Музыка для растений. Влияние музыки на растения: научные открытия и практическая польза

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Воздействие музыки на растения и другие живые организмы. Музыка для растений


Влияние музыки на растения: научные открытия и практическая польза

влияние музыки на растенияВлияние музыки на растения было отмечено ещё в древности. Так, в индийских сказаниях упоминается, что, когда бог Кришна играл на арфе, розы раскрывались прямо на глазах изумлённых слушателей.

Во многих странах верили в то, что песенное или музыкальное сопровождение улучшает самочувствие и рост растений и способствует наиболее обильному урожаю. Но только в 20-ом веке доказательства влияния музыки на растения были получены в результате опытов, проведённых в строго контролируемых условиях независимыми исследователями из разных стран.

Исследования в Швеции

70-ые годы: учеными из Шведского музыко-терапевтического общества установлено, что плазма клеток растительных организмов под воздействием музыки движется намного быстрее.

Исследования в США

70-ые годы: Дороти Ретеллек проведена целая серия экспериментов относительно влияния музыки на растения, в результате которых выявлены закономерности, связанные с дозами звукового воздействия на растения, а также с конкретными видами воздействующей музыки.

Продолжительность прослушивания музыки имеет значение!

Три подопытных группы растений содержались в одинаковых условиях, при этом первая группа не «озвучивалась» музыкой, вторая слушала музыку в течение 3 часов ежедневно, третья – в течение 8 часов ежедневно. В итоге растения из второй группы выросли значительно больше, чем растения первой, контрольной группы, а вот те растения, которые были вынуждены прослушивать музыку по восемь часов в сутки, погибли в течение двух недель с начала эксперимента.

Фактически Дороти Ретеллек получила результат, аналогичный полученному ранее в ходе экспериментов для определения влияния «фонового» шума на фабричных рабочих, когда было установлено: если музыка играет постоянно, рабочие устают больше и работают менее продуктивно, чем, если бы музыки не было вовсе;

Стиль музыки имеет значение!

Прослушивание классической музыки приводит к увеличению урожайности, в то время как тяжёлый рок вызывает гибель растений. Спустя две недели после начала эксперимента растения, «слушавшие» классику, стали однородными по размеру, пышными, зелёными и активно цвели. Растения же, которым достался хард-рок, выросли чрезвычайно высокими и тонкими, не цвели, а вскоре и вовсе погибли. Удивительно, но растения, которые слушали классику, тянулись в сторону источника звука так же, как обычно тянутся к источнику света;

Инструменты, которые звучат, имеют значение!

Ещё один эксперимент заключался в том, что растениям включалась близкая по звучанию музыка, которую условно можно отнести к классической: для первой группы – органную музыку авторства Баха, для второй – северную индийскую классическую музыку в исполнении ситара (струнный инструмент) и табла (ударный). В обоих случаях растения наклонялись к источнику звука, но в динамику с северно-индийской классической музыкой наклон был гораздо более выраженным.

Исследования в Голландии

В Голландии получено подтверждение выводов Дороти Ретеллек относительно негативного влияния рок-музыки. Три расположенных рядом поля были засеяны семенами одного происхождения, а затем «озвучивались» соответственно классической, фольклорной и рок-музыкой. Через некоторое время на третьем поле растения либо поникли, либо пропали вовсе.

Таким образом, влияние музыки на растения, интуитивно подозреваемое ранее, в настоящее время научно доказано. На основе научных данных и на волне интереса в продаже появились различные устройства, в большей или меньшей степени научные и призванные увеличить урожай и улучшить состояние растений.

Например, во Франции пользуются популярностью «суперурожайные» CD-диски с записями специально отобранных произведений классической музыки. В Америке включаются тематические аудиозаписи для целенаправленного воздействия на растения (увеличения размеров, повышения количества завязей и так далее), в Китае в теплицах давно устанавливают «звукочастотные генераторы», которые передают разные звуковые волны, способствующие активизации процессов фотосинтеза и стимулирующие рост растений с учётом «вкуса» конкретного сорта  растения.

music-education.ru

Музыка… для растений

растения и музыка

Кавалеристы и собаководы утверждают, что животные не равнодушны к музыке. Известны случаи повышения удоев после радиофикации коровников. А как относятся к музыке растения? Этот странный, на первый взгляд, вопрос заинтересовал группу индийских исследователей под руководством докторов Сингха и Панниаха.

Они начали с опытов над водяным растением «гидрилла вертициллята», родственницей элодеи или же «водяной чумы», заполняющей часто и наши пруды. Тонкие листья гидриллы почти прозрачны. Поместив лист под микроскоп, можно легко наблюдать процессы, происходящие внутри клеток.

В своем докладе на Всеиндийском научном конгрессе ученые рассказали, что ежедневно по утрам они устраивали для подопытного растения 25-минутный концерт. И что же? Под влиянием музыки жизнедеятельность клеток быстро возрастала и движения протоплазмы убыстрялись. Через несколько минут после того, как музыка замолкала, восстанавливался прежний ритм.

Воодушевленные успехом, Сингх и Панниах поставили новую серию опытов над более сложными растениями, в том числе мимозой стыдливой. Прежде всего, нужно было решить, какая музыка окажет наибольшее влияние на капризное растение. После длительных опытов и обсуждений, исследователи остановились на древней индийской песне «Майя мальвагавла para». Ежедневно по утрам в течение 25 минут этот гимн утренней заре исполнялся для подопытной группы мимоз. Другие, точно такие же, содержались в совершенно идентичных условиях, но были лишены утренних серенад.

Результаты этого удивительного опыта были представлены на рассмотрение последнего Международного ботанического конгресса и вызвали всеобщее изумление. И было чему удивляться: высота мимоз — «слушательниц» была на 50 процентов больше, чем «скучавших» в тишине. Мало того, кусты были пышнее и более густо покрыты листьями и шипами. Такое же действие оказала и игра на скрипке на некоторые другие растения, среди которых известные в Европе бальзамины и ноготки.

растения и музыка

«Мы принимаем как должное подсолнечник, вымахавший на 4 метра, картофель с необычайно большим числом клубней, к тому же особенно крупных, необычайные урожаи пшеницы, кукурузы, риса, семена которых были облучены ультразвуками. Почему же удивляться. — говорят индийские ученые, — такому же действию слышимых звуков?»

…Может быть через несколько лет, когда будет точнее изучен механизм воздействия звуков на растения, шесты с репродукторами станут неотъемлемой частью сельского пейзажа. Медленно будут проноситься над полями вертолеты с репродукторами, исполняя для пшеницы одни мелодии, для виноградников другие, для хлопчатника третьи. Не исключено, что одному и тому же растению на разных стадиях его развития потребуется разная музыка.

Судя по индийскому опыту, растения, очевидно, тоже предпочитают музыку гармоничную. И главное – никакой примитивной попсы! Только качественная музыка, интересно может среди растений найдутся и любители рока, метала или еще какого-нибудь джаз-фанка…

P. S. О чем еще думают британские ученные: а что если провести украшение залов цветами, выращенными исключительно на хорошей добротной музыке? И в зале этом тоже придется играть только качественную музыку: классику или джаз, который особенно любят некоторые цветы меломаны.

www.poznavayka.org

Влияние музыки на рост растений

растения слушают музыку

О том, что растения «слушают» музыку известно с далеких времен. В различных религиях можно найти много поверий о том, как землепашцы использовали влияние музыки на растения для улучшения всхожести семян, получения щедрого урожая. Еще в древних трактатах Индии упоминалось, что музицирование бога Кришны приводило в восторг наряду с людьми траву, деревья, цветы.

Неслучайно, что и первооткрывателем в науке этого удивительного явления стал индийский профессор ботаники Т. Ц. Сингх. В средине ХХ века им были проведены эксперименты, подтвердившие влияние музыки на рост растений в результате усиления под ее воздействием фотосинтеза, ускорения обмена. Благодаря преобладанию процессов синтеза над распадом флора ускоряет свой рост в 2 раза.

Последователем Т. Ц. Сингха стал агроном-ботаник Джордж Е. Смит, который проводил эксперименты на кукурузе и сое с использование музыки Джорджа Гершвина. Полученные результаты также показали, что музыка для растений – мощный стимул роста и развития. А в 70-х гг. прошлого века Книга рекордов Гиннеса пополнилась именем Дана Карлсона – фермера вырастившего самый большой в мире «страстоцвет пурпурный» (180 м против обычных 54 см). Одной из особенностей ухода за этим растением было ежедневное «прослушивание» им произведений А. Вивальди, И.С. Баха, музыки, напоминавшей щебетание птиц.

Сегодня всесторонне изучая влияние музыки на растения, разные аспекты этого явления, ученые приходят к любопытным выводам. Рост растений зависит, прежде всего, от звуковых частот. Так, при волнах частотой в 6 кг растения слушают музыку, развиваясь быстрее, при 7-9 кц − медленнее, а свыше 10 кц и вовсе погибают. Наиболее благотворна музыка для растений классическая (3-5 кц) и абсолютно пагубен – рок (8кц). Хотя следует отметить, что тропические растения могут быть признаны «фанатами» современного рэпа.

А недавно студенты одного из российских вузов провели эксперимент относительно современных мелодий и каково влияние музыки на рост растений комнатных. Для этого были использованы бардовские песни Юрия Визбора, композиции в исполнении Николая Баскова, хиты 90-х гг. ХХ века, музыка из советских фильмов. Оказалось, что с превеликим «удовольствием» растения слушают музыку кинематографа и мелодии барда, к Баскову − относятся индифферентно, а песни 90-х − их просто угнетают.

Вот таковы музыкальные приоритеты живой природы…

www.kladovayalesa.ru

Как музыка влияет на растения? | Полезные советы

Как музыка влияет на растения?Все растения любят музыку. Хотя, может быть, они просто улавливают вибрацию в воздухе, из которой состоят музыкальные звуки.

Цветы чувствительны к различным мелодиям. Они любят гармоничную музыку, а вот рок заставляет их страдать. Это удивительное открытие было сделано еще в 70-х годах, когда исследовательница Дороти Реталлакс опубликовала книгу «Музыка и растения».Ученый наблюдала интересный факт: она включала для растений народную музыку, транслируемую по радиоприемнику. И что произошло? Цветы изменили направление своих стеблей и стали расти в сторону транзистора.Фатальный рок

Но рок-музыка оказалась для растений смертельной. После того как исследовательница стала включать им подобные композиция, листья цветов начали засыхать и опадать. Некоторые из них попутались даже «отвернуться» от радио. Но, к сожалению, большая часть из них погибла от громких звуков и барабанных ритмов рок-музыки.Симфония для виноградников

Итальянский виноградарь Джанкарло Чиньоцци транслировал по ночам на своих виноградниках музыку Моцарта, так как был убежден, что его растения от этого чувствуют себя лучше. Он утверждал также, что ему удалось получить урожай на две недели раньше, чем его соседи.

Его коллеги посмеялись, но, тем не менее, восприняли этот результат серьезно. Изучением этого факта занялся даже флорентийский университет.Чувствительная мелодия

Профессор этого учебного заведения Стефано Манкусо объяснил, как музыка влияет на растения: «Звуковые волны вызывают вибрации, которые улавливают наши зеленые друзья. Больше всего им нравятся волны на слабых частотах менее тысячи герц». Он также объясняет, что на поверхности клеток растений имеются специальные канальца, которые улавливают звуковые волны.Таинственный альбом для растений, выпущенный Стиви Вандером

В 1979 году Стиви Вандер выпустил двойной альбом: о растениях и для растений под названием «Journey through the secret Life of Plants» (Путешествие в тайную жизнь растений). Он основан на документальном фильме «Тайная жизнь растений», основанный на одноименной книге. Композиции альбома носят такие названия как «Путешествие в Индию», «Первый Сад», «Сотворение Мира» и т.д. Мятно-зеленая обложка альбома испускает запах цветов. Этот альбом можно купить и сейчас.Музыка, которую создают растения

Однако мы можем услышать и музыку, которую создают сами растения… Английский биолог Линда Лонг связала расположение молекул в генах растений с нотами музыки. На этой основе она сощдала несколько музыкальных номеров, которые были записаны на компакт-диск «Music of the Plants» (Музыка растений).Хит-парад лучшей музыки для растений

Побалуйте ваши растения их любимыми мелодиями. Надеюсь, вы также будете слушать их с удовольствием.Топ-5 самых релаксирующих композиций

Стиви Уандер «Send one your love»

Энья «Orinoco Flow»

Брайан Эно «Music for Airports»

Моцарт «Концерт для фортепиано»

Саймон & Гарфункель «El Condor pasa»

Топ-5 самых нежных поп-композиций

Шаде «Smooth Operator»

Крис Айзек «Wicked Game»

Марвин Гэй «Let’s get it on»

THE XX «Islands»

Джон Ледженд «Ordinary People»

jenskie-shtu4ki.ru

Музыка...для растений. Влияние музыки на растения.

МУЗЫКА... ДЛЯ РАСТЕНИЙ. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАСТЕНИЯ: НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА

Кавалеристы и собаководы утверждают, что животные не равнодушны к музыке. Известны случаи повышения удоев после радиофикации коровников.

[​IMG]

А как относятся к музыке растения? Для начала послушаем сказку о розовом кусте. Очень красивую сказку! А потом разберемся, насколько эта история сказочная.Ugolieok

Розовый куст. Сказка.

[​IMG]

Рос под окном одного обычного дома в небольшом посёлке розовый куст.Казалось ему, что нет высшего блаженства, чем ощущать прикосновение солнечных лучей и теплых капелек дождя.Однажды в этом доме появилась необычная, очень красивая девочка. Она приехала к бабушке в гости и привезла с собой инструмент, которого розовый куст никогда не видел. Это была скрипка.Как оказалось, этот инструмент издавал звуки. Да ещё какие звуки!.. Они проникали в каждую клеточку розового куста. Такого наслаждения он не испытывал никогда... Звук был настолько нежный и красивый, что с кустом происходило что-то необычное: он трепетал, ликовал... Он почувствовал необычное сокодвижение... и впервые ощутил почти человеческое чувство радости и восторга...Дело в том, что девчушка открывала окно с самого утра и... на куст лились приятные необычные звуки.Ничего подобного этот куст никогда не ощущал. Он вдруг почувствовал, что эти звуки дают ему дополнительную силу для роста. Бутонов завязалось значительно больше, чем было до этого.О!.. Как ему захотелось дотянуться до окна и увидеть эту волшебницу-девочку именно в тот момент, когда она извлекала из инструмента такие волнующие, чарующие, удивительно приятные звуки...Он стремительно рос... Верхние ветки его с особенной охотой тянулись к окну...

Настал день, когда первые бутоны в соцветии, дотянувшиеся до окна, раскрылись. Куст сам удивился тому изумительному аромату, который распространился вокруг...И именно в этот момент окно распахнулось. В окне показалось очень доброе, милое, красивое лицо девочки, одухотворённое игрой. Она сначала не увидела распустившегося букета цветков розы... Она не заметила, что куст так сильно вырос... Она была всё время поглощена музыкой...- Так вот ты какая! - восхищенно зашелестел листиками куст!..Вдруг девонька почувствовала необыкновенно нежный аромат распустившихся бутонов розы...Она перестала играть, отложила скрипку, наклонилась и так ласково, так мило улыбнулась цветку, заглядывающему в окно, что куст задрожал от нахлынувших чувств и издал вздох в виде чудесного, ещё более нежного аромата, а девчоночка бережно взяла двумя руками самим кустом созданный букетик, поднесла к губам и поцеловала.Нежность аромата, цвета и нежность самих лепестков вызвали в ней бурю восторга.Она бросилась к скрипке и... вдруг полились очень красивые звуки... Их ещё не слышал розовый куст... Никто в мире не слышал ещё этой музыки... Да и сама скрипачка удивлялась тем звукам, которые лились из-под её смычка, заполняя пространство вокруг неё, радуя слух и душу...Это было рождение её первого музыкального произведения...Солнце своей любящей родительской улыбкой озаряло одухотворённое лицо только что рождённого композитора и побуждало всё большее количество бутонов раскрываться на глазах девочки, как бы приветствуя её игру.Восторг переполнял детей Солнца: девочку и розовый куст!!!

[​IMG]

- Как красив этот куст! Его очарование созвучно с музыкой, звучащей в моём сердце!- с волнением отметила про себя юная скрипачка.- Прощай, дружочек! Я буду всегда вспоминать тебя, когда буду брать в руки скрипку! -сказала она вслух, - "Розовый куст", я так назову своё первое произведение.– Теперь я знаю, что мне будет сниться всю зиму, что будет согревать меня в сильные морозы, - подумал с особой нежностью и трепетом розовый куст.Подул ветерок, и ветки, качаясь, помахали девочке на прощание.- Я жду тебя летом снова!- запахом выраженная мысль куста с помощью лёгкого, едва заметного ветерка догнала девочку.- Я буду приезжать сюда снова и снова, - как бы в ответ, думала гостья, покидая этот чудесный сказочный уголок и с грустинкой расставания, и с радостью предвкушения новых встреч и впечатлений.

Вот и сказке конец... Теперь перейдем к основной теме. Вы убедитесь, что в реальности всё обстоит так же, как в сказке. Сказка наяву!

Влияние музыки на растения было отмечено ещё в древности. Так, в индийских сказаниях упоминается, что, когда бог Кришна играл на флейте*, розы раскрывались прямо на глазах изумлённых слушателей.

*В источнике, которым я пользовалась, утверждается, что Кришна играл на арфе. Это утверждение мне представляется ошибочным. На всех изображениях Кришна играет на флейте, ни разу мне не попалось изображение, где он играет на арфе. А вот как описывают Кришну Веды:

[​IMG]«Он прекрасный юноша с сияющим телом цвета грозовой тучи. Он играет на флейте, привлекая сердца каждого. Его щеки блестят, а Его улыбка очаровывает. Он носит павлинье перо в Своих вьющихся черных волосах и на Его шее гирлянда из цветов. Его прекрасные одеяния цвета молнии. Его ногти похожи на лунный свет.»

Я бы не стала заострять внимание на этом факте, если бы это ошибочное утверждение не было так широко растиражировано в интернете. Прим. Ugolieok)

Во многих странах верили в то, что песенное или музыкальное сопровождение улучшает самочувствие и рост растений и способствует наиболее обильному урожаю. Но только в 20-ом веке доказательства влияния музыки на растения были получены в результате опытов, проведённых в строго контролируемых условиях независимыми исследователями из разных стран.

[​IMG]

ИССЛЕДОВАНИЯ В ИНДИИ

Основательно изучать воздействие музыки на развитие растений стали только в 20-ом веке. Первенство в исследованиях принадлежит индийским ботаникам.Самый известный из них – ученый Сингх. Еще в пятидесятых годах прошлого века он проводил опыты с древним музыкальным инструментом Вина, виолончелью и флейтой. Их звучание по-разному действовало на исследуемые растения. К примеру, куст бальзамина после того, как возле него в течение полутора месяцев музыкант играл на инструменте Вина, имел на 75% больше листьев по сравнению со своими собратьями, которым мелодию «послушать» не давали. Исследования ученого в лаборатории однозначно показали, что звуковые волны действуют на такие жизненно важные для растений процессы, как дыхание, движение цитоплазмы, метаболизм и транспирация.

Звучание индийского музыкального инструмента Вина

Группа индийских исследователей под руководством докторов Сингха и Панниаха продолжили свои исследования. Они начали с опытов над водяным растением Hydrilla verticillata ( гидрилла вертициллята)

Тонкие листья гидриллы почти прозрачны. Поместив лист под микроскоп, можно легко наблюдать процессы, происходящие внутри клеток.

[​IMG]Гидрилла мутовчатая (Hydrilla verticillata)

В своем докладе на Всеиндийском научном конгрессе ученые рассказали, что ежедневно по утрам они устраивали для подопытного растения 25-минутный концерт. И что же? Под влиянием музыки жизнедеятельность клеток быстро возрастала и движения протоплазмы убыстрялись. Через несколько минут после того, как музыка замолкала, восстанавливался прежний ритм.

Воодушевленные успехом, Сингх и Панниах поставили новую серию опытов над более сложными растениями, в том числе мимозой стыдливой.

Мимоза стыдливая, недотрога Mimosa pudica L.

Прежде всего, нужно было решить, какая музыка окажет наибольшее влияние на капризное растение. После длительных опытов и обсуждений, исследователи остановились на древней индийской песне «Майя мальвагавла para». Ежедневно по утрам в течение 25 минут этот гимн утренней заре исполнялся для подопытной группы мимоз. Другие, точно такие же, содержались в совершенно идентичных условиях, но были лишены утренних серенад.

[​IMG]

Результаты этого удивительного опыта были представлены на рассмотрение последнего Международного ботанического конгресса и вызвали всеобщее изумление. И было чему удивляться: высота мимоз — «слушательниц» была на 50 процентов больше, чем «скучавших» в тишине. Мало того, кусты были пышнее и более густо покрыты листьями и шипами. Такое же действие оказала и игра на скрипке на некоторые другие растения, среди которых известные в Европе бальзамины и ноготки.

[​IMG]

МУЗЫКА, ТАНЦЫ... И РАСТЕНИЯ

[​IMG]

Сингх и Панниах продолжают свои опыты, в настоящее время эти ученые исследуют как влияют на растения… танцы. Надо сказать, что Панниах не только доктор наук, физик и ботаник, и одна из самых прославленных флейтисток Индии, но в то же время хорошая танцовщица. Так вот, на протяжении нескольких недель Панниах каждое утро 15 минут танцевала для своих подопечных растений знаменитый индийский танец «Бхарата Натьям».

[​IMG]

И как это ни удивительно, были получены соответствующие результаты. В частности, бархатцы, перед которыми танцевала Панниах, были на 60 процентов крупнее контрольных и зацвели на 15 суток раньше!

Это кажется невероятным, не правдоподобным! Однако все это не выдумка, не фантастика. Сингх и Панниах сделали о своих опытах доклад на последнем Международном конгрессе по садоводству, и доклад их не вызвал возражений. Возможно, дело в тех инфразвуковых колебаниях, которые возникают при танце и через пол передаются растению. Между прочим, опытам с танцами предшествовали гораздо более прозаичные опыты с двигателем. В соседнем с теплицей помещении был установлен тихоходный электродвигатель, и каждое утро его пускали на час вхолостую. Вибрация передавалась растениям через общий для обоих помещений пол и через воздух. Подопытные растения росли быстрее, раньше цвели. Любопытно, что различные виды цветов вели себя при этом по-разному.

Интересен и не получивший еще объяснения факт, что действие танцев оказалось более эффективным, чем работа двигателя,— и это несмотря на то, что танец продолжался всего лишь четверть часа в день, а двигатель работал час…

[​IMG]

ИССЛЕДОВАНИЯ В США

Аналогичные опыты недавно были проведены в американском колледже Вайста в Калифорнии. Экспериментатор Мери Лор избрала для опытов бобы. Кстати говоря, она поставила перед собой задачу не только проверить, влияет ли музыка на рост бобов, но и решила выяснить, какая именно музыка содействует этому лучше всего. Одинаковые сеянцы бобов были разделены на четыре группы. Одной Мери Лор ежедневно играла Шопена, вторая росла под звуки джаза, для третьей ставились пластинки с записью камерных певцов, исполнявших лирические песни. Уделом четвертой была тишина.

Выводы индийских ученых подтвердились полностью. В тишине бобы росли хуже, точнее росли нормально. Выше всех вытянулись, пышнее цвели и обильнее плодоносили бобы, выращенные под звуки джаза. Сладкозвучные романсы тенора почти не повлияли на рост бобов.

В семидесятых годах прошлого века в известную Книгу рекордов Гиннеса было занесено имя американского фермера Дана Карлсона. Он провел необычный эксперимент над растением по названию страстоцвет.

[​IMG]

Его длина при произрастании в обычных условиях максимально достигала 54-х сантиметров. Карлсон ежедневно «ублажал» цветок мелодиями Баха и Вивальди, звуками пения птиц. В результате вырос гигант размером 180 сантиметров!

В те же 70-ые годы Дороти Ретеллек провела целую серию экспериментов относительно влияния музыки на растения, в результате которых были выявлены закономерности, связанные с дозами звукового воздействия на растения, а также с конкретными видами воздействующей музыки.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОСЛУШИВАНИЯ МУЗЫКИИ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ!

Три подопытных группы растений содержались в одинаковых условиях, при этом первая группа не «озвучивалась» музыкой, вторая слушала музыку в течение 3 часов ежедневно, третья – в течение 8 часов ежедневно. В итоге растения из второй группы выросли значительно больше, чем растения первой, контрольной группы, а вот те растения, которые были вынуждены прослушивать музыку по восемь часов в сутки, погибли в течение двух недель с начала эксперимента.

Фактически Дороти Ретеллек получила результат, аналогичный полученному ранее в ходе экспериментов для определения влияния «фонового» шума на фабричных рабочих, когда было установлено: если музыка играет постоянно, рабочие устают больше и работают менее продуктивно, чем, если бы музыки не было вовсе;

СТИЛЬ МУЗЫКИ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ !

Прослушивание классической музыки приводит к увеличению урожайности, в то время как тяжёлый рок вызывает гибель растений. Спустя две недели после начала эксперимента растения, «слушавшие» классику, стали однородными по размеру, пышными, зелёными и активно цвели. Растения же, которым достался хард-рок, выросли чрезвычайно высокими и тонкими, не цвели, а вскоре и вовсе погибли. Удивительно, но растения, которые слушали классику, тянулись в сторону источника звука так же, как обычно тянутся к источнику света;

ИНСТРУМЕНТЫ, КОТОРЫГ ЗВУЧАТ, ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ !

Ещё один эксперимент заключался в том, что растениям включалась близкая по звучанию музыка, которую условно можно отнести к классической: для первой группы – органную музыку авторства Баха, для второй — северную индийскую классическую музыку в исполнении ситара (струнный инструмент) и табла (ударный). В обоих случаях растения наклонялись к источнику звука, но в динамику с северно-индийской классической музыкой наклон был гораздо более выраженным.

[​IMG]

ИCCЛЕДОВАНИЯ В ШВЕЦИИ

70-ые годы: учеными из Шведского музыко-терапевтического общества установлено, что плазма клеток растительных организмов под воздействием музыки движется намного быстрее.

[​IMG]

ИССЛЕДОВАНИЯ В ГОЛЛАНДИИ

В Голландии получено подтверждение выводов Дороти Ретеллек относительно негативного влияния рок-музыки. Три расположенных рядом поля были засеяны семенами одного происхождения, а затем «озвучивались» соответственно классической, фольклорной и рок-музыкой. Через некоторое время на третьем поле растения либо поникли, либо пропали вовсе.

Таким образом, влияние музыки на растения, интуитивно подозреваемое ранее, в настоящее время научно доказано. На основе научных данных и на волне интереса в продаже появились различные устройства, в большей или меньшей степени научные и призванные увеличить урожай и улучшить состояние растений.

Например, во Франции пользуются популярностью «суперурожайные» CD-диски с записями специально отобранных произведений классической музыки. В Америке включаются тематические аудиозаписи для целенаправленного воздействия на растения (увеличения размеров, повышения количества завязей и так далее), в Китае в теплицах давно устанавливают «звукочастотные генераторы», которые передают разные звуковые волны, способствующие активизации процессов фотосинтеза и стимулирующие рост растений с учётом «вкуса» конкретного сорта растения.

Совсем недавно в одном из российских университетов любознательные студенты провели потрясающий эксперимент. Отобрав несколько видов комнатных растений (драцену, розу, бегонию и другие), они решили понаблюдать, как цветы будут реагировать на воздействие современных мелодий. Для опыта взяли мелодии Юрия Визбора, оперные и эстрадные композиции Николая Баскова, хиты 90-х годов и музыку из старых советских фильмов. Результат заставил всех призадуматься. Оказалось, что на Баскова растения не реагируют никак, песни девяностых в лучшем случае заставляют скручиваться листики, а вот бардовские мотивы и хиты кинематографа на цветы влияют очень положительно: листья наполняются соком, начинают лучше блестеть, иногда даже меняют цвет на более насыщенный.

Растения наклоняются к понравившемуся источнику звука, как будто хотят получше «расслышать», что им поют. Выводы предлагаем сделать каждому самостоятельно. Возможно, это заставит людей поменять свои музыкальные приоритеты.

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА НЕЖИВУЮ ПРИРОДУ

Тесто:

В Японии сделали наблюдение, что когда музыка Моцарта звучит в пекарне, дрожжевое тесто поднимается в 10 раз быстрее (теперь это открытие активно используется японцами в пекарском деле). /Кстати, самая лучшая рисовая водка сакэ получается, по мнению японских специалистов, именно из тех дрожжей, которые “прослушали” музыку Моцарта./

Вода:

То, как музыка влияет на воду, хорошо заметно при исследовании под микроскопом при многократном увеличении кристаллов воды, которые, в зависимости от музыкального произведения принимают различные очертания. Их конфигурация может четко рассказать о том, какая музыка звучала некоторое время назад. При мелодичном звучании кристаллы принимают вид узора с гладкими формами. Иная картина при резких музыкальных звуках. Кристаллы воды принимают резко очерченные формы, напоминающие осколки.

 

inprofit.biz

Воздействие музыки на растения и другие живые организмы

1. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы заключается в том, что с каждым десятилетием в современном мире музыка становится быстрее и агрессивнее, появилось множество музыкальных направлений. А музыкальные звуки и ритмы обладают определенной силой воздействия на окружающую среду и живые организмы.

Перед нами стоит проблема изучения положительного и разрушительного воздействия музыки на человека и другие живые организмы

Обзор литературы: В газете “Золотой век” автор статьи “Целебная сила музыки” [8] Г. Саго поднимает вопрос о том, какая музыка имеет целебную силу, а какая не имеет. На основе научных экспериментов и приводя в пример, случаи из жизни известных учёных, профессоров, врачей, автор затрагивает тему, которая до настоящего времени до конца не изучена, но уже есть доказательства, подтверждающие то, что музыка может быть не только благотворно влияющей, но и обладать разрушающей силой. Автор Шкляр Л. В. в книге “Музыкальное образование в школе” [7] говорит о том, что под воздействием громких звуков при длительном прослушивании такой музыки как рок, у человека нарушается сон и портится настроение. Есть опасность получить зависимость от такой музыки. Из книги Н. Ситниковой “Давайте слушать музыку” [10. ] автор повествует нам о песнях разных народов, причём говорит не только об их позитивном воздействии на человека, но и о том, что колыбельная песня обязательно должна исполняться на родном языке. Автор утверждает, что при слушании и пении таких песен исполнитель и слушатель наполняются спокойствием и умиротворением. В книге “Я познаю мир” [9] автор А. С. Клёнов рассматривает воздействие классической музыки на живые организмы. Эффект такой музыки, по словам автора книги, излечивающий, исцеляющий.

В процессе изучения литературы были установлены точки зрения авторов по поводу воздействия музыки: что существует разрушающая музыка, которая отрицательно действует на человека и на живые организмы, и музыка, обладающая силой положительного влияния на человека и на живые организмы.

Новизна работы в том, что в доступных источниках недостаточно информации о влиянии музыки на конкретные виды живых организмов.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Цель: выявить, какая музыка благотворно воздействует на человека и живые организмы, а какая обладает разрушающей силой.

Задачи:

1. Изучить литературу по предмету исследования и обозначить точки зрения авторов.2. Провести лабораторное исследование по изучению воздействия музыки.3. Наблюдая, выявить действие различных жанров музыки на объект исследования.4. Сравнить результаты наблюдений.5. Сделать выводы о воздействии музыки на рост и развитие живых организмов.

Гипотеза: если музыка является источником энергии, то можно предположить, что не вся музыка обладает силой, положительно влияющей на человека и другие живые организмы.

Предмет исследования: музыка различных направлений.

Методы исследования: сбор информации, цитирование, наблюдение, сравнение, анализ, систематизация., лабораторное исследование.

Значимость: наша работа может быть использована другими людьми, чтобы решить, какую полезно слушать музыку, а какую нет. Авторы относят свою работу к предмету “музыка”, потому что она выполнена в рамках образовательной программы по музыке

Раздел 1. ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА

Задача: изучить, в чём заключается сила музыки и её влияние на человека.

1.1. “Музыкальная медицина”

Целительное воздействие музыки на живые организмы было замечено еще на заре цивилизации. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же, кстати, и предложил понятие “музыкальной медицины”. Целительное воздействие музыки на организм человека было замечено еще на заре цивилизации. Использование музыкального искусства с терапевтической целью описаны в древних папирусах и Библии. Музыка влияет на организм человека всесторонне. Во время прослушивания музыки головной мозг реагирует на неё активизацией нескольких областей. На переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный, осязательный и эмоциональный опыт человека. Музыку наш мозг воспринимает одновременно двумя полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое тембр и мелодию. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее.

По данным московского медицинского центра “Ленц” и Детского Центра лечения, в результате многочисленных исследований установлено, что под действием музыки такие психические процессы, как память и ориентация улучшаются на 45–50%, а внимание – на 25–30%. Музыкальное воздействие на организм человека осуществляется не только на центральную нервную систему, но и на мышечную, пищеварительную системы. Современные научные исследования показали, что именно классическая музыка положительно влияет на физическое и психическое состояние человека, на здоровье больных. “Живая” музыка композиторов–классиков помогает избавиться от депрессивных состояний, стрессов, переживаний, тревог.

— Успокоиться помогут “Свет луны” Дебюсси, “Аве Мария” Шуберта, прелюдии Шопена, вальсы Штрауса.

— “Лунная соната” Бетховена и “Симфония” Гайдна помогут снять раздражительность.

— При бессоннице слушайте сюита “Пер Гюнт” Грига, “Грезы” Шумана, пьесы Чайковского. Но не любая музыка улучшает зрение и слух, а только та, которая более всего отвечает внутреннему состоянию организма человека. После прослушивания рок – композиции у человека дрожат руки, теряется острота зрения и слуха, повышается содержание гормонов в крови, наблюдается нервный срыв. Так музыка, к сожалению, может превратиться из друга во врага. Известный русский хирург и академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием классической музыки организм начинает работать более слаженно, гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что классическая музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и придаёт физическую бодрость.

Создатель музыкальной фармакологии американский учёный Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, “Лесного царя” Шуберта, оду “К радости” Бетховена из его 9–й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления. Такое воздействие музыки объясняется тем, что различные по частоте звуки по– разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связано с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека своя частота ритмов. Именно поэтому так различны музыкальные вкусы. Интересный факт, отмеченный психологами, – это “совпадение” искусственных музыкальных ритмов и естественных биологических ритмов в организме человека. В психологии существует такой термин как “слуховой путь”. Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60–70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Некоторые произведения, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбуждённые нервные центры (например, гнева и недовольства), снимают состояние стресса, боль, улучшают процессы обмена. Всё это происходит под воздействием классической музыки таких композиторов, как Бах, Бетховен, Чайковский. “Но каждое произведение имеет своё воздействие на психическую деятельность” [3] Классическая музыка, в принципе, морально безупречна.

1.2. Эффект Моцарта.

“Гармония музыкальных звуков способствует формированию эстетического вкуса, развивает интеллект, усидчивость и даже черты лидера”. Кроме того, музыка весьма существенно влияет на развитие образной памяти. Установлено, что при музыкальном стимулировании в мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов.

Например, музыка Моцарта оказывает поистине волшебное действие: при простуде и головной боли, депрессии и умственном напряжении. “Причём эффект от музыки великого австрийца распространяется не только на людей, но и на домашних животных и даже на неодушевлённые предметы” [6]. В прошлом веке в одном из монастырей монахини исполняли музыкальные произведения для домашних животных. Они заметили, что прослушав серенаду Моцарта, коровы давали вдвое больше молока. Японцы выяснили, что когда музыка Моцарта звучит в пекарне, тесто подходит в 10 раз быстрее. В Канаде струнные квартеты играют Моцарта на городских площадях, чтобы упорядочить уличное движение и снизить количество аварий. Этот музыкальный феномен так и назвали – “эффект Моцарта”.

1.3. “Звуковой яд”.

В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки на животных, растения и человека была исключительно велика. К сожалению, с каждым десятилетием в современном мире музыка становится быстрее и агрессивнее, появилось множество музыкальных направлений, и большинство из них действуют разрушительно на живые организмы, особенно сверхгромкие звуки – подобную музыку специалисты называют “музыкой–убийцей”, “звуковым ядом”. За подобный прогресс мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.

Русский психолог Д. Азаров однажды признался: “Мне удалось выделить сочетание нот, сходное для всех случаев самоубийства (рок–музыкантов). Когда я несколько раз прослушал эту музыкальную фразу, то ощутил такой прилив мрачного настроения, что сам был готов полезть в петлю”. Множество музыкальных произведений создано из “звуков–самоубийц”. Кто–то скажет: “если такая музыка существует – значит, она кому–то нужна”.

Да, наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. Каждый человек волен выбирать, что ему ближе. И, всё же, чтобы уберечь себя и нашу Землю от разрушения, нужно наполнять окружающий мир прекрасным с помощью живописи, музыки, и других видов искусства. И гармоничная музыка явится особой панацеей от многих бед, ибо её звуки, проникающие всюду, способны сделать мир прекрасней, а человека – совершенней. Один древний мыслитель говорил: “Слушать Прекрасное и видеть Прекрасное – значит улучшаться”.

Вывод: Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и духовное развитие человека. Особенно музыка Моцарта положительно воздействует не только на людей и другие живые организмы. А рок музыка действует разрушительно на живые организмы. Таким образом, музыка может из друга превратиться во врага.

Раздел 2. ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ НА ВСЁ ЖИВОЕ

Задача: изучение воздействия музыки на живые организмы.

“Музыка и растения... Связь этих слов между собой поначалу кажется невероятной. Один из первопроходцев изучения действия музыки на растения – индийский ученый Сингх. Его ученики провели эксперимент на луковицах репчатого лука. Исследования четко показали, что на музыку шумов ветра и воды растения отзывались положительно, в то время как на тяжелый рок растения отвечали уменьшением размеров листьев и корней, снижением веса.

Научно установлен факт, что растения неравнодушны к музыке и чутко реагируют на нее скоростью роста и плодоношением. Люди давно это заметили и использовали для увеличения урожая. Индейцы бассейна Карибского моря, например, посев семян тыквы сопровождали мужским хором, а сев овса вели под женское пение. Когда сажали овощи, играли на дудочках и свирелях, когда лен – пели.

Американский цветовод Локер радиофицировал свою теплицу и регулярно передавал концерты классической музыки. “Озвученные” цветы выросли высокими и прямыми, обильно цвели, цветы отличалась сочностью окраски, и дольше держались на цветоножках.

Животные тоже “слышат” музыку, активно реагируя на нее. Акулы, услышав классическую музыку, собираются вместе со всего океана.

Известно также воздействие музыки на организмы, относящиеся к царству грибов. Когда музыка Моцарта звучит в пекарне, дрожжевое тесто поднимается в 10 раз быстрее.

А рок отрицательно действует даже на слонов. Коровы, слушающие рок – концерты, дают горькое молоко.

Вывод: Классическая музыка прошлого и настоящего времени всегда будет актуальна и ценима человечеством во все времена, поскольку она пронизана положительным энергетическим потенциалом, приносит слушателю радость. А рок – музыка и сверхгромкие звуки действуют разрушительно на все живые организмы.

Раздел 3. ЛАБОРАТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА КОМНАТНОЕ РАСТЕНИЕ СПАТИФИЛЛУМ

Цель исследования: В ходе лабораторных исследований выяснить, оказывает ли музыка воздействие на рост и развитие растений.

Задачи исследования:

1. Провести лабораторное исследование по изучению воздействия музыки на рост иразвитие комнатного растения спатифиллум.2. Наблюдая, выявить действие различных жанров музыки на объект исследования.3. Сравнить результаты наблюдений.4. Сделать выводы о воздействии музыки на рост и развитие растения как живогоорганизма.

Объект исследования: комнатное растение – спатифиллум.

Предмет исследования: воздействие различных ритмов музыки на развитие растения

Методы исследования:

* использование рок и классических звучаний для лабораторного исследования;* наблюдение;* сравнительный анализ.

Ход исследования.

Для лабораторного исследования использовались три абсолютно одинаковых 60–дневных черенка растения, выращенных из семян комнатного растения спатифиллум Черенки имели вертикальное расположение стебля, каждый из них был длиной 12см, и у них было по 5 листьев разной величины. Эти черенки были посажены в 3 одинаковых горшка, и в течение 4 месяцев осуществлялся уход за ними с соблюдением всех агротехнических приемов и условий исследования. При выращивании черенков использовалось музыкальное сопровождение. Записи условно разделены были на 2 группы:

* рок–музыка,* классическая музыка.

По условиям исследования растения в горшках ежедневно ставили в пустой аквариум с закрытыми стеклянными стенками на 2 часа и создавали музыкальный фон согласно условиям данного исследования.

Сравнительный анализ:

сравнительный анализ результатов исследования показал что:

• Растение №1, которому включали классическую музыку каждый день на два часа, прибавляло в стеблевом росте и увеличивало количество листьев.

• Растение № 2, которому включали рок музыку каждый день на два часа, заметно отставало в стеблевом росте, листья его желтели и опадали.

• Растение №3, было контрольным, которому не создавали музыкальный фон – мало чем отличалось по внешним признакам от растения № 1.

• Растение №1 под действием классической музыки зацвело на 10 дней раньше контрольного растения и растения № 2 и имело крупный цветок.

• Растение №2 тоже зацвело, спустя 15 дней, но цветок был маленький и слабый.

Результаты исследования:

В ходе лабораторного исследования было установлено:

* Растение № 1 под воздействием классической музыки хорошо развивалось и зацвело раньше, чем контрольное растение № 3 на 10 дней.

* Растение № 2 под воздействием рок–музыки развивалось медленно, листья желтели и опадали, цветок появился на 15 дней позднее, чем у контрольного растения № 3.

* Контрольное растение №3, которому не создавали музыкальный фон, мало чем отличалось по внешним признакам от растения № 1, которому создавали классический фон.

Вывод. Данные результаты исследования дали возможность не предполагать, а утверждать, что музыка воздействует на растения (классическая благоприятно воздействует на физиологические процессы растений, а рок– музыка – угнетает и ослабляет растение).

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе изучения литературы были установлены точки зрения авторов по поводу воздействия музыки: существует разрушающая музыка, которая отрицательно действует на человека и на живые организмы, и музыка, обладающая силой положительного воздействия на человека и на живые организмы.

Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и духовное развитие человека. Особенно музыка Моцарта положительно воздействует не только на людей, но и на другие живые организмы. А рок – музыка действует разрушительно на все живые организмы.

Таким образом, музыка может из друга превратиться во врага.

Классическая музыка прошлого и настоящего времени всегда будет актуальна и ценима человечеством во все времена, поскольку она пронизана положительным энергетическим потенциалом, приносит слушателю радость. А рок – музыка и сверхгромкие звуки действуют разрушительно на все живые организмы.

Лабораторные исследования показали, что классическая музыка положительно действует на растение, способствуя его росту и развитию. Рок – музыка действует на растение губительно.

Результаты дали возможность не предполагать, а утверждать, что музыка классическая благоприятно воздействует на рост и развитие растений, а рок– музыка угнетает или ослабляет данные процессы.

Таким образом, наша гипотеза о воздействии музыки на растения как на живые организмы подтвердилась – музыка воздействует на рост и развитие растений.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней на основе анализа специализированной литературы и экспериментальных данных обосновывается эффект направленного действия резонирующих звуков музыки на рост и развитие растений. Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования полученных результатов на уроках биологии, в зимнем саду помещений, при озеленении кабинетов

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиева Ю. Б. Музыка. 1–8 классы. // М., 1993.2. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие. // М., 1983.3. Брыкова Т. В. Проектная деятельность в учебном процессе. // М.: Чистые пруды, 2006.4. Кузовлев В. П. Английский язык (Книга для учителя к учебнику для 5 класса общеобраз. учреждений. // М.: Просвещение, 2001.5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. // М.: Оникс 21 век, Мир и образование, 2004.6. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. // М.: Сентябрь, 1998.7. Шкляр Л. В. Музыкальное образование в школе. // М.: АСАДЕМА, 2001.8. Саго Г. Целебная сила музыки. Золотой век// №3, 2008– С. 7.9. Клёнов А. С. Я познаю мир. // М. 1999 г.10. Ситникова Н. Давайте слушать музыку! // Саранск, 1989 г

Работу выполнили:

Кадет – Розов Александр,Кадет – Назаров Илья,Кадет – Битяев Владислав9 класс

Руководители:

Малиновская Евдокия Андреевна, учитель биологииНикитина Юлия Анатольевна, учитель музыки

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа–интернат “Ачинский кадетский корпус”

Презентация работы: http://static.livescience.ru/music/music.pdf

livescience.ru

Интересное о влиянии музыки на растения

интересное о растенияхТо, что музыка влияет на рост и развитие растений, было известно еще с давних пор. В древних индийских трактатах упоминается, что бог Кришна своей игрой на музыкальных инструментах приводил в восторг не только людей, но и цветы, траву, деревья. Розы во время звучания его арфы раскрывались в саду. В разных религиях мира существует поверье, что во время посевов злаков музыка и песни способствуют лучшей всхожести семян и получению богатого урожая.

Основательно изучать воздействие музыки на развитие растений стали только в 20-ом веке. Первенство в исследованиях принадлежит индийским ботаникам. Самый известный из них – ученый Сингх. Еще в пятидесятых годах прошлого века он проводил опыты с древним музыкальным инструментом Вина, виолончелью и флейтой. Их звучание по-разному действовало на исследуемые растения. К примеру, куст бальзамина после того, как возле него в течение полутора месяцев музыкант играл на инструменте Вина, имел на 75% больше листьев по сравнению со своими собратьями, которым мелодию «послушать» не давали. Исследования ученого в лаборатории однозначно показали, что звуковые волны действуют на такие жизненно важные для растений процессы, как дыхание, движение цитоплазмы, метаболизм и транспирация.

Под влиянием гармоничных мелодий их скорость увеличивается почти в два раза.В семидесятых годах прошлого века в известную Книгу рекордов Гиннеса было занесено имя американского фермера Дана Карлсона. Он провел необычный эксперимент над растением по названию страстоцвет. Его длина при произрастании в обычных условиях максимально достигала 54-х сантиметров. Карлсон ежедневно «ублажал» цветок мелодиями Баха и Вивальди, звуками пения птиц. В результате вырос гигант размером 180 метров!

В настоящее время доподлинно установлено, что одни растения любят мелодичную тихую музыку, другим подавай громкий джаз и рок. Интересен факт, что многие тропические растения «заслушиваются» современным рэпом. А основными «фанатами» музыкального сопровождения во время роста по праву признаны рис и табак.

Совсем недавно в одном из российских университетов любознательные студенты провели потрясающий эксперимент. Отобрав несколько видов комнатных растений (драцену, розу, бегонию и другие), они решили понаблюдать, как цветы будут реагировать на воздействие современных мелодий. Для опыта взяли мелодии Юрия Визбора, оперные и эстрадные композиции Николая Баскова, хиты 90-х годов и музыку из старых советских фильмов. Результат заставил всех призадуматься. Оказалось, что на Баскова растения не реагируют никак, песни девяностых в лучшем случае заставляют скручиваться листики, а вот бардовские мотивы и хиты кинематографа на цветы влияют очень положительно: листья наполняются соком, начинают лучше блестеть, иногда даже меняют цвет на более насыщенный.

Растения наклоняются к понравившемуся источнику звука, как будто хотят получше «расслышать», что им поют. Выводы предлагаем сделать каждому самостоятельно. Возможно, это заставит людей поменять свои музыкальные приоритеты.

p.s. У нас в коллекции самых интересных фактов, есть еще немало материалов, которые могли бы быть интересны каждому посетителю.

интересное

sandoor это веселые анекдоты, забавное видео и юмористические картинки

www.sandoor.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта