Как располагаются растения в лесу группами ярусами семьями. Школьные олимпиады по предмету Окружающий мир

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Олимпиада по окружающему миру для 1-4 классов. Как располагаются растения в лесу группами ярусами семьями


Олимпиада по окружающему миру для 1-4 классов

Школьная олимпиада по окружающему миру

4 класс

Фамилия, имя______________________________________ класс____________

  1. Запишите три символа любого государства.________________________________

  2. Назови понятия, соответствующие указанным определениям:

а) Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.____________________________________________________________________

б) Время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг солнца._______________

в) Особая территория, на которой растения и животные находятся под охраной.

  1. определения к указанным понятиям.

Горизонт - __________________________________________________________________

Глобус - ____________________________________________________________________

  1. Что делит Землю на Северное и Южное полушария?_________________________

  2. Моря какого из океанов не омывают берега России?_________________________

  3. Где можно увидеть деревья высотой по колено, толщиной с палец?

____________________________________________________________________________

  1. Это насекомое «поёт крыльями, а слушает ногами». Кто это?__________________

  2. Своей яркой окраской этот жучок предупреждает: «Не тронь меня, я несъедобный!» И не трогают его птицы. Что это за жучок?_____________________

  3. Какая птица к зиме белеет?_______________________________________________

  4. Вставьте пропущенные стадии развития животных:

а) икринка - ____________ - лягушка;

б) яйцо – личинка - __________________ - бабочка.

11. Почему море не переполняется, не выходит из берегов, хотя в него впадают многие реки?_________________________________________________________________

12. Не любят люди болота: комары, мошкора…. Но в то же время экологи призывают охранять болота. Почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Про облака сложено много загадок. Вот одна из них: «Без крыльев летят, без ног спешат, без паруса плывут». Почему же облака могут путешествовать по свету?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. К органам чувств не относятся:

а) кожа в) глаза

б) уши г) мышцы

15. Ты думаешь, у тебя их два? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. Что это?________________________________________________________________________

16. Найдите лишнее слово.

а) кирпич, глина, цемент, асфальт;

б) лемминг, бурундук, северный олень, песец;

в) Земля, Венера, Меркурий, Луна;

г) дуб, клён, лиственница, берёза.

17. Почему почва, содержащая много песка, быстро высыхает после дождя?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Какая вода испаряется быстрее: тёплая, холодная, горячая?_____________________________________________________________________

19. Объясните, почему рыхлый снег предохраняет почву от промерзания лучше, чем утрамбованный?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Догадайтесь, о чём идёт речь. Запишите ответ:

а) Место, где берёт начало река.______________________________________

б) Углубление, по которому течёт река.______________________________________________________________

в) Место, где река впадает в другую реку, озеро, море.______________________________________________________________

21. Составьте и запишите из этих букв слова - названия рек России (буквы можно использовать несколько раз).

НИЛВОГАБЬЕСЙДМУР

____________________________________________________________________________

Ответы школьной олимпиады по окружающему миру в 4 классе

Ответы

Баллы

1

Герб, гимн, флаг.

1 балл за каждое название

2

а) карта; б) год; в) заповедник.

1 балл за каждый ответ

3

Горизонт – это видимая граница неба и земной или водной поверхности.

Глобус - это вращающаяся модель земного шара с его картографическим изображением.

2 балла за каждый ответ

4

Экватор

2 балла

5

Индийский океан

2 балла

6

В тундре

2 балла

7

Кузнечик

2 балла

8

Божья коровка

2 балла

9

Белая куропатка

2 балла

10

а) головастик

б) гусеница (куколка)

1 балл за каждый ответ

11

Так как постоянно происходит круговорот воды в природе.

2 балла

12

Болота очень нужны рекам. Они – кладовые запасов пресной воды. Когда много воды, они её забирают, а когда наступает засуха – отдают её рекам. Без болот реки мелеют и пропадают.

3 балла

13

С помощью ветра.

1 балл

14

Мышцы.

1 балл

15

Уши.

2 балла

16

а) глина; б) бурундук; в) Луна; г) лиственница.

1 балл за каждый ответ

17

Так как песок хорошо пропускает воду.

1 балл

18

Горячая вода.

1 балл

19

Снег порист: между снежинками и даже внутри них много воздуха, который является плохим проводником тепла. Воздух, содержащийся в снегу, задерживает тепло. Утрамбованный снег содержит меньше воздуха и поэтому задерживает тепло хуже.

2 балла

20

а) исток; б) русло; в) устье

3 балла

21

Волга, Обь, Енисей, Амур, Нева, Лена, Урал.

1 балл за каждое название

infourok.ru

Школьные олимпиады по предмету Окружающий мир

2015-2016 год

Олимпиада для 2 класса по окружающему миру.

1.  Загадка. Напиши отгадку.

     Без рук, без ног под окном стучится, в избу просится.  ______________________

2. Подчеркни карандашом объекты неживой природы:

Солнце, камень, медведь, облако, изба, скала, колодец, туннель, конь, птица, самолет, молния.

3. Собери из букв названия растений:

    БУНКРСИА - ______________________         АИАМЛН - _______________________

    ЗАРЁБЕ - ___________________________     ЛЬТПАЮН - _________________________

4. Какое выражение является ошибочным? Отметь галочкой

- весной на деревьях набухают почки

- весной появляется зелёная травка

- весной появляются раннецветущие растения

- весной в жизни растений никаких изменений не происходит

5. Что отличает рыб от других животных?

__________________________________________________________________

6. Как располагаются растения в лесу? Подчеркни правильный ответ:

   Группами, ярусами, семьями.

7. Кто где ночует?  

Муравей – в муравейнике,   медведь  - в берлоге,   лошади - ______________, свиньи - ________________, пчелы - ____________________,

лисы - ________________, коровы - _________________,

собаки - __________________.

8. Кто как голос подает? Соедини слова первого столбика с соответствием из второго.

Сорока                       Заливается

Филин                        Гогочет

Соловей                    Тенькает

Воробей                    Чирикает

Синица                      Стрекочет

Гусь                           Ухает

2015-2016 уч.год

Олимпиада по окружающему миру

3 класс

1. Назови животных, в названиях которых всего 3 буквы.

2. Какого моря не существует? Подчеркни.

Красное море,  Белое море,  Черное море,  Синее море,  Желтое море.

3. Какое тело может быть в твердом, жидком или газообразном состоянии?_____________

4. Почему весной охота строго запрещена? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что для птиц зимой страшнее всего? ________________________________

6. Подумай, какие части растения употребляют в пищу:

У свеклы - ___________________,          у салата - ____________________,  

 у сливы - ____________________,       у розы - __________________________.

7. В горячую воду положили три ложки: железную, пластмассовую и деревянную. Через 3 минуты их захотели достать. Какая из ложек будет самая горячая? ____________________

8. Ответь на вопросы:

    1. Предмет, помогающий определить стороны света _____________

    2. Край виден, а дойти до него нельзя ______________________

    3.Слабовидящее животное______________________________

    4. И туча, и туман, и река, и океан. Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу

___________________________________

    5.Лесной доктор (птица)_______________________

    6.Птица, приносящая детей_______________________

    7.Зимующая птица_____________________

2015-2016 уч.год

Олимпиада по окружающему миру

4 класс

1.Запиши планеты Солнечной системы по порядку удаления от Солнца.

Марс Венера Меркурий Нептун Земля

2. Выпиши правильные ответы.

1. Полезные ископаемые – это 2. Культурные растения- это

а) нефть ; а) пшеница;

б) кирпич; б) крапива ;

в) газ ; в) хлопчатник;

г) известняк; г) подорожник;

д) камни. д) пырей

3. Напишите, на каком материке встречается каждая группа животных ?

а) кенгуру, коала, утконос, собака динго -

б) зубр, дятел, бурый медведь, бобр, глухарь -

в) горилла, жираф, крокодил, зебра, лев -

4. Вычеркни из каждого слова название растений поля, составь и напиши пословицу о труде.

Буячдеменьшь упоклерновер трупшединитьцася , буодеветс и хпылебрей родиротьжься.

5. Подчеркни только то, что может быть изображено на глобусе.

Дома, озёра, леса, горы, острова, деревни, дороги, реки.

6. Назови каждую группу обобщенным понятием

а)Альпы, Анды , Большой Кавказ , Гималаи _______________

б) Америка, Австралия, Африка, Евразия____________________

в) Великая Китайская , Восточно – Монгольская, Восточно-Европейская, Западно- Европейская__________________

7. Культурные растения появились потому что:

а) природа их создала специально для людей.

б) люди специально их отбирали и выращивали.

в) у них специально выращивали культуру.

г) они растут рядом с домами людей.

8. . Установи соответствие между названиями стран и названиями столиц

Париж

Япония

Рим

Франция

Москва

Германия

Токио

Россия

Лондон

Италия

Берлин

Англия

Ответы к олимпиаде ( 4 класс)

4 2 1 5 3

  1. Марс Венера Меркурий Нептун Земля

( За каждый правильный ответ по 1 баллу).

2. Выпиши правильные ответы( за каждое слово 0, 5 баллов).

1. Полезные ископаемые – это 2. Культурные растения- это

а) нефть ; а) пшеница;

б) кирпич; б) крапива ;

в) газ ; в) хлопчатник;

г) известняк; г) подорожник;

д) камни. д) пырей

3. Напишите, на каком материке встречается каждая группа животных ?

а) кенгуру, коала, утконос, собака динго - Австралия

б) зубр, дятел, бурый медведь, бобр, глухарь - Евразия

в) горилла, жираф, крокодил, зебра, лев - Африка

( 1 балл за правильный ответ)

4. Вычеркни из каждого слова название растений поля, составь и напиши пословицу о труде.

Буячдеменьшь упоклерновер трупшединитьцася , буодеветс и хпылебрей родиротьжься.

(Будешь упорно трудиться, будет и хлеб родиться.) 2 балла

5. Подчеркни только то, что может быть изображено на глобусе.

Дома, озёра, леса, горы, острова, деревни, дороги, реки.

( за каждое слово по 0,5 б.)

6. Назови каждую группу обобщенным понятием

а)Альпы, Анды , Большой Кавказ , Гималаи - горы

б) Америка, Австралия, Африка, Евразия - части света или материки

в) Великая Китайская , Восточно – Монгольская, Восточно-Европейская, Западно- Европейская - равнины ( по 1 баллу за правильный ответ)

1 б.

7. Культурные растения появились потому что:

Б)

8. Установи соответствие между названиями стран и названиями столиц.

Париж Франция

Рим Италия

Москва Россия

Токио Япония

Лондон Великобритания (Англия)

Берлин Германия

videouroki.net

Школьная олимпиада по окружающему миру

Олимпиада для 2 класса по окружающему миру.

Фамилия, имя_________________________ Количество баллов____________

1.  Загадка. Напиши отгадку.

     Без рук, без ног под окном стучится, в избу просится.  ______________________

2. В каком российском городе прошла зимняя олимпиада 2014 года?________________

3. Подчеркни карандашом объекты неживой природы: Солнце, камень, медведь, облако, изба, скала, колодец, туннель, конь, птица, самолет, молния.

4. Собери из букв названия растений:

    БУНКРСИА - ______________________         АИАМЛН - _______________________

    ЗАРЁБЕ - __________________     ЛЬТПАЮН - ____________________

5. Что отличает рыб от других животных?

________________________________________________________________

6. Как располагаются растения в лесу? Подчеркни правильный ответ:

   Группами, ярусами, семьями.

7. Напиши 3 символа любого государства._________________________________________

9. Кто где ночует?  Муравей – в муравейнике,   медведь  - в берлоге,  

   лошади - _______________, свиньи - ________________, пчелы - ____________________, лисы - _______________, коровы - _________________, собаки - __________________.

10.Кто как голос подает? Соедини слова первого столбика с соответствием из второго.

Сорока                       Заливается

Филин                        Гогочет

Соловей                    Тенькает

Воробей                    Чирикает

Синица                      Стрекочет

Гусь                           Ухает

Олимпиада 2 класс Окр. мир

1. Ветер

2. Сочи

3. Солнце, камень, облако, скала, молния.

4. Брусника, берёза, малина, тюльпан

5. Жабры, плавники, чешуя

6.Ярусами

7.Герб, флаг, гимн

9.Лошади — конюшне(в стойле), свиньи — свинарнике, пчелы — в улье, лисы — в норе, коровы — в сарае, собака — в конуре.

10.Филин ухает, гусь гогочет, соловей заливается, воробей чирикает, сорока стрекочет, синица тенькает.

infourok.ru

Олимпиада по окружающему миру 2 класс

Олимпиада по окружающему миру во 2 классе

1. Собери из букв названия животных. 

БРУСКА

ОБКАСА  

ВЮРДЛЕБ

МВДЕЬЕД

2. Что бывает вначале гром или молния? __________________________

3. Назовите 10 съедобных грибов.____________________________________________________

 

4. Подчеркни карандашом объекты неживой природы: Солнце, камень, медведь, облако, изба, скала, колодец, туннель, конь, птица, самолет, молния.

5. Как располагаются растения в лесу? Подчеркни правильный ответ:

   Группами, ярусами, семьями.

6. Напиши 3 символа любого государства.__________________________________________

7. Кто как голос подает? Соедини слова первого столбика с соответствием из второго.

Сорока                       Заливается

Филин                        Гогочет

Соловей                    Тенькает

Воробей                    Чирикает

Синица                      Стрекочет

Гусь                           Ухает

8. Что отличает рыб от других животных?________________________________________

9. Какие металлы тебе известны?

     1) гранит                     2) железо                      3) нефть

10. В холодную погоду на улице при дыхании образуется туман. Из чего он состоит?

     1) воздух                      2) снег                          3) капли воды

11. Подчеркни карандашом названия планет Солнечной системы:

     Меркурий, Плутон, Альдебаран, Луна, Земля, Марс, Сириус, Венера, Юпитер, Солнце, Сатурн.

12. Какая птица подкидывает свои яйца в чужие гнезда? _______________________

13.  Как называется должность главы города?____________________

14. Сколько ног у паука?_____________________________________

15. Край виден, а дойти до него нельзя. Что это?___________________________________

16.Что из перечисленного относится к живой природе?

1) звезды, планеты

2) горы, океаны

3) растения, грибы

4) вода, воздух

5) равнины, реки

17.Что является источником тепла для всего живого на Земле?

1) Луна

2) Венера

3) Солнце

4) небо

5) звезды

6) океаны

18.Что называется погодой?

1) вид и количество осадков

2) сочетание температуры, осадков, ветра

3) температура воздуха и воды

4) направление ветра

infourok.ru

Олимпиада по окружающему миру "2 класс"

Олимпиада для 2 класса по окружающему миру.

Фамилия, имя_________________________ Количество баллов_________

  1. Найди в словах спрятавшихся животных.

ЛУЖИ, РАЗМЕННАЯ, КОБУРА, КУЛЬТУРА.

____________________________________________________________________

  1. «В мире деревьев». Ответь на вопросы.

а) Название этого дерева происходит от слова «лист», а вот «листьев» на нём как раз и нет. ____________________________________________________________________

б) Это могучее дерево в народе называют «прадед прадедов». А форменную фуражку лесничего украшает кокарда в виде его листа. ____________________________________________________________________

в) С этим стройным деревом часто сравнивают красивых юных девушек. А ещё на коре этого дерева в старину писали, используя вместо бумаги. ____________________________________________________________________

г) Это дерево цветёт позже других деревьев, но зато распространяет такой аромат, что быстро привлекает много пчёл. Его цветки используют как средство от простуды.

3. Загадка. Напиши отгадку. Без рук, без ног под окном стучится, в избу просится. ______________________

4. Подчеркни карандашом объекты неживой природы: Солнце, камень, медведь, облако, изба, скала, колодец, туннель, конь, птица, самолет, молния.

5. Собери из букв названия растений:

БУНКРСИА - ______________________ АИАМЛН - _______________________ ЗАРЁБЕ - ___________________________ ЛЬТПАЮН - ______________________

6.Что отличает рыб от других животных?________________________________________

7. Как располагаются растения в лесу? Подчеркни правильный ответ:

Группами, ярусами, семьями.

8. Напиши 3 символа любого государства._____________________________________

9. Кто где ночует? Муравей – в муравейнике, медведь - в берлоге,

лошади - _______________, свиньи - ________________, пчелы - ____________________, лисы - _______________, коровы - _________________, собаки - __________________.

10.Кто как голос подает? Соедини слова первого столбика с соответствием из второго.

Сорока Заливается

Филин Гогочет

Соловей Тенькает

Воробей Чирикает

Синица Стрекочет

Гусь Ухает

infourok.ru

Лес ‒ природное сообщество. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

Образовательные:

  • сформировать представление о природном сообществе как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов и, на основе этого, развивать представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении;
  • показать красоту леса и разнообразие растений леса.

Развивающие:

  • развивать наглядно-образное мышление при решении познавательных задач;
  • развивать любознательность учащихся;
  • развивать речь, умение сравнивать, классифицировать и делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природной среде, к лесным богатствам;
  • воспитывать чувство ответственности за жизнь животных леса;
  • воспитывать нравственно при формировании таких качеств личности, как коллективизм, дисциплинированность и ответственность.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, эвристическая.

Оборудование:

  • учебники, карта Ростовской области, карта «Природные зоны»;
  • компьютер, гербарий, мультимедиа проектор;
  • карточки с названиями животных и растений для составления цепей питания.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

- Сегодня мы совершим с вами прогулку. Куда? Догадайтесь!

Есть у меня зелёный друг, Весёлый друг, хороший Он нам протянет сотни рук И тысячи ладошек.

(Приложение. Слайд)

- Кто сможет объяснить, что такое лес? Давайте посмотрим толкование этого слова в интернете. Итак, учёные называют лес – природным сообществом. (Щелчок.)

- А что это значит? (Это значит, что все обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.)

2. Ведение в тему урока.

- Сегодня на уроке мы попытаемся с вами доказать связь, которая существует в лесном сообществе.

(Слайд)

3. Изучение нового материала.

(Слайд)

Учитель: Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные берёзки, сумрачные ели, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри, одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина – лес.

- Какие растения растут в лесу? (Деревья, кустарники, травянистые растения, грибы, мхи, лишайники.)

Учитель: Не мешают ли растения друг другу расти? Почему? Растения в любом лесу располагаются этажами или ярусами. Главное, они не должны мешать друг другу.

Верхний или первый ярус образуют деревья, выносящие свои кроны к свету: дуб, липа, старая берёза. Под ними второй ярус: рябина, черёмуха. Третий ярус – кустарники: орешник, малина. Четвёртый – травянистые растения. Пятый ярус – грибы, мхи, лишайники.

- А кто из вас знает особенности лишайников? (Растут только там, где чистый воздух.) Ни к одному из ярусов нельзя отнести лишайники, которые поселяются на стволах деревьев. Интересно, что они не причиняют вреда деревьям, а только используют их как место для жизни. Самым низким ярусом является почва, со всеми населяющими её живыми организмами.

В хвойном лесу количество ярусов гораздо меньше. В лучшем случаи под высокими деревьями растут теневыносливые кустарники черники и некоторые травянистые растения: майник, кислица.

Но чем больше ярусов в лесу, тем больше тень. Даже самые лёгкие воздушные листочки, например, у берёзы, всё же дают тень.

- Вы знаете, что растения не могут жить без света. Как же природа решила этот вопрос? (Растения приспособились к разному освещению. Есть растения тенелюбивые, есть растения теневыносливые.)

В лесу тень определяет время цветения растений нижних ярусов. Ранней весной, когда только сойдёт снег, вырастают теневыносливые раннецветущие растения: медуница, гусиный лук, ветреница.

- Как вы думаете почему? (Они спешат расцвести и образовать семена, пока в лесу светло и деревья не покрылись листвой.)

- Среди первоцветов есть и деревья – ива; кустарники – орешник. Жизнь растений в лесу обеспечивается условиями неживой природы. (Слайд 5)

Но и лес влияет на состояние неживой природы. Каким образом?

Ученик: В жаркий день в лесу прохладно. Зимой лес защищает нас от холода и сильного ветра. Значит, летом в лесу температура воздуха ниже, а зимой выше, чем на открытом месте.

Учитель: В сухую погоду возьмём комочек почвы в лесу и на открытом месте, сожмём их в кулак – и убедимся, что в лесу почва более влажная, чем на открытом месте. Лес охраняет влагу в почве. Солнечные лучи, ветер, дождь тоже несут информацию. Солнце указывает растениям, когда, надо распускать почки, а когда сбрасывать листву.

(Слайд)

(Хорошо читающий ученик читает с экрана телевизора.)

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный, Средь пятен солнечных и строгой тишины Встречает грудь твоя так радостно и жадно Дыханье влажных трав и аромат сосны. Нога твоя скользит по россыпи иголок Или шуршит травой, стряхая капли рос. А сумрачный навес широколапых ёлок Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз. Привет тебе, приют покоя и свободы, Родного севера неприхотливый лес! Ты полон свежести, и все в тебе живое, И сколько у тебя загадок и чудес!

Роберт Рождественский.

Учитель: На какие группы можно разделить деревья по их внешнему виду, упомянутые автором этих строк? (Щелчок.)

- Чем отличается хвоя от листьев? (Формой, количеством, хвоя покрыта восковым налётом.)

- Как называется лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья?

- А какой лес, по вашему мнению, выглядит «веселее», хвойный или лиственный? Почему? (В лиственных лесах больше разных видов деревьев, у них разная форма листьев, плодов, цветов, они светлее и наряднее. В лиственных лесах много пищи для насекомых и поэтому больше птиц и зверей.)

- Лес полон звуков – голосов птиц. Давайте послушаем музыку леса и представим, что мы находимся в лесу. И попробуем определить, какое растение к какому ярусу относится.

(Работа в парах. На столах у детей лежат по 3-4 растения из гербария. Проверка.)

- А без кого не может существовать лес? (Слайд)

Весь лес – от верхушки деревьев до земли, включая почву, заселён животными. Животные леса, как и растения, обитают ярусами. Давайте попробуем с вами определить какие животные, в каком ярусе обитают. (Слайд)

4. Работа в группах.

(Приложение 1)

1 группа – составляют список животных обитающих в верхнем ярусе; 2 группа – ведут наземный образ жизни; 3 группа – обитают под землёй.

Проверка.

Учитель: К середине прошлого столетия человек практически уничтожил это животное. Затем понял, что природа была мудра, придумав его. (Рассказ о волке.)

- Люди нередко меняются квартирами, переезжая из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные жители? Представьте, что белка захотела поменяться квартирой с кротом. Смогли бы они это сделать? Почему?

(Слайд)

- Составьте цепи питания. (Приложение 2)

1 группа – животные, обитающие в верхнем ярусе; 2 группа – наземные животные; 3 группа – животные, обитающие под землёй.

Проверка.

Учитель: Из данных условных диаграмм, выберите ту, которая соответствует теме нашего урока. Объясните свой выбор. (Слайд 11)

(Приложение 3)

Проверка. (Щелчок.)

5. Физкультурная минутка.

Упражнение на релаксацию – звучит музыка.

- Закройте глаза. Представим себе, что мы попали в лес. Легко дышится в прогретых солнцем лесах. Настоящая сказка ждет человека в глубине торжественных и тихих лесов. С неба льется прямыми потоками свет, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми кажутся верхушки деревьев. На опушку падают косые лучи, и ближайшие стволы сосен озаряются мягким золотистым огнем. Вас охватывает прохлада листвы. От запахов цветов, трав, хвои и коры исчезает усталость. Вы прислушиваетесь и слышите в тишине перезвон лесных жаворонков. Вы любуетесь и не можете налюбоваться росистыми тенями. Маленькие стрекозы с красными крылышками спят на пнях. Великая сила жизни видна во всем.

- Откройте глаза. Мы снова на уроке.

Учитель: У каждого человека есть семья и дом. Семья живёт дружно, сообща. А можно ли лес назвать домом? Какой вывод можно сделать? (Лес – природное сообщество и все его обитатели живут вместе.)

Но в сообщество леса входит ещё и особая группа живых существ, они не относятся ни к растениям, ни к животным. Что это за группа?

(Слайд)

- Каково значение грибов в жизни леса?

Учитель: Грибы, которые вы обычно видите в лесу, состоят из шляпки и ножки, а в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити – это грибница – подземная часть гриба.

- Оказывается, грибы очень нужны в лесу. (Чтение статьи хорошо читающим учеником.)(Приложение 4)

... В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего-то им не хватало. И учёные заметили: нет в молодом лесу ни одного гриба! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил.

Оказывается, грибы очень нужны в лесу. Дело в том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев и кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений – гриб-мухомор.

А ещё грибы необходимы лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, слизни, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.

Кроме того, грибы способствуют разложению растительных остатков: пней, упавших стволов и сучьев, отмершей листвы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу.

Учитель: А кто ещё участвует в круговороте веществ? (Насекомые и их личинки, которые живут в лесной подстилке, а также микробы.)

- Итак, мы с вами составили схему природного сообщества леса.

- Давайте впишем недостающие звенья в экологической пирамиде или пирамиде природного равновесия. (Слайд)

Учитель: Оказавшись в лесу, бережно относитесь не только к деревьям, но и к малой травинке и насекомым, обитающим в нём. Ведь многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой:

Дружат пчелки и цветок. Дружат лист и мотылек, Дружат реки и леса, Дружат в хоре голоса. Дружат ели и клесты...

- Каким образом они дружат? На схеме осталось не раскрыто одно звено. Как вы думаете, что это за звено? (Щелчок.)

- Каково значение сообщества для человека?

Учитель: Наше время называют веком информации. Для её сбора, хранения, обработки созданы системы связи, изобретены компьютеры. Но, оказывается, что ничего нового люди не изобрели. Природные сообщества миллионы лет обмениваются информацией. К сожалению, человек пока ещё плохо понимает «лесной язык». А ведь из покон веков лес был и остаётся верным другом и защитником человека. Взамен требует только одного – бережного отношения с ним.

Закрепление. Что же делает человек, чтобы сохранить лес?

6. Работа по карте Ростовской области.

(Слайд)

  • Государственный музей-заповедник им. М. А. Шолохова, на территории Вешенского района. Он организован в 1984 г.
  • Государственный природный заповедник «Ростовский» на территории Орловского района, среди сухих степей и полупустынь. Он организован в 1995г.
  • Маныч-Гудило – место массовых гнездований и миграции водоплавающих птиц (около 40 тыс. особей). Обитающие 29 видов животных занесены в Красную книгу.
  • В Ростовской области с 1995 г. Находятся под охраной 1 заповедник Федерального значения, 7 охотничьих заказников Федерального значения, 24 заказника областного значения, 90 памятников природного местного значения.
  • В Ростовском зоопарке примерно 400 видов животных, в том числе, примерно 70 из Красной книги.

- Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков – важнейшая задача человечества. (Слайд)

Любить лес, охранять его – это долг каждого Российского Человека – хозяина Великой страны.

7. Рефлексия.

Учитель: Понравился урок?

На доске три листика: «Понравился, не понравился, не знаю». Приклейте на ёлочку или грибок тот листик, который передаёт ваше отношение к уроку.

8. Домашнее задание: подготовить сообщение об одном из растений или животном, нуждающемся в защите.

14.05.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта