Конспект урока по окружающему миру на тему "Разнообразие веществ" ( 3 класс). Каким веществом удобряют растения соль сахар крахмал ответ
Категория: Биология | Добавил: (11.08.2016) Просмотров: 1 | Теги: Плешакова, тихомирова | Рейтинг: 0.0/0 |
xn----8sbhepth3ca.xn--p1ai
Разнообразие веществ. Свойства соли и сахара. Крахмал. Кислоты
Проверь себя
С.45.
1.Вопрос: каковы главные свойства поваренной соли и сахара?
Ответ: поваренная соль и сахар - кристаллические твердые вещества белого цвета, без запаха, растворимые в воде, обладающие вкусом: сахар – сладкий, соль - соленая; поваренная соль и сахар отличные консерванты, для того чтобы заготовить впрок овощи и плоды и предотвратить их порчу, мы их либо солим, либо варим из них варенье. Соль и сахар сложные по своему составу вещества. Составные части соли и сахара входят в состав крови. И недостаток и переизбыток составных частей соли и сахара в крови человека приводят к заболеваниям. (повышенный уровень сахара в крови приведет к сахарному диабету, а его недостаток к плохой умственной деятельности, недостаток натрия, составной части соли, приводит к гипотонии – пониженному артериальному давлению, а переизбыток к гипертонии, заболеваниям почек.) Для того чтобы человек постоянно восполнял необходимое количество сахара и соли в организме, мы пищу солим, и подслащиваем, делаем мы это еще и для улучшения вкуса употребляемой пищи.
2. Вопрос: как обнаружить крахмал в продуктах питания?
Ответ: для того чтобы обнаружить крахмал в продуктах питания, нужно ножом надрезать испытуемый продукт и на срез капнуть каплю йода, если через некоторое время на срезе проявится сине-фиолетовое пятно, значит в продукте содержится крахмал.
3. Вопрос: какие кислоты встречаются в природе?
Ответ: лимонная, яблочная, щавелевая, молочная кислота имеют природное происхождение.
4. Вопрос: чем опасны кислотные дожди?
Ответ: любые осадки, которые содержат загрязняющие вещества – оксиды азота, серы и другие кислотные оксиды – называют кислотными дождями. Последствия такого метеорологического явления для окружающей среды плачевны: они губят растения, лишают животных пищи, загрязняют водоемы. Человек тоже страдает от кислотных дождей, организм реагирует на загрязнения появлением ряда заболеваний.
Задания для домашней работы:
Задание 2.
Дома возьми три блюдца, и насыпь в одно из них сахар, в другое поваренную соль, а в третье крахмал. Как различить эти вещества?
Ответ: для того чтобы различить сахар, крахмал и поваренную соль, необходимо каждое вещество разделить на две части, к одной части всех веществ прилить каплю йода, то вещество, в котором образуется сине-фиолетовое пятно, есть крахмал. Остальные вещества можно попробовать на вкус, какое сладкое – сахар, а какое соленое - соль. Вообще нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, но в данном опыте точно известно, что вещества безвредные и на вкус их можно различить. Но это исключение из общего правила!
На следующем уроке
С. 45.
Вопрос: вспомни, как можно доказать, что вокруг нас есть воздух. Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека?
Ответ: ветер, особенно сильный, - это наглядное доказательство наличия вокруг нас воздуха. Ветер срывает легкие листья с деревьев и тяжелые крыши с домов. Ветер - это движение воздушных масс.
Наше дыхание - также способ обнаружить воздух. Набирая в легкие воздух мы можем задержать дыхание и потом с шумом выпустить воздух. Особенно хорошо это видно зимой на улице когда мороз.
Накачать велосипедные шины также можно воздухом, с помощью простого насоса.
И надуть воздушный шарик. А стенки воздушного шарика ведь казалось бы ничего не сдерживает, однако он упругий и сохраняет форму.
Воздух имеет для всего живого на Земле первостепенное значение – мы им дышим, поэтому и можем жить. Строго говоря, мы дышим не воздухом, а кислородом, который входит в состав воздуха.
resheba.me
Наука о веществах. Вещества на кухне — урок. Окружающий мир, 3 класс.
Веществ известно очень много. Никто точно не может их сосчитать. Учёные утверждают, что существует более \(10\) миллионов разных веществ. Их изучает химия.
Химия — наука, которая занимается изучением веществ.
Химик — это учёный, который изучает вещества.
Многие вещества существуют в природе (вода, крахмал, соль, сахар). Из них состоят все природные тела. Других веществ в природе нет, они созданы человеком (пластмассы, железо, алюминий, сода).
У каждого вещества свои признаки — цвет, вкус, запах, растворимость в воде и др.
Самое известное вещество — это вода. Она образует океаны, моря, реки. Воду мы пьём, используем для приготовления пищи. Водой мы умываемся.
Вода — прозрачная жидкость без вкуса и запаха.
Вспомним вещества, с которыми мы постоянно встречаемся дома. Заглянем сначала на кухню. Там мы найдём много веществ: соль, сахар, соду, крахмал, уксус.
Поваренная соль
Поваренная соль — твёрдое белое солёное вещество.
Самое важное для человека свойство поваренной соли — то, что она солёная на вкус. Поэтому её добавляют в пищу.
В природе соль встречается в виде камня под землёй, содержится в морской воде и в воде солёных озёр.
Сахар — твёрдое белое сладкое вещество.
По внешнему виду сахар похож на соль, но отличается по вкусу. Сахар сладкий, поэтому его добавляют во многие продукты. Получают сахар из растений — сахарной свёклы и сахарного тростника.
Ещё одно сладкое вещество — глюкоза. В аптеках она продаётся в виде больших сладких таблеток с витамином C.
В природе глюкоза содержится в различных частях растений и придаёт им сладкий вкус. Особенно много её в винограде. Поэтому глюкозу называют также виноградным сахаром.
Глюкоза — твёрдое белое сладкое вещество.
Крахмал — твёрдое белое безвкусное вещество.
Крахмал — одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения: картофеле, хлебе, макаронах, крупах.
Можно узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Настойка становится сине-фиолетовой, если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал. Таким способом можно определить, что крахмал содержится, например, в белом хлебе и клубнях картофеля.
Питьевая сода
Сода — твёрдое белое вещество (не сладкое и не солёное).
Сода используется для приготовления теста. Она помогает почистить посуду. Раствор соды применяют для полоскания горла при простуде.
Питьевая сода — искусственное вещество. Её получают на химических заводах.
www.yaklass.ru
Конспект урока по окружающему миру на тему "Разнообразие веществ" ( 3 класс)
Тема: Разнообразие веществ
Цель: познакомить с веществами и их свойствами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить наблюдения и ставить опыты, анализировать, доказывать предположения, делать выводы.
Оборудование: карточки с заданиями; портрет М.В. Ломоносова; раствор йода, пипетки, продукты (картофель, яблоко и т. д.) для практической работы; соль, сахар и крахмал.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальные задания
(Учитель раздает учащимся карточки с заданиями.)
1) Подчеркни красным карандашом твердые вещества, синим — жидкие, зеленым — газообразные.
Углекислый газ, соль, железо, медь, водород, серебро, молоко, вода.
2) Приведи примеры естественных, искусственных и небесных тел.
2. Фронтальный опрос
- Что такое тело? Какие бывают тела? Приведите примеры.
- Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры.
- Из чего состоят вещества? (Из молекул и атомов.) (Учитель вывешивает на доску портрет М.В. Ломоносова.)
- Послушайте рассказ о великом русском ученом М.В. Ломоносове.
(Заранее подготовленный ученик выступает с докладом.)
III. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадки.
• Думал, что мел, потому что бел,
А в руки взял - он водой побежал. (Снег.)
Не лес, а шумит.
Не конь, а бежит. (Вода.)
- Каким одним словом можно назвать эти понятия? (Вещества.)
Сегодня на уроке мы будем говорить о веществах, научимся их описывать.
Наука, которая изучает вещества, называется химией. (Учитель записывает термин на доске.)
IV. Работа по теме урока
Беседа
Разнообразие веществ
Первое вещество, которое мы рассмотрим, - поваренная соль.
— Что вы знаете о соли?
Поваренная соль - это одна из минеральных солей, встречающихся в природе. Некоторые из них люди добывают и используют как удобрение для растений.
Самое важное для человека свойство поваренной соли — то, что она соленая на вкус. Поэтому ее используют для подсаливания пищи.
В природе поваренная соль встречается не только под землей. Много ее содержится в морской воде, а также в воде соленых озер. Есть она и в почве, и в телах живых организмов.
(Далее заслушивают сообщение одного из учеников о поваренной соли.)
Следующее вещество - сахар.
— Что вы знаете о сахаре? Назовите его главное свойство. (Сладкий вкус.)
В Индии детишки сегодня, как и много лет назад, любят сосать сахарный тростник. Его стебель на редкость сладкий и для лакомок все равно что наши леденцы.
В Индии чуть ли не каждая семья издавна сажает на своем клочке земли сладкий тростник. И на Кубе крестьяне сажают сладкий тростник. И в других жарких странах.
Придет время собирать урожай, крестьяне длинным ножом — мачете — срезают тростинку за тростинкой — и в котел. Выварят на огне — получаются белые сладкие кристаллики. Индийцы называют их «саркар», а мы — похожим словом «сахар».
Правда, у нас сахар варят не из сахарного тростника, который и наших краях не растет, а из сахарной свеклы.
Не подумайте, будто это та самая свекла, о которой в загадке сказано: «Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло». Нет, это другая свекла: не красная, а белая и очень сладкая. Наши прапрадедушки, бывало, нарежут ее дольками и с ней чай пьют. Как мы — с белыми кусочками сахара. А еще вместо сахара в те времена ели мед, пили сладкий сок клена, липы. Даже делали из этих соков пастилу.
Продавали сахар не в лавке, а в аптеке, вместе со всякими редкостными снадобьями. Его и принимали только как лекарство: очень дорого стоил. Чтобы было много тростникового сахара, надо много тростника. Недаром же наши друзья-кубинцы высаживают у себя на острове целые тростниковые рощи. Ну и чтобы было много свекольного сахара, надо много сахарной свеклы.
Спросят у вас в шутку: «Где растет сахар?» - смело отвечайте: «В поле!» Ведь сахарная свекла в поле растет. Комбайн ее из земли выбирает, кучками складывает. Приедет грузовик, отвезет свеклу на сахарный завод. Там-то из нее и сварят сахар.
Без сахара у нас и дня не проходит - и чай с ним пьем, и кофе. Да и конфеты, и мороженое, и печенье без сахара не сделать!
— Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42.
— Какие еще сладкие вещества встречаются в природе? (Глюкоза.)
— Где в природе встречается глюкоза? (В различных частях растений. Особенно ее много в плодах винограда и в виноградном соке.)
Крахмал
Крахмал — это белый порошок. Его обычно используют, когда варят кисель. Это одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.
Ученые-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода поменяет цвет на сине-фиолетовый.
2. Практическая работа
(Учитель делит класс на группы по четыре человека. Каждая получает какое-нибудь тело (картофель, яблоко, хлеб, рисовая каша, груша), пипетку и раствор йода. Продукты учитель берет по своему усмотрению.)
— С помощью разбавленной настойки йода определите, есть ли крахмал в выданных вам продуктах.
— Результаты исследования запишите и зарисуйте в рабочей тетради.
(Дети выполняют практическую работу и заполняют таблицу в рабочей тетради на с. 18.)
— Расскажите о полученных результатах.
3. Работа по учебнику
— Прочитайте в учебнике текст на с. 43—44.
— Как называется большая группа веществ, встречающихся на кухне? (Кислоты.)
— В каких продуктах какие содержатся кислоты? (В лимоне — лимонная, в яблоке—яблочная, в листьях щавеля — щавелевая, в прокисшем молоке — молочная.)
— Назовите главное свойство кислот. (Кислый вкус.)
- Какие кислоты вы знаете?
- Любую ли кислоту можно пробовать на вкус? (Нет.)
- Почему этого нельзя делать? (Кислоты едкие. Они разъедают кожу человека, ткани, древесину.)
- Как образуются кислотные дожди? (Ответы учеников.) Основная причина возникновения кислотных дождей — это
загрязнение воздуха различными вредными газами, и одним из их источников является автомобиль. Выделяющиеся при сгорании топлива химические вещества на большой высоте но влажном воздухе превращаются в кислоты. Эти опасные вещества, которые находятся в облаках и тучах, переносятся ветром на тысячи километров и выпадают в виде кислотных дождей. Огромный вред приносят они лесам, паркам, садам. В разгар лета у растений вдруг желтеют и опадают листья. Побеги становятся хрупкими, словно стекло, ломаются, отмирая, до половины корней.
Кислота разрушает легкие людей, разъедает металлы, краски, разрушает несущие конструкции мостов, башен, антенн и даже узлы самолетов. Многие исторические памятники, существующие веками, находятся сейчас на грани гибели из-за кислотных дождей.
V. Физкультминутка
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы потопаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№1(с. 16),
- Прочитайте задание. Найдите в учебнике часть текста о поваренной соли.
- Назовите главное свойство соли. (Соленая на вкус.)
- Где встречается соль? (В природе, под землей, в виде камня.)
— Где содержится поваренная соль? (В морской, озерной воде, в почве, в телах живых организмов.)
— Запишите эти сведения в таблицу.
— Используя текст учебника, аналогично запишите сведения о сахаре и кислоте.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№2 (с. 16).
— Прочитайте задание. Что в этом списке лишнее? Докажите. (Глюкоза —разновидность сахара.)
№3(с.17).
— Прочитайте задание. Выполните его.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
VII. Рефлексия
1. Работа в группах
— Прочитайте первое задание в учебнике на с. 44. Составьте описание вещества в виде загадки и загадайте ее классу.
— Прочитайте второе задание на с. 44. Выполните его.
Как только не ругают крапиву, которая виновата лишь в том, что умеет себя защищать! А ведь крапива и вкусная, и полезная. Ее бы с удовольствием съели и коровы, и козы, и овцы, и свиньи. Да только поди-ка тронь ее. Зато, если крапиву измельчить да ошпарить кипятком, корм для скота получится такой, что, как говорится, за уши не оттащишь. Попала крапива и на стол. Весной из молодой крапивы варят отличные щи. Ведь крапива появляется раньше, чем щавель на лугах, раньше огородной зелени.
А еще в старину из волокон крапивных стеблей делали прочные нитки, а из ниток ткали холст.
Чем жалится-жжется крапива? Ведь острых шипов-колючек у нее вроде бы и нет. Есть, только они такие маленькие, что еле видны. Крапива покрыта колючими волосками. В каждом волоске спрятана крошечная закупоренная «бутылочка» со жгучей кислотой. Горлышко бутылочки такое острое, что сразу впивается в кожу и ломается, а изнутри выливается та самая «жгучка», из-за которой на руках и ногах ребят появляются волдыри, а на глазах — слезы.
2. Игра «Определи на ощупь»
— Попробуйте на ощупь определить сахар, соль, крахмал. (Учитель проводит игру.)
— Можно ли сделать то же самое, пробуя вещество на вкус? (Неизвестное вещество не следует пробовать на вкус, так как оно может оказаться ядовитым.)
Итак, вещества очень разнообразны. В повседневной жизни люди часто сталкиваются с поваренной солью, сахаром, крахмалом и различными кислотами.
VIII. Подведение итогов урока
— С какими веществами мы сталкиваемся каждый день?
— Назовите главные свойства сахара, поваренной соли, крахмала, кислоты.
— Что новое вы узнали на уроке?
Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на с. 41—45, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 45.
Дополнительный материал
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
Ломоносов родился в Архангельской губернии, в крестьянской семье. С детства он вместе с отцом ходил в море и ловил с ним рыбу. Мальчик рано научился читать. Ему страстно хотелось учиться дальше. С этой целью Михаил Ломоносов пешком с обозом мороженой рыбы отправился и Москву.
В Москве, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ему пришлось выдать себя за сына дворянина (крестьянскому сыну туда доступа не было). А через шесть лет Михаил Ломоносов в награду за успехи в учении был направлен в Германию для изучения горного дела и химии.
Годы упорного труда на пути к знаниям — и Ломоносов становится крупнейшим ученым.
Трудно представить себе, как мог один человек сделать так много » самых разных областях знаний, в литературе и искусстве. Один французский историк даже считал, что в России есть два Михаила Ломоносова — поэт и химик.
Но химиком и поэтом был один и тот же человек. А еще физиком и художником, астрономом и металлургом, географом и историком, просветителем и государственным деятелем.
Физические и химические опыты, которые проводил Ломоносов и своей лаборатории, отличались высокой точностью. Однажды он проделал такой опыт: взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. Пластинки покрылись оксидом, но общая масса сосуда при этом не изменилась. Так был открыт закон сохранения материи — один из основных законов природы. Одного только этого открытия было бы достаточно, чтобы назвать Ломоносова великим ученым.
Ломоносов сконструировал и построил телескоп для наблюдения звёзд и планет. С помощью этого телескопа он открыл, что планета Венера окружена атмосферой, как и наша Земля. Лишь через сто с лишним лет астрономы смогли подтвердить это наблюдение.
Ломоносов всю жизнь неустанно боролся с отсталостью и невежеством за торжество науки. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, а обитаемых миров в ней бесчисленное множество, что как наша Земля, так и все существующее в природе не неизменно, а непрерывно меняется и развивается. Никто не заботился так, как Ломоносов, о практическом применении астрономии. Ломоносов справедливо считается одним из крупнейших астрономов своего времени.
Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц — молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении — медленнее.
До Ломоносова книги в России писали в основном на церковнославянском языке. Михаил Васильевич изучил живой разговорный язык и написал первую подлинно научную грамматику русского языка. Красоту и силу русского языка он показал в своих собственных стихах.
Недалеко от Петербурга Ломоносов построил фабрику, на которой по его рецептам изготавливали стекло разных цветов и оттенков. Из разноцветных стеклышек Ломоносов создал несколько прекрасных картин-мозаик, например изображение знаменитого Полтавского боя и портрет Петра I.
Немало сил приложил Михаил Васильевич, чтобы добиться открытия первого в России высшего учебного заведения — университета в Москве. Московский государственный университет — один из лучших в мире — с гордостью носит имя М.В. Ломоносова.
Соль
Поваренную соль, или, как сказали бы химики, хлористый натрий, назвать обычным веществом нельзя. Свойства у нее удивительные и судьба очень интересная. В Древнем Риме караваны с солью медленно брели по главной торговой дороге - Виа Солариа, что означает «соляной путь». Караваны сопровождали отряды воинов, чтобы соль — драгоценное сокровище — не стала добычей разбойников. В древности соль ценилась буквально на вес золота.
Для человека соль жизненно необходима. Если ее долго не хватает организму, человек может погибнуть. Нехватка соли вызывала и народные волнения — в истории известны «соляные бунты». Солью расплачивались вместо монет, из-за соли страны воевали друг с другом.
Времена эти прошли, сейчас соль добывают в достаточном количестве. И запасы ее на Земле поистине неисчерпаемы. Гигантские куполообразные глыбы, целые соляные горы есть и в недрах Земли, и на ее поверхности. Например, гора Ходжа-Мумин в Таджикистане, сплошь состоящая из каменной соли, поднимается на 900 м над уровнем моря.
В растворенном состоянии соль содержится в воде морей и океанов: в минеральных озерах, соленых ручьях. Вся эта соль в твердом состоянии заняла бы около 70 млн кубических километров. Таким количеством можно покрыть всю Землю слоем, толщина которого превышала бы 30-этажный дом! Соль добывают выпариванием, а также в соляных шахтах — примерно так же, как и каменный уголь. Кроме того, в соляных шахтах устраивают подземные санатории для больных астмой: соляной воздух в них целебен.
infourok.ru
Чем вы подкармливаете комнатные растения? Интересует органика.
Банановые шкурки мелко нарезают и высушивают. При пересадке растений насыпают слоем или просто перемешивают с почвой.
Можно воспользоваться еще одним способом. Высушенные шкурки измельчают в кофемолке. Получается темно-коричневый порошок, который можно подсыпать перед поливом в горшок с растением, либо разводить с водой и использовать в качестве жидкой подкормки.
Такая банановая подкормка подходит для цветущих растений, хорошо отзываются розы, радуют обильным цветением. Цветение провоцирует калий, которым богаты бананы
2. Подкормка растений сахаром
1 чайную ложку сахара равномерно насыпают на поверхность земли перед поливом. Или разводят 2 чайные ложки сахара на стакан воды. Такую подкормку проводят раз в неделю.Сахар распадается на глюкозу и фруктозу, в свою очередь глюкоза в растениях выполняет 2 функции:1. Служит строительным материалом тела, т. е. из глюкозы образуются сложные органические молекулы (крахмал, целлюлоза, липиды, белки, нуклеиновые кислоты).2. Источник энергии для всех процессов жизнедеятельности растений, т. е. построение тканей, поглощение питательных элементов из почвы, дыхание.
3. Натуральные удобрения. Зубной порошок.
1). Часто бывает, что комнатные растения стоят с поникшими листочками. Проблема – с корневой системой. Корневые гнили появляются от полива холодной водой, от сквозняков. Что часто может случиться в холодное время года. На помощь придет зубной порошок. На полстакана воды понадобится 2 столовые ложки зубного порошка 1 столовая ложка медного купороса 2 столовые ложки древесной золы. Зола даст питание корневой системе. Все тщательно размешиваем. Далее отодвиньте землю у корешка и смочите стебелек этим раствором. После этого прекратите поливы на неделю и переставьте растение в сухое место.
2). Комнатные цветы не любят кислую почву. Время от времени хорошо бы их подкормить зубной пастой. 1 литр воды – треть тюбика зубной пасты. Хорошо размешать, поливать растения теплой водой 22 градуса. Такая подкормка наиболее питательна для цветов. Кальций поступит в почву и даст питание корням.
4. Натуральные удобрения. Картофельный отвар.
Растения любят крахмал. Когда вы отвариваете картофель, раствор слейте и остудите, а затем можно им полить комнатные растения.Крахмал в растениях выполняет запасную функцию, это своеобразная "заначка энергии" растений на неблагоприятный период времени. Поэтому растения ведут себя так же как и люди - все для детей. Крахмал накапливается в клубнях, семенах, луковицах, плодах (незрелых), то есть в органах, ответственных за размножение растений.
5. Натуральные удобрения. Кофе.Добавьте использованную кофейную гущу в землю для комнатных растений. Она содержит много азота, а растения его очень любят. Лучше не заливать растение слишком сильно после добавления кофе, чтобы азот распределялся равномерно. Помимо этого кофе делает почву более рыхлой. Отмечено, что если вы сажаете томаты, обязательно добавьте кофе в почву, они его обожают.
6. Цитрусовые и прочие фрукты
Корочки мандаринов, апельсинов и даже бананов могут превратиться в прекрасное удобрение для домашних растений. Правда, для этого над ними придется немного «поколдовать».
Чтобы приготовить удобрение из цитрусовых, их цедру необходимо измельчить, наполнить ею примерно на треть литровую банку и залить эту банку доверху кипятком. Настояв такое «цитрусовое» удобрение на протяжении суток, вынимаем корки, воду в банке опять доводим по объему до литра, добавив чистой воды, и поливаем наши цветочки.
7. ЗолаПользу золы как удобрения недооценивают многие, а зря. Ведь именно в золе содержится калий, фосфор, магний, кальций, железо, цинк и даже сера. Причем калий и фосфор содержатся в золе в легкодоступной для растений форме, что делает золу одним из
otvet.mail.ru
"Разнообразие веществ" ( 3 класс)
Тема: Разнообразие веществ.
Цель: познакомить с веществами и их свойствами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить наблюдения и ставить опыты, анализировать, доказывать предположения, делать выводы.
Оборудование: карточки с заданиями; портрет М.В. Ломоносова; раствор йода, пипетки, продукты (картофель, яблоко и т. д.) для практической работы; соль, сахар и крахмал.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Индивидуальные задания
(Учитель раздает учащимся карточки с заданиями.)
1) Подчеркни красным карандашом твердые вещества, синим - жидкие, зеленым — газообразные.
Углекислый газ, соль, железо, медь, водород, серебро, молоко, вода. )) При меди примеры естественных, искусственных и небес-
1 Ч I 4* II
Фронтальный ШфОГ
Что такое тело? Какие бывают тела? Приведите примеры.
Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры.
Из чего состоят вещества? (Из молекул и атомов.)
(Учитель вывешивает на доску портрет М.В. Ломоносова.)
Поспушлйтс рлсскп ! о великом русском ученом М.В. Ло-
MOIUHOIU'
( t.ip.uirr подгш ошшшшй ученик выступает с докладом.)
Ш» Самоопределение к деятельности
Думал, что мел, потому что бел,
А в руки взял — он водой побежал. (Снег;)
Не лес, а шумит.
Не конь, а бежит. (Вода.)
Сегодня на уроке мы будем говорить о веществах, научимся их описывать.
Наука, которая изучает вещества, называется химией. (Учитель записывает термин на доске.)
Работа по теме урока 1. Беседа
Разнообразие веществ
Первое вещество, которое мы рассмотрим, — поваренная соль.
Поваренная соль — это одна из минеральных солей, встречающихся в природе. Некоторые из них люди добывают и используют как удобрение для растений.
Самое важное для человека свойство поваренной соли — то, что она соленая на вкус. Поэтому ее используют для подсаливания пищи.
В природе поваренная соль встречается не только под землей. Много ее содержится в морской воде, а также в воде соленых озер. Есть она и в почве, и в телах живых организмов.
(Далее заслушивают сообщение одного из учеников о поваренной соли.)
Следующее вещество — сахар.
(Сладкий вкус.)
В Индии детишки сегодня, как и много лет назад, любят сосать сахарный тростник. Его стебель на редкость сладкий и для лакомок все равно что наши леденцы.
В Индии чуть ли не каждая семья издавна сажает на своем клочке земли сладкий тростник. И на Кубе крестьяне сажают сладкий тростник. И в других жарких странах.
Придет время собирать урожай, крестьяне длинным ножом — мачете — срезают тростинку за тростинкой — и в котел. Выварят на огне — получаются белые сладкие кристаллики. Индийцы называют их «саркар», а мы — похожим словом «сахар».
Правда, у нас сахар варят не из сахарного тростника, который в наших краях не растет, а из сахарной свеклы.
Не подумайте, будто это та самая свекла, о которой в загадке сказано: «Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло». Нет, это другая свекла: не красная, а белая и очень сладкая. Наши прапрадедушки, бывало, нарежут ее дольками и с ней чай пьют. Как мы — с белыми кусочками сахара. А еще вместо сахара в те времена ели мед, пили сладкий сок клена, липы. Даже делали из этих соков пастилу.
Продавали сахар не в лавке, а в аптеке, вместе со всякими редкостными снадобьями. Его и принимали только как лекарство: очень дорого стоил. Чтобы было много тростникового сахара, надо много тростника. Недаром же наши друзья-кубинцы высаживают у себя на острове целые тростниковые рощи. Ну а чтобы было много свекольного сахара, надо много сахарной свеклы.
Спросят у вас в шутку: «Где растет сахар?» — смело отвечайте: «В поле!» Ведь сахарная свекла в поле растет. Комбайн ее из земли выбирает, кучками складывает. Приедет грузовик, отвезет свеклу на сахарный завод. Там-то из нее и сварят сахар.
Без сахара у нас и дня не проходит — и чай с ним пьем, и кофе. Да и конфеты, и мороженое, и печенье без сахара не сделать!
Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42.
Какие еще сладкие вещества встречаются в природе? (Глюкоза.)
Где в природе встречается глюкоза? (В различных частях растений. Особенно ее много в плодах винограда и в виноградном соке.)
Крахмал
Крахмал — это белый порошок. Его обычно используют, когда варят кисель. Это одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.
Ученые-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода поменяет цвет на сине-фиолетовый.
Практическая работа
(V'linriii. дппп К1пкч> н*1 группы но четыре человека. Каждая нолу'мгI k;i.mw пиЬудь голо (картофель, яблоко, хлеб, рисовая н.итц груша), пипетку и раствор йода. Продукты учитель берет I к) своему усмотрению.)
С помощью разбавленной настойки йода определите, есть ли крахмал в выданных вам продуктах.
Результаты исследования запишите и зарисуйте в рабочей тетради.
(Дети выполняют практическую работу и заполняют таблицу в рабочей тетради на с. 18.)
Работа по учебнику
Прочитайте в учебнике текст на с. 43—44.
Как называется большая группа веществ, встречающихся на кухне? (Кислоты.)
В каких продуктах какие содержатся кислоты? (В лимоне — лимонная, в яблоке — яблочная, в листьях щавеля — щавелевая, в прокисшем молоке — молочная.)
Назовите главное свойство кислот. (Кислый вкус.)
Какие кислоты вы знаете?
Любую ли кислоту можно пробовать на вкус? (Нет.)
Почему этого нельзя делать? (Кислоты едкие. Они разъедают кожу человека, ткани, древесину.)
Как образуются кислотные дожди? (Ответы учеников.) Основная причина возникновения кислотных дождей — это
загрязнение воздуха различными вредными газами, и одним из их источников является автомобиль. Выделяющиеся при сгорании топлива химические вещества на большой высоте во влажном воздухе превращаются в кислоты. Эти опасные вещества, которые находятся в облаках и тучах, переносятся ветром на тысячи километров и выпадают в виде кислотных дождей. Огромный вред приносят они лесам, паркам, садам. В разгар лета у растений вдруг желтеют и опадают листья. Побеги становятся хрупкими, словно стекло, ломаются, отмирая, до половины корней.
Кислота разрушает легкие людей, разъедает металлы, краски, разрушает несущие конструкции мостов, башен, антенн и даже узлы самолетов. Многие исторические памятники, существующие веками, находятся сейчас на грани гибели из-за кислотных дождей.
Физкультминутка
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы потопаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем И побежим кругом.
Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради Ml (с. 16).
Прочитайте задание. Найдите в учебнике часть текста о поваренной соли.
Назовите главное свойство соли. (Соленая на вкус.)
Где встречается соль? (В природе, под землей, в виде камня.)
Где содержится поваренная соль? {В морской, озерной воде, в почве, в телах живых организмов.)
Запишите эти сведения в таблицу.
Используя текст учебника, аналогично запишите сведения о сахаре и кислоте.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№2 (с. 16).
№3(с.17).
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
Рефлексия
Работа в группах
Прочитайте первое задание в учебнике на с. 44. Составьте описание вещества в виде загадки и загадайте ее классу.
Прочитайте второе задание на с. 44. Выполните его.
Как только не ругают крапиву, которая виновата лишь в том, что умеет себя защищать! А ведь крапива и вкусная, и полезная. Ее бы с удовольствием съели и коровы, и козы, и овцы, и свиньи. Да только поди-ка тронь ее. Зато, если крапиву измельчить да ошпарить кипятком, корм для скота получится такой, что, как шпорптш, i;i уши пс оттащишь. Попала крапива и на стол. Весной и * милидой крапины нарит отличные щи. Ведь крапива появляется 1К11п,иц% чем щавель на лугах, раньше огородной зелени.
А еще в старину из волокон крапивных стеблей делали прочные нитки, а из ниток ткали холст.
Чем жалится-жжется крапива? Ведь острых шипов-колючек у нее вроде бы и нет. Есть, только они такие маленькие, что еле видны. Крапива покрыта колючими волосками. В каждом волоске спрятана крошечная закупоренная «бутылочка» со жгучей кислотой. Горлышко бутылочки такое острое, что сразу впивается в кожу и ломается, а изнутри выливается та самая «жгучка», из-за которой на руках и ногах ребят появляются волдыри, а на глазах—слезы.
Игра «Определи на ощупь»
(Учитель проводит игру.)
Можно ли сделать то же самое, пробуя вещество на вкус? (Неизвестное вещество не следует пробовать на вкус, так как оно может оказаться ядовитым.)
Итак, вещества очень разнообразны. В повседневной жизни люди часто сталкиваются с поваренной солью, сахаром, крахмалом и различными кислотами.
Подведение итогов урока
С какими веществами мы сталкиваемся каждый день?
Назовите главные свойства сахара, поваренной соли, крахмала, кислоты.
Что новое вы узнали на уроке?
Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на с. 41—45, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 45.
infourok.ru