Клетка растения 5 класс. Урок по биологии 5 класс .Тема "Растительная клетка" (технологическая карта)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок биологии 5 класс "Строение клеток растений, животных, грибов. Вирусы". Клетка растения 5 класс


Конспект урока по биологии 5 класс "Строение растительной клетки"

«Строение растительной клетки», 5 класс ФГОС Пасечник

Учитель: Доброе утро, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Мы должны показать, как Вы хорошо умеете работать. Напомните, что мы проходили на том уроке?

Ученики: Увеличительные приборы.

Учитель: Правильно, молодцы.

I. (примерно 5 мин.)

Учитель: У Вас на столах лежат кроссворды. Вы их отгадываете каждый по одному вопросу (на один вопрос ответил 1 ученик передал соседу, всё делаем по часовой стрелке, чтобы не запутаться). Обратите внимание, что у вас должно получиться ключевое слово. Поехали!

1) Это слово образовано от греческих слов «микрос» и «скопео».

2) Самый простой увеличительный прибор.

3) На нижнем конце тубуса помещается . . . (от латинского слова «объектум»).

4) Как по – другому называется зрительная трубка?

5) В верхнем конце тубуса находится . . . (от латинского слова «окулус»).

6) В центре предметного столика имеется отверстие и под ним …

Учитель: Всё сделали, ребята? Молодцы. Теперь давайте проверим, но проверять Вы будете сами себя. В конверте, в котором был кроссворд, есть проверка, достаньте его. Оцените работу своего стола по шкале, которая указана там (0 ош. – зелёный цвет; 1 – 2 ош. – жёлтый цвет; 3ош. – синий; более 3 ошибок – красный). Поднимите соответствующий цвет. Молодцы.

II. (примерно 5 мин.)

Учитель: Обращаем внимание на ключевое слово. Какое слово?

Ученики: Клетка.

Учитель: Правильно. Молодцы. Что можно сказать о клетке?

Ученики: Всё живое имеет клеточное строение (состоит из клеток).

Учитель: Хорошо. А из чего состоит клетка? Знаем?

Ученики: Нет, не знаем.

Учитель: Так что мы будем узнавать с Вами сегодня?

Ученики: Строение клетки.

Учитель: Правильно, ребята. Сформулируйте тему урока.

Ученики: Строение клетки.

Учитель: Хорошо. Но клетки бывают разные, бывают клетки бактерий, растений и животных. Так вот мы с Вами сегодня изучим строение растительной клетки. У Вас на столах лежат исследовательские листы, сегодня мы с Вами будем работать в них. И так, записываем тему нашего исследования «Строение растительной клетки». Не забудьте подписать наши листы и поставить дату (13.10.16г.). Молодцы. (слайд) Открываем Лист 2, там прописаны тема и цель, но не заполнены. Ваша задача вписать тему нашего исследования. (пишут) И давайте с Вами сформулируем цель нашего исследования. Какая цель?

Ученик: Изучить строение растительной клетки. (слайд)

Учитель: Хорошо, записали цель в исследовательские листы. А теперь для того, чтобы изучить строение растительной клетки, вы побудете юными учеными и проведёте исследовательскую работу. На столах у Вас стоят микроскопы, напоминаю, что с микроскопом Вы работаете в парах. Я Вам раздаю готовый препарат кожицы лука. Посмотрите очень внимательно на него через микроскоп, я спрошу, что Вы там увидели. (пока дети смотрят, я напоминаю вкратце ТБ при работе с микроскопом).

Учитель: Ребята, что Вы увидели в окуляр?

Ученики: Клетку.

Учитель: И из чего же состоит клетка?

Ученики: Из прямоугольников и кружочков.

Учитель: А поточнее, как расположены прямоугольники?

Ученики: Очень близко друг к другу, внутри прямоугольников кружочки, а внутри кружочков точка.

Учитель: Молодцы. Отодвинули микроскопы. У вас в конвертах лежит конструктор. Ваша задача собрать его и наклеить в исследовательские листы. (после того как они наклеили, я ДУБЛИРУЮ ПОЛУЧИВШИЙСЯ РИСУНОК НА ДОСКЕ). Проверяем, поднимаем цветной сигнал. На обратной стороне исследовательского листа у Вас находится лист оценивание результата своей деятельности, на нём нарисованы кружочки, раскрасьте его соответствующим цветом. За работу с кроссвордом тоже раскрасть кружочек.

III. (примерно 4 мин.)

Учитель: Молодцы. А Вы знаете, что у каждого прямоугольника и кружочка с точечкой есть научное название, которое Вам сейчас предстоит узнать. Для этого нужно выполнить ряд заданий. Работаем в парах. Для каждой пары свой конверт с заданиями (фамилии учеников указаны на конвертах). (1 столу загаданы слова: оболочка, поры, цитоплазма; 2 столу загаданы слова: ядро, ядрышко, вакуоль). Не забудьте записать отгаданное слово.

Задание для 1 пары:

Решить примеры и расставить ответы с соответствующими цифрами по возрастанию.

6·5+(73 – 26) =

60: 3+5·5 =

(100 – 36): 8·6=

180: 6 : 10=

Задание для 1 пары:

Решить примеры и расставить ответы с соответствующими цифрами по уменьшению.

6·5+(73 – 26) =

60: 3+5·5 =

(100 – 36): 8·6=

180: 6 : 10=

№ 2. Поменяй в слогах буквы местами так, чтобы получилось слово.

бо – ло – чо – ак

дя – шыр – ок

№ 3. Реши анаграмму по инструкции.

Возьми из первого ряда четвёртую букву.

Возьми из третьего ряда десятую букву.

Возьми третью букву из четвёртого ряда.

Возьми из второго ряда первую букву.

Возьми вторую букву из второго ряда.

Возьми седьмую букву из второго ряда.

Возьми из третьего ряда первую букву.

Возьми девятую букву из третьего ряда.

Возьми из пятого ряда третью букву. Возьми пятую букву из пятого ряда.

1 2345 6 7 8910

1 уфхцчшщэю я

2 опрс т к л мнв

3 абв гд е ё жзи

4 рстуфж з ъ ыь

5 клмнаи р с т з

Возьми из второго ряда десятую букву.

Возьми из третьего ряда первую букву.

Возьми первую букву из пятого ряда.

Возьми из первого ряда первую букву.

Возьми первую букву из второго ряда.

Возьми вторую букву из пятого ряда.

Возьми из четвертого ряда десятую букву.

1 2345 6 7 8910

1 уфхцчшщэю я

2 опрс т к л мнв

3 абв гд е ё жзи

4 рстуфж з ъ ыь

5 клмнаи р с т з

Учитель: Ребята, все закончили? Молодцы. Давайте быстренько разомнёмся и продолжим.

IV. (1 мин.) Физминутка. Встали потянулись, размяли пальчики.

V. (примерно 5-6 мин.)

Учитель: Ребята, сейчас работаем с конструкторами, которые Вы собрали в начале урока. И так, 1 стол и 2 стол какие Вы слова отгадали назовите по очереди?

Ученики: ПОРЫ, ЯДРО, ОБОЛОЧКА, ЯДРЫШКО, ЦИТОПЛАЗМА, ВАКУОЛЬ.

Учитель: Хорошо поработали. Молодцы. Все отгадали правильно, поэтому это задание все могут оценить зелёным цветом, разукрасили кружочек.

Все эти части клетки называются органоидами. Ребята, как Вы думаете когда была открыта клетка?

Ученики: Не давно, или называют различные века.

Учитель: (слайд) Клетка была открыта в 17 веке английским ученым Робертом Гуком, рассматривая в микроскоп маленькие кусочки различных растений, он первым ответил на вопрос: “Из чего же они построены?” (слайд с клеткой) Он увидел, что любые части растений состоят из ячеек, отделенных друг от друга перегородками. Роберт Гук назвал эти ячейки – клетками.

В конце Вашего исследовательского листа есть словарь юного исследователя, найдите в нем определение термина клетка.

Ученики: Зачитывают: Клетка –обязательная простейшая структурная единица, которая лежит в основе строения, развития и всей жизнедеятельности живого организма. (слайд)

Учитель: Хорошо. А сейчас мы посмотрим небольшой фильм, который поможет нам выяснить, где находятся эти части в клетке. Смотрим внимательно. (по ходу просмотра после каждой составляющей части клетки, учитель останавливает фильм и вместе с учениками подписывает собранный конструктор).

Учитель: Так у нас получилось, ребята, проверяем (смотрим на экран)? А все ли мы подписали органоиды?

Ученики: Нет. Не назвали поры и ядрышко.

Учитель: Давайте обратимся за помощью к нашему учебнику. Открываем с. 35 рис. 19 , посмотрите, где находятся поры и ядрышко. Подпишите у себя, а у доски покажет Дарья Никонова (поры) и Антипова Настя (ядрышко)

VI. (примерно 1-2 мин.)

Учитель: И так, мы выяснили с Вами из чего состоит клетка. Теперь проверим, как мы это всё поняли. У Вас на последней старицы исследовательского листа находится «Словарь юного исследователя». Подчеркните в нём все определения органоидов. Работаем самостоятельно.

Учитель: Давайте проверим, что Вы подчеркнули. (дети зачитывают определения, если хватает времени, или собираю и проставляю оценки) ИЛИ: В конце урока я соберу у Ваши исследовательские листы и проверю, как Вы нашли нужные определения.

Что такое поры? (Антипова Настя)

Что такое ядро? (Кабанов Иван)

Что такое оболочка? (Латюк Дарья)

Что такое ядрышко? (Большухина Карина)

Что такое цитоплазма? (Вербина Кристина)

Что такое вакуоль? (Булатова Полина)

Учитель: Просигнальте мне, как Вы справились с заданием. Хорошо. Быстренько закрашиваем кружочек в соответствующий цвет.

VI. (примерно 2-3 мин.)

Учитель: Молодцы. Продолжаем нашу самостоятельную работу со словарём. У Вас в исследовательских листах есть таблица, в которой перечислены все органоиды, в конвертах для каждого лежат характеристики этих органоидов. Ваша задача заполнить таблицу, выбрав и приклеив нужную характеристику соответствующему органоиду. Ваши листы соберу и За эту работу я поставлю оценку.

Характеристика органоидов растительной клетки.

VI. (примерно 1-2 мин.)

Учитель: Молодцы, ребята. Наш урок подходит к концу. Скажите мне, пожалуйста, что Вы сегодня исследовали?

Ученики: Клетку. (строение клетки)

Учитель: Из чего состоит клетка?

Ученики: Поры, ядро, ядрышко, вакуоли, оболочка, цитоплазма.

Учитель: Молодцы. А кто-нибудь запомнил как это называется одним словом?

Ученики: Органоиды. (Никонова Дарья)

Учитель: Правильно. Спасибо. Запомните это слово. Ребята, сформулируйте итог нашего урока и вывод по Вашей исследовательской работе.

Ученики: Мы изучили строение растительной клетки, она состоит из: пор, вакуолей, ядра, ядрышка, оболочки, цитоплазмы. (Антипова Настя) (записывайте вывод в исследовательский лист). (слайд)

VII. (1 мин.)

Рефлексия.

Учитель: Ребята, мне понравилось как Вы сегодня работали, молодцы. Просигнальте зелёным цветом те дети, которые на сегодняшнем уроке выяснили для себя много нового, а те которые ничего не поняли, кому было не интересно – красным цветом.

VIII. (1 мин.) Записываем домашнее задание. §7, с. 34-36 или сделать таблицу в исследовательских листах.

РЕШИ КРОССВОРД.

1) Это слово образовано от греческих слов «микрос» и «скопео».

2) Самый простой увеличительный прибор.

3) На нижнем конце тубуса помещается . . . (от латинского слова «объектум»).

4) Как по – другому называется зрительная трубка?

5) В верхнем конце тубуса находится . . . (от латинского слова «окулус»)

6) В центре предметного столика имеется отверстие и под ним …

РЕШИ КРОССВОРД.

1) Это слово образовано от греческих слов «микрос» и «скопео».

2) Самый простой увеличительный прибор.

3) На нижнем конце тубуса помещается . . . (от латинского слова «объектум»).

4) Как по – другому называется зрительная трубка?

5) В верхнем конце тубуса находится . . . (от латинского слова «окулус»).

6) В центре предметного столика имеется отверстие и под ним …

Реши примеры и расставь буквы с соответствующими цифрами по возрастанию. Запиши отгаданное слово.

6·5+(73 – 26) =

60: 3+5·5 =

(100 – 36): 8·6=

180: 6 : 10=

Отгаданное слово: __________________________________________

Поменяй буквы местами в слогах так, чтобы получилось слово. Запиши отгаданное слово.

БО – ЛО – ЧО – АК

Отгаданное слово: ____________________________________

Реши анаграмму по инструкции и запиши отгаданное слово.

1) Возьми из первого ряда четвёртую букву.

2) Возьми из третьего ряда десятую букву.

3) Возьми третью букву из четвёртого ряда.

4) Возьми из второго ряда первую букву.

5) Возьми вторую букву из второго ряда.

6) Возьми седьмую букву из второго ряда.

7) Возьми из третьего ряда первую букву.

8) Возьми девятую букву из третьего ряда.

9) Возьми из пятого ряда третью букву. Возьми пятую букву из пятого ряда.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 УФХЦЧШЩЭЮЯ

2 ОПРС Т К Л МНВ

3 АБВ ГД Е Ё Ж ЗИ

4 РСТУФ Ж З Ъ ЫЬ

5 КЛМНАИ Р С Т З

Отгаданное слово: _____________________________________

Реши примеры и расставь буквы с соответствующими цифрами по уменьшению. Запиши отгаданное слово.

180: 6 : 10=

60: 3+5·5 =

(100 – 36): 8·6=

6·5+(73 – 26) =

Отгаданное слово: __________________________________________

Поменяй буквы местами в слогах так, чтобы получилось слово. Запиши отгаданное слово.

ДЯ – ШЫР – ОК

Отгаданное слово: ____________________________________

Реши анаграмму по инструкции и запиши отгаданное слово.

1) Возьми из второго ряда десятую букву.

2) Возьми из третьего ряда первую букву.

3) Возьми первую букву из пятого ряда.

4) Возьми из первого ряда первую букву.

5) Возьми первую букву из второго ряда.

6) Возьми вторую букву из пятого ряда.

7) Возьми из четвертого ряда десятую букву.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 УФХЦЧШЩЭЮЯ

2 ОПРС Т К Л МНВ

3 АБВ ГД Е Ё Ж ЗИ

4 РСТУФ Ж З Ъ ЫЬ

5 КЛМНАИ Р С Т З

Отгаданное слово: _____________________________________

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЛИСТ

ЮНОГО УЧЁНОГО

_____________________________________________

НА ТЕМУ:

«______________________________________________________________________________________________________»

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ _____________________

Лист 1

ИССЛЕДОВАНИЕ № 1.

тема: _________________________________________________________________

цель: _________________________________________________________________

оборудование: световой микроскоп, готовый препарат кожицы лука.

ход работы:

Лист 2

Собери «конструктор» клетки, увиденной в микроскоп.

Вывод исследования: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист 3

ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ, РАБОТАЯ С УЧЕБНИКОМ.

Характеристика и функции органоидов растительной клетки.

ПОРЫ

ЯДРО

ЯДРЫШКО

ВАКУОЛЬ

ОБОЛОЧКА

ЦИТОПЛАЗМА

Лист 4

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ЮНОГО УЧЁНОГО.

Биология – (от греч. слов «биос» - жизнь и «логос» - учение) наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле.

Каждая клетка имеет плотную оболочку, которая обособляет клетку от окружающей среды, сохраняет целостность клетки, придаёт ей форму.

Наблюдение – восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств.

Микроскоп – оптический прибор с сильно увеличивающими стеклами для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом.

Поры – (от греч. слова «порос» - отверстие) у растений, углубления во вторичной клеточной оболочке. Поры в оболочке клетки необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них в клетку поступает и выходит из нее вода и другие вещества.

Обмен веществ – необходимое условие существования живых организмов.

Цитоплазма – (от греч. слов «китос» - сосуд и «плазма» - образование) это бесцветное вязкое вещество. Она медленно движется – это одно из свойств живой клетки. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.

Лист 5

Экология – (от греч. слов «ойкос» - дом, жилище, родина и «логос») раздел биологии, изучающий отношения организмов между собой и с окружающей средой.

Ядро – главный органоид клетки, оно управляет всеми процессами жизнедеятельности и содержит наследственную информацию об организме.

Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которые позволяют установить, как те или иные условия влияют на объект или явление.

Мембрана – тоненькая плёночка, которая находится под оболочкой клетки.

Вакуоли – полость внутри клеточной цитоплазмы, ограниченная мембраной. Они заполнены клеточным соком, накапливают запасные питательные вещества, содержат красящие вещества.

Пластиды – многочисленные маленькие тельца, которые находятся в цитоплазме растительной клетки.

Клетка –обязательная простейшая структурная единица, которая лежит в основе строения, развития и всей жизнедеятельности живого организма. 

Ядрышко находится внутри ядра, имеет сферическую или неправильную форму, принимает участие в синтезе белка.

Лист 6

Оценивание результата своей деятельности.

Кроссворд

Карточки

Конструктор

Словарь

Таблица –

Лист 7

Карточки для заполнения таблицы.

infourok.ru

Конспект урока по биологии в 5 классе "Строение клетки"

Конспект урока биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки»

Данная разработка урока по теме «Строение клетки» составлена для УМК Пасечник В.В. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.

Тема урока: Строение клетки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цели урока:

  1. Обучающая: изучить строение клетки.

  2. Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.

  3. Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.

Задачи:– показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких образований;– дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся.– учить анализу, созданию образов и понятий.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать строение клетки;

- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.

Метапредметные:

- регулятивные:- самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные:- обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные:- работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.

  2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

  3. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, ПК, лук - репка, микролаборатория.

Основные термины и понятия: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, хлоропласты, вакуоли.

Ход урока

1. Мотивация

Ребята, добрый день!

Добрый день, ребята!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Итак, сейчас я хочу задать Вам несколько вопросов. Внимание!

– Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома.)– Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений.) – Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв – буквы, это основа слогов.)– А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток.)

(Слайд № 1)

Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?

Загляните на часок В нашу клетку-теремок, В цитоплазме там и тут Органоиды живут. Там такое происходит - Цитоплазма кругом ходит, Помогает то движенье В клетке чудным превращеньям. Их не видел Левенгук, Удивился б Роберт Гук. (Слайд № 2)

Из чего состоят все живые организмы из … (клеток). Правильно.

Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.

2. Целеполагание и планирование

Тема урока: Строение клетки

– показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких образований;

– дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся.

– учить анализу, созданию образов и понятий. (Слайд №3)

3. Актуализация пройденного материала.

Мы с вами говорили на прошлом уроке:

  • 1. С помощью каких приборов можно изучать клетки?

  • 2. Назовите основные части лупы?

  • 3. Во сколько раз увеличивает лупа?

  • 4. Назовите основные части светового микроскопа?

  • 5. Как можно узнать во сколько раз увеличивает световой микроскоп?

(Слайд №4 – 7)

4.Актуализация нового материала

1. Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток. (Слайд №8)

2. Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме. (Слайд №9)

3. Цитология – наука изучающая строение и жизнедеятельность клеток.

Клетка – наименьшая единица живого и основная единица строения и развития всех живых организмов.

Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая одевает клетку; цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме. (Слайд №10)

Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: митохондрии, лизосомы, пластиды и др. Подробно об этом вы будите говорить в старших классах. (Слайд 9)

Какие органы живых организмов вы знаете? Каково их значение?

Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функцию. Сейчас мы с вами определим функции главных частей клетки.

Ребята! Вы сейчас будете работать самостоятельно с помощью учебника (стр. 34–36). (таблица)

1. Какие функции выполняет оболочка в клетке,

2.Какие функции выполняет цитоплазма,

3.Какие функции выполняет ядро,

4. Функции вакуоли. (Слайд № 12)

Клетки растений отличаются от клеток животных именно наличием пластид. Все растительные клетки имеют пластиды.

Пластиды: Лейкопласты (бесцветные)

Хромопласты (оранжево – красные)

Хлоропласты (зеленые) содержат зеленый пигмент хлорофилл

(Слайд № 17)

Все клетки – живые. Они дышат, питаются, растут и делятся. Из одной клетки получается две. Затем, из каждой новой, когда она вырастет, – еще две. Благодаря этому растет весь организм. Подробно об этих особенностях клетки мы будем говорить через 2 урока. (Слайд № 19)

5.Подготовка к лабораторной работе.

– Сегодня на уроке мы рассмотрим под микроскопом препарат кожицы лука, который мы приготовим сами. В начале прослушаем стихотворение – инструкцию:

С лука сняли кожицу –Тонкую, бесцветную,Положили кожицуНа стекло предметное.Микроскоп поставили,Препарат – на столик,Объектив направили,Глядь, а лук – из долек!Дольки – это клеткиС ядрами внутри,Вакуоли крупныеВ клетке рассмотри.Снаружи – оболочка,Под нею – цитоплазма.Зеленые пластидыИскать будешь напрасно. (Слайд № 20)

Лабораторная работа “Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом”.

1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.

3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.

4 – Покройте кожицу покровным стеклом.

5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.

6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.

7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком. (Слайд № 21)

6.Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Какие утверждения верны?

Поставьте знак “+” или “-”.

1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.

2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.

3. Пластиды – есть только у растительных клеток.

4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.

5. Живые клетки только питаются.

6.Клетки одинаковы по форме и размерам.

7.Организм человека состоит из клеток (Слайд №22)

Оцените, пожалуйста, сами свои работы

Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.

7.Рефлексия (Светофор.)

Красный – урок прошел хорошо, мне все понятно;Желтый – некоторые задания вызвали затруднения;Зеленый – Задания были трудными, многое не понял.

Урок подходит к концу. Давайте ответим на вопрос, который поможет нам определить, достигли ли мы цели урока. 

Итак, вопрос: каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился на уроке.

Поднимают сигнальные карточки и подводят итог урока (Слайд №23)

8. Домашнее задание

Параграф 7, вопросы на странице 38

Творческий уровень: вылепить на картоне из пластилина

клетку с ее органоидами, сочинить сказку о клетке. (Слайд №24)

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!

Ребята! У нас было изучение новой темы. Я очень довольна вашей работой на уроке. А оценки вам поставлю после проверки ваших тетрадей. Урок окончен, до свидания.

Опорный конспект

Тема: ___________________________________________________

Цель:____________________________________________________

Цитология – это_________________________________________________

________________________________________________________________

Клетка – это____________________________________________________

________________________________________________________________

Каждая клетка имеет три главные части:

Строение и функции органоидов клетки

1.Оболочка

Прочная, бесцветная, прозрачная, легко пропускает свет внутрь клетки.

2. Цитоплазма

Внутренняя среда, в которой располагаются все другие части клетки,

Бесцветное густое, тягучее образование.

3. Ядро

Центр жизнедеятельности клетки, Ядро с ядрышком располагаются в центре или вдоль оболочки клетки.

Ядро всегда окружено цитоплазмой.

4. Вакуоли

Резервуар в котором содержится клеточный сок.

Клеточный сок – жидкость с растворенными в ней сахарами, минеральными солями.

(содержит красящие вещества – пигменты: придающие синию, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам и другим частям растения)

Пластиды

Лабораторная работа

«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под

микроскопом».

1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.

3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.

4 – Покройте кожицу покровным стеклом.

5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.

6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.

7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

Какие утверждения верны?

Поставьте знак “+” или “-”.

1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.

2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.

3. Пластиды – есть только у растительных клеток.

4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.

5. Живые клетки только питаются.

6.Клетки одинаковы по форме и размерам.

7.Организм человека состоит из клеток

Домашнее задание

Параграф 7, вопросы на странице 38

Творческий уровень: вылепить на картоне из пластилина

клетку с ее органоидами, сочинить сказку о клетке.

infourok.ru

Ответ §5. Строение клетки. Ткани

1) Рассмотрите рисунок, подпишите основные органоиды клетки. Зелёным цветом отметьте органоиды, имеющие зелёную окраску.

 

  • Ответ:

     

 

2) Заполните таблицу.

 

  • Ответ:

    Строение клетки

     

    Органоид

    Значение в клетке

    Ядро

    Хранение наследственной информации

    Цитоплазма

    Связь между органоидами

    Мембрана

    Защита клетки

    Вакуоль

    Хранение продуктов обмена

    Хлоропласты

    фотосинтез

         

 

3) Укажите черты сходства и различия в строении растительных и животных клеток.

 

  • Ответ:

    Клетка

    Сходство

    Различие

    Животная

    Имеют цитоплазму и ядро

    Животная клетка не имеет больших вакуолей, не способна к фотосинтезу ( отсутствуют хлоропласты), а так же не имеет клеточной стенки

    Растительная

     

    Имеет большие вакуоли, клеточную стенку и хлоропласты

 

4) Заполните таблицу.

 

  • Ответ:

                                                                            Ткани животных

     

     

    Ткань

    Особенности строения

    Значение

    эпителиальная

    Почти не имеет межклеточного вещества

    Защищает внутренние органы, предохраняет организм от различных повреждений и проникновения ненужных и чужеродных веществ внутрь

    нервная

    Состоит из нейронов

    Проводит нервные импульсы

    соединительная

    Имеет много межклеточного вещества

    Образует кости, хрящи, которые выполняют в организме немаловажные функции

    мышечная

    Способность сокращаться, некоторые виды тканей содержат многоядерные клетки

    Образуют мышцы тела, которые участвуют в движении

             

 

5) Заполните таблицу.

 

  • Ответ:

     

    Ткани растений

     

    Ткань

    Особенности строения

    Значение

    образовательная

    Мелкие клетки с крупными ядрами без вакуолей

    Отвечает за  рост растений

    основные

    Основная ткань, находящаяся в листьях содержит хлорофилл

    Запасающая, фотосинтезирующая

    покровная

    Клетки плотно соприкасаются друг с другом, имеют плотные оболочки

    защита

    проводящая

    Клетки напоминают сосуды и трубы

     Осуществляет перемещение питательных веществ по растению

    механическая

    Мертвые клетки с уплощенными и одревесневевшими оболочками

    опора

 

6) Выполните задание 1 лабораторной работы 2 «Знакомство с клетками растений»

 а) Зарисуйте клетки кожицы лука, которые вы увидели под микроскопом. Укажите увеличение, при котором вы рассматривали микропрепарат.

 

  • Ответ:

     

 

б) Укажите, в чем отличие внешнего вида клеток кожицы лука малом увеличении микроскопа от их внешнего вида при большом увеличении.

 

 

в) Укажите тип растительной ткани, к которой принадлежит кожица лука. Обоснуйте свой ответ.

 

 

с) Объясните, зачем нужны предметные и покровные стёкла.

 

  • Ответ: На предметное стекло кладут препарат, покровным стеклом его фиксируют, чтобы избежать смещение препарата.

tetrab.ru

Урок биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки. Ткани»

Урок биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки»

Тема урока: Строение клетки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

Задачи:

- образовательные: знать о строении клетки, а так же о роли органоидов клетки.

- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать строение клетки;

- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения работать с учебником.

Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

    Коммуникативные УУД

    Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

    Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

    Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

      Регулятивные УУД

      Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

      Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

      Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

      Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

      Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

      Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

        Личностные УУД

        Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

        Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

        Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

        Оценивать собственный вклад в работу группы.

          Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

          Методы: частично-поисковый.

          Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК, лук - репка, микролаборатория.

          Основные термины и понятия: Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли.

          Урок биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки

          Тема урока: Строение клетки.Ткани.

          Тип урока: Урок открытия новых знаний.

          Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

          Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

          Ход урока

          Организационный момент.

            Добрый день, ребята! На прошлом уроке вы изучили тему «Увеличительные приборы». Сейчас мы проверим домашнее задание.

            Проверка домашнего задания по вопросам учебника п.4 стр.18-19

              Кто первым применил микроскоп? (Роберт Гук)

              Мотивация

                Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете её сами.

                Итак, внимание!

                Слайд № 1

                Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?

                Загляните на часок В нашу клетку-теремок, В цитоплазме там и тут Органоиды живут. Там такое происходит - Цитоплазма кругом ходит, Помогает то движенье В клетке чудным превращеньям. Их не видел Левенгук, Удивился б Роберт Гук. 

                 

                Из чего состоят все живые организмы из … (клеток). Правильно. Слайд №

                Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

                И так тема нашего урока «Строение клетки. Ткани» (слайд№ 3)

                Открываем рабочие тетради и записываем число. 03.10.16г.

                II. Актуализация пройденного материала.

                Мы свами знаем, что мир живых организмов состоит из клеток. Обратите свое внимание на рисунок №15 в учебнике. Клетки растений, животных и грибов отличаются друг от друга по форме, размеру.

                СЛАЙД №4 Основные части клетки – это ядро, цитоплазма и клеточная мембрана. На слайде можно увидеть чем растительная клетка отличается от животной. Ребята чем же растительная клетка отличается от животной. Правильно в растительной клетке есть вакуоль и хлоропласты, которые придают растению зеленый цвет.

                 

                И так ребята выполните, а сейчас в рабочих тетрадях выполним задание №1 (СЛАЙД №3)

                Актуализация нового материала.

                  И так мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается растительная клетка от животной. Давайте выполним задание в рабочих тетрадях под №3. (слайд №5)

                  Клетка

                  Сходство

                  Различия

                  Животная

                  1. Ядро

                    Цитоплазма

                    Клеточная мембрана

                      1. Нет вакуоли

                        Нет хлоропластов.

                      Растительная

                        1. Вакуоль

                          Хлоропласты

                         

                        2. А теперь мы постараемся выполнить тестовые задания с выбором одного правильного ответа

                        Выбери правильный ответ

                        1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:

                        а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома

                        2. Клеточная стенка имеется у клетки:

                        а) растительной; б) бактериальной; в) животной

                        3. Органоид, который содержит клеточный сок:

                        а) вакуоль; б) хлоропласт; в) ядро;

                        Теперь посмотрим допустили ли вы ошибки в своих ответах. Слайд №6

                        Ребята, мы с вами подробно изучили строение растительной клетки.

                        А как вы думаете, все ли клетки растений похожи друг на друга?

                        Слайд №7

                        У многоклеточных организмов клетки неодинаковы. Одни выполняют функцию защиты тела, другие функцию питания, третьи обмен веществами.

                        И так. Ткань – это группа клеток, одинаковых по происхождению, по строению и по выполняемым функциям. (СЛАЙД №8). В зависимости от происхождения, строения и функций, у растения выделяют несколько видов тканей: покровная, механическая, образовательная, проводящая, основная.

                        СЛАЙД №9. У животных различают четыре типа тканей:

                        Эпиталеальная

                        Соединительная

                        Мышечная

                        Нервная

                          Ребята откройте в рабочих тетрадях задание №4 Слайд №10

                          Ткани животных

                          ТКАНЬ

                          Особенности строения

                          Значение

                          1. Эпиталеальная

                          Нет межклеточного вещества

                          Защищает внутренние органы

                          2. Соединительная

                          Много межклеточного вещества

                          Из нее состоят кости, хрящи, кровь

                          3. Мышечная

                          Мышцы тела

                          Работа органов.

                          4. Нервная

                          Нервные клетки

                          Защитная функция.

                          V. Рефлексия.

                          Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

                          А теперь ребята ответьте мне на вопросы: Слайд №11

                          До урока:

                          Не знал…

                          Не понимал…

                          Не мог представить…

                          Не мог выполнить…

                           

                          Сейчас:

                          Выяснил что

                          Познакомился…

                          Запомнил…

                          -Все ли вам было понятно в течение урока?

                          -Какая часть урока показалась самой интересной?

                          -Какая часть урока вызвала затруднение?

                           -Какое у вас настроение в конце урока? У вас у каждого на парте лежат смайлики. Возьмите смайлик который соответствует вашему настроению и прицепите его на дерево впечатлений.

                          Подведение итогов урока:

                          Выставление оценок

                             

                            Стихотворение «Клетки»

                            Клетка - жизни всей основа!

                            Повторять мы будем снова!

                            Только есть одна беда:

                            Не удастся никогда

                            Нам увидеть клетку глазом.

                            А хотелось бы всё сразу

                            Рассмотреть и разобрать,

                            Клетку перерисовать!

                            Ведь из клетки состоят:

                            Морж, медведь, петух и кит.

                            Дуб, сосна, собака, кошка,

                            Да и гриб на тонкой ножке!

                            Многоклеточные мы:

                            И поэтому должны

                            Клетки мышц мы упражнять,

                            Клетки мозга развивать.

                            Обеспечат эти клетки

                            Нам хорошие отметки!

                            VI. Домашнее задание.

                            Всем:

                            Параграф §5, вопросы на странице 24. Выполнить задания в рабочей тетради под номерами: №2,5

                            Творческий уровень:

                            вылепить на картоне из пластилина клетку с ее частями.Презентация к уроку "Клетка. Ткани"PPTX / 1016.56 Кб

                            xn--j1ahfl.xn--p1ai

                            Урок биологии по теме "Строение клетки". 5-й класс

                            Разделы: Биология

                            Цели урока:

                            1. Обучающая:
                            изучить строение клетки.
                          1. Развивающая:
                          2. продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
                          3. Воспитывающая:
                          4. продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.

                            Задачи:– показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких образований; – дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся. – учить анализу, созданию образов и понятий.

                            Оборудование: таблицы: “Строение растительной клетки”, “Строение животной клетки”, лупа, яблоко, груша, свежий гриб, помидор, скотч, презентация.

                            Ход работы

                            Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность и ваши способности. И у нас с вами все получится.

                            – Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома.) – Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений.) – Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв – буквы, это основа слогов.) – А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток.) Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка.

                            С помощью, каких приборов можно изучать клетки?

                            На столах у вас в чашках Петри лежат объекты изучения – кусочки яблока, томата (каждая группа имеет свой объект изучения) и лупы, самые простые увеличительные приборы.

                            Во сколько раз увеличивает лупа?

                            Лупа увеличивает предмет в 2–25 раз. Рассмотрите мякоть объектов изучения невооруженным глазом, а затем в лупу.

                            Назовите основные части микроскопа?

                            Сегодня мы будем говорить о клетках. Презентация. (Слайд 1)

                            Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток.

                            Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме. (Слайд 2–5)

                            Ребята! Вспомните все, что я сказала, подумайте и скажите, как же мы назовем тему сегодняшнего урока? (Ответы.) (Слайд 6)

                            Выберем название, которое звучит более научно. Запишем тему урока.

                            Как вы думаете: какова цель сегодняшнего урока? (Ответы.)

                            Цель нашего урока следующая: знать строение клетки. (Слайд 7)

                            Прежде чем перейдем к изучению новой темы запишем Д\З: вылепить из пластилина объемную модель строения клетки.

                            Изучение новой темы.

                            Ребята! Урок поможет вам справиться с выполнением д/з. А для этого вам нужно быть внимательными и активными.

                            Что вам необходимо узнать для того, чтобы д/з можно было выполнить? (Узнать строение клетки.)

                            Ребята! Живые существа, населяющие нашу планету, очень разнообразны, но все они имеют клеточное строение. Тело растения, животного, человека построено из клеток, словно дом из кирпичей.

                            Клетка – наименьшая единица живого. Это основная единица строения и развития всех живых организмов. (Запись в тетрадь.) (Слайд 8)

                            Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая одевает клетку; цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме.

                            Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: митохондрии, лизосомы, пластиды и др. Подробно об этом вы будите говорить в старших классах. (Слайд 9)

                            Какие органы живых организмов вы знаете? Каково их значение?

                            Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функцию. Сейчас мы с вами определим функции главных частей клетки.

                            Ребята! Вы сейчас будете работать самостоятельно с помощью учебника (стр. 35–36).

                            1-я группа – Какие функции выполняет оболочка в клетке,

                            2-я группа – Какие функции выполняет цитоплазма,

                            3-я группа – Какие функции выполняет ядро,

                            4-я группа – Функции вакуоли.

                            Клетки растений отличаются от клеток животных именно наличием пластид. Все растительные клетки имеют пластиды. Зеленые растения – хлорофилл. Но подробно об этом вы будите говорить через урок.

                            Все клетки – живые. Они дышат, питаются, растут и делятся. Из одной клетки получается две. Затем, из каждой новой, когда она вырастет, – еще две. Благодаря этому растет весь организм. Подробно об этих особенностях клетки мы будем говорить через 2 урока.

                            Подготовка к лабораторной работе.

                            – Сегодня на уроке мы рассмотрим под микроскопом препарат кожицы лука, который мы приготовим сами. В начале прослушаем стихотворение – инструкцию:

                            С лука сняли кожицу – Тонкую, бесцветную, Положили кожицу На стекло предметное. Микроскоп поставили, Препарат – на столик, Объектив направили, Глядь, а лук – из долек! Дольки – это клетки С ядрами внутри, Вакуоли крупные В клетке рассмотри. Снаружи – оболочка, Под нею – цитоплазма. Зеленые пластиды Искать будешь напрасно.

                            Лабораторная работа “Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом”.

                            Выполнить упр. 24, 25 в рабочей тетради.

                            Сейчас мы с вами проведем небольшое исследование. Проверьте сами себя – поняли ли вы тот материал, о котором говорили сегодня на уроке. (Слайд 10)

                            Какие утверждения верны?

                            Поставьте знак “+” или “-”.

                            Клетка – основная единица строения всех живых организмов.

                            Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.

                            Пластиды – есть только у растительных клеток.

                            Лупа – самый сильный увеличительный прибор.

                            Живые клетки только питаются.

                            Клетки одинаковы по форме и размерам.

                            Организм человека состоит из клеток.

                            Оцените, пожалуйста, сами свои работы по ключу. (Слайд 11)

                            Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.

                            А сейчас, после того, как мы разобрали клеточное строение организмов, кто из вас не сможет выполнить д/з?

                            Рефлексивный этап. (Светофор.)

                            Красный – урок прошел хорошо, мне все понятно; Желтый – некоторые задания вызвали затруднения; Зеленый – Задания были трудными, многое не понял.

                            Урок подходит к концу. Давайте ответим на вопрос, который поможет нам определить, достигли ли мы цели урока. (Слайд 12)

                            Итак, вопрос: каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился на уроке.

                            Ребята! У нас было изучение новой темы. Я очень довольна вашей работой на уроке. А оценки вам поставлю после проверки ваших тетрадей. Урок окончен, до свидания.

                            Поделиться страницей:

                            xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

                            Урок по биологии 5 класс .Тема "Растительная клетка" (технологическая карта)

                            ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВИДЕОУРОКА. Учитель биологии: Коробкова Вера Николаевна ,Гимназия №69.

                            Класс: 5 класс

                            Место урока в программе: в системе уроков раздела «Клеточное строение организмов» - восьмой урок. (Программа В.В. Пасечник Биология .Бактерии. Грибы . Растения . Издательство «Дрофа»)

                            Оборудование урока: презентация к уроку «Строение клетки», демонстрационный материал «Клетка лука», раздаточный материал: рисунок в разрезе «Строение растительной клетки», микроскопы :цифровые, световые, лист мониторинга, карточка задание, цветные карточки для рефлексии, интер активная доска с выходом в интернет, интерактивный рисунок.

                            Форма урока: комбинированный урок. Метод : Эвристический.

                            Ведущая дидактическая цель: первичное изучения нового материала и первичного закрепления.

                            Цели:

                            Предметные результаты:

                            • формировать умение выделять существенные признаки строения клеток ядерных организмов;

                            • формировать умение определять основные части клетки;

                            • формировать умение понимать смысл биологических терминов: цитология, ядро, цитоплазма, пластиды, оболочка.

                            Метапредметные и личностные результаты:

                            Познавательные УУД

                            Сформировать установление причинно – следственных связей;

                            обобщение, выводы.

                            1. умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

                            2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

                            3. Сформировать умение, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

                            Коммуникативные УУД

                            1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, при работе с микроскопом индивидуально.

                            Регулятивные УУД

                            1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

                            2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

                            3. Сформировать умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

                            Этапы урока

                            Содержание учебного материала

                            Время

                            Функции и виды деятельности преподавателя

                            Формы и виды деятельности учащихся

                            Планируемые результаты УУД

                            Оценка результатов деятельности ученика

                            Предварительная

                            Подготовка.

                            За неделю до урока.

                            Объявление темы урока, объяснение правил его проведения; карточек-заданий , подготовка презентации по теме: «Строение растительной клетки»,

                            Повторяют пройденный материал по теме: «Увеличительные приборы» (учебник «Биология» В.В. Пасечник.)

                            Учащиеся помогают в подготовке доп. материала ,лаборанты проводят консультацию по работе с цифровыми микроскопами.

                            Коммуникативные УУД

                            самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре

                            Перед началом урока

                            Подготавливает класс и всё необходимое для проведения урока. Раздаёт каждому учащемуся схемы, карточки-задания, листки самоконтроля. (Слайд №1)

                            Учащиеся помогают в подготовке учебного помещения и раздаче материалов.

                            1.

                            Организа-

                            ционный момент

                            2 мин

                            Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.

                            Проводит здоровье сберегающий элемент.

                            Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. Пожелали друг дугу удачи.

                            Личностные:

                            Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, беречь здоровье.

                            Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

                            Устная оценка учителя

                            2.

                            Проверка домашнего задания

                            Задает вопросы учащимся:

                            Что за приборы стоят у Вас на столах?

                            Давайте вспомним все о них.

                            Поясняет работу с карточкой и листом самооценки.

                            10 мин

                            1.Устный опрос.

                            2.Разясняет правила работы с листом самооценки, помогает учащимся в решении возникших вопросов.

                            (Слайд № 2,3.)

                            1.Самостоятельная работа с последующей самооценкой по алгоритму и комментированием оценки

                            Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, правдивости в оценки собственных знаний

                            Регулятивные УУД:

                            Умение организовать выполнение заданий учителя, работать по алгоритму самооценки.

                            Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя ,оценивать свое эмоциональное настроение после лаботы.

                            Выслушивает устное комментирование собственных результатов в сравнении с самооценкой учащихся, совпадение предварительной оценки и самооценки получают 5 , не совпадение ,получают рекомендации: поработать над темой Оценки выставляются в электронный журнал и в дневник.

                            После урока учитель проверяет результаты карточки.

                            3.

                            3. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока

                            Задает вопросы учащимся:

                            Как вы думаете ,почему сегодня вновь на столах микроскопы?

                            Ваши предположения: чем мы будем заниматься ?

                            3

                            Ставит вопрос ,выслушивает варианты ответа, помогает сформулировать тему и цель.

                            Учитель направляет деятельность по предложенному маршруту

                            (Слайд №5.)

                            Предлагают варианты формулировки темы, цели, предлагают пути ее решения.

                            Записывают тему в тетрадь .

                            Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке,

                            Регулятивные УУД:

                            Умение организовать выполнение заданий учителя.

                            Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

                            Познавательные УУД : развитие общеучебных компетенции в

                            постановке познавательных целей.

                            Устная оценка учителя.

                            4

                            Изучение нового материала.

                            Дополнительная информация по теме учащимся, мотивация к восприятию новых знаний.

                            1.Расширение знаний. Сообщения учащихся об учёных, открывших клетку, сопровождаемые показом фотографий на слайде.

                            Ознакомление с термином «цитология».

                            Прав ли ученый ,как вы думаете ,ребята?

                            Давайте отправимся в небольшое путешествие ,посмотрев фильм.

                            2

                            2/4 мин

                            Демонстрирует слайд с портретом учёных и термином «цитология» на экране. Демонстрирует срез пробкового дерева.

                            Ставит вопрос .Выслушивает ответы. Предлагает путь поиска ответа в просмотре фильма.

                            (Просмотр фильма:«Строение растительной клетки»)

                            Слушают рассказ смотрят слайд, фильм, записывают новые термины факты с помощью рисунка,

                            слов, схем .Кому как нравится.

                            Личностные УУД: развивать внимание, сосредоточенность, ассоциативное мышление, через рисунок во время просмотра фильма.

                            Регулятивные УУД:

                            Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

                            Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слухи и зрительно отвечать на вопросы учителя.

                            Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

                            Устный комментарий, совет.

                            Выводы и обсуждение после просмотра фильма

                            Вернемся к вопросу : Прав ли был ученный?

                            Какие органоиды клетки вам известны?

                            Работа с интерактивным рисунком.

                            Подумайте ,как мы можем с вами подтвердить эти теоретические знания?

                            2 мин

                            Слушает ответы, помогает определиться с новыми терминами.

                            Напоминает им записать их в тетрадь.

                            (Слайд №7)

                            Отвечают по своим записям и рисункам.

                            Записывают новые термины в тетрадь.

                            Слушает ,корректирует,

                            направляет ,исправляет, дополняет.

                            5

                            Физ. минутка

                            Внимание ,отложим все дела на минуточку и займемся свои здоровьем.

                            Проведение упражнений на профилактику зрения и шейного остеохондроза.

                            2 мин

                            Учитель выполняет упражнение, продолжает поддерживать рабочий темп урока.

                            (Слайд №8)

                            Ученики

                            выполняет упражнение

                            Личностные УУД:

                            забота о здоровье.

                            Похвала учеников учителем.

                            Проведение лаборат. работы: «Строение кожицы лука»

                            Кто помнит ,что мы хотели узнать и как?

                            Для работы с микроскопами ,что мы должны знать и помнить?

                            Внимание !

                            Посмотрите ,что вы должны увидеть .Сравните то что вы видите на экране и в микроскопе.

                            Ответ поясните.

                            5. мин

                            Слушает ответы на вопросы.

                            Корректирует неточности в порядке правил работы с микроскопом. Следит за порядком во время проведения работы. Помогает.

                            (Слайд №9-12. )

                            Предлагают путь исследования, вспоминают правила работы с микроскопом, уточняют ,как работать с цифровым микроскопом.

                            Личностные УУД: формируют навыки самопознания, при работе с цифровыми микроскопами формировать навыки использования ИКТ.

                            Познавательные УУД :устанавливать причинно следственные связей;

                            Обобщать, делать выводы.

                            Одобряет ,направляет, поощряет, устно оценивает.

                            6.

                            Закрепление нового материала

                            1. Работа в парах .

                            «Игра собери картинку».

                            3мин

                            Выдаёт детям схемы. Проводит инструкцию: собрать , узнать ,что изображено на рисунке, рассказать соседу.

                            Собирают, рассказывают. Отвечают дополняя друг друга.

                            2.Работа с интерактивным рисунком.

                            Перечисли, какие органоиды можно встретить в клетки?

                            Какие функции они выполняют.

                            2мин

                            Смотрит на экран, контролирует и помогает отвечать.

                            Показывает ,рисует ,отвечает.

                            3.Рисунок на доске.

                            Зарисовать и рассказать: какие органоиды есть у клетки.

                            Проговариваем хором все органоиды клетки.

                            2 мин.

                            Направляет, ведет к цели.

                            Работают индивидуально, всем классом.

                            7

                            8.

                            9.

                            Итог урока.

                            Домашнее задание.

                            Рефлексия.

                            Подведение итогов.

                            5мин.

                            Организует беседу с классом по вопросам:

                            Достигли ли вы цели урока?

                            Что было главным на уроке?

                            Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

                            Что нового вы узнали?

                            Что было интересным?

                            Чему научились?

                            Отвечают на вопросы. Подводят итог.

                            Выставление оценок.

                            2 мин

                            Задает вопрос : оцените деятельность своих товарищей на уроке и поставьте им обоснованно оценку.

                            Слушает ответ, корректирует при необходимости.

                            Выставляет оценки в электронный журнал.

                            Выставляет оценку.

                            Обосновывает ее.

                            §7, вопросы с.32

                            Творческое задание: используя любой удобный материал, изготовить модели клетки (аппликация, изделия из пластилина, вышивка и т.д.)

                            2 мин

                            Выдает задание в электронном журнале.

                            Записывает в дневник

                            Ребята, вот и закончилась наша с вами встреча.

                            Как она ,прошла перед вами лежат кружочки:

                            Красный хорошо ,все понял, синий- ни чего не понял, зеленый – так себе. Поднимите кружочек, соответствующий вашему настроению.

                            1 мин

                            Объясняет.

                            (Слайд №16,17.)

                            Слушают ,оценивают.

                            infourok.ru

                            Урок биологии 5 класс "Строение клеток растений, животных, грибов. Вирусы"

                            Тема урока: «Строение клеток растений, животных, грибов. Вирусы».

                            Цель: Формирование знаний об особенностях организации растительной, животной, грибной клеток. Формирование знаний о неклеточных формах жизни.

                            Познавательные умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме ,смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.

                            ЛичностныеУУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

                            Регулятивные УУД: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации конфликта и к преодолению препятствий.

                            -умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

                            - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

                            Обучающая: изучить строение клетки.

                            Развивающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах. развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.

                            Воспитывающая: воспитание интереса к познанию живой природы

                            Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

                            Оснащение урока: маршрутные листы, тетради-тренажеры.

                            Этап

                            Учитель

                            Ученик

                            1 этап – тест

                            2 этап – строение клеток

                            - Вспомним, о чем говорили на прошлых уроках.

                            Отгадайте загадку.

                            Материи мельчайшая частица –

                            Меня не видит глаз - так я мала,

                            Но из меня ведь состоят тела

                            Растений, человека, зверя, птицы.

                            - Что мы знаем о клетке?

                            - О каких организмах мы говорили на прошлом уроке?

                            Ответьте на вопрос.

                            В чем особенность клеток бактерий?

                            Как мы называем безъядерные организмы?

                            С прокариотами мы знакомы. А какие еще бывают организмы?

                            Организмы каких царств относят к эукариотам?

                            Тема нашего урока «Строение клеток растений, животных, грибов».

                            Клетка

                            1) Из клеток состоят живые организмы

                            2) Все клетки имеют сходное строение и химический состав

                            3)Клетка дышит, питается, растет

                            4) Каждая клетка – от клетки

                            О бактериях.

                            У них нет ядра.

                            Прокариоты.

                            Эукариоты.

                            Растения, животные, грибы.

                            3 этап – общие черты строения эукариотических клеток

                            Видео

                            4 этап – Роль ядра. Хромосомы.

                            - Посмотрите на картинку. Клетки прокариот или эукариот представлены на схеме?

                            - Как вы это определили?

                            - Какие общие части есть в любой эукариотической клетке?

                            - Какую роль выполняет мембрана?

                            - А что такое цитоплазма? Какую роль выполняет в клетке?

                            - Важную роль в клетке выполняет ядро. Какую?

                            - В ядре есть хромосомы – специальные тельца, которые и хранят наследственную информацию. Их можно увидеть в микроскоп только во время деления клетки. Каждый вид живых организмов имеет свой собственный набор хромосом.

                            Корова – 120

                            Горилла – 48

                            Человек – 46

                            Крыжовник – 12

                            Эукариоты

                            Есть ядро

                            Мембрана, цитоплазма, ядро

                            Защищает внутреннее содержимое клетки, связывает клетки между собой и с окружающей средой. Через мембрану клетка получает питание и кислород.

                            Полужидкое бесцветное вещество, постоянно находится в движении. Она заполняет пространство между мембраной и ядром, в ней находятся органоиды.

                            Ядро содержит наследственную информацию.

                            5 этап

                            - Несмотря на общие черты, клетки организмов разных царств отличаются между собой.

                            И сейчас мы с вами будем исследовать клетки.

                            1 ряд будет исследовать растительную клетку. Как называется наука о растениях? Значит, вы будете ботаниками.

                            2 ряд будет исследовать животную клетку. Как называется наука, изучающая животных? Вы будете зоологами.

                            3 ряд будет исследовать грибную клетку. Как называется наука, изучающая грибы? Вы будете микологами.

                            У вас на парте листы.

                            Используя материал в планшете, подпишите основные части клетки, заполните таблицу и подготовьте рассказ об особенностях вашей клетки по плану:

                            1. Оболочка.

                            2. Пластиды.

                            3. Вакуоли.

                            4. Запасное вещество.

                            Ботаника

                            Зоология

                            Микология

                            Физкультминутка

                            Ослик ходит, выбирает,Что сначала съесть не знает.Наверху созрела слива,А внизу растет крапива,Слева – свекла, справа – брюква,Слева – тыква, справа – клюква,Снизу – свежая трава,Сверху – сочная ботва.Выбрать ничего не смогИ без сил на землю слег.

                            Дополнение. В вакуолях находится клеточный сок, содержащий питательные вещества и человек использует эти вещества. Например, в сахарной свекле и сахарном тростнике содержится много сахарозы. Это сахар, который мы используем в пищу.

                            Рассказ о растительной клетке.

                            Рассказ о животной клетке

                            Рассказ о грибной клетке

                            6 этап – пластиды в растительных клетках - видео

                            В тетради стр.48,задание 4.

                            - Что такое хлоропласты?

                            - Какую роль выполняют они в клетке?

                            - Пластиды могут быть бесцветными. Они называются лейкопласты, в них запасаются питательные вещества. Пластиды могут быть оранжевого или красного цвета. Их называют хромопласты. Они окрашивают плоды, лепестки цветков. Как вы думаете зачем?

                            В животной и грибной клетке нет хлоропластов.

                            Зеленые пластиды.

                            Участвуют в фотосинтезе.

                            Для привлечения птиц и животных.

                            7 этап - закрепление

                            Давайте еще раз вспомним особенности клеток растений, животных и грибов, заполняя таблицу на стр. 51, задание 3 и на доске.

                            8 этап - вирусы

                            - Существует большая группа живых существ, не имеющих клеточного строения. Эти существа носят названия вирусов (лат "вирус" - яд) и представляют неклеточные формы жизни. Вирусы нельзя отнести ни к животным, ни к растениям. Они исключительно малы, поэтому могут быть изучены только с помощью электронного микроскопа. Вирусы способны жить и развиваться только в клетках других организмов. Вне клеток живых организмов вирусы жить не могут, и многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. Поселяясь внутри клеток животных и растений, вирусы вызывают много опасных заболеваний. Как мы называем такие организмы?

                            Перед вами вирус гриппа. Грипп – инфекционное заболевание дыхательных путей. В настоящее время известно более 2000 вариантов вируса гриппа.

                            Этот вирус носит название бактериофаг, так как он паразитирует в клетках бактерий.

                            Это вирус герпеса. Вирус герпеса может поражать кожу, глаза. Характеризуется высыпанием пузырьков на коже и слизистых оболочках.

                            Этот организм носит название вирус табачной мозаики. Вирус табачной мозаики стал первым открытым вирусом. Его обнаружил Дмитрий Ивановский в 1892 году. Он поражает клетки растений. Название получил от растения табак, в клетках которого он паразитирует. Листья покрываются пятнами, рисунок которых напоминает мозаику.

                            Паразиты

                            Рефлексия

                            Итак, На уроке мы изучали строение различных организмов.

                            Как называются организмы, не имеющие клеточного строения?

                            Организмы каких царств состоят из клеток?

                            Чем отличаются клетки бактерий от клеток других организмов?

                            Вирусы

                            Животные, растения, грибы, бактерии

                            У них нет ядра

                            Итак, давайте обобщим наши знания в форме синквейна.

                            Тема синквейна – клетка.

                            multiurok.ru


                            Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта