Урок биологии на тему "Строение растительной клетки" (5 класс). Строение клетки растения 5 класс
Строение клетки ( 5 класс)
Конспект урока биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки»
Данная разработка урока по теме «Строение клетки» составлена для УМК Пасечник В.В. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса, дистанционной формы обучения.
Тема урока: Строение клетки.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Ход урока
1. Мотивация
Добрый день, Никита!
Давай посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у тебя хорошее настроение, это значит, что мы с тобой сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Ты позже назовешь сам.
Итак, сейчас я хочу задать тебе несколько вопросов. Внимание!
– Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома.)– Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений.) – Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв – буквы, это основа слогов.)– А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток.)
(Слайд № 1)
Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?
Загляните на часок В нашу клетку-теремок, В цитоплазме там и тут Органоиды живут. Там такое происходит - Цитоплазма кругом ходит, Помогает то движенье В клетке чудным превращеньям. Их не видел Левенгук, Удивился б Роберт Гук. (Слайд № 2)
Из чего состоят все живые организмы из … (клеток). Правильно.
Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)
Учитель записывает проговоренную тему, а ребенок (мама) в тетради.
2. Целеполагание и планирование
Тема урока: Строение клетки
– показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких образований;
– дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся.
– учить анализу, созданию образов и понятий. (Слайд №3)
3. Актуализация пройденного материала.
Мы с тобой говорили на прошлом уроке:
-
1. С помощью каких приборов можно изучать клетки?
-
2. Назови основные части лупы?
-
3. Во сколько раз увеличивает лупа?
-
4. Назови основные части светового микроскопа?
-
5. Как можно узнать во сколько раз увеличивает световой микроскоп?
(Слайд №4– 7)
4.Актуализация нового материала
1. Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток. (Слайд №8)
2. Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме.(Слайд №9)
3. Цитология – наука изучающая строение и жизнедеятельность клеток.
infourok.ru
Урок биологии на тему "Строение растительной клетки" (5 класс)
Предмет: биология
Класс: 5
Тема урока: «Строение клетки».
Тип урока: ОНЗ
Цель: формирование у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята, садитесь.
Сегодня урок открытия нового знания. А как мы узнаём новое? (читаем, ищем в интернете)
Ребята, как вы понимаете следующее высказывание?
«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»
Анатоль Франс.
( нужно учиться с удовольствием.Тогда всё будет понятно, и будет легче учиться.)
Я желаю вам на сегодняшнем уроке успешного усвоения нового материала!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Давно пытливый ум мечталВнутрь всех вещей взглянуть.Путь в мир незримый указалВеликий Левенгук
А из чего состоит любой живой организм? ( из клеток), а с помощью чего мы можем рассмотреть клетки различных организмов? ( с помощью микроскопа)
Давайте все вместе вспомним из каких частей состоит микроскоп?
( использование флэш -приложения, один ученик работает с компьютером).
У вас на партах лежат карточки, в них надо найти и подписать части клетки. Поднимите руку, у кого получилось назвать все части клетки?
3. Выявления места и причины затруднения.
Какое задание вы должны были выполнить? ( надо было назвать части клетки.)
Почему вы не справились с заданием? (мы не знаем, из каких частей состоит клетка.)
Отлично, вы сами выяснили, что вы не знаете.
4. Открытие нового знания
Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности? (Мы должны узнать, как устроена клетка и научится определять органоиды растительной клетки.)
Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Строение клетки)
Запись темы урока в тетрадях. Слайды презентации, объяснение нового материала.
5. Первичное закрепление знаний.
Тест по строению растительной клетки. (работа с презентацией)
А теперь попробуйте еще раз в карточках найти и подписать части клетки. Проверьте друг у друга правильность выполнения задания. Оценку поставьте карандашом.
6. Рефлексия учебной деятельности.
Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель вы ставили на уроке?
(Узнать, как устроена растительная клетка, из каких частей она состоит)
Вы достигли цели? (Да.)
А теперь возьмите карандаш, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказываниями:
Карточка для рефлексии.
1.Я знаю органоиды растительной клетки.
2. Я могу соотносить органоиды растительной клетки с их функциями.
3.Я сегодня был активным на уроке.
4.Я сегодня был внимательным на уроке.
5.Я сам открыл новое знание.
6.Я доволен своей работой на уроке.
7. Домашнее задание (слайд )
Дома прочитаете параграф 7, ответьте на вопросы в конце параграфа. А также вам предстоит выполнить творческое задание: изготовить модель растительной клетки. Спасибо за урок! До свидания!
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
ПРИЗНАКИ
ЧАСТИ КЛЕТКИ
А) содержит клеточный сок
1) ядро
Б) небольшое плотное тельце
2) цитоплазма
В) прозрачная и полупроницаемая
3) оболочка
Г) придают окраску осенним листьям
4) вакуоль
Д) вязкое вещество
5) пигменты
infourok.ru
Урок по биологии в 5 классе "Строение клетки" (ФГОС)
Тема урока: Строение клетки. 5 класс
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: практическая работа, проблемное обучение.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать внутреннее строение клетки;
- рассмотреть особенности строения клеток растений и животных;
- уметь отличать клетки растений и животных.
- регулятивные:
- умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели. - умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- коммуникативные:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:
- работать с учебником;
- находить отличия;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
1.Мотивация
к учебной
деятельности
Приветствую учащихся, проверяю их готовность к уроку, желаю успеха.
Ученики встали,
настроились на
работу, проверили на
столах наличие
учебных принадлежностей.
Личностные:
умение соблюдать
дисциплину на
уроке, уважительно
относиться к
учителю и
одноклассникам
2.
Актуализация
знаний, сообщение
темы и целей урока
(Постановка проблемного вопроса)
Сегодня я шла на работу, видела как бежала собака, любовалась осенними деревьями. Это всё живая или неживая природа Это жив организмы. А все живые организмы из чего состоят_______ ?
Я думаю, что и собака и деревья это живые организмы, значит они состоят из одинаковых клеток. Вы согласны со мной? (--да)
Но как объяснить следующее: животные отличаются от растений по образу жизни, питанию
(чтобы добыть питание –бегают, прыгают, летают, а растения, тело которых также состоит из клеток обеспечивают себя питанием - органическими веществами, «сидя» на одном месте? )
Наш организм и растения состоят из разных или одинаковых клеток?
Узнать разгадку можно, изучив строение клетки – это тема урока
Исходя из поставленной проблемы, какие задачи поставите на урок?
- 1 выявить общие признаки клеток растений и животных
- 1 выявить отличительные признаки
- 2 - узнать какие функции выполняют части клетки
Поэтому цель урока – изучить строение клетки
Формулируют тему урока
Учащиеся формулируют цель урока : изучить строение клетки.
Задачи
Постановка проблемы
Коммуникативные УУД:
умение воспринимать
информацию на слух, отвечать на вопросы
учителя
Регулятивные
УУД:
самостоятельное
формулирование
цели и задач,
планирование,
прогнозирование
3.
«Открытие» нового знания
для решения поставленных задач нам надо изучить текст рассмотреть рисунки и заполнить каждому таблицу
1. Что общего в строении клетки?
2. В чем отличия? (кл стенка, вакуоль, хлоропласты)
Совместно заполняем таблицу. Одновременно ученики обмениваются тетрадями для взаимопроверки.
Выставите оценки однокласснику (нет ошибок или 1 - «5»,2-3 – «4», 4 - «3»)
- рассматривают изображение
клеток на рис.;
Работают с текстом, заполняют таблицу, озвучивают результат
-
-
Регулятивные УУД:
Умение организовать
выполнение заданий
учителя, делать вывод
по результатам работы
Коммуникативные УУД:
Умение обсуждать информацию слушать товарища и
выражать свои мысли и идеи.
Познавательные УУД:
умение работать с учебником;
работать с информационными текстами; объяснять значения новых слов
4.
Первичное закрепление и самооценка
Работа в группах
Таблица закрывается
Задание для группы № 1. Приготовить модель растительной клетки по памяти
Задание для группы № 2. Приготовить модель растительной клетки по памяти
Таблица открывается. Один ученик от группы выходит и рассказывает о строении клетки, вторая ГРУппа делает замечания.
Оцените работу своей и другой группы. Оценка учителя.
моделируют клетки
Оценивают свою работу в группе.
Познавательные УУД:
умение работать в группе, сравнивать и выделять признаки; находить отличия;
оценивать собственный вклад в работу группы.
5.
контроль
домашнее задание
1. Предлагаю индивидуально выполнить тест
На выбор: выучить параграф, написать рассказ «Мой день жизни внутри клетки »,
Сделать модель клетки (из пластилина, ткани, теста и т.д.)
Выполняют тест
Записывают дом задание
6.
Рефлексия (итог урока)
Ребята, назовите тему нашего урока?
Какую цель мы поставили перед собой?
Как вы считаете, достигли ли цели?
Упражнение «Лего»
Строят из лего башню
было интересно... – красный кубик
было трудно... – зеленый
ничего не понял - синий
Выявляют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, определяют цели последующей деятельности
Коммуникативные УУД:
оценивать собственный вклад в работу группы.
Приложение 1
Приложение
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
Выбери правильный ответ
1. Растительная клетка отличается от животной наличием:
а) рибосома; б) хлоропласт;
2. Клеточная стенка имеется у клетки:
а) растительной; б) бактериальной; в) животной
3. Органоид, который содержит клеточный сок:
а) ядро; б) хлоропласт; в) вакуоль;
4.Клеточная оболочка не характерна для клеток:
а) растений, б) животных, в) грибов.
5. Как называется содержимое клетки, которое постоянно движется и обеспечивает перемещение веществ в клетке:
а) ядро; б) цитоплазма; в) вода;
Клетка - это структурная единица ЖИВОГО организма. Клетка состоит из органоидов.
Сверху растительная клетка покрыта клеточной оболочкой, которая придает форму клетке и защиту. У животной клетки такой стенки нет.
Под клеточной оболочкой находится тоненькая плёночка - мембрана. Она регулирует обмен веществ - про пускает и выпускает вещества из клетки
Внутри любой клетки находится бесцветное вязкое вещество - цитоплазма, которое придает движение органоидам
В цитоплазме находится ядро, В котором хранится наследственная информация об организме.
Во всех растительных клетках,, особенно в старых, хорошо заметны - вакуоли. Они наполнены клеточным соком.
В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца - пластиды. которые придают цвет растению. Например, хлоропласты. придают зеленый цвет растению и участвуют в фотосинтезе
Вывод: Растительная клетка отличается от животной. У нее есть оболочка, хлоропласты и вакуоль.
Клетка - это структурная единица ЖИВОГО организма. Клетка состоит из органоидов.
Сверху растительная клетка покрыта клеточной оболочкой, которая придает форму клетке и защиту. У животной клетки такой стенки нет.
Под клеточной оболочкой находится тоненькая плёночка - мембрана. Она регулирует обмен веществ - про пускает и выпускает вещества из клетки
Внутри любой клетки находится бесцветное вязкое вещество - цитоплазма, которое придает движение органоидам
В цитоплазме находится ядро, В котором хранится наследственная информация об организме.
Во всех растительных клетках,, особенно в старых, хорошо заметны - вакуоли. Они наполнены клеточным соком.
В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца - пластиды. которые придают цвет растению. Например, хлоропласты. придают зеленый цвет растению и участвуют в фотосинтезе
Вывод: Растительная клетка отличается от животной. У нее есть оболочка, хлоропласты и вакуоль.
макет клетки из теста
Увлекательной темой становится строение клетки для детей. Многие из них уже в детсаду рассматривали различные объекты в микроскоп, и, в принципе, знакомы с понятием «клетка». Поэтому с ними можно приступать к следующему шагу – изучению строения клеток и их компонентов.
Наглядно, как выглядит клетка для детей, можно продемонстрировать на подручных материалах, в частности, на продуктах. С их помощью мы смастерим настоящий макет органической клетки своими руками для детей.
Нам понадобится:
стеклянная миска (чтобы через нее было лучше видно клеточную оболочку)
сыр (или тесто)
желе
грецкий орех
фасоль
макароны
рис
Раскладываем все клеточные компоненты внутри импровизированной клетки:
Клеточную оболочку (мембрану) делаем из сыра или теста, выкладывая их тонким слоем по дну миски. Объясняем ее функции: сохранение формы, пропускание всех полезных веществ внутрь и выпуск их наружу
Наполняем миску желе – это цитоплазма. Объясняем, что основная ее задача – обеспечение обмена всех веществ внутри клетки. Если нет цитоплазмы, клеточные компоненты и вещества не могут двигаться
Кладем ядро или скорлупку грецкого ореха. Это ядро клетки, в нем хранится самая ценная информация
Раскладываем фасолинки – это митохондрии, в них вырабатывается энергия
Макароны – это лизосомы. Они поглощают все ненужные вещества
Рис – это рибосомы. Одни из них служат своего рода фабрикой, на которой создается белок, другие возят нужные вещества на эту фабрику
Про каждый компонент клетки можно рассказать интересные факты, чтобы детям лучше запомнилась эта информация.
Затем можно сделать клетку из соленого теста, разложив по кусочку нужные органеллы.
делаем строение клетки по книге
строение клетки руками ребенка
Если соединить две клетки из теста спагетти, получится нервно – мышечное соединение или соединение нервных клеток друг с другом. Спагетти – путь передачи нервного импульса.
нервные клетки
Биология строение клетки
Так, наглядно и вполне доступно, можно начать изучать с детьми достаточно серьезную и объемную тему – строение клетки.
infourok.ru
Урок биологии на тему "Строение растительной клетки" (5 класс)
Предмет: биология
Класс: 5
Тема урока: «Строение клетки».
Тип урока: ОНЗ
Цель: формирование у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята, садитесь.
Сегодня урок открытия нового знания. А как мы узнаём новое? (читаем, ищем в интернете)
Ребята, как вы понимаете следующее высказывание?
«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»
Анатоль Франс.
( нужно учиться с удовольствием.Тогда всё будет понятно, и будет легче учиться.)
Я желаю вам на сегодняшнем уроке успешного усвоения нового материала!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Давно пытливый ум мечталВнутрь всех вещей взглянуть.Путь в мир незримый указалВеликий Левенгук
А из чего состоит любой живой организм? ( из клеток), а с помощью чего мы можем рассмотреть клетки различных организмов? ( с помощью микроскопа)
Давайте все вместе вспомним из каких частей состоит микроскоп?
( использование флэш -приложения, один ученик работает с компьютером).
У вас на партах лежат карточки, в них надо найти и подписать части клетки. Поднимите руку, у кого получилось назвать все части клетки?
3. Выявления места и причины затруднения.
Какое задание вы должны были выполнить? ( надо было назвать части клетки.)
Почему вы не справились с заданием? (мы не знаем, из каких частей состоит клетка.)
Отлично, вы сами выяснили, что вы не знаете.
4. Открытие нового знания
Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности? (Мы должны узнать, как устроена клетка и научится определять органоиды растительной клетки.)
Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Строение клетки)
Запись темы урока в тетрадях. Слайды презентации, объяснение нового материала.
5. Первичное закрепление знаний.
Тест по строению растительной клетки. (работа с презентацией)
А теперь попробуйте еще раз в карточках найти и подписать части клетки. Проверьте друг у друга правильность выполнения задания. Оценку поставьте карандашом.
6. Рефлексия учебной деятельности.
Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель вы ставили на уроке?
(Узнать, как устроена растительная клетка, из каких частей она состоит)
Вы достигли цели? (Да.)
А теперь возьмите карандаш, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказываниями:
Карточка для рефлексии.
1.Я знаю органоиды растительной клетки.
2. Я могу соотносить органоиды растительной клетки с их функциями.
3.Я сегодня был активным на уроке.
4.Я сегодня был внимательным на уроке.
5.Я сам открыл новое знание.
6.Я доволен своей работой на уроке.
7. Домашнее задание (слайд )
Дома прочитаете параграф 7, ответьте на вопросы в конце параграфа. А также вам предстоит выполнить творческое задание: изготовить модель растительной клетки. Спасибо за урок! До свидания!
Карточка для рефлексии.
1.Я знаю органоиды растительной клетки.
2. Я могу соотносить органоиды растительной клетки с их функциями.
3.Я сегодня был активным на уроке.
4.Я сегодня был внимательным на уроке.
5.Я сам открыл новое знание.
6.Я доволен своей работой на уроке.
Карточка для рефлексии.
1.Я знаю органоиды растительной клетки.
2. Я могу соотносить органоиды растительной клетки с их функциями.
3.Я сегодня был активным на уроке.
4.Я сегодня был внимательным на уроке.
5.Я сам открыл новое знание.
6.Я доволен своей работой на уроке.
Карточка для рефлексии.
1.Я знаю органоиды растительной клетки.
2. Я могу соотносить органоиды растительной клетки с их функциями.
3.Я сегодня был активным на уроке.
4.Я сегодня был внимательным на уроке.
5.Я сам открыл новое знание.
6.Я доволен своей работой на уроке.
Карточка для рефлексии.
1.Я знаю органоиды растительной клетки.
2. Я могу соотносить органоиды растительной клетки с их функциями.
3.Я сегодня был активным на уроке.
4.Я сегодня был внимательным на уроке.
5.Я сам открыл новое знание.
6.Я доволен своей работой на уроке.
Карточка для рефлексии.
1.Я знаю органоиды растительной клетки.
2. Я могу соотносить органоиды растительной клетки с их функциями.
3.Я сегодня был активным на уроке.
4.Я сегодня был внимательным на уроке.
5.Я сам открыл новое знание.
6.Я доволен своей работой на уроке.
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
ПРИЗНАКИ
ЧАСТИ КЛЕТКИ
А) содержит клеточный сок
1) ядро
Б) небольшое плотное тельце
2) цитоплазма
В) прозрачная и полупроницаемая
3) оболочка
Г) придают окраску осенним листьям
4) вакуоль
Д) вязкое вещество
5) пигменты
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
ПРИЗНАКИ
ЧАСТИ КЛЕТКИ
А) содержит клеточный сок
1) ядро
Б) небольшое плотное тельце
2) цитоплазма
В) прозрачная и полупроницаемая
3) оболочка
Г) придают окраску осенним листьям
4) вакуоль
Д) вязкое вещество
5) пигменты
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
ПРИЗНАКИ
ЧАСТИ КЛЕТКИ
А) содержит клеточный сок
1) ядро
Б) небольшое плотное тельце
2) цитоплазма
В) прозрачная и полупроницаемая
3) оболочка
Г) придают окраску осенним листьям
4) вакуоль
Д) вязкое вещество
5) пигменты
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
ПРИЗНАКИ
ЧАСТИ КЛЕТКИ
А) содержит клеточный сок
1) ядро
Б) небольшое плотное тельце
2) цитоплазма
В) прозрачная и полупроницаемая
3) оболочка
Г) придают окраску осенним листьям
4) вакуоль
Д) вязкое вещество
5) пигменты
infourok.ru
Урок в 5 классе "Строение клетки"
Тема урока: Строение клетки.
Цель: создание условий для усвоения учащимися знаний о строении клетки, об отличительных особенностях растительной клетки, о растительных и животных тканях.
Задачи:
Создать условия для приобретения знаний о строении клетки растений и животных;
Способствовать знакомству учащихся с видами тканей, их строением и функциями, используя форму обучения сказкой;
Содействовать формированию навыков коммуникативного общения через разные виды творческой активности;
Способствовать развитию универсальных учебных действий через изучения понятий, клетки, ткани, органы, организм.
Оборудование:
мультимедиа;
к/презентация;
кластер;
учебник «Биология 5 класс».
План урока:
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала (сказка)
Строение клетки
Особенности растительной клетки
Изучение функций различных органоидов.
III. Закрепление (интерактивный рисунок)
IV. Рефлексия
V. Домашнее задание
Результаты
Личностные: формирование способности учащихся к самообучению на основе мотивации к учению и познанию; формирование интеллектуальных умений анализа полученной информации о строении клетки и тканей, сравнения клеток растений и животных, умение делать выводы из полученной информации.
Метапредметные: формирование навыков коммуникативного общения через разные виды творческой активности; умение работать с различными источниками биологической информации (учебник, ИКТ).
Предметные: формирование первичных систематизированных представлений о строении клетки и тканей; формирование представлений о естественнонаучной картине мира на основе знаний о клеточном строении организмов и сходстве строения клеток различных организмов.
Организационный момент
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем
I этап.
Вступление. Начало сказки.
Ребята! В какой кабинет вы сегодня пришли? Какую науку мы с вами изучаем в этом кабинете? А что изучает наука биология? А что отличает живые организмы от неживой природы? Есть еще одно свойство всего живого- клеточное строение. Вот послушайте стихотворение и попытайтесь определить какова наша тема урока.
Вот дом, к примеру, состоит из тыщи кирпичей,
И мир природы состоит из маленьких частей.
Так клетка, кажется, мала! Но в микроскоп взгляните:
Ведь это целая страна, на карте не ищите!
И нам, чтобы решить секрет всех клеточных проблем,
Еще на много - много лет работы хватит всем.
Так как будет называться тема нашего урока? Правильно «Строение клетки Ткани.» Сегодня мы изучим строение клетки на следующий урок поговорим о тканях.
Итак, тема нашего урока «Строение клетки.».
А какую цель мы поставим перед собой?
Учащиеся с помощью учителя формулируют цель урока: познакомиться со строением клеток растений и животных, выяснить черты сходства и различия между ними
Это очень трудная задача, чтобы добиться этой цели предлагаю у совместно написать сказку, стать её действующими лицами. Сказка называется Василек Бабочка и Баба – Яга.
II этап .
Определение общих черт строения растительной и животной клентки.
В некотором царстве, в лесном государстве, на лесной опушке жили-были луговой Василёк и Бабочка. Жили они дружненько, никогда не ссорились. Да и к чему им ругаться-браниться, из-за чего обиды таить? Ведь приносили они друг другу только пользу. Как вы думаете, ребята , какую пользу Василек и Бабаочка приносили друг другу? Василёк производил нектар, которым угощал бабочку. А та, в благодарность за пищу, переносила пыльцу василька с цветка на цветок, чтоб могли семена у Василька образоваться.
Демонстрируется слайд № 2
Из этих семян вырастали потом новые растения. Слайд №3
Много разговаривали Василёк и Бабочка о том, что, несмотря на внешнюю несхожесть, чувствуют они, что есть у них что-то общее. Услышала их разговоры мудрая птица Сова
И сказала, что вычитала в волшебной книжке ответ на их вопрос И что Василек и Бабочка состоят из маленьких- маленьких частичек-клеток.. Из них состоят все существа на Земле.. Клетки Василька и Бабочки чем-то похожи, но имеют и различия, т. к. Василёк – это растение, а Бабочка– животное.
Слайд № 4
Задумались Василек и Бабочка и очень им захотелось взглянуть на эти клетки, из которых они состоят, и узнать, чем же они похожи и чем отличаются. Да вот беда, читать-то ни бабочка, ни Василёк не умеют! Пригорюнились они было, да Сова дала им мудрый совет: «Обратитесь за помощью к ученикам 5 класса. Есть у них волшебная книга, в которой на с.20 нарисованы портреты клеток и написано об их сходстве и различиях». Вот и просят Василёк и Бабочка помощи у вас, ребята. Поможем? Слайд №5
Учащиеся соглашаются помочь Васильку и Бабочке. Открывают учебник на с.20, выборочно читают о том, что клетки состоят из мембраны, ядра и цитоплазмы.
Я в это время открываю ссылку и по мере чтения показываю части клетки. А дети разукрашивают соответствующие части животной клетки.
Учитель спрашивает, Так из каких основных частей состоят клетки Василька и Бабочки?
Ученики называют: ядро, цитоплазма, клеточная мембрана. Эти части одинаковы у растений и животных? Да. Раскрасьте их и у растительной клетки.
Я показываю слайд № 6
III этап . Определение отличий растительных и животных клеток.
Итак, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Очень были довольны Бабочка и Василек, что узнали так много нового и интересного, но их дружба очень не понравилась кикиморам лесным. И задумали они вот что.
Слайд № 7 фрагмент м/фильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»
Подговорили они злого Колывана и Бабу Ягу заколдовать наших знакомых. Перепутать все клетки Бабочки и Василька. Слайд № 8.
Пусть они потеряют краски , станут черно- белыми, забудут чьи они. И наложила баба Яга заклятие: быть так до тех пор, пока добры молодцы и красны девицы не укажут клеткам путь домой.. Слайд № 9
Вижу я пред собой и добрых молодцев, и красных девиц. Поможем клеткам найти свою семью? Тогда в путь! Медлить нельзя!
Слайд № Кто уже знает как снять заклятие Бабы Яги
Учитель. Открываем опять волшебную книгу на стр. 20 и читаем. книгу уже каждый про себя и попытаемся вывить отличия растительной и животной клеток. запомнить эти отличия . Кто уже знает как снять заклятие Бабы Яги?
Показываю на слайде сначала сходство, а потом отличия. Слайд № 10
Отличия:
1. У растительной клетки есть дополнительная прочная клеточная стенка;
2.У растительной клетки есть хлоропласты;
3.У растительной клетки есть вакуоли с клеточным соком.
Раскрасьте эти отличительные особенности у растительной клетки.
Теперь мы знаем, чем отличаются клетки растений и животных. Разделите перепутанные клетки и раскрасьте животные клетки в голубой цвет, а растительные в зеленый.
Давайте теперь посмотрим у всех ли получилось? Поменяйтесь друг с другом и проверьте. У всех правильно Здорово! Как обрадовались наши Бабочка и Василек опять целы и невредимы! И могут дальше беззаботно расти на лугу.
III этап.
Определение значения изученных «телец» в клетке.
А рядом на лугу росла Ромашка. Ей очень – очень хотелось подружиться с Васильком и Бабочкой. Но как это сделать она не знала. А мы можем ей помочь. Если мы сейчас заполним все её лепестки, то она расскажет о том, для чего нужны маленькие тельца в клетках Васильку и Бабочке и они с ней подружатся.
У каждого на столе лежит лепесток Ромашки. Читая учебник, заполните недостающие лепестки.
Ребята пишут функции органоидов в кластер. И выходя к доске, прикрепляют их в виде ромашки на доску.
Учитель: Замечательно ! Теперь Ромашка Василек и Бабочка все вместе!
Закрепление изученного материала
А теперь скажите, что помогло подружиться Васильку Бабочка и Ромашке? Что дало силу разрушить козни Бабы –Яги? Знания!
А что мы узнали о строении их клеток?
1. Клетки животных и растений имеют общие черты строения: клеточную мембрану, цитоплазму с органоидами, ядро;
2.У растительной клетки имеются клеточная стенка, вакуоли с клеточным соком и пластиды;
3.Каждая часть клетки имеет свои особенности в связи с выполняемыми функциями. ( записать в тетрадь, если будет время)
Рефлексия.
Отсюда мораль сказки , что в любом деле нам первый помощник – знание. А еще какие вы знаете другие подобные пословицы? Ученье свет, а неученье тьма. Труд при ученье скучен, да плод от чтенья вкусен. Ученью — время, игре — час Учиться всегда пригодится. Ученье — путь к уменью.
Молодцы! Вам понравился сегодняшний урок? А что больше всего?
IV этап Выставление оценок и дом. задание.
А теперь запишите домашнее задание
§ 5, нарисовать «портреты» животной и растительной клеток.
Ткани животных
Название ткани | Особенности строения | Выполняемая работа |
Очень длинные многоядерные клетки-волокна связаны друг с другом небольшим количеством межклеточного вещества. | Обеспечивает движение тела в пространстве и перемещение одних частей по отношению к другим. | |
Состоит из клеток различных типов, располагающихся обычно далеко друг от друга. Межклеточного вещества много. | Главная опора организма животного. Она составляет скелет, соединяет между собой различные ткани и органы, окружает некоторые органы, защищая их от повреждения. | |
Клетки цилиндрической формы, в форме куба, бокаловидные, могут иметь реснички. Но все они плотно прилегают друг к другу. Межклеточного вещества очень мало. | Защита соответствующих органов от механических повреждений и инфекции. | |
Состоит из нервных клеток с короткими и одним длинным отростками и клеток спутниц. | Образует головной, спинной мозг и нервы, проводят импульсы от клетки к другим клеткам. |
Ткани растений
Название ткани | Особенности строения | Выполняемая работа |
Клетки здесь лежат очень близко друг к другу и постоянно делятся. | Образуют множество новых клеток, обеспечивая тем самым рост растения в длину и толщину. | |
В прозрачной цитоплазме клеток этой ткани так много хлоропластов, что порой трудно рассмотреть ядро. | Создание и накопление органических веществ. | |
Клетки покровной ткани плотно сомкнутыми между собой, их клеточная стенка очень прочная. | Защищает растение от высыхания, перегрева и от механических повреждений. | |
Представлена сосудами и ситовидными трубками. В их стенках есть поры и сквозные отверстия. | Осуществляет передвижение растворенных питательных веществ по растению. | |
Образована длинными клетками с очень прочными клеточными стенками. | Благодаря им растения могут противостоять большим механическим нагрузкам: переносить раскачивание порывами ветра, удерживать вертикальное положение. |
kopilkaurokov.ru