Анатомия и морфология растений практикум. Практикум по анатомии и морфологии растений, 2002. Бавтуто Г. А. и др. Практикум по анатомии и морфологии растений, 2002

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Книга: Жуйкова Т.В. «Ботаника: анатомия и морфология растений. Практикум. Учебное пособие для вузов». Анатомия и морфология растений практикум


Практикум

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

АНАТОМИЯ И МОРФОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для студентов специальности 1 – 31 01 01-02

«Биология (научно-педагогическаядеятельность)»

Гомель 2007

УДК 581.8 + 581.4 (075.8) ББК 28.56 я73

А 643

Авторы: Н.М. Дайнеко, Ю.М. Бачура, С.В. Жадько, А.Г. Цуриков, Н.В. Лашкевич

Рецензенты:

Л.А. Евтухова, доцент, кандидат сельскохозяйственных наук; кафедра ботаники и физиологии растений учреждения образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

Рекомендовано к изданию научно-методическимсоветом учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

Анатомия и морфология растений: практическое пособие для студентов

А643 специальности 1 – 31 01 01-02«Биология(научно-педагогическаядеятельность)» / Н.М. Дайнеко [ и др.];М-вообразов. РБ, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины. – Гомель: УО

«ГГУ им. Ф. Скорины», 2007. – 143 с.

ISBN

Практическое пособие состоит из 22 занятий. Последовательно рассматриваются программные вопросы анатомии и морфологии растений: растительная клетка, ткани растений, вегетативные (корень, побег) и генеративные (цветок, соцветия, плод, семя) органы, даны методические указания по проведению лабораторных занятий, вопросы

 

для самоконтроля.

 

Практическое пособие подготовлено для студентов специальности 1 – 31 01 01-02

 

«Биология научно-педагогическаядеятельность)»

 

УДК 581.8 + 581.4 (075.8)

 

ББК 28.56 я73

ISBN

© Дайнеко Н.М., Бачура Ю.М., Жадько С.В.,

 

Цуриков А.Г., Лашкевич Н.В., 2007

 

© УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 2007

Cодержание

Тема 1. Устройство светового микроскопа…………………...……….5

Тема 2. Пластиды………………………………………………………11

Тема 3. Запасные вещества клетки…………………………….……..16 Тема 4. Образовательная ткань – меристема………………………...22

Тема 5. Покровные ткани……………………………………………...28

Тема 6. Механические ткани………………………………………….36

Тема 7. Проводящие ткани…………………………………………....42

Тема 8. Морфологическое строение побега………………………….49

Тема 9. Морфология корня………………………………………........57

Тема 10. Специализация и метаморфоз корня……………………….63

Тема 11.Строение стебля травянистых двудольных и однодольных растений ……………………......................................... 70

Тема 12. Многолетний стебель древесных растений………………..80

Тема 13. Морфология листа………………………………………….. 85

Тема 14. Анатомическое строение листа……………………………. 92

Тема 15. Метаморфоз побега………………………………………...100 Тема 16. Андроцей. Гинецей………………………………………...105 Тема 17. Цветок………………………………………………….........113

Тема 18. Составление формул и диаграмм цветка…………………128

Тема 19. Строение соцветий и их типы……………………………..133 Тема 20. Плоды, классификация плодов……………………………138

Тема 21. Семя и проросток…………...……………………………...144

Тема 22. Морфологическое описание и определение растений…...151

Введение

Морфология растений – один из фундаментальных биологических курсов. Знание морфологии необходимо для изучения систематики, филогении растений и экологии. Без достаточно глубокого знания морфологии невозможно квалифицированно решать вопросы рационального использования растительных ресурсов и охраны природного растительного покрова, успешно проводить работы по интродукции растений.

Изучение морфологии растений дает представление о происхождении высших растений, их приспособленности к жизни на суше, проявляющейся во внешнем облике и внутреннем строении растений, а также в особенностях их размножения. На лабораторных занятиях студенты знакомятся с общими принципами организации растений, овладевают ботаническими терминами и понятиями. На занятиях пользуются свежим материалом, гербарными образцами растений, материалом, фиксированным в спирте, и готовыми микропрепаратами.

Закрепление пройденного материала и его дополнение осуществляются во время летней полевой практики, на которой студенты знакомятся не только с большим разнообразием морфологических структур, встречающихся у высших растений, но и с их приспособлениями к жизни в определенных экологических условиях.

В предлагаемом руководстве перечню и описанию объектов, используемых на занятиях, предшествует краткое изложение теоретического материала, в котором обобщены сведения, имеющиеся в специальной литературе. Это значительно облегчает работу студентов и сокращает время, отводимое на объяснения.

Результаты исследования морфолого-анатомическихособенностей растений студенты оформляют в виде рисунков, которым следует предъявить строгие требования, считая зарисовку объектов одним из важнейших методов исследования. Графический рисунок, выполненный с предельной точностью и аккуратностью, дает наглядное представление о том, насколько правильно и полно исследован объект.

Изложение материала построено в соответствии с программой курса. В разделах анатомии и морфологии растений даны сведения по строению растительной клетки, ее основным структурным элементам, по растительным тканям, их строению и функциям. Особо уделяется внимание морфологии и анатомии вегетативных органов растений (корень, побег, стебель, лист).

Студенты, отработавшие лабораторные занятия, приобретают достаточную теоретическую подготовку и навыки, необходимые для их будущей самостоятельной работы.

Тема 1 Устройство светового микроскопа

1Правила работы с микроскопом

2Приготовление препаратов

3Строение клетки листа элодеи канадской

Основные понятия по теме

Микроскоп —оптико-механическийприбор, позволяющий увеличивать рассматриваемый объект и изучать отдельные его детали размером менее 0,15 мм, что недоступно невооруженному глазу даже при хорошем освещении.

При работе с лучшими оптическими приборами расстояние между двумя точками или линиями, на котором они четко видны, равняется десятым долям микрометра. Способность микроскопа давать раздельные изображения двух соседних элементов называется его разрешающей способностью. Она в 300—500раз выше разрешающей способности глаза.

Увеличение микроскопа ограничено пределом полезного увеличения, который у современных микроскопов достигает 1400 раз. Проецируя изображение объекта под микроскопом на экран, можно получить увеличение предмета в десятки тысяч раз. Это так называемое бесполезное увеличение, поскольку никакие новые детали строения объекта при этом не проявляются.

Оптическая система микроскопа состоит из двух частей:

осветительной и наблюдательной.

Осветительная часть микроскопа (рисунок 1.1) состоит из конден-

сора 14 с ирисовой диафрагмой и зеркала15.

Конденсор располагается на кронштейне16, который перемещается с помощью рукоятки17, состоит из двух линз в цилиндрической оправе и служит для наилучшего освещения объекта.

Подъем кронштейна с конденсором ограничен упором. В крайнем верхнем положении конденсора между его фронтальной линзой и плоскостью предметного столика остается зазор 0,03–0,2мм. Откидная рамка в нижней части оправы конденсора предназначена для светофильтра дневного света или для матового стекла.

Ирисовая диафрагма двухлинзового конденсора представляет собой систему многочисленных тонких пластинок, подвижно укрепленных в круглой оправе. С помощью рукоятки можно изменять размеры отверстия диафрагмы и регулировать пучок света, идущий от зеркала в конденсор. Под диафрагмой находится дополнительная откидная линза18 в оправе. Ее включают при работе с объективами малого увеличения.

Рисунок 1.1 –

Устройство микроскопа: 1 – основание штатива,

2 – коробка

с механизмом микрометрической фокусировки,

3 – микровинт, 4 – предметный столик, 5 и 6 – винты предметного столика, 7 – тубусодержатель, 8 – макровинт, 9 – головка, 10 – револьвер,

11

– тубус, 12 – гнездо для моноили бинокулярной

насадки, 13 – винт

фиксации тубуса, 14 – конденсор,

15 – зеркало,

16

кронштейн,

17

– рукоятка кронштейна, 18 –

откидная

линза,

19

– окуляр,

20 – объектив (из Г. А. Бавтуто, Л. М. Ерей, 2002)

 

 

 

 

Зеркало 15 в оправе устанавливается под конденсором. Оно подвижно соединено со штативом микроскопа при помощи вилки и имеет две отражающие поверхности: плоскую и вогнутую. Его назначение — направлять лучи, идущие от источника света, в конденсор. Плоская сторона зеркала используется при работе с объективами большого увеличения (60×, 90×), которые дают малые поля зрения и всегда требуют применения конденсора. Вогнутая сторона используется при работе без конденсора с объективами малых увеличений (8×, 10×, 20×, 40×). Лучи света, пройдя через конденсор и преломившись в его линзах, освещают препарат, размещенный на предметном столике, проходят сквозь него и входят в объектив.

Наблюдательная часть микроскопа представлена следующими элементами (рисунок 1.1):

Объектив 20 – важнейший элемент оптической системы микроскопа. Он состоит из нескольких линз, вправленных в металлическую гильзу, и дает обратное изображение предмета, выявляя особенности его строения, недоступные невооруженному глазу. Оптические свойства объектива зависят от количества и качества линз. Большое значение имеет и его рабочее положение, т.е. расстояние от нижней (фронтальной) линзы до верхней поверхности предметного стекла. Поэтому при работе рекомендуется пользоваться покровными стеклами, толщина которых меньше рабочего расстояния объектива(0,17-0,18мм).

Окуляр 19 состоит из линз и диафрагмы, заключенных в цилиндрическую оправу. Верхняя линза служит для наблюдения, нижняя («коллектив») – фокусирует изображение; переданное объективом.

Диафрагма определяет границы поля зрения.

Оптическая система микроскопа строго центрирована и вмонтирована в штатив, представляющий собой механическую часть микроскопа

(рисунок 1.1).

Штатив состоит из основания1 прямоугольной формы, на котором снизу расположены три опорные площадки (обеспечивают устойчивость микроскопа на рабочем столе). Сверху к основанию крепится коробка2 с механизмом микрометрической фокусировки. С одной стороны коробки располагается направляющая, по которой перемещается кронштейн конденсора, а с другой – паз для перемещения направляющей с тубусодержателем.

Механизм микрометрической (тонкой) фокусировки состоит из системы зубчатых колес и рычага, приводящихся в действие вращением рукояток 3.Справа на оси рукояток укреплен барабан со шкалой, состоящей из 50 делений. Каждое пятое деление обозначено цифрами – от «0» до «9». Один оборот барабана соответствует перемещению тубуса на 0,1 мм. Общее расстояние перемещения тубуса от упора до упора 2 мм.

С помощью механизма микрометрической фокусировки тубус вместе с механизмом грубой фокусировки может перемещаться. При вращении рукояток по часовой стрелке тубус опускается, против часовой стрелки – поднимается.

Сменные предметные столики фиксируются на кронштейне, укрепленном на коробке механизма микрометрической фокусировки. Верхний диск круглого предметного столика4 можно вращать рукой, взявшись за накатанную часть, для чего необходимо опустить винт5. При помощи винтов5 и6 столик можно центрировать, что позволяет привести в поле зрения нужный участок препарата. На столиках имеются механизм координатного перемещения препарата, а также отверстия для установки

пружинных клемм (прижимают препарат) и для крепления накладного препаратоводителя.

Тубусодержатель (дуга) 7 имеет прямоугольную форму. В нижней его части находятся направляющая и трубка с двумя рукоятками8 для грубой фокусировки микроскопа. В верхней части тубусодержателя укреплена головка9 с направляющей типа «ласточкин хвост» для револьвера10 и с гнездом для наклонной моноили бинокулярной насадки, которая крепится винтом12.

На револьвере есть четыре отверстия с резьбой для ввинчивания объективов. Центрированное положение объективов обеспечивается фиксатором (защелкой), расположенным внутри револьвера. Правильное положение револьвера относительно оси тубуса фиксируется винтом13, закрепленным контргайкой.

Тубус (труба) 11 представляет собой полый цилиндр, в верхнее отверстие которого вставляются окуляры, в нижнем – закреплен револьвер.

Во время работы с микроскопом необходимо соблюдать следующие правила:

–работают с микроскопом всегда сидя. Сидеть следует на удобном стуле или табурете, не напрягаясь;

–микроскоп устанавливается напротив левого плеча, чтобы было удобно рассматривать объект левым глазом. С правой стороны на столе располагают инструменты (оборудование), необходимые для занятия, и альбом для зарисовок;

–для подготовки микроскопа к работе следует: а) протереть зеркало и оптические линзы; б) фронтальную линзу конденсора установить на 5 мм ниже столика микроскопа; в) отодвинуть кольцо со светофильтром,

находящееся под конденсором; г) открыть ирисовую диафрагму; д) установить объектив малого увеличения на расстоянии 1 см от предметного столика; е) глядя в окуляр левым глазом, не закрывая правый, движением зеркала направить свет на объектив и добиться равномерного освещения поля зрения;

–положить препарат на предметный столик так, чтобы объект изучения находился напротив фронтальной линзы конденсора, опустить объектив до предметного стекла (не касаясь его!) и, глядя в окуляр, осторожно вращать кремальеру на себя до появления четкого изображения;

–для работы при большом увеличении необходимо объект или нужную для изучения часть его расположить в центре поля зрения и с помощью микровинта добиться четкого изображения. Затем, не поднимая тубуса, повернуть револьвер для смены объектива. О правильной установке последнего судят по легкому щелчку. Ясность изображения фокусируют вращением макровинта, резкость регулируют с помощью диафрагмы;

– по окончании работы микроскоп снова переводят на малое увеличение и после этого снимают препарат с предметного столика;

Следует помнить, что микроскоп – тонкий оптический прибор. Переносить его следует двумя руками (одной – берут микроскоп за «ручку», другой – поддерживают основание). Ни в коем случае нельзя пытаться силой устранить какие-либозатруднения. Части микроскопа (особенно линзы) необходимо вытирать только мягкой хлопчатобумажной тряпочкой. Хранить микроскоп следует в футляре или под чехлом, стеклянным колпаком.

Практическое занятие 1

Цель: ознакомиться с устройством светового микроскопа и правилами работы с ним. Изучить строение клеток листа элодеи канадской.

Материалы и оборудование: листья элодеи канадской, микроскопы, пинцеты, лезвия, препарировальные иглы, предметные и покровные стекла, чашечки с водой и пипеткой, фильтровальная бумага.

Работа 1 Строение клетки листа элодеи канадской (Elodea canadensis Michx.)

Ход работы

1 Снять пинцетом лист с веточки элодеи, положить его верхней стороной на предметное стекло в каплю воды, накрыть покровным стеклом.

2 Под микроскопом при малом увеличении изучить форму листа, выявить среднюю жилку, обратить внимание на общую конфигурацию клеток листа и межклетников. В клетках хорошо видны беспорядочно располагающиеся хлоропласты, погруженные в бесцветную цитоплазму. Схематично зарисовать внешний вид листа (рисунок 1.2, А), передать на рисунке его форму, зубчики по краям, прозенхимные клетки жилки и паренхимные – мякоти, а также межклетники, заполненные воздухом.

3 При большом увеличении рассмотреть и зарисовать краевую клеткузубчик (рисунок 1.2, Б). На рисунке отметить клеточную оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль, пластиды. Обратить внимание на форму и положение ядра в клетке.

Рисунок 1.2 – Лист элодеи канадской (Elodea canadensis). А – общий вид листа при малом увеличении; Б –клетка-зубчик(1 – зубчик, 2 – ядро, 3 – вакуоль, 4 – хлоропласт) (из Г. А. Бавтуто, Л. М. Ерей, 2002)

Вопросы для самоконтроля

1Каковы основные системы микроскопа?

2Каков порядок настройки микроскопа на свет?

3Как вы понимаете выражение «рассмотрите объект в оптическом сечении»?

Литература

1 Бавтуто, Г. А. Практикум по анатомии и морфологии растений: учеб. пособие / Г. А. Бавтуто, Л. М. Ерей. – Мн. : Новое знание, 2002. –

С. 5 – 28.

2 Хржановский, В. Г. Практикум по курсу общей ботаники: учеб. пособие / В. Г. Хржановский, С. Ф. Пономаренко. – М. : Высш. школа, 1979. – С. 5 – 15.

studfiles.net

Практикум по анатомии и морфологии растений, 2002. Бавтуто Г. А. и др. Практикум по анатомии и морфологии растений, 2002

  • Лекции для студентов 1 курса биологического факультета

  • специальностей «Микробиология», «Биохимия»

  • Лекции 30 час., лабораторные занятия 30 час.

  • Экзамен в зимнюю сессию.

Основная

  • Основная

  • Сауткина Т.А., Поликсенова В.Д. Морфология растений. 2012.

  • Сауткина Т.А., Поликсенова В.Д. Морфология растений. Курс лекций, 2004, Ч. 1; 2005, Ч. 2.

  • Сауткина Т.А., Поликсенова В.Д. Размножение растений. 2001.

  • Бавтуто Г.А. Ботаника. Морфология и анатомия растений, 1997.

  • Васильев А.Е. и др. Ботаника. Анатомия и морфология растений, 1978, 1988.

  • Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника, 2001.

  • Бавтуто Г.А. и др.Практикум по анатомии и морфологии растений, 2002.

  • Хржановский В.Г. Практикум по курсу общей ботаники, 1979.

  • Рейвн П. Современная ботаника, 1990.

  • Жизнь растений. 1978, Т. 4.

Знания о растениях - одна из древнейших систем знаний человечества.

  • Знания о растениях - одна из древнейших систем знаний человечества.

  • - Накопление эмпирических знаний о растениях и их свойствах.

  • - Зарождение ботаники как науки. Первоначальный период развития.

  • Линнеевский период (18 век).

  • Гетевский, или сравнительный период . Дифференциация ботаники.

  • - сравнительно-онтогенетическое направление

  • - сравнительно-филогенетическое (эволюционное) направление

  • - экспериментальное направление.

  • - Экологическая ботаника.

  • - Задачи ботаники.

Накопление эмпирических знаний, тайна и сохранение их в семьях.

  • Накопление эмпирических знаний, тайна и сохранение их в семьях.

  • Первые письменные источники – глиняные клинописные таблички ассирийцев (7-8 в. до н.э.). Однако, их сведения заимствованы у шумеров и вавилонян (18-19 в. до н.э.).

Китай, конец 3 тыс. до н. э.

  • Китай, конец 3 тыс. до н. э.

  • «Бень Цао цзин» – «Канон корней и трав» (предположительно автор - император Шэн Нун)

  • 230 видов лек. растений

Древняя Греция

  • Древняя Греция

  • Теофраст

  • 3-4 в. до н.э.

  • «Философия ботаники» -

  • различия между растениями и их природу надо рассматривать, подвергая исследованию их части, изучая их свойства, распространения и жизнь.

  • Первый теоретик, «отец ботаники».

Плиний старший

  • Плиний старший

  • (I в.н.э.) составил многотомную энциклопедию по естественным наукам, из которых 12 томов было посвящено лекарственным растениям.

Таджик из Бухары,

Узбек из Хорезма

  • Узбек из Хорезма

  • Автор книги «Фармакогнозия в медицине», в которой описывается около 750 видов ЛР, есть их рисунки и отличительные признаки, которые указывают на его чистоту и доброкачественность.

1492 г. – Х. Колумб, Америка

  • 1492 г. – Х. Колумб, Америка

  • 1497 г.– Д. Кабот, Сев. Америка

  • 1498 г. Васко да Гама, путь в Индию вокруг Африки

  • 1644 г. – Абел Тасман, Австралия

Лука Гини

Италия

  • Италия

  • 1543 – г. Пиза,

  • 1545 – г. Падуя

  • Германия – 1560, 1579

  • Франция – 1568

  • Россия –

  • 1706 – г. Москва,

  • 1714 – С.-Петербург

  • Беларусь

  • 1932, профессор С.П. Мельник

Альбрехт Дюрер

  • Альбрехт Дюрер

  • Изобретение микроскопа

  • 1590 – братья Янсон

  • 1665 – Роберт Гук, открытие клетки - cell

Грю Н.

Карл Линней (1707-1778)

  • Карл Линней (1707-1778)

Гете И.В. (1749-1832)

  • Гете И.В. (1749-1832)

М. Шлейден (1804-1871)

  • М. Шлейден (1804-1871)

Железнов (1816-1877), 1840г.

  • Железнов (1816-1877), 1840г.

Навашин С.Г. (1857-1930)

  • Навашин С.Г. (1857-1930)

Ч. Дарвин (1809-1882)

  • Ч. Дарвин (1809-1882)

К.А. Тимирязев (1843-1920)

  • К.А. Тимирязев (1843-1920)

Кельрейтер И.Г. 1761г.

  • Кельрейтер И.Г. 1761г.

Раункиер К. (1860-1838)

  • Раункиер К. (1860-1838)

Изучение закономерностей строения и развития органов у растений.

  • Изучение закономерностей строения и развития органов у растений.

  • Изучение особенностей формообразовательного процесса в ходе онтогенеза.

  • Изучение особенностей формообразовательного процесса в ходе эволюции.

  • Управление формообразовательными процессами.

stom.tilimen.org

«Лабораторный практикум по анатомии и морфологии растений»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Пояснительная записка. Нормативные документы, в соответствии с которыми разработана рабочая программа Закон РФ от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный компонент государственного

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии 6 класс составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии; Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д. Согласно

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Пояснительная записка. Актуальность курса связана с тем, что согласно концепции профильного обучения необходимо подготовить девятиклассников к углубленному изучению биологии в старшей школке и успешной

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сведения о программе Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» (Рабочие программы. Биология. 5 9 классы:

Подробнее

Календарно-тематический план (35 часов)

Календарно-тематический план (35 часов) Рабочая программа по биологии для 6 класса Календарно-тематический план (35 часов) п/п дата Тема урока Планируемые результаты обучения Информационнометодическое обеспечение ВВЕДЕНИЕ (1 час) Цель: создать

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования

Подробнее

34 часа (1 раз в неделю)

34 часа (1 раз в неделю) Календарно-тематическое планирование по биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс 34 часа (1 раз в неделю) Учебник. Автор: Понамарева И.Н. Биология «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Человек: прошлое, настоящее, будущее. 9 класс» составлена на основе программы курса «Человек: прошлое, настоящее, будущее» Г.А. Русских (Москва, «Дрофа», 2007 г.).

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Курс внеурочной деятельности по биологии в пятом классе «Зеленая лаборатория» знакомит учащихся с особенностями строения цветковых растений и некоторыми физиологическими процессами,

Подробнее

Содержание программы

Содержание программы Пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена для учащихся 6 класса на основе следующих нормативно-правовых документов: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Пояснительная записка. Рабочая программа учебного курса биологии для 7 класса составлена на основе примерной программы специальной (коррекционной) школы VIII видя под редакцией доктора пед. наук В.В.Воронковой,

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» ИОНЦ «экология и природопользование»

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ПАВЛОВКА МАРКСОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «рассмотрено на заседании ШМО» Руководитель ШМО / / Протокол от 20 г.

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена с учётом Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по биологии основного общего образования

Подробнее

Рабочая программа. 6 класс

Рабочая программа. 6 класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Видновская средняя общеобразовательная школа 4» УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «Видновская СОШ 4» Исаева Г В. «31_» _августа 2016 г. Рабочая программа базовый

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «БИОЛОГИЯ, ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ» 6 класс Разработчик - учитель биологии МАОУ СОШ 48 Дмитриева Ирина Александровна Уровень общеобразовательный Часов -35 ( час в неделю) г. Калининград

Подробнее

1. Пояснительная записка:

1. Пояснительная записка: 1. Пояснительная записка: Рабочая программа по биологии разработана в соответствии: С Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденный приказом Министерства

Подробнее

2.Пояснительная записка.

2.Пояснительная записка. 2.Пояснительная записка. Программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта. Примерная программа среднего ( полного) общего образования для 10 класса по учебнику Биология. Общая биология.

Подробнее

2. Пояснительная записка

2. Пояснительная записка . Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе требований федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, для общеобразовательных учреждений

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 6 класса разработана в соответствии с: Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта; Программой основного

Подробнее

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность данной образовательной программы естественнонаучная. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность. Данный курс предназначен для ликвидации пробелов в знаниях

Подробнее

учебный год

учебный год Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 242 с углубленным изучением физики и математики Красносельского района Санкт-Петербурга Принята Педагогическим

Подробнее

docplayer.ru

Книга Ботаника: анатомия и морфология растений. Практикум 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов

позиции в рейтинге популярности произведений:

ПЕРИОД МЕСТО
сутки 2
месяц 7  (new)
год 63  (new)

Анонс

Пособие предназначено для организации работы на практических занятиях по курсу «Ботаника. Анатомия и морфология растений»: представлен ход выполнения практических работ с требованиями к оформлению рисунков. В пособии изложен краткий теоретический материал по изучаемым темам. Структура пособия способствует значительной самоподготовке студентов к занятиям и работе над разделами. Для этого приводится перечень вопросов для самостоятельной работы и итогового контроля. Практикум построен с расчетом на индивидуальную работу каждого студента в лаборатории под руководством преподавателя после предварительного самостоятельного изучения материала по рекомендуемой литературе.

litportal.ru

Книга Ботаника: анатомия и морфология растений. Практикум 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО

позиции в рейтинге популярности произведений:

ПЕРИОД МЕСТО
сутки 1
месяц 3  (new)
год 36  (new)

Анонс

Пособие предназначено для организации работы на практических занятиях по курсу «Ботаника. Анатомия и морфология растений»: представлен ход выполнения практических работ с требованиями к оформлению рисунков. В пособии изложен краткий теоретический материал по изучаемым темам. Структура пособия способствует значительной самоподготовке студентов к занятиям и работе над разделами. Для этого приводится перечень вопросов для самостоятельной работы и итогового контроля. Практикум построен с расчетом на индивидуальную работу каждого студента в лаборатории под руководством преподавателя после предварительного самостоятельного изучения материала по рекомендуемой литературе.

litportal.ru

анатомия и морфология растений. Практикум. Учебное пособие для вузов

Ботаника: анатомия и морфология растений. Практикум. Учебное пособие для вузов

Производитель: "ЮРАЙТ"

Серия: "Университеты России"

Пособие предназначено для организации работы на практических занятиях по курсу&171;Ботаника. Анатомия и морфология растений&187;:представлен ход выполнения практических работ с требованиями к оформлению рисунков. В пособии изложен краткий теоретический материал по изучаемым темам. Структура пособия способствует значительной самоподготовке студентов к занятиям и работе над разделами. Для этого приводится перечень вопросов для самостоятельной работы и итогового контроля. Практикум построен с расчетом на индивидуальную работу каждого студента в лаборатории под руководством преподавателя после предварительного самостоятельного изучения материала по рекомендуемой литературе. Издание переработанное и дополненное. ISBN:978-5-534-05343-2

Издательство: "ЮРАЙТ" (2017)

ISBN: 978-5-534-05343-2

Купить за 694 грн (только Украина) в

Другие книги схожей тематики:

См. также в других словарях:

  • Ефремов, Валерий Анатольевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ефремов. Валерий Анатольевич Ефремов Валерий Анатольевич Ефремов …   Википедия

  • Гуревич, Павел Семёнович — Павел Семёнович Гуревич …   Википедия

  • Трунов, Игорь Леонидович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Трунов. Игорь Леонидович Трунов Портрет Род деятельности: Адвокат Дата рождения: 1961 год(1 …   Википедия

  • Черняк, Валентина Данииловна — Черняк, Валентина Данииловна …   Википедия

  • Государство — У этого термина существуют и другие значения, см. Государство (значения). Титульный лист сочинения Томаса Гоббса Левиафан (1651 год), посвящённого проблемам государства …   Википедия

  • Право — Фемида греческая богиня справедливости, а также символ правосудия У …   Википедия

  • Логистика — Логистика  профессия , предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными… …   Википедия

  • Список российских издательств — …   Википедия

  • Информационное право — рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права.[1] Информационное право как наука  это система… …   Википедия

  • Лобачёва, Елена Николаевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лобачёва. Елена Николаевна Лобачёва Елена Николаевна Лобачёва Награды и премии …   Википедия

  • Право социального обеспечения — Содержание 1 Предмет права социального обеспечения …   Википедия

dic.academic.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта