову от головной боли, и это приносит пользу. Настоем из этой травки полезно мыть голову при головной боли. Подушка, набитая чабрецом, способствует хорошему сну, успокаивает нервную систему. Ванны, примочки, припарки из чабреца применяют в качестве обезболивающего при суставных болях, параличах, ушибах и опухолях. В ваннах из настоя травы чабреца купают маленьких детей при рахите и нарушениях обмена веществ.Душица. Эту траву обычно используют для заварки чая. Чай получается красивый и ароматный. Он обладает успокаивающим, мочегонным, противовоспалительным, отхаркивающим действием. Душица издавна имела широкое применение в народной медицине, в том числе и в России. В русской народной медицине отвар душицы принимали при ревматизме, судорогах, эпилепсии, параличах, болях в животе. Настой душицы принимали при болезнях желудка, простуде и всевозможных гинекологических болезнях. При рахите и золотухе у детей их купали в отваре душицы. Ванны из отвара душицы принимали при различных сыпях. Маслом, полученным из душицы, натирали парализованные части тела. Отвар пили при бессоннице, одышке, головной боли. Наружно отваром и настоем душицы мыли голову при головных болях и для стимулирования роста волос. Настои и отвары из ее травы применяют при атонии кишечника, как возбуждающее аппетит и успокаивающее центральную нервную систему средство. Они усиливают секрецию пищеварительных, бронхиальных и потовых желез, обладают обезболивающим и ветрогонным действием при заболеваниях кишечника. Внутрь душица применяется при остром и хроническом бронхите, болях в желудке и кишечнике спастического характера, заболевании печени и желчевыводящих путей. Душица обладает обезболивающим, противосудорожным ранозаживляющим свойством. Настои и отвары душицы применяют при кашле и удушье, бронхитах и туберкулезе легких, для полоскания при воспалительных заболеваниях полости рта и глотки. Настои и отвары из душицы помогают при гипертонии. Используют их наружно в качестве примочек и компрессов, при экземе, различной зудящейся сыпи, для промывания ран, при фурункулах и нарывах. Показаниями для применения являются бессонница. Траву душицы отдельно и в смеси с другими растениями в виде сборов, чаев или комплексных препаратов назначают для повышения аппетита, улучшения пищеварения. Препараты из растения назначают в качестве отхаркивающего средства при острых и хронических бронхитах. Трава душицы входит в состав грудного и потогонного чая и в сбор для полоскания горла при лечении ангин, хронических тонзиллитов. Наиболее распространенными препаратами из душицы являются отвары и настои ее травы.Мать-и-мачеха. В народной медицине листья мать-и-мачехи применяют вместе с цветками в виде отвара как отхаркивающее и потогонное при простудных заболеваниях. Сок, выжатый из свежего растения, считается ранозаживляющим. Иногда его назначают при туберкулезе и затяжном рините. Отвар из взятых поровну листьев мать-и-мачехи и крапивы применяют для мытья головы при выпадении волос, перхоти и зуде кожного покрова. Свежие листья прикладывают при воспалениях, чтобы произвести нарыв; сок их – от золотушных нарывов. Также в народной медицине листья часто применяют для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. 

  1. Этап - Заглянем в Интернет

Реликтовые растения.Флора Алтая уникальна – более 100 видов растений встречается только на Алтае и больше нигде в мире.

РЕЛИКТОВЫЕ РАСТЕНИЯ, редкие виды, роды, семейства растений, более многочисленные или более широко распространенные в геологическом прошлом, возникшие в процессе эволюционного развития, среди которых в большинстве особо ценные лекарственные растения, например красная щетка. В составе флоры Алтайского края имеется 32 реликтовых вида. Это пихта, липа сибирская, копытень европейский, подмаренник душистый, овсяница гигантская, бруннера сибирская, водяной орех и другие.

Несколько советов по применению в лекарственных целях реликтовых растений.Липа сибирская.

Липа давно и всем известное лекарственное растение. Липа сибирская соответственно встречается в районах Сибири и на Алтае. Используются в основном липовые цветы, которые имеют лекарственные свойства, и листья липы. Липовые цветы заваривают и употребляют как средство для укрепления организма.Также они оказывают эффект и на волосы, делая их крепкими и сильными, снимают раздражение кожи и смягчают ее. Чистотел.В народной медицине водный настой сухой травы и настойка сока чистотела применяются при лечении опухолей, рака, различных кожных заболеваниях, катарах желудка и кишечника, желтухе, болезнях заболеваниях печени и желчного пузыря, злокачественных опухолях, ревматизме. Препараты сухой травы чистотела большого оказывают выраженное бактерицидное и фунгицидное действие, усиливают секрецию желчи, слюны, задерживают рост злокачественных опухолей, обладают мочегонным, болеутоляющим и ранозаживляющим свойством.Пихта. Пихта представляет собою вечнозеленое растение с красивой и очень полезной для народной медицины хвоей. Ее неспособность произрастать в запыленных городах, где не хватает кислорода, и отвратительная экология, говорит о том, что она обладает поистине целебными свойствами. Для пихты характерно наличие так называемых смоловместилищ, которые не всегда имеются у других хвойных растений. Полезные свойства хвои пихты были открыты людьми еще несколько столетий назад, а сегодня в народной медицине насчитывается несколько сотен рецептов с использованием пихты, которые помогают излечиться от многих болезней. В составе хвои пихты содержится особое эфирное масло, которое служит источником камфары. В свою очередь полезные свойства камфары необходимы для нормальной работы сердца, поддержания сердечнососудистой системы при заболеваниях и нарушениях. В таких лечебных целях используется раствор на основе камфары, который применяется как инъекции. Камфару, получаемую из хвои пихты, используют также для нормализации работы нервной системы, для успокоительного эффекта. Хвоя пихты известна своим применением для приготовления рецептов от болезни желчного пузыря. Она помогает восстановить выведение жидкости из организма, потому как обладает мочегонным действием. Пользуясь полезными свойствами хвои пихты, из нее научились еще в древности изготавливать масло, которое используется как наружное средство.  В составе масла, приготовленного с использованием хвои, содержатся компоненты, позволяющие снять отеки, утолить боль, ощущающуюся во время остеохондрозов, невралгических заболеваниях, а также снять воспаление, которое протекает в дыхательных путях. Пихтовое дерево полезно при заболеваниях ангиной. Воспалившееся горло и гланды рекомендуется смазывать пихтовым маслом при помощи кусочка ватки либо же капнуть прямо из пипетки каплю масла. Пихтовое масло помогает устранить заложенность носа, ослабить насморк. С этой же целью проводят и ингаляции, во время которых нужно дышать парами хвои.  Хвоя считается отличным средством, которое используется для профилактики лечения глазных заболеваний и снижения остроты зрительной функции. Пихтовое масло не противопоказано детям, поскольку не обладает аллергическим эффектом.

Растения, занесённые в Красную Книгу.

Редкие исчезающие виды растений занесенные в «Красную книгу». Красную книгу России (1988 г.) внесено десять видов растений, произрастающих в Алтайском крае: кандык сибирский, лук алтайский, пион степной, голосемянник алтайский, стеллофопсис алтайскийи.т.д. 200 видов - растений-эндемиков, встречающихся только в горах Алтая; порядка 1 тыс. видов лишайников. Многие реликтовые растения и растения эндемики занесены в Красную Книгу России. В Красную Книгу Республики Алтай занесено 136 видов растений.

С каждым годом интерес к лекарственным растениям увеличивается, их заготавливают все больше, неуклонно возрастает число приверженцев лечения травами. В связи с этим некоторые исчезающие лекарственные растения уже попали в Красную книгу. Надо помочь природе сохранить равновесие. Для этого нужно умело, бережно обращаться с ее богатствами, в частности, с лекарственными травами.Вывод проекта:На территории нашей республики растёт огромное количество лекарственных растений. С помощью этих растений можно лечить множество заболеваний, а так же проводить профилактику заболеваний. В тяжёлых же случаях необходимо всё - таки обращаться к врачу.

Многие лекарственные растения дошли до человечества с прошлых эпох. Реликтовые лекарственные растения уникальны и имеют колоссальные лекарственные свойства. Их нужно сохранить и для наших потомков.

Так как огромное количество лекарственных растений применяется в медицине, эти растения используются человеком в больших количествах. Поэтому, множество лекарственных растений нашей республики Алтай являются редкими и исчезающими – они требуют особой защиты государства.

Готовя этот проект, я многое узнала о лекарственных растениях. Я стала ещё внимательнее относиться к своему здоровью, заботиться о нём. И стала очень бережно относиться к растениям.

Список использованной литературы:

  1. Заповедными тропами ( Т.А. Адольф, М.И. Давыдова), 1980
  2. Лекарственные растения в народной медицине (В.П. Махлаюк), 1992
  3. Полезные растения Горного Алтая. (Г.Свиридонов) 1978
  4. Природы мудрые советы. (И.А. Лившиц), 1993
  5. Полная энциклопедия народной медицины 2 т. (Р.В. Чумакова. Т.Ф. Корчагина, А.В. Чумакова, В.В. Бушнев),1998
  6. Интернет – сайты:
http://www.vashaibolit.ru

http://travnick-altay.com

http://flower.onego.ru

http://ru.wikipedia.org/

inflora.ru

slovari.yandex.ru

ru.wikipedia.org

kachestvo.ru

ja-zdorov.ru

travuchka.ru

klumba.info

medicina.kharkov.ua

russznahar.narod.ru›

nartravnik.ru

zeleno.ru›

  1. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия (2008 г.)

kak.znate.ru

Целебные растения. 1 -2 класс Цели и

Целебные растения. 1 -2 класс

Цели и задачи урока: Цель: сформировать представления о некоторых лекарственных растениях страны. Задачи: 1. Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека. 2. Развивать связную речь. 3. Познакомиться с правилами сбора и сушки лекарственных растений. 4. Развивать интерес к природе своей страны.

Ребята, какие лекарственные растения вам известны?

Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней.

«Хранилища» знаний о лекарственных растениях. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники» , «Цветники» , «Зельники» . По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. - А вы догадались, о чем написано в «Травнике» ? «Цветнике» ? «Зельнике» ?

Травы, настойки из целебных растений. За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав.

Часто люди сами собирают травы. Может быть, кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения? - Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие? - Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

Душица. Взгляните на это растение. - Как вы думаете, почему растение так названо? Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица» . Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.

А кто угадает это растение? Тонкий стебель у дорожки, На конце его – сережки, На земле лежат листки – Маленькие лопушки. Нам он – как хороший друг Лечит раны ног и рук.

Подорожник. - Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. -Кто из вас пользовался подорожником? Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

Это растение обладает приятным запахом, а называется оно – лаванда. Свое название она получила от древних греков, которые использовали его для растирания и мытья тела. Слово «лаванда» на их языке значит «мыть, очищать» . А еще лаванда своим запахом отпугивает моль. Если в шкафу будет лежать пучок лаванды, то ни одна прожорливая моль не залетит туда.

Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название. В поле сестрички стоят, Желтые глазки на солнце глядят, У каждой сестрички – Белые реснички.

Ромашка. - Может быть, кому-то из вас, приходилось лечиться с помощью ромашки? Ромашка поможет больному животику

Шалфей. А это шалфей. Его еще зовут «чабан-чай» . - Кто такой чабан?

Чабан. Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны, пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами. А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко.

Самая лучшая аптека – это Природа. Еще очень много лекарственных растений можно найти на лугах, в лесу нашей страны. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений. 1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений. 2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. 3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта. 4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок. 5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. 6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? 7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему?

Чабрец и зверобой. А с этими растениями хорош чай. Это чабрец и зверобой. Вот так скромно выглядят эти цветы, но зато от многих болезней лечат, а нам помогут остаться здоровыми и не заболеть.

Физминутка. Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. ( наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. ( вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

Игра «Аптека» . Желтый цвет, дыряв листок, но, как доктор Айболит всех излечит, исцелит. Правила игры: Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь» . Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателям.

Что я узнал о целебных растениях? Ребята, возможно, кто-то из Вас в будущем станет врачом и своим пациентам, кроме таблеток, будет советовать пропивать курсы целебных травок, растений.

«Ночной цветок» . - А сейчас, давайте с Вами посмотрим мультфильм «Ночной цветок» , герои этого мультфильма утенок, котенок и цыпленок с помощью целебного цветка помогли старому псу Полкану излечиться от всех болезней. (Просмотр мультфильма).

Спасибо за урок!!!

present5.com

Растения, которые мы едим. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Цель урока: расширить знания учащихся о растениях, которые мы едим.

Задачи урока.

Обучающие:

  1. Содействовать осознанию ценности изученного материала.

Воспитательные:

  1. Формирование коммуникативных и ценностных компетенций.
  2. Формирование умения рефлексировать.

Развивающие:

  1. Развитие умения анализировать, обобщать, классифицировать.
  2. Развитие речи, словарного запаса.
  3. Развитие внимания, памяти, воображения, сообразительности.
  4. Развитие зрительного и слухового анализатора для восприятия информации.

Практическая значимость работы. Расширение знаний учащихся о растениях, которые мы едим, осознание актуальности имеющихся и вновь полученных знаний.

Урок окружающего мира во 2-м классе в рамках развивающей программы Л.В. Занкова по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. Поговорим?

Дети. О чем?

Учитель. О разном и о прочем. О том, что хорошо и что не очень. Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим?

Дети. Поговорим. Нам будет интересно.

2. Актуализация знаний.

Учитель.

Они бывают разные: Полезные, опасные, Красивые, пахучие, С листьями, колючие. Лекарства заменяют, И лакомством бывают, И чаем нас напоят, И даже дом построят. Земли они творения, Зовем мы их …

Дети (хором). Растения.

(Презентация. Слайд 2)

Учитель. Распределите растения на 2 группы.

(Слайд 3)

Дети.

1-я группа – дикорастущие 2-я группа – культурные
– рябина – одуванчик – лесная земляника – крапива – ива – капуста – роза – клубника – яблоня

Учитель. Какие растения называются культурными? Какие дикорастущими?

Дети. Дикорастущие растения растут в дикой природе без вмешательства человека. Они самостоятельно приспосабливаются к изменениям окружающей среды. Культурные растения – это растения, которые выращиваются человеком . Они получены в результате селекции.

Учитель. Я предлагаю вам посмотреть отрывок из русской народной сказки.

(Приложение 1)

Учитель. Вы узнали сказку? Что можете сказать?

Дети. Это русская народная сказка “Мужик и медведь”.

– В сказке старик обманул медведя. – Медведю достались невкусные части растений. – Медведь не знал какие части растений можно употреблять в пищу, а какие нет.

Учитель. Так о чем сегодня пойдет речь на уроке?

(Слайд 4)

Дети: Какие части растений можно употреблять в пищу.

3. Формирование новых знаний.

(Слайд 5)

Учитель. Прочитайте слова. Найдите лишнее.

Дети. Лишнее слово “крона”. Крона – это верхняя часть дерева.

Учитель. Что объединяет оставшиеся слова?

Дети. Это части растений, которые мы употребляем в пищу.

(Слайд 6)

(Дети выходят к доске и показывают части растений.)

Учитель. Приведите примеры растений , которые мы едим. Назовите части этих растений.

Дети. У малины человек употребляет в пищу листья и плоды.

– Часть растения – стебель– необходим маме для засолки огурцов. – У клубники человек кушает плоды. – Для приготовления лекарства от кашля людям необходим корень солодки.

(Слайд 7)

Учитель. Что объединяет эти растения?

Дети. Съедобная часть этих растений растет в земле.

– Это полезные растения. – Они растут на огороде. – Это культурные растения. – Это овощи.

(Слайд 8)

Учитель. Что такое корнеплод?

Дети. Это корень. Он помогает растениям брать из земли воду и питательные вещества.

– Это плод. Съедобная часть растений.

Учитель. А как образовалось это слово?

Дети. В этом слове два слова – корень и плод.

Учитель. Какая разница между корнем и плодом?

Дети. Плод употребляют в пищу, а корень нет.

Учитель. Перед нами сложное слово . Оно получилось от слияния двух основ при помощи соединительной гласной.

Учитель. Давайте узнаем в “Толковом словаре русского языка” С. И. Ожегова значение этого слова.

(Слайд 9)

Учитель. Отгадайте загадки.

Комбайн спешит на косовицу Собрать созревшую … 1) Дети. Пшеницу

Любит кости грызть наш пес, Любит лошадь есть … 2) Дети. Овес.

Нам подсказали грачи и грачиха, Где поспевает для каши … 3) Дети. Гречиха.

Поле золотое – в день не обойдешь, В поле, словно море, колосится … 4) Дети. Рожь.  Поле в воде все, вот так сюрприз! В поле для плова вырастет … 5) Дети. Рис.

Учитель. Что можете сказать об этих растениях?

Дети: Из зерновых культур делают хлеб, варят каши. Они полезны для здоровья. Их название произошло от слова “зерно”.

Учитель. Что мы употребляем в пищу у зерновых растений?

Дети. Зерна.

Учитель. Какой хлеб едят в вашей семье?

(Слайд 10)

Учитель. Почему он бывает белым и темным?

Дети. Из пшеницы получают белый хлеб, а из ржи – темный.

Учитель. Вы многое знаете о хлебе. А я предлагаю послушать информацию, которую приготовили ученики.

Ученик 1.

Сегодня ни один обед не обходится без хлеба. Хлебные злаки люди начали использовать очень давно. Сначала их зерна варили; печь хлеб научились гораздо позже.

Сначала хлеб пекли из растертых желудей. Прошло время, и люди научились выращивать зерновые культуры – пшеницу, рожь, ячмень. Свежие зерна можно было есть, а твердые, сухие – растирали в муку, размешивали в воде и варили кашу или пекли тонкие сухие лепешки.

Ученик 2.

Таким был хлеб, пока в тесто не попали мельчайшие грибки – дрожжи. Представьте, какой ужас испытывали древние люди, когда увидели, как тесто стало подниматься, словно живое. В ужасе горшок бросили в огонь, чтобы избавиться от наваждения. Тесто испеклось, и получилась мягкая. Пышная, вкусная лепешка. Это было великое открытие!

В древности в каждом земледельческом районе были свои хлебные растения: на Ближнем востоке, Средней Азии – пшеница; в Юго-Восточной Азии – рис; в Америке – кукуруза; в Китае – просо и гречиха. Наибольшее распространение получили рис, пшеница и кукуруза.

4. Закрепление изученного.

Учитель. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

(Приложение 2)

1-я группа. Расположите картинки в правильном порядке: “Как убирают хлеб”.

Ответ.

Землю пашут – сеют хлеб – из зерен вырастают колоски – колоски жнут и обмолачивают – зерно везут на мельницу – муку отвозят в пекарню – готовый хлеб везут в магазин.

2-я группа. Определите – какой злак идет на производство круп:

Злак Крупа
Пшеница Гречиха Просо Овес рис Пшенная Перловая Манная Рисовая гречневая

Ответ.

Пшеница – перловая или манная. Гречиха – гречневая. Просо – пшенная. Рис – рисовая.

3-я группа. Собери пословицу:

Хлеб – всему голова; Хлеб – батюшка, вода – матушка; Без хлеба и меда сыт не будешь.

4-я группа. Предложите решение вопроса.

Подсчитано, что если за один день каждый человек не доест всего 50 граммов хлеба, то это составит 200 кг. 200 буханок хлеба окажутся выброшенными! А как можно употребить черствый хлеб?

Ответ.

– Черствый хлеб можно кушать с теплым чаем или молоком. – Из черного хлеба можно пожарить сухарики. – Можно приготовить салат . Для этого нужно взять сырую морковь, потереть ее на терке и обжарить на подсолнечном масле. Сварить 3 яйца и мелко порезать их. Смешать морковь, яйца, сухарики и все заправить майонезом.

5-я группа. Решите задачу.

Для приготовления булочек понадобилось: 3 яйца, пачка дрожжей, соль, сахар, пачка маргарина и мука. Определи стоимость затрат, если десяток яиц стоит 30 рублей, пачка дрожжей на 4 рубля дороже яиц, соль – 4 рубля, сахар – 15 рублей, пачка маргарина – 15 рублей и мука – 18 рублей.

Ответ.

30 : 10 = 3 (рубля) – стоит 1 яйцо. 3 * 3 = 9 (рублей) – стоит 3 яйца. 9 + 4 = 13 (рублей) – стоит пачка дрожжей. 9 + 13 + 4 + 15 + 15 + 18 = 74 (рубля).

Выступления групп.

5. Рефлексия.

(Слайд 11)

Я – узнал – удивился – вспомнил – задумался

6. Итог урока.

(Слайд 12)

Угощение из хлеба.

Вот он Хлебушек душистый, Вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем – земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем... Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!С. Погореловский.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта